Методы прогнозирования потенциального банкротства предприятия. Система банкротства в Российской Федерации. Методы прогнозирования возможного банкротства предприятия - Реферат. Модель прогнозирования риска банкротства Фулмера

Понятие общества как социокультурной системы появилось у нас в последние годы. Исходным тезисом в обосновании этого положения явилось то, что социальное взаимодействие рассматривается как фундамент общественной жизни.

Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности в условиях данной социальной среды. Индивид не может не подчиняться законам той социальной среды, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности, социализируется.

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру.

Общество отсюда рассматривается как социокультурная система, в которой вычленяются две основные подсистемы - социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Эти две подсистемы тесно связаны между собой. Так, о культуре можно говорить как о сложном динамическом образовании, имеющем социальную природу и выражающем социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Социологи обычно фиксируют внимание на культуре как ценностно-нормативной системе, направляющей и регулирующей поведение людей.

Вся повседневная жизнь (и деятельность) протекает в определенных институализированных рамках и в соответствии с некоторыми нормативами. И те, и другие существуют в виде устойчивых, разделяемых людьми представлений, обычаев, нравов, этикета. Представления - эти слабо расчлененные образования, сочетающие в себе элементы образа, знания, отношения, оценки. Социокультурные образы - это продукты опыта людей, вырабатывающиеся в процессе их совместной деятельности, относящиеся к способам организации типичных социокультурных ситуаций или решений жизненных проблем. Социально они более обязательны, чем представления. Они множественны, и каждый человек имеет возможность выбрать для себя подходящий к своей индивидуальной жизненной проблеме или групповой ситуации.

Ценности складываются в ходе установления межличностных групповых предпочтений по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Культурные ценности еще более социально обязательны. Они фиксируют индивидуальные или групповые предпочтения, эталонные образцы, в соответствии с которыми люди оценивают значимость собственного опыта, а также деятельности и поведения других.

Социокультурные нормы - относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого. Они уже носят обязательный характер. Их нарушение либо даже "пограничное" поведение с обязательностью вызывает социальные, в том числе, правовые санкции. Однако внутри нормативных пределов люди проявляют множественность вариантов поведения. Асочаков, Ю.В. Социология: учеб. для вузов / Ю.В. Асочаков, А.О. Бороноев, В.В. Василькова [и др.]; под ред. Н.Г. Скворцова. - М. : Проспект, 2009. - 351 c.Заключение

Итак, в ходе рассмотрения общества как системы можно сделать следующие выводы, что общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Общество - социальный организм, система, включающая в себя все виды социальных общностей и их взаимосвязей и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, обладающий способностью к саморегуляции, самовоспроизводству и самодостаточностью. Оно возникает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, ценностей, поддерживающих и развивающих эти связи.

Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера). Все это обычно сопровождается апатией, смятением духа, но и духовными поисками, интенсивными научными исследованиями, усилиями деятелей культуры, направленными на осознание истоков кризиса и путей выхода из него. Таков один из примеров, иллюстрирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни. Именно так можно наглядно увидеть, что разрушение одного из составляющих структуры общества приведет к крушению всей системы.Список использованной литературы

Сегодня в социологии нет единого определения понятия «общество». Теоретики спорят о составляющих эту категорию признаках, о сущности термина. Поиски последней обогатили социологическую науку двумя противоположными позициями относительно главной характеристики общества. Т. Парсонс, и другие сторонники первого подхода утверждают, что общество - это, первую очередь, совокупность людей. Э. Гидденс и разделяющие его точку зрения учёные ставят во главу угла систему отношений, которые складываются между людьми.

Совокупность людей, в отсутствие объединяющей их общности, не может называться обществом. Эти состояние характерно для людей, живших в в древние времена. С другой стороны, система отношений и ценностей, не может существовать самостоятельно, в отсутствие носителей этих ценностей. Значит, признаки, выделяемые представителями обоих подходов, являются неотъемлемыми характеристиками общества. Однако если ценности гибнут без носителей, то не обременённая ценностями совокупность людей в процессе совместной жизнедеятельности способна выработать собственную систему отношений. Поэтому общество как социокультурная система - совокупность людей, вырабатывающих в процессе совместной деятельности специфическую систему отношений, которая характеризуется определёнными ценностями, культурой.

