Афоризмы и цитаты о государстве. Государственное (территориальное) устройство Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. УНИТАРНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА. АВТОНОМИИ

"Форма государственного устройства представляет собой внутреннюю структуру государства, включающую в себя систему и характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельные его частей" (1. страница 205)

Форма государственного устройства даёт ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Форма государственного устройства - это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями.

Государство как политическая организация, как властная система, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом построить государство, люди бьются с момента его зарождения. Так как от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство государства и общества.

Форма государственного устройства показывает:

  • а) из каких субъектов состоит государства;
  • б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;
  • в) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;
  • г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная (также существует - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми). Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государство подобные образования или даже государства - субъекты федерации.

«Унитарное государство - (унитаре - франц. единое) это единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев) и не имеющее в своем других государств и государственных образований» (5. Стр 96)

Унитарное государство обычно называют простым государством, так как оно имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Унитарные государства состоят из политико-административных или административных территориальных единиц, статус которых регулируется главным образом актами текущего законодательства центральной власти. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.

Большинство всех ныне существующих государств являются унитарными, потому что эта форма государственного устройства хорошо управляема и твердо обеспечивает государственное единство.

Признаки унитарного государства:

  • - имеет целостную территорию
  • - территория унитарного государства делится на административные единицы, которые не имеют собственной государственности.
  • - отмечается также такой признак унитарного государства, как единое гражданство.

В зависимости от вида контроля различают унитарные государства:

  • - централизованные (как правило, государства, занимающие небольшую территорию: Норвегия, Дания). Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
  • - децентрализованные (большая территория: Франция, Испания, Великобритания) В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

«Федеративное государство - (с лат. - союз, объединение) сложное союзное государство, части которого (республики, штаты) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. (7.стр 188)

Федерацию отличают следующие особенности :

  • - она состоит из различных государственных образований (штаты, кантоны)
  • - в ней существует две системы высших органов гос. власти: федеральные органы и органы членов федерации
  • - территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов
  • - наличие в субъектах своей конституции, системы законодательства, гражданства
  • - наличие двухпалатного федерального парламента
  • - федерации строятся по территориальному, национальному и смешанному признакам.

Национальная федерация имеет место в многонациональном государстве. (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (США, Австралия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

Автономия - это особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом), которая предусматривает возможность самостоятельно решать свои проблемы, которые касаются местных вопросов. Точное значение этого понятия-самоуправление.

Среди трех основных видов форму государственного устройства стоит выделить автономию, как отдельное государственное образование.

Слово “автономия ” (греч. - свой закон) обозначает самостоятельность, самоуправление. В современном понимании автономия -- это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная).

В законодательной автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами).

Административная же автономия не обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными пра­вами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана нацио­нально-культурная автономия. Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.

Виды государственно-территориального устройства:

  • унитарное (от фр. unitai-ге - единый);
  • федеративное (от лат. foedus - союз, договор);
  • конфедеративное (от лат. confoede-ratio - союз, сообщество).

Унитарное государство имеет следующие признаки :

  • территориальное единство государства . Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью. Характерно для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация.
  • единое гражданство , территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
  • единая структура государственного аппарата на всей территории государства
  • единая судебная система;
  • единая система законодательства для всего государства;
  • одноканальная система налогов , т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация

Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки :

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов , что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.

Конфедерация

Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства .

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились .

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Таким образом , по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства .

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Забота о благосостоянии граждан не должна входить в число юридических обязанностей государства, т. к. результат такой заботы не может стать правовым (т. е. всеобщим) принципом, поддающимся одинаковому применению.
Иммануил Кант

Лучший строй тот, при котором не надо строиться.
Аркадий Давидович

Государство в руках «человека массы» создаёт колоссальную опасность для всей цивилизации – масса верит в государство и помогает ему сокрушить любое меньшинство, элиту. А ведь именно творчество этих меньшинств создаёт новые проекты, выход за пределы устаревших обычаев.
Ортега и Гассет

И по тому, как дрожат жители, можно уяснить, каков фундамент государства.
Ежи Лец

Самое лучшее государство то, которого подданные веселятся и благоденствуют.
Николо Макиавелли

Государство справедливо, если правители правят, рабочие работают, а рабы остаются рабами.
Платон

