Основные проблемы и перспективы успешной социализации школьников. · Шефская помощь пожилым людям. - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Социализация - процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться. Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребенка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание, и кто таким образом приобретает новый опыт. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека.

В этой связи они «способствуют моделированию личности, символизируя культурную или коллективную идентичность, к которой они хотят получить доступ». Процесс, лежащий в основе построения идентичности, - это идентификация, отправной точкой которой является не индивид с его предпочтениями, а символический порядок с его законными социальными моделями, которые были включены субъектами внутри общества.

Бергер и Лакман усиливают идеи человека как социального строительства, указывая на то, что реальность повседневной жизни - это нечто общее с другими; которая находится в «лицом к лицу», где взаимодействуют субъективности, которые воспринимаются взаимно через типизирующие схемы; эта реальность уже объективирована и что ее идентификация происходит с определенными категориями, которые считаются достоверными, уместными и законными.

Боулби утверждал что для развития в младенчестве самое важное - это материнская любовь, однако решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, что подразумевается под отсутствием любви. Важное значение имеет чувство безопасности , обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Т.о. мы можем сделать вывод, что соц. развитие человека фундаментальным образом зависит от наличия длительных связей с другими людьми в раннем возрасте . Это ключевой аспект социализации для большинства людей во всех культурах, хотя точная природа социализации и ее последствий в разных культурах варьируются.

Понимание процесса идентификации подразумевает признание. На стороне субъекта, наличие конститутивного недостатка и необходимость заполнить его посредством построения различных объектов. Что касается этого недостатка, символический порядок предлагает ряд законных моделей идентичности, тождества, которые предлагают субъекту иллюзию «быть кем-то».

С социальной стороны речь идет о допуске символической борьбы между различными агентами вокруг легитимации их соответствующих значений. Субъектом, который «знает, чего хочет», является тот, кто символизирует его желание, тот, кто может идентифицировать и называть объект своего желания. Желание символически требует удовлетворения, и его удовлетворение подразумевает конкретный акт.

Успешная социализация предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему(конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой(девиант). Гармонизация человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач социализации. Поэтому "воспитание" начинает принимать иной смысл: не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени.

В социальной среде есть несколько запросов, которые предлагают разные модели идентичности. Интерпретация действует на лиц, которые уже созданы или находятся в процессе создания, так что принятие или неприемлемость запроса, указывает, было ли это успешным или нет. Альтюссер утверждает активный характер субъекта, отрицая, что субъект состоит из его простой вставки в формальной структуре отношений; отвергает, что субъект является пассивным существом, поскольку он имеет возможность быть признанным или неизвестным в запросе; принять его, отклонить или изменить.

Теории социализации детей.

Фрейд : Человеч. поведением управляет бессознательное, кот. Формируется в детстве. Ребенок нуждается в телесном контакте с мамой – эротич. аспект. Время для социализации – 4-5 лет – период выхода из Эдиповой стадии (уходит из под юбки мамы).

Дж.Мид : Социализация может быть успешна до 15-16 лет. Основное - имитация окружающих через игру. 4-5 лет - принятие роли другого (водит машину – водитель, куличи - повар). Эволюция от “I” до “Me”. I – комочек желаний, которые он не может контролировать, не социализирован. Me – когда ребенок может видеть себя глазами окружающих. В 4-5 способности к самосознанию. 8-9 - ребенок усваивает понятие «обобщенный другой».

То есть, недостаточно, чтобы запрос был испущен, необходимо признать, что индивидуум в этом запросе составляет его в субъекте. Принятие запроса предполагает признание отношения власти или полномочий субъекта, который бросает вызов. Говорить о толковании, тогда речь идет о конституции предметов. Индивидуальный вопрос и самооценка в этом запросе состоит из этого акта, субъекта другого, субъекта данного социально-символического порядка. Интерпелляция - это ежедневная практика в различных сферах общественной жизни.

Личность человека состоит в основном из идентификаций со значениями, моделями, нормами, идеалами, в которых человек признает и стремится их учесть. Он обнаруживает себя в одних и тех же элементах; приобретенные идентификаторы становятся собственными, так что они становятся чертами, которые идентифицируют человека и являются источником динамизма и творчества для нее. Социальные агенты, которые допрашивали глухих, таких как школа, семья и общество, согласно рассказам глухих людей, показали некоторые общие черты.

Основные теории развития детей.

