Реабилитационный центр как учреждение социальной помощи семьям детей инвалидов. Для родителей детей-инвалидов обеспечивающее максимально полную и своевременную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

Библиотека

Лоцман по жизни . Книга, ориентированная на семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Публикуемые в ней материалы призваны помочь преодолеть психологические и информационные барьеры в процессе социальной адаптации детей с ограничениями здоровья, а также способствовать росту правовой грамотности родителей. Наряду с правовыми аспектами приводятся практические советы врачей и психологов. Теоретические положения проиллюстрированы примерами реальных историй из жизни инвалидов, их успехов и достижений. Читать

Государствам-членам следует стремиться предоставить доступное оборудование и другие предметы, необходимые для местных условий, для всех тех, кому это необходимо для их социального исполнения и независимости. Необходимо обеспечить закупку оборудования в процессе восстановления и после его завершения. Также необходимы последующие ремонтные услуги и замена оборудования, которое стало неадекватным.

Необходимо обеспечить, чтобы люди с ограниченными возможностями, которые нуждались в таком оборудовании, имели финансовые ресурсы и конкретные возможности для их получения и узнали, как их использовать. Налоговые налоги и другие требования, являющиеся препятствиями для немедленной доступности оборудования и материалов, которые не могут быть произведены в стране, должны быть отменены и поэтому должны быть получены за границей. Важно поддерживать местное производство соответствующего оборудования и технологические, социальные и экономические условия, в которых он будет использоваться.

Алан Маршалл. Я умею шагать через лужи . Книга о мальчике-калеке, которого тяжелая болезнь в раннем детстве лишила возможности ходить. О его страданиях. О его упорстве и о том, как, пользуясь костылями, он учился двигаться самостоятельно.

Сборник. Жить инвалидом, но не быть им . Мы, авторы этой книги, инвалиды с детства, мужественные и стойкие люди, которые прошли тяжелую школу жизни, каждый день, борясь за свои права. Эта книга - наша скромная попытка внести свой вклад в решение проблем инвалидов. Наша главная задача научить инвалидов защищать свои права, дать слово самим инвалидам, донести их голос до слуха всех, в ком не угасла искра милосердия, и помочь инвалидам активно включиться в общественную и культурную жизнь общества. Читать

Разработка и производство оборудования должны сопровождать общее технологическое развитие каждой страны. В целях стимулирования местного производства и развития технического оборудования государствам-членам следует рассмотреть возможность создания национальных центров для поддержки таких местных разработок. Во многих случаях для этого могли послужить специальные школы и технологические институты и т.д. в этом отношении необходимо учитывать региональное сотрудничество.

Государствам-членам настоятельно предлагается включать в общую систему социальных услуг персонал, имеющий право предоставлять консультативные и другие услуги, необходимые для решения проблем инвалидов и их семей. Когда ресурсов общей системы социальных услуг недостаточно для удовлетворения этих потребностей, могут предоставляться специальные услуги при одновременном повышении качества всей системы.

Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции . В силу болезни. последствий травмы, врожденною дефекта биологическая компонента биосоциального потенциала инвалида ущербна, это и отличает ее от биологическом составляющей потенциала здорового человека. Социальная компонента деформируется либо изначально в процессе неадекватной социализации ребенка-инвалида, либо в процессе ресоциализации взрослого инвалида из-за разрушения социальных связей, изменения прежнего социального статуса. В таких условиях объективная часть социальной компоненты, предоставленная естественным окружением и инфраструктурой, призванной оказать инвалиду помощь в ресоциализации, приобретает особую актуальность. Читать

В рамках имеющихся ресурсов государствам-членам настоятельно предлагается принять специальные меры, необходимые для обеспечения полного предоставления и использования услуг, необходимых инвалидам, проживающим в сельских районах и в трущобах и трущобах.

Людей с ограниченными возможностями нельзя отделять от своих семей и общин. Система услуг должна учитывать проблемы транспорта и связи, необходимость социальных, санитарных и образовательных вспомогательных услуг, существование отсталых и зачастую рискованных условий жизни и, особенно, в бедных городских районах существование социальных барьеров, которые могут препятствовать преследованию или признанию таких услуг некоторыми людьми. Государства-члены обеспечивают справедливое распределение таких услуг среди всех слоев населения и во всех географических регионах по мере необходимости.

