Практическая работа последовательность мер противопожарной безопасности. Пожарная безопасность. На тему: Пожарная безопасность

Нормативная правовая база:

    Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Алгоритм выполнения практического задания

1.Изучить Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

2.Оформить инструкцию по пожарной безопасности для организации с принадлежностью в соответствии с выбранной специализацией:

    энергетика и энергоснабжение;

    автотранспортный комплекс;

    химическая промышленность;

    автотранспортный комплекс;

    машиностроение.

Требования к инструкции о мерах

пожарной безопасности

Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе ППР, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);

л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте.

В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практическая работа
с обучающимися ГБПОУ БТПТСУ по учебной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»

ТЕМА:
«Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности.
Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре в помещении».
Инструкция по выполнению практической работы, бланк отчета.

Разработчик:
Кривоносова Л.Л., преподаватель -
организатор ОБЖ ГБПОУ БТПТСУ

г. Брянск

Дата:
Место проведения: кабинет ОБЖ.
Количество часов: 1 час.
Тип учебного занятия: самостоятельная практическая работа;
Форма работы: групповая, индивидуальная.

Цель учебного занятия:
Образовательные: изучить виды ЧС, техногенные ЧС (пожары в быту, аварии на транспорте), правила противопожарной безопасности, средства, способы борьбы с пожарами, усвоить правила соблюдения пожарной безопасности, правила пожарной безопасности в помещениях, познакомить с планом эвакуации при пожаре, изучить действия населения при ЧС при пожаре в помещениях согласно заданному алгоритму (плану эвакуации).
Развивающие: развитие навыков работы с алгоритмом (планом эвакуации); развитие познавательных интересов.
Воспитательные: воспитание внимания, усидчивости, умения работать в группе.
воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет
усвоения новых понятий.
Задачи учебного занятия:
научиться определять виды ЧС;
знать правила противопожарной безопасности;
знать основные правила поведения при пожаре;
познакомиться с методами, средствами, способами борьбы с пожарами;
познакомиться с потенциальными опасностями техногенного происхождения, характерными для региона проживания;
рассмотреть правила действий, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;
научиться пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации) при пожаре по сигналу оповещения в техникуме;
научиться работать с наглядным материалом, оформлять записи, схемы в тетрадях, бланки отчетов о проделанной практической работе.

(2-ой урок) по теме: «Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре».
Преподаватель: (раздает инструкции по выполнению практической работы,
бланки отчетов,
при необходимости определяет варианты заданий (В- 1 (нечетные), В-2 (четные))
В ходе беседы и представляет презентацию: «Первичные средства пожаротушения, правила их применения. Правила безопасного поведения при пожаре»
объясняет: правила пожарной безопасности, знакомит с видами первичных средств пожаротушения, изучает последовательность действий при использовании различных видов огнетушителей; последовательность действий при эвакуации в случае пожара.
Обучающиеся выполняют по инструкции практическую работу.

ОБЖ Тема: Практической работы.
Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Цель работы:
Получить представление

о пожаро- и взрывоопасных объектах;
- о правилах пожарной безопасности.
Познакомиться:
со способами тушения пожаров;
с правилами эвакуации по сигналам оповещения при пожаре;
- с правилами использования видов огнетушителей для тушения возгораний.
Научиться:
- защищать себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного, техногенного характера;
- классифицировать чрезвычайные ситуации;


Задание 1 (уровень А):

Задание 2 (уровень В):


Задание 3 (уровень С):


Задание 4
Проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре.
Цель экскурсии ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре.
Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.





план эвакуации;

Задание 5
(дополнительное задание) Тестовый контроль.
Вывод по практической работе.
Обучающиеся заполняют бланк-отчета и сдают его в конце занятия.
9. Домашнее задание (записано на доске).
Составить:
- инструкцию по ликвидации пожара в квартире;
- план эвакуации из своей квартиры;
- план эвакуации из населенного пункта, расположенного вблизи источника ЧС – лесного пожара.
10. Подведение итогов:
Преподаватель: отвечает на вопросы студентов, выставляет оценки за учебное занятие, сообщает, что оценки за практическую работу будут выставлены к следующему учебному занятию..
При наличии времени демонстрируется видеофильм 3: «Правила и порядок эвакуации по сигналу ГО, «Пожар»».
Преподаватель: предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (предлагает заполнить карточки самооценки).
Инструкция по выполнению
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ОБЖ № 3

Тема: Общая характеристика опасных ЧС природного и техногенного характера. Правила пожарной безопасности.
Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.
Цель:
получить представление:
о стихийных бедствиях природного характера.
о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
о пожаро- и взрывоопасных объектах.
о правилах пожарной безопасностизнать:
- потенциальные опасности природного, техногенного происхождения, характерные для региона проживания;
причины их возникновения, о протекании и возможных последствиях;
способы тушения пожаров;
правила эвакуации по сигналам оповещения;
правила использования видов огнетушителей для тушения возгораний.уметь:
- защитить себя и окружающих в случае стихийного бедствия природногохарактера.
- классифицировать чрезвычайные ситуации.
- пользоваться простейшими средствами пожаротушения.

Литература:
1.ОБЖ: учебник для НПО и среднего профессионального образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 6-е – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 317 с.
2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл., 11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений Под ред. Смирнова А.Т., Хренников Б.О. –
5-ое издание, перераб. – М. «Просвещение», 2013.

