Кастовая стратификация общества. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Кастовая стратификационная система

Рабство

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Историк Герда Лернер отмечает, что среди рабов, захваченных в военных действиях, было больше женщин; их использовали как наложниц, в целях воспроизводства потомства и в качестве дополнительной рабочей силы. Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.



Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе. Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к бывшему рабу.

Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок. В течение этого четко оговоренного периода они были обязаны служить своему хозяину, а в случае побега их могли силой вернуть обратно. По завершении срока “договорной службы” индивиды становились полноправными гражданами страны, получали возможность жить, где они пожелают, и продавать свой труд.

Но “слуг по договору” стало не хватать для удовлетворения потребности в рабочей силе. Попытка превратить индейцев в своих рабов окончилась провалом. Тогда колонисты стали превращать в рабов африканцев, которых привозили в Северную и Южную Америку голландцы, англичане, португальцы и испанцы. В этом контексте некоторые аналитики делают вывод о том, что расизм в Соединенных Штатах непосредственно вытекает из рабовладения. Обнаружив, что пожизненное закабаление людей представляет большие выгоды, американские рабовладельцы выработали свою идеологию – систему убеждений, обосновывающую социальные построения. Определяющей ее идеей, оправдывавшей пожизненное рабство, стала идея о том, что рабы по своему уровню находятся ниже белых людей, что они – недочеловеки, или люди, задержавшиеся в своем развитии на стадии младенческого, беспомощного состояния и, следовательно, нуждающиеся в присмотре людей более высокого уровня – колонизаторов.

Позднее в южных штатах были введены в действие законы, делающие рабство наследственным, т.е. дети родителей-рабов становились собственностью хозяина этих рабов; рабами становились также дети рабов, в свое время усыновленных своими владельцами. Рабовладельцы имели право продавать, обменивать или отдавать таких детей в услужение за деньги. Согласно другим законам, рабам не разрешалось вступать в брак, находиться вдали от дома без разрешения хозяина, проводить собрания или учиться грамоте. Системы легальной дискриминации не изменились и после Гражданской войны 1861-1865 гг. К примеру, до 1954 г. в американских штатах функционировали две раздельные школьные системы – для белых и для цветных детей. Вплоть до 1950-х гг. в штате Миссисипи считалось недопустимым, чтобы белый человек и афро-американец сидели рядом на одном сиденье автомобиля. Белым и чернокожим не запрещалось находиться в одной машине только потому, что в таком случае чернокожие не смогли бы работать шоферами.

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой – рабом (не имеющим привилегий).

Касты

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы – и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индия. Индийское общество – наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи – купцы и искусные ремесленники; шудры – простые рабочие и крестьяне; хариджан – отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских “неприкасаемых”. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека “нечистым”. В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто “испачкался” от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.

Южная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения – многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) – разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино – белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, черный африканец, который 19 лет провел в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие – предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся еще не у одного поколения граждан ЮАР.

Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было “заменено” расовой кастовой системой – рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые – представители высшей касты боялись “запачкаться” от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.

Кланы

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников – кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.

Клан эмира Кувейта состоит примерно из 150 человек, занимающих дюжину стоящих по соседству домов в Кувейте. В период оккупации Кувейта Ираком в 1989-1990 гг. члены клана сосредоточили все имеющиеся в их распоряжении средства для выживания. Так, члены клана, занимавшиеся сбытом бытовых приборов, осуществляли подкуп иракских должностных лиц, задаривая их кухонными комбайнами, микроволновыми печами, телевизорами; те, кто работал в гостиничном бизнесе, утаили огромные количества гостиничного продовольствия, которым потом делились с прочими членами своего клана. Сообща они спланировали и осуществили освобождение из тюрьмы одного из членов клана и сумели тайно переправить его в Саудовскую Аравию.

Классы

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса,– одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице.

В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация — разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев:

  • доход -то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;
  • богатство — движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;
  • власть — возможность и способность управлять другими людьми;
  • престиж — степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Истории известны различные системы социальной стратификации.

В открытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой бОльших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и .

