Что такое право? В стране Выученных уроков.: Правоведение. Эссе

«Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом» (О. Бальзак).

Возможно ли становление равенства? Одни видят в нём огромную пользу и уверены, что оно реально. Другие утверждают, что в условиях современного общества становление равенства невозможно.

Равенство – положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства, одинаковые политические и гражданские права, равноправие.

Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-либо делать.

Виды прав:
 личные;
 политические;
 социально-экономические;
 культурные.
Сущность данного высказывания О. Бальзака состоит в том, что равенство является правом, но общества, в котором все люди равны, не может существовать. Это высказывание актуально до сих пор, т. к. социальное неравенство является предметом изучения современных учёных-социологов.

Данное высказывание соответствует взглядам социалистов. Социализм - экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Это высказывание также соответствует теории правового государства, по которой законы в равной степени относятся ко всем без исключений.

С позиций прагматизма, равенство является сильным социальным регулятором. Я считаю, что обществу, где господствует равноправие, и люди имеют одинаковый доступ к средствам производства, не грозят революции и социальные конфликты. В атмосфере всеобщего равенства не может возникать противоречий, а значит и столкновений. Тогда получается, что каждый человек должен стараться приблизить к данной модели государство, гражданином которого он является?

Но, с позиций экзистенциализма, все стремятся улучшить уровень своего существования. Из этого следует неравномерное распределение доходов, разным становится уровень влиятельности индивидов... Всё отражается на положении человека в обществе или же его социальном статусе. В зависимости от социальных статусов формируются социальные слои, образующие социальную стратификацию, главным принципом которой является социальное неравенство.

Это высказывание также подтверждается биологической точкой зрения. Люди рождаются уже неравными: каждый ребёнок обладает определёнными врождёнными способностями, отличающими его от других. Кроме того, истории известны случаи дискриминации людей по внешности – теория Гитлера о превосходстве арийской расы, конфликт «белых и чёрных» в Америке, где индейцам до сих пор запрещено выезжать из своих резерваций. В современности также существуют фашистские группировки, ставящие свою расу выше всех остальных.

Поэтому я считаю, что равенства никогда не было. Пусть в первобытном обществе люди и не отличались друг от друга ни материальным положением, ни наличием особых прав (отличия появляются лишь с возникновением земледелия и скотоводства), люди всё же различались и физической подготовкой, и личными качествами, а, следовательно, они имели разный доступ к ресурсам (добычу получит тот, кто сильнее и ловчее). В рабовладельческом обществе (по формационной теории К. Маркса) права, доходы и власть распределялись неравномерно: всё зависело от происхождения человека. То же происходило и в феодальном обществе, изменился только способ производства, и у крестьян по сравнению с рабами было больше прав (могли иметь своё хозяйство и средства производства, семью…). При капитализме начинали появляться признаки равноправия, но доступ к средствам производства всё же оставался разным. При социализме, провозглашённом в начале 20 века как общественный строй некоторых стран, равенства тоже не было. Так Декрет о земле, принятый в России в 1917 году привёл не к равенству, а к диктатуре рабоче-крестьянских масс и ущемлению прав дворянства и интеллигенции. Также небезызвестны жестокие репрессии (борьба с вредительством, «дело врачей», гонения на деятелей культуры и искусства), которые делали бесправными определённые слои общества. А сформировавшийся позже слой номенклатуры, пользовавшийся явными привилегиями и в доступе к средствам производства, и процветающее «телефонное право» окончательно опровергает существование равенства в СССР.

Следует согласиться с данным высказыванием О. Бальзака, что равенство является правом, но общества, в котором все люди равны, не может существовать. Равенство может предотвратить революции и социальные конфликты в обществе, но стремление людей повысить свой социальный статус, неравномерное распределение доходов и власти делают его нереальным. В современном мире дети ограничены в правах, существует неравенство между мужчиной и женщиной… Не смотря на то, что Конституция Российской Федерации утверждает, что все равны перед законом и судом (ст. 19), заголовки СМИ всё чаще пестрят фактами коррупции и несправедливости властей к «простым людям». Верить этому или нет – личное дело каждого, но может не зря В. И. Ленин говорил: «Равенство по закону не есть еще равенство в жизни»?..

Эссе на тему:

«Что такое право?»


Подготовил:

Студент BA16-2

ВШБ МГУ им. М.В. Ломоносова

Скомаровский Денис

право юридический свобода слово


Итак, что же такое «право». В первую очередь, я считаю, что понятие «право» можно рассматривать с различных позиций. Со стороны ученого - «право» будет являться объектом познания. Научный подход к содержанию права будет совмещать в себе и историческую составляющую, и политическую, и социальную. Человек, заинтересованный в праве как в науке будет наблюдать его историческое развитие, а именно как люди относились к понятию «право», что же они видели в этом незамысловатом сочетании букв. В плане политической составляющей - право будет являться неотъемлемым инструментом любого политика. Ведь именно на праве зиждется управление любым государством, будь то право лично властвовать или выбирать того, кто будет это делать. Что же касается социальной составляющей, то, бесспорно, можно сказать, что любое общество, будь то огромная корпорация или студенческий совет в маленьком ВУЗе, строится на правовых нормах. Этими нормами могут выступать как традиции, так и закрепленные положения в документах, имеющих юридическую силу.