Вопросы для самоконтроля:

Характеристика и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические, лесные пожары), техногенные (авария на транспорте и объектах экономики).
Аварийные ситуации на транспорте:
Аварии на радиационно опасных объектах.
Аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах.
Аварии и пожары на транспорте: на железнодорожном транспорте, на автомобильном транспорте, на воздушном транспорте, на водном транспорте. Аварии и пожары в метро.

Изучение первичных средств пожаротушения. Правила использования огнетушителей для тушения возгораний:

Углекислотные ОУ-2, ОУ-5 (используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380 В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 сек).

Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:
Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.
Правой направьте струю огнетушителя в сторонуочага возгорания.
Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки,пустить струю углекислоты на огонь.
В момент работы огнетушителя ни в коем случае неберитесь рукой за раструб, т.к. температура здесь резко понижается и можно обморозить кожу.

Устройство углекислого огнетушителя:
1- баллон; 2 - сифонная трубка; 3- рукоятка; 4 - предохранитель;
5 - вентиль; 6 - маховичок; 7 - раструб.
Устройство порошкового огнетушителя:
- порошковые ОП-Т «Момент», ОП-2 (используются для тушения горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением. Продолжительность действия – 40сек.).
Принцип действия порошкового огнетушителя:
Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха.

Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:
1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку
2. Откройте вентиль газового баллончика
3. Направьте струю порошка в очаг горения.
- пенных ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10 (используются для тушения загораний различных материалов и разлитых горючих жидкостей на небольших площадях. Запрещено их применять для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд).

Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:

Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.
Прочистите шпилькой отверстие спрыска.
Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.
Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой за боковуюручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены вогонь.
Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько развстряхните его и вновь переверните спрыском вниз.
Ход работы:
1 этап: (применения теоретических знаний)
Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.
2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):
Определить порядок действия при использовании:
Пенного огнетушителя ОХВП-10;
Порошкового огнетушителя ОП-2;
Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С):
Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

2 этап: (практическое применение знаний)
Вывод:
Приложение 1
Бланк отчета

Пр. раб. № 3
Ф.И.О. _____ ______ __ Гр. _________
Тема:

Цель работы:

1 этап: (применения теоретических знаний)
Задание 1 (уровень А):
1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.
2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):
Определить порядок действия при использовании:
Пенного огнетушителя ОХВП-10;
Порошкового огнетушителя ОП-2;
Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:
1.Ситуация: Возгорание в квартире
Ваши действия:

2. Ситуация: Запах дыма (гари) на лестничной площадке
Ваши действия:

3.Ситуация: Загорелся телевизор (любой другой электроприбор)
Ваши действия:

4. Ситуация: Загорелась одежда на человеке Ваши действия:
2 этап: (практическое применение знаний)
Задание 4. Изучите организацию работы по противопожарной безопасности в образовательном учреждении.
Для выполнения данного задания проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре;
Цель экскурсии ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре. Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.
Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:
вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебномукабинету ОБЖ, и его комплектацию;
место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
план эвакуации;
места расположения эвакуационных выходов.

Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).
При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию 3.
Правильно
Неправильно

При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.
Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.
Загоревшиеся компьютер или телевизор нельзя тушить водой.
Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.
Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.
Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.
Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидатькомнату.
Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.
9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.
Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возгоранию компьютера или телевизора.
При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.
При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.
Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.
При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задохнуться от дыма.
Вывод:

Самооценка.
Я могу объяснить, как

Использовал(а) определения понятий, термины, чтобы не ошибиться в названии изученной темы, раздела, в формулировке целей и задач

В паре помогал(а) отвечать на ситуационные задачи

Внимательно слушал преподавателя и одногруппников

Активно работал на учебном занятии и правильно и отвечал(а) на вопросы

Фамилия Имя, группа
Оценка

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815

14.01.2016 г. ОДБ. 08. Основы безопасности жизнедеятельности

группа 199 ЭБ Специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет

План урока 17

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения

Тема 2. 3. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций

Тема урока : Практическое занятие № 5.

Цель проведения урока:

Обучающая:

Ознакомить студентов с основными способами, средствами и правилами пожаротушения,

Сформировать знания и умения по классификации, устройству и применению огнетушителей,

Научить правилам пользования огнетушителями;

Воспитательная:

Развитие у обучающихся коммуникативной культуры,

Воспитание чувства ответственности за собственную и другие жизни;

Развивающая:

Развитие мышления и мировоззрения

Методы обучения:

Практическое занятие,

Материально-техническое обеспечение урока:

Наглядные пособия

Методические указания, инструкционные карты

Дидактический материал: обучающий конспект, нормативные документы

Межпредметные связи:

Учебные дисциплины: Обществознание, Химия, Физика, Охрана труда,

Ход урока.

Организационный момент :

Отметить присутствующих, проверить готовность группы к уроку:– 5 мин.

План изложения нового материала:

1. Задание 1 (Учебник стр. 286-288). Записать основные термины и понятия, заполнить таблицу 1,

Наименование огнетушащих веществ

Характеристика воздействия на пожар

Положительное действие

Отрицательное действие

Запрещено применять

при тушении

2. Задание 2 (Учебник стр. 288-296). Записать основные термины и понятия, заполнить таблицу 2.

Марка огнетушителя

Продолжи-тельность действия, с

Дальность

струи, м

Огнегася-

щая способ-

ность, м 2

Область

применения

Хранение

3. Изучение общих правил пожаротушения.

4. Ответить на тестовые вопросы.

