Административная ответственность мед учреждений и работников рк. интересов государственной службы и службы в органах. Критерии качества медицинской помощи

  • Размер: 1.4 Mегабайта
  • Количество слайдов: 38

Описание презентации АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ по слайдам

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2. 1 Ко. АП РФ) СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ объективная сторона субъективная сторона

3 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОБЪЕКТ — совокупность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т. д. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА — состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность. Характеристика объективной стороны включает в себя способ, средства, время, место совершения административного правонарушения и другие имеющие значения для квалификации правонарушения обстоятельства.

4 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ СУБЪЕКТ — тот, кто совершил административное правонарушение (как физические, так и юридические лица). Ко. АП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16 -летнего возраста. К несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3. 9 Ко. АП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4. 2). Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

5 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ Субъективная сторона административного правонарушения — вина УМЫСЕЛ НЕОСТОРОЖНОСТЬ прямой Лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало косвенный Лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, но относилось к ним безразлично легкомыслие Лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий небрежность Лицо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

6 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ предупреждение административный штраф конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения лишение специального права, предоставленного физическому лицу административный арест административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства дисквалификация административное приостановление деятельности обязательные работы административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 5. 39. Отказ в предоставлении информации Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Статья 19. Пациент имеет право на: 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья Статья 22. Информация о состоянии здоровья Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья 1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: 5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Статья 70. Лечащий врач 2. Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья …. Статья 79. Обязанности медицинских организаций 1. Медицинская организация обязана: 6) предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях; 7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации, а также предоставлять иную определяемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимую для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями информацию; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения; об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статья

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 2. Незаконное занятие народной медициной Занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 21. 11. 2011 N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта РФ, органом исполнительной власти которого оно выдано. Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 15. Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ Статья 6. 16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 28. Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , ст. 38 Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 января 2014 г. N 2 н «Об утверждении Порядка проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий» Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1353 н «Об утверждении Порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий»

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 29. Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности 1. Непредставление медицинским работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской организации, в которой он работает, либо фармацевтическим работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю аптечной организации, в которой он работает, — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. 2. Непредставление или несвоевременное представление руководителем медицинской организации уведомления о возникновении конфликта интересов медицинского работника или руководителем аптечной организации уведомления о возникновении конфликта интересов фармацевтического работника в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 3. Непредставление индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, информации о возникновении конфликта интересов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. 4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до шести месяцев.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 75) Конфликт интересов — ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 75) В случае возникновения конфликта интересов медицинский работник или фармацевтический работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации или руководителя аптечной организации, в которой он работает, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Руководитель медицинской организации или руководитель аптечной организации в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 30. Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 1. Невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 2. Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. Статья 79. Обязанности медицинских организаций 1. Медицинская организация обязана: 3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 2. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязаны: 1) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 31. Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов 1. Несоблюдение субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющими их заготовку, хранение, транспортировку и клиническое использование, требований безопасности технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 2. Несообщение или сокрытие информации о реакциях и об осложнениях, возникших у реципиентов в связи с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов, субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющими их клиническое использование, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 32. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности 1. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей. 2. Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Примечание. В целях настоящей статьи под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: ПОРЯДОК ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 56) Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности»

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 33. Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок 1. Производство, продажа или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, либо производство, реализация или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных медицинских изделий, либо продажа или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных лекарственных средств, либо реализация или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных медицинских изделий, либо оборот фальсифицированных биологически активных добавок, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до шестисот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 33. Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок 2. Продажа или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств, либо реализация или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных медицинских изделий, либо незаконные производство, продажа или ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до шестисот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. С 23 января 2015 г. Статья 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополняется: «12. Фальсифицированное медицинское изделие — медицинское изделие, сопровождаемое ложной информацией о его характеристиках и (или) производителе (изготовителе). 13. Недоброкачественное медицинское изделие — медицинское изделие, не соответствующее требованиям нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) либо в случае ее отсутствия требованиям иной нормативной документации. 14. Контрафактное медицинское изделие — медицинское изделие, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. С 23 января 2015 г. Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29 -ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» абзац шестнадцатый статьи 1 изложить в следующей редакции: фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия — пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной; ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61 -ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фальсифицированное лекарственное средство — лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе; недоброкачественное лекарственное средство — лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа контрафактное лекарственное средство — лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 13. 11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Статья 13. 12. Нарушение правил защиты информации 1. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 13. 14. Разглашение информации с ограниченным доступом Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: Статья 4. Основные принципы охраны здоровья 9) соблюдение врачебной тайны Статья 13. Соблюдение врачебной тайны Статья 19. Право на медицинскую помощь Пациент имеет право на: 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну; Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников 2) соблюдать врачебную тайну Статья 79. Обязанности медицинских организаций 4) соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах Статья 92. Ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности 4. Сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Статья 14. 1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) 2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Статья 14. 4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований 1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Как показывает практика большинство медицинских работников и даже руководителей учреждений здравоохранения имеют поверхностное представление о юридической ответственности, установленной действующим законодательством за правонарушения в сфере здравоохранения. При этом знания об основаниях, виды и последствия юридической ответственности, с одной стороны, дисциплинирует медицинских работников, а с другой - уменьшает вероятность необоснованного привлечения их к ответственности.




Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно- эпидемиологической службой и т.д.)




Отличия административной ответственности от уголовной 1) установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ; 2) административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц; 3) наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.


За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания - предупреждение; - административный штраф; - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; - лишение специального права, предоставленного физическому лицу; - административный арест; - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; - дисквалификация; - административное приостановление деятельности; - обязательные работы. В отношении медицинских работников (организаций) применяются, как правило, предупреждение и административный штраф




Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) представляет собой де­нежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должно­стным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Административный штраф призван оказать воздействие на ма­териальные интересы правонарушителя. Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы адми­ нистративных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.




Статья Отказ в предоставлении информации. Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения. Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством). Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.


Статья Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Статья Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологи-ческих требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации. Статья Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно- санитарных правил. Статья Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)


Статья Нарушение правил защиты информации. Статья Разглашение информации с ограниченным доступом. Статья Нарушение правил распространения обязательных сообщений. Статья Нарушение порядка представления статистической информации. Статья Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов. Статья Нарушение требований законодательства о хранении документов. Статья Нарушение законодательства о рекламе. Статья Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований. Статья Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники. Статья Обман потребителей.


Статья Нарушение иных прав потребителей. Статья Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Статья Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Статья Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов. Статья Сокрытие страхового случая. Статья Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод. Статья Самоуправство. Статья Непредставление сведений (информации). Статья Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). Статья Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт. Статья Нарушение требований пожарной безопасности.

Уголовная ответственность для медицинских работников предусматривается основным законодательным актом, регулирующим их деятельность – Законом об основах охраны здоровья. А отдельные детализирующие положения прописаны в соответствующих статьях уголовного законодательства. Эти положения законодательства в совокупности закладывают основу для защиты прав пациентов и самих медработников.

Законодательство РФ предусматривает разные формы ответственности, в том числе уголовную для лиц, занимающих определённые должности или выполняющих определённые обязанности, ответственность по уголовному законодательству для медработников в том числе. Перед врачами и мед сёстрами стоит огромная ответственность за здоровье человека. И поэтому государство регулирует деятельность людей, которые отвечают за охрану здоровья.

Должностные полномочия врачей и медсестёр, налагая на них обязанности, дают им определённые права, что может вызвать риск злоупотребления с их стороны. Именно поэтому в законодательстве предусмотрены разные формы ответственности.

Основными видами ответственности являются:

Разнообразие форм необходимо не только для защиты прав пациентов, но и самих медработников. Поэтому они также должны быть осведомлены об основных моментах уголовной ответственности, чтобы понимать свои права и знать о том, что обязаны делать.

Основание ответственности медицинских работников по уголовному законодательству

Под основанием ответственности, как гласит ст. 8 УК РФ, считается определённое деяние, т.е. набор действий специалиста, имеющих признаки состава преступления.

Здесь имеются 4 составляющих:

  • под объектом понимается общественный интерес.Для правонарушений в сфере медицины – это жизнь и здоровье пациентов;
  • объективную сторону в области медицины составляет некий набор внешних характеристик преступного деяния. Например, в результате неудачно проведённой пластической операции внешности пациентки был нанесён ущерб. Затем объективную сторону составляет причинно-следственная связь. Если рассматривать этот же пример, то может оказаться, что были использованы некачественные материалы, что могло явиться причиной негативных последствий;

  • субъектом преступления считают медицинского работника, который совершил преступное деяние. Таким образом, если у человека нет профильного высшего или среднего медицинского образования,его нельзя считать медработником.Если речь идёт оботдельных специальностях– дополнительно необходимо наличие сертификата или лицензии;
  • четвёртая составляющая – субъективная сторона включает в себя следующие понятия: вина, цель, мотивы. Если цели и мотивы в каждом конкретном случае устанавливаются индивидуально, то вина классифицируется следующим образом: если врач или медсестра совершает преступное действие специально, тогда имеет место умысел, но преступное действие может быть совершено непреднамеренно, без умысла, тогда лицо тоже будет считаться виновным, но его действия будут квалифицированы несколько иначе.