Законодательство

Права инвалидов в вопросах и ответах . Права инвалидов на законодательном уровне, казалось бы, защищены достаточно надежно. Однако на практике спинальник, слабослышащий или слабовидящий человек вынуждены самостоятельно добиваться соблюдения своих прав в многочисленных инстанциях. Иногда в этом может помочь общество инвалидов или общественные организации. Еще в большей степени это касается детей с ДЦП, синдромом Дауна, инвалидов детства с другими заболеваниями, для которых даже детские сады недоступны. Как же добиться соблюдения своих прав? Читать

Во многих странах социальные и медицинские услуги для душевнобольных были пренебрежены. Психиатрическое лечение психически больных должно сопровождаться поддержкой и руководством для них и их семей, которые часто подвергаются определенному напряженному состоянию. В тех местах, где такие услуги доступны, сокращается время, затрачиваемое в учреждении, и вероятность нового интернирования. В случаях, когда лица с умственной отсталостью также болеют из-за дополнительных проблем, связанных с инвалидностью, необходимо принять меры, чтобы медицинский персонал мог осознавать различные потребности, связанные с инвалидностью.

Интеграция детей-инвалидов в России законодательство, реальная ситуация, пути перемен . Говоря об интеграции, мы говорим о возможности для человека с серьезными проблемами развития - в нашем случае ребенка-инвалида, или особого ребенка, - в первую очередь, нормально жить в семье, нормально обучаться (а впоследствии - и работать), а также о системе специальных мер - реабилитации, которая позволяет осуществлять первое и второе. Читать

Государства-члены должны взять на себя ответственность за обеспечение того, чтобы инвалидам предоставлялись равные возможности и возможности других граждан. Государствам-членам следует принять необходимые меры для ликвидации любой дискриминационной практики в отношении инвалидности.

При разработке национальных законов о правах человека и в отношении аналогичных национальных координационных комитетов и органов, занимающихся вопросами инвалидности, особое внимание следует уделять условиям, которые могут ухудшить возможности инвалидов при осуществлении прав и Свободы гарантированы согражданам.

Концепция совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства . В настоящее время здоровье детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства в Российской Федерации представляет серьезную медико-социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением возрастной структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Читать

Государствам-членам следует рассмотреть определенные права, такие как права на образование, работу, социальное обеспечение и защиту от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, а также изучить их с точки зрения инвалидов. Государства-члены стремятся сделать физическую среду доступной для всех, включая лиц с различными видами инвалидности, как указано в пункте 8 настоящего документа.

Кроме того, по мере возможности следует принимать меры для обеспечения доступности существующих зданий, жилья и транспорта, в частности, используя реформы. Государствам-членам следует поощрять предоставление вспомогательных услуг, чтобы люди с инвалидностью могли жить в своем сообществе как можно более независимо. Они также должны обеспечить, чтобы инвалиды имели возможность самостоятельно организовывать и управлять этими услугами, как это в настоящее время имеет место в некоторых странах.

Законные права детей инвалидов . К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности. Читать

Все государства-члены должны стремиться включить в свои системы законов и положений положения, содержащие общие и поддерживающие цели, включенные в Всемирную программу действий по социальному обеспечению. Государства-члены должны стремиться к тому, чтобы инвалиды имели равные возможности для получения всех форм экономического дохода, содержания и социального обеспечения. Это распределение должно производиться в соответствии с экономической системой и степенью развития каждого государства-члена.

Если существует социальное страхование, социальное страхование и другие подобные системы для всего населения, их следует проверять, чтобы обеспечить им надлежащие услуги по профилактике, реабилитации и равенству и услуги для людей с ограниченными возможностями и что правила, регулирующие такие системы, независимо от того, применяются ли они к тем, кто предоставляет услуги или тем, кто их получает, не исключают и не дискриминируют таких лиц. Внедрение и развитие государственной системы социальных услуг и промышленной безопасности и охраны здоровья являются необходимыми предпосылками для достижения заявленных целей.

Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов . Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения (МДС 35-4.2000) Выпуск 7. Часть 1. Рекомендации предназначены для использования в региональных институтах Гражданпроект; районных и областных управлениях Минсоцзащиты населения РФ и другими заинтересованными организациями и ведомствами, чья работа направлена на проектирование, строительство, эксплуатацию зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов в соответствии с требованиями создания без барьерной среды для них. Читать

Необходимо принять меры по обеспечению доступа к инвалидам и их семьям, чтобы беспристрастно обжаловать решения, затрагивающие их права и выгоды в этой области. Обучение людей с инвалидностью должно быть максимально возможным в рамках общей школьной системы.