Говоря о праве, также на ум приходит юридическое значение этого понятия. «Право - единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости» (ист. ru.wikipedia.org). На праве, как на единственно равной для всех норме, строится законодательство любого государства гражданского общества. Общества, для которого вопросы права и свободы являются приоритетными в его жизни. В таком случае, право является регулятором общественных отношений. Именно согласовывая с правовыми нормами человеку может быть вынесен приговор за то или иное деяние.

Право может выступать мерилом свободы для любого индивида. Обладая правом на жизнь, на саморазвитие, на свободу слова, мы даем возможность себе и другим чувствовать себя комфортно в современном мире.

Более того, исходя из того, что сказано выше, право является и ограничением для любого человека. Ведь наши права в любом случае будут заканчиваться там, где начинаются права другого. Если у нас есть право на жизнь, значит и другого человека оно тоже есть, и мы не можем посягать на его жизнь, руководствуясь принципом свободы действий, допустим.

Современное общество сегодня существует в гармонии только благодаря праву. Ведь право, это то, что смогло помочь обществу достичь общественного договора. И каждый раз, когда общество или отдельные индивиды забывают про правовые нормы и их важность происходят общественные конфликты.


Теги: Что такое право? Эссе Основы права

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура правовой нормы

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

1) Взгляды 2) идеалы 3) принципы 4) мировоззрение 5) ценности.

3

Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) достоверность результатов 2) образность 3) устремленность к поиску объективных знаний 4) эмоциональность 5) наглядность 6) творческая деятельность

Укажите эти две характеристики.

4

Укажите верные суждения о налогах.

1. Косвенные налоги выплачивают исключительно юридические лица.

2. Прямые налоги взимаются с доходов, собственности и определённых видов деятельности граждан и фирм.

3. Акциз - это основной вид прямых налогов.

4. В зависимости от использования налоги бывают общие и индивидуальные.

5. К местным налогам в Российской Федерации относится земельный налог.

5

Установите соответствие между условием трудового договора (обозначено буквами) и его видом (обозначено цифрами).

6

Государство Б является конфедерацией. Чем характерна конфедерация?

1. Это союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей.

2. Конфедерация состоит из метрополии и колоний.

3. Субъекты конфедерации не могут иметь собственного законодательства.

4. В конфедерации отсутствуют общие законодательные органы и системы управления.

5. Конфедерация имеет общие для всех ее субъектов территории и государственную границу.

6. В конфедерации действуют общие для всех участников Конституция, законодательство, гражданство, финансовая система.

7

Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.

3. Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

8

Установите соответствие между функциями и осуществляющими их банками.

9

В посёлке А. поставку продуктов питания в магазины осуществляет одно фермерское хозяйство, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. рынок товаров

2. местный рынок

3. олигополия

4. рынок труда

5. избыток продукции

6. монополия

10

Во многонациональном городе был проведен социальный опрос. Респондентами выбирали 30-летних и 60-летних граждан. Они отвечали на вопрос «По Вашему мнению, каким должно быть поведение представителей различных этносов, проживающих на одной территории, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?». Результаты опроса (в процентах от числа ответивших) представлены в диаграмме.

Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании диаграммы?

1. Наибольший процент молодежи считает самым важным аспектом научиться находить общий язык.

2. Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди 60-летних больше, чем среди 30-летних.

3. Одинаковые доли опрошенных из обеих групп считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо больше знать о культуре других этносов.

4. Наименьшие доли опрошенных в обеих группах не задумывались над поставленным вопросом.

5. Половина опрошенных 30-летних считает, что уважение к правам и свободам друг друга поможет предотвращать межнациональные конфликты.

11

Выберите верные суждения, которые характеризуют особенности социальных норм.

1. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

2. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

4. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.

5. Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, называют корпоративными нормами.

6. В отличие от обычаев, нормы морали фиксируются в письменных источниках.

12

В стране Q было проведено социологическое исследование на предмет разделения обязанностей по домашней работе среди мужчин и женщин. Респондентам задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени это у Вас занимает?».

Результаты опроса (в процентах от числа опрошенных) приведены на диаграмме.

1. Пятая часть мужчин, принимавших участие в опросе, не выполняет работу по дому.

2. Среди женщин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени.

3. Равные доли мужчин и женщин затруднились ответить.

4. Больше трети опрошенных мужчин ответили, что работа по дому занимает много времени.

5. Среди женщин доля тех, кто затруднялся ответить, больше доли тех, кто не выполняет работу по дому.

13

Выберите верные суждения о государстве.