В соответствии с функциональной парадигмой, общество как социокультурная система включает несколько компонентов:

  • Коллективы - дифференцированные общности, объединенные определёнными целями;
  • Ценности - культурные образцы, идеи и столпы, которые разделяют и отстаивают члены общества;
  • Нормы - регуляторы поведения, обеспечивающие порядок и взаимопонимание в социуме;
  • Роли - модели поведения личности, определяемые формами их взаимоотношений с другими субъектами.

Общество как социокультурная система - совокупность социальных групп и индивидов, взаимодействие которых скоординировано и упорядочено специальными социальными установлениями: правовыми и социальными нормами, традициями, институтами, интересами, установками и т.д.

Общество как социокультурная система - это не только теоретическая категория, это живая динамичная система, которая пребывает в постоянном движении. Ценности общества не статичны, они меняются в результате преломления внешних событий через призму сознания социальных групп. Традиции и установки изменяются, но не перестают существовать, являясь важнейшим связующим звеном между людьми.

Одной из важнейших ценностей современного общества является материальное благополучие. Общество потребителей - результат развития капитализма. Массовое потребление материальных благ и формирование соответствующей характеризуют такое общество. Философия членов такого общества - развитие прогресса и совершенствование технологий для увеличения объёмов благ.

Будущее общества зависит от формы и качества работы Поддержка брака, обеспечение бесплатного и общедоступного образования - важнейшие направления, определяющие перспективы каждой социальной системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российской Федерации

Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова

кафедра: ТиПС

Контрольная работа

по дисциплине социология

на тему: «Общество как социокультурная система»

выполнил

студент В(з)-м-71 группы Фрис В. Д.

проверил

Цветков Л.Н.

Барнаул 2009 г.

Введение

Заключение

Введение

Представленная работа посвящена теме "Общество как социокультурная система".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Общество как социокультурная система" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Общество как социокультурная система".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Общество как социокультурная система". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Общество как социокультурная система" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Общество как социокультурная система" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Общество как социокультурная система".

Теоретическое значение изучения проблемы "Общество как социокультурная система" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Общество как социокультурная система".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Общество как социокультурная система" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Общество как социокультурная система";

2. Сказать об актуальности проблемы "Общество как социокультурная система" в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики "Общество как социокультурная система";

4. Обозначить тенденции развития тематики "Общество как социокультурная система";

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Общество как социокультурная система", круг вопросов и логическую схему ее построения.

1. Понятие "социокультурной системы"

Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Система - это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Таким образом, социальная система - это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество - это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё.

Таким образом, общество - это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

Признаки общества как социальной системы таковы:

Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.

Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

У него есть собственное название и своя история.

Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия - страна, государство, общество.

Страна - это часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство - политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура

2. Социальные взаимодействия, отношения и институты

Социальные институты (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это - государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.

Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:

регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);

воспитания, образования, обучения, производства;

обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);

регулирующие деятельность в сфере культуры.

По характеру организации различают формальные и неформальные институты.

Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.

Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.

Из каких элементов состоит социальный институт?

Каждый институт включает в себя:

определённую сферу деятельности;

группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;

организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчинённый, преподаватель-студент);

материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

Экономико-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

Нормативно-санкционирующие - осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает во времена революций или быстрых социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых социальных задач. Но формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьёзными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией.

Социологи всегда придавали большое значение изучению этой проблемы. Польский социолог Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций. Если функции института определены нечётко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

Рациональное разделение труда и рациональная его организация.

Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может избавиться от влияния личных интересов и вообще от индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих в них людей - очень распространённое явление, которое социологи называют “бюрократизацией”.

Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или её преобладающей части.

Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьёзными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями. Таким образом, внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества.

3. Функции культуры в социальной системе

Роль культуры в обществе раскрывается через ее социальные функции.

В современной культурологической литературе в качестве основной называется воспитательная или человекотворческая. Она состоит в формировании определенного типа личности, с одной стороны, заказанного обществом, а, с другой, обеспечивающего ее развитие. Остальные функции конкретизируют основную, вытекают из нее, подчинены ей.

