Собрание кредиторов и комитет кредиторов как коллективные субъекты конкурсного права. Статус собрания и комитета кредиторов Правовой статус собрания и комитета кредиторов

Конкурсное право регулирует отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами. Вопрос об отраслевой принадлежности конкурсного права в настоящее время учеными не решен — не существует единого мнения о том, является конкурсное право правовой отраслью или институтом. Тем не менее независимо от того, что такое конкурсное право, мы вынуждены признать, что круг его субъектов шире, чем круг субъектов гражданского права, поскольку в конкурсных отношениях участвуют такие субъекты, как собрание и комитет кредиторов.

И собрание, и комитет имеют свою компетенцию (которые, к сожалению, иногда совпадают, о чем подробнее будет сказано ниже); свой порядок формирования и прекращения деятельности, свои цели функционирования.
Конкурсные отношения строятся таким образом, чтобы активность арбитражного управляющего (который осуществляет основные мероприятия в рамках производства по делу о несостоятельности) сдерживалась и контролировалась кредиторами посредством их участия в собраниях и комитетах кредиторов. Как справедливо отмечается учеными, создание именно двух органов, выражающих интересы кредиторов в конкурсном процессе, получило распространение еще в XIX в., в результате учета конкурсным законодательством развитых европейских стран опыта построения системы органов управления акционерным обществом, поскольку общее собрание кредиторов столь же пассивно, как и общее собрание акционеров: «Если совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества призван «наблюдать» за деятельностью исполнительного органа (директора, генерального директора, правления и т.п.), то комитет кредиторов ведет наблюдение за деятельностью арбитражного управляющего». *(389)
Собрание кредиторов действует в любом конкурсном процессе, в отличие от комитета, который образуется не всегда, а только если этого пожелают кредиторы (за исключением ситуаций, когда кредиторов не менее 50). Обратим внимание, что в соответствии с Законом 1998 г. комитет образовывался только для целей внешнего управления и конкурсного производства; в настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона 2002 г. комитет избирается на период проведения любой из процедур конкурса — наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.
Собрание не созывается, только если в конкурсном процессе участвует единственный кредитор.
Закон 2002 г. не содержит формулировок, подобных формулировке п. 4 ст. 11 Закона 1998 г.: «При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрания кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом». Процитированная формулировка имеет две неточности. Во-первых, представляется сомнительным применение в данном контексте термина «представительство». В гражданско-правовом смысле представительством складывающиеся между кредиторами и собранием (комитетом) отношения названы быть не могут хотя бы потому, что ни собрание, ни комитет не являются субъектами гражданского права, следовательно, они не могут выступать в качестве представителей. Таким образом, нормы ГК РФ о представительстве в конкурсных отношениях (применительно к собраниям и комитетам кредиторов) не применяются. Целесообразнее говорить, что собрание и комитет, будучи субъектами конкурсного права, не представляют интересы кредиторов, а являются органами, наделенными определенной компетенцией в силу конкурсного законодательства, что служит цели защиты интересов кредиторов. Иногда собрание и комитет называют «контрольно-представительными органами предприятия-должника, осуществляющими общее руководство деятельностью кредиторов». *(390) В рамках конкурсных отношений это действительно так, но с точки зрения гражданского права ни собрание, ни комитет органами юридического лица названы быть не могут.
Во-вторых, в процитированной статье Закона сказано, что собрание и комитет образуются в соответствии с Законом; на самом деле образуется только комитет, собрание же созывается управляющим.

В отличие от собрания кредиторов, которое созывается арбитражным управляющим, комитет кредиторов избирается на своем собрании из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

По решению собрания кредиторов полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно.

Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием. При избрании комитета кредиторов каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов.

Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

В п. 1 ст. 17 Закона о банкротстве определено, что по своему назначению в конкурсном процессе комитет кредиторов призван представлять законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществлять контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализовать иные предоставленные собранием кредиторов полномочия.

