Характеристики прав человека и их определения. Всеобщий и универсальный характер прав человека. Культурные права человека

— это определенные нормативно структурированные свойства

и особенностибытия личности, которые выражают ее свободу и являются

неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее

взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Они характеризуют правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Гармонично вписаны не только во взаимоотношения гражданина и государства , оно также влияют на межличностные отношения в обществе, социальные связи индивида.

Гарантию каждого жителя планеты дает принятая после окончания в 1948 году декларация прав человека ООН. Однако ошибочно было бы считать, что подобный международный документ — это результат кратковременной работы. Понятие прав человека начало возникать еще в Средние века в виде приемлемых стандартов поведения, а оформилось уже в 18 веке, в результате принятия Конституций многими западными странами.

Генезис прав человека оказал значительное влияние на развитие всемирной истории. Поэтому важно понимать особенности данного феномена, иметь представление о расшифровке данного термина. , личности — это гарантируемые возможности и правомочия для каждого индивида в конкретной, указанной законом сфере.

Права человека представляют собой относительно небольшой набор ценностей, которые регулируют в основном отношения вертикального толка – «человек-государство». Права принадлежат каждому индивиду, и не зависят от гражданства, вероисповедания и социального статуса. Они имеют естественное происхождение, принадлежат каждому от рождения. У человека нельзя отнять права, они неотчуждаемы.

Права личности классифицируются на:

  • политические (свобода слова, на объединение, свобода собраний);
  • культурные (право на образование, право на свободное творчество);
  • социально-экономические (право на частную собственность, право на жилище и социальное обеспечение).

Они находят свое отражение в принятых государственных актах и законах. Государство же, принимая конституцию, обязуется соблюдать и чтить права своих граждан, а также беженцев и иностранных подданных.

Если же происходит нарушения соблюдения прав человек, срабатывают механизмы защиты. Они могут иметь правовой, политический характер, могут проводиться просвещенческие и общественные акции. По своей масштабности защита прав человека может применяться защита как во внутригосударственных органах (суды, Уполномоченный по правам человека, крайняя инстанция — Конституционный суд), так и на международном уровне (крайняя инстанция — Европейский Суд по правам человека, также возможны обращения в Комиссию по правам человека, различные комитеты по дискриминации).

Имеют огромное значение в современном мире, каждая личность имеет возможность для реализации и защиты своих прав.

Формулировки понятия прав человка могут быть разными:

— понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие прав человка выражено в основном законе государства и международных соглашениях; конкретные законы и административная практика - внутри страны и в отношениях между государствами - должны соответствовать принципам прав человека. То есть это система норм, отражающих современные представления об оптимальном общественном устройстве.
Понятие прав человека определяет минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Права человека – это определенные нормативно структурированные свойстваи особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являютсянеотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее

взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.устройстве.

Права человека - это такие права и свободы, которые имеются у человека от рождения, которыми он наделен в силу своей принадлежности к человеческому роду.

Признаки прав человека:

1. носят естественный характер (т. е. принадлежат человеку от рождения, в силу принадлежности к человеческому роду);

2. носят неотъемлемый, неотчуждаемый характер (т. е. их существование не зависит от того, признает данное государство эти права или нет);

3. носят универсальный характер, что означает:

· эти права принадлежат всем людям,

· они выступают в качестве критерия оценки деятельности государства, деятельности власти.

Легитимность власти зависит от того, насколько она уважает и обеспечивает права человека, насколько полно эти права зафиксированы в законодательстве.

Права человека зафиксированы в международноправовых документах, прежде всего это - Всеобщая Декларация прав человека, а также ряд конвенций, например, конвенции о правах ребенка, о правах женщин и др.

Кроме этого, права человека закреплены во внутреннем законодательстве каждой страны. Обычно это делается в Конституции, которая декларирует основные права и свободы человека. Положения Конституции находят свое развитие и конкретизацию в текущем законодательстве.

