Прокурорский надзор в сфере пенсионного обеспечения. Прокурорский надзор за исполнением законодательства. Прокурорский надзор за исполнением законов


Москва 2013 УДК 347.9 ББК 67.721-91 П Руководитель авторского коллектива заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации доктор юридических наук, профессор В.Г. Бессарабов Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав гражП80 дан: сб. методич. материалов / под общ. ред. первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, государственного советника юстиции 1-го класса, заслуженного юриста Российской Федерации А.Э. Буксмана. - М.: Ген. прокуратура Рос. Федерации, Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2013. - 560 с.

В сборнике методических материалов представлены общие теоретические аспекты прокурорского надзора за соблюдением социальных прав граждан, определены его предмет, объекты и пределы, сформулированы основные цели и задачи.

Раскрыта специфика основных направлений прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в различных сферах социальной жизни, в том числе трудовых, жилищных прав граждан, здравоохранения, лекарственного обеспечения, экологии, миграционных отношений, защиты прав граждан на получение бесплатной юридической помощи, прав потребителей, ветеранов, инвалидов, пенсионеров и др.

Для практических работников прокуратуры и других правоохранительных органов, а также для использования в учебном процессе юридических учебных заведений.

УДК 347.962 ББК 67.721-91 © Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013 © Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013 Содержание Предисловие первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, государственного советника юстиции 1-го класса, заслуженного юриста Российской Федерации А.Э. Буксмана к сборнику методических материалов «Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан»...................................9 А.В. Паламарчук

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.................. 11 В.Г. Бессарабов, В.Р. Кузьменко, Д.Л. Ерофеенко

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА................................................. 21 Т.В. Ашиткова

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

НАПРАВЛЕННОГО НА ЗАЩИТУ ПРАВ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ

И ПЕНСИОНЕРОВ................................................ 47 И.С. Викторов

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ».............. 7 Т.В. Ашиткова, Н.В. Щукина

О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ...................... 99 И.С. Викторов

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ ГРАЖДАН

НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ....................................133

–  –  –

Е.В. Терентьева,

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ПРАВ ГРАЖДАН НА СВОЕВРЕМЕННУЮ И ПОЛНУЮ ОПЛАТУ ТРУДА........

Н.Н. Макеев

ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ ПРАВ ГРАЖДАН НА СВОЕВРЕМЕННУЮ

ВЫПЛАТУ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ТРУД ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

(БАНКРОТСТВЕ).................................................2 И.С. Викторов, М.В. Маматов

В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ............................249 В.Г. Бессарабов, И.С. Викторов, Е.В. Терентьева

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН..................2 Д.В. Григорьев

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ...........................311 М.В. Маматов

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ........................................3 Г.К. Батурина, Д.Г. Добрецов, Н.В. Суслова

НАДЗОР ПРОКУРАТУРЫ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ................3 Т.В. Ашиткова, В.Г. Бессарабов, В.Р. Кузьменко, Д.Л. Ерофеенко

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН

НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ...............3 В.Г. Бессарабов, М.В. Маматов

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБЪЕДИНЕНИЕ.............4 С.А. Кошелев

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ......................................457 6 Н.Н. Честных

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

(ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ).............................4 В.Г. Бессарабов, М.В. Маматов

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.....................................4 В.Г. Бессарабов, Г.Н. Батурина, М.В. Маматов

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ...........................

Сведения об авторах..........................................5 Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, государственный советник юстиции 1-го класса, заслуженный юрист Российской Федерации А.Э. Буксман

ПРЕДИСЛОВИЕ

К СБОРНИКУ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

«ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН»

На современном этапе во главу всей прокурорской деятельности поставлена стратегическая задача - обеспечение полноценной защиты прав и свобод человека и гражданина. Наиболее востребованным направлением этой работы традиционно остается надзор за соблюдением социальных прав граждан. Как показывает практика, многие граждане обретают защиту своих прав именно в органах прокуратуры, избегая длительной и дорогостоящей судебной процедуры.

Созданный в органах прокуратуры комплексный надзорный механизм, с одной стороны, гарантирует восстановление нарушенных прав и свобод граждан, с другой - противодействует противоправной деятельности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо сохранить и преумножить уникальный правозащитный опыт прокуратуры России, заслуженно признанный на международном уровне. Во многом благодаря активной позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации 19 сентября 2012 г. Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию государствам-членам о роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы. Данная рекомендация и пояснительный меморандум к ней образуют фундамент нового понимания правозащитной деятельности органов прокуратуры в Европе как ценного и необходимого института демократического правового государства.

Ранее в Заключении № 3 Консультативного совета европейских прокуроров «Роль прокуратуры вне уголовно-правовой сферы» отмечено, что прокуратура способна не только защитить законные интересы и права одного или нескольких граждан, но и эффективно реагировать на нарушения, затрагивающие одновременно права многих лиц. Прокуратура признана основным инструментом реальной защиты прав и свобод больших групп граждан.

Достигнутые рубежи правозащитной работы повышают нашу ответственность перед обществом, требуют постоянного совершенствования тактики и методики прокурорского надзора, заставляют искать новые, более эффективные алгоритмы действий для решения поставленных задач.

Представленный вашему вниманию сборник - попытка подробного отражения передового опыта прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в социальной сфере с прицелом на решение перспективных задач, стоящих перед прокурорами.

Методические материалы подготовлены опытными прокурорскими работниками и учеными - специалистами в области теории прокурорского надзора, что обеспечивает комплексный подход к исследованию всех актуальных аспектов деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан.

Представляется, что материалы сборника окажут существенную помощь практическим прокурорским работникам, а также будут интересны студентам, преподавателям, аспирантам, исследующим теорию и практику правозащитной деятельности органов прокуратуры.

А.В. Паламарчук

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством (ст. 7), один из главных признаков которого есть забота всех институтов государственной власти о постоянном повышении уровня жизни граждан. Между тем реальное соответствие всем признакам социального государства нашей страной еще не достигнуто. В свою очередь, вступление во Всемирную торговую организацию приведет к интенсивному включению России в глобализационные процессы. Наряду с внешнеэкономическими преимуществами этого события эксперты прогнозируют и возможность внутренних изменений на рынке труда, в области тарифов и др.