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год — каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика — наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система — закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора — в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Классовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Представления о социальной мобильности

Понятие социальной мобильности впервые ввел П. Сорокин, определявший ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Сорокин рассматривал мобильность как одну из необходимых социальных функций. Нисходящая мобильность обусловлена выталкиванием в конкурентной борьбе менее удачливых и менее способных к конкуренции индивидов, а на уровне групповой мобильности — снижением в силу объективных факторов социальной престижности конкретных профессий, утратой популярности политическими партиями и т.д.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе социальной стратификации из одного слоя в другой. Имеется по крайней мере две причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм. Она может быть:

  • вертикальной — это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, а если автомеханик станет уборщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;
  • горизонтальной — изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет означать горизонтальную мобильность;
  • межпоколенной (интергенерационной), определяемую сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы не намного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;
  • внутрипоколенной (интрагенерационной), которая предполагает сравнение социального статуса индивида в течение продолжительного времени. Как свидетельствуют результаты исследований, многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность большинства ограниченна. Перемещения на короткое социальное расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность-достаточно распространенное явление, если говорить не о головокружительных прыжках из низов в элиту, а о перемещениях шаг за шагом. Например, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли, с одной стороны, десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных крестьян, ас другой — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности говорят приведенные в исторических источниках названия улиц, например Хлебный переулок, улица Кузнецкий Мост в Москве. Ремесленники передавали из поколения в поколение свой статус и профессию и даже жили все рядом.

Типы стратификационных систем

Социальное неравенство можно представить в виде шкалы, где на одном полюсе — богатые, люди, владеющие максимальным количеством дефицитных ресурсов, на другом — бедные, соответственно с минимальным доступом к общественным благам. Различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на получаемый доход не способен удовлетворить даже базовые потребности (в пище, одежде, жилище) либо удовлетворить их в объеме, обеспечивающем лишь биологическую выживаемость. Невозможность поддерживать принятые в обществе «приличные» жизненные стандарты рассматривают как относительную бедность.

Бедность — это не только экономическое и социальное состояние людей, но и особый образ, стиль жизни, передающийся из поколения в поколение и ограничивающий возможности для нормального цивилизованного развития. В России для характеристики масштаба бедности , которая определяется удельным весом части населения страны, находящейся у официально зафиксированной черты , или порога бедности . обычно используется показатель прожиточного минимума. Учитывая, что в настоящее время около 30% российского населения проживает у черты или за чертой бедности. важной задачей государства является снижение масштабов бедности.

Для измерения неравенства П. Сорокин ввел два параметра:

  • высота стратификации - величина социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;
  • профиль стратификации - соотношение численности социальных позиций, занимаемых в иерархии ценностей статусного слоя (страты).

Следует отметить, что существует следующая закономерность: чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. Так. в развитых обществах профиль стратификации приближается к ромбовидной форме за счет многочисленного среднего класса, а в отсталых — к пирамидальной, или «конусной». Российский профиль стратификации, скорее, напоминает треугольник с выступающим вертикально острым углом.

Важным эмпирическим показателем социального неравенства служит децильный коэффициент , под которым понимают отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых низкооплачиваемых групп. Так, в высокоразвитых индустриальных странах он составляет 4-7, где даже приближение этого коэффициента к 8 рассматривается как показатель грядущих социальных потрясений.

В целом, несмотря на различия во взглядах разных социологических школ и направлений, можно отметить, что социапьное неравенство выполняет позитивную функцию в обществе, поскольку служит стимулом прогресса общественного развития.

Под системой социальной стратификации принято понимать совокупность способов, поддерживающих в том или ином обществе неравномерность этого распределения. В социологии выделяют четыре основных исторических типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, в которых социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Четвертый тип принадлежит к открытому обществу, где переходы из низших слоев в высшие вполне реальны.

1. Рабство — форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Это единственная в истории форма социальных отношений, при которой один человек является собственностью другого, лишен всяких прав и свобод.

2. Кастовая система - стратификационная система, которая предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Своим членством в данной системе человек обязан исключительно рождению. Классическим примером кастовой системы является Индия, где существовала детальная регламентация для каждой касты. Так. согласно канонам данной системы принадлежность к той или иной касте передавалась по наследству, и потому возможности перехода из одной касты в другую были запрещены.

3. Сословная система — стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определенной стратой. При этом права и обязанности каждой страты определялись законом и освящались религией. Членство в сословии в основном передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

Сословная организация европейского феодального общества подразделялась на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность осуществлялась не столько между, сколько внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, слоев, профессий.

4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.

Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга.

Раздел 3.СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СТРАТИФИКАЦИЯ

Лекция 5. Типы стратификационных систем. Социальная структура, стратификация и мобильность. Стратификационные изменения Понятие социальной стратификации. Стратификация и ранжирование. Богатство, власть, доход, престиж, занятие - как критерии социальной стратификации. Экономическая стратификация. Профессиональный престиж. Политическая стратификация.

Типы стратификационных систем.

Социальное неравенство можно представить в виде шкалы , где на одном полюсе - богатые, люди, владеющие максимальным количеством дефицитных ресурсов, на другом - бедные, соответственно с минимальным доступом к общественным благам. Различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на получаемый доход не способен удовлетворить даже базовые потребности (в пище, одежде, жилище) либо удовлетворить их в объеме, обеспечивающем лишь биологическую выживаемость. Невозможность поддерживать принятые в обществе «приличные» жизненные стандарты рассматривают как относительную бедность.

