«Пути решения подростковой преступности» сообщение. Подростковая преступность в россии

Переходной возраст - это период личностного становления ребёнка, во время которого у него формируется система жизненных приоритетов и ценностей. Рост подростковой преступности в России напрямую связан с отсутствием грамотного воспитания детей, созданием у них неправильных моральных установок. Понять, в чём заключаются причины подростковой преступности, поможет анализ отношений несовершеннолетнего с родителями, школой и друзьями.

Подростковая преступность является одной из наиболее острых социальных проблем в России. Ежегодно увеличивается количество краж, разбоев и прочих преступлений, совершённых несовершеннолетними правонарушителями. Как предотвратить всплеск подростковой преступности? Для этого необходимо разобраться с причинами, побуждающими детей переступить черту закона, а затем принять меры, направленные на их устранение.

Причины подростковой преступности различны, однако все они в той или иной степени связаны со взрослением ребёнка. Многие ребята перестают ассоциировать себя с детьми и требуют, чтобы окружающие считались с их интересами. Пытаясь самоутвердиться в своём взрослом статусе и заслужить авторитет в глазах сверстников и старших товарищей, они нередко начинают курить, выпивать, пробуют наркотики, вступают в половую жизнь. Бунтарское поведение, нежелание подчиняться общепринятым требованиям и правилам приводит к ухудшению отношений с родителями и учителями. Подростки не имеют достаточного жизненного опыта для того, чтобы отличить правду ото лжи, добро от зла. Попав под дурное влияние неблагонадёжных друзей, они начинают с презрением относиться к морали и легко соглашаются на поступки, находящиеся вне рамок закона. Занимаясь хулиганством, воровством и прочими видами преступной деятельности, они ощущают себя героями и не задумываются о том, что за все свои «подвиги» рано или поздно им придётся понести наказание.

Естественно, что не все подростки становятся преступниками. Во многих случаях фактором, толкающим несовершеннолетних на скользкий путь правонарушений, является неправильное воспитание в семье. Заботясь о материальном благополучии детей, родители часто не уделяют внимания развитию их нравственности. Предоставленные сами себе, подростки большую часть свободного времени проводят за компьютерными играми, просмотрами боевиков. Жестокость, агрессия и антиморальность, пропагандируемая в них, часто становятся для них примером для подражания. И нет ничего удивительного, когда подросток, пытаясь быть похожим на героя любимого фильма или игры, начинает копировать его поведение и совершать противоправные поступки. Предотвратить такой сценарий развития достаточно легко, если уделять достаточное внимание воспитанию ребёнка. Родителям важно помнить, что их задача заключается не только в обеспечении материальных потребностей отпрыска, но и в приобщении его к высокой нравственности. Не нужно поощрять его увлечение компьютерными играми и жестокими фильмами. Подростку необходимо прививать заинтересованность к спорту, наукам, приучать его к общественно полезному труду. Правильно расставленные жизненные приоритеты помогут вырастить из него законопослушного и высокоморального человека.

Родителям необходимо помнить, что дети во многом копируют их привычки и манеру держаться в обществе. Если мама с папой курят, любят выпить, презрительно относятся к окружающим, тогда их взрослеющий ребёнок будет считать такую модель поведения нормой. Желая вырастить из подростка добропорядочного гражданина, родители должны стать для него примером для подражания.

На уровень подростковой преступности оказывает непосредственное влияние сложная экономическая ситуация в стране. Стремление обладать вещами, на приобретение которых у ребёнка нет средств, может толкнуть его на совершение преступления. Чтобы этого избежать, старшему поколению необходимо формировать у отпрысков правильное отношение к чужой собственности, не воспитывать у них потребительские наклонности. Имея чётко сформированную позицию, подросток вместо того, чтобы присваивать незаконным путём понравившуюся вещь, постарается заработать денег и приобрести её честным путём.

Подростковая преступность в России неразрывно связана с плохо организованной системой профилактики правонарушений в учебных заведениях. Современные педагоги почти не занимаются воспитанием учеников, основное внимание уделяя объяснению учебного материала. Помимо этого в школах слабо развита психологическая поддержка детей, а работа с трудными подростками практически отсутствует. Эта проблема является очень серьёзной, так как не получая должного воспитания ни в семье, ни в школе, подростки быстро подвергаются деструктивному влиянию и становятся на скользкий путь. Избежать этого можно с помощью создания сети психологических служб, в которых подрастающее поколение сможет получать необходимую квалифицированную поддержку.

В 2009 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на территории Житковичского района наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием.


За 1-ое полугодие 2009 года несовершеннолетними на территории района совершено 19 преступлений (за 1-ое полугодие 2008 год — 10 преступлений). Все преступления зарегистрированы по линии уголовного розыска. Из 19 преступлений 15 совершено в г. Житковичи, 4 - на территории Житковичского района. В совершении преступлений принимали участие 20 подростков (в 1-ом полугодии 2008 года - 14 подростков).


Характеристика преступлений, совершенных несоврешеннолтеинми на территории Житковичского района (по видам преступлений):


*грабеж (ст. 206 УК РБ) — 0 (в 1-ом п/г 2008 года - 2);


*кража (ст. 205 УК РБ) - 11 (в 1-ом п/г 2008 года - 7);


*хулиганство (ст. 339 УК РБ) - 7 (в 1-ом п/г 2008 года - 1;


*менее тяжкие телесные повреждения (149 УК РБ - 1 (в 1-ом п/г 2008 года - 0).


Из общего количества совершенных несовершеннолетними преступлений 14 совершены в группах (в 1-ом п/г 2008 года - 4), в том числе 6 - в группах со взрослыми. В 1-ом полугодии 2009 года 5 преступлений совершено несовершеннолетними, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. В 1-ом полугодии 2009 года несовершеннолетние Кардаш И.Г. и Рогалевич А.И. вместе совершили 6 преступлений, а несовершеннолетний Хамицевич А.А. совершил два преступления. В 2009 году произошел рост преступлений с участием несовершеннолетних, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности и не состоявших на учете.


Анализ совершенных преступлений показывает, что среди преступлений, совершенных несовершеннолетними, преобладают корыстные преступления - более 57 процентов, и хулиганства - более 36 процентов от общего количества зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними.


Предметами преступного посягательства при совершении несовершеннолетними преступлений против собственности выступали: автомобиль, запчасти к транспортным средствам, деньги, продукты питания, сотовые телефоны. В 1-м полугодии 2009 года несовершеннолетними совершались кражи: из транспортных средств, расположенных на неохраняемых автостоянках, из торговых объектов, на рынке, в кинотеатре, из комнаты общежития училища и из гаража.


Росту преступности несовершеннолетних в большой степени способствует неорганизованность досуга молодежи. В результате создается почва для злоупотребления спиртными напитками, бессодержательного времяпрепровождения, бесконтрольности поведения, формирования групп, склонных к совершению преступлений. Так, 6 преступлений или 31,6 процента несовершеннолетними совершено в выходные дни.


Несомненную пользу приносит вовлечение несовершеннолетних, в том числе «трудных» подростков, в деятельность молодежных общественных формирований, закрепление за ними общественных воспитателей. В то же время возникла необходимость более пристально обращать внимание на поведение подростков во внеучебное время, делая акцент на проведение индивидуальной работы. К примеру, несовершеннолетний Кардаш И.А., учащийся СОШ №1 г. Житковичи, член ОО «БРСМ» в группе с другими подростками совершил 6 краж. На протяжении длительного времени, в период совершения краж с декабря 2008 года по февраль 2009 года, несовершеннолетний Кардаш И.А. не попадал в поле зрения как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, так и общественного объединения. Это результат того, что соответствующая профилактическая работа с ним не проводилась.


