Социальный инфантилизм как характеристика виктимной личности. Социальный инфантилизм в молодежной среде

Основные проявления инфантилизма

Если цитировать справочник по психиатрии, то инфантилизм – несоответствие индивида своему биологическому возрасту. Инфантильность – следствие нескольких комплексов: комплекс первый – «я не хочу расти», комплекс второй – «я боюсь ответственности», а ещё есть комплекс избалованности – когда человек привык, что все ему что-то должны. Но у инфантильности есть и другие грани: нежелание принимать возраст, стремление молодиться. Современная цивилизация сама по себе ориентирована на остановку взросления личности, на сохранение в оболочке взрослого человека маленького ребенка, инфанта. Культ молодости, огромный выбор развлечений, предлагаемый нашей культурой – все это провоцирует ребенка в нас проснуться и отодвинуть в сторону внутреннего взрослого.

Итак, инфантильность человека – незрелость, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Инфантильные люди не самостоятельны в решениях и действиях, у них пониженная критичность по отношению к себе и повышенная требовательность к заботе о себе. Им присущи разнообразные компенсаторные реакции, к ним относятся фантазии, заменяющие реалии, эгоцентризм, эгоизм. Откуда же берется инфантилизм? Часто он развивается в результате неправильного воспитания. По своей природе ребенок не только любопытен, но и активен. Взрослые же, иногда не умея, иногда не желая организовать эту активность, все делают за ребенка сами. Они лишают его самостоятельности, не допускают в мир реальных вещей и действий, ограждают от таких поступков, за которые ребенок мог бы нести ответственность. Что же получается? Не видя результатов своих поступков, ребенок бессилен извлечь из них уроки. И день за днем отодвигается развитие в нем личностного начала –гордости за то, что он сумел сделать сам, ответственности за последствия своих действий. Так появляются будущие инфантилы. Взрослея и сталкиваясь с окружающим миром, в котором все совсем по-другому, молодые люди теряются и бегут в понятное и интересное виртуальное пространство, существовать в котором очень удобно. Со временем они, конечно, взрослеют, но при этом становятся взрослыми людьми с синдромом подросткового мировосприятия. И таких персонажей все больше.

Психологи различают 4 основных варианта инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный. Инфантилизм первого типа (истинный или простой по В.В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы. При инфантилизме 2-го типа незрелость касается не только психического, но и физического развития. При органическом инфантилизме он сочетается с органической неполноценностью центральной нервной системы. Психический инфантилизм выражается в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.

Психологические особенности инфантильной личности:

Эгоцентризм

Зацикленность на самом себе, неспособность почувствовать и понять состояние другого человека. Для маленького ребенка – это естественно. Он еще не может понять, что другие дети и взрослые видят мир иначе, чем он. И что люди думают по-разному. Наблюдать выраженный эгоцентризм у взрослых людей странно. Как ведет себя ребенок-эгоцентрик и взрослый-инфантил? Он считает, что мир создан для него, и должен вертеться вокруг него. Другие люди интересны и хороши тогда, когда удовлетворяют мои потребности. Более того, именно удовлетворение своих собственных потребностей в защите, тепле, принятии, любви – у ребенка и инфантильного взрослого является главной ценностью. Внутренний мир других людей им неинтересен в принципе. Эгоцентризму присуща нередко и абсолютная уверенность в собственной правоте. И если возникают проблемы во взаимоотношениях, то звучит не «я не понимаю людей», а «люди не понимают меня».

Иждивенчество

В нашем случае мы под иждивенчеством понимаем скорее не жизнь за счет средств другого, а нежелание или неспособность обслуживать себя самому.

Ориентация на игру

Развлечениям отдается предпочтение перед другими видами деятельности. Благо, что современная цивилизация предоставляет огромное количество вариантов развлечений, которые помогают избежать страшной для ребенка и инфантильного взрослого вещи – скуки. «Мне скучно – развлекайте меня!». Немалая доля дохода уходит на развлечения и игры. Они бывают разными. Компьютерные игры, бесконечные посиделки с друзьями дома или в барах, походы по магазинам, кино и дискотекам, приобретение все новых и новых игрушек (у мужчин в их роли нередко выступают технические новинки).

Неспособность к принятию решений и к мобилизации сил для реализации этих решений

Принятие решений требует развития воли, а это одна из характеристик зрелого человека. Взрослая личность способна действовать вопреки «устал», «не хочу», «не могу», «трудно», опираясь на собственную волю. Для ребенка же «не хочу» или «трудно» – прямой аргумент не делать что-то. Инфантильный человек выбирает пути наименьшего сопротивления, те, где придется как можно меньше напрягаться.

Отказ от принятия ответственности за собственную жизнь

Самый легкий путь – это вообще не принимать решений и перелагать эту тяжелую ношу на других. Более того, нередко в окружении инфантильных личностей есть люди, прямо ответственные за принятие решений за них и, что еще более важно, ответственные за реализацию этих решений. Незрелая личность выбирает роль слабого ребенка, нуждающегося в опоре и защите.

Отсутствие перспективы будущего

Для ребенка жизнь является бесконечным «сейчас» – и это вполне понятно. Ребенку не нужно смотреть в будущее, об этом думают родители. У инфантильного взрослого также нет никаких осознанных планов на будущее. Все происходит как-то само собой. Дети ощущают себя бессмертными, в их распоряжении – бесконечное количество времени, поэтому нет смысла торопиться. Ощущение времени как ресурса, «шагреневой кожи», убывающей независимо от удовлетворения или неудовлетворения наших желаний – это ощущение присуще лишь взрослым людям, имеющим возможность и желание размышлять о жизни.

Неспособность к самооценке и самопознанию

Размышлять о жизни – значит задавать себе очень трудные вопросы. Дети таких вопросов не задают, их время еще не пришло. Отсутствие рефлексии приводит к невозможности извлечения опыта из собственной жизни. То, что происходит в жизни инфантильного человека, не становится жизненным опытом, а остается просто событиями.

У женского и мужского инфантилизма, имеются общие черты

1) Нежелание взрослеть. Индивид остается подростком, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2) Проявляется полное безволие, как в социальной, так и личной жизни. Главная задача индивида в такой ситуации, поиск человека, на которого можно перекинуть финансовые и бытовые проблемы.

3) Бытовая неприспособленность, перемежающаяся паническими атаками на данной почве.

4) Социальные действия, подмененные мечтаниями. Например, о некоем мифическом идеале, «настоящем мужчине» или «легких деньгах».

Основные признаки инфантильного индивида

• самым важным он считает всегда делать то, что хочется ему (не смотря на интересы других); • брак, дети для него всегда под грифом «пока не готов» (хотя пожить вместе может, но до начала больших проблем, требующих его участия); • обычно в его личной истории достаточно много непродолжительных «отношений»; • ухаживания мужчины-ребёнка часто очень сентиментальны, романтичны, но не перерастают в серьёзные; • слово «ответственность» для него вряд ли понятно, иногда им руководит боязнь «наказания» (чаще это может проявляться на работе, а не в личных, домашних отношениях); • самостоятельных хозяйственных действий по дому от него не дождаться; • его отношения с мамой абсолютно «не вырастают»; • даже уже в трудоспособном возрасте живёт при финансовой поддержке родителей или на их полном обеспечении; • обычно эмоциональная поддержка родителей для него также является основной в сложных ситуациях; • может проживать с родителями, даже если есть отдельное жильё или постоянно пользоваться их «услугами»; • не работает либо часто остаётся без работы, не спеша искать новую; • непременно обладает каким-то всепоглощающим увлечением (часто это компьютерные игры), которое не в силах отложить; • часто жалуется на жизнь, ищет виновных, не допуская своей вины и говоря, что весь мир несправедлив.

Инфантильность – это характеристика личности, выражающая незрелость её психологического развития, сохранение черт, присущих более ранним возрастным этапам. Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.

Под инфантильностью в психологии понимается незрелость индивида, которая выражается в задержке становления личности, когда ее действия не отвечают возрастным требованиям. Некоторые люди воспринимают инфантильность поведения, как должное явление. Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка. Культ вечной молодости и юности, наличие самых разнообразных развлечений современной культуры, вот что провоцирует развитие инфантильности у человека, отодвигая на задний план развитие взрослой личности и позволяя оставаться вечным ребенком.