Ответственность за их образование должна возлагаться на органы образования, а в законы об обязательном образовании должны входить дети-инвалиды, в том числе наиболее жестокие инвалиды. Государствам-членам следует обеспечить большую гибкость в применении к инвалидам любых правил, касающихся возраста допуска, продвижения по службе от одного класса к другому и, при необходимости, процедур экспертизы.

Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях . Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Читать

Интеграция детей с инвалидностью в систему общего образования требует планирования с участием всех заинтересованных сторон. Если по какой-либо причине общеобразовательные учреждения неадекватны для некоторых детей-инвалидов, они должны быть обеспечены образованием в соответствующие периоды в специальных учреждениях. Качество этого специального образования должно быть таким же, как качество общей школьной системы, и должно быть тесно связано с ним.

Участие родителей на всех уровнях образовательного процесса является основополагающим. Родителям должна быть оказана необходимая поддержка, чтобы обеспечить ребенку инвалидность в семейной среде как можно более нормальным образом. Необходимо обучать персонал, который работает с родителями детей-инвалидов.

О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг . Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901. Читать

Медицинская реабилитация

Ренате Хольц. Помощь детям с церебральным параличом . В книге, написанной специалистом по физической терапии с многолетним профессиональным опытом, представлен подробный обзор вспомогательных приспособлений и специального оборудования для детей с церебральным параличом. С помощью этой книги специалисты и родители смогут подобрать для конкретного ребенка необходимые в повседневной жизни вспомогательные средства, разобраться в показаниях и противопоказаниях для их использования. Важная особенность книги в том, что автор не только описывает оборудование различных фирм, но и предлагает множество простых идей, позволяющих самостоятельно изготовить приспособления, которые поддерживают и развивают активность детей, помогают им перейти на новый уровень самостоятельности и участвовать в нормальной детской жизни, невзирая на нарушения развития. Для эрготерапевтов и физических терапевтов, педиатров и ортопедов, педагогов специальных школ и, конечно, родителей. Читать

Государствам-членам следует предусмотреть участие инвалидов в программах обучения взрослых с уделением особого внимания сельским районам. Если возможности и услуги курсов для взрослых не подходят для удовлетворения потребностей определенных инвалидов, могут потребоваться специальные курсы или учебные центры до тех пор, пока не будут изменены общие программы. Государства-члены должны предлагать инвалидам доступ к высшему образованию.

Особое внимание следует уделить работе в сельской местности и производству соответствующих инструментов и оборудования. Государства-члены могут поддерживать интеграцию людей с ограниченными возможностями на открытый рынок труда с помощью целого ряда мер, таких как системы квот с стимулами, резервирование или назначение должностей, помощь или подарки для малых предприятий или кооперативов, эксклюзивные контракты или приоритет производство, налоговые льготы, льготные покупки или другие формы технической или финансовой помощи предприятиям, использующим трудящихся с ограниченными возможностями.

Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. Книга 2 . В книге Основы интенсивной реабилитации. ДЦП автор продолжает развивать тему о возможностях интенсивной реабилитации и обобщает накопленный опыт реабилитации детей с различными формами ДЦП на основе разработанной им технологии. Приводится нестандартный взгляд на этиологию и патогенез ДЦП. Автор опирается на фундаментальные науки, научные факты и не делает допущений, что делает излагаемый материал очень убедительным. Подробно описана авторская технология интенсивной реабилитации. Фотоматериалы, и многочисленные методы исследования, подтверждают положительную динамику реабилитации детей с тяжелыми формами ДЦП. В приложениях даны интересные сведения о психологии общения матери, ребенка и врача. Книга написана доступным языком и представляет несомненный интерес для реабилитологов, невропатологов, ортопедов и врачей других специальностей, а также для родителей, имеющих детей с ДЦП, задержкой психомоторного развития и др. нарушениями развития. Читать

Государства-члены должны поддерживать разработку оборудования и облегчать доступ инвалидов к оборудованию и помощь, необходимую им для выполнения своей работы. Государства-члены должны оставаться в состоянии принять целый ряд мер в ответ на их внутренние условия. Между правительством и организациями работодателей и работников должно быть взаимное центральное и местное сотрудничество в целях разработки стратегии и принятия совместных мер для обеспечения более широких и лучших возможностей трудоустройства для людей с ограниченными возможностями.

