Основные принципы построения государственной службы. Основные принципы построения и функционирования системы государственной. Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы

Службы

Указанные принципы государственной службы закрепле­ны в Конституции РФ или вытекают из нее. Их виды конкрети­зированы в федеральных законах, а также в конституциях, ус­тавах и законах субъектов РФ.

Основные принципы построения и функционирования си­стемы государственной службы конкретизированы в ФЗ о сис­теме государственной службы, в котором они сформулирова­ны без расшифровки содержания, с принципиальной оговор­кой, что их реализация обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которыми могут быть пре­дусмотрены также другие принципы построения и функцио­нирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Закон о системе государственной службы закрепляет сле­дующие принципы:

1. Федерализм, обеспечивающий единство системы госу­дарственной службы и соблюдение конституционного разгра­ничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип получил свое выраже­ние в системе федеральной государственной службы, в делении государственной гражданской службы на федеральную и субъ­ектов РФ, а также в разграничении ее правового регулирования между РФ и ее субъектами. Правовое регулирование и органи­зация федеральной государственной службы находятся в ведении РФ, а правовое регулирование такой службы субъекта РФ - в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

2. Законность. Для государственной службы принцип за­конности имеет особое значение, поскольку именно государ­ственная служба предопределяет характер отношений между го­сударством и гражданами, обществом в целом, авторитет и эф­фективность государственной власти. Законность предполагает строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания пуб­личных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и их организаций. В свою очередь, государственные служащие призваны принимать необходимые законные меры для выполнения гражданами своих обязанностей перед государ­ством и обществом.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их не­посредственное действие, обязанность их признания, соблюде­ния и защиты.

4. Равный доступ граждан к государственной службе, ис­ключающий какую-либо их дискриминацию. Требования к кандидату на государственную должность обусловливаются характером должностных обязанностей. Правоограничения при поступлении на государственную службу вытекают из факта осуществления государственными служащими властных полно­мочий по руководству деятельностью людей и специфике конк­ретных служебных функций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих.


Гражданину, претендующему на государственную долж­ность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий, предопределяемых данной должностью.

5. Единство правовых и организационных основ государ­ственной службы, предполагающее законодательное закрепле­ние единого подхода к организации государственной службы.

6. Взаимосвязь государственной службы и муниципаль­ной службы. Необходимость в этом возникает в связи с тем, что они представляют собой однотипные разновидности пуб­личной службы, цели которых во многом совпадают. Без их вза­имодействия могут возникнуть трудности в решении общих за­дач социально-экономического развития, стоящих перед ними.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование об­щества о деятельности государственных служащих. Этот прин­цип позволяет, с одной стороны, формировать доверие граждан к государственной власти, влиять на ее осуществление, а с дру­гой, опираться государственным служащим в своей деятельно­сти на общественное мнение, улучшать свою работу, правиль­но определять ее ориентиры.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физи­ческих и юридических лиц. Это обеспечивает уверенность в ра­боте, стимулирует инициативу и повышает ответственность го­сударственных служащих за результаты своей деятельности.

Любопытно, что отмененный ФЗ от 5 июля 1995 г. об ос­новах государственной службы относил также к принципам службы ответственность государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо не­надлежащее исполнение должностных обязанностей; внепар- тийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; социальная защищенность госу­дарственных служащих; стабильность кадров государственной службы.

Арсенал средств и инструментов государственного (муниципального) управления включает многообразие принципов управленческой деятельности, синтезирующих действие социальных закономерностей и конкретные подходы к их реализации на практике. Термин «принцип» (лат. principium - «основа», «начало») означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящую идею, правило деятельности.

Как отмечает В.В. Черепанов, принципы государственной службы - это основные идеи, исходные положения о ее построении, организации и функционировании, выдвинутые в результате научного обобщения практики государственной службы и устанавливающие основные правила административного управления. Они составляют основу формирования и дальнейшего развития государственной службы всех ее уровней, видов и ветвей власти.

