Авторское право на произведения архитектуры и градостроительства. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Фундаментальные принципы гражданского права

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, бывают в форме двухмерного изображения (рисунок, план, чертеж и т.д.) или в трехмерной объемно-пространственной форме (модель, макет, сооружение и т.д.). Результаты такой творческой деятельности выражаются:

- в архитектурных проектах (в состав могут входить трехмерные изображения: макет, модель, трехмерное компьютерное изображение). Основной способ использования архитектурного проекта - его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства архитектурного объекта.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта. В связи с этим интерес представляет следующее судебное решение.

Судебная практика

6 ноября 2012 г. Президиум ВАС РФ направил на новое рассмотрение дело№ А60-10618/2011 "(постановление от 06.11.2012 № 7697/12). Согласно материалам дела, ООО "11-11-13" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к индивидуальному предпринимают К., ООО "Г", ООО "С.Т.С" и ООО "Д" об обязании солидарно в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести конструкции, а также о взыскании с ответчиков солидарно компенсации за нарушение исключительного права на проектную документацию. Как указало ООО "Н-П-Б", в августе 2010 г. ему стало известно, что выполненный им проект без его согласия реализуется повторно путем возведения строения.

Решением Арбитражного суда Свердловской области в удовлетворении исковых требований отказано, а постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда данное решение оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Уральского округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

Президиум ВАС РФ счел, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 1294 ГК РФ архитектурный проект и выполненная на его основе документация для строительства могли быть использованы повторно только с согласия правообладателя. Такого согласия ООО "Н-П-Б" не давало.

Па основании п. 1 ст. 1229 ГК РФ право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом принадлежит только гражданину или юридическому лицу, обладающему исключительным правом па такой результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В соответствии со ст. 1270 и 1294 ГК РФ использованием архитектурного произведения являются как разработка документации для строительства, так и практическая реализация архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

При этом по смыслу абз. 4 ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" как архитектурный проект, так и построенный архитектурный объект содержат в себе архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации.

С учетом специфики архитектурной деятельности, заключающейся в двухступенчатом порядке воплощения архитектурного решения, предусмотрены две формы его объективации (существования): как в форме произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, так и в форме проектов, чертежей, изображений и макетов (абз. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ), охраняемых авторским правом.

Поэтому для целей установления факта наличия (отсутствия) неправомерного использования архитектурного произведения необходимо выявление в спорном объекте идеи, замысла (архитектурного решения) и сравнение его с архитектурным решением, воплощенным в охраняемом объекте, независимо от того, какую объективную форму (архитектурного проекта или архитектурного объекта) имели сравниваемые решения.

Следовательно, в рассматриваемом случае судами сделан ошибочный вывод о том, что факт нарушения исключительных прав ООО "Н-П-Б" на архитектурный проект можно установить только при сопоставлении проектной документации ООО "Н-П-Б" с проектной документацией, изготовленной ООО "Д". Выявление нарушения авторских прав на произведение архитектуры возможно при сравнении как проекта с проектом, так и проекта с объектом или объекта с объектом. Каждый из названных способов доказывания может подтверждать нарушение авторского права на произведение архитектуры. Выбор способа доказывания осуществляется истцом.

Исходя из вышеизложенного постановления ВАС РФ следует: авторский замысел архитектурного объекта проявляется как в архитектурном проекте, так и в построенном архитектурном объекте. И поэтому чтобы доказать незаконное использование проектной документации, истец вправе применить сравнение:

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное;

- в документации для строительства. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что заказчик выдает задание на проектирование произведения архитектуры и градостроительства. Такое задание является технической документацией. Оно устанавливает определенные рамки для воплощения творческого замысла автора, но не является объектом авторского права. Судебная практика также подтверждает данный вывод.

Судебная практика

Исходя из постановления Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 5816/11 по делу № А32-47315/2009-48/723-2010-68/15 объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, т.е. архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (в редакции, действовавшей до 22 июля 2011 г.). Частью 12 указанной статьи предусмотрено, что архитектурные решения являются составной частью проектной документации. Поэтому защита проектной документации в целом как таковая не осуществляется.

Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти но архитектуре и градостроительству. В настоящее время такой порядок утвержден постановлением Госстроя России от 10.06.1999 № 44 "Об одобрении и вводе в действие свода правил "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений"";

- в архитектурных объектах, под которыми понимают здания, сооружения, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта . Архитектурный объект в процессе строительства также является объектом авторского права.

Очень часто произведения архитектуры и градостроительства создаются совместным трудом нескольких лиц (соавторов).