Женщина с инфантильностью характера способна изображать обиду, когда на самом деле переживает . Среди других приёмов у таких фемин на «вооружении» грусть, слезы, ощущение вины и страха. Такая женщина способна притворяться растерянной, когда не знает, чего сама хочет. Лучше всего ей удается заставить поверить мужчину в то, что без него она никто и, что она без его поддержки пропадет. Она никогда не скажет о том, что ей не нравится, она будет дуться или плакать и капризничать, но на серьезный разговор её вывести очень сложно.

Истинная инфантильность женщины приводит её жизнь в сущий хаос. Она всегда попадает в какие-то истории, экстремальные ситуации, откуда её нужно спасать. У неё много друзей, её внешний вид далекий от образа леди, её привлекают джинсы, кроссовки, различные майки с детскими или мультяшными принтами. Она веселая, энергичная и непостоянная, круг её общения главным образом состоит из лиц намного моложе её возраста.

Мужчины любят приключения, потому что они вызывают выброс адреналина, поэтому они находят себе инфантильную женщину, с которой никогда не скучно.

По результатам одного исследования выяснилось, что 34% женщин ведут себя инфантильно, когда находятся рядом со своим мужчиной, 66% говорят о том, что эти женщины живут в образе легкомысленной девочки постоянно.

Причины инфантильности женщины в том, что она поступает подобным образом, поскольку ей так легче чего-то добиться от мужчины, она не хочет нести ответственность за личную жизнь или мечтает, чтобы кто-то взял над ней опеку, этот кто-то, конечно, же взрослый и состоятельный мужчина.

Как избавиться от инфантильности

Инфантильность это в психологии стойкая характеристика личности, поэтому избавиться от нее быстро нельзя. Чтобы преступить к решению вопроса: как бороться с инфантильностью, нужно понимать, что для этого предстоит большая работа. В борьбе с инфантильностью необходимо запастись очень большим терпением, поскольку придется пройти через слезы, обиды и гнев.

Итак, как избавиться от инфантильности. Наиболее действенным способом считается возникновение больших перемен в жизни, в ходе которых человек должен попасть в такие ситуации и условия, где он окажется без поддержки и ему в одиночку придется быстро решать проблемы, а потом нести ответственность за принятые решения.

Таким образом, от инфантильности избавляется много людей. Для мужчин такими условиями может быть – армия, спецназ, тюрьма. Женщинам больше подходит переезд в чужую страну, где нет абсолютно никаких знакомых, и приходится выживать без родственников и заводить новых друзей.

После переживания сильных стрессовых ситуаций, человек теряет свою инфантильность, например, потеряв материальное благополучие, пережив увольнение или смерть очень близкого человека, который служил опорой и поддержкой.

Для женщин самым лучшим способом бороться с инфантильностью, является рождение ребенка и пришедшая с ним ответственность.

Слишком радикальные методы вряд ли подойдут каждому человеку, и может произойти следующее: из-за резких перемен в жизни, человек может закрыться в себе или, не справившись с обязанностями, еще больше начнет регрессировать (регрессия – это защитный механизм психики, который возвращает человека на более низкую ступень развития его чувств и поведения).

Лучше использовать более доступные ситуации, например, самому приготовить обед, после чего убрать, сделать внеплановую главную уборку, сходить за покупками и купить исключительно то, что требуется, пойти и оплатить счета, съехать от родителей или перестать жить за их счет. Таких ситуаций в жизни очень много, они иногда кажутся незначительными, но тот, кто знает, что такое инфантильность характера понимает, как себя в таких случаях ведут инфантильные личности, насколько обременительными эти ситуации для них являются.

1

В данной статье представлены результаты социологического исследования, проведенного во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса среди студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Организация работы с молодежью». Цель исследования – стремление выявить наличие или отсутствие характеристик социального инфантилизма среди студентов. В процессе изучения данной проблемы авторы пришли к следующим выводам. Проблема социального инфантилизма среди молодого поколения, в научной сфере, излишне усугублена. Результаты социологического опроса показали, что ярлык социального инфантилизма, прикрепившийся за основной массой студенчества, крайне некорректен и не вполне обоснован. Молодое поколение, наоборот, достаточно активно проявляет себя на поле социальных практик, в которое включены учебный процесс, трудовая и общественная деятельность. Студенчеству присущи следующие характеристики: высокая степень социальной адаптации, широкий спектр интересов, ответственность за собственное принятие решений, осознание себя субъектом трансформационных процессов социума, концентрация на поставленной цели, максимальный интерес к инновациям. Полученные результаты демонстрируют тот факт, что студенчество по своему содержанию, в полной мере, не относится к категории социального инфантилизма. Конечно, нужно быть предельно объективным, нельзя отрицать и полного его отсутствия. Наличие тех или иных качества синдрома «Питера Пена» среди молодого поколения не превышает критических пороговых показателей, за которыми имеется точка невозврата, которая не даст возможности стать динамично развивающейся личностью.

социальный инфантилизм

молодое поколение

социальная адаптация

социализация

деловая активность

самоменджмет

осознанное самоограничение

локус контроля

1. Бакулина А.С. Социальный инфантилизм в контексте демографической ситуации в современной России // Человеческий капитал. - 2014. - №5 (65). - С. 146-151.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psyoffice.ru/slovar-s162.htm (дата обращения: 28.01.2017).

3. Волонтеры ВГУЭС посетили детей в школе-интернате для слабослышащих [Электронный ресурс]. – URL: http://volunteer.vvsu.ru (дата обращения: 21.01.2017).

4. Волонтерство и трудоустройство [Электронный ресурс]. – URL: https://career.ru/article/17929 (дата обращения: 14.01.2017).

5. Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение: интернет-журнал. - 2014. - №6 (25). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf http://naukovedenie.ru (дата обращения: 22.01.2017).

6. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - №2 (14). - С. 128-136.

7. Инфантилизм - характеристики и разновидности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/infantilizm_-_harakteristiki_i_raznovidnosti (дата обращения: 25.01.2017).

8. Косова У.П. Психологические характеристики волонтерской деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kdobru.ru/materials/ (дата обращения: 29.01.2017).

9. Кто играет в квесты? Статистика [Электронный ресурс]. – URL: https://questme.ru/article/posts/kto-igraet-v-kvestyi-statistika/ (дата обращения: 27.01.2017).

10. Положение о Центре волонтеров ВГУЭС [Электронный ресурс]. – URL: http://volunteer.vvsu.ru/about/docs/ (дата обращения: 22.01.2017).

11. Почему увлечение квестами полезно для человека? [Электронный ресурс]. – URL: https://questhelp.ru/articles/520/ (дата обращения: 24.01.2017).

12. Хрипович В.А. Поколение инфантильных: обзор проблемы // Научные труды республиканского института высшей школы. - 2015. - №15 (2). - С. 206-213.

В сознании большинства индивидов, в которое включено и научное сообщество, любые новые, непривычные обстоятельства в практике повседневных реалий мгновенно облекаются в форму враждебных и злободневных проблем. Анализ публикаций, в центре которых обозначена тема социального инфантилизма среди молодежи, показал склонность некоторых исследователей к неодобрительным и нелестным характеристикам в адрес подрастающего поколения. Изобилие оскорбительных высказываний в адрес молодежи автоматически программирует ее на асоциальные и дезадаптивные сценарии жизненного пути.

Впервые о проблеме детей-бумерангов, по мнению В.А. Хриптович, заговорили в США, когда доля молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет, живущих с родителями, выросла с 27,6% в 2007 г. до 31% в 2013 г. Не менее остро эта проблема стоит в Европе: с родителями живут 67% испанцев и 60,7% итальянцев от 18 до 29 лет. В Японии 70% одиноких работающих женщин в возрасте 30-35 лет, а в России 18% мужчин и 14% женщин в возрасте от 25 до 29 лет до сих пор проживают со своими родителями .

Прежде чем перейти к рассмотрению заявленной темы исследования, необходимо сделать акцент на значении понятия «социальный инфантилизм».

Явление социального инфантилизма - междисциплинарный предмет научного дискурса психологов, социологов, философов, психологов. Плеяду отечественных и зарубежных исследователей по обозначенной теме составляют Л.С. Выготский, М.Л. Покрас, В.И. Гарбузов, Э. Фром, А. Маслоу и другие.

