Культура ядерной безопасности. Культура безопасности и ее значение для человечества

Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора

с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки

от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли знания

- культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами

Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ

в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле.

В последующем документе консультативной группы - «Основные

принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) - культура безопасности

была названа фундаментальным управленческим принципом.

Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности - это такой

набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных

лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта,

как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое

их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциально

опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура

безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих

набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, которые

в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности

обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый

член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности

и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели.

Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреплении

культуры безопасности. Отчет № 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена,

1998 г.) определяет три таких этапа:

1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным образом

основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рассматривается

как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых

извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопасности.

2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и достигаются

в основном за счет постановки задач и целей безопасности.

3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования,

в который каждый может внести свой вклад.

На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем

совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в соответствии,

например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12,

и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источниками

опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимостью

соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредством

руководящих указаний с использованием компетентных специалистов

по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен полагать,

что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значительной

мере навязано ему другими лицами.

Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той,

которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разработать

некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего понимания

и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы

и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники

могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рисков,

включая документально оформленные правила и процедуры, которые

определяют, что можно делать и чего делать нельзя.

Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стремиться

(рис. 4.13). Достижение этого идеала - процесс длительный. Он требует

формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут разделяться

всеми. Значительная часть работников в организации должна быть

убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения

безопасности.

Культура отчетности. Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в

организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно

воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, имеется

хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все события,

которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных

причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректирующим

мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников,

так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут

столкнуться с аналогичной проблемой. Такая горизонтальная связь крайне

важна. «Почти оплошности» также очень важны, поскольку они обычно представляют

большее разнообразие и объем информации для изучения.

С этой целью необходимо поощрять всех работников к представлению сообщений

даже о незначительных проблемах. Это поднимает важный вопрос

о так называемой отчетности «без обвинения». Если мы хотим, чтобы работники

сообщали о случаях на грани оплошности, они должны верить в то,

что к этим сообщениям отнесутся со вниманием и что они и их коллеги не будут

наказаны за то, что выступили с такими заявлениями.

При хорошей культуре отчетности признается, что недопустимым является

именно непредставление сообщений о любых проблемах, которые могут оказать

отрицательное влияние на безопасность. Хорошая культура отчетности

будет рассматриваться персоналом как «справедливая» и будет строиться

на атмосфере доверия.

Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все события, начиная

с промышленных и радиационных аварий, инцидентов и «почти оплошностей

» и кончая отказами, воздействующими на безопасность, начинаются

с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния

технологического процесса на АЭС. Они нередко носят скрытый характер

Опасности территорий и видов деятельности

Определение

ответственности

Определение

и контроль

практики

обеспечения

безопасности

Квалификация

и подготовка

Поощрения

и наказания

аналитические

и сравнения

Заявления

о политике

в области

безопасности

Структуры

управления

Саморегулирование

Критическая

Строго регламентированный

и взвешенный

Коммуникативность

Приверженность

на политическом

Приверженность

на уровне

руководителей

Приверженность

на индивидуальном

Культура

безопасности

Рис. 4.13. Пример составляющих культуры безопасности

(из документа ИНСАГ-4)

и проходят незамеченными или же расцениваются как «обычай и практика»

и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе

происходит новый, более значительный отказ. Поэтому, сведение до минимума

имеющихся скрытых недостатков в практике работ или в состоянии станции

представляется крайне важным в деле предупреждения более серьезных

Минимизация скрытых недостатков требует знаний у персонала АЭС

и подрядчиков относительно того, почему использованы конкретные системы

безопасности и требования, включая важность каждого элемента АЭС в смысле

его вклада в обеспечение безопасности. Они не только должны быть надлежащим

образом аттестованы и опытны в своих областях специализации,

но и должны поощряться к борьбе с потенциально небезопасной практикой

работ и выявлению недостатков, где бы и когда бы они их ни встречали.

В дополнение к знанию проблем безопасности АЭС, систем и процедур им

надо помочь развить в себе убежденность в необходимости выступить против

других лиц, если они заметят недостатки в обеспечении безопасности.

Отказ от борьбы с недостатками, в частности со стороны руководства и начальников

подразделений, не только лишает вас возможности устранить конкретный

отмеченный недостаток в работе, но и способствует формированию

культуры, при которой нарушения, недосмотры и кратчайшие пути становятся

нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности (на основе документа

ИНСАГ-13) приведена в табл. 4.4. Важно обнаружить снижение уровня

безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.

