Пути и способы решения проблемы подростковой преступности. Причины подростковой преступности: пути решения проблем


ВВЕДЕНИЕ

    Проблема подростковой преступности в современной России

    Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения

    Психологическое содержание подросткового периода

2. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ С ПОДРОСТКАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

    Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения

    Меры профилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа рассматривает проблему современности - преступности несовершеннолетних. Выделим основные понятия, которыми будем оперировать в работе.

Преступлением считается предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Важно отметить, что к преступлениям относятся только деяния, предусмотренные уголовным законом. Деяние, не указанное в законе, к разряду преступлений не относится и может считаться дисциплинарным, административным или аморальным проступком.

Общественная опасность является критерием, который определяет деяние как преступление, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям должно расцениваться как преступление. Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер.

Таким детям нужна материальная, юридическая, психосоциальная помощь. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.

Объектом исследования данной курсовой работы является проблема подростковой преступности в современной России.

Предметом исследования данной курсовой работы являются психологические особенности подростков-правонарушителей.

Цель данной курсовой работы - анализ основных направлений психосоциальной работы с подростками - правонарушителями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые нашли отражение в названиях глав и параграфов.

В первой главе под названием «Подростковая преступность как проблема современного общества» решаются следующие задачи:

    рассмотреть проблемы подростковой преступности в современной России;

    изучить психологическое содержание подросткового периода; -выяснить психологические особенности подростков - правонарушителей;

Во второй главе под названием «Психосоциальная помощь с подростками-правонарушителями» решаются следующие задачи:

Рассмотреть основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями;

Изучить меры профилактики правонарушений среди подростков. Практическая значимость работы заключается в возможности использовании результатов для дальнейшего изучения подростковой преступности и психосоциальной помощи им.

Данная курсовая работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы, двух глав, пять параграфов, заключения и библиографического списка.

1. ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1 Проблема подростковой преступности в современной России

Подросток - растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений.

В настоящее время общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. 1 Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда - серьезные упущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.

Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины разные, зависящие от характера совершенного преступления, так, при изнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавших «откупных»; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем (большинство из которых мужчины) и т.п. При рэкете, карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто - это неверие в возможности милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла («по следствию и судам затаскают»). Даже не обо всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что-то из своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводчиков узнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами.

Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей. По не которым регионам - каждое четвертое. В последние годы отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Имеют место случаи, когда 11-12-летние дети имеют большой опыт карманных краж, крадут из автомобилей, угоняют велосипеды. Зачастую такие дети промышляют «обуванием» на вокзалах других детей - окружают их и отбирают деньги. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность выталкивают детей на улицу. Кто-то сдает бутылки и продает газеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние воришки попадаются по нескольку раз. После возвращения домой они вновь принимаются за свой промысел. Случаи, когда дети в 13 лет никогда не учились в школе, не умеют читать и писать, встречаются достаточно часто. Обычно 13-14-летние дети заканчивают 5-6 классов и больше учиться не хотят. Распространенным явлением среди этих детей является токсикомания. 2 Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдается в Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300-500 преступников на 10 тыс. Населения в возрасте 14-17 лет). В 1994 году этой группой населения было совершено свыше 210 тысяч преступлений. Что скрывается за этой цифрой? То, что очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигает уровня особо опасного рецидивиста. Это -закономерность.

Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет). Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни. 3 Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков в сфере преступной деятельности. Молодой рецидивист опасен и тем, что по возрасту (23-25 лет) он не далеко «ушел» от подростков и поэтому как личность он психологически им интересен. Значит, чем больше несовершеннолетних становится, на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей законам. Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Именно потребность в общении (у подростков она особенна, обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

Хотя о подростковой преступности можно услышать, увидеть и даже можно испытать на себе, большинство людей все еще не восприняли всерьез эту проблему. Конечно, экономика, социальная политика, духовная сфера не развиты в нашей стране на должном уровне и вовсе не располагают к искоренению преступности.

Таким образом, исследование проблем подростков показало, что в условиях нестабильности развития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков, связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом и наркоманией, увеличением беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что порождает увеличением детской преступности.

подросток преступность психосоциальный

1.2 Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения

Еще недавно внимание специалистов в области права, психологии и криминологии было сосредоточено главным образом на тех особенностях подростков, которые характеризуются личностью в «норме». Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.

Подросток, совершивший преступление, имеет следующие психологические свойства: отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты,- проекцией своих собственных проблем, чувств, эмоций на окружающих, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение к морально-этическим нормам, обычаям, правилам, способность к стойкой реализации такой тенденции на фоне нарушенных социальных связей.

Нормативное поведение личности характеризуется радом психологических особенностей и закономерностей. 4 Оно развертывается в социально проблемной ситуации, включает процессы выработки и принятие нормативных решений, ему присущи сложные сочетания сознательных и несознательных компонентов и уровней психической деятельности, и оно включает сложные психические операции и действия с нормами как условиями нормативной задачи и поведения. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы.

Основной причиной подростковой преступности является фактор воспитания в семье. Именно в ней ребенок получает социализацию прежде всего. Родители, склонные к насилию и пагубным привычкам, способны сломать способность к нормальному становлению личности. Курение, алкоголизм, наркомания родителей представляют негативный . Он или войдет в ту же колею, или будет стремиться выбраться оттуда любыми способами. Одним из них станет преступление. Воровство ради пропитания нередко перерастает в более серьезные преступления.

Необязательно быть асоциальными родителями, чтобы ребенок ступил на путь преступлений. Грубое обращение, чрезмерная опека, отсутствие понимания, развод - все это ведет к назревающим желаниям подростка вырваться из семьи. Фактор переходного возраста еще больше обостряет это желание и стимулирует на неадекватные поступки.

Сироты и беспризорники чаще всего становятся преступниками, так как у них социализация в детском возрасте проходила в кругу сверстников, а не семьи. Зачастую окружение было неприятным и способствующим развитию желания отомстить или доказать уровень способностей.

