Система финансовых органов российской федерации. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » изменил структуру Минфина России и предусмотрел создание служб, которые будут рассмотрены ниже.

Министерство финансов РФ , является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах:

  • финансовой;
  • аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности;
  • добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

К его компетенции отнесена также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы . В круг важнейших функций Министерства финансов РФ входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета , а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов , актов Президента РФ и Правительства РФ , а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты , методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности.

Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа единства кассы, управления совместно с ЦБ РФ государственным внутренним и внешним долгом.

Главная задача Федеральной налоговой службы заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов.

Федеральная таможенная служба осуществляет деятельность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела (взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, распределению денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.).

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет: сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю; создание единой информационной системы и ведения федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов полученных преступным путем и др.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет: проведение необходимых исследований для анализирования и проведения экспертиз по вопросам осуществления страхового надзора; разъяснения юридическим и физическим лицам по поводу применения страхового законодательства; предупреждение и ликвидацию последствий нарушения страхового законодательства и др.

Федеральная служба финансово бюджетного надзора полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности ; за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением валютного законодательства и др.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг , проспектов ценных бумаг эмитентов).

Руководит финансовой деятельностью и направляет ее через свои органы, наделенные специальной компетенцией, государство. Финансовой деятельностью занимаются практически все без исключения органы государства.

В ведении Российской Федерации в соответствии со ст. 71 (п. «ж») Конституции РФ находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ представительные органы в лице Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой кредитной и денежной политики.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Согласно принципу разделения властей прерогативой пред-ставительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов. При этом в соответствии с ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации краев, областей, районов и т.д.) принимают меры к реализации вышеперечисленных законопроектов под контролем представительных органов.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное управление Президента РФ. Его деятельность распространяется на области общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Финансовая система Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и органов. Под финансовой системой Российской Федерации понимают,

во-первых совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

во-вторых, совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляют собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система Российской Федерации включает:

а) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

б) внебюджетные специальные фонды;

в) государственный и банковский кредит;

г) фонды страхования (имущественного и личного);

д) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

При этом государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный (в том числе банковский) кредит относятся к централизованным финансам, использующимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

В единую систему органов государственного управления фи-нансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

К финансовым органам относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное руководство в области банковской деятельности. На него возложена эмиссия денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конституцией РФ, является постоянно действующим органом государ-ственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.

Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный институт сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискальный, а правоохранительный орган. Центральная задача ФСНП РФ - динамично наращивать правоохранительное воздействие на негативные процессы в экономике. Главная задача для ФСНП России - борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Таможенная служба - одна из опор российской государст-венности, источник пополнения государственной казны. Возглавляет таможенную службу Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

(Подробнее см. главу «Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль»).

Институциональная структура органов управления финансовой системой РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

  • -Комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
  • -Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
  • -Центральный банк Российской Федерации;
  • -Счетную палату Российской Федерации;
  • -Федеральную таможенную службу;
  • -Федеральную службу по финансам и рынкам;
  • -Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов .

На муниципальном уровне:

  • -Комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
  • -Управления (департаменты, отделы) финансов;
  • -Аппарат Департамента контроля Минфина России;
  • -Городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
  • -Городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
  • -Городские (районные) налоговые службы;
  • -Счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
  • -Городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Особое место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Бюджет - сложное финансовое явление, представляющее, с одной стороны, экономическую категорию, а с другой - реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг) воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества .

Цель государственного бюджета - финансовое обеспечение функций государства. Форма функционирования бюджетов - планомерность, то есть предварительное составление планов формирования и использования бюджета и их согласование.

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.

Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд .

Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения, и использование их на условиях возвратности.

Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг .

Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений - это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране .

В целом финансовая система представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема финансовой системы

Анализ нормативно-законодательной базы. Высшие органы власти и управления осуществляют общее управление системой финансов. К высшим органам власти относят:

  • 1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) - подписывает бюджетный план, определяет цели финансовой политики, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.
  • 2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат:Совета Федерации и Государственной Думы) - утверждает федеральный бюджет, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ).
  • 3. Координирующий центр управления финансами, где правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет.
  • 4. Минфин России - центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивает единство денежно-кредитной, финансовой и валютной политики в Российской Федерации .

