Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются. Формы работы по обж в детском саду Задания по обж для детей

Знаете ли вы правила безопасности

Сегодня мы повторим то, что узнали за год. Для этого сыграем в игру «Четвертый лишний», ответим на вопросы, отгадаем загадки и выполним задания.

Вопросы

1. Какую воду мы наливаем в чайник, когда хотим вскипятить ее и выпить чаю: текущую из крана с горячей водой или из крана с холодной водой? Почему?

2. Какую воду называют технической?

3. Какую воду называют питьевой?

4. К чему может привести невнимательность при обращении с водой?

5. Назовите несколько домашних электроприборов.

6. Почему нельзя прикасаться к электрическим приборам мокрыми руками?

7. Почему нельзя прикрывать лампу бумагой или тканью?

8. Почему говорят: «В одном коробке спичек сто пожаров»?

9. Почему возле новогодней елки нельзя зажигать бенгальские огни?

10. К чему могут привести шалости со спичками и зажигалками?

11. Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожара?

12. Какие признаки говорят о неисправной электропроводке? О сломанных электроприборах?

13. Составьте короткий рассказ со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.

14. Почему после приготовления пищи на газовой плите нужно проветривать кухню?

15. К чему может привести утечка газа?

16. Почему нельзя висеть на газовых трубах?

17. Что нужно делать, если почувствовали запах газа?

18. Какие виды перехода через улицу вы знаете?

19. Почему наземный переход называют зеброй?

20. Почему светофор называют помощником перехода?

21. Сколько сигналов у светофора?

22. На какой свет можно переходить улицу?

23. Почему нельзя выскакивать на проезжающую часть из-за кустов, сугроба, стоящего на обочине дороги автомобиля?

24. Какой свет светофора запрещает переход через улицу?

25. Можно ли ездить на велосипеде по мостовой? По тротуару?

26. Где можно играть в мяч, кататься на велосипеде, самокате?

27. Какого человека называют незнакомым?

28. Как нужно поступать, если незнакомый человек просит вас показать ему дорогу или предлагает проехать с ним на машине?

29. Как вести себя, если незнакомец предлагает вам игрушки, конфеты, жвачки?

30. Как поступить, если вы оказались возле лифта с незнакомым человеком?

31. Можно ли собирать ягоды, грибы, растущие вдоль обочины шоссе, по которому мчатся машины? Почему?

32. Почему нельзя собирать незнакомые вам ягоды и грибы?

33. Назовите ядовитые грибы и ягоды.

34. Назовите съедобные грибы и ягоды.

35. Почему говорят: «Не всякий гриб в кузовок кладут»?

36. Почему нельзя купаться в незнакомом месте?

37. Где можно купаться?

38. Где лед особенно опасен зимой?

39. Что нужно сделать, если лед затрещал под ногами?

40. Почему нельзя съесть сразу много витаминов?

41. Какие правила безопасности нужно соблюдать при шитье, вырезании ножницами, вышивании?

42. Почему дети без спроса не должны брать в руки инструменты — молоток, пилу, отвертку? Чем они опасны?

Задания

Какие перечисленные действия могут привести к наводнению в квартире.

1. Чтение.

2. Рисование.

3. Стирка белья.

6. Мытье посуды.

7. Лепка из пластилина.

8. Мытье рук.

9. Игра в мяч.

10. Умывание.

11. Просмотр мультфильмов.

Какие перечисленные действия могут привести к пожару.

1. Пение хором.

2. Баловство со спичками.

3. Зажигание бенгальского огня возле елки.

4. Изготовление аппликации.

5. Игра в снежки.

6. Поджигание сухой травы и листвы.

7. Прыгание через скакалку.

8. Игра с зажигалкой.

Какие перечисленные действия могут привести к травме (порезу, ушибу).

1. Забивание гвоздей.

2. Чтение.

3. Рисование.

4. Вырезание ножницами из бумаги.

6. Пришивание пуговицы иглой.

7. Работа с пилой.

8. Подметание пола.

9. Просмотр фильма.

10. Завинчивание шурупов.

11. Поливка цветов.

Найдите четвертый лишний предмет, который используется для приготовления пищи и для работы которого не требуется электрический ток.

1. Электромясорубка.

2. Кофемолка.

3. Деревянная доска для резки овощей.

4. Электрический чайник.

Найдите четвертый лишний предмет для уборки квартиры, которому нужен электрический ток.

1. Пылесос.

4. Тряпка.

Найдите четвертый лишний предмет, который может стать причиной пожара.

1. Зажигалка.