Вопросы на закрепление изучаемого материала:

1. Назовите основные способы пожаротушения.

2. В каких случаях воду для тушения пожара использовать нельзя.

3. Что относится к первичным средствам пожаротушения.

4. Назовите основные виды огнетушителей.

5. Назовите основные правила тушения пожаров при помощи огнетушителей.

Домашнее задание для выполнения самостоятельной работы:

Изучить тему по учебнику стр.286-294. Прочитать конспект лекций. Оформить практическую работу.

Используемая литература:

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования, М.: Издательский центр «Академия», 2014

Инструкционная карта для практической работы № 5

«Изучение первичных средств пожаротушения»

Задание 1. Изучение основных способов пожаротушения и различных видов огнегасящих веществ.

Пожар - Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни

и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Огнегасящее вещество - Вещество, обладающее физико-химическими свойствами позволяющими создать условия для прекращения горения.

Горение - это сложный физико-химический процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, сопровождающийся выделением большого количества тепла и свечением.

Выбор способов и средств пожаротушения зависит от объекта (категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности), характеристики горящих материалов и класса пожара.

Для того, чтобы произошло возгорание, необходимо наличие

четырёх условий:

    Горючий материал,

    Окислитель,

    Источник огня,

    Наличие путей распространения пожара.

Горючие вещества и материалы могут быть в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Все горючие вещества на молекулярном уровне содержат углерод и водород, т. е. основные составляющие газо-воздушной смеси, необходимые для реакции горения.

Окислителем обычно бывает кислород воздуха.

Источник зажигания - открытый огонь, пламя, искра электрического или механического происхождения, молния, лучистая энергия, накаленные тела, химическая реакция, электроток, механическая энергия.

Возникновение и продолжение горения возможно при определенном количественном соотношении горючего вещества и кислорода, а также при определенной температуре и тепловой энергии источника воспламенения. Чтобы началось горение, горючая среда должна быть нагрета до определенной температуры при помощи источника зажигания.

Виды пожаров в зависимости от вида горящих веществ и материалов

Классификация по виду материалов, вовлечённых в пожар, важна для правильного выбора средств тушения, в первую очередь, ручных огнетушителей.

    класс А - пожары твердых горючих веществ и материалов.

    класс B - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов.

    класс C - пожары газов.

    класс D - пожары металлов.

    класс E - пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением.

    класс F - пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ.

Способы прекращения процесса горения.

Для прекращения горения необходимо либо снизить тепловыделение в зоне горения фронта пламени, либо увеличить из фронта пламени теплоотвод. Цель – понизить температуру горения до критической температуры гашения.

п/п

Способ прекращения горения

Применяемые огнетушащие вещества

Охлаждение зоны горения и поверхности горящих веществ

Вода (до 1700 0 С на пожаре сплошными струями и тонкораспыленной водой), вода со смачивателями и загустителями, водные растворы солей, твердый СО 2 , снег, перемешиванием.

Изоляция очага горения от атмосферного воздуха

Химическая и воздушно-механическая пены, огнетушащие порошковые составы, аэрозоли, негорючие сыпучие вещества (песок, земля, шлаки и т.п.), листовые негорючие материалы.

Химическое торможение (ингибирование) реакций горения.

Галогеноуглеводороды (хладоны, фреон в 10 раз эффективнее СО 2) огнетушащие порошковые составы, аэрозоли, (соли металлов)

Сбивание пламени.

Сильной струей газа или воды, слоем продуктов взрыва, подрывом в горючего вещества.

Изоляция горящих веществ от

зоны горения.

Негорючие газы (СО, N 42 0, дымовые газы), водяной пар, тонкораспыленная вода, газо-водяные смеси, аэрозоль.

Огнетушащие вещества

К огнетушащим веществам относятся вода, песок, земля, порошок, газ, пена.

Вода является основным средством тушения пожара, вследствие своей доступности, простоты и дешевизны. Вода, обладая высокой теплоемкостью и скоростью испарения, оказывает на очаг горения сильное охлаждающее действие. При этом, в процессе испарения образуется большое количество пара, который поглощает много тепла и оказывает изолирующее действие на очаг пожара.

К недостаткам воды следует отнести плохую смачиваемость и проникающую способность по отношению к большинству материалов и веществ.

Водой нельзя тушить:

Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (нефть, керосин, бензин, масла), т.к. плотность воды больше их плотности, вода тяжелее, поэтому горючая горящая жидкость поднимается вверх и продолжает гореть;

Электрические сети и установок, находящихся под напряжением, т.к. вода электропроводна и при попадании воды на электропровода может возникнуть короткое замыкание или возможно поражение человека электрическим током.

Песок, земля - одни из простейших средств тушения небольших очагов пожара. Их огнегасящее действие заключается в том, что они препятствует проникновению к очагу пожара кислорода воздуха, а так же могут охлаждать место очага пожара.

Пена образуется в результате смешивания воды и пенообразователя в установках тушения. Применяют также химические и воздушно-пенные огнетушители. Раствор пенообразователя, проходя через сетку насадка огнетушителя, смешивается с засасываемым воздухом и образует воздушно-механическую пену, которая, попадая на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода. Пеной можно тушить различные вещества и материалы, за исключением щелочных и щелочноземельных элементов, а также электроустановок, находящихся под напряжением.

