Что такое правовые основы социального государства. Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния. Российское социальное государство как правовой механизм защиты прав и свобод лиц с ограниченными физическими во

Правовое государство как основа социального государства

1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Идея правового государства возникла еще в древности. Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.

Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве, высказав идею о верховенстве закона. Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.

Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения властей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, он разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода, создал целостное учение о правовом государстве. Кант полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

Гегель рассматривал государство и право как однозначные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы».

Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.

Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума».

Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.

Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.

Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества.

Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформированию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.

Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

· разделением отдельных функций между различными органами;

· совместным осуществлением одной и той же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента);

· выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения.

Выдвинутые С.А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и формулируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Г.Ф. Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) подчиненность государства стоящему над ним праву.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Возникновение правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу.

Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день - это декларативное заявление, цель, к которой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.

Разновидностью теории правового государства является концепция «господства права» , сложившаяся в основном в рамках либеральной парадигмы, свойственной, прежде всего, англосаксонской правополитической традиции.

Идея господства права порождает гибкую, восприимчивую к переменам правовую систему, которая является надежным гарантом против произвола властей. Идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значение. Это своего рода правовой ориентир, эталон, цель, к которой следует стремиться, и в некоторых странах право действительно имеет высокую социальную ценность.

2. Основы и признаки правового государства

По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превращается из примитивного «варварского» принудительно-репрессивного образования в демократическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Это проявлялось, прежде всего, в уголовном законодательстве, границы которого были существенно расширены. Уголовно-наказуемыми признавались административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).

Зачастую в законах попирались не только устоявшиеся справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), но и общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Вопреки этому моральному принципу уголовным и уголовно-процессуальным законодательством СССР предусматривалась уголовная ответственность «членов семей изменников Родины», для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины).

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Государство, поставленное под контроль права, - это и есть правовое государство, всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчиняться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юридической силы закона в иерархии правовых актов.

Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

Социальная основа правового государства предполагает: наличие гражданского общества, свободных граждан, равных перед законом, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития личности.

Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Современные подходы к пониманию правового государства можно свести к следующим основным принципам:

1. Демократизация общества;

2. Верховенство закона;

3. Правовая защищенность человека;

4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строительства.

Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений:

· признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

· реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

· демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства;

· верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

· внешний и внутренний суверенитет государства;

· соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);

· народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;

· сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

· взаимная ответственность государства и личности;

· связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

· разделение властей в организации государственного управления;

· наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

· недопущение монополизма в политике и. экономике;

· единство прав и обязанностей граждан;

· наличие развитого гражданского общества.

Следовательно, правовым государством может быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.

С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Главным признаком правового государства является народный суверенитет.

Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает государство.

Ж.-Ж. Руссо: «суверенитет основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора». Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимости США) содержится следующее положение: «Мы считаем самочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...». Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как 2) господство закона (права) , поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.

Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития, быть воплощением справедливости. Поэтому в правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.

В правовом государстве предметом судебного разбирательства может стать не только юридический спор, но и сам закон. Для этого в государстве существует Конституционный суд. Следует добиваться соответствия внутреннего закона общепризнанным международным нормам, «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН 10 декабря 1948 года, и др. международным правовым актам.

Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.

Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.

3. Взаимная ответственность государства и личности

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол:

· юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;

· политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

· политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.

На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством.

4. Разделение властей

Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью. Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.

Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

5. Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность.

Этот признак правового государства является чрезвычайно важным конституционным принципом, отраженным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.

В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал.

В правовом государстве не должно быть места никаким патерналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.

3. Предпосылки и условия формирования правового государства

В СССР отсутствовали важные признаки правового государства. Конституция РФ в гл. 1. фиксирует, что Россия - правовое государство. Но это не осуществленная реальность, а скорее констатация пути движения, цели развития Российской Федерации. Путь к становлению правового государства сложен. Нужно создать необходимые предпосылки формирования правового государства. К ним относятся:

1. Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.

3. Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.

4. Укрепление судебной системы, введение суда присяжных.

5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.

6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.

7. Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.

8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.

9. Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.

Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся:

1. Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.

2. Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

3. Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.

4. Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

Идея правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т. е. определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным.

Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, среди которых можно назвать следующие: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем, сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, этой политико-правовой модели.

Правовая основа социального государства

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально - экономические права личности. В социальном государстве нормативно - правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства, то есть в Конституции Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым, поскольку провозглашение и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например, пересмотренная Европейская социальная партия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и др.

Россия на пути к социальному государству

Так является ли современная Россия социальным государством? Лично мое мнение - нет, не является, как бы горько и печально это не звучало, но еще раз нет. По моему мнению, социальным является государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции и одновременно является правовым и демократическим государством. Поэтому, едва ли правильно называть современную Россию социальным государством - она пока еще только намерена стать таковой, и я уверен, станет, для этого уже есть серьезные предпосылки. Наверное, справедливее или правильнее называть Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющую переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап - начальный. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства, и с ее учетом обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и гражданского общества; должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Россия этот этап, на мой взгляд, преодолела.

Второй этап - переходный - может длиться от 5 до 10 лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти и управления, местного самоуправления, социального партнерства и др. После апробирования должны вноситься соответствующие коррективы во всю законодательную базу, структуры органов руководства (реальный тому пример, недавняя отставка Кабинета Министров) и управления, в государственные образовательные стандарты и др. Сейчас Россия находится на этом этапе.

Конституция – нормативная основа модернизации страны. Нормативное содержание понятия «социальное государство». Нормативное обеспечение прав человека и гражданина – правовая основа социального государства. Классификация прав человека.

В последнее время для Российской Федерации проблема построения

социального государства становится одним из главных приоритетов развития национальной государственности. В стране активно осуществляются меры по реформированию системы социальной защиты населения, происходит смена модели социальной политики, что требует обращения к конституционным основам социального государства. Так, например, в 2010 г. более половины Послания Президента Федеральному Собранию было посвящено решению социальных вопросов, а проблема модернизации связана не только с техническим перевооружением отечественной экономики, но прежде всего с решением накопившихся социальных проблем.

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит своё развитие в других конституционных нормах.

К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях второй главы Основного закона. Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Это право на жизнь (ст. 20

Конституции Российской Федерации), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37

Конституции Российской Федерации), на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции

Российской Федерации), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38

Конституции Российской Федерации), на социальное обеспечение (ст. 39

Конституции Российской Федерации), на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), на экологическую безопасность (ст. 42 Конституции Российской Федерации), на образование (ст. 43

Конституции Российской Федерации), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44 Конституции Российской Федерации), и главное: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19

Конституции Российской Федерации).

Перечень этих прав и свобод в Конституции Российской Федерации в целом соответствует мировым стандартам. Следуя положению Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН

10 декабря 1948 г., о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция Российской Федерации 1993 г. провозглашает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Современное государство, провозгласившее себя через Основной закон в качестве социального государства, должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспечивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные обязанности.

Важно отметить, что Конституция признаёт права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более или менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность. В то же время возможна условная классификация прав человека по их предмету или содержанию.

Политические права – это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права, оформленные в программах социальных движений XIX в., реализовались позже других – в течение XX в. Они затраги-

вают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с «вложениями в человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.

Культурные права – это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним.6

Экономические права определяют положение человека как субъекта экономической активности в отношениях собственности, предпринимательства, трудовых отношениях. Социальные права нормативно фиксируют возможность для каждого удовлетворить минимальный уровень потребностей, необходимый для нормального существования и реализации творческих способностей. Однако самое важное не декларация прав, а действенность, то есть их практическое применение.

Особое значение имеет ст. 37 Конституции Российской Федерации, в которой установлено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

В соответствии с аналогичными нормами международного права, в ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено право на социальное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Кроме того,

«Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Важное значение для реализации принципов, целей и задач социального государства обеспечения имеет ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено право граждан на жилище: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

6 Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, Н.И. Беседкина, А.Н. Головистикова и др.; под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007. 616 с.; Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996. – 524 с.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Такой важнейшей функции социального государства как охрана здоровья граждан и обеспечение населения медицинской помощью посвящена 41 статья Конституции Российской Федерации. В которой установлено:

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

Право на образование установлено в ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Перечисленные выше и другие статьи второй главы Конституции Российской Федерации, являются конкретным правовым выражением социального государства, его нормативным содержанием. Установленные в них принципы получили дальнейшее развитие в ряде российских законов и подзаконных актов. К таким документам относятся следующие нормативно-правовые акты.

