В рамках добровольной подготовки гражданам не предусмотрено. Добровольная и обязательная подготовка граждан к военной службе. Лечебно –оздоровительные мероприятия включают

У обязательной подготовки к военной службе большая история. Она то отменялась, то вводилась вновь.

В январе 1918 г., выдвинув лозунг "защиты социалистического Отече-ства", советское правительство активно повело массовую работу по воен-ному обучению населения. В мае 1918 г. был принят Декрет о всеобщем военном обучении (Всевобуч) трудящихся без отрыва от производства.

К обучению привлекались все мужчины в возрасте от 16 до 40 лет. Это позво-лило создать многочисленную армию, подготовить хорошие резервы для нее.

К началу 1941 г. только в учебных центрах, стрелковых, кавалерийс-ких, морских, артиллерийских и других школах ОСОАВИАХИМа обуча-лись более 2 миллионов 600 тысяч человек. По новым программам было подготовлено около 400 тысяч летчиков, парашютистов, связистов и дру-гих военных специалистов. За время Великой Отечественной войны воен-ные специальности получили более 9 миллионов человек.

Широко велась военная подготовка и в послевоенное время. Первая от-мена НВП (1960 — 1967 гг.) была вызвана прежде всего демографическим кризисом, который привел к снижению количества призывного контин-гента. Сказалась и всеобщая разоруженческая волна начала 60-х годов. С принятием нового Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" на-чальная военная подготовка в 1967г. была возрождена. По 1980г. она про-водилась с учащимися 9-10-х классов общеобразовательных школ, а так-же в образовательных учреждениях начального профессионального и сред-него профессионального образования. Затем постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 начальная (допризывная) подготовка учащейся мо-лодежи была практически упразднена. С принятием в 1998 г. Закона "О воинской обязанности и военной службе" обязательная подготовка к военной службе вновь восстановлена.

    1. Содержание обязательной подготовки к военной службе.

В настоящее время обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в государственном, муниципаль-ном или негосударственном образовательном учреждении среднего (пол-ного) общего образования, образовательном учреждении начального про-фессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание;

подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сер-жантов и старшин по направлению военного комиссариата;

медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Рассмотрим данные направления.

Получение начальных знаний в области обороны

Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществ-ляется в образовательных учреждениях основного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом в ходе изу-чения курса "Основы безопасности жизнедеятельности". На занятиях уча-щиеся знакомятся с организацией системы защиты населения от послед-ствий чрезвычайных ситуаций, получают необходимые знания по основам здорового образа жизни, об обороне государства и о воинской обязаннос-ти, приобретают практические навыки по гражданской обороне.

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" является обязательным предметом обучения, независимо от вида образовательного учреждения общего образования.

Подготовка по основам военной службы

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят под-готовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профес-сионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Эта подготовка проводится штатными препода-вателями в соответствии с государственным образовательным стандартом, который предусматривает: получение гражданами знаний положений ста-тей Конституции и Законов Российской Федерации "Об обороне", "О воин-ской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" об ос-новах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных Сил; знакомство с образцами вооружения и воен-ной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями; приобретение необходимых знаний и практических навыков в объеме подготовки молодого воина по гражданской обороне, ока-занию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы на учебных пунктах организаций, а также на объединенных районных или городских учебных пунктах. Здесь по направлениям военных комиссари-атов обучаются также граждане, которые нигде не учатся и не работают и которые не прошли ранее подготовку по основам военной службы.

Учебные пункты создаются решением органов местного самоуправле-ния. Они должны иметь оборудованные кабинеты по основам военной под-готовки, военное имущество, технику, уставы, учебные пособия и другую необходимую учебно-материальную базу.

Военно-патриотическое воспитание

Военно-патриотическое воспитание— это многоплановая, системати-ческая, целенаправленная и скоординированная деятельность государ-ственных органов, общественных объединений и организаций по форми-рованию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите, соответству-ющих морально-психологических качеств, практических и физических на-выков, необходимых для военной службы.

Анализ военно-патриотической работы школы.

Подготовка по военно-учетным специальностям

Такая подготовка осуществляется в соответствии с Законами Российс-кой Федерации "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной служ-бе", а также Положением о подготовке граждан к военной службе, поста-новлениями Правительства РФ. Она проводится в общественных объеди-нениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет.