Порошок для тушения применяют в составе огнетушителей и установок для тушения. Порошок попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода, содержащегося в воздухе, выделяет огнегасящие вещества, попав в зону огня.

Огнетушащие средства

Ломы, багры, топоры применяют для разборки горящих деревянных или металлических конструкций для проникновения в здание, спасение людей и окончательной ликвидации пожара.

Лопата - применяется для забрасывания места очага пожара песком, землей.

Кошма - плотная брезентовая ткань - предназначена для изоляции очага горения от доступа воздуха, применяется лишь при небольшом очаге горения.

Пожарная автоматическая сигнализация

Пожарная сигнализация является важной мерой предотвращения крупных пожаров.

Основная задача автоматической пожарной сигнализации

Обнаружение начальной стадии пожара,

Передача извещения о месте и времени его возникновения,

При необходимости включения автоматических систем пожаротушения

и дымоудаления.

Функционально автоматическая пожарная сигнализация состоит из приёмно – контрольной станции, которая через сигнальные линии соединена с пожарными извещателями и оповещателями.

Пожарный извещатель - техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре.
Пожарный оповещатель - техническое средство, предназначенное для оповещения людей о пожаре.

Задачей сигнальных извещателей является преобразование различных проявлений пожара в электрические сигналы. Приёмно – контрольная станция после получения сигнала от первичного извещателя включает световую и звуковую сигнализацию и при необходимости автоматические установки пожаротушения и дымоудаления. В настоящее время наиболее часто используют тепловые, дымовые, световые и звуковые пожарные извещатели.

Тепловые пожарные извещатели устанавливают под потолком в таком положении, чтобы тепловой поток, обтекая чувствительный элемент извещателя, нагревал его. Тепловые пожарные извещатели не обладают высокой чувствительностью, поэтому обычно не дают ложных сигналов срабатывания в случае увеличения температуры в помещении при включении отопления, выполнения технологических операций.

Дымовые пожарные извещатели обладают меньшей инерционностью по сравнению с тепловыми. Они бывают точечными и линейно- объемными. Точечные дымовые извещатели используют ионизационный эффект. При попадании дыма в открытую камеру происходит уменьшение электрического тока, в результате чего включается цепь электрического реле. Линейно – объемный дымовой извещатель оптического типа работает по принципу изменения силы света при задымлении.

Световые извещатели работают на принципе регистрации инфракрасного или ультрафиолетого излучения пламени. Они обладают высокой чувствительностью и включают сигнализацию почти немедленно после появления небольшого источника радиационной теплоты в пределах прямой видимости извещателя.

Звуковые пожарные оповещатели представляют собой приемопередатчик ультразвуковых колебаний, который настраивают на форму стоячей волны в пределах защищаемого объема. Принцип действия в результате изменения скорости звука в воздушном пространстве из-за влияния образующихся при пожаре конвективных потоков.

Автоматические средства пожаротушения

Эффективно справиться с огнем, сохранить жизнь человека, а также частное и коммерческое имущество позволяют автоматические установки пожаротушения. Автоматические системы пожаротушения (АСПТ) справляются со своей задачей оперативно и результативно

Автоматические стационарные установки пожаротушения в зависимости от используемых огнетушащих веществ подразделяют на водяные, пенные, газовые и порошковые. Наиболее широкое распространение получили установки водяного и пенного тушения двух типов спринклерные и дренчерные.

Спринклерная установка – наиболее эффективное средство тушения обычных горючих материалов в начальной стадии развития пожара. Спринклерные установки включаются в работу автоматически при повышении температуры в защищаемом объеме выше заданного предела. Вся система состоит из трубопроводов, прокладываемых под потолком помещения и спринклерных оросителей, размещаемых на трубопроводах с заданным расстоянием друг от друга.

Дренчерные установки отличаются от спринклерных отсутствием клапана в оросителе. Дренчерный ороситель всегда открыт. Включение дренчерной системы в действие производится вручную или автоматически по сигналу автоматического извещателя с помощью контрольно – пускового узла, размещаемого на магистральном пожарном трубопроводе. Спринклерная установка срабатывает над очагом пожара, а дренчерная орошает водой весь защищаемый объект.

Задание 2. Изучение назначения, устройства и принципа действия первичных средств тушения пожаров.

Виды огнетушителей и их применение
Огнетушителем называется устройство, предназначенное для тушения пожара в начальной стадии его возникновения. Тушение производится за счет содержащегося в огнетушителе вещества, способного быстро загасить пламя.

Потому-то в каждом офисе, средстве передвижения, а по-хорошему, и в каждом доме необходим противопожарный огнетушитель .

Обычно они представляют собой баллон, преимущественно красного цвета (традиционная маркировка противопожарного оборудования), с соплом или трубкой. Вещество, которым предполагается гасить огонь, находится в баллоне под давлением и при необходимости выходит через сопло или трубку.

Классификация огнетушителей

1 . По способу срабатывания :

Ручные . Запускаются человеком при обнаружении возгорания. К этому типу относится большая часть переносных огнетушителей, используемых в гражданских целях при работе в небольших помещениях или предназначенных для хранения в автомобилях.

Автоматические , то есть такие устройства, которые не требуют присутствия человека. Это стационарные виды, имеющие в своей конструкции датчики дыма. Их помещают обычно в местах повышенной пожарной опасности. Срабатывают тогда, когда температура превышает заданную величину.

