Какие есть виды прав. Гражданское право как важная отрасль юриспруденции. Как закрепляются права человека юридически
Виды права - это специфическая система, классифицирующая правовые нормы. Они созданы из-за того, что система общественных, семейных и других отношений чрезвычайно многообразна, поэтому нет возможности вписывать определенные правила в общем порядке. Понятие и виды права (отрасли) являются составляющими элементами комплекса правовых норм, призванные регулировать определенную группу отношений. Делятся они, в свою очередь, на институты - к примеру, конституционные суды являются институтами соответствующей отрасли.
В правовой системе все виды делятся на материальные (базирующиеся на непосредственном воздействии на общественные правоотношения и их прямую регуляцию) и процессуальные (порядки и процедуры выполнения прав и обязанностей правовых субъектов). Следовательно, первая категория относится к группе конкретных и практических, а вторая - общих и теоретических.
Виды права в Москве
Российское законодательство классифицирует следующие виды права:
- уголовное. В данной отрасли на законодательном уровне регулируются правоотношения в вопросах борьбы и противодействия преступности. Оно устанавливает аспекты каждого из преступных деяний, мотивы и возможные наказания виноватых;
- гражданское. Его нормы применимы в области материальных и нематериальных отношений. Виды гражданских прав распространяются также на юридических и физических лиц;
- административное. В данной категории одной стороной является гражданин, а второй - не физические лица, а государственные органы.
Кроме того, теория юридической науки выделяет семейную, трудовую, финансовую, банковскую и другие отрасли, которые относятся к категории материальных. Также отдельной группой являются процессуальные виды (к примеру, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные) - они касаются не конкретного требующего решения вопроса, а самого процесса, соблюдения общепринятых форм решений и не нарушения юридических норм.
Важнейшей отраслью является гражданская, являющаяся системой норм, регулирующая имущественные и неимущественные отношения между физическими лицами и между организациями. Она делится на вещевую, интеллектуальную, договорную, семейно-правовую и наследственную. Эти отрасли регулируют различные правоотношения между участниками, процессы перехода прав собственности и другие важнейшие вопросы. Виды права собственности распространяются на личное и общественное имущество человека или организации и относятся к категории гражданских.
Что касается уголовного, то данная сфера определяет отношения, касающихся предписаний и выполнения наказаний за проступки. Конкретные виды в этой отрасли определить сложно, однако в УК предусмотрены определенные важные моменты - например, виды преступлений и наказаний, а также порядок проведения расследования и судебных разбирательств.
Комплексной отраслью юридических знаний также являются и трудовые нормы, а само понятие достаточно обширное. Трудовые нормы регулируют широкий спектр вопросов - начиная с классификации трудовых договоров, оплаты труда, вопросов рабочих и выходных дней, заканчивая ответственностью за материальный вред, порядком увольнения и приема на работу. И это далеко не исчерпывающий перечень задач данной отрасли.
Отдельной категорией следует выделить права и свободы человека. Они могут быть экономическими, гражданскими, политическими и социальными - каждая из этих групп регулирует обширную отрасль отношений. Так, экономические права предусматривают возможность зарабатывать, выбирать профессию, наследовать частную собственность, а гражданские регулируют понятия свободы, достоинства и личной неприкосновенности.
Что касается прав политических, то они также чрезвычайно важны и особенно актуальны в условиях непростой ситуации. Эта отрасль гарантирует плюрализм политических взглядов и возможность выбора и быть выбранным. Социальные же права обеспечивают общественные потребности человека - трудиться, быть защищенным от безработицы, свободно выбирать вероисповедание, получать медицинскую помощь.
Также следует отдельно выделить экологические права (регулирующие взаимодействия общества с природой, охрану окружающей среды и экологическую безопасность), семейные (которые регулируют отношения в семье и связанные сними имущественные) и социального обеспечения (касающиеся распределения ВВП частям населения за счет денежных выплат, страхования, услуг, льгот и реализации отраслевых норм).
Кроме основных видов права, на нашем портале собрана информация по:
- коммерческому праву;
- банковскому праву;
- транспортному праву;
- аграрному праву;
- жилищному праву;
- авторскому праву;
- наследственному праву;
- земельному праву;
- таможенному праву;
- муниципальному праву;
- налоговому праву;
- уголовно-исполнительному праву.
Отдельной отраслью следует выделить международные правовые отношения. Это принципиально иная система, поскольку все перечисленные категории относятся к внутригосударственным, в то время как международное - к внешним. Является системой норм, которые призваны регулировать отношения между странами, с участием межгосударственных организаций и объединений.
Реализация норм осуществляется с учетом международных и ратифицированных в стране нормативно-правовых актов, а также их особенностей. Делится на публичное, частное и наднациональное (отношения между государствами).
Всю информацию, а также помощь в любой из указанных отраслей Вы найдете на нашем сайте либо при помощи наших квалифицированных специалистов.
Продолжаем неторопливое и вдумчивое изучение ключевых положений научного макета новой Конституции России , предлагаемого российскому народу Центром научной политической мысли и идеологии. На очереди - права и обязанности человека и гражданина России.
Эта тема крайне политизирована и оболгана либеральной парадигмой. В предложенной Конституции права человека очищаются от наносного и принимают вид естественный и традиционный - то есть в связке с обязанностями.