Среди выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, 52,6 процента составили учащиеся общеобразовательных школ, 36,8 процента - учащиеся ГПТУ-182 г. Житковичи. В целом в характеристике несовершеннолетних правонарушителей просматривается их отставание по уровню образования от сверстников. Самая криминальная категория - лица школьного возраста с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием социально значимых интересов. По-прежнему имеет место неэффективная воспитательная работа в отдельных учреждениях образования, слабый контроль за посещением занятий, преобладание массовых мероприятий воспитательного характера вместо организации индивидуальной работы с конкретными подростками, в результате создаются предпосылки для совершения преступлений. Наиболее неблагополучно обстановка в данном направлении складывается в УО «Житковичское ГПТУ-182 сельскохозяйственного производства» и СОШ №1 г. Житковичи. К примеру, несовершеннолетний Евтухович В.Ю., учащийся ГПТУ-182, в текущем году трижды рассматривался на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Без должного реагирования со стороны администрации училища и инспекции по делам несовершеннолетних остается поведение учащихся училища, находящихся на полном государственном обеспечении и получающих определенные денежные средства, часть из которых расходуется на приобретение спиртного. Так, учащийся ГПТУ-182 Плешенков Ю.В. на протяжении длительного времени совершал преступления и правонарушения, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Лишь 30-го июня 2009 года по инициативе прокуратуры направлено в суд заявление об ограничении в дееспособности несовершеннолетнего Плешенкова Ю.В.


Просчеты в организации профилактической работы с подростками имели место в Юркевичской базовой школе, средней школе пос. Хвоенск, учащиеся которых в 1-м полугодии текущего года совершили преступления.


В 1-м полугодии 2009 года 27,8 процента несовершеннолетних, совершивших преступления, воспитывались в неполной семье. Воспитание ребенка в неполной семье само по себе не является криминогенным фактором, но содержит элементы риска. Нарушение структуры семьи довольно часто влечет за собой нарушение ее воспитательной функции. О существующей проблеме воспитания подростка в семье, где отсутствует надлежащий родительский контроль, свидетельствует тот факт, что в настоящее время в районе имеется 46 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 107 детей. Судом в 1-м полугодии 2009 года рассмотрено 16 гражданских дел о лишении родительских прав (за аналогичный период 2008 года - 8).


Анализ сложившегося положения показывает, что одними из причин преступности и совершения иных противоправных действий несовершеннолетней молодежи, наряду с объективными социально-экономическими факторами и недостатками в семейном воспитании, нежелании многих подростков учиться и работать, являются недостатки в деятельности заинтересованных государственных органов, учреждений и организаций, которые беспрекословно должны выполнять требования действующего законодательства о несовершеннолетних - Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», других основополагающих нормативных актов.


Таким образом, на основании изложенного, можно сделать следующие выводы:


В структуре преступности несовершеннолетних преобладают преступления против собственности (кражи) и хулиганства;


Каждое 6-е преступление подростками совершалось в состоянии алкогольного опьянения;


Больше половины несовершеннолетних, совершивших преступления, это подростки в возрасте от 14-ти до 16-ти лет;


По роду занятий среди выявленных подростков-правонарушителей большинство составляют учащиеся общеобразовательных школ и училища;



Практически каждый 3-й несовершеннолетний, совершивший преступления, воспитывается в неполной семье, каждый 5-й несовершеннолетний - ранее совершал преступления. Путями решения вышеуказанных проблем могут быть:


Активизация деятельности всех существующих субъектов профилактики (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций и общественный объединений) путём определения для каждого комплекса мер профилактического характера, которые они обязаны реализовывать на постоянной основе с учётом их функциональных полномочий;


Обеспечение контролируемого и согласованного взаимодействия всех субъектов, вовлечённых в проведение профилактических мероприятий;


Повышение уровня координации при осуществлении профилактических мероприятий с учётом их нацеленности на достижение конкретных результатов в сфере поддержания и укрепления правопорядка, предупреждения правонарушений, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, проживающих в районе;


Повышение внимания к вопросам исполнения законов о ранней профилактике семейного неблагополучия и преступности, особенно групповой и рецидивной преступности, пьянства, наркомании и токсикомании подростков и их родителей;


Обращение особого внимания на оказание должной социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в неблагополучных жизненных ситуациях, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.


В. ЧУГУНОВ, и.о. прокурора Житковичского района, юрист 1-го класса.

Пути и способы решения проблемы подростковой преступности

Филиппова А.А.

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, Россия,

(пединститут, отделение социальной педагогики, 4 курс)

Науч. рук.: Н.М.Ноговицына , к. пед. н., доцент

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные особенностями их возраста, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика.

Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии; когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Решение вопроса заключается в своевременной постановке “диагноза”, наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития .

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Основными элементами системы предупредительного воздействия являются:

Тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления;

Определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей;

Выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Целью индивидуальной профилактики является исправление и перевоспитание подростка, либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.

Для этого необходимо:

Выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;

Изучать личности этих подростков;

Определять и устранять источники отрицательного влияния на них;

Исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с целью недопущения реализации преступных намерений;

Контролировать поведение и образ жизни несовершеннолетних «группы риска»;

Периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие коррективы в работу.

Сотрудники органов внутренних дел совместно с социальными педагогами школ выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений, к которым можно отнести:

Подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);

Несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;

Несовершеннолетних, вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;

Подростков, осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора:

Подростков, освобожденных из воспитательных колоний .

Полное решение этой задачи возможно только при высоком уровне взаимодействия между всеми подразделениями органов внутренних дел, а также со всеми субъектами профилактики преступности несовершеннолетних.

Профилактика подростковой преступности должна быть одним из приоритетных направлений государственной и муниципальной власти. Здесь большое значение имеет проводимая политика государства, ее цели и приоритеты, при этом правовая политика (уголовная, административная и т.д.) должна быть научно обоснованной, последовательно и системно осуществляемой. Необходима реализация следующего комплекса мер социальной и специальной профилактики подростковой преступности.

Совершенствование федеральной и региональной социально-экономической политики. Безусловно, от уровня экономики страны зависят многие аспекты жизнедеятельности общества, в том числе и условия для проживания социально незащищенных слоев населения. От государственных капиталовложений в развитие производственных предприятий зависит дальнейшая судьба практически всей социальной сферы обеспечения и оказания услуг населению.

Осуществление системы социальных мер. Профилактика безнадзорности, разработка специальных проектов предупреждения преступности среди разных категорий подростков. Организация и поддержка работы клубов по интересам, спортивных секций, выставок, концертов и т.п. Меры по совершенствованию городской инфраструктуры, включая культурно-досуговую. Общеизвестно, что занятость молодежи спортом, приобщение к искусству, участие в общественных и политических мероприятиях влияет на картину подростковой преступности в сторону ее понижения.

Немаловажное значение имеет также совершенствование работы правоохранительных органов с позиции ювенальной юстиции.