2. Кресло.

4. Картина.

2. Спички.

1. Карандаш.

2. Кольцо.

3. Подушка.

4. Бенгальские огни.

Найдите четвертый лишний предмет, который пострадает от воды, если она перельется через край раковины или ванны.

1. Резиновый коврик.

2. Тапочки.

3. Мыльница.

Найдите четвертый лишний предмет, который не пострадает от воды, льющейся через край ванны или раковины.

2. Кубики.

3. Резиновый мяч.

4. Ботинки.

Найдите четвертый лишний предмет, которым нельзя уколоться или порезаться.

2. Ножницы.

3. Подушка.

Найдите четвертый лишний предмет, которым можно уколоться или порезаться.

1. Одеяло.

3. Иголка.

Найдите четвертый лишний предмет, который не используют для рукоделия.

1. Вязальные спицы.

3. Иголка.

Укажите четвертый лишний ядовитый гриб.

1. Боровик.

2. Мухомор.

3. Сыроежка.

4. Подберезовик.

Укажите четвертую лишнюю ядовитую ягоду.

1. Калина.

2. Малина.

3. Земляника.

4. Волчья ягода.

Составьте рассказ со словами:

— газовая плита, газовая конфорка, горящий газ, переполненный чайник;

— занавеска, ветер, горящий газ, огонь, дым, пожарные;

— картина, гвоздь, молоток, палец, ушиб, поликлиника;

— пуговица, платье, иголка, нитка, ножницы, порез, кровь, йод, бинт;

— водоем, лед, короткая дорога через пруд, треск льда, опасность.

Он стоит у перехода,

Помогает пешеходам. (Светофор.)

Если этот свет горит,

Стоять на месте он велит. (Красный свет.)

На зеленый листок

Похож этот огонек.

Он нам говорит: идите,

Улицу переходите! (Зеленый свет.)

Этот сигнал говорит пешеходу:

Приготовьтесь к переходу. (Желтый.)

Если дым валит клубами,

Пламя вьется языками,

И огонь везде, и жар

Это бедствие — ... (пожар).

Если ее мы забудем закрыть,

Можем квартиру соседей залить. (Вода.)

Она за иглою и вправо и влево,

И тянется будто бы шлейф королевы. (Нитка.)

Можем гвоздь перекусить,

Если он согнут.

Мы хотим у вас спросить,

Как же нас зовут? (Клещи.)

У него есть голова —

Велика и тяжела,

Есть и рукоятка.

Кто же он, ребятки? (Молоток.)

Украшаем елку

Как хороши снежные предновогодние деньки! Снежинки летят, летят и лепят на стеклах звездочки и стрелы. Пора наряжать новогоднюю елку: украшать ее колючее зеленое платье сверкающими бусами, колокольчиками, флажками и гирляндами. Чтобы праздник принес нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые простые правила.

Сначала давайте выясним, какие бывают елки. Натуральные и искусственные. Настоящую живую елку специально выращивают для нас в питомнике. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Ее обычно ставят в ведерко или банку с водой, чтобы деревце подольше сохранило свежесть и красоту, и хорошенько укрепляют. Елку нельзя ставить около батарей. Как вы думаете, почему? От батареи идет тепло, и елка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет зеленые иголочки. Обычно елку устанавливают посреди комнаты, чтобы вокруг нее можно было водить хороводы.

Искусственную елку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет на пол иголки.

В первые дни, пока натуральная елка еще сохраняет влажность, она не станет причиной пожара. Но когда высохнет, может легко загореться. Искусственная елка, если загорится, выделяет ядовитый дым, которым можно отравиться.

Давайте поговорим о том, как правильно украшать и как вести себя возле наряженной елки, чтобы не случилось пожара. Искусственную и натуральную елку нельзя ставить около дверей. Двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти в другое помещение.

Прежде чем украшать елку электрическими гирляндами, их надо проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли обмотка проводов, исправна ли вилка. Как вы думаете, можно ли украшать елку разноцветными восковыми свечками? На елке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать елку игрушками из ваты, ведь вата легковоспламеняющийся материал.

Во время праздника возле елки нельзя зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки. Это следует делать на улице, лучше подальше от жилых домов. Бывают случаи, что горящий кусок хлопушки или петарды залетает на балкон. Если там хранятся старые вещи, они могут загореться.

Запомните, что детям нельзя оставаться одним в зале или комнате, где стоит новогодняя елка.

Вопросы

1. Какие бывают елки?

2. Как вы думаете, что опаснее, когда загорелась обычная или искусственная елка? Почему?