Особенность такого соавторства в том, что оно всегда является нераздельным. Это обусловлено тем, что воплощение совместной творческой идеи соавторов возможно только в том случае, если все части архитектурного проекта в виде архитектурных объемно-планировочных решений будут представлены, что позволит воспринимать их как единое целое. В то же время изъятие или изменение какой-либо части архитектурного проекта неизбежно влечет за собой соответствующее изменение других частей, что делает использование произведения как единого целого невозможным. Отдельные архитектурные элементы не имеют самостоятельного значения, их нельзя использовать независимо от других частей произведения.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение н эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях (ст. 1276 ГК РФ).

  • См.: Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Диссертация

Люкшин, Алексей Михайлович

Ученая cтепень:

Кандидат юридических наук

Место защиты диссертации:

Санкт-Петербург

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Количество cтраниц:

Глава 4. Договоры на создание и использование произведений архитектуры.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Авторское право на произведения архитектуры"

Актуальность темы диссертационного исследования связана с активизацией строительной деятельности в Российской Федерации в последнее десятилетие. Строительный бум- неизбежно привел к усилившемуся спросу на результаты архитектурной деятельности, т.е. на новые, оригинальные архитектурные проекты, на документацию для строительства, выполненную с использованием новых технических средств. Современных строителей и инвесторов перестали удовлетворять те типовые проекты зданий и сооружений, которые были созданы в предыдущие годы. Заказчиками строительства новых объектов стали не только государственные организации, но и частные компании. Все эти обстоятельства не могли не привести и к активизации архитектурной деятельности.

Несмотря на- принятие в 1993 году Закона РФ «» и в 1995 году Закона РФ «», отношения по защите авторских прав на произведения архитектуры не стали намного понятнее и однозначнее. Права и обязанности сторон, возникающие в процессе создания и использования произведений архитектуры, закрепленные в различных нормативных актах зачастую противоречат друг другу.

Именно поэтому в диссертационном исследовании, на основании подробного изучения, как действующего законодательства, так и правоприменительной практики, была сделана попытка сделать практические выводы в отношении возникновения и реализации авторских прав на произведения архитектуры.

Целью диссертационного исследования является исследование отношений в области создания и использования произведений архитектуры в процессе осуществления архитектурной деятельности на основе всестороннего анализа теоретических достижений цивилистики , действующего законодательства и конкретных отношений в сфере архитектурного творчества, выявление закономерностей и особенностей правового регулирования этих отношений и выработка предложений по совершенствованию правового регулирования отношений в архитектурной деятельности.

Методологической основой диссертационного исследования являются методы исторического, логического, сравнительно-правового, системно-структурного анализа, сочетание методов как анализа и синтеза, так и метода аналогии. Методологической основой диссертационного исследования являются общие положения теории права, например о соотношении общих и специальных норм права, об императивных и диапозитивных нормах, о приемах толкования норм права и т.д.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных цивилистов : Б.С.Антимонова, М.И.Брагинского, М.М.Богуславского, А.И.Ваксберга, В.В.Витрянского, Э.П.Гаврилова, А.Н.Гейне, М.В.Гордона, О.А.Городова, М.Г.Диканского, В.А.Дозорцева, А.А.Заславского, Н.Д.Егорова, В.Я.Ионаса, О.С.Иоффе, В.О.Калятина, М.И.Никитиной, Х.А.Пизуке, Н.А.Райгородского, И.В.Савельевой,

А.П.Сергеева, В.И.Серебровского, Е.А.Суханова, Ю.К.Толстого,

С.А.Чернышевой, Г.Ф.Шершеневича, Т.А.Феддеевой, Е.А.Флейшиц, А.К.Юрченко и других ученых.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в положениях выносимых на защиту:

Произведение архитектуры отвечает всем закрепленным действующим законодательством признакам охраноспособного произведения науки, литературы, и искусства и, вопреки встречающимся в юридической литературе предложениям, не нуждается в дополнительных критериях охраноспособности .

2.Несмотря на прямое указание Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации », объект авторского права в архитектуре один, и им является само произведение архитектуры, которое может воплощаться в различных формах: архитектурном проекте, документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта, или архитектурном объекте.

На основе анализа процесса создания архитектурного проекта, сделан вывод о том, что формой воплощения произведения архитектуры является не весь архитектурный проект, а та его часть, которая образует архитектурное решение.

3.Для обеспечения реализации права авторов произведений архитектуры на имя необходимо законодательно обязать собственников архитектурных объектов не препятствовать размещению на них информации об авторах этих произведений архитектуры.

4. Автор произведения архитектуры может реализовать право на его обнародование только один раз, путем обнародования архитектурного проекта, документации для строительства, разработанной на его основе или отстроенного архитектурного объекта.