Задачами подготовки по военно-учетным специальностям являются:

    воспитание юношей, подлежащих призыву на военную службу, в духе готовности к защите Отечества, к безупречному выполнению воинского долга;

    приобретение твердых знаний устройства вооружения, военной тех-ники и практических навыков в самостоятельной работе на них;

    совершенствование знаний по основам воинской службы, полученных в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специаль-ностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организа-ции, в образовательных учреждениях которой такую подготовку получает около трети всего пополнения, ежегодно поступающего в войска. В РОСТО функционируют 518 образовательных, 167 авиационно-спортивных орга-низаций, свыше 1500 спортивно-технических клубов, более 90 детско-юно-шеских спортивно-технических школ. Здесь ежегодно готовятся десятки тысяч специалистов более чем по 40 военно-учетным специальностям.

Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным спе-циальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Ми-нистерством обороны Российской Федерации. Юноши, овладевшие этими специальностями, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах. Решение о направлении юношей на военную службу, в соответствии с полученной подготовкой, выносит призывная комиссия.

Медицинское освидетельствование и медицинское обследование

При первоначальной постановке на воинский учет гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий воз-лагаются на органы управления и учреждения государственной и муни-ципальной систем здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами.

Лечебно-оздоровительные мероприятия включают:

проведение гражданами, до первоначальной постановки их на воинский учет, ежегодных углубленных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием их здоровья и физи-ческим развитием;

проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий с гражданами после первоначальной постановки на воинский учет, а также с признанными при призыве временно не годными к военной службе.

Данные мероприятия проводятся на основе разрабатываемых планов, которые утверждают главы местных администраций

Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе

В соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
1. получение начальных знаний в области обороны;
2. подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
3. военно-патриотическое воспитание;
4. подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
5. медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
6. проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.


Обязательная подготовка граждан к военной службе регулируется Положением о подготовке граждан РФ к военной службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441), а также Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (утверждена приказом министра обороны РФ и Министерства образования РФ от 3 мая 2001 г. N 203/1936).


До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.


Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны предусмотрено государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования (ст.7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).


Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций осуществляется в соответствии с письмами Министерства образования РФ от 14 июля 1998 г. N 1133/14-12 и от 13 апреля 1999 г. N 16-51-64ин/16-13. Согласно названным документам в общеобразовательных учреждениях в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен раздел «Основы военной службы», а в учреждениях среднего профессионального образования "Основы военной службы" преподаются в качестве самостоятельной дисциплины.


Примерная программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных учреждений (10-11-е классы) изложена в письме Министерства образования РФ "О преподавании "Основ безопасности жизнедеятельности" в 10-11-х классах образовательных учреждений" от 14 мая 1999 г. N 714/11-12 и рассчитана на 176 учебных часов. Собственно на раздел "Основы военной службы" в 10-м классе отводится 28 часов учебного времени (без учебных сборов) и изучаются следующие темы: "Вооруженные Силы РФ - защитники нашего Отечества"; "Боевые традиции Вооруженных Сил России"; "Символы воинской чести".


В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени). В 11-м классе на раздел "Основы военной службы" отводится 55 часов учебного времени (из них 5 часов практических занятий по теме: "Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет") и изучаются следующие темы: "Воинская обязанность"; "Особенности военной службы" и "Военнослужащий - защитник своего Отечества.


Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России". Учебная программа курса предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Однако тема "Особенности военной службы", как и учебные сборы, не являются обязательными для девушек. Для граждан, желающих углубленно изучать военное дело, могут быть организованы факультативные занятия по дополнительным программам, имеющим целью военно-профессиональную ориентацию граждан. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".


Приказом Министерства образования РФ "Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» от 30 июня 1999 г. N 56 разделы "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" и "Основы военной службы" учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" (находится в образовательной области "Физическая культура") нормативно закреплены в качестве составной части обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.


В отличие от общеобразовательных учреждений и учреждений начальной профессиональной подготовки, где "Основы военной службы" являются разделом курса "Основы безопасности жизнедеятельности", в образовательных учреждениях среднего профессионального образования изучается самостоятельная дисциплина под тем же названием.


Дисциплина "Основы военной службы" введена в Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования с 1999/2000 учебного года письмом Министерства образования РФ "Об организации обучения по дисциплине "Основы военной службы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования" от 13 апреля 1999 г. N 16-51-64ин/16-13.


Преподавание дисциплины возложено на преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, должностные обязанности которого утверждены приказом Министерства образования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268. На изучение дисциплины "Основы военной службы" выделено 108 учебных часов, из них 68 часов - на теоретическое обучение, 40 часов - на 5-дневные учебные сборы. На предпоследний учебный год предлагается распределить 48 часов. При этом юноши и девушки изучают дисциплину совместно.


