Правовое положение субъектов социального обеспечения. Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения. Получателем единовременного пособия при рождении ребенка является

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово - экономический институт

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

Контрольная работа

По менеджменту на тему:

Риски в менеджменте

Барнаул-2010


1. Риски в менеджменте.

1.1. Понятие риска, его сущность, причины возникновения......................……2

1.2. Классификация рисков………………………………………………………3

1.3. Управление рисками…………………………………………………………7

2. Эффективность процесса менеджмента.

2.1. Сущность и понятие эффективности менеджмента………………………10

2.2. Критерии и показатели эффективности управления…………………….13

Задача……………………………………………………………………………16

Тест……………………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

Риски в менеджменте

Понятие риска, его сущность

Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой. Действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, функционирования системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены.

Проблема управления риском очень актуальна. Деятельность любой организации связана с опасностью возникновения непредвиденных потерь. Именно поэтому для каждой компании важно предусмотреть изменение факторов и условий, способных оказать существенное влияние на ее функционирование.

В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери (например, получение физической травмы, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).

В явлении "риск" можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:

· возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;

· вероятность достижения желаемого результата;

· отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;

· возможность материальных, нравственных и др. потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

Основными чертами риска являются: противоречивость, альтернативность и неопределенность.

Противоречивость в риске приводит к столкновению объективно существующих рискованных действий с их субъективной оценкой. Так как наряду с инициативами, новаторскими идеями, внедрением новых перспективных видов деятельности, ускоряющими технический прогресс и влияющими на общественное мнение и духовную атмосферу общества, идут консерватизм, догматизм, субъективизм и т.д.

Альтернативность в риске предполагает необходимость выбора из двух или нескольких возможных вариантов решений, направлений, действий. Если возможность выбора отсутствует, то не возникает рискованной ситуации, а, следовательно, и риска.

Неопределенностью называется неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения). Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию.

Классификация рисков

Классификация рисков означает систематизацию множества рисков на основании каких-то признаков и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия.

Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков, являются: время возникновения, основные факторы возникновения, характер учета, характер последствий, сфера возникновения и другие.

1. По времени возникновения риски распределяются на ретроспективные, текущие и перспективные риски. Анализ ретроспективных рисков, их характера и способов снижения дает возможности более точно прогнозировать текущие и перспективные риски.

2. По факторам возникновения риски подразделяются на:

Политические риски - это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность (закрытие границ, запрет на вывоз товаров, военные действия на территории страны и др.).

Экономические риски - это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и др.

3. Так же риски делятся на внешние и внутренние.

К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории (социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного предприятия). На уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов - политические, экономические, демографические, социальные, географические и др.

К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и др. факторы: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.

4. По характеру последствий риски подразделяются на:

Чистые риски характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи и др.

Спекулятивные риски характеризуются тем, что могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату.

5. Классификация рисков по сфере возникновения является самой многочисленной группой. В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют: производственный, коммерческий, финансовый и страховой риск.

Производственный риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных средств, сырья, рабочего времени. Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем.

Финансовый риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств.

Страховой риск - это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах - перестрахование, формирование страховых резервов и т.п.

6. Формируя классификацию, связанную с производственной деятельностью, можно выделить следующие риски:

Организационные риски - это риски, связанные с внутренней организацией работы компании.

Рыночные риски - это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры.

Кредитные риски - риск того, что контрагент не выполнит свои обязательства в полной мере в срок. Эти риски существуют как у банков (риск не возврата кредита), так и у предприятий, имеющих дебиторскую задолженность, и у организаций, работающих на рынке ценных бумаг

Юридические риски - это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.

Технико-производственные риски - риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, ряд строительных рисков и пр.

7. Помимо вышеприведенных классификаций, риски можно классифицировать по последствиям:

Допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого, предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

Критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т.е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект.

Катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

Существует большое количество видов и классификаций рисков в зависимости от специфики деятельности компании. Отдельно классифицируются инвестиционные риски, риски на рынке недвижимости, риски на рынке ценных бумаг и пр.

Управление рисками

В условиях действия разнообразных внешних и внутренних факторов риска могут использоваться различные способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

Многообразие применяемых в предпринимательской деятельности методов управления риском можно разделить на 4 группы: уклонения от рисков, локализации рисков, диверсификации рисков, компенсации рисков

При выборе конкретного метода управления рисками риск-менеджер должен исходить из следующих принципов:

· нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

· нельзя рисковать многим ради малого;

· следует предугадывать последствия риска.

Рассмотрим более подробно способы управления риском.

Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике, ими пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка. Методы уклонения от риска подразделяются на:

· отказ от ненадежных партнеров; отказ от участия в проектах, связанных с необходимостью расширить круг партнеров, отказ от инвестиционных и инновационных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает сомнения;

· страхование рисков

· поиск гарантов, т.о. при поиске гарантов, как и при страховании, целью является перенос риска на какое-либо третье лицо;

· увольнение некомпетентных работников.