Меры по совершенствованию правовой социализации граждан должны включать в себя повышение как нравственной, так и правовой культуры подростков. Отсутствие должной правовой культуры, дефектное правосознание и безнравственность граждан являются субъективной основой генезиса и развития преступности. Правовое и нравственное воспитание должно охватить все уровни обучения и воспитания (семью, школу, колледжи, вузы). Необходимо привлечь юристов к работе в школах; нужен своего рода правовой всеобуч, поскольку количество часов, отведенное школьными программами на преподавание основ права явно не достаточно. В вузах необходимо увеличить, учебные часы по таким предметам, как психология, теория государства и права, философия права, социология права, культурология.

Совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности федеральных и местных органов власти, правоохранительных органов в сфере борьбы с подростковой преступностью.

Данные меры должны быть направлены на решение следующих задач:

Обеспечение оптимального соотношения федеральной, региональной и местной нормативно-правовой базы в сфере предупреждения подростковой преступности;

Создание эффективной системы мер по выявлению беспризорных и безнадзорных детей;

Обновление законодательного регулирования системы контроля над деятельностью правоохранительных органов.

В Концепции по борьбе с преступностью, на наш взгляд, должно отводиться место для специального раздела, посвященный предотвращению подростковой преступности.

Использованные источники

    Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика.- М., 2000.

    Жигарев К. С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение: Учеб. пособие. - М., 2002

    Основы социальной работы: Учебник/ Под редакцией П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА – М, 2006

    Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. - т.1. - М., 2006.

Использование информационных технологий при руководстве ученическими мультимедийными проектами

Филиппова Е.К.

Центр образования №1486 СВАО Москвы, Россия

Человечество вступило в XXI век, век информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в век зарождения и становления информационного общества, в котором главной движущей силой является информация. Какой должна быть система образования, что нужно современному выпускнику, какими знаниями и умениями должен он обладать, чтобы чувствовать себя комфортно в этом обществе?

Новое время требует человека, способного самостоятельно решать проблемы, человека творческого, умеющего использовать и применять навыки исследовательской деятельности в своей работе. В современном обществе конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать прогрессивными технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Именно поэтому перед системой образования встает проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий.

Образование в XXI веке должно быть фундаментальным, позволяющим варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию. В центре внимания такого образования должна находиться деятельность самого ученика, его внутреннее качественное приращение и развитие. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «процесс самодвижения по пути познания» . Неотъемлемой частью такого процесса обучения становятся информационные технологии (ИТ), под которыми Г.К. Селевко понимает «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств полиграфии, связи, вычислительной техники и программного обеспечения» .

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует использование проектных технологий в изучении отдельных предметов.

Метод проектов с применением информационных технологий, обуславливающих обработку больших объемов информации, легко вписывается в традиционную классно-урочную систему и позволяет организовывать учебный процесс на деятельностной основе, способствуя формированию общеучебных и специальных компетенций обучающихся.

Выполняемый учащимися проект – это всегда авторское решение, исследование определенной проблемы, его практическая и теоретическая реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектное обучение отличается от работы над темой, в которой достаточно просто усвоить новый материал по теме.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельныхучеников по этому вопросу, обеспечивая применение дифференцированного подхода к обучению. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для реальной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных образовательных областей, для активизации их творческого мышления, исследовательских навыков.

По определению И.Д. Чечель, проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта .

При организации проектной деятельности школьников в ГОУ ЦО № 1486, определяя для себя понятие учебного проекта, мы берем за основу определение доктора педагогических наук Е.С. Полат: учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности

В рамках Городской экспериментальной площадки по теме «Содержание и организационно-педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе» в нашем центре образования сложилась целостная система проектной деятельности, в ходе которой учащиеся готовят мультимедийные презентации, гипермедиасочинения, электронно-учебные пособия, электронные словари, монтажные видеоролики.

Большинство ученических проектов, выполняемых в нашем центре образования, носят исследовательский характер, то есть полностью подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования. Широкое распространение получили творческие, игровые, информационные проекты. Подобная деятельность охватывает все образовательные области, но особенно актуальной она является для изучения иностранного языка.

Устранение недостатков активной устной практики, увеличение мотивации к изучению иностранного языка, обеспечение успешного формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а, следовательно, и развитие языковой личности, формирование целостной картины мира, повышение уровня гуманитарного образования школьников, расширение лингвистического кругозора учащихся – проблемы, которые стоят перед учителями иностранного языка. Решить такие проблемы позволяет технология проектного обучения.

Можно проанализировать методы проектного обучения в изучении английского языка, на примере практикоориентированного международного проекта «Легко ли быть молодым?». Тема этого проекта была выбрана не случайно. Однажды на уроках английского языка в 10-х классах были затронуты проблемы молодежи. Среди учащихся возникли споры, разногласия по данной проблеме, так возникла потребность в детальном ее изучении. Проектом было предусмотрено создание 3-х творческих групп, работающих по следующим направлениям:

1. Психологические и социологические исследования, проводимые совместно с психологами Центра образования;

2. Биологические исследования, проводимые под руководством учителя биологии;

3. Исследования, проводимые с помощью сети Интернет (двусторонняя переписка, форумы, чаты, видеоконференции, с использованием программы Skype).

Работа над проектом осуществлялась в рамках дополнительного образования, во время работы «Клуба любителей английского языка», а также в ходе самостоятельной подготовки учащихся. Проект был целиком на английском языке, поэтому роль учителя английского языка заключалась не только в координации деятельности учащихся, а также в помощи при переводе на английский язык сочинений, при общении с Мексиканскими и Американскими подростками, а также помощи при составлении программы клуба «Черное и Белое». Результатами этого проекта стали создание мультимедиа презентации, в которой были представлены видеоролики, схемы, графики, диаграммы, результаты работы исследовательских групп. Кроме этого, для решения проблем, возникающих среди подростков, учащиеся предложили создать на базе Центра образования клуб «Черное и Белое». Предполагалось ежемесячно проводить тематические встречи подростков нашего учреждения с представителями психологических служб, медицинских учреждений, представителями разных профессий, а также с привлечением родителей и учителей. Важно отметить, что инициатива создания такого клуба принадлежит самим подросткам. На сегодняшний день ведется активная подготовка программы работы, и составление каталога приглашаемых гостей.

Работая над проектом, учащиеся совершенствовали коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); осуществляли систематизацию раннее изученного материала, овладевали новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; развивали навыки оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях; развивали общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний; расширялся кругозор учащихся. Современные информационные технологии позволили учащимся создать мультимедийную презентацию, позволили объединиться многим подростками из России, Мексики и США. В процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при работе над данным проектом возникли связи между иностранным языком и миром самого учащегося, что способствовало развитию не только коммуникативной, но и информационной компетенции.

И, хотя в данной статье мы рассмотрели всего лишь один коллективный ученический проект, но все же мы считаем, что в ходе работы над ним нами был получен вполне значимый позитивный результат – повышение интеллектуальных, коммуникативных, информационных умений учащихся, что остро востребовано сегодняшней социально-педагогической ситуацией. Ведь, по словам П.И. Третьякова, «сегодня успешен не тот специалист, который способен в нужный момент «достать» из головы сведения, факты, применить научные теории, а тот, кто способен найти нужную информацию, в кратчайшие сроки приобрести необходимые, прежде всего интеллектуальные, умения, разрешить нестандартную ситуацию» . А включение новых технологий в образовательный процесс, возможность разностороннего проявления творческих способностей детей, отказ от репродуктивной формы обучения – все это должно дать не только новые образовательные результаты, но в отдаленном будущем посредством включения наших выпускников в социальные отношения, внести прогрессивные изменения в демократическое устройство нашего общества.