Таким образом, при разработке и укреплении своей культуры безопасности

организации проходят через несколько стадий. Продолжая поддерживать, совершенствовать

технические средства безопасности и работая в хорошо развитой

системе управления безопасностью, организации должны стремиться

к формированию у себя такой культуры, которая, начиная с высшего уровня

в организации, будет характеризоваться реальной приверженностью делу

обеспечения безопасности, принятым ценностям и способам работы, сформированным

и установленным при участии самих работников. В организациях

с высокой культурой безопасности значительная часть сотрудников, нередко

работающих в группах, привержены и активно вовлечены в непрерывный процесс

повышения безопасности, будучи частью организации, которая стремится

к познанию. Такое отношение, а также образ мышления и работы, к которым

оно приводит, может дать более широкие преимущества для отрасли,

включая, например, усовершенствования в смысле стандартов качества

и окружающей среды.

Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культуры

безопасности, а именно: обеспечить ощутимую приверженность этому

делу, начиная с высшего руководства в организации. Это означает, что руководители

высшего звена на самом деле выделяют время и ресурсы на безопасность

и выступают в качестве ролевого примера для своих сотрудников, причем

слово у них никогда не расходится с делом.

Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко прописаны,

просты и годны к ежедневному применению. В частности, персонал (и, где целесообразно,

подрядчик) должен быть вовлечен в разработку и совершенство-

Опасности территорий и видов деятельности

вание процедур и должен четко понимать последствия их несоблюдения с точки

зрения воздействия на здоровье, безопасность и окружающую среду. Руководителям

и начальникам подразделений необходимо быть бдительными

с тем, чтобы не допускать случаев «работы в обход требований». Недопустимо

потворствовать выбору кратчайших путей или несоблюдению требований

даже в случаях значительной эксплуатационной напряженности. Самоуспокоенность

и отрицание способствуют формированию неудовлетворительной культуры,

которую впоследствии будет сложно исправить.

Важно побуждать работников к формированию у них вопросительного отношения

к работе и к принятию ими консервативных решений в вопросах

здоровья, безопасности и защиты окружающей среды. Необходимо активно

поддерживать повторную оценку действий с использованием таких подходов,

как STAR («остановись, подумай, сделай, оцени») и обращение за помощью

в случае сомнений относительно безопасности, даже если это приводит к задержкам

или к некоторому снижению производства. Всем сотрудникам и соответствующим

подрядчикам необходимо постоянно напоминать о том, что

отказы в атомной отрасли могут иметь серьезные последствия для них, их коллег,

населения и что самоуспокоенность недопустима.

«Почти оплошности» представляют собой источник богатой информации

для процесса познания - и представление сообщений о них посредством хорошо

оформленной системы является весьма важным. Такую систему отчетности

необходимо поощрять в атмосфере доверия; с извлеченными уроками

следует знакомить всех, кому это может быть полезным, а выявляемые проблемы

необходимо оперативно устранять. Небезопасная практика и недостатки

в системах и процедурах должны стать предметом критического разбора всеми

сотрудниками в организации. Важно придать сотрудникам уверенность и научить

их конструктивно бороться с небезопасной практикой и с похвалой отзываться

о хорошо проделанной работе. Незначительные отступления от безопасной

практики работы могут оставаться незамеченными до тех пор, пока

не произойдет другое, часто не связанное с первым, отступление. В сочетании

эти отступления могут впоследствии привести к куда более значительному инциденту

или аварии. Это является важной причиной для активного стремления

к устранению недостатков, которые в отдельности могут показаться

не слишком существенными.

Совершенствование - это непрерывный процесс. Оно требует самокритичного,

открытого и конструктивного сравнения себя с другими и соответствующей

оценки себя на их фоне. Участие всех работников в этом процессе

является крайне важным, если мы хотим определить направления работ по совершенствованию

и по-хозяйски взяться за дело. Ожидается, что линейное

руководство будет приветствовать замечания экспертов и будет открытым

к такой экспертизе в рамках процесса активного продвижения организации

по пути познания.