Методы локализации рисков используются в редких случаях, когда удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения. Выделив экономически наиболее опасные этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска. К таким методам локализации относятся:

· создание венчурных предприятий: предполагает создание небольшого дочернего предприятия как самостоятельного юридического лица для высокотехнологических (рискованных) проектов;

· создание специальных структурных подразделений с обособленным балансом для выполнения рискованных проектов;

· заключение договоров о совместной деятельности для реализации рискованных проектов.

Методы диверсификации рисков заключаются в распределении общего риска и подразделяются на:

· распределение ответственности между участниками проекта;

· диверсификация видов деятельности и зон хозяйствования - это увеличение числа применяемых технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или оказываемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия различных регионов;

· диверсификация сбыта и поставок;

· диверсификация инвестиций это предпочтение реализации нескольких относительно небольших по вложениям проектов, чем реализация одного крупного инвестиционного проекта;

· распределение риска во времени;

Методы компенсации рисков связаны с созданием механизмов предупреждения опасности

· стратегическое планирование деятельности;

· прогнозирование внешней обстановки;

· мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды предполагает отслеживание текущей информации о соответствующих процессах;

· создание системы резервов;

· обучение персонала и его инструктирование.


Эффективность процесса менеджмента

Сущность и понятие эффективности менеджмента.

Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия.

В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления - составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

Управленческого потенциала, т. е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;

Затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

Характера управленческого труда;

Эффективности управления, т. е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

Эффективность - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

В управленческой литературе экономисты различают следующие аспекты эффективности менеджмента:

Внутренняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей организации или с точки зрения управления внутренними ресурсами (затратами и капиталом);

Внешняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации;

Общая эффективность - эффективность в качестве композиции двух ее составляющих: внутренней и внешней эффективности;

Рыночная эффективность - насколько полно удовлетворяются запросы потребителя по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения;

Идеальная эффективность - вопреки усилиям менеджмента по оптимизации организационной структуры такая «эффективность недостижима ни при каких обстоятельствах;

Целевая, или стратегическая эффективность отражает меру достижения целей организации;

Затратная , или тактическая эффективность отражает экономичность способов преобразования ресурсов в результате производственной деятельности организации;

Глобальная эффективность экономики - последствие способов функционирования экономической системы (в том числе международной) на организации микро уровня (фирмы) .

Теперь рассмотрим некоторые из этих видов эффективности менеджмента организации в самом общем виде. Зависимость уровня общей эффективности организации от того или иного уровня обеих ее составляющих можно условно представить следующим образом:

Э = Э1*Э2,

где Э - уровень общей эффективности; Э1 - уровень внешней эффективности; Э2 - уровень внутренней эффективности.

Говоря об общей эффективности Э как о комбинации двух ее составляющих Э1 и Э2, мы тем самым подчеркиваем ее двойственную природу. Очевидно, что высокий уровень составляющей Э1 обеспечивает повышение эффективности Э в целом. Вместе с тем, даже при достаточно высоком уровне внутренней эффективности Э2 организация не будет иметь высокий уровень общей эффективности Э, если не будет обеспечена ее эффективность с точки зрения использования рыночных возможностей (Э1). Отсюда вывод: для получения организацией максимально высоких результатов необходимо наиболее полно реализовать ее рыночные возможности и достаточно обеспечить максимально высокий уровень ее внутренней эффективности.

Производство товаров, заведомо не имеющих спроса на рынке, делает бессмысленными всякие усилия по повышению эффективности этого производства. С другой стороны, производство пользующегося спросом товара при низком уровне его эффективности (высокие производственные затраты, высокая себестоимость) приведет в конце концов к снижению спроса на него и уменьшению доли рынка. И в том, и в другом случае уровень общей эффективности остается значительно ниже максимально возможного.

Согласно формуле общей эффективности ясно, что все усилия руководителя по увеличению сбыта продукции в целях достижения предприятием успеха всегда будут сводиться на нет, если его усилия на административном поприще, в свою очередь, не приведут к обеспечению высокой внутренней эффективности организации.

Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, т.к.:

1) результат управления не всегда заключается в прибыли;

2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;

3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить .

Критерии и показатели эффективности управления

Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов - труда, основных фондов, инвестиций.

Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления.

Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов - показателем фондоотдачи.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект .


Найдите оптимальное управленческое решение по выбору автомобиля немецкого производства. На российском рынке эти автотранспортные средства представлены четырьмя основными марками: Mercedes-Benz, BMW, Audi и Opel.

Основные критерии, по которым выбираются автомобили:

2. Мощность.

3. Экономичность.

4. Дизайн.

5. Динамичность.

7. Эргономичность салона.

8. Надежность.

Критерии оценок для выбора управленческого решения представлены в табл. 1.

Марка автомобиля

Критерии оценок

Удельный вес, %

2. Мощность.

3. Экономичность.

4. Дизайн.

5. Динамичность.

6. Курсовая устойчивость и управляемость.

7. Эргономичность салона.

8. Надежность.

Согласно оценкам по показателям, имеющим наибольший удельный вес (цена, экономичность, дизайн, эргономичность салона, курсовая устойчивость и управляемость, надежность), оптимальным для выбора является автомобиль Audi, несмотря на то что по общей сумме всех критериев лидирует Mercedes-Benz.