На сегодняшний день сложились два подхода к проблеме права человека, которые условно можно назвать позитивистским и естественно-правовым. С точки зрения позитивистского подхода за личностью признаются только те права, которые напрямую закреплены в законодательстве данного государства. Права человека признаются исходящими от государства, производными от него. С точки зрения естественно-правового подхода права человека не зависят от государства, принадлежат всем людям планеты от рождения в равном объеме. Последний подход является более прогрессивным. (Однако нужно отметить, что объем реально обеспеченных прав зависит от государства и отличается в разных государствах. Признание неотъемлемого характера прав человека еще не означает, что каждое государство в состоянии обеспечить осуществление всех этих прав в полном объеме в отношении своих граждан - подданных.) Именно с точки зрения такого подхода права человека являются критерием оценки деятельности государственной власти. Из этого исходит и теория правового государства как государства, гарантирующего права и свободы в максимально полном объеме.

Фиксирование прав человека, степень возможности их реального осуществления зависит от положения самого государства, от возможностей человека и государства. Реальные возможности для обеспечения прав человека в разных странах разные. Это зависит также и от вида прав.

Классификация прав человека:

1. политические права и свободы (например, право на участие в управлении государством, право на объединение, право избирать и быть избранным);

2. социальнокультурные права и свободы (например, право собственности, право на труд, право на использование культурных достижений);

3. юридические права (например, презумпция невиновности, право на судебную защиту и др.).

В литературе права человека традиционно делятся на 3 поколения (При написании использовано: Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М., 1991.):

1. первое поколение - гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями (английский Билль о правах 1689г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Билль о правах, внесенный в качестве первых десяти поправок в Конституцию США);

2. второе поколение - социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения. Стали появляться в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения в капиталистическом обществе;

3. третье поколение - права коллективные или солидаристские, провозглашенные главным образом странами третьего мира (право на социальное и экономическое развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду, на мир).

Если права, относимые к первым двум поколениям, - это права и свободы, принадлежащие каждому индивиду как таковому, то права третьего поколения можно назвать правами человека и народов. Так, право на мир, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие принадлежат человечеству в целом.

Права третьего поколения отличаются еще и тем, что находятся на стадии становления в качестве юридически обязательных норм (кроме права на самоопределение, которое является принципом международного права). Они содержатся только в резолюциях международных организаций (например, Декларация о правах народов на мир, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 г.). Их положения часто весьма неопределенны и только постепенно происходит уточнение их нормативного содержания как прав человека и народов.

В зависимости от масштаба участия государства в обеспечении прав человека и характера возлагаемых на него обязанностей перед личностью в конституционноправовой доктрине возможно различать следующие категории субъективных прав человека и гражданина.

Первая группа прав характеризуется тем, что государство признает за личностью определенную сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства Напротив, на государство возложена юридическая обязанность защищать эту сферу самоопределения личности от вторжения своих органов и должностных лиц, общественных объединений и других граждан мерами административно-правового и уголовно-правового характера. В эту группу прав, которые составляют так называемый отрицательный правовой статус, входят права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода передвижения и др.), а также права общественной свободы, включая свободу мысли, совести и религии, свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, свободу ассоциаций и др.

Для второй группы прав характерно признание государством за личностью права на участие в управлении государством и в политической деятельности вообще. Сюда можно отнести право граждан на управление делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Третья группа прав дает возможность индивиду требовать от государства положительной деятельности по созданию условий для реализация личностью признаваемых за нею прав. Они составляют т. н. положительный правовой статус, включающий, к примеру, право на труд, образование, материальное обеспечение в старости, по болезни, в случае потери кормильца, полной или частичной утраты трудоспособности и др.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Считается, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое выражение в Американской декларации независимости и Французской декларации прав человека и гражданина. Однако важно признать, что многие из ключевых элементов прав человека уже существовали в культуре и обществе западных и незападных стран еще в древние времена. XVIII же век знаменателен тем, что права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и сво-боду. В истоках этой концепции лежат принципы и традиции прошлых цивилизаций.

Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась пер-вым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культурные права. В настоящее время все боль-шее признание получает третье поколение прав, которое отражает законные чаяния всего человечества: права на мир, развитие и охраняемую от разрушения чистую окружаю-щую среду.

Развитие концепций экономических, социальных и куль-турных прав было более медленным, чем концепций гражданских и политических прав. Расширение участия в демок-ратических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин, путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые сейчас бы назвали "гражданские и политические". Сначала внимание социальных реформаторов привлекли последствия промышленной революции : урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимая нищета рабочих классов.

На начальном этапе решение этих проблем зависело от филантропических учреждений и отдельных лиц, занимавшихся благотворительной деятельностью. Концепция коллек-тивной ответственности за социальное зло получила развитие впоследствии и приобрела форму трансфертных платежей в связи с развитием различных систем страхования. Но, несмотря на то, что первые признаки системы коллективной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соот-ветствующие изменения, именно в этот период страны Западной Европы расширили колонизацию Вест-Индии, Азии и Африки. Последствия этого колониализма подтверждены многочисленными документами. Покорение народов и стран привело к разрушению социальных систем и структур. Социальные отношения в традиционных обществах были подо-рваны, а права человека общин игнорировались колониаль-ными державами.


Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригод-ность индивидуальных мер для решения коллективных про-блем. Работники социальной сферы начали объединять свои усилия, обмениваться идеями и опытом, совершенствовать свои методы и принимать коллективные меры с целью реше-ния возникавших перед ними проблем. Вместе с этим первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осу-дить войну и создать институциональную основу для между-народного сотрудничества.

Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организа-ции труда , а также появление в 1920 г. социально-попечи-тельных организаций, например, Международной конференции по вопросам социального попечения, Международного комитета школ социального обслуживания и Международного постоянного секретариата социальных работников.

Основное внимание организации социального обслуживания стали уделять вопросам подготовки работников социальной сферы и развитию соответствующих организационных структур в отдельных странах. Но хотя права человека лежали в основе системы ценностей социальной работы и все шире находили свое отражение в кодексах этики, которые принимались национальными, профессиональными ассоциациями, они не преподавались на формальной основе.

Человечеству потребовался еще один глобальный конфликт - Вторая мировая война , что-бы начался следующий этап в области развития прав человека. После второй мировой войны страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм международного поведения в качестве прав. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека , которая стала основой для всей последующей деятельности.

Сформировалось обще понимание того, что международное сообщество не может оставаться в стороне, когда в какой-либо стране правам человека угрожает опасность.

Понятие прав и свобод человека

Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности (правомочия) индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.

Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответ-ствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то свободы закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.

В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражда-нина.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Совокупность прав и свобод образует определенную систему, отражающую специ-фику отдельных групп прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка.

Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция Российской Федерации в их последо-вательном расположении.

Концепция трех поколений прав и свобод

В Конституции Российской Федерации реализована концепция прав человека в зависимости от содержания, в соответствии с которой сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы. Именно такая последовательность имеет место во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 10 декабря 1948 г.

В теории получила широкое распространение идея о трех поколениях прав человека:

А) первое - "права, сформулированные в отрицательной форме", представляет собой гражданские и политические права, провозглашенные в ст. 2-21 Всеобщей декларации прав человека. Эти права призваны обес-печить человеку защиту от любого ограничения его свободы.

Б) второе е - "права, сформулированные в положительной форме" (экономические, социальные и культурные), которые закреплены в статьях 22-27 Декларации и направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни.

В) третье - "коллективные" права, упоминаемые в ст. 28 Декларации, которая гласит, что "каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при кото-ром права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены". Провозглашение пра-ва на удовлетворение материальных и нематериальных по-требностей и равноправное участие в производстве и распределении ресурсов, чему предшествовала длительная борьба против угнетения, является логическим результатом роста социально-политического сознания и экономического разви-тия в развитых странах.