Выделяются следующие функции:

Познавательная, направленная на обеспечение познания человеком окружающего мира (природного, общественного и своего собственного). Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.;

Информативная, заключающая в себе передачу, трансляцию накопленного социально-культурного опыта от прошлых поколений к будущим, от одних народов к другим, от одних индивидов к другим. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий;

Коммуникативная, обеспечивающая многосторонность и многогранность общения людей. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей;

Регулятивная, посредством которой осуществляется адаптация людей в обществе, формируются взаимоотношения между человеком и обществом, общностью, обеспечиваются межличностные отношения. Эта функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа;

Аккумулятивная, обеспечивающая сохранение накопленных обществом культурных ценностей.

Социальные функции культуры во многом определяют не только темпы общественного развития, но его содержание и направленность.

Культура есть явление социально-историческое, т.к. она связана с развитием человека. В чем же состоит развитие и чем оно измеряется?

Во все времена от доклассовых родоплеменных общностей до современной эпохи человечество в процессах культуры раскрывает три главных области: отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. Чем более развиты эти отношения, тем более развит человек, тем более на высокой ступени культуры он находится. В культуре, следовательно, находит отражение уровень развития потребностей и способностей человека. Развитие же в целом человеческого общества предполагает развитие культуры, в свою очередь культура во многом обуславливает развитие общества и даже является его своеобразным критерием.

Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - все это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.

Во-вторых, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, а информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.

Заключение

В заключении хотелось отметить, что часто культурную и социальную составляющую функционирования социальных объектов понимают как параллельные, практически не пересекающиеся пласты, нередко вступающие в противоречие. Действительно, социальное и культурное обладают самостоятельными плоскостями существования. Но именно постоянно возникающее противоречие и взаимодействие, неизбежное вступление их в тесный контакт может стимулировать дальнейшее развитие общественных систем. А социальный самоорганизующийся менеджмент, использующий для мониторинга показатели структурной и культурной энтропии, с одной стороны, будет в полной мере ориентирован на учет жизненных реалий социокультурной системы, а с другой - на устойчивое ее развитие.

Список используемой литературы

1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998 357 с.

2. Андрей Ермолаев Выборочный метод в социологии Методическое пособие Москва 2000. - 25 с.

3. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.-- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. -- 169 с.

4. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 271 с.

Подобные документы

    Социальная система. Структура и типология общества. Признаки общества как социальной системы. Социальные общности. Идея разделения общества на классы. Социальные институты и их роль в жизни общества. Социальная стратификация, её источники и факторы.

    реферат , добавлен 01.10.2008

    Социальная деятельность и социальные группы: поведение, социальные действия, взаимодействия. Социальная стратификация. Социальное неравенство: причины, значение. Сущность, признаки, функции социальных институтов. Социальная организация и управление.

    лекция , добавлен 03.12.2007

    Человек, как социальное явление. Понятие общества. Общество как социальная система. Социальные действия. Социальная связь. Социальные институты. Социальные ценности и нормы. Социализация - ее свойства. Этапы, агенты и средства социализации.

    реферат , добавлен 14.12.2002

    Социальные действия, взаимодействия, взаимосвязи и отношения. Концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. Основные принципы функционального подхода. Основные типы социальных институтов. Социологический анализ социокультурных процессов.

    реферат , добавлен 10.05.2013

    Понятие социальной структуры общества, характеристика индивида как ее основного элемента. Личный и групповой социальный статус. Социальные общности и группы, определяющие социальную структуру общества. Социальные институты и социальные организации.

    реферат , добавлен 13.02.2016

    Становление и этапы развития социологии как науки. Социальная система: понятие, сущность и структура. Культура в новом обществе. Социальная стратификация и мобильность, социальные институты. Причины и сущность девиантного поведения. Функции семьи.

    шпаргалка , добавлен 22.03.2011

    Политическая система, ее содержание, структура, функции в жизни общества, влияние социума на ее конструирование. Социальные институты политической социализации и привлечение людей к участию в политической жизни общества. Легитимность политического режима.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2009

    Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальные группы. Социальные общности и их виды. Социальные институты как формы организации общественной жизни.

