Что такое трудовое право. Смотреть что такое "трудовое право" в других словарях. Трудовое право: понятие, предмет, метод и функции
ТРУД И ТРУДОВОЕ ПРАВО. ИХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ЧТО НАПРАВЛЕНО
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Проводимая в настоящее время
коренная реформа жизни нашего
общества вызывает необходимость
осмысления организации труда
и его эффективности, формирования
трудовых ресурсов и занятости,
доходов и стимулирования
труда. Конечная цель реформы
- повышение уровня жизни
населения страны, под которым
понимается удовлетворение
материальных, духовных и
социальных потребностей.
Основным показателем уровня
жизни населения в целом
или отдельных его слоев
выступают доходы и степень
занятости населения.
Трудовые отношения возникают
между сторонами при заключении
трудового договора. Помимо
всего прочего на трудовые
правоотношения влияют непосредственно
связанные с ними общественные
отношения, обусловленные
применением труда, предусмотренного
трудовым договором, а также
имевшего место в прошлом
либо предполагаемого в дальнейшем.
Нормы трудового права регулируют
не технологические процессы,
а социальные связи сторон
трудовых правоотношений,
т.е. общественные формы
труда. С этой точки зрения
труд, например, ученого,
изобретателя, писателя и
другие индивидуальные формы
труда не подлежат регуляции
нормами трудового права,
так как совершаются вне
общественных отношений.
Трудовое право регулирует
общественные отношения,
которые возникают в связи
с применением и реализацией
способности к труду.
К общественным отношениям
в процессе труда и связанным
с ними отношениям относятся:
отношения между работником
и работодателем;
организационно-управленческие
отношения профсоюзного органа,
представляющего интересы
трудового коллектива, и
администрации предприятия
по поводу улучшения условий
труда, быта и отдыха работников;
отношения по перераспределению
рабочей силы;
отношения по поводу занятости
и трудоустройства;
отношения, связанные с
возмещением материального
ущерба;
процессуальные отношения,
возникающие при разрешении
трудовых споров.
Трудовые отношения характеризуются
следующими особенностями:
вовлечение граждан в общественное
производство идет не с помощью
директивного предписания,
а на основе свободной заинтересованности,
т.е. путем предоставления
участникам трудовых отношений
договорной свободы (ст.
37 Конституции РФ);
трудовым отношениям, как
и гражданско-правовым, присуще
юридическое равенство сторон
(государственные гарантии
защиты интересов работников
перед работодателем);
трудовое право характеризуется
сочетанием централизованного
и локального регулирования.
В локальных актах, принимаемых
по соглашению сторон, определяются
распорядок рабочего дня,
устанавливается время отдыха
(перерыва), согласуются
графики отпусков и другие
вопросы, детально регламентирующие
условия труда работников.
Нормы локальных актов не
должны противоречить федеральному
законодательству;
специфика методов трудового
права проявляется в характере
санкций, применяемых как
средство исполнения обязанностей
сторон трудовых отношений
и осуществляемых преимущественно
во внесудебном порядке,
за исключением вопросов,
связанных с восстановлением
на работе работников. Меры
ответственности по трудовому
праву имеют преимущественно
дисциплинарный характер.
К ним относятся замечание,
выговор, лишение премиальной
оплаты и другие неблагоприятные
последствия вплоть до увольнения
или освобождения от должности.
Основой трудовых отношений
является
сочетание централизованного
(федерального), регионального
и локального регулирования.
Федеральные органы Российской Федерации по труду
устами пли шил* гарантии
трудовых прав работников
и работодателей, основы
правового регулирования
отношений, входящих н предмет
трудового права, наиболее
важные направления государственной
политики в сфере трудовых
отношений.
Трудовые отношения могут
быть установлены как путем
нормативно-правового регулирования
(централизованного, регионального,
локального), так и договорного.
При этом договорный способ
регулирования отношений
представляет собой заключение
индивидуального трудового
договора с работником либо
коллективного трудового
договора между представителями
работников и работодателей.
В регулировании трудовых
отношений работники участвуют
через своих представителей
(уполномоченный орган или
профессиональные союзы).
Это участие заключается
в подписании коллективных
договоров и соглашений.
В случаях, предусмотренных
действующим законодательством,
коллективным договором и
соглашениями, работодатель
при принятии локальных нормативных
актов (на предприятии) учитывает
мнение представительного
органа работников.
Для современных трудовых
отношений весьма характерным
является то, что нормы,
устанавливающие гарантии
трудовых прав работников,
являются обязательными.
Все остальные нормы трудового
права относятся к числу
вариативных, предусматривающих
определенные возможности
развития правоотношений.
ГОСУДАРСТВО НА ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ
ПРАВ
Специфические способы защиты
нарушенного права подразумевают
наличие особых органов,
рассматривающих трудовые
споры. При этом для индивидуальных
трудовых споров предусмотрена
такая процедура их рассмотрения,
как обращение в комиссию
по рассмотрению трудовых
споров (КТС). Поскольку
право на труд является конституционным,
то для его защиты предусматривается
также судебный порядок рассмотрения
спора. Отдельные категории
споров рассматриваются органами
федеральной инспекции труда.
К особым органам, рассматривающим
коллективные трудовые споры,
относятся: примирительная
комиссия, посредник и (или)
трудовой арбитраж. Крайней
мерой разрешения коллективного
спора может быть забастовка.