Минусы правоохранительной сферы

Слабая деятельность органов, отвечающих за предупреждение преступлений подростков, также является одной из важнейших причин усиления неправомерных деяний. Это относится и к неэффективному надзору за соблюдением норм воспитания, и к плохому соблюдению международных прав ребенка, и к неразвитости социальной службы . Организация общественной работы с детьми также находится на крайне низком уровне.

Одной из причин подростковой преступности часто считают и мягкие меры наказаний. Уголовная ответственность откладывается до возраста, а подросткам предъявляют только в воспитательных учреждениях, или с родителей. Мнение специалистов разделяются по поводу ужесточения системы наказаний.

Недостатки школьного образования

Не раз подчеркивалось, что школы занимаются натаскиванием учащихся , игнорируя воспитательную функцию. Воспитание не несет целевых показателей, поэтому на нем внимание не . С точки зрения большинства психологов, школа как социальный институт несет ответственность за становление учеников. Следовательно, концентрация только на уровне знаний является неверной.

Способы борьбы

Методы борьбы с подростковой преступностью включают в себя работу психологов с брошенными, трудными детьми, сиротами и подростками из неблагополучных семей. Центры социальной и психологической помощи стараются совершенствовать свои методы для более эффективной работы.

Создание в школах системы воспитания может стать действенной помощью для трудных подростков. Дополнительные занятия должны включать в себя не только знаниевый уровень, но и этический момент. Классное руководство должно следить не только за успеваемостью, но и за социализацией подростка. Тогда можно будет предупредить преступления, выявив склонность к ним.

Кроме того, различные ведомства должны взаимодействовать на более высоком уровне для контроля за преступностью. Это касается Министерства Образования, здравоохранительных и правоохранительных органов, местного самоуправления. Только их совместная работа и обмен опытом смогут стать почвой для изменения положения с подростковой преступностью в лучшую сторону.

Источники:

  • 7 причин подростковой преступности

Развод, точнее юридическое расторжение брака, является социальным явлением и антитезой собственно браку. Анализируя причины развода, нужно обратиться, в первую очередь, к проблемам внутри брака. Успешный анализ предполагает правильное представление о природе развода, а также о его месте в ряду других социальных явлений.

О природе развода как социального явления

Общество может влиять на брак с разных позиций – экономических, правовых, идеологических и т.д. Однако влияние на брак будет целесообразным только в том случае, если известны общие тенденции развития семьи, причины конфликтов, ценностные ориентиры членов семьи и т.д.

К разводу нередко относятся как к некоему социальному злу. Такое отношение обосновано, ведь общество заинтересовано в стабильности семейных отношений. Благодаря крепким семьям, решается ряд проблем – воспитание детей, трудоустройство, жилищный вопрос и т.д. Соответственно, в целом отношение общества к разводу должно быть отрицательным.

В то же время развод может быть необходим в ряде случаев, когда отношения между супругами становятся резко недоброжелательными. В случае невозможности развода обществу пришлось бы регулировать безопасность и здоровье всех членов семьи, что далеко не всегда возможно. К тому же заключение брака совершается по личному желанию супругов, и их отношения в процессе совместной жизни могут претерпеть изменения к худшему. Общество заинтересовано в спокойных и ровных отношениях внутри семьи, так как от них зависит душевное и физическое здоровье каждого человека. И если брак препятствует такому здоровью, расторжение его является вполне логичным. Тем не менее, укрепление семейных отношений – одна из основных целей здорового общества. Здоровая семья позволяет воспитать здоровых во всех смыслах детей, что в свою очередь благоприятно сказывается на всех социальных структурах.

Причины развода

Причин расторжения брака много, и часто они только подтверждают невозможность дальнейшего существования людей в качестве семьи.
Одной из причин является невозможность иметь детей. В этом смысле социальная оценка развода вряд ли может быть отрицательной, ведь общество заинтересовано в рождении и воспитании здорового потомства.

Душевная болезнь, долговременное безвестное отсутствие, длительное тюремное заключение – эти причины тоже вызывают понимание. В любом из таких случаев развод оправдан, поскольку семьи фактически не существует. Такая причина расторжения брака, как «не сошлись характерами», тоже актуальна. Трактовок она может иметь массу – начиная с супружеской измены и заканчивая изменившимися интересами, из-за чего супругам вместе стало некомфортно. Почему распадается семья, можно ли сохранить брак, и есть ли смысл его сохранять – это следует решать индивидуально в каждом случае. Иными словами, многие из причин развода отвечают как интересам обоих супругов, так и интересам всего общества.

Пелипенко Вячеслав

Проблема отношения социального и биологического в личности преступника была и остается предметом горячих споров среди социологов, психологов и криминологов многих стран. Разумеется, наука не может дать точное математическое выражение соотношения между социальным и биологическим факторами, влияющими на развитие черт личности индивидуума и его поведение, в том числе и антиобщественное, в силу чрезвычайного многообразия прямых и обратных связей между этими двумя сторонами развития личности. Однако очень важно, чтобы была правильно понята диалектическая связь между биологическим и социальным; взаимодействие и взаимообусловленность этих факторов между собой в процессе формирования личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подростковая преступность и её причины

Фестиваль исследовательских и творческих работ

учащихся «Портфолио»

Подростковая преступность и её причины.

Пелипенко Вячеслав

МОУ СОШ № 5

г. Ленска РС (Я)

г. Ленск 2008

  1. Введение _________________________________________________________ 3
  1. Психические и психологические особенности несовершеннолетних ________ 5
  1. Состояние и причины преступлений несовершеннолетних ________________ 6
  1. Предупреждение преступлений несовершеннолетних _____________________8
  1. Заключение________________________________________________________ 11
  1. Литература_________________________________________________________12

Введение.

