Опасная ситуация: ОБЖ. Опасные и чрезвычайные ситуации. Опасные ситуации природного характера. Контрольная работа: Технические и организационные принципы обеспечения БЖ Прогноз на будущее

В современном мире в свете последних событий, все чаще поднимаются темы, объясняющие факторы риска и в целом все военные угрозы национальной безопасности России. Чтобы рассмотреть эту проблему шире, необходимо для начала разобраться с самим понятием. Удовлетворение любых национальных интересов в современном мире происходит благодаря обоюдному и взаимному действию стран, находящихся на мировой арене при содействии сил непосредственно внутри страны. Такие отношения находятся на грани сотрудничества и противоборства - одновременно. можно рассматривать такое положение дел, как обыкновенную борьбу за выживание. Поэтому, так или иначе, но страны должны учитывать обоюдные интересы. Но при несоблюдении правил игры или наплевательском отношении одного государства к другому это может быть расценено, как угроза безопасности или целостности государства, как минимум в экономическом плане.

Что такое угроза безопасности

Таким образом, военные угрозы национальной безопасности России могут быть определены, как косвенные или прямые возможности нанесения рисков свободе, конституционным правам, территориальной ценности, уровню и качеству жизни граждан, развитию, безопасности и обороне государства.

Такие столкновения на почве удовлетворения своих национальных интересов и являются первым шагом к проблемам, связанным с безопасностью. Так выглядит трактовка понятия, но исходя из этого, нужно отметить следующее. При отсутствии национального интереса угрозы как таковой не существует, таким образом, это может быть классифицировано как опасность, которая сама по себе может появиться не только вследствие деятельности человека, но и природных, техногенных и стихийных катастроф.

Классификация угроз

Перед тем как рассмотреть, насколько национальная безопасность РФ крепка и откуда необходимо ожидать опасность, стоит разобрать виды угроз.

Потенциальная угроза всегда рассматривается во время разработок и создания любой программы. Несмотря на план и его направленность, такие риски должны обязательно просчитываться. В это же время непосредственные угрозы требуют немедленного задействования специальных систем и «рычагов» для кризисного принятия адекватной ответной меры. Чаще всего очагом таких проблем являются именно потенциальные угрозы. Источники могут иметь целенаправленный характер, для какой-то определенной цели и относительно географической направленности. Последние, в свою очередь, могут быть обусловлены не только внешними, но и внутренними источниками, о которых мы поговорим подробнее на конкретном примере.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

На данный момент основные угрозы военной безопасности можно разделить на следующие:

  • в обществе может являться одним из самых опасных рисков. Это так называемая бомба замедленного действия, которая может разорваться в любой момент, как только пропасть между богатыми и бедными достигнет критического предела. Отсюда следует рост напряженности в обществе, проституция, алкоголизм, наркомания, криминальная составляющая.
  • Ресурсная ориентация, в данном примере нефть и газ, безусловно, позволяет иметь высокий доход для всего государства, но при этом, стоит отметить, что ни о каком устойчивом и стабильном экономическом росте речи и идти не может.
  • Усиление разрыва роста экономики между разными регионами. В условиях, когда один регион живет лучше другого, разрушаются связи, и это однозначно не способствует интеграции между регионами.
  • Криминогенная обстановка всего общества в России. В последнее время участились случаи нетрудового дохода, причем это может наблюдаться как среди обычного населения, так и верхушки власти, что сказывается на общей нестабильности и неустойчивости экономики. В такой ситуации вывести национальную экономику из сложившегося кризиса практически невозможно.
  • Проблемы, связанные с уменьшением научно-технического потенциала, как основы роста экономики. На самом деле национальная безопасность РФ находится перед достаточно серьезной угрозой, из-за того, что в последнее время Россия не делала достаточного вклада в наукоемкие отрасли, поэтому необходимого научного потенциала просто нет.
  • Сепаратистские взгляды отдельных территорий, что функционируют по принципу федеративного устройства.
  • Межнациональная и межэтническая напряженность, которая в последнее время только усиливается.
  • Демографический кризис и снижение физического здоровья населения.