Бедность - это не только экономическое и социальное состояние людей, но и особый образ, стиль жизни, передающийся из поколения в поколение и ограничивающий возможности для нормального цивилизованного развития. В России для характеристики масштаба бедности, которая определяется удельным весом части населения страны, находящейся у официально зафиксированной черты или порога бедности. Обычно используется показатель прожиточного минимума. Учитывая, что в настоящее время около 30% российского населения проживает у черты или за чертой бедности, важной задачей государства является снижение масштабов бедности.

Для измерения неравенства П. Сорокин ввел два параметра:

Высота стратификации - величина социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;

Профиль стратификации - соотношение численности социальных позиций, занимаемых в иерархии ценностей статусного слоя (страты).

Следует отметить, что существует следующая закономерность: чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. Так. в развитых обществах профиль стратификации приближается к ромбовидной форме за счет многочисленного среднего класса, а в отсталых - к пирамидальной, или «конусной». Российский профиль стратификации, скорее, напоминает треугольник с выступающим вертикально острым углом.

Важным эмпирическим показателем социального неравенства служит децильный коэффициент, под которым понимают отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых низкооплачиваемых групп. Так, в высокоразвитых индустриальных странах он составляет 4-7, где даже приближение этого коэффициента к 8 рассматривается как показатель грядущих социальных потрясений.

В целом, несмотря на различия во взглядах разных социологических школ и направлений, можно отметить, что социальное неравенство выполняет позитивную функцию в обществе, поскольку служит стимулом прогресса общественного развития.

Под системой социальной стратификации принято понимать совокупность способов, поддерживающих в том или ином обществе неравномерность этого распределения. В социологии выделяют четыре основных исторических типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, в которых социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены , либо существенно ограничены. Четвертый тип принадлежит к открытому обществу, где переходы из низших слоев в высшие вполне реальны.

1. Рабство - форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Это единственная в истории форма социальных отношений, при которой один человек является собственностью другого, лишен всяких прав и свобод.

2. Кастовая система - стратификационная система, которая предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Своим членством в данной системе человек обязан исключительно рождению. Классическим примером кастовой системы является Индия, где существовала детальная регламентация для каждой касты. Так. согласно канонам данной системы принадлежность к той или иной касте передавалась по наследству, и потому возможности перехода из одной касты в другую были запрещены.

3. Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определенной стратой. При этом права и обязанности каждой страты определялись законом и освящались религией. Членство в сословии в основном передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

Сословная организация европейского феодального общества подразделялась на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность осуществлялась не столько между, сколько внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, слоев, профессий.

4. Классовая система - стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.

Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга.

Мобильность - это изменение индивидом, группой, классом своей социальной позиции, занимаемой в экономическом, политическом, профессиональном пространстве жизнедеятельности человека.

Если человек:

Перешел из низшего класса в средний и повысил свои доходы, то он переместился в экономической сфере;

Изменил свою партийную принадлежность - в политической;

Сменил профессию или род деятельности - в профессиональной.

Социальное пространство структурно и функционально организовано. Способ организации, следует называть стратификационным, включающим в себя:

Систему признаков и критериев социального неравенства в обществе;

Теорию и практику социальной дифференциации;

Социальную структуру общества.

С. придерживается концепции “многоизмеримой стратификации”, по которой слои и классы выделяются на основе множества критериев (занятость, доход, образование, стиль жизни, тип жилища, район проживания и др.). В основе стратификационного деления лежит неравенство между людьми, разделение их по доходам, престижу своей деятельности, политическому статусу. У каждого свое место в общественной иерархии, а отсюда и неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Социальная стратификация:

Описывает расслоение людей на сословия и классы;

Объясняет, как люди распределяются в социальном пространстве в соответствии со своими иерархическими рангами;

Классифицирует мировосприятие людей (чувственное, рациональное, интуитивное и др.), имеющих различные социальные статусы.

Исторический процесс представляет собой смену основных типов культуры в рамках различных цивилизаций. Социокультурная динамика является ведущей темой теоретического наследия Сорокина. С формулированием концепции социокультуры социология общества приобретает целостный системный вид. Свои идеи по проблеме социокультурной обусловленности известный социолог излагает в своем четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика». Социокультурой Сорокин называет искусственный мир, созданный человеком. Он так определяет понятие «социокультура»:

Бесконечно многообразная идеологическая вселенная смыслов, объединенных в знаковые системы языка, науки, философии, религии, этики, права, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, экономических, политических, социальных и др. теорий;

Материальная культура, представляющая собой овеществление этих смыслов в среде обитания людей, начиная от простых орудий труда и заканчивая сложнейшим техническим и технологическими способами деятельности и целенаправленного воззрения на мир, окружающий человека;

Этикет, церемонии, ритуалы, поступки, поведение, в которых люди и социальные группы реализуют и применяют тот или иной набор смыслов интерактивного общения.