В основе достижения высочайшего уровня безопасности лежит выполнение

следующих дополнительных требований:

1) важно, чтобы в организации существовало четкое распределение обязанностей

и ответственности (в особенности, в периоды резких организационных

изменений);

2) информационное обеспечение должно оставаться непрерывным и высокоприоритетным

процессом, сопровождающимся проверками того, что сообщения

получены и поняты;

3) необходимо препятствовать искушению создавать недоступные для понимания

листы пожеланий по возможным усовершенствованиям, что приводит

к чрезмерной инициативе. Совладельцы организации, также как сотрудники

и надзорные органы, должны давать консультации по вопросу приоритетов

и содействовать разработке реалистичного плана усовершенствований

с адекватным ресурсным обеспечением, где четко прослеживаются обязанности

и постоянно контролируется прогресс.

Преобладало мнение, что системы безопасности способны ограничить и стабилизировать все события, связанные с безопасностью эксплуатации, своевременным и безопасным способом. Как тогда считалось, операторы нужны только для того, чтобы предпринимать меры, благоприятные для безопасности. Это явилось вероятной предпосылкой того, что в то время человеческим ошибкам (нарушениям и упущениям) уделяли недостаточно внимания.

Расследование причин аварии на АЭС TMI выявило, что, наряду с конструктивными недоработками и системными сбоями, основные причины были связаны с человеком. В результатах одного из основных расследований аварии, проведенного Президентской комиссией под председательством John G. Kemeny, еще не используется термин «культура безопасности», однако полностью идентифицируются все соответствующие аспекты культуры безопасности, включая важную роль менталитета (культуры), существующего в организациях, начиная с руководства самого высокого уровня до отдельных рабочих. Последующее изучение вероятностной оценки безопасности подтвердило эти результаты и позволило сделать заключение, что человек является основным вкладчиком в суммарный риск атомных электростанций этого поколения. Реализация этого факта стала движущей силой в поиске передовых конструкций реакторов, позволяющих компенсировать человеческие ошибки и отказы компонентов (систем).

Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году и вошло в научно-техническую терминологию после опубликования Международной консультативной группой по ядерной безопасности (International Nuclear Safety Advisory Group - INSAG) «Итогового доклада послеаварийной обзорной конференции по Чернобыльскому реактору» (INSAG-1). При этом было признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

Культура безопасности - это новое для инженерной практики словосочетание. Принципиальное отличие этого понятия от других, используемых в инженерной практике, заключается в том, что оно относится к поведению людей. Анализ причин катастрофической аварии на энергоблоке № 4 Чернобыльской АЭС показал, что в поведении оперативного персонала блока в период, предшествующий аварии, отсутствовали внутренняя мобилизованность на предотвращение риска и потребность надежно обеспечить безопасность. Это и явилось для МАГАТЭ побудительным мотивом введения в практику эксплуатации нового понятия «культура безопасности». При дальнейшем осмыслении этого понятия сформировался новый взгляд на причины возникновения других аварий и инцидентов на АЭС.

После чернобыльской аварии появилась необходимость разработки общих принципов безопасности для всех стран и для всех типов АЭС, обеспечивающих очень высокий уровень безопасности для всех АЭС.

Культура безопасности входит в число основных принципов безопасности атомных станций, без чего реализация всех других основных принципов невозможна. Культура безопасности имеет особенности, выделяющие ее из всех принципов безопасности.

В отчете INSAG-3 «Основные принципы безопасности атомных станций» (1988) культура безопасности представлена как фундаментальный принцип управления безопасной эксплуатацией АС. Для конкретизации и иллюстрации этого понятия примерами в 1991 году вышел отчет INSAG-4 «Культура безопасности». В последующем понятие «культура безопасности» было раскрыто в INSAG-15 «Основные вопросы повышения культуры безопасности» (2002) и в ряде других документов МАГАТЭ (например, «Культура безопасности на ядер- ных установках: Руководство по повышению культуры безопасности» IAEA-TECDOC-1329, МАГАТЭ, Вена, 2002).

Существуют три фундаментальных принципа безопасности: принцип управления, принцип глубокоэшелонированной защиты и технические принципы. В свою очередь, к фундаментальным принципам управления относятся:

  • внедрение принципов культуры безопасности;
  • ответственность эксплуатирующей организации;
  • обеспечение нормативного регулирования и проверка всей деятельности, связанной с безопасностью.