Проблема отношения социального и биологического в личности преступника была и остается предметом горячих споров среди социологов, психологов и криминологов многих стран. Разумеется, наука не может дать точное математическое выражение соотношения между социальным и биологическим факторами, влияющими на развитие черт личности индивидуума и его поведение, в том числе и антиобщественное, в силу чрезвычайного многообразия прямых и обратных связей между этими двумя сторонами развития личности. Однако очень важно, чтобы была правильно понята диалектическая связь между биологическим и социальным; взаимодействие и взаимообусловленность этих факторов между собой в процессе формирования личности.

В стране с высоким уровнем преступности, темпы детской преступности, как правило, выше темпов роста преступности взрослой. Криминальная активность создает в обществе условия, которые способствуют вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность. Закон не может не реагировать на преступления несовершеннолетних.

В соответствии с УК РФ уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет за все виды преступлений, обозначенных в УК РФ. Но за строго определенный ряд преступлений перечисленных в ст. 20 УК РФ уголовная ответственность наступает с 14 лет:

  • убийство (ст. 105);
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);
  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112);
  • похищение человека (ст. 126);
  • изнасилование (ст. 131);
  • насильные действия сексуального характера (ст. 132);
  • кража (ст. 158);
  • грабеж (ст. 161);
  • разбой (ст. 162);
  • вымогательство (ст. 163);
  • неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);
  • умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч. 2);
  • терроризм (ст. 205);
  • захват заложника (ст. 206);
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст. 213 ч. 2, 3);
  • вандализм (ст. 214);
  • хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств (ст. 206);
  • хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

К несовершеннолетним (уголовный закон относит к этой категории лиц, которые ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет) могут быть применены далеко не все виды наказания. Например, исключается смертельная казнь. Лишение свободы назначается им на срок не свыше 10 лет. Исправительные работы по приговору суда не могут длиться больше 1 года. Срок лишения свободы несовершеннолетние осужденные отбывают, как правило, в воспитательных колониях общего либо усиленного режима.

При назначении наказания несовершеннолетним, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, влияния на него старших по возрасту. Несовершеннолетний возраст сам по себе является смягчающим вину обстоятельством.

Несовершеннолетним могут быть назначены следующие наказания:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок, если подросток впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, он может быть освобожден от уголовной ответственности и к нему возможно применение принудительных мер воспитательного воздействия;
  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних.

Одновременно подростку может быть назначено несколько таких принудительных мер. Предупреждение заключается в разъяснении вреда, причиненного подростком, и последствий повторного совершения преступления. Материально загладить причиненный вред подросток может, лишь имея самостоятельный заработок, к которому закон относит как стипендию, так и другие выплаты.

Если несовершеннолетний систематически не выполняет то, что ему предписано, мера воспитательного воздействия отменяется, и материалы направляются в суд для привлечения его к уголовной ответственности.

«Многие подростки-правонарушители совершают правонарушения совместно со взрослыми, находясь под их влиянием. Подстрекателями подростков нередко выступают преступники рецидивисты. Руками несовершеннолетних они совершают весьма опасные преступления, сами, оставаясь в тени и надеясь избежать ответственности. К сожалению, сами подростки, склонные нарушать нравственные нормы общества, идут навстречу таким покровителям, получая от них жалкие подачки в виде ими самими украденных вещей.

Иногда роль взрослых в нравственном падении несовершеннолетних проявляется в действиях, которые хотя и не связаны непосредственно с фактом совершения подростком конкретного правонарушения, но оказывают на него отрицательное влияние и тем самым способствуют различным аморальным и преступным проявлением. Это касается в частности, сферы полового влияния и развития несовершеннолетних. Любопытны, например, следующие данные проведенных обследований, примерно каждый третий изученный несовершеннолетний преступник рано начал жить половой жизнью; при этом более половины таких подростков вступали в половую связь с взрослыми девушками и женщинами.

Не всегда выявляются и привлекаются к ответственности взрослые, вовлекшие несовершеннолетних в преступную деятельность.»

А. Сахаров.

Криминолог

30.10.2007г. «9 лет лишения свободы получили 2 московских подростка за убийство гражданина Турции. Дело расследовали 2 года и довели до конца после того, как за соотечественника заступилось посольство. Вчера же были арестованы 6 московских школьников, которых обвиняют в убийстве якутского шахматиста Сергея Николаева. Оперативность правоохранителей во многом объясняется тем шумом, который был поднят вокруг убийства. В Якутии прошли митинги, гневно выступил глава республики Штыров, а буквально в понедельник (29.10.2007) крупнейшая алмазодобывающая компания объявила премию за поимку преступников – 1,5 млн. рублей. И вот результат. Между тем, виновные в нападениях в столице – на граждан Вьетнама, Таджикистана, Узбекистана – пока не найдены. Практика показывает – без общественного давления или денежного вознаграждения искать убийц-расистов никто не спешит…

Людмила Наздрачева

«Спасение от убивающих»

Новые известия № 199

от 31.10.2007.

Психические и психологические особенности несовершеннолетних.

Учет особенностей нервной системы несовершеннолетнего находится в стадии формирования и что в процессе образования промежуточных и переходных форм темперамента наблюдается определенное непостоянство в выработке тормозных реакций, ослабление контроля коры головного мозга над надкоркой (по сравнению со взрослыми). У подростков-правонарушителей с ярко выраженными чертами агрессивного поведения ослаблено осознанием значимости словесных раздражителей (второй сигнальной системы). Поэтому именно эту категорию правонарушителей часто называют «трудновоспитуемые».

Непостоянство процесса выработки тормозных реакций не может влиять на мотивационную сторону агрессивного деяния. Несовершеннолетний способен совершить такой акт, не задумываясь о его последствиях, под влиянием внезапно возникшего и быстро проходящего влечения к тому или иному объекту агрессии. Вот почему при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних против личности нужны особый подход, особая осторожность.