Минфина России отражает следующие функции:

  • -проведение мероприятий по реализации финансовой политики;
  • -организация разработки федерального бюджетного плана;
  • -внесение предложений по формированию финансовой политики;
  • -осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  • -разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;
  • -участие совместно с Минфином экономического развития и торговли (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны .
  • 5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера. Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
  • 6. Система Банка России - важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
  • 7. Счетная палата РФ - позволяет контролировать выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ .

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, то есть в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования .

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на виды: государственный (общегосударственный и ведомственный); и негосударственный (внутрихозяйственный, общественный и независимый).

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, а также органами представительной власти и исполнительной власти субъектов РФ.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль. Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Следовательно, бюджетный процесс - важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

Финансовую деятельность осуществляют государственные органы, которые можно объединить в следующие группы: во-первых, органы общей компетенции — высшие пред-ставительные и исполнительные органы государственной вла-сти ; во-вторых, уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компе-тенцией; в-третьих муниципальные органы.

Органы общей компетенции руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхо-вание, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ). Так, представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного само-управления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. I ст. П4 Консти-туции РФ).

Президент Российской Федерации издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет Государственной Думе кан-дидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Прези-дента РФ.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечива-ют в пределах своей компетенции руководство финансами соответ-ствующих национально-территориальных и административно-тер-риториальных образований.

Во вторую группу объединяются органы власти специальной компетенции, которые в зависимости от сте-пени участия в финансовой деятельности можно подразделить на подгруппы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятель-ность в связи с выполнением своих основных функций и задач (министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты). Они распределя-ют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и федеральные внебюджетные фонды. Функции и полномочия таких органов в области финан-сов определяются специальными нормативными актами;

2) государственные органы специальной компетенции, для кото-рых финансовая деятельность является основной. Эти органы соз-даны специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Среди таких органов важно выделить следующие: Министерство финансов РФ и входящие в его структуру Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ (Банк России), органы государственных внебюджетных фондов, Счетная палата и др.


Счетная палата РФ - постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Главная задача Счетной палаты - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Министерство фи-нансов РФ возглавляет систему финансовых органов. Министерство финан-сов РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку единой государственной финансовой, кре-дитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулированиев финансовой сфере (вклю-чая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга); в области аудиторской деятель-ности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производ-ства, переработки драгоценных металлов и драгоценных кам-ней; таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транс-портных средств. Одной из важнейших функций Министерства финансов является обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает про-екты федеральных законов, актов Президента РФ и Правитель-ства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финан-сов РФ координируетв указанных сферах деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействуетс государственными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также общественными объедине-ниями и иными организациями, издает инструкции, методичес-кие указания и другие документы.

Аналогичные Министерству финансов РФ органы созданы и субъектами Федерации (министерства финансов или финансовые управле-ния). Кроме того, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. Главная задача всех этих органов - организация на соответствующей террито-рии финансовой деятельности, способствующей прогрессивному социально-экономическому развитию, увеличению поступлений в бюджет, а также деятельности, связанной с организацией и проведением фи-нансового контроля.

Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эф-фективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа един-ства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ государственным внутренним и внешним долгом.

Налоговые органы образуют единую централизованную систему Федеральной налоговой службы , включающуютерриториальные орга-ны по субъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспек-ции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. налоговые органы на-ходились в ведении Министерства РФ по налогам и сборам, а Указ определил вхождение налоговых органов в систему, подведомственной Ми-нистерству финансов РФ. Главная задача системы налоговых органов - обеспе-чение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обяза-тельных платежей, установленных законодательством Россий-ской Федерации и ее субъектов (гл. 5, 14, 15 НК РФ).

Таможенные органы , подобно налоговым, в сфере финансовой деятельности госу-дарства осуществляют деятель-ность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распре-деление денежных средств между подведомственными органи-зациями, контроль за их использованием и др.). На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. вме-сто упраздненного Государственного таможенного комитета РФ создана Федеральная таможенная служба в системе Министер-ства экономического развития и торговли РФ. В систему тамо-женных органов входят также региональные таможенные управ-ления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централи-зованном подчинении.

Федеральная служба по финансовому мониторингу действует в структуре Министерства финансов РФ на основа-нии Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. В эту службу преобразован Комитет РФ по финансовому мониторингу, который был создан в связи с необходимостью усиления государственного фи-нансового контроля и предотвращения правонарушений в сфе-ре финансов и денежного обращения, в особенности легализа-ции доходов, полученных преступным путем.