5.Признание за авторами произведений архитектуры права на защиту репутации неизбежно ограничивает свободу собственников архитектурных объектов по использованию и распоряжению ими. Правовым основанием для разрешения возникающих по этому поводу споров выступает п. 2 ст. 209 ГК РФ.

6.Право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством, а также право требовать от собственника (владельца) архитектурного объекта предоставления возможности осуществить его фото- и видеосъемку следует признать не личными неимущественными правами, как это предусмотрено в Законе РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации », а имущественными правами.

7.Поскольку на практике отдельный авторский договор на создание произведения архитектуры чаще всего не заключается, а является элементом смешанного договора на выполнение проектных, а порой и строительных работ, в подобных договорах целесообразно выделить специальный раздел, посвященный вопросам авторского права на произведение архитектуры. Данный раздел должен содержать все существенные условия авторского договора, предусмотренные ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах ». Оптимальной альтернативой этому является заключение отдельного авторского договора на создание и использование произведения архитектуры, «сопровождающего » договор подряда на выполнение проектных, изыскательских и строительных работ.

8.Действующее авторское законодательство не содержит правовых препятствий для использования такого способа защиты, как конфискация контрафактных экземпляров произведения архитектуры по решению суда и, или их уничтожение, или передача обладателю авторских прав по его просьбе. Сказанное в полной мере относится и к контрафактным экземплярам произведения архитектуры, воплощенного в форме архитектурного объекта.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в нем, могут быть использованы как при совершенствовании законодательства, так и при применении на практике действующего законодательства. Не исключена возможность использования основных положений работы при дальнейшем научном исследовании авторского права на произведения архитектуры, также возможно использование ее в учебном процессе как по специальности «юриспруденция », так и по специальности «архитектура ».

Апробация результатов исследования происходила при подготовке, рецензировании и обсуждении его на кафедре гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета. Некоторые научные выводы изложены в опубликованных статьях .

Публикации по теме диссертации:

2. Юридическое лицо как субъект права на произведение архитектуры. // Арбитражные споры . 2003. № 4.

Заключение диссертации по теме "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Люкшин, Алексей Михайлович

В заключение настоящей главы можно сделать следующие выводы.

1. На практике при создании произведений архитектуры, воплощенных как в форме архитектурного проекта, так и в форме документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта и в форме архитектурного объекта, авторский договор в «чистом » виде встречается крайне редко. Это может случаться только при заключении авторского договора на создание той части архитектурного проекта, которая будет являться архитектурным решением, поскольку только на это архитектурное решение могут распространяться нормы авторского права.

В основном авторский договор на создание произведения архитектуры является элементом смешанного договора на выполнение проектных работ. Возможность существования подобных смешанных договоров предусмотрена п.З ст.421 ГК РФ. В нем говорится о возможности заключения договоров с элементами различных договоров, при этом при регулировании отношений по такому договору будут применяться соответствующие правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре. Следовательно, для регулирования отношений сторон по смешанному договору на выполнение проектных работ необходимо применять и нормы Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах », и Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации », регулирующие отношения по авторскому договору.

2. Следует признать необходимым при заключении смешанного договора на выполнение проектных работ детально регулировать вопросы авторского права на произведение архитектуры, а еще лучше - заключать отдельный авторский договор на создание и использование произведения архитектуры, «сопровождающий » договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Признание авторских прав за создателями произведений, в том числе произведений архитектуры, недостаточно для развития науки, литературы и искусства. Требуется, чтобы законодательство содержало и эффективные средства защиты этих прав в случае их нарушения. В литературе под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании Действующее гражданское законодательство предусматривает достаточное количество таких мер, или форм, средств и способов защиты авторских прав.

Правом на защиту принято считать возможность применения мер правоохранительного характера, предоставленную управомоченному лицу для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Многие авторы считают, что право на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право, появляющееся у обладателя авторского права в момент нарушения или оспаривания его 2.

Нарушителями авторского права являются любые лица, нарушающие права и законные интересы обладателей авторского права на произведение архитектуры. Нарушителем может быть и сам автор произведения, если он своими действиями нарушает права соавторов, работодателя или же

1 Сергеев А.П. Указ.соч. С. 365. пользователя, которому он сам и передал определенные имущественные права на использование произведения.

Действующее законодательство предусматривает целый ряд способов защиты авторских прав. Так, ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » называет среди них право требовать от нарушителя признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращение действий нарушающих право, или создающих угрозу их нарушения; возмещение убытков; взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права; выплаты компенсации в определенных законов пределах. Та же статья Закона указывает на возможность и иных способов защиты авторского права предусмотренных законодательством. К ним можно отнести способы, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, в частности признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности ; применение последствий недействительности ничтожной сделки ; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления ; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; компенсация морального вреда ; прекращение или изменение правоотношения.