Повышенная эмоциональность несовершеннолетнего, преобладание возбуждения над торможением играют важную роль в формировании и реализации агрессивного действия. Непосредственные переживания усиливают эти свойства личности, в результате чего несовершеннолетний значительно легче, чем взрослый, в состоянии аффекта может реализовать свой противоправный умысел с применением насилия.

При анализе подобных правонарушений многие социальные психологи исходят из того, что особенности организации нервной системы подростка или юноши не могут не влиять на форму проявления того или иного действия. А ведь насилие, особенно применительно к несовершеннолетним правонарушителям, часто выступает именно как форма, а не как содержание противоправного акта. (Взять хотя бы преступления, в основе которых лежит подражание).

В то же самое время нельзя не учитывать и особенности физического развития несовершеннолетнего, в более узком значении этого слова. К примеру, при анализе таких преступлений, как изнасилование, мужеложство, нельзя не принимать во внимание (и в судебных, и в воспитательно-профилактических целях), что происходящее в подростковом возрасте половое созревание отражается не только на работе внутренних органов и деятельности мозга, но и на характере и поведении несовершеннолетнего.

Точно так же при изучении личностной стороны такого вида преступлений, как хулиганство, нельзя не учитывать того, что совершенствование мускульного аппарата, развитие костной системы влияют на формирование у несовершеннолетнего сознания своей силы, чувства гордости ею, стремление похвастаться, продемонстрировать эту силу, что порой выливается в акты агрессии и насилия.

Состояние и причины преступности несовершеннолетних.

Уголовная статистика на протяжении длительного времени фиксирует тенденцию постоянного все более интенсивного роста преступности несовершеннолетних как на всей территории бывшего Союза ССР, так и на территории Российской Федерации.

«В воспитательных колониях России содержится 12,7 тыс. человек. По данным Федеральной службы исполнения наказаний:

  • 40% - осуждены за кражы;
  • 14% - сидят за грабеж;
  • 13% - за разбой;
  • 5% - за убийства.

В России 3 воспитательных колонии для девочек от 14 до 18 лет. По новому Уголовному Кодексу в воспитательные колонии можно отправлять осужденных от 18 до 20 лет. Более 70% осужденных детей не имеют образования.»

«Новые известия» № 198

от 30.10.2007.

Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла в 7 раз быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной группы.

В ряде регионов несовершеннолетние преступники в значительной степени определяют состояние преступности в целом. В Архангельской, Камчатской, Кемеровской, Сахалинской, Мурманской областях на долю несовершеннолетних приходится каждое третье преступление, а по отдельным видам значительно больше.

Более тщательный анализ динамики преступности несовершеннолетних позволяет выявить ряд важных в криминологическом отношении обстоятельств.

Первое . Российская Федерация все годы, в течение которых регулярно ведется статистическое наблюдение, входила в число суверенных государств прежнего Союза ССР, имевших наиболее высокий уровень преступности несовершеннолетних и отличавшихся наиболее интенсивными темпами ее роста – в среднем на 14-17% каждые пять лет.

Второе. Рост преступности несовершеннолетних, начиная с 1975 г., происходил на фоне сокращения или крайне незначительного в отдельные годы увеличения общей численности этой возрастной группы в населении России.

Третье. Происходил он вместе с общим ростом преступности в стране, охватывающим и иные возрастные группы населения, но практически всегда был более интенсивным.

Четвертое . Преступность несовершеннолетних росла, несмотря на то, что в отдельные периоды карательная практика в отношении этой категории населения была достаточно суровой. В период 1973-1984 гг. темпы роста судимости несовершеннолетних опережали рост выявленной преступности этого контингента преступников, а общая численность подростков, осужденных в этот период к мерам, связанным с лишением свободы, была весьма значительной. В 1981-1985 гг. среднегодовой число осужденных несовершеннолетних было самым большим не только за послевоенный период, но и за все послеоктябрьские годы Советской власти.

Пятое. Весьма существенную поправку в статистическую картину состояния и динамики преступности несовершеннолетних может внести более полный учет такого явления, как латентность, когда из-за плохого выявления, дефектов регистрации совершаемых подростками преступлений, фактический уровень этой преступности, если судить по оценкам специалистов-экспертов, в 3-4 раза выше, чем официально отражаемого статистикой.

Практика борьбы с преступностью несовершеннолетних постоянно приводит не только к известным искажениям общей картины данного явления за счет неполноты регистрации уголовно наказуемых деяний, но и к неточной или даже неправильной уголовно-правовой политике по возбужденным и расследуемым уголовным делам, по определению и исполнению наказания.

Расследование по делам несовершеннолетних идет по пути фрагментирования действительности из-за нежелания следователей выявлять всех участников преступления, все связи, все эпизоды и т.д. В итоге оказывается, что кража якобы совершается без наводчиков и сбытчиков краденного, спекуляция без организаторов приобретения предметов спекуляции, наркоманы функционируют сами по себе без производителей и распространителей наркотиков и т.д. Данные обстоятельства ведут к искажению всей статистической картины преступности: искусственно снижается общее число лиц, совершивших преступление, число разновозрастных групп, участвующих в преступных деяниях, и др.

Криминологические оценки к числу объективных условий , влияющих на рост преступности несовершеннолетних, отнесли увеличение детского населения: рост населения городов; слабые темпы выполнения мероприятий в области подъема материального благосостояния людей; недостаточный материально-бытовой жизненный уровень, прежде всего у одиноких и малообеспеченных многодетных матерей; чрезмерную занятость женщин-матерей, работающих на производстве и вынужденных одновременно нести тяготы бытового устройства семьи и воспитания детей, при крайней недостаточности детских учреждений, организаций бытового обслуживания; недостаточность учреждений внешкольного и дошкольного воспитания.