    презентация , добавлен 17.03.2012

    Роль социальных институтов в сохранении целостности и воспроизводства современного общества. Корпоративный опыт в области внедрения принципов социальной ответственности. Проблемы формирования и институализации субъектов современного российского общества.

    реферат , добавлен 04.01.2016

    Общество как целостная социокультурная система. Социальная общность. Разновидность социальных кругов. Общие основы социальных группировок и виды социальных групп. Социальная стратификация. Классовая структура общества. Теории возникновения неравенства.

1. Социологическое понимание культуры социологические свойства и функции культуры

2. Основные элементы культуры

3. Социокультурный процесс

Изначально слово культура обозначало возделывание. Понятие культура стало использоваться с 18 века (культурный человек). В современной науке спользуется 4 подхода к характеристике культуры:

· Обозначение процесса индивидуального развития человека;

· Обозначение такого состояния общества, которое основано на праве и соц порядке(близко к цивилизации).

· Культура является указанием на особенности жизнидеятельности и образу жизни, свойственные определенны мгруппам людей

· Культура как обозначения формы продуктов интеллектуальной деятельности людей или их художественного творчества

Социология в своем изучении культуры учитывает все эти подходы, обращая внимание на то, что культура выполняет ту же роль, что и инстинкты у других биологических видов. Эта позиция исходит из того что человек как биологический вид является существом недостаточным. Человек должен был создать такие механизмы. Недостаточность человека оказалась его благом, она сделала его творческим существом и превратило общество в развивающуюся систему. Исходя из вышесказанного, культура-система социально приобретенных и передаваемых от поколения к поколению символов, традиций, правил поведения, способов осмысления окружающего мира, с помощью которых люди организуют свою жизнедеятельность. Культура как социальная реальность является продуктом творчества человека, поэтому общество в социологии – социокультурная реальность. Общество –групповая форма взаимодействия людей. Социальная природа культуры имеет виду то, что культура является результатом коллективного творчества людей.

Основные функции культуры:

· Регулятивная функция (ф-я соц контроля) . Фрейд говорил, что культура ограничивает человека, выполняя его(человека) репрессивную функцию.

· Социализация человека дополняется накоплением и сохранением духовных ценностей, знаний, информации и т.д.

· Функция интеграции - культура объединяет людей в соц. группы, общности (с помощью языка, ценностей и др.)

Уникальная способность человека создавать культуру, иллюстрируется помощью с помощью такого феномена как культурных универсалий.

Известный исследователь по фамилии Мердок провел сравнительные исследования более 600 культур разных народов. Ему удалось выделить около 70 культурных универсалий. Культурная универсалия

· Право собственности;

· Похоронный обряд;

· Праздники

· Статусная дифференциация

Мердок сделал вывод о том, что физическое сходство внешней природы, биологическое единство человека как рода, единство в принципах социального взаимодействия с себе подобными создают объективные условия для установления культурных универсалий. Они определяют социокультурное единство основ человеческой жизни. Основные элементы культуры - язык, ценности, нормы, а также способы духовного освоения действительности (мифы, религия, идеология, наука). Язык как элемент культуры определяется как код, с помощью которого передают информацию, а также отделяют своих от чужих. Для выполнения основных функций необходимо выполнение следующих основных условий:

· Идентификация (одни и те же элементы языка у разных людей должны ассоциироваться с одними и теми же элементам окружающей реальности (без этого взаимопонимание субъектов нарушается));

· Интеграция – элементы языка формируются на основе способности обобщать, осмысливать опыт отдельных людей и соц. групп

· Ретрансляция – язык и его основные компоненты обеспечивают передачу информации от поколения к поколению обеспечивают самоидентификацию соц. групп;

· Способность интерпретировать объекты окружающего мира;

Ценности – с точки зрения социологии являются ядром культуры. Именно в ценностях закрепляются и воспроизводятся принципиально важные представления общества или группы об окружающем мире. Например, в идеалистической философии существует представление о том, что ценности идеальная, вечная сущность, обладающая самостоятельным состоянием, поэтому по логике этой философской традиции как благо истина, красота, справедливость изначально даны человеку.

Материалистическая философия утверждает, что ценности это такие предпочтения, которые обусловленные его потребностями (чаще базисными). Фрейд утверждает, что ценности заложены в подсознании и определяется подсознанием.