Таким образом, первые две составляющие оценивают преступное деяние медработника со стороны его личных качеств и иных обстоятельств, обозначая сам факт совершения преступления, описывая ситуацию на момент его совершения без личной оценки. А вторые две составляющие позволяют максимально индивидуализировать преступление, чтобы ответственность была определена не только с учётом самого факта совершённого правонарушения, но и была оценена ситуация.

В целом же, преступление, наказываемое по уголовному законодательству, может иметь место, только когда идентифицированы все четыре составляющих. Другими словами, если человек погиб, и этому поспособствовал человек, но у него не было диплома врача, а он лишь выдавал себя за такого, то он будет нести ответственность не как медработник. Или здоровье у человека пострадало, но вины медсестры не было, тогда тоже нельзя говорить о преступном деянии.

Нужно учитывать взаимоотношения между пострадавшим и виновником, это обязательно должна быть связь «пациент – медицинский работник». Если врач совершил наезд на дороге, став причиной смертельного ДТП, то это не будет являться преступлением в сфере здравоохранения.

Как было сказано выше, вина может иметь две основных формы – умысел и неосторожность, но каждая из них внутри делится ещё на два подвида:

Вину медработника можно назвать наиболее дискутируемой темой, поскольку каждый раз в ситуации может присутствовать множество факторов. Например, можно смоделировать такую ситуацию: врач в походной ситуации решил провести экстренную операцию, но недооценил ситуацию. У пациента было нарушение работы сердца, которое не было вызвано самой операцией, оно было спровоцировано самой ситуацией.

Как в таком случае расценивать действия врача, если, например, человек умер? И здесь могло быть ещё с десяток факторов, которые повлияли на ситуацию. Поэтому при оценке действий врача необходимо будет учитывать их все, в том числе рассматривая состояние самого пациента, его историю болезни.

Такая неоднозначность в оценках и становится той точкой, в которой сходятся множество противников, спорящих о небрежности и халатности врачей и медсестёр, с одной стороны, и встающих на защиту «людей в белых халатах», с другой стороны. И сколько бы дискуссий ни было, нельзя будет подогнать ситуации под шаблон. Каждое отдельное событие требует тщательной оценки и разбора. Только так можно будет соразмерить действия и степень его виновности, если она имеет место.

Каждое деяние нельзя загнать в рамки, но можно описать их таким образом, чтобы можно было определить общие случаи нарушений, влекущих наказание в соответствии с УК РФ:

Любое из перечисленных деяний имеет опасные последствия для жизни и здоровья пациентов. А поскольку медик имеет профессиональную подготовку, которая концентрируется именно на этих ценностях, больше, чем кто-либо другой, обязан понимать последствия ошибок.

Законодательство определяет разные формы наказания при совершении уголовно наказуемого деяния:

Но любое наказание назначается с учётом субъекта и субъективной стороны преступления. Даже если имело место нанесение тяжкого вреда здоровью, субъективные обстоятельства могут помочь смягчению наказания. И наоборот, никакое, даже самое лёгкое преступление, не должно остаться безнаказанным, если медработник совершает его умышленно, намеренно стремясь причинить вред. В таком случае должна наступать соразмерная его вине ответственность.

Ответственность по УК РФ для медработников, как и её профилактика – тема очень неоднозначная и активно дискутируемая в обществе.

Предлагаются некоторые профилактические мероприятия:


Решение указанных проблем в качестве профилактических мероприятий может повлиять на общую ситуацию.И это повысит уровень оказания помощи, что позволит качественно улучшить предоставление услуг в сфере здравоохранения, а также эффективность системы защиты прав.

Тема медицинских преступлений остаётся актуальной и спорной. С одной стороны, выступают пострадавшие пациенты, в век массовой информатизации и проникновения СМИ, когда любой подобный скандал становится темой для яростного обсуждения. Поэтому люди всё чаще начинают бороться за свои права.

С другой стороны, есть медики, которые выполняют свою работу, а их профессиональная деятельность очень специфична и узкоспециализированная.

Любой врач узкого профиля, например, акушер-гинеколог или стоматолог, имеет свою строго очерченную область. И эти специалисты, оба являясь врачами, не всегда могут полностью оценить работу другого специалиста.

Несведущий человек не может адекватно оценить проводимые медиком действия. Отсюда возникают нападки на медработников, обвинения в непрофессионализме, промедлении. При этом сам факт наличия преступности среди медиков, когда речь идёт об умышленных преступлениях, можно расценивать как одно из наиболее антипрофессиональных деяний, имеющих высокую социальную значимость.

Поэтому необходимо более активно развивать законодательство, стараясь учесть различные прецеденты.Не забывая при этом, что медработники – это поклявшиеся люди, которые стоят на страже жизни и здоровья человека. Поэтому любая законотворческая и правоприменительная деятельность ни в коем случае не должна создавать препон их деятельности.