К причинам роста преступности несовершеннолетних в свою очередь были отнесены: неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях; слабая помощь родителям в деле педагогического воспитания детей и подростков; неудовлетворительные условия их воспитания во многих школах и других детских учреждениях; слабая подготовка кадров, ведущих воспитательную работу в этих учреждениях; неудовлетворительные условия воспитания во внешкольных учреждениях; неудовлетворительная работа комиссий по делам несовершеннолетних; формализм в деятельности многих общественных организаций, призванных содействовать семье, школе, детским учреждениям, культурным и другим учреждениям в воспитании детей и подростков, а так же милиции, прокуратуре и суду в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних; недостатки в работе правоохранительных органов в данной сфере их деятельности.

Справиться с названными причинами и условиями преступности несовершеннолетних не удалось ни в те годы, ни сегодня. Во многом это связано с тем, что многочисленные правовые акты, хорошо проработанные в нормативном отношении решения по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями детей и подростков так и остались на бумаге. Исполнение их должным образом не контролировалось, предусмотренные профилактические меры не обеспечивались необходимыми кадрами, материальными и другими ресурсами.

Заместитель министра Внутренних Дел РФ Чекалин заявил о том, что доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними в России доросла до 8%. По оценкам экспертов, именно проблемы подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, детской проституции требуют срочного решения.

«В последние годы число подростков, страдающих алкоголизмом, возросло в 2,5 раза» - рассказал «НИ» руководитель Департамента межведомственной информационной деятельности Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Александр Михайлов. Число юных наркоманов еще выше – более 1 млн. человек в возрасте 11-24 лет. Однако на учете в наркологических диспансерах стоят только 126 тыс. несовершеннолетних. В Москве, по данным исследований, наркотики пробовали 23% старшеклассников. Всего в городе около 6,5 тыс. зарегистрированных в диспансерах подростков-наркоманов. Но по данным правоохранительных органов, в действительности число наркозависимых подростков нужно умножить на 6. а еще больше количество человек употребляют наркотики время от времени. Без профилактики алкоголизма и наркомании решить проблему подростковой преступности невозможно, уверены эксперты, ведь каждое 4 преступление в России совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а для подростков эта доля еще выше.

Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками.

«Это тревожная цифра – рассказал начальник пресс-центра МВД России Олег Ельников. Чаще всего дети и подростки совершают кражи, грабежи, хулиганские действия, наносят тяжкие телесные повреждения».

… именно на инспекции по делам несовершеннолетних возложена задача профилактики преступлений. «… выявляем детей, которые ничем не заняты, к примеру, собираются компаниями и употребляют алкоголь, пропускают школу, - объяснила «НИ» Антонина Рябова, зам.начальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВЛ по Москве. Милиционеры разговаривают с их родителями, учителями, просят обратить внимание. Если в семье, к примеру, одна мать еле перебивается, естественно, возникает благоприятная почва для того, чтобы дети в такой семье пошли на совершение преступлений или правонарушений».

Анастасия Береснева.

Наталья Корчмарек.

«Проблемы на вырост»

Новые известия № 188

От 16.10.2007.

Предупреждение преступлений несовершеннолетних.

По действующему законодательству координация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Они непосредственно призваны обеспечивать в организационно-управленческом отношении взаимодействие на региональном уровне различных звеньев функционирующей профилактической системы.

На практике эти комиссии все годы своей деятельности с большим трудом справлялись с обязанностями по рассмотрению конкретных материалов о правонарушениях детей и подростков, осуществляя и эту часть своей работы крайне неквалифицированно.

Такое положение имеет объективные причины. Объем деятельности комиссий по рассмотрению материалов о правонарушениях в несколько раз превышает нагрузку судебных органов. Подготовительное и исполнительное производство по этим материалам, включая канцелярско-техническое обеспечение данной работы, осуществляет один, часто не освобожденный от иных обязанностей, ответственный секретарь данной комиссии. При этих условиях создать, возглавить и функционально обеспечить комплексную систему охраны прав и интересов несовершеннолетних, профилактику правонарушений детей и подростков, систему оказания социальной помощи семье, они не могли.

«Необходимо создать службы профессиональных социальных работников, службы сопровождения семьи, - объяснил Борис Альтшулер, руководитель фонда «Право ребенка» – они должны работать с детьми, которые растут в необеспеченных и неблагополучных семьях, а так же с воспитанниками приютов. К тому же надо законодательно определить, как именно комиссии по делам несовершеннолетних должны проводить профилактику. Есть закон, предписывающий это делать, но не прописано, как именно нужно ее проводить. К тому же нужно ввести службы, которые будут социально сопровождать подростков, впервые совершивших преступление или правонарушение, несовершеннолетних, попавших в колонии, а так же вышедших из них. И, конечно, необходимо введение ювенальной юстиции на федеральном уровне. Детей должны судить специалисты в области именно подростковой преступности, психологии несовершеннолетних».

« В России пока не существует ювенальной юстиции. И нет специальных детских судей. Поэтому обычные судьи не стараются вникнуть в психологию несовершеннолетних. Они рассматривают их дела так же, как и дела взрослых преступников. Некоторые подростки, вспоминая о судебных заседаниях, отмечают, что «плохо понимали все происходящее и только на этапе осознали, на сколько лет их осудили». Иногда в суде могут посадить подростка на два года за кражу, хотя ущерб, нанесенный этим преступлением всего 500 рублей.

Анастасия Береснева.

Наталья Корчмарек.

«Проблемы на вырост»

Новые известия № 188

От 16.10.2007.