Основное значение принципов государственной службы состоит в том, что они определяют правовое и организационное содержание, построение и функционирование государственной службы, устанавливают важнейшие связи в данном механизме государственного управления. Имея субъективную природу (они сформулированы людьми), принципы объективны по своему содержанию, поскольку отражают объективные связи, тенденции и закономерности в сфере административной деятельности .

При классификации принципов государственной службы в научных целях обычно выделяют три их вида: общие (конституционные); ор- ганизационные (специальные); технологические (профессиональные). В конституционных принципах государственной службы находят свое отражение закрепленные в Конституции РФ принципы организации и деятельности государства и его органов. Организационные (специальные ) принципы отражают механизм построения и функционирования государственного аппарата и его звеньев. Технологические (профессиональные ) принципы касаются механизма и процедур прохождения государственной службы, служебной деятельности и поведения чиновников.

Каждый принцип отражает, таким образом, лишь какую-то одну связь-отношение, присущую государственной службе. Но в целом, будучи органически взаимосвязанными и взаимообусловленными, они определяют организацию и функционирование государственной службы как системы.

Законом № 58-ФЗ (ч. 1 ст. 3) нормативно закреплены следующие принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации:

я федерализм;

  • ? законность;
  • ? приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • ? равный доступ граждан к государственной службе;
  • ? единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • ? взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • ? открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • ? профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • ? защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц".

Обстоятельный содержательный анализ принципов построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации проведен Д.М. Овсянко, а также В.В. Черепановым и рядом других авторов.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Этот принцип отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты обусловлен тем, что в правовом государстве права личности являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством России ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от «усмотрений» органов государства и его работников.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции РФ, что соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Наряду с этим, возможность доступа к государственной службе обусловлена требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, что является залогом эффективности государственной службы, ее способности решать сложнейшие задачи регионального и общенационального социально-экономического развития в условиях федеративного государства.

Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы получил свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также соотносимости основных условий оплаты служебной деятельности, социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы. При этом ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Обеспечение доступности граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - важнейшее направление проводимой в России административной реформы.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Высокий уровень профессионализма и профессиональной компетентности является необходимым условием результативного и эффективного выполнения каждым государственным служащим его обязанностей по замещаемой должности, что учитывается при формировании кадрового резерва и решении вопросов должностного продвижения служащих. Значение профессионализма и компетентности государственных служащих особо возрастает в период проведения глубоких экономических и политических реформ, решения задачи кардинального повышения эффективности государственного управления в современной России.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в ст. 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации". Принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

К конституционным принципам государственной службы относятся принципы федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равного доступа к государственной службе.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов.

Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов:

нормативный аспект - конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ;

организационный аспект - соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ;

функциональный аспект - самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы;

финансовый аспект - соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).

Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Недопустима дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

Организационно-функциональные принципы государственной службы включают принципы единства правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, профессионализма и компетентности государственных служащих, защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.

Взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы. Данный принцип немыслим без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность государственных служащих, и обеспечения средствам массовой информации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:

профессионализм государственных служащих, то есть исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;

компетентность, то есть знание порученной службы, опыт работы;

квалифицированность, то есть соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы;

эффективное и добросовестное исполнение должности;

ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Защита государственных служащих гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принципы государственной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы.

Принципы современной государственной службы закрепляются в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» и в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации».

При классификации принципов государственной службы, как и при изучении принципов государственного управления, целесообразно выделять конституционные и организационные принципы. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

Еще одной особенностью правового установления принципов государственной службы является наличие основных и иных (других) принципов государственной службы. Статья 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» регламентирует лишь основные принципы, указывая при этом, что федеральные законы о видах государственной службы могут предусматривать также другие принципы построения и функционирования государственной службы, которые будут учитывать их особенности. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Укажем конституционные принципы государственной службы.

1. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

5. Принцип равного доступа граждан к гос. службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

6. Принцип внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства.

Укажем организационные принципы государственной службы.

1. Принцип подконтрольности и подотчетности гос. органов и деятельности гос. служащих.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к гос. службе.