Расположите стадии коммуникационного процесса в соответствии с их реальной последовательностью:

1)кодирование информации и формирование сообщения.

2)интерпретация сообщения и формирование ответа.

4)передача ответа.

5) формирование идеи.

6) выбор канала связи и передача сообщения.

Ответ: 5, 1, 6, 3,2,4.

Список литературы:

1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 504с.

2. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е. Основы менеджмента: Учеб. для ВУЗов. Под ред Д.Д. Вачугова. М.: Высшая школа, – 2001. 367 с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998.- 528 с.

4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.

5. Теория управления: Учебник/ В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. – М.: Экономика, 2003.

6. http://besonus.narod.ru/Effect/ - эффективность менеджмента организации

7. http://www.risk24.ru/- управление рисками, риск-менеджмент на предприятии.

Риск [греч- утес] - возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода.

Предпринимательский риск возникает в любых видах деятельности, связанных с производством и реализацией продукции и услуг, осуществлением денежно-кредитных и финансовых операций, выполнением научно-исследовательских работ.

Риск – это вероятность потерь доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.

может быть отражен в двух видах:

1. Абсолютном выражении, определяется величиной возможных потерь, выраженных в стоимостном виде.

2. Относительном выражении, определяется величиной возможных потерь, отнесенных к некоторой базе. В качестве базы могут выступать: - имущественное состояние предпринимателя; - величина доходов от конкретной операции; - величина убытков от конкретной операции.

Цель риска в менеджменте заключается в применении методов, способов, приемов, позволяющих решить те или иные хозяйственные задачи, что приводит к достижению успеха в конкретной ситуации

Задачи риска в менеджменте:

Обнаруживает область повышенного риска;

Оценивает степень риска:

Разрабатывает и принимает меры, предупреждающие риск, а в случае, когда ущерб уже имеет место, то принимает меры к оптимальному его возмещению;

Анализирует и предупреждает риски.

Риск в менеджменте преследует цель – использовать различные методы, способы, позволяющие решать хозяйственные задачи, при этом получать прибыль.

Функции риска .

Регулирующая - имеет противоречивый характер и может выступать в двух формах: конструктивная; деструктивная. Конструктивность риска проявляется, в частности, в том, что риск при осуществлении хозяйственной деятельности выполняет роль своеобразного катализатора. Ему принадлежат такие свойства как активность и направленность в будущее, поиск новаторских решений. Деструктивный характер риска проявляется в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к валюнтаризму и авантюризму. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора.

Защитная - имеет также два аспекта: историко-генетический; социально-правовой.

В первом случае речь идет о том, что уже на ранних стадиях развития цивилизации люди стихийно искали средства и формы защиты от возможных нежелательных следствий.

В современных условиях такая предвиденность проявляется в виде создания фондов риска и применения разных методов минимизации риска, который позволяет, с одной стороны, использовать конструктивность риска, а со второй – защищать предпринимателя от негативных последствий.

Т.о., сама природа риска побуждает субъекта хозяйствования защитить объект от негативных последствий рискованного события. Сущность социально-правового аспекта защитной функции проявляется в обеспечении прав новатора на риск, поскольку необходимые правовые и экономические гарантии, которые бы исключали в случае неудачи наказания работников, идущих на риск.

2. Организация, стратегия, тактика, объект управления риска в менеджменте

Организация риска в менеджменте предполагает определение органа управления риском, которым может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления, скажем, отдел рисковых вложений капитала.

Под стратегией управления подразумевается искусство управления риском в неопределенной хозяйственной ситуации, основанное на прогнозировании риска и приемах его снижения.

Когда риск уже может быть, то обычно разрабатываются следующие стратегии управления по снижению неблагоприятных последствий риска:

Упразднение риска, т.е. отказ от деятельности, предполагающей данный риск (чаще - пересмотр, уточнение параметров плана деятельности, его доработка и исправление);

Отслеживание риска, что позволяет принять своевременные меры по сокращению потерь от риска;

Страхование риска. По существу – это передача определенной степени риска страховой компании, важнейший метод, предполагающий получение неких гарантий. Страхование рисков может проходить с использованием залога;

Распределение рисков между участниками экономической деятельности (например, максимальная ответственность за риск передается тому участнику, который может лучше всех его контролировать);

Диверсификация риска – процесс распределения инвестиционных средств между различными несвязанными друг с другом объектами вложений с целью снижения риска;

Резервирование и централизация средств на покрытие непредвиденных расходов в плане финансирования рисковых мероприятий (т.е. создания достаточного запаса прочности);

Создание доброжелательной среды, совместное с конкурентами формирование «рынка будущего».

Тактика - практические методы и приемы менеджмента для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Объектом управления в риск-менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.

С точки зрения объекта управления риск в менеджменте выполняет следующие функции:

Организация разрешения риска, рисковых вложений капитала;

Организация работ по снижению величины рисков;

Организация экономических отношений и связей между субъектами хозяйственной деятельности.

