Демократическое гос во. Что такое демократическое государство и какие свойства ему присуще? Признаки современных демократических государств

Время чтения ≈ 8 минут

На первый взгляд может показаться, что столь ограниченная площадь едва ли подходит для комфортной жизни. Но проекты маленьких домов до 50 кв. метров остаются популярными и востребованными, ведь у них есть ряд весомых преимуществ. Ниже рассмотрим, в чем плюсы такой постройки для каких целей подходит маленький дом, а также как его можно спроектировать.

Компактный дом с площадью до 50 кв.

Особенности и преимущества

У большинства людей встает одинаковый вопрос – может ли дом площадью менее 50 квадратов быть полноценным жилищем? Однозначно, такая квадратура - не о жизни с размахом и роскошью. Но в то же время даже такую постройку вполне реально превратить в уютное, комфортабельное и стильно гнездышко для постоянного проживания 1-2 людей. Если в семье средний доход, а мириться с проживанием в квартире, наличием соседей сов всех сторон, зависимостью от коммунальных служб – больше не хочется, небольшой домик будет достойным выходом из ситуации.

Также стоит учитывать, что многие люди просто не любят грандиозные хоромы, где большинство жилых комнат для гостей, родственников, друзей пустуют большую часть времени.

При правильной организации и обустройстве домик площадью 50 кв. м и менее не будет ограничивать комфортное проживание.

Плюсы небольшого жилища:

  1. Возможность построить на небольшом участке. Компактный, аккуратный, небольшой дом идеально подходит для размещения на маленьких участках.
  2. Уют, комфорт, удобство. В домике небольшой площади будет легче создать атмосферу домашнего тепла и уюта.
  3. Небольшие растраты на материал и строительство. Тут все логично – чем меньше площадь, тем меньше стройматериалов понадобиться.
  4. Экономия на коммунальных счетах.
  5. Меньше времени на уборку и обслуживание дома. Даже если комнаты в большом доме не используются постоянно, их все равно требуется регулярно убирать. Такой проблемы не будет в случае компактного жилища. К тому, же на небольшой площади сложно устроить хаос и беспорядок.
  6. Отсутствие необходимости в основательном (и соответственно, дорогом) фундаменте.

Пример небольшого дома.

Но прежде чем решиться на покупку проекта маленького дома до 50 кв. метров, стоит тщательно обдумать негативные стороны жилища:

  1. Невозможность комфортабельного размещения с одним ребенком или большим семейством с детками.
  2. Теснота. Для некоторых компактные комнаты могут показаться слишком тесными.
  3. Меньше пространства для хранения вещей.

Видео: проект одноэтажного небольшого дома.

Проектировка и материалы

Зачастую у домов площадью до 50 квадратов довольно типовая планировка и конфигурация: они квадратны (дома 7 на 7 метров) или же слегка продолговатые. В большинстве случаев такие домики одноэтажные, но иногда можно варианты с мансардой. Из комнат обязательно включены следующие:

  • спальня;
  • гостиная;
  • кухня (иногда комнаты совмещенные);
  • санузел;
  • прихожая.

Для возведения мини-домов могут использоваться различные стройматериалы, но наиболее популярным способом в последнее время является каркасное строительство. Суть в том, что возводится специальный каркас, который затем обшивается панелями. Каркас может быть металлическим или деревянным.

Каркасные мини-дома по теплоизоляции не уступают обычным – зимой в них будет также тепло и комфортно. Иными словами, это постройка не сезонной, а постоянной эксплуатации.

Плюсы каркасной постройки:

  • быстрые темпы возведения (до 4-х недель);
  • возможность строительства круглый год;
  • низкая стоимость строительства;
  • возможность постройки здания неправильных форм;

О том, как построить вы можете узнат из нашего материала.

Варианты домов

Проект №1

В первом проекте представлен простой и недорогой дом общей площадью 50 кв. м. При входе в жилище расположено , из гостиной есть выход на небольшую террасу. Постройка может использоваться для постоянного проживания, в качестве гостевого домика или как вариант для дачи.

Дом, проект №1.

Внутренняя планировка типовая: ведет в прихожую, из которой есть выход на кухню, в уборную, гостиную или спальню. В целом в доме есть все необходимое для комфортного проживания, ничего лишнего.