Законодательством предусматриваются
особые пределы ответственности
работника. При этом дисциплинарная
ответственность возможна
лишь в виде применения следующих
видов взысканий: замечания,
выговора и увольнения. Применение
иных мер взысканий допускается
только в отношении специальных
работников, указанных в
специальном законодательстве
и в пределах, установленных
в нем.
Российское трудовое законодательство
:
устанавливает государственные
гарантии трудовых прав и
свобод граждан;
обеспечивает создание
благоприятных условий труда;
защищает права и интересы
работников и работодателей.
Основными задачами государства
в области трудового права
являются создание необходимых
правовых условий для достижения
оптимального согласования
интересов сторон трудовых
отношений, государства и
общества в целом, а также
правовое регулирование трудовых
и иных непосредственно связанных
с ними отношений:
по организации труда и
управлению трудом;
трудоустройству у данного
работодателя;
профессиональной подготовке,
переподготовке и повышению
квалификации работников
у этого работодателя;
социальному партнерству,
ведению коллективных переговоров,
заключению коллективных
договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных
союзов в установлении условий
труда и применении трудового
законодательства;
материальной ответственности
работодателей и работников
в сфере труда;
надзору и контролю (в
том числе и профсоюзному
контролю) за соблюдением
трудового законодательства
(включая законодательство
по охране труда);
разрешению трудовых споров.
Инструментами, защищающими
трудовые права граждан,
выступают принципы трудового
права, т.е. установленные
с помощью законодательства
положения, основывающиеся
на общепризнанных нормах
международного права и Конституции
РФ, предусматривающие правила
регулирования трудовых и
иных непосредственно связанных
с ними отношений. К ним,
в частности, относятся:
- свобода труда, включая
право на труд, который каждый
свободно выбирает или на
который свободно соглашается,
право распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать
профессию и род деятельности;
- запрещение принудительного
труда и дискриминации в
сфере труда;
- защита от безработицы
и содействие в трудоустройстве;
- обеспечение права каждого
работника на справедливые
условия труда, в том числе
отвечающие требованиям безопасности
и гигиены, права на отдых,
включая ограничение рабочего
времени, предоставление
ежедневного отдыха, выходных
и нерабочих праздничных
дней, оплачиваемого ежегодного
отпуска;
- равенство прав и возможностей
работников;
- обеспечение права каждого
работника на своевременную
и в полном размере выплату
справедливой заработной
платы, обеспечивающей достойное
человека существование для
него самого и его семьи,
и не ниже установленного
федеральным законом минимального
размера оплаты труда;
- обеспечение равенства
возможностей работников
без всякой Дискриминации
на продвижение по работе
с учетом производительности
труда, квалификации и стажа
работы по специальности,
а также на профессиональную
подготовку, переподготовку
и повышение квалификации;
- обеспечение права работников
и работодателей на объединение
для защиты своих прав и
интересов, включая право
работников создавать профессиональные
союзы и вступать в них;
- обеспечение права работников
на участие в управлении
организацией в предусмотренных
законом формах;
- сочетание государственного
и договорного регулирования
трудовых отношений и иных
непосредственно связанных
с ними отношений;
- социальное партнерство,
включающее право на участие
работников, работодателей,
их объединений в договорном
регулировании трудовых отношений
и иных непосредственно связанных
с ними отношений; обязательное
возмещение вреда, причиненного
работнику в связи с исполнением
им трудовых обязанностей;
- установление государственных
гарантий по обеспечению
прав работников и работодателей,
осуществление государственного
надзора и контроля за их
соблюдением; обеспечение
права каждого на защиту
государством его трудовых
прав и свобод, в том числе
в судебном порядке;
- обеспечение права на разрешение
индивидуальных и коллективных
трудовых споров, а также
права на забастовку в порядке,
установленном Трудовым кодексом
и иными федеральными законами;
- обязанность сторон трудового
договора соблюдать условия
заключенного договора, включая
право работодателя требовать
от работников исполнения
ими трудовых обязанностей,
бережного отношения к имуществу
работодателя и право работников
требовать от работодателя
соблюдения его обязанностей
по отношению к ним, трудового
законодательства и иных
актов, содержащих нормы
трудового права;
- обеспечение права представителей
профессиональных союзов
осуществлять профсоюзный
контроль за соблюдением
трудового законодательства
и иных актов, содержащих
нормы трудового права; -
обеспечение права работников
на защиту своего достоинства
в период трудовой деятельности;
- обеспечение права на обязательное
социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности
для реализации своих трудовых
прав. Никто не может быть
ограничен в трудовых правах
и свободах или получать
какие-либо преимущества
независимо от пола, расы,
цвета кожи, национальности,
языка, происхождения, имущественного,
социального и должностного
положения, возраста, места
жительства, отношения к
религии, политических убеждений,
принадлежности или непринадлежности
к общественным объединениям,
а также от других обстоятельств,
не связанных с деловыми
качествами работника.
Не являются дискриминацией
различия, исключения, предпочтения,
а также ограничения прав
работников, которые определяются
свойственными данному виду
труда требованиями, установленными
федеральным законом, либо
обусловлены особой заботой
государства о лицах, нуждающихся
в повышенной социальной
и правовой защите. Лица,
считающие, что они подверглись
дискриминации в сфере труда,
вправе обратиться в органы
федеральной инспекции труда
и (или) в суд с заявлением
о восстановлении нарушенных
прав, возмещении материального
вреда и компенсации морального
вреда.