Социализация – это очень сложный процесс становления и развития личности. Подразумевает процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для развития и функционирования в рамках того или иного общества.

Исследователи, специализирующиеся на изучении процесса социализации, прежде всего выделяют детскую социализацию, как самую важную. Ученые ставят некую границу говоря, что если до 4-5 лет процесс социализации был упущен, то после этого возраста многое уже не восполнить.

Школа в своей политической и социальной роли наложила господствующую идеологию, которая пытается гомогенизировать идентичность. Интеграция, которая в дискурсе групп и глухих людей отражается как синоним: отказ от собственного языка, построение очень разных миров, которые устанавливают асимметричные отношения, незнание диалогических отношений «с другим», постоянную тоску за будущее, которое им не принадлежит, среди прочих. Полученные идентификаторы связаны с процессами социализации. В терминах Бергера и Лакмана известно, что человек рождается с предрасположенностью к социальной жизни, а затем становится его членом через интернализацию или непосредственную интерпретацию объективного события, поскольку он выражает смысл, то есть как является проявлением своих субъективных процессов и становится значимым для других; позволяет понять другое и мир.

I. Теория Зигмунда Фрейда. В первые годы жизни человеку закладывается его подсознательное. Ребенок – существо с потребностями, обладает энергией, но управлять ею не умеет. Потребности его удовлетворяются, но не сразу, что для него очень болезненно. В детстве особенно зависим от матери (до 4лет). А дальше уже автономен.

II. Теория Джорджа Герберта Мида. Также выделял возраст до 4-х лет – социализация и развитие ребенка особенно важны, но не считал, подобно Фрейду, этот процесс столь напряженным. Особую роль в развитии ребенка отводил игре, в процессе которой ребенок играл соц. роль учителя, доктора, мамы (игра «дочки и матери»), т.к. склонен подражать.

Эта интернализация называется широкой и последовательной социализацией или индукцией индивидуума в объективном мире общества. Первичная социализация происходит в детстве и имеет фундаментальное значение для построения субъективной и социальной реальности; вторичный - это любой последующий процесс, который побуждает и без того социализированного субъекта вставлять себя в новые сектора объективного мира его общества. Субъект рождается в данной структуре, фиксированной и неоспоримой, в которой значимые существа, имеющие большую аффективную нагрузку, те, кто опосредует мир для него, выбирают аспекты мира в зависимости от места, которое они занимают в социальной структуре, а также в соответствии с его индивидуальной индивидуальностью, его биографией; идентификация с ними почти автоматическая и длится с течением времени.

Мид различает два аспекта формирования личности:

1. Я (I) - это комок личных желаний.
2. Мне (Me) – это более социализированная личность (более подросший ребенок).

III. Подход Жана Пиаже – швейцарский врач, детский психиатр. Выделял несколько ступеней: 1.сенсомоторная (рождение-2годика) – окружающий мир осваивается за счет прикосновений, физических манипуляций.

Благодаря этой способности идентифицироваться с другими, он становится способным идентифицировать себя, приобретая субъективно последовательную и правдоподобную идентичность. Эстер Фернандес Мостаза утверждает, что с социальной точки зрения слушание родителей глухих детей должно пройти процесс ресоциализации, чтобы позволить глухому ребенку лингвистическую и культурную социализацию как можно более травмировать, а также обеспечить гладкие отцовские отношения и здоровый. Однако многие родители и педагоги произвольно выбирают конкретную идентичность как параметр, по отношению к которому оценивается и оценивается личность ребенка.

2. дооперациональная стадия когнитивного познания (2-7лет) – главное: развитие речи ребенка. Речь немного эгоцентрична, хочет, чтобы к нему прислушивались.
3. стадия конкретных операций (7-11лет) например, могут запоминать стихи.
4. стадия формальных операций (11-15лет) ребенок видит решение возникших проблем.

Агенты (институты) социализации детей:

Тенденция к нормализации означает приписывать личности большинства, в данном случае слушающих людей, все возможные положительные характеристики, в отношении которых другие идентичности могут оцениваться только отрицательно. «Обычная» идентичность естественна, желательна, уникальна. Сила нормальной идентичности такова, что ее даже не считают личностью, а просто как «идентичность». Первые идентификаторы в этом случае являются тождествами, отмеченными стигмой; формирование идентичности также имеет отрицательный аспект: «отрицательная идентичность», которая является суммой всех этих идентификаций и фрагментов идентичности, которые человек должен погружать в них как нежелательные или непримиримые, делая «разные», атипичные индивидуумы или определенным конкретным меньшинствам.