1. В сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граждан и социального страхования:

– Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от

30.12.2001 № 197-ФЗ;

– Федеральный закон от 16.07.1999, № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

2. В сфере реализации государственных гарантий в отношении отдельных категорий граждан:

– Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

3. В сфере пенсионного обеспечения:

– Федеральный закон от 15.12.2001, № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 07.05.1998, № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

– Федеральный закон от 15.12.2001 №, 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

4. В сфере реализации прав граждан на жилище:

– Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ;

– Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

5. В сфере здравоохранения:

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

6. В сфере образования:

– Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992

7. В сфере государственной поддержки деятельности социально ориентированных организаций:

– Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

27.12.2010 № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от

23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».

Безусловно, перечисленные нормативные акты не охватывают всех аспектов и направлений социальной политики современной России. Для примера, более подробно рассмотрим функционал социального государства в сфере регулирования трудовых отношений, социального страхования, пенсионного обеспечения, охраны здоровья и прав граждан в сфере образования.

Темы и вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

2. Понятие, классификация и назначение прав человека.

3. Нормативное содержание понятия «социальное государство».

4. Характеристика содержания социальных и экономических прав человека.

Нормативные источники

1. Всеобщая декларация прав человека.

3. Конституция Российской Федерации (Приложение №1).

4. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: федер. закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ.

1. Авдеева, А.В. Регулирование социальных прав личности: проблема реализации положений Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения / А.В. Авдеева // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 6. – С. 38 – 42.

2. Габрелян, Э.В. Конституция и модернизация / Э.В. Габрелян //

Российская юстиция. – 2010. – № 4. – С. 48–49.

3. Гаджиев, Г.А. Конституция России как правовая основа экономики: правовая модель и современность / Г.А. Гаджиев // Известия вузов. Правоведение. – 2009. – № 2. – С. 83 – 90.

4. Киминчижи, Е.Н. Статья 55 Конституции Российской Федерации и защита прав граждан в жилищных отношениях / Е.Н. Киминчижи // Социальное и пенсионное право. – 2010. – № 3. – С. 5 – 9.

5. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, Н.И. Беседкина, А.Н. Головистикова и др. ; под ред. Ю.А. Дмитриева. – М. : Юстицинформ, 2007. –

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : БЕК,

1996. – 524 с.

7. Фадеева, А.А. Доктринальное толкование Конституции / А.А. Фадеева // Российский юридический журнал. – 2011. – № 2. – С. 53 – 58.

8. Честнов, И.Л. Социально-антропологическое измерение прав человека в глобализирующемся мире / И.Л. Честнов // История государства и права. – 2009. – № 13. – С. 33 – 35.

система законодательных, нормативных и правовых актов, способствующих практическому осуществлению декларированных Конституцией принципов социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). Часть вторая этой статьи объясняет основополагающие принципы социальной политики государства как его обязанность труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В Конституции РФ основная часть перечисленных принципов социальной политики связана с неотъемлемыми правами и свободами человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ).

При этом к исключительной компетенции РФ отнесено «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области… социального… развития Российской Федерации» (ст. 71 Конституции РФ), а к совместному ведению РФ и ее субъектов – вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, охраны окружающей среды и экологической безопасности, охраны памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72 Конституции РФ).

Действующим федеральным законодательством определен целый ряд систем социальной деятельности государства, таких, как охрана здоровья, культура, наука, социально-трудовые отношения, занятость населения, социальное страхование, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и др. ФЗ определяют общие принципы отношений субъектов социального взаимодействия, содержат нормы прямого действия, ссылки на федеральные законы, в более полном объеме регулирующие пограничные области социальных взаимоотношений, а также требования к органам государственной власти по принятию нормативных правовых актов в развитие отдельных норм закона или разработке новых федеральных законов.