3. Источники, причины, факторы, степень риска

В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в Украине приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределённости ситуации и изменчивости экономической среды. Отсюда возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, опасность неудачи, непредвиденных потерь, осваивая предпринимательство, приходится иметь дело с неопределённостью и повышенным риском. Задача предпринимателя заключается не в том, чтобы избегать риск, а уметь его чувствовать, правильно оценивать его степень, не переходить за допустимые пределы.

В теории предпринимательского риска различают понятия причины, факторы, степень риска.

Под причинами риска понимают такие незапланированные события, которые могут потенциально осуществиться и оказать отклоняющее воздействие на намеченный ход реализации проекта. Причины, которые предопределяют риск, можно сгруппировать по сфере проявления:

1) внутренние;

Недостатки в системе управления; - недостатки организации процесса производства.

2) внешние.

Поведение контрагентов, природно-климатические условия; - изменения рыночной конкуренции; изменение экономических факторов; недостатки в определении спроса; - политические

Факторы риска - это условия, ведущие к проявлению причин данного вида риска в конкретном проекте. Выделяют две группы факторов риска: к первой относятся те из них, которые можно предвидеть заранее, до начала анализа рисков, все остальные включаются во вторую группу.


Осуществление предпринимательской деятельности всегда связано с неопределенностью ситуации и изменчивости экономической среды, что, в свою очередь, влияет на получение ожидаемого конечного результата.
Наиболее существенный вклад в развитие экономического аспекта теории риска внесли представители классической, неоклассической и кейсианской экономической школы. На сегодняшний день нет однозначного понимания сущности риска. Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов: внешних и внутренних.
Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Ситуация риска - это разновидность неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено, т.е. в этом случае объективно существует возможность оценить вероятность событий, возникающих в результате предпринимательской деятельности.
Предпринимательский риск - это ситуативная характеристика производственно - хозяйственной деятельности организации, отражающая неопределенность ее исхода и возможные негативные последствия в случае неблагоприятного исхода этой деятельности.
Для понимания природы предпринимательского риска фундаментальное значение имеет связь риска и прибыли. Предприниматель проявляет готовность идти на риск в условиях неопределенности, поскольку наряду с риском потерь существует возможность дополнительных доходов. Хотя ясно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано, вознаграждением за затраченное им время, усилия и способности могут оказаться как прибыль, так и убытки.
Как любая другая экономическая категория, риск характеризуется рядом функций: регулятивной; дестабилизирующей; инновационной; защитной; аналитической.
Функции предпринимательского риска позволяют сделать вывод, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли. По этой причине основной задачей предпринимателя является не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск.
Под допустимым риском понимается уровень риска в пределах его среднего уровня, то есть среднего по отношению к другим видам деятельности и другим хозяйственным субъектам.
Под критическим риском понимается риск, уровень которого выше среднего, но в пределах максимально допустимых значений риска, принятых в данной экономической системе для определенных видов деятельности.
Катастрофический риск - это такой риск, который превышает максимальную границу риска, сложившуюся в данной экономической системе.
Рассматривая деятельность некоторой экономической системы, нужно учитывать, что она всегда сопряжена с неопределенностью в самых различных сферах и на самых различных этапах ее развития. Наличие неопределенности в деятельности экономических систем обуславливает возникновение рисков, без учета которых невозможно эффективное развитие экономики.
Неопределенность - это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риск.
С точки зрения вероятности выпадения событий неопределенность можно подразделить на три вида: полная неопределенность, полная определенность, частичная неопределенность. Полная неопределенность характеризуется близкой к нулю прогнозируемостью наступления события. Полной определенности соответствует близкая к единице прогнозируемость событий. Частичная неопределенность отвечает таким событиям, прогнозируемость которых лежит в пределах от 0 до 1.
Риск - это финансовая категория . По этой причине на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Следовательно можно резюмировать, что риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента.
В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации.
Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.
Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.
Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). Схематично это можно представить следующим образом.
Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К. этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.
Субъект управления в риск-менеджменте - это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.), которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться лишь при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В риск-менеджменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.
Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента состоит из разного рода и вида информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п.
Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.
Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации часто составляют предмет коммерческой тайны. По этой причине отдельные виды информации могут являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.
Менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему (молчание - это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью.
Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений, что, естественно, ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь.
Любое решение основывается на информации. Важное значение имеет качество информации. Чем более расплывчата информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передаче. Информация стареет быстро, поэтому ее следует использовать оперативно.
Хозяйствующий субъект должен уметь не просто собирать информацию, но также хранить и отыскивать ее в случае необходимости.
Вопросы классификации рисков представляют сложную проблему в связи с их многообразием.
Πᴏ характеру последствий риски делятся на чистые и спекулятивные. Особенность чистых (статистических или простых) рисков в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. Спекулятивные риски (динамические или коммерческие) несут в себе либо потери, либо дополнительную прибыль для предпринимателя.
Πᴏ сфере возникновения различают следующие виды рисков: производственный риск; коммерческий риск; финансовый риск.
В зависимости от основной причины возникновения рисков они делятся на следующие:
- природно-естественные риски;
- экологические риски;
- политические риски;
- транспортные риски;
- коммерческие риски.
Πᴏ структурному признаку коммерческие риски делятся на:
- имущественные риски;
- производственные риски;
- торговые риски;
- финансовые риски.
Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционный риск; дефляционный риск; валютные риски; риски ликвидности.
Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды; риск снижения доходности; риски прямых финансовых потерь.
Также принято выделять систематический и несистематический риск.
При анализе экономической системы общества выделяют следующие уровни: мега, макро-, мезо- и микроэкономика. Вполне естественно, что на каждом из этих уровней присутствуют наиболее специфичные риски. В совокупности они подразумевают определенный рисковый поток. В данной классификации группы рисков получили свое название в соответствии с уровнем экономической системы, на котором они формируются: мегаэкономические риски; макроэкономические риски; мезоэкономические риски; микроэкономические риски.
Естественно, анализ классификационных признаков, видов и подвидов риска может быть продолжен, но он не является самоцелью, а лишь служит средством в управлении рисками на предприятии.
Для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов, основанных на применении анализа обширной системы критериев и признаков; анализа ограниченного круга показателей; изучения интегральных показателей. Основным источником данных для диагностики состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Минимальный объем бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом от 06.12.2011 г. №402 - ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 года №43н (в редакции от 08.11.2010 №142н), а также другими нормативными документами.
Стоит отметить, что для проведения анализа финансового состояния организации используются данные следующих форм их финансовой отчетности:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о движении денежных средств;
- - другие данные, получаемые ФСФО России при проведении мониторинга финансового состояния организаций.