Согласно ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Таким образом, вопрос ответственности в сфере медицины на сегодняшний день имеет огромное значение . Но для того, чтобы полностью раскрыть понятие ответственности в сфере оказания медицинских услуг, а также ее виды и формы, необходимо выявить основные причины ее возникновения. Ибо само деление ответственности на отдельные виды происходит по отдельным критериям, основанным на самом важном факторе - правонарушении.

Именно правонарушение является основанием и условием возникновения и медицинских работников. В юридической науке правонарушение представляет собой виновное противоправное действие (бездействие), совершенное деликтоспособным лицом (лицом, способным отвечать за свои поступки), противоречащее требованиям норм права и характеризующееся причинением вреда обществу, невыполнением своих обязанностей или нарушением прав других лиц, нарушением правовых норм, умышленным или по неосторожности совершенным действием.

Правонарушения подразделяются на две группы: проступки и преступления . Проступок – противоправное виновное нарушение, в т.ч. действие (бездействие) лица, посягающее на установленные нормами права общественные отношения, характеризующееся небольшой общественной опасностью. Проступки могут быть административными, дисциплинарными и гражданско-правовыми.

Т.о., виды ответственности в медицине подразделяются согласно причине ее возникновения (т.е. в зависимости от природы правонарушения):

  • административная ответственность;
  • дисциплинарная ответственность;

В зависимости от видов ответственности различают и формы ответственности. Формой ответственности является форма выражения тех или иных обременений и (или) ограничений, которые возлагаются на правонарушителя (например, (ст. 15 Гражданского кодекса РФ), уплата неустойки (ст. 330 Гражданского кодекса РФ).

Необходимо отметить тот факт, что ответственность медицинской организации (далее МО) зачастую зависит от ответственности медицинских работников. При этом, как первые, так и последние полностью отвечают за свои правонарушения. Непосредственное привлечение к ответственности медицинских работников в наше время встречается все чаще и чаще.

Административная ответственность наступает в отношении медицинских работников, должностных лиц и медицинских организаций за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее «КоАП РФ») административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, нарушения санитарно-гигиенических правил, требований пожарной безопасности, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), нарушения и прочее, в том числе :

  • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью (ст. 6.1 КоАП РФ);
  • незаконное занятие народной медициной (ст. 6.2 КоАП РФ)
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);
  • нарушение санитарно -эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ);
  • незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП РФ);
  • осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);
  • продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (ст. 14.4. КоАП РФ);
  • обман потребителей (ст. 14.17 КоАП РФ);
  • нарушения прав потребителей (ст. 14.18 КоАП РФ);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) и прочие нарушения.

Административные наказания

Формой ответственности за административные правонарушения являются предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и на юридических лиц, с возможной конфискацией предметов административного правонарушения (в отношении двух последних упомянутых лиц), дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет для должностных лиц, а также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Хочется отметить, что начиная с 1 января 2014 года к медицинским работникам за совершение некоторых правонарушений, установленных КоАП РФ, может быть применено такое административное наказание как дисквалификация.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников предусмотрена Трудовым кодексом РФ (далее «ТК РФ») и заключается в наложении дисциплинарного взыскания администрацией того медицинского учреждения, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом в случае дисциплинарного проступка в виде нарушения трудовой, служебной, исполнительной, учебной, воинской дисциплины. ТК РФ предусматривает такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ). Особым видом ответственности работников является также материальная ответственность.

Материальная ответственность медицинских работников является самостоятельной ответственностью. Трудовое законодательство предусматривает два вида материальной ответственности: ограниченную и полную (ст. 241, 243 ТК РФ).

Материальная ответственность работника основывается на его обязанности бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации. Она возлагается как за ущерб, причиненный предприятию или учреждению, с которым он состоит в трудовых отношениях, так и за ущерб, причиненный работодателем по вине работника третьим лицам, например, за причиненный медицинской организацией (далее по тексту - МО) пациенту вред. В отличие от гражданского права взысканию подлежит лишь прямой действительный ущерб , который фактически понес работодатель (ст. 238 ТК РФ). Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ).

Представление интересов пациентов в суде

по делам о возмещении вреда здоровью вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, при причинении им легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, смерти, по делам о возмещение материального ущерба и компенсации морального вреда

Стоит упомянуть также, что материальную ответственность несет и сам медицинский работник. В случае причинения работником вреда пациенту МО может взыскать с него сумму ущерба в пределах его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Данный вид материальной ответственности является частичным . Также медицинские работники могут нести полную материальную ответственность, при которой с медицинского работника взыскивается полная сумма независимо от ее , в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ): в случае нанесения медицинским работником вреда пациенту в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в результате административного проступка, либо в случае причинении умышленного ущерба медицинским работником либо вынесения ему обвинительного приговора по уголовному делу, в случае если ущерб причинен не при исполнении работником своих трудовых обязанностей, а также в результате разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую, или иную). При этом стоит отметить, что медицинские работники не относятся к работникам, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности, так как они не входят в указанную группу лиц согласно Постановлению Минтруда РФ от 31.12.02 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». Исключением являются работники, ответственные за хранение и учет материальных ценностей МО (старшие медицинские сестры, заведующий складом).