2. В зависимости от объема баллона и мобильности огнетушители делятся на:

Ручные малолитражные (до 5 л). Зачастую используются в автомобилях, где они являются обязательными согласно правилам дорожного движения и в офисных помещениях;

Промышленные ручные (5-10-20 л ). Они применяются чаще всего в отдельно стоящих небольших цехах, где подобные способы тушения огня будут иметь эффективность;

Передвижные и стационарные (от 20 кг и до 400 кг). Этот тип предназначен для эксплуатации в больших складских или промышленных помещениях, где находится скопление легковоспламеняющихся материалов. Обычно передвижные огнетушители перевозят на тележке.

3. От способа подачи содержимого наружу . Содержимое выходит:

Под собственным давлением закачанного внутрь огнетушащего средства;

Под давлением газов, закачанных в корпус;

Под давлением газов, которые находятся в баллончике, встроенном внутри огнетушителя;

Под давлением газов, которые образуются в результате химической реакции всех присутствующих в огнетушителе компонентов.

4. По виду пускового устройства , которые бывают:

Пистолетного типа;

С вентильным затвором;

С пуском, который зависит от давления;

5. По веществу, содержащемуся внутри баллона:

Водные (обозначаются аббревиатурой ОВ);

Воздушно-эмульсионные огнетушители (ОВЭ).

Воздушно-пенные огнетушители (ОВП);

Газовые или углекислотные (ОУ или Х);

Порошковые (ОП).

Характеристика огнетушителей

1. Водные огнетушители (ОВ). Данный огнетушитель пригоден для пожаров класса А – тушение твердых горючих веществ. Если в состав воды входят специальные добавки, то этот огнетушитель также можно будет использовать и для тушения жидких горючих веществ, это уже называется пожар класса В. Сразу стоит сказать, что кроме указанных выше ситуаций водными огнетушителями ничего тушить не стоит, т.к. вода может вступить в реакцию с этими предметами. Водные огнетушители являются самыми экологически чистыми и безопасными из всех представленных далее видов огнетушителей.

2. Воздушно-эмульсионные огнетушители (ОВЭ ) ,всвоем составе гасящие вещества такого типа огнетушителей имеют фторосодержащие компоненты. По своему назначению этот вид огнетушителей также подходит для тушения пожаров класса А и В .

3. Воздушно-пенные огнетушители (ОВП) . В основе своего действия имеют процесс химического или воздушно-механического образования пены из водных растворов. При химическом образовании пены применяются различные кислоты и щелочи, а в воздушно-механической технологии за основу пенообразования берется воздействие различными газами, чаще всего азотом или углекислотой. Такими огнетушителями можно гасить пожары класса А, В, а иногда и класса С (при котором возникает горение газообразных веществ).

К недостаткам этого типа огнетушителей относится в первую очередь невозможность тушить ими пожары в электросетях из-за того, что пена является хорошим проводником электричества. Также малоэффективны они в тушении спиртов и активных металлов, поскольку те вступают в химическую реакцию с пеной. Еще один существенный недостаток воздушно-пенных огнетушителей – их характеристики, а именно низкий температурный режим, который позволяет работать с ними только в диапазоне от +5 до +45 градусов С.

4. Газовые огнетушители. Довольно большая группа огнетушителей. К ним относятся: углекислотные; аэрозольные; углекислотно-бромэтиловые.

Выпускаются такие огнетушители как ручные, так и передвижные.

Принцип их работы состоит в переведении гасящего вещества из жидкого состояния в газообразное при распылении. В процессе та же углекислота, к примеру, увеличивается в объеме в 400 раз, что сопровождается значительным понижением температуры (до -70-80 градусов). Также эффект тушения достигается за счет вытеснения кислорода из области возгорания углекислым газом.

Главное что стоит знать, при использовании углекислотных ручных огнетушителей

1) В момент выхода углекислоты из раструба не прикасаться к нему рукой, открытыми частями тела, т.к. можно получить обморожение,(т.к. углекислота охлаждает раструб при выходе до t - 79,4 С),

2) Нельзя тушить такие вещества, которые могут продолжать гореть и без доступа кислорода (различные сплавы магния, алюминия, натрия и пр.).

5. Порошковые огнетушители (ОП) являются наиболее универсальным видом. Они применяются практически во всех классах пожаров и в связи с этим подразделяются на ОП общего назначения, предназначенные для тушения пожаров класса А, В, С, E (возгорание электрооборудования, находящегося под напряжением), ОП специального применения, которые используются в сложных случаях классов В, С, Е.

Основу гасящего порошка в ОП составляют различные минеральные соли. К ним добавляются дополнительные вещества, препятствующие комкованию и увлажнению порошка.

Основными недостатками этого вида противопожарного оборудования являются высокая степень загрязнения порошком помещения, где производились мероприятия по тушению пожара, а также высокая степень запыленности воздуха при их применении. Также из-за предрасположенности порошков к отсыреванию и комкованию необходимо строго соблюдать условия хранения подобных огнетушителей, чтобы сохранить их в рабочем состоянии.

Общие принципы тушения пожаров при помощи ручных огнетушителей.

1. Огнетушители располагают у выходов из помещений в доступном месте, на высоте1,5 м от пола.

2. При приведении в действие огнетушитель необходимо поднести к месту очага пожара не ближе, чем на 1 м. Сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить раструб или ствол (для порошкового) на очаг пожара, нажать на рычаг, приступить к тушению.

