Современные проблемы науки и образования. Сущностная характеристика избирательного процесса рф

Субъекты (участники) избирательного процесса

Реальное осуществление народовластия в ходе подготовки и проведения выборов обеспечивается целеустремленной и правомерной деятельностью участников, или субъектов, избирательного процесса, круг которых определяется действующим законодательством.

Главным субъектом избирательного права и процесса является гражданин. От активности и волеизъявления избирателей напрямую зависят результаты выборов, в конечном счете - эффективность деятельности органов публичной власти и ее должностных лиц. Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях). Активным избирательным правом согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирателями в Российской Федерации признаются не только российские граждане, но и в определенных законодательством случаях иностранные граждане. Так согласно Федеральному закону об основных гарантиях (ч. 3 ст. 18) в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. власть избирательный референдум

Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса:

  • 1. Нормоучредительные участники избирательного процесса -- органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс.
  • 2. Инициаторы избирательного процесса -- органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт.

Дело в том, что конкретными субъектами инициирования избирательного процесса по каждому виду выборов обычно определяются органы власти соответствующего уровня (хотя в некоторых случаях право назначения выборов и определения даты проведения голосования закрепляется за вышестоящими органами, в чем проявляются особенности регионального законотворчества), однако последние иногда просто отсутствуют либо своевременно не принимают нужное решение. Поэтому новейшее законодательство предусматривает на этот случай специальные правила. Так, в отдельных поселениях, где представительные органы, обязанные назначать выборы, отсутствуют, выборы должны быть назначены соответствующими территориальными избирательными комиссиями. Если управомоченный орган государственной или местной власти не назначает выборы в установленный законом срок, то они могут быть проведены по решению соответствующей руководящей территориальной избирательной комиссии, что должно быть оговорено в законе.

3. Организаторы избирательного процесса -- избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах.

Особое место среди организаторов избирательного процесса занимают избирательные комиссии (органы руководства выборами), на которые ложится вся тяжесть подготовки и проведения избирательных мероприятий, поскольку именно они выполняют наибольший объем организационно-управленческой и организационно-технической работы по реализации требований избирательного законодательства и отвечают за документальное оформление юридических действий, совершаемых участниками выборов.

Серьезные обязанности возлагает закон и на других организаторов избирательного процесса. Так, глава местной исполнительной власти принимает решение об образовании избирательных участков, а федеральные и региональные органы государственной власти выделяют денежные средства на финансирование избирательной кампании.

  • 4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации -- активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей.
  • 5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации -- кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права).
  • 6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, -- лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне.
  • 7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
  • 8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов.
  • 9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица.

Состав участников (субъектов) избирательного процесса не является постоянным, он может изменяться в связи с изменением выборного законодательства, во многом зависеть от того или иного типа избирательной системы, уровня ее демократического содержания.

Правовой статус участников избирательного процесса определяется обширным массивом законодательных актов. Совокупность нормативно-правовых актов, определяющих статус субъектов избирательного процесса, образует составную часть самостоятельного института избирательных прав -- выборное право. Среди них важнейшее значение имеют следующие законодательные акты:

  • 1) Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32, 81);
  • 2) конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации (главы об избирательной системе);
  • 3) федеральные законы о выборах;
  • 4) региональные законы о выборах;
  • 5) указы Президента Российской Федерации, президентов республик, входящих в состав Федерации, и глав других субъектов Федерации;
  • 6) решения избирательных комиссий;
  • 7) решения органов местного самоуправления по вопросам организации выборов.

Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Субъекты- потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Они подразделяются на две больших групп ы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами);

3) избиратели;

4) кандидаты;

5) зарегистрированные кандидаты;

6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей;

7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

8) наблюдатели;

9) международные (иностранные) наблюдатели;

10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;

11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие.

Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся:

1) избирательные объединения;

2) избирательные блоки;

3) политические общественные объединения;

4) избирательные комиссии;

5) государственные органы;

6) органы местного самоуправления;

7) средства массовой информации;

8) фракции в представительных (законодательных) органах.

Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса :

· назначение выборов;

· образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий;

· выдвижение кандидатов;

· предвыборная агитация;

Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них.

Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», региональных и муниципальных нормативных актах

Стадия назначения выборов. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Стадия составления списков избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом.

Стадия образования избирательных округов и избирательных участков . Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей.

Стадия формирования избирательных комиссий .. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной Думой пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации; пять - Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года.

Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов . Выдвижение кандидатов. Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Сбор подписей . В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей.

Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована. И тут возможны разные решения. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, - наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку кандидатов. Второе - письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов). Третье - наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам.

1

В статье затрагиваются вопросы правового положения участников избирательного процесса на Украине. Рассматривается избирательный процесс как деятельность, то есть совокупность действий, направленных на достижение единой конечной цели – формирования органов публичной власти. Раскрывается классификация участников избирательного процесса, что позволяет более детально рассмотреть и выявить основные свойства юридического статуса участников. В частности, такими основаниями могут быть: основное содержание деятельности на различных этапах избирательного процесса; количество стадий избирательного процесса, в рамках которых субъекты могут реализовать права и должны выполнять обязанности; структура участников; их цели; доминирование в правовом статусе прав или обязанностей; возможность быть участником всех избирательных процессов в узком смысле; акты, в которых закрепляются основы правового положения участников.

участники избирательного процесса

организация выборов

органы публичной власти

избирательные комиссии

1. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М. : ВНИИ МВД России, 2003. – 273 с.

2. Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. – М. : Высшая школа, 1979. – 230 с.

3. Ортынский В.Л. Организационные основы управленческой деятельности в органах внутренних дел Украины: учеб. пособие / В.Л. Ортынский, З.Р. Кисиль, М.В. Ковалив. – Львов: Львов. гос. ун-т внутр. дел, 2006. – 248 с.

4. Погорилко В.Ф. Избирательное право / В.Ф. Погорилко, М.И. Ставнийчук // Юрид. энцикл. : В 6 т. / сост. Ю.С. Шемшученко (председатель редкол.) и др. – Киев: Укр. енцикл., 1998. – Т. 1. – С. 362–363.

5. Прозрачные выборы и СМИ в Украине: правовое регулирование / А. Винников, Л. Чорний. – Киев: Укр. независим. центр полит. исслед., 2003. – 168 с.

6. Таранов А.П. Избирательный процесс [Юридическая энциклопедия. : В 6 т. / редкол. Ю.С. Шемшученко (председатель редкол.) и др.]. – Киев: Украинская энциклопедия, 1998. – Т. 1. -С. 366.

7. Труфанов М.Е. Применение норм административного права: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. – М., 2007. – 371 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/217513.html.

8. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. – М. : Норма, 2007. – 352 с.

Введение. С принятием Конституции Украины начался новый этап формирования избирательного законодательства. В Конституции были заложены не только основы современного избирательного процесса, но и ключевые принципы, на которых строится современная система организации выборов в Украине. С 1996 года до сих пор активно развивается избирательное законодательство.

Однако заметны и негативные, деструктивные процессы, которые значительно трансформируют положительный потенциал законодательных реформ. Частично эти процессы вызваны тем, что уполномоченные органы и их должностные лица не реагируют на нарушения законодательства о выборах.

Анализ исследования данной проблемы . Общим теоретическим аспектам правового положения участников избирательного процесса посвятили свои исследования известные на Украине ученые, в частности В.Б. Аверьянов, Е.В. Додин, С.В. Кальченко, М.И. Козюбра, М.И. Корниенко, В.В. Кравченко, С.В. Линецкий, М.И. Мельник, А.Н. Пасенюк, A.M. Ришелюк, П.М. Рабинович, А.И. Остапенко и другие.

Данные вопросы отражены также и в работах многих российских ученых: Д.М. Бахраха, Н.А. Богдановой, А.А. Лукашева, Ю.С. Рябова, В.Д. Сорокина, Б.Ю. Тихонова, В.Е. Чиркина и других.

Целью статьи является освещение вопросов правового положения участников избирательного процесса.