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика правоотношений и субъектов права в сфере социального обеспечения 5

1.1 Основные виды и классификация правоотношений в сфере социального обеспечения 5

1.2 Круг субъектов права на социальное обеспечение в соответствии с международными актами 8

Глава 2. Субъекты права социального обеспечения в Российской Федерации 14

2.1 Правосубъектность участников правоотношений в области социального обеспечения: основания и момент возникновения 14

2.2 Понятие, виды и содержание субъекта права социального обеспечения 43

Заключение 48

Список использованной литературы 51

Введение

Актуальность исследования субъектов права социального обеспечения обусловлена тем, что правоотношение по социальному обеспечению - это возникающие на основе юридических фактов отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствам, в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несет юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

Многие аспекты правоотношений советского социального обеспечения исследованы в трудах Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, Е.И. Астраханова, Р.И. Ивановой и др.

В зависимости от видов обеспечения правоотношения по социальному обеспечению классифицируются на: а) пенсионные; б) по поводу пособий и компенсационных выплат; в) по поводу социального обслуживания. Такая классификация позволяет выявить лишь общие видовые различия правоотношений в сфере социального обеспечения, но не дает представления о конкретных их элементах (субъектах, объекте, содержании, основании возникновения, изменения и прекращения). Указанная выше классификация дополняется другой, позволяющей раскрыть признаки реально существующего в жизни правоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влекущих его возникновение. Так, например, пенсионные правоотношения в свою очередь классифицируются на виды, обусловленные видом самой пенсии.

Целью настоящей работы является анализ субъектов права социального обеспечения в РФ.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

Показать основные виды и классификация правоотношений в сфере социального обеспечения;

Рассмотреть круг субъектов права на социальное обеспечение в соответствии с международными актами;

Проанализировать правосубъектность участников правоотношений в области социального обеспечения: основания и момент возникновения;

Охарактеризовать понятие, виды и содержание субъекта права социального обеспечения;

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения в области субъектов права социального обеспечения в РФ.

Предметом являются правовые нормы, регулирующие субъектов права социального обеспечения в РФ.

В данной работе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ законодательных и нормативных документов, литературных источников, метод сопоставления, экспертный и сравнительный методы.

При написании исследования были использован труды таких авторов, как Алексеев С.С., Андреев В.С., Батыгин К.С., Байтин М.И., Бараненков В.В., Белов В.А., Бражников Ю.В., Братусь С.Н., Бугров Л.Ю., и др.

Нормативную базу данного исследования составляют Гражданский кодекс РФ, федеральное законодательство, подзаконные нормативные акты, судебная практика.

Структура работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Рассмотрены основные виды и классификация правоотношений в сфере социального обеспечения. Классификация правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо хорошо знать, поскольку не существует какого-либо единого сложного правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого гражданин был наделен субъективным правом на получение всех либо сразу нескольких видов социального обеспечения. В то же время, при наличии соответствующих юридических фактов, гражданин может быть субъектом одновременно нескольких, параллельно существующих правоотношениях (например, в пенсионном правоотношении по поводу трудовой пенсии по старости, в правоотношении по поводу пособия по временной нетрудоспособности, в правоотношении по поводу медико-социальной помощи и лечения и др.). Все эти отношения различаются по субъекту, обязанному предоставить тот или иной вид социального обеспечения; по объекту, по содержанию, по сроку действия, по основаниям возникновения.