Сорокин подчеркивает целостность и системное единство элементов социокультуры. Но какой же элемент социокультурной системы является определяющим? Над этим задумывались многие мыслители прошлого. Для Платона, например, это были «идеи», для Аристотеля - «значения», для Бэкона - «эксперимент», для Дарвина - «естественный отбор». А для Сорокина центральным понятием социокультуры является «ценность». Поэтому составные элементы социокультуры интегрированы и взаимозависимы, по его мнению, на основе системы ценностей.

Во всех социокультурных типах общества уровень доходов изменяется в рамках определенного социального пространства. Если неравенство значительное, доходы богатых людей на много превышают доходы бедняков, то профиль пирамиды благосостояния населения высокий, и наоборот. С течением времени происходит то увеличение высоты экономической пирамиды доходов, то ее уменьшение. Эта закономерность называется флуктуацией.

Исходя из статистических данных, Сорокин показал, что в уровне благосостояния людей устойчивой закономерности не существует. Например, население Америки, Англии или России на протяжении своей истории не становится в целом богаче или беднее. Знак минуса со временем меняется на знак плюс, то есть в развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обнищания. Так, например, было в античности, так происходит в современной Америке . Флуктуации (колебания) осуществляются по циклам:

Малые циклы - 3-5, 7-8; 10-12 лет;

Крупные циклы - 40-60 лет.

Человеческое сообщество, считает Сорокин, должно усвоить простую истину: или усеченная пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты в закрытом обществе, или преуспевающее открытое общество с неизбежным экономическим неравенством. Третьего варианта, по его мнению, не дано.

Понятие «стратификация» (stratum - слой, facio - делаю) пришло в социологию из геологии, где оно описывает вертикальное расположение пластов различных пород земли. Однако подобная аналогия при анализе социальной стратификации не дает полной картины, так как породы земли не вступают между собой в существенные взаимодействия; один слой не способен переместиться относительно другого. Но в социальной иерархии подобное происходит. Например, социальный престиж адвокатов и банкиров в современном российском обществе существенно повысился по сравнению с тем, каким он был десятилетия назад в советском обществе.

В изучении проблем социальной стратификации существуют социологические направления:

Первое - ведущим критерием анализа выдвигает социальный престиж;

Второе - главным критерием рассматривает самооценку человека относительно его социальной позиции;

Третье - при описании расслоения общества использует такие объективные критерии, как образование, профессия, доход и др.

Но в любом случае в основе социальной стратификации лежит принцип неравенства между людьми. «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, по меньшей мере, скептически». С этими замечаниями начал свою работу «О происхождении неравенства между людьми» известный немецкий социолог Ральф Дарендорф.

Неравенство есть социальная необходимость любого общества. Речь идет не о биологических различиях пола, возраста, физических данных, не об индивидуальных особенностях темперамента и унаследованных способностях, а имеется в виду социальное неравенство, которое воспроизводится в устойчивых формах взаимодействия экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества. Биологические же особенности и различия социотипов людей начинают интересовать социолога в конечном итоге, когда они закрепляются в форме социальной стратификации.

Впервые в защиту социального неравенства, как необходимого элемента стратификации, выступили Кингслей Дэвис и Уилберт Мур. Под неравенством они понимали неравное распределение: материальных благ; властных функций; социального престижа в зависимости от функциональной значимости позиций человека. Любое общество должно разделять людей по этим признакам. Это институализированное неравенство, которое представляет собой естественный механизм отношений мобильности. Неравенство должно стимулировать продвижение на престижные социальные позиции наиболее компетентных и ответственных лиц.

С точностью определить, какие именно стратегические позиции наиболее важны для общества, не так просто. В различных обществах одни и те же позиции в стратификации могут оцениваться по-разному. Есть позиции, которые в большей мере требуют специальных способностей от людей, чем другие позиции. Так, позиция управляющего компанией функционально более значима и важна, чем позиция рабочего простой квалификации. Обе позиции необходимы компании, но деятельность менеджера требует специальной профессиональной подготовки и затрат на обучение. Поэтому общество должно иметь:

Ресурсы и выгоды, которые оно может использовать в качестве стимулов;

Апробированные методы неравномерного распределения этих ресурсов и выгод в зависимости от занимаемых позиций индивидов и групп.

Стратификационные изменения Понятие социальной стратификации.

Общенаучное понятие «структура» (отлат. structure) интерпретируется как совокупность функционально связанных между собой элементов, составляющих внутреннее строение объекта. При этом в качестве важнейших характеристик структуры выступают: целостность, упорядоченность элементов, устойчивость взаимосвязей.