Глава 5. Права и обязанности человека и гражданина в России
Статья 19. Основы регулирования прав и обязанностей человека и гражданина
1. Права и свободы человека и гражданина в России связаны с его обязанностями и ответственностью как члена общества.
2. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Государство ответственно за признание, соблюдение и защиту, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Порядок исполнения обязанностей и несения ответственности каждым человеком устанавливается законодательством России.
4. В России не принимаются (не издаются) правовые акты, отменяющие или умаляющие высшие ценности России, права и свободы человека и гражданина, за исключением случаев внесения изменений в Конституцию России.
5. Никто не может быть понужден к отказу от своих прав и свобод.
6. Способность каждого человека своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцатилетнего возраста), если Конституцией России, федеральным конституционным или федеральным законом не установлено иное.
7. Исполнение обязанностей и несение ответственности неотчуждаемо и осуществляется каждым человеком и гражданином лично, если иное не установлено федеральным конституционным законом.
8. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмо- тренных Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами.
9. Каждый человек несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством России.
Статья 20. Права и свободы человека
1. Права и свободы человека неотчуждаемы и неотъемлемы.
2. Человек вправе осуществлять свободный выбор между добром и злом и ответствен в этом перед Богом и собственной совестью.
3. К правам и свободам человека относятся:
А) право на жизнь;
б) право на свободу;
в) право на признание и охрану достоинства человека;
г) право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну индивидуальных сообщений;
д) свобода передвижения;
е) право свободного выезда за пределы России и въезда в Россию;
ж) право на самоидентификацию по национальному и религиозному признакам;
з) свобода вероисповедания;
и) свобода мысли и убеждений;
к) свобода слова и право на информацию;
л) свобода не запрещенной федеральным законом экономической деятельности;
м) право собственности;
н) право на равный доступ к жизненно важным природным ресурсам;
о) право на труд;
п) право на отдых;
р) право на жилище;
с) семейные права;
т) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
у) право на благоприятную окружающую среду;
ф) право на образование;
х) свобода творчества;
ц) право на доступ к культуре;
ч) свобода самореализации;
ш) право на социальное обеспечение;
щ) право на объединение;
э) право на мир без войны;
ю) право на психологический комфорт.
4. Перечисление в настоящей статье прав и свобод человека не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод человека, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах, а также общепризнанных прав и свобод.
Статья 21. Долг и обязанности человека
1. Долг и обязанности человека неотчуждаемы и неотъемлемы.
2. Каждый человек обязан уважать права и свободы, законные интересы других лиц и не нарушать их. Злоупотребление правом запрещается.
3. Каждый человек, находящийся на территории России, обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России, уважать высшие ценности России.
4. Каждый человек обязан платить законно установленные налоги и сборы.
5. Забота о своих близких родственниках является долгом и обязанностью каждого человека.
6. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
7. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное наследие России.
8. Труд является долгом каждого человека.
9. Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни заниматься формированием своей духовной культуры - долг каждого человека.
10. Перечисление в настоящей статье обязанностей человека не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.
Статья 22. Права и свободы гражданина
1. К правам и свободам гражданина России относятся:
А) право на участие в формировании государственных органов и управлении
делами государства, контроль деятельности государственных органов и их
должностных лиц;
б) право на равный доступ к государственной службе;
в) право на участие в отправлении правосудия;
г) право на народное самоуправление;
д) свобода собраний;
е) право на обращение в государственные органы, юридические лица, общественные объединения.
2. Перечисление в настоящей статье прав и свобод гражданина не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод гражданина, установ- ленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.
Статья 23. Долг и обязанности гражданина
1. Поддержание и защита государственного суверенитета, единства, неделимости и территориальной целостности России является обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России. Гражданин России обязан уважать и защищать государственные символы России, реализовывать высшие ценности России.
2. Защита Отечества в целях обеспечения внешней и внутренней безопасности России является священным долгом и обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан исполнять воинскую обязанность. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
3. Гражданин России обязан участвовать в выборах и референдумах. Участие в деятельности Палаты высших ценностей России, избирательных комиссий является долгом гражданина России.
4. Гражданин России обязан рачительно и рационально использовать природные ресурсы России.
5. Содействие установлению и поддержанию согласия между российскими народами независимо от их расовых, национальных, религиозных, языковых и иных различий является долгом гражданина России.
6. Стремление к постоянному личному совершенству, развитию самосознания и чувства ответственности за свое поведение, гармоничной общественной жизни в целях продвижения России к высшим уровням достижений является долгом гражданина России.
7. Долгом граждан России является участие в отправлении правосудия в качестве присяжных и иных заседателей.
8. Перечисление в настоящей статье обязанностей гражданина не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.
Статья 24. Равенство в правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина
1. Все равны перед законом и обладают на территории России всеми правами и свободами, исполняют равные обязанности и несут равную ответственность.
2. Государство гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защиту и восстановление нарушенных прав и свобод, а также несение ответственности каждым человеком независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, социального статуса, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав и свобод лиц, принадлежащих к одной и той же группе интересов, по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой или социальной принадлежности или по иным признакам.