Изложение основного материала. Избирательный процесс можно определить как регулируемую правовыми и другими социальными нормами деятельность, состоящую из совокупности объединенных ближайшей целью действия индивидуальных и коллективных участников, направленную в целом на формирование путем прямых выборов органов публичной власти с результатами, которые не вызывают сомнений, поскольку они были полученные в соответствии с нормативно-правовыми актами. В качестве цели деятельности может выступать формирование как всех, так и конкретных органов публичной власти. Соответственно, можно обнаружить все действия, составляющие избирательный процесс (так сказать, избирательный процесс как широкое понятие). Однако не все действия, как и участники, которые их осуществляют, будут встречаться при отдельных видах выборов. Например, при выборе Президента Украины функции окружных избирательных комиссий выполняет Центральная избирательная комиссия. В этом смысле избирательный процесс по выборам Президента Украины отличается от избирательного процесса на выборах, например, народных депутатов Верховной Рады Украины, который предусматривает формирование 225 окружных комиссий в одномандатных избирательных округах.

Количественное и качественное разнообразие органов публичной власти, избираемых непосредственно населением, влечет практически постоянное воспроизводство избирательного процесса.

Целью этого процесса является формирование органов власти в соответствии с процедурами, установленными правовыми нормами. Это достигается путем совершения, в основном на базе законодательных норм, действий граждан, объединенных в группы в зависимости от отношения к той или иной ассоциированной либо не ассоциированной форме. Каждая группа для достижения цели имеет свои права и обязанности, что реализуется в правовом положении участников избирательного процесса.

В научной литературе понятие «избирательный процесс» отражает, как правило, следующие составляющие:

  1. процесс - это деятельность или совокупность действий;
  2. его содержание - подготовка и проведение выборов;
  3. деятельность осуществляют или действия выполняют граждане, избирательные комиссии, общественные объединения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие заинтересованные участники;
  4. деятельность в целом последовательная, а конкретные действия осуществляются в соответствии со стадиями избирательного процесса;
  5. деятельность регулируется законодательством .

Кроме этого, понятие «избирательный процесс» может быть исследовано и как совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность, т.е. как «избирательно-процессуальное право» . Если брать понятие в его первом значении, то, прежде всего, необходимо определить избирательный процесс как деятельность, то есть совокупность действий, направленных на достижение единой конечной цели - формирования органов публичной власти с результатами, которые не вызывают сомнений, поскольку они были получены в соответствии с процедурами, определенными нормативно-правовыми актами.

Публично-правовым фундаментом избирательного процесса выступает конституционное избирательное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Осуществлять различные виды действий, составляющих избирательный процесс, могут все граждане, которые отвечают установленным цензам, а не только их представители, что наблюдается при косвенных выборах. Деятельность состоит из конкретных действий граждан, осуществляющих их индивидуально или в определенном коллективе. Появление различных форм деятельности граждан (индивидуальных или коллективных) зависит от ряда факторов, в том числе от выбранной избирательной системы. Например, ряд коллективных форм, таких как партии и избирательные объединения (блоки), может не участвовать или ограниченно участвовать при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе. Каждая конкретная форма деятельности в процессе выборов направлена на реализацию вполне определенных функций. Избиратели осуществляют свое избирательное право, а избирательные комиссии организуют и проводят выборы.

В общем можно говорить об индивидуальных и коллективных участниках избирательной деятельности (избирательного процесса), выполняющих определенные функции. Деятельность в ходе избирательного процесса, как правило, осуществляется на основе закона. Однако она может также осуществляться на основе норм, закрепленных в других правовых актах.

Важным моментом в рассмотрении понятия «избирательный процесс» является выявление его этапов (стадий). В науке конституционного права этому вопросу уделяется большое внимание, и есть разные взгляды. Однако, по нашему мнению, невозможно построить единую последовательную взаимосвязь стадий избирательного процесса, так как основные цели и зависящие от их содержания действия участников разные. Мы рассматриваем избирательный процесс в аспекте:

  • во-первых, подготовки и проведения выборов;
  • во-вторых, участия в выборах, по реализации избирательного права.

Первая цель является основной в избирательном процессе для государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий.