3. Почему детям нельзя оставаться одним в зале или комнате, где стоит новогодняя елка?

4. Почему елки не ставят у дверей?

5. Почему нельзя жечь возле елки бенгальские огни, хлопушки?

6. Почему устраивать фейерверки нужно на улице, подальше от жилых домов?

Задания

Выберите четвертый лишний предмет, которым нельзя украшать елку.

4. Флажки.

Загадки

Золотая пчелка

Села на елку.

Если ее не прогнать,

Елка может запылать. (Огненная искра.)

Сказка «Снежинка»

Утром Толя подошел к окну и ахнул: словно добрый волшебник развесил на всех веточках длинные блестящие нити серебристой фольги и прикрепил к нитям крупные игольчатые снежинки. Скоро Новый год! Пора наряжать елочку.

Когда проснулась младшая сестренка Зина, дети попросили папу установить в большой комнате елку, а маму — достать с антресолей коробки с елочными игрушками. Папа принес небольшую, пушистую елочку. В комнате было тепло, и снежок на ее веточках стал таять и превращаться в крупные прозрачные капли.

Папа снял ковер и принес ведерко с песком, поставил в него елочку и хорошенько укрепил ее, чтобы зеленая гостья стояла прочно на своей деревянной ножке.

— Папа! Зачем ты ковер-то снял? — удивилась Зина.

— Так полагается, — объяснил папа.

— Чтобы пожара не было.

— Верно, — поддержал сына папа.

— Ой! А куда мы елочку поставим? — спросила Зина. — Может быть, к окну? Пусть разноцветные огоньки в стекле отражаются.

— Нет, — возразил папа. — У окна батарея горячая, елочка от тепла быстро высохнет и пожелтеет.

— Около двери елку тоже ставить нельзя, — авторитетно заявил Толя. — Нам в детском саду объясняли, что все выходы должны быть свободны. Мало ли что может случиться.

— Верно! Мы поставим ее посредине комнаты, а стол и стулья немного сдвинем, — сказал папа.

Сказано — сделано, и папа установил елку в самом центре комнаты.

Толя и Зина раскрыли большие картонные коробки с игрушками. В одной лежала электрическая гирлянда, в другой — большой пластмассовый Дед Мороз, в третьей — нарядная Снегурочка, а в четвертой — шарики, колокольчики, гномы, снеговики, золотые сердечки и много-много других блестящих, красивых игрушек.

Целый год в коробке спали

Новогодние игрушки,

Очень в темноте скучали

Зайки, гномы и Петрушки.

Но ничуть не потускнели,

Так же ярок их наряд.

Мы повесим их на ели —

Пусть сверкают, пусть горят!

Это стихотворение Зина знала наизусть. Ведь именно его ей предстояло прочитать на новогоднем празднике в детском саду.

Толе стихотворение тоже нравилось, и, напевая его себе под нос, он повесил на елочку зайку с морковкой, снеговика, золотой шарик и серебряные колокольчики. Зина помогала брату, подавала игрушки, поправляла ниточки, чтобы они держались на ветке. Она повесила большую стеклянную сосульку и смешного желтого цыпленка. Папа тем временем проверил гирлянду и укрепил ее на елочке. На самую верхушку он надел сверкающую голубую звезду. Дети оплели елочку бусами, фонариками и флажками.

— Как красиво! — воскликнула мама, заходя в комнату.

Папа зажег гирлянду, и среди густых веток замерцали разноцветные огоньки. Папа, мама и дети взялись за руки и запели новогоднюю песенку.

Мы украсим елочку

Голубой звездой,

Оплетем мы елочку

Нитью золотой.

Как красив на елочке

Праздничный наряд!

На ее иголочках

Огоньки горят!

Полюбовавшись елкой, дети отправились гулять, а папа и мама занялись своими делами.

Надо вам сказать, что на диване возле окна сидели Толины и Зинины любимые мягкие игрушки: большой бархатный Мишка, рыжий Котик и Зайка в голубом комбинезоне. Они с интересом смотрели, как дети наряжают елочку, чуть слышно подпевали новогоднюю песенку и радовались, что скоро наступит праздник. Когда все разошлись, Мишка сказал басом:

— Красивая елочка! Жаль только, огоньки погасли. С огоньками гораздо красивее. Давайте устроим маленький фейерверк.

— Фейерверк? — удивился Зайка. — А как его устраивать?

— Очень просто! — объяснил Мишка. — Вон в той серебряной коробочке лежат бенгальские огни. Я знаю как их зажигать, видел однажды, как Толя зажигал.

