Современная система лечебно эвакуационного обеспечения войск. Современная система лечебно-эвакуационных. Помощи и лечения раненых в локальных
Введение . В условиях крупномасштабной войны с применением современных средств вооруженной борьбы, в т.ч. включая оружие массового поражения, вследствие уничтожения лечебно-профилактических учреждений, запасов медицинского имущества и выхода из строя медицинского персонала в очагах поражения, как правило, будет отсутствовать возможность для оказания на месте исчерпывающей медицинской помощи пораженным. Поэтому в целях оказания полноценной медицинской помощи пораженному населению и осуществления стационарного лечения планируется его эвакуация в лечебные учреждения МС ГО, развернутые в загородной зоне (безопасных районах). Для решения этой задачи в МС ГО принята система лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) пораженного населения.
Лечебно-эвакуационные мероприятия включают: розыск, сбор раненых и больных, их эвакуацию, оказание им всех видов медицинской помощи, лечение и медицинскую реабилитацию.
Лечебно-эвакуационные мероприятия объединяются в лечебно-эвакуационную систему, под которой следует понимать совокупность взаимосвязанных принципов организации медицинской помощи раненым и больным, их лечения, эвакуации, реабилитации и предназначенных для этого сил и средств медицинской службы.
Следует уяснить, что по своей природе и содержанию система лечебно-эвакуационных мероприятий относится к сложным общественно-социальным явлениям и зависит от ряда взаимодействующих факторов. К ним относятся:
социально-экономический и политический строй государства, экономический потенциал страны;
уровень развития медицинской науки, здравоохранения страны и военной медицины.
Находясь под постоянным влиянием и воздействием этих факторов, система лечебно-эвакуационного обеспечения непрерывно развивается и совершенствуется, приобретая конкретные организационные формы и методы.
Исторически сложившиеся формы и методы организации лэо.
Приоритет в создании системы ЛЭМ принадлежит военной медицине. Доктриной военной медицины сформулированы принципы ЛЭМ, понятия, определения, классификации. В решении задач ЛЭМ применяются такие дисциплины, как военно-полевая хирургия, военно-волевая терапия и пр.
История военной медицины свидетельствует о большом разнообразии форм и методов организации лечебно-эвакуационного обеспечения. При этом они всегда отражали конкретные условия деятельности медицинской службы в тех или иных войнах или военных компаниях. По доминирующему признаку эти организационные формы и методы лечебно-эвакуационного обеспечения войск сформировались в следующих вариантах:
а) с возникновением постоянных армий в так называемый мануфактурный период развития производства (XVI - XVIII вв.), когда исход вооруженной борьбы решался, как правило, в генеральном сражении воюющих армий, сложилась система лечения раненых - "на месте".
Сущность этой системы состояла в организации медицинской помощи и лечении раненых и больных в непосредственной близости от района поражения, да и отсутствие специального санитарного транспорта в этот период не позволяло широко применять перевозку раненых.
б) в следующий исторический период (XIX - начало XX вв.) сражения приобретают характер длительной, упорной, позиционной борьбы.
В связи с увеличением численности армий, усовершенствованием оружия наблюдается значительный рост безвозвратных и санитарных потерь. Раненые и больные скапливались в районах боевых действий и, находясь в боевых порядках войск, существенно снижали их боеспособность.
В период Великой Отечественной войны система лечения «на месте» применялась в период блокады Ленинграда, при обороне Севастополя, в партизанских отрядах.
Развитие медицинской науки в то время обуславливает создание более совершенных лечебных учреждений для проведения сложных медицинских вмешательств. Но из-за воздействия стрелкового оружия и артиллерии противника лечебные пункты не могли развертываться в непосредственной близости к району боевых действий.
Насущной потребностью становится эвакуация раненых и больных из района боевых действий, которая оформляется в так называемую "эвакуационную систему". Развитие железнодорожного, а затем автомобильного транспорта обеспечило внедрение этой системы в практику. Система эвакуации по сравнению с системой лечения на месте в новых условиях ведения войны была более прогрессивной, обеспечивала лучшие результаты в лечении раненых. Однако, уже в русско-японскую войну 1904 - 1905 гг. и особенно в годы первой мировой войны, сопровождавшимися крупными санитарными потерями, выявляются недостатки этой организации.
Эвакуация раненых и больных производилась по принципу "во что бы то ни стало", подчас без оказания медицинской помощи и лечения. Организация эвакуации была передана в ведение строевых командиров военной полиции, которых мало интересовали вопросы лечения раненых и больных.
В ходе эвакуации раненых на большие расстояния им многократно (по 3-5 раз) делались перевязки, а хирургические операции откладывались до прибытия в лечебное учреждение. Между медицинскими пунктами разных звеньев медицинской службы не было никакого взаимодействия.
Н. Н. Бурденко при изучении 2,5 тыс. медицинских документов раненых в первую мировую войну установил, что из этого числа в течение первых двух суток 985 раненых были перевязаны 3 раза, 673 - 4 раза и 420 - даже 5 раз. Понятно, что в результате такой «организации помощи и эвакуации» тяжелораненые погибали в пути, а легкораненые к концу эвакуации иногда даже выздоравливали;
Следует подчеркнуть, что эвакуационная система и система лечения «на месте» редко встречались в практике медицинского обеспечения войск в «чистом виде». В зависимости от конкретных условий обстановки в одних случаях преобладало лечение «на месте» – поблизости от зоны действий, в других – эвакуация в тыл.