«Специалисты предсказывают всплеск подростковой преступности в России»

Сегодня фактически не действует законодательство об инспекциях и комиссиях по делам несовершеннолетних, общественных воспитателях, приемниках-распределителях. Для координации действий министерств и ведомств Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образована межведомственная Комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. В настоящее время разработан и реализуется комплекс дополнительных мер, направленных на:

  • существенное улучшение здоровья детей и подростков, их физического, умственного, психического состояния;
  • законодательное и иное нормативное выделение деятельности семьи, общества и государства по воспитанию подрастающего поколения в качестве особой сферы, требующей наибольших преимуществ и привилегий в сравнении с иными сферами производственной и социальной инфраструктуры общества, на первоочередное и всемерное укрепление родительской семьи как наиболее важного и совершенного социального института;
  • полную и своевременную компенсацию детям и подросткам через государственные и общественные институты социализации потерь, вызванных утратой родительской семьи или ее неблагополучием;
  • преодоление безответственности за судьбы несовершеннолетних, искалеченных лицами, осуществляющими их воспитание;
  • создание условий для сохранения, постоянного развития и полной реализации природных потребностей человека к творчеству, труду.

Конкретные меры принятые по этим направлениям по линии государства предусматривают:

  1. Решение основных задач, связанных с преодолением наследственных заболеваний, необходимость реального и существенного сокращения рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями психического и физического развития. Имеются в виду меры, направленные на устранение негативных воздействий на детей и их родителей экологических процессов, различных химических, в том числе медицинских, препаратов, существенное улучшение родовспомогательной службы и многое другое.
  2. Первоочередное и безусловное выделение денежных и иных материальных средств, оказание помощи каждой родительской семье не по возможности (остаточному принципу), а в размерах, действительно необходимых, учитывающих в том числе и инфляционные, а также иные негативные экономические и социальные процессы в развитии общества.
  3. Создание и развитие в стране службы помощи несовершеннолетним и семье, которая, располагая кадрами высококвалифицированных специалистов, значительными денежными и иными материальными средствами, в том числе приютами, убежищами, транспортом, могла бы обеспечить решение самой сложной проблемы подростков. Создание этой службы милосердия, помощи, охраны прав и интересов несовершеннолетних и их родителей должно сопровождаться сокращением различного рода служб, особенно в системе МВД, призванных инспектировать и контролировать семью и детей.
  4. Создание материальных, технических и иных условий для систематического участия каждого несовершеннолетнего в посильном, хорошо оплачиваемом труде. Необходимо исключить любые формы наказания детей и подростков трудом, а так же привлечение их к тем его видам, которые формируют с раннего возраста отвращение к труду.

В связи с практической реализацией в стране концепции судебной реформы на законодательном уровне в настоящее время прорабатывается вопрос о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних. Основополагающим принципом их деятельности должно стать положение Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях в отношении детей следует уделять особое внимание наилучшему обеспечению их интересов. Предполагается, что эти суды возьмут на себя как рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (о расторжении браков, алиментах, лишении родительских прав и т.д.), так и судебное разбирательство дел о преступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дел о преступлениях взрослых лиц, в результате которых нарушается нормальное развитие и воспитание детей и подростков (вовлечение их в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения и др.).

Предпринимаются меры и по существенному изменению работы с несовершеннолетними преступниками в условиях воспитательно-трудовых колоний, где они отбывают наказание.

Вот и получается, что после несчастливого детства, ареста, суда и СИЗО, колония для малолетки оказывается не самым худшим опытом жизни. На воле об этих детях никто не заботится, а в колонии, может быть, впервые за их короткую жизнь, взрослые наконец-то обращают на них внимание. Там кормят, одевают, обувают. Осужденные спят в теплых помещениях. И как это ни парадоксально, ведут нормальный образ жизни.

Отсутствие таких учреждений в 9 республиках и 16 областях Российской Федерации влечет за собой значительное по численности этапирование несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы (до 13 тыс. подростков ежегодно). Они теряют возможность встречаться с родственниками, обучаться на родном языке, соблюдать сложившийся уклад жизни, национальные и религиозные традиции. В настоящее время изыскиваются возможности для разукрупнения колоний, изменения мест их размещения с тем, что бы устранить эти негативные обстоятельства, способствующие рецидиву преступлений. Разработана и внедряется новая схема функционирования колоний для несовершеннолетних, которая включает в себя:

  • Участок для размещения несовершеннолетних на время проведения дознания и предварительного следствия (следственный изолятор для несовершеннолетних) в областных, краевых и республиканских центрах;
  • Собственно воспитательную колонию с регламентированным порядком изменений условий содержания осужденных в зависимости от поведения и результатов исправления;
  • Участок ресоциализации и адаптации к условиям жизни на свободе, предусматривающий полусвободный режим;
  • Учебно-производственный комплекс, обеспечивающий общеобразовательное обучение, профессионально-техническую подготовку и трудовое воспитание;
  • Психологическую службу, включающую кабинеты социально-педагогической диагностики, профессиональной ориентации, психологической разгрузки.

Создание таких воспитательных колоний должно способствовать более полному внедрению в практику основных принципов, закрепленных на международном уровне в минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, призванных обеспечить необходимые условия для исправления преступников

Заключение.

« Мы теряем нашу молодежь. И начинаем откровенно ее побаиваться. Согласно наблюдениям социологов, для Ленского района характерны негативные социальные проблемы. И, как следствие, мы получаем рост детской беспризорности, склонность подростков к жестокости, противоправным поступкам. Резко возросло число краж, угонов автомобилей. Преступления совершаются группами и чаще всего учащимися.

Одним из основных «воспитателей» подрастающего поколения в обществе являются молодежные и детские общественные объединения. Такая «армия спасения» в Ленском районе есть – это детское общественное объединение «Юный спасатель», которое мы создали в 2003 году при поддержке МЧС республики и Управления по Делам ГО и ЧС по МО «Ленский район».»

Леонид Иляхин

«В первую очередь спасать детей»

Ленский вестник № 93

от 24.11.2007.

Литература:

  1. Зелинский А.Ф. Рецидив преступлений. – Харьков, 1980.
  1. Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети преступники. Ред. Ю.И.Иванов. – Мн.: Литература, 1996. – 640с.
  1. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классе. Практикум профильного обучения. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с.
  1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96. № 63-Ф3.

Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности в целом, требует учёта той конкретной ситуации — политическойи социально-экономической, на фоне которого формируются и развиваются криминогенные процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодёжную, в том числе подростковую, среду.

В понятии «подростковая преступность» скрыты два термина: «преступность» и «несовершеннолетний преступник». Определений преступности бесчисленное множество. Более двух тысяч лет назад Сократ, обращаясь к своим слушателям, говорил: «Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо». В 30-е гг. XIX в. известный бельгийский учёный Адольф Жак Кетле считал, что к преступности надо относиться как к социальному злу. Известный австрийский психолог Фрейд рассматривал претупность как результат дефективного развития личности. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного «организма». Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называ¬ют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность — социально-правовое явление, ибо сама цифра преступности складывается из суммы совершённых в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако она имеет свои закономерности существования, внутренне противоречивые, связанные с другими социальными явлениями, которые часто ими определяются.

Преступность есть отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущее негативные для общества и людей последствия и требующее специфических госу-дарственных и общественных мерконтроля за ней. Обязательное условие привлечения лица к уголовной ответственности — достижение им определённого возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабёж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.

Несовершеннолетние в возрасте 14—16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.

Причины преступлений несовершеннолетних. В повседневной жизни возникает множество криминогенных ситуаций. Они связаны с преступлениями некорыстными, корыстными, против чести и достоинства, против здоровья и жизни. Повседневная жизнь богата различными

эксцессами, на которые косвенно влияет наша рассеянность, непредусмотрительность и легкомыслие. Порой насилие, даже немотивируемое, провоцируется подростками, которые хотят испытать себя и своих приятелей на степень жесто¬кости. Исчезло разделение между несовершеннолетними преступниками из богатых и бедных семей.

1. Отрицательное влияние семьи. Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в переходе на преступный путь конкретных подростков. В большинстве случаев преступлений, совершённых несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т. д.). Низкая культура в таких семьях во многом обусловливает противоправное поведение самих родителей или неправильное воспитание ими своих детей.

2. Отрицательное влияние в ближайшем окружении: бытовом, учебном, производственном и т. д. Эта причина особенно значима в связи со стремлением несовершеннолетних включиться в группу для совместного времяпрепровождения. Дорожа пребыванием в такой группе, они стремятся подрожать лидерам и быть на них похожими внешне и в поведении. Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц и хулиганов, отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определённого вида, а также действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей.

3. Подстрекательство со стороны взрослых преступников.

4. Длительное отсутствие определённых занятий у несовершеннолетних, оставивших учёбу.

5. Пьянство среди подростков.

6. Ответственность за преступления несовершеннолетних.

По каким причинам подростки совершают пресступления?

1. Отрицательное влияние семьи и воспитателей-родителей — 23 %.

2. Материальные трудности — 18 %.

3. Неблагополучная обстановка в семье — 16%

4. Безнаказанность — 15 %.

5. Отрицательное влияние ближайшего окружения - 25 %.

6. Отрицательное влияние Интернета — 3 %.

Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием ближайшего окружения. Это ещё раз доказывает, что социализация личности в подростковом возрасте не завершена и влияние окружения, как положительное, так и отрицательное, слишком велико. Ответы подростков подтверждают, что в наше время снижается роль семьи в формировании личности представителей подрастающего поколения.

Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от преступления?

1.Разъяснение специалистами статей закона — 34 %.

2.Обсуждение закона в семье — 29 %.

3.Издание специальной литературы — 15 %.

Как вы считаете, нужно ли усиливать на¬казания для несовершеннолетних?

1.Усилить наказания — 87 %.

2. Оставить наказания такими, какие они существуют в данный момент — 13 %.

Из этого следует, что подростки не остаются равнодушными к вопросу о наказании несовершеннолетних.

Таким образом, подростковая преступность требует всестороннего и глубокого изучения. Первоначальный и основной акцент при работе с несовершеннолетними необходимо делать на индивидуальном подходе, который позволяет учесть личностные особенности подростка. Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних лежит в основе ранней профилактики в работе с родителями и детьми.

Направления работы по преодолению сопротивления воспитанию:

1. Ориентация на позитив в ребёнке, стимулирование самопознания и саморазвития, включение в деятельность, создание противовеса негативу.

2. Принцип социальной адекватности воспитания: знание особенностей окружения, окультирование ребенка, привлечение его к творческой деятельности.

3. Индивидуализация воспитания: не критика, а поддержка ребенка, сравнение его с другими, а самим собой, стремление сделать его активным участником своего изменения.

4. Принцип социального закаливания: предоставление ребенку возможности высказывать СВОЮ точку зрения и обуче¬ние его способом преодолевания трудностей.

5. Педагогический оптимизм, заинтересованность в судьбе подростка, социальный аванс, создание ситуации успеха, развитие веры и го, что он многое сможет сделать.

6. Ориентация самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, самореализацию.

Для того чтобы положительные интересы превратились в соответствующие поступки, детям нужна помощь и поддержка учителя. Много кратные порицания, выговоры, различного рода наказания не воспринимаются такими учениками. Они болезненно реагируют на действия педагогов, унижающих или выставляющих их в неприглядном свете, доказывающих их несостоятельность. Протест таящихся проявляется в виде грубых нарушений дисциплины и порядка. Сопротивление агрессия — это не злодейство, а способ утверждения, чем-то другим они не овладели.

Исследования показали, что несовершеннолетние не имеют жизненно важных целей.

Их потребности ограничиваются текущими делами или развлечениями. Поэтому подростку следует помочь в постановке задачи саморазвития: научить его планировать, представлять будущие действия, их результаты, уметь предвидеть последствия правонарушения, осуществлять самоконтроль и самовоспитание.