1. Государство обладает правом взимания налогов и сборов с населения.

2. Законы и полномочия государства распространяются только на его граждан, проживающих на определённой территории.

3. Наличие единственного государственного языка как средства общения.

4. Защита интересов отдельных групп и общественных слоев.

5. Верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних отношениях.

14

Установите соответствие между функциями государственной власти и субъектами, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Конституция РФ предусматривает защиту прав и свобод человека и гражданина. Какие из приведенных прав относятся к социальным правам?

1. право избирать и быть избранным

2. право на охрану здоровья

3. право на предпринимательскую деятельность

4. право на образование

5. право участвовать в отправлении правосудия

6. право на благоприятную окружающую среду

16

Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества?

1. Министерство науки и образования объявило о проведении ученического конкурса «Знаток русского языка».

2. Большинство граждан страны являются приверженцами одной религии.

3. По всей стране граждане стали активными участниками выборов в органы местного самоуправления.

4. Органы ГИБДД провели лекции для студентов о важности соблюдения правил дорожного движения.

5. На собрании местных жителей небольшого городка было принято решение о благоустройстве пустыря и посадки там декоративных растений.

17

Установите соответствие между полномочием (обозначено буквами) и видом банков (обозначено цифрами) избирательной системы.

18

Общество является сложной системой. Какие его признаки позволяют сделать соответствующие выводы?

1. обособление от природы

2. способы взаимодействия людей

3. сохранение связи с природой

4. часть материального мира

5. наличие определенных традиций

6. иерархия социальных позиций

19

Будущие супруги, граждане РФ Незнайка и Ромашка обратились к нотариусу для заключения брачного договора. Найдите в приведенном ниже перечне положения, по причине которых нотариус отказал супругам в нотариальном удостоверении документа. Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) договор предусматривает режим раздельной собственности супругов

2) указаны права супругов в отношении будущих детей

3) определены обязанности жены по отношению к родителям мужа

4) зафиксировано место проживания супругов

5) Незнайка и Ромашка не зарегистрировали брак

6) названы способы участия Незнайки и Ромашки в доходах друг друга

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Возникновение такой социальной общности, как ______ (А), связано с развитием капиталистических отношений. Современные ученые считают, что ключевым признаком этой общности является общность духовной культуры, важным элементом которой является национальное ______ (Б). Основными направлениями в развитии межнациональных отношений являются ______ (В) и дифференциация. Межнациональное сотрудничество может осуществляться в различных сферах: экономической, политической, ______ (Г), духовной. Причинами межнациональных ______ (Д) могут являться: бытовые предрассудки, территориальные споры, ______ (Е) на расовой и религиозной почве.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. интеграция

2. национализм

3. социальная

4. конфликты

5. дискриминация

6. гуманизация

8. традиция

9. самосознание

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Договор представляет собой важнейшее (помимо издаваемых нормативных актов) средство правового регулирования отношений между членами общества.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей.

Договор определяется наличием ряда присущих ему черт. Заключение договора ведет к установлению юридической связи (правоотношения) между его участниками. Издаваемые нормативные правовые акты определяют правила поведения для широкого круга лиц. В отличие от этого заключение договора влечет возникновение конкретного отношения между двумя или несколькими субъектами. Договор служит созданию правовых связей между отдельными лицами, является инструментом установления таких связей.

Содержанием договорной связи является выполнение действий, ведущих к достижению целей участников договора, удовлетворению их экономических и иных интересов. Устанавливаемые на основе договора отношения выражаются в действиях лиц. Это могут быть, например, единичные действия по просмотру спектакля в театре или сдаче посетителем на хранение пальто в гардеробе института.

Целенаправленные действия субъектов могут носить сложный многозвенный характер, как, например, действия строительной организации в договоре подряда с заказчиком на строительство здания. Договор может предусматривать неоднократное повторение его участниками определенных взаимосвязанных действий: регулярную отгрузку предприятием хлебобулочных изделий в магазин и оплату последним их стоимости по договору на поставку товара, постоянное выполнение банком поручений клиента по договору банковского счета.

Договор не только создает юридическую взаимосвязь между субъектами, но также устанавливает требования к порядку и последовательности совершаемых ими необходимых действий.

Исполнение договоров в целом опирается на возможность принуждения со стороны судебных и иных государственных органов, что свойственно правовому регулированию в целом.

Таким образом, договор представляет собой соглашение двух или большего числа лиц об осуществлении целенаправленных взаимосвязанных действий и установлении регулирующих такие действия взаимных прав и обязанностей, исполнение которых обеспечивается мерами государственно организованного принуждения.

Сторонами (участниками) договора могут быть физические лица, обладающие дееспособностью, организации, являющиеся юридическими лицами, и иные субъекты права.

(Б.И. Пугинский)

Какое определение понятия «договор» дает автор? Какие черты (признаки) договора он выделяет?