Вопрос о том, какие конкретно способы защиты авторских прав следует применять при определенном правонарушении , если возможно применение разных способов, должен решать сам субъект права на защиту. Данная позиция основывается на общей норме ст. 9 ГК РФ, которая предоставляет право гражданам и юридическим лицам по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права. Право на защиту является одним из гражданских прав. Подобная позиция важна еще и потому, что на практике встречаются случаи, когда правоприменители диктуют обладателю нарушенного права только определенный способ защиты права, отказывая ему в применении другого способа по мотивам нецелесообразности. Например, правообладателю предлагается требовать взыскание компенсации вместо требования о пресечение действий, нарушающих право. Представляется, что в подобных случаях исключительно правообладатель может выбирать способ защиты нарушенного права.

Одним из первых способов защиты авторского права и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах », и ГК РФ называют признание авторского права. Применение этого способа в «чистом » виде осуществляется в случаях присвоения авторства (плагиат) или отрицания нарушителем авторского права принадлежащего правообладателю. Присвоение авторства на произведение архитектуры встречается достаточно редко, так как сами объекты авторского права на произведения архитектуры не столь общедоступны, как иные произведения, кроме, конечно же, отстроенных архитектурных объектов. Гораздо чаще встречаются случаи отрицания принадлежности того или иного авторского права конкретному правообладателю или пользователю.

На практике могут быть нарушены самые различные авторские права на произведения архитектуры, например, может осуществляться бездоговорная реализация архитектурного проекта в виде разработки документации для строительства или строительства архитектурного объекта. Для того, чтобы защитить право автора произведения архитектуры реализовывать или давать разрешение на реализацию архитектурного проекта путем разработки документации для строительства или строительства архитектурного объекта, необходимо доказать принадлежность авторского права на архитектурный проект автору или иному правообладателю, т.е. добиться признания этого права за конкретными лицами.

Часть 2 п.1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » предусматривает право обладателя исключительных прав требовать от нарушителя восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Данный способ защиты может применяться в тех случаях, когда нарушенное авторское право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий нарушения 1.

Подобный способ защиты исключительных прав на произведения архитектуры применим при таких нарушениях прав автора произведения архитектуры, как изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта, или при изменении архитектурного объекта (достройка, перестройка, перепланировка). Статьи 20 и 21 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации » предусматривают, что изменение архитектурного проекта и архитектурного объекта допускается только с согласия автора произведения архитектуры.

Автор произведения архитектуры обнаружив, что в его произведение внесены какие-либо не согласованные с ним изменения, вправе потребовать от правонарушителя восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Например, если пользователь внес изменения в архитектурный проект при его реализации, то автор вправе потребовать от него или вернуться к реализации того архитектурного проекта путем создания документации для строительства или строительства архитектурного объекта, который был создан самим автором, или вовсе прекратить реализацию архитектурного проекта.

Если автор обнаруживает, что архитектурный объект изменен, то есть, проведена достройка, перестройка или перепланировка, то он вправе потребовать восстановление положения, существовавшего до изменения самого архитектурного объекта. Насколько это право автора произведения архитектуры реализуемо, ответить трудно. С одной стороны, п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации » говорит о том, что изменение архитектурного объекта осуществляется в соответствии с ГК РФ и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах ». ГК РФ не содержит норм, регулирующих порядок изменения не только произведений архитектуры, но и любых других произведений. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах » в ч.4 п.1 ст. 15 предоставляет автору произведения такое личное неимущественное право, как право на защиту репутации, то есть право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства . Кроме того, п. 2 ст. 16 того же Закона предоставляет автору исключительное право осуществлять или разрешать переработку произведения. То есть никто не может без разрешения автора изменять архитектурный объект. Автор произведения архитектуры, обнаруживший несанкционированное им изменение архитектурного объекта, вправе выбрать такой способ защиты авторского права, как требование восстановления положения, существовавшего до его нарушения.

С другой стороны, собственник или владелец архитектурного объекта вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Действующее законодательство никак не регулирует вопрос противоречия интересов автора произведения архитектуры и интересов собственника архитектурного объекта. На практике нередки случаи, когда автор архитектурного объекта не дает согласие его собственнику на изменение этого объекта. И чаще всего собственники архитектурного объекта, игнорируя мнение автора, реализуют свои планы по изменению объекта. Автору же произведения архитектуры не остается ничего иного, как обращаться в суд с требованиями о взыскании компенсации за нарушение авторского права. Но, не исключены ситуации, когда автор не пожелает «продавать » свое право на защиту репутации, и предпочтет настаивать на неприкосновенности своего произведения архитектуры.

