Первое трудовое законодательство. Какие отношения регулируются трудовым законодательством? Трудовое право граждан и работодателя

Статья 1 ТК, посвященная целям и задачам трудового законодательства, определяет круг отношений, регулируемых этим законодательством. Центральное место среди них занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями.

Помимо трудовых отношений трудовое законодательство регулирует и другие отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких отношений начинается с отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству у данного работодателя. Далее ТК выделяет отношения, отличительная особенность которых - наличие коллективного субъекта в лице первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. К ним относятся отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Согласно ч. 2 ст. 1 ТК самостоятельными отношениями, регулируемыми трудовым законодательством, являются отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда.

Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. ТК отступает от этих традиций и включает их в круг отношений, регулируемых трудовым законодательством.

ТК выделяет среди отношений, регулируемых трудовым законодательством, и отношения по рассмотрению трудовых споров. Эти отношения неоднородны по своему содержанию. Если рассматривается коллективный трудовой спор, то возникающие в связи с этим отношения относятся к отношениям, функционирующим наряду с трудовыми отношениями. В тех же случаях, когда предметом рассмотрения является индивидуальный трудовой спор, эти отношения в одних случаях не выходят за пределы трудовых отношений, а в других - приходят на смену трудовым. Они предусматривают альтернативный порядок рассмотрения споров, за исключением споров непосредственной компетенции судов, определяют механизм исполнения решений КТС, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, завершается отношениями по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права - связь с трудовыми отношениями. ТК подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году". Согласно данному Закону максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности увеличен до 15000 руб., при этом первые 2 дня болезни работнику оплачивает (как и в 2005 г.) работодатель, а остальные дни - фонд социального страхования. Что касается пособий по государственному социальному страхованию за период отпуска по беременности и родам, то они оплачиваются фондом социального страхования с 1-го дня такого отпуска.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Определение 1

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая трудовые отношения, а также ряд других общественных отношений, непосредственно связанных с трудовыми.

Предметом трудового права являются как отношения работников с работодателями, так и отношения между трудовыми и профессиональными коллективами. Нормы трудового права регулируют вопросы производственной деятельности, условий труда и быта работников, заключения коллективных договоров, трудоустройства граждан по специальности и личным способностям. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров, надзор и контроль за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, вопросы социального страхования, рассмотрения трудовых споров также входят в сферу интересов трудового права.

Метод трудового права

Закрепление равенства сторон трудового договора (контракта) и властных полномочий администрации, указанных в правилах внутреннего трудового распорядка, является методом трудового права .

Трудовое правоотношение состоит из трех компонентов:

  1. характер прав и обязанностей участников;
  2. правовое положение участников;
  3. договор, как основание возникновения трудового правоотношения.

Замечание 1

То есть, трудовое правоотношение – это общественное отношение, складывающееся между работником и работодателем. Причем, одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а вторая (работодатель) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

Как правило, в качестве субъектов трудового правоотношения выступают физические лица, а также предприятия и организации. Впрочем, подобные отношения могут возникать и непосредственно между физическими лицами.

Трудовая дееспособность граждан возникает с $16$ лет (как исключение с $14$ лет). Россияне, достигшие этого возраста, вправе самостоятельно вступать в трудовые правоотношения. А в качестве работодателей могут выступать различные субъекты права.

Объектом трудового правоотношени я является выполнение работ по определенной специальности или квалификации.

  1. условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
  2. равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты;
  3. отдых, гарантированный установленной предельной продолжительностью рабочего времени, и оплачиваемый ежегодный отпуск;
  4. социальное обеспечение по возрасту, а также возмещение ущерба при утрате трудоспособности, связанной с работой;
  5. судебную защиту своих трудовых прав.

В то же время, работник обязан:

  1. добросовестно выполнять трудовые обязанности;
  2. соблюдать трудовую дисциплину;
  3. бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения или организации;
  4. выполнять установленные нормы труда.

Основанием возникновения трудовых правоотношений являются трудовые договоры и различные юридические факты, предусмотренные нормами права.

Рисунок 1.

Принципы трудового права

Определение 2

Принципами трудового права называют основополагающие начала, связанные с организацией труда работников. Эти принципы установлены Конституцией РФ. Давайте перечислим их:

  1. право на труд;
  2. право на оплату труда;
  3. право на отдых;
  4. принцип охраны здоровья граждан;
  5. право работников на объединение в профсоюзы и участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями;
  6. принцип соблюдения трудовой дисциплины;
  7. право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Остановимся на каждом из вышеперечисленных принципов более подробно.