в) в 1916 г. в разгар первой мировой войны профессор Военно-медицинской академии В. А. Оппель предложил систему "этапного лечения" раненых, сущность которой заключалась в расчленении медицинской помощи и в совмещении лечения раненых и больных с их эвакуацией (с учетом медицинских показаний). Под этапным лечением следует понимать лечение на остановках ("ЭТАПЕ" - остановка).
Разработанная В. А. Оппелем система этапного лечения раненых предусматривала оказание медицинской помощи раненым, их лечение и эвакуацию, как единый, интегрированный, комплексный процесс действий со стороны военно-медицинской службы при решении судьбы раненых.
Таким образом, для реализации этапного лечения раненых необходимо было изменить систему руководства лечением и эвакуацией раненых и больных, создать этапы медицинской эвакуации, соответствующие выдвинутым задачам, максимально приблизить хирургическую помощь к раненым.
В то время прогрессивные идеи В. А. Оппеля не были реализованы. Этапное лечение было положено в основу лечебно - эвакуационного обеспечения сначала в годы Гражданской войны, а затем и официально регламентировано в "Руководстве по санитарной эвакуации РККА" (1929) и внесено в "Устав военно-санитарной службы" (1933), и уже в Уставе военно-санитарной службы было существенное дополнение к вопросу об эвакуации раненых в виде четкого указания о проведении эвакуации " по назначению ", т.е. в специализированные лечебные учреждения, т.к. внедряемая в практику специализация медицинской помощи резко повышала ее качество и перспективу быстрейшего возвращения раненых в строй.
И с этого момента принятая система лечебно-эвакуационных мероприятий получила определение, существующее до настоящего времени "Система этапного лечения с эвакуацией по назначению".
- 1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Определение понятий: национальная безопасность, национальные интересы рф. Содержание понятия «национальные интересы России»
- 2. Виды нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы мобилизационной подготовки в Российской Федерации
- 3.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации.
- 3. Виды вооружённых конфликтов и их основные характеристики. Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации.
- 4..Военная организация Российской федерации: основные задачи, структура. Основные принципы обеспечения военной безопасности рф
- 5.Военная доктрина Российской Федерации: определение и содержание понятия, нормативно-правовая база.
- 6.Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Основные направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности рф.
- 7.Полномочия государственных органов исполнительной власти Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
- 8.Виды тыловых госпиталей здравоохранения. Основные принципы формирования и задачи.
- 9.Роль и место тыловых госпиталей здравоохранения в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий.
- 10.Характеристика современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск. Задачи, условия деятельности медицинской службы Вооружённых Сил рф в военное время.
- 11.Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.
- 12.Определение понятия, структура и задачи органов управления специальных формирований здравоохранения.
- 13.Определение, классификация и предназначение специальных формирований здравоохранения.
- 14.Определение, предназначение и история формирования государственного резерва. Законодательное и нормативно-правовое регулирование работы с государственным и материальным резервом.
- 15.Обязанности граждан Российской Федерации, подлежащих воинскому учёту; обязанности по мобилизационной подготовке и мобилизации.
- 16.Определение понятия «бронирование граждан пребывающих в запасе». Цели, задачи, принципы и перечень мероприятий по бронированию граждан пребывающих в запасе
- 17.Определения понятия «воинский учёт». Цели и задачи воинского учёта. Категории граждан, подлежащих и неподлежащих воинскому учёту. Документы воинского учёта.
- 19.Структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Порядок разработки номенклатуры и объёмов накопления материальных ценностей.
- 20.Обязанности организаций и граждан Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
- 21.Предназначение геополитики. Политика сша в отношении России в 19 начале 20-го века, её основные цели и направления.
- 22. Характеристика кассетных и кумулятивных боеприпасов, для чего они предназначены.
- 23.Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
- 24.Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
- 25.Органы управления специальными формированиями здравоохранения, их задачи.
- 26.Страны, входящие в шос. Роль шос в обеспечении стабильности в Центральной Азии.
- 27. Характеристика раненых и больных при ранениях и повреждениях длинных трубчатых костей, крупных суставов, костей таза и ожогах эвакуируемых из гбф в тгз.
- 28. Отношения России с Организацией Северо - Атлантического договора (нато). Политика России в отношении стран Европейского Союза.
- 29.Организация Объединённых Наций и Совет безопасности оон, история создания, структура.
- 30.Обычное оружие, его виды и предназначение.
- 31.Мобилизационная подготовка системы здравоохранения рф.
- 32.Нелетальное оружие. Нормативные правовые акты, регламентирующие изготовление, распространение и оборот оружия на территории Российской Федерации.
- 33.Основные черты вооружённых конфликтов конца хх – начала хх1 века.
- 34.Определение, предназначение и история формирования государственного резерва
- 35.Назначение высокоточного оружия, виды высокоточного оружия.
- 35.Определение региональных войн, приведите примеры.
- 36. Биологическое (бактериологическое) оружие, его назначение и способы применения.
- 37.Очаг бактериологического поражения. Противоэпидемические мероприятия, проводимые в очаге бактериологического поражения.
- 38.Порядок отвода и оборудования зданий, предназначенных для развёртывания специальных формирований здравоохранения.