Вторая - это цель граждан, как неассоциированных, так и ассоциированных в другие общности, отличные от государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий. Достижению различных целей служит и осуществление различных действий. Выделив доминирующие, можно обозначить этапы в избирательном процессе и расположить их в хронологическом порядке. Те, чья основная цель - подготовка и проведение выборов, осуществляют построение организационной инфраструктуры реализации гражданами избирательных прав и могут закреплять результат волеизъявления избирателей, полученный при голосовании. Действия определяют этапы (стадии) избирательного процесса, к которым относятся:

  • учет и регистрация избирателей; определение даты проведения выборов; образование избирательных округов;
  • формирование окружных и других, кроме участковых, избирательных комиссий, регистрация кандидатов;
  • образование избирательных участков; формирование участковых избирательных комиссий, составление списков избирателей, проведение голосования; определение итогов голосования (результатов выборов).

При этом необходимо отметить, что действия участников по одной из указанных схем на разных этапах не осуществляются независимо от деятельности участников, действующих преимущественно по другой схеме. Выдвижение кандидатов невозможно без назначения выборов, образования избирательных округов и формирования избирательных комиссий, которые фиксируют выдвижения. Голосование избирателя не может быть осуществлено без действий избирательных комиссий по проведению голосования. В то же время составление точных списков избирателей невозможно без участия самих избирателей. Поэтому можно говорить о едином избирательном процессе, осуществляемом в различных касательных плоскостях.

Действия на различных этапах (стадиях) избирательного процесса осуществляются различными участниками. Эти действия непосредственно направленны на достижение результата выборов. Поэтому не могут быть отнесены к участникам избирательного процесса субъекты права, в том числе различные органы и организации, хотя и способствуют проведению выборов, но не имеют, во время проведения выборов, в качестве непосредственной цели своей деятельности формирование органов власти. К таким участникам права относятся, прежде всего, банковские учреждения, которым отводится вспомогательная функция проведения операций, связанных с финансированием выборов (хранение денежных средств участников выборов, переводы поступлений в избирательные фонды, кредитование проведения выборов, когда по каким-то причинам они не финансируются из бюджетов, и т.д.).

В эту группу попадают и организации транспорта, которые только выполняют вспомогательную функцию перевозки участников избирательного процесса и их багажа. Однако для некоторых участников избрание представителя населения в органы публичной власти не является целью, например для избирательных комиссий и других участников, которые осуществляют контроль за выборами.

Вместе с тем формирование органов власти на основе закона или иного нормативного правового акта - их основная цель. Поэтому они также относятся к участникам избирательного процесса.

Участники избирательного процесса очень разнообразны, и главное в ходе их исследования выделить следующие классификационные критерии, с помощью которых можно получить реальное представление об их сущности с позиции административного правоприменения.

Использование классификаций в избирательном праве позволяет включить конкретные реалии в общую юридическую систему. Однако признание юридических категорий основывается на определении их критериев. Так, предварительное изучение специальной юридической литературы свидетельствует об отсутствии среди ученых единого подхода в отношении качественных и количественных критериев участников избирательного процесса по применению норм административного права . Подвижность административно-правовых отношений и изменение приоритетов в правовом регулировании, безусловно, влияет на совокупность участников избирательного процесса, которую только условно можно назвать системой. О важности роли участников избирательного процесса, как субъектов управленческой деятельности в системе общественных отношений, указывают В. Ортынский, З. Кисиль, М. Ковалив .

Дискуссия по вопросу о систематизации участников административно-правовых отношений характеризуется достижением определенных научных результатов. Разделение участников избирательного процесса на граждан и юридических лиц, в соответствии с аналогией мыслей Л. Коваля, правильно отражает их систему только в гражданском праве, но оказывается неприемлемой для административного права, поскольку, наряду с гражданами, индивидуальными участниками в административно-правовых отношениях могут выступать и должностные лица .

Сегодня можно утверждать, что в категориальном смысле между гражданином и должностным лицом проблем нет, но внимание ученых заслуживает проблема определения юридического лица как участника административно-деликтных отношений в сфере избирательного процесса. В научную доктрину вводится категория «юридические лица публичного права» .

Классификацию участников избирательного процесса можно проводить по различным основаниям, но, как отмечает А. Дугинец, дело не в поиске новых критериев для ее проведения, а в отборе тех оснований, которые имеют реальное практическое значение .