Таким образом, перед государством стоит непростая задача - обеспечить стабильность системы социальной защиты населения в условиях переходного периода интеграции страны в мировое экономическое сообщество.

На современном этапе руководство страны реализует комплекс мер по совершенствованию государственной социальной политики. При этом стратегическая задача построения национальной модели демократии и развития решается на базе существующих государствообразующих ценностей и институтов, особое место среди которых исторически занимают органы прокуратуры России.

Выступая на 16-м Петербургском международном экономическом форуме, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что перспективы глобального развития зависят не только от урегулирования экономических проблем. Не менее важно настроить механизмы государственного управления на интересы граждан. Задача преобразований - новое качество жизни людей, новые возможности для граждан, безопасность и уверенность в будущем. Демократическая политическая система должна гарантировать не только легитимность власти, но и уверенность людей в ее справедливом характере, способности защитить интересы большинства.

Президент Российской Федерации в своих указах в 2012 г.

поставил целый ряд задач, направленных на обеспечение безопасности граждан в социальной сфере, в числе которых: увеличение размера оплаты труда работников бюджетной сферы;

создание дополнительных специальных рабочих мест для инвалидов; государственная поддержка многодетных семей; совершенствование системы образования.

Традиционно успешность реализации государственных программ в немалой степени зависит от качества правозащитной деятельности прокуратуры и ее опережающей реакции.

В соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на протяжении 20 лет остается одной из важнейших функций органов прокуратуры Российской Федерации (ст. 1). В основе этой деятельности лежит принцип открытости для гражданского общества.

Так, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка регулярно проводит встречи с представителями Общественной палаты Российской Федерации, правозащитными организациями, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы защиты прав и свобод граждан, взаимодействия органов прокуратуры с общественными организациями.

Результаты правозащитной работы всех звеньев органов прокуратуры России постоянно освещаются в СМИ и на сайтах сети Интернет.

С 2007 г. между Генеральным прокурором РФ и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации действует Соглашение о формах взаимодействия в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан. Ежегодно Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Генеральному прокурору Российской Федерации. О принятых органами прокуратуры мерах, касающихся сферы соблюдения прав и свобод граждан, Генеральная прокуратура Российской Федерации ежегодно информирует Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Результатом эффективного сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации с Федерацией независимых профсоюзов России стало расширение полномочий прокуроров в гражданском судопроизводстве в целях защиты социальных прав граждан.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (далее - приказ № 195) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен как основное направление деятельности органов прокуратуры (п. 1). Прокуроры обязаны осуществлять его независимо от поступления информации о нарушениях законности, используя для этого право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также периодические проверки.

На основе всех доступных источников информации о правонарушениях прокуроры в рамках предоставленных законом полномочий должны принять исчерпывающие меры реагирования, в первую очередь, для защиты прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите (п. 6 приказа № 195).

В социальном государстве органы прокуратуры выполняют важнейшую правозащитную функцию, обеспечивая полноценную реализацию права на достойную жизнь и свободное развитие человека, включая охрану труда и здоровья людей, материнства, отцовства и детства, прав инвалидов и пожилых людей.

Практика показывает, что многие социально незащищенные граждане восстанавливают свои права именно на досудебной стадии, поскольку судебные процедуры на сегодня весьма длительны и связаны со значительными материальными и временными затратами.

Органами прокуратуры в ходе практической работы по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 2011 г. выявлено свыше 2,8 млн нарушений закона, на незаконные правовые акты принесено 185 тыс. протестов, должностным лицам внесено более 330 тыс. представлений об устранении нарушений законов, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 255 тыс. виновных лиц, направлено в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды 777 тыс. исков (заявлений), подавляющее большинство из которых удовлетворено или прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора.

По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 163 тыс. лиц, предостережено 53 тыс. лиц о недопустимости нарушения закона, возбуждено 13,9 тыс. уголовных дел.

Являясь специфичным и многогранным по сути, прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан охватывает широкий круг жизненно важных для общества и отдельно взятой личности вопросов, поэтому тактика и методика его осуществления зависят от общей социально-экономической обстановки в государстве и поставленных руководством страны задач.

По поручению Президента Российской Федерации Генеральной прокуратурой Российской Федерации приняты дополнительные организационные и практические меры, направленные на укрепление законности в социальной сфере в условиях принимаемых Правительством РФ мер по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики. Средствами прокурорского надзора в большинстве случаев удалось восстановить нарушенные социальные права граждан.

Организован системный надзор за исполнением трудового законодательства, эффективно проводится работа по устранению нарушений в деятельности служб занятости населения по оказанию услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, в области социального обслуживания и пожарной безопасности, регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса.

Принятые органами прокуратуры меры существенно улучшили ситуацию в сфере обеспечения соблюдения прав граждан на вознаграждение за труд, способствовали снижению задолженности по заработной плате в организациях и учреждениях различных форм собственности.

Для усиления профилактической составляющей проводимых прокурорских проверок, восстановления нарушенных прав граждан и недопущения их впредь прокурорами должностным лицам объявлено около 5 тыс. предостережений о недопустимости нарушения закона. В интересах работников в суды общей юрисдикции прокурорами подано около 385,8 тыс. заявлений о взыскании долга по заработной плате на общую сумму более 5,9 млрд руб., из них в настоящее время удовлетворено около 358 тыс. на сумму более 5,3 млрд руб. Системная работа прокуроров по защите прав граждан на своевременную оплату труда приводит к оздоровлению сферы трудовых отношений.

Вопросы соблюдения трудовых прав граждан, в том числе занятости населения и оплаты труда, требуют постоянного мониторинга, так как эта проблема все еще не исчерпана. Крайне важно проводить работу по выявлению латентных должников по оплате труда, активизировать надзор на предприятиях-банкротах. Во всех случаях необходимо добиваться привлечения к ответственности собственников и руководителей предприятий, виновных в невыплате зарплат и доведении предприятий до банкротства.

Представляется, что в перспективе правозащитная деятельность органов прокуратуры в сфере защиты трудовых прав граждан должна приобрести новые формы и содержание, обусловленные интенсивной интеграцией России в правовое пространство стран Совета Европы.