- 39.Определение локальных войн, приведите примеры.
- 41. Служба медицины катастроф Минздрава России: режимы деятельности, задачи, элементы организационной структуры (перечислить).
- 45. Лечебно-эвакуационное обеспечение (лэо). Определение. Основные принципы организации системы лэо. Виды медицинской помощи, предусмотренные в системе лэо.
- 46. Понятие о лечебно-эвакуационных мероприятиях. Основные принципы организации системы лэм. Определение понятий: медицинская эвакуация, путь медицинской эвакуации, лечебно-эвакуационное направление.
- 50.Догоспитальные виды медицинской помощи (перечислить): определение, место и оптимальные сроки оказания, привлекаемые силы.
- 51.Госпитальные виды медицинской помощи (перечислить): определение, место и оптимальные сроки оказания, привлекаемые силы.
- 52.Первая помощь (первая медицинская помощь): определение, место и сроки оказания, привлекаемые силы. Объем первой медицинской помощи в очагах поражения.
- 53. Первая врачебная помощь (определение, место оказания, оптимальные сроки оказания, привлекаемые силы). Перечень мероприятий первой врачебной помощи, которые можно отсрочить.
- 54. Объем первой врачебной помощи, содержание мероприятий, его зависимость от складывающейся обстановки.
- 55. Медицинская сортировка пораженных (определение, цель, виды, сортировочные группы, методы медицинской сортировки, организация работы сортировочных бригад).
- 56. Группы эпидемической разведки. Базы создания. Назначение. Штат. Задачи. Возможности.
- 57. Санитарно-противоэпидемические отряды. Базы создания. Назначение.
- 58. Санитарно-эпидемические бригады. Базы создания. Назначение. Задачи.
- 59.Санитарно-противоэпидемическая бригада. Базы создания. Назначение. Организационно-штатная структура. Задачи. Особенности работы в различных очагах поражения.
- 60. Основные противоэпидемические мероприятия при возникновении эпидемического очага.
- 61.Определение санитарно-эпидемического состояния района чрезвычайных ситуаций.
- 62.Карантин и обсервация. Определение и содержание мероприятий.
- 64.Задачи и принципы снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф
- 65. Медицинское имущество (определение). Характеристика и классификация медицинского имущества.
- 67. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования егс.
- 68. Перечень федеральных служб предупреждения и ликвидации рсчс. Силы и средства ликвидации чс мчс России.
- 69. Понятие о постоянно действующих органах повседневного управления, органах обеспечения оперативного управления (пунктах управления), силах и средствах рсчс.
- 70. Режимы функционирования рсчс, основные мероприятия рсчс по предупреждению и ликвидации последствий чс
- 71. Чрезвычайные ситуации, определение основных понятий, классификация чс, основные поражающие факторы чс.
- 72. Медико-санитарные последствия чс (определение понятия), понятие о людских потерях в чс, элементы медико-тактической характеристики чс. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чс.
- 73. Методы контроля и определения опасных и негативных факторов.
- 74.Ядерное оружие и его поражающие факторы. Краткая характеристика очага ядерного поражения. Возможный характер санитарных потерь.
- 73. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения.
- 74.Система и методы защиты человека от основных видов опасного и вредного воздействия природного и техногенного происхождения
- 75. Защита человека от физических, химических и биологических негативных факторов.
- 76. Общая характеристика и классификация защитных сооружений,
- 77. Санитарная и специальная обработка.
10.Характеристика современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск. Задачи, условия деятельности медицинской службы Вооружённых Сил рф в военное время.
Лечебно - эвакуационное обеспечение (ЛЭО) - система осуществляемых во время войны мероприятий по оказанию медпомощи пораженным и больным из состава вооруженных сил и населения страны, их лечению и эвакуации.
Задачами медицинской службы Вооруженных сил Российской Федерации в военное время являются:
Обеспечение высокой боевой и мобилизационной готовности соединений, частей и учреждений медицинской службы;
Участие в комплектовали!! Вооруженных Сил здоровым пополнением;
Оказание медицинской помощи раненым и больным, их эвакуация и лечение;
Организация санитарно-эпидемиологического надзора и противоэпидемических мероприятий:
Медицинская защита личного состава войск (сил) от поражающих факторов радиационной, химической и биологической природы;
Обеспечение войск медицинским имуществом и техникой;
Подготовка кадров медицинского состава для ВС РФ и повышение их квалификации:
Изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения войск (сил) и научная разработка проблем военной медицины.
11.Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.
Обсервационные пункты являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения поенного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путем сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии н выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках н среди населения
12.Определение понятия, структура и задачи органов управления специальных формирований здравоохранения.
Под специальными формированиями здравоохранения понимаются органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнений задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. К специальным формированиям здравоохранения относятся: 1) органы управления специальными формированиями; 2) тыловые госпитали здравоохранения; 3) обсервационные пункты. Органы управления специальными формированиями - это Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранений, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. В структуре специальных формирований здравоохранении органы управления составляют около Ь% от общей их численности. Тыловые госпитали здравоохранения являются специальными формированиями здравоохранении, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих (далее - раненые и больные), поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации. Тыловые госпитали здравоохранения Российской Федерации (далее тыловые госпитали) являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. И тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов воин или уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации и направлены по месту жительства. Тыловые госпитали здравоохранения составляют около 92% от общей численности специальных формирований здравоохранения. Обсервационные пункты являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения поенного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путем сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии н выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках н среди населения.