Выявлению юридического статуса участников избирательного процесса может служить деление их на виды, осуществляемое по различным основаниям. В частности, ими могут быть: основное содержание деятельности на различных этапах избирательного процесса; количество стадий избирательного процесса, в рамках которых субъекты могут реализовать (реализуют) права и/или должны выполнять (выполняют) обязанности; структура участников; их цели; доминирование в правовом статусе прав или обязанностей; возможность быть участником всех избирательных процессов в узком смысле; акты, в которых закрепляются основы правового положения участников, и другие основания.

Применение перечисленных оснований позволило классифицировать участников на различные виды, что позволяет более детально рассмотреть и выявить основные свойства юридического статуса участников избирательного процесса.

В результате классификации по основному содержанию деятельности на различных этапах избирательного процесса определены шесть групп участников избирательного процесса.

1. В первую входят органы, определяющие дату выборов. Их цель и обязанность своим решением определить дату выборов в соответствии с действующим законодательством. Достижение целей и выполнение долга призваны обеспечить реализацию принципа периодических и обязательных выборов, а соответственно и формирования органов власти с результатами, не вызывающими недоверия. Примечательно, что законодатель выделяет в качестве участников, входящих в первую группу, органы, а не коллективы граждан или отдельных лиц. Тем самым подчеркивается публично-правовой характер выборов.

2. Во вторую группу входят избирательные комиссии. В наибольшей степени проведение выборов после определения их даты зависит от этих органов. На Украине взят курс на проведение выборов специальными органами, на которые возложены полномочия по подготовке и проведению выборов. Их деятельность направлена на то, чтобы выборы состоялись в намеченные сроки.

Закон Украины «О Центральной избирательной комиссии» определяет систему комиссий, которые образуются для организации подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, всеукраинского референдума. Комиссия осуществляет контроль деятельности и консультативно-методическое обеспечение избирательных комиссий, которые образуются для организации подготовки, местных советов и сельских, поселковых, городских голов, комиссий по проведению местных референдумов. В систему входят: ЦИК Украины, территориальные, окружные, участковые комиссии.

3. Третья группа участников избирательного процесса состоит из участников, имеющих право избирать (выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, голосовать) и/или быть избранными. Это самая массовая группа. Основная цель деятельности участников данной группы это реализация избирательных прав, таких как право голосовать, выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, материально стимулировать избирательную кампанию кандидата, быть избранным. Она может достигаться как индивидуально, например самовыдвижением, так и с помощью ассоциированных форм, например включения лица в список кандидатов избирательного объединения.

4. В четвертую группу целесообразно отнести средства массовой информации (далее - СМИ), которые информационно обеспечивают проведение выборов. СМИ в избирательном процессе или освещают ход проведения выборов, или используются как средство предвыборной агитации. СМИ призваны доводить до населения информацию о ходе выборов на всех этапах избирательной кампании . В большинстве случаев данные участники осуществляют информирование избирателей о реальных событиях, естественно, добавляя к этому свою позицию или позицию финансовой группировки, стоящей за СМИ.

5. В пятую группу входят участники, осуществляющие деятельность, направленную на предотвращение, пресечение нарушений как указанных выше ограничений для сотрудников средств массовой информации, так и всех других правил организации и проведения выборов, т.е. осуществляют контроль над выборами.

Контроль может осуществляться государственными и другими органами от имени государства и по его поручению (государственный контроль), а также другими участниками избирательного процесса от своего имени (общественный контроль).

К участникам избирательного процесса, которые осуществляют государственный контроль, относятся избирательные комиссии, представительные органы, суды, органы прокуратуры, правоохранительные органы (органы милиции, службы безопасности), другие государственные органы, осуществляющие правовую охрану при проведении выборов (органы государственной власти, которые осуществляют государственную политику в сфере массовой информации, налоговые органы). К участникам, которые осуществляют общественный контроль, относятся кандидаты, доверенные лица, избиратели, избирательные и другие общественные объединения, избирательные блоки (с помощью своих уполномоченных представителей), члены избирательных комиссий, наблюдатели, в том чисел иностранные (международные).