Показать ответ

ИЛИ «соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей»;

2) признаки, например:

Установление юридической связи (правоотношения) между его участниками;

Определение действий, ведущих к достижению целей участников договора;

Установление требования к порядку и последовательности необходимых действий

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сходство:

исполнение и договоров, и нормативных актов опирается на возможность принуждения со стороны судебных и иных государственных органов;

2) отличие:

нормативные правовые акты определяют правила поведения для широкого круга лиц, а заключение договора влечет возникновение конкретного отношения между двумя или несколькими субъектами.

Какие виды действий могут стать содержанием договорных отношений? Укажите авторский и приведите собственный пример таких действий.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) виды действий:

Единичные действия;

Действия, носящие сложный многозвенный характер;

Неоднократно повторяющиеся действия;

Единичные действия по просмотру спектакля в театре или сдаче посетителем на хранение пальто в гардеробе института;

Многозвенные действия строительной организации в договоре подряда с заказчиком на строительство здания;

Регулярная отгрузка предприятием хлебобулочных изделий в магазин и оплата последним их стоимости по договору на поставку товара;

3) собственный пример, допустим:

регулярная оплата аренды квартиры арендатором согласно договору аренды.

Опираясь на полученные знания, приведите пример любого договора. Укажите его участников и отношения, которые договор регулирует, а также вытекающие из него права и обязанности сторон.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать элементы:

1) пример договора (например, брачный договор);

2) его участников (супруги);

3) отношения, которые договор регулирует (имущественные отношения);

4) права и обязанности сторон (имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человеческой деятельности, в том числе выделение трех ее ведущих видов: труд, учение, игра»;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах деятельности. )

3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков».

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Назовите любые два неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте примерами действие каждого из них.

Показать ответ

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие факторы:

1) Количество потребителей - например, в условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран, что приводит к существенному росту спроса;

2) цены товаров-заменителей, например, телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей, - рост цены на товары-заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар;

3) ожидания потребителей - например, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков;

4) цены дополняющих товаров, например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти, - если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот.

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

1. Определение понятия ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.

2. Методы расчёта ВВП.

а) Расчет по доходам.

б) Расчёт по расходам.

3. Выражение ВВП.

а) Номинальный ВВП.

б) Реальный ВВП.

в) Национальная валюта, соотношение валют, валютная биржа.

4. ВВП и ВНП.

а) ВНП как основной показатель состояния экономики (до 1991 г.).

б) Значение показателя ВВП для страны.

5. Расчёт ВВП на душу населения.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Чем хуже Ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести». (Б. Рассел)

29.2. Экономика «Капитал - мёртвая производственная сила, которая, подобно вампиру, живёт только при всасывании живой рабочей силы, и живёт тем больше, тем больше труда она всасывает». (Карл Маркс)

29.3. Социология, социальная психология «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». (Русская мудрость)

29.4. Политология «Не важно, как проголосовали, - важно, как подсчитали». (И. В. Сталин)

29.5. Правоведение «Да сильные ж в правах Бывают часто слепы.

У них на это свой устав:

Кто одолеет, тот и прав».

Работа ученицы 10 - класса Веселова А.

«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).

Закон – это обладающий высший юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительными органами государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Юристы выделяют конституционные законы, текущие, кодифицированные. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В РФ,каки в любом федеративном государстве, действуют федеративные законы и законы субъектов Федерации. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить, но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Люди издавна стремились каким- либо способом утвердить в обществе справедливость. И нашли самый надежный способ – с помощью законов. Пример тому – от принадлежности к тому или иному социальному слою. «Русская правда» -древний свод законов. Уже в нем можно увидеть стремление законодателя к порядку степень же жесткости наказания в первых законах на Руси зависела. Но обладать верховенством и исполняются всеми без исполнения членами общества закон может быть только в правовом государстве.

Правовое государство – это государство, в котором организация и деятельность государственно власти в её взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Идея правового государства направлена на ограничение власти (сила) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством. Правовое государство обладает определёнными признаками:

  • Верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;
  • Взаимная ответственность государства и личности;
  • Реальные гарантии прав и свобод граждан;
  • Разделение властей;
  • Идеологический и политический плюрализм.

Там где законом строго соблюдается и простыми гражданами, и государством, люди чувствуют себя защищёнными, а в случаи нарушений они обращаются в суд, который разбирают спор на основе закона. Неограниченная никакими законами власть А. Гитлера вфашисткой Германии привела к массовому нарушению прав и свобод миллионов людей во всем мире, к гибели ни в чем не винных людей и сделали несчастными миллионы.Только верховенство закона в обществе может способствовать установлению справедливости для всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Таким законом в РФ является Конституция РФ – закон законов. И сама служит главным образцом. Так статья 19 Конституции РФ гласит: « Все равны перед законом».