2. в традиционной культуре – религия.

3. окружение сверстников;

4. школа, институты образования;

5. СМИ в современном обществе.

Институты социализации.

Под институтами социализации мы понимаем группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации . Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других институтов социализации.

Вторичная социализация - это интернализация «институциональных миров». Это приобретение, среди прочего, «ролей», нормативных, когнитивных и аффективных компонентов. Он имеет более низкую аффективную нагрузку; является более пластичным и менее фиксированным.

Важнейшим средством поддержания реальности является диалог; диалог поддерживает, изменяет и реконструирует субъективную реальность; субъективная реальность приобретает солидность благодаря накоплению и согласованности случайного диалога, поскольку она относится к подпрограммам мира, который дается установленным. Диалогический аппарат также изменяет реальность; язык объективирует мир, превращая реальность в последовательный порядок. Язык создает мир, в смысле его восприятия и производства.

- Семья . И это в первую очередь отношения с матерью с младенческого возраста.

В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился индивид, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. Район проживания и принадлежность семьи к определенному классу довольно жестко определяют характер социализации индивида. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения.

Успешная социализация связана с высокой степенью симметрии между субъективной реальностью и реальным миром, а с другой стороны плохая социализация подразумевает асимметрию; это связано только с биографическими, биологическими или социальными авариями. Примером этого является стигматизация личности, которая не имеет защиты; однако изменение возможно, когда существует широкая и устойчивая группа «стигматизации», которая служит структурой правдоподобия для стигмы, которая распространена среди глухих людей, которые склонны группироваться вместе как способ укрепить себя.

- Школа . Школьное образование - формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Наряду с формальным набором учебных дисциплин существует то, что некоторые социологи называют скрытой программой, определяющей специфические условия обучения. От детей ожидается определенный метод поведения и дисциплины. Они вынуждены принимать требования учителей и реагировать на них. Все это влияет на выбор работы после окончания школы. Группы сверстников часто формируются в школе, и система распределения по классам в зависимости от возраста усиливает их влияние. Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят.

Плохая социализация также может быть результатом медитации очень несоответствующих миров значительными другими во время первичной социализации; в меняющемся и мобильном обществе, где не всегда есть группа принадлежности, современный человек потерял это чувство принадлежности; в случае глухих они были исключены, изолированы, столкнулись с расколом между ними и миром, общим опытом многих других лиц или групп меньшинств; возникают ассоциации для компенсации этой изоляции.

Школа, как институт, является одним из агентов этого процесса, который сознательно или бессознательно находится в положении власти с того момента, когда он может способствовать высокой степени симметрии между субъективной и объективной реальностью, что позволило бы построить успешной социализации или, наоборот, может привести к асимметрии, недостаточной социализации, продукту социальных построений, которые происходят там во взаимодействиях между различными образовательными агентами.

- СМИ .Эпоха расцвета периодических изданий началась на Западе с конца XVIII века, но в те времена они предназначались относительно узкому кругу читателей. Лишь спустя столетие они стали частью повседневной жизни миллионов людей, определяя их взгляды и мнения. Распространение СМИ в виде печатных изданий вскоре было дополнено электронными коммуникациями. Не подлежит сомнению, что СМИ оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом.

Идентичность также проявляется на уровне группы; группа представляет собой набор людей, межличностных отношений, которые приводят к социальной идентичности. Социальная идентичность включает в себя характеристики человека по отношению к формальным и неформальным группам, то есть по полу, расе, национальности, религии и т.д. группы относятся к: семье, рабочему кругу, клубу досуга, группе друзей, политической партии, церкви и т.д. человек строит свою социальную идентичность посредством присоединения к определенному числу групп.

Ричард Бойд, ссылаясь на группы, считает, что они образованы тремя системами: личная система, состоящая из характеристик и качеств индивидов, которые влияют на развитие группы, социальной системы, которая возникает в каждой ситуации в которых субъекты сгруппированы с общей целью и культурной системой, что ставит группу в более широкий контекст. Группа характеризуется уникальным набором представлений, норм, надежд, традиций, процедур, систем управления и управления. Для идентификации группы среда предлагает убеждения, ценности, правила и обычаи, которые будут организовывать поведение группы, систему отсчета, которая содержит общие убеждения, а также общую этику и эстетику.

- Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации. Однако в традиционных обществах “Работа” не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало “хождения на работу” подразумевает гораздо большие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.

Моралес, считают, что социальные представления составляют основу групповой идентичности и относятся к разработке социального объекта сообществом, что возможно только в обществах, в которых существует связь. Эти представления разрабатываются посредством дискурса и общения, что позволяет коллективно распределять обычные знания или здравый смысл. Когда группа разделяет представления и знает, кто ее члены, она говорит о отражающей группе; они совместно разрабатывают свои приемлемые нормы, убеждения и поведение в группе.

Коллективное мышление и рефлексивность групп дополняют друг друга и являются предпосылками социальной идентичности; это подразумевает знание групп, к которым оно принадлежит. С другой стороны, именно эта группа порождает общий багаж знаний, здравого смысла и моделей обоснования, что побуждает членов группы ставить себя в общее дискурсивное пространство; этот социальный консенсус является функциональным консенсусом и позволяет группе гарантировать коллективный процесс представлений и поддерживать себя как рефлексивную социальную единицу и таким образом сохранять жизнь группы, стандартизируя социальную идентичность и групповые взаимодействия.

Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью ее влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Социологические исследования школьного образования.

Социология образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальная политика в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.

Концепции школьного образования:

1. Исследования Дж.Коилмана – привлек около 1 млн участников – хотел ответить на вопрос – почему одни успешны, а другие нет в учебе? – зависит от ценностей в семье: выходцы из Азии – лучше в технич. дисциплинах; в белых семьях – ценности лидерства, важна популярность среди сверстников – для девушек, для парней – в спорте; для афроамериканцев: ценности субкультуры бедности, направлены на поддержание статуса кво, того что есть.

2. Социолог Вейзел Бернстайн : Успехи детей зависят от языкового кода, кот. усваив. в школе. Сущ ограничения – много недоговоренностей в предположении о том, что другой понимает.

3.Иван Иллич . – в каждой школе сущ. своя скрытая программа. Учителя преподают, ученики – не критикуют – пассивное потребление. (уважение к власти и т.п.)


23. Понятие ресоциализации.

В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать ресоциализацию , т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих . Одна из таких ситуаций - пребывание в карцерных организациях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований. Изменения мировоззрения в ситуациях крайнего напряжения могут быть весьма драматичными. Изучение таких критических ситуаций дает возможность более глубоко познать процессы социализации, протекающие в обычных условиях.

Поведение в концентрационном лагере:

Психологу Бруно Беттельгейму принадлежит знаменитое описание ресоциализации людей, помещенных нацистами в конце 1930-х и в 1940-х годах в концентрационные лагеря Германии.Согласно Беттельгейму, все заключенные подверглись личностным изменениям, которые следовали в определенном порядке,первым из которых был шок. Большинство новых узников пыталось противостоять влиянию лагерных условий, стремясь действовать в соответствии с опытом и ценностями предыдущей жизни; но это оказывалось невозможным. Страх, лишения и неопределенность вызывали распад личности узника. Некоторые узники превращались в то, что остальные называли “ходячие трупы”, людей, лишенных воли, инициативы и какого-либо интереса к своей собственной судьбе. Такие мужчины и женщины вскоре умирали. Поведение других становились похожими на поведение детей, они теряли ощущение времени и способность “думать вперед”. Большинство из тех, кто пробыл в лагерях больше года вели себя совершенно иначе. Старые узники пережили процесс ресоциализации, в течение которого они справились со зверствами лагерного существования. Часто они не могли вспомнить имена, места и события их предыдущей жизни. Они подражали поведению охраны, иногда использовали обрывки одежды для имитации их униформы.

Сходные реакции и изменения личности наблюдаются в других критических ситуациях. Например, у индивидов, подвергаемых усиленному допросу или “промыванию мозгов”. На начальных стадиях допроса человек пытается сопротивляться оказываемому давлению. Затем наступает стадия регрессии до детского уровня. Ресоциализация начинается в тот момент, когда индивид начинает моделировать в себе новые черты поведения, моделируемые на основе персоны, олицетворяющей власть - допрашивающего. По-видимому, в критических ситуациях процесс социализации “обращается вспять”.

1. начальный этап. Шок и полное отторжение. Старается поддерживать ранее усвоенные нормы поведения. Ведет себя будто в жизни ничего не изменилось, и скоро все вернется. Противостоит новым условиям.

