8 институтами финансового права являются. Система финансового права российской федерации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие финансового права, особенности его предмета и метода правового регулирования. Отличие финансово-правовых норм от гражданско-правовых. Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2009

    Виды ответственности за нарушение норм финансового права. Основные стадии бюджетного процесса. Источники образования и порядок расходов внебюджетных средств бюджетных организаций. Ответственность в сфере кредитных отношений и денежного обращения.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2011

    Понятие, предмет, субъекты, принципы методы и система финансового права. Методы и формы финансовой деятельности государства. Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность в РФ. Характеристика и виды финансово-правовых норм.

    лекция , добавлен 23.04.2008

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Формы и методы финансового контроля, способы и приемы его осуществления. Место внутреннего финансового контроля в финансовой экономической деятельности. Совершенствование внутреннего финансового контроля на предприятии на примере ООО "Мой дом".

    дипломная работа , добавлен 04.05.2014

    Финансовая деятельность государства, принципы, формы и методы ее осуществления, понятие финансов. Финансовая система Российской Федерации. Понятие, предмет, источники, метод, основные принципы и система финансового права, финансовые правоотношения.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Значение и методика финансового планирования. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности БПО "Кооператор". Анализ финансовой устойчивости предприятия. Общие подходы к улучшению финансового планирования показателей эффективности деятельности.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2013

    Основные правила финансовой свободы. Метод мерной денежной номинации, финансовых инструментов, финансового стратегирования, лимитации "объема прав в денежном выражении". Бюджетный кодекс РФ. Конкуренция между частным и публичным секторами экономики.

    Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, кᴏᴛᴏᴩые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Именно такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

    Следовательно, система российского финансового права — ϶ᴛᴏ объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Материал опубликован на http://сайт

    В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. В наибольшей степени крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к важным достижениям отечественной правовой науки. При этом работа в ϶ᴛᴏм направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

    Общая часть финансового права

    К Общей части ᴏᴛʜᴏϲᴙтся нормы финансового права, кᴏᴛᴏᴩые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в ϶ᴛᴏй области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с кᴏᴛᴏᴩыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Стоит заметить, что они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

    Особенная часть финансового права

    Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части .
    Стоит отметить, что особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие финансово-правовые институты. Отметим, что каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по ϲʙᴏему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, кᴏᴛᴏᴩые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, ϲʙᴏйственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

    В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм данных подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что ϲʙᴏйственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве)

    Подотрасли финансового права могут входить в раздел. К примеру, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. При этом в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует исключительно в теории. Сегодня вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

    В Особенную часть финансового права входят разделы, в кᴏᴛᴏᴩых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

    В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части демонстрирует состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих разделов финансового права.

    В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования ϶ᴛᴏго звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

    Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некᴏᴛᴏᴩых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически ϶ᴛᴏ выразится в изменении предмета финансового права. Именно такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на кᴏᴛᴏᴩых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. При этом в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие отрасли законодательст ва при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, ϲʙᴏйствен комплексный характер)

    Научная обоснованность системы права, построение се на базе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

    Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Группировка финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу, т. е. она зависит от особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

    Следовательно, система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

    В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права - части: Общая и Особенная.

    К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

    Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

    В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями - бюджетное право, налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

    В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; в) финансов государственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов; д) государственного и муниципального кредита; е) организации страхования; ж) государственных и муниципальных расходов; з) банковского кредитования; и) денежного и расчетов; к) валютного регулирования.

    Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

    Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов (источников). К относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

    Итак, источники финансового права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

    Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действий органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому,
    регулированию финансовых отношений между федеральными,
    региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, подобного кодексу, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную в формировании современного финансового права.

    Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

    Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.

    Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Федеральной налоговой службы и др. (приказы, инструкции и т. п.). Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования этих органов сузился, во многом их акты направлены на внутренние отношения.

    Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др., регулирующие вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

    В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности, в НК РФ.

    Отношения, составляющие предмет финансового права, весьма обширны и неоднородны. Среди них выделяются группы общественных отношений, выражающие ту или иную сторону публичной финансовой деятельности. Соответственно, неоднородны и нормы финансового права. Они объективно подразделяются на отдельные группы в рамках предмета финансового права, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках финансового права как отрасли права, образуют систему этой отрасли права.

    Группы финансово-правовых норм, объективно выделяющиеся в рамках финансового права, представляют собой подотрасли финансового права и финансово-правовые институты.

    Под финансово-правовым институтом следует понимать законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной группы общественных отношений . Подотрасль финансового права характеризуется наличием в ее составе нескольких правовых институтов с одновременным выделением некоторых "общих положений " , свойственных всем входящим в подотрасль институтам.

    Говоря о системе финансового права следует различать понятия система финансового права как отрасли права и система финансового права как науки и учебной дисциплины.