Гражданско-правовая ответственность (ГПО) представляет собой установленные нормами Гражданского кодекса РФ (далее «ГК РФ») юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, связанные с нарушением другого лица, в виде применения судом в отношении правонарушителя имущественных санкций в пользу потерпевшего (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Условиями наступления ГПО являются :

  • Наличие вреда или убытков.
  • Противоправный характер поведения правонарушителя: действие/бездействие.
  • Причинная связь между поведением и последствиями.
  • Вина правонарушителя.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора возникает договорная ответственность, а в остальных случаях – внедоговорная. Внедоговорную ответственность нередко называют также деликтной , связывая ее в основном с обязательствами из причинения вреда (деликтами). Деликт – это правонарушение, гражданско-правовой проступок, связанный с нарушением обязательств и причинением вреда, подлежащего взысканию в полном .

Также выделяют квазидоговорную (гражданско-правовую) ответственность, вытекающую из причинения вреда при ненадлежащем оказании медицинских услуг. Особенностью данного вида ответственности являются обязательства, вытекающие из ведения чужих дел без поручения (глава 50 ГК РФ). В сфере медицины основанием возникновения обязательств из причинения вреда здоровью могут быть действия врача в интересах пациента без поручения последнего, в частности без . В связи с тем, что в процессе оказания медицинских услуг часто используются предметы, вещества, представляющие собой источники повышенной опасности (электрические установки, сильнодействующие лекарственные препараты и т.п.), МО несут гражданско-правовую ответственность как владельцы источников повышенной опасности (ст.1079 ГК РФ). Также вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина (пациента) при наличии , а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению лицом , выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от его вины и от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях, или нет (ст. 1095 ГК РФ).

Имущественные санкции делятся на штрафные, конфискационные и компенсационные санкции.

Согласно ст. 332 ГК РФ штрафные санкции (неустойка, штраф, пени) взыскиваются в пользу потерпевшего независимо от понесенных убытков (например, штрафы или пени за просрочку исполнения по договору).

Конфискационные санкции заключаются в безвозмездном изъятии имущества правонарушителя в пользу государства. Конфискационные санкции для гражданского права являются исключительными.

Компенсационные санкции имеют своим назначением или убытков, причиненных правонарушителем. Санкция в форме потерпевшей стороне подчинена принципу полного (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Материальный вред может быть возмещен в натуре (предоставление взамен вещи того же рода и качества) либо компенсирован в деньгах. В соответствии с компенсационной санкцией возмещению подлежат все убытки в форме реального ущерба и упущенной выгоды, причинно связанные с правонарушением.

Характерным примером компенсационных санкций является гражданину правонарушителем при наличии его вины (ст.151 ГК РФ). Под моральным вредом понимают физические или нравственные страдания гражданина, вызванные нарушением его личных неимущественных и умалением его личных (нематериальных) благ – посягательствами на его честь, достоинство, неприкосновенность личности, здоровье и т. д. Т.о., к правонарушителю могут быть применены и неимущественные санкции (например, требование согласно ст. 152 ГК РФ опровергнуть распространявшиеся им сведения, порочащие честь и достоинство граждан и организаций).

Уголовная ответственность медицинского персонала является правовым последствием совершения медицинских работником или должностным лицом медицинского учреждения преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (далее «УК РФ»), заключающимся в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.

Единственным основанием привлечения к уголовной ответственности является наличие в действиях лица состава преступления, представляющим собой совокупность признаков преступления (деяния):

  • Общественно опасное
  • Виновное
  • Наказуемое
  • Противоправное

Наиболее частыми правонарушениями, совершаемыми медицинскими работниками и влекущие за собой уголовную ответственность, являются :

  • Преступления против жизни и здоровья:
    • причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ);
    • причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);
    • заражение ВИЧ-инфекцией (ст.122 УК РФ);
    • незаконное производство аборта (ст.123 УК РФ);
    • неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ);
  • Преступления против семьи и несовершеннолетних:
    • подмена ребенка (ст.153 УК РФ);
    • разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст.155 УК РФ).
    • Преступления против здоровья населения и общественной нравственности:
      • незаконное изготовление, приобретение, хранение и перевозка, либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ);
      • хищение или вымогательство наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);
      • незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ);
      • незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст.235 УК РФ).
    • Преступления против свободы, чести и достоинства личности:
    • Преступления против государственной власти:
      • превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
      • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
      • служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
      • халатность (ст. 293 УК РФ) и др.