2. шок сменяется страхом. Распад личности. Многие люди лишаются воли, способности думать вперед. Психика становится очень неустойчивой, теряют контроль над собой – “ходячие трупы”.

3. Полная смена идентичности человека. Начинает в мышлении повторять действия тех, кого ненавидит – лагерной охраны.


Социализация взрослых.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для функционирования в рамках того или иного общества. Это процесс становления личности.

Исследователи, специализирующиеся на изучении процесса социализации, прежде всего выделяют детскую социализацию, как самую важную.

У взрослых людей социализация является ответом:

I. прежде всего, накризис , произошедший в их жизни (развод, переезд в другую страну и т.д.). И у всех взрослых в жизни случается кризис среднего возраста.

А) у мужчин в 40-50лет: по причине того, что примерно к этому возрасту они достигают в своей жизни по сути всего ранее желаемого (семья, карьера, соц. статус, обустроенный дом, престижное авто) =>чувствует, что изжил себя. Поэтому, чтобы «омолодиться» заводит новую семью, меняет род своей деятельности, в т.ч. профессиональной => процесс социализации в новом русле.

Б) у женщин 35-45лет: дети выросли, имеют свои семьи, а их «гнездо опустело» => чувствуют себя ненужными. Далее по схеме.

II. Социализация как постоянный рост. Может быть в результате:

1. начала взрослого периода:

а) интимность (активный процесс ухаживания, выход замуж);

б) одиночество (отсутствие этого => меняют ч/л в своей жизни => социализация);

2. среднего возраста:

а) - творческая деятельность, активность;

Профессиональное становление, рост, карьера, самоусовершенствование;

Родительство;

б) отсутствие всего этого, застой.

Старость.

а) умиротворение (доволен как сложилась его жизнь, удовлетворенность всем);
б) отчаяние (паника, страх, горечь упущенного).
Таким образом, процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека и заканчивается лишь со смертью.

Инкультурация: А.Кардинер.

Инкультурация – освоение норм, ценностей – всего того, что необходимо для жизни в конкретной культуре, конкретном обществе.

Первым теорию этнопсихологического характера попытался {формулировать не этнолог, а психиатр Абрам Кардинер (1891- 1981). Оп предложил свою модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре, и социальных институтов, присущих этой же культуре. В двух его трудах, «Индивид и его общество» (1939) и «Психологические границы общества» (1943), в обобщенном виде изложены главные идеи, которые легли в основу этнопсихологической школы. Согласно представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней жизни. Это происходит под действием внешней среды и, прежде всего, через конкретные способы ухода за младенцем, принятые в обществе: способы кормления, ношения, укладывания, позже - обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Эти впечатления раннего детства накладывают свой отпечаток на личность человека на всю его жизнь. Формирование психики идет первые 4-5 лет жизни человека, после чего она остается практически неизменной, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика людей следующего поколения опять формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения, и такой процесс повторяется беспрерывно, передаваясь по наследству.

Так как в среде каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, но отличаются от других народов, то любой народ обладает своей «средней» психикой, которая проявляется в форме базовой, или основной, личности - центрального понятия этнопсихологии. Какова основная личность данного народа, такова и его культура. С этим связан интерес представителей этнопсихологической школы к исследованию детства, детской психологии, что составляет главную заслугу этнопсихологической школы.

Таким образом, по Кардинеру, основная личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта, включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и позволяют достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Иными словами, основная личность представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры. Поэтому вполне закономерно распространить данные психологического изучения личности на общество в целом.

модель взаимосвязи практики детского воспитания той или иной культуры. Формируется через конкретные способы ухода за младенцами. Впечатления раннего детства - отпечаток на личность на всю жизнь. Сильные различия ухода за детьми в различных культурах. Базовая личность - в каждой культуре свой доминирующий тип личности. В современных обществах человек сам может формировать свой жизненный стиль (пеленание детей: раньше – сейчас нет).


Инкультурация: Р.Бенедикт.

Инкультурация

(Рут Бенедикт: «Хризантема и меч», описывает японский национальный характер. Сравнила процесс инкультурации в США и Японии. Метод дистанционного изучения культур. дети у японцев и у американцев: зависимость от группы, независимость, индивидуализм. Культура стыда и культура вины. У вост.ч-ка нет личного ч-ва вины – только если будет обнаружен членами своей группы, не потерять свое лицо пред другими.)

