Какие обстоятельства являются смягчающими административную ответственность

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция регулирует порядок возбуждения дела о санитарном правонарушении, составлении протокола, рассмотрении дела, вынесения постановления о наложении административного взыскания (предупреждения или штрафа), порядок его обжалования и исполнения.

на должностных лиц - не более суммы 3-месячного дохода;

на работающих граждан - не более суммы месячного дохода;

на неработающих граждан - не более 50 рублей.

на работающих граждан - не более суммы месячного должностного оклада (заработной платы).

1.7. Минимальная месячная оплата труда устанавливается специальным законом Российской Федерации.

1.8. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими 16-летнего возраста.

Должностное лицо несет ответственность за совершение санитарного правонарушения, если выполнение санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов входит в его служебные обязанности.

Под должностным лицом следует понимать работника предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, постоянно или временно выполняющего возложенные на него должностной инструкцией, приказом, контрактом, решением общего собрания кооператива, колхоза или другим документом властно - распорядительные функции, связанные с соблюдением (исполнением) санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Должностные лица и граждане, являющиеся народными депутатами, в соответствии со ст. 31 Закона РСФСР "О статусе народного депутата РСФСР" и со ст. 30 Закона РСФСР "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР" за совершение санитарного правонарушения подлежат административной ответственности в общем порядке.

1.9. Административное взыскание в виде предупреждения или штрафа налагается постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главными государственными санитарными врачами республик в составе Российской Федерации, автономных областей и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов г. Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте и их заместителями (далее - главные государственные санитарные врачи и их заместители).

1.10. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения главный государственный санитарный врач или его заместитель, получив материалы из органов дознания или следствия, имеет право наложить административное взыскание не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Если административное взыскание не наложено в указанные сроки, то виновное лицо за данное правонарушение к ответственности привлечено быть не может.

2. Возбуждение дела

2.1. Возбуждение дела о санитарном правонарушении начинается с составления протокола. В соответствии со ст. 234 КоАП РСФСР протокол является единственной формой документа, в котором фиксируется факт совершения лицом правонарушения.

Акты, докладные, протоколы лабораторно - инструментальных исследований и прочие служебные документы могут служить основанием для составления протокола и прилагаться к нему.

2.2. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен:

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и его заместителями;

главными государственными санитарными врачами республик в составе Российской Федерации, автономных областей и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов города Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном, воздушном транспорте и их заместителями;

Перечисленные должностные лица в случае противодействия проведению обследования, выемке образцов, составлению протокола о санитарном правонарушении вправе обратиться за содействием к работникам милиции, которые в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 10 Закона РСФСР "О милиции" обязаны помогать должностным лицам государственных органов и учреждений в осуществлении их законной деятельности.

Если в отношении должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно - эпидемиологической службы применяются угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога либо произошло нанесение легких телесных повреждений, побоев, совершение иных насильственных действий - виновные лица привлекаются к уголовной ответственности по ст. 193 УК РСФСР.

2.3. Протокол о санитарном правонарушении составляется на специальном бланке (форма N 001/у). При отсутствии бланка протокол составляется с указанием обязательных реквизитов.

В протоколе о санитарном правонарушении указываются:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

Сведения о личности правонарушителя;

Место, время совершения и существо административного правонарушения;

Объяснение нарушителя;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом, однако не требуется фиксация этого факта с указанием свидетелей. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

2.4. Сведения о личности нарушителя: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения (в отношении несовершеннолетнего - не достигшего 18-летнего возраста - указываются число, место и год рождения), место жительства и работы, занимаемая должность, размер заработной платы (дохода), иные сведения, необходимые для рассмотрения дела (семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении нарушителя и т.п.), а также данные о привлечении его ранее к административной ответственности - устанавливаются по имеющимся при нем документам. Если таковые отсутствуют, то данные могут быть проверены по телефону по месту его работы или жительства, путем направления запроса и т.п.

2.5. Существо правонарушения должно быть описано таким образом, чтобы было видно, где, когда оно было совершено и в каком именно действии (бездействии) выразилось с указанием на конкретные санитарные правила, нарушенные лицом.

2.6. В качестве нормативного акта, предусматривающего ответственность за санитарное правонарушение, указывается соответствующая статья Особенной части Кодекса РСФСР об административных правонарушениях либо соответствующая статья нормативного правового акта, еще не включенного в Кодекс, но действующего непосредственно (например, ст. 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", ст. 125 Земельного кодекса РСФСР).

2.7. Главный государственный санитарный врач, его заместитель, иное должностное лицо, составляющее протокол, обязаны разъяснить нарушителю его права и обязанности и сделать об этом запись в протоколе.

Вышестоящий главный государственный санитарный врач или его заместитель по своей инициативе может затребовать дело для рассмотрения исходя из его общественной значимости, размера причиненного ущерба и других обстоятельств и вынести по нему постановление.

Истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

О ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

3.5. При подготовке к рассмотрению дела необходимо убедиться, что лица, участвующие в рассмотрении дела, извещены о времени и месте его рассмотрения.

Извещение о времени и месте рассмотрения дела производится путем отправления повестки с уведомлением о вручении, передачи по телеграфу, телетайпу, телексу или по радио, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

Привод как мера обеспечения явки по делам о нарушениях санитарного законодательства не предусмотрен.

3.7. В рассмотрении дела могут участвовать следующие лица: потерпевший, законные представители, адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.

3.8. Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам о санитарных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

3.9. Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к ответственности, на стадии рассмотрения дела может участвовать адвокат.

Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.

Полномочия адвоката удостоверяются только ордером, выдаваемым юридической консультацией.

3.10. В качестве лица, участвующего в деле, может привлекаться эксперт. Эксперт назначается должностным лицом, в производстве которого находится дело, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях: для оценки нарушения санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, определения характера и размера ущерба, причиненного здоровью граждан, расходов лечебно - профилактических и санитарно - профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий и т.п.

Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Эксперт вправе:

Знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

Заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

С разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

Присутствовать при рассмотрении дела.

3.11. Возмещение расходов и выплата вознаграждения экспертам производится в соответствии со ст. 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245.

За экспертом сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом.

Экспертам за проведение экспертиз устанавливается вознаграждение. Размер вознаграждения определяется главным государственным санитарным врачом или его заместителем в зависимости от квалификации эксперта и сложности выполняемой работы.

Эксперт не имеет права на вознаграждение, если обязанности выполнялись им в порядке служебного задания.

Возмещение расходов и выплата вознаграждения производятся из средств, специально отпускаемых органам Государственного санитарно - эпидемиологического надзора по смете на указанные цели.

3.12. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Главный государственный санитарный врач или его заместитель при рассмотрении дела о санитарном нарушении обязан выяснить: было ли совершено санитарное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб.

3.13. К числу обстоятельств, смягчающих ответственность в соответствии со ст. 34 КоАП, относятся:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение правонарушения несовершеннолетним;

Совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Главный государственный санитарный врач, рассматривающий дело о санитарном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законодательстве.

3.14. Обстоятельствами, отягчающими ответственность в соответствии со ст. 35 КоАП, признаются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного санитарного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Главный государственный санитарный врач или его заместитель, налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечень обстоятельств, указанных в ст. 35 КоАП РСФСР, отягчающих ответственность, является исчерпывающим, т.е. должностное лицо, решающее дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не названное в ст. 35 .

4. Вынесение постановления

4.1. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит постановление о наложении административного взыскания (Форма N 003/у). Постановление должно содержать: наименование должностного лица, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное санитарное правонарушение; принятое по делу решение (предупреждение или штраф с указанием его размера). Постановление подписывается должностным лицом.

4.2. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Копия постановления вручается под расписку. Постановление может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по телеграфу, телетайпу, телефаксу, телексу или по радио, отправление и получение должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

5. Обжалование постановления

5.1. Постановление по делу о санитарном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.

Постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении предупреждения обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

Жалоба направляется главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в суд или вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным рассматривать дело и которым она адресована.

5.2. Жалоба на постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя по делу о санитарном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем или народным судом, правомочными рассматривать жалобу.

О восстановлении пропущенного срока и об отказе в восстановлении сообщается лицу, подавшему ходатайство. Срок не считается пропущенным, если жалоба сдана до его истечения по почте.

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.

5.3. Жалоба на постановление по делу рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем в десятидневный срок со дня их поступления. Исчисление десятидневного срока начинается со дня регистрации поступившей жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным ее рассматривать.

При рассмотрении жалобы на постановление вышестоящий главный государственный санитарный врач (его заместитель) принимает одно из следующих решений:

Оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

Отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

Отменяет постановление и прекращает дело;

Изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за санитарное правонарушение с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено должностным лицом, неправомочным в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" решать данное дело, то постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного должностного лица.

О любом принятом решении сообщается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, действия которых обжалуются.

Копия решения по жалобе на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе.

6. Исполнение постановления

6.1. Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения.

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

6.2. Исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения производится главным государственным санитарным врачом или его заместителем, вынесшим постановление, путем его объявления после окончания рассмотрения дела.

6.3. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении штрафа невозможно (болезнь и т.п.), предоставляется возможность по решению главного государственного санитарного врача (его заместителя), вынесшего постановление, отсрочить исполнение на срок до одного месяца.

6.4. Штраф вносится в учреждение Сбербанка Российской Федерации на специальный расчетный счет.

В случае неуплаты штрафа нарушителем в 15-дневный срок постановление о наложении штрафа и предложение об удержании неуплаченного штрафа (форма N 006/у) направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии, стипендии по месту постоянной работы, учебы и т.п.

Направленное постановление о наложении штрафа подлежит обязательному исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации. Неисполнение постановления влечет ответственность в соответствии со ст. ст. - Закона РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".