Практической целью внедрения культуры безопасности на рабочих местах является то, что все лица и организации, причастные к ядер- ной энергетике, должны руководствоваться в своих действиях и взаимоотношениях установленной культурой безопасности.

Рассмотрим существующие определения «Культура безопасности»:

  • «Культура безопасности - это такая совокупность характеристик, особенностей деятельности и отношений в организациях и поведения отдельных лиц, которая устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, диктуемое их значимостью» (INSAG-4).
  • «Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности атомных станций является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность» (ОПБ-88/97).

Помимо классического определения культуры безопасности, сформулированного в INSAG-4, существуют и другие, которые, сохраняя суть, отражают многогранность этого понятия.

Основными чертами культуры безопасности являются:

  • ответственность, которая реализуется через установление и описание ответственности организации, должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами;
  • приверженность, которая требует демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами;
  • мотивация, которая формируется посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц;
  • надзор (контроль), включающий практику ревизий и экспертиз и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц;
  • личное осознание, определяющее понимание важности обеспечения безопасности;
  • знания и компетентность (профессионализм), которые обеспечиваются через профессиональную подготовку и инструкции для персонала, а также через его самоподготовку и общую культуру, впитываемую с детства.

Формирование культуры безопасности означает воспитание у каждого человека, имеющего отношение к атомной энергетике, такого состояния, при котором он окажется просто неспособным сделать какой-либо шаг в ущерб безопасности, даже если вероятность реализации опасности чрезвычайно мала.

Рис. 2.28.

Из этого следует, что культура безопасности обладает еще одной особенностью: она проявляется (или должна проявиться) на всех пяти уровнях глубокоэшелонированной защиты, повышая эффективность регламентных мероприятий и усиливая действие физических барьеров, препятствующих выходу радиоактивных материалов из объемов, для них предназначенных.

Основными составляющими культуры безопасности для индивидуума являются (см. рис. 2.28): критическое и осмысленное отношение к порученной работе и поставленным задачам (критическая позиция), строгое соблюдение требований нормативной документации, осторожность и внимательность при выполнении работ (строго регламентированный и осторожный подход), качественное ведение документации, своевременное и полное информирование о своих действиях (коммуникативность).

При выполнении очередной работы каждый работник индивидуально, осознавая, что не все проблемы могут быть предвидены, должен спрашивать себя «что еще» и быть озабоченным в ожидании результата и возможных потенциальных последствий каждого действия. Анализируя опыт эксплуатации АЭС, следует подчеркнуть необходимость проведения инструктажа перед работой для определения вероятных ошибок, необходимых защитных мер и потенциальных проблем. Каждый работник должен искать возможности улучшения своих способностей и выявления причин их несоответствия, внимательно рассматривать факты, которые могут привести к самоуспокоенности, приводящей к возникновению ошибки и негативным потенциальным последствиям.

Каждый работник должен избегать поспешности на любой стадии решения поставленной задачи, понимая, что поспешность может привести к ошибке. Факторы, которые побуждают к ускорению выполнения работы, должны тщательно анализироваться по их потенциальному влиянию на поведение и исключаться. Особенно это относится к выполнению работ в зоне с повышенным уровнем излучения, так как значимую роль может играть радиофобия. Человек будет стремиться быстрее выполнить порученное задание, ослабляя внимание на строгом соблюдении регламента. Для уменьшения воздействия данного фактора необходимо включение в программу подготовки работников вопросов из курсов по ядерной физике, дозиметрии и т. д. Весьма важным является постоянное информирование исполнителей работ о радиационной обстановке, накоплении дозы облучения.

Время проведения радиационно-опасных операций может быть минимизировано путем тренировок и отбора для них сотрудников, показавших при обучении лучшие результаты. Такие подготовленные исполнители выполнят предполагаемую работу более эффективно, быстро и, соответственно, с наименьшими дозовыми затратами.

Весьма важно, чтобы все лица, имеющие отношение к ядерной безопасности, постоянно имели в виду потенциальные последствия несоблюдения абсолютного приоритета безопасности. Большинство инцидентов и аварий в атомной отрасли произошло по причине того, что кто-то не принял соответствующих мер предосторожности или не смог учесть или консервативным образом поставить под сомнение принятые им решения и шаги для их выполнения.

Чтобы развить и укрепить такую культуру, работников следует хвалить в тех случаях, когда они останавливают работу или не одобряют изменений, если возникает разумное сомнение относительно обеспечения безопасности.