В сегодняшнем мире, где все с каждым днем становится все более взаимосвязанным, все большее признание получает взаимозависимость трех поколений прав человека.

Наряду с правами человека существуют и обязанности человека, которые он должен вы-полнять.

Виды прав и свобод

Классификация основных прав и свобод может осуществляться в зависимости:

- от субъекта (принадлежащие любому человеку или только гражданину);

- от характера субъекта (индивидуальные и коллективные);

- от содержания (личные, политические, экономические, социальные, культурные).

Все права и свободы человека условно можно разделить на группы:

1. Личные (гражданские) права и свободы человека - права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь.

2. Политические права и свободы - права, обеспечивающие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти.

3. Экономические права - это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере.

4. Социальные права - это совокупность конституционных прав, дающих человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Социальные праваграждан - это права на благосостояние и достойный уровень жизни.

5. Культурные права - это комплекс прав и свобод, представляющий собой гаранти-рованные конституцией или законом возможности личности в сфере культурной и науч-ной жизни.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей.

Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.

Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, условно можно разделить на общие и конкретные.

К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц

Являясь элементами правового статуса личности, права, свободы и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.

Социальная политика представляет собой деятельность, которая уже по своему определению призвана обеспечить защиту прав человека, "поскольку ее главная цель состоит в создании справедливых социальных структур, способных обеспечить безопасность и развитие человека без ущерба его достоинству".

Организация Объединенных Наций дает следующее определение прав человека:

В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.

Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой".

Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не только отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, челове-ческое достоинство "является основой свободы, справедливости и всеобщего мира".

Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на посто-янной основе независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.

Тема 1

1 «Права человека» - это не юридическая и не философ­ская дисциплина, а интегрированная социально-гумани­тарная. Она изучает совокупность свойственных личности от рождения возможностей проявлять лучшие природные качества, действовать по своему усмотрению, добиваться во взаимоотношениях с государством и окружающими людьми признания своего достоинства во имя торжества идеалов свободы, равенства, гуманизма.

Предмет дисциплины «права человека» - морально- правовые отношения, возникающие между личностью и социальным окружением, прежде всего между человеком и органами власти.

Объект этой учебной дисциплины - индивид, группы людей и этико-правовой результат их взаимоотношений с государством, обществом и другими людьми.

Ее задачи - исследовать особенности, формы и методы гуманизации процессов, происходящих в сфере прав чело­века.

Данная учебная дисциплина имеет немало общих подхо­дов к осмыслению роли и места человека в мировой цивили­зации с такими науками, как история, политология, обще­ствоведение, этика, правоведение, философия и другие. Ее основа - материалы морально-этической направленности и юридические документы, имеющие как рекомендательный характер, так и обязательный, т.е. предписывающий необ­ходимость точного соблюдения, исполнения тех или иных обозначенных в законе норм. В этом двуедином подходе - особенность, специфика прав человека.

Источники данной учебной дисциплины, формирующие научный аппарат - тесно связанную воедино и легко узнава­емую специфичную терминологию, можно представить преж­де всего в виде трех блоков документов и материалов.

Первый блок - это, прежде всего, международные документы, которые делятся на две части, - имеющие прямую юридическую силу:

Договоры;

Конвенции;

Постановления;

Декларации;

Резолюции (могут носить и обязательный харак­тер);

Заявления;

Воззвания;

Программы;

Доклады и др.

Второй блок источников состоит из национальных документов (Конституции, законов, декретов, указов, по­становлений и др.).

Третьим блоком источников нашей дисциплины можно признать не столько документы юридического свойства, имеющие разную юридическую силу или же носящие ориентирующий характер, сколько самые разнообразные материалы морально-этического плана:

Летописи;

Легенды;

Крылатые выражения;

Аудио-, кино-, видеоматериалы;

Материалы съездов, конференций, симпозиумов и др.