Некоторые медицинские организации в надежде избежать ответственности прибегают к процедуре страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Однако, данная «страховка» на самом деле не несет полной защиты, а предоставляет медицинской организации скорее мнимое ощущение собственной безнаказанности. Подробнее о страховании так называемых врачебных ошибки и страховании ответственности медицинских работников можно прочитать в статье « » и « ».

В регулирующих действия медицинских работников нашей страны «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», принятых Верховным Советом РФ 22 июля 1993 года, указано (ст. 75): «За нарушения прав граждан в области охраны здоровья и противоправные действия при оказании медицинской помощи, равно как и бездействие при необходимости ее оказания, повлекшие за собой вред и ущерб здоровью граждан или смерть, медицинские и фармацевтические работники несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации».

Правонарушения могут носить характер преступления или проступка. Последние, как известно, могут быть трех видов: административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (неисполнение обязанностей, предусмотренных Гражданским кодексом, Жилищным кодексом и т.д.). Видом проступков определяются и формы соответствующих за них наказаний.

Уголовные дела против медицинских работников возбуждаются в случаях причинения человеку значительного вреда здоровью или наступления смерти. Статьи УК РФ, в которых идет речь об ответственности медицинских работников, можно подразделить на две группы:

статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, совершенные умышленно:

статьи, предусматривающие уголовную ответственность за неосторожные преступления.

Кроме того, в некоторых статьях идет речь о профессиональных правонарушениях, которые могут совершаться медицинскими работниками, независимо от занимаемой должности, в других о преступлениях, совершенных должностными лицами.

Ниже приводятся диспозиции статей УК РФ, предусматривающих преступления, связанные с профессиональной деятельностью.

Ст. 109 п. 2 УК РФ: «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей...»

Хотя в статье не говорится прямо, что таким лицом (субъектом преступления) является врач или другой медицинский работник, они могут быть привлечены к уголовной ответственности по этой статье, если в результате их ненадлежащих действий (бездействия) при оказании больному лечебно- профилактической помощи наступила его смерть. Здесь речь может идти о невыполнении или ненадлежащем (небрежном) выполнении лечебно- диагностических вмешательств, о нарушении действующих инструкций (например, инструкции о переливании крови и др.), несвоевременном или неправильном проведении хирургической операции и др.

Ст. 118 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности в частности «...вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей...»

Субъектами этого преступления могут быть врачи или другие медицинские работники, если вследствие их ненадлежащих действий (бездействия) причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью пациента.

В ст. 120 УК РФ речь идет об уголовной ответственности за «...принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации: 1. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения... 2. То же деяние, совершенное в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного...»

22 декабря 1992 года Верховный Совет РФ принял закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Законом четко регламентированы определенные условия и положения изъятия органов и (или) тканей и в целом охватывается круг вопросов, относящихся к этой важной проблеме.

Закон допускает изъятие органов или тканей у живого донора при соблюдении следующих условий:

если донор (им не может быть лицо, не достигшее 18 лет, за исключением случаев пересадки костного мозга, а также признанное недееспособным) предупрежден о возможных осложнениях для своего здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или)тканей;

если донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов и (или) тканей;

если донор прошел всестороннее медицинское обследование и имеется заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей для трансплантации.

В Законе декларированы положения об ответственности медицинских работников за разглашение сведений о доноре и реципиенте (ст. 14), за причинение вреда здоровью в связи с нарушением условий и порядка трансплантации, предусмотренных Законом.

В ст. 120 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Если это деяние совершит медицинский работник, то он будет привлечен к уголовной ответственности по указанной статье.

Ст. 122 УК РФ - заражение ВИЧ-инфекцией.

Ст. 122 ч. 2 УК РФ: «Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей...»

Субъектами этого преступления могут быть медицинские работники, если при проведении медицинских процедур (например, при внутривенных и внутримышечных инъекциях, при оказании стоматологической, урологической, акушерско-гинекологической помощи, при переливании крови и т.п.), или вследствие ненадлежащего выполнен™ своих профессиональных обязанностей по небрежности или по легкомысленному отношению к делу (например, плохая стерилизация инструментов и т.п.), произошло заражение пациентов ВИЧ-инфекцией.

В ст. 123 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное производство аборта.

Субъектами преступления, предусмотренного этой статьей, могут быть лица, имеющие высшее медицинское образование, но профиль их деятельности не дает им права производства абортов, средние медицинские работники или лица, вообще не имеющие медицинского образования.