Рассматриваемый конфликт интересов автора произведения и собственника этого произведения может быть разрешен путем применения норм ГК РФ. Право автора произведения архитектуры на защиту репутации хоть и ограничивает право собственника этого произведения свободно им распоряжаться, но подобное ограничение соответствует норме п. 2 ст. 209 ГК РФ. Она гласит, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Кроме того, в абзаце 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ прямо сказано, что гражданские права могут быть ограничены в той мере, какой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц. То есть право собственности не может быть неограниченным и не может нарушать права иных лиц, в том числе право автора на защиту репутации.

Рассматриваемая ситуация несколько схожа с порядком охраны памятников истории и культуры в Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 48 Закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г.1 собственники объектов, отнесенных к категории памятников, самостоятельно несут бремя содержания таких объектов. Кроме того, в соответствии с этим же Законом, при переходе прав на объект, отнесенный к памятникам, новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению этого объекта в неприкосновенности. Здесь имеется в виду обязательность согласования с надлежащими государственными органами любых действий по изменению, перестройке и т.д. такого объекта. Таким образом, налицо случай законодательного ограничения прав собственника объекта, отнесенного к памятникам истории и культуры, на свободное распоряжение собственностью.

Подобные ограничения прав собственников можно найти в законодательстве большинства развитых государств.

Представляется, что по аналогии с ограничением прав собственников объектов, отнесенных к категории памятников истории и культуры, можно, дополнительно к уже сказанному, обосновать ограничение прав собственников архитектурных объектов. Конечно, не все архитектурные объекты могут быть отнесены к категории памятников истории и культуры, но никто не может предсказать их судьбу в этом отношении, и не исключено, что какие-либо из них позднее будут отнесены к памятникам. Кроме этого, признание того или иного архитектурного объекта памятником истории и культуры во многом субъективно, а общепризнанно, что произведения, как объекты авторского права, охраняются независимо от их достоинства.

Таким образом, можно утверждать, что ограничение прав собственника архитектурного объекта на перестройку или изменение его без согласия автора архитектурного объекта является обоснованным и необходимым.

Потенциальным же собственникам архитектурных объектов можно порекомендовать уже при заключении договоров на отчуждение этих объектов урегулировать вопрос с правом собственника объекта на последующее его изменение.

Пункт 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » предусматривает право автора требовать от нарушителя прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Статья 12 ГК РФ говорит о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Нет никаких сомнений в том, что речь идет об одном и том же способе защиты гражданских (авторских) прав.

1 СЗ РФ, 2002, № 26, ст. 2519. или своими действиями способен нарушить их. В этом отношении пресечение действий, создающих угрозу нарушения права, можно назвать «превентивным », по сравнению с предыдущим способом защиты прав, т.е. требованием о восстановление положения существовавшего до нарушения права. Всегда проще не допустить нарушения права, чем восстанавливать положение, существовавшее до его нарушения.

Автор произведения архитектуры или иной обладатель исключительных прав на произведение архитектуры может применить этот способ защиты при обнаружении чьих-либо действий, нарушающих или способных нарушить практически любые авторские права, как личные неимущественные , так и имущественные.

На практике пресечение действий, нарушающих право или способных нарушить право, чаще всего производится в судебном порядке. Суд может вынести решение о запрещении разработки документации для строительства на основании архитектурного проекта, запрещении строительства архитектурного объекта, запрещении проведения работ по достройке, перестройке, перепланировки архитектурного объекта и т.д.

При применении рассматриваемого способа защиты авторского права на произведение архитектуры не исключены сложности, связанные с восстановлением положения, существующего до нарушения права. Речь идет о праве собственника архитектурного объекта распоряжаться своим имуществом, в том числе изменять его (перестраивать, достраивать, перепланировать). При защите права автора произведения архитектуры разрешать или запрещать изменение архитектурного объекта, будет нарушено право собственника архитектурного объекта распоряжаться своим имуществом. Подобные ограничения прав собственника архитектурного объекта на изменение этого объекта обоснованы в настоящей работе выше.

Пункты 3-5 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » предусматривают возможность обладателя исключительных прав потребовать от нарушителя возмещения убытков, включая упущенную выгоду:; или взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков; или выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 МРОТ , определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Рассматриваемые способы защиты авторских прав применяются на практике чаще всех остальных способов, предусмотренных законодательством. Эти способы, действительно, являются наиболее действенными и осуществимыми, поскольку взыскать денежные суммы с нарушителя авторских прав зачастую проще, чем запретить осуществлять ему какие-либо действия, или, наоборот, понудить его к каким-либо действиям. В данном случае имущественный и личный неимущественный интерес потерпевшего удовлетворяется материальной компенсацией. Хотя, как уже говорилось выше, не всегда возможно оценить в денежной форме личный неимущественный интерес.