Современная система лечебно-эвакуационных
мероприятий
Определение понятия, сущность современной системы этапного лечения с эвакуацией по назначению, её основополагающие принципы.
Лечебно-эвакуационные мероприятия - это совокупность мероприятий по оказанию медицинской помощи раненым и больным, их эвакуации и лечению.
Лечебно-эвакуационные мероприятия включают:
розыск, оказание раненым и пораженным первой медицинской помощи, вынос их с поля боя (очага массового поражения);
Своевременная эвакуация раненых на этапы медицинской эвакуации
Своевременное оказание медицинской помощи в установленном объём на этапах медицинской эвакуации;
Лечение раненых и поражённых, не подлежащих эвакуации по легкости ранения или заболевания;
Подготовка раненых и пораженных к эвакуации, их эвакуация в тыл.
Лечебно-эвакуационное обеспечение войск сформировалось в виде определённой системы во второй половине ХVII в., когда были созданы постоянные армии, а в их составе организованна медицинская служба.
История военной медицины свидетельствует о разнообразных факторах и методов организации лечебно-эвакуационного обеспечения, которые в итоге были сведены к двум основным системам:
1-я система - Лечение раненых в непосредственной близости к району боевых действий, т.е. «система лечения на месте». Она преобладала в войнах 16-18 в.в., когда войны ограничивались одним генеральным сражением и раненых можно было лечить на месте. Лечение на месте может быть организовано в условиях современной войны при возникновении очагов массовых санитарных потерь в тылу, когда обстановка позволяет выдвигать и развёртывать лечебные учреждения в районы очагов.
2-я система - Удаление основной массы раненых из зоны боевых действий в тыл для лечения в более благоприятных условиях, т.е. «эвакуационная система».
В 1916 г. – профессор Военно-медицинской академии В.А.Оппель предложил новую систему лечебно-эвакуационного обеспечения, которая должна была свести к минимуму отрицательное влияние эвакуации на раненых, сочетать эвакуацию с лечением и максимально приблизить квалифицированную медицинскую помощь к раненым и поражённым, т.е. «система этапного лечения». В.А.Оппель писал: «Под этапным лечением я понимаю такое лечение, которое не нарушается эвакуацией и в которое она входит как слагаемая часть».
В ходе Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) началось практическое осуществление мероприятий по совершенствованию системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск, в результате чего возникла более совершенная система, т.е.«система этапного лечения с эвакуацией по назначению». Согласно данной системы предусматривалось последователь- ное развёртывание ряда медицинских пунктов и лечебных учреждений от фронта в тыл, на которых оказывались определённые виды медицинской помощи. Так, на поле боя оказывалась первая медицинская помощь, на МПБ – доврачебная, на МПП – первая врачебная, в ОМедБ и ОМО – квалифициро- ванная, в лечебных учреждениях армии и фронта – специализированная медицинская помощь. Принципы этапного лечения с эвакуацией по назначе- нию полностью оправдали себя во время Великой Отечественной войны, однако, и они не лишены ряда недостатков. К числу наиболее существенных из них следует отнести – повторное оказание хирургической помощи, много- этапность при эвакуации, увеличение длительности и ухудшение исхода лечения.
Появления новых видов вооружения, техники, зажигательных средств, средств массового поражения повлечёт за собой изменения и характера и структуры санитарных потерь. Санитарные потери будут носить одномоментный, массовый характер с преобладанием комбинированных поражений, значительно увеличится число нуждающихся в терапевтической помощи при радиационных поражениях и поражениях отравляющими веществами.
Новые условия деятельности медицинской службы привели к необходимости перестройки системы лечебно-эвакуационого обеспечения войск. Раненые и поражённые, которые не нуждаются в мероприятиях по жизненным показаниям, должны после медицинской сортировки эвакуироваться по назначению в соответствующие лечебные учреждения, где им должна быть оказана одномоментная исчерпывающая медицинская помощь.
Эвакуация раненых и поражённых должна исключать многоэтапность и обеспечивать такое распределение раненых по лечебным учреждениям, при котором они своевременно получат медицинскую помощь по профилю поражения и по возможности завершат лечение в том же учреждении, где получили медицинскую помощь. Такое распределение раненых исключает последовательное прохождение ими не нужных промежуточных этапов медицинской эвакуации и может быть достигнуто рациональным использованием санитарного транспорта.
Сущность современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения состоит в проведении последовательных и преемственных лечебных мероприятий на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией раненых и поражённых в специализированные лечебные учреждения в соответствии с конкретными условиями обстановки с последующей организацией лечения на месте значительной части раненых и пораженных.
Отличительные признаки современной системы ЛЭО:
Максимальное ограничение многоэтапности в лечении раненых;
Стремление к одномоментному, своевременному оказанию исчерпываю-
щей медицинской помощи;
Выдвижение лечебных учреждений к очагам массовых санитарных потерь
Организация лечения раненых в пределах той госпитальной базы фронта,
куда они поступают и где получили специализированную медицинскую
Раннее рассредоточение эвакуационных потоков в глубину, широкий
маневр объёмом и видами медицинской помощи;
Сочетание мероприятий по оказанию медицинской помощи и лечению
с эвакуацией;
Разделение медицинской помощи, последовательное и своевременное её
оказание, преемственность в проведении лечебных мероприятий;
Осуществление эвакуации по назначению;
Специализация медицинской помощи.