Внимательный анализ международно-правовых норм показывает, что в мировой практике понятие «раб» с правозащитной точки зрения толкуется весьма широко - это любое лицо, которое не может по своей воле отказаться от работы. Так, ст. 4 Всеобщей декларации прав человека запрещает рабство и работорговлю во всех видах, провозглашая, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Российская Федерация как социальное государство взяла на себя обязательства обеспечить охрану труда и здоровья людей (ст. 7 Конституции РФ). В связи с этим меры прокурорского реагирования следует направить на предупреждение, выявление и пресечение любых проявлений принудительного труда, в том числе труда под угрозой физического или психологического насилия, долговой кабалы, труда с нарушением условий договора, а также без отметок в трудовой книжке, труда без социальных гарантий, без выплаты зарплаты в натуральной (денежной) форме и т.д.



Органами прокуратуры проводится значительная работа в области защиты жилищных прав граждан, в том числе ветеранов, инвалидов, пенсионеров и других социально незащищенных категорий граждан.

Совместно с региональными органами власти успешно решается проблема обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны собственным жильем: проводится комплексный мониторинг ситуации, включая проверки публикаций в СМИ, по его результатам прокуроры активно обращаются в суды с исковыми заявлениями. К примеру, прокурор Приморского края в судебном порядке оспорил незаконные решения администрации Артемовского городского округа об отказе в принятии на жилищный учет 11 участников Великой Отечественной войны. Суд поддержал позицию прокурора, все иски удовлетворены. В 2011 г.

только в Волгоградской области 34 ветерана получили новое жилье благодаря вмешательству органов прокуратуры.

Всего в 2011 г. прокурорами выявлено почти 173 тыс. нарушений законов в жилищной сфере, опротестовано 9430 незаконных правовых актов, из которых 8433 отменено и изменено.

В адрес региональных органов государственной власти и местного самоуправления, организаций внесено 27 543 представлений, по результатам рассмотрения которых в отношении 13 379 человек приняты меры дисциплинарного характера. В суды в интересах граждан направлено 42 169 заявлений, большинство из которых удовлетворены, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечены 3788 виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 310 уголовных дел.

Масштабная проверка соблюдения прав инвалидов выявила целый пласт проблем, требующих реакции органов прокуратуры.

Повсеместно вскрываются нарушения прав инвалидов на доступную безбарьерную среду. Многие жилые дома, объекты жизнеобеспечения и транспорта для них не приспособлены. Нарушаются права инвалидов на получение необходимых лекарств, технических средств реабилитации, санаторно-курортного лечения, назначение пенсий, пособий и иных выплат.

Несмотря на принимаемые меры, все еще не обеспечены требования законодательства, предъявляемые к учреждениям с круглосуточным пребыванием пожилых людей, инвалидов и других категорий граждан.

Опыт предыдущих лет свидетельствует о действенности прокурорского надзора за соблюдением требований федерального законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества. Предупреждению принятия незаконных нормативных правовых актов способствуют меры реагирования на стадии разработки и обсуждения их проектов. При этом особое внимание необходимо уделять законности правовых актов, регулирующих вопросы государственной поддержки социально уязвимых категорий граждан - ветеранов, инвалидов, пенсионеров.

Прокурорскими проверками вскрыты нарушения законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении, затрагивающие права не только получателей социальных выплат, но и миллионов работающих граждан, принят комплекс мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового характера. Недопустимы ситуации, когда крупные негосударственные пенсионные фонды совершают злоупотребления с накопительной частью трудовых пенсий граждан. Прокурорского реагирования требуют случаи неправомерного перевода пенсионных отчислений граждан в отсутствие их волеизъявления из Пенсионного фонда России в негосударственные фонды. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Правительство Российской Федерации внесены предложения по созданию эффективных механизмов контроля сферы негосударственного пенсионного обеспечения.

Исключительное значение имеет полноценная реализация конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, полноценная реализация которого невозможна без надлежащего технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения. Их износ в большинстве субъектов Российской Федерации составляет около 70%. Значительная часть объектов здравоохранения не соответствует требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническим нормам, нуждается в текущем и капитальном ремонте, обеспечении мебелью, хозяйственным инвентарем, расходными материалами и иными средствами, необходимыми для качественного оказания населению медицинской помощи.

Оперативного и своевременного прокурорского реагирования требуют ситуации, когда небезопасные и некомфортабельные условия пребывания граждан в учреждениях здравоохранения угрожают их жизни и здоровью.

В каждом случае следует давать правовую оценку деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений здравоохранения при осуществлении ими финансирования, содержания, строительства и ремонта зданий государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Следует не только добиться улучшения состояния законности при расходовании бюджетных средств, выделяемых на содержание, строительство и ремонт зданий медицинских учреждений, но и обеспечить гражданам доступность и качество медицинской помощи.

Перечисленные проблемы в сфере реализации социальных прав граждан требуют глубокого анализа и принятия адекватных правовых решений в рамках предоставленных законом полномочий.

В целом реализация новых подходов к организации надзорной работы положительно повлияла на общее состояние законности в стране, включая его правозащитную составляющую.

Вместе с тем общая ситуация в сфере обеспечения защиты социальных прав граждан остается сложной и требует максимальной концентрации усилий на «болевых» точках.

Важно помнить, что стратегическая цель работы органов прокуратуры - реальное устранение нарушений социальных прав граждан, измеряемое существенным улучшением состояния законности в этой сфере правоотношений.

Достижение поставленной цели невозможно без упреждающего надзора и последовательного контроля за исполнением вносимых актов прокурорского реагирования. Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о том, что зачастую нарушения социальных прав граждан выявляются при повторных проверках.

Кроме того, следует усилить надзор за исполнением судебных решений по всем категориям предъявляемых прокурорами исков, в том числе о взыскании долгов по зарплате, по жилищным спорам; обеспечить меры прокурорского реагирования по каждому факту волокиты исполнительных действий.