Аборты имеют право производить врачи, работающие в специализированных акушерско-гинекологических лечебных учреждениях, получившие специальную подготовку и имеющие сертификат и лицензию на право производства абортов. При этом аборты могут производиться только на основании и в строгом соответствии с действующими нормативными актами (приказами, инструкциями, правилами), определяющими порядок и условия деятельности врача соответствующего профиля.

Ст. 124 УК РФ предусматривает ответственность за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом. Ст. 124 ч. 2 имеет в виду то же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда здоровью.

Это преступление носит умышленный характер, выражается бездействием медицинского работника: в неявке к больному по его вызову, в неоказании помощи больному в случае травмы или внезапного заболевания на улице или в других местах; больному, находящемуся в лечебном учреждении.

Уважительными причинами неоказания медицинской помощи могут быть: болезнь или травма у самого медицинского работника, оказание медицинским работником в это же время помощи другому, нуждающемуся в ней человеку; невозможность вступать в физический контакт с больным (отсутствие транспорта и т.п.). Ссылка на некомпетентность медицинского работника не является уважительной причиной. Если медицинский работник сам не может оказать помощь больному, он обязан принять срочные меры по транспортировке его в лечебное учреждение, либо по привлечению другого медицинского работника для оказания помощи больному.

В ст. 128 УК РФ речь идет об уголовной ответственности за незаконное помещение человека в психиатрический стационар.

С 1 января 1993 года введен в действие Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В соответствии со ст. 28 указанного Закона, основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются наличие у человека психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях. Помещение в психиатрический стационар осуществляется добровольно по просьбе больного или с его согласия.

Закон предусматривает также возможность помещения в психиатрический стационар человека без его согласия.

Если медицинский работник нарушит эти требования Закона и поместит гражданина в психиатрический стационар, он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 128 УК РФ.

Ст. 140 УК РФ гласит об ответственности за «...неправомерный отказ должностного лица в представлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо представление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан...»

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» предоставляют гражданам право на информацию о состоянии здоровья. В соответствии с этим, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья (результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения и связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения) вплоть до ознакомления с медицинской документацией (ст. 31 «Основ»). Закон обязывает медицинских работников давать информацию в деликатной форме в случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания.

Если в результате неправомерного отказа в предоставлении гражданину информации (или ложной информации) о состоянии его здоровья будет причинен вред правам и законным интересам граждан, против виновного, по заявлению гражданина, может быть возбуждено уголовное дело, и он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Ст. 155 УК РФ: «Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воли усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений...» Субъектами этого преступления могут быть медицинские и другие работники родильных домов, домов ребенка, детских домов, умышленно разгласившие тайну усыновления (удочерения).

233 УК РФ: «Незаконная выдача, либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ...» Если врач нарушит действующие инструкции и положения об отпуске наркотических средств или психотропных веществ из корыстных или иных побуждений, он может быть привлечен к уголовной ответственности по этой статье.

Ст. 235 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» разрешают частную медицинскую практику (ст. 14 и 15 «Основ») и четко регламентируют ее. В частности, лица могут осуществлять частную медицинскую практику только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии и сертификаты выдаются специальными лицензионными комиссиями, создаваемыми в субъектах РФ. Если медицинские работники занимаются частной практикой без лицензии и если при этом причиняется вред здоровью человека или наступает его смерть, такой медицинский работник привлекается к уголовной ответственности по ст. 235 УК РФ.

В ст. 236 УК РФ речь идет об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1) и смерть человека (ч. 2).

Если медицинскими работниками (или иными лицами, например, работниками общественного питания) нарушены санитарно- эпидемиологические правила, вследствие чего возникли массовые заболевания или отравления людей, или смерть даже одного человека, медицинские работники (или другие лица) подлежат уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ.

Ст. 237 УК РФ предусматривает уголовное наказание за «сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией.»

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ст. 19) предусматривают право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье: «Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии района проживания, о рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах...»

В соответствии с этим положением «Основ» органы санэпиднадзора, руководители департаментов и управлений здравоохранения и лечебно- профилактических учреждений обязаны информировать население о небла- гоприятной санэпидобстановке, неблагоприятных экологических мутациях, вспышках инфекционных заболеваний, качестве продуктов питания, поступающих в широкую продажу, и других факторах, которые способствуют сохранению здоровья или угрожают здоровью населения. Сокрытие этой информации может явиться составом преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ.

Ст. 248 УК РФ гласит об ответственности за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло за собой причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотии либо иные тяжкие последствия, вплоть до смерти.

Субъектами преступления, предусмотренного этой статьей, могут быть работники микробиологических учреждений или лабораторий, если в результате нарушения ими правил безопасности в процессе своей профессиональной деятельности будет причинен вред здоровью человека или наступит его смерть.