2. Проанализирован круг субъектов права на социальное обеспечение в соответствии с международными актами. Таким образом, подобные формы существуют в современной практике международного гуманитарного сотрудничества в качестве субсидиарных по отношению к внутригосударственным системам социального обеспечения. Более того, в условиях глобализации они обладают значительным потенциалом для дальнейшего развития и совершенствования, а это ставит перед юридической наукой задачу осмысления их правовой сущности и оценки перспективы их применения. Решение этой задачи возможно только посредством межотраслевых исследований с использованием научного инструментария международного, конституционного, административного, финансового права и права социального обеспечения. Сегодня постановка этой научной проблемы может показаться неожиданной, но ведь еще несколько десятилетий назад мы вряд ли могли предположить, что в научный оборот будут введены такие термины, как "наднациональное правосудие", "наднациональный конституционализм" и т.п. Возможно, что через некоторое время и существование нетипичных наднациональных форм социального обеспечения не будет вызывать сомнений.

3. Проанализирована правосубъектность участников правоотношений в области социального обеспечения: основания и момент возникновения. Компетенция субъектов административно-процессуальных правоотношений выступает также в качестве важного критерия их процессуального статуса: значительное количество административных процедур по-разному определяет компетенцию их участников. Конечно, когда говорят о компетенции, имеют в виду полномочия субъектов властных полномочий, суда, других участников процессуальных правоотношений. Компетенция определяет пределы допустимости властно-управленческой или процессуальной деятельности органов публичной власти, отдельных должностных и служебных лиц. Научная дискуссия, посвященная вопросу об административной процессуальной правосубъектности, прежде всего связана с теоретическим определением ее категориальных составляющих. При этом, рассматривая этот теоретический концепт, особое внимание необходимо уделить правовым возможностям реализации субъектами административного права своих субъективных прав и интересов в различных сферах административно-процессуальной деятельности.

4. Дана характеристика понятия, видов и содержания субъекта права социального обеспечения. Именно в сфере социального обеспечения очевидны все преимущества такой возможности. Причины этому следующие: сочетание публичных и частных правовых начал в праве социального обеспечения; особенности субъектов - получателей различных видов социального обеспечения; широкий круг лиц, на которых, как правило, распространяется действие оспариваемых норм; особая социальная значимость законодательства и правоотношений по социальному обеспечению. Безусловно, введение в законодательство других субъектов РФ норм, аналогичных по содержанию нормам Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", расширяющим круг субъектов обращения в Конституционный Суд Республики и допускающим возможность абстрактного нормоконтроля по заявлению любого физического или юридического лица, способствовало бы более эффективному осуществлению конституционного судебного контроля законодательства в субъекте РФ и, следовательно, более полной реализации и защите прав граждан на социальное обеспечение.

Список литературы

I. Нормативные правовые акты

2. Конвенция МОТ N 18 "О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях" (1925 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ МБТ: Женева. Т 1. С. 109 - 111. Прим.: устаревшая, нератифицированная. См.: Черняева Д.В. Указ. соч. С. 189.

3. Конвенция МОТ N 55 "Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков" (1936 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 423 - 429 (пересмотрена Конвенцией 2006 г. о морском судоходстве, не ратифицирована). См.: Черняева Д.В. Указ. соч. С. 194.

4. Конвенция МОТ N 70 "О социальном обеспечении моряков" (1946 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 693 - 700. Прим.: устаревшая, нератифицированная. См.: Черняева Д.В. Указ. соч. С. 197.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)// Официальный текст Конституции РФ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - N 32. - ст. 3301.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.04.2014) //В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532, "Парламентская газета", N 220-221, 20.11.2002, "Российская газета", N 220, 20.11.2002.

8. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 07.08.1995. N 32. Ст. 3198.

9. Федеральный закон от 09.02.2009 N 13-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"// "Российская газета", N 22, 11.02.2009, "Парламентская газета", N 8, 13-19.02.2009, "Собрание законодательства РФ", 16.02.2009, N 7, ст. 781

10. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О погребении и похоронном деле" // СЗ РФ. 21.09.1998. N 3. Ст. 146.

11. Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // СЗ РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 128.

12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // СЗ РФ. 17.12.2001. N 51. Ст. 4831;

13. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // СЗ РФ. 22.05.1995. N 21. Ст. 1929;

14. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // СЗ РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.

15. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // СЗ РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.

16. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 11.12.1995. N 50. Ст. 4872;

17. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.04.2014) "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 24.11.1997. N 47. Ст. 5340 (ст. 47).

18. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 23.12.1996. N 52. Ст. 5880;

19. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3802;

20. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" // СЗ РФ. 21.09.1998. N 38. Ст. 4736.

21. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4563.

22. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной социальной помощи" // СЗ РФ. 19.07.1999. N 29. Ст. 3699.

23. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 21.12.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.

24. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1915.

II. Акты судебных органов

25. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Вестник ВАС РФ", N 8, август, 2006.

26. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2014 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.02.2014, "Собрание законодательства РФ", 17.02.2014, N 7, ст. 736, "Российская газета", N 38, 19.02.2014, "Солидарность", N 7, 19 - 26.02.2014

27. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 3, март, 2014.

28. Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2013 N АПЛ13-426 Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 29.07.2013 N АКПИ13-673, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующей Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей, утв. Верховным Судом РФ 07.10.2008, ВАС РФ 09.09.2008, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2008// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 3, март, 2014 (извлечение)

III. Учебники, монографии, брошюры

29. Алексеев С.С. Выражение особенностей предмета советского гражданского права в методе гражданско-правового регулирования. Виды гражданских правоотношений и метод гражданско-правового регулирования // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М.: Статут, 2001. С. 16; Яковлев В.Ф. Указ. соч. С. 138.

30. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Велби; Проспект, 2008. С. 384.

31. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 69.

32. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 277.

33. Андреев В.С. Некоторые вопросы теории социального страхования. 1964; Батыгин К.С. Правовые проблемы социального страхования в СССР: Дис. ... докт. юрид. наук. 1975; Социальное страхование в СССР: Дис. ... канд. экон. наук. 1963.

34. Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2001. 86 с.

35. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М.: ООО "ИД "Право и государство", 2005. 544 с.

36. Бараненков В.В. Соотношение понятий "правовое положение", "правовой статус" и "правосубъектность" юридического лица // Юридический мир. 2006. N 2. С. 21 - 22.

37. Белов В.А. Гражданское право. Общая часть: Учебник. М.: Юрайт, 2011. Т. II: Лица, блага, факты. С. 55.

38. Бражников Ю.В. Правовые аспекты международной гуманитарной деятельности России // Юрист-международник. 2004. N 4.

39. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 36.

40. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь: Изд-во Перм. ун-та; Информационно-правовое агентство ИНПЭА, 1992. 236 с.

41. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект: Монография. М.: ООО "Издательство Проспект", 2002;

42. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. N 4812-VIII.

43. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948. С. 86.

44. Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. Пг.: "Муравей", 1917.

45. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Вып. 1. Теоретические основы социального страхования. Изд. 4-е. Л.-М.: "Книга", 1925.

46. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Вып. 1. Теоретические основы социального страхования. 4-е изд-е. Л., М.: "Книга", 1925.

47. Вигродчик Н.А. Социальное страхование. Пг.: "Муравей", 1917. С. 11 - 12.

48. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. С. 18.

49. Вишняк М.В. Личность в праве. Петроград, 1917. С. 28.

50. Галаганов В.П. Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию: Проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009;

51. Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. Т. 1: Общая часть. С. 148.

52. Григоренко С.М. Гражданско-правовой статус гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 46;

53. Гурбанов Р.А. Интенсивность взаимодействия национальных и наднациональных органов правосудия на европейском пространстве // Государство и право. 2011. N 8;

54. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 187.

55. Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 2. С. 88.

56. Курченко О.С. Государство как субъект права социального обеспечения: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2012. С. 33.

57. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М.: Юрид. лит., 1978. С. 115.

58. Мацулевич Ю.С. Граждане как субъекты советского права социального обеспечения. Автореф. дис. к.ю.н. М.,1990. С.11.

59. Танчев Е. Возникающий наднациональный конституционализм и современные системы конституционного контроля // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 4, и др.

  • Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.
  • Вопрос 11. Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. Прожиточный минимум.
  • Вопрос 12. Дифференциация условий и норм социального обеспечения.
  • Вопрос 13. Общая характеристика материальных правоотношений по соц. Обеспечению.
  • Вопрос 14. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.
  • Вопрос 15. Субъекты общественных отношений, регулируемых псо.
  • Вопрос 17. Право граждан на соц. Обеспечение в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции рф.
  • Вопрос 18. Общая характеристика фз от 16.07.1999 № 165-фз «Об основах обязательного социального страхования».
  • Вопрос 21. Общая характеристика фз от 28.12.2013 № 400-фз «о страховых пенсиях».
  • 22. Общая характеристика фз «о социальной защите инвалидов в рф»
  • 23. Общая характеристика фз «Об обязательном социальном страховании (осс) от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Глава 4 описывает положения о средствах на осуществление осс (формирование средств - за счет обязательных страховых взносов страхователей, взыскиваемых штрафов и пеней, капитализации платежей).
  • 24.Общая характеристика фз «Об основах охраны здоровья граждан в рф»
  • 25. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми
  • 26. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями
  • 27. Общая характеристика нормативно-правовых актов. Регулирующих соц обслуживание пожилых граждан, инвалидов и семей с детьми
  • 29. Понятие трудового стажа и его классификация
  • 30. Страховой стаж и его юридическое значение
  • 31. Общий трудовой стаж: понятие и юридическое значение
  • 32. Специальный трудовой стаж
  • 43. Понятие пенсии по старости и общие основания ее назначения.
  • 44. Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
  • 45. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан
  • 46. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Размер пенсии.
  • 47.Размер страховой пенсии по старости и порядок его определения: индивидуальный пенсионный коэффициент и определение его стоимости.
  • 48. Понятие пенсии за выслугу лет и круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией.
  • 49. Условия назначения пенсий за выслугу лет: федеральным государственным служащим; военнослужащим и другим категориям служащих, приравненных в пенсионном обеспечении к военнослужащим.
  • 50. Пенсионное обеспечение депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
  • 51. Пожизненное содержание судей, ушедших в отставку.
  • 52. Размеры пенсий за выслугу лет и порядок их выплаты работающим пенсионерам.
  • 53. Понятие инвалидности, ее причины и их юридическое значение.
  • 54. Условия, определяющие право на страховую и государственную пенсию по инвалидности
  • 55. Размер страховой и государственной пенсии по инвалидности и порядок его определения. Нормативная продолжительность страхового стажа инвалида.
  • 56. Специальные правила обеспечения пенсией инвалидов.
  • 57. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу.
  • 58. Условия назначения пенсии, относящиеся к членам семьи, потерявшей кормильца.
  • 62. Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан.
  • 63. Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией. Виды социальных пенсий, условия назначения, размеры, порядок выплаты в период работы.
  • 64. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии; индексация пенсий.
  • 65. Сроки назначения пенсии
  • 66. Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии.
  • 67. Выплата пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории рф.
  • 68. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии. Удержания из пенсии.
  • 69. Разрешение споров по пенсионным вопросам.
  • 70. Ответственность органов, назначающих и выплачивающих пенсию, по вине которых недополучена пенсия.
  • 71. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 72. Виды страхового возмещения и их размеры.
  • 83. Материнский (семейный) капитал
  • 84. Пособие по безработице.
  • 85. Пособие на детей и супруге военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  • 86. Государственные пособия лицам, у которых возникли поствакцинальные осложнения.
  • 88. Компенсационные выплаты и субсидии: понятие и основания для их получения.
  • 2. Постановление Правительства рф от 03.11.1994 n 1206 (ред. От 24.12.2014) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан"
  • 89. Государственная социальная помощь. Едв.
  • 91. Круг лиц, пользующихся льготами по системе социального обеспечения. Виды льгот.
  • 92. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Виды медицинской помощи.
  • Вопрос 15. Субъекты общественных отношений, регулируемых псо.