  1. Право на труд в современной России реализуется путем заключения контракта или трудового договора. В соответствии с Конституцией РФ, граждане имеют право на получение гарантированной работы, выбор профессии, места и рода деятельности, образования в соответствии со своими способностями и предпочтениями.
  2. Право на оплату труда предполагает денежное вознаграждение в соответствии с количеством и качеством проделанной работы, но не ниже установленного государством минимального размера. Это стимулирует граждан на повышение трудовой квалификации, проявление активности в общественном производстве, личной заинтересованности в результатах труда.
  3. Право на отдых также относится к числу конституционных прав. Оно обеспечивается ограничением рабочего времени, которое не должно превышать $40$ часов в неделю, согласно действующему в России законодательству. Ежегодный оплачиваемый отпуск, сокращение продолжительности труда представителей отдельных профессий, уменьшение длительности работы в ночное время суток, – все это также способствует реализации права на отдых.
  4. Принцип охраны здоровья граждан предполагает не только оказание медицинской помощи работникам, но и развитие техники безопасности и производственной санитарии, проведение профилактических мероприятий на предприятии. Этот принцип включает в себя и меры по защите окружающей среды от различных загрязнений.
  5. Право работников на объединение в профсоюзы и участие в управлении учреждениями и организациями закреплено в статье $97$ Основ законодательства о труде. Работники могут проводить общие собрания (конференции) трудовых коллективов, производственные совещания, а также создавать общественные органы, действующие на предприятиях. Они вправе вносить предложения об улучшении работы организаций, социально-культурного и бытового обслуживания.
  6. Принцип соблюдения трудовой дисциплины – это конституционная обязанность каждого трудоспособного гражданина. Все работники должны подчиняться правилам коллективного труда, установленным правовыми нормами различных институтов трудового права. Добросовестный труд, бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения или организации, выполнение установленных нормативов, повышение качества выпускаемой продукции, – все это входит в обязанности работников.
  7. Право на материальное обеспечение в старости , в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца также закреплено в Конституции РФ. Оно гарантировано социальным страхованием работников, выплатой пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и другими формами социального обеспечения.

Источники трудового права

Определение 3

Нормативные акты органов государственной власти, устанавливающие обязательные к соблюдению правила поведения работников и работодателей, называются источниками трудового права . Совокупность этих нормативных актов образует российское законодательство о труде.

К источникам трудового права относятся:

  1. федеральные законы;
  2. подзаконные нормативные акты органов государственной власти;
  3. санкционированные государственные акты кооперативных и общественных организаций.

Среди законов, устанавливающих нормы трудового права, особо выделяется Конституция РФ, которая является юридической базой всех отраслей права и обладает высшей юридической силой. Основной закон государства содержит ряд принципиальных правовых положений, получивших конкретное выражение в нормах трудового права.

Трудовое право

Трудово́е пра́во - самостоятельная отрасль права , представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.

  • Трудовым законодательством, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации , принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права
  • Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права
  • Постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти
  • Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ
  • Коллективными договорами , соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
  • Нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
  • Международными правовыми актами

История возникновения и развития трудового права

Трудовое законодательство в советское время уверенно выделилось из гражданского, поскольку труд не рассматривался как товар (услуга) и главным работодателем стало государство, в связи с чем возросло влияние административно-правовых приказно-надзорных, мобилизационных, централизованно-нормативных методов на наём труда (особенно явно последнее проявилось в посленэповском законодательстве).

Поскольку главным работодателем было само государство, которое и составляло законы, для работника советское трудовое право предоставляло ряд возможностей (в отношении, например, длительных оплачиваемых отпусков, гарантий трудоустройства молодёжи, женщин детородного возраста, крайне ограниченных оснований увольнения и т. п.), которые трудноосуществимы в рыночной экономике.

Вместе с тем, и в правовых системах государств с рыночной экономикой признаётся необходимость повышенной нормативно-правовой защиты наёмного работника как экономически более слабой стороны отношений.

Все системы трудового права прошли путь от исключительно индивидуально-договорного регулирования труда (до 19 в.) к законодательному вмешательству в свободные договорные отношения, а затем к реализации коллективно-договорных отношений в результате забастовочного движения . В настоящее время любая национальная система трудового права состоит из того или иного сочетания трёх основных элементов: индивидуальных трудовых договоров , коллективных договоров и законодательного регулирования. Существенную роль также играют международные договоры государств, прежде всего, конвенции Международной организации труда (МОТ). Поэтому, когда речь идёт о методе трудового права, в качестве его черт принято называть сочетание договорного и законодательного регулирования, а также равенство сторон при заключении договора с дальнейшим подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Для России исторически характерно преобладание законодательного регулирования.

Трудовое право как отрасль сочетает в себе черты публичного и частного права .