Основные принципы лечебно-эвакуационных мероприятий
Преемственность – соблюдение единых методов лечения и профилактики. Достигается единым пониманием патологических процессов, происходящих в организме человека при поражении.
Последовательность – предусматривает наращивание лечебных меропри-
ятий в медицинских пунктах и госпиталях по мере эвакуации раненых от
фронта в тыл. Преемственность и последовательность в проведении лече-
бных мероприятий достигается тщательным заполнением медицинской
документации, в частности – первичной медицинской карточки (ф. 100);
Своевременность медицинской помощи – должна быть оказана в сроки
обеспечивающие благоприятные условия для выздоровления раненого.
Своевременность медицинской помощи достигается наличием штатных
сил и средств медицинской службы, правильной их расстановкой и орга-
низацией работы с учётом обстановки, быстрейшим розыском, вывозом
раненых, быстрейшей эвакуацией их на тот этап медицинской эвакуации,
где они получат исчерпывающую помощь.
Понятие о лечебно-эвакуационных мероприятиях. Основные принципы организации системы ЛЭМ.
В годы ВОВ практиковали систему лечения пострадавшего гражданского населения "на месте ", те есть отсутствовала этапность в оказании медицинской помощи. Раненные в городах, подвергшихся воздействию авиации и артиллерии противника, получали первую медицинскую помощь на месте и, затем, их доставляли в существующие больницы этого же города, где им оказывали медицинскую помощь и проводили лечение до окончательного исхода. Время эвакуации от места ранения до больницы составляло 20-30 мин.
В условиях современных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени из-за разрушений зданий ЛПУ, коммунально-энергетических сетей, пожаров, возможного заражения местности РВ, АОХВ и другими средствами, одномоментно возникающего большого количества пострадавших, оказание им медицинской помощи в полном объеме и их лечение не представляется возможным. Сохранившегося медицинского персонала и ЛПУ в очаге и вблизи него совершенно недостаточно. Перемещение в короткие сроки к району бедствий крупных лечебных учреждений извне практически нереально, поскольку они не обладают необходимой для этого подвижностью. Возможности скорой медицинской помощи, как самого мобильного формирования здравоохранения, в крупных очагах также ограничены и быстро иссякают.
Все это побудило расчленить единый процесс оказания медицинской помощи и лечения на отдельные элементы, когда неотложная медицинская помощь, обеспечивающая сохранение жизни пострадавшим и возможность их эвакуации оказывается непосредственно в очаге, а более сложные виды помощи и лечения – за его пределами, что требует организации лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) пораженного населения.
Медицинское обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени представляет собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, лечебно-эвакуационных мероприятий, а также мероприятий по обеспечению медицинским имуществом и мероприятий медицинской службы по защите населения от средств массового поражения.
Одним из главных мероприятий составляющих медицинское обеспечение являются лечебно-эвакуационные мероприятия.
Лечебно-эвакуационные мероприятия – совокупность мероприятий по оказанию медицинской помощи и лечению пораженных и больных в сочетании с их эвакуацией на следующий этап для продолжения лечения.
Система медико-санитарного обеспечения, действующая в стране в обычных условиях, в большинстве случаев оказывается несостоятельной при ликвидации последствий ЧС, так как она предусматривает оказание всего объема необходимой медицинской помощи и лечение больных в одном лечебном учреждении. Как упоминалось выше, такая система называется «лечением на месте». Также, такая помощь и лечение, могут быть осуществлены, при использовании системы этапного лечения . При этой системе единый лечебный процесс, то есть все медицинские мероприятия, в которых нуждается данный пораженный или больной, расчленяется на ряд комплексов мероприятий (так называемые виды медицинской помощи), которые осуществляются по мере эвакуации (транспортировки) к месту окончательного лечения. Таким образом, при этапной системе оказание медицинской помощи пораженным (больным) сочетается с их эвакуацией, то есть формируется лечебно-эвакуационная система.
В основу лечебно-эвакуационных мероприятий Гражданской обороны здравоохранения и Медицины катастроф положена система 2-х этапного лечения пораженных с эвакуацией пораженных по назначению, включающая догоспитальный и госпитальный этапы.
Догоспитальный этап (весь процесс оказания медицинской помощи в очаге поражения или на его границе) осуществляется с участием медицинского персонала объекта, местного ЛПУ здравоохранения, мобильных формирований.
Госпитальный этап – весь процесс оказания медицинской помощи за границей очага в типовых ЛПУ, которые обеспечивают оказание полного объёма квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным в ЧС мирного и военного времени.
Сущность этой системы заключается в проведении последовательных и преемственных лечебно-профилактических мероприятий на этапах медицинской эвакуации с вывозом пораженных и больных из очага поражения в ЧС мирного и военного времени.
Лечебно-эвакуационные мероприятия включают:
– розыск пораженных, оказание им первой помощи, эвакуация из очага (в военное время эти мероприятия осуществляют медицинские формирования ГОЗ, в мирное – аварийно-спасательные формирования);
– оказание доврачебной (как правило, только в мирное время) и первой врачебной помощи;
– организация медицинской эвакуации;
– организация и оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
– создание благоприятных условий для последующего лечения и реабилитации (в мирное время) пораженных;
– организация и проведение (при необходимости) судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинское освидетельствование пораженных.