Если рассматривать в купе все вышеприведенные угрозы безопасности, видно, что они достаточно тесно связаны. При возникновении одной может стать актуальной следующая, и так далее по цепочке. Ликвидация всех этих проблем необходима для того, чтобы обеспечить сохранение государственности. Но помимо внутренних угроз, особенное внимание стоит уделить и внешним.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Что касается проблем извне, то тут все намного проще, и они кажутся более очевидными, так как в основном от их действия страдает вся страна целиком. Среди таких угроз можно отметить следующие:

  • Международный терроризм.
  • Уменьшение роли РФ в мировой политической и экономической жизни, из-за целенаправленных действий как конкретных государств, так и организаций (пример ОБСЕ и ООН).
  • Территориальная экспансия относительно Китая и Японии.
  • Постоянное увеличение военного присутствия НАТО.
  • Размещение вблизи границ России военных сил, в частности США.
  • Повсеместное распространение оружия массового поражения.
  • Ухудшение отношений со странами СНГ, в частности Беларусью и Украиной.
  • Кризис оборонного потенциала страны.
  • Постоянное возникновение военных вооруженных противостояний вблизи границ и стран СНГ, яркий тому пример и военный переворот 2013-2015 гг.
  • Ослабление позиции в сфере телекоммуникаций, из-за ряда стран, которые вкладывают в информационную войну просто колоссальные средства.
  • Активизация на территории РФ иностранных организаций, шпионов и так называемой

Таким образом, внутренние и внешние угрозы обязательно требуют постоянного наблюдения для того, чтобы безопасность была под контролем.

Проявление угрозы со стороны США (Холодная война)

На самом деле, попытки проявления недружественного отношения со стороны США были постоянно, и об этом свидетельствует много фактов, и такие маневры от этой стороны будут продолжаться и далее. этой проблемы вряд ли можно найти, так как интересы РФ и Америки лежат в абсолютно разных плоскостях и понимании происходящего. Но, как уже успели отметить эксперты, Холодная война на самом деле не закончилась, а всего лишь был взят небольшой перерыв, чтобы с новой силой ударить по России.

Многое может пролить свет на последние шахматные рокировки в Восточной Европе и интерес Соединенных Штатов во всем этом. Несмотря на то что ЦРУ имеет 4 базы за пределами Америки, в планах, скорее всего, построить еще одну прямо у границ с Россией, а именно на Украине.

Как видно из последней ситуации в этой стране, украинские структуры некомпетентны, сумасбродны, лживы и ко всему прочему видны откровенные элементы неуважения ни к президенту России, ни к государству в целом. В случае если база ЦРУ будет открыта, то Америка сможет вести разговор с РФ, уже если не на повышенных, то на уверенных тонах. Таким образом, у границ появится опытная, высоко отлаженная структура, которая устанавливала свой порядок более чем в 40 странах.

Конфликт на Украине как прямая угроза

Затрагивая тему "врага у ворот", безусловно, стоит отметить, что военные угрозы национальной безопасности России стали критическими после конфликта на Украине, и это отмечают компетентные службы всего мира.

Итак, предположим, что в планах правительства самой «демократической» страны в мире (по версии ее же самой), действительно стоит строительство баз на Украине. Зачем это нужно и что это даст по факту? На самом деле ответ кроется не только в геополитическом контроле этого региона. Естественно, в этой стране первым делом будет создан специальный центр по подготовке радикалов и террористов, для того чтобы впоследствии они были переброшены в Россию для наведения беспорядков. В данном случае речь идет о тех молодых людях, которых идеологически обрабатывали еще с начала 90-х. Теперь практически большая половина дружественной, братской и когда-то единой страны в составе СССР считает Россию корнем всех бед и главным врагом, поэтому с радостью пойдет обучаться убивать врага на американские полигоны.

Радикалы и террористические организации

Не меньшей проблемой может быть отмечена угроза терроризма и радикализма. Первоочередной задачей таких организаций является обострение градуса напряжения, наведение хаоса, беспорядков и страха в обществе, необходимость раскачивать ситуацию и напрягать обстановку.

Как известно, прямых доказательств того, что США в промышленных масштабах создает террористов, достаточно много, но вот мировая общественность почему-то постоянно закрывает на это глаза (по непонятным причинам). В Афганистане это была Аль-Каида, и ее действия прямым образом были направлены против СССР. После распада необходимость в ней спала, а после был убит и двойной агент ЦРУ Усама Бен Ладен, как лишний и уже ненужный свидетель, но в СМИ он подавался как террорист №1.

Что мы видим в современном мире? Ливия, Сирия, Украина, а дальше кто? А следующей будет Россия, и поможет Америке в этом ИГИЛ. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что угроза терроризма в основном идет только от одного «демократического» государства, которое под прикрытием ярого борца с этими структурами само и создает опасность.