Государство справедливо, если оно здорово, сильно, едино, то есть стабильно.
Платон

Лучшим государственным строем является не принуждающий к благомыслию, а облегчающий путь его.
Фридрих Шиллер

При плохом управлении лучшие законы не спасут государство от упадка, а народы – от разорения.
Дени Дидро

Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.
Сократ

Приоритет блага большинства над благом личности означает отмену всех прав и переход власти над бессильным большинством в руки любой банды, которая объявляет себя голосом общества.
Айн Рэнд

Всякое общество есть система заклятий. Для жизни какого нибудь государства важно не то, монархическое оно, республиканское или аристократическое. Важно, чтобы политические условности разделялись большинством граждан. В морали полезны не сами нормы, которые она выдвигает, но сам факт, что она выдвигает их.
Поль Валери

Множество различных форм правления, множество законоположений, принятых под предлогом общего блага, стали у большинства народов только орудием несчастья людей.
Клод Гельвеций

Государственный строй – это музыка, а не механика.
Владимр Микушевич

Государственное управление подобно коже у животного, которая лишь обтекает его тело, но отнюдь не определяет его настроения.

Маленькие машины работают лучше больших, потому что в последних сильнее трение. Так же и относительно государств.
Вольтер

Государственный корабль – единственный, который дает течь на самом верху.
Джеймс Рестон

Внутренние распри в государстве возникают не по причине мелочей, но из мелочей.
Аристотель

Два всадника, сидя на одном коне, дерутся друг с другом – прекрасная аллегория государственного устройства!
Георг Лихтенберг

Государственная политика – одноглазый циклоп, и единственный глаз у него на затылке!
Сэмюэл Кольридж

Всякое государство (…) есть народное достояние.
Марк Туллий Цицерон

Основным вопросом государственной политики является не «кто будет управлять», а «как бы нам организовать политические институты таким образом, чтобы помешать плохим и несведущим руководителям причинять слишком много вреда».
Карл Поппер

Внешняя правда – Государству, внутренняя правда – Земле.
Константин Аксаков

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.
Владимир Ленин

Как носители власти до сих пор смешивают у нас себя с государством, так большинство тех, кто боролся и борется с ними, смешивали и смешивают государство с носителями власти.
Петр Струве

Государство пухло, а народ хирел.
Василий Ключевский

Государство – это я.
Людовик XIV

Мы – не собрание усталых людей, мы – государство.
Александр Керенский

Государство – это мы.
Владимир Ленин

Государство – это не я!
Аркадий Давидович

Непоколебимое основание государства - справедливость.
Пиндар

Из всех форм правления, правление черни самое кровожадное, правление солдатчины самое разорительное и правление буржуазии самое притеснительное.
Чарлз К. Колтон

Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного человека – ветер; мораль низкого человека – трава. Трава наклоняется, куда дует ветер.
Конфуций

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.
Антисфен из Афин

Для государства полезно, чтобы знатные люди были достойны своих предков.
Цицерон Марк Туллий

Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть.
Цицерон Марк Туллий

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы, той свободы, которая выше всех благ и которая, не будучи равной для всех, не есть свобода.
Цицерон Марк Туллий

Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы.
Тацит Публий Корнелий

Когда его (Солона), по-видимому, кто-то спросил, какое государство самое благоустроенное, он отвечал: «То, в котором необиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные».
Плутарх

Как в человеке, так и в государстве тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы.
Плиний Младший

Все честные граждане заинтересованы в том, чтобы республика была в безопасности.
Неизвестный автор

Да здравствует наше государство, да здравствует, возрастает, процветает!
Неизвестный автор

Законность - основа государств.
Неизвестный автор

Мало толку от оружия за границей, если неспокойно в своей стране.
Неизвестный автор

По своей природе свободное государство и царь - враги.
Неизвестный автор

Посвяти все заботы благу республики.
Неизвестный автор

Согласие в стране - мир за рубежом.
Неизвестный автор

То, что обеспечивает сохранение и благополучие философии, троицы Вед и учения о хозяйстве, есть жезл, управление им есть наука о государственном управлении.
«Артхашастра»

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
Конфуций (Кун-цзы)

Взимание непомерных налогов - это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.
Сюнь-цзы

Когда в государстве смута - возникают «верноподданные».
Неизвестный китайский автор