По мнению Ефимовой Г.З., с точки зрения социологии инфантилизм конкретной социальной группы является социальной характеристикой личности и напрямую связан с процессами первичной и вторичной социализации, а также влиянием на индивида всего спектра социальных институтов и проявляется в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодого поколения, его адаптации к социальной реальности, характеризуется «сбоем» в процессе социализации и нежеланием человека усваивать новые для него социальные роли, принимать обязательства (стремление к упрощению жизни, максимальному ее облегчению и удобству для себя) .

Исследователь Бакулина А.С. указывает на социальный инфантилизм как морально-нравственную незрелость индивидуума .

Психологи определяют социальный инфантилизм как «состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления, позже - нежелание создавать семью ("Это тяжело и хлопотно!"), рожать и воспитывать детей» .

По мнению авторов, заслуживает внимание концепция исследователя Жестковой Н.А., которая отошла от трафаретных и шаблонных методов изучения социальных явлений. Она раскрывает суть социального инфантилизма посредством бинарной оппозиции к социальной зрелости. По мнению Жестковой Н.А., «понятие социальной зрелости личности не может существовать само по себе как отдельная сущность, а только в структурной связи с понятием личностного инфантилизма. Без первого теряет смысл и второе понятие». Выводы исследователя опираются на принцип диалектического структурирования, который означает «фундаментальный, универсальный процесс осмысления, суть которого заключается в том, что единое раздваивается на противоположные части и изучается спектр взаимосвязей между ними» .

Облик современного российского студента глазами профессорско-преподавательского состава, в контексте социального инфантилизма, далеко не однозначен и многовариативен. За исключением тех преподавателей, которые не делают поспешных выводов и суждений по отношению к студентам, касающихся их настоящих и будущих проекций моделей поведения, другая часть преподавателей все-таки оценивает обучающихся сквозь призму поверхностного наблюдения. Как мы все знаем, далеко не всегда посредством наблюдения возможно увидеть детальное и фактическое положение вещей, поэтому мы обратились к наиболее правдивому и беспристрастному методу - опросу. Ценность любого опроса представляет собой возможность выявить такие явления и процессы, которые скрыты под поведенческими масками индивидов.

Контингент опрашиваемых - студенты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Организация работы с молодежью». В опросе приняло участие 110 человек. Генеральной целью анкетирования явилось желание выявить среди них наличие факторов социального инфантилизма, их полного или частичного отсутствия.

Из анкет было выявлено, что 70% студентов параллельно с учебой совмещают трудовую деятельность на день опроса. Постоянную работу имеют всего лишь 5%. Причины, подтолкнувшие искать работу: не хочу зависеть от родителей (70%); нужно нарабатывать опыт, чтобы в последующем устроиться на высокооплачиваемую работу (5%), нужны деньги на учебу (15%), много свободного времени (5%). Несколько студентов не стали отвечать на данный раздел анкеты.

Студенты на вопрос «Какие ассоциации вызывает у Вас слово "инфантильность"?» дали следующие определения. В процентом соотношении они распределились следующим образом: беспечность (2,2%), беззаботность (5,5%), неопытность (2,2%), детство (12,1%), глупость (1,1%), наивность (12,1%), незрелость (4,4%), боязнь взрослеть (2,2%), безответственность (20,9%), ребячество (9,9%), рассеяность (3,3%), лень (23,1%), неумение поддержать разговор (1,1%), невоспитанность (4,4%), безволие (5,5%), иждивенчество (2,2%), несамостоятельность (7,7%), необразованность (1,1%) (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма ассоциаций со словом «инфантильность» у студентов ВГУЭС

На вопрос «Какие из характеристик инфантильности свойственны лично Вам?» 74,7% респондентов ставили прочерки, но были и те, кто признал в себе черты инфантильности, к которым они отнесли: страх взросления (1,1%), наивность (1,1%), детскость (3,3%), лень (13,2%), рассеяность (4,4%), безразличие (2,2%) (рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма характеристик инфантильности, которые признали в себе студенты

Как мы видим, лидирующее положение занимает лень. Полагаем, что лень нельзя сводить к отсутствию желания работать в принципе. Зачастую лень обусловлена эмоциональной и физической усталостью, что носит временный характер.

Один из вопросов анкеты звучал так: «Какие самоограничения Вы себе устанавливаете?». Данный вопрос был включен в исследование, т.к. любой вид самоограничения является индикатором целостности индивида, что никак не соотносится с понятием «инфантилизм». К тому же самоограничение представляет собой метод самовоспитания, состоящий в сознательном неиспользовании имеющихся условий и резервов своей жизнедеятельности, сокращении потребления .

Личностная композиция, состоящая из дисциплины, самовоспитания, самообладания, самоменеджмента, умения критично оценивать происходящее, представляет собой прочное монолитное ядро социально адаптивной личности. Позиция такого индивида крайне противоположна инфантильной персоне.

Девушки, принявшие участие в заполнении анкеты, в качестве генерального самоограничения выбрали графу «стараюсь меньше есть» - 87% от общего количества опрашиваемых. Строгий режим дня соблюдают не так много человек: 12% девушек, 2% молодых людей.

Тому, что социальные сети сегодня являются бичом и проклятьем современности, посвящено многочисленное количество исследований. Потребность использования социальных сетей в качестве развлечений среди студентов постепенно сокращается. Нельзя сказать, что идет масштабный процесс, но цифры анкеты выявили следующую картину. Осознанно огранивают себя в увлеченности социальными сетями 23% парней, 14% студенток. Из личных бесед преподавателей с обучающимися известно, что ключевой причиной отказа от активности в социальных сетях является сокращение свободного времени из-за совмещения работы и учебы.

Отсюда мы видим, что деловая активность студентов обязывает расставлять приоритеты при выборе жизненных действий и ориентиров, что не характеризует молодое поколение как инфантильное. На втором месте после загруженности идет увлеченность студентов продуктивными видами отдыха, к которым можно отнести занятия в спортклубах, активный отдых на спортивных площадках. К ним можно добавить полюбившиеся многим квесты, или «игры разума». Как отмечают специалисты, квесты - это мощная тренировка логики, памяти, интуиции и сообразительности. К тому же квесты учат принимать решения, стимулируют активность центральной нервной системы, а в реальной жизни умение видеть перед собой правильную цель и достигать ее будет просто неоценимым . Число поклонников данного вида интеллектуального отдыха среди молодежи растет во всех городах Российской Федерации. По статистике (около 70%), это люди в возрасте от 20 до 35 лет .

Достаточно веским доводом в пользу не повсеместного социального инфантилизма в среде студенчества является и активное участие молодых людей в волонтёрской деятельности, и именно в той, в которой нуждаются люди, ограниченные различными жизненными обстоятельствами.

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) на протяжении многих лет существует Центр волонтеров. Целью создания Центра волонтеров ВГУЭС является социально активное и патриотическое воспитание обучающихся.

Основными задачами Центра волонтеров ВГУЭС являются:

Развитие социально-правовой активности и гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

Развитие волонтерского движения;

Реализация молодежной политики, создание социокультурной среды, направленной на творческое самовыражение и саморегуляцию личности, толерантности обучающихся .

Перечислим несколько социально значимых проектов и мероприятий, реализуемых Центром волонтеров за 2016 год. Проект «Яркое детство» - посещение волонтёрами школы-интерната для глухонемых и слабослышащих детей и детского онкогематологического центра. В рамках данного проекта некоторые мероприятия осуществляются совместно с автономной некоммерческой организацией «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело». Совместная акция Центра волонтеров с благотворительным фондом «Сохрани жизнь» по сбору средств на лечение онкобольных детей. Студенты с октября 2015 года начали посещать воспитанников специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната I вида. Сейчас в группе проекта состоит около 10 студентов и несколько школьников Владивостока. Студенты помогают детям адаптироваться к внешней среде, учат их не бояться общения с теми, кто старше их по возрасту. Поездки проходят каждые выходные (преимущественно - по субботам) .