Мишка ловко слез с дивана, взял коробочку, открыл ее и достал оттуда длинную блестящую палочку. Он чиркнул палочкой по дну коробки и вдруг палочка в его лапках ожила, засверкала, засияла и рассыпалась на сотни крошечных звездочек-искр.

— Ура! — хором крикнули Зайка и Котик. Они засмеялись и захлопали лапками.

Но вдруг одна горячая искра упала на ватную шляпу снеговика, висевшего на елке. Шапочка тут же начала тлеть.

— Ай-ай-ай! — воскликнул Зайка. — Так и до пожара недалеко! Нужно потушить искорку.

Нo как? Этого игрушки не знали. Они очень испугались и заплакали. В это время кто-то постучался в окно. Игрушки увидели большую пушистую Снежинку, очень похожую на белую бабочку, которая прилетела на свет.

— Пустите меня в дом! — попросила Снежинка. — Я помогу вам погасить искорку.

Рыжий Котик ловко взобрался на окно и открыл форточку. Снежинка тотчас влетела в комнату, закружилась вокруг елки и упала прямо на шляпу снеговика. В тепле пушистая Снежинка превратилась в большую прозрачную каплю, похожую на слезинку. Этой капли как раз хватило, чтобы потушить огненную искру. Недаром ведь говорится: «Огонь туши, пока не разгорелся». Огонек погас, только на шапочке снеговика осталась крошечная черная дырочка.

— Бедная Снежинка! — вздохнул Зайка.

Но тут в комнату вбежали дети, и игрушки, как ни в чем не бывало, притихли на диване.

Юлия Михель
Формы работы по ОБЖ в детском саду

"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями.

Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".

Януш Корчак

В современном мире наших детей подстерегает множество опасностей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Опираясь на программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой , работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:

1. Ребёнок и другие люди.

Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

2. Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

3. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Здоровье ребёнка.

В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.

5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

6. Ребёнок на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Для реализации задач воспитания безопасного поведения дошкольников можно использовать различные формы организации деятельности детей .

Беседы («Опасные предметы», «Откуда берутся болезни?» и т. д.)

Экскурсии («К светофору», в пожарную часть и т. д.)

Чтение художественной литературы (С. Калинин «Как ребята переходили улицу», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и т. д.)

Сюжетно-ролевые игры («Поездка на автобусе», «Скорая помощь» и т. д.)

Строительные игры («Улицы нашего города» и т. д.)

Дидактические игры («Режим дня», «Дорожная азбука» и т. д.)

Создание тематических альбомов («Транспорт нашего города», «Ядовитые грибы и ягоды» и т. д.)

Викторины («Вопросы дядюшки постового» и т. д.)

Игровые тренинги («Если позвонили в дверь», «Телефон 01» и т. д.)

Использование видеоматериалов

Придумывание сказок и рисование к ним иллюстраций

Тематические праздники и развлечения («Правила дорожные знать каждому положено» и т. д.)

Выставки рисунков и поделок («Наш друг - Светофор», «Опасные предметы дома» и т. д.)

Инсценирование («Кошкин дом» и т. д.)

Загадки, пословицы, поговорки по безопасности

Рассматривание картин и иллюстраций по ОБЖ

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, используя разнообразные формы работы с родителями , необходимо добиваться того, что бы родители стали заинтересованными, активными помощниками по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

Родительские собрания с включением тем по безопасности «Как выработать навыки безопасного поведения на улице», «Родители – образец поведения на улицах и дорогах»

Индивидуальные беседы и консультации «Как знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе», «Безопасность детей – забота взрослых», «С ребенком летом на даче»

Оформление наглядной агитации, папок-передвижек «Лето без опасности!», «Эти правила для всех», «Вредные привычки»

Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, выставок.

Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.

Литература:

1.«Основа безопасного поведения дошкольников» Чермашенцева О. В., Волгоград 2010 г.

2. Т. А. Шорыгина“Основы безопасности” – М. 2006.

3. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин — подосиновики.
Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.
Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?
Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно — толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
Но склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
А теперь давайте поговорим об опасных грибах.
Какие ядовитые грибы вы знаете?
Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
Один из самых ядовитых грибов — бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки — зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
Очень ядовитый гриб — ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба.
А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
Послушайте сказку.