Основной формой компенсации ущерба, причиненного потерпевшему, является возмещение убытков. Под ними принято понимать расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, иной реальный ущерб, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было бы нарушено. При нарушении авторского права на произведения архитектуры реальный ущерб может выражаться в тех затратах, которые понес потерпевший на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, на юридическую помощь по защите нарушенных авторских прав, на уплату госпошлины при предъявлении иска в суд и пр. Гораздо чаще вместе с требованиями по возмещению реального ущерба потерпевший выдвигает требования по возмещению упущенной выгоды. В отношении нарушенных авторских прав на произведения архитектуры упущенная выгода может выражаться в тех суммах, которые мог бы получить правообладатель при реализации своих прав на произведения архитектуры. Например, автор архитектурного проекта при реализации своего права разрешать его использование путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта мог рассчитывать или на денежное вознаграждение, или на определенную прибыль. Именно сумма этого вознаграждения или размер прибыли и может считаться упущенной выгодой, которую возможно взыскать с нарушителя авторских прав. Разумеется, доказать размер упущенной выгоды должен сам потерпевший.

Понимая, что доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, часто бывает нелегко, законодатель предусмотрел возможность потерпевшего компенсировать понесенные им убытки другими, более простыми способами.

Первый способ - это возможность взыскать с нарушителя авторских прав весь доход, полученный им вследствие нарушения авторских прав. В данном случае размер ответственности серьезно повышается, так как взыскивается не прибыль, которая может быть мизерной, а весь доход от незаконного использования произведения. В отношении нарушителя авторских прав на произведения архитектуры подобный способ может быть применен, например, при незаконном использовании архитектурного проекта путем разработки документации или путем строительства архитектурного объекта. В строительной практике затраты на создание архитектурного проекта и на подготовку документации для строительства (рабочий проект) всегда включаются в смету строительства. Соответственно, размер затрат проектной или строительной организации именно на создание архитектурного проекта или на подготовку документации для строительства достаточно просто определить и впоследствии взыскать с нарушителя авторских прав.

Второй способ предусматривает еще более простую защиту нарушенных авторских прав путем взыскания компенсации в размере от 10 до 50.000 минимальных размеров оплаты труда. Единственным минусом рассматриваемого способа защиты авторских прав является то, что иногда стоимость архитектурного проекта или документации для строительства превышает максимальный размер компенсации, предусмотренной законодательством. Но в этом случае потерпевший может прибегнуть к иным способам защиты.

Пункт 4 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » говорит об обязательной конфискации по решению суда контрафактных экземпляров произведений или фонограмм . Далее в рассматриваемой норме говорится об уничтожении контрафактных экземпляров произведений или о передаче этих контрафактных экземпляров обладателю авторских прав по его просьбе. Применение этой кардинальной меры защиты авторских прав на произведения архитектуры практически не встречается на практике.

В рассматриваемой норме указывается на обязательность принятия судом этой меры в отношении контрафактных экземпляров. При этом возникает ряд вопросов. В частности, могут ли являться контрафактными экземплярами такие объекты авторского права на произведения архитектуры, как архитектурный проект, документация для строительства, созданная на основе архитектурного проекта и сам архитектурный объект? Аналогичный вопрос возникает в отношении признания контрафактности изображений архитектурного объекта. Наконец, возможна ли конфискация конрафактного экземпляра произведения архитектуры с его последующим уничтожением или передачей обладателю авторских прав?

Пункт 3 ст. 48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » дает определение контрафактного экземпляра произведения. Им признается экземпляр произведения, изготовление или распространение которого влечет за собой нарушение авторского права. В ст. 4 Закона экземпляром произведения называется копия произведения, изготовленная в любой материальной форме.

Кроме того, в этой же статье Закона дается определение воспроизведения произведения, как изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения, или в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения.

Исходя из вышеизложенного, представляется, что контрафактными могут быть следующие произведения архитектуры:

Незаконно изготовленные копии архитектурного проекта;

Документация для строительства, незаконно созданная на основе архитектурного проекта;

Незаконно изготовленные копии документации для строительства, законно созданные на основе архитектурного проекта;

Архитектурный объект, незаконно созданный на основе архитектурного проекта;

Незаконно созданная копия архитектурного объекта, созданного на основе архитектурного проекта;

Незаконно изготовленные изображения архитектурного объекта.