Использованные источники

1. Беляева Л.А. Образование и проблема неприсвоенности научного знания // Философия образования.- 2004. - №1(9). – С.36-41.

2. Полат Е.С. Компьютерные телекоммуникации – школе. –М.: РАО ИСО, 1995. – С.86

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. -208с.

4. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. Методология учебного проекта. – М.: МИПКРО, 2000. – 54с.

5. Школа: Проектирование развития образовательной среды / Под науч. ред. Третьякова П.И. – М.: МИОО, 2007. – 272с.

Роль личности преподавателя и ее влияние на качество образования

Халтурина Н. А.

Московский городской педагогический университет, Россия

Науч. рук.: С. П. Рощин, к. пед. н., доцент

С помощью педагога учащиеся овладевают знаниями, постигают науку, происходит их личностное развитие. Результат обучения зависит от профессиональных и личностных качеств учителя. Опытный педагог сумеет интересно и понятно донести новую информацию до учащихся.

Но можно нередко встретить таких учителей, которые по своей вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования и не развив в себе те важные личностные качества, как, например, наблюдательность, точность, тонкость мышления, воля, грамотная и выразительная речь, чувство вкуса, вступили в педагогическую деятельность без всяких познаний и подготовки в качестве полноценного учителя. К сожалению, довольно часто преподаватель, не являясь для учеников лидером не может удержать внимание аудитории, заинтересовать ребят своим предметом, решить даже небольшие трудности в учебном процессе. К тому же учитель может быть неподобающе или неряшливо одет, невнятно и тихо говорить. Некоторые преподаватели ведут себя сковано, зажато, боятся свою аудиторию.

Все это негативно отражается на заинтересованности ребят к предмету и на их образовании в целом.

Ведя урок, хороший педагог увлекает учеников интересным подбором материала, доступно излагает трудный материал, вводя сложные формулировки постепенно, соответственно уровню знаний учащихся. Важно помнить, что непонятное всегда не интересно.

Чтобы заинтересовать учеников, преподаватель должен увлеченно рассказывать свой предмет, речь педагога должна быть эмоционально окрашена. И тогда он найдет тропу к сердцу ученика. Образцом преподавателя для меня является П. П. Чистяков, великий педагог и художник, его учениками были В. Серов, В. Васнецов, И. Репин, К. Коровин, М. Врубель. Он умел так организовать занятия, что они превращались для учащихся в одну сплошную увлекательную лекцию.

«В Академии его дежурства в этюдном классе все ученики очень любили. Когда Павел Петрович был в классе, никто не пропускал занятий, все мольберты были заняты, чего никогда не было у других профессоров. Что Павел Петрович сказал, то считалось ценным для всех!.. в классе, на лестнице, в коридоре, в музее, на выставках – везде его окружала толпа учеников и всегда шла задушевная беседа об искусстве.»

Педагогическая деятельность П. П. Чистякова является примером не только в области изобразительного искусства, но и для других наук.

В результате небольшого опыта работы с учениками в художественной школе (я преподаю рисунок, живопись и композицию четвертый год) я нашла свои методы, как заинтересовать ребят. В начале занятия сразу стараюсь овладеть вниманием ребят, увлекательно и красочно объяснить задание. Затем мы вместе отправляемся сначала в школьную библиотеку (взять книгу с голландскими натюрмортами, например (в качестве пособия)), потом в натюрмортный фонд, подбираем подходящие нам предметы и драпировки, а затем составляем постановку. И дети, восхищенные и восторженные, садятся рисовать.

Во время работы их вдохновляет обсуждение работ великих мастеров, каким-то образом подходящих к теме занятия (может быть колорит, композиционное решение).

Очень важно, на мой взгляд, идти в ногу со временем, и в творческой работе помочь ученику овладеть новыми технологиями, найти свою манеру, технику при помощи тех материалов, которые дал педагог. В моем предмете воодушевляют ребят на творческие работы наши совместные прогулки по городу, посещение музеев, выставок. Тогда учащиеся могут остановиться на тех темах, которые их волнуют.

Когда ученики приступают к работе, важно не разрушить их сосредоточенность. Педагогу необходимо обсудить с ребятами, каким должен быть конечный результат их работы, а также вовремя направлять их деятельность. Каждый должен знать, что делать на данном этапе работы. И легче всего этого добиться при помощи грамотных методических пособий и подборок соответствующих учебных материалов (в зависимости от предмета).

Необходимо единовременно держать под контролем весь класс, иначе, если отпустить внимание, урок может пройти недостаточно продуктивно. Для достижения лучшего результата нужно постоянно руководить учащимися, помогать им решать сложные задачи (во всех дисциплинах).

Для более успешной работы с учащимися необходимо тонко чувствовать настроение каждого ребенка. Иногда всего несколько верно подобранных слов (это могут быть и позвали, и упрек, какое-то замечание или совет) могут побудить их к активной деятельности. Для этого требуются глубокие знания психологии.

Особо важным аспектом, мне кажется, является речь преподавателя. Говорить необходимо четко, выразительно, выдерживать паузы и не бубнить себе под нос – монотонная речь воспринимается плохо, и слушать такого оратора не интересно. В общем, вести себя необходимо как актер, играющий на сцене. Именно такая артистическая речь притягивает внимание публики.

Также важен и внешний облик, какое впечатление произведет преподаватель – он должен всегда быть подтянутым, со вкусом и к месту одет.

Безусловно, преподавателю нужно быть профессионалом своего дела. Человек, идущий учить, должен сам быть великолепно образован, постоянно повышать свой уровень эрудиции. И здесь я хочу сказать о вредности экзаменов «автоматом» в ВУЗах. Это сильно снижает уровень знаний студентов, будущих учителей. Экзамен это еще одна ступень в образовании. При живом общении с преподавателем студенты, может даже подсознательно, перенимают опыт общения, и при подготовке к экзамену повторяется весь материал и предмет усваивается в целом.

Педагог должен являться лидером. Учащиеся это всегда чувствуют и восхищаются хорошим преподавателем. Он должен являться для них идеалом. А будет ли это так, напрямую зависит от личности педагога.

Преподавание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку педагог взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощренное терпение в своей работе. Именно поэтому здесь нужна смелость, постоянство, упорство.

И потому необходимо вырабатывать те качества, которые необходимы для того, чтобы получить учителя. Для этого на факультетах педагогических ВУЗов необходимо внимательнее относиться к практическим занятиям по психологии. Ввести курсы актерского мастерства и сценической речи. На занятиях по методике уделять время для обучения ораторскому искусству и работы с речью. Для достижения лучшего результата на занятия приглашать профессионалов, например, актеров, телеведущих. А также ввести курс этики, включающий в себя правила поведения, общения, стиля.

Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь свое действительно своим, - идеал образованного человека, учителя. Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, учитель становится в определенные отношения к ученикам, к окружающим людям, к обществу, к государству.

Использованные источники

    Изобразительное искусство в школе № 3 2006 год.

    Ростовцев Н. Н. Методика преподавания в школе. Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1974.

Пелипенко Вячеслав

Проблема отношения социального и биологического в личности преступника была и остается предметом горячих споров среди социологов, психологов и криминологов многих стран. Разумеется, наука не может дать точное математическое выражение соотношения между социальным и биологическим факторами, влияющими на развитие черт личности индивидуума и его поведение, в том числе и антиобщественное, в силу чрезвычайного многообразия прямых и обратных связей между этими двумя сторонами развития личности. Однако очень важно, чтобы была правильно понята диалектическая связь между биологическим и социальным; взаимодействие и взаимообусловленность этих факторов между собой в процессе формирования личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подростковая преступность и её причины

Фестиваль исследовательских и творческих работ

учащихся «Портфолио»

Подростковая преступность и её причины.