Социальная структура - частный случай структуры вообще. Она представляет собой сеть устойчивых, упорядоченных связей между отдельными элементами социальной системы. Несмотря на то, что в социологии этот термин получил распространение только в середине XX века, структурный подход к изучению общества представлен уже у О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса.

Различают социальную структуру общества в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и социальную структуру отдельных его подсистем, сфер. В рамках второго подхода обычно выделяются следующие основные социальные структуры: этническая, демографическая, территориальная, профессионально-образовательная и структура социального неравенства, представленная различными стратификационными системами общества (кастовой, рабовладельческой, сословной, классовой и др.).

Социальные структуры отличаются устойчивостью, однако их резкие изменения возможны и часто неизбежны в период революционных потрясений в жизни общества. Так, глобальные изменения, происходящие за недавние 15 лет в российском обществе, привели к существенным изменениям его социальных структур. Наиболее серьезной проблемой стала резкая деформация стратификационной системы нашего общества. Большинство исследователей отрицательно оценивают стратификационные изменения в российском обществе, происходившие в 1980-х - первой половине 1990-х годов, так как в это время отмечалось стремительное расслоение и криминализация общества, поляризация доходов, массовая нисходящая социальная мобильность и в то же время началось формирование группы собственников.

Во второй половине 1990-х годов социологические исследования позволили получить довольно сложную реалистическую картину социальной дифференциации и стратификации россиян. Так, к верхнему социальному слою относятся политическая и экономическая элита, высшая бюрократия, генералитет; к среднему - мелкие частные предприниматели, представители бизнес-профессий, финансисты, интеллигенция, работники торговли, сервиса, квалифицированные рабочие, крестьяне; к нижнему - технические служащие, люди без квалификации и профессии, люмпены.

Очевидно, что переход от старого типа стратификации к новому в России происходит путем постепенных изменений. Существующая стратификационная система носит промежуточный характер, сплавляя воедино старые и новые группирования.

Стратификация и ранжирование.

Стратификация (от лат. stratum – слой, facio – делаю) – это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев (страт), (бедных, зажиточных, богатых).

Создателем современной теории стратификации считается П.А.Сорокин.

Сам термин «стратификация» заимствован социологией из геологии, где он обозначает расположение различных пород по вертикали. Однако механическая аналогия структуры общества и структуры земной поверхности вряд ли возможна. Во-первых, потому, что породы земли, в отличие от представителей различных слоев общества, не вступают между собой ни в какие взаимоотношения. Во-вторых, один слой земли не способен переместиться относительно другого, а в социальной иерархии подобное возможно. Например, в современном российском обществе социальный престиж адвокатов и работников банковских структур существенно повысился по сравнению с тем, каким он был в советском обществе. В скандинавских странах за последние 20 лет резко возрос статус женщин, они начали играть заметную роль в политической жизни. В США повысился статус некоторых национальных и расовых групп (например, итальянцев, негров), которые в начале XX века могли рассчитывать только на низкооплачиваемую работу. В-третьих, в отличие от геологической, социальная стратификация построена на принципе неравенства.

Неравенство – это неодинаковый доступ больших социальных групп (страт, сословий, классов и т.д.) к экономическим ресурсам, политической власти, различным социальным благам. Неравенство существует во всех обществах. И все общества, за исключением простейшего общества охотников и собирателей, характеризуется тремя типами неравенства, выделенными М.Вебером: неравенство вознаграждения, неравенство статусов, неравенство доступа к политической власти. В итоге мы имеем три системы социальной стратификации - экономическую, профессиональную и политическую.

Богатство, власть, доход, престиж, занятие - как критерии социальной стратификации.

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

экономическую (по критериям дохода и богатства);

политическую (по критериям влияния и власти);

профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего - 60-80% и низшего - 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

Высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

Низший-высший класс («новые богатые» - банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

Высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

Низший-средний класс (наемные работники - инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

Высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

Низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов - богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

Экономическая стратификация.

СТРАТИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - разделение общества или общности на основании такого признака, который определяет различия в распределении "жизненных возможностей" и "экономических преимуществ".

Говоря об экономическом статусе группы (сообщества), выделяют два основных типа флуктуаций (колебаний). 1. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого: возрастание экономического благосостояния, уменьшение последнего. 2. Флуктуация высоты и профиля С.Э. внутри общества: возвышение экономической пирамиды, уплощение экономической пирамиды.

1. Поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается - вопрос, который может быть решен на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренных в денежных единицах. Этот критерий позволяет сделать следующие утверждения. Благосостояние и доход различных обществ существенно меняются от одной страны к другой, от одной группы к другой. Средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе не постоянный, а меняется во времени. Однако в истории семьи, нации или любой другой группы не существует, как показывает статистика, устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Все хорошо известные тенденции фиксированы только для ограниченного периода времени. История не дает достаточного основания утверждать ни тенденцию в направлении процветания, ни тенденцию в направлении обеднения. История, (согласно фундаментальным исследованиям П.А. Сорокина) показывает только бесцельные флуктуации.

2. Исследование флуктуации высоты и профиля стратификации экономической внутри общества показывает, что любое общество, переходя от менее к более развитому состоянию, обнаруживает не ослабление, а усиление экономического неравенства. Конечно, аналогия - далеко не адекватный инструмент, но факты истории показывают, что во многих обществах на ранних ступенях развития экономическая дифференциация возрастала и, достигнув кульминационной точки, характеризовалась ослаблением экономических контрастов. Так, распределение национального дохода в европейских странах, будучи достаточно стабильным, показывает только маятниковые колебания. Это означает, что при нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах, его форма относительно постоянна. При чрезвычайных обстоятельствах эти пределы могут быть нарушены, и профиль С.Э. может стать или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если "экономически плоское" общество не погибает, то "плоскость" быстро вытесняется усилением С.Э. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой. Таким образом, в любом обществе , в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, а вторые - стихийно, импульсивно, используя, как правило, насильственные методы.

Профессиональный престиж.

Зачем нужны шкалы престижа и статуса? Во-первых, выстраивание иерархии профессиональных групп в соответствии с распределением материальных и символических ресурсов между ними само по себе представляет социологический интерес. Во-вторых, шкалы выполняют важную инструментальную функцию: в эмпирических исследованиях часто возникает потребность выстроить иерархию профессий в соответствии с определенными критериями. В дальнейшем такого рода шкала может использоваться в качестве интервальной независимой переменной в регрессионных и других статистических моделях – например, демонстрирующих влияние профессионального статуса на культурное потребление или политические предпочтения.

Теоретически шкалы профессионального престижа основаны на структурном анализе последствий разделения труда в обществе. Разделение труда приводит к существованию профессий, которые требуют разной квалификации и предполагают различный контроль над ресурсами. Профессии по-разному вознаграждаются, как материально, так и символически, и поэтому одни занятия более престижны, нежели другие. Нетрудно заметить, что по своей сути это структурно-функционалистский аргумент.

Практически шкалы престижа составляются на основе данных опросов, в которых респондентов просят оценить престиж предложенных им профессий по заданной шкале или ранжировать профессии с точки зрения престижа. Отличительной чертой таких опросов является их трудоемкость.

Шкалы престижа можно подвергнуть критике по ряду причин. Во-первых, сомнения исследователей вызывала валидность измерения престижа в опросах. Действительно, по какому именно параметру респонденты оценивают профессии, когда их спрашивают о престиже? Голдторп и Хоуп утверждали, что таким критерием является обобщенное измерение «лучше - хуже», а не собственно престиж как таковой. Во-вторых, проблемы вызывала уже упомянутая трудоемкость измерения престижа для всех профессий.

Третьим подходом к составлению профессиональных шкал является сетевой, или реляционный, подход. В этом случае шкала составляется на основе данных о профессиональной принадлежности близких друзей или мужа/жены респондентов - ведь дружеские и семейные связи людей социально обусловлены. Частота браков и дружеских контактов между представителями разных профессий разнится в зависимости от социального статуса последних. Профессии, которые располагаются близко друг к другу на статусной шкале, будут обладать схожей структурой дружеских и брачных связей.

Технически такого рода шкалы составляются с помощью статистического анализа таблиц сопряженности двух факторов: профессии респондента и профессии его или ее жены/мужа или близкого друга/подруги. Для анализа таблиц сопряженности используются разные методы: многомерное шкалирование, анализ соответствия или лог-мультипликативная модель строк и столбцов Гудмана RC2.

Используя идею М. Вебера о многомерности стратификационного порядка и разнице между классами и статусными группами. Чан и Голдторп выдвигают аргумент о том, что получившаяся шкала отражает социальный статус - в противоположность социальному классу, для которого измерителем является классовая схема Эриксона – Голдторпа. Чан и Голдторп использовали одновременно класс и статус в качестве независимых переменных в ряде регрессионных моделей и пришли к выводу, что статус является лучшим по сравнению с классом предиктором культурного потребления.