Советы лесной Мышки

Летом Настя гостила у бабушки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
О Какой совет вы могли бы дать девочке?
— Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
— Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
— Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, е темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
— Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
— Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.
Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
— Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
— Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
— Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
— Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
— Что ото за ягоды? - спросила Настя у мышки.
— Это семена ландыша.
— Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
— Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
— А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
— Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
— Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
— А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
— Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
— Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них. Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода. Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
— Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
— Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
— А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.
Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
— Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
— Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.

ВОПРОСЫ
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

Не собирайте незнакомые грибы.
Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся:
бледная поганка,
мухомор,
ложный опенок,
сатанинский гриб.

ПРАВИЛА

Осторожно - ядовитые Грибы и ягоды!
Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Основы безопасности жизнедеятельности детей

ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности — безопасность детей.

Безопасность детей

Начиная с того момента, как ребенок начинает ходить, он подвержен опасностям. Задачей родителей и воспитателей является устранение всех
источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения
любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает. Однако необходимо избегать необоснованных мер безопасности, так как это может негативно повлиять на ваших детей и сделать их неуверенными, неспособными преодолевать даже незначительные трудности.
Но не нужно предоставлять им излишнюю самостоятельность, так как ребенок, оставленный без присмотра, в большей степени подвержен
опасным происшествиям. Рассмотрим теперь возможные опасности, подстерегающие детей в домашней обстановке.

На кухне

Кухня — наиболее опасное для детей место. Выполняя нижеперечисленные советы, вы сможете уберечь их от различных происшествий:
— кастрюли на плите должны быть расставлены таким образом, чтобы самые большие из них находились на максимальном удалении от края
плиты;
— внимательно следите за процессом закипания, не допускайте выплескивания жидкостей из кастрюль, которые могут залить огонь конфорок; а жирные жидкости (масла) наоборот, могут сами воспламеняться;
— поскольку детям нравится трогать газовые выключатели, подача газа к плите должна быть прекращена, когда она не используется по назначению. По достижении детьми сознательного возраста необходимо объяснить им, почему нельзя вертеть выключатели плиты. Не допускайте их игр с плитой в надежде на то, что вы прекратили подачу газа.
Достаточно ошибиться всего один раз, чтобы ребенок, привыкший играть с выключателями, мог отравиться;
— домашние химикаты также представляют потенциальную опасность для детей; необходимо знать уровень токсичности тех химикатов, которые
вы используете, и выбирать по возможности наименее вредные. Эти вещества должны быть собраны вместе и закрыты на ключ в недоступном
для детей месте, но никогда — под кухонной раковиной или же в пределах досягаемости;
— краски, скипидар, бензин, технические масла и другие подобные продукты должны храниться в специальных шкафах, которые лучше запирать
на ключ;
— особые меры предосторожности необходимы для хранения средств против мышей, насекомых, грибков, сорняков и т.д.;
— бутылки с алкогольными напитками, бензином, различными пятновыводителями должны использоваться осторожно; не подносите их
близко к огню, так как они могут воспламениться;
— никогда не оставляйте в доступном месте токсичные материалы или лекарства: для ребенка достаточно мгновения, чтобы до них добраться;
— ненужные опасные предметы должны быть убраны с кухни; на нижних полках, когда они не закрываются на ключ, можно оставлять только
предметы, безопасные для ребенка;
— особое внимание следует уделить ящику со столовыми приборами: ножами, ножницами и другими режущими предметами; необходимо найти для него место, недосягаемое для малышей; когда они будут повзрослей, можно объяснить назначение этих предметов и их опасность;
— не оставляйте в розетках вилки электроприборов, в особенности миксеров, кофемолок, мясорубок; утюг также не должен оставаться
доступным для детей;
— следует удостовериться, что домашнее электрооборудование централизованно заземлено;
— установите автоматические пробки.