2 Философское осмысление феномена прав человека дает основание для следующих выводов:

1.Права человека являются проявлением жизненных потребностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических, культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей.

2.Права человека являются абсолютными и исторически определенными, ибо отражают конкретный период развития народа и особенности развития данного региона. Данные обстоятельства имеют существенное значение для понимания прав человека как сложного явления, которое включает разные уровни: всеобщий, особенный и частный. Это выражается в том, что права человека необходимы рассматривать в диалектической взаимосвязи с правами отдельных социальных общностей, народов и всего человечества. Их нельзя отождествлять и в то же время противопоставлять друг другу.

3.Важной особенностью прав человека является также то, что они выступают в качестве определенных отношений между человеком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования.

Понятия «права» и « свободы» имеют смысл только в социальном контексте. Они возможны только в обществе, ибо природа человека социальна. Их не может быть у человека, полностью изолированного от других людей.

Всеобщий и универсальный характер прав человека.

Всеобщность и универсальность прав и свобод человека имеет несколько измерений. Во-первых, все люди, без какой-либо дис­криминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гаран­тируют равенство прав и свобод человека и гражданина неза­висимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям, а также других обстоятельств. Запре­щаются любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной, расовой, языковой или религиозной принад­лежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, право на свободу убеждений и т.д.- это общие права и свободы всех людей вне зависимости от политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.

В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамо­управляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суве­ренитете.

В-четвертых, проблема прав человека - всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод нашло свое выражение в документах Международной конференции по правам человека (1993 г.), которые однозначно определили, что «все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы».

4. права человека и права гражданина. Прежде всего следует указать два источника возникновения прав человека и прав гражданина.

1.Требование равенства свобод и прав всех людей вытекает из политической концепции эпохи Просвещения. В ней отразились гуманистические идеи и, прежде всего, стремление создать достой­ное человеческое бытие. Гуманисты развивали идеи о естествен­ном равенстве всех людей и, основываясь на этом, построили систему прав, которые предоставлены каждому человеку приро­дой, божьей волей и на основании разума.

2.Борьба против позднефеодального абсолютического режима, воплощенного в монархе, который заявлял: «Государство - это я». Iтли первый источник способствовал развитию, прежде всего, прав человека, то второй - прежде всего прав гражданина.

Первые права человека и права гражданина были четко разделены в Народном соглашении от 28 ноября 1647 г. (Велико­британия). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парла­мента -- это право гражданина. А религия, которую человек выби­рает только в соответствии со своей совестью,- это право человека. Четко закрепила два вида прав (права человека и права гражда­нина) французская Декларация 1789 г.

Французская Декларация прав человека и гражданина исходи­ла из школы естественного права, а потому разъясняла права чело­века с позиций этой школы. Согласно принципам Декларации, че­ловек рассматривался в двух аспектах: с одной стороны, как отдельная человеческая особь, как «человек сам по себе», а с дру­гой - как гражданин, т.е. член общества, принадлежащий к той или иной политико-общественной группе. В соответствии с этим принципом французская Декларация провозгласила два вида прав: права человека и права гражданина. К правам человека были отне­сены те права, которыми человек якобы обладал еще до вступле­ния в человеческую общность; права гражданина возникли и были обретены человеком позже, в политическом обществе в результате заключения общественного договора, где он выступал уже как член политической общности.

Итак, со времени французской Декларации в историческом плане стало возможным различать:

1. Права граждан как, например, выборы парламента и право на участие в новом парламенте.

2. Права человека как, например, право на свободу вероиспо­ведания или защиту от насилия. Это права и свободы для каждого человека независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, по­литических или иных убеждений, национального и социального происхождения, наличия имущества и других обстоятельств, как отмечается во второй статье Всеобщей декларации прав человека.

В процессе дальнейшего развития разделение прав человека и прав гражданина, вначале игравшее значительную роль, стало вто­ростепенным.