Пелипенко Вячеслав

МОУ СОШ № 5

г. Ленска РС (Я)

г. Ленск 2008

  1. Введение _________________________________________________________ 3
  1. Психические и психологические особенности несовершеннолетних ________ 5
  1. Состояние и причины преступлений несовершеннолетних ________________ 6
  1. Предупреждение преступлений несовершеннолетних _____________________8
  1. Заключение________________________________________________________ 11
  1. Литература_________________________________________________________12

Введение.

Проблема отношения социального и биологического в личности преступника была и остается предметом горячих споров среди социологов, психологов и криминологов многих стран. Разумеется, наука не может дать точное математическое выражение соотношения между социальным и биологическим факторами, влияющими на развитие черт личности индивидуума и его поведение, в том числе и антиобщественное, в силу чрезвычайного многообразия прямых и обратных связей между этими двумя сторонами развития личности. Однако очень важно, чтобы была правильно понята диалектическая связь между биологическим и социальным; взаимодействие и взаимообусловленность этих факторов между собой в процессе формирования личности.

В стране с высоким уровнем преступности, темпы детской преступности, как правило, выше темпов роста преступности взрослой. Криминальная активность создает в обществе условия, которые способствуют вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность. Закон не может не реагировать на преступления несовершеннолетних.

В соответствии с УК РФ уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет за все виды преступлений, обозначенных в УК РФ. Но за строго определенный ряд преступлений перечисленных в ст. 20 УК РФ уголовная ответственность наступает с 14 лет:

  • убийство (ст. 105);
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);
  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112);
  • похищение человека (ст. 126);
  • изнасилование (ст. 131);
  • насильные действия сексуального характера (ст. 132);
  • кража (ст. 158);
  • грабеж (ст. 161);
  • разбой (ст. 162);
  • вымогательство (ст. 163);
  • неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);
  • умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч. 2);
  • терроризм (ст. 205);
  • захват заложника (ст. 206);
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст. 213 ч. 2, 3);
  • вандализм (ст. 214);
  • хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств (ст. 206);
  • хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

К несовершеннолетним (уголовный закон относит к этой категории лиц, которые ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет) могут быть применены далеко не все виды наказания. Например, исключается смертельная казнь. Лишение свободы назначается им на срок не свыше 10 лет. Исправительные работы по приговору суда не могут длиться больше 1 года. Срок лишения свободы несовершеннолетние осужденные отбывают, как правило, в воспитательных колониях общего либо усиленного режима.

При назначении наказания несовершеннолетним, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, влияния на него старших по возрасту. Несовершеннолетний возраст сам по себе является смягчающим вину обстоятельством.

Несовершеннолетним могут быть назначены следующие наказания:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок, если подросток впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, он может быть освобожден от уголовной ответственности и к нему возможно применение принудительных мер воспитательного воздействия;
  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних.

Одновременно подростку может быть назначено несколько таких принудительных мер. Предупреждение заключается в разъяснении вреда, причиненного подростком, и последствий повторного совершения преступления. Материально загладить причиненный вред подросток может, лишь имея самостоятельный заработок, к которому закон относит как стипендию, так и другие выплаты.

Если несовершеннолетний систематически не выполняет то, что ему предписано, мера воспитательного воздействия отменяется, и материалы направляются в суд для привлечения его к уголовной ответственности.

«Многие подростки-правонарушители совершают правонарушения совместно со взрослыми, находясь под их влиянием. Подстрекателями подростков нередко выступают преступники рецидивисты. Руками несовершеннолетних они совершают весьма опасные преступления, сами, оставаясь в тени и надеясь избежать ответственности. К сожалению, сами подростки, склонные нарушать нравственные нормы общества, идут навстречу таким покровителям, получая от них жалкие подачки в виде ими самими украденных вещей.

Иногда роль взрослых в нравственном падении несовершеннолетних проявляется в действиях, которые хотя и не связаны непосредственно с фактом совершения подростком конкретного правонарушения, но оказывают на него отрицательное влияние и тем самым способствуют различным аморальным и преступным проявлением. Это касается в частности, сферы полового влияния и развития несовершеннолетних. Любопытны, например, следующие данные проведенных обследований, примерно каждый третий изученный несовершеннолетний преступник рано начал жить половой жизнью; при этом более половины таких подростков вступали в половую связь с взрослыми девушками и женщинами.

Не всегда выявляются и привлекаются к ответственности взрослые, вовлекшие несовершеннолетних в преступную деятельность.»

А. Сахаров.

Криминолог

30.10.2007г. «9 лет лишения свободы получили 2 московских подростка за убийство гражданина Турции. Дело расследовали 2 года и довели до конца после того, как за соотечественника заступилось посольство. Вчера же были арестованы 6 московских школьников, которых обвиняют в убийстве якутского шахматиста Сергея Николаева. Оперативность правоохранителей во многом объясняется тем шумом, который был поднят вокруг убийства. В Якутии прошли митинги, гневно выступил глава республики Штыров, а буквально в понедельник (29.10.2007) крупнейшая алмазодобывающая компания объявила премию за поимку преступников – 1,5 млн. рублей. И вот результат. Между тем, виновные в нападениях в столице – на граждан Вьетнама, Таджикистана, Узбекистана – пока не найдены. Практика показывает – без общественного давления или денежного вознаграждения искать убийц-расистов никто не спешит…

Людмила Наздрачева

«Спасение от убивающих»

Новые известия № 199

от 31.10.2007.

Психические и психологические особенности несовершеннолетних.

Учет особенностей нервной системы несовершеннолетнего находится в стадии формирования и что в процессе образования промежуточных и переходных форм темперамента наблюдается определенное непостоянство в выработке тормозных реакций, ослабление контроля коры головного мозга над надкоркой (по сравнению со взрослыми). У подростков-правонарушителей с ярко выраженными чертами агрессивного поведения ослаблено осознанием значимости словесных раздражителей (второй сигнальной системы). Поэтому именно эту категорию правонарушителей часто называют «трудновоспитуемые».

Непостоянство процесса выработки тормозных реакций не может влиять на мотивационную сторону агрессивного деяния. Несовершеннолетний способен совершить такой акт, не задумываясь о его последствиях, под влиянием внезапно возникшего и быстро проходящего влечения к тому или иному объекту агрессии. Вот почему при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних против личности нужны особый подход, особая осторожность.

Повышенная эмоциональность несовершеннолетнего, преобладание возбуждения над торможением играют важную роль в формировании и реализации агрессивного действия. Непосредственные переживания усиливают эти свойства личности, в результате чего несовершеннолетний значительно легче, чем взрослый, в состоянии аффекта может реализовать свой противоправный умысел с применением насилия.

При анализе подобных правонарушений многие социальные психологи исходят из того, что особенности организации нервной системы подростка или юноши не могут не влиять на форму проявления того или иного действия. А ведь насилие, особенно применительно к несовершеннолетним правонарушителям, часто выступает именно как форма, а не как содержание противоправного акта. (Взять хотя бы преступления, в основе которых лежит подражание).