Тем же Указом Президента РФ создана Федеральная служба страхового надзора в структуре Министерства финансов РФвместо Департамента страхового надзора. Главное направление деятельности этой службы - организация деятельности страховых компаний и государственный надзор в сфере страхования, которые регулиру-ются Законом РФ «Об организации страхового дела в Россий-ской Федерации».

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной соб-ственностью. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Важной осо-бенностью правового статуса Центрального банка РФ является его деятельность в качестве органа государственного регулирова-ния,наделенного властными полномочиями в области органи-зации денежно-кредитных отношений. Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление бан-ковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебой-ного функционирования платежной системы и др. В соответствии с ними Банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуще-ствляет эмиссию наличных денег и организует наличное денеж-ное обращение; устанавливает правила осуществления денеж-ных расчетов и проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней; осуществляет надзор за деятель-ностью кредитных организаций, валютное регулирование и ва-лютный контроль и др. Свои функции и полномочия Банк Рос-сии осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Они обязательны для орга-нов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

К органам государственных внебюджетных фондов отно-сятся органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального стра-хования РФ, Федерального и территориальных фондов обяза-тельного медицинского страхования. На названные фонды воз-ложены задачи социального обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, получения бесплатной медицинской помощи. В соответствии с этими задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые строго по целевому назначению.

Финансовая система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев, а также финансовых институтов (организаций, учреждений), непосредственно учас­твующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

Государство осуществляет руководство финансами, ре­гулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции РФ (ст. 94, 95) высшим представи­тельным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государст­венной Думы и Совета Федерации. В республиках представи­тельные (законодательные) органы образуются в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией республики.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассмат­ривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конститу­цией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правитель­ство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство РФ, согласно ст. 114 Конституции РФ, раз­рабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государ­ственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой фи­нансовой, кредитной и денежной политики, занимается други­ми финансовыми вопросами государства. Правительства РФ и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной об­ласти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспе­чивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образо­ваний.

Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно подразделить на две группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банк России);

2) государственные органы специальной компетенции (Фе­деральное казначейство, органы финансового контроля, страхо­вой надзор, коммерческие банки).

Все акты исполнительных органов власти специальной компетенции могут издаваться не иначе как на основании и во исполнение закона.

В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.

Так, в системе финансовых государственных органов гла­венствующее положение отводится Министерству финансов РФ. В субъектах Федерации в составе правительств или админист­раций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

Основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ. Оно является фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Прези­дента РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области ау­диторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, вклю­чая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Феде­ральной службы по финансовому мониторингу.

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через территориальные органы феде­рального казначейства.

Основные задачи и функции Министерства финансов РФ изложены в гл. 5 “Управление финансами”.

В условиях перехода к рынку, усложнения финансовой деятельности государства в ведении Минфина России, как от­мечалось, образован ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба и др.

Федеральное казначейство было образовано в 1993 г. и состояло (до 2004 г.) из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам. Территориальные органы Федерального казначейст­ва находились в подчинении у своего вышестоящего органа, а

Главное управление казначейства - в подчинении у министра финансов РФ.

В 2000 г. штатная численность работников Казначейства в России составляла свыше 25 тыс. человек, в том числе в Главном управлении Федерального казначейства - 150 человек.

В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Федеральное казначейство (с придани­ем ему статуса федеральной службы), находящееся в ведении Минфина России. Федеральному казначейству переданы пра­воприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Главными полномочиями Казначейства являются:

Организация исполнения и контроль за исполнением фе­дерального бюджета по доходам и расходам;

Управление доходами и расходами бюджета на открывае­мых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

Регулирование финансовых отношений между федераль­ным бюджетом и государственными федеральными внебюджет­ными фондами;

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государ­ственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчет­ности о финансовых операциях, о выполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

Краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;

Разработка методологических и инструктивных материа­лов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обя­зательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений;

Выполнение иных функций, вытекающих из задач феде­ральной системы Казначейства.

Территориальные органы этой службы осуществляют на соответствующей территории аналогичные функции в пределах их компетенции.

Государственным органом, занимающимся сбором нало­гов с юридических и физических лиц, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

На Федеральную налоговую службу возложено осуществ­ление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету. В налоговой службе страны занято свыше 100 тыс. человек.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует на основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”. Она не зависит от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.



Просмотров