В гостиной

В этой комнате ребенок проводит большую часть времени, поэтому следует удалить с мебели хрупкие или опасные предметы обстановки,
чтобы не было необходимости постоянно следить за ним и постоянно ему что-то запрещать. Ребенок имеет право на некоторую свободу и
автономность, чтобы гармонически развиваться. Углы мебели являются основной причиной синяков и шишек, поэтому хорошо бы закрыть их поролоном на клейкой ленте. Не оставляйте ребенка одного перед незащищенным камином: может выскочить искорка и поджечь ковер или даже одежду ребенка. Если ребенок слишком близко подходит к пламени, это также может привести к возгоранию одежды, причем, сделанная из синтетического материала, она загорается намного быстрее. Можно научить детей пользоваться спичками, но ясно, что они должны это делать в присутствии старших.
Запомните:
— алкоголь, сигареты, зажигалки и спички должны храниться далеко от детей;
— пепельницы должны быть всегда очищенными, даже маленький окурок может вызвать интоксикацию;
— не оставляйте в пределах досягаемости монетки, шпильки, косточки от фруктов, гвозди, винты, которые ребенок может проглотить или воткнуть в розетку, в рот или нос;
— во время обеда ребенок может потянуть на себя скатерть, опрокинуть на себя кроме пустой посуды также и тарелки с горячей пищей;
— детское креслице должно иметь твердую опору и снабжаться предохранительным ремнем;
— хорошая привычка — не оставлять открытых подвесных проводов, розеток. Лучше прикрепить их к стене или провести за мебелью;
— если в комнате есть витраж, то хорошо бы закрыть его защитной бумагой или панелью из фанеры или полистирола, заменить обыкновенное
стекло на закаленное или армированное. Основная опасность, если стекло разобьется, заключается в том, что оно разлетается на острые и режущие
осколки, которые раня человека, могут привести к тяжелым последствиям. Современная технология предлагает стекла, выдерживающие удары и неразлетающиеся в случае ломки;
— окна могут быть источником опасности для ребенка, но так как нельзя их все время держать запертыми, то необходимо следить за ними;
— нельзя разрешать детям ставить стул или табуретку и забираться на подоконник;
— некоторые комнатные и садовые растения (тюльпаны и др.) токсичны и иногда даже смертельны, поэтому их следует держать вдали от детей;
— терраса, балкон, где дети играют, должны иметь хорошую защитную решетку, очень высокую и с узкими пролетами;
— огнестрельное оружие дома должно храниться разряженным в металлическом шкафу (сейфе), закрытом на ключ.
Игрушки следует выбирать, исходя из возраста и степени развития ребенка, делая упор на игрушки образовательного характера. Некоторые
игрушки покрываются лаком на свинцовой основе — он токсичен; если разборные игрушки или обычные сломанные имеют режущие части, их
следует выкидывать.
Не дарите опасных игрушек, многие игрушечные виды оружия лучше не использовать. Например, пульки, попадая в твердые предметы,
отскакивают в тех, кто стрелял. Пистоны разбрасывают вокруг искры, которые могут попасть в глаза. Опасны также луки, стрелы и рогатки.Игрушки должны находиться на нижнем ярусе полок для того, чтобы захотев поиграть, ребенок не карабкался за ними на высоту.

В спальне

Эта комната должна быть хорошо освещена и постоянно проветриваема. Чтобы избежать любой возможной опасности для ребенка, помните:
— кровать должна иметь грубый матрас и не слишком мягкую подушку;
— простыня должна быть хорошо натянута тесемками, которые проходя под матрасом, закрепляют ее края;
— высота барьера кровати должна быть по крайней мере 50-60 см, а расстояние между прутьями не должно превышать 7 см;
— ячейки сетки, обрамляющей манеж, не должны быть шире 3 см;
— не пользуйтесь электропокрывалами, электрическими переносными печами, о которые можно обжечься;
— не вешайте на шею цепочки, веревочки или слюнявчики, особенно когда укладываете ребенка спать;
— кормящая мать должна быть внимательна ночью, так как по недосмотру новорожденный может захлебнуться. Из соображений гигиены и
правильного воспитания лучше никогда не класть ребенка в постель к родителям;
— шкатулки, баулы, комоды, шкафы и т.д. должны быть закрыты на ключ; убирайте ключи из дверей во избежании того, чтобы ребенок не закрылся в комнате;
— никогда не оставляйте в пределах досягаемости ребенка лекарства; кусочки нафталина держите в матерчатых мешочках, чтобы малыш не играл с ними, или хуже того, не попытался их есть. Прежде чемнадевать одежду, обработанную средством против моли, необходимо проветрить ее, чтобы избежать интоксикации или аллергии.