Козявкин В.И. . В монографии изложены основные закономерности нарушений психической сферы у детей, страдающих ДЦП. Описаны психопатологические синдромы, наблюдаемые при заболевании. Дана подробная медико психологическая характеристика нарушений личности, интеллекта, речи и других психических функций. Освещаются социально психологические проблемы семьи, имеющей больного ребенка. Излагаются основные принципы разработанной В.И.Козявкиным системы интенсивной нейрофизиологической системы реабилитации больных ДЦП, а также рассматривается эффективность ее применения в аспекте влияния на психическое здоровье детей и их социально психологическую адаптацию. Монография предназначена для широкого круга специалистов: неврологов, психиатров, психотерапевтов, специалистов в области реабилитационной медицины, медицинских и детских психологов, логопедов, педагогов, социальных работников, а также для студентов вузов и аспирантов соответствующих специальностей. Читать

Эти услуги должны включать в себя оценку и профессиональное руководство, профессиональное обучение и последующее наблюдение. Создание рабочих мест должно создаваться для тех людей, которые из-за особых потребностей или особенно серьезных недостатков не могут удовлетворять требованиям конкурентного рынка труда. Меры могут принимать форму производственных семинаров, работы на дому и автономных планов работы, а также использования небольших групп людей с тяжелыми формами инвалидности на защищенной основе в конкурентной отрасли.

Действуя в качестве работодателей, центральные и местные государственные администрации должны содействовать размещению людей с инвалидностью в государственном секторе. Законы и положения не должны создавать препятствий для размещения таких лиц. Государствам-членам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели те же возможности, что и другие граждане для участия в досуговых мероприятиях. Это предполагает возможность использования ресторанов, кинотеатров, театров, библиотек и т.д. А также мест отдыха, студий, отелей, пляжей и других мест отдыха.

Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи Читать

Методические и информационные материалы . В помощь родителям ребёнка-инвалида. Кинезотерапия в сухом бассейне. Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП. Лечебная гимнастика для больльных ДЦП с использованием лечебных костюмов Адели и Гравистат. Основные права детей. Пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка. Профилактика нарушений осанки у детей. Психолого-педагогическая поддержка семьи нетипичного ребенка. Социальные гарантии и льготы. Читать

Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. В настоящее время практически вес выводы исследований причин изменения здоровья молодого поколения единообразны: здоровье и болезнь в значительной степени социально обусловлены. Так. отмечается, что здоровье детей и подростков в России ухудшается по мере обучения в школе (влияние образовательного учреждения). Читать

Проблема реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в результате детского церебрального паралича (ДЦП) (описание диагноза и лечение). В настоящее время проблема реабилитации инвалидов во всех странах Запада является одной из ключевых в реализации всевозможных государственных и частным образом финансируемых социальных программ. Читать

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) ребенка с особыми образовательными потребностями . О праве детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на их индивидуальные потребности, то есть личностно ориентированного образования и в том числе о праве детей с отклонением в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству. Читать

Перхурова И.С., Лузинович В.М., Сологубов Е.Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. В сборнике, посвященном проблемам двигательной реабилитации детей, больных ДЦП, сделана попытка осмыслить этиопатогенез двигательных расстройств при ДЦП с позиции теории Бернштейна о построении движений. Проведен сравнительный анализ онтогенеза локомоции в норме и при ДЦП, в результате чего предложена классификация расстройств движений при ДЦП в соответствии с дефектным уровнем координации. Даны также классификация двигательных расстройств по принципу ведущей деформации, хирургические и консервативные способы коррекции, протезирования больных. Освещены проблемы социальной адаптации и профориентации больных ДЦП, предложена новая система организации помощи детям с ДЦП. Книга может быть полезна ортопедам, хирургам, невропатологам, врачам и методистам ЛФК, родителям детей с ДЦП. Читать

Профессиональная реабилитация

Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами . За последние двадцать лет число детей-инвалидов в России увеличилось в двенадцать раз и достигло примерно полумиллиона. Согласно прогнозам, их число превысит миллион уже в ближайшие десять лет. Как правило, детям-инвалидам независимо от возраста требу стоя постоянное внимание и забота, лечение и медицинский уход. Выполнение этих обязанностей осложняет социально-экономическую адаптацию семей, особенно когда один из родителей (чаще всего мать) постоянно находится с ребенком. Читать

Социальная реабилитация

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья . Психологические основы. В учебном пособии рассматриваются психологические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Будет полезно педагогам, психологам и другим специалистам, работающим в системе общего и специального образования, а также родителям, дети которых испытывают затруднения в социальной адаптации и интеграции в социальную среду. Читать

Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее . Руководство для родителей, социальных адвокатов, работников системы образования и сферы реабилитации. Настоящее руководство продолжает серию книг, обобщающих опыт правовой группы Центра лечебной педагогики (Москва). Книга предназначена, с одной стороны, родителям - чтобы они не только научились отстаивать права своих детей, но и смогли воспользоваться полученным опытом для организации их подростковой и взрослой жизни. С другой стороны, руководство принесет пользу работникам всей социальной сферы - людям, чье небезразличие к судьбам детей-инвалидов и профессиональные знания помогут изменить положение этих детей в России. Читатель узнает о том, как в рамках существующего законодательства реализовать права детей с нарушениями развития, чтобы они получили образование, профессию, работу - все, что нужно для достойной жизни. Читать

Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни . Книга о подготовке особенных детей к семейной жизни. В числе разбираемых вопросов: Что говорить дочери, которая мечтает о семье и профессии? Как относиться к сексуальности подрастающих детей? И др. В первом разделе речь идет об общих подходах к проблеме инвалидности, о принципах развития ребенка-инвалида в семье, об основных направлениях подготовки детей-инвалидов к семейной жизни. Второй раздел посвящен описанию способов и приемов развития детей-инвалидов. Особый акцент делается на их половом воспитании. Разбираются нюансы этой непростой работы в различных ситуациях и случаях. Читать

Нэнси Р. Финни. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие . Эта книга - одно из лучших западных руководств по оказанию помощи детям с церебральным параличом. Она дважды перерабатывалась и выдержала множество переизданий. В ней описаны возникающие при церебральном параличе нарушения и обусловленные ими трудности в повседневной жизни ребенка и его семьи. Рассказывается о том, как родители в тесном партнерском взаимодействии со специалистами могут успешно преодолевать эти трудности как на специальных занятиях с ребенком, так и при выполнении обычных ежедневных дел. Автор представила продуманную систему рекомендаций, ориентированную на формирование у ребенка непатологических поз и движений. В центре ее внимания - личность малыша, который в будущем должен стать независимым и активным членом общества. Русский перевод дополнен статьей-предисловием и пояснениями невролога, физического терапевта, руководителя АНО Физическая реабилитация (Санкт-Петербург) Е.В.Клочковой, а также обращением к читателю президента Центра лечебной педагогики (Москва) А.Л.Битовой. Издание адресовано родителям и другим членам семей, в которых воспитываются дети с церебральным параличом, а также специалистам, занимающимся помощью таким детям. Читать

Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье . В книге раскрываются особенности физического и психического развития детей с церебральным параличом, приводится методика коррекционных занятий по формированию двигательных навыков, а также по активизации речевой и познавательной деятельности данной категории детей. Первое издание пособия вышло в 1980 году. Во второе издание внесены изменения, в частности, оно дополнено главой «Формирование жизненно активной позиции» и «Приложением», в котором даны конкретные упражнения по развитию движений пальцев руки. Книга рассчитана на родителей и воспитателей специальных детских садов. Читать

Реабилитация семьи . Специалистам центров реабилитации детей с ограниченными возможностями и детских домов-интернатов в своей работе приходится контактировать с детьми-инвалидами, а также с их родителями и другими членами их семей. И от того, будет ли установлено взаимопонимание между всеми участниками реабилитационного процесса, зависит и результат коррекционной работы ребёнка и в целом семьи и успешная социализация ребёнка. Читать

Социальная работа с детьми инвалидами . Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия инвалид, инвалидность. Читать

Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями . Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. Читать

Социальная работа с семьями имеющими детей–инвалидов . Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Читать

Программа обучения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями . Данная статья рассматривает проблемы взаимодействия социальных педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями как одно из условий успешной социализации детей-инвалидов. Главной мыслью является то, что эффективность процесса социализации зависит от участия родителей в программах обучения, их педагогических умений. Читать

Появление ребенка-инвалида в семье - это особый дар Божий . Основная цель доклада – рассказать социальный аспект проблемы детей-инвалидов в России. Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости. возможностей, зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни. Читать

В семье – ребёнок-инвалид . Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Читать

Клочкова Е.В. Церебральный паралич . Материалы для родителей. Название церебральный паралич (или детский церебральный паралич) объединяет целую группу состояний, при которых нарушаются движения и способность контролировать положение тела в пространстве. Ребенок с церебральным параличом не может управлять своими движениями так же, как другие дети, поэтому у него не получается, например, дотянуться до игрушки, захватить ее и крепко держать, или он не может научиться самостоятельно садиться, ползать и ходить. Его движения и походка всегда будут отличаться от движений и походки других детей. Читать