В то же самое время нельзя не учитывать и особенности физического развития несовершеннолетнего, в более узком значении этого слова. К примеру, при анализе таких преступлений, как изнасилование, мужеложство, нельзя не принимать во внимание (и в судебных, и в воспитательно-профилактических целях), что происходящее в подростковом возрасте половое созревание отражается не только на работе внутренних органов и деятельности мозга, но и на характере и поведении несовершеннолетнего.

Точно так же при изучении личностной стороны такого вида преступлений, как хулиганство, нельзя не учитывать того, что совершенствование мускульного аппарата, развитие костной системы влияют на формирование у несовершеннолетнего сознания своей силы, чувства гордости ею, стремление похвастаться, продемонстрировать эту силу, что порой выливается в акты агрессии и насилия.

Состояние и причины преступности несовершеннолетних.

Уголовная статистика на протяжении длительного времени фиксирует тенденцию постоянного все более интенсивного роста преступности несовершеннолетних как на всей территории бывшего Союза ССР, так и на территории Российской Федерации.

«В воспитательных колониях России содержится 12,7 тыс. человек. По данным Федеральной службы исполнения наказаний:

  • 40% - осуждены за кражы;
  • 14% - сидят за грабеж;
  • 13% - за разбой;
  • 5% - за убийства.

В России 3 воспитательных колонии для девочек от 14 до 18 лет. По новому Уголовному Кодексу в воспитательные колонии можно отправлять осужденных от 18 до 20 лет. Более 70% осужденных детей не имеют образования.»

«Новые известия» № 198

от 30.10.2007.

Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла в 7 раз быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной группы.

В ряде регионов несовершеннолетние преступники в значительной степени определяют состояние преступности в целом. В Архангельской, Камчатской, Кемеровской, Сахалинской, Мурманской областях на долю несовершеннолетних приходится каждое третье преступление, а по отдельным видам значительно больше.

Более тщательный анализ динамики преступности несовершеннолетних позволяет выявить ряд важных в криминологическом отношении обстоятельств.

Первое . Российская Федерация все годы, в течение которых регулярно ведется статистическое наблюдение, входила в число суверенных государств прежнего Союза ССР, имевших наиболее высокий уровень преступности несовершеннолетних и отличавшихся наиболее интенсивными темпами ее роста – в среднем на 14-17% каждые пять лет.

Второе. Рост преступности несовершеннолетних, начиная с 1975 г., происходил на фоне сокращения или крайне незначительного в отдельные годы увеличения общей численности этой возрастной группы в населении России.

Третье. Происходил он вместе с общим ростом преступности в стране, охватывающим и иные возрастные группы населения, но практически всегда был более интенсивным.

Четвертое . Преступность несовершеннолетних росла, несмотря на то, что в отдельные периоды карательная практика в отношении этой категории населения была достаточно суровой. В период 1973-1984 гг. темпы роста судимости несовершеннолетних опережали рост выявленной преступности этого контингента преступников, а общая численность подростков, осужденных в этот период к мерам, связанным с лишением свободы, была весьма значительной. В 1981-1985 гг. среднегодовой число осужденных несовершеннолетних было самым большим не только за послевоенный период, но и за все послеоктябрьские годы Советской власти.

Пятое. Весьма существенную поправку в статистическую картину состояния и динамики преступности несовершеннолетних может внести более полный учет такого явления, как латентность, когда из-за плохого выявления, дефектов регистрации совершаемых подростками преступлений, фактический уровень этой преступности, если судить по оценкам специалистов-экспертов, в 3-4 раза выше, чем официально отражаемого статистикой.

Практика борьбы с преступностью несовершеннолетних постоянно приводит не только к известным искажениям общей картины данного явления за счет неполноты регистрации уголовно наказуемых деяний, но и к неточной или даже неправильной уголовно-правовой политике по возбужденным и расследуемым уголовным делам, по определению и исполнению наказания.

Расследование по делам несовершеннолетних идет по пути фрагментирования действительности из-за нежелания следователей выявлять всех участников преступления, все связи, все эпизоды и т.д. В итоге оказывается, что кража якобы совершается без наводчиков и сбытчиков краденного, спекуляция без организаторов приобретения предметов спекуляции, наркоманы функционируют сами по себе без производителей и распространителей наркотиков и т.д. Данные обстоятельства ведут к искажению всей статистической картины преступности: искусственно снижается общее число лиц, совершивших преступление, число разновозрастных групп, участвующих в преступных деяниях, и др.

Криминологические оценки к числу объективных условий , влияющих на рост преступности несовершеннолетних, отнесли увеличение детского населения: рост населения городов; слабые темпы выполнения мероприятий в области подъема материального благосостояния людей; недостаточный материально-бытовой жизненный уровень, прежде всего у одиноких и малообеспеченных многодетных матерей; чрезмерную занятость женщин-матерей, работающих на производстве и вынужденных одновременно нести тяготы бытового устройства семьи и воспитания детей, при крайней недостаточности детских учреждений, организаций бытового обслуживания; недостаточность учреждений внешкольного и дошкольного воспитания.

К причинам роста преступности несовершеннолетних в свою очередь были отнесены: неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях; слабая помощь родителям в деле педагогического воспитания детей и подростков; неудовлетворительные условия их воспитания во многих школах и других детских учреждениях; слабая подготовка кадров, ведущих воспитательную работу в этих учреждениях; неудовлетворительные условия воспитания во внешкольных учреждениях; неудовлетворительная работа комиссий по делам несовершеннолетних; формализм в деятельности многих общественных организаций, призванных содействовать семье, школе, детским учреждениям, культурным и другим учреждениям в воспитании детей и подростков, а так же милиции, прокуратуре и суду в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних; недостатки в работе правоохранительных органов в данной сфере их деятельности.

Справиться с названными причинами и условиями преступности несовершеннолетних не удалось ни в те годы, ни сегодня. Во многом это связано с тем, что многочисленные правовые акты, хорошо проработанные в нормативном отношении решения по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями детей и подростков так и остались на бумаге. Исполнение их должным образом не контролировалось, предусмотренные профилактические меры не обеспечивались необходимыми кадрами, материальными и другими ресурсами.

Заместитель министра Внутренних Дел РФ Чекалин заявил о том, что доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними в России доросла до 8%. По оценкам экспертов, именно проблемы подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, детской проституции требуют срочного решения.

«В последние годы число подростков, страдающих алкоголизмом, возросло в 2,5 раза» - рассказал «НИ» руководитель Департамента межведомственной информационной деятельности Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Александр Михайлов. Число юных наркоманов еще выше – более 1 млн. человек в возрасте 11-24 лет. Однако на учете в наркологических диспансерах стоят только 126 тыс. несовершеннолетних. В Москве, по данным исследований, наркотики пробовали 23% старшеклассников. Всего в городе около 6,5 тыс. зарегистрированных в диспансерах подростков-наркоманов. Но по данным правоохранительных органов, в действительности число наркозависимых подростков нужно умножить на 6. а еще больше количество человек употребляют наркотики время от времени. Без профилактики алкоголизма и наркомании решить проблему подростковой преступности невозможно, уверены эксперты, ведь каждое 4 преступление в России совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а для подростков эта доля еще выше.

Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками.

«Это тревожная цифра – рассказал начальник пресс-центра МВД России Олег Ельников. Чаще всего дети и подростки совершают кражи, грабежи, хулиганские действия, наносят тяжкие телесные повреждения».