Коллективно-договорное регулирование осуществляется на разных уровнях - от уровня одной организации, до всей страны или транснациональной корпорации на территории разных государств. В российской терминологии коллективным договором называется договор между работниками и работодателем на уровне организации, а на более высоких уровнях соответствующий акт называется соглашением.

Со стороны некоторых специалистов по гражданскому праву в течение долгого времени делаются предложения о включении трудового права в предмет гражданского . Эти предложения отвергаются учёными-«трудовиками» в связи с тем, что в отличие от гражданского права, в трудовом сильны начала публичные. Это связано с необходимостью государственного вмешательства в трудовые отношения для защиты работника.

Трудовые отношения

Существует несколько теорий. Первая концепция «несамостоятельного» или «зависимого» труда разработана ещё Л. С. Талем до революции. Формально свободный и равноправный работник включается в хозяйственную деятельность чуждого ему предприятия и становится в положение несамостоятельного работника.

Трудовое право . Трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, административных решений и прецедентов, устанавливающих права и обязанности для работников, работодателей и организаций. По существу, оно регулирует трудовые отношения между профсоюзами, работодателями и работниками. В Канаде трудовое законодательство, регулирующее права и обязанности работников и работодателей, являющихся членами профсоюза отличается от законодательства, которое регулирует права и обязанности работодателей и работников, не являющихся членами профсоюза. В большинстве стран, однако, такого различия не проводится. Тем не менее, в трудовом праве выделяют две основные категории. Первая - коллективное трудовое право, регулирующее отношения между работником, работодателем и профсоюзом (коллективный трудовой договор). Вторая - индивидуальное трудовое право, устанавливающее права работников на труд при заключения трудового договора (индивидуальный трудовой договор). Рабочее движение сыграло ключевую роль в процессе принятия законов, касающихся защиты трудовых прав в 19 и 20 веках. С начала промышленной революции трудовые права являлись неотъемлемой частью социально-экономического развития. Возникновение трудового права представляет собой результат как борьбы рабочего класса за улучшение условий труда, получение права на объединение, так и требований работодателей ограничить полномочия объединений работников, не допустить повышения расходов на оплату труда. Расходы работодателей могут быть увеличены в связи с удовлетворением требований объединений об увеличении заработной платы, а также с принятием законов, устанавливающих высокие требования к здравоохранению, безопасности и равные условия труда. Объединения работников, такие как профсоюзы, могут также участвовать в разрешении трудовых споров и получить политическую власть, которой вправе противостоять работодатели. Вследствие этого, состояние трудового законодательства в любой период времени отражает результат борьбы различных слоёв общества.

Рабочее время . С развитием индустриализации и внедрением техники, количество рабочих часов значительно увеличилось; 14-15 часовой рабочий день являлся нормой, не считался исключением и 16 часовой рабочий день. Использование детского труда, как правило, на заводах было обычным явлением. В 1788 году в Англии и Шотландии примерно 2/3 работников новых водяных текстильных фабрик составляли дети. Борьба движения за восьмичасовой рабочий день в конечном итоге привела к тому, что в 1833 году в Англии был принят закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня шахтёров 12 часами, для детей 8 часами. В 1848 году был установлен 10-часовой рабочий день, в дальнейшем продолжительность рабочего времени с сохранением заработной платы сократилась ещё более. Первый Закон о труде был принят в Великобритании в 1802 году. После Англии, Германия стала первой европейской страной изменившей своё трудовое законодательство; основная цель канцлера Бисмарка состояла в том, чтобы подорвать основы Социал-Демократической партии Германии (СДПГ). В 1878 году Бисмарком были приняты различные анти-социалистические меры, но, несмотря на это, социалисты продолжали получать большинство мест в рейхстаге. Тогда Канцлер изменил свой подход к решению проблемы социализма. Для того, чтобы успокоить недовольство рабочего класса, он провёл ряд патерналистических социальных реформ, в которых впервые гарантировалось социальное обеспечение. В 1883 году был издан Закон об обязательном больничном страховании, предусматривающий право работников на страхование здоровья; при этом работник платил 2/3, а работодатель 1/3 денежной суммы. В 1884 году был принят Закон о страховании от несчастных случаев, в то время как в 1889 году были установлены пенсии по старости и инвалидности. Другие законы ограничили использование труда женщин и детей. Эти усилия не принесли успехов в полной мере; рабочий класс так и не стал опорой консервативного правительства Бисмарка. В 1841 году во Франции был проведён первый Закон о труде. Однако он только ограничил продолжительность рабочего дня несовершеннолетних шахтёров, и практически не применялся до периода Третьей Республики.

Охрана здоровья и безопасность труда . Законодательство о труде также предусматривает положения, касающиеся права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. В 1802 году был разработан первый фабричный закон, касающийся охраны безопасности и здоровья детей, работающих на ткацких фабриках.