    Одним из участников таких правоотношений всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), а другим – гос. орган или по поручению гос-ва иной орган (уполномоченный орган).

    Непременное условие для того, чтобы устать участником правоотношения, является обладанием таким юр. качеством, как правосубъектность. В составе правосубъектности – правоспособность и дееспособность.

    Правоспособность – обусловленная правом способность лица иметь субъективные юр. права и обязанности, т.е. быть участником правоотношения.

    Дееспособность – обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействиями) приобретать субъективные юр. права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

    В теории права выделяется правосубъектность общая, отраслевая и специальная.

    Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в ПСО является гарантированность соц. обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного соц. страхования. Предоставление соц. обеспечения каждому члену общества вне всякой связи с его трудом влечет за собой возникновение соответствующего правоотношения, субъектом которого может стать любое лицо. В данном случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения человека. Дееспособность, как и в гражданском праве может быть отъединена от правоспособности, и право на соц. обеспечение до наступления общегражданской дееспособности может быть реализовано законным представителем управомоченного лица. Так, право ребенка, не достигшего 3х лет, на бесплатную лекарственную помощь реализуется в правоотношении одним из его родителей либо иным законным представителем.

    Субъектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлением того или иного вида обеспечения в порядке обязательного соц. страхования, могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному (добровольному) соц. страхованию (или семья застрахованного). В этом случае необходима, следовательно, спец. правоспособность, кот. возникает с момента начала уплаты страховых взносов в фонды соц. страхования. Одновременно с возникновением спец. правоспособности возникает и спец. дееспособность. Напр., достигший 14 лет подросток, с кот. заключен трудовой договор, самостоятельно реализует право на пособие по временной нетрудоспособности, право на трудовую пенсию по инвалидности и т.д.

    Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – способность лица нести юр. ответственность (исполнять соответствующие юр. обязанности) за совершенные правонарушения. В ПСО деликтоспособность граждан как субъектов правоотношений неразрывно связана с их общей или спец. дееспособностью.

    Правовой статус.

    Наиболее широкий правовой статус имеют граждане. Он формируется из правосубъектности и конституционных прав и обязанностей, кот. по Конституции РФ составляют основы правового статуса личности (гл. 2 Конституции). Правовой статус граждан равен для всех. В теории права предлагается наряду с понятием «правовой статус» выделять понятие «правовое положение», кот. определяется как правовым статусом субъекта, так и совокупностью конкретных субъективных прав (напр., правом на получение пенсии определенного вида, в установленном законом размере и т.д.).

    Правосубъектность дает юридическую возможность вступить в правоотношение, стать носителем конкретных юр. прав и обязанностей, т.е. приобрести конкретное правовое положение.

    Лица, кот. по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права. Субъекты ПСО – это потенциальные участники правоотношений, т.е. лица, кот. могут быть носителями юр. прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по соц. обеспечению – это субъект права, кот. реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по соц. обеспечению. Таким образом, любой субъект такого правоотношения – это всегда субъект ПСО, но не всякий субъект права – участник конкретного правоотношения по соц. обеспечению.

    Виды субъектов ПСО.

    Физ. лица – граждане, в т.ч. иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, за кот. закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами правоотношений по соц. обспечению.

    Др. субъект – гос. орган, к компетенции кот. отнесено осуществление соц. обеспечения. По поручению гос-ва это может быть и др. уполномоченный орган (напр., работодатель, обязанный предоставлять работнику в случае его болезни пособие по временной нетрудоспособности, а в случае декретного отпуска - пособие по беременности и родам.



    Просмотров