В ванной комнате

Так как дети часто гибнут в ванной, на ее двери лучше установить замок, который при необходимости может быть открыт снаружи. Вот
некоторые правила:
— не купайте ребенка, если не прошло 3-х часов с последнего приема пищи;
— попробуйте локтем температуру воды, прежде чем опускать в нее ребенка;
— не добавляйте горячей воды, когда ребенок уже в ванне;
— никогда не удаляйтесь, когда его купаете;
— в ванной лучше иметь шкафчик, закрывающийся на ключ, или полку, находящуюся достаточно высоко, где хранились бы предметы личной
гигиены, моющие средства, косметика, аэрозоли, пинцеты, ножницы, шпильки и т.п.;
— чистящие средства в основном являются токсичными и едкими, поэтому они должны находиться в надежном месте вдалеке от детей;
— электроустановки должны быть оборудованы специальной защитой;
— никогда не включайте электроустановки, фены, бритвы, стоя голыми ногами на мокром полу, или если вы дотрагиваетесь до воды или
крана. Туфли с деревянной подошвой служат наилучшим изолятором;
— не используйте электропечку, не слушайте радио в ванной комнате, так как воздух, насыщенный паром, является проводником электроэнергии;
— если в комнате есть газовый обогреватель ванны, держите окно приоткрытым, периодически проверяйте герметичность установки и работу
вытяжной вентиляции;
— используйте нескользкую обувь, так как можно получить травму, упав на мокром полу;
— баллончики дезодоранта могут взорваться, если они находятся с источником тепла или окном, откуда на них падают солнечные лучи.

В других помещениях

Много несчастных случаев происходит с детьми, играющими в местах, которые не находятся под наблюдением взрослых. Необходимо помнить:
— предметы личной гигиены и косметику любого типа следует держать подальше от детей;
— инструменты набора «Сделай сам» должны храниться в металлическом ящике с надежным замком: гвозди, молоток, сверло, пила могут стать опасными, если окажутся в руках ребенка;
— перед тем как разрешить ребенку пользоваться лифтом самостоятельно, хорошо бы вместе со взрослыми дать ему возможность поуправлять лифтом; в какой-то момент остановите лифт и обучите ребенка, как правильно пользоваться экстренной помощью и как вести себя, пока лифт не откроют;
— каждый член семьи, включая детей, должен знать, где находятся распределители и баллоны газа, воды, электроэнергии и уметь отключать их в экстренном случае;
— в кухне и в гостиной должно быть достаточно освещения, чтобы не ударяться об углы и другие части мебели, а также не кружить по комнате с зажженной свечкой или спичкой, рискуя вызвать пожар; следует поддерживать порядок в этих комнатах и освободить их от ненужных вещей;
— важно иметь всегда на виду список телефонных номеров различных аварийных служб, чтобы их мог вызвать каждый, включая детей.

Бытовые электроприборы

Бытовая электротехника очень удобна, но может принести много бед, если не соблюдать меры безопасности при ее установке и работе, проводить работу по заземлению оборудования должен специалист.
Если морозильная камера снабжена запирающим устройством, держите ее постоянно закрытой и уберите ключи в безопасное место.
Если старый холодильник предназначен на выброс, сломайте запирающее устройство, чтобы играющие дети не захлопнулись внутри него.
Необходимо, чтобы телевизор был установлен в устойчивой нише, а не на шатком столике или тележке. Телевизор излучает радиацию, степень
вредности которой все еще полностью не определена, поэтому следует держаться на достаточном расстоянии от экрана, размер которого не
должен быть чрезмерным. В связи с этим лучше ограничить детям время просмотра телевизора.
Более полезно в воспитательном плане, если ребенок открывает для себя мир с помощью родителей и воспитателей (различные игры, чтение
книг и т.д.), чем у экрана телевизора.

На приусадебном участке

Домашние животные

Отношения, которые могут связывать ребенка с домашним животным, безусловно хороши с точки зрения воспитания. Обычно домашние животные
послушны и играют с детьми, даже принимая от них маленькие обиды, однако нужно быть осторожными с собаками тех пород, которые известны
своей агрессивностью — это неапольский сторожевой пес, дог, доберман, бультерьер и т.д.
Кошки могут поцарапать, занеся в ранку инфекцию; были случаи, когда кошка лишала ребенка глаза. Другая опасность — передача человеку
различных типов инфекций через шерсть домашних животных. Животные не должны спать в кровати или в комнате ребенка. Их следует часто и
тщательно мыть, периодически показывать ветеринару, делать им необходимые прививки. Наиболее известные инфекции, которые передаются
от собак и кошек — это бешенство и чесотка.
Через царапину, сделанную собакой или кошкой, также может передаться столбняк. Особенно эта опасность грозит беременным женщинам.