Римские юристы говорили: « Закон суров, но это закон», подчеркивая тем самым обязательность его исполнения. Но закон сам по себе не исполняется. К сожалению, общество состоит не только законопослушных граждан. К нарушителям государство применяет меры принуждения. Так, государство в лице суда принимает решение о привлечении гражданина, совершившего преступление, к уголовной ответственности.

Можно привести пример, доказывающий, что не всем чиновникам удается избегать наказание и нарушить право. Михаил Ходорковский, человек, который сидел в тюрьме за то, что украл в 1998 – 2004 годах нефти почти на 900 миллиардов рублей и легализовал вырученные от её продажи средства. Он был осужден по закону и понес полную ответственность за содеянное, несмотря на свой статус.

Предварительный просмотр:

Работа ученицы 10 - класса Голубенко С.

Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №2: Денисенко А.И.

" Право сильнейшего есть сильнейшее бесправие " (М. Эшенбах)

В данном высказывании М. Эшенбах поднимает проблему равенства всех перед законом и судом, независимо от их социального статуса, происхождения и должности. Автор называет сильнейшим бесправием право сильнейшего человека, который ставит себя выше закона и не подчиняется его требованиям.

Право- система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Значимость состоит в том, что оно способствует созданию комфортных условий для жизни, защищает права и свободы, охраняет от произвола со стороны других лиц или государства.

Представим на минуту, что право практически не вмешивается в нашу жизнь. Нетрудно догадаться, что именно тогда наступит хаос и беспорядок. Государство не сможет защитить каждого человека ввиду отсутствия единых правил. Право становится властной общеобязательностью, то есть общеобязательной системой норм, охраняемых силой государства, только в форме закона. Закон- обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти. Законы призваны регулировать важнейшие стороны общественных отношений. Закон делает человека свободным, позволяя выбирать свою линию поведения, но не позволяет человеку перейти в произвол по отношению к другим. Пока люди будут злоупотреблять своим положением или возможностями, подавляя интересы других, то вряд ли мы сможем назвать наше общество справедливым. Люди должны осознавать, что жить по законам спокойнее и удобнее. Есть такое латинское изречение: "Храни порядок и порядок сохранит тебя". Недавно по ТВ показывали сюжет, в котором говорилось о страшном ДТП: дочь высокопоставленного чиновника, находясь за рулём в состоянии алкогольного опьянения, сбила двух девушек, одна из которых от полученных травм скончалась, а другая осталась на всю жизнь инвалидом. Несмотря на тяжелые последствия, суд вынес в отношении виновницы ДТП мягкий приговор: три года в колонии поселения. Я считаю, что это не справедливо. Ведь было нарушено самое главное право- право человека на жизнь, право на здоровье.

Возможна ли такая ситуация в правовом государстве, где все равны перед законом. Я убеждена, что нет. По данным одного из социологических опросов, более 50% респондентов признались, что хотя бы однажды нарушали закон и ничего страшного в этом не видят. В этом проявляется правовой нигилизм.

Чтобы в нашей стране было действительно правовое государство, поднять общий уровень правовой культуры населения, сформировать уважительное отношение к закону. Известно, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. В законах нет сильнейшего, перед ним все равны, а значит, чтить и соблюдать их должен каждый.

Предварительный просмотр:

Работа ученицы 11 класса Голубенко С.

Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №2: Денисенко А.И.

"Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право" (И.А. Ильин)

И.А.Ильин утверждает, что уровень правосознания общества определяет сущность права, сущность правовой жизни, в условиях которой, живут люди и их отношение к праву.

Правосознание- это одна из форм общественного познания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к поведению людей в сфере права. То есть- это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Поскольку право представляет собой социальное явление, у людей, живущих в одном обществе, формируется определение представления о нем.

Например, граждане нашей страны имеют право участвовать в демонстрациях, митингах, шествиях, проводимых мирным путем. Эта норма закреплена в конституцию Российской Федерации. Гражданин, имеющий высокий уровень правосознания никогда не будет нарушать главный закон государства.

Человеку присущ определенный уровень правосознания. Это не просто знание норм права, но и личное отношение к ним. Люди с высоким уровнем правосознания не станут совершать преступления, но не потому, что бояться наказания, а потому, что уважают закон. И, именно поэтому нужно правосознание, чтобы уметь видеть границы права. Тогда право будет совершение, только тогда будет меньше конфликтов в обществе, а значит, больше внимания будет уделяться более глобальным проблемам человечества.

Например, в демократическом государстве правосознание людей обладает нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности, разделения властей, многопартийности и идеологического многообразия, деятельности суда.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Работа выполнена ученицей 10 класса - ГУСЕВОЙ Е.

Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №2- Денисенко А.И.

Самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает", П. Буаст


В своем высказывании П. Буаст поднимает не просто проблему бедности, а пытается вскрыть причины такого состояния. Он считает, что бедность – это фактически достигаемое состояние человека, хотя, конечно, никто к этому целенаправленно не стремится.