Экзистенциализм считает, что ценности связаны с неудовлетворенностью и не самотождественности. Поэтому по их логике ценности отражают такое состояние сознания, в котором нехватка чего либо осмысленного им.

Ценности с точки зрения социологии абстрактные, устойчивые представления об окружающем мире, в которых отражается значение элементов этого мира для удовлетворения потребностей социальных субъектов. Ценности – обобщенные критерии оценки окружающей реальности. Система ценностей в в современном мире в определенном смысле является универсальной для большинства людей. У каждого социального субъекта специальные социальные ценности. Это определяется условием выживания, возрастом, полом, соц. положением человека, принято говорить, что разные соц. группы отличаются иерархией ценностей. Если оценивать основные тенденции в развитии систем общества, то сегодня они в основном таковы – нарастающее многообразие социальной жизни приводит к значительной дифференциации как в обществе, так и в системе ценностей, также на ее основе происходит усложнение и обогащение системы ценностей. Обогащение системы ценностей способствует более тонкому, глубокому восприятию человеком окружающего мира.

Аргументы того что ценности - ядро:

· Ценности направляют поведении человека в направление интересов;

· Когда мы изучаем социальное поведение человека, чтобы его правильно интерпритировать, необходимо правильно найти ценности человека;

· Если мы хотим спрогнозировать поведение группы или индивида, то нужно посмотреть на его ценности;

Для общества важным является ценностное единство социальных институтов.

НОРМЫ

Нормы, как и ценности часть единого механизма социокультурного регулирования социального поведения людей. Связь между ценностями и нормами безусловна. Часто норма выражение ценности.

Те ценности, которые действенно определяют поведенческие стратегии людей обязательны для всей группы, и пренебрежение которыми влечет к санкциям, называются социальными нормами. Нормами могут стать такие виды социального поведения, которые выполнимы для большинства людей. Нормой не может быть поведение, не совершать которое человек не может.

Почему люди признают социальные нормы?

· Люди соблюдают социальные нормы потому что им выгодно;

· Потому что люди добрые и порядочные (неправда);

· Социальные нормы люди принимают в процессе социализации;

Есть 3 уровня принятия соц. норм

· Уровень страха;

· Здравый смысл;

· Когда человек готов выполнять норму, когда она для него установкой становится (интернацианализация);

Нормативная система как система ценностей эволюционирует. Главные ценности современности:

либерализация и интеллектуализация.

Ценности и нормы являются элементами единого механизма регулирования социального поведения.

Человеку как социальному субъекту потребовалось создать некие целостные представления об окружающем мире, которые могли бы объяснить сам этот мир, его происхождение, его изменения, которые могли бы объяснить жизнь человека.

Российский ученый Осипов дает следующее определение обществу: общество понимается как определяющаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших так малых групп людей, поддерживающаяся силой обычая, традиций, законов, социальных институтов и т.д.

Существует несколько подходов к определению общества:

    представляет общество в его телесности, т.е. исходным материалом становятся живые, действительные люди, совместная деятельность которых формирует ассоциации. Эту точку зрения разделяли ученые от Парсонса до Дюркгейма.

    подход базируется на признании того, что социальные понятия общества как объединение людей должны выводиться не из определения «люди», а из такого понятия как система отношений, отсюда определение Гидденса.

С развитием общества для упорядочения социальных взаимодействий возникли специальные организации: социальные институты, государство, церковь, право, потребности, установки, интересы, ценности, сложившиеся нормы и социальные институты определяют форматы социального пространства, групповые диспозиции, структурные конфликты.

В русле этого подхода можно рассмотреть теорию социокультурной динамики: (Сорокин 1889-1968 гг. – является автором работы «Социальная культурная динамика») проанализировав огромное количество фактического материала из культурной, социальной, политической, экономической и др. сфер жизни общества, Сорокин пришел к выводу, что в многообразии разнородных процессов можно обнаружить определенную целостность, интегрированность, которую он назвал системой культуры или социо-культурной системой. Он обнаружил в истории западной цивилизации 7 социо-культурных систем, из которых базовыми являются 2: чувственная или сенсорная и умозрительная или идеациональная. Он полагал, что как умозрительная так и чувственная имеют свои собственные ментальности, свои системы знаний, философию и мировоззрение, свою религию, культуру, мораль, законы и нормы и наконец свою собственный тип человеческой личности. Каждый момент времени в обществе могут присутствовать различные системы, но большинство составляют носители доминирующей культуры. Для чувственной культуры характерно преобладание материального мировоззрения (атеизма), популярность утилитарных, гедонистических ценностей, развитие науки и динамичный характер социальной жизни.