Проводимые Центром мероприятия никак не попадают в рамки социального инфантилизма, а, наоборот, демонстрируют твердую жизненную позицию молодых людей, которая, к сожалению, отсутствует у многих взрослых. Посещение детских онкобольниц, детских домов и других социальных учреждений, где господствуют боль и страдание, не под силу многим взрослым людям. Видеть мучения другого человека и при этом не терять самообладания, а, наоборот, уметь оказывать эмоциональную поддержку, удел сильных личностей, к которым с полной уверенность можно отнести студентов-волонтеров.

Практически в каждом высшем учебном заведении Российской Федерации имеются подобные центры, где задействованы студенты, которых никак нельзя отнести к категориям «детей-бумерангов», «кидалтам».

Согласно данным онлайн-опроса компании HeadHunter, 40% студентов и аспирантов российских вузов принимают участие в различных волонтерских и благотворительных проектах. Мотивы участия студентов в волонтерской деятельности отражены на рис. 3.

Рис. 3. Мотивы участия студентов в волонтерской деятельности

Если обратим внимание на личностные характеристики добровольцев, к которым исследователь У.П. Косова относит следующие: предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи; внутренний локус контроля, сострадательность, заботливость, чувство долга, ответственность, толерантность, творческие способности, направленность на общение с людьми, личностная зрелость, стрессоустойчивость, высокий уровень социально-психологической и аутопсихологической компетентности, то они никак не коррелируются с типичными моделями поведения инфантильных субъектов .

Выводы. Каждая эпоха предъявляет свои требования к социуму. Нет ни одной социальной группы, которая бы не старалась встроиться в плоскость координат, соответствующих текущему моменту времени, и молодежь здесь не является исключением. Но, как и в каждой стратификационной структуре, есть те, кто успешно справляется с вызовами системы, а есть и те, кто во внешнем мире видит угрозу, и поэтому персонаж Питера Пена - их вечный спутник. Данные опроса среди студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса наглядно подтвердили этот вывод.

Библиографическая ссылка

Королева Э.В., Ивельская Н.Г., Чернышова А.Л. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ВЫДУМАННАЯ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА? // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26409 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

К ак быть, если человек с которым вы делите свою жизнь, страдает инфантильностью? Он по-прежнему привлекает вас, у вас общие цели в жизни, но он совершенно не в состоянии позаботиться даже о себе. Что делать? Излечимо ли это?

Инфантильность , или акцентированность взрослого человека на состоянии ребёнка - достаточно распространённая сегодня ситуация. Мы имеем целое поколение молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет, чьи родители выросли в послевоенное время и слишком ревностно оберегали спокойствие собственных чад. Подумайте сами. Люди, родившиеся с 45 по 55 годы, были просто лишены нормального детства. Страна была в руинах после войны, люди жили в хибарах, у многих не было отцов. Дети были лишены всего: опеки, заботы, образования, одежды, нормальных жизненных условий. Какими выросли эти дети? Жёсткими, волевыми, крепкими, способными пройти любое испытание.

Естественно, лишившись заботы в детстве, эти люди были особенно обеспокоены тем, чтобы их дети получили то, что недополучили они. Причём в некоторых случаях, это происходит по принципу: лучше дать с избытком, чем недодать. В результате, мы имеем целое поколение изнеженных молодых людей, которым в детстве и юности уделяли излишнее внимание, центрировали их запросы, оберегали от домашней работы, физического труда, любых трудностей. Позиция ребёнка в результате в их сознании стала наиболее акцентуированной. Им внушили, что ребенком быть выгодно, что их любят, несмотря ни на что, о них позаботятся. Что делать что-либо и предпринимать какие-либо собственные усилия необязательно. Всё и так сделают за них в любом случае.

Но дети выросли. У них уже собственные семьи. Как быть? Когда пора заводить уже собственных детей (и у многих они уже есть), заботиться о родителях, а человек ещё сам, по сути, находится в состоянии ребёнка. Что может быть хуже парня, который не умеет забить гвозд, и не понимает, как обеспечить себя и свою семью? Что может быть хуже девушки, которая воспринимает каждое предложение помыть посуду как личное оскорбление и ждёт, пока грязное бельё покроется плесенью, чтобы заняться стиркой? Какими воспитают они собственных детей и найдут ли вообще силы заняться их воспитанием?

В более приемлемом положении, как это ни странно, оказались те представители этого поколения, кто пережил развод родителей. Им уделялось меньшее внимание, на них были возложены хоть-какие то обязанности. Плюс, осознание того, что жизнь сложнее, чем кажется, и бывают проблемы, которые решить не так-то просто, пришло к ним в самом раннем возрасте. Эти дети в коллективе всегда особняком, они всегда выделяются, их немного. Но именно трудное детство (если оно, конечно, их не сломало) и сделало их более приспособленными и самостоятельными, чем остальных, коммуникабельных и беззаботных, но совершенно оторванных от жизни и её трудностей.

Как распознать, что ваш партнёр страдает инфантилизмом? Есть типичные признаки.

Очень часто он выглядит как ребёнок, в буквальном смысле. У него бывает детское выражение лица. Часто ему дают гораздо меньше лет, чем ему есть. Он любит говорить как ребёнок, шепелявить или искажать слова. В его лексиконе множество детских слов и выражений, усвоенных в детстве. Он любит уменьшительно-ласкательные прозвища. Любит сам их говорить и любит, когда его ими называют. Естественно, с вами наедине. От всех других свою инфантильность он скрывает и тщательно притворяется, что соответствует стандартам поведения.

В быту он совершенно не приспособлен. Представления о чистоте и порядке находятся у него на уровне, в какой комнате лежат те или иные вещи. А уж где они лежат, на полке или на полу, несущественно. Чисто в доме - это когда следы грязи ещё не видны и она не катается комками. Разумеется, он любит чистоту, но промежутки времени, между которыми он начнёт ею заниматься, могут быть очень длинными. Уборка под его руководством может проходить до раз в полгода. То же самое касается любых домашних дел. Стирка, глажка, любая бытовая обязанность - не для него. Лучшая работа - отложенная на попозже! Вот его девиз.

Разумеется, совсем ничем не заниматься инфантильный не может. Он находит отдушину в хобби. Каком-нибудь занятии, которое считает полезным и приятным для себя. Мужчины часто могут просиживать вечера за компьютерными играми, в интернете, выпивать. Женщины могут шить или вязать, заниматься бесконечной готовкой (если любят поесть). И те и другие могут уходить в запойное чтение, убивая время. Конечно, это нормальные занятия. Но когда ими занимаются сутки напролёт, игнорируя насущные дела и обязанности - это уже признак патологии.

Когда ребёнок вырастает из взрослой опеки, он часто может не заботиться о своём внешнем виде. Ходить в не совсем чистой одежде, хотя он безусловно любит хорошо выглядеть. Но следить за собой? Это же работа! Обязанность. Где на неё найти сил?!

Сексуальность инфантильного, конечно, проявляется, но никогда не станет доминирующей в его поведении. Он же ещё ребенок. Иногда он стесняется её, даже если ему уже под 30. Поэтому столкнуться с открытым проявлением сексуальности, общаясь с инфантильным, можно только, если он в вас о-очень заинтересован! Конечно, в семье это может стать проблемой. Когда вы хотите секса, а ваш муж или жена в основном предпочитает сводить интимную близость к нежным объятиям и лежать так часами, наслаждаясь уютом, как это делают маленькие дети.

Первый совет тем, кто в описании инфантильного пратнёра узнал себя. Тяжело, и от этого никуда не деться.

Но, как говорят психоаналитики, осознать проблему - наполовину её решить. Что вам можно посоветовать дальше?

Поймите, что мир - неисследованное поле для применения ваших возможностей. Что у вас полно сил. Начните верить в себя и применять в жизни свою веру.

Рискуйте, совершайте хоть и неправильные, но свои выборы. Решайтесь на смелые поступки. Экспериментируйте. Поймите, что ваша замкнутость на внутреннем, изолированном мире, ваше нежелание ежедневно сталкиваться с этим миром лицом к лицу - на самом деле проявление глубинного страха, который заложили в вас ваши родители. Они не говорили вам прямо: «Жизнь опасна - лучше всего сидеть тихо и ничего не делать». Но всеми своими действиями, своим поведением, своими чувствами они передали вам этот страх. Страх за вас, который стал и вашим страхом. Теперь всё, что вы делаете - это живёте в страхе.