Одним из основополагающих
принципов трудового законодательства
является провозглашенное
Конституцией РФ право каждого
на свободный труд. Принудительный
труд, т.е. выполнение работы
под угрозой применения какого-либо
наказания (насильственного
воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой
дисциплины; в качестве меры
ответственности за участие
в забастовке; в качестве
средства мобилизации и использования
рабочей силы для нужд экономического
развития; в качестве меры
наказания за наличие или
выражение политических взглядов
или идеологических убеждений,
противоположных установленной
политической, социальной
или экономической системе;
в качестве меры дискриминации
по признакам расовой, социальной,
национальной или религиозной
принадлежности, - запрещен
(ст. 4 ТК РФ).
К принудительному труду
относятся:
- нарушение установленных
сроков выплаты заработной
платы или выплата ее не
в полном размере;
- требование работодателем
исполнения трудовых обязанностей
от работника, если работник
не обеспечен средствами
коллективной или индивидуальной
защиты либо работа угрожает
его жизни или здоровью.
В то же время Трудовой кодекс
определяет условия, при
которых работа не может
рассматриваться как принудительный
труд:
- работа, выполнение которой
обусловлено законодательством
о воинской обязанности и
военной службе или заменяющей
ее альтернативной гражданской
службе;
- работа, выполняемая в
условиях чрезвычайных обстоятельств,
т.е. в случаях объявления
чрезвычайного или военного
положения, бедствия или
угрозы бедствия (пожары,
наводнения, голод, землетрясения,
сильные эпидемии или эпизоотии),
а также в иных случаях,
ставящих под угрозу жизнь
или нормальные жизненные
условия всего населения
или его части;
- работа, выполняемая вследствие
вступившего в законную силу
приговора суда под надзором
государственных органов,
ответственных за соблюдение
законодательства при исполнении
судебных приговоров.
Трудовым кодексом предусматривается
защита персональных данных
работника - информации,
необходимой работодателю
в связи с возникновением
трудовых отношений и касающейся
конкретного работника. Обработка
персональных данных работника
может осуществляться исключительно
для обеспечения соблюдения
законов и иных нормативных
правовых актов, содействия
работникам в трудоустройстве,
обучении и продвижении по
службе, обеспечения личной
безопасности работников,
контроля количества и качества
выполняемой работы и обеспечения
сохранности имущества (ст.
86 ТК РФ).
Все персональные данные
работника следует получать
у него самого. Если их можно
получить только у третьей
стороны, то работник должен
быть уведомлен об этом заранее
и от него должно быть получено
письменное согласие. Работодатель
должен сообщить работнику
о целях, предполагаемых
источниках и способах получения
персональных данных, а также
о характере этих данных
и последствиях отказа работника
дать письменное согласие
на их получение.
Работодатель не имеет права
получать и обрабатывать
персональные данные работника
о его политических, религиозных
и иных убеждениях и частной
жизни без письменного согласия
работника, а также членстве
в общественных объединениях
или его профсоюзной деятельности,
за исключением случаев,
предусмотренных федеральным
законом.
Кроме того, работодатель
не должен запрашивать информацию
о состоянии здоровья работника,
за исключением тех сведений,
которые относятся к вопросу
о возможности выполнения
работником трудовой функции
(ст. 87 ТК РФ).
Трудовой кодекс устанавливает
право работников на забастовку
как способ разрешения коллективного
трудового спора (ст. 409-412
ТК РФ).
ЧЕМ РЕГУЛИРУЮТСЯ ТРУДОВЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
Регулирование трудовых и
иных связанных с ними отношений
осуществляется трудовым
законодательством (включая
законодательство об охране
труда) и другими нормативными
правовыми актами, которые
содержат нормы трудового
права и, в свою очередь,
подразделяются на федеральные
и локальные.
К федеральным нормативным
актам трудового права
ОТНОСЯТСЯ:
Конституция Российской
Федерации, которая является
юридической базой трудового
законодательства;
Трудовой кодекс Российской
Федерации;
федеральные законы, содержащие
нормы трудового права;
указы Президента Российской
Федерации, постановления
Правительства Российской
Федерации, нормативные акты
министерств, ведомств и
комитетов Российской Федерации,
регулирующие трудовые отношения;
постановления Пленума
Верховного Суда Российской
Федерации по спорным вопросам
трудовых отношений.
Следует отметить, что акты
Пленума Верховного Суда
Российской Федерации сами
по себе являются источниками
права. Они не могут вводить
новые нормы или изменятъ
старые. Но в результате
обобщения судебной практики
Верховный Суд Российской
Федерации может прийти к
выводу о необходимости внесения
изменений в действующее
законодательство.
К локальным нормативным
актам трудового права относятся:
- нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации;
- правотворчество органов
местного самоуправления;
- правила внутреннего трудового
распорядка, установленные
на предприятии;
- коллективные договоры
и соглашения;
- трудовые договоры;
- приказы и распоряжения
руководителей предприятий
и учреждений.
Особое место среди источников
трудового права занимают
акты Международной организации
труда (МОТ), Российская
Федерация признала действие
пятидесяти двух конвенций
МОТ, обладающих высшей юридической
силой на территории России.
В случае противоречий между
Трудовым кодексом и иными
федеральными законами, содержащими
нормы трудового права, применяется
Трудовой кодекс. Если вновь
принятый федеральный закон
противоречит Трудовому кодексу,
то этот федеральный закон
применяется при условии
внесения соответствующих
изменений и дополнений в
Трудовой кодекс.