6. Шестая группа состоит из участников избирательного процесса, которые материально обеспечивают проведение выборов.

Без деятельности органов публичной власти комиссии не смогли бы нормально провести выборы, даже если бы получили необходимые средства. Органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией осуществляют: регистрацию (учет) избирателей; образуют избирательные округа и избирательные участки; финансируют проведение выборов, формируют избирательные комиссии; способствуют комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставляют помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, специалистов для осуществления контроля финансирования избирательного процесса, оказывают помощь в проведении выборов в «нестандартных» условиях.

Выводы. Избирательный процесс целесообразно определить как регулируемую правовыми и другими социальными нормами деятельность, состоящую из совокупности объединенных целью действия индивидуальных и коллективных участников, направленную на формирование путем прямых выборов органов публичной власти. Разнообразие регулятивных и охранительных свойств избирательного права обусловлено масштабами и количеством задач, решаемых участниками избирательного процесса. Одновременно множественность потенциальных участников избирательного процесса требует единой политики, закрепленной в нормах права, которые реализуются в системе властно-правовых установок, организационно-управленческих средств по выборам и референдумов.

Рецензенты:

Бортник Н.П., д.ю.н., доцент заведующий кафедрой административного и информационного права Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.

Ортынский В.Л.,д.ю.н., профессор, профессор кафедры административного и информационного права Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.

Библиографическая ссылка

Сенык П.Р. УЧАСТНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13323 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий. Субъекты- потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Они подразделяются на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права. К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся: 1) граждане Российской Федерации; 2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами); 3) избиратели; 4) кандидаты; 5) зарегистрированные кандидаты; 6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей; 7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков; 8) наблюдатели; 9) международные (иностранные) наблюдатели; 10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса; 11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса; 12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие. Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся: 1) избирательные объединения; 2) избирательные блоки; 3) политические общественные объединения; 4) избирательные комиссии; 5) государственные органы; 6) органы местного самоуправления; 7) средства массовой информации; 8) фракции в представительных (законодательных) органах. Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса: · назначение выборов; · образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий; · выдвижение кандидатов; · предвыборная агитация; · голосование, подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов выборов и их опубликование. Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них. Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран. Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», региональных и муниципальных нормативных актах Стадия назначения выборов. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. Стадия составления списков избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. Стадия образования избирательных округов и избирательных участков. Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Стадия формирования избирательных комиссий.. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной Думой пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации; пять - Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года. Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов. Выдвижение кандидатов. Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Сбор подписей. В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей. Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована. И тут возможны разные решения. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, - наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку кандидатов. Второе - письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов). Третье - наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам. Непосредственно голосованию предшествует утверждение соответствующей избирательной комиссией текста избирательного бюллетеня, изготовление и снабжение бюллетенями нижестоящих комиссий. 1.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Понятие, участники и стадии избирательного процесса.:

  1. Избирательные объединения. Политические партии как участники избирательного процесса.
  2. 63). Повышение правовой культуры участников избирательного процесса как один из способов обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  3. 39). Сроки в избирательном процессе 2.1. Понятие сроков в избирательном процессе
  4. 62. Бюджет.процесс: участники, стадии, особенности реализации на разн. уровнях бюдж.системы РФ. Бюджетный контроль
  5. 16. Избирательный процесс как характеристика избирательной системы. Функциони­рование и трансформация избирательной системы.

Избирательный процесс-это урегулированная законом и другими нормами деятельность, индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы.

Процесс выборов (или избирательный процесс), независимо от характера и уровня выборов, включает в себя целый ряд основных, взаимосвязанных, определенных по времени, в некоторых случаях взаимопроникающих, этапов и процедур. Назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование и определение результатов выборов.

На каждом из этапов законодательством определены участники правоотношений, их полномочия, предусмотрены, как правило, гарантии, обеспечивающие выполнение тех или иных процедур на определенном этапе, зафиксирован порядок действий субъектов правоотношений или принятия ими решений.

Стадии избирательного процесса РФ

1. Процедура или этап назначения выборов. В соответствии со ст. 102 Конституции Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. По Федеральному закону о выборах Президента, днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня избрания Президента. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.