6.5. В соответствии со ст. 286 КоАП если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка невозможно по другим причинам, взыскание производится путем его обращения на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности. Взыскание производится на основании постановления главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа, направленного судебному исполнителю, в порядке, предусмотренном Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 15.10.85 N 22.

6.6. Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление.

Приложение 2
к Приказу
Госкомсанэпиднадзора России
от 8 мая 1992 г. N 47

Смягчающие административную ответственность обстоятельства влияют на наказание, назначаемое по административному делу. Рассмотрим, какие обстоятельства могут быть учтены в качестве смягчающих, и как они применяются.

Назначение административного наказания: общие положения

Порядок назначения административного наказания урегулирован главой 4 КоАП РФ. В данном разделе содержатся правила, которыми должны руководствоваться суды и должностные лица административных органов, применяя меры ответственности.

Каждая статья или часть статьи особенной части КоАП РФ определяют минимальный и максимальный размеры наказания за то или иное нарушение закона. Правоприменители должны выбрать, какую конкретно ответственность понесет привлекаемое лицо (вид и размер наказания).

Для того, чтобы назначить наказание, должны учитываться:

  • характер допущенного нарушения, то есть должно быть определено, насколько деяние общественно опасно;
  • личность нарушителя, то есть характеризующие его обстоятельства;
  • материальное положение. Данная характеристика учитывается в большей мере для того, чтобы определить, может ли нарушитель оплатить штраф или нет, имеет ли смысл назначать альтернативное наказание;
  • перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, то есть определенных законом условий, которые позволяют уменьшить назначаемое наказание или изменить его вид;
  • отягчающие обстоятельства, то есть условия, которые не позволяют назначить минимальное наказание.

Важно! При рассмотрении дела правоприменители обязаны установить все изложенные выше обстоятельства. Без этого, объективное наказание назначено быть не может. Если данные факторы не выяснялись – это нарушение прав привлекаемого лица.

Смягчение административного наказания путем применения смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ

Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств определен в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. Данная норма целиком посвящена возможным факторам, которые могут послужить основанием для снижения назначаемого наказания.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствам можно отнести следующие:

  1. Раскаяние в содеянном. Раскаяние невозможно без признания вины. Данное обстоятельство предполагает активные действия привлекаемого лица, направленные на доведение до сведения правоприменителей своей позиции. Позиция заключатся в том, что человек осознал, что поступил неправильно, и утверждает, что впредь подобного поведения не допустит.
  2. Прекращение неправильного поведения по доброй воле. Применение данного обстоятельства возможно при длящемся нарушении, например, когда автомобиль лица долгое время стоял в неположенном месте, а затем был добровольно переставлен в другое место, где стоянка разрешена.
  3. Сообщение о правонарушении. Очень редко применяемое обстоятельство, поскольку мало кто добровольно сознается в содеянном и сообщает об этом.
  4. Помощь в расследовании. В качестве примера можно привести ситуацию, когда организация, сбрасывающая нечистоты в водоем, самостоятельно проводит исследования проб, которые доказывают факт нарушения, тем самым помогая правоприменителям.
  5. Устранение последствий нарушения и возмещение ущерба.
  6. Добровольное исполнение предписания об устранении нарушения.
  7. Действия в состоянии аффекта. Это обстоятельство очень трудно доказывается.
  8. Несовершеннолетие нарушителя, либо беременность женщины-нарушителя. Сюда можно отнести и наличие малолетних детей.

Другие обстоятельства, которые могут повлиять на возможность снижения наказания

Указанный выше (в ст. 4.2 КоАП РФ) перечень обстоятельств не полный. Правоприменителям дано право самостоятельно признавать то или иное обстоятельство смягчающим.

В связи с этим, привлекаемым лицом может быть заявлено письменное ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению, с обоснованием своей позиции. Такое ходатайство должно быть обязательно рассмотрено, с оглашением решения по нему, либо доведением его до сведения заявителя в письменной форме. Если просьба отклоняется, должно быть вынесено письменное определение об этом.

Основания для снижения наказания могут быть любыми, например:

  • совершение нарушения пенсионером;
  • совершение нарушения сиротой;
  • нарушение закона матерью-одиночкой.

Важно! Регионам РФ дано право законодательно определять дополнительные смягчающие обстоятельства, не предусмотренные КоАП РФ. В этой части у законодателей полная свобода действий, поэтому смягчающими обстоятельствами, согласно законам субъектов, могут быть признаны абсолютно любые факторы.

Таким образом, смягчающие административную ответственность обстоятельства закреплены в ст. 4.2 КоАП РФ, региональных законах. Они в обязательном порядке должны быть исследованы по каждому делу. Кроме того, правоприменители вправе признать смягчающим любое не определенное законом обстоятельство.

СТ 4.2 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. При назначении административного наказания, наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1 КоАП РФ), закон требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать обстоятельства, дающие основания для смягчения административного наказания в рамках