К ведению федеральных органов
государственной власти в
сфере трудовых отношений
и иных непосредственно связанных
с ними отношений относится
принятие обязательных для
применения на всей территории
Российской Федерации федеральных
законов и иных нормативных
правовых актов, устанавливающих:
- основные направления государственной
политики в сфере трудовых
отношений и других связанных
с ними отношений;
- основы правового регулирования
трудовых отношений и иных
связанных с ними отношений;
- обеспечиваемый государством
уровень трудовых прав, свобод
и гарантий работникам (включая
дополнительные гарантии
отдельным категориям работников);
Действие российского трудового
законодательства не распространяется
на следующих лиц (если согласно
Трудовому кодексу они одновременно
не выступают в качестве
работодателей или их представителей):
военнослужащих при исполнении
ими обязанностей военной
службы;
членов советов директоров
(наблюдательных советов)
организаций (за исключением
лиц, заключивших с данной
организацией трудовой договор);
лиц, работающих по договорам
гражданско-правового характера;
других лиц, если это установлено
федеральным законом.
Закон или иной нормативный
правовой акт, содержащий
нормы трудового права, вступает
в силу со дня, указанного
в этом законе или нормативном
правовом акте, определяющем
порядок введения в действие
акта
К общим принципам трудового
права относятся:
свободное распоряжение
гражданами своими способностями
к труду;
равное вознаграждение
за равный труд без какой
бы то ни было дискриминации;
недопустимость ухудшения
положения работников ниже
уровня, предусмотренного
действующим законодательством
о труде.
Социальные права - это гарантии, установленные для людей для защиты их основных потребностей, чтобы гарантировать жизнь с минимальным достоинством. Это социальные права, согласно ст. 6 Конституции, образования, здравоохранения, жилья, работы, досуга, безопасности, социального обеспечения, охраны материнства и детства, помощи исчезнувшим.
Так, как описано выше, социальные права - это гарантии, направленные на то, чтобы в их повседневной жизни, по меньшей мере, малый размер достоинства и их основные жизненные потребности. В Бразилии это право будет охватывать не только трудовое право, но и другие вопросы, такие как коллективное, социальное обеспечение и закон о благосостоянии. Тогда это будет отдельным правом на дела общества и социальной справедливости. Поэтому это «социальное» имя не может быть использовано, поскольку оно будет охватывать другие области юридической отрасли.
Трудовое право: понятие, предмет, метод и функции
Согласно общей теории права самостоятельность отрасли права определяется наличием особых предмета, метода и принципов правового регулирования.
Трудовое право - это отрасль права, регулирующая отношения между людьми в сфере труда. Оно является одной из важнейших и ведущих отраслей права, которая образовалась из гражданского права.
Даже если утверждать, что некоторые отрасли имеют большее социальное содержание, чем другие, с другой стороны, нельзя отрицать, что такие характеристики не являются исключительными для отрасли труда сегодня. Следует отметить, что социальное содержание Потребительского права или Закона об охране окружающей среды, безусловно, не уступает тому, что присуще трудовому законодательству.
Остается теперь настоящее имя, Трудовое право. Поэтому мы приняли термин «Закон о труде», который является более распространенным, как это происходит в англоязычных странах, франкоязычных странах, испаноязычных странах, странах, говорящих на итальянском языке, и в немецкоязычных странах. В Португалии и Бразилии используется Закон о труде по деноминации, который более индивидуализирует наш предмет, ссылаясь, таким образом, не только на подчиненную работу, но и на временную работу для одиноких рабочих, домашних работников и т.д.
Предмет трудового права определен в ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Это общественные отношения:
1) работника с работодателем (юридическим или физическим лицом), основанные на трудовом договоре;
2)по организации труда и yпpaвлению трудом;
2) обеспечению занятости и трудоустройству у данного работодателя;
Стоит сказать, что перед всеми этими деноминациями выражение, указывающее на право рабочего, называлось трудовым законодательством. Эта деноминация использовала принципы и их институты, а также соглашения и коллективные соглашения, которые уже были установлены нормой труда. Считалось, что законодательство о труде существует, поскольку в защите работников существует формация законов и система, уже формализованная, но автономии закона не существует.
Статья 121 - Закон поощряет охрану производства и устанавливает условия труда в городе и на местах с учетом социальной защиты рабочего и экономических интересов страны. Пункт 1 - Трудовое законодательство должно соблюдать следующие предписания, в дополнение к другим, которые направлены на улучшение условий труда работника.
3) профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
4) Социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
5) участию работников и профессиональных союзов в обеспечении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
Пункт 2 - Для целей настоящей статьи не существует различия между ручным трудом и интеллектуальной или технической работой, а также между соответствующими специалистами. Пункт 3 - Услуги по материнству и поддержке детей, связанные с работой на дому и женщине, а также соответствующий надзор и ориентация будут назначаться предпочтительно квалифицированным женщинам.
Пункт 4 - Сельскохозяйственные работы регулируются специальными положениями, в которых положения настоящей статьи должны соблюдаться, насколько это возможно. Он будет стремиться исправить человека в поле, позаботиться о своем образовании в сельской местности и обеспечить национальному работнику предпочтение в колонизации и использовании государственных земель.
6) материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
7) надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
8) разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров;
Пункт 5. Союз поощряет в сотрудничестве с государствами организацию сельскохозяйственных колоний, в которых отправляются жители обедневших районов, которые желают это сделать, и тех, кто не имеет работы. Пункт 6. Вхождение иммигрантов на национальную территорию подлежит ограничениям, необходимым для обеспечения этнической интеграции и физического и гражданского потенциала иммигранта. Однако иммиграционный поток каждой страны не может превышать двух процентов в год. число их соответствующих граждан, зафиксированных в Бразилии в течение последних пятидесяти лет.
10) обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В науке трудового права и ст. 15 ТК РФ трудовые отношения определяются как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Пункт 7 - Концентрация иммигрантов запрещена на любой части территории Союза, и закон регулирует выбор, местоположение и ассимиляцию иностранца. Деноминация имеет некоторое значение для этого исследования, потому что с его выражением мы можем получить суть нашего исследования. Например, каков был бы юридический характер, если бы деноминация была промышленной, трудовой, профсоюзной, корпоративной или социальной право? Если мы ищем суть, юридический характер промышленного права будет «коммерциализацией»; для трудового законодательства это будет «защита работников»; даже в профсоюзном праве мы увидим «право на вмешательство»; в корпоративном праве у нас были бы «социально-правовые отношения»; и в социальном праве мы представим «множественность прав, зарезервированных».
Основные признаки трудовых отношений:
Они возникают между двумя сторонами: работником и работодателем;
Основанием трудовых отношений чаще всего выступает трудовой договор. В ряде случаев они возникают и в других формах (допуска, судебного решения, назначения и т.п.);
Работник в трудовом отношении выполняет определенную трудовую функцию личным трудом по определенной специальности, должности, квалификации;
Таким образом, обозначение «трудовое право» было тем, которое наилучшим образом использовалось сегодня и, как уже упоминалось, его юридический характер в большинстве тезиса заключается в «частном праве», включающем работу в университете. Чтобы углубиться в это исследование о юридическом характере трудового права, мы изучим некоторые вопросы о трудовом договоре и его особенностях, чтобы более четко поднять основную тему.
В предыдущем пункте мы увидели важность термина «труд», чтобы найти его юридический характер. Следует отметить, как ранее сообщалось, что в большинстве случаев говорится, что юридический характер трудового права является «частным», но есть хороший ток, который гласит, что этот правовой характер является «публичным». И почему мы должны изучать контракты?
Работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обеспечивает надлежащие условия труда. Трудовое право регулирует процесс труда в рамках любых организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. Соблюдение его норм работодателем гарантирует пенсионное страхование, страхование на случай болезни.
Межличностный и социальный опыт последних двухсот лет был ответственным за демонстрацию того, насколько химерические и ошибочные эти понятия свободы и воли могут быть в контексте отношений между людьми и социальными группами. Трудовое право, кстати, является результатом открытия несколько ошибочного и химерического характера такого юридического уравнения.
Давайте посмотрим на некоторые теории контракта. Теория трудовых отношений утверждает, что существование трудовых отношений не требует компромисса или проявления воли в этом смысле, просто путем предоставления услуг, что было бы достаточным для введения соответствующих правовых норм, показывая связь нормативного характера, Понятно, что сама работа сама по себе уже заставляет работника быть вставленным в компанию.
В предмет трудового права включаются отношения, непо средственно связанные с трудовыми. Они могут им предшествовать (отношения по обеспечению занятости); сопутствовать (отношения по организации труда и управлению трудом, социальному партнерству, профессиональной подготовке работников у данного работодателя), а также следовать за трудовыми (отношения потрудовым спорам об увольнении). В науке трудового права выделяют такие разновидности отношений в сфере труда, как организационно-управленческие (они всегда сопутствуют трудовым отношениям) и охранительные (направлены на обеспечение соблюдения трудового законодательства). Индивидуальная трудовая деятельность не порождает трудовых отношений, поскольку в данном случае отсутствует вторая сторона (первый признак трудовых отношений). Кроме того, не регулируются нормами трудового права экономиче ская и техническая стороны труда, за некоторым исключением (например, нормами трудового законодательства урегулированы нормы расходования сырья и т.п.).
Теория учреждения считает, что работник вставлен в бизнес-организацию в отношении иерархии, установленной законом, так что компания имеет продолжительность в социальной среде с учетом повышенного интереса, общего для всех членов. Контрактная теория указывает на контрактный характер взаимоотношений между работником и работодателем.
Укрепление трудового законодательства имеет концепцию, изложенную в статье 442, касающейся контрактов. Статья 442. Индивидуальный трудовой договор - это молчаливое или прямое соглашение, соответствующее трудовым отношениям. Бывает, что в этой концепции есть несоответствие, потому что очень жалко говорить, что индивидуальный контракт - это только трудовые отношения. Таким образом, концепция гласит, что контракт соответствует трудовым отношениям, что было бы наоборот, контракт приводит к трудовым отношениям.
Метод трудового права призван отражать порядок возникновения трудовых отношений, их изменения и прекращения, общее правовое положение участников, способы регулирования трудовых отношений, способы защиты трудовых прав и т.д. В соответствии с этими требованиями можно выделить следующие признаки метода трудового права:
В свою очередь, правовые отношения - это связь, которая налагает подчинение поставщика услуг на работодателя, обладателя директивной власти. Как мы видим, правовые отношения устанавливаются между субъектами права, а не между субъектом и объектом, потому что он существует только между людьми.
Таким образом, у нас есть доктринальное определение трудового договора. И в рамках этих определений мы снимаем социально-правовой феномен из трудовых отношений. Трудовой договор может рассматриваться как юридический бизнес, в котором работник, физическое лицо, предоставляет услуги в личном, подчиненном и неконкурентном порядке работодателю, получая в качестве компенсации вознаграждение.