На постоянном контроле прокуроров должен быть широкий спектр жизненно важных вопросов, в том числе:

защита трудовых прав граждан, в том числе права на безопасные условия труда и его вознаграждение, предотвращение проявлений принудительного труда;

соблюдение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;

соблюдение пенсионных прав граждан;

соблюдение требований законодательства о безопасности людей, проживающих в специализированных учреждениях;

обеспечение защиты прав инвалидов, в том числе права на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, их прав на санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами реабилитации и лекарствами;

соблюдение жилищных прав граждан, особенно инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны;

соблюдение прав граждан как потребителей услуг жилищнокоммунального комплекса;

Подробное содержание задач, стоящих перед органами прокуратуры в сфере надзора за соблюдением социальных прав граждан, изложено в настоящем сборнике. В свою очередь хотелось бы отметить, что эффективный прокурорский надзор должен интенсивно влиять на состояние законности и правопорядка в стране и соответствовать следующим критериям:

1) профессиональная дисциплина и самоконтроль;

2) дальновидность и прогнозирование;

3) концентрация полномочий для решения приоритетных задач;

4) cближение с потребностями конкретного человека и общества в целом;

5) рациональность принимаемых решений;

6) своевременность и оперативность реагирования;

7) последовательность и наступательность действий;

8) внедрение положительного опыта и постоянное повышение квалификации.

В основе оптимальной организации работы прокурора лежит точное исполнение требований закона о недопустимости подмены прокуратурой государственных органов и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав граждан остается наиболее востребованным направлением как яркое свидетельство практической реализации конституционного положения о признании защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерацией высшей ценностью. В немалой степени этому способствует широкое внедрение принципа гласности проводимой работы и обновленные подходы к ее организации.

На современном этапе следует нарастить профилактический эффект прокурорского надзора за соблюдением социальных прав граждан, опираясь на богатый правоприменительный опыт, используя устойчивые формы делового сотрудничества и взаимодействия с контролирующими и правоохранительными органами, общественными и правозащитными институтами.

В.Г. Бессарабов, В.Р. Кузьменко, Д.Л. Ерофеенко

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ПРЕДЕЛЫ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Общепризнано, что к числу основных функций правового государства, каковым согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации является современная Россия, относятся гарантирование, охрана, защита и реализация основных прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Все остальные общественные ценности (частные, публичные, государственные) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является новшеством в конституционном праве и законодательстве России, где традиционно отдавался приоритет государственным интересам. В советский период они отождествлялись с «общественными», которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные интересы.

Глава 2 Конституции РФ конкретизирует положение ст. 2 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Ее содержание соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. Это согласуется и с принципиальной установкой международного права, в соответствии с которым государство в первую очередь несет ответственность за осуществление всеми людьми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах. Государство гарантирует, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, подробно и четко определив права и свободы, которыми наделены граждане России и иные лица, пребывающие на ее территории, Конституция РФ установила, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18).

Установленные Конституцией РФ и международными правовыми нормами права и свободы должны соблюдаться всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Динамика политического и экономического развития Российской Федерации на протяжении нескольких последних лет свидетельствует о том, что сегодня государство может и должно больше внимания уделять не столько реформам основ общественного устройства и системе государственного управления, безопасности, экономической политике, сколько проблемам социальной сферы.

Пришло время обратиться к проблемам отдельного человека, отдельной семьи и уделить внимание модернизации социальной сферы с учетом успехов и ошибок прошлых лет и международного опыта. И эта работа проводится. Подтверждением чему является тот факт, что значительная доля бюджета страны выделяется на социальную сферу, в том числе на поддержку инвалидов, детей-сирот, многодетных семей, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и др. К примеру, в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 371ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (приложение 12 «Распределение бюджетных ассигнований на 2012 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета») на разделы «Образование», «Здравоохранение»

и «Социальная политика» предусмотрены расходы в размере 5023 млрд руб., что составляет 45% от всех расходов бюджета (11 108 млрд руб.).

22 Однако только в 1995 г., когда в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

В современный период в соответствии с Законом о прокуратуре защита прав и свобод человека и гражданина наряду с защитой охраняемых законом интересов общества и государства - одна из основных целей деятельности прокуратуры России. При этом органы прокуратуры играют решающую роль в обеспечении защиты прав социально уязвимых групп населения, особенно детей и подростков, престарелых граждан, ветеранов, пенсионеров, инвалидов, социальных прав населения в целом, а также защиты прав граждан в области охраны окружающей среды, прав потребителей, защиты прав граждан в сфере охраны здоровья и других прав.

Результаты анализа статистических данных и проведенных научных исследований в НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ свидетельствуют о том, что в 2011 г., как и в предыдущие пять лет, сохранилась ранее наметившаяся динамика роста выявляемых прокурорами нарушений прав и свобод человека и гражданина: органами прокуратуры Российской Федерации выявлено 2 836 141 нарушение законов (58,8% от общего числа выявленных нарушений), посягающих на права и свободы граждан, что на 12% превышает уровень 2010 г., в том числе 187 749 незаконных правовых актов.

В 2011 г. в социальной сфере по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования только к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 420 тыс. лиц, в суды направлено около 778 тыс. исков на сумму более 9,9 млрд руб.

В 2012 г. по-прежнему приоритетными направлениями прокурорской деятельности являлись вопросы укрепления законности в сфере соблюдения конституционных прав граждан на оплату труда, целевого использования бюджетных средств, предназначенных для жилищного, пенсионного и иных видов социального обеспечения, ряде других областей общественных отношений в социальной сфере. Надзорные мероприятия проводились органами прокуратуры с учетом мониторинга складывающейся ситуации. По поручениям Президента Российской Федерации Генеральной прокуратурой был принят ряд организационных и практических мер, направленных на укрепление законности в социальной сфере. Это требовало адекватной реакции прокуроров всех уровней на незаконные правовые акты, бездействие либо недостаточность мер, принимаемых органами власти, в том числе контролирующими и надзирающими органами, уполномоченными в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Так, новые ориентиры в социальной сфере даны прокурорам в информационных письмах Генеральной прокуратуры РФ от 20.