Если увидишь в стране угнетение бедных,
Извращение суда и правды -
Не удивляйся таким делам:
Ибо начальник за начальником следит, а за ними - начальство…
Ветхий Завет. Екклесиаст

Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот.
Новый Завет. Евангелие от Марка

Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
Никколо Макиавелли

Как показывает опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко.
Никколо Макиавелли

Основой власти во всех государствах - как унаследованных, так и смешанных и новых - служат хорошие законы и хорошее войско.
Никколо Макиавелли

Было время, когда лица, исполнявшие царскую должность, были или философами, или пророками; следует полагать, что в это время государства управлялись лучше всего.
Анджей Моджевский

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их владении.
Жан Воден

Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно.
Фрэнсис Бэкон

Требовать, чтобы люди отказывались от собственных суждений и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, совершенно невежественных в науке или искусстве, судьями над людьми учеными - это такие новшества, которые способны довести до гибели и разрушить государство.
Галилео Галилей

Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей.
Томас Гоббс

Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства.
Томас Гоббс

Всякое правительство, действующее без согласия тех, кем оно правит, - вот исчерпывающая формула рабства!
Джонатан Свифт

Я не считаю, что человек теряет время, не занимаясь государственными делами. Напротив, я придерживаюсь мнения, что мы с большей пользой потратим время, если займемся тем, что не вызовет шума, не привлечет внимания.
Джозеф Аддисон

Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.
Вольтер

Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев.
Бенджамин Франклин

В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное.
Бенджамин Франклин

Многие почему-то думают, что несправедливые завоевания менее позорят государства, чем кражи - отдельных лиц.
Клод Адриан Гельвеций

Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.
Клод Адриан Гельвеций

Государство, которое неспособно видоизменяться, неспособно и сохраниться.
Эдмунд Бёрк

Государство есть совокупность граждан, достаточная для самодовлеющего существования.
Аристотель

Тот, кто в силу своей природы (…) живет вне государства, (…) либо животное, либо божество.
Аристотель

Государство есть то человеческое сообщество, которое (…) претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия.
Макс Вебер

Государство есть машина для угнетения одного класса другим.
Владимир Ленин

Инструменты, которыми располагает государство, слишком велики для небольших задач и слишком малы для больших.
Льюис Лафем

Где существует тиран, там не просто дурное государство, а вообще не существует никакого государства.
Марк Туллий Цицерон

Чем более растягивается связь общественная, тем более она слабеет; и вообще государство малое относительно сильнее большого.
Жан Жак Руссо

Есть два признака благополучия государства: богатство и доверие к государству.
Демосфен

Государства – это большие машины, которые движутся медленно.
Фрэнсис Бэкон

Государство – не Бог, оно не имеет права отнимать то, что не может вернуть, если захочет.
Антон Чехов

Государства, в которых правит толпа, отрекаются от законов так же легко, как и от веры своих отцов.
Жан Массийон

Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан.
Йожеф Этвес

В тех демократических государствах, где решающее значение имеет закон, демагогам нет места, там на первом месте стоят лучшие граждане; но там, где верховная власть основана не на законах, появляются демагоги.
Аристотель

Государство есть некая совокупность объединившихся частных домов и сильно лишь в том случае, если преуспевают его граждане - каждый в отдельности.
Плутарх

Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ.
Фридрих Ницше

При отсутствии справедливости, что такое государства, как небольшие разбойничьи шайки; так как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре?
Августин

Репутация государства точнее всего определяется суммой, которую оно способно взять в долг.
Уинстон Черчилль

Императорская казна - лиана, от процветания которой хиреют остальные растения.
Траян, римский император

Когда государство повернулось липом к человеку, человек закричал от ужаса.
Виктор Шендерович

Коли нету здравого ума,
Не будут долговечными державы,
Где перемен сплошная кутерьма.
Никколо Макиавелли

Тоталитарное государство устанавливает неопровержимые догмы и меняет их со дня на день.
Джордж Оруэлл

Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном.
Франсуа де Ларошфуко

За последнее столетие мы столько раз жертвовали собой для государства, что пора бы государству пожертвовать собой для нас.
Фридрих Дюрренматт

Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.
Людвиг Берне

Не спрашивай, что твое государство может сделать для тебя, но спрашивай, почему оно этого не делает.
Герхард Кохер