    В науке финансового права выделяют Общую и Особенную части. Однако Общая часть не является элементом системы финансового права как отрасли права, ибо не включает в себя нормы права, непосредственно регулирующие те или иные отношения. В этом смысле она принципиально отличается от Общей части в уголовном и гражданском праве. Общая часть финансового права включает научные выводы о понятии финансового права, системе нрава, особенностях финансово-правовых норм и отношений, и имеет, таким образом, пропедевтический характер , т.е. является вводным курсом в финансовое право как учебную дисциплину и науку .

    В системе финансового права как отрасли права выделяются следующие подотрасли права и правовые институты.

    1. Бюджетное право является подотраслью финансового права, во-первых, потому, что включает в себя огромный массив финансово-правовых норм. Большая часть этих норм содержится в БК РФ, в ежегодно принимаемом федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год, других законах и подзаконных актах, а также решениях органов местного самоуправления, касающихся бюджетной сферы. Во-вторых, бюджетное право регулирует разнообразные общественные отношения, которые объединяются в различные правовые институты. Среди них: правовой институт структуры бюджета и его сбалансированности; институт бюджетного процесса; институт межбюджетных отношений; институт расходов бюджетов. Институт расходов бюджета в системе финансового права в течение многих лет выводился за границы бюджетного права. В настоящее время появилось несколько причин, требующих введения этого института в систему бюджетного права как подотрасли финансового нрава. Главная из них та, что институт расходов бюджета, являясь материально-правовым институтом, реализуется с помощью бюджетно-процессуальных норм, устанавливающих исполнение бюджета по расходам. Как известно, бюджетно-процессуальные нормы составляют институт бюджетного процесса, который традиционно входит в систему бюджетного права. Эти нормы в современном бюджетном законодательстве получили развитие. В связи с этим, разброс материальных и обеспечивающих их процессуальных норм по различным подразделениям системы финансового права не логичен, не обеспечивает стройность как самой системы финансового права, так и эффективности ее исследования. Кроме того, нельзя упускать из поля зрения того, что в широком понимании расходы бюджета представляют собой и межбюджетные трансферты в виде дотаций, субвенций, субсидий и другие, выделяемые из одного бюджета в другой (ст. 69 БК РФ). Учитывая, что отношения межбюджетных трансфертов входят в правовой институт межбюджетных отношений, являющийся составной частью бюджетного права как подотрасли права финансового, нет никаких оснований к тому, чтобы выделять иные расходы бюджетов за пределы бюджетного права. Все вышеназванные доводы в пользу введения института бюджетных расходов в подотрасль финансового права усиливаются некатегоричным местом этого института в системе финансового права, на что обращали внимание еще советские ученые .

    Институт государственных внебюджетных фондов тесно примыкает к бюджетному праву. Этот институт появился в системе финансового права сравнительно недавно в связи с образованием в финансовой системе РФ государственных внебюджетных фондов и их правового регулирования. К их числу прежде всего относятся: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Институт государственных внебюджетных фондов включает в себя нормы, регулирующие порядок формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот институт пересекается с подотраслью "бюджетное право" через финансово-правовой институт бюджетного процесса .

    2. Налоговое право образовало подотрасль финансового права совсем недавно, в конце 1990-х гг. Экономически это было обусловлено переходом России к рыночной экономике и, соответственно, акцентированием налогового метода в государственном регулировании экономики.

    Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, во-первых, потому, что включает в себя целый массив финансово-правовых норм, часть которых содержится в НК РФ. Кроме того, нормы налогового права содержатся в федеральных законах и законах субъектов РФ по вопросам налогообложения, в подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях представительных органов муниципальных образований. Во-вторых, совокупность правовых норм, составляющих налоговое право, относительно неоднородна. Она подразделяется на ряд финансово-правовых институтов, среди которых могут быть выделены: институт налогового контроля; институт федеральных налогов; институт региональных налогов; институт местных налогов и др. В-третьих, в налоговом праве выделяется целый ряд норм, представляющих собой "общие положения" и реализующихся в равной мере во всех налогово-правовых институтах. Это нормы, устанавливающие основные начала законодательства о налогах и сборах, участников налоговых правоотношений, определяющие понятие налога и сбора и т.д.

    Институт неналоговых доходов бюджетов очень тесно примыкает к налоговому праву как подотрасли финансового права, ибо так же как и эта подотрасль, регулирует отношения по обеспечению государства и муниципальных образований доходами.

    Наконец, в последние годы в связи с расширяющимся появлением в российской финансовой системе парафискаль- ных сборов, стало возможным говорить о парафискальных сборах как финансово-правовом институте.