Согласно ст. 84 федеральной Конституции выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть также не менее четырех месяцев.

В случае если Совет Федерации не назначит выборы Президента в установленный срок или Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента или депутатов Государственной Думы.

  • 2. Образование избирательных округов и избирательных участков. Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Ранее для проведения выборов депутатов Государственной Думы на территории Российской Федерации образовывались 225 одномандатных избирательных округов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей глава местной администрации образует не позднее чем за 60 дней до выборов по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией (при выборах депутатов Государственной Думы) или по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией (при выборах Президента Российской Федерации) избирательные участки. Они образуются с соблюдением следующих требований: не более 3000 тысяч избирателей на каждом избирательном участке, учет границ административно-территориального деления в субъекте Российской Федерации; недопустимость пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков.
  • 3. Формирование избирательных комиссий. Подготовку и проведение выборов на федеральном уровне обеспечивают: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии (при выборах Президента Российской Федерации); территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Срок полномочий Комиссии -четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять членов Комиссии назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими организациями в Государственной Думе. Пять членов Комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации. Члены Комиссии должны иметь высшее профессиональное образование.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации состоит из 10-14 членов. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации является юридическим лицом и действует на постоянной основе.

Окружные избирательные комиссии формируются в каждом одномандатном избирательном округе законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 92 дня до дня выборов Президента Российской Федерации в количестве 8-14 членов. Территориальные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. Состав этих комиссий назначается выборными органами местного самоуправления. Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 44 дня до дня выборов в количестве 5-10 человек. В соответствии с новым федеральным избирательным законодательством соответствующие органы должны назначить не менее 1/3 членов избирательной комиссии из числа представителей депутатских фракций в представительных органах федерального, регионального и муниципального уровня.

Каждое звено избирательных комиссий действует в соответствии с полномочиями, возложенными на него законодательными актами. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Срок полномочий территориальных и участковых избирательных комиссий истекает после официального опубликования общих результатов (итогов) выборов, либо в иной срок, установленный законом.

4. Составление списков избирателей. Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представленных по установленной форме главой местной администрации. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Данные об избирателях глава местной администрации направляет в избирательную комиссию не позднее 40 дней до дня выборов.

В список избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, установленный в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства на территории Российской Федерации.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов. Выдвижение кандидатов на должность Президента Российской Федерации может производиться политическими партиями, а также непосредственно избирателями. Выдвижение кандидата политической партии производится на съезде (конференции) политической партии. Каждый российский гражданин или группа граждан, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей численностью не менее 500 человек для выдвижения кандидата на должность Президента, которые должны собрать не менее 2 млн. подписей избирателей.

Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы в соответствии с ФЗ от 18 мая 2005 г. осуществляется только политическими партиями.

Регистрация кандидатов на должность Президента Российской Федерации производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При выборах депутатов Государственной Думы Комиссия регистрирует также федеральные списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков. Окружные избирательные комиссии производят регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутых в одномандатных избирательных округах.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает, что выдвижение кандидатов в законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления может осуществляться избирательными объединениями.

6. Предвыборная агитация. Согласно федеральному законодательству граждане Российской Федерации, кандидаты на должность Президента Российской Федерации, кандидаты в депутаты Государственной Думы, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

К содержанию предвыборной агитации предъявляются определенные требования. Агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным организациям и религиозным объединениям, членам избирательных комиссий.

7. Голосование и определение результатов выборов. При выборах Президента Российской Федерации избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Повторное голосование проводится не позднее 15 дней со дня установления результатов общих выборов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Выборы признаются несостоявшимися:

  • 1. При голосовании за списки кандидатов право распределения мандатов получили менее 2-х списков.
  • 2. За списки, получившие право участвовать в распределении мандатов в сумме проголосовали менее 50 % избирателей.
  • 3. Все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования.
  • 4. Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и не один из них не получил необходимого для избрания числа голосов избирателей.

Подсчет голосов избирателей, принявших участие в голосовании заканчивается подписанием протокола. Подписанные протоколы направляются в вышестоящие избирательные комиссии, где так же подводятся итого в пределах своей компетенции, после чего протоколы направляются далее в ЦИК РФ.

Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования несут уголовную ответственность.

  • - включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
  • - заведомо неправильное составление списков избирателей;
  • - замена действительных бюллетеней;
  • - незаконное уничтожение официальных бюллетеней;
  • - заведомо неправильный подсчет голосов избирателей.

Здесь же необходимо рассмотреть органы, ведающие вопросами организации избирательного процесса.

Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ. Она действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий ЦИК РФ составляет 4 года. Она состоит из 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями, при чем от одного депутатского объединения не более одного представителя; 5 назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ; и еще 5 членов назначаются Президентом РФ. Все члены ЦИК РФ должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Члены ЦИК РФ из своего числа избирают тайным голосованием Председателя ЦИК РФ, его заместителя и секретаря ЦИК РФ.

Избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные и участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов. В избирательную комиссию может быть назначено не более одной кандидатуры представленной политической партией, причем партия не в праве предлагать несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Избирательные комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий данной комиссии составляет 4 года. Число членов избирательной комиссии субъекта РФ не может быть менее 10 и более 14 человек. Это число устанавливается законом субъекта РФ. Половина членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина -- высшим должностным лицом субъекта РФ. Как законодательный орган РФ, так и высшее должностное лицо субъекта РФ обязаны назначить не менее Уг от назначенного ими числа членов ИК на основе поступивших предложений:

  • а) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе;
  • б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе РФ.

Так же указанные выше органы государственной власти субъекта РФ обязаны назначить не менее одного члена по предложению ЦИК РФ.

Председатель избирательной комиссии субъекта РФ должен иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

Избирательные комиссии муниципальных образований также являются постоянно действующими со сроком полномочий 4 года и им может быть предан статус юридического лица.

Комиссии рангом ниже действуют только на время проведения выборов.

Деятельность комиссий осуществляется коллегиально, она правомочна приступить к работе если ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного состава.

Членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть:

  • - лица, не имеющие гражданства РФ;
  • - гр. РФ признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • - гр. РФ не достигшие возраста 18 лет;
  • - депутаты законодательных (представительных) органов власти, органов местного самоуправления;
  • - выборные должностные лица;
  • - судьи, прокуроры;
  • - кандидаты на соответствующих выборах;
  • - лица, находящиеся в непосредственном подчинении кандидатов;
  • - лица, выведенные из состава комиссий по решению суда;
  • - лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах - в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса предусмотрено, что они не могут быть привлечены к уголовной ответственности или подвергнуты административному наказанию, без согласия прокурора субъекта РФ, а член ЦИК РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ - без согласия Генерального прокурора РФ. Кроме того, до окончания их полномочий они не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно. Во время работы на заседаниях и при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. В день

Наблюдатели вправе:

  • 1. Знакомиться со списками избирателей;
  • 2. Находиться в день голосования в помещении для голосования;
  • 3. Присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
  • 4. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям;
  • 5. Обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросы проведения голосования;
  • 6. Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии об итогах голосования;
  • 7. Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса.

Наблюдатели не вправе:

  • 1. Выдавать избирателям бюллетени;
  • 2. Расписываться за избирателя в получении бюллетеня;
  • 3. Заполнять за избирателя бюллетени;
  • 4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  • 5. принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете голосов;
  • 6. Совершать действия, противоречащие работе комиссии;
  • 7. Проводить агитацию среди избирателей;
  • 8. Участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Комиссии могут быть расформированы судом соответственно подсудности за:

  • а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание итогов голосования недействительными;
  • б) неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссии.

С заявлением в суд о расформировании ЦИК РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации.

Реформирование избирательного законодательства и избирательной системы в Российской Федерации в настоящее время еще не завершено. Предстоит устранить многие пробелы и противоречия федерального и регионального избирательного законодательства, повысить статус избирательной системы и ввести некоторые нормы и гарантии, избирательных прав российских граждан в поле конституционно-правового регулирования.

В данной главе были рассмотрены такие аспекты как: Сущностная характеристика избирательного процесса, понятие избирательного процесса и стадии избирательного процесса.



Просмотров