3. Тушить очаг пожара с наветренной стороны (чтобы ветер или воздушный поток бил в спину) на расстояние не меньше минимальной длины струи ОТВ огнетушителя (2-4 метра). Необходимо учитывать, что сильный ветер мешает тушению, снося с очага пожара огнетушащее вещество и интенсифицируя горение.

4. На ровной поверхности тушение начинают с передней стороны очага, углубляясь постепенно, по мере тушения

5. При тушении горящего масла запрещается направлять струю заряда сверху вниз.

6. При проливе ЛВЖ тушение начинать с передней кромки, направляя струю порошка на горящую поверхность, а не на пламя

7. Жидкие вещества тушат сверху вниз.

8. Горящую стену или вертикальную поверхность тушат снизу вверх.

9. При тушении электроустановок порошковым огнетушителем подавай заряд порциями через 3-5 секунд.

10. Не подноси огнетушитель ближе 1м к горящей электроустановке.

11. Не берись голой рукой за раструб углекислотного огнетушителя во избежание обморожения.

12. При наличии нескольких огнетушителей следует применять все одновременно.

13. Следите, чтобы потушенный очаг не вспыхнул снова (никогда не поворачивайтесь к нему спиной)

14. Первичные средства пожаротушения всегда должны быть исправны и люди должны уметь ими пользоваться.

Ответить на тестовые вопросы

1. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется

обозначение класса «Е»?

А) горение газообразных веществ

Б) горение металла или металлосодержащих веществ

В) горение электрооборудования, находящегося под напряжением

2. В каких огнетушителях в качестве огнетушащего средства используется двууглекислая сода?

А) аэрозольных;

Б) порошковых;

В) пенных;

Г) углекислотных.

3. С какой целью используют при пожаре в помещении распылённую струю?

А) для понижения температуры среды;

Б) для повышения концентрации кислорода

В) для более эффективного тушения пламени.

4. Какие действия не допускаются при использовании углекислотного огнетушителя?

А) срывать пломбу и выдёргивать чеку;

Б) держать огнетушитель в горизонтальном положении;

В) направлять раструб руками непосредственно на пламя.

5. Пожар – это?

А) неконтролируемый процесс горения;

Б) любое возгорание с образованием пламени и дыма;

В) неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением

материальных средств и создающий опасность для жизни людей.

6. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А) направить на него струю огнетушителя
Б) повалить человека на землю и накрыть плотной тканью
В) сорвать с него одежду.

7. Можно ли тушить горящие газы водой и пеной?

В) при определенных условиях.

8. Какие средства пожаротушения относятся к первичным?

А) пожарные краны, ручные огнетушители, ящики с песком, асбестовые и войлочные

полотна, бочки с водой

Б) пожарные краны, ручные огнетушители, установки пожаротушения, ящики с песком, асбестовые и войлочные полотна, бочки с водой

В) ручные огнетушители, ящики с песком, асбестовые и войлочные полотна, бочки с водой.

9. Что относится к огнетушащим средствам

А) вода, пена, газ,

Б)песок, земля, порошок,

В) ломы, багры, топоры, лопаты, кошма.

10. Переносные малолитражные огнетушители имеют объем гасящего вещества

А) до 4-х литров,

Б) от 4-х до 8 –и литров,

В) свыше 8-и литров.

11. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется

обозначение класса «Д»?

А) горение жидких веществ

Б) горение металлов и металлосодержащих веществ

В) горение твердых веществ.

12. По способу срабатывания огнетушители подразделяются на:

А) ручные, автоматические, комбинированные,

Б) переносные, стационарные, передвижные,

В) водные, пенные, порошковые.

13. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется

обозначение класса «А»?

А) горение жидких веществ,

Б) горение твердых веществ,

В) горение газообразных веществ.

14. Первичные средства пожаротушения используют:
+ А) для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения
Б) для тушения большого пожара
В) для локализации стихийного бедствия природного характера.

15. Для тушения каких пожаров применяются воздушно-пенные огнетушители

А) Пожаров класса А и В

Б) Пожаров класса С и D

В) Пожаров класса Е и F.

16. Какие сведения обязательны для наличия в паспорте огнетушителя?

А) дата последней зарядки (проверки) и вес заряда

Б) дата изготовления

В) дата последнего использования (если было)

Г) место изготовления и приобретения огнетушителя.

17. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы?
+ А) водой,

Б) песком,
В) пеной.

18. Назвать тип огнетушителя , предназначенного для тушения разнообразных материалов,

предметов, веществ:

А) пенный;

Б) углекислотный;

В) воздушно-пенный.

19. Пожар какого класса можно потушить водным огнетушителем

А) Пожар класса А,

Б) Пожар класса В,

В) Пожар класса С.

20. Назвать огнетушитель, предназначенный для тушения возгораний различный

материалов, кроме веществ горение, которых происходит без доступа воздуха:

А) углекислотный;

Б) химический пенный;

В) воздушно-капельный.

Преподаватель Жеребко Т.В.

Тема: Обеспечение пожарной безопасности производственных объектов.

Цель работы: закрепить теоретические знания по методам и средствам обеспечения пожаробезопасности на предприятии; получить практические навыки по оценке условий эвакуации людей из производственного помещения при пожаре.

Общие положения

Согласно ГОСТ 12.1.004-91, пожарная безопасность - это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей. Техника пожарной безопасности - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих пожарную безопасность.