3. Установление преимуществ и предпочтений для лиц, принадлежащих к одной группе интересов и нуждающихся в государственной поддержке, либо лиц, осуществляющих государственные полномочия, допускается на основе баланса выс- ших ценностей России и принципа социальной справедливости и в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.
Подробнее о каждом праве и обязанности человека остановимся во второй части этого текста.
Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Это означает, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, их признание, соблюдение и защита – обязанность государства (ст. 2); они являются непосредственно действующими; определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Права человека определяют как меру возможного поведения, т.е. возможность совершать действия, не запрещенные законом.
Конституция РФ проводит различие между правами и свободами человека и правами и свободами гражданина, поскольку понятие «человек» шире, чем понятие «гражданин». Понятие «человек» охватывает всех людей (поэтому правами и свободами человека в равной степени обладают граждане, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы). Понятие «гражданин» указывает на принадлежность данного человека конкретному государству, чтобы обладать правами гражданина необходимо иметь гражданство. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство регулируется ст.ст. 6, 62 Конституции РФ и Законом «О гражданстве Российской Федерации». Принадлежность к российскому гражданству предполагает наличие дополнительных прав и свобод, тогда как иностранцы в России, к примеру, не обладают правом избирать в государственные органы, не могут быть членами политических партий, лишены права приобретать землю в собственность и т.д.
3. Основные виды прав и свобод человека
Личные права неотделимы от человеческой личности, не могут быть переданы другому лицу. К ним относятся:
– право на жизнь (ст. 20). Это абсолютное право, не подлежащее никаким ограничениям. Человек свободен распоряжаться своей жизнью, имеет право на благоприятные условия труда, отдыха; государство обязано гарантировать безопасность граждан при чрезвычайных и военных обстоятельствах, защиту от незаконных посягательств на жизнь; хотя смертная казнь как вид наказания сохранен в УК РФ, Указом Президента на применение смертной казни введен мораторий;
– право на охрану чести и достоинства (ст. 21) также является абсолютным правом. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства, запрещено подвергать человека пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению или наказанию;
– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) проявляется в возможности человека располагать собой, иметь свободу в принятии решений и действия, беспрепятственно перемещаться в пространстве;
– право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст.ст. 23, 24). Каждый человек вправе строить свою жизнь вне служебной и деловой сферы по собственному желанию, если он при этом не нарушает правовых норм и прав других людей. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни (сюда относятся тайна межличностного общения, тайна усыновления, тайна врачебного диагноза, тайна завещания, тайна переписки, телефонных переговоров и т.п.), закрепляется право личности на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права;
– право на неприкосновенность жилища (ст. 25) означает, что никто не может проникать в жилище, без законных на то оснований, против воли проживающих в нем лиц (в т.ч. тайно, обманным путем или насильственно) Прослушивание или наблюдение за жилищем с помощью технических и иных средств возможно только на законных основаниях;
– право на национальную идентификацию (ст. 26) предполагает возможность человека самостоятельно определять свою этническую принадлежность (независимо от национальности родителей) или не определять ее;
– право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 27) выражается в возможности свободно передвигаться по России и выбирать место пребывания и жительства, а также в возможности свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться;
– право на свободу совести (ст. 28). Поскольку Россия является светским государством, соответственно, каждый человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Политические права обеспечивают личности возможность участвовать в общественно-политической жизни, в управлении государством. Главным образом они принадлежат гражданам. К политическим правам и свободам относятся:
– свобода мысли и слова (ст. 29) означает, что человек может иметь различные взгляды на те или иные события жизни общества и государства и открыто выражать их в устной и иной форме. Вместе с тем законом не допускается пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;
– право на объединение (ст. 30) принадлежит как гражданам России, так и иностранцам, лицам без гражданства и включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения; вступать в уже существующие объединения и выходить из них либо воздерживаться от вступления;
– право на проведение публичных мероприятий включает возможность проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования (ст. 31). Подобные мероприятия не должны нарушать права и свободы других лиц, проходить без оружия, носить мирный характер (не создавать угрозу общественной безопасности, нормальному функционированию транспорта и т.д.). Это право исключительно граждан России;
– право граждан на управление делами государства (ч. 1 ст. 32) конкретизируется в избирательном праве, праве на референдум (ч. 2 ст. 32), праве на равный доступ к государственной службе (ч. 2 ст. 32), в отправлении правосудия (ч. 5 ст.);
– право на петицию (ст. 33), те на письменное или устное обращение граждан в государственные и местные органы власти (могут быть в форме предложения, заявления, ходатайства, жалобы и иметь индивидуальный или коллективный характер).
Социально-экономические права и свободы с одной стороны, создают возможность для реализации инициатив работоспособной, материально благополучной части общества, а с другой – предоставляют поддержку и защиту нетрудоспособной социально незащищенной части в соответствии с определенными социальными стандартами. Объем и перечень данного вида прав, их гарантированность зависит от степени развитости экономики конкретной страны, наличия у нее ресурсов. Данная группа состоит из следующих прав и свобод.
– право на предпринимательство (ст. 34) – деятельность, осуществляемую самостоятельно, на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ (услуг).