Борьба с дискриминацией . Указанное положение означает, что дискриминация по признаку расовой или половой принадлежности является недопустимой. Несправедливое увольнение Конвенция Международной Организации Труда № 158 предусматривает что «трудовые отношения с трудящимися не прекращаются без законных к тому оснований и до тех пор, пока ему не предоставят возможность защищаться в связи с предъявленными ему обвинениями». Так, 28 апреля 2006 года после неофициальной отмены Первого французского трудового договора, суд по трудовым спорам признал Новый трудовой договор, противоречащий нормам международного права и следовательно незаконным и не имеющим юридической силы.

Детский труд . Детский труд - это привлечение детей к работе до достижения ими возраста, установленного законом или обычаем. Большинство стран и международных организаций рассматривают детский труд как форму эксплуатации. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления всеобщего школьного образования, признания концепций безопасности труда и прав детей, области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Формами детского труда являются труд на фабриках, шахтах, добыча или разработка полезных ископаемых, работа в сельском хозяйстве, помощь родителям в развитии малого бизнеса (например, продажа продуктов питания) или случайные заработки. Некоторые дети работают в качестве экскурсоводов, иногда совмещая это с работой в магазинах и ресторанах (где они также могут работать официантами). Другие дети вынуждены выполнять утомительные и монотонные работы, такие как сборка коробок или полировка обуви. Однако количество детей работающих на заводах в тяжёлых условиях, не настолько велико, по сравнению с аналогичным показателем занятости в так называемом неофициальном секторе - «продажи на улице, работа в сельском хозяйстве или на дому» - то есть всё то, что находится за пределами досягаемости официальных инспекторов и контроля средств массовой информации.

Коллективное трудовое право . Коллективное трудовое право регулирует трёхсторонние отношения, возникающие между работодателем, работником и профсоюзными организациями. Профессиональные союзы являются формой объединения работников, деятельность которых регламентирована нормами трудового законодательства. Однако, это не единственная существующая форма общественного объединения граждан. В США, например, центры объединения работников представляют собой ассоциации, на которые не распространяется действие всех норм законодательства о профсоюзах.

Профсоюзы . В законодательстве некоторых стран предусмотрены положения, касающиеся соблюдения профсоюзами ряда требований при осуществлении их деятельности. Например, проведение голосования обязательно в случаях организации забастовки и сбора членских взносов на реализацию политических проектов. Не всегда право на вступление в профсоюз (запрет стороны работодателя) законодательно закреплено. В соответствии с положениями некоторых кодексов, на членов профсоюза могут возлагаться определённые обязательства, например, поддерживать мнение большинства при проведении забастовки.

Забастовки . Забастовки являются одним из самых эффективных средств разрешения трудовых споров. В большинстве стран забастовки признаются законными при соблюдении ряда условий, к которым относятся следующие:

  1. проведение забастовки должно соответствовать демократическим процессам («дикая забастовка» признаётся незаконной);
  2. «Забастовка солидарности», то есть не трудоустроенным официально работникам запрещается принимать участие в забастовках;
  3. всеобщая забастовка может быть запрещена в целях соблюдения общественного порядка;
  4. работникам ряда профессий может быть запрещено участвовать в забастовках (работники аэропорта, медицинские работники, учителя, полицейские, пожарные и т. д.);
  5. забастовки могут проводиться без прекращения работниками выполнения своих обязанностей. Подобные забастовки имеют место в больницах, или, например, Японии, когда работники увеличивая производительность труда, нарушают установленный план производства.

Бойкот представляет собой отказ от осуществления покупок, продаж, иных торговых операций с торгового оборота в знак протеста против их безнравственного поведения. На протяжении всей истории работники прибегали к таким формам как снижение темпов работы, саботаж в целях получения большей свободы в урегулировании вопросов труда или снижения рабочего времени.

Пикеты .

Пикетирование является формой действия работников, часто осуществляемой во время забастовок. Лица наёмного труда собираются вне производственного здания, где имеет место забастовка, чтобы заставить присоединиться к ней как можно большее число работников, затруднить проход к рабочему месту лиц, не желающий вступать в профсоюз. Во многих странах подобные действия ограничиваются нормами трудового права, законами, запрещающими проведение демонстраций, либо наложением запрета на проведение конкретного пикета. Например, в трудовом законодательстве может быть предусмотрен запрет на проведение вторичного пикетирования (пикетирование, устроенное наёмными работниками одного работодателя на предприятии другого, напрямую не вовлечённого в спорную ситуацию работодателя, напр., проводимое с целью срыва поставки сырья на предприятие, на котором конфликтуют работники и работодатель) или летучих пикетов. В законодательстве могут быть предусмотрены нормы, запрещающие препятствовать реализации законных интересов других лиц (отказ от вступления в профсоюз, например, является законным).