02.2012 № 72/1-06д-2012 «О социальной защите граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации», от 05.07.2012 № 7-16-2012 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры», от 23.01.2012 № 72/1-12-2012 «О прокурорском надзоре за соблюдением прав граждан, находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии», от 19.05.2012 № 72/1-06-2012 «О некоторых вопросах переселения граждан из закрытых административно-территориальных образований» и ряде других.

Отметим, что в теории конституционного права принято различать три группы прав и свобод человека и гражданина. К первой группе относятся личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др. Соблюдение личных прав граждан имеет важное значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности.

Вторую группу образуют политические права и свободы граждан. С их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, влияние граждан на формирование важнейших государственно-правовых институтов страны. В группу политических прав и свобод входят: право на свободу мысли и слова, свобода совести, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирательные права и др.

Третью группу составляют социально-экономические права и свободы человека и гражданина. С их помощью обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства.

Как видим, отечественные теоретики не дали четкого разграничения социальных и экономических прав человека и гражданина, что в определенной мере осложняет работу прокуроров на этом участке многоаспектной надзорной деятельности.

Поэтому, как представляется, нам следует попытаться выделить категорию социальных прав человека и гражданина, поскольку именно этой проблеме посвящен этот сборник методических материалов. И прежде всего важно рассмотреть такие права, как право на труд, на его охрану, содействие занятости населения, право на жилище, право на охрану здоровья, медицинскую помощь и лекарственное обеспечение, право на социальное, в том числе пенсионное, обеспечение, право на объединение, право на обращение в государственные органы и в органы местного самоуправления, право на защиту персональных данных, на получение бесплатной юридической помощи, право на благоприятную окружающую среду. При этом социальные права, с нашей точки зрения, требуют рассмотрения их как потребностей широких масс населения, обусловленных реалиями нашей действительности, уважением человеческой жизни и присущего любой личности достоинства.

Что же касается повседневной практической деятельности, то прокурорам при определении видов (участков) надзора за соблюдением социальных прав человека и гражданина, следует руководствоваться разделом 1 Отчета о работе прокурора (за полугодие, за год) «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме «ОН», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 26.04.2011 № 106, а также сложившейся практикой осуществления надзора за соблюдением трудовых прав человека, включая надзор за соблюдением прав граждан на оплату труда, надзор за исполнением законов в сфере охраны труда, предотвращение проявлений принудительного труда; за соблюдением прав человека на медицинскую помощь и исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»;

за соблюдением прав граждан в сфере лекарственного обеспечения; за соблюдением жилищных прав граждан и исполнением законов при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»; за соблюдением прав граждан в сфере потребления услуг, в том числе услуг жилищно-коммунального комплекса; за исполнением законодательства об охране и защите прав несовершеннолетних и молодежи на образование; за соблюдением прав пенсионеров, инвалидов и ветеранов войны и труда, включая соблюдение их пенсионных прав; за соблюдением прав несовершеннолетних; за исполнением законодательства в сфере миграции; за соблюдением прав потребителей и др.

При этом в сферу надзора входит соблюдение прав и свобод следующих категорий физических лиц: граждан России, иностранных граждан, бипатридов (лиц, имеющих одновременно гражданство двух или более государств) и апатридов (лиц, не имеющих какого-либо гражданства или подданства). Названные категории лиц отличаются объемом предоставляемых им прав и свобод.

Рассмотренные группы прав и свобод не только провозглашаются, но и гарантируются Конституцией РФ - это закон прямого действия, и ее нормы и положения конкретизируются другим законодательством федерального уровня и законодательством субъектов Российской Федерации, если те или иные вопросы отнесены к их ведению. В частности, провозглашенные Конституцией РФ права и свободы защищаются гражданским, семейным, жилищным, гражданско-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, об административной ответственности и другими нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, а также издаваемыми в их развитие актами органов исполнительной власти. В условиях отсутствия должного законодательного регулирования важную роль в вопросах защиты социальных прав могут играть указы Президента Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации также являются составной частью отечественной правовой системы.

Основные, наиболее важные задачи прокурорского надзора за соблюдением социальных прав человека и гражданина определяются в приказах, указаниях Генерального прокурора РФ, прежде всего - приказе Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (п. 7), других документах Генеральной прокуратуры РФ и приказах прокуроров субъектов Российской Федерации.

надзор осуществляется ею от имени государства;

органы прокуратуры действуют на всей территории России, обеспечивая единое понимание и единообразное применение и исполнение законов;

прокурорский надзор в этой сфере распространяется на федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностных лиц, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций;

прокуроры, реализуя свои надзорные полномочия, оценивают деятельность органов и должностных лиц и принимаемые ими решения только с позиции соответствия закону;

прокуроры осуществляют надзор в пределах своей компетенции, независимо от других органов и должностных лиц;

органы прокуратуры наделены широкими правами по выявлению нарушений законов и реагированию на выявленные нарушения;

прокуратура осуществляет свою деятельность в интересах всех без исключения лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а также граждан России, проживающих за ее пределами. Ограничения для каких-либо категорий лиц на доступ к защите своих прав и интересов средствами прокурорского надзора отсутствуют. По сравнению с иными правозащитными организациями, реализующими свои функции в отношении отдельных групп населения (потребители, малоимущие), правозащитная деятельность прокуратуры универсальна. Также немаловажно, что фактически оказываемая гражданам прокуратурой квалифицированная юридическая помощь является бесплатной;

органы прокуратуры действуют гласно, но в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Функционально прокурорский надзор за соблюдением социальных прав человека и гражданина слагается из: выявления нарушений Конституции РФ, законов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих эту сферу правовых отношений, установления обстоятельств, способствующих этим нарушениям, а также лиц, нарушивших законы (стадия выявления нарушений); устранения выявленных нарушений законов и обстоятельств, способствующих этим нарушениям (стадия устранения нарушений); принятия мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения;

28 предупреждения нарушений законодательства в этой сфере.

В этом выражается основное содержание прокурорского надзора за соблюдением социальных прав человека и гражданина, его сущность.

Исходя из изложенного, попытаемся определить предмет прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. Предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, регулирующих права человека и гражданина в социальной сфере, их защиту и гарантии реализации, соблюдение социальных прав человека и гражданина поднадзорными органами, их должностными лицами, а также соответствием законам правовых актов, издаваемых ими в этой сфере правовых отношений.