Внутренняя планировка.

Проект №2

Домик по внешнему виду очень похож на предыдущий – белые оштукатуренные стены, деревянные вставки отделки, черепичная крыша, крыльцо при входе. Площадь данной постройки составляет почти 51 кв. м, но внутрення планировка очень отличается. По форме дом прямоугольный, широкой стороной к фасаду.

Дом, проект №2.

Постройка вмещается такие комнаты:

  • тамбур;
  • кухню;
  • гостиную и столовую зоны;
  • санузел;
  • две спальные комнаты.

Стоит отметить, что такая планировка более удачная и функциональная: во-первых, из-за наличия двух спален, то есть в доме может разместиться семья с ребенком. Во-вторых, предусмотрено место для систем хранения, которые расположены в спальнях и в коридоре. Из гостиной есть выход на просторную террасу.

Внутренняя планировка.

Проект №3

В следующем проекте рассмотрим квадратный дом 7,5*7,7, площадь которого составляет 52 кв. м. Фасад постройки выглядит очень аккуратно благодаря симметричному расположению окон. Вход в жилище обрамлен крыльцом.

О том, вы можете узнать на нашем сайте.

Дом, проект №3.

На фото ниже показано, как выглядит задняя часть здания:

Терраса на задней дворе.

Небольшая терраса оборудована навесом для комфортного отдыха при любых погодных условиях. Планировка дома очень геометричная, что можно посмотреть на схеме ниже. При входе расположены тамбур, а за ним прихожая. В доме есть четыре комнаты: спальня, уборная, кухня, совмещенная с гостиной.

Внутренняя планировка.

Проект №4

В следующем примере представлен супер-компактный коттедж площадью 48 кв. м. Постройка обшита сайдингом, крыша черепичная, фасада здания симметричный и красивый.

Дом, проект №4.

Из гостиной есть выход на крытую террасу, где расположена печь:

Задний дворик с террасой и печкой.

Планировка жилища предельно простая: на этаже расположена прихожая с входами в спальню, уборную. С целью экономии пространства между кухней, прихожей и гостиной убраны двери и перегородки. В гостиной расположен камин.

Внутренняя планировка.

Проект №5

В завершение рассмотрим еще один современный домик, который одинаково успешно можно использовать для поселения гостей или круглогодичного проживания. Площадь жилища составляет 49 кв. м.

Дом, проект №5.

Планировка типичная и включает такие комнаты: тамбур, прихожую, спальню, санузел и кухню-гостиную. Есть выход на крытую террасу.

Внутренняя планировка.

Еще несколько разновидностей

Выше перечисленные проекты представляли дома площадью около 50 квадратов, но можно пойти еще дальше и обустроить совсем крошечное пространство в 18-30 кв. м. Если вы спрашиваете, каким образом возможно разместить все на такой площади, вспомните площадь хрущевских однушек – пространства там зачастую не больше.

Весомое преимущество частных мини-домиков в том, что собственное пространство не заканчивается за пределами жилища (в отличие от квартиры), а продолжается еще на участке.


Плавучий малогабаритный домик.

Таким образом, существует масса готовых проектов маленьких домов до 50 кв. метров, которые вполне комфорты и пригодны для постоянного проживания. Однозначно, их нельзя назвать универсальными и подходящими для всех. Однако у мини-жилища есть множество значимых преимуществ, которые и объясняют растущую популярность подобных построек.


Видео: обзор трех небольших домиков.

Россия -демократическое государство.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. РФ – государство народовластия.

2. Территориальная целостность и суверинитет – важнейшие характеристики федеративного государства.

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Это положение отражает главные цели строительства нашего государства, дает четкое представление о тех ценностях, к достижению которых оно стремится.

В соответствии с действующей Конституцией РФ 1993 года современное Российское государство характеризуется как.

Демократическое;

Правовое;

С республиканской формой правления;

Социальное;

Светское;

Федеративное;

Суверенное

Россия -демократическое государство.

Демократическим признается государство, в котором, с одной стороны, на практике реализуется принцип народовластия, то есть реальная власть принадлежит народу, с другой - права и свободы человека, являясь высшей ценностью, обеспечены и защищены.