Участие работников в управлении организацией . Право на участие в управлении организацией, впервые закреплённое в законодательстве Германии, в той или иной форме предусмотрено во всех странах континентальной Европе, таких как Голландия и Чехия. Оно включает право быть избранными для представительства работников в совете директоров . В Германии на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому половина совета директоров должна быть назначена профсоюзным органом. Однако немецкая модель предусматривает двухпалатный Совет, в котором наблюдательный совет назначает членов исполнительного совета. Члены наблюдательного совета избираются акционерами и профсоюзами в равном количестве, за исключением того, что главой наблюдательного совета в соответствии с законом является представитель акционеров. В случае недостижения полного согласия, между ними устанавливается двухпартийный консенсус, учреждённый социально-демократическим правительством Гельмута Шмидта в 1976 году. В Соединённом Королевстве, были подготовлены рекомендации, закреплённые в Отчёте Баллока (Промышленная демократия). Опубликованные в 1977 году лейбористским правительством Джеймса Каллагана, они предусматривали двухпалатный совет. Однако результаты такого предложения должны были стать более радикальными. В связи с отсутствием в британском законодательстве требования о двухпалатном совете, члены руководства компании должны были избираться профсоюзами. Тем не менее никаких действий предпринято не было и Великобритания «погрузилась в зиму недовольства». Это было связано с предложением Европейской комиссии проекта «Пятой директивы законодательства о компаниях», который так и не был реализован.

Международная организация труда . Международная организация труда (МОТ), штаб-квартира которой находится в Женеве, является одной из старейших международных организаций и единственным сохранившимся органом, созданным в рамках Лиги Наций после Первой мировой войны. Её руководящим принципом является то, что «труд не является товаром», которым можно распоряжаться так же, как товарами, услугами или капиталом, а также то, что уважение человеческого достоинства требует равноправия и справедливости на рабочем месте. МОТ принято множество Конвенций, принятых странами-участниками, которые устанавливают стандарты в области труда. Страны обязаны ратифицировать Конвенцию и привести национальное законодательство в соответствие с ней. Тем не менее, их исполнение не обеспечено принудительной силой; даже в случае если положения Конвенции будут соблюдаться, следует учитывать, что они не согласованы друг с другом.

Европейское трудовое законодательство .

Европейская директива о рабочем времени ограничивает максимальную продолжительность рабочей недели 48-ю часами и гарантирует минимум 11 часов отдыха в течение каждых 24-х часов. Как и для всех Директив ЕС, включение её положений в национальное законодательство является обязательным. Хотя действие Директив распространяется на все государства-участники, в Великобритании возможно увеличение продолжительности 48-часовой рабочей недели. Во Франции, напротив, законодательство более строгое, ограничивающее продолжительность рабочей недели 35 часами (но необязательные часы всё ещё являются допустимыми). В 2006 году была принята спорная Директива об услугах на внутреннем рынке (так называемая директива Блокештейна).

Национальное трудовое законодательство .

Трудовое законодательство Великобритании .

Первыми законами, регулирующими трудовые отношения в Великобритании, являются Фабричные Законы (первый - 1802 года, затем - 1833 года) и Закон о хозяине и слуге 1832 года. В Великобритании до 1960 года трудовой договор служил основным элементом нормативно-правового регулирования. С тех пор указанная нормативная основа значительно расширилась за счёт «движения равенства» и влияния со стороны Европейского Союза. Выделяют три источника права: акты Парламента, именуемые статутами, иные нормативные акты (издаваемые Госсекретарём и Парламентом) и прецедентное право (являющееся результатом деятельности судов). Первым важнейшим актом в области трудового права был Закон о равной оплате труда 1970 года, хотя он не вступил в силу вплоть до 1972 года, поскольку имел радикальный характер. Этот Закон был принят в целях выработки согласованных позиций по вопросу обеспечения равенства мужского и женского труда. После избрания лейбористского правительства в 1997 году, в трудовом праве Великобритании произошло множество изменений. Они были связаны с увеличением прав в области материнства и отцовства, введением национальной минимальной заработной платы, принятием Директивы о рабочем времени, устанавливающей продолжительность рабочего времени, перерыва на отдых и право на ежегодный оплачиваемый отпуск. В целях ужесточения законодательства в области дискриминации, был введён запрет на дискриминацию по признакам возраста, религии или убеждений, сексуальной ориентации, а также пола, расы и инвалидности. Трудовое законодательство Китая. Регулирование трудовых отношений в Китайской народной республике становится очень острой проблемой с увеличением количества заводов и ускорением темпов индустриализации. Основой трудового законодательства Китая является Закон КНР (принятый 5 июля 1994 года) и Закон КНР «О трудовом договоре» (принятый 9 июня 2007 года на 28-ой сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 10 созыва с 1 января 2008 года). Административные регламенты, принятые Государственным Советом, правительственные акты, разъяснения Верховного народного суда касаются особенностей регулирования трудовых отношений. Деятельность профсоюзов контролируется правительством посредством Всекитайской Федерации Профсоюзов являющейся единственной разрешённой в Китае профсоюзной организацией. На практике забастовки строго запрещены, хотя юридически закон разрешает их проведение.