Принципы лечебно-эвакуационных мероприятий:
1. Своевременность в оказании медицинской помощи достигается:
– максимальным приближением сил и средств медицинской службы к очагу массовых санитарных потерь;
– чёткой организацией розыска пораженных и оказанием им первой медицинской помощи на месте поражения;
– быстрейшим выносом и вывозом пораженных из очага, а также эвакуацией из первых этапов медицинской эвакуации на вторые.
2. Преемственность и последовательность в оказании помощи и лечении пораженных достигается:
– соблюдением всеми медицинскими работниками положений медицинской доктрины (единых взглядов на этиологию, патогенез и лечение поражений);
– четким ведением медицинской документации, в которой отражаются время, место, вид поражения и выполненные медицинские мероприятия.
Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения при ЧС.
Основными условиями, определяющими систему лечебно-эвакуационного обеспечения являются:
– нуждаемость большинства пораженных в первой помощи (для многих необходимой для сохранения жизни);
– нуждаемость значительной части пораженных в специализированной медицинской помощи и стационарном лечении; при этом для многих пораженных эта помощь также носит неотложный характер;
– нехватка сил и средств здравоохранения вблизи района ЧС;
– отсутствие возможности оказания пораженным квалифицированной и специализированной помощи в зоне ЧС;
– необходимость эвакуации пораженных из зоны ЧС в ЛПУ для оказания исчерпывающей медицинской помощи и лечения;
– необходимость подготовки пораженных к эвакуации и оказания им медицинской помощи в ходе эвакуации.
При землетрясениях, дорожно-транспортных авариях будут превалировать пораженные, имеющие различные механические травмы, нуждающиеся в хирургической помощи; при авариях на химически или радиационно-опасных объектах большинству пораженных потребуется, главным образом, медицинская помощь, оказываемая соответственно терапевтами-токсикологами, терапевтами-радиологами, гематологами и другими специалистами.
На организацию медико-санитарного обеспечения существенное влияние будут оказывать наличие учреждений здравоохранения в очаге ЧС, их размещение и возможности, а также условия, складывающиеся при ЧС. Так, например, при землетрясениях и в случае применения ядерного оружия имеют место разрушения не только жилых домов, зданий различного предназначения, но и зданий, где размещаются медицинские учреждения, нарушаются системы жизнеобеспечения: водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения, транспортные коммуникации, связь. В этих случаях возможно развертывание подвижных медицинских формирований в зоне разрушения.
При авариях с выбросом РВ, АОХВ, применения ОВ, возникают зоны загрязнения, в которых невозможно находиться длительное время, требуется быстрейшая эвакуация пораженных из очага и специальная обработка.
При ЧС с механическим и химическим поражающим факторами для ликвидации медико-санитарных последствий требуется привлечение значительного количество сил и средств для проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в кратчайшие сроки.
При авариях на радиационно-опасных объектах и применения ядерного оружия, клиника поражений развивается не так стремительно, имеется возможность эвакуировать таких пораженных на длительные расстояния без существенной медицинской подготовки.
На организацию лечебно-эвакуационных мероприятий оказывает влияние состояние сил и средств здравоохранения, степень выхода их из строя в зоне ЧС, состояние, возможности, готовность к реагированию на ЧС службы медицины катастроф и здравоохранения в целом.
Таким образом, на организацию лечебно-эвакуационных мероприятий оказывает влияние вид катастрофы, степень её внезапности, масштаб катастрофы и количество пораженных, наличие или отсутствие заражения местности, состояние сил и средств здравоохранения. В зависимости от этого (как правило, в мирное время), могут быть различные варианты оказания медицинской помощи пораженным в ЧС:
– оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа только первой или доврачебной помощи;
– оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа, кроме первой или доврачебной помощи, также и первой врачебной помощи;
– оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа, кроме первой, доврачебной, первой врачебной помощи, также и квалифицированной медицинской помощи в различном объеме.
При ликвидации медико-санитарных последствий небольших по масштабу ЧС мирного времени вполне возможно использовать существующую в обычных условиях систему оказания пораженным медицинской помощи (первый из названных вариантов), то есть систему «лечения на месте».
Этап медицинской эвакуации: определение, задачи и схема развертывания.
Под этапом медицинской эвакуации понимают формирования или учреждения медицинских служб, развернутые на путях медицинской эвакуации пораженных и больных для приема, медицинской сортировки, оказания им медицинской помощи, лечения и подготовки к дальнейшей эвакуации.
В качестве первых этапов медицинской эвакуации (в 2-х этапной системе ЛЭМ) в военное время могут быть МО, ММО, а также сохранившиеся на границе очага массовых санитарных потерь учреждения здравоохранения. В мирное время , при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в качестве первых этапов медицинской эвакуации могут выступать полностью или частично уцелевшая больница в очаге поражения или в непосредственной близости от очага; пункт медицинской помощи, разворачиваемый врачебно-сестринскими бригадами и медицинские пункты медицинской службы Министерства обороны, войск ГО и других формирований, или мобильный медицинский отряд.