«Психологические типы культур Юго-Запада» (1928), «Конфигурации культур в Северной Америке» (1932), «Модели культуры» (1934). Главный постулат ее концепции - каждый народ имеет специфическую «базовую структуру характера», передающуюся из поколения в поколение и определяющую его историю . В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура отличается уникальной конфигурацией внутри культурных элементов, объединенных этосом культуры, который определяет не только соотношение элементов, но и их содержание. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры - все они, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют ее этосу.

Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Термин «культурная конфигурация» означает у Бенедикт особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности. В каждом тине личности есть некая доминантная модель поведения, или определяющая психологическая черта. Основываясь на данных полевых исследований племен Северной Америки и Малайзии. Бенедикт выделила следующие типы культурных конфигураций :

- аполлонийский , отличающийся подчинением индивидов традициям группы (возрастной, половой) и воздержанием от экстремально-эмоциональных проявлений своего характера. В данном типе культуры воплощается идея меры во всем: не приветствуется явное выражение гнева, насилия, ревности; кооперация и терпимость воспитываются с детства, норма поведения устанавливается общественными структурами, а не индивидами. Поэтому эта культура ориентирована на традиции, а не на авторитетные санкции вождя;

- дионисийский , представляющий противоположный тип конфигурации и ориентированный на индивидуализм. Здесь нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останавливаю^ щимся перед насильственным достижением целей;

- параноидальный , характеризующийся конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры аккумулируется враждебность В отношениях между мужем и женой, соседями и деревнями; распространено убеждение, что удача, успех одного означают неудачу другого; широко практикуется вредоносная магия.

Довольно скоро практические исследования показали несостоятельность основных положений этнопсихологической школы и поэтому в 1940-1950-х гг. ее установки несколько изменились. Доминирующей темой исследований стало изучение национального характера. предусматривающее анализ сообщества людей, объединенных общими социальными традициями и являющихся субъектами «нации».


Инкультурация: М.Мид.

Инкультурация – освоение норм, ценностей – всего того, что необходимо для жизни в конкретной культуре, конкретном обществе. Это одно из направлений антропологии.

Маргарет Мид: «Культура и мир детства». Полевые исследования на островах Тихого океана. Культура самца. Модель межпоколенной трансмиссии в культуре :

Наиболее видным представителем данного направления стала ученица Ф. Боаса Маргарет Мид (1901-1978). Ей принадлежит разработка метода исследования национального характера (национальной культуры) па основе изучения современных документов таким образом, словно изучается культура прошедших веков. По сути дела, это продолжение методического подхода Бенедикт, рассматривавшей каждую культуру как конфигурацию элементов, определяемую этосом культуры. Мид выделяеттри основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми или отношения между ровесниками. Таким образом, в рамках данной парадигмы национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания.

В соответствии с особенностями детства, Мид различает три типа культур: постфигуративный, конфигуративный. префигуративный.

Постфигуративный: дети учатся у своих предшественников. В традиц. обществах – прошлое взрослых = схема будущей жизни для их детей. Несколько поколений родственников под одной крышей.

Конфиругативная: поведение значимых современников - знаменитости, старшее поколение не столь значимое, нуклиарная семья. Идеал для подражания – не прошлое, а настоящее. Старшее поколение – не столь значимо. Основные ценности – рациональность, равенство всех участников взаимодействия.

Префигуративная: появ. в сер. 20века. Будущее уже не представляется людям таким определенным. Дети перестают рассматриваться как объекты вертикального воздействия. Ребенок - равноправный партнер по общению.

Мид не только создала учение о трех тинах культур, она участвовала и во многих исследованиях различных феноменов культуры. Например, показав условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей, ей удалось доказать уникальность различных культур.

Учитель ничего не производит, кроме будущего…

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил

Н.А.Заболоцкий

Актуальность проблемы

Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации.

В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:

  • воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова);
  • воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т.Лихачев);
  • воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн);
  • воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).

Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Общее между этими процессами – они направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа.

Ученых, общественность и нас педагогов всегда волнует вопрос:“Как сформировать социально адаптированную личность? Каким должен быть портрет выпускника нашей общеобразовательной школы?”.

В результате изучения психолого-педагогической литературы и педагогического опыта в данном направлении нами был создан следующий психологический портрет:

“Образованный, нравственный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям с использованием новых технологий”.

Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.

Стратегическая цель, объект и предмет.

Цель – социальное становление личности школьника внутри единого воспитательного пространства, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.

Объект – управление процессом социализации школьников.