Так, ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ потребовал разработки таких ФЗ, как «О Фонде социального страхования Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти». Принятие Трудового кодекса РФ повлекло за собой разработку ФЗ «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда», «О минимальной часовой ставке оплаты труда», «Об объединениях работодателей», внесение изменений в целый ряд законов и нормативных правовых актов по вопросам организации и охраны труда, занятости населения, деятельности профсоюзов и др. Практически каждый ФЗ, даже содержащий только нормы прямого действия, требует принятия соответствующих актов органов государственной власти от федерального уровня до органов местного самоуправления, которыми будут определены порядок и формы исполнения этих норм.

Основной социальный законопроектный портфель Государственной думы Федерального собрания РФ находится в Комитете по труду и социальной политике. Через него за годы деятельности Госдумы прошло более 500 законов, в том числе и названные выше, и в настоящее время, кроме перечисленных, разрабатываются проекты федеральных законов «Об основах социальной политики в Российской Федерации», «О государственных социальных стандартах» и др.

Другие новости по теме:

  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области образования
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства
  • ОСНОВНЫЕ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Вопрос № 1. Возникновение и развитие у чения о правовом государстве

    Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шли­фовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.

    Современные концепции правового государ­ства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.

    Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

    Отдельные принципы правового государства (разде­ление властей, верховенство закона) имели место в Ста­туте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государ­ственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.

    Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для уст­ройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения вла­стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

    Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию раз­деления властей. Он выделяет законодательную, испол­нительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес­печить соблюдение прав и свобод граждан.

    Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рас­сматривал государство как объединение множества лю­дей, подчиненных правовым законам.

    И.Кант разработал философскую основу теории правово­го государства, центральное место в которой занимает лич­ность, человек, его свобода.

    И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих пред­шественников о политико-правовом устройстве общества, со­здал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательнос­тью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече­ние реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соедине­ние воли лиц, образующих народ. Им же формируется за­конодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан­та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

    Гегель рассматривал государство и право как одно­значные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совер­шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).

    Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

    Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.

    Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является при­рода человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового пра­ва, «отвечающего законам разума».

    Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократичес­кого государства, которое, будучи связано законом, обеспе­чивает действительные права и свободы человека.

    Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го­сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

    На протяжении последующих веков идеи правового госу­дарства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлека­ли внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоогра­ничения государства создаваемыми им законами. Однако вре­мя показало, что это еще не гарантирует гражданскому обще­ству защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объяв­лявшая себя правовым государством, неукоснительно выпол­няла принятые законы и, тем не менее, представляла собой ти­пичное тоталитарное государство, основанное на насилии и про­изволе.

    Проблема правового государства в России имеет глубо­кие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.

    С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен за­нимались вопросом о реорганизации Российского общества.

    Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова­нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

    Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от фе­одального, полицейского государства к буржуазному, основан­ному на лозунгах братства, равенства и свободы.

    Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Пе­тербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о ме­ханизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдер­живание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

    а) разделением отдельных функций между различными органами;

    б) совместным осуществлением одной и той же функции не­ сколькими органами (например, двумя палатами парламента);

    в) выполнением различных функций одним и тем же орга­ном, но в различном порядке.

    Но этого для обеспечения режима законности мало, пола­гал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея­тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

    Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегод­ня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.

    Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан дол­жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ­ством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, лич­ную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, орга­низация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас­ти перед представителями народа за правонарушения.

    Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отраже­ние в современной концепции правового государства и форму­лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

    Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс­лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

    Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства вклю­чал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоог­раничение власти, в) принцип разделения властей, г) под­чиненность государства стоящему над ним праву.

    Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей несколь­ких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

    Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

    Возникновение правового государства выражает каче­ственную грань, обозначающую переход от системы тотали­таризма к гражданскому обществу.

    Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време­ни возникновения государства и права и до сих пор че­ловечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

    Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской фор­мой правления». Но на се­годняшний день - это декларативное заявление, цель, к ко­торой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.



  • Просмотров