Материалы для родителей Воспитание ребенка с особыми потребностями . Когда родители узнают об инвалидности своего ребенка или другом хроническом заболевании, они вступают в жизнь, полную сильных эмоциональных переживаний, трудных выборов, взаимодействия с различными специалистами и постоянной потребности в информации и услугах. Вначале родители могут растеряться, почувствовать себя одинокими, не зная, с чего начать, где искать информацию, просить помощи и понимания. Это пособие было создано специально для тех родителей, которые испытывают недостаток в информации – тех, кто только что узнал об инвалидности своего ребенка, или тех, кто жил с этой новостью некоторое время, для всех тех, кто нуждается в новой информации и поддержке. Это пособие поможет родителям начать поиск информации, мы также надеемся, что оно будет полезно и специалистам, работающим с семьями, помогая им осознать, как появление ребенка с инвалидностью может повлиять на жизнь семьи. Читать

Когда в семье ребенок-инвалид . В силу глобального экономического кризиса, охватившего нашу страну, снижается качество жизни миллионов российских семей, среди которых есть и такие, что имеют детей с нарушенным физическим или психическим развитием, отчего представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Родители в подобных семьях дополнительно испытывают на себе воздействие ряда негативных факторов, служащих стрессорами неожиданного и хронического характера. Эти последние и стали предметом исследования, результаты которого предлагаются вниманию читателей. Читать

Курбанова Д.У. Руководство по специализированному уходу и домашней реабилитации (для специалистов и родителей) . Узбекский Общественный Центр помощи детям и подросткам инвалидам с параличами УМР. В этой брошюре мы расскажем о детском церебральном параличе. При этом заболевании сочетаются нарушения в двигательной, речевой, интеллектуальной и психо-эмоциональных сферах. Поэтому диагностика и терапевтические подходы, применяемые при нем, могут быть использованы и при аналогичных симптомах и синдромах, встречающихся при других заболеваниях опорно-двигательного аппарата и нервной системы у детей. Читать

Научно-практический опыт реабилитации детей с ограниченными возможностями в Приволжском федеральном округе . В сборнике статей представлен научно-практический опыт реабилитации (абилитации) детей с ограниченными возможностями представленный Региональными партнерами Ресурсной сети реабилитации инвалидов Приволжского федерального округа. Рассматриваются вопросы социально-медицинских, психолого-педагогических, социокультурных ее аспектов, составляющих единый комплексный подход. Представленный в сборнике материал может быть полезен всем специалистам работающими в сфере комплексной реабилитации (абилитации) детей с ограниченными возможностями и социально-психологического сопровождения их семей, а также для студентов медицинских, педагогических, социальных вузов и родителей детей-инвалидов. Читать

Кулагина Е.В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям . Сложившиеся в ходе трансформации российской экономики хозяйственные отношения вызвали изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Выбрать стратегии успешной экономической деятельности смогла лишь небольшая часть граждан, остальные оказались неспособными адаптироваться к новым условиям, К числу наиболее уязвимых категорий населения относятся семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Читать

Тема номера Положение семей с детьми-инвалидами . Агентство социальной информации. Информационно-аналитический бюллетень. По данным Национального доклада о прогрессе, достигнутом РФ в ходе осуществления целей Всемирной декларации и плана действий всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей, за последнее десятилетие число зарегистрированных детей-инвалидов выросло более чем в 2 раза. Читать

Словарь родителей детей-инвалидов . Читать

Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи . В пособии освещены этиология и патогенез детских церебральных параличей. Особенности диагностики неврологических отклонений представлены с учетом эволюционно-возрастной динамики развития нервной системы. Особое внимание уделено критериям распознавания церебральных параличей у детей первых месяцев жизни. Даны конкретные рекомендации по реабилитации больных церебральными параличами (методы направленной стимуляции двигательных, речевых и психических функций, обучение, воспитание, профессиональная ориентация). Читать

Пасечник Л.В. Реабилитация депрессивного состояния у детей . Учебно-методическое пособие. В книге рассматриваются актуальные проблемы воспитания детей младшего школьного возраста с эмоциональными отклонениями, диагностические методики для выявления детской депрессии, предлагаются коррекционная и реабилитационная программы, в том числе система упражнений по психологическому тренингу детей. Адресовано психологам, дефектологам специализированных ДОУ, педагогам и психологам общеобразовательных и специализированных школ, а также родителям. Читать