Но жизнь в страхе - это имитация жизни. На самом деле, вы не живёте, вы имитируете жизнь. Вы не проявляете свои желания, не даёте им выражения, делаете то, что предписано, но ваша внутренняя сущность молчит. Вы заставили её замолчать. Это состояние можно поломать, скинуть, если позволить себе начать дышать полной грудью, избавиться от страхов. Постепенно, конечно. Делайте то, что давно мечтали делать, смотрите на мир широко, видьте там собственные надежды. Видьте, как они сбываются там. Доверьтесь миру и доверьтесь себе.

В вас таятся громадные силы. Верьте в это. Никто, кроме вас, не в состоянии ограничить вас и сказать, что вы можете, а что - нет. Испытайте свои силы. Так со временем вы обретёте свою внутреннюю силу и станете взрослым. И это не означает потерять открытый ум и способность радоваться жизни, вовсе нет. Просто вы станете опорой самому себе и будете знать: что бы ни случилось, самый лучший ваш помощник - вы сами. Независимость, сила и уверенность в себе - это то, что больше всего привлекает нас в других. Представьте теперь, как изменится ваша жизнь, если вы сами станете носителем этих качеств?

Другая сторона вопроса: если не вы, но ваш ближайший человек - ваш партнёр, супруг является инфантильным. Что делать в этом случае? Вы отлично проводите время, вам весело и хорошо друг с другом, но как дело доходит до бытовых вопросов, каждый раз назревает конфликт, и в трудных ситуациях вы знаете, что на вашего партнёра вы не сможете положиться.

Разумеется, это угнетает. А если это продолжается из года в год? Что делать? Неужели расходиться только из-за немытой посуды и неубранного дома. Ведь когда посуда вымыта, дом убран, еда приготовлена, проблемы улажены (хоть и в основном вашими усилиями) - у вас снова гармония. Жизнь продолжается. Но с другой стороны, нельзя же всю жизнь тащить весь быт совместного проживания на себе. Это хорошо, если нет детей, а если они появятся? Тогда вам придётся ухаживать и за ними, и за своим инфантильным супругом.

В таком случае ситуация точно может начать принимать угрожающие размеры. Ведь человеческая психика имеет свои ограничения. Мы - эмоциональные существа. Вечно сдерживать рациональностью свои негативные эмоции невозможно. Когда-нибудь плотина прорвётся, и всё, что лелеется, может рухнуть. Как этого избежать? Что можно сделать, чтобы этого не случилось?

Ну, во-первых (и это чистая правда), критиковать бесполезно. Инфантильного, живущего в детском мышлении человека этим вы только дальше забьёте в свои комплексы. Он ещё больше утвердится в том, что жизнь сложна и опасна, и ещё дальше отодвинет собственные потребности проявить себя. Так что критикой и упрёками (пускай и справедливыми) вы ничего не добьётесь. Можно выпустить пар, но как это решит проблему? Ведь это не только его проблема, это теперь ваша общая проблема, раз вы сложились в союз. С другой стороны, молча принимать его поведение тоже нельзя. Вы лишь отодвигаете срок разрешения ситуации.

Уход тоже не решит проблему. Вы будете чувствовать себя виноватыми, что бросили такого неподготовленного к жизни партнёра, и очень быстро захотите вернуть его. Чувство вины перед другим станет сильнее желания избавиться от проблемности личного существования.

Что можно порекомендовать в таком случае? Можно, конечно, попробовать давать советы, высказывать пожелания, мягко подводить человека к осознанию того, что существует проблема. Но, как показывает практика, сломать устойчивые психические стереотипы таким мягким, даже длительным способом, практически невозможно. Наставления будут отлетать от него как горох, поскольку он будет отсеивать всё, что не стыкуется с его мировосприятием. Он будет кивать головой, может быть, даже на секунду задумается, но уже через минуту он забудет, о чём вы говорили. Его подсознание послушно уберёт из оперативной памяти всё, что мешает и тревожит. Оставаться вне тревог - главная его цель.

Одно из стержневых проявлений личности: тенденция наступать или сдаваться. Как правило, в каждом человеке преобладает что-нибудь одно. Инфантильный человек хочет наступать, он даже станет предпринимать шаги, чтобы начать сражаться, но глубоко внутри он всё-равно убежден, что проиграет. И это губит его мотивы делать что-либо, он снова регрессирует к старому, проверенному способу поведения. Ничего не делать и не принимать решений - лучший способ сохранить равновесие. Пускай это равновесие неустойчиво и хрупко и в любой момент готово рассыпаться - ничего, соберем его снова.

Инфантильный человек не знает другого способа решения жизненных трудностей. Ему невыносима сама мысль, что для жизни нужно всегда прилагать усилия. Осознание этого травмирует его. Ведь ему внушили, что у него нет собственных сил, что ему не на что опереться.

Ваш партнёр - в душе ребёнок? Вот и отнеситесь к нему как ребёнку. Перестаньте взваливать на него слишком много психологически. Успокойтесь и наберитесь терпения. Раз в вашем союзе вы - взрослый, так проявите понимание и мудрость.

В первую очередь, перестаньте критиковать его за очередные проступки. Будьте мягче. Это очень важно, поверьте! Ваше отношение откроет его для ваших намерений. Подобрев и перестав видеть в вас агрессора, он научится слушать вас внимательнее и прислушиваться. Поняв, что его ни к чему не принуждают и не заставляют, он захочет рано или поздно сделать то же самое, что и вы. Покажите своим примером, что вам это приятно.

Да, это звучит по-детски. Но мы и обсуждаем сейчас проблему акцентированности на детском поведении взрослого человека. Станьте ему примером взрослого, уверенного в себе человека. Перестаньте раздражаться, покажите, что ваша жизнь вас полностью устраивает и вы полностью довольны собой. Он заинтересуется, как вам это удаётся. А следующий шаг будет восхищение вами и желание подражать. А начав подражать, он будет делать это во всём. И вы сами не заметите, как все те обязанности, которые ещё недавно лежали целиком на ваших плечах, теперь отняты у вас и с радостью выполняются вашим партнёром. Вовремя и со всей ответственностью. Согласитесь, достойный приз за усилия.

Всё, что вам нужно для этого, всего лишь измениться самому. Станьте уверенным, внушите себе, что ничто вас не остановит. Проявите эту уверенность вовне и никогда её не лишайтесь. Так вы станете примером, достойным для подражания. А личный пример, как известно ещё со времен пещерной педагогики - лучший способ воспитания.

И последние рекомендации. Делая своё дело, внушая уверенность в себе, испытывая уверенность сам, идите до конца. Иногда партнёр будет провоцировать вас вернуться к старому поведению. Ведь часто вы поддавались на его игры и разделяли с ним его поведение. Оставляли на ночь не вымытую посуду, хотя вам это совсем не свойственно, не обращали внимания на грязь в доме и на ворох грязного белья, откладывали на потом насущные дела и вместе с ним предавались уходу от жизни мира и забывали о проблемах.

Разделяя с вами собственное мировосприятие, он получает для себя разрешение продолжать жить по-прежнему. Он будет стараться как бы засасывать вас в свой внутренний мир, вы это почувствуете. Эту регрессию. Помните, вы для него не просто партнёр, вы и его энергетический опекун - замена родительского контроля. Разделяя с вами свой мир и видя ваше одобрение, он утверждается в правильности своего поведения. Этого делать больше нельзя!

Конечно, вам так было хорошо!.. Быть счастливым инфантильный умеет! В нём ребёнок сохранился нетронутым, со всем его детским оптимизмом и очарованием. Но, уходя от проблем, мы не устраняем их, а просто откладываем. Глубоко внутри инфантильный осознаёт это, и потому его вечным спутником бывает чувство вины, которое он подавляет. Нельзя быть счастливым, забывая о проблемах. Истинное счастье можно получить, решая проблемы и делая этот мир хоть немного светлее и чище.