При этом к действующим на территории Российской Федерации законам относятся: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы социального характера, а также конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, законы субъектов Федерации, не противоречащие федеральному законодательству.

Следует отметить, что на протяжении всей своей истории деятельность российской прокуратуры имела важное социальное значение. В последние же годы на это обращалось особое внимание в руководящих документах Генеральной прокуратуры РФ, выступлениях руководителей нашего государства. Проводимая работа наглядно показала правильность этого курса. Именно органы прокуратуры были максимально востребованы в обеспечении законности в социальной сфере на федеральном, региональном и местном уровне, отягченной последствиями мирового финансового кризиса, вызвавшими обострение социальных проблем в этой сфере.

В первую очередь в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры РФ от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики» приоритетными направлениями в этот период были определены прокурорский надзор за исполнением законодательства о труде, занятости населения, пенсионном обеспечении. Кроме того, особую актуальность имела работа прокуроров по обеспечению прав граждан на своевременную выплату заработной платы, пособий и иных выплат; соблюдению жилищных прав; другим важным и социально значимым направлением прокурорской работы оставался надзор за исполнением законодательства об оказании бесплатной медицинской помощи гражданам, обеспечении их льготными лекарствами; осуществление мониторинга исполнения региональными органами государственной власти законодательства, направленного на обеспечение безопасности людей в местах массового пребывания, особенно граждан пожилого возраста и детей, проживающих в специализированных социальных учреждениях, и другие проблемные вопросы.

К примеру, в ходе прокурорских проверок в Приволжском федеральном округе только в первом полугодии 2012 г. выявлено 117 организаций, которые не представили в Росстат сведения о долгах перед работниками на сумму почти 265 млн руб.

Кроме того, установлены 684 предприятия, которые не выплатили работникам зарплату на сумму около 400 млн руб. В отношении руководителей, ущемляющих права граждан на оплату труда, возбуждено 67 уголовных дел. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечены 3,5 тыс. руководителей, из которых 130 дисквалифицированы на срок от 1 года до 3 лет. По представлениям прокуроров почти 4,5 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

За полгода прокуроры направили в суд более 115 тыс. заявлений, по которым уже взыскано в пользу работников более миллиарда рублей. Исполнение каждого судебного решения взято на контроль.

Похожие работы:

«Е. Г. ШАБЛОВА О. В. ЖЕВНЯК ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Учебное пособие Министерство образования и науки Российской Федерации Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Е. Г. Шаблова О. В. Жевняк ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Учебное пособие Под общей редакцией дра юрид. наук, проф. Е. Г. Шабловой Рекомендовано Учебнометодическим советом УрФУ для студентовбакалавров, обучающихся по направлениям подготовки 38.04.01 - Экономика, 38.04.02 - Менеджмент Екатеринбург Издательство...»

«МР 12 /2015 Методические рекомендации по составлению протоколов об административных правонарушениях Контрольно-счетная палата г. Иркутска Методические рекомендации по составлению протоколов об административных правонарушениях МР 12/2015 (утверждены распоряжением и.о.председателя Контрольно-счетной палаты г. Иркутска от «28» октября 2015 года № 02-05-68/15 на основании протокола Коллегии от «28» октября 2015 года № 8) МР 12 /2015 Методические рекомендации по составлению протоколов об...»

«СОДЕРЖАНИЕ 1 Введение... 3 2 Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. 3 3 Общие сведения о реализуемой основной образовательной программе. 5 3.1 Структура и содержание подготовки специалистов. 8 3.2 Сроки освоения основной образовательной программы. 12 3.3 Учебные программы дисциплин и практик, диагностические средства. 12 3.4 Программы и требования к итоговой государственной аттестации. 15 4 Организация учебного процесса. Использование инновационных методов в...»

«Алексей Викторович Татаринов Пути новейшей русской прозы. Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9360608 Пути новейшей русской прозы [Электронный ресурс]: учеб. пособие: ФЛИНТА; Москва; 2015 ISBN 978-5-9765-1916-9 Аннотация Учебное пособие предлагает научное освоение пространства современной русской прозы методами и риторическими технологиями литературной критики. В помощь читателю – лаконизм в изучении ключевых идейно-художественных...»

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от..2015 Содержание: УМК по дисциплине Организация предоставления государственных и муниципальных услуг для студентов направления 40.04.01 «Юриспруденция». Магистерская программа «Правовая организация деятельности органов публичной власти» очной и заочной формы обучения Автор: Козлова Любовь Степановна Объем 62 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования И.О. заведующего Рекомендовано Протокол заседания кафедрой С.В. к электронному кафедры от...»

«Валихан Тен Другой ты! Книга, которая изменит ваше отношение к спорту и питанию Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=11221050 Другой ты! Книга, которая изменит ваше отношение к спорту и питанию / Валихан Тен; [науч. ред. Н. Никольская]: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2015 ISBN 978-5-00057-599-4 Аннотация Валихан Тен работает в фитнес-индустрии больше 12 лет. За это время под руководством опытного тренера немало людей вернули своему телу гибкость и...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал в г. Избербаше Методические рекомендации по написанию ВКР ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (организационные и методические аспекты подготовки и защиты) Избербаш 2011 Издается по решению Ученого Совета филиала ДГУ в г. Избербаше Рекомендовано к изданию кафедрой юридических дисциплин филиала ДГУ в г.Избербаше от 19.12. 2011 г....» «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт государства и права Кафедра теории государства и права и международного права ЛИЦ МАРИНА ОЛЕГОВНА МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция...»

«Юридический факультет Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов всех форм обучения по специальности 030501.65 «Юриспруденция» по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (профиль гражданско-правовой, профиль уголовно-правовой) Хабаровск, 2014 УДК 349 Информационное право: методические указания к выполнению контрольной работы для студентов всех форм обучения по специальности 030501.65 и направлению...»

«Введение Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Тамбовской области в 2013 году» подготовлен в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан объективной систематизированной информацией о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Тамбовской области. Подготовка материалов к настоящему докладу осуществлялась в соответствии с...»