Практические занятия в виде учебных сборов (40 часов) проводятся только с юношами в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами, или учебными подразделениями РОСТО в целях изучения вопросов быта военнослужащих, организации суточных нарядов, караульной службы, строевой, огневой, тактической и физической подготовки. Кроме того, обучение приемам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке рекомендовано проводить и на занятиях по физической культуре. В последний год обучения юноши изучают раздел "Особенности военной службы" (20 часов) отдельно от девушек. Составной частью подготовки по дисциплине "Основы военной службы" и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений призвано стать патриотическое (военно-патриотическое) воспитание обучающихся. (В.Г.Стрекозов)


Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.


Учебные пункты создаются по решению главы органа местного самоуправления на базе одной организации, насчитывающей не менее 20 граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших подготовку по основам военной службы, или нескольких организаций (объединенные районные или городские учебные пункты).


В городах и районах, иных муниципальных (административно-территориальных) образованиях, где нет организаций, насчитывающих 20 и более граждан, подлежащих призыву на военную службу, не получивших начальные знания в области обороны и не прошедших подготовку по основам военной службы, создаются объединенные учебные пункты на базе одной или нескольких организаций. Ответственность за организацию учебных пунктов возлагается на руководителей организаций, на базе которых они создаются. Занятия в учебных пунктах проводятся 2-3 раза в неделю по 2-3 часа.


Для проведения занятий по основам военной службы в учебном пункте оборудуется специальный кабинет, кабинет для организации и проведения занятий по основам военной службы, оснащенный наглядными пособиями и стендами в соответствии с программой обучения. Организации, на базе которых созданы учебные пункты, обеспечивают указанные пункты помещениями, мебелью, учебной техникой и необходимыми финансовыми средствами. По окончании обучения основам военной службы гражданам вручаются соответствующие справки о прохождении подготовки.

Занятие 42

Учебные вопросы: 1. Добровольная подготовка к военной службе.

2. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта.

3. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

4. Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

Цель: – изучить назначение, структуру и содержание доброволь­ной подготовки к военной

службе.

Ход занятия

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

1. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

- Получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по ОВС в образовательном учрежде­нии и в учебных пунктах организаций;

- военно-патриотическое воспитание;

- подготовку по ВУС солдат, матросов, сер­жантов и старшин по направлению военкомата;

- медицинское освидетельствование;

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

- Получение необходимых знаний в области обороны,

- медицинские обследования и освидетельствова­ния, а при необходимости – проведение

лечебно-оздоровительных мероприятий.

3. Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

- В образовательных учреждениях при изучении обязательного курса ОБЖ.

4. Кто проводит подготовку граждан по военно-учетным специальностям?

- Образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в

которых такая подготовка является частью профессиональной образовательной программы.

- Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО).

5. Перечислите основные требования к качествам специалистов на командных должностях.

- Качества ор­ганизатора, воспитателя и специалиста;

- хорошая, разносторонняя физическая подго­товка;

- ясная и разборчивая речь;

- умение кратко и ло­гически обоснованно излагать свои мысли, ставить задачу;

- знание основ педагогики, прин­ципов обучения и воспитания;

- обладание знаниями и навыка­ми, чтобы в короткие сроки освоить военную профессию 1-2 кл. 6. Какие качества необходимы для исполнения обязанностей на операторских должностях?

- Развитая оперативная и долговременная память;

- способность к длительной концентрации внимания;

- умение выделить в инфор­мации главное;

- точность и быстрота восприятия;

- хорошая коор­динация движений;

- эмоциональная устойчивость;

- аккуратность и ответственность.

7. Какими качествами должен обладать военный водитель?

Высокой нервно-психической устойчивостью;

развитой зрительной и слуховой памятью;

быстрой реакцией и хорошей координацией движений;

умением сохранять работоспособность;

нормальным цветоощущением.

8. Перечислите должности специального назначения и технические воинские должности.

- Разведчик, сапёр, пожарный, водолаз, техник-инженер, техник-ремонтник.

III . Объяснение нового материала

1 . Добровольная подготовка граждан к военной службе осуще­ствляется в порядке, определяемом Правительством Россий­ской Федерации. В соот­ветствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации «О во­инской обязанности и военной службе» она предусматривает:

занятия военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным образовательным програм­мам, имеющим целью военную

подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного)

общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил, других войск, воинских

формирований и органов;

обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном,

муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим

направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении

высшего профессионального образования.

