Практическая работа "приемы обращения с лабораторным оборудованием". Приемы обращения с лабораторным оборудованием Приемы обращения с лабораторным оборудованием строение пламени


Практическая работа №1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Цель работы: Познакомиться с устройством лабораторного оборудования и отработать приёмы обращения с ним.

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе в химической лаборатории (изучите статью в учебнике).

2. Лабораторное оборудование

1). Устройство лабораторного штатива:


  • изучите строение и использование лабораторного штатива (рисунок и статья в учебнике);

  • нарисуйте в тетради штатив, обозначить его составные части ;

  • изучите правило закрепления стеклянной посуды в лабораторном штативе. Помните, что стекло – очень хрупкий материал. Его легко разбить.

2).Приёмы работы со спиртовкой:

неправильные действия с нагревательными приборами могут привести к пожару!


  • изучите строение и использование спиртовки (рисунок и статья в учебнике);

  • нарисуйте в тетради спиртовку, обозначить её составные части;

  • запишите в тетради правила работы со спиртовкой;

3).Строение пламени

  • изучите строение пламени (рисунок и статья в учебнике);

  • рассмотрите пламя спиртовки, выделите три зоны: нижняя часть пламени – тёмная и самая холодная, средняя часть пламени – яркая, верхняя часть пламени – менее яркая, но с наиболее высокой температурой.

  • внесите на короткое время в пламя лучинку так, чтобы она проходила через нижнюю часть пламени и по характеру обугливания определите , какая часть пламени имеет наибольшую температуру.
Рекомендуется нагревать вещества в верхней части пламени.

4). Посуда


  • изучите строение и использование химической посуды (рисунки и статья в учебнике);

  • запишите в тетради правила смешивания растворов в пробирке, переливания жидкостей из одного сосуда в другой и нагревания пробирки с жидкостью при работе в химической лаборатории.
Правила фильтрования:

  • приготовить фильтровальную бумагу;

  • вложить в воронку и смочить водой ;

  • жидкость для фильтрования наливать на фильтр по стеклянной палочке тонкой струйкой, направляя её на стенку воронки;
Через фильтр пройдёт прозрачный фильтрат , а на фильтре задержится осадок.

3. Оформите отчёт о работе

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Практическая работа №1.

«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

Цель работы: ознакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, лабораторным оборудованием и приемами обращения с ним.

Оборудование : Лабораторный штатив с кольцом и лапкой, спиртовка, пробиркодержатель, колбы, стаканы, воронка, фарфоровая посуда, спички.

п\п

Название прибора, его рисунок

Назначение прибора и его частей

Лабораторный штатив

Лабораторный штатив служит для…

укрепления частей химических установок при выполнении опытов.

1. Чугунная подставка – придает штативу устойчивость.

2. Стержень – является основой для закрепления лапки и кольца.

3. Кольцо - в кольцо помещают воронки и фарфоровые чашки.

4. Муфта – укрепляет лапку и кольцо.

5. Лапка – закрепление пробирок и колб.

Спиртовка

Спиртовка служит для нагревания веществ

1. Колпачок – используется как для тушения пламени спиртовки, так и для предотвращения испарения топлива с верхней части фитиля.

2.Металлическая трубка с диском –

Через нее пропускается фитиль.

3.Фитиль – переносит жидкое топливо (спирт) из емкости на конец фитиля

4. Резервуар – в него наливается спирт.

Строение пламени

1 – темная зона.

2 – яркая часть пламени.








Посуда Для чего предназначена Рисунок 1. Пробиркаработа с малым количеством веществ (не более 2 см высотой) 2. Стаканработа с большим количеством веществ 3. Колбаработа с большим количеством веществ 4. Воронкафильтрование, переливание жидкостей 5. Стеклянная палочка для перемешивания веществ в стакане 6. Стеклянная трубочка для забора небольшого количества жидкости (пипетка) 7. Чашка для выпаривания Для выпаривания растворов (не более 1/3 объёма чашки)


Знакомство с лабораторным оборудованием В процессе выполнения практических работ используются лабораторный штатив и нагревательные приборы Ознакомьтесь с их устройством и основными приёмами обращения с ними Сделайте рисунки приборов и пламени, подпишите составные части