Россия как демократическое государство имеет следующие конституционные характеристики:

1. Единственным источником власти в России и носителем суверенитета является ее многонациональный народ. Это означает, что наша страна провозглашается государством народовластия или демократическим государством (слово "демократия" в переводе с древнегреческого означает "народовластие"). Народ Российской Федерации ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в России. Только свободно выраженная воля народа создает государство и придает государственной власти и ее органам законность, правомерность. Поэтому все государственные органы должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции, и только в его интересах. Государственная власть в России вторична, производна от власти ее народа, поэтому является лишь способом, формой, с помощью которой народ реализует свое самоуправление, свои интересы.

2. Россия как демократическое государство характеризуется также тем, что никто, никакая организа-

ция, орган, должностное лицо не могут присваивать власть народа.

3. Понятие "демократическое государство" неразрывно связано с такими понятиями, как "конституционное" и "правовое государство".

4. Важнейшим признаком российского демократического государства является реальное народовластие.

Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому в зависимости от формы волеизъявления народа различаются непосредственная и представительная демократия.

Непосредственная демократия - это прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в статье 3 Конституции РФ, - является референдум и свободные выборы". Иными формами прямого народовластия могут быть общие собрания граждан, народная законодательная инициатива, отзыв депутата представительного органа, плебисцит, личное участие в деятельности органов власти и др.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, представляющие граждан и наделенные правом принятия решений, выражающих волю народа или части населения. Органы государственной власти РФ - Президент РФ, парламент России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления состоят из полномочных представителей народа, которые выражают его волю в принимаемых законах, иных правовых актах, регулирующих отношения между человеком, обществом и государством.

5. Отличительная черта демократического государства - признание, охрана и защита прав человека.

Конституция РФ провозгласила, что каждый человек, его права и свободы являются высшей ценностью в обществе и государстве. Одновременно устанавливается конституционная обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Тем самым во взаимоотношениях государства и личности приоритет принадлежит именно человеку как высшей ценности. Конституционные права и свободы в России принято разделять на 3 основные группы: личные (или гражданские); политические; социально-экономические и культурные. Это деление основано на международных стандартах в области прав человека, установленных Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) и Международными пактами о правах человека (1966 г.).

1. Демократическое государство и его ценность.

2. Принципы демократического государства.

3. Формы и институты демократии.

4. Демократия и самоуправление.

Демократическое государство и его ценность

Демократическое государство - это государство, основанное на осуществлении народовластия путем обеспечения прав граждан, их равного участия в формировании государственной власти и контроле за ее деятельностью.

Демократическая теория и практика, связанные с идеями свободы и равенства, являются выдающимися достижениями человеческой цивилизации. Зарожденная в Древних Афинах как власть относительно небольшой группы свободных граждан, демократия в процессе своего тысячелетнего развития расширила собственную социальную базу, то есть круг лиц, на которых опирается и в интересах которых осуществляет власть государство. Города-государства времен Средневековья и Возрождения, традиции казацкой Украины являются примерами демократической практики, постоянно совершенствовалась. Время буржуазных революций начала процесс преодоления юридического неравенства и расширение политической и экономической свободы личности. Произошло изменение представлений о соотношении общества и государства - народ перестал восприниматься как пассивное население, подчинено государству, вместо этого он начал выступать полновластным сувереном. Само же государство в таких условиях в демократическую организацию власти свободных и равных индивидов.

Современный этап человеческого развития делает невозможным только непосредственное осуществление власти народом, что обусловливает необходимость ее делегирования государстве. Итак, в условиях демократии государство превращается в представительскую форму выявления и организации воли и интересов народа. Именно поэтому теория государства и права исследует демократию прежде всего как тип государственного режима - демократическое государство.

Демократия неразрывно связана с правовой социальной государственностью. Неслучайно Венецианская комиссия отмечает, что вместе с правами человека и верховенством права демократия является опорой европейского конституционного строя. Соответственно и Конституция Украины в ст. 1 закрепляет эти свойства: Украина является демократическим, социальным, правовым государством. Подлинное народовластие возможно лишь в условиях утверждения принципа верховенства права, основанного на идеалах справедливости, реального обеспечения прав человека, когда свобода одного является условием свободы всех. В свою очередь только тогда, когда воля народа является основой формирования и осуществления государственной власти, возможна демократическая легитимация права.