Добровольность подготовки граждан к военной службе позво­ляет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

2 . Занятия граждан военно-прикладными видами спорта . Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в обще­ственных объединениях, образовательных учреждениях, спор­тивных клубах и секциях независимо от их ведомственной при­надлежности.

Граждане, которым в установленном порядке присвоен пер­вый спортивный разряд или спортивное звание по военно-при­кладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища, либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.

Технические и военно-прикладные виды спорта включают:

авиамодельный спорт;

автомодельный спорт;

автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортив­ных, серийных автомобилях;

вертолетный спорт;

водно-моторный спорт (скоростные соревнования и туризм на моторных судах);

воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;

греблю на ялах;

гребно-парусное многоборье;

дельтапланерный спорт;

дельталётный спорт;

морское многоборье;

мотоциклетный спорт;

мотобол;

парашютный спорт;

планерный спорт;

подводный спорт, скоростное плавание на различные дис­танции, ныряние, ориентирование,

туризм и охоту под водой с применением специального снаряжения;

пожарно-прикладной спорт;

радиоспорт;

ракетомодельный спорт;

самолетный спорт;

служебное собаководство;

стрельбу пулевую;

судомодельный спорт.

3 . Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан , является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах.

Согласно ст. 19 Закона «О во­инской обязанности и военной службе» образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (мор­ские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в кадетских школах (кадетских шко­лах-интернатах).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела, воспитание у них высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, лётная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образова­тельным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, ка­детских школах и кадетских школах-интернатах включает практи­ческие полевые (морские) занятия. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным про­граммам осуществляется в военных оркестрах.

Деятельность суворовских военных училищ, нахимовских военно-мор­ских училищ, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадет­ских) корпусов, музыкальных кадетских корпусов и кадетских школ (школ-интернатов) регулируется Положением о суворовских училищах, Положением о военно-музыкальных училищах, Типовым положением, иными правовыми актами.

В училища принимаются граждане мужского пола, годные по состо­янию здоровья, имеющие соответствующие установленным правилам прие­ма уровень образования и возраст. Приём в училища проводится на конкурс­ной основе . Заявление (рапорт) о приёме в училище подается родителями или лицами, их заменяющими, ежегодно в установленный срок (на имя военного комиссара по мес­ту жительства или командира воинской части).

Для отдельных категорий граждан установлены льготные условия приёма в училища. Сироты или оставшиеся без попечения родителей зачисляются без экзаменов по результатам собеседования и медицинского обследования. Правом внеконкурсного зачисления в училища пользуются: дети военно­служащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих стаж военной службы 20 лет и более; дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих стаж военной службы 20 лет и более; дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья, полученного ими при исполнении обязанностей военной служ­бы; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов, а также дети военнослужащих, воспитывающиеся без матери (отца).

Суворовские училища:

Екатеринбургское;

Казанское;

Московское;

Санкт-Петербургское;

Северо-Кавказское, г. Владикавказ;

Тверское;

Ульяновское;

Уссурийское;

Нахимовское училище, г. Санкт-Петербург.

Кадетские корпуса:

Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский кадетский корпус;

Военно-космический кадетский корпус, г. Санкт-Петербург;

Военно-технический кадетский корпус, г. Тольятти;

Кронштадтский морской кадетский корпус;

Кадетский корпус радиоэлектроники, г. Кемерово;

Кадетский корпус Железнодорожных войск, г. Санкт-Петер­бург;

Омский кадетский корпус.

Московское военно-музыкальное училище, г. Видное Мос­ковской области.

Во всех Суворовских, Нахимовском училищах и кадетских корпусах (кроме Кронштадтского морского и Военно-космиче­ского) срок обучения – 3 года, в военно-музыкальном учили­ще – 4 года. В них принимают мальчиков после окончания 8 класса. В Кронштадтском морском и Военно-космическом ка­детских корпусах срок обучения – 7 лет. Сюда принимают маль­чиков, окончивших 4 класс. Все подростки, поступившие в Суворовские, Нахимовское училища или кадетские корпуса, берут на себя обязательства после окончания названных образователь­ных учреждений продолжить учебу в военном вузе.