… именно на инспекции по делам несовершеннолетних возложена задача профилактики преступлений. «… выявляем детей, которые ничем не заняты, к примеру, собираются компаниями и употребляют алкоголь, пропускают школу, - объяснила «НИ» Антонина Рябова, зам.начальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВЛ по Москве. Милиционеры разговаривают с их родителями, учителями, просят обратить внимание. Если в семье, к примеру, одна мать еле перебивается, естественно, возникает благоприятная почва для того, чтобы дети в такой семье пошли на совершение преступлений или правонарушений».

Анастасия Береснева.

Наталья Корчмарек.

«Проблемы на вырост»

Новые известия № 188

От 16.10.2007.

Предупреждение преступлений несовершеннолетних.

По действующему законодательству координация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Они непосредственно призваны обеспечивать в организационно-управленческом отношении взаимодействие на региональном уровне различных звеньев функционирующей профилактической системы.

На практике эти комиссии все годы своей деятельности с большим трудом справлялись с обязанностями по рассмотрению конкретных материалов о правонарушениях детей и подростков, осуществляя и эту часть своей работы крайне неквалифицированно.

Такое положение имеет объективные причины. Объем деятельности комиссий по рассмотрению материалов о правонарушениях в несколько раз превышает нагрузку судебных органов. Подготовительное и исполнительное производство по этим материалам, включая канцелярско-техническое обеспечение данной работы, осуществляет один, часто не освобожденный от иных обязанностей, ответственный секретарь данной комиссии. При этих условиях создать, возглавить и функционально обеспечить комплексную систему охраны прав и интересов несовершеннолетних, профилактику правонарушений детей и подростков, систему оказания социальной помощи семье, они не могли.

«Необходимо создать службы профессиональных социальных работников, службы сопровождения семьи, - объяснил Борис Альтшулер, руководитель фонда «Право ребенка» – они должны работать с детьми, которые растут в необеспеченных и неблагополучных семьях, а так же с воспитанниками приютов. К тому же надо законодательно определить, как именно комиссии по делам несовершеннолетних должны проводить профилактику. Есть закон, предписывающий это делать, но не прописано, как именно нужно ее проводить. К тому же нужно ввести службы, которые будут социально сопровождать подростков, впервые совершивших преступление или правонарушение, несовершеннолетних, попавших в колонии, а так же вышедших из них. И, конечно, необходимо введение ювенальной юстиции на федеральном уровне. Детей должны судить специалисты в области именно подростковой преступности, психологии несовершеннолетних».

« В России пока не существует ювенальной юстиции. И нет специальных детских судей. Поэтому обычные судьи не стараются вникнуть в психологию несовершеннолетних. Они рассматривают их дела так же, как и дела взрослых преступников. Некоторые подростки, вспоминая о судебных заседаниях, отмечают, что «плохо понимали все происходящее и только на этапе осознали, на сколько лет их осудили». Иногда в суде могут посадить подростка на два года за кражу, хотя ущерб, нанесенный этим преступлением всего 500 рублей.

Анастасия Береснева.

Наталья Корчмарек.

«Проблемы на вырост»

Новые известия № 188

От 16.10.2007.

«Специалисты предсказывают всплеск подростковой преступности в России»

Сегодня фактически не действует законодательство об инспекциях и комиссиях по делам несовершеннолетних, общественных воспитателях, приемниках-распределителях. Для координации действий министерств и ведомств Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образована межведомственная Комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. В настоящее время разработан и реализуется комплекс дополнительных мер, направленных на:

  • существенное улучшение здоровья детей и подростков, их физического, умственного, психического состояния;
  • законодательное и иное нормативное выделение деятельности семьи, общества и государства по воспитанию подрастающего поколения в качестве особой сферы, требующей наибольших преимуществ и привилегий в сравнении с иными сферами производственной и социальной инфраструктуры общества, на первоочередное и всемерное укрепление родительской семьи как наиболее важного и совершенного социального института;
  • полную и своевременную компенсацию детям и подросткам через государственные и общественные институты социализации потерь, вызванных утратой родительской семьи или ее неблагополучием;
  • преодоление безответственности за судьбы несовершеннолетних, искалеченных лицами, осуществляющими их воспитание;
  • создание условий для сохранения, постоянного развития и полной реализации природных потребностей человека к творчеству, труду.

Конкретные меры принятые по этим направлениям по линии государства предусматривают:

  1. Решение основных задач, связанных с преодолением наследственных заболеваний, необходимость реального и существенного сокращения рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями психического и физического развития. Имеются в виду меры, направленные на устранение негативных воздействий на детей и их родителей экологических процессов, различных химических, в том числе медицинских, препаратов, существенное улучшение родовспомогательной службы и многое другое.
  2. Первоочередное и безусловное выделение денежных и иных материальных средств, оказание помощи каждой родительской семье не по возможности (остаточному принципу), а в размерах, действительно необходимых, учитывающих в том числе и инфляционные, а также иные негативные экономические и социальные процессы в развитии общества.
  3. Создание и развитие в стране службы помощи несовершеннолетним и семье, которая, располагая кадрами высококвалифицированных специалистов, значительными денежными и иными материальными средствами, в том числе приютами, убежищами, транспортом, могла бы обеспечить решение самой сложной проблемы подростков. Создание этой службы милосердия, помощи, охраны прав и интересов несовершеннолетних и их родителей должно сопровождаться сокращением различного рода служб, особенно в системе МВД, призванных инспектировать и контролировать семью и детей.
  4. Создание материальных, технических и иных условий для систематического участия каждого несовершеннолетнего в посильном, хорошо оплачиваемом труде. Необходимо исключить любые формы наказания детей и подростков трудом, а так же привлечение их к тем его видам, которые формируют с раннего возраста отвращение к труду.

В связи с практической реализацией в стране концепции судебной реформы на законодательном уровне в настоящее время прорабатывается вопрос о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних. Основополагающим принципом их деятельности должно стать положение Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях в отношении детей следует уделять особое внимание наилучшему обеспечению их интересов. Предполагается, что эти суды возьмут на себя как рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (о расторжении браков, алиментах, лишении родительских прав и т.д.), так и судебное разбирательство дел о преступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дел о преступлениях взрослых лиц, в результате которых нарушается нормальное развитие и воспитание детей и подростков (вовлечение их в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения и др.).

Предпринимаются меры и по существенному изменению работы с несовершеннолетними преступниками в условиях воспитательно-трудовых колоний, где они отбывают наказание.

Вот и получается, что после несчастливого детства, ареста, суда и СИЗО, колония для малолетки оказывается не самым худшим опытом жизни. На воле об этих детях никто не заботится, а в колонии, может быть, впервые за их короткую жизнь, взрослые наконец-то обращают на них внимание. Там кормят, одевают, обувают. Осужденные спят в теплых помещениях. И как это ни парадоксально, ведут нормальный образ жизни.

Отсутствие таких учреждений в 9 республиках и 16 областях Российской Федерации влечет за собой значительное по численности этапирование несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы (до 13 тыс. подростков ежегодно). Они теряют возможность встречаться с родственниками, обучаться на родном языке, соблюдать сложившийся уклад жизни, национальные и религиозные традиции. В настоящее время изыскиваются возможности для разукрупнения колоний, изменения мест их размещения с тем, что бы устранить эти негативные обстоятельства, способствующие рецидиву преступлений. Разработана и внедряется новая схема функционирования колоний для несовершеннолетних, которая включает в себя:

  • Участок для размещения несовершеннолетних на время проведения дознания и предварительного следствия (следственный изолятор для несовершеннолетних) в областных, краевых и республиканских центрах;
  • Собственно воспитательную колонию с регламентированным порядком изменений условий содержания осужденных в зависимости от поведения и результатов исправления;
  • Участок ресоциализации и адаптации к условиям жизни на свободе, предусматривающий полусвободный режим;
  • Учебно-производственный комплекс, обеспечивающий общеобразовательное обучение, профессионально-техническую подготовку и трудовое воспитание;
  • Психологическую службу, включающую кабинеты социально-педагогической диагностики, профессиональной ориентации, психологической разгрузки.