НАТО

Несмотря на то что базы НАТО заполонили весь мир, прямые военные действия с РФ практически исключены. Поэтому со стороны этого блока военные угрозы национальной безопасности России близки к нулю. Об этом может говорить много фактов, и, конечно же, не последнюю роль играет Российский «ядерный кулак». Никто не хочет обрекать всю планету на смерть, а открытие Южного и Восточного фронта как раз может привести к этому. Конечно же, не исключается вероятность активного участия этого блока, если РФ все-таки сможет выдержать экономическую блокаду и санкции, но все же это опять-таки будет не открытая, а подпольная деятельность в подготовке боевиков, террористов и переброска их на территорию. Но, так или иначе, такие внешние военные угрозы, как можно смело расценивать, как потенциальные

Экономическая угроза (санкции)

В ходе последних событий, хочется понять, почему такая крупная, богатая и сильная страна страдает от намеренного экономического воздействия? А проблема в следующем, как говорится, «пришла беда, откуда не ждали». Современная Россия — это сырьевой придаток экономики, но только не собственной, речь идет про экспорт. Удар санкций был настолько спланированным и ощутимым, что были задействованы все мировые рычаги. Это и искусственное снижение цен на нефть со стороны арабских государств, и те ограничения, которая ввела Европа. Современная экономика РФ в большей степени игнорирует потребности гражданина, как и 20 лет назад. Современный бизнес сам по себе производит недостаточно, а зачастую просто торгует своим сырьем или, и того хуже, импортными товарами. Поэтому был сделан упор на самые уязвимые и жизненно необходимые отрасли. Это надо расценивать как толчок к перепрофилированию на восточный рынок, вот только не поздно ли, разве нельзя было предвидеть этот ход?

Современные угрозы

Безусловно, терроризм - угроза национальной безопасности России №1, но если посмотреть в недалекое будущее, то к этой проблеме может прибавиться еще несколько, не менее важных. Уже начиная с 2015 года, РФ может оказаться в самом центре схватки "насмерть" за природные богатства. Мир стал перестраиваться от многополярности к полицентризму, начался рост нестабильности, ожесточение конкуренции между новыми центрами силы. Современный мир вступает в один из самых сложных демографических, экологических и сырьевых периодов. Россия в этой ситуации - очень важный игрок, благодаря своему И никакая военная угроза не страшна лишь тогда, когда с тобой считаются как с равным, а в случае с Россией - когда боятся. Поэтому, сколько бы попыток для ослабления ее геополитических и географических позиций ни проводилось, все они будут сведены на нет. Но благодаря тому, что рост на сырьевое топливо постоянно растет, а газ и нефть, будут оставаться основными источниками энергии и иметь прогнозированную долю 84% до 2030 года, время России еще впереди. Единственная опасность в том, что РФ граничит с 16 государствами, которые то и дело стараются пересматривать свои границы.

Прогноз на будущее

Конечно, отношения Кремля с Брюсселем и Вашингтоном уже никогда не станут прежними. И в ответ на все угрозы НАТО, систем НПРО США, постоянных «цветных» революций в ряде постсоветских стран и у границ России правительство обновило доктрину, где говорится про обеспечение национальной безопасности государства. По этому документу, в ответ на действие сразу будет следовать противодействие, благодаря чему вся страна может спать спокойно и не волноваться за свое будущее.

Сейчас больше чем когда-либо необходима продуманная комплексная защита корпоративного информационного пространства от посягательств со стороны злоумышленников - как извне, так и изнутри компании.

Прошли те времена, когда самым большим источником опасности для наших данных были дискеты, зараженные "классическими" вирусами.

Сегодня и работа, и отдых немыслимы без сети Интернет, и этим активно пользуются авторы вирусов, хакеры и спамеры - часто в одном лице. Хакеры создают новые вирусы и другие вредоносные программы, чтобы незаконно проникать на наши компьютеры, подчинять их себе и затем рассылать с них спам. Угрозы информационной безопасности становятся всё более комплексными.

Количество вредоносных программ уже приближается к ста тысячам, появились десятки новых их типов и разновидностей - всё чаще смешанных, объединяющих все последние достижения "черной" компьютерной индустрии. Сама эта индустрия набирает обороты, уже начались "гангстерские войны" между кланами компьютерных преступников.

Только зарегистрированные потери от компьютерных преступлений исчисляются уже десятками миллиардов долларов, и цифры эти растут угрожающими темпами.