Вобычных условиях горение представляет собой процесс окисления с выделением тепла, сопровождающиеся свечением. Однако некоторые вещества, например, сжатый ацетилен, хлорид азота, взрывчатые вещества, могут гореть без кислорода с выделением тепла и пламени.

Для горения необходимы: горючее вещество, окислитель (кислород, хлор, азотная кислота) и тепловой источник.

В определенных условиях, например, при температуре некоторых измельченных веществ (торфа, угля, дерева) 250-450 °С, может возникать самовоспламенение - процесс, для которого не нужен источник в виде огня (пламени), но необходим тепловой импульс.

Вещества, способные гореть после удаления источника зажигания называются горючими в отличие от веществ, которые в воздухе не горят и называются негорючими. Промежуточное положение занимают трудногорючие вещества, которые возгораются при действии источника зажигания, но прекращают горение после удаления последнего.

Нормативная вероятность возникновения пожара принимается равной не более 10 -6 год на отдельный элемент рассматриваемого объекта. Такая же вероятность воздействия опасных факторов пожара на отдельного человека (риск) принимается при разработке системы пожарной защиты.

Ниже приведены основные причины и частота пожаров, возникающих на предприятиях:

    нарушение технического режима - 33 %;

    неисправность электрооборудовании - 16 %;

    плохая подготовка оборудования к ремонту - 13 %;

    самовозгорание промасленных материалов - 10 %;

    несоблюдение графиков планового ремонта - 8 %;

    неисправность запорной аппаратуры - 6 %;

    искры при электро- и газосварочных работах - 4 %.

    Производства по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются на шесть категорий, которые обозначают буквами: А и Б - взрывопожароопасные; В, Г и Д - пожароопасные. Категории помещениям присваиваются в зависимости от агрегатного состояния горючих веществ и температуры вспышки в случае возможного пролива легковоспламеняемых и горючих жидкостей (прил. 11). Наиболее пожаро- и взрывопожароопасными являются помещения категории А, менее пожароопасные - помещения категории Д.

    Противопожарная профилактика при проектировании и строительстве предприятия включает решение следующих вопросов:

    повышение огнестойкости зданий и сооружений;

    зонирование территории;

    применение противопожарных разрывов;

    применение противопожарных преград;

    обеспечение безопасной эвакуации людей на случай возникновения пожара;

    обеспечение удаления из помещения дыма при пожаре.

В разделе "Государственная система обеспечения безопасности населения" изучаются чрезвычайные ситуации техногенного характера(пожары в быту и на промышленных предприятиях, правила пожарной безопасности), эвакуация населения в условиях ЧС, аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. В ходе практической работы студенты закрепляют изученный ранее материал, изучают назначение, устройства и принципы действия первичных средств тушения пожаров, правила пожарной безопасности и эвакуации при угрозе пожара в учебном заведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практическая работа

с обучающимися ГБПОУ БТПТСУ по учебной дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Разработчик:

Кривоносова Л.Л., преподаватель -

Организатор ОБЖ ГБПОУ БТПТСУ

г. Брянск

Дата:

Место проведения: кабинет ОБЖ.

Количество часов: 1 час.

Тип учебного занятия: самостоятельная практическая работа;

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Цель учебного занятия:

Образовательные : изучить виды ЧС, техногенные ЧС (пожары в быту, аварии на транспорте), правила противопожарной безопасности, средства, способы борьбы с пожарами, усвоить правила соблюдения пожарной безопасности, правила пожарной безопасности в помещениях, познакомить с планом эвакуации при пожаре, изучить действия населения при ЧС при пожаре в помещениях согласно заданному алгоритму (плану эвакуации).

Развивающие: развитие навыков работы с алгоритмом (планом эвакуации); развитие познавательных интересов.

Воспитательные: воспитание внимания, усидчивости, умения работать в группе.

воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет

усвоения новых понятий.

Задачи учебного занятия:

  • научиться определять виды ЧС;
  • знать правила противопожарной безопасности;
  • знать основные правила поведения при пожаре;
  • познакомиться с методами, средствами, способами борьбы с пожарами;
  • познакомиться с потенциальными опасностями техногенного происхождения, характерными для региона проживания;
  • рассмотреть правила действий, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;
  • научиться пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации) при пожаре по сигналу оповещения в техникуме;
  • научиться работать с наглядным материалом, оформлять записи, схемы в тетрадях, бланки отчетов о проделанной практической работе.
  • (2-ой урок) по теме: «Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре».

Преподаватель : (раздает инструкции по выполнению практической работы ,

Бланки отчетов,

при необходимости определяет варианты заданий (В- 1 (нечетные), В-2 (четные))

В ходе беседы и представляет презентацию: «Первичные средства пожаротушения, правила их применения. Правила безопасного поведения при пожаре»

объясняет: правила пожарной безопасности, знакомит с видами первичных средств пожаротушения, изучает последовательность действий при использовании различных видов огнетушителей; последовательность действий при эвакуации в случае пожара.

Обучающиеся выполняют по инструкции практическую работу.

ОБЖ Тема: Практической работы.

Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Цель работы:

Получить представление

  • о пожаро- и взрывоопасных объектах;

О правилах пожарной безопасности.

Познакомиться:

  • со способами тушения пожаров;
  • с правилами эвакуации по сигналам оповещения при пожаре;

С правилами использования видов огнетушителей для тушения возгораний.

Научиться:

- защищать себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного, техногенного характера;

Классифицировать чрезвычайные ситуации;

1 этап: ()

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство

2. Указать устройство

Задание 2 (уровень В):

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;

Задание 3 (уровень С):

2 этап: ()

Задание 4

Проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре.