Вторым этапом медицинской эвакуации в военное время являются лечебные учреждения больничной базы ГОЗ развернутые в загородной зоне. В мирное время – подвижные формирования или лечебные учреждения здравоохранения уже существующие, либо дополнительно развернутые: подвижные формирования службы медицины катастроф, многопрофильные, специализированные больницы, клиники и центры Минздрава России, медицинские отряды специального назначения, медико-санитарные батальоны и госпитали Минобороны России; медицинские учреждения МПС, МВД, погранвойск, ФСБ России, медицинской службы Гражданской обороны и др.
Каждый этап медицинской эвакуации имеет свои особенности в организации работы, зависящие от места данного этапа в общей системе лечебно-эвакуационных мероприятий и условий, в которых он решает свои задачи. Однако, несмотря на разнообразие условий, определяющих деятельность этапов медицинской эвакуации, в основе организации их работы лежат общие принципы, согласно которым в составе этапа медицинской эвакуации обычно развертываются функциональные подразделения, обеспечивающие выполнение следующих основных задач:
– прием, регистрация и сортировка пострадавших;
– специальная обработка;
– оказание медицинской помощи;
– изоляция инфекционных и психоневрологических пострадавших;
– временная госпитализация нетранспортабельных;
– подготовка пострадавших к дальнейшей эвакуации.
Основные требования к месту развертывания этапа медицинской эвакуации:
– местность в районе размещения этапа медицинской эвакуации не должна быть заражена ОВ, БС, уровень радиоактивного заражения не должен превышать 0,5 р/час;
– наличие источников доброкачественной воды;
– этап медицинской эвакуации должен располагаться вблизи путей подвоза и эвакуации.
Этапы медицинской эвакуации развертывают и оборудуют идентичные по предназначению функциональные подразделения:
1. для приема пострадавших, их регистрации, сортировки и размещения;
2. для санитарной обработки;
3. для временной изоляции;
4. для оказания различных видов помощи (хирургия, терапия и др.);
5. для временной и окончательной госпитализации;
6. эвакуационную;
7. подразделения обеспечения и обслуживания (аптека, диагностические отделения, лаборатория, хозяйственные отделения).
На каждом этапе медицинской эвакуации оказывается определенный вид и объем медицинской помощи. С учетом этого этапы медицинской эвакуации укомплектовываются медицинским составом (в т.ч. врачами определенной квалификации) и медицинским имуществом.
Рассмотрим принципиальную схему развертывания этапа медицинской эвакуации.
Среди пораженных, прибывших на этап медицинской эвакуации из очага ЧС фельдшер сортировочного поста выявляет пострадавших, нуждающихся в специальной обработке и изоляции (опасные для окружающих), которых направляют в подразделение специальной обработки, инфекционный и психоизолятор. Далее после выгрузки пораженных на сортировочной площадке (площадке выгрузки), перед приемно-сортировочными подразделениями, средний медработник выявляет среди прибывших пораженных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, которые после осмотра врачом сразу направляются в соответствующие подразделения этапа медицинской эвакуации. Оставшиеся пораженные делятся на два потока: носилочные и ходячие, которые направляются в приемно-сортировочную для носилочных и приемно-сортировочную для ходячих. После проведения медицинской сортировки сортировочными бригадами, пораженные направляются в функциональные подразделения данного этапа медицинской эвакуации: нуждающиеся в медицинской помощи – в подразделения медицинской помощи; нуждающиеся в госпитализации (нетранспортабельные) – в госпитальные отделения; не нуждающиеся в оказании медицинской помощи на данном этапе – сразу в эвакуационные подразделения для направления на следующий этап. После оказания медицинской помощи в соответствующих подразделениях пораженные направляются на эвакуацию, в случае нетранспортабельного состояния – в госпитальные отделения для подготовки к эвакуации. Как только состояние пострадавшего позволяет его эвакуировать, он направляется в эвакуационные подразделения для эвакуации на следующий этап.
1. Виды медицинской помощи (определение, место оказания, оптимальные сроки оказания различных ее видов, привлекаемые силы и средства).
Вид медицинской помощи – это комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых медицинским персоналом определенной квалификации, имеющим соответствующее медицинское оснащение и оборудование, по конкретным медицинским показаниям.
В системе этапного лечения пораженных и больных с их эвакуацией по назначению различают следующие виды медицинской помощи: первая помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная медицинская помощь и специализированная медицинская помощь.
Первая (медицинская) помощь – это комплекс простейших медицинских мероприятий, оказываемых на месте получения поражения в порядке само- и взаимопомощи, санитарными дружинниками (в военное время), персоналом спасательных формирований, поисково-спасательных служб (в мирное время), с использованием табельных и подручных средств. Оптимальный срок – до 30 мин. с момента получения поражения.
Цель первой помощи прекращение воздействия поражающего фактора, устранение явлений угрожающих жизни и предупреждение опасных осложнений.
Доврачебная помощь оказывается средним медицинским персоналом развернутых формирований (как правило, только в мирное время), с целью предупреждения угрожающих жизни расстройств. Оптимальный срок – 1-2 часа.
Для оказания доврачебной помощи используется табельное имущество.