3. Принцип профессионализма и компетентности гос. служащих.

4. Принцип гласности в осуществлении государственной службы.

5. Принцип ответственности гос. служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

6. Принцип стабильности кадров гос. служащих в гос. органах.

7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы.

8. Принцип защиты гос. служащих от неправомерного вмешательства в их служебную деятельность как гос. органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

  • федерализм,
  • законность;
    приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

43.Управление государственной службой.

В процессе формирования государственной службы и дальнейшего развития ее системы актуализируется вопрос об управлении государственной службой Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон: 1) как организующую деятельность, имеющую определенное административное содержание и особый предмет и осуществляемую в установленных организационно-правовых формах; 2) как деятельность специально созданных государственных органов Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе принципов, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов РФ. Управление государственной службой характеризуется признаками, такими как: " практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы; " функция государственных органов, которая осуществляется в определенных организационно-правовых формах и реализуется специально созданными государственными органами; " основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом; " управление основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы. Федеральный закон "Об основах государственной службы РФ" устанавливает трехзвенную систему специальных управленческих органов, осуществляющих деятельность по координации работы и решению задач государственной службы, которые определены в законодательных актах Федерации и ее субъектов, и по обеспечению эффективности государственной службы. Система органов управления государственной службой включает: Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ в качестве федерального органа, органы по вопросам государственной службы субъектов РФ, кадровую службу государственного органа. Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ осуществляет координацию деятельности по реализации задач, вытекающих из Федерального закона "Об основах государственной службы РФ". Он включает: от Президента РФ шесть человек, от Совета Федерации Федерального Собрания РФ три человека, от Государственной Думы Федерального Собрания РФ три человека, от Правительства РФ шесть человек; от Конституционного суда РФ два человека, от Верховного суда РФ два человека, от Высшего арбитражного суда РФ два человека.



44. Понятие, содержание, структура и виды организационной культуры в государственных органах. Законность в государственном управлении.

Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.

Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.

Выделяется три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Поверхностного уровень включает такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

НА 2 уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

3-й, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, выделяются отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.

Организационная культура любой административной организации всегда отличается конкретными особенностями. В зависимости от многих объективных и субъективных факторов, можно выделить следующие типы организационной культуры.
1. исторические типы организационной культуры, демонстрирующие влияние преобладающих в обществе в определенный исторический период норм и ценностей на деятельность государственных служащих.
2, национальные типы организационной культуры, в которых доминируют принципы организации общественной жизни отдельных стран, например, японский, американский, голландский опыт.
3., типы, выделенные голландским исследователем Г.Гофштеде, который сформулировал четыре модели организационной культуры по следующим основаниям: дистанция власти, индивидуализм - коллективизм, стремление к избежанию неопределенности, мужественность - женственность.

Цель деятельности по обеспечению законности и дисциплины заключаются в недопущение в деятельности органов исполнительной власти нарушений тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах. В своевременное и оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение. В установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти. В привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины. В разработке и принятию мер, направленных на устранение причин и условий способствующих нарушению законности и дисциплины.

Обеспечению законности в России служит система определенных гарантий. Существуют экономические, политические, организационные, юридические и общественные гарантии. На них опирается деятельность всех субъектов административного права в процессе реализации исполнительной власти. Обеспечение законности возлагается на различные органы как в качестве их основной деятельности (суды, прокуратуру, государственные инспекции и др.)1, так и в качестве дополнительной функции. Многочисленную группу субъектов права составляют органы исполнительной власти, администрация государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций. Они не только применяют законы и подзаконные акты, но и сами издают большое число правовых актов, которые должны правильно отражать жизненные потребности и, что чрезвычайно важно, быть законными.

45. Понятие качества, эффекта и эффективности государственного управления.

Качество государственного управления обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления. Понятие «ключевых ценностей» принимает разное значение в зависимости от того, какой подход к государственному управлению (правовой, политический или менеджеристский) используется для оценки деятельности государственных служащих.