В последние годы эксперты отмечают, что ущерб, причиняемый вирусами, все возрастает. По данным Computer Economics в 2002 году ущерб составил примерно $11 млрд., в 2003 году эта цифра достигла $12,5 млрд, а в начале 2004 года ущерб только от эпидемии MyDoom составил более $4 млрд.

Ущерб от спама в 2004 году возрастет еще заметней: с непрошеной корреспонденцией будет рассылаться всё больше вирусов и троянских программ. Кроме того, ущерб от потери рабочего времени на разбор и чтение спама по разным оценкам составляет уже $50-200 в год в расчете на одного сотрудника, и эти цифры в 2004 году также вырастут.

Зафиксированный объем потерь от компьютерных преступлений, совершаемых хакерами, и от кражи конфиденциальной информации сотрудниками компании исчисляется уже сотнями миллиардов долларов.

Возможности утечки компьютерной информации

В любом обществе циркулируют потоки информации разной степени секретности: государственная тайна, ведомственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, личная тайна и информация, предназначенная для общего пользования. Все виды информации в той или иной степени обрабатываются на компьютерах. Следовательно, компьютер может стать источником утечки информации из комнаты, организации, фирмы, предприятия, семьи. Наиболее распространёнными возможностями утечки компьютерной информации являются:

    несанкционированный просмотр (фотографирование) информации на дисплее, принтере, графопостроителе и других устройствах вывода данных;

    хищение результатов регистрации информации;

    несанкционированный доступ к машинным носителям информации с целью их просмотра или копирования;

    хищение съемных машинных носителей информации;

    получение информации с помощью электромагнитных излучений;

    получение информации с помощью акустических излучений;

    чтение злоумышленниками личных телефонных книжек персонала;

    получение информации с помощью радиозакладок, устанавливаемых для получения обрабатываемой на компьютерах информации и настраиваемые на определенные излучения;

    наводки в сети питания, контуре заземления, каналах связи, системе охранной и пожарной сигнализации, в системах тепло-, водо- и газоснабжения.

Многообразие каналов утечки информации требует очень внимательного подхода к решению задачи по защите информации в компьютерных сетях.

Понятия «опасности, угрозы, вызовы, риски, ущерб»

Опасность - вполне осознаваемая, объективно существующая, но не фатальная вероятность (возможность) негативного воздействия на социальный организм или на что-либо, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами, в результате которого может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние и/или условия жизнедеятельности и придающий его развитию нежелательные динамику (характер, темпы) или параметры (свойства, формы и т.д.). Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е. А. Олейникова. - М., 2005. - С. 28 Опасность - это ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека среду. Фомин, С. А. Обеспечение национальной безопасности: курс лекций. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. - С. 13

В учебнике Е. А. Олейникова «Экономическая и национальная безопасность» приводится следующая классификация опасности:

1. По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий можно выделить:

вызов - совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них с целью предупреждения и/или снижения возможного ущерба;

угроза - наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т.е. актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия, или совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

В статье 3 закона «О безопасности» дается такое определение: «Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства».

С момента своего появления на Земле человек живет в окружении постоянных угроз, исходящих извне и существующих внутри его сообщества. Угрозы исходят от различного рода источников опасности.

Угрозы требуют оперативного реагирования и применения всех имеющихся в распоряжении мер, включая силовые. В качестве примеров угроз можно привести терроризм, наркобизнес, рост организованной преступности.

риск - вероятность (возможность) возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта. Пример: ухудшение экологической обстановки.

2. В соответствии с причинно-следственной обусловленностью объективно существующие для нации опасности, угрозы и вызовы могут быть подразделены на следующие группы:

причиняющие ущерб непосредственно здоровью и жизни личностей (граждан);

делающие это косвенно вследствие сокращения или опустошения принадлежащей территории и разрушения присущего им уклада духовной и общественной жизни.

3. По источникам возникновения опасности.

Источники возникновения опасности - это условия и факторы, таящие в себе и при определенных условиях обнаруживающие враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. По своему генезису имеют следующее происхождение:

естественно-природное;

техногенное;

социальное.

4. По неадекватности потоков энергии, вещества и информации все опасности могут быть подразделены на следующие классы:

природно-экологические, вызванные разрушительным воздействием стихийных бедствий и антропогенным нарушением естественной миграции вещества;

техногенно-производственные, связанные с возможностью нежелательных выбросов энергии, накопленной в созданных личностями (гражданами) технологических объектах;

антропогенно-социальные, обусловленные умышленным сокрытием или искажением информации, а также спецификой ее интерпретации и восприятия личностями (гражданами).