Политическая стратификация.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - отношения политического неравенства, вытекающие из различного положения различных групп в системе властных институтов, различной возможности этих групп оказывать влияние на принятие политических решений. П.с., существующая в любом обществе, является одним из важнейших источников политики. П.с. не является неподвижной, она может изменяться, развиваться за счет того, что те или иные социальные группы меняют свое положение в иерархии властных отношений, возникают новые способы и каналы влияния на власть и основные политические институты. Так, значительные сдвиги в П.с. западных обществ произошли на протяжении XX в., когда новые социальные группы вошли в состав правящей элиты, резко возросла численность бюрократии и аппарата управления разных уровней, увеличилась политическая роль менеджеров крупных, в том числе государственных корпораций и т.п.

Основой П.с. является разделение на политических лидеров, политические элиты, государственную бюрократию и массовые группы, занимающие подчиненное положение в системе властных отношений. При этом, к представителям политических элит, которые находятся на вершине пирамиды властных отношений, обычно относят лидеров основных политических партий, представителей высших органов исполнительной, законодательной и судебной власти, высших представителей местных органов власти, высшее военное руководство (генералитет), владельцев и руководителей тех средств массовой информации, которые оказывают заметное влияние на политическую жизнь общества. Вместе с тем государственная бюрократия, которая формально занимает подчиненное положение по отношению к политическим элитам, также оказывает значительное влияние на процессы реализации принятых политических решений. Значительную роль в П.с. играют также отношения клиент - патрон, при которых клиент находится в личной зависимости от своего покровителя. В условиях распространения клиентелизма государственная власть и политическая система функционируют неэффективно, поскольку нарушаются правовые и политические нормы, а в процессе принятия политических решений значительную роль играют личные связи и интересы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ № 1


  1. Что такое социальная мобильность?

  2. Опишите суть и особенности социальной мобильности?

  3. Какие бывают виды социальной мобильности? В чем особенность каждого вида?

  4. Какие существуют каналы социальной мобильности?

  5. Что представляет собой «открытое» общество?

  6. Что представляет собой «закрытое» общество?

  7. Особенности миграции в России?

  8. В чем суть «утечки мозга»?

  9. Стратификация по К. Дэвису и У. Муру?

  10. Какие существуют типы стратификационных систем?

  11. В чем суть социальная структуры, стратификации и мобильности?

  12. Какие критерии социальной стратификации существуют?В чем суть каждого из них?

  13. В чем суть экономической стратификации?

  14. Профессиональный престиж - это?

  15. В чем суть политической стратификации?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
1. Социология. под ред. Ю.Г. Волкова; М. 2000 г.

2. Социология. Э.В. Тадевосян; изд. «Знание» 1999 г.

3. Социология. А.И. Кравченко; изд. «Логос» 2000 г.

4. Социология Н.Смелзер; изд. «Феникс» 1998 г.

5. Энциклопедический социологический словарь. под ред. Г.В. Осипова;

6. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 1995.

7. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.

8. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.

9. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М.Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996.№6.

10. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.:Наука, 1994.

Первой системой социальной стратификации является рабство , возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное , при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое , при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй . Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшуюпозицию.

31.Исторические типы стратификации: сословия, кланы, классы .

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли - первое сословие и второе сословие) ко второй - ремесленников, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы :

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

32.Проблемы стратификации в современном российском обществе.

Бернард Барбер, исходя из того, что индивиды зани­мают разное положение в социальных системах, обладаю­щее некоторой степенью иерархии, выделял две основные фигуры - пирамиду и ромб. Но если для Запада в настоящее время характерна ромбовидная фигура, то для России, в противополож­ность этому, - пирамидная фигура (бедные большой слой, маленькая середина и чуть –элита). Изменения, начавшиеся в России с 90-х годов, приве­ли к резкому размежеванию населения по имущественно­му признаку, образовалась биполярная стратификацион­ная структура. Проведя довольно обширное изучение современного положения дел в России, ученые пришли к выводу, что «социальная структура российского общества приобретает черты буржуазного общества раннего капитализма, для которого характерна аморфность классовой структуры, интенсивный процесс люмпенизации (от немец – лохмотья) трудящихся, криминализация общественных отношений. В формирова­нии социальной структуры общества все большее значе­ние приобретают субъективные статусные, идеолого-политические, социально-психологические, социально-духовные признаки. Особую значимость в условиях нару­шения динамического равновесия общества обретают ассоциальные группы населения»

33.Социальная мобильность: сущность, причины, механизмы, классификация .

Согласно определению П.Сорокина, «… под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность , представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта их одного социального слоя в другой.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Как вариант соц мобильности - внутрипоколенная и межпоколенная.

К каналам или «лифтам» социальной мобильности П.Сорокин относит следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т.д. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни.

2. Развитие типичного статусного поведения.