Общим социальным почвой демократической и правовой государственности выступает гражданское общество. Его активность во многом предопределяет подлинность, а не декларативность демократической формы государства.

Демократию можно рассматривать также как общественную ценность, проявляющаяся в трех аспектах:

1) историческая ценность демократии заключается в том, что в процессе эволюции человеческой цивилизации каждый следующий исторический тип демократической государственности (от Античности до современности) расширял границы свободы личности, ее участия в управлении государственными делами;

2) собственная ценность демократии характеризуется тем, что она является воплощением многовековой мечты человечества о справедливом сочетание равенства и свободы в политической сфере, народного суверенитета;

3) инструментальная ценность демократии заключается в том, что она выступает эффективным средством организации государственной власти, выявление и воплощение воли народа, способствует обеспечению прав человека, внедрению в общественную практику принципа верховенства права.

Принципы демократического государства

Принципы демократического государства - это наиболее общие требования, вытекающие из сущности демократии, воплощение которых определяет государство как демократическое.

Принципы демократического государства основываются на идее народовластия. Народовластие является социальной основой демократического государства, а демократическое государство выступает формой его реализации. Оно раскрывается через систему принципов демократии, направленные на утверждение власти народа в государстве. К ним, в частности, относятся:

1) принцип народного суверенитета. Осуществление народовластия невозможно без правового закрепления и обеспечения народного суверенитета. Согласно ст. 5 Конституции Украины народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Именно народ (непосредственно или через избранных представителей), конституируя демократическое государство, определяет ее форму, порядок и пределы осуществления государственной власти. Поэтому власть народа является первичной и выше по государственной власти, а народный суверенитет является фундаментом государственного суверенитета;

2) принципы политической свободы и равенства граждан. Верховенство власти народа может иметь место лишь при условии обеспечения каждому равной политической свободы. Политическая несвобода граждан превращает суверенный статус народа в фикцию. Свобода же части граждан свидетельствует о власти определенной социальной группы (партии, класса, слоя и т.д.), но никак не о власти народа в целом;

3) принцип выборности. Народ не может всякое непосредственно осуществлять власть. С этой целью создаются представительные органы и устанавливается процедура делегирования им власти. Исторически апробированной процедурой приобретения полномочий представительными органами являются выборы, с помощью которых на конкурсной основе определяются лица, занимать соответствующие должности. Так, в Украине на общегосударственном уровне избираются Верховная Рада Украины и Президент Украины, а на региональном и местном - Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, районные, городские, поселковые и сельские советы, а также городские, поселковые и сельские головы;

4) принципы подотчетности и подконтрольности. В условиях демократии органы государственной власти подлежат контролю со стороны институтов гражданского общества, обязаны отчитываться населению о своей работе. Кроме того, результаты их деятельности оцениваются во время выборов;

5) принцип открытости требует обеспечения гласности государственной жизни, доступности источников информации, возможности ее свободного поиска, получения и распространения. Открытость возлагает на государственные органы обязанность систематически поинформовуваты населения о событиях государственного и общественного значения, принятые этими органами решения, ход их обсуждения и выполнения. Необходимыми предпосылками действия этого принципа является запрет цензуры, развитие свободы слова и печати, учета общественного мнения при принятии государственных решений;

6) принцип разделения властей. При демократической, правовой государственности власть строится на принципах ее разделения на разные ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Согласно ст. 6 Конституции Украины этот принцип выступает гарантией защиты власти народа, недопущения концентрации государственной власти в одних руках. При таких условиях ни одна ветвь власти не в состоянии подняться над другими и узурпировать государственную власть;

7) принцип многообразия (плюрализма). В ст. 15 Конституции Украины провозглашено, что общественная жизнь в Украине основывается на принципах экономической, идеологического и политического многообразия. В экономике этот принцип проявляется в существовании и равноправия форм собственности, в идеологической сфере - есть возможности различных идей, мыслей, а также их свободного выражения, в политике - в существовании многих политических центров, деятельность которых связана с выражением политической воли граждан и их реализации участием в формировании представительных органов власти. Политический плюрализм должен быть основан на одинаковом отношении государства ко всем субъектам политической жизни, создании для них равных возможностей;

8) принцип принятия решений большинством с учетом прав меньшинства. Принятие решений большинством - самое главное средство легитимации и легализации властных актов в демократическом обществе. В наиболее социально значимых случаях, в частности при внесении изменений в Конституцию Украины или преодолении вето Президента, необходимо квалифицированное большинство (не менее 2/3 голосов народных депутатов Украины).