Создание таких воспитательных колоний должно способствовать более полному внедрению в практику основных принципов, закрепленных на международном уровне в минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, призванных обеспечить необходимые условия для исправления преступников

Заключение.

« Мы теряем нашу молодежь. И начинаем откровенно ее побаиваться. Согласно наблюдениям социологов, для Ленского района характерны негативные социальные проблемы. И, как следствие, мы получаем рост детской беспризорности, склонность подростков к жестокости, противоправным поступкам. Резко возросло число краж, угонов автомобилей. Преступления совершаются группами и чаще всего учащимися.

Одним из основных «воспитателей» подрастающего поколения в обществе являются молодежные и детские общественные объединения. Такая «армия спасения» в Ленском районе есть – это детское общественное объединение «Юный спасатель», которое мы создали в 2003 году при поддержке МЧС республики и Управления по Делам ГО и ЧС по МО «Ленский район».»

Леонид Иляхин

«В первую очередь спасать детей»

Ленский вестник № 93

от 24.11.2007.

Литература:

  1. Зелинский А.Ф. Рецидив преступлений. – Харьков, 1980.
  1. Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети преступники. Ред. Ю.И.Иванов. – Мн.: Литература, 1996. – 640с.
  1. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классе. Практикум профильного обучения. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с.
  1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96. № 63-Ф3.

Основной причиной подростковой преступности является фактор воспитания в семье. Именно в ней ребенок получает социализацию прежде всего. Родители, склонные к насилию и пагубным привычкам, способны сломать способность к нормальному становлению личности. Курение, алкоголизм, наркомания родителей представляют негативный . Он или войдет в ту же колею, или будет стремиться выбраться оттуда любыми способами. Одним из них станет преступление. Воровство ради пропитания нередко перерастает в более серьезные преступления.

Необязательно быть асоциальными родителями, чтобы ребенок ступил на путь преступлений. Грубое обращение, чрезмерная опека, отсутствие понимания, развод - все это ведет к назревающим желаниям подростка вырваться из семьи. Фактор переходного возраста еще больше обостряет это желание и стимулирует на неадекватные поступки.

Сироты и беспризорники чаще всего становятся преступниками, так как у них социализация в детском возрасте проходила в кругу сверстников, а не семьи. Зачастую окружение было неприятным и способствующим развитию желания отомстить или доказать уровень способностей.

Минусы правоохранительной сферы

Слабая деятельность органов, отвечающих за предупреждение преступлений подростков, также является одной из важнейших причин усиления неправомерных деяний. Это относится и к неэффективному надзору за соблюдением норм воспитания, и к плохому соблюдению международных прав ребенка, и к неразвитости социальной службы . Организация общественной работы с детьми также находится на крайне низком уровне.

Одной из причин подростковой преступности часто считают и мягкие меры наказаний. Уголовная ответственность откладывается до возраста, а подросткам предъявляют только в воспитательных учреждениях, или с родителей. Мнение специалистов разделяются по поводу ужесточения системы наказаний.

Недостатки школьного образования

Не раз подчеркивалось, что школы занимаются натаскиванием учащихся , игнорируя воспитательную функцию. Воспитание не несет целевых показателей, поэтому на нем внимание не . С точки зрения большинства психологов, школа как социальный институт несет ответственность за становление учеников. Следовательно, концентрация только на уровне знаний является неверной.

Способы борьбы

Методы борьбы с подростковой преступностью включают в себя работу психологов с брошенными, трудными детьми, сиротами и подростками из неблагополучных семей. Центры социальной и психологической помощи стараются совершенствовать свои методы для более эффективной работы.

Создание в школах системы воспитания может стать действенной помощью для трудных подростков. Дополнительные занятия должны включать в себя не только знаниевый уровень, но и этический момент. Классное руководство должно следить не только за успеваемостью, но и за социализацией подростка. Тогда можно будет предупредить преступления, выявив склонность к ним.

Кроме того, различные ведомства должны взаимодействовать на более высоком уровне для контроля за преступностью. Это касается Министерства Образования, здравоохранительных и правоохранительных органов, местного самоуправления. Только их совместная работа и обмен опытом смогут стать почвой для изменения положения с подростковой преступностью в лучшую сторону.

Источники:

  • 7 причин подростковой преступности

Развод, точнее юридическое расторжение брака, является социальным явлением и антитезой собственно браку. Анализируя причины развода, нужно обратиться, в первую очередь, к проблемам внутри брака. Успешный анализ предполагает правильное представление о природе развода, а также о его месте в ряду других социальных явлений.

О природе развода как социального явления

Общество может влиять на брак с разных позиций – экономических, правовых, идеологических и т.д. Однако влияние на брак будет целесообразным только в том случае, если известны общие тенденции развития семьи, причины конфликтов, ценностные ориентиры членов семьи и т.д.

К разводу нередко относятся как к некоему социальному злу. Такое отношение обосновано, ведь общество заинтересовано в стабильности семейных отношений. Благодаря крепким семьям, решается ряд проблем – воспитание детей, трудоустройство, жилищный вопрос и т.д. Соответственно, в целом отношение общества к разводу должно быть отрицательным.

В то же время развод может быть необходим в ряде случаев, когда отношения между супругами становятся резко недоброжелательными. В случае невозможности развода обществу пришлось бы регулировать безопасность и здоровье всех членов семьи, что далеко не всегда возможно. К тому же заключение брака совершается по личному желанию супругов, и их отношения в процессе совместной жизни могут претерпеть изменения к худшему. Общество заинтересовано в спокойных и ровных отношениях внутри семьи, так как от них зависит душевное и физическое здоровье каждого человека. И если брак препятствует такому здоровью, расторжение его является вполне логичным. Тем не менее, укрепление семейных отношений – одна из основных целей здорового общества. Здоровая семья позволяет воспитать здоровых во всех смыслах детей, что в свою очередь благоприятно сказывается на всех социальных структурах.

Причины развода

Причин расторжения брака много, и часто они только подтверждают невозможность дальнейшего существования людей в качестве семьи.
Одной из причин является невозможность иметь детей. В этом смысле социальная оценка развода вряд ли может быть отрицательной, ведь общество заинтересовано в рождении и воспитании здорового потомства.

Душевная болезнь, долговременное безвестное отсутствие, длительное тюремное заключение – эти причины тоже вызывают понимание. В любом из таких случаев развод оправдан, поскольку семьи фактически не существует. Такая причина расторжения брака, как «не сошлись характерами», тоже актуальна. Трактовок она может иметь массу – начиная с супружеской измены и заканчивая изменившимися интересами, из-за чего супругам вместе стало некомфортно. Почему распадается семья, можно ли сохранить брак, и есть ли смысл его сохранять – это следует решать индивидуально в каждом случае. Иными словами, многие из причин развода отвечают как интересам обоих супругов, так и интересам всего общества.



Просмотров