Предмет – система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе.

Сущность поставленной проблематики. Процесс социализации управляем. Система управления социализацией школьников является подсистемой системы “управления образовательным процессом”. Управление социализацией в общеобразовательной школе возможно, если в управление образовательным процессом включено дополнительное звено в виде целостной динамичной системы управления социализацией школьников, которая интегрирует усилия всех субъектов управления на выполнение функций планирования, организации, руководства и контроля данным процессом.

В условиях общеобразовательной школы процесс социализации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у учащихся на него, и насколько этот процесс будет эффективен. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.

Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

Развитие и социализация личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Многие образовательные учреждения при отсутствии технологии педагогического управления социализацией осуществляют эту работу порой на интуитивном уровне, ведущие порой к негативным и необратимым последствиям. Для управления внутренним ресурсом образовательного учреждения руководителям необходимо:

1. Научиться исследовать и проектировать реальный процесс управления, обеспечивающий сохранение и развитие образовательного учреждения в современных условиях;

2. Создать условия для успешной социализации детей с учётом социального заказа общества и родителей.

Образовательные учреждения могут оказать содействие социализации ребёнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы.

Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, форм и методы воспитания.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка мы относим следующие:

  • состояние психического здоровья детей;
  • наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
  • создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
  • обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
  • организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
  • построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

УСЛОВИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

В системе условий, определяющих реализацию системы, можно выделить следующие ведущие блоки:

а) педагогический коллектив;

в) школьный коллектив

г) управление воспитательной системой.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ как условие развития школы рассматривается с позиций:

  • осознания личности учащегося, в образовательном процессе как субъекта деятельности;
  • осознания своей педагогической позиции как профессионального воспитателя: осознания необходимости творческой, активной деятельности в условиях воспитательной системы.

ШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ рассматривается с позиций:

  • формирования позитивной “Я-концепции” ребенка и взрослого:
  • актуализации потребности в самореализации:
  • умения быть субъектом своей жизнедеятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС как условие реализации концепции должен отвечать требованиям:

  • вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами системы, возможностями педагогического коллектива и коллектива учащихся;
  • подвижность форм образовательного процесса и деятельности учащихся.

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ как условие реализации и развития должно:

а) обеспечивать участие в нем всех субъектов образовательного процесса

б) обеспечивать мониторинг системы работы (деятельности) школы в процессе реализации системы:

  • проведение психолого-педагогического анализа содержания, технологий, методов деятельности;
  • осуществление проектировочной и прогностической деятельности.

Основными компонентами системы управления социализацией школьников являются (см. схему 1): цель, задачи, психолого-педагогические условия системы социализации, содержательный компонент системы, отношения между субъектами системы социализации, критерии эффективности реализации системы.

В рамках организации психолого-педагогического сопровождения для изучения состояния процесса социализации учащихся в общеобразовательном учреждении мы использовали следующую совокупность диагностического инструментария:

1. Тест изучения ценностных установок (методика Рокича).

2. Тест Дж.Гилфорда по исследованию социального интеллекта.

Мы провели диагностическое исследование по представленным методикам в 7,8,9 классах. Анализ теста изучения ценностных установок (методика Рокича) выявил следующее.

В рейтинг предпочитаемых терминальных ценностей вошли - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом), интересная работа, материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), здоровье (физическое и психическое).

Такие терминальные ценности как здоровье (физическое и психическое) и материально-обеспеченная жизнь оказались в числе значимых в обеих группах.

В рейтинг предпочитаемых инструментальных ценностей вошли - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), образованность (широта знаний, высокая общая культура), непримиримость к недостаткам в себе и в других, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), аккуратность (чистоплотность - умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), а также высокие запросы (высокие требования в жизни и высокие притязания).

Таким образом, результат теста показал и дальнейшую необходимость в реализации системы социализации личности в условиях общеобразовательного учреждения и некоторую положительную динамику в выборе, как инструментальных, так и терминальных ценностей испытуемых (см. рис.1, 2)

Рис. 1. Анализ основных предпочтений учащихся в выборе терминальных ценностей

Рис. 2. Анализ основных предпочтений учащихся в выборе инструментальных ценностей

Изучение уровня социального интеллекта показал, что в исследованных 7, 8, 9 классах по всем субтестам учащиеся показали средние способности к познанию поведения. Однако необходимо отметить, что у учащихся 9 классах лучше уровень социализации по познанию систем поведения через способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях. У детей 7 классов недостаточно пока высок показатель по познанию результатов поведения, то есть способности учащихся предвидеть последствия поведения в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.