В Законе о банкротстве достаточно четко распределены полномочия между коллегиальными органами кредиторов - собранием кредиторов и комитетом кредиторов. В п. 2 ст. 12 указанного закона определен перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания кредиторов, в число которых входит решение вопроса об отнесении к компетенции комитета кредиторов принятия решений по вопросам, которые в соответствии с законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме § 5. Комитет кредиторов: порядок формирования комитета кредиторов, его состав, компетенция, порядок принятия решений:

  1. § 4. Собрание кредиторов: его участники, порядок созыва, компетенция, порядок принятия решений
  2. Порядок предъявления требований кредиторов к должнику и их учет в реестре
  3. Порядок предъявления и установления требований кредиторов к должнику и их учет в реестре
  4. 31. Паны-Рада ВКЛ: состав, компетенция и порядок работы (XIV – середина XVI вв.)
  5. 4.2. Состав и порядок формирования исполнительного органа
  6. 2.2. Порядок принятия предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД
  7. Правовой статус Базельского комитета по банковскому надзору. Общая характеристика документов Базельского комитета по банковскому надзору

В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

В собрании кредиторов также вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях если в деле о несостоятельности (банкротстве) участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов созывается по инициативе:

  • - арбитражного управляющего;
  • - комитета кредиторов;
  • - конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем 10% общей суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов;
  • - 1/3 от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 14 Закона о банкротстве).

Участники собрания кредиторов обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. При этом штрафные санкции не учитываются (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем 30% голосов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены (п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве).

Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, по общему правилу принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 15 Закона о банкротстве). По данному поводу необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой "положения, определяющие порядок голосования и принятия решений на заседании объединения кредиторов, направлены на выявление и согласование общих интересов кредиторов данной кредитной организации. Принятие решения большинством голосов всех кредиторов с учетом принадлежащих им сумм имущественных требований - демократическая процедура, не противоречащая принципу равенства нрав всех участников гражданско-правовых отношений" (абз. 11 п. 4 мотивировочной части постановления от 22 июля 2002 г. № 14-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации "Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков" и жалобой ОАО "Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств"").

К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

  • - о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • - об утверждении и изменении плана внешнего управления;
  • - об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • - об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • - о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • - об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;
  • - об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
  • - о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • - о заключении мирового соглашения со стороны кредиторов;
  • - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • - об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
  • - об определении компетенции комитета кредиторов;
  • - об избрании представителя собрания кредиторов.

Принятие решений но этим вопросам не может быть передано иным лицам или органам (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве).

Как видно из приведенного перечня, вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, касаются порядка проведения дел о банкротстве и тем самым предопределяют тс ограничения, которые будут введены в отношении правоспособности и дееспособности должника.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано:

  • - лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение 20 дней с даты принятия такого решения;
  • - лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение 20 дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, по не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.

При этом указанный 20-дневный срок на обжалование решения собрания кредиторов является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются правила гл. 12 ГК РФ (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 93).

Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями должника и арбитражных управляющих, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия.

В частности, комитет кредиторов вправе:

  • - требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • - обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;
  • - принимать решения о созыве собрания кредиторов;
  • - принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей.

Комитет кредиторов может не образовываться собранием кредиторов только в случае, если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов составляет менее 50.

Количественный состав комитета кредиторов должен быть не менее трех и не более 11 человек.

При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый его член обладает одним голосом. При этом передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается.

Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов (ст. 17 Закона о банкротстве).

Помимо перечисленных полномочий собрание кредиторов или комитет кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве выполняют следующие контрольные функции:

  • - собрание кредиторов вправе требовать от арбитражного управляющего информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц, а также о признаках преднамеренного и фиктивного банкротства (п. 2 ст. 20.3);
  • - принимают решение об обращении внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделки должника (ст. 61.9);
  • - в ходе финансового оздоровления дают согласие на совершение должником ряда сделок (п. 3 ст. 82);
  • - в ходе внешнего управления дают согласие на совершение внешним управляющим от имени должника определенных сделок, за исключением предусмотренных планом внешнего управления (п. 1 и 4 ст. 101), а также на увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления (ст. 105);
  • - вправе потребовать отчета внешнего управляющего перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления (п. 4 ст. 106);
  • - вправе устанавливать условия конкурса по продаже предприятия (п. 5 ст. НО);
  • - дают согласие внешнему управляющему и конкурсному управляющему на уступку прав требования должника путем их продажи (п. 1 ст. 112, п. 1 ст. 140);
  • - при проведении конкурсного производства дают согласие на совершение конкурсным управляющим от имени должника ряда сделок (п. 2 ст. 129);
  • - в ходе конкурсного производства собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника (п. 6 ст. 129);
  • - при проведении конкурсного производства дают согласие на заключение соглашений об отступном (п. 9 ст. 142);
  • - собрание кредиторов вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего (п. 2 ст. 15), а комитет кредиторов - обращаться к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей (п. 3 ст. 17).

Представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве (п. 1 ст. 35 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов и комитет кредиторов не являются субъектами гражданского права. Исходя из этого, они не могут быть признаны и субъектами отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), или субъектами конкурсного права (подход к определению субъектов нрава одинаков во всех сферах правового регулирования). Однако они обладают самостоятельной компетенцией по решению вопросов несостоятельности (банкротства) должника, к которому составляющие их лица имеют права требования. Исходя из этого, они являются объединением юридических и физических лиц, а также уполномоченных органов, действующих через представителей, выражающих их коллективный общий интерес. Такая же конструкция выражения интересов применяется применительно к работникам должника и его учредителей (участников). Единственное отличие состоит в том, что в деле о банкротстве интересы кредиторов представляет комитет, а в арбитражном процессе по делу о банкротстве - представитель комитета.

Данное объединение не является объединением в контексте ст. 30 Конституции РФ. Как отмечал Конституционный Суд РФ, объединение кредиторов представляет собой собрание кредиторов должника (в деле - это кредитная организация), с которыми у должника заключены гражданско-правовые договоры либо которые признаны таковыми (налоговые и иные уполномоченные органы), а не какое-либо повое объединение физических и юридических лиц, создаваемое по устанавливаемым ими правилам. Исходя из гражданско-правового принципа свободы договора предполагается, что каждый кредитор вступал в правоотношения с должником добровольно, без принуждения. Содержанием таких правоотношений являются права и обязанности его участников. Все кредиторы должника объективно объединены наличием у каждого из них прав требования к должнику, что и определяет их статус как кредиторов в процессе заключения мирового соглашения (абз. 1 и 2 п. 5 мотивировочной части постановления от 22 июля 2002 г. № 14-П).

Заслуживает внимания мнение, что собрание кредиторов является коллективной формой осуществления нрав кредиторов.

Существование собрания кредиторов предопределяется тем, что среди кредиторов потенциально существует конфликт интересов, частичное устранение которого возможно в рамках нормативно определенной формы согласования интересов. Такой формой выступает собрание кредиторов, где воля кредиторов формируется по принципу подчинения меньшинства большинству, что предполагает умаление интересов одних кредиторов в пользу других. Допущение дискриминации интересов отдельных кредиторов вызвано действием конституционного принципа ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров па основе требований справедливости, соразмерности, пропорциональности с учетом необходимости защиты прав и законных интересов других лиц, поскольку индивидуальная свобода сегодня мыслима только в кооперации с другими носителями основных прав.

Вместе с тем умаление интереса отдельного кредитора в пользу коллективного интереса не влечет ущемление его основного права - права получить соразмерное удовлетворение своих требований к должнику.

Следует также согласиться с еще одним мнением Е. Г. Дорохиной о том, что появившиеся в последнее время высказывания относительно необходимости законодательной защиты прав мелких кредиторов с помощью установления принципа "один кредитор - один голос" нарушают принципы справедливости и соразмерности. Предоставленное кредитору право обжаловать решение собрания кредиторов является достаточным средством для защиты собственного субъективного права в случае его нарушения решением собрания кредиторов.

Что касается комитета кредиторов, то I". Ф. Шершеневич так объяснял его появление в конкурсном процессе: "Это учреждение получило... распространение ввиду аналогии между конкурсом и акционерным товариществом. Замечено было, что общее собрание акционеров нисколько не стесняет произвола директоров ввиду многочисленного состава и неподготовленности, напротив, учреждение наблюдательного комитета (Aufsichtsrath, conseil de surveillance) действительно ограничило бесконтрольность деятельности правления. По сходству признано было необходимым перенести этот комитет с тою же ролью в конкурсный процесс, где общее собрание кредиторов играло столь же пассивную роль, как и общее собрание акционеров". Подобной точки зрения придерживается и Г. Папе, который сравнивает функции комитета кредиторов с полномочиями наблюдательного совета в обществах и товариществах, отводя собранию кредиторов роль общего собрания в указанных коммерческих организациях.