Так что, как бы вам ни хотелось, но не принимайте больше его игру. Вы нацелились на то, чтобы стать объектом для подражания, так делайте всё для этого, не давая слабину. Не регрессируйте вместе с ним в детство. В то же время не забывайте быть счастливым. Это главное. Не увидев счастья в ваших глазах, ваш инфантильный партнёр не поверит вам. Счастье и комфорт - это главное, что его привлекает в жизни. Уберите счастье из уравнения, и ваши усилия будут напрасными.

Видите, какова ваша скромная цель? Стать счастливым самому! Несмотря ни на что. Спасись сам, и вокруг тебя спасутся остальные. Делайте это, а раздражение оставьте слабым.

Подключите старый добрый приём визуализации. Представляйте своего партнёра таким, каким бы вы хотели увидеть его. Видеть, как он моет посуду. Как он убирает, без вашего понукания. Как у вас в доме чисто. Представьте, насколько у вас гармоничные отношения. Это отлично работает. Приём мысленного представления! Вживайтесь в эти образы и это здорово поможет вам преодолеть вашу маленькую проблему.

Кстати, говоря о визуализации, которая является метафизическим понятием, следует отметить следующий момент. Согласно многим учениям о человеческой природе, мы отзеркаливаем наши собственные внутренние проблемы на окружение. Что это значит? Что недостатки, которые вы видите в других людях, на самом деле, скрытая проекция ваших собственных внутренних проблем такого же типа. И стоит поразмыслить, а нет ли того, что вам так яро не нравится в вашем партнере, в вас самих? Хорошо подумайте. Ведь человек может просто реализовать то, что вы подавляете в себе. В его поведении это очевидно, а в вашем не проявлено, но в скрытом виде всё равно существует.

Просто так ничего не случается. Случайностей не бывает вообще. Если вы встретились именно с этим человеком и чувствуете притяжение к нему, это зачем-то надо. В большинстве случаев это происходит для обоюдного развития. Может, не партнёра надо менять, а вам самим стоит провести генеральную уборку собственного сознания? Подумайте над этим.

Абдрахимова Р.Г.

Ассистент, аспирант кафедры “Социологии труда и экономики предпринимательства” Института Экономики Финансов и Бизнеса Башкирского Государственного Университета.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРМИНА «ИНФАНТИЛЬНОСТЬ»

Аннотация

В условиях формирования современного Российского общества, важной задачей является воспитание поколения, способного отвечать на вызовы современности будущего, которые обуславливается развитием социальной незрелости общества, синдромом позднего взросления или затянувшегося детства. В представленной статье для решения указанной проблемы, нами предпринята попытка исследования исторического аспекта возникновения и развития термина “инфантильность”.

Ключевые слова: исторические аспекты, развитие общества, возникновение термина, инфантильность, воспитание поколения, государственная безопасность.

Abdrakhimova R.G.

Assistant, graduate student of department of “Sociology of work and economy of business” of Institute of Economy of Finance and Business of the Bashkir State University

HISTORICAL ASPECTS OF EMERGENCE OF THE TERM “INFANTILISM”

Abstract

In the conditions of formation of modern Russian society, an important task is education of the generation capable to answer calls of the present of the future which it is caused by development of social immaturity of society, a syndrome of a late growing or the prolonged childhood. In the submitted article for the solution of the specified problem, we have made an attempt of research of historical aspect of emergence and development of the term “infantilism”.

Keywords: historical aspects, development of society, emergence of the term, infantilism, education of generation, state security.

Инфантилизм – это термин, который в частном порядке характеризует черты развития современной молодёжи. В общем смысле – это направление в формировании и эволюции общества. Специалисты говорят об инфантилизме как об уходе от ответственности, а выделяют его суть, как отказ от самостоятельного выбора и поручение решения проблемы другому человеку. Модель поведения «вечный ребенок» как бы освобождает индивидуума от ответственности.

Человек как индивид, физиологически зрелый в физическом плане, зачастую неустойчив и не сформирован в социальном плане, поэтому не может отвечать на требования, которые социум ему предъявляет. В таком случае, принято говорить о позднем гражданском формировании личности, протекании социальной адаптации и о диссонансе интеллектуального развития.

В науке, социальный инфантилизм (social- от англ. общество, infantility- от англ. infantilism; от нем.- infantilismus) обособлен как междисциплинарная проблема. Базовый вклад в анализ проблематики социального инфантилизма внесён психологами и педагогами, работающими в сфере обществоведения. Некоторую заинтересованность, как к предмету изучения проявляют социологи. Последние считают, что в определённой социальной категории общества, инфантилизм не что иное, как социальная характеристика личности, которая связана с протеканием первичной и вторичной общественной адаптации. Всё многообразие социальных институтов влияет на индивида в различной степени. В дальнейшем, это выражается в различии социального, физиологического и культурного взросления подрастающего поколения. Отсутствие желания у человека вникать в новые социальные роли и быть готовым к ответственности, приводит к нарушениям в социальной реальности.

Немало трудов отечественных и иностранных ученых посвящено изучению проблематики инфантилизма. Научные труды, таких зарубежных психологов как Антона Г., Фрейда З. , Ласега Э., Штутте Г. осведомляют о систематизации признаков и причин возможного зарождения и прогресса инфантилизма. Такие отечественные психологи как Шакурин С.В., Выготский Л.С., Гурьева В.А., Лебединский В.В., в своих работах сделали акцент на исследовании проблем инфантилизма.

Однако в работах психологов не всегда удаётся найти ответы на главные вопросы. Главным образом, учёные описывают действие уже функционирующего инфантилизма и способы его предотвращения. Без должного внимания остаётся вопрос изучения зарождения инфантилизма. Существует вероятность наличия заложенной программы социальной модели поведения, предрасположенности ребёнка или молодого человека к проявлению в будущем тех или иных признаков инфантилизма.

От латинского Infantilis означает «детский». Термин инфантилизм касательно медицинских и психофизических явлений, употребляется как оценка неготовности к развитию, сохранении в физическом образе поведении и черт, свойственным предыдущим этапам формирования личности. В буквальном смысле «детскость» – это легкомысленное отношение к жизни в любой деятельности. В психологическом плане, «инфантилизм» – это феномен слабой волевой активности, связанный с воздержанием от ответственности в пределах выбранной деятельности. Незрелость применяют к категориям самосознания и саморазвития.

По мнению различных специалистов – психологов, инфантилизм – это: запечатление психофизических признаков детского поведения у взрослых людей; частичное отставание в развитии на фоне истерии; детское расстройство процесса атрофии; неосознанная форма психического ограждения личности; специфичность психофизического и социологического развития у подростков; развитость сексуальности на почве инфантилизма; задержка в экспансивном развитии, отставание в развитии и незрелость психики; расстройство психического развития; расстройство интеллектуальной деятельности; биологическое отставание во взрослении в прямой зависимости от развития организма; низкий уровень нравственного созревания человека; задержка психического развития; заложенная модель поведения.

Данный анализ также помог нам выявить и обобщить следующие признаки инфантилизма: запоздалое развитие субъекта; безвольность; недостаток способностей к самодисциплине; бездействие; пассивность; бесхарактерность; непостоянство; неоднозначность жизненных целей; неконтролируемость эмоций; нежелание заниматься любой активной деятельностью; отсутствие стремления к физическому труду; задержка формирования нравственных ценностей; тяга к развлечениям; неудовлетворительные рефлексивные способности; иждивенчество и безответственность; хаотичность поведения; отсутствие потребности достижения целей.

Существует медицинское понятие инфантилизма . Физиологический инфантилизм – это замедление развития индивида в личностном плане с присутствием в физическом обличье человека признаков предыдущих возрастных периодов, где изъяны физического развития являются следствием заболевания. Психический инфантилизм – это неподготовленность человека, выражаемая в торможении формирования личности, когда поведение индивида не сообразно его биологическому возрасту. Правовой инфантилизм – это отсутствие чувства ответственности с точки зрения права, недостаточные правовые возможности при желании получения положительного результата.

О социальном инфантилизме специалисты говорят как о «личностной незрелости человека в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью». Иначе говоря, социальный инфантилизм – это различие социальных, биологических и культурных аспектов взросления молодого человека в индустриально-развитых странах Запада, Америки и России. Такие различия свидетельствуют о нарушениях систематизации социализации и вмешательства молодёжи во взрослую жизнь.