– право частной собственности (ст.ст. 35, 36) означает право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе землей как единолично, так и совместно с другими лицами; лишение имущества возможно только по решению суда, гарантируется право наследования, принудительное изъятие имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного равноценного возмещения;
– право на свободу труда (ч.ч. 1 – 4 ст. 37). Каждый человек вправе решать для себя вопрос о своей трудовой деятельности, в т.ч. и не заниматься ею, принудительный труд запрещен. Сюда же входит право на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;
– право на отдых (ч. 5 ст. 37). Закон ограничивает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часами в неделю. С учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и других факторов, существует более сокращенная продолжительность рабочего времени.
– право на социальное обеспечение (ст. 39), т.е. государственную помощь и поддержку человека, который по тем или иным не зависимым от него причинам не имеет достаточных средств к существованию. Это право включает возможность получения гарантированной государственной пенсии или пособия;
– право на жилище (ст. 40). Содержание данного права проявляется в возможностях иметь постоянное жилье в пользовании (государственном, муниципальном жилищном фонде), в частной собственности (дом, квартира). Никто не может быть произвольно лишен жилища. На государство возложена обязанность по обеспечению права на жилище: содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере; стимулировать жилищное строительство и т.п.
– право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) состоит в возможности на платной основе (иностранцам, лицам без гражданства) и бесплатно (гражданам России) получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Государство принимать программы по охране и укреплению здоровья населения, меры по развитию системы здравоохранения, содействовать развитию физической культуры и спорта;
– право на образование (ст. 43) есть возможность получения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на общедоступной основе и бесплатно дошкольного и среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования; на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование. Наряду с государственными предусматривается существование негосударственных образовательных учреждений;
– право на культурную деятельность и свободу творчества (ч. 1 ст. 44). Данное право принадлежит любому человеку и включает в себя право на личную культурную самобытность (сводный выбор нравственных, эстетических и др.ценностей); на приобщение к культурным ценностям (доступ к государственным музеям, библиотекам и пр.); право на гуманитарное и художественное образование и некоторые др.
Понятие права и его признаки
Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Регулирование и охрана общественных отношений осуществляются с помощью социальных норм. В системе таких норм право занимает ведущее место. В юридической литературе право рассматривается как общесоциальное явление и как волеизъявление государства (юридическое право).
Как общесоциальное явление право характеризуется определенной свободой и обоснованностью поведения людей, то есть соответствующими возможностями субъектов общественной жизни, которые объективно обусловлены развитием общества, должны быть общими и равными для всех одноименных субъектов. Исходя из этого, право подразделяют на: права человека; права объединений, групп, слоев; права нации, народа; права человечества.
Юридическое право - это свобода и обоснованность поведе ния людей, задекларированная государством в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и другими ис точниками права.
Утверждение о том, что право оторвано от государства, привело к возникновению различных концепций правопонимания: естественного права, положительного права, права реалистического, психологического и т.п.
Юридическое (положительное) право в свою очередь подразделяют на объективное и субъективное.
Юридическим объективным правом называют систему всехправовых предписаний, установленных (санкционированных), охраняющихся и находящихся под защитой государства, имеющих общеобязательный характер, являющихся критерием правомерного или неправомерного поведения и существующих независимо от индивидуального сознания субъекта права. Юридическое субъективное право - это определенные возможности, мера свободы, принадлежащая субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет. К основным признакам права в его положительном (нормативном) понимании в качестве волеизъявления государства можно отнести следующие:
а) право - это система правовых норм;
б) это правила поведения общего характера;
в) эти правила имеют общеобязательный характер;
г) они тесно связаны между собой, действуют в единстве, объединяются в правовые институты, правовые отрасли и другие части системы права;
д) формально определены и закреплены в нормативно- правовых актах и других источниках права;
е) устанавливаются, санкционируются, гарантируются (обеспечиваются) государством и его органами;
ё) в своей совокупности регулируют социальные отношения между людьми; ж) правила поведения должны устанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости, гуманизма и милосердия.
Каждое право как элемент правовой системы состоит из множества правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную норму, необходимо знать, что они объединяются не по случайным признакам, между ними имеются конкретное сходство и различия. Благодаря этой объективной обусловленности и характерным признакам сходства иразличия между правовыми нормами все право можно представить как определенную систему.
Оно является системой правил общего характера. Это означает, что право имеет социальное назначение по регулированию поведения не только конкретного лица, но и кого-либо, кто вступает в отношения, которые им регулируются.
Право имеет общеобязательный характер . Его положения, содержащиеся в системе правовых норм, должны восприниматься как безусловное руководство к действию, которое исходит от государственных структур и не подвергается обсуждению или оценке с точки зрения их целесообразности, рациональности, желания или нежелания осуществлять.
Право характеризуется внутренней формой, то есть объ единением правовых норм в институты , подотрасли отрасли права и отдельные правовые комплексы.
Формальная определенность права характеризуется тем, что поведение субъектов в виде нормативной модели закрепляется в нормах права как права и обязанности участников общественных отношений, а также как вид и мера реакции государства (санкции), применяемые в случае Нарушения велений, содержащихся в нормативных предписаниях. Эти предписания должны исполняться именно в таком объеме и в тех случаях, в которых они нашли свое формальное закрепление в тексте правовой нормы.
Право становится обязательным лишь тогда, когда оно представляется или санкционируется уполномоченным на то субъектом, в пределах его компетенции и в порядке, предусмотренном устанавливаемой процедурой, то есть с соблюдением необходимых требований, поступающих в разработку, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение и отмену действия правовых предписаний.