В обществе второго типа доминируют элементы рационального мышления, этика абсолютных принципов. Социальная жизнь имеет статический характер, невысокий уровень развития науки.

В качестве переходной социо-культурной системы рассматривал идеалистическую систему, в которой смешаны черты двух базовых.

Эволюцию западной цивилизации Сорокин анализировал с помощью модели маятниковых колебаний между этапами доминирования двух основных систем. Почему же меняются доминирующая система культуры? По мнению Сорокина ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях, они всегда ограничены, когда созидательные силы исчерпаны, соответствующая культура и общество становятся мертвыми, и общество переходит к альтернативному виду культуры.

Почему социо-культурная система возвращается к старым состояниям, а не принимают новые формы? По его мнению, существует принцип предела, который констатирует, что хотя непрерывный процесс эволюции социо-культурной системы проходит бесконечное число состояний, когнитивные возможности человека обуславливаю дискретное восприятие процессов, выделение конкретного числа черт, устойчивых состояний, этапов и направлений. Эти когнитивные способности человека ограничивают количество рассматриваемых физических изменений, что вынуждает эти процессы повторять одни и те же состояния.

По мнению Сорокина процесс перехода суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов, нормативных образцов. Это порождает социально-культурные кризисы, войны, революции, анархии.

    Системный подход Т.Парсонса.

Общество как систему рассматривает одна из макросоциологических парадигм – функциональная. Ее представители: Конт, Дюркгейм, Пуко – рассматривали общество как систему взаимосвязанных составляющих, которые вместе образуют единое целое. Общество они рассматривали как целостную саморазвивающуюся структурную систему, состоящую из четырех основных компонентов:

    ценности – обобщение представления о желаемом типе социальной системы, которая способствует сохранению культурных образцов.

    нормы – представляют собой ориентации относительно поведения в конкретных ситуациях и обеспечивают интеграцию социальных систем.

    коллективы – общности, имеющие статичную дифференциацию, ориентированные на использование целедостиженческой функции.

    роли – ожидание относительно поведения личности, выполняющей в социальной системе функцию адаптации.

Важнейшим компонентом социальной системы выступает институализация: процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Следствием этого процесса является образование социальной структуры, т.е. совокупности стандартных отношений носителей ролей, поэтому социальную систему можно определить как инситуализированный набор ролей. Подсистемами социальной системы выступает экономическая, политическая система, система социальных общностей и система социализации.

Парсонс говорит, что любая социальная система должна отвечать четырем функциональным требованиям:

    адаптация - рассматривает отношение между системой и средой. Система должна обладать свойством приспосабливаться к вечно меняющимся условиям, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

    целедостижение – выражает потребность каждого общества устанавливать цели, на которые направлена социальная активность, и поддерживать процесс их достижения.

    интеграция – подразумевает координацию всех частей государственной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право.

    удержание образца – создает базу для устойчивости общества на основе общественных норм и ценностей.

Определив основные функции системы, Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Он выделяет 4 подсистемы; экономическая, политическая, культурная и социальная. Каждая из этих подсистем занимает определенное место в соцоитальной системе и выполняет строго очерченные функции:

    экономика – адаптация (роли)

    политика – целедостижение (коллективы)

    родство (социальная подсистема) – интеграция (нормы)

    культура – удержание образца (ценности).

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система, и напротив, выполнение каким-либо институтом не свойственных ему функций порождает хаос и усиливает социальную напряженность. Консенсус и нестабильность системы не означает, что она не способна к изменению, напротив, Парсонс считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». По мнению Парсонса есть два пути достижения социального равновесия:

    социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения другому.

    создание разнообразных механизмов социального контроля.



Просмотров