Образование

Реферат. Педагогическое образование родителей. Работа с родителями ребёнка-инвалида . Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабатываются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка-инвалида. Чаще всего с ребенком работают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре. Читать

Шинкарева Е.Ю. Права детей в сфере образования . Права детей в сфере образования. В помощь родителям детей, имеющих особенности в физическими психическом здоровье и развитии. Издание осуществлено в рамках проектов "Организации инвалидов: продвижение инклюзивных школ в России", при финансовой поддержке Агентства Международного Развития США (USAID\Russia). Читать

Дипломная работа. Социальная защита инвалидов с детства в РФ . Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Читать

Борисова Н.В. Социальная политика в области инклюзивного образования: контекст либерализации и российские реалии . Инклюзивное образование, целью которого является обеспечение равных прав и доступа к образованию для детей с инвалидностью, испытывает на себе все противоречивые влияния процессов либерализации в социальной сфере и в области образования, как составной ее части. В статье анализируется влияние процессов либерализации на развитие инклюзивного образования в странах с либеральной моделью благосостояния, а также процесс развития интегрированного образования в России и те проблемы, которые существуют на его пути. ©

Инвалидность – это стойкое нарушение здоровья человека, полученное в результате серьезного заболевания или травм, оно приводит к значительным ограничениям в жизни и социальной сфере. из-за серьезных физических, психоневрологических и/или умственных проблем не могут контролировать свое поведение и реакции, не способны к самообслуживанию, им сложнее устанавливать взаимоотношения со сверстниками, труднее, а иногда почти невозможно обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В нашей стране количество детей-инвалидов на конец 2016 года составляет 605 тысяч человек. И, к сожалению, с каждым годом из-за плохой экологии, социально-бытовых проблем, нарушений здоровья родителей это число растет. Чтобы помочь таким несовершеннолетним и максимально устранить ограничения, которые мешают им полноценно жить, разработана система реабилитации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Что это такое. Направления ее реализации

Реабилитацией называют систему мер, способных помочь людям, которые из-за болезни или полученных травм ограничены в возможностях вести нормальный образ жизни, учиться, работать, быть полноценным членом общества.

Реабилитация включает в себя очень широкий спектр действий и осуществляется в нескольких направлениях :

Для того чтобы в полной мере реализовать все эти действия для каждого ребенка-инвалида составляется индивидуальный план и программа реабилитации , которая включает в себя все направления.

Программа формируется на основе заключения лечебного учреждения и . В нее включаются объемы, виды, сроки и порядок проведения реабилитационных мероприятий. С 2005 года ИПР имеет стандартную форму и содержит сведения о ребенке-инвалиде, заболевании, группе инвалидности, степени ограничений.



В карту ребенка
включаются мероприятия медицинской реабилитации, физической, а также обязательно психолого-педагогического направления:

  • психолого-педагогическую работу, направленную на коррекцию нарушений в этой сфере;
  • получение образования – школьного, дошкольного;
  • предоставление материально-ресурсного оснащения для обучения.

Кроме того, в рамках программы обязательно осуществляется патронаж семьи, оказание психологической поддержки родителям и консультирование их по любым вопросам, связанным со здоровьем и социальной адаптацией инвалида.

Законодательное регулирование вопроса

Сегодня в нашей стране комплексная реабилитация и адаптация детей-инвалидов становятся одним из главных направлений в социальной политике государства, что связано во многом с увеличением количества таких детей и с интеграцией в мировой процесс, в котором соблюдение прав и свобод людей с ограниченными возможностями давно уже стало нормой цивилизованного общества.

Проведение мероприятий по реабилитации детей-инвалидов опирается в первую очередь на Декларацию о правах ребенка и Декларацию о правах инвалидов ООН, в которых утверждаются права несовершеннолетних инвалидов на социальное и экономическое обеспечение удовлетворительных условий жизни, на медицинскую и психологическую поддержку, возможность проявить свои способности в полной мере, на обучение и подготовку к трудовой деятельности.

Кроме того, комплекс мер по социальной защите и проведению реабилитации детей с ограничениями базируется на таких федеральных законодательных документах, как Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об образовании», «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка», а также специальными указами Президента страны, федеральными целевыми программами, направленными на улучшение качества жизни и социальную поддержку инвалидов в стране.

Социальное направление

Социальная реабилитация детей-инвалидов – это целый комплекс мероприятий, направленных на получение ребенком представлений об обществе, в котором он живет, о его культуре, ценностях, поведенческих нормах, принятых в нем. Она включает в себя получение образования и общего развития, воспитания, умения контактировать и взаимодействовать с другими людьми.