Бедность - состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи для нормальной жизни и жизнедеятельности. Можно выделить формы бедности по времени (застойная, временная), по отношению состоянию с прожиточным минимумом (нищета, нуждаемость,).Застойная бедность - это длительная бедность, она всегда была характерна для сел России. Временная бедность отличается небольшими периодами пребывания в ней, она стала характерна сейчас для городского населения из-за систематических невыплат заработной платы. По размеру дохода по сравнению с прожиточным минимумом выделяют три формы бедности: нищета, нуждаемость, малообеспеченность.

В повседневной жизни бедными обычно считают людей, уровень жизни которых ниже официально признанного прожиточного минимума.
Причина бедности кроится в неумении, а возможно, и в нежелании использовать то, чем человек располагает. Определённые ресурсы есть у каждого человека. Чаще всего люди, оказавшиеся в ситуации бедности, а возможно, и нищеты, ссылаются на то, что они были лишены определенных финансовых ресурсов. Но ведь определенные способности, знания, да и просто физическая сила есть у каждого человека. Нужно лишь правильно оценить свои возможности и постараться использовать их максимально эффективно. Всё зависит от желания и усилий самого человека.
Например, если природа одарила вас прекрасными способностями к рисованию, чувством цвета и композиции, то это еще не гарантирует вам успех и материальное изобилие. Один человек будет скромно утаивать свой талант и рисовать лишь для души, считая, что на этом денег не заработать. А другой человек может применить свои таланты, начав, допустим, с работы художником-оформителем, занявшись дизайном, при этом используя все возможности для того, чтобы продемонстрировать миру свои таланты.
Многие широко известные очень богатые люди не родились в роскоши, а создали свой капитал, максимально используя те ресурсы, которые у них были.
Например, всем известно имя одного из самых богатых людей России Романа Абрамовича. Но мало кому известно, что он очень рано осиротел, потеряв и мать, и отца, воспитывался в семье дяди, и начал свою финансовую карьеру, организовав маленький кооператив по изготовлению мягких игрушек. Но при этом он старался максимально использовать и те способности, которыми его одарила природа и расширять свои знания, и наиболее эффективно вкладывать свои финансовые средства. Результат его усилий широко известен.
Поэтому можно сделать вывод, что богатство и бедность не заложены в нас от природы, это не дар свыше, а результат собственных усилий человека, итог того, как он смог воспользоваться теми ресурсами, которыми он располагал изначально.

Вас интересует, как проверяются эссе по обществознанию? Вы пишете эссе самостоятельно и хотите найти отклик, узнать что Вы написали правильно, и где ошиблись? У Вас есть уникальная возможность сделать это с экспертом ЕГЭ.


Как писать эссе по обществознанию? Ответ — регулярно!

Тогда Вы не только «набъете» руку при выполнении этого задания, не только получите ряд в свою копилку, которые сможете воспроизвести на экзамене, но и узнаете сильные и слабые стороны своих эссе. А для этого Вам нужно регулярно получать рекомендации от сильного преподавателя, способного адекватно оценить Ваше эссе в соответствие с критериями задания С9 ЕГЭ по обществознанию. Лучше всего, если Вы это будете делать с .

У наших подписчиков, а также участников группы
есть возможность регулярно обращаться к моим советам и рекомендациям в вопросах, как писать эссе по обществознанию. Для начала, мы рекомендуем постоянно помнить о критериальной базе этого задания. Вспомним, по каким критериям проверяется эссе:

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. То есть эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли.

Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. То есть, в своем сочинении вы используете не собственные отвлеченные представления, а мыслите понятийным аппаратом, приводите термины.

Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. То есть, у Вас есть (!) точка зрения по поднятой автором проблеме (вы поняли проблему), и обосновали ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из других предметов (здесь, прежде всего, помогают литература, история).

Итак, это сложное задание, если суммировать, проверяет Ваше умение понимать мысль другого человека, мыслить и выражать мысли , а также приводить примеры из окружающей общественной жизни.

Какой план эссе применять?

Мы применяли написание эссе, отталкиваясь от наших знаний , пробовали писать , в котором спорили с автором, не соглашались с его мыслью.

Давайте посмотрим на предложенные нашими участниками группы

эссе и обсудим их.

Елизавета Фомичева , https://vk.com/liza.smile

С9.4 Политология.

Огромный простор для размышлений открывает высказывание Ж.Ж. Руссо о свободе людей. Данная проблема является актуальной в современном обществе, потому что каждая страна мира стремится защитить своих граждан, предоставить им максимально допустимую свободу.
Ж.Ж. Руссо в своем высказывании убеждает нас в том, что только сильное государство способно предоставить гражданам своей страны свободу.
На мой взгляд, автор совершенно четко отразил одну из проблем современности. Возможность государства дать гражданам свободу неразрывно связана с типом политического режима в этой стране. Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Я считаю,что для максимального предоставления гражданам свободы в стране должен быть демократический режимполитический режим, при котором народ служит источником и носителем политической власти. К примеру, США является демократическим государством и её граждане входят в число «лидеров» по объему прав и свобод. Приведем другой пример. Давайте вспомним времена правления И.В. Сталина. Это время тоталитарного режима в стране, характеризующейся всеобщем контролем и насилием. Сколько великих деятелей культуры пострадало в то время! Писатели не могли свободно печататься, а если писались неугодные власти статьи, то они и вовсе подвергались репрессиям.
Итак, подводя общую черту, я хотела бы сказать, что каждое государство должно стремится к защите прав и свобод своих граждан.