Вопрос о возможности конфискации контрафактных экземпляров произведений архитектуры решается по-разному в отношении к разным произведениям. Не возникает сомнений в отношении возможности конфискации с последующим уничтожением или передачей правообладателю контрафактных экземпляров архитектурного проекта, документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта и изображений архитектурного объекта. Принятие подобных мер возможно и не столь затруднительно.

Возможность же конфискации и уничтожении контрафактного архитектурного объекта в литературе ставится под сомнение. Например, A.A. Заславский считает, что уничтожение контрафактной продукции не должно применяться к контрафактному архитектурному объекту. С этим мнением трудно согласиться, поскольку для конфискации с последующим уничтожением или передачей правообладателю контрафактного архитектурного объекта нет никаких препятствий. В частности, конфискация большого контрафактного тиража произведения литературы, его уничтожение или передача правообладателю ничем не отличается от конфискации контрафактного архитектурного объекта.

Таким образом, меры по конфискации с последующим уничтожением или передачей правообладателю контрафактных произведений архитектуры возможны и могли бы стать действенным средством по предотвращению нарушений авторских прав на произведения архитектуры. Однако подобные меры практически не применяются, т.к. суды стремятся заменить их взысканием с нарушителей денежных сумм, что провоцирует новые нарушения авторских прав на произведения архитектуры.

В заключение настоящей главы можно сделать вывод, что для защиты авторских прав на произведения архитектуры можно использовать все способы защиты, предусмотренные как ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах », так и ст. 12 ГК РФ. Отдельно следует сказать, что нет никаких правовых препятствий для использования такого способа защиты, как конфискация контрафактных экземпляров произведения архитектуры по решению суда и или их уничтожение, или передача обладателю авторских прав по его просьбе. Сказанное в полной мере может относиться и к таким контрафактным экземплярам произведений архитектуры, как архитектурный объект, т.е. отстроенное здание, сооружение и т.д.

1 См. например: Заславский A.A. Указ.соч. С.21.

2 Там же. С.21.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Люкшин, Алексей Михайлович, 2004 год

1. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957.

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 1997.

3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. М., 2002.

4. Гаврилов Э.П. Комментарий Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах ». М., 1996.

5. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984.

9. Гражданское право: Учебник в 3-х томах.// Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. М., 2002.

11. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963.

12. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.,1972.

13. Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Л., 1984.

18. Пизуке Х.А. Правовое регулирование архитектурной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Л., 1984.

19. Рабинович В.И. Художественные проблемы архитектуры. М., 1972.

20. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986.

21. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1999.

22. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

23. Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.

26. Чернышева С.А. Произведения архитектуры в системе объектов авторского права.// Интеллектуальная собственность: проблемы и перспективы правового регулирования. Казань, 2000.

28. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1914.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности Резепова Виктория Евгеньевна

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права

В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности – произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его назначения и достоинства, а также способа его выражения.

Авторское право на произведения архитектуры регулируется также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (гл. 4 «Авторское право на произведения архитек туры»).

Произведение архитектуры объективно существует в форме двухмерного изображения (рисунок, план, чертеж ит.д.) или в трехмерной объемнопространственной форме (модель, макет, сооружение и т. д.).

1) архитектурный проект – комплекс изографических, текстовых и других материалов, архитектурная часть документации для строительства, содержащая авторские архитектурные объемно-пространственные и планировочные проектные решения в объеме, необходимом для разработки документации для строительства архитектурного объекта. В состав архитектурного проекта также могут входить трехмерные изображения: макет, модель, трехмерное компьютерное изображение;

2) документация для строительства – комплекс чертежей, технических условий и других материалов, необходимых для ведения строительно-монтажных работ, разработанный на основе архитектурного проекта. Отдельные результаты творческой деятельности архитектора (эскизы, рисунки, чертежи, макеты и др.), не составляющие комплекса проектных материалов, обеспечивающего возможность использовать их для разработки документации для строительства и возведения объекта, в зависимости от их характера являются произведениями графического, изобразительного или декоративно-прикладного искусства и могут рассматриваться как произведения, относящиеся к архитектуре;

3) архитектурный объект – объект творческой архитектурной деятельности, созданный на основе архитектурного проекта. Архитектурный объект в процессе строительства также является объектом авторского права.