Эффективность Гос.службы можно трактовать как видимые результаты работы гос.аппарата по защите и выполнению интересов граждан государтва интересов самого гос-ва.понятий эффективности гос.службы несколько,т.к не сущ-т единого опр-я.Эффективность го.аппарата рассм-ся ещё и как рациональное использование природных ресурсов гос-ва,своевременное и верное решение нац.проблем.Существование гос.управления возможно только с помощью аппарата чиновников,деятельностью которых и опр-ся эффективность работы всего гос.аппарата.Положитель-я эффективность гос управл-я будет проявляться в случае подконтрольности гос.аппарата обществу.

Эффективность гос.аппарата чаще всего характер-ся такими кретериями как

1.средняя продолжительность жизни населения гос-ва

2.средний образовательный уровень насел-я

3.средний уровень доходов и расходов на одного человека с учётом всех стандартов межнац-х договоров

4.средний уровень производительности труда

5.изменение показателей ВВП,нац.богатства в соотношении к мировым показателям

46.Становление в россии админ-командной системы управл-я

Административно-командная (или командно-административная) система - термин, введённый для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

В 20-30г завершилось становление тоталитарного режима и административно-командной системы управления, обеспечивавшей решение утопической задачи построения социализма в кратчайшие сроки. Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.

Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и в текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда.

В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются,происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников.

Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком. Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.

Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.

Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

47. Классификация и систематизация принципов государственного управления.

Принципы управления - это наиболее общие положения правила, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность.

В числе общих принципов управления социальными системами

обычно называют: иерархичность; контроль; необходимость

разнообразия между объектом и субъектом управления; системность;

управление по целям; эффективность, плановость, оперативность,

объективность, конкретность, оптимальность, разделение труда,

выделение главных задач.

В отечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к классификации и систематизации принципов управления. С учетом специфики государственного управления можно выделить следующие подсистемы (блоки) принципов управления: общие (общесистемные), организационно-технологические, частные. Первые раскрывают содержательную и общецелевую направленность управления, вторые – ее организационную и технологическую стороны, третьи касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей, участников управленческого процесса и исполнителей Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов выделяют следующие

общесистемные принципы государственного управления:

1) общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций; они определяют содержание государственного управления;

2) организационные системно-структурно-функциональные принципы, закрепленные нормативно;

3) принципы разработки, принятия и исполнения решений, в большинстве своем предусмотренные законодательством;

4) принципы управления отдельными сферами общественной жизни: политической, экономической, социальной, культурной

К общеметодологическим принципам относятся следующие.

1. Принцип объективности

2 Принцип экономии энтропии.

3. Принцип наименьшего действия.

4. универсальным принципом является высшая целесообразность действия управляющего субъекта.

Государственное управление - не всеохватывающая деятельность. Его сфера ограничена самоорганизацией гражданского общества.

Из объективной необходимости сочетания управления ссамоорганизацией общественной системы вытекает принцип

1.ограниченной рациональности

2. Принцип обратной связи.

3. Принцип демократизма

4.Принцип законности

48. Современная модель конституционного закрепления основ

федеративного устройства.

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).

Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации.

Конституционные основы федеративного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта;

вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов;

государственная символика Российской Федерации;

предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Анализируя конституционные основы федеративного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации” и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.

Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной Росси.

49. административный регламент - это письменное (или зафиксированное в другой форме) определение правил исполнения административной службы. Наиболее важным является тот факт, что правила работ, выполнения каких-либо действий существуют не в виде личного опыта исполнителей, а в форме письменных уложений. Административные регламенты - мощный инструмент государственного управления, с помощью которого можно минимизировать многие факторы, порождающие низкую эффективность исполнения государственных функций: включение в компетенцию исполнительных органов государственной власти избыточных государственных функций; неопределенность показателей результативности исполнения государственных функций; неоправданно высокую долю дискреционных полномочий; чрезмерную и иногда намеренную усложненность административных процедур; их закрытость, непрозрачность для гражданского общества и потребителей государственных услуг; отсутствие четких критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности.

51. Сущность и принципы государственной гражданской службы

Российской Федерации



Просмотров