Равенство сторон при договорном характере возникновения трудовых отношений;
Подчинение работников в процессе труда работодателю;
Участие работников в управлении организацией (ст. 52, 53ТКРФ);
Централизованное и локальное регулирование отношений в сфере труда: централизованное регулирование осуществляется при помощи нормативных актов, локальное - при помощи нормативных актов организации (ст. 8 ТК РФ);
Таким образом, договор о найме является двусторонней юридической сделкой, в которой «противоположные интересы» присутствуют более интенсивно, чем в других контрактах, в зависимости от профессиональной и экономической категории, к которой принадлежат содокладчики. Контрактный конфликт оказывается проекцией социального конфликта.
Мы видим, что существуют некоторые конститутивные элементы, которые регулируют договор о найме. У нас есть два типа контрактов: экспресс и молчаливый. Вкратце, это договоры, согласованные сторонами, предусматривающие содержание для взаимных прав и обязанностей, регулируются законом трудового договора. Такиты проистекают из желания между сторонами хотеть выполнить контракт или нет, без необходимости заключения договора между ними.
Сочетание нормативного (ст. 5, 8 ТК РФ) и договорного (ст. 9 ТК РФ) регулирования отношений в сфере труда;
Специфические способы защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.
Из указанных признаков вытекают и правовые способы регулирования труда. Одним из способов регулирования является сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования. В современных условиях наблюдается усиление договорного (коллективно-договорного, индивидуально-договорного) и локального (местного) способов. Централизованное нормативное регулирование призвано устанавливать минимальный уровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), ставку первого разряда единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы). Вместе с тем эти два способа регулирования неразрывны между собой! Так, минимальный уровень гарантий трудовых прав работников не может быть снижен путем договорного регулирования. Дисциплина труда, охрана труда- правовые институты, в которых предпочтение отдается централизованному регулированию.
С этим вступлением мы начали изучать некоторые трудовые контракты. У нас могут быть индивидуальные контракты, когда они связаны с одним сотрудником правоотношения, а также с контрактами множественных рабочих мест, которые характеризуются более чем одним сотрудником в рамках правоотношения. Но у нас есть два других подразделения, охватывающих этот вопрос: Контракты неопределенного времени или времени. Типы контрактов, приведенные ниже, являются только теми, которые наиболее часто используются на ежедневной основе, однако могут быть найдены другие типы контрактов.
Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. Благодаря этому гарантируется минимум прав и обеспечивается выполнение обязанностей участников трудовых правоотношений.
В условиях перехода к рыночной экономике возросло значение договорного регулирования отношений в сфере труда, однако государство все же не может абсолютно не вмешиваться в данный процесс. Подобное вмешательство происходит путем установления пределов регулирования. Статья 9 ТК РФ «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» закрепляет, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Последние при этом не должны содержать условий, ограничивающих права и снижающих уровень гарантий работников, установленный федеральным законодательством (принцип недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с нормативным актом большей юридической силы).
Неопределенные контракты - это те, чья временная продолжительность не превзошла термин «потусторонний», сохраняя неопределенный срок с течением времени. Срочными контрактами являются те, срок действия которых предварительно установлен с момента рождения соглашения, что является определенным и предсказуемым для даты прекращения действия соглашения.
Этот тип контракта требует существенности принципа непрерывности, наблюдаемого в работе. Существует необходимость в непрерывных трудовых отношениях. Таким образом, это тип контракта, наиболее часто встречающийся на рынке труда, поскольку он связан в индивидуальном контракте.
Следующим правовым способом регулирования труда выступает равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка дан ной организации. В трудовом праве положение субъектов трудового правоотношения носит двоякий характер. В частности, оно сочетает равенство сторон в момент заключения трудового договора с признаком властности - подчинения в процессе осуществления трудовой деятельности.
В другом аспекте у нас есть некоторые виды контрактов, которые должны быть фиксированными, чтобы иметь социально-правовые отношения. Его также можно назвать форвардным контрактом, поскольку в договоре есть пункт о том, что работа будет выполняться только в тех сроках и сроках.
Статья 443, абзац 1. Термин определяется как трудовой договор, срок действия которого зависит от фиксированного срока или от выполнения определенных услуг или от выполнения определенного события, которое можно прогнозировать примерно. В рамках срочных контрактов мы можем найти три предложения для согласования трудовых отношений.
Еще одним способом регулирования труда является учас тие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, а именно их участие в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав. В соответствии со ст. 371 ТК РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных трудовым законодательством. В частности, работодатель имеет право с учетом мнения профсоюза вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев. Работодатель согласует свое мнение с мнением профсоюза при привлечении к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ); к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ); при установлении различных стимулирующих выплат (ст. 144 ТК РФ). Правила внутреннего трудового распорядка также утверждаются с учетом мнения профсоюза (ст. 190 ТК РФ). Если работодатель не соблюдает данного требования, то акты, принятые им, являются недействительными.
Специфичный способ защиты трудовых прав также может рассматриваться в качестве способа правового регулирования отношений. В ТК РФ в качестве органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, обозначены комиссии по трудовым спорам (ст. 382 ТК РФ), в качестве паритетного органа выступает примирительная комиссия, а в качестве третейского органа - трудовой арбитраж или посредник (ст. 401 ТК РФ). В случае, когда примирительные процедуры не дали результата, работники могут использовать свое право на забастовку.