Опасность возникает при неудовлетворении каких-либо потребностей человека и образуемых им сообществ в энергии, веществе и информации. Данное обстоятельство крайне важно для классификации не только объективно существующих опасностей, угроз, вызовов, но и для связанного с ними ущерба, например для утраты энергетических, материальных информационных ресурсов.

5. По степени вероятности опасности различаются как:

реальная;

потенциальная.

6. По уровню (размаху и масштабам возможных негативных последствий) опасности могут быть:

международные (глобальные и региональные - регионов мира);

национальные, локальные (или региональные - регионов страны);

частные (фирм и личности).

7. По сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.

Последнее понятие этой группы - ущерб - это уже результат разрушительного изменения целостности и/или свойств конкретных личностей (граждан) и принадлежащих им материальных или духовных ценностей.

Понятия «устойчивость, стабильность, живучесть»

национальная безопасность потребность опасность

Наконец, четвертая группа «устойчивость - стабильность - живучесть» непосредственно предопределяет безопасность и жизнестойкость каких-либо систем или отдельных объектов. Говоря о «безопасности», следует подразумевать систему, включающую в себя одновременно и потенциальный объект воздействия (в нашем случае - не менее одной личности - человека), и, по крайней мере, одну угрозу для нее, т. е. ситуацию с данной системой и окружающей ее средой, при которой все угрозы парируются либо уклонением или уничтожением источников угроз, либо защитой от их разрушительного воздействия. Безопасность достигается благодаря устойчивости, стабильности и живучести подобных биологических систем.

При этом под устойчивостью обычно подразумевают их способность нормально функционировать при различных возмущениях вследствие эластичности и резистентности; под стабильностью - совокупность устойчивости к широкому диапазону продолжительно действующих возмущающих факторов, а под живучестью - способность систем сохранять рациональную структуру и функционирование в условиях целенаправленного противодействия.

Основные ключевые понятия

в области безопасности жизнедеятельности

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных инте­ресов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возмож­ности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориаль­ная целостность.

^ Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, соз­нающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности. Безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, органи­зационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

^ Обеспечение безопасности жизнедеятельности - сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности осущест­вляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Россий­ской Федерации.

^

Опасность

^ Опасное явление

^ Опасная ситуация

Экстремальная ситуация

и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности 1 осущест­вляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Россий­ской Федерации.

^ Национальная безопасность Российской Федерации - безо­пасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Опасность - свойство окружающей человека среды, состоящее в возможности при конкретных условиях создания негативных воздейст­вий, способных привести к отрицательным последствиям для жизнедея­тельности человека и определенному ущербу окружающей его среды.

^ Опасное явление - явление, приводящее к формированию вред­ных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды.

^ Опасная ситуация - стечение обстоятельств, которые при опре­деленном развитии событий могут привести к несчастью.

Экстремальная ситуация - крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая.

Опасные и экстремальные ситуации - это своего рода предпосыл­ки, которые при определенных условиях могут привести к несчастному

Случаю, но в экстремальной ситуа­ции вероятность несчастного слу­чая особенно велика.

Авария - опасное техногенное явление, происходящее по конст­руктивным, производственным, тех­нологическим или эксплуатацион­ным причинам. При авариях проис­ходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей.

Столкнулось несколько автома­шин, но люди не пострадали - это авария. Рухнуло здание, в котором не было людей (еще не заселили или уже отселили), тоже авария. Таким образом, авария - это по­вреждения объектов и транспорт­ных средств, при которых никто из людей не пострадал.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями (см.: Оже­гов С. И. Словарь русского языка). Это может быть крупная авария, приведшая к гибели людей. Катастрофа представляет собой непред­виденную и неожиданную ситуацию, возникшую в результате природ­ных явлений или деятельности человека и несущую угрозу для его жиз­ни, следствием которой стала гибель одного человека или большой группы людей (например, землетрясение в Нефтегорске, Чернобыль­ская катастрофа, ураган «Катрина» в США и др.).

Стихийные 1 бедствия - катастрофические природные явления и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни зна­чительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, неред­ко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся навод­нения, землетрясения, сели, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насе­комых-вредителей, грызунов и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует сти­хийные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих чрезвычай­ной помощи извне.