Установление права означает подготовку и принятие органами государства правовых норм. Санкционирование права - это утверждение, регистрация, предоставление разрешения на общеобязательность уже существующих социальных норм.
Осуществление права обеспечивается государством. Это проявляется в том, что государство создает, с одной стороны, реальные условия и способы, оказывающие содействие беспрепятственному добровольному осуществлению соответствующими субъектами сформулированных в правовых нормах образцов поведения, а с другой - соответствующие меры поощрения, убеждения и принуждения к осуществлению желательного поведения, а также применяет эффективные санкции в случае невыполнения требований правовых норм.
Следовательно, право как волеизъявление государства - это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, гарантированных и обеспеченных им правил поведения, тесно связанных между собой и регулирующих общественные отношения между людьми в интересах определенной части (большей или меньшей) населения в социально, неоднородном обществе.
Право имеет определенные направления влияния и строится на конкретных правовых и демократических началах.
Функции права - это основные направления его влияния на общественные отношения. Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его влияния на общественные отношения между людьми.
Функции права подразделяют на общесоциальные и специальные юридические.
К общесоциальным относятся функции: 1) гуманистическая - право охраняет и защищает права
человечества, народа, человека; 2) организаторско-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем; 3) информационная (коммуникативная) - право информирует людей о свободе законодателя; 4) оценочно-ориентировочная - поведение людей оценивается с учетом законов государства, определяет бесконфликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного по
ведения; 5) идеологическо-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает в нем образцы правомерного поведения; 6) гносеологическая (познавательная) - право выступает источником знаний.
К специальным юридическим функциям права относятся регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная.
Регулятивная функция направлена на урегулирование общественных отношений посредством закрепления желательного поведения в тех или иных отраслях и институтах права. Регулятивно-статическая функция - это влияние права на общественные отношения, что укрепляет и регулирует общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - обеспечивает динамичное развитие гражданского общества; правовое воздействие осуществляется таким образом, что, например, Верховная Рада Украины исключительно законами регулирует права коренных народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права). Или путем принятия Государственного бюджета Украины создаются предпосылки для каких-либо расходов государства на общественные потребности (регулятивная динамика).
Охранительная функция направлена на охрану соответствующей системы общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшение или устранение их из повседневной жизни.
Издание служебным лицом нормативно-правовых или распорядительных актов, изменяющих доходы или расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, наказывается лишением свободы до четырех лет (ст. 211 УК Украины). Это охранительная функция права.
Принципы права - это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, обозначенные в нем закономерности общественной жизни.
В современной юридической литературе признаются принципы: демократизма, законности, гуманизма, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и лица и т. п. Различают также общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы и принципы институтов права.
Принципы права, как руководящие юридические требования, отражают особенности и специфику юридического права, носят нормативный, регулятивный характер, определяют и направляют правомерное поведение людей. В теории права существуют разные классификации принципов права. Например, их подразделяют на общечеловеческие, типологические, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права.
Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, идеалы или основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощающие лучшие, прогрессивные достижения правовой истории человечества, признанные международными нормами права.
Такими принципами являются: 1) закрепление в праве меры свободы человека и обеспечение его основных прав; 2) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях; 3) верховенство закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительного органа государства; 4) взаимосвязь юридических прав и обязанностей; 5) регулирование поведения людей и их объединений по общепринятым типам правового регулирования: "разрешено все, что прямо не запрещено законом"; 6) деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу: "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом"; 7) четкое закрепление правовыми нормами процедурно - процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей; 8) правосудие осуществляется только судами и должно быть самой эффективной гарантией прав человека; 9) юридическую ответственность человек несет за свое виновное противоправное поведение; 10) в обществе должен действовать принцип презумпции невиновности лица.
Типологические принципы определяются как руководящие основы, идеи, свойственные всем правовым системам определенного исторического типа, отражающие его социальную сущность.
Например, рабовладельческому типу права присущи такие принципы: тесное переплетение норм права с родоплеменными обычаями; влияние религии на формирование права; непризнание рабов субъектами права; ярко выраженный классовый характер действующего права; охрана частной собственности и тяжелое наказание за покушение на рабовладельческую собственность; отсутствие четкой формулировки составов преступлений и широкий произвол судьи.
Феодальный тип права базировался на таких принципах: право привилегии, имевшее сословный характер; открытое право применения силы (кулачное право); партикуляризм, то есть раздробленность права; наличие канонического (церковного) права, обладавшего юридической силой; жестокость и широкая возможность судебной расправы.
Особенности современных переходных типов правовых систем состоят в постепенном воплощении общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в общечеловеческих принципах права.
Конкретно-исторические принципы права определяют основы,отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях. К ним относятся: принцип демократизма; принцип законности; принцип гуманизма; принцип равенства всех перед законом; принцип взаимной ответственности государства и лица.
Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуютсятем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности, относятся принцип гласности судопроизводства и принцип полной материальной ответственности.
Принципы институтов права - это основные идеи, лежащие в основе построения определенного института права: скажем, принцип неприятия двойного гражданства или принцип охраны и защиты всех форм собственности.