Необходимо стимулировать становление самооценки. В подростковом возрасте она может колебаться от очень завышенной с: самой низкой. Во многом ока зависит от оценки личности родителями, учителями, референтной группой. Для личностного самопределения важна ориентация на положительные стороны своего «я». Деструктивная критика «борцов с недостатками» способна развить в каждом ребёнке неадекватную, за-ниженную самооценку, убеждение, что он — «никто» и «ничто».

Самооценка влияет на самоконтроль и саморегуляцию поведения. Подростку, имеющему низкую самооценку, трудно общаться с другими людьми, так как он принижает свою личность. Чтобы повысить самооценку, он ча¬сто унижает других. Такой подросток зависим от сверстников, лидеров, внушаем. Увеличивается вероятность немотивированных правонарушений: «Мне сказали...», «Все пошли, и я пошёл».

Заниженная самооценка — это красным семафор для будущей успешности в общении с другими людьми, в жизни и труде. Установлено, что каждый третий правонарушитель;; воспитывался в семье, в которой он постоянно сталкивался с резко отрицательным поведением родителей: систематическими пьянками, скандалами, развратом, жестокостью, преступлениями.

В неблагополучной семье у детей не реализуется самая важная потребность — психологическая потребность во внимании и любви со стороны родителей. А. С. Макаренко говорил, что у таких ребят в глазах отсутствует радость завтрашнего дня. Поэтому они стремятся к общению со сверстниками вне семьи. Здесь они находят и понимание, и внимание и признание. Здесь никто их не ругает за неуспеваемость и проступки. Напротив, их ободряют и поддерживают. Группе, как установлено, присуще гораздо более отрицательное; отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из её членов в отдельности. Члены таких групп пьянству г употребляют наркотики, сквернословят, совершают мелкие кражи, правонарушение Итак, 1/3 правонарушителей, наиболее ярко;: сопротивляющихся воспитанию, выходят из неблагополучных семей.

Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но без разумного контроля подросток может испытывать случайные влечения и подвергаться посторонним влияниям. Многие правонарушения - следствие безнадзорности подростков, отсутствие надлежащего контроля в семье.

Современные дети не такие, какими были мы. Сопротивление воспитанию будет нарастать. Причины этому — глобализация, расширение сфер деятельности, информационные потоки. Рождаются другие дети, которые не терпят насилия. Мы обучили их правам, они Хорошо владеют, в отличие от многих взрослых, инструментариями информационно-компьютерной цивилизации, имеют высокий творческий потенциал.

Помните, что работа с трудным ребёнком - это работа с его душой!

ВВЕДЕНИЕ

1.2 Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения

1.3 Психологическое содержание подросткового периода

2. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ С ПОДРОСТКАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

2.1 Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения

2.2 Меры профилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

Данная работа рассматривает проблему современности - преступности несовершеннолетних. Выделим основные понятия, которыми будем оперировать в работе.

Преступлением считается предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Важно отметить, что к преступлениям относятся только деяния, предусмотренные уголовным законом. Деяние, не указанное в законе, к разряду преступлений не относится и может считаться дисциплинарным, административным или аморальным проступком.

Общественная опасность является критерием, который определяет деяние как преступление, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям должно расцениваться как преступление. Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер.

Таким детям нужна материальная, юридическая, психосоциальная помощь. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.

Объектом исследования данной курсовой работы является проблема подростковой преступности в современной России.

Предметом исследования данной курсовой работы являются психологические особенности подростков-правонарушителей.

Цель данной курсовой работы - анализ основных направлений психосоциальной работы с подростками - правонарушителями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые нашли отражение в названиях глав и параграфов.

В первой главе под названием «Подростковая преступность как проблема современного общества» решаются следующие задачи:

Рассмотреть проблемы подростковой преступности в современной России;

Изучить психологическое содержание подросткового периода; -выяснить психологические особенности подростков - правонарушителей;

Во второй главе под названием «Психосоциальная помощь с подростками-правонарушителями» решаются следующие задачи:

Рассмотреть основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями;

Изучить меры профилактики правонарушений среди подростков. Практическая значимость работы заключается в возможности использовании результатов для дальнейшего изучения подростковой преступности и психосоциальной помощи им.

Данная курсовая работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы, двух глав, пять параграфов, заключения и библиографического списка.


1. ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1 Проблема подростковой преступности в современной России

Подросток - растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений.

В настоящее время общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда - серьезные упущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.

Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины разные, зависящие от характера совершенного преступления, так, при изнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавших «откупных»; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем (большинство из которых мужчины) и т.п. При рэкете, карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто - это неверие в возможности милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла («по следствию и судам затаскают»). Даже не обо всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что-то из своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводчиков узнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами.

Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей. По не которым регионам - каждое четвертое. В последние годы отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Имеют место случаи, когда 11-12-летние дети имеют большой опыт карманных краж, крадут из автомобилей, угоняют велосипеды. Зачастую такие дети промышляют «обуванием» на вокзалах других детей - окружают их и отбирают деньги. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность выталкивают детей на улицу. Кто-то сдает бутылки и продает газеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние воришки попадаются по нескольку раз. После возвращения домой они вновь принимаются за свой промысел. Случаи, когда дети в 13 лет никогда не учились в школе, не умеют читать и писать, встречаются достаточно часто. Обычно 13-14-летние дети заканчивают 5-6 классов и больше учиться не хотят. Распространенным явлением среди этих детей является токсикомания. Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдается в Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300-500 преступников на 10 тыс. Населения в возрасте 14-17 лет). В 1994 году этой группой населения было совершено свыше 210 тысяч преступлений. Что скрывается за этой цифрой? То, что очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигает уровня особо опасного рецидивиста. Это -закономерность.

Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет). Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни. Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков в сфере преступной деятельности. Молодой рецидивист опасен и тем, что по возрасту (23-25 лет) он не далеко «ушел» от подростков и поэтому как личность он психологически им интересен. Значит, чем больше несовершеннолетних становится, на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей законам. Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Именно потребность в общении (у подростков она особенна, обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.



Просмотров