Можно сказать, что стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геологического, метеорологического, гидроло­гического или биологического происхождения крупных масштабов, при которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся вне­запным нарушением жизнедеятельности, разрушением и уничтожени­ем материальных ценностей и приводящие к гибели людей. Стихийные бедствия могут приводить к авариям и катастрофам в промышленно­сти, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

При стихийных бедствиях человек не в состоянии повлиять на ход развития событий, они зачастую происходят внезапно, и последствия их малопредсказуемы, так как зависят от мощности природного явле­ния (землетрясения, наводнения, урагана), их вызвавшего. Единствен­но правильные действия населения в таких ситуациях заключаются в выполнении профилактических мероприятий, предусмотренных в регионе в случае возникновения стихийного бедствия, и умении правиль­но действовать и использовать рекомендации специалистов в соответ­ствии с конкретной обстановкой.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1 отмечено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной тер­ритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного яв­ления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка, ко­торая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей .

Причиной чрезвычайной ситуации могут быть промышленные ава­рии и катастрофы, опасные природные явления и стихийные бедствия, а масштаб возможных последствий от этих происшествий определяет уровень чрезвычайной ситуации.

Согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделя­ются на:


  • локальные;

  • местные;

  • территориальные;

  • региональные;

  • федеральные;

  • трансграничные.
Локальная чрезвычайная ситуация - это такая ЧС, в результате ко­торой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизне­деятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб со­ставляет не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории про­изводственного или социального объекта.

Таким образом, понятие «локальная чрезвычайная ситуация» опре­деляет минимальный масштаб, тяжесть и зону распространения по­следствий для жизнедеятельности человека от природного или техно­генного опасного явления. Если от опасного явления пострадал хотя бы один человек и нанесен определенный материальный ущерб, а зона действия этого явления не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, это локальная чрезвычайная ситуация. Для ликвидации последствий такой ЧС доста­точно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

^ Местная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо матери­альный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минималь­ных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

^ Территориальная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо наруше­ны условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

^ Региональная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате кото­рой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн ми­нимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

^ Федеральная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате кото­рой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизне­деятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб состав­ляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день воз­никновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная чрезвычайная ситуация - это ЧС, поражающие фак­торы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, ко­торая произошла за рубежом и затрагивает территорию нашей страны.

Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизне­деятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факто­ры риска от последствий чрезвычайных ситуаций.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

9 класс ОБЖ ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ ЗАНЯТИЕ № 3 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЖ ГАЛОЧКИН М.В.

Пути устойчивого развития цивилизации - Изменить ориентиры и ценности жизни населения планеты - Довести до сознания масштабы грозящей катастрофы. - Объединить народы единством общей беды. - Ограничить жизнедеятельность народов в масштабах планеты.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ГОСУДАРСТВО РЕГУЛИРУЮЩАЯ И ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ БЕЗОПАСНЫЕ И ДОСТОЙНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

ГОСУДАРСТВО – ЭТО ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БОЛЬШИХ СООБЩЕСТВ, НАЗЫВАЕМЫХ ЭТНОСАМИ. ЭТОНОС – СООБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ СВЯЗАННЫХ ОБЩИМ ЯЗЫКОМ, СОЦИАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ 31
поурочные разработки
«Основы безопасности жизнедеятельности»

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ
НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ И БЕЗОПАСНОСТИ РФ

9 класс
занятие №4

Преподаватель Галочкин М.В.

Цель: познакомиться с основными угрозами национальным интересам и безопасности России.

2. Угрозы национальной безопасности

3. Обеспечение национальных интересов

Изложение программного материала:

Введение

Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире.

И поэтому ряд стран активизирует свои усилия, направленные на ослабление России в целом и её влияние на международную политику.

(видеоролик 3 мин.)

  1. Национальные интересы и национальная безопасность.

Наряду с этим сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности.

Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.


Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.


Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

  1. Угрозы национальной безопасности.

Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам следует отнести:


развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.

К внутренним угрозам специалисты относят.


Попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
Создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
Незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.


Трансграничные угрозы проявляются в следующем.


создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
деятельность поддерживающихся из–за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
деятельность международных террористических организаций.

  1. Обеспечение национальных интересов.


Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно–политических отношений.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США.


Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.


Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.


Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.

Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия “холодной войны”. Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.

Вывод 1


Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным.

Вывод 2

Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.




Просмотров