Подобная неподготовленность человека к осуществлению осмысленных поступков проявляется в отсутствии желания принимать те или иные решения самостоятельно. Множество таких признаков исключает индивида из разновидностей общественных взаимодействий, предлагая ему амплуа субъекта для наблюдения. Среди прочих критериев социального инфантилизма необходимо обозначить: чувство уязвимости, необоснованные требования к окружающим, иждивенчество, демонстрация эгоцентризма, слабое выражение эмоциональности, самокритичность, слабая воля, низкие моральные ценности, идеализация реальности, отсутствие мотивации к физическому труду, гедонизм, отсутствие тяги к самореализации, отсутствие желания достичь успеха, отсутствие модели поведения в жизни.

Разберём еще несколько характеристик феномена социального инфантилизма, способных дополнить наше представление об этом явлении. Психолог Э. Фромм описывает главный признак социального инфантилизма как отсутствие желания индивида возлагать ответственность за собственную жизнь только на себя.

Другой специалист А. Маслоу считает социальный инфантилизм потерей смысла жизни. К общим чертам социального инфантилизма можно добавить также: слабая воля, истеричность, деградация, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, наличие удобной позиции направленной на быстрое достижение результата при незначительных финансовых и временных затратах. Также к этому списку можно отнести: отсутствие способностей для поиска способов решения проблем, отсутствие психологической и социальной защиты и нежелание приобрести защиту от негатива.

Олпорт Г., Эриксон Э, Хорни Г. – зарубежные учёные-психологи, трактующие инфантилизм как патологию, которая проявляется в полном или частичном понимании индивидуума различных сторон окружающей реальности, включаю социальную. В частности, по их версии, инфантилизм характеризуется отсутствием навыков к налаживанию жизненной модели поведения на долгосрочный период.

Социальный инфантилизм в общественных всевозможных смыслах проявляется самыми различными способами. Как минимум, необходимо выделить две степени социального инфантилизма. Первая степень отличается полным отсутствием желания брать на себя ответственность за собственную жизнь. Такая жизненная стратегия называется «иждивенческая». Вторая степень социального инфантилизма, замечена только в избранных сферах общественной жизни. Специалисты называют это явление «бытовой или политический инфантилизм». Назовём несколько признаков этого термина: отчуждённость субъекта от политической жизни социума, некоторая отстраненность личности от социальных групп, неграмотность в политической сфере, полное или частичное отсутствие интереса к политике.

Многие специалисты-социологи проводят аналогию между социальным инфантилизмом и конфортностью, как качеством индивида (конформизм). Стратегия конформизма – это модель поведения личности, которая заключается в модификации индивидом мнений и установок поведения, в соответствии с уже действующими установками в данном социуме или отдельной группе. Исключительный вариант конформизма гласит, что когда личность, не имеющай собственной точки зрения, в один момент подчиняется мнению общества, соглашается и примыкает к большинству.

«Конформный человек» – это человек податливый реальному или выдуманному давлению лидирующей группы общества, уступчивый и готовый к компромиссам. Конформность, как известно, имеет два способа своего проявления. Существует внутренняя и внешняя конформность. Внутренняя конформность – это объективный реальный пересмотр личностью своих взглядов и позиций. Внешняя (неискренняя) конформность – это внутреннее несогласие с поведением той или иной группы общества, с характерной чертой отсутствия сопоставления себя этой группе.

Как правило, социально зрелая личность, конморфизму не поддастся благодаря: внутреннему контролю (иначе именуемому интервальностью); готовностью сохранять здоровье (например, отказ от употребления алкогольных напитков и наркотических средств); психологической независимости (отсутствию рискованного поведения); социальной, гражданской и нравственной устойчивой позиции; здоровому отношению к реальности.

Антиподом инфантилизма является «зрелость», а синонимом «детскость». Детскость – наивное восприятие общественной реальности. К определению «социальная зрелость личности» существует немало подходов. Чаще всего, синонимом термина «зрелость» выступает понятие «взрослость», но, тем не менее, эти понятия не идентичные. Психологи анализируют зрелость по следующим признакам: интеллектуальность, морализм, трудолюбие, нравственность, духовность, эмоциональность, профессионализм. Немаловажны гражданская и политическая позиции. Социальная зрелая личность – это личность, прошедшая полную адаптацию к социальной реальности, к социальным нормам, ценностям и традициям общества.

В роли базовых составляющих социально зрелой личности также выступают: терпимость, ответственность, саморазвитие, позитивное мышление, эмпатия и не конфликтность, долгосрочные межличностные связи; умение адаптироваться в социальной среде. Среди прочих компонентов социальной зрелости выделим: социальную ответственность и активность, креативность, толерантность, эмпатию, само рефлексию, осознание себя значимым субъектом общества, способность принимать решения в рискованных и невыгодных условиях, способность отвечать за результат сделанных решений, способность формировать и сохранять долгосрочные отношения, способность к сопереживанию и прочие качества социально-зрелой личности.

Психолог И.С. Якиманская подошла к анализированию социальной зрелости личности через способности к умениям. К примеру: умение самостоятельно использовать приобретенные творческие навыки, умение принимать решения, умение прогнозировать и оценивать собственные действия; умение возлагать на себя ответственность за свое окружение, способности к коммуникации с другими личностями.

Тема феномена социальной зрелости также затронута в научных трудах отечественных психологов (Абульхановой-Славской К.А, Сатир В., Ананьева Б.Г., Покрасса М.Л., Асмолова А.Г., Божовича Л.И., Реана А.А., Леонтьева Д.А., Мудрика А.В., Фельдштейна Д.И., Франкла В.).

К признакам психологически зрелой личности относят: прошедший адаптационный период в общественной сфере, уважение к нормам и ценностям, податливость, наличие внутреннего чувства контроля, способность предусматривать последствия своих действий, умение брать ответственность за близких людей. Кроме этого, психологи выделяют следующие признаки зрелой личности: чувство юмора, наличие философской стратегии жизни, само принятие и самосознание, способность к отношениям, мудрость, податливость, общительность, позитивное мышление и отношение к миру, терпимость, снисходительность, самокритичность, духовность, ответственность, саморазвитие, толерантность, иждивенчество. Обосновать вышесказанное можно единым основным признаком социальной зрелости – просоциальным поведением, т.е. активной жизненной позицией.

Психолог Ананьев Б.Г. проводил изучение социальной зрелости на основе исследований об индивидах, личности, индивидуальности и субъектах деятельности. Учёный Реан А.А. зрелость с точки зрения интеллектуальности и эмоциональности. Обратим внимание ещё на несколько взглядов на термин «социальная зрелость». Каждый возрастной период соответствует своему уровню эволюции социальной зрелости (мнение психологов Дашкевич О.В, Арканцевой Т.А., Гудзовской А.А). Социальная зрелость наступает в зависимости от экономической независимости (мнение психологов Кона И.С., Кузьмина Е.С., Петровского А.В.). Наступление социальной зрелости начинается в юном возрасте, потому как в этом возрасте происходит заложение общественной сути индивида (мнение психолога Д.И. Фельдштейна).

Работы современных специалистов в области изучению феномена социального инфантилизма посвящены следующим темам:

  • прогресс в социальной зрелости личности в годы студенческой жизни;
  • трудности политической индифферентности как причины, формирующие социально-правовую позицию подрастающего поколения России в настоящее время;
  • преподавательские технологии решения проблем социального и профессионального инфантилизма у студентов средне-специальных учебных заведениях;
  • прогресс социальной зрелости у студентов вузов педагогической направленности;
  • трудности формирования психологической зрелости у подростков;
  • социальная зрелость как средство равновесия между человеком и обществом;
  • социальная зрелость полноценная личность, где все компоненты определенны системой и находятся в иерархической зависимости;
  • понимание трудностей инфантилизма у современной молодёжи с точки зрения философии;
  • различие жизненных убеждений личности в зависимости от их уровня социальной зрелости;
  • формирование социальной зрелости у будущих специалистов образовательной сферы;
  • вычисление индекса социальной зрелости.