Тема 2

1.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Понятие «международная защита прав человека» подразумевает международное сотрудничество государств, усилия и меры ООН по содействию «всеобщему уважению и соблюдению нрав человека и основных свобод для всех бел различия расы, пола, языка и религии» (гл. IX Устава ООП). Существует и другая точка зрения, поддерживаемая частью юристов и представителей ряда государств. В соответствии с ней международная защита прав человека проявляется в международном сотрудничестве государств, усилиях и мерах ООН по защите прав человека и основных свобод. Многогранная деятельность ООН в этой области показывает, что международная защита прав человека состоит и следующем:

б) разработке международных соглашений о правах человека (договоров, пактов, конвенций и т.п.), которые обязывают государства признавать, предоставлять и обеспечивать эффективную защиту по их национальному законодательству всех Прав и свобод личности, перечисленных в международных соглашениях, и формировании специального международного механизма по проверке выполнения государствами международных обязательств по правам человека.

Гуманная идея международного содействия всеобщему уважению прав и основных свобод личности зародилась в процессе создания Организации Объединенных Наций. В документах государств антигитлеровской коалиции неоднократно подчеркивались, что после окончательного уничтожения нацистской тирании должен быть установлен такой мир, который «обеспечит уверенность, что все во всех странах смогут жить свободными от страха и нужды».

Таким образом, требования народов восстановить попранные фашизмом права и свободы человека явились важнейшей причиной включения положения о правах и свободах в Устав ООН.

Официальное провозглашение Организации Объединенных Наций состоялось 24 октября 1945 г. В тот же день США, СССР, Великобритания, Франция, Китай, а также большинство других стран-основателей ратифицировали Устав ООН.

Первым в истории международных отношении документом, провозгласившим перечень прав и свобод, мнилась Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Она была провозглашена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». В связи с этим во многих странах 10 декабря празднуется как День прав человека.

Принятие Всеобщей декларации подтвердило возможность сотрудничества государств с различным общественным строем в области прав человека. Государства - члены ООН достигли договоренности в отношении общих для них принципов, которыми они должны руководствоваться при решении вопросов соблюдения прав человека, а также определения основных прав и свобод, подлежащих всеобщему уважению.

Во второй половине 1940-х и в 1950-1960-е годы были признаны права человека и усилились гарантии прав гражданина в послевоенных конституциях и законодательствах многих стран.

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе - сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией МГП. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств.

Следует отметить, что представления о правах человека изменяются во времени и пространстве. Постепенно возникают новые права, в частности - права солидарности, происходит уточнение содержания существовавших ранее прав в свете новых реалий. В результате осознания новых проблем, возникших перед человечеством в условиях глобализации, таких как резкое ухудшение состояния окружающей среды, ограниченность природных ресурсов, создание новых видов оружия, увеличение разрыва между развитыми и развивающимися государствам и др. была сформулирована теория устойчивого развития, охватывающая, в том числе, и измерение прав человека.

Современный этап международного сотрудничества в области прав человека характеризуется еще и тем, что все большее число стран осознают важность такого сотрудничества и становятся участниками международных договоров по правам человека, что позволяет говорить о постепенном формировании универсальной системы международного сотрудничества в области прав человека.

2. Комиссия по правам человека - комиссия при Экономическом и социальном совете ООН, созданная согласно статье 68 Устава ООН. Основана в 1946 году, 15 марта 2006 г. комиссию сменил Совет по правам человека ООН. Комиссию составляли не эксперты, а представители государств, избираемых ЭКОСОС. Работе Комиссии по правам человека содействовало Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

История. Комиссия по правам человека была учреждена 10 декабря 1946 года на первом заседании ЭКОСОС и была одной из двух первых «Функциональных комиссий», учрежденных в рамках начальной структуры ООН (второй была Комиссия ООН по положению женщин). Этот орган был создан согласно условиям Устава ООН (в частности, согласно положениям Статьи 68), который подписали все государства-члены ООН.