Спасибо Вам, буду очень благодарна за критику!

Что хочется отметить. Начало хорошее, актуальность темы безусловна. Но… дальше, и это самое страшное, не выполняется Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. То есть эксперт не видит Ваше понимание высказанной автором мысли.

Дается тоже самое, что и в высказывании Руссо, даже не перефразируя: «Ж.Ж. Руссо в своем высказывании убеждает нас в том, что только сильное государство способно предоставить гражданам своей страны свободу».

Как эксперт ЕГЭ, хочу отметить, что практически автор «подставляется» под удар. Формально, не увидев фразы «Смысл высказывания Руссо я вижу в том, что…», эксперт ЕГЭ может выставить 0 за все эссе. Поэтому, как эксперт ЕГЭ, писать эту фразу!

Не очень хорошо выглядит текст без разбивки на абзацы! Каждая мысль — с новой строки! Не запутаетесь в последовательности рассуждений, покажете логику рассуждений, визуально увеличите эссе.

французский писатель и мыслитель XVIII века. Автор теории прямой демократии, которая практикуется и сегодня в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник, в общем — гений эпохи Просвещения.

В эссе хорошо раскрываются теоретические положения, выполняется Критерий 2 (К2) . Хороший пример из социальной практики о США, выражено свое мнение » Я считаю,что для максимального предоставления гражданам свободы в стране должен быть демократический режим..». Выполняется Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения.

А вот со сталинским СССР пример вышел не очень. СССР времен Сталина, согласитесь, ОЧЕНЬ сильное государство. Может здесь стоило посмотреть на иной аспект проблемы?

«Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы».

Можно было зайти так: «Посмотрим на проблему с другой стороны. Давайте вспомним времена правления И.В. Сталина. Это время тоталитарного режима в стране, характеризующейся всеобщем контролем и насилием. Сколько великих деятелей культуры пострадало в то время! Писатели не могли свободно печататься, а если писались неугодные власти статьи, то они и вовсе подвергались репрессиям. Этот пример говорит нам о том, что в обществе должен соблюдаться баланс между «сильным государством» и гражданским обществом, защищенным от государственного произвола».

В нашем диалоге, Елизавета пытается переформулировать К1 и верно определить смысл высказывания:

«Смысл высказывания Ж.Ж. Руссо, известного французского философа, я вижу в том, что чем сильнее государство, тем больше прав и свобод получают граждане этой страны. А что значит сильное государство? Это прежде всего правовое государство, с сильной экономической, политической и социальной сферой».

Наше мнение: давайте вообще попробуем уйти от самой цитаты, максимальный перифраз!

«Смысл высказывания Ж.Ж. Руссо, известного французского философа, я вижу в том, что максимальную реализацию и гарантию прав человеку может обеспечить не любая власть. А что значит сильное государство? Это прежде всего правовое государство, с развитой экономической и социальной сферой.»

Суть затруднения понятна, но, поверьте эксперту, лучше уж в лоб, даже коряво перевести, затем доказав свою точку зрения в содержательной части, чем просто повторить цитату. В идеале, слова из цитаты в эссе затем не должны мелькать вообще, либо в виде перевода:

«А что значит сильное государство? Это прежде всего правовое государство, с развитой экономической и социальной сферой.»

Подведем итог:

1. Нельзя ошибиться в Критерии 1. Вы обрекаете себя на неудачу и максимальную потерю баллов.

3. Покажите эксперту свою интеллектуальность, это привлечет его внимание, повысит Ваш балл.

4. Не ошибайтесь в трактовке фактов.

5. Каждую мысль начинайте с нового абзаца, показывайте структуру ответа.

6. Обязательно подводите итог, выделяйте его новой строкой.

7. Регулярно практикуйте эссе, просите комментария их у опытного преподавателя, используйте наши комментарии и группу

И наше эссе сегодня оптимально выглядит следующим образом:

С9.4 Политология.

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо)

Огромный простор для размышлений открывает высказывание Ж.Ж. Руссо о свободе людей. Данная проблема является актуальной в современном обществе, потому что каждая страна мира стремится защитить своих граждан, предоставить им максимально допустимую свободу.

«Смысл высказывания Ж.Ж. Руссо, известного французского философа, я вижу в том, что максимальную реализацию и гарантию прав человеку может обеспечить не любая власть. А что значит сильное государство? Это прежде всего правовое государство, с развитой экономической и социальной сферой.»