    • 3. Помимо всего отмеченного, в финансовом праве выделяются следующие правовые институты.
    • институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, являющийся комплексным. Он включает в себя часть норм, которые одновременно входят в иные финансово-правовые институты (подотрасли), а именно: институт неналоговых доходов; подотрасль "бюджетное право"; подотрасль "налоговое право" и т.д.;
    • принципиально новым является финансово-правовой институт государственных корпораций, имеющий комплексную природу, а также институт финансов государственных и муниципальных учреждений;
    • институт государственного и муниципального кредита, который является комплексным межотраслевым правовым институтом. Те нормы права, которые регулируют в рамках данного института отношения, входящие в предмет финансового права, составляют одноименный финансово-правовой институт. В советское время он выделялся в составе раздела финансового права "Государственные доходы" . В настоящее время он не может быть включен в этот раздел, так как согласно БК РФ финансовые ресурсы государства, полученные по государственному кредиту, не относятся в строгом смысле к доходам бюджетов (ст. 41 Кодекса). Эти финансовые ресурсы тем более не относятся к доходам государственных внебюджетных фондов и прочим доходам государства (ст. 146 БК РФ). Однако финансовые ресурсы, полученные государством и муниципальными образованиями по государственному и муниципальному кредиту, являются источниками финансирования дефицита бюджетов (ст. 94–96 БК РФ).

    В последние годы в системе финансового права стала выделяться подотрасль государственного и муниципального финансового контроля. Е. Ю. Грачева выделяет в этой подотрасли Общую и Особенную части . В Общую часть включаются нормы, устанавливающие систему, виды государственного и муниципального финансового контроля, методы сто проведения и т.д. В Особенную часть подотрасли входят нормы, регулирующие условия и порядок его проведения в отдельных сферах финансово-правового регулирования: бюджетной; налоговой; валютных операций и т.д. В современных условиях, как правило, общая часть подотрасли государственного и муниципального финансового контроля в учебных целях выносится в Общую часть курса финансового права.

    Финансовая система РФ очень тесно связана с банковской системой РФ. В связи с этим многие отношения в сфере банковской деятельности, расчетов, денежного обращения так или иначе связаны с отношениями, составляющими предмет финансового права, и регулируются финансовым нравом. Благодаря этому в финансовом праве традиционно выделяются: финансово-правовой институт банковской деятельности; финансово-правовой институт денежного обращения и расчетов; финансово-правовой институт валютного регулирования и валютного контроля.

    Система финансового права активно развивается и требует научной проработки. Существует тенденция к выделению в системе финансового права института финансово-правовой ответственности, института бухгалтерской отчетности и т.д.

    • См.: Алексеев С. С. Проблемы теории права: курс лекций. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 140.
    • См.: Там же. С. 141.
    • См.: Бельский К. С. Финансовое право. М., 1995. С. 17.
    • В учебной литературе нередко путают понятия "система финансового права как отрасли нрава" и "система финансового права как науки". В связи с этим в финансовом праве как отрасли права выделяют Общую и Особенную части. При этом, как правило, такие выводы подтверждают ссылкой на одну из моих ранних учебных работ (см.: Финансовое право: учебник / под ред. Н. И. Химичевой. М., 2003. С. 51). В современных условиях мои взгляды на систему финансового права претерпели изменение, и не отвечают ранее сделанным выводам, что уже не первый раз отмечается (см.: Финансовое право Российской Федерации / под ред. М. В. Карасевой. М., 2006. С. 58). Что касается выделения в системе отрасли нрава Общей части, то такое явление, как правило, становится возможным лишь тогда, когда возникает одноименная отрасль законодательства, представленная единым кодифицированным актом, подразделяющим нормы на Общую и Особенную части. Подобное имеет место, в частности, в уголовном и гражданском праве (см.: Административное право: учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 1999. С. 50–51; Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия. М., 1999. С. 261).
    • См.: Цыпкин С. Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. М.. 1983. С. 26.
    • Подробнее см.: гл. 9 учеб. пособия.
    • См.: Советское финансовое право / под ред. Л. К. Вороновой, II. И. Химичевой. М., 1987.
    • См.: Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного и муниципального финансового контроля. М., 2000. С. 111 – 117.

    Которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Классификация финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу – она зависит от особенностей регулируемых отношений. Несмотря на это, на построение системы финансового права , группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

    Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

    В системе финансового права находит своё отражении финансовая система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов . К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований ; систему государственных органов , осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; организация финансового контроля , его формы и методы и другие финансово-правовые нормы, которые распространяют своё действие на финансовую деятельность государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

    Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нижеуказанных разделов и подотраслей (бюджетное право и налоговое право), включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты (банковский кредит , государственные доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ.

    Все подразделения представляют собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов (Налоговое право – налог на добавленную стоимость, ответственность за нарушение налогового законодательства и др.).

    В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

    • бюджетной системы;
    • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
    • финансов государственных и муниципальных предприятий ;
    • государственных и муниципальных доходов;
    • налоги и сборы;
    • государственного и муниципального кредита;
    • организации страхования ;
    • государственных и муниципальных расходов ;
    • банковского кредитования;
    • денежного обращения и расчетов;
    • валютного регулирования.


Просмотров