Насилие над детьми

Один из видов преступлений — это насилие над детьми. Факты дурного обращения, произвола, изнасилования с тяжелыми физическими и
психологическими травмами, почти ежедневно присутствуют на страницах газет.
Чтобы уменьшить риск, необходимо обучить детей внимательности, осторожности, способам предупреждения опасных ситуаций, с которыми они
могут в любой день столкнуться дома или на улице. Среди различных преступлений самое тяжкое — изнасилование. В большинстве случаев о нем
не заявляют в милицию из-за стыда, незнания или страха, который становится все более мучительным из-за угроз преследования.
Поэтому важно объяснить ребенку, чтобы он:
— не пускал никого в дом, когда один;
— никогда не принимал деньги, сладости, подарки и ни в коем случае не соблазнялся на прогулки в чужом автомобиле;
— избегал изолированных мест, пустых стадионов или безлюдных парков, кратчайших, но опасных путей, темных улиц.
А вот советы родителям:
— доверяйте ребенку, это позволит ему стать откровенным с вами;
— соответствующее воспитание должно научить распознавать риск и опасности, не угрожая вере в будущее;
— выбор няни или репетитора должен проводиться с максимальной скрупулезностью: следует поинтересоваться профессионализмом и
серьезностью человека, которому вы собираетесь доверить своего ребенка;
— если вам известно о грубом обращении с детьми, ваш моральный и общественный долг — сообщить об этом компетентным органам, властям.

Памятка для родителей

«Безопасность ребёнка»

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

Угроза для жизни,
- возможность нанесения ущерба здоровью,
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Можно выделить ряд опасностей , связанных с местом пребывания человека:
- опасности дома,
- опасности на дороге и на улице,
- опасности в природе,
- опасности в общении с незнакомыми людьми.
Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных требований безопасности.
В первую очередь с ребёнком нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д. Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребёнок, совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, доверившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло.
Второе - родителям необходимо создать ребёнку благоприятные условия в жилище, используя всевозможные защитные механизмы, приспособления и соблюдая самим правила пожарной безопасности.
Еще одно из главных условий безопасности ребенка — это его к вам доверие. Что бы с ним не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать. Будьте в курсе того, кто окружает вашего ребенка в гимназии, на детской площадке или в секции. Если ребенок кажется подавленным, расстроенным, осторожно расспросите его, дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу защиту и поддержку.

Один дома и на улице

Дети и опасность в доме

Правила дорожного движения

Пожарная безопасность

Правила поведения для детей в зимнее время.

Пожалуй, одним из главных вопросов "зимней" безопасности является детская безопасность, так как каждую зиму детский травматизм увеличивается примерно на треть.

Санки, лыжи, коньки - самые любимые развлечения детей зимой. К сожалению, именно они становятся причиной многих травм. Здесь основополагающей является роль взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать получения травм. Необходимо проверить санки - не повреждены ли они, крепление на лыжах - надежно и правильно ли оно прикреплено к ногам ребенка, а коньки - на соответствие размера.

Именно взрослые должны проконтролировать места, где играют их дети зимой. Склон, который выбирается для спуска на санках или лыжах, обязательно должен быть вдалеке от дороги, свободен от палок и корней деревьев. Ребенок должен понимать, что катаясь с закрытыми глазами, можно столкнуться с препятствием, а спуск спиной, снижает возможность управлять санками. Особенно опасно цепляться к транспортным средствам, привязывать санки друг к другу. На коньках лучше всего кататься в специально оборудованных местах или катках.

Игра в снежки, еще одна зимняя забава, которая может привести к детским травмам, поэтому задача взрослых убедить ребенка беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в друзей.

Во избежание травм на скользкой поверхности, правильно подберите ребенку обувь: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков.

Научите ребенка перемещаться по скользкой улице: не нужно спешить, стараться избегать резких движений, смотреть себе под ноги. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Большую опасность в гололед представляют ступеньки. Ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение.

Еще одна распространенная зимняя травма - обморожение . Повреждение тканей под действием холода может наступить не только при низких температурах воздуха, но и при температуре выше нуля, особенно во время обильного снегопада, при сырой погоде, влажной одежде, тесной обуви. Обморожению подвергаются чаще всего пальцы рук и ног, щеки, нос, уши.

Обморожения чаще всего наступают незаметно, без боли, поэтому необходимо обращать внимание на цвет румянца у ребенка (нормальный румянец - нежно-розового цвета, если он стал неравномерный, с ярко-красными или белыми пятнами - возможно, это обморожение), проверять чувствительность кожи лица, постоянно шевелить пальцами рук и ног.

Правильно одевайте ребенка для прогулок: необходимы варежки - не промокашки, шарф, шапка из водоотталкивающего материала на теплой подкладке, обувь, не сдавливающая ногу и не пропускающая воду. Кожу лица нужно защищать специальным детским кремом.

Уважаемые взрослые! Многих серьезных травм можно избежать, если вы будете внимательно следить за своими детьми и научите их простейшим правилам безопасного поведения!



Просмотров