Статья 352 ТК РФ указывает следующие способы защиты трудовых прав работников:
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
Самозащита работниками трудовых прав, судебная защита.
Статья 1 ТК РФ определяет основные цели и задачи трудового права, закрепляет его самостоятельность как отрасли права. Трудовое право выполняет три основные функции: защитную, производственную и социального партнерства. Защитная фун кция проявляется в защите интересов работников, производ ственная - в защите интересов работодателя. Функция социальн ого партнерства выражается в согласовании интересов работников и работодателей при содействии государства. В целом, каждая функция представляет собой направление правового регулирования в сфере труда, воздействует на участников отношений в сфере труда и закрепляется в нормах права.
1.2. Система трудового права
Систему трудового права условно можно разделить на две части: общую и особенную.
Общая часть содержит нормы, распространяющиеся на все общественные отношения: посредством них определяются принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Особенная часть структурируется по институтам как совокупности однородных групп правовых норм, а именно:
Трудоустройство (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с поиском гражданами подходящей работы). Этот институт открывает особенную часть отрасли;
Трудовой договор (здесь сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке приема на работу, переводах, увольнениях). Институт трудового договора является центральным институтом отрасли;
Рабочее время, время отдыха;
Оплата труда, гарантийные, компенсационные выплаты;
Дисциплина труда;
Материальная ответственность сторон трудового договора;
Охрана труда.
Соответственно к институтам, регулирующим отношения, тесно связанные с трудовыми, можно отнести:
Институт профессиональной подготовки и повышения квалификации на производстве;
Институт рассмотрения трудовых споров;
Институт надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства.
В соответствии с таким разделением норм построен и ТК РФ, хотя есть и некоторые отступления. Так, нормы, регулирующие труд женщин и несовершеннолетних, выделены в отдельные главы (гл. 41,42 ТК РФ), однако сами по себе они не могут выступать самостоятельными институтами, так как для их применения необходимо учитывать ряд общих норм.
В юридической литературе существует мнение о том, что в особенной части трудового права в условиях рыночных отношений следует различать два основных блока норм:
1) нормы, в которых закрепляются государственные стандарты правового регулирования наемного труда;
2) договорные нормы (договорное трудовое право).
Система трудового права динамична, она изменяется и совершенствуется с развитием общества, трудовых отношений. Об этом свидетельствует формирование новых институтов: обеспечения занятости, социального партнерства.
Не следует отождествлять понятия системы отрасли трудового права, системы трудового законодательства и системы науки, в том числе учебного курса. Система трудового права представляет собой систематизированную совокупность юридических норм и институтов, а трудовое законодательство - это внешняя форма права, выступающая как единый комплекс нормативных правовых актов и служащая источником трудового права. Предметом и целью учебного курса является изучение норм трудового права, трудовых правоотношений, их развития. Предмет науки не ограничивается законодательством о труде, поскольку наука изучает не только российское, но и зарубежное трудовое право, международно-правовое регулирование труда. Наука вырабатывает систему взглядов, выводов и представлений по проблемам правового регулирования общественных отношений в сфере труда, которые учитываются впоследствии в нормотворчестве.
2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ПРАВА.
2.1. Понятие принципов трудового права
Принципы трудового права - это основополагающие руководящие начала, выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда. Они закреплены в ст. 2 ТК РФ.
По сфере действия принципы подразделяют:
На общеправовые, которые положены в основу правовой системы в целом. К их числу относят принципы гуманизма, равноправия, социальной справедливости и др.;
Межотраслевые, являющиеся общими для нескольких отраслей права, в числе которых выделяют принципы свободы договора, охраны собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;
Отраслевые, выражающие общие свойства норм конкретной отрасли права и проявляющиеся в отдельных институтах и нормах;
Отдельных институтов отрасли.
Например, институт социального партнерства характеризуется наличием таких принципов, как равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, и иных принципов, закрепленных в положениях ст. 24 ТК РФ.
Принципы правового регулирования труда регламентируются международно-правовыми нормами, в частности Всеобщей декларацией прав и свобод человека и гражданина (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III ) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.).
2.2. Общая характеристика принципов трудового права
Статья 2 ТК РФ устанавливает 19 принципов трудового права:
1) свобода труда, включая право на труд;
2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда:
3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
5) равенство прав и возможностей работников;
6) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для самого трудящегося и его семьи, и не ниже минимального размера оплаты труда;
7) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
8) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией;
10) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
11) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
12) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;
13) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений;
14) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
15) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
16) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
17) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
18) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
19) обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Каждый принцип реализуется через иные нормы ТК РФ, поэтому нарушение норм ведет к нарушению принципов. Вместе с тем принципы предопределяют содержание будущих норм права, регулирующих трудовые отношения.
3. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1. Источники трудового права: понятие и виды
В собственно юридическом смысле под источниками права принято понимать формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. С помощью источников объективное право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеизвестность, общеобязательность и т.д.
ТК РФ говорит о двух способах регулирования отношений в сфере труда: нормативном (ст. 5, 8 ТК РФ) и договорном (ст. 2 ТК РФ). Нормативное регулирование осуществляется с помощью норм права, в частности законов и иных нормативных правовых актов (Конституции РФ, федеральных законов, постановлений Правительства РФ, актов органов государственной власти, местного самоуправления и т.д.). Договорное регулирование осуществляется посредством коллективных договоров между работниками и работодателе, а также при помощи трудовых договоров, заключаемых с отдельным работником.