Рассмотрим одну из таких методик - принцип STAR (Stop, Think, Action, Reaction - остановись, подумай, сделай, оцени) - рис. 2.29.


Рис. 2.29.

Принцип STAR является принципом индивидуального самоконтроля, который в свою очередь является составной частью принципа проведения индивидуальной самооценки.

Самоконтроль - это способность работника концентрировать внимание на задаче и условиях ее выполнения, отдавать себе отчет в происходящем и возможных последствиях, не позволять себе отвлечься от работы до момента ее завершения. Самоконтроль используют для концентрации внимания и снижения вероятности совершения ошибок в следующих ситуациях:

  • когда могут произойти серьезные последствия;
  • при выполнении обычных заданий (не будьте слишком самоуверенны, это позволит избежать ошибок);
  • при отвлечении (потере концентрации внимания);
  • когда событие происходит неожиданным образом;
  • при плохой маркировке;
  • при устном инструктировании;
  • в первый день после выходных;
  • когда очень мало времени;
  • при незнакомом (новом) задании;
  • при физической или умственной усталости.

Как подтверждает практика, самоконтроль - это последний барьер, когда еще возможно предотвратить ошибку.

  • Авария на АЭС Three Mile Island (США, штат Пенсильвания) началась 28 марта 1979 г. примерно в 4.00, развивалась приблизительно 6 сут - до 2 апреля 1979 г.и привела к расплавлению активной зоны реактора приблизительно на 50 %.
  • Комиссия была учреждена спустя две недели после аварии президентомСША Джимми Картером. Расследование должно было включать техническуюоценку событий и их причин, анализ роли руководства предприятия, оценкуготовности к аварийным ситуациям и способности реагировать на них американской Правительственной комиссии поядерному регулированию, также каки ее инструкций по лицензированию, инспектированию, эксплуатации и правоприменению.

Для того, чтобы определить основное содержание понятия «культура безопасности» (КБ) необходимо провести анализ отдельных составляющих («культура», «безопасность») и осуществить объединение этих компонентов.

Существует огромное количество определений понятия «культура» в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки и т.п.

Так, в словаре Ожегова С.И. даются следующие определения: «КУЛЬТУРА - 1.Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. Разведение, выращивание какого-либо растения 3. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. 4. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

В большом толковом словаре современного Ушакова Д.Н. представлена следующая информация: КУЛЬТУРА - Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. 2.То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. эпоху, у какого-н. народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура. 3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру. 4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы. 5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.). 6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бакт.). Культура холеры. 7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура. (спорт и гимнастика).

В философском словаре под редакцией И.Т. Фроловакультура определяется, как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

В педагогическом энциклопедическом словаре представлено следующее определение: «КУЛЬТУРА (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В учебном пособии для вузов известный социолог и культуролог Кравченко А.И пишет: «В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.»

Традиционно культура складывается объективно, но стихийно, под действием поступков отдельных индивидов в ответ на поступки других людей. Совокупность этих действий и формируют традиции, нормы поведения, создают мифы (например, в древнегреческой, древнеиндийской и др. культурах), течения и направления в искусстве (андеграунд, авангард и т.п.). В этой связи не совсем правильно будет говорить об этой деятельности людей, как о регулируемом процессе – целесообразнее в определении «культуры» использовать понятия «уровня» или «состояния» данного процесса. В пользу этого же положения говорит и то, что в отличие от вышесказанного формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно являться управляемым, регулируемым процессом. Для этого необходимо задать такие цели управления, степень достижения которых можно измерить. При такой постановке вопроса наиболее верным, исходя из задач настоящего исследования, также является использование понятия «уровня» («состояния») как меры. Указанное положение позволит проводить оценку степени достижения желаемого результата (например, высокая или низкая культура), корректировать цели и задачи по формированию культуры.

Проанализировав вышеуказанные и другие многочисленные определения культуры, можно сделать вывод, что понятие культура включает в себя многие сферы жизни человека и может выражаться, как определенный уровень взаимодействия человека со средой, обеспечивающее оптимальное удовлетворение его потребностей во всех сферах, выраженное во всех типах и формах организации жизнедеятельности людей, получивших институциональное и историческое закрепление и передающееся из поколения в поколение.