В кадетскую школу принимаются несовершеннолетние граждане, год­ные по состоянию здоровья. Правила приема в кадетскую школу определя­ются учредителями кадетской школы и закрепляются в уставе кадетской школы. Зачисление детей в кадетскую школу производится по заявлению роди­телей (законных представителей). Преимущественным правом при зачисле­нии в кадетскую школу пользуются: дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; дети-сироты, дети, оставшие­ся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных се­мей, дети одиноких матерей (отцов), дети, находящиеся под опекой (попечительством).

Содержание обучающихся в училищах осуществляется на основе полного государственного обеспечения. За содержание кадетов в кадетской школе-интернате с родителей (законных представителей) взимается плата в уста­новленном порядке. В исключительных случаях по решению учредителей родители (законные представители) могут быть освобождены от платы за содержание кадетов в кадетской школе-интернате полностью или частично.

Кадеты кадетской школы и кадетской школы-интерната обеспечиваются форменным обмундированием, обу­вью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями и хозяйственным инвентарем.

Кадеты кадетской школы-интерната из числа детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обес­печении и пользуются льготами, установленными для данной категории де­тей законодательством Российской Федерации.

4 . Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах . Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах явля­ется подготовка офицеров. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан жен­ского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре. Обучение граждан по про­граммам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осу­ществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов.

Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программа­ми подготовки офицеров запаса, проходят граждане мужского пола. Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем воен­ным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» – 30 дней. Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» – 75 дней, в том числе 30 дней – в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования и 45 дней – после защиты дипломных про­ектов.

В период военного обучения студенты сдают зачёты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессио­нального образования. После прохождения программы военного обу­чения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально создан­ными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

В настоящее время в 35 ВУЗах России сохранились военные кафедры, в том числе в 11 ВУЗах Москвы. На базе 27 ВУЗов к 2008 году созданы военно-учебные центры, в том числе в 7 ВУЗах Москвы.

IV . Заключительная часть

Домашнее задание : учебник, стр. 72-75, вопросы 1-3 на стр. 75.

В современных условиях подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является приоритетным направлением государственной политики.

В рамках реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р, создана многоуровневая (федеральная, региональная, муниципальная) система подготовки молодежи к военной службе. Расставлены приоритетные направления развития этой системы, намечены цели и пути ее реализации.

Обязательная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;
. подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального образования, а также в учебных пунктах организаций.

Кроме того, в обязательную подготовку граждан входят военно-патриотическое воспитание, подготовка их по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования и предусматривает получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны.

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Данная подготовка осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и предусматривает проведение с ними учебных сборов.

Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Важной составляющей является и военно-патриотическое воспитание граждан. Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций в обязательном порядке и систематически проводят работу в этом направлении.

При этом граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования. А их подготовка учитывается призывными комиссиями при определении вида Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Приоритетным направлением обязательной подготовки является и подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.

Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.

Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса или сержанта, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид Вооруженных Сил Российской Федерации и род войск, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.

Воинская обязанность предусматривает перед прохождением гражданами военной службы, службы в резерве проведение большой подготовительной работы. Эта работа включает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе, приписку к призывным участкам и призыв на военную службу, службу в резерве. Важной составляющей в системе подготовки граждан к военной службе является допризывная подготовка в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» устанавливает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Обязательная подготовка предусматривает:

  • получение начальных военных знаний в сфере вооружённой защиты государства;
  • допризывную и физическую подготовку в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования;
  • патриотическое воспитание;
  • проведение лечебно-профилактических мероприятий.

Получение начальных знаний в сфере вооружённой защиты государства - первый этап в системе подготовки вооружённого защитника Отечества в Республике Беларусь. Он осуществляется путём интегрирования вопросов вооружённой защиты государства в ряд учебных предметов, входящих в основном в образовательную область «Обществоведение». Вопросы защиты Отечества приоритетны при внешкольном обучении и воспитании, воспитании в дошкольных учреждениях и в семье.

Допризывная и физическая подготовка . Юноши проходят допризывную и физическую подготовку во всех учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования в соответствии с учебными планами. Допризывная и физическая подготовка учащихся осуществляется на занятиях по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка» и «Физическая культура и здоровье» учителями (преподавателями, руководителями) допризывной подготовки и физической культуры. В ходе допризывной подготовки юноши проходят учебно-полевые сборы.

Цель допризывной подготовки - формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.

В процессе допризывной подготовки юноши должны:

  • углубить знания о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;
  • осмыслить личную ответственность за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;
  • ознакомиться с оборонительным характером военной политики Республики Беларусь, историей и современным состоянием национальных Вооружённых Сил, порядком прохождения военной службы;
  • освоить права, обязанности и ответственность призывника, основы военного дела;
  • научиться стрелять, выполнять строевые приёмы, действовать в экстремальных условиях, выполнять установленные упражнения и нормативы.