Основным способом использования архитектурного проекта является его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства (возведения) архитектурного объекта. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя признаками:а) являющиеся результатом творческой деятельности;б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

9. ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В зависимости от вида произведения различают следующие объекты авторского права: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и

Из книги Энциклопедия юриста автора

10. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.Первоначальным субъектом

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора

11. НАСЛЕДНИКИ, ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Наследники автора как субъекты авторского праваИсключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

17. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Право собственности и другие права на водные объекты см. Водный

Из книги автора

13. Понятие и принципы авторского права Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием

Из книги автора

14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика Объекты авторского права – произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.В

Из книги автора

16. Производные и составные произведения как объекты авторского права К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и

Из книги автора

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью

Из книги автора

18. Субъекты авторского права Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале

Из книги автора

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях

Из книги автора

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются

Комментарий к главе IV Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в РФ”

С 1 января 2008 года утратила силу глава IV комментируемого Закона, которая закрепляла авторские права на произведения архитектуры, а также устанавливала субъекты и объекты авторского права на произведения архитектуры. Признание ее утратившей силу связано с тем, что пункт 1 статьи 16 комментируемого Закона предусматривал, что отношения, возникающие при создании и использовании произведения архитектуры как объекта авторского права, регулируются Законом Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” и комментируемым Законом. Однако с 1 января 2008 года указанный Закон признан утратившим силу в связи со вступлением в силу части четвертой ГК РФ, регулирующей в том числе авторские права на результаты интеллектуальной деятельности.

Устанавливалось, что объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект. На сегодняшний день согласно статье 1259 ГК РФ произведения архитектуры отнесены к объектам авторских прав.

В целом положения ГК РФ не сильно изменили понятия автора архитектурного проекта, его соавторов, которые применялись ранее в комментируемом Законе.

Изменения коснулись комплекса авторских прав. Если провести сравнительный анализ авторских прав, которые были закреплены положениями, признанными утратившими силу, и теми, которые регулируют авторские права в настоящее время, то можно сделать вывод, что последние гораздо шире. Они включают в себя исключительное право на произведение и право авторства. Помимо этого ГК РФ (часть 4) устанавливает очень важное право, а именно право на неприкосновенность произведения, которое предусматривает, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений. Большое значение для проведения работ в области архитектурной деятельности имеет статья 1294, которая закрепляет права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства. Он имеет исключительное право использовать свое произведение путем реализации архитектурного объекта, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта. Использование такого проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта. Автор произведения архитектуры имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Автор произведения архитектуры вправе требовать от заказчика проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, на сегодняшний день авторские права, порядок их реализации и защиты предусмотрен частью четвертой ГК РФ. Также в ней регулируются вопросы создания произведения архитектуры в рамках выполнения служебного задания, которые ранее рассматривались в ст. 19 комментируемой главы.


Субъекты авторского права Автор произведения гражданин, творческим трудом которого создано произведение Правообладатель гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности Автор не всегда является правообладателем и наоборот!


Правовое регулирование Глава 70 ГК РФ (Статья 1259, 1266, 1294) – нормы об авторском праве Параграф 4 главы 37 ГК РФ – специальные нормы о договоре подряда на выполнение проектных работ Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ


Архитектурная деятельность Цель архитектурной деятельности - это создание архитектурного объекта, включает в себя: Творческий процесс создания архитектур- ного проекта Координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции Авторский надзор за строительством архитектурного объекта




Авторские права Использование проекта(получение вознаграждения, воспроизведение) Распоряжение (отчуждение проекта по договору, передача в пользование) Исключительные права на проект Право авторства (право признаваться автором произведения) Право на неприкосновенность произведения Право авторского контроля и надзора Личные неимущественные права на проект


Авторские права Использование архитектурного, градостроительного или садово- паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта (ст ГК РФ)


Распоряжение авторскими правами и их использование Формы 1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение 2. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения 3. Смешанный договор с элементами договора подряда, авторского заказа, лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права на произведение


Архитектурная деятельность иностранных граждан Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами и юридическими лицами Российские граждане и юридические лица могут осуществлять архитектурную деятельность на территориях иностранных государств, если это не противоречит международным договорам РФ и законодательству РФ Ст ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» Ст ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»


Профессионально-творческие организации архитекторов Общественные профессионально- творческие организации архитекторов осуществляют функции защиты профессиональных интересов архитекторов Научный центр - Российская академия архитектуры и строительных наук


Авторско-правовая охрана Авторско-правовая охрана существует и при отсутствии договорных отношений между автором архитектурного проекта и нарушителем его авторских прав 1) признания права; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 3) пресечения действий, нарушающих право 4) компенсации морального вреда; 5) публикации решения суда о допущенном нарушении В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется путем:


Можно ли фотографировать здания? Например, чтобы делать снимок здания и потом поместить его в газете, вам необходимо заключить авторский договор с обладателем авторских прав на произведение архитектуры Использование фотографии здания в личных целях допускается





Просмотров