Социальная ценность и назначение права могут быть охарактеризованы как способность служить способом и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливости, прогрессивных интересов граждан и общества в целом.
Социальная ценность и социальное назначение права характеризуются следующими его проявлениями:
1. Право определяется как мера свободы и неприкосновенности человека, очерчивает пределы свободы, направляется на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония.
2. Оно объединяет общую свободу участников социальных отношений, влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.
3. Ценность и назначение права состоит в том, что оно является выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ,
утверждает равенство и правовой статус человека в обществе.
4. Право представляет собой источник обновления общества, выступает в демократическом гражданском обществе как фактор прогрессивного социального развития.
5. В качестве явления культуры и цивилизации оно имеет планетарный характер и обеспечивает решение проблем меж национального и международного значения.
Следовательно, право как социальный регулятор общественных отношений обеспечивает регулирование наиболее важных потребностей и интересов между людьми, как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового сообщества.
Общая характеристика основных отраслей права Украины
Государственное (конституционное) право - ведущая отрасльправа и законодательства, включающая систему правовых норм, институтов и нормативно-правовых актов, которые закрепляют и регулируют отношения народовластия, основы конституционного строя в Украине, правового статуса человека и гражданина, территориального устройства, системы государственных органов и организаций местного самоуправления в Украине.
Административное право - система административно-правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют общественные отношения в сфере государственного управления, то есть подзаконной исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, направленной на практическое исполнение законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Финансовое право - система правовых норм, регулирующих и охраняющих общественные отношения в сфере сбора и использования государственных средств и средств местного самоуправления.
Трудовое право - система правовых норм, регулирующих трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, без которого не может существовать ни одно общество.
Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, товарно-денежные и некоторые другие отношения, связанные или не связанные с имущественными, а также личные неимущественные отношения, основанные на равенстве участников этих отношений.
Брачно-семейное право - система правовых норм, регулирующих правоотношения брака, семьи, усыновления, опеки и заботы, регистрации актов гражданского состояния.
Жилищное право в Украине регулирует специфический вид общественных отношений, возникающих в сфере удовлетворения человеком и гражданином естественной потребности в жилище.
Экологическое право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения между людьми в сфере использования и охраны окружающей природной среды.
Предпринимательское право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательства, то есть самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный страх и риск деятельности по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и торговле с целью получения прибыли.
Уголовное право - система уголовных норм, установленных законодательным органом, определяющих основы и принципы уголовной ответственности, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, какой вид и мера наказания могут применяться к лицу, совершившему преступление.
Земельное право - система правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере владения, распоряжения и пользования землей, определяют земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны, земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, земли запаса.
Следовательно, отрасли украинского права следует рассматривать согласно различным основаниям классификации. В зависимости от места и роли в правовой системе общества выделяют такие основные отрасли, как традиционные, специальные и процессуальные.
Юридический процесс - система взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных государственных органов, должностных лиц, а также определение других субъектов, что выражается в осуществлении операций по решению юридических дел, которые обусловливают соответствующие юридические последствия (документы или решения) и регулируются процедурно-процессуальными нормами.
Конституционно-процессуальное право - система правовых норм, регулирующих порядок реализации конституционных материальных норм, проведение конституционного процесса, принятие и исполнение решений и выводов Конституционного Суда Украины.
Административное процессуальное право - система административных процессуальных норм,
регулирующих порядок реализации норм административного права.
Уголовно-процессуальное право - система уголовно-процессуальных норм, регулирующих порядок возбуждения уголовных дел, ведения относительно них дознания и предварительного следствия, судебного разбирательства, вынесения приговоров и других судебных решений, организация их исполнения.
Гражданско-процессуальное право – система гражданско- процессуальных норм, регулирующих порядок судебного разбирательства и вынесения решений в гражданских, трудовых, брачно-семейных, жилищных, земельных и некоторых других делах и организация исполнения принятых решений.
Хозяйственное процессуальное право – система арбитражно-процессуальных норм, регулирующих порядок применения норм хозяйственного права и признания субъектов хозяйственной деятельности банкротами.
Характеристика источников права как внешней формы его проявления
Помимо внутренней, различают также внешнюю форму права, или источники права. Это способы юридического проявления права, его организация в надлежащую юридическую оболочку.
Право всегда должно иметь определенную форму, то есть быть формализованным, а форма должна быть содержательной, то есть содержать определенный текст, выраженный юридическим языком, и нести очевидную смысловую нагрузку. Если норме не придана определенная форма, то она остается нормой поведения, но не является нормой права.
К внешней форме (источникам) права относятся: правовой обычай; судебный или административный прецедент; нормативный договор, нормативно-правовой акт.
Правовой обычай - санкционированное государством общепринятое правило поведения общего характера.
Правовой (судебный или административный) прецедент - решение компетентного органа государства, которому предоставляется формальная обязательность во время решения всех последующих аналогичных судебных или административных дел.
Нормативный договор - объективно формально-обязательные правила поведения общего характера, установленные по договоренности и с согласия двух или более субъектов и обеспечивающиеся государством (например, договор об образовании федерации, коллективный договор).
Нормативно-правовой акт - решение компетентных субъектов, которое выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального документа в письменной форме, обеспечивается государством и порождает юридические последствия.
Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Законы - нормативно-правовые акты, утверждаемые законодательными органами, имеющие высшую юридическую силу и регулирующие наиболее важные общественные отношения в стране. Кроме конституции страны, существуют еще такие виды законов: конституционные, органичные, обычные.
Все законы имеют высшую юридическую силу, которая проявляется в том, что:
1) никто, кроме органов законодательной власти, парламента и народа в процессе законодательного референдума, не может принимать законы, изменять или отменять их;
2) Конституционный Суд Украины может признать закон Украины или его отдельное положение неконституционным;
3) все другие нормативно-правовые акты должны быть подготовлены в соответствии с законом;
4) в случае коллизий между нормами закона и подзаконного нормативно-правового акта действуют нормы закона;
5) только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятие закона в случае возвращения его Президентом по причине наложения вето. Подзаконные нормативно-правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства (их должностных лиц), уполномоченных на то государством общественных объединений по установлению, вступлению в силу, изменению и отмене нормативных письменных документов, развивающих или детализирующих отдельные положения законов.
Различают такие виды подзаконных нормативно-правовых актов в зависимости от субъектов, которые их издали:
· нормативные акты Президента Украины;
· акты Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины, высших судов Украины, Генерального прокурора Украины, Верховного Суда Автономной Республики Крым;
· акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым;
Акты министерств, государственных комитетов, других органов центральной исполнительной власти со специальным статусом;
Нормативные акты государственных администраций в регионах, городах Киеве и Севастополе, районах в этих городах;
Нормативные акты органов регионального и местного самоуправления;
Нормативные акты отделов и управлений соответствующих центральных органов на местах;
Нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;
Другие подзаконные нормативные акты. Нормативные акты действуют во времени, пространстве и
относительно круга лиц. Характеризуя действие нормативно-правовых актов во времени, следует различать: вступление в силу; прекращение действия; обратную силу действия.
В теории права рассматриваются следующие варианты вступления в силу нормативно-правовых актов: по истечении 10 дней с момента его опубликования; срок устанавливается в самом нормативном или в специально принятом акте; если нормативный акт не публикуется, то с момента его получения исполнителем.
Нормативно-правовые акты утрачивают силу вследствие: окончания срока давности, на который издавался акт; прямой отмены конкретного акта; фактической отмены акта другим актом, принятым по одному и тому же вопросу.
Обратное действие - это такое действие на правоотношение, которое подразумевает, что новый нормативный акт существовал в момент возникновения правоотношения. Общее правило таково: "норма права обратной силы не имеет". Но бывают исключения, скажем, в уголовном, административном законодательстве. Если нормативный акт, принятый после совершения правонарушения, смягчает или освобождает от юридической ответственности, то акт имеет обратную силу, а если устанавливает или отягчает, то такая норма (или акт) обратной силы не имеет.
Действие нормативных актов в пространстве характеризуется определенной территорией: государства в целом, соответствующего региона, административно-территориальной единицы, отдельного предприятия, организации.
Относительно круга лиц нормативно-правовые акты распространяются на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.
Исключением признаются отдельные иностранные граждане, имеющие иммунитет от юрисдикции государства пребывания. Это отдельные дипломатические и консульские работники, вопрос о юридической ответственности которых решается на основании международных соглашений.
Систематизация нормативных актов - деятельность по приведению в порядок и совершенствованию нормативных актов, приведение их к определенной внутренней согласованности с помощью создания новых нормативных актов или сборников.
Систематизация осуществляется государством, его органами и должностными лицами и негосударственными организациями и их служащими.
В систематизации различают инкорпорацию и кодификацию.
Инкорпорация - вид систематизации нормативных актов, состоящий в сведении их в сборники в определенном порядке без изменения содержания. Критерии систематизации: хронологический или алфавитный порядок, направление деятельности, сфера общественных отношений, тематика научного исследования и т. п.
Виды инкорпорации: по юридическому значению (официальная, неофициальная); по объему (общая, отраслевая, международная, специальная); по критерию объединения (предметная, криологическая, субъективная).
Разновидностью инкорпорации является консолидация, вследствие которой создаются новые нормативные акты. Нормативные предписания размещаются в логическом порядке после редакционной обработки (или без таковой), изменения не вносятся.
Кодификация - вид систематизации нормативных актов, имеющих общий предмет регулирования, состоящий в их содержательной переработке (устранение разночтений и противоречий, отмена устаревших норм) и создании сводного нормативного акта.
Разновидностями кодификации являются кодекс, устав, положение.
Кодекс - кодификационный акт, который обеспечивает детальное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений и структурно разделен на части, разделы, подразделы, статьи, в определенной мере отражающие содержание той или иной отрасли законодательства. В современном законодательстве Украины имеются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс, Кодекс законов о труде и т. п.
Устав, положение - кодификационные акты, в которых определяется статус определенного вида государственных организаций и органов. К ним не относятся положения об индивидуально-определенных органах, не имеющие общего характера.
Правовые отношения
Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) правовые отношения, которые постоянно возникают, изменяются или прекращаются. Правоотношения - это урегулирован ные нормами права общественные отношения, участники которых выступают как носители взаимных субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых государством.