Трудовое законодательство во Франции . Первыми законами о труде во Франции являются Законы Вальдека Руссо, принятые в 1884 году. В период с 1936 по 1938 г.г. благодаря усилиям Народного фронта были приняты законы о введении 2-недельных оплачиваемых отпусков, 40-часовой рабочей недели, не считая сверхурочных часов. Результатом называемых гренельских переговоров, проведённых 25 и 26 мая в 1968 году, стало сокращение рабочей недели до 44 часов и создание профсоюзов на каждом предприятии. Размер минимальной заработной платы был увеличен на 25 %. В 2000 году правительством премьер-министра Лионеля Жоспена был принят закон о сокращение рабочей недели с 39 до 35 часов. Пять лет спустя консервативное правительство премьер-министра Доминика де Вильпена приняло «новый образец трудового договора» (так называемый контракт первого найма). Предоставив большую свободу работодателям в области трудового права, контракт первого найма вызвал критику со стороны профсоюзов и других противников, утверждавших, что он ущемляет права на неполный рабочий день. В 2006 году ему не удалось принять закон о контракте первого найма посредством чрезвычайном процедуры голосования, в связи с массовыми протестами со стороны студентов и профсоюзов. У Президента Жака Ширака не оставалось выбора кроме как отменить его. Трудовое законодательство Мексики. Трудовое законодательство Мексики предоставляет работникам право на организацию профсоюзов, участие в коллективных переговорах и забастовках. Современное состояние законодательства отражает историческую взаимосвязь государства с конфедерацией мексиканских рабочих. Конфедерация труда тесно связана с Институционно-революционной партией, которая являлась правящей партией под разными именами более семидесяти лет. Несмотря на то, что законодательство признаёт права работников на забастовку и объединение, реализации этих прав на практике препятствуют коррупционные связи между профсоюзами и работодателями.

Трудовое законодательство США . В США оговоренная с работодателями продолжительность рабочего дня не превышает 8 часов, что было установленного ещё в 1912 году. Положения Закона о зарплатах и часах 1938 года ограничили максимальную продолжительность рабочей недели 44 часами, а в 1950 году количество часов было сокращено до 40. «Зелёные карты» предоставляют право легальным иммигрантам работать, так же как и гражданам США без получения разрешения на работу. Однако в результате бюрократической организации, нелегальные иммигранты также имеют возможность работать в США. Несмотря на установленную 40-часовую продолжительность рабочей недели, некоторые профессии требуют большего рабочего времени в целях выполнения поставленных задач. Например, при подготовке продукции для продажи на рынке разрешается работать более 72 часов в неделю. Однако это не обязанность, а право. В период сбора урожая предусмотрен 24 часовой отдых каждые 72 часа работы в течение 7 дней. Офисные работники, технический и медицинский персонал не могут быть уволены за отказ работать более 72 часов в неделю. Пятая и четырнадцатая поправки к Конституции США ограничивают полномочия федерального правительства и правительства штатов в целях противодействия дискриминации. Сфера частного права не подлежит ограничению Конституцией. Пятая поправка запрещает федеральному правительству лишать лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры и предусматривает гарантии на равную правовую защиту со стороны государства. Четырнадцатая поправка содержит запрет штатам нарушать права человека без надлежащей правовой процедуры и лишать равной защиты закона. Равная правовая защита предусматривает ограничение полномочий федерального правительства и правительства штатов в области дискриминации работников, бывших работников или соискателей по признакам расы, отношения к религии и пола. Правовая защита требует соблюдения процедуры увольнения прежде чем быть уволенными, если трудовые отношения прекращаются в связи с нарушением прав и свобод человека, таких как право на свободу слова или право собственности. Закон о занятости 1967 г. защищает права лиц в возрасте 40 лет и старше от дискриминации по возрастному признаку. Целями закона являются: - содействие в занятости пожилых людей на основе их способностей, а не запрет произвольной дискриминации по возрастному признаку в области занятости; - помощь работодателям и работникам в поиске путей решения проблем, связанных с воздействием возраста на занятость. Рост производительности труда, повышение уровня благосостояния приводит к тому, что сохранение места работы и восстановление на работе оказываются невозможными для пожилых работников; Обычной практикой является введение произвольных ограничений по возрастному критерию вне зависимости от компетенции, что отрицательно влияет на занятость работников пожилого возраста. Уровень безработицы, особенно долгосрочной, среди этой возрастной группы населения достаточно велик и приводит к потере квалификации, самоуважения. Раздел VII Закона о гражданских правах является основным федеральным законом, устанавливающий запрет дискриминации со стороны государственных и частных работодателей, профсоюзных организаций, агентств по трудоустройству по признакам расовой принадлежности, цвета кожи, отношения к религии, пола и национальности.