Рассмотрим следующий компонент раскрываемого понятия – «безопасность». С учетом того, что высшей целью природы является самосохранение жизни, безопасность возможно определить, как сохранность природной (сущностной) определенности бытия. Под «безопасностью» понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций».

В данном документе отмечено, что культура безопасности – это квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АЭС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность. С этих пор формирование культуры безопасности является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.

В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств, и способностей, и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

Исходя из вышерассмотренных определений, можно обозначить, что культура создается и воспринимается как отдельными индивидуумами, так и их коллективами, поэтому данное понятие необходимо рассматривать как на индивидуальном, так и на коллективном общественном уровне.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его слияние с понятиями «безопасность, можно дать следующее наиболее общее определение: культура безопасности (КБ) – состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.

является процессом сохранения развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; справедливости; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов; эффективного предотвращения угроз на основе опережающей стратегической партнерской культуры компромисса. Это совокупность идей, институтов и установлений, а также определяемых ими отношений и действий индивидов, социальных общностей и организаций, которые отражают и утверждают принципы жизнедеятельности людей, исключающие возникновение или создание условий и факторов, придающих развитию социума, составляющих его структур нежелательные динамику или параметры. К. б. выступает как совокупность разнообразных материальных и духовных моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасного развития личности, общества, государства, человечества в целом. Соответственно этому можно говорить о трех уровнях. На макроуровне речь идет о К. б. человечества, цивилизации, континента, метауровень связан с безопасностью общества, государства, региона, на микроуровне решаются задачи безопасности человека, семьи, малой социальной группы. Во всех случаях К. б. предстает как характеристика, с одной стороны, условий или результатов деятельности, а с другой - ценностных установок и определяемых ими форм и способов поведения индивидов. Она, как и культура мира, складывается из убеждений и действий самих людей, развивается в каждой стране в зависимости от конкретных исторических, социально-культурных и экономических условий и является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни. Содержание К. б. составляют здоровый образ жизни, культура труда, быта, общения, толерантность, благоговение перед жизнью, уважение достоинства, полноправие и равноправие граждан, сознательное соблюдение моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость, развитое правосознание и законопослушность, социальное `партнерство, межнациональное согласие, гражданский мир, бережное отношение к природе и др. Забота о безопасности - вечная проблема для человека и любых его сообществ - от семьи до государства. Потребность в безопасности прослеживается на протяжении всей истории человеческого существования. Однако ее содержание изменялось от эпохи к эпохе. Специалисты считают, что ее исторически первой формой стало выживание. В Средние века господство религии придало ей форму спасения, которое достигалось слиянием с Богом. В новое время торжество науки и техники привело к утверждению безопасности как рационализированного обустройства всех сфер жизни вначале общности, а затем - личности. В настоящее время безопасность предполагает реализацию основных прав человека, признание достоинства и ценности человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, равенство прав больших и малых наций, социальный прогресс и улучшение условий жизни при большей свободе. Основными ценностями К. б. для любого объекта безопасности являются: выживание, идентичность, благополучие, суверенитет, статус (достойное положение среди других), самоуправление. Безопасность может строиться на уровне здравого смысла, по наитию, как непосредственная реакция на внешние раздражители. К механизмам ее обеспечения относятся и совокупные знания человечества, выработанные им за века и тысячелетия правила взаимодействия людей друг с другом и с природой (религия, обычаи, мораль, право и т. п.). Она приобретает более действенный характер, когда основывается на специальных знаниях. В Российской Федерации утверждению и распространению К. б. в массах служит преподавание в средней и высшей школе специального предмета - основы безопасной жизнедеятельности. Лит.: Кузнецов В.Н. Культура безопасности: Социологическое исследование. М., 2001; Москва на пути к культуре мира. М., 1999; Чебан В.В. Культура национальной безопасности России: история и современность: Социально-философский анализ. М., 1996.

Человеческий фактор играл решающую роль во многих авариях, но проблемы, обусловленные им, еще далеки от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли знания - культуры безопасности, направленной на повышение мотивационной надежности персонала.

Недостаток культуры безопасности явился одной из главных причин аварии на Чернобыльской АЭС. Культура безопасности предполагает высокую квалификационную и психологическую подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности объекта является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самоосознанию ответственности и самоконтролю при выполнении всех работ.