Основные признаки правоотношений: а) возникают на основе норм права; б) характеризуются наличием сторон, имеющих субъективные права и юридические обязанности; в) являются видом общественных отношений физических или юридических лиц, организаций и общностей; г) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.
Правоотношения имеют сложное строение иохватывают: субъекты; объекты; содержание правоотношений.
Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты.
Субъектами правоотношений признаются те участники, которые являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты правоотношений можно разделить на: физических и юридических лиц; государственные и общественные организации; различные общности (трудовой коллектив, нация, народ, население соответствующего региона и т. д.); гражданское общество.
Субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.
Правоспособность - способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Дееспособность - способность субъектов своими действиями приобретать и самостоятельно осуществлять субъективные права и выполнять юридические обязанности. Ее разделяют на договоро- и деликтоспособность
Договороспособность - способность субъекта прав…
Право - это система общеобязательных формально определенных норм - правил поведения, регулирующих
общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от
нарушения с помощью мер государственного принуждения.
Признаки:
1. Нормативность - реализация правовых предписаний в форме социальных норм; наличие у права всех
признаков, свойственных социальным нормам - правила поведения, обеспеченные средствами
социального принуждения, рассчитанные на применение в типичных массовых ситуациях и обращенные
к неопределенному кругу субъектов.
2. Системность - право представляет собой упорядоченную стройную систему правил, содержащихся в
правовых актах и иных источниках. Каждое правовое предписание не находится в отрыве от других, но
имеет собственное место во всей системе, связано иерархическими связями с другими нормами права и
норами права. Все нормы права должны находится в отношениях логической согласованности друг с
другом и упорядоченности в рамках всей системы права.
3. Общеобязательность - все лица, которых касается действие норм права, обязаны неукоснительно
соблюдать и исполнять предписания норм. При этом незнание закона не освобождает субъектов от
ответственности за несоблюдение запрета или неисполнение обязанности.
4. Формальная определенность - два аспекта: а) внутренний - формулировка правового предписания
должна быть четкой, ясно выраженной, понятной всем субъектам права, на которых распространяется
действие нормы права. Веление должно быть сформулировано доступно, формально четким языком, не
допускающим разнообразных толкований, все специальные понятие должны., быть раскрыты в
Определениях - правовых дефинициях, все оценочные категории должны быть также определены в
законе, б) внешний - нормы права должны быть доступны для ознакомления, содержаться в письменных
источниках, из статуса которых понятны юридическая сила нормы и ее место в системе права, быть
открытыми, то есть каждое лицо должно иметь возможность ознакомится со своими правами и
обязанностями.
5. Связь с государством - два аспекта: а) нормы права исходят от государства - то есть принимаются и
вводятся в действие институтами государственной власти в строго определенных процедурах либо
институтами гражданского общества или местного самоуправления с санкции государственной власти
при посредстве процедур делегирования государственных полномочий; б) нормы права охраняются от
нарушения силой государственной власти при помощи мер государственного принуждения.
6. Регулятивность - право выступает средством регулирования общественных отношений по своему
социальному назначения и целью права является формирование общественного порядка.
Право занимает
специфическое место в системе иных нормативных социальных регуляторов, действующих в данном
обществе.
7. Предоставительно- обязывающий характер - право использует специфический, присущий только ему
метод нормативного регулирования - наделение одних субъектов правами, а других
корреспондирующими обязанностями. Эти субъекты оказываются соединены юридической связью,
правовым отношениям, в котором каждому праву противостоит обязанность соблюдать это право
другими лицами либо способствовать своими активными действиями реализации этих прав. В этом
состоит сущность юридического образа регулирования - высшего типа нормативного регулирования.
8. Интеллектуально-волевой характер. С одной стороны право имеет интеллектуальное содержание, так как
обусловлено предварительным познанием разумом человека закономерностей поведения людей и
выбором оптимальной модели ПР, реализуется посредством формулировки правил поведения. С другой
стороны право имеет волевое содержание, так как отражает волю общества на установление избранных
моделей поведения в качестве всеобщих, отражает желание достижения эффективных последствий
права, желание ввести его в действие.
9. В сущности своей содержание права оказывается обусловленной волей данного общества или волей
группы людей, осуществляющей управление данным обществом. В свою очередь содержание этой воли
основывается на культурном и материальном уровне развития данного общества, от конкретных
действующих в данном обществе факторов. В этом состоит его конкретно-исторический характер.
Таковы понятие и признаки права, разработанные в рамках так называемого нормативного подхода к праву
или нормативного правопонимания. В рамках других учений и концепций права ученые формулируют иные
определения права и систему его признаков.
68. Объективное и субъективное в праве.
Вместе с тем мы дали определение права в объективном смысле. Надо отличать право в объективном
смысле и субъективном.
В русском языке эти две разные вещи обозначаются одним термином, что ведет к смешению понятий.
Право в объективном смысле - это совокупность, система юридических норм, выраженных,
объективированных в соответствующих внешних актах государства (конституциях, законах, указах); это
объективное право, то что дано всем внешне, объективно, является общим для всех субъектов права.
Это право - веление.
Право в субъективном смысле - это система прав, свобод, обязанностей граждан, личности и иных
субъектов права, вытекающих из объективного права, от права внешнего, закрепленного в законах, которые
реализуются конкретными субъектами в конкретных правовых отношениях.
Это право - притязание.