Составной частью системы источников трудового права нашего государства являются также локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права. Работодатель принимает такие акты в пределах установленной компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной науке трудового права основное внимание уделяется анализу федеральных норм. Однако не стоит недооценивать значение локальных нормативных актов. За ними признается функция конкретизации федеральных норм трудового права.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, в связи с чем признается источником права во всех отраслях. Суды вправе отказаться применять закон, сославшись на его несоответствие Конституции РФ, и отдать предпочтение последней как акту прямого действия. Что касается норм трудового права, то в ст. 37 Конституции РФ закреплены основные права в сфере труда, в том числе принципы свободы труда, запрещение принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на трудовые споры, включая право н^ забастовку. Кроме того, Конституция РФ устанавливает положение, в соответствии с которым трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Конкретизируя положения ст. 72 Конституции, ТК РФ посвящает отдельную статью вопросам разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений (ст. 6). Здесь указывается, что законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
ТК РФ вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Он является четвертым по счету кодифицированным источником трудового права. Первый Кодекс законов о труде (КЗоТ) был принят в декабре 1918 г. Благодаря ему образовалась самостоятельная отрасль трудового права. В нем впервые провозглашалось право граждан РСФСР на труд. Однако первый российский КЗоТ содержал нормы, которые серьезно ограничивали трудовые права граждан. В частности, это касалось трудовой повинности, которая, за некоторым исключением, устанавливалась для всех граждан РСФСР. 30 октября 1922 г. был принят второй российский КЗоТ, который сыграл большую роль в развитии трудового права республик бывшего СССР. На этом этапе трудовая повинность устанавливалась лишь в исключительных случаях, а на первое место выдвигался трудовой договор. В 1971 г. в РСФСР был принят третий КЗоТ, в котором закреплялось дальнейшее развитие права советских граждан на труд. Несмотря на изменения и дополнения, внесенные в КЗоТ, в условиях перехода к рыночным отношениям он не регулировал многие вопросы. Оставалось неясным, что делать в случае задержки заработной платы, правомерна ли выплата ее в натуральной форме, не было понятия ненормированного рабочего дня, не регулировались отношения между работником и работодателем - физическим лицом. Принятие в декабре 2001 г. ТК РФ стало серьезным шагом в формировании правовой базы социально-трудовой сферы на современном этапе.
Конституция РФ и ТК РФ устанавливают правило, согласно которому общепризнанные нормы и принципы международного права выступают как составная часть национального законодательства. Поэтому не стоит забывать о приоритетности норм международного права. Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда. Основные нормы в данной сфере общественных отношений закреплены в актах ООН, МОТ, соглашениях государств.
В науке трудового права по вопросам о природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ отсутствует единое мнение. Большинство ученых считают кон венции МОТ и международные договоры источниками российского трудового права. Данная позиция обосновывается тем, что они обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности. Однако некоторые исследователи, признавая, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, утверждают, что в буквальном смысле они источниками права не являются, поскольку национальное законодательство не воспроизводит их содержания.
Выступая в качестве источников трудового права, конвенции МОТ устанавливают правило, в соответствии с которым при рассмотрении трудового спора в суде работники могут ссылаться на них для защиты своего права. В этом случае суд обязан принять их во внимание.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ обобщают правоприменительную практику судов, дают толкование конкретным нормам права, что позволяет определить, как единообразно и правильно применять нормы трудового законодательства. Постановления Пленума Верховного Суда дают возможность восполнить имеющиеся пробелы и устранить неясности в трудовом законодательстве.
Конституционному Суду РФ также приходится решать вопросы, связанные с нормами трудового права, в частности устанавливать их конституционность или неконституционность. В случае, когда Конституционный Суд РФ придет к выводу о несовершенстве закона, он в порядке законодательной инициативы вправе обратиться в Государственную Думу РФ с предложением о внесении в закон изменений илк дополнений.
3.2. Действие нормативных актов о труде для отдельных категорий работников.
В структуре ТК РФ прослеживается определенное разделение норм на те, которые распространяются на всех работников, и те, которые характерны только для отдельных их категорий (раздел XII). В связи с этим в науке стали выделять две группы норм в сфере труда:
1) общие, распространяющиеся на всех работников наемного труда;
2) специальные, которые действуют только для отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, работников бюджетной сферы, лиц, занятых на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.).
Таким образом, законодатель закрепляет действие трудового законодательства по кругу лиц . Так, по общему правилу нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников - лиц, заключивших трудовой договор. Однако существуют некоторые исключения, обусловленные объективными причинами. В отдельных случаях нормы ТК РФ также применяются к лицам, еще не состоящим в трудовых отношениях. (например, ст. 64, 381 ТК РФ). Кроме того, действие российских нормативных правовых актов о труде распространяется на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Указанные категории работников и работодателей пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, которые устанавливаются для всех работников и работодателей (ст. 21, 22 ТК РФ).
В ст. 11 ТК РФ выделяются некоторые категории лиц, на которых не распространяется действие ТК РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей. К их числу законодатель относит:
Военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы;
Членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
Лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
Других лиц, если это установлено федеральным законом.
Трудовое законодательство не распространяется на сотрудников Федеральной службы безопасности. К отношениям, связанным с гражданской службой, применяются нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права лишь в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Регулирование труда заключенных осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее - УИК РФ), в котором конкретизируются конституционные нормы с учетом их особого правового положения (например, УИК РФ закрепляет принцип обязательности труда осужденных).