Термин «культура безопасности» был введен в 1986 г. экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В последующих документах культура безопасности была названа фундаментальным управленческим принципом. Согласно принятому МАГАТЭ определению «культура безопасности - это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». Это определение распространяется на любые потенциально опасные объекты и технологии. По другому определению, культура безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих набор правил по безопасному ведению работ; это группа людей, которые в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели.

Культура безопасности является составной частью общей культуры производства и представляет собой совокупность видов деятельности администрации и поведения персонала, направленных на обеспечение безопасности потенциально опасных производств и объектов. Предприятия с потенциально опасными производствами и объектами должны проводить политику, показывающую, что обеспечение безопасности обладает высшим приоритетом перед остальными видами деятельности предприятия.

Культура безопасности предприятия должна основываться на следующих принципах:

осознание каждым работником важности и значения обеспечения безопасности;

ответственность каждого работника, реализуемая через понимание и неукоснительное выполнение должностных инструкций;

высокий уровень знаний и компетентности руководителей, обеспечивающих подготовку персонала и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности;

регулярное осуществление надзора и контроля за состоянием ответственных за безопасность предприятия систем и за подготовкой персонала.

Культура безопасности обеспечивается через систему подготовки кадров и повышения квалификации, экологическое образование. Организации, как правило, проходят несколько этапов в развитии культуры безопасности. 1.

Безопасность - это производное от соблюдения требований и основывается на правилах и регламентах. На данном этапе безопасность рассматривают как технический вопрос, а соблюдение налагаемых извне правил и регламентов считают достаточным для обеспечения безопасности. Улучшения достигают главным образом путем совершенствования технических средств обеспечения безопасности объекта и внедрения систем и процедур контроля за источниками опасности. Эти усовершенствования диктуются необходимостью соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредством руководящих указаний. Персонал склонен полагать, что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значительной мере навязано ему другими лицами. 2.

Второй этап предусматривает разработку организацией некоего связанного с безопасностью заявления с изложением своего понимания безопасности и четким указанием его целей, в качестве которых рассматриваются хорошие показатели безопасности. Должны быть установлены ясные процедуры достижения этих целей, а также правила, которые определяют, что можно делать и что делать нельзя. 3.

Безопасность рассматривают как непрерывный процесс совершенствования, в который каждый может внести свой вклад. Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стремиться. Его достижение - процесс длительный. Он требует формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут разделять все. Значительная часть работников в организации должна быть убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения безопасности.

Совершенствование - это непрерывный процесс, требующий самокритичного, открытого и конструктивного сравнения себя с другими и соответствующей оценки себя на их фоне. Важное значение имеет участие всех работников в этом процессе.

В основе достижения высочайшего уровня безопасности лежит выполнение следующих требований: в организации должно существовать четкое распределение обязанностей и ответственности; информационное обеспечение должно быть непрерывным и высокоприоритетным процессом, сопровождающимся проверками того, что сообщения получены и поняты; необходимо препятствовать чрезмерной инициативе в создании недоступных для понимания рекомендаций по возможным усовершенствованиям. Руководство организации и надзорные органы должны устанавливать приоритеты и разрабатывать реалистичные планы усовершенствований с адекватным ресурсным обеспечением и постоянным контролем.

Таким образом, в процессе повышения культуры безопасности организации проходят несколько этапов, стремясь к высшему уровню, который характеризуется реальной приверженностью делу обеспечения безопасности, принятым ценностям и способам работы, сформированным и установленным при участии самих работников.

Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культуры безопасности - обеспечить приверженность этому делу руководства организации. Подтверждением этого является то, что руководители высшего звена выделяют время и ресурсы на безопасность и выступают в качестве примера для своих сотрудников.

Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко определены, просты и годны к ежедневному применению. Персонал должен быть вовлечен в разработку и совершенствование процедур, четко понимать последствия их несоблюдения. Руководителям подразделений необходимо быть бдительными, чтобы не допускать случаев «работы в обход требований». Недопустимо потворствовать выбору кратчайших путей или несоблюдению требований даже в случаях значительной эксплуатационной напряженности. Самоуспокоенность и отрицание способствуют формированию низкой культуры, которую впоследствии будет сложно повысить.