Анализ данных, проведенных нами методик, позволяет констатировать необходимость дальнейшей систематической целенаправленной организации системы работы по социализации личности в условиях общеобразовательного учреждения.

  • профилизация как фактор индивидуализации обучения и социализации обучающихся; (с2009-2010 учебного планируется введение профильного обучения)
  • расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;

(Схема социально-педагогического партнерства)

обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды; (Программа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту “Путь к успеху”; муниципальная программа “Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних”; программы: “Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика”, “Самозащита от курения”).

повышение потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения к истории, культуре и традициям народа. (Программа развития воспитательной системы в Чистопольском муниципальном районе на 2006-2012годы: подпрограмма №3 “Патриот и гражданин” и подпрограмма №4 “Духовно-нравственные основы развития личности учащегося”. Муниципальная целевая программа “Русский язык в ЧМР на 2006-2010годы”. Проект “Я - Чистополец” (1-4 классы). Экспериментальный учебный план по реализации концентрированного обучения татарскому и иностранному языкам. Введение таких предметов как: страноведение (на английском языке), краеведение. Интегрированный курс по истории, культуре и литературе родного края, музыкальное и изобразительное искусство народов мира и Татарстана).

Социальные проекты для построения системы социализации личности внедряемые в МОУ “СОШ №4”:

- “Без здоровых детей нет будущего”

- “Сколько языков ты знаешь- столько людей ты стоишь”

- “Мы патриоты России”

- “Семейное наследие-достояние республики”

- “Малая Родина “Я-Чистополец””

- “Молодежь и спорт”

- “Моя профессия – моему городу”

- “Наш город” (благоустройство)

Таким образом, учащиеся нашей школы не только усваивают систему знаний, норм, ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, но и активно воспроизводят систему социальных связей, реализуют себя как личность, влияют на жизненные обстоятельства, окружающих людей.

Возвращаясь к эпиграфу своего выступления: “Учитель ничего не производит, кроме будущего…”, мы с уверенностью можем сказать, что педагогический коллектив школы № 4 работает на будущее своих учеников и старается создать все условия для успешной социализации личности!

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Для учащихся - уровень достижения системы базовых ценностей общества.

Для учителя - уровень социально-педагогического партнерства в целеполагании и деятельности:

а) умение ставить цели совместной деятельности;

б) умение реализовывать принципы открытости образования во взаимодействии с различными социальными партнерами.

Для администрации – уровень управления системой качественных изменений:

а) умение проектировать изменения;

б) умение проводить контрольно-оценочную деятельность процессов и результатов в условиях инновационной деятельности;

в) умение строить программы ресурсного обеспечения изменений.

Для школы в целом - содержательная, технологическая, организационная целостность реализации целей:

а) проектирование новых результатов деятельности школы;

б) выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе образования и социализации личности;

в) обеспечение единства учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования как условия достижения целей;

г) оптимизация внутренних маркетинговых и внешних социокультурных целей школы для воспитания нового человека.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ, НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

1. Трудности освоения новых способов деятельности в связи со сложившимися стереотипами могут привести к затягиванию процесса построения системы социализации.

2. Недостаточный уровень мотивации педагогов к воспитательной деятельности может повлечь за собой разрыв между обучением и воспитанием.

3. Рост негативного воздействия социальной среды может затруднить процесс формирования у учащихся качеств и черт идеального выпускника.

4. Недостаточная включенность учащихся в различные виды активной деятельности будет сдерживать процесс их становления как субъектов собственной жизни.

ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В процессе построения воспитательной системы социализации можно выделить следующие этапы:

I этап - проектный (2009г.-2010г.). В ходе данного этапа предполагается осуществить разработку модели системы социализации, создание программы деятельности, определение концептуальных положений и диагностических средств мониторинга за результатами развития личности учащихся и формированием общешкольного и классных коллективов, ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами социализации школьников.

II этап - практический (2010г.-2011г.), в ходе которого будет происходить реализация модельных представлений о воспитательной системе социализации, апробация и использование в образовательном процессе технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей; осуществление педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов, проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов.

III этап - обобщающий (2011г.-2012г.), в ходе которого необходимо обобщить опыт работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспитательной системы социализации и наметить перспективы и пути дальнейшего развития образовательного учреждения.



Просмотров