Государство - не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему травоядного характера.
А. Шопенгауэр

Государство - особый аппарат для систематического применения насилия и подчинения людей насилию.
В. Ленин

Государство получило технические возможности, до которых оно не доросло ни нравственно, ни интеллектуально, – и экспериментирует с ними, как режиссеры на заре немого кино.
К. Ижиковский

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
Н Бердяев

Если государство могущественно, оно нас расплющивает. Если государство слабо, мы погибли.
П. Валери

Может, и родится тот, кто обманет государство, но оно уже обмануло тех, кто еще не родился.
С. Ардашов

Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа достаточно, чтобы оно пало в прах.
Д. Байрон

Чем больше государство планирует, тем труднее становится планировать индивиду.
Ф. Хаек

Считается, что основная функция государства - это защита личности, но, как показывает практика, нередко личность нуждается в защите от произвола самого государства.
В. Зубков

Благоденствие для государства - то же, что зрелость для плодов: оно заключает в себе предрасположение к гнили.
О. Мирабо

Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое.
Мишель де Монтень

Для спасения государства достаточно одного великого человека.
Вольтер

Никто не считается менее способным к управлению государством, нежели теоретики или философы.
Б. Спиноза

Темно в государстве, где негодяи вышли в светочи.
Е. Лец

Чем мельче граждане, тем больше кажется империя.
Станислав Ежи Лец

Вредные для государства глупости и ошибки, на которые министр толкает своего повелителя, лишь укрепляют подчас его положение: он как бы еще теснее связывает себя с монархом узами сообщничества.
Н. Шамфор

Государственное хозяйство - это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не желает мыть посуду.
В. Финк

Государственное образование, именовавшееся Священной римской империей, не было ни священной, ни римской, ни империей.
Вольтер

В наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами. Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной. В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.

Общее понятие государственного устройства

В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм - например, федеративной или унитарной. Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство - это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти. Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.

Унитарное государство

Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам. Можно сказать, что унитарное государственное устройство - это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового. Но это встречается нечасто - например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной. В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором - охватывать исключительно людей определенной национальности.

Признаки унитарного устройства

Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:

  • Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
  • Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
  • Единое гражданство.
  • Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.

Региональная форма

Перед тем как перейти к рассмотрению стоит выделить и переходную форму - региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями. Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство - это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному. Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер. Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.

Федеративное государство

В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:

  • Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
  • Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
  • Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.

Признаки федеративного государства

Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего - это двухуровневая структура органов власти. То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить можно по двухуровневой системе законодательства. Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство - наряду с общефедеральным.

Конфедерация

Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию. В данном случае государственное устройство - это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей. Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств. Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.

Признаки конфедерации

В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:

  • Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
  • Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
  • Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
  • Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
  • При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.

Что такое устройство?

Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве. При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества. Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.

Политический режим

Под режимом государственного устройства понимается выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д. Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.

Формы правления

Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти. Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека. И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.

Заключение

Формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами. На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти. В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.

Заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.
С установлением власти правящих элит и появлением государства наиболее типичным явлением стало возникновение империй. Подобного типа территориально-государственное устройство было присуще многим цивилизациям на разных континентах и в разные эпохи, вплоть до XX века включительно. Естественно, ранние империи (Ханьская, Римская, империя Карла Великого, Османская) имели отличия от более поздних империй (Наполеоновская, Британская, Российская), поскольку создавались благодаря иным социально-экономическим и политическим предпосылкам. Однако для всех империй характерны некоторые общие черты, позволяющие говорить об имперских системах как определенном типе политической организации. В качестве таковых выделяются:

  • обширная территория
  • сильная централизованная власть
  • экспансионистская правящая элита
  • полное господство центра и подчинение периферии
  • наличие общего политического замысла без учета интересов конкретных групп
  • неоднородный этнический, национальный и культурный состав населения

Для любой империи характерно распространение единой политико-административной системы, утвердившейся в свое время в метрополии, на территориях, которые весьма разнообразны в природном, этническом, религиозном и экономическом отношениях. Выделяются два типа империй :

1. Империи с заморскими территориями - колониями (Британская, Испанская, Португальская, Французская, Голландская), распад которых происходил в ХХ веке.