На мой взгляд, автор совершенно четко отразил одну из проблем современности. Возможность государства дать гражданам свободу неразрывно связана с типом политического режима в этой стране. Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Я считаю,что для максимального предоставления гражданам свободы в стране должен быть демократический режим — политический режим, при котором народ служит источником и носителем политической власти. К примеру, США является демократическим государством и её граждане входят в число «лидеров» по объему прав и свобод.

Посмотрим на проблему с другой стороны. Давайте вспомним времена правления И.В. Сталина. Это время тоталитарного режима в стране, характеризующейся всеобщем контролем и насилием. Сколько великих деятелей культуры пострадало в то время! Писатели не могли свободно печататься, а если писались неугодные власти статьи, то они и вовсе подвергались репрессиям.

Этот пример говорит нам о том, что в обществе должен соблюдаться баланс между «сильным государством» и гражданским обществом, защищенным от государственного произвола.

Удачи Вам, работайте над эссе и другими сложными заданиями части С на нашем сайте и здесь, подписывайтесь на наш подарочный мини-курс видео-лекций.

  1. Никита
  2. Катерина

    Добрый вечер)
    Социология

    «Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать» Вольтер

    Великий французский философ Вольтер в своём высказывании поднимает вопрос о значении религии и веры в высшую силу/ Более того, известный просветитель даёт понять, что такая вера очень полезна обществу. Несмотря на то, что вопрос о существовании бога поднимался еще в эпоху Просвещения, он до сих пор является постоянным предметом дискуссий и споров. Тем не менее, следует рассмотреть понятие религии с социологической точки зрения.
    Во-первых, применим знания из обществоведческого курса. В отличие от веры, у которой может быть индивидуальный характер, религия предполагает группу верующих. В религии также обязательно наличие учений, священный предметов и ритуалов. Существуют различные точки зрения о происхождении религии. Карл Маркс, к примеру, считал, что религия является следствием существования частной собственности, а значит, когда-то существовал безрелигиозный период. А французский социолог Эмиль Дюркгейм утверждал, что институт религии возник одновременно с человечеством, формы которого можно обнаружить в любом обществе. Значит, институт религии и правда осуществляет множество функций, а значит, полезен обществу.

    Во-первых, вера в бога интегрирует и поддерживает общество, сплачивая его общими верованиями. Особенно эта функция актуальна в аграрных обществах, где нет разделения труда, уберегая от аномалий. Аномалия — потеря большей части ценностей и ценностных ориентаций в данном обществе.

    Во-вторых, религия социализирует, помогает осуществить передачу социального опыта новому поколению на основе религиозного учения, что сыграло огромную роль в истории. К примеру, Библия или Коран является важнейшим источником нравственных норм и знаний для соответственно христиан и мусульман. Социализация — процесс усвоения социальных норма и усвоения социальных ролей.

    В-третьих, религия осуществляет социальный контроль, охраняя нравственные нормы и формировала моральное сознание. Многие верующие строят свою модель поведения в соответствии с заданными религией идеалами и верой в высшую силу. Таким образом религию можно назвать и институтом социализации, являвшейся первичным на протяжение множества веков. Институт социализации — учреждение, влияющие на процесс социализации и направляющий его.

    В-четвёртых, тесно взаимодействуя с обществом, церковь имеет влияние и на политические процессы. К примеру, в Средневековье монарх считался представителем бога, его посредником. И не даром корону ему вручал высшее лицо духовенства. Да и сейчас глава церкви является обязательным гостем на важных государственных мероприятиях. В прошлом существовало множество религиозных войн, к примеру, Крестовые походы. Также уважительное отношение религии к труду сыграло огромное роль в развитии экономики в России и Европе.

    И, пожалуй, одна из наиболее актуальных функций религии в наши дестабилизационные времена- психологическая. Она проявляется в большей мере на индивидуальном уровне. Её ярким примером является исповедь и помощь в преодолении дезорганизации после смерти близкого человека.
    Конечно, любая из функций религии может превратиться и в дисфунцию. Вера в бога может дезинтегрировать общество, порождая религиозные войны. А помимо передачи одного социального опыта, уничтожать источники другого. Примером этому может служить массовые уничтожения культуры и сжигании книг нехристианских народов. Более того, помимо благоприятного психотерапевтического воздействия, религия может привести к глубочайшим моральным кризисам и даже к самоубийствам. Великий писатель Николай Васильевич Гоголь умер в тяжелейших переживаниях, обвинениях, связанных с религией. Александр Первый в конце жизни так же подвергал себя чувству вины перед богом.

    Но, в общем и целом, по моему мнению, вера в бога оказывает скорее благоприятное действие на общество. Это заметно и в наше время, которое обвиняют в упадке моральных ценностей и которое так нестабильно и стрессово. Таким образом, институт религии является универсальным, первичным и, несомненно, необходим обществу.
    Проверьте, пожалуйста))



Просмотров