Устройство и работа штатива Подставка – придаёт штативу устойчивость 2. Стержень – служит для укрепления лапки и кольца 3. Муфты – укрепляют лапку и кольцо на стержне 4. Лапки – служат для укрепления пробирок 5. Кольца - служат для размещения стакана, колбы, чашки для выпаривания


Устройство и работа спиртовки Резервуар (сосуд) – служит для заливания спирта 2. Колпачок – служит для тушения спиртовки 3. Диск с трубкой – служит для закрепления фитиля и закрывает отверстие сосуда 4. Фитиль – подводит спирт к отверстию сосуда


Строение пламени Нижняя, тёмная, холодная, состоит из паров спирта 2.Средняя, яркая, светящаяся, более горячая, состоит из раскалённых частичек углерода 3.Верхняя, бесцветная, самая горячая, состоит из раскалённых паров воды


Выполните тест: Вариант I. 1. Штативу придаёт устойчивость: а) лапка; б) подставка; в) зажим. 2. Кольцо штатива служит для того, чтобы поместить на него: а) пробирку; б) чашку для выпаривания; в) спиртовку. 3. Чтобы загасить спиртовку необходимо: а) задуть её; б) полить водой; в) накрыть сбоку колпачком. 4. Перемешивать раствор в стакане необходимо: а) постукиванием по сосуду; б) совершая круговые движения сосудом; в) стеклянной палочкой. 5. Для выпаривания растворов используют: а) колбу; б) стакан; в) чашку для выпаривания. Вариант II. 1. Для укрепления частей химических установок при выполнении опытов служит: а) штатив; б) спиртовка; в) пробирка. 2. Лапка закрепляется на стержне штатива с помощью: а) подставки; б) кольца; в) муфты. 3. Спиртовку зажигают: а) горящей спичкой; б) от другой спиртовки; в) зажигалкой. 4. Горючим веществом для спиртовки является: а) вода; б) спирт; в) керосин. 5. Для переливания жидкости из посуды с широким горлом в посуду с узким горлом используют: а) воронку; б) стакан; в) пробирку.

Цель урока: Уч-ся должны знать: названия приборов, правила Т.Б., правила работы с лабораторным оборудованием.

Уч-ся должны уметь: применять приемы обращения на практике. Составлять отчет о проделанной работе.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, спички, спирт, химическая посуда (пробирка, стакан и стеклянная палочка, колба, хим.воронка, фарфоровая чашка), фильтр; компьютер, экран.

Тип урока : лабораторная работа.

Ход урока :

Деятельность уч-ля и уч-ся

Вступительное слово учителя

Ученики читают карту-инструкцию по ТБ

Работа в тетради

Ученик А. собирает разобранный штатив.Уч-ик Б.укрепляет в лапку пробирку в верт. Положении, отверстием вверх. Уч-ик В. На одно кольцо штатива необходимо положить сетку, на нее поставить стакан. На 2-ое кольцо установить фарф.чашку без сетки.

Компьютерная модель (С D: виртуальная лаборатория)

Учитель: потренируйтесь зажигать спиртовку

Уч-ки: 3 зоны

Зарисовать рис.30.стр107.

Рис.31(в) стр108.

Рис.31 (б) стр108.

Уч-ки и Уч-ль

Учитель пишет на доске

«Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» М.В. Ломоносов.» Слово о пользе химии 1751г».

Кабинет химии необычный кабинет. Значит и требования к вам будут особенные.

ПО ходу урока,мы с вами будем заполнять таблицу

Лаб.оборудование

Назначение

2.Спиртовка

3.Пробирка

6.Хим.воронка

7.Фарф.чашка

Укрепление лаб.оборудования

Нагревание

Для различных химических операций(перемешивание)

Переливание из широкогорлой посуду в сосуд с узким горлом

Выпаривание

Рис 28.стр.106(учебник)

Рис.29.стр.107

Рис.31.стр108(а,б,в.)

Рис.33.стр109.

Рис.35.стр110

В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используются лаб.штатив и нагревательные приборы.

Рассмотрим устройство лаб.штатива.

Штатив служит для укрепления частей хим.установок.

Состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапку и кольца.

Многие хим. процессы могут быть ускорены нагреванием. Нагревательные приборы разделяются на электрические (печи, плитки) или горелки - спиртовые, бензиновые и газовые. В школьной хим. лаборатории применяют спиртовку.