2. Империи с контактными колониями (Александра Македонского, Римская, Византийская, Тимуридов, Сасанидская, Великих Моголов, Российская и др.)

Империя как способ организации государственной жизни обладает своими преимуществами и недостатками, позволяя решать задачи. которые было бы невозможно решить иначе.

Но одновременно возникают и специфические задачи, которые понуждают особым образом осуществлять колониальную политику, поддерживать престиж метрополии.

Империи всегда создавались правящими элитами с целью порабощения других народов, распространения своей власти на соседние территории, другие земли.

Посредством военной экспансии захватывались и присоединялись новые территории, формировалось общее экономическое и политическое пространство. При этом правящая элита центра для укрепления своей власти не подавляла полностью местную элиту, а стремилась сделать ее своим союзником в проведении имперской политики.

Поскольку империи имели обширные территории, а столицы их находились в большом удалении от окраин, здесь создавались относительно децентрализованные политико-административные органы. Их руководителями становились, как правило, лояльные по отношению к центральной элите чиновники, которые получали определенную самостоятельность для исполнения своих властных полномочий. Короче говоря, сама объективная необходимость установления политико-административного контроля, поддержания своего влияния требовала от имперской элиты создания громоздкой гражданской и военной бюрократической машины как в центре империи, так и на ее периферии.

При этом имперская элита оставляла за собой право принятия важнейших политических и экономических решений. Подвластные же ей зачастую не получали возможности институционального выражения и защиты своих интересов.

Развитие на периферийных территориях отдельных очагов промышленности, строительство железных и обычных дорог, плотин, создание систем связи, то есть развитой инфраструктуры, неизменно преподносилось имперской элитой как акты благодеяния с ее стороны.

Военный экспансионизм дополнялся идеологическим обоснованием благодетельской цивилизаторской миссии империи по отношению к периферийному автохтонному населению.

В сознании имперской элиты формируется комплекс превосходства, всемогущества, утверждается миф о ее "вечности", "бессмертии".

Все это проявляется, с одной стороны, в деспотических, авторитарных методах правления в империи, с другой - в иллюзиях и попытках установить господство над большей частью мира, что ведет в таком случае к неимоверным страданиям, бедствиям и неисчислимым жертвам среди населения.

Однако жизнь показывает, что ни одна империя не существует вечно.

Возникнув в определенный момент развития общества (благодаря превосходству, возвышению какого-либо государства над другими), империя затем достигает своего максимального размера и на какой-то период времени стабилизируется. После этого неизбежно начинается процесс ее распада, который практически невозможно приостановить. Империи с заморскими колониями при распаде сохраняют целостность метрополии. "Развод" с колониями может происходить как в цивилизованной форме, без острых конфликтов, при сохранении ранее сложившихся связей между метрополией и колониями, так и в жесткой конфронтационной форме, посредством кровопролитных освободительных войн.

Для империи с контактными колониями процесс распада идет, как правило, через трансформацию метрополии, в результате чего на прежней территории происходит формирование новых государств (Италия как остаток Римской империи, Турция как остаток Османской империи и т.п.).

В 1991 году происходит распад СССР (советской империи, как ее называют), ставшего наследником Российской империи. Многие полагают, что процесс распада неизбежно захватит и саму Россию, которая рассматривается как Российская империя.

Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» - единство) - единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:

на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

В государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.

В унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.

В сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.

Существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.

Унитарные государства очень различны между собой, их можно разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, «автономия (от греч. „autonomia“ - самоуправление, независимость) в государственном смысле - это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти. В централизованных государствах эта зависимость очень высока. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих административно-территориальных единицах местное самоуправление. В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновников, назначаемых центральной властью.

Унитарное государство - состоит из штатов, областей районов и тд, которые называются административно - территориальными единицами. Они не имеют правительства, но имеют органы местного самоуправления. Примерами государств с такой формой организации территории служат Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония.

Федерация

Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация - это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии.