« законодательства об административных правонарушениях в деятельности административных комиссий Часть Иркутск 2015 УДК 342.9 ББК 67.401 М 5 Министерство юстиции Иркутской области Иркутское областное государственное научно-исследовательское казенное учреждение «Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского» Авторы:...»

«Содержание Введение..1. Структура факультета, выпускающих кафедр и система их управления. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности по специальности..2. Структура подготовки специалистов. 2.1. Контингент студентов.. 2.2. Приём студентов..3. Содержание подготовки специалистов и организация учебного процесса.. 3.1. Содержание основной профессиональной образовательной программы.. 2 3.2. Анализ соответствия основной образовательной программы и учебно-методического...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «ОБЛАСТНОЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ в рамках программы подготовки специалистов среднего звена 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 29.02.04....»

Правовую основу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляют: положения Конституции РФ (ст. 2, 18, гл. 2); Закон о прокуратуре (ст. 26-28); приказ Генеральной прокуратуры РФ от
22 мая 1996 г.№30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 ноября 1998 г. № 76-7 и МВД РФ от 3 ноября 1998 г. №3 «О неотложных мерах по устранению нарушений законодательства о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства»; соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г. «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан» и др.

Надзор за исполнением законов (общий надзор) является ведущей отраслью прокурорского надзора, с помощью которого осуществляется широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач по обеспечению верховенства Конституции РФ и действующих на ее территории законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.

Предмет надзора определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает:

1. Соблюдение Конституции РФ;

2. Исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органам и государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. Соответствие законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами и должностными лицами.

В отличие от других отраслей прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, охватывающей подавляющее большинство законов. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

Объектами надзора, исходя из ст. 21 Закона о прокуратуре, является:

− федеральные министерства;

− федеральные службы (например, Федеральная служба безопасности и др.);

− иные федеральные органы исполнительной власти (например, Управление делами Президентами РФ и др.);


− представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ (например, областная дума и др.);

− исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (например, администрация области и др.);

− органы местного самоуправления (например, муниципалитеты и др.);

− органы военного управления (например, Министерство обороны и др.);

− органы контроля (например, КРУ в системе Минфина и др.);

− должностные лица;

− органы управления (например, совет учредителей и др.) и руководители коммерческих и некоммерческих организации.

В ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и надзор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона; единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением законов применительно ко всем прокуратурам и отдельно к территориальным и специализированным прокуратурам определяются в приказах и указаниях Генпрокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ.

Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:

− в обязательном вмешательстве прокурора в связи с наступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

− в наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

− в активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в этих органах и поручения проведения проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;

− в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, имея в виду, что перед законом все равны;

− в доведении до населения через радио, телевидение, печать информации о работе органов прокуратуры;

− в выявлении пробелов действующего законодательства путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

− в повышении правовой культуры должностных лиц.
В особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов закреплены в ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, а именно:

1. По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с документами и иными материалами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тайне.

2. Иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. К документам, имеющим гриф «секретно» и «совершенно секретно», прокурор допускается при наличии у него соответствующего допуска.

3. Требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы и др.

4. Требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Это полномочие реализуется путем направления прокурором в адрес руководителя соответствующего органа письменного требования с просьбой направления в распоряжение прокурора того или иного специалиста (например, экономиста, инженера, врача и т.п.).

5. Требовать от руководителей органов проведения проверок в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями. Это полномочие реализуется путем направления в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщения о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования о проведении проверки обычно дается не более 10 суток со дня его наступления. Чаще проведение проверок поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля.

6. Требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Это требование реализуется в основном путем направления письменного требования и реже - путем вынесения мотивированного постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах, участках, отделах и др.). Прокуроры могут требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций проведения служебных расследований в связи, например, с произошедшими авариями, несчастными случаями с людьми и т.д. Вправе прокуроры требовать и проведения разного рода экспертиз. Требование о проведении экспертиз реализуется путем вынесения соответствующих постановлений.

7. Вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру для истребования объяснений по поводу нарушения закона.

8. Проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Что касается проверок законности актов изданных органами, перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре, то они в соответствии с приказом Генпрокурора РФ могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так и при их отсутствии. Проверки законности актов в других органах проводятся только в связи со сведениями о нарушении законов. Но и обладая информацией о нарушении законов, прокурор проводит проверки, в частности, на предприятиях, в учреждениях и в организациях, как правило, тогда, когда их проведение нельзя поручить органам контроля, вышестоящим и иным органам.

Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранения выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Название полномочия закреплены в ст. 22-25 Закона о прокуратуре. К этим полномочиям относятся права прокуроров.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вправе:

− опротестовывать противоречащие закону правовые акты либо обращаться в суды и арбитражные суды с заявлениями (исками) о признании таких актов недействительными;

− вносить представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств;

− возбуждать производство об административном правонарушении;

− возбуждать уголовное дело;

− требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);

− освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

− предостерегать должностных лиц о недопустимости нарушения ими закона.

− Прокурор в пределах своей компетенции также полномочен:

− принимать меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона;

− обращаться в интересах государственных, кооперативных органов, общественных организаций и граждан с исковыми заявлениями в суды и арбитражные суды.

В ст. 6 Закона о прокуратуре закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение таких требований, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на прокуратуру функции, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

Организация работы по надзору за исполнением законов

Важнейшими элементами организации работы по надзору за исполнением законов являются сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы. Под информационным обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления.

Источниками информации о нарушении законов являются письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации; обращения в прокуратуру руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, фермеров и других юридических лиц, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам.

Разнообразной информацией обладают налоговые инспекции, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, центры санитарно-эпидемиологического надзора и другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства.

Многочисленными сведениями о нарушении соответствующих законов обладают органы МВД РФ, ФСБ России. Обширной и разносторонней информацией о состоянии законности и правопорядка в регионах располагают органы представительной и исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Сводные данные о нарушениях законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественной жизни, могут быть получены прокурором в региональных органах Федеральной службы государственной статистики.