3. Изменение социального окружения.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальнуюструктуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса (см. гл. 2): достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конкурентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.
В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации. Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.).
Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников – около 70% населения, остальные 20% – хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, касты определяют тип поведения, устанавливая диеты, образ жизни, трудоустройство и даже правила ухаживания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы – единственный морально приемлемый способ существования. Но кастовая система никогда не исключала возможности перемещения по социальной лестнице. Полностью закрытой система стратификации не могла существовать из-за неодинаковых показателей рождаемости и смертности в разных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых, конкуренции между членами различных каст, внедрения более совершенных методов ведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам.

Измерения стратификации

Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства,– класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,– угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.
Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав университетов и духовенство пользуются высоким престижем, однако по богатству и власти оцениваются обычно относительно невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметь престижа.
Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство то, нем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.
Престиж. авторитет, Влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж – явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение жить”. Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.
В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степени уважения и почтительности, которые мы должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна некая негласная договоренность о том, что мы будем внимательно относиться к сказанному, если нашим словам будет уделено такое же внимание. Самыми различными способами мы демонстрируем почтение человеку более высокого ранга. Так, в ритуалах знакомства применяются символические действия – поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та же цель достигается при сохранении “соответствующей дистанции” по отношению к престижным фигурам.

Сто лет назад Торстейн Веблен показал, какую большую роль играют показной досуг и показное потребление в определении социального положения. Для получения и удержания престижа недостаточно просто обладать богатством и властью – они должны быть выставлены на всеобщее обозрение, ибо престиж присваивается только на основе очевидных фактов. Демонстрация чековой книжки или сертификатов акций непрактична и рассматривалась бы как проявление “дурного вкуса”. Поэтому один из самых эффективных методов показа благосостояния – большие затраты на одежду, так как наряды показывают социальный статус человека с первого взгляда. Автомобиль служит похожей цели, особенно если он очень дорогой. По мысли Веблена, для многих свой относительный успех проверяется путем сравнения собственного экономического положения с положением других, и это становится укоренившейся целью.

Престиж большинства современных людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом жизни, а происхождение и богатство имеют меньшее значение, чем 100 лет назад. При этом личность и общительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа.
Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели. Социолог Амос Холи заметил: “Каждый социальный акт есть проявление власти, каждое социальное взаимоотношение – это уравнение власти, и каждая социальная группа или система – это организация власти”.
Основы власти подразделяются на три категории ресурсов. Во-первых, существует принуждение ресурсы, которые позволяют стороне, располагающей этими ресурсами, вводить в какую-то ситуацию новые ограничения. Люди обычно относятся к ограничениям, как к наказанию, поскольку результатом ограничений является ущерб имуществу, телу, душе. Во-вторых, существуют побуждающие мотивы ресурсы, которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества. Индивиды обычно считают стимулы вознаграждением, поскольку они предполагают передачу социально признанных хороших вещей – материальных объектов, услуг или социального положения – в обмен на выполнение воли властных структур. В-третьих, есть сила убеждения ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации. Под влиянием убеждения, базирующегося на репутации, мудрости, личном обаянии или контроле над окружающими, отдельные индивиды или социальные группы начинают выступать за те же цели, которым отдает предпочтение человек, обладающий властью.
Таким образом, овладеть важными ресурсами – значит получить господство над людьми. Контролировать ключевые ресурсы – значит поставить себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими людям удовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей. В той мере, в которой некоторые индивиды и социальные группы имеют возможность распределять вознаграждения и наказания, а также оказывать убеждающее воздействие, они способны диктовать правила жизненной игры. Но порой играть по правилам означает, что никакой игры нет вовсе – колода подтасована, а результат известен заранее.
Социальный статус это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий.
Достигнутый статус может базироваться на образовании, профессии, выгодной женитьбе и пр. В большинстве западных индустриальных обществ такие атрибуты, как престижная профессия, владение материальными благами, внешний вид и стиль одежды, манеры, приобрели больший вес в определении личного социального статуса, чем происхождение.
Жизненный статус предполагает наличие социального расслоения по вертикальной шкале. Так, о человеке говорят, что он занимает высокое положение, если он имеет возможность управлять поведением других людей, в приказном порядке или посредством влияния; если основа его престижа – важный пост, им занимаемый; если он своими действиями заслужил уважение коллег. Относительный статус является основным фактором, определяющим поведение людей по отношению друг к другу. Борьбу за статус можно считать первоочередной целью людей.

Статус индивида имеет тенденцию изменяться в зависимости от социального контекста. Например, положение мужчины в родовой группе определяет его положение в общине.

Статусная группа представляет собой совокупность людей, организованных в иерархическую социальную систему. Такие группы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на экономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют в основном в рамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса. В некоторых обществах кланы или роды могут делиться в соответствии с обобщенной классификацией на аристократов и простолюдинов, а могут категоризироваться более точно – начиная с королевского рода и вплоть до кланов, имеющих “клеймо” низкого профессионального статуса или рабского происхождения



Просмотров