Рассмотрим строение спиртовки.

Спиртовка состоит из сосуда (резервуара), в который налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском и колпачка.

Основные правила обращения со спиртовкой:

1.Сначала необходимо снять колпачок

2.Зажечь спичку и поднести к спиртовки

3.Погасить спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой.

Источником теплоты является пламя, чтобы рационально использовать топливо (спирт) нужно знать строение пламени.

Рассмотрите пламя. Сколько зон можно выделить?

Пламя имеет 3 зоны:

1Темная зона - находится в нижней части пламени - негорячая.

2За ней самая яркая часть - менее горячая.

3Вверхней трети пламени спиртовки - самая горячая.

Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?

Верхней трети пламени спиртовки.

Итак функция спиртовки - нагревание.

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, хим.стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое.

Пробирка необходима для проведения большинства простейших опытов. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями).

Колба служит для проведения разнообразных хим.операций при нагревании.

В колбе перемешивают круговыми движениями.

Стакан с носиком служит для хранения жидких твердых веществ. В стакане перемешивают стеклянной палочкой с резиновым наконечником (зачем?)

Для переливания из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронку.

Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр. Изготовление фильтра.

Для выпаривания используются фарфоровые чашки. Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора.

Вывод: С каким лабораторным оборудованием вы познакомились на этом уроке? Чему вы научились на этом уроке?

Произносят клятву химика

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать.

Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт в спиртовке.

Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

Карта-инструкция

1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2. Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3. Не пробуйте вещества на вкус.

4 .Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирке дно и не имеет ли она трещин.

5 .При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.(см.рис.)

6. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый

конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей.

Произведите опыты только над столом.

7.В случае ожога, пореза или попадание едкой и горячей жидкости

на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.

8 .Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать

9 .Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются

для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости,

не мешая соседям.

10 .Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

11 .Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Практическая работа №1

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Приемы обращения с лабораторным штативом и со спиртовкой. Изучение строения пламени.

С правилами по технике безопасности ознакомлен(а) /роспись/.

Цель работы: Познакомиться с правилами техники безопасности во время работы в химическом кабинете; с лабораторным оборудованием, химической посудой.

Освоить навыки обращения с лабораторным оборудованием. Изучить строение пламени.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ:

Лабораторный штатив с лапкой и кольцом, спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, спички, вода, фарфоровая чашечка.

Ход работы:

Задание № 1.

Познакомьтесь с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии и техникой безопасности при выполнении практической работы № 1.

Задание № 2. Лабораторный штатив.

а) Закрепите в лапке штатива пробирку в вертикальном положении.

б) Проверьте правильность выполненного действия (это буква б на рисунке)

в) Поверните пробирку на 45 и 90 градусов, т.е. закрепите ее в наклонном и горизонтальном положениях.

Задание № 3. Спиртовка. Изучение строения пламени.

а) Зажгите спиртовку. Для этого снимите с неё колпачок, поправьте фитиль и зажгите спиртовку спичкой.

Рассмотрите 3 зоны пламени спиртовки.

б) Потушите спиртовку, надев на крышку спиртовки колпачок.

в) Снова зажгите спиртовку и нагрейте на ней пробирку с водой. Для этого налейте в пробирку примерно сантиметр воды и нагрейте на спиртовке воду до кипения (помните, что сначала нужно прогреть всю пробирку в верхней части пламени).

г) Налейте воду в фарфоровую чашечку и нагрейте её. Для этого закрепите на штативе кольцо, а на кольцо поставьте чашечку с водой. Зажгите спиртовку, находящуюся под кольцом, и нагрейте фарфоровую чашечку с водой до кипения.

Результаты опытов занесите в соответствующую таблицу.

Название прибора, его рисунок

Назначение прибора и его частей

Лабораторный штатив

Лабораторный штатив служит для…

1. Чугунная подставка –

2. Стержень –

3. Кольцо -

4. Муфта -

5. Лапка –

Спиртовка

Спиртовка служит для …

1. Колпачок –

2.Металлическая трубка с диском –

3.Фитиль –

4. Резервуар -

Строение пламени


По окончании работы сделайте соответствующие выводы.

Уберите за собой рабочее место.



Просмотров