В то же время в условиях демократии меньшинство (в частности парламентская оппозиция) должна иметь пространство для реализации своих целей посредством участия в процессе выработки совместных решений. Совместное участие большинства и меньшинства в осуществлении политических актов позволяет принимать более обоснованные компромиссные решения.


на мою жизнь на жизнь страны

Президентские выборы 23 54

Парламентские выборы 4 11

Никакие не влияют 20 12

Все влияют 7 3

Затрудняюсь ответить 14 7

ОТВЕТНИК

1. Страна М. - демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако с каждым годом в стране М. растёт число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

1) у людей страны М. преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;

2) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;

4) низкий уровень гражданской культуры может сочетаться с высоким уровнем материального достатка общества;

5) на политической арене данной страны нет ярких политических лидеров, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включённость в политическую жизнь.

2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между гремя кандидатами. Один из них набрал 42 % голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два обоснования своего ответа.

1) указано, что выборы осуществлялись по мажоритарной системе относительного большинства;

2) приведены два аргумента: например, признаки мажоритарной избирательной системы:

Выборы по избирательным округам;

Победу одержал кандидат, завоевавший менее половины (42 %) голосов избирателей, но больше, чем каждый из его соперников.

3. Политический деятель добился популярности предвыборными обещаниями полностью ликвидировать безработицу в стране и оставить страну за пределами НАТО. Однако, став премьер-министром, он не преуспел в борьбе с безработицей, зато быстро сделал страну членом Североатлантического альянса. Приведите два доказательства того, что деятельность вышеупомянутого политика является по своей суш популистской. В чём заключается социальный вред популизма?

1) два доказательства популистской деятельности политика, например:- выдвижение нереалистических (или заведомо ложных), но, видимо, популярных у избирателей лозунгов;

Заигрывание с массами обеспечило победу на выборах;

2) указан социальный вред популизма, например, разрушение доверия людей к политику и политике.

4. Гражданин П. переехал на новое место жительства в другую область накануне выборов губернатора. Чтобы понять происходящее в регионе, он просмотрел телепередачу об одном из кандидатов и проголосовал на выборах под влиянием увиденного и услышанного. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам в условиях массированного воздействия СМИ осуществлять своё право на свободное волеизъявление?

1) оценена позиция СМИ как четвёртой власти (основного источника информации);

2) степень свободы и осознанности подобного выбора, например, отмечено, что свобода всегда предполагает осознанный выбор среди нескольких альтернатив; поэтому если гражданин руководствуется только односторонней информацией, полученной на основании телепередачи об одном из кандидатов, то такой выбор не является вполне свободным и осознанным;

3) возможность осуществлять право на свободное волеизъявление в условиях массированного воздействия СМИ, например, подчёркнуто, что только знакомство с различными материалами СМИ, программами кандидатов, наблюдение за предвыборной борьбой позволит осуществить осознанный выбор при условии альтернатив.

5. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите три возможные причины протестного голосования в этой области.

1) положение в данной области, вероятно, тяжёлое, и люди не доверяют властям;

2) кандидаты как политические фигуры не вызвали доверие избирателей;

3) кандидаты не учли интересы избирателей;

4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

7. Социологи опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране? Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответов Влияют (% от числа опрошенных)

на мою жизнь на жизнь страны

Президентские выборы 23 54

Парламентские выборы 4 11

Выборы в законодательные собрания регионов 5 3

Выборы в органы местного самоуправления 27 10

Никакие не влияют 20 12

Все влияют 7 3

Затрудняюсь ответить 14 7

Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней

а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.

а) о влиянии выборов на жизнь граждан, например: мнение опрошенных граждан разделилось: приблизительно одинаковые группы (20-27 %) признали влияние на свою жизнь президентских выборов и органов местного самоуправления, а также высказали мнение, что выборы никак не влияют на их жизнь;

б) о влиянии выборов на жизнь страны Z., например: более половины опрошенных признали определяющее влияние президентских выборов на судьбу страны;

2) объяснение отличия, например: решение многих повседневных проблем граждан связано с органами местного самоуправления, поэтому многие опрошенные отметили их значение; поскольку президент страны определяет основные направления внутренней и внешней политики, его влияние на судьбы страны было признано большинством граждан.

8. Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

1) ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям

демократического общества;

2) обоснования, например:

Возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается;

Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества;

Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.

9. Деятельность политиков широко освещается в СМИ. У каждого из представителей большой политики есть целый штат советников, имиджмейкеров, которые подсказывают, что и как надо говорить, как одеваться, двигаться. Поясните, можно ли назвать подобных лидеров открытыми, публичными политиками. Приведите одно объяснение того, как рядовой гражданин, избиратель может распознать истинный облик политика, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Укажите любые два способа, как сделать политическую деятельность действительно

публичной, прозрачной для рядового избирателя.

1) дан ответ, например: подобное положение лишь отчасти можно назвать открытой, публичной политикой, потому что истинное лицо политика подчас скрыто за имиджем;

2) приведено объяснение, например: только сам гражданин (избиратель) за счёт активного заинтересованного контакта с властью, сбора информации из разных источников о политиках, их деятельности может составить компетентное мнение о публичных политиках;

3) в качестве способов обеспечения открытости и прозрачности для общества деятельности политиков могут быть указаны, допустим: освещение деятельности политиков независимой прессой; отчётность политиков перед гражданскими организациями, обществом в целом, избирателями.

10. Американский учёный Ф. Фукуяма в работе Конец истории (1992) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. Выразите своё отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания права.

1) точка зрения, например: несогласие с позицией Ф. Фукуямы;

2) аргументы, допустим:

В современном мире сосуществуют как общества с рыночной экономикой, так и общества с традиционной и смешанной экономическими системами;

Применимость модели либеральной демократии в конкретной стране ограничивается, например, менталитетом нации;

В современном мире существуют как общества, основанные на ценностях либеральной демократии, так и авторитарные, тоталитарные общества.

11. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями;

2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе;

3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс.

12. В государстве Т. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: победитель получает всё. Для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (50 % + 1 голос). К какому типу Можно отнести избирательную систему государства Т.? По какому признаку вы это определили? Сформулируйте примущество и недостаток избирательной системы данного типа.

1) указан тип избирательной системы: мажоритарная система (абсолютного большинства);

2) указан признак: при мажоритарной системе (один депутат - один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50 % + 1 голос;

3) сформулированы:

Достоинство избирательной системы данного типа (простота определения результатов; избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей);

Недостаток избирательной системы данного типа (не все политические силы могут быть представлены в парламенте (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов).

13. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

2) приведены правила, например:

Все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

Одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

14. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений. Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.

1) гражданам необходимо знакомиться с максимально широким спектром мнений и точек зрения на программы кандидатов и партий, изучать аналитические материалы;

2) гражданам важно выяснить послужной список кандидатов, реально сделанное ими, познакомиться с мнениями независимых, возможно, зарубежных экспертов;

3) гражданам необходимо повышать свой уровень как общей, так и политической культуры и грамотности, учиться отличать популизм от реальных требований и обещаний;

4) гражданам не следует принимать на веру, некритично, заявления и обещания политиков, нужно стремиться получить дополнительную информацию из различных источников и т. д.

15. Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z - неограниченная монархия.

1) тип лидерства в государстве Z. - традиционный;

2) Могут быть указаны следующие факты:

Власть передаётся по наследству;

Монарх издаёт законы;

Глава государства одновременно является и главой церкви.

16. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Перед кем будет ответственно правительство? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)

1) исполнительной властью будет руководить глава правительства (премьер-министр);

2) правительство будет ответственно перед парламентом;

3) могут быть названы следующие полномочия президента:

Он обнародует законы;

Формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий, победивших на выборах);

Имеет право амнистировать осуждённых;

Сохраняет за собой представительские функции;

Имеет право формального утверждения состава кабинета министров;

Имеет право открыть первое заседание парламента нового созыва.

17. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

Организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоёв, которые представляет партия;

Осуществляет посредничество между Гражданским обществом и политической властью;

Подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства;

Служат выразителями интересов, потребностей и целей определённых социальных групп.

18. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют государственной, ибо она действует как ийструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.