Полученная прокурором информация о нарушениях законов подлежит тщательному анализу , который позволяет видеть реальное состояние исполнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще, органы и должностных лиц, допускающих эти нарушения. Анализ позволяет прокурору наметить органы, где проверки исполнения законов подлежит провести в первую очередь. Анализ позволяет определить также те проверки, проведение которых следует поручить другим органам, помогает более целенаправленно осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры тесно взаимодействуют с другими подразделениями прокуратуры, с прокурорскими работниками, за которыми закреплены другие направления (отрасли) надзора, а также со следователями. Это взаимодействие проявляется во взаимном обмене разносторонней информацией, в согласованности действий, исключающей дублирование, проведении совместных надзорных и иных действий и мероприятий.

Проведение прокурором проверок исполнения законов

Прокурорские проверки исполнения законов являются основным правовым средством выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих.

Проверки могут носить целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, например, в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий. Они могут быть комплексными, когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения, например, в социальной, банковской и других сферах. Проверки могут быть сквозными, когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органах данной отрасли, министерства, службы. Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами проверки исполнения закона. Проводятся также одновременные с другими органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, к примеру, налоговая инспекция - в другом. Все перечисленные выше проверки являются первичными .

Прокуроры проводят также повторные , или контрольные , проверки. Основной целью проведения контрольной проверки является определение качества, полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским работником.

Могут также проводиться проверки результативности актов прокурорского надзора (реагирования) или фактического устранения нарушений законов . Основная цель проведения таких проверок - определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора.

Проверки должны проводиться своевременно. Проверку можно считать проведенной своевременно, если выявленные в ходе ее проведения нарушения законов можно устранить.

Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ним прокуроров, включающая в себя в первую очередь тщательное изучение законов, положений и других нормативных актов, регулирующих деятельность проверяемого органа, ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими специфику его деятельности, ознакомление с материалом ранее проведенных в этом органе проверок и т.п.

Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой.

Основное внимание при этом уделяется анализу причин выявления нарушений законов и рассмотрению путей их устранения и недопущения в будущем. В обязательном порядке называются должностные и иные лица, виновные в совершении этих нарушений и способствующие (попустительствующие) этому.

По результатам проверки прокурором - руководителем прокуратуры составляется справка . Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы, и фиксируются выявленные нарушения законов.

Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения

Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых в соответствии с Законом о прокуратуре являются протесты, представления и постановления и предостережения.

В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствии с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления , а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа - на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Если протест не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением в соответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействительным.

Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора, может быть обжаловано прокурором в кассационном порядке, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Так, согласно ст. 17 Закона «О выборах глав администраций», решение суда по делу о признании недействительным решения избирательной комиссии является окончательным.

Вынесение представлений об устранении нарушений закона . Оно в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представление должно быть рассмотрено органом, которому оно адресовано, с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.

На основе анализа практики исполнения законов прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представлениях прокурором предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях, а также может ставиться вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.

Внесение прокурором постановлений . В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушение законов к административной ответственности прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении .

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении имеет определенное целевое назначение - поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.

В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного УК РФ, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению путем вынесения постановления об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке .

Прокуроры вправе предъявлять иски в суды и арбитражные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, понесших материальный ущерб в результате совершенных правонарушений.

Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона.

Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В связи с этим законодатель определяет:

− во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;

− во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;

− в-третьих, оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;

− в-четвертых, предостережение объявляется только в письменной форме;

− в-пятых, предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов и оформляется на стандартном бланке . Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения.

На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением), внесенных ими актов прокурорского надзора.

В сборнике методических материалов представлены общие теоретические аспекты прокурорского надзора за соблюдением социальных прав граждан, определены его предмет, объекты и пределы, сформулированы основные цели и задачи.
Раскрыта специфика основных направлений прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в различных сферах социальной жизни, в том числе трудовых, жилищных прав граждан, здравоохранения, лекарственного обеспечения, экологии, миграционных отношений, защиты прав граждан на получение бесплатной юридической помощи, прав потребителей, ветеранов, инвалидов, пенсионеров и др.
Для практических работников прокуратуры и других правоохранительных органов, а также для использования в учебном процессе юридических учебных заведений.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ И ПЕНСИОНЕРОВ.
В Конституции установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39).

Конституционные положения раскрыты и закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть вторая), Трудовом кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации.

Содержание
Предисловие первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, государственного советника юстиции 1-го класса, заслуженного юриста Российской Федерации А.Э. Буксмана к сборнику методических материалов «Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан»
A.В. Паламарчук
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
B.Г. Бессарабов, В.Р. Кузьменко, Д.Л. Ерофеенко
ПРЕДМЕТ. ОБЪЕКТ И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Т.В. Ашиткова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЗАЩИТУ ПРАВ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ И ПЕНСИОНЕРОВ
И.С. Викторов
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
Т.В. Ашиткова, Н.В. Щукина
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
И.С. Викторов
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ ГРАЖДАН НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
И.С. Викторов. Е.В. Терентьева
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Е.В. Терентьева.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН НА СВОЕВРЕМЕННУЮ И ПОЛНУЮ ОПЛАТУ ТРУДА
Н.Н. Макеев
ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ ПРАВ ГРАЖДАН НА СВОЕВРЕМЕННУЮ ВЫПЛАТУ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ТРУД ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
И.С. Викторов. М.В. Маматов
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В.Г. Бессарабов. И.С. Викторов. Е.В. Терентьева
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Д.В. Григорьев
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
М.В. Маматов
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Г.К. Батурина. Д.Г. Добрецов. Н.В. Суслова
НАДЗОР ПРОКУРАТУРЫ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ. РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
Т.В. Ашиткова. В.Г. Бессарабов. В.Р. Кузьменко. Д.Л. Ерофеенко
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В.Г. Бессарабов. М.В. Маматов
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБЪЕДИНЕНИЕ
С.А Кошелев
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Н.Н. Честных
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)
В.Г. Бессарабов, М.В. Маматов
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Г. Бессарабов, Г.Н. Батурина, М.В. Маматов
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Сведения об авторах.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан, Сборник методических материалов, Буксман А.Э., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



Просмотров