Важно побуждать работников к принятию ими консервативных решений в вопросах безопасности. Необходимо поддерживать повторную оценку действий с использованием таких подходов, как STAR («остановись, подумай, сделай, оцени») и обращение за помощью в случае сомнений относительно безопасности, даже если это приводит к некоторому замедлению производства. Всем сотрудникам необходимо постоянно напоминать о том, что отказы на потенциально опасном объекте могут иметь серьезные последствия для них, их коллег и населения.

Культура отчетности. Сбои и «почти оплошности» рассматривают в организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми следует пользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, существует стимул к тому, чтобы расследовать все события, которые могут оказаться поучительными, в целях установления их причин и обеспечения своевременной обратной связи. «Почти оплошности» очень важны, поскольку представляют большее разнообразие и объем информации для изучения, чем аварии.

Необходимо мотивировать работников к представлению сообщений даже о незначительных проблемах. Здесь возникает вопрос

об отчетности «без обвинения». Если мы хотим, чтобы работники сообщали о случаях на грани оплошности, они должны верить в то, что к этим сообщениям отнесутся с вниманием, а они и их коллеги не будут наказаны. При хорошей культуре отчетности признается, что недопустимым является именно непредставление сообщений о любых проблемах, которые могут оказать отрицательное влияние на безопасность.

«Почти оплошности» представляют собой богатый источник информации для исследования риска аварий и система представления сообщений о них имеет важное значение. Такую систему необходимо поддерживать в атмосфере доверия; с извлеченными уроками следует знакомить всех, кому это может быть полезным, а выявляемые проблемы необходимо оперативно устранять. Небезопасная практика должна стать предметом критического разбора всеми сотрудниками в организации. Важно научить сотрудников конструктивно бороться с небезопасной практикой. Незначительные отступления от безопасной практики работы могут оставаться незамеченными до тех пор, пока не произойдет другое, часто не связанное с первым, отступление. В совокупности эти отступления могут впоследствии привести к более значительному инциденту или аварии. Это является важной причиной для активного стремления к устранению недостатков, которые по отдельности могут показаться не слишком существенными.

Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все события - от «почти оплошностей» и до отказов, влияющие на безопасность, начинаются с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния технологического процесса на объекте. Они нередко носят скрытый характер и проходят незамеченными или же расцениваются как обычные и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе происходит новый, более значительный, отказ. Поэтому сведение до минимума имеющихся скрытых недостатков в практике работ или в состоянии объекта является важным в деле предупреждения более серьезных событий.

Минимизация скрытых недостатков требует понимания персоналом того, почему использованы конкретные системы безопасности и требования с точки зрения их вклада в обеспечение безопасности. Работники не только должны быть аттестованы и опытны в своих областях, но и способны бороться с потенциально небезопасной практикой работ и выявлять недостатки, где бы они их не встречали.

Отказ от борьбы с недостатками со стороны руководства не только исключает возможность устранения конкретного отмеченного недостатка в работе, но и способствует формированию культуры, при которой нарушения, недосмотры и «кратчайшие пути» становятся нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности включает следующие стадии:

самоуверенности, формируемой в результате хороших показателей в прошлом, восхваления на основе независимых оценок и неоправданного самодовольства;

самоуспокоенности; на этой стадии на объекте начинают происходить незначительные события и проводятся неадекватные самооценки их значимости. Контроль начинает ослабевать, а самодовольство приводит к отсрочке программ модернизации;

отрицания; факт отрицания нередко проявляется, когда число Незначительных событий продолжает расти и начинают происходить более существенные инциденты. Однако преобладает вера в то, что это все еще изолированные случаи. Негативные выводы по результатам внутренних проверок отвергают как безосновательные, а программы анализа причин не применяют. Корректирующие меры реализуют не систематически, а программы модернизации являются неполными;

опасности, возникающей, когда происходит несколько потенциально серьезных инцидентов, но руководство и персонал упорно продолжают отвергать критику, исходящую от внутренних проверок и надзорных органов. Считается, что результаты проверок предвзяты, а критика в адрес объекта несправедлива. Как следствие, надзорные органы нередко молчат и опасаются давать негативные оценки и/или вступать в конфронтацию с руководством;

коллапса; на этой стадии проблемы стали ясны всем сторонам. Руководство объекта чувствует себя подавленно и, как правило, должно быть заменено. Нередко возникает необходимость дорогостоящей программы модернизации.

Важно обнаружить снижение уровня безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.



Просмотров