В истории существования Комиссии можно выделить два периода. С 1947 года по 1967 год орган придерживался политики абсентеизма, которая подразумевала, что Комиссия по правам человека сосредоточиться на поддержке прав человека и помощи государствам в разработке соглашений, но не будет расследовать случаи нарушения прав и выказывать свое порицание в отношении нарушителей. Для данного периода было характерно строгое соблюдение принципа суверенитета.

В 1967 году Комиссия по правам человека избрала политику вмешательства в дела суверенных государств. Данное десятилетие ознаменовалось деколонизацией Африки и Азии, и многие страны Европы настаивали на более активной политике ООН в сфере прав человека, особенно в свете массовых нарушений при апартеиде в Южной Африке. Новая политика подразумевала, что Комиссия также будет расследовать нарушения и обнародовать о них отчеты.

Для более эффективной реализации этой политики были введены прочие изменения. В 1970-х годах появилась идея создания рабочих групп отдельно для каждой географической зоны. Данные группы должны были сосредоточить усилия на расследовании фактов нарушения прав человека в данном регионе или даже в целой стране, как, например, в Чили. С наступлением 1980-х годов началось формирование специализированных групп, которые занимались конкретными типами правонарушений.Тем не менее, никакие из указанных мер не помогли Комиссии по правам человека достичь желаемой эффективности, главным образом, из-за присутствия в составе органа нарушителей прав человека, а также по причине его политизации. В течение следующих лет, до момента упразднения, Комиссия по правам человека все больше теряла доверие среди борцов за права человека.Последнее заседание Комиссии было проведено в Женеве, 27 марта 2006 года, а затем в том же году она была заменена Советом по правам человека ООН.

Обязанности. В обязанности Комиссии входила разработка предложений и рекомендаций, представление Экономическому и Социальному Совету докладов относительно международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, прав женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, других вопросах прав человека.

Правительства и неправительственные организации представляли Комиссии по ее требованию информацию о нарушениях прав человека, нередко представители критикуемых правительств выступали в Комиссии или ее органах с целью дать объяснения и ответы. Если ситуация была достаточно серьёзной, Комиссия могла принять решение поручить расследование независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое изменение. В таком порядке, например, был рассмотрен ряд конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 г.), на оккупированных арабских территориях, включая Палестину (1968 г.), в Чили (1975-1978 гг.), в Афганистане, Сальвадоре, Иране и др.

Структура. На момент ликвидации Комиссия состояла из представителей от 53 государств-членов ООН, избранных членами ЭКОСОС. Постоянных членов в составе Комиссии не было; каждый год (обычно в мае) приблизительно треть членов Комиссии собиралась для проведения выборов представителей на трехлетний срок. В целом представители назначались по регионам. В 2005 году регионы были представлены следующим образом:

15 представителей от африканских государств: Буркина-Фасо, Конго (Браззавиль), Египет, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гвинея, Кения, Мавритания, Нигерия, Южная Африка, Судан, Свазиленд,Того, Зимбабве

12 представителей от азиатских государств: Бутан, Китайская Народная Республика, Индия, Индонезия, Япония, Малайзия, Непал, Пакистан, Катар, Республика Корея, Саудовская Аравия, Шри-Ланка

5 представителей от государств Восточной Европы: Армения, Венгрия, Румыния, Российская Федерация, Украина

11 представителей от латиноамериканских и карибских стран: Аргентина, Бразилия, Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Парагвай, Перу

10 представителей от западноевропейских и прочих стран: Австралия, Канада, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Голландия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки

Комиссия проводила заседания каждый год в ходе очередной сессии, которая длилась шесть недель с марта по апрель в Женеве, Швейцария. В январе 2004 года на 60-й сессии Австралия была избрана председательствующей страной. В январе 2005 года Индонезия была избрана председателем 61-й сессии. Перу было избрано председателем 62-й сессии в январе 2006 года. Последнее заседание Комиссии состоялось 27 марта 2006 года.


Похожая информация.




Просмотров