Цель экскурсии - ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре.

Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

  • план эвакуации;

Задание 5

(дополнительное задание) Тестовый контроль.

Вывод по практической работе.

Обучающиеся заполняют бланк-отчета и сдают его в конце занятия.

9. Домашнее задание (записано на доске).

Составить:

Инструкцию по ликвидации пожара в квартире;

План эвакуации из своей квартиры;

План эвакуации из населенного пункта, расположенного вблизи источника ЧС – лесного пожара.

10. Подведение итогов:

Преподаватель : отвечает на вопросы студентов, выставляет оценки за учебное занятие, сообщает, что оценки за практическую работу будут выставлены к следующему учебному занятию..

При наличии времени демонстрируется видеофильм 3 : «Правила и порядок эвакуации по сигналу ГО, «Пожар»».

Преподаватель : предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (предлагает заполнить карточки самооценки).

Инструкция по выполнению

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ОБЖ № 3

Тема: Общая характеристика опасных ЧС природного и техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.

Цель :

получить представление :

  • о стихийных бедствиях природного характера.
  • о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
  • о пожаро- и взрывоопасных объектах.
  • о правилах пожарной безопасности
    знать :

Потенциальные опасности природного, техногенного происхождения, характерные для региона проживания;

  • причины их возникновения, о протекании и возможных последствиях;
  • способы тушения пожаров;
  • правила эвакуации по сигналам оповещения;
  • правила использования видов огнетушителей для тушения возгораний.
    уметь:

- защитить себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного
характера.

Классифицировать чрезвычайные ситуации.

Пользоваться простейшими средствами пожаротушения.

Литература:

1.ОБЖ: учебник для НПО и среднего профессионального образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 6-е – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 317 с.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл., 11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений Под ред. Смирнова А.Т., Хренников Б.О. –

5-ое издание, перераб. – М. «Просвещение», 2013.

Вопросы для самоконтроля:

Характеристика и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические, лесные пожары), техногенные (авария на транспорте и объектах экономики).

Аварийные ситуации на транспорте:

Аварии на радиационно опасных объектах.

Аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах.

Аварии и пожары на транспорте: на железнодорожном транспорте, на автомобильном транспорте, на воздушном транспорте, на водном транспорте. Аварии и пожары в метро.

Изучение первичных средств пожаротушения. Правила использования огнетушителей для тушения возгораний:

Углекислотные ОУ-2, ОУ-5 (используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380 В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 сек).

Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:

  1. Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.
  2. Правой направьте струю огнетушителя в сторону
    очага возгорания.
  3. Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки,
    пустить струю углекислоты на огонь.
  4. В момент работы огнетушителя ни в коем случае не
    беритесь рукой за раструб, т.к. температура здесь резко понижается и можно обморозить кожу.

Устройство углекислого огнетушителя:

1- баллон; 2 - сифонная трубка; 3- рукоятка; 4 - предохранитель;

5 - вентиль; 6 - маховичок; 7 - раструб.

Устройство порошкового огнетушителя:

Порошковые ОП-Т «Момент», ОП-2 (используются для тушения горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением. Продолжительность действия – 40сек.).

Принцип действия порошкового огнетушителя:

Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха .

Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:

1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку

2. Откройте вентиль газового баллончика

Пенных ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10 (используются для тушения загораний различных материалов и разлитых горючих жидкостей на небольших площадях. Запрещено их применять для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд).

Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:

  1. Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.
  2. Прочистите шпилькой отверстие спрыска.
  3. Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.
  4. Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой - за боковую
    ручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены в
    огонь.
  5. Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько раз
    встряхните его и вновь переверните спрыском вниз.

Ход работы:

1 этап: (применения теоретических знаний )

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;
  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С):

Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

2 этап: (практическое применение знаний )

Вывод:

Приложение 1

Бланк отчета

Пр. раб. № 3

Ф.И.О . _____ ______ __ Гр . _________

Тема:

Цель работы:

1 этап: (применения теоретических знаний )

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;
  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

1. Ситуация : Возгорание в квартире

Ваши действия:

2. Ситуация : Запах дыма (гари) на лестничной площадке

Ваши действия:

3. Ситуация : Загорелся телевизор (любой другой электроприбор )

Ваши действия:

4. Ситуация : Загорелась одежда на человеке Ваши действия:

2 этап: (практическое применение знаний )

Задание 4. Изучите организацию работы по противопожарной безопасности в образовательном учреждении.

Для выполнения данного задания проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре;

Цель экскурсии - ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре. Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:

  • вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
  • место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебному
    кабинету ОБЖ, и его комплектацию;
  • место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
  • порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
  • план эвакуации;
  • места расположения эвакуационных выходов.

Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).

При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию 3.

  1. При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.
  2. Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.
  1. Загоревшиеся компьютер или телевизор нельзя тушить водой.
  2. Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.
  3. Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.
  4. Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.
  5. Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать
    комнату.
  6. Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.

9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.

  1. Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возгоранию компьютера или телевизора.
  2. При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.
  3. При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.
  4. Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.
  5. При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задохнуться от дыма.

Вывод :

Самооценка.

Я могу объяснить, как …

Использовал(а) определения понятий, термины, чтобы не ошибиться в названии изученной темы, раздела, в формулировке целей и задач



Просмотров