1) тип политической системы - тоталитаризм;

В стране действует только одна политическая партия;

Партия контролирует государственную власть;

Государство контролирует все сферы общества.

19. Французский просветитель Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду? Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.

1) Ш. Монтескье имел в виду систему разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную);

2) могут быть приведены следующие аргументы:

Разделение властей - основной принцип организации государственной власти в демократическом государстве;

Цель разделения властей - не допустить узурпации власти в одних руках, тем самым предотвратить нарушения прав человека;

Разделение властей обеспечивает систему сдержек и противовесов, осуществляя взаимоконтроль трёх ветвей власти.

20. В государстве С. президент обладает правом назначения правительства и возглавляет его. Какая форма правления существует в государстве С.? Укажите ещё два признака данной формы правления, не упомянутые в задании.

1) форма правления - президентская республика;

2) могут быть приведены следующие признаки:

Правительство подотчётно президенту;

Президент не имеет права на роспуск парламента;

Полномочия президента и парламента чётко разделены.

1. Страна М. - демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако с каждым годом в стране М. растёт число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между гремя кандидатами. Один из них набрал 42 % голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два обоснования своего ответа.

3. Политический деятель добился популярности предвыборными обещаниями полностью ликвидировать безработицу в стране и оставить страну за пределами НАТО. Однако, став премьер-министром, он не преуспел в борьбе с безработицей, зато быстро сделал страну членом Североатлантического альянса.

Приведите два доказательства того, что деятельностьвышеупомянутого политика является по своей суш популистской. В чём заключается социальный вред популизма?

4. Гражданин П. переехал на новое место жительства в другую область накануне выборов губернатора. Чтобы понять происходящее в регионе, он просмотрел телепередачу об одном из кандидатов и проголосовал на выборах под влиянием увиденного и услышанного. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам в условиях массированного воздействия СМИ осуществлять своё право на свободное волеизъявление?



5. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите три возможные причины протестного голосования в этой области.

7. Социологи опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране? Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответов Влияют (% от числа опрошенных)

на мою жизнь на жизнь страны

Президентские выборы 23 54

Парламентские выборы 4 11

Выборы в законодательные собрания регионов 5 3

Выборы в органы местного самоуправления 27 10

Никакие не влияют 20 12

Все влияют 7 3

Затрудняюсь ответить 14 7

Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней

а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.

8. Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

9. Деятельность политиков широко освещается в СМИ. У каждого из представителей большой политики есть целый штат советников, имиджмейкеров, которые подсказывают, что и как надо говорить, как одеваться, двигаться. Поясните, можно ли назвать подобных лидеров открытыми, публичными политиками. Приведите одно объяснение того, как рядовой гражданин, избиратель может распознать истинный облик политика, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Укажите любые два способа, как сделать политическую деятельность действительно

публичной, прозрачной для рядового избирателя.

10. Американский учёный Ф. Фукуяма в работе Конец истории (1992) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. Выразите своё отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания права.

11. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

12. В государстве Т. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: победитель получает всё. Для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (50 % + 1 голос).

К какому типу Можно отнести избирательную систему государства Т.? По какому признаку вы это определили? Сформулируйте примущество и недостаток избирательной системы данного типа.

13. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах?

По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

14. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений. Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.

15. Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z - неограниченная монархия.

16. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Перед кем будет ответственно правительство? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)

17. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

18. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют государственной, ибо она действует как ийструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.

19. Французский просветитель Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду? Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.

20. В государстве С. президент обладает правом назначения правительства и возглавляет его. Какая форма правления существует в государстве С.? Укажите ещё два признака данной формы правления, не упомянутые в задании.

Верны ли следующие утверждения о роли государства в рыночной экономике?