Физическая подготовка допризывников и призывников проводится с целью подготовки физически крепких, выносливых юношей, способных успешно адаптироваться к высоким физическим и психологическим нагрузкам военной службы. Основу физической готовности призывников к предстоящей военной службе составляют занятия по физическойкультуре, проводимые во всех учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. В ходе допризывной подготовки учащиеся знакомятся с элементами военно-прикладной физической подготовки. Занятия по физической подготовке проводятся в соответствии с действующими учебными программами и нормативами по физическому воспитанию.

Юноши совершенствуют свою допризывную и физическую подготовку в процессе внеурочной и внешкольной работы в военно-прикладных кружках и секциях, на соревнованиях, состязаниях и спартакиадах, в походах, при полевых выходах, во время спортивно-патриотических игр.

Важную роль в развитии технических, авиационных, военно-прикладных видов спорта и технического творчества молодёжи играет Добровольное общество содействия армии, авиации, флоту Республики Беларусь (ДОСААФ). Общество располагает хорошо оснащённой спортивно-технической базой и широко развитой сетью учебных центров, школ, тиров, спортивных сооружений, оно активно содействует физическому развитию допризывников и призывников.

Патриотическое воспитание . Для привития любви к своей Родине и формирования морально-психологической готовности к выполнению конституционного долга по защите Республики Беларусь с допризывниками и призывниками проводится патриотическое воспитание. Воспитательный процесс организуется и ведётся органами местного управления и самоуправления совместно с министерствами обороны и образования Республики Беларусь, другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, с общественными организациями и объединениями, в первую очередь молодёжными.

В ходе патриотического воспитания юноши глубже познают Беларусь, её героическое и историческое прошлое, настоящее, перспективы развития; углубляют знания Конституции, законодательства о защите Республики Беларусь, вопросов внутренней и внешней политики нашего государства. Весьма важными формами военно-патриотического воспитания являются уроки мужества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, музейная и поисковая работа, проведение воинских праздников, шефские связи с воинскими частями. Патриотическое воспитание допризывников и призывников проводится как в ходе плановых занятий по допризывной подготовке, так и при проведении внеурочных и внешкольных мероприятий с участием всего педагогического коллектива учреждения образования, представителей воинских частей, военкоматов, ДОСААФ, общественных организаций.

Проведение лечебно-профилактических мероприятий . Лечебно-профилактические мероприятия организуются и проводятся по месту жительства, учёбы или работы граждан призывного возраста медицинскими организациями Министерства здравоохранения Республики Беларусь с созданием в них подростковых кабинетов. До приписки юношей к призывным участкам ежегодно проводятся (начиная с 14-летнего возраста) их медицинское обследование, динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием, а при необходимости - другие профилактические и реабилитационные мероприятия. В процессе приписки юношей к призывным участкам проводится медицинское освидетельствование допризывников. Комиссии по приписке, в состав которых входят врачи-специалисты, прикрепляют к лечебнопрофилактическим организациям граждан, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении.

Добровольная подготовка граждан к военной службе . Добровольная подготовка включает:

  • занятие военно-прикладными видами спорта;
  • подготовку по военно-техническим специальностям;
  • обучение по учебным программам, предусматривающим военную подготовку несовершеннолетних граждан (Минское суворовское военное училище, военные оркестры);
  • обучение по программам подготовки младших командиров на военных кафедрах или факультетах гражданских учебных заведений;
  • обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах гражданских учебных заведений.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, могут заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, учреждениях образования, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Наличие у граждан первого спортивного разряда или спортивного звания по военно-прикладному виду спорта учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооружённых Сил, других воинских формирований, в которых они будут проходить срочную военную службу.

Подготовка граждан по военно-техническим специальностям и специальностям, родственным военно-учётным, осуществляется в организациях Белорусского ДОСААФ и учреждениях образования. На обучение по военно-техническим специальностям направляются граждане мужского пола, достигшие 17-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе, подлежащие призыву на срочную военную службу после окончания обучения на основании Указов Президента Республики Беларусь.

  1. Что включает обязательная подготовка граждан Республики Беларусь к военной службе?
  2. Каковы цели и задачи допризывной подготовки юношей?
  3. В чём заключается физическая подготовка допризывников и призывников?
  4. Расскажите о патриотическом воспитании учащихся.


Просмотров