Государственные и муниципальные служащие могут избираться членами комитета кредиторов по предложению уполномоченных органов.

По решению собрания кредиторов полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно.

2. Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием.

При избрании комитета кредиторов каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов.

Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

3. Члены комитета кредиторов избирают из своего состава председателя комитета кредиторов.

4. Протокол заседания комитета кредиторов подписывается председателем комитета кредиторов, если иное не установлено регламентом работы комитета кредиторов.

5. Протокол заседания комитета кредиторов составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения заседания комитета кредиторов, второй - хранится у лица, проводившего заседание комитета кредиторов.

В случае, если заседание комитета кредиторов проводилось не арбитражным управляющим, составляется дополнительный (третий) экземпляр протокола заседания комитета кредиторов, который направляется арбитражному управляющему.

К протоколу заседания комитета кредиторов должны быть приложены копии:

материалов, представленных членам комитета кредиторов для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении членов комитета кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению лица, проводившего заседание комитета кредиторов, или на основании решения комитета кредиторов.

Оригиналы указанных документов подлежат хранению лицом, проводившим заседание комитета кредиторов, до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Лицо, проводившее заседание комитета кредиторов, обязано обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия, представителю саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представителю органа по контролю (надзору). Расходы на подготовку и направление таких копий возлагаются на лицо, требующее их предоставления.

Сведения о решениях, принятых на заседаниях комитета кредиторов, подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты получения им протокола заседания комитета кредиторов.

Интересы кредиторов в деле о банкротстве представляет собрание кредиторов. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим. Правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов разрабатываются национальным объединением СРО и утверждаются регулирующим органом - Минэкономразвития России (п. 11 и 12 ст. 29 Закона о банкротстве).

Участниками собрания кредиторов является широкий круг лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. При этом одни из них обладают правом голоса на собрании кредиторов, а другие не обладают таким правом.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В случаях, когда в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), по общему правилу также имеют право голоса на собраниях кредиторов.

Залоговые кредиторы имеют безусловное право голоса на первом собрании кредиторов, которое проводится по результатам проведения процедуры наблюдения и на котором решается судьба должника: признавать или не признавать его банкротом, вводить ту или иную процедуру, применяемую в деле о банкротстве.

В случае введения финансового оздоровления или внешнего управления у залогового кредитора появляется право заявить требование о реализации предмета залога и удовлетворении его требования преимущественно перед другими кредиторами. Если залоговый кредитор в ходе финансового оздоровления и внешнего управления откажется от реализации предмета залога или будет вынесено определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, залоговый кредитор сохраняет право голоса наравне с другими конкурсными кредиторами. Если же залоговый кредитор предпочтет воспользоваться своим правом преимущественного удовлетворения требований за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества, то он лишается права голоса на собраниях кредиторов, проводимых в ходе финансового оздоровления и внешнего управления. Однако он вправе и в этом случае участвовать в собраниях кредиторов без права голоса и выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Кроме того, участниками собрания кредиторов без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации арбитражных управляющих, представитель органа по контролю (надзору). Указанные лица вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Кредиторы первой и второй очереди (п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве) не являются участниками собрания кредиторов, так как не относятся к числу конкурсных кредиторов.

Перечень вопросов, решение по которым отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов, является исчерпывающим.

Вопросы, отнесенные Законом о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам, включая комитет кредиторов.

Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяется пропорционально размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и по обязательным платежам, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

При определении размера требований конкурсного кредитора и уполномоченного органа для целей определения числа голосов на собрании кредиторов учитывается основная задолженность по обязательствам и недоимка по обязательным платежам. Подлежащие применению за нарушение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

Собрание кредиторов считается правомочным, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие боле чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов.

Закон о банкротстве предусматривает ряд правил о порядке созыва и проведения собрания кредиторов, устанавливающих дополнительные гарантии прав лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Так, в целях исключения возможности для крупных кредиторов затягивания принятия решений собранием кредиторов и устранения препятствий на пути осуществления процедур, применяемых в деле о банкротстве, и производства по делу о банкротстве в целом установлено, что повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены (ст. 13 Закона о банкротстве).

Если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.



Просмотров