Б. Государство в рыночной экономике решает задачу перераспределения доходов граждан и хозяйственных организаций с помощью налоговой системы.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны

1=)Государство воздействует на рыночную экономику

1.)Применяя антимонопольное законодательство
2.)Контролируя цены
3.)Директивно планируя производство
4.)Централизованно распределяя ресурсы

2=)Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
1.)Уравнительное распределение производимых продуктов
2.)Централизованное планирование производства
3.)Частная собственность на орудия и средства производства
4.)Государственное регулирование ценообразования

3=)Верны ли следующие суждения о монополиях?
А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.
Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.
1.)Верно только Б
2.)Верны оба суждения
3.)Верно только А
4.)Оба суждения неверны

4=)Положение, что все товары на рынке обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда.
Относится к закону:
1.)Стоимости
2.)Спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства.
3.)Спроса и предложения
4.)Предельной полезности вещи

5=)К деньгам, стоимость которых устанавливается, обеспечивается и гарантируется государством, не относятся
1.)Электронные деньги
2.)Фиатные деньги
3.)Ассигнации
4.)Металлические деньги

6=)К прямым налогам относится:
1.)Земельный налог
2.)Налог на добавленную стоимость
3.)Налог на доходы физических лиц

7=)Спрос потребителя непосредственно определяется
1.)Уровнем его индивидуальных доходов
2.)Качеством трудовых ресурсов
3.)Ограниченностью природных ресурсов
4.)Затратами на производство товаров

8=)Основу традиционной экономической системы составляет
1.)Директивное ценообразование
2.)Свободное распределение ресурсов
3.)Распределение ресурсов государством
4.)Использование ресурсов в соответствии с обычаями

9=)Особый тип хозяйства, где материальные ресурсы находятся в общественной собственности, распределяются централизованно.
1.)Административно-командная экономика.
2.)Традиционная экономика.
3.)Смешанная форма экономики.
4.)Рыночная экономика.

10=)В цикле деловой активности бум характеризуется
1.)Падением цен на товары и услуги
2.)Повышенным потребительским и инвестиционным спросом
3.)Падение производства и рост безработицы достигают максимальных значений
4.)Сверхвысокая занятость, уровень цен и зарплат очень высок.

Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
Б. Государство в рыночной экономике решает задачу перераспределения доходов граждан и хозяйственных организаций с помощью налоговой системе.

Государство в социально-ориентированной рыночной экономике: 1. сосредотачивает основную часть производств в государственном секторе экономики 2.

централизованно распределяет факторы производства 3. директивно устанавливает планы производства продукции предприятиями 4. осуществляет производство общественных благ.

общественно-политические организации и движения г) все перечисленные выше 89. Задание Отметьте правильный ответ Форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов - это: а) политическая система б) политический режим в) государство 90. Задание Отметьте правильный ответ В самом широком смысле власть представляет собой: а) право делать что-то от имени государства б) искусство жить вместе в) способность индивида или группы людей контролировать, влиять на других людей 91. Задание Отметьте правильный ответ Отметьте, к какому виду власти относится власть министра: а) к исполнительной б) к законодательной в) к судебной 92. Задание Отметьте правильный ответ Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее: а) легальность б) легитимность в) этатизм 93. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является обязательным для государства? а) публичная власть б) постоянный правительственный контроль за повседневной жизнью людей в) наличие определенной территории г) суверенитет и независимость страны на международной арене 94. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком президентской республики? а) президент - глава государства б) президент избирается пряным всенародным голосованием в) главой правительства становится лидер победившей на выборах партии 95. Задание Отметьте правильный ответ Согласно Конституции Российская Федерация является: а) демократическим государством б) федеративным государством в) правовым государством г) президентской республикой 96. Задание Отметьте правильный ответ Что такое правовое государство? а) государство, в котором существует и реально действует конституция б) государство, главным принципом которого является верховенство права (закона) в) государство с республиканской формой правления 97. Задание Отметьте правильный ответ Признаками правового государства являются: а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную б) равенство всех перед законом в) институт президентской власти г) взаимная ответственность государства и граждан 98. Задание Отметьте правильный ответ Совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 99. Задание Отметьте правильный ответ Основными функциями политических партий является: а) организация избирательного процесса б) обеспечение связи гражданского общества и государства в) подбор кандидатов и выдвижение политических деятелей г) все перечисленное выше 100. Задание Отметьте правильный ответ Система способов и методов реализации власти - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 101. Задание Отметьте правильный ответ Политологи выделяют следующие виды политических режимов: а) демократический б) авторитарный в) тоталитарный г) все перечисленные выше 102. Задание Отметьте правильный ответ Какой документ признается в современном мире "международным эталоном прав и свобод человека?" а) декларация прав народов России б) всеобщая декларация прав человека в) декларация о принципах международного права



Просмотров