Понятие трудового законодательства
Система трудового законодательства
Приоритет нормативных правовых актов , регулирующих трудовые отношения
Случаи нарушения приоритета , установленного для трудового законодательства
1. Трудовое законодательство представляет собой систему норма ­ тивных правовых актов , посредством которых регламентируют­ся трудовые отношения. Основным актом трудового законода­тельства является Трудовой кодекс РФ - сводный федеральный закон, действующий на всей территории РФ.
Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норма­тивные правовые акты субъектов РФ.
2. Регулирование трудовых и иных1 непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими норма­тивными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
Трудовым кодексом РФ;
иными федеральными законами;
указами Президента РФ;
постановлениями Правительства РФ и нормативными право­выми актами федеральных органов исполнительной власти;
конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
актами органов местного самоуправления и локальными нор­мативными актами, содержащими нормы трудового права, ко­торые составляют систему трудового законодательства .

3. Трудовой кодекс - основной акт трудового законодательства, и нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, долж­ны соответствовать ТК РФ .
Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не
должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудо­
вого права, не должны противоречить ТК РФ, иным федераль­ным законам и указам Президента РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти, содержащие нормы трудового права, не долж­ны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, со­держащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления и локальные норма­тивные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, норма­тивным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъек­тов РФ.
4. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Òðóäîâîé êîäåêñ ÐÔ . Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то данный федеральный закон применя­ется при условии внесения соответствующих изменений.

Одним из конституционных прав является право каждого гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду, что проявляется в выборе рода деятельности и профессии, с соблюдением предусмотренного государством механизма реализации такого выбора (ст. 37 Конституции РФ). Отношения, связанные с реализацией данного права, регулируются отдельной отраслью российского права - трудовым правом.

Согласно ТК РФ трудовым законодательством регулируются как трудовые, так и непосредственно связанные с ними отношения (создание профессионального союза работников, обработка персональных данных работников и пр.). Труд как процесс целенаправленного воздействия на предметы внешнего мира лежит в основе любой человеческой деятельности (производственной, управленческой, культурной, научной и т.п.).

С трудом связаны различные общественные отношения, но не все они относятся к предмету трудового права. Так, к предмету трудового права не относятся отношения, возникающие из договора подряда, хотя они и связаны с выполнением подрядчиком определенной работы. Под действие норм трудового права не подпадает труд садовода, изобретателя, любой творческий труд, если он совершается вне общественной кооперации труда, не подвергается правовой регламентации и не относится к сфере трудового права, хотя по поводу результатов данной деятельности могут возникнуть правовые отношения. Тот же труд, производимый в порядке служебного задания, порождает отношения по его применению в коллективе и становится предметом трудового права.

Перечень общественных отношений, являющихся предметом трудового права, можно выявить с помощью задач, решение которых возложено на нормы трудового законодательства.

Основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:

  • o по организации труда и управлению трудом;
  • o трудоустройству у данного работодателя;
  • o профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • o социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • o участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;
  • o материальной ответственности работодателей и работ-пиков в сфере труда;
  • o государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • o разрешению трудовых споров;
  • o обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий их труда, а также защита прав и интересов работников и работодателей.

Большую роль в регулировании применения норм трудового права на практике играют отраслевые правовые принципы.

Принципы трудового права составляют его основные идеи, призванные закрепить устойчивые связи норм права с другими факторами общественного развития и определить основную направленность правового регулирования в сфере трудовых отношений. К ним относятся:

  • o свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Данный принцип полностью дублирует содержание указанной ранее конституционной нормы, закрепленной в ст. 37 Конституции РФ;
  • o запрещение принудительного труда и какой-либо дискриминации в сфере труда. Дискриминация в сфере труда присутствует повсеместно: женщине на собеседовании обязательно задается вопрос о семейном положении: если она молода и не замужем, то ее могут не принять на работу из-за опасений работодателя се приоритета личной жизни перед трудовой деятельностью; если молода и только что вступила в брак или намеревается это сделать, значит скоро уйдет в декрет; если уже имеет детей, но в возрасте до шести-семи лет, значит часто будет брать больничные для того, чтобы сидеть с ребенком. Мужчине могут отказать в приеме на работу в связи с отсутствием семьи, национальностью, возрастом, по причине несоответствия физических параметров выбранной специальности и пр. Конечно, работодатель никогда не объявит истинную причину отказа;
  • o защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Желающие трудиться граждане, не имеющие возможности реализовать свои профессиональные навыки, вправе обратиться в государственные органы за содействием трудоустройству, выплатой пособия на жизнь и получением новой более востребованной специальности;
  • o обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • o равенство прав и возможностей работников. Этот принцип подразумевает как общее равенство в правах всех работников на территории России (право на достойный размер оплаты труда, на отдых, на защиту трудовых прав), так и равенство в правах работников одной отрасли экономики или одного предприятия (пользоваться имуществом работодателя для выполнения трудовых обязанностей, вступить в профсоюз);
  • o обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплат справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее МРОТ). На момент подготовки настоящего учебника МРОТ составлял 4611 руб. в месяц;
  • o обеспечение права работников и работодателей па объединение своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них. Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности");
  • o обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • o установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
  • o обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и др.

Законодательный комплекс, содержащий нормы трудового права, весьма объемен и включает в себя нормативные правовые акты всех уровней, существующих в Российской Федерации. Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вместе с тем до недавнего времени ТК РФ хотя и упоминал "трудовое законодательство" (ст. 5 ТК РФ), но не раскрывал содержания указанной категории.

Основным источником трудового права является ТК РФ, который состоит из общей и особенной части. Этот нормативный акт устанавливает пределы и способы правового регулирования основных институтов трудового права: социального партнерства; трудового договора; приема и увольнения работника; профессиональной подготовки и переподготовки работника; рабочего времени и времени отдыха; оплаты труда; нормирования труда; трудового распорядка и трудовой дисциплины; ответственности за нарушение норм трудового законодательства; материальной ответственности сторон по трудовому договору; охраны труда.

Кроме того, ТК РФ содержит общие положения о действие трудовых норм во времени и пространстве, о применении трудовых норм, об исчислении сроков в трудовом праве, закрепляет основные начала и принципы правового регулирования в трудовом праве, определяет границы трудовых отношений и т.д.

Нормы права, регулирующие трудовые отношения, но не вошедшие в состав ТК РФ, содержатся и в иных федеральных законах: ГК РФ; КоАП РФ; Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральном законе от 21.07.1997 X" 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Федеральном законе от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и др.

Регулирование трудовых отношений осуществляется также посредством нормативных правовых актов:

  • o Указов Президента РФ (Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указ Президента РФ от 30.09.2004 № 1258 "Вопросы денежного довольствия военнослужащих");
  • o постановлений Правительства РФ (постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда");
  • o нормативных актов иных органов исполнительной власти;
  • o законов субъектов РФ;
  • o правовых актов органов местного самоуправления;
  • o международных норм.

Важным источником правового регулирования, согласно ст. 5 ТК РФ, являются локальные нормативные акты организаций, предприятий и учреждений. Это могут быть коллективные договоры, правила внутреннего распорядка, штатные расписания, кодексы профессиональной этики работников и иные документы, при составлении которых администрация работодателя должна исходить из общих начал трудового законодательства и специальных норм, регулирующих трудовые отношения.

Участниками трудовых правоотношений - субъектами трудового права являются работник и работодатель. Работник - лицо, достигшее возраста 16 лет, физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. В случаях, прямо предусмотренных ТК РФ или иными специальными законами, работником может стать лицо, не достигшее 16-летнсго возраста. Определение одного из ключевых понятий в трудовом праве "работник" удачно отражает правовое положение данной категории лиц, которое зависит не от факта подписания трудового договора, а от факта начала работы, выполнения трудовой функции в интересах работодателя.

Работодателем, в соответствии с ТК РФ, может быть физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Таким образом, стороной по трудовом договору, подписанному директором организации, также как и в гражданско-правовом договоре, выступает само юридическое лицо, а не его руководитель. Права и обязанности работодателя в таких трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законодательством и учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Физическое лицо может стать работодателем только при наличии у него гражданской дееспособности в полном объеме.

Существуют основания разделения субъективного состава трудовых правоотношений на два уровня. К первому из них относятся работник и работодатель, а ко второму - работники организаций, профсоюзные и иные органы, представляющие права и интересы работников. Профсоюзы создаются гражданами России с целью защиты их социально-трудовых прав. Эти образования вправе: представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников; содействовать занятости; вести коллективные переговоры, заключать соглашения, коллективные договоры и осуществлять контроль за их выполнением; принимать участие в урегулировании коллективных трудовых споров и др.



Просмотров