На основании изученного материала, считаем должным продолжить дальнейшее исследование данной темы. Изучение феномена инфантилизма нуждается в комплексном анализе. К изучению инфантилизма следует подойти как к фактору, противодействующему изменениям в современном обществе и как к процессу созданию и контроля над инновационным ресурсом личности с выявлением индикаторов и дерминат инфантилизма. В исследовании феномена инфантилизма могут помочь создание педагогической модели инфантилизма, мониторинг социальной среды, который формируется на основе предпосылок социального инфантилизма, а также анализ форм изображения и продвижения социального инфантилизма в долгосрочной перспективе.

Становится очевидной необходимость создавать конкретные рекомендации, которые помогли бы в исследовании социального инфантилизма и в формировании стратегий сопротивления различным его формам.

Литература

  1. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. – С. 21.
  2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания // Под ред. А.А. Бодалева М., Воронеж, 1996. – С. 43.
  3. Антон Г. О расстройствах развития у детей. Перевод под редакцией д‑ра М.Б. Шапиро. Москва, 1913. – С. 17.
  4. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Вопросы психологии, 2003, № 4. – С. 32.
  5. Божович Л.И.Эгапы формирования личности в. онтогенезе / Л.И.Божович // Вопросы психологии. -1979. №4. – С. 34
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М .: Педагогика-Пресс, 1996. – С. 106.
  7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – С. 68.
  8. Кон И.С. Психология самостоятельности / И.С.Кон // Педагогика здоровья. М., 1992. – С. 190.
  9. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений Текст. / Е.С. Кузьмин // Экспериментальная и прикладная психология (Психология личности и малых групп). – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. Вып. 8. – С. 23-30.
  10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985. – С. 91.
  11. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – С. 176.
  12. Маслоу А.Г. Самоактуализация / пер. с англ. / под общ. ред. A.M. Татлыбаевой. Спб: Ихтик, 1999. – С. 82..
  13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. – С. 90.
  14. Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб.: Питер, 1998. – С. 71.
  15. Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. N 4. – С. 44.
  16. Покрасс М.Л. Освоение одиночества: О чем молчат любимым // М.Л. Покрасс. Самара: Бахрах, 2005. – С. 91.
  17. Реан А. А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. – М.; СПб., 2004. – С. 25.
  18. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. – С. 12.
  19. Фельдштейн Д.И, Характер развития деятельности ребенка в онтогенезе и разработка психологических основ воспитания // Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д.И,Фельдштейна. М., 1982. – С. 3-18.
  20. Франкл В.Психотерапия на практике. Перевод Н. Паньков, В. Певчев. Серия: Мастерская психологии и психотерапии – М.: Ювента. 199. – С. 137.
  21. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. С. 65–134.
  22. Фромм Э. Человеческая ситуация / Фромм Э. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – С. 110.
  23. Хорни Г. Новые пути в психоанализе / Собрание сочинений // Пер. с англ. ВЗт.Т.2.-М.: Смысл, 1997. – С. 92.
  24. Штутте Г. Психиатрия детского и юношеского возраста.// в кн. “Клиническая психиатрия” под ред. Груле Г., Юнга Р., Майер-Гросса В., Мюллера М. (пер. с нем.).- М.: М. 1967.- С.76.
  25. Эриксон Э. Г. Проблема эго-идентичности // Реферативный журнал, серия: «Социология», 1991, № 1, с. 173-200; № 2. – С. 155.
  26. Якиманская И.С. Развитие образного мышления в процессе обучения // Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика, 1989. – С. 42.

References

  1. Abul’hanova K.A. Sootnoshenie individual’nosti i lichnosti v svete sub#ektnogo podhoda // Mir psihologii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2011. № 1. – S. 21.
  2. Anan’ev B.G. Psihologija i problemy chelovekoznanija // Pod red. A.A. Bodaleva M., Voronezh, 1996. – S. 43.
  3. Anton G. O rasstrojstvah razvitija u detej. Perevod pod redakciej d ra M.B. Shapiro. Moskva, 1913. – S. 17.
  4. Asmolov A.G. Prakticheskaja psihologija i proektirovanie variativnogo obrazovanija v Rossii: ot paradigmy konflikta k paradigme tolerantnosti // Voprosy psihologii, 2003, № 4. – S. 32.
  5. Bozhovich L.I.Jegapy formirovanija lichnosti v . ontogeneze / L.I.Bozhovich // Voprosy psihologii. -1979. №4. – S. 34
  6. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija / Pod red. V. V. Davydova. – M.: Pedagogika-Press, 1996. – S. 106.
  7. Gur’eva V.A. Psihogennye rasstrojstva u detej i podrostkov. M.: KRON-PRESS, 1996. – S. 68.
  8. Kon I.S. Psihologija samostojatel’nosti / I.S.Kon // Pedagogika zdorov’ja. M., 1992. – S. 190.
  9. Kuz’min E.S. Social’no-psihologicheskie osobennosti lichnosti v svete teorii otnoshenij Tekst. / E.S. Kuz’min // Jeksperimental’naja i prikladnaja psihologija (Psihologija lichnosti i malyh grupp). – L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1977. Vyp. 8. – S. 23-30.
  10. Lebedinskij V.V. Narushenija psihicheskogo razvitija u detej. M.: Izd-vo MGU, 1985. – S. 91.
  11. Leont’ev D.A. Samorealizacija i sushhnostnye sily cheloveka //Psihologija s chelovecheskim licom: gumanisticheskaja perspektiva v postsovetskoj psihologii / Pod red. D.A. Leont’eva, V.G. Shhur. M.: Smysl, 1997. – S. 176.
  12. Maslou A.G. Samoaktualizacija / per. s angl. / pod obshh. red. A.M. Tatlybaevoj. Spb: Ihtik, 1999. – S. 82..
  13. Mudrik A.V. Vvedenie v social’nuju pedagogiku. Uchebnoe posobie dlja studentov. M.: Institut prakticheskoj psihologii, 1997. – S. 90.
  14. Olport G. Lichnost’ v psihologii. – SPb.: Piter, 1998. – S. 71.
  15. Petrovskij A.V. Vozmozhnosti i puti postroenija obshhepsihologicheskoj teorii lichnosti // Voprosy psihologii. 1987. N 4. – S. 44.
  16. Pokrass M.L. Osvoenie odinochestva: O chem molchat ljubimym // M.L. Pokrass. Samara: Bahrah, 2005. – S. 91.
  17. Rean A. A. Psihologija lichnosti: Socializacija, povedenie, obshhenie. – M.; SPb., 2004. – S. 25.
  18. Satir V. Semejnaja terapija. Prakticheskoe rukovodstvo. – M.: Institut obshhegumanitarnyh issledovanij, 2009. – S. 12.
  19. Fel’dshtejn D.I, Harakter razvitija dejatel’nosti rebenka v ontogeneze i razrabotka psihologicheskih osnov vospitanija // Problemy psihologii sovremennogo podrostka / Pod red. D.I,Fel’dshtejna. M., 1982. – S. 3-18.
  20. Frankl V. Psihoterapija na praktike. Perevod N. Pan’kov, V. Pevchev. Serija: Masterskaja psihologii i psihoterapii – M.: Juventa. 199. – S. 137.
  21. Frejd Z. Nedovol’stvo kul’turoj // Frejd 3. Psihoanaliz. Religija. Kul’tura / Sost. i vstup. st. A. M. Rutkevicha. M.: Renessans, 1991. S. 65–134.
  22. Fromm Je. Chelovecheskaja situacija / Fromm Je. – Moskva: Direkt-Media, 2008. – S. 110.
  23. Horni G. Novye puti v psihoanalize / Sobranie sochinenij // Per. s angl. VZt.T.2.-M.: Smysl, 1997. – S. 92.
  24. Shtutte G. Psihiatrija detskogo i junosheskogo vozrasta.// v kn. “Klinicheskaja psihiatrija” pod red. Grule G., Junga R., Majer-Grossa V., Mjullera M. (per. s nem.).- M.: M. 1967.- S.76.
  25. Jerikson Je. G. Problema jego-identichnosti // Referativnyj zhurnal, serija: «Sociologija», 1991, № 1, s. 173-200; № 2. – S. 155.
  26. Jakimanskaja I.S. Razvitie obraznogo myshlenija v processe obuchenija // Vozrastnye i individual’nye osobennosti obraznogo myshlenija uchashhihsja / Pod red. I.S.Jakimanskoj. M.: Pedagogika, 1989. – S. 42.


Просмотров