Первая врачебная помощь оказывается врачами общей практики в МО, ММО (в военное время) и врачами врачебно-сестринских бригад, работающих на пунктах сбора пораженных или развернутых пунктах медицинской помощи (мирное время), а также врачами бригад скорой медицинской помощис целью устранения последствий поражения угрожающих жизни, предупреждения развития осложнений, подготовки к дальнейшей эвакуации. Оптимальный срок – 4-6 часов с момента получения поражения.
Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами-хирургами и терапевтами в подвижных формированиях, многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях, уже существующих или дополнительно развернутых (как в мирное, так и военное время). Она имеет своей целью устранение угрожающих жизни последствий ранений и заболеваний. Оптимальный срок – 6-12 часов.
Специализированная медицинская помощь представляет собой высшую форму медицинской помощи, носит исчерпывающий характер. Оказывается соответствующими специалистами, имеющими необходимое оснащение, в специально предназначенных для этой цели лечебных учреждениях не позднее суток после поражения.
Опыт ликвидации многих ЧС убедительно свидетельствует о том, что перечень мероприятий того или иного вида медицинской помощи в реальной обстановке может сокращаться или расширяться. Однако при всех вариантах объема медицинской помощи необходимо выполнять следующие требования:
– во всех случаях при оказании любого вида медицинской помощи должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни;
– мероприятия по предупреждению тяжелых осложнений;
– мероприятия, обеспечивающие транспортировку без существенного ухудшения состояния.
В современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий в организации эвакуации раненых и больных принимают участие: во фронте - военно-медицинское управление, ЭП(ф), управления ГБФ; во внутреннем районе страны - эвакуационные пункты распределительные, местные, перегрузочных районов, медицинская служба ВО ВВ (территориального командования). Общее руководство эвакуацией раненых и больных в ТГЗ осуществляется ГВМУ МО. Кроме органов управления к эвакуации раненых и больных привлекается большое количество сил и средств как военного, так и гражданского ведомств. В связи с этим успешное решение задач по эвакуации раненых и больных из ГБФ в ТГЗ возможно только при четкой организации взаимодействия между органами управления здравоохранения, военно-медицинской службы, службы военных сообщений, МЧС, местных органов власти и т.д.
В общей системе эвакуации раненых и больных в ТГЗ военно-медицинское управление фронта планирует эвакуацию раненых и больных из ГБФ, представляет донесения в ГВМУ МО о количестве и структуре раненых и больных, подготовленных к эвакуации, и представляет заявки в службу военных сообщений фронта для эвакуации, а также контролирует организацию эвакуации за пределы фронта.
На госпитальные базы возлагаются чрезвычайно сложные и ответственные задачи по отбору и подготовке раненых и больных к эвакуации в предельно сжатые сроки, так как массовая эвакуация за пределы фронта начинается с 5-7 суток операции. Кроме того, управления госпитальных баз организуют развертывание прирельсовых (приаэродромных) эвакоприемников своими силами и средствами, обеспечивают доставку раненых и больных к местам погрузки и погрузку раненых и больных в транспортные средства, если ЭП фронта возлагает на них эту задачу.
Непосредственное руководство эвакуацией раненых и больных из ГБФ осуществляет ЭП(ф), который организует отбор и подготовку раненых и больных, развертывание эвакуационных приемников, доставку в них раненых и больных и погрузку на санитарно-транспортные средства.
Подготовка раненых и больных к эвакуации включает выполнение следующих обязательных требований:
Завершения оказания раненому (больному) квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
Замену транспортной иммобилизации на лечебную (гипсовую повязку, аппарат для внеочаговой фиксации, остеосинтез переломов);
Проведение медицинских мероприятий, обеспечивающих транспортабельное состояние раненых и больных с учетом условий транспортировки и длительность эвакуации (восполнение кровопотери, стойкое купирование болевого синдрома и психомоторного возбуждения, детоксикационная терапия и др.);
Проведение полной санитарной обработки раненого (больного);
оформление медицинских документов эвакуируемого (истории болезни, эвакуационного конверта);
Выдачу раненым и больным продовольственного, вещевого и денежного аттестатов;
Выдачу личных вещей, орденов и медалей, принадлежащих эвакуируемому;
Экипировку эвакуируемого (выдачу обмундирования в соответствии со временем года и погодой).
В целях обеспечения преемственности в лечении раненых и больных в переводном эпикризе истории болезни указываются время поступления в госпиталь, диагноз основного и сопутствующего ранения (заболевания), выполненные в госпитале лечебные мероприятия (оперативные вмешательства), послеоперационное течение, данные объективных исследований, обоснование перевода в ТГЗ, необходимые медицинские мероприятия в пути следования.
В современной системе этапного лечения с эвакуацией по назначению важное место занимают местные эвакуационные пункты - это орган управления эвакуацией раненых и больных, с которым руководители СФЗ будут осуществлять наиболее тесное взаимодействие в процессе своей работы.
Местный эвакуационный пункт (МЭП) является территориальным органом управления медицинской службы, предназначенным для организации приема раненых и больных, эвакуируемых из госпитальных баз фронтов, флотов, войск военного округа военного времени, соединений и частей родов войск и видов Вооруженных Сил, дислоцированных на территории ВО ВВ, и войск, проходящих по его территории, доставки поступающих раненых и больных в тыловые госпитали МЗ и оперативного руководства деятельностью тыловых госпиталей. МЭП непосредственно подчинён начальнику медицинской службы ВО ВВ, на территории которого расположены приписанные к нему ТГЗ.