Кроме того, социальная реабилитация должна помочь ребенку вырасти самостоятельным, научиться самообслуживанию, бытовой ориентации.

Одна из важнейших проблем детей-инвалидов – это их изолированность от общества, в первую очередь от сверстников, не имеющих ограничений по здоровью, невозможность посещения или труднодоступность большинства объектов культурного и исторического наследия. Поэтому основная задача социальной реабилитации – это создание такого пространства и среды, в которой ребенок полностью может раскрыть и проявить свои способности, а также создание условий для взаимодействия его с окружающим миром и вовлечение в сообщество сверстников.

Методы и технологии

В нашей стране много лет медицинское направление является основным в реабилитации инвалидов. Проведение терапевтических процедур, профилактические оздоровительные мероприятия, безусловно, имеют важнейшее значение. Однако долгие годы разделение детей-инвалидов и обособление их по признакам заболеваний в , часто закрытого типа, санатории и другие лечебно-восстановительные учреждения, привело к тому, что они оказались изолированными от основного общества, испытывают страх перед ним.

Поэтому главные методы социальной реабилитации должны способствовать интеграции таких ребят в общество здоровых детей, преодолению комплексов и раскрытие их потенциала.

Для этого проводятся такие виды деятельности :

Все эти виды деятельности должны помочь преодолеть страхи и влиться в новую для него общественную среду.

В домашних условиях

Многие родители предпочитают проводить реабилитационные мероприятия дома. Для этого необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, а также психоневрологом и педагогом.

Врачи и педагоги внимательно исследуют состояние здоровья ребенка, оценят его интеллектуальные и физические способности и ограничения, степень развития моторики. После этого будет создана индивидуальная программа занятий.

Большая часть заданий на первом этапе выполняется во время обычных мероприятий по уходу за ребенком. Это касается формирования бытовых навыков самообслуживания, физического развития, ухода за собой, развития самостоятельности.


Для того чтобы занятия проводились успешно и доставляли ребенку радость, стоит придерживаться таких принципов :

  • Давать ребенку небольшие задания.
  • Избегать монотонности и однообразия в занятиях, чередовать разные виды деятельности.
  • Новые виды деятельности, требующие от малыша усилий для освоения, перемежать уже освоенными и более простыми заданиями.
  • Обязательно использовать такие виды упражнений, которые способствуют развитию сохранных функций.
  • Положительно оценивать достигнутые навыки, привлекать для этого других членов семьи, поощрять ребенка за выполненные правильно задания.
  • Иметь под рукой план на несколько недель вперед, скорректированный педагогом.

В процессе занятий родители должны понимать, что им придется столкнуться с различными трудностями, связанными с нежеланием ребенка выполнять определенные задания по разным причинам. В случае если обучаемому трудно справиться с чем-либо, родители обязательно должны оказать ему помощь и похвалить после завершения урока.

Специальные центры

В помощь семьям детей-инвалидов в нашей стране созданы специальные реабилитационные центры, которые осуществляют комплекс восстановительных мероприятий по всем направлениям. Здесь созданы условия для медицинской и физической реабилитации, психолого-педагогической и социальной.

Большая роль отводится психологической помощи и поддержке семье , в которой растет особый ребенок. С родителями проводится консультативная работа, обучение методам воспитания таких детей, их привлекают к участию в общественной жизни, формируют круг общения и поддержки.

Главными задачами таких центров являются социальная адаптация детей, их реабилитация по всем направлениям, обеспечение комфортной среды, а также установления благоприятного климата и атмосферы взаимопонимания и поддержки в семье, интеграция детей-инвалидов в социуме и воспитание в обществе адекватного отношения к детям с ограниченными возможностями.

Преимущество центров реабилитации состоит в том, что его сотрудниками являются квалифицированные врачи, тренеры, психологи и педагоги. Они разрабатывают специальную методику работы для каждого учащегося.

В рамках центра проводят специальные спортивные, культурные и культурно-просветительские мероприятия, для участия в которых привлекают не только детей-инвалидов и членов их семей, но и ребят, не имеющих ограничений по здоровью. Все эти меры помогают родителям и детям не замыкаться в себе, а постепенно приобретать опыт и вырабатывать навыки общения с разными людьми.

О технологиях и методах реабилитации несовершеннолетних, имеющих отклонения в здоровье, смотрите в следующем видеосюжете:



Просмотров