В соответствий с примечанием № 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распределительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления и в Вооруженных Силах РФ.

В системе здравоохранения должностными лицами являются: работники МЗ РФ, департаментов и управлений здравоохранения, главные врачи лечебно-профилактических учреждений и их заместители, заведующие отделениями, дежурные врачи, главные и старшие медицинские сестры.

В УК РФ должностные преступления предусмотрены статьями 285 - злоупотребление служебным положением; 286 - превышение служебных полномочий; 290 - получение взятки; 292 - служебный подлог; 293 - халатность; 201 - злоупотребление полномочиями.

Все должностные преступления, за исключением халатности, совершаются с прямым умыслом и корыстной или личной заинтересованностью.

Статьи №№ 285, 286 и 290 не требуют специальных комментариев. Что же касается ст. ст. 292, 293 и 201 УК РФ, то по поводу их целесообразно отметить следующее.

Ст. 292 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за служебный подлог. Медицинским работникам, особенно врачам, часто приходится составлять и выдавать официальные документы, имеющие важное юридическое значение (истории болезни, листки временной нетрудоспособности, свидетельства о рождении и смерти, заключения о годности или негодности к военной службе и др.). При составлении и выдаче подобных документов медицинские работники выступают как должностные лица. Фальсификация этих документов из корыстных целей заключает состав преступления, предусмотренного указанной статьей.

Ст. 293 УК РФ- халатность. Ответственность за халатность наступает только в тех случаях, когда должностное лицо имело реальные возможности добросовестно исполнить свои служебные обязанности, и когда вследствие их неисполнения или недобросовестного исполнения реально был причинен существенный вред (например, когда в результате грубых нарушений санитарного режима в лечебных учреждениях и отсутствии должного контроля возникли случаи внутригоспитальной инфекции, или когда вследствие отсутствия контроля и несоблюдения правил хранения и учета наркотических веществ в лечебном учреждении произошло их хищение).

Ст. 201 УК РФ - «злоупотребление полномочиями». «Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организации либо охраняемым законом интересам общества или государства...» В части 2 этой статьи имеется в виду то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.

С объективной стороны деяние виновного выражается в злоупотреблении полномочиями вопреки законным интересам организации. К числу таких организаций могут быть отнесены медицинские коммерческие организации или иные некоммерческие организации (например, медицинские ассоциации), не являющиеся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

Состав данного преступления следует отграничить от должностного. Его субъектом может быть лицо, работающее в коммерческой или иной организации временно, постоянно, или по специальному полномочию, если это лицо выполняет управленческие функции.

Медицинские работники могут быть привлечены к ответственности за причинение пациенту или его близким морального вреда. Это понятие впервые было введено 31 мая 1991 года «Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик», принятыми высшим законодательным органом страны, в соответствии с которыми моральный ущерб должен возмещаться в денежной или иной материальной форме (ст. 131).

Данная норма послужила основанием для включения в принятый 28 июня 1991 года закон РСФСР «О медицинском страховании граждан» пункта, определяющего права страховой медицинской организации предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или (и) морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

«Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» определены права пациента. Если они нарушены, то пациент может обратиться в суд с требованием о компенсации причиненного вреда. Основанием для обращения в суд является невыполнение или ненадлежащее выполнение медицинским (или фармацевтическим) работником своих обязанностей.

Так, например, в соответствии с п. 5 ст. 31 «Основ» пациент наделен правом на облегчение боли при получении медицинской помощи. Поэтому, даже в случаях благоприятного исхода медицинского вмешательства, но если при этом пациенту причинены физические страдания вследствие отсутствия необходимых обезболивающих средств или ненадлежащего выполнения данной процедуры, пациент имеет право требовать компенсации за причиненный моральный ущерб. Даже элементарная грубость, проявление неуважения, негуманного отношения со стороны медицинского персонала являются нарушением прав пациента со всеми вытекающими последствиями.

Важное значение имеет п. 11 данной статьи, в соответствии с которым пациент имеет право па возмещение ущерба, если при оказании медицинской помощи его здоровью причинен вред. Наиболее характерные правонарушения медицинскими работниками допускаются в следующих случаях:

невыполнение законов, постановлений Правительства, приказов Министерства здравоохранения РФ;

невыполнение диагностических исследований; 4 ошибочный выбор метода и способов лечения;

запоздалое распознание опасных для здоровья и жизни осложнений;

небрежность при производстве медицинского вмешательства, плохое состояние медицинских инструментов, аппаратуры, отсутствие соответствующих медикаментов;

плохой уход за тяжелобольным или в послеоперационном периоде;

отсутствие или позднее оформление медицинской документации;

нарушение санитарно-гигиенических требований обследования, лечения и содержания больного.



Просмотров