Система высших органов государственной власти представлена как на федеральном (федеральные органы), так и на региональном уровне (органы субъектов федерации). При этом федеральные органы осуществляют властные полномочия на территории всего государства, в то время как органы субъекта федерации имеют силу только в границах субъекта. В этой связи встает вопрос о разделении полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами, это разграничение проводится по конституции государства или, если это не обозначено в конституции, по федеральному договору. Но здесь тоже существуют свои особенности: в некоторых государствах, таких как Бразилия, Мексика, Канада, в нормативно-правовом акте говорится лишь об исключительных компетенциях федерального центра и исключительных компетенциях субъектов федерации. В других странах, например, в ФРГ, России, Индии, в документе не только разграничивается исключительная компетенция федеральных и региональных органов, но обозначаются вопросы совместной компетенции субъектов и центра.

Территория государства состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д.

В федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам.

Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона.

Иногда, наравне с общефедеральным гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:

1) В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.

2) Федерации строятся на разных принципах, в связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные федерации строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.

3) Сегодня все чаще федерации разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные государства включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Примером таких федераций являются Бразилия, Мексика, Аргентина. Асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы: -помимо субъектов федерации, существуют еще и другие территориальные образования, ими могут быть федеральные округа или территории, владения. Такими федерациями являются США, Австралия, Индия. -федерация состоит из субъектов, но они не являются однородными. Прекрасным примером в данном случае может служить РФ, которая состоит из республик, краев, автономных округов и областей, городов федерального значения. -в третью группу входят федерации, которые состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации. Иногда асимметрию такого рода называют «скрытой асимметрией». Примером такой федерации может являться Германия.

Термины «федерализм» , «федерация» , «федерализация» тесно переплетены между собой, отражая разные аспекты одного понятия. Они произошли от латинского слова feodus, что означает согласие, то есть подразумевается, что люди строят свои отношения на основе взаимных обязательств. Эти термины основаны на идее добровольного соглашения, выступающего необходимой предпосылкой прочности гражданских институтов. Существует точка зрения, что "политический федерализм вырос фактически из «федеральной теологии», зародившейся в недрах католического социального учения (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами - прежде всего пуританами и кальвинистами - на Североамериканский континент. Федерализм - это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; политическое движение за федеративное устройство. Федерация (фр. federation, от позднелат. federatio - объединение, союз) - государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств. Федерализация - конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последнее время наиболее ярким примером федерализации была Бельгия. Фактически федерализация была и в Российской Федерации. Сегодня все больше проявляется тенденция к разделению понятий федерализм и федерация. Это обуславливается тем, что необходимо различать федерацию как реально существующую форму политико-территориальной организации государства с федералистскими идеями, взглядами, теориями, устремлениями, доктринами. Также необходимо различать государства, в которых уже сложилось федеральное устройство, и государства, в которых оно только проходит период становления, федеративные черты только проявляются. Федерализм включает в себя идеи, взгляды, теории, устремления, доктрины, реальные действия, направленные на создание, развитие и функционирование федеративного государства. Суть федерации состоит в разделении и соотношении власти, которая сосредоточена в руках федеральных органов и органов ее субъектов. То, как в государстве разделены и соотносятся компетенции, имеет огромное значение, как теоретическое, так и практическое. Из этого следует, что понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Федерализация в свою очередь - это поворотный пункт, при котором государство окончательно оформляется в качестве федерации.

Конфедерация

Конфедерация - не является формой объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776-1789), Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления. Т.е. Конфедерация – союз государств, сохраняющих свою полную независимость.

Отношения между членами конфедерации симметричны, то есть, в соответствии с законом они равны. Кроме того, государства , объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае с США и Швейцарией , конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации - единого государства .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Государственное устройство" в других словарях:

    Государственное устройство - (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… … Энциклопедия права

    Сущ., кол во синонимов: 5 общественный порядок (5) политическое устройство (5) … Словарь синонимов

    Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, конституционно правовой институт, система органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношений, нормы порядка формирования властных органов, административно территориального устройства. Как правило, нормы… … Энциклопедический словарь

    Конституционно правовой институт, система органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношений, нормы порядка формирования властных органов, административно территориального устройства. Как правило, нормы государственного устройства… … Политология. Словарь.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Государственное устройство - 1) понятие, охватывающее в широком смысле вопросы, касающиеся государственного строя в целом, устройства всего государства: социально экономические и политические основы государства, основы взаимоотношений гражданина и государства,… … Теория государства и права в схемах и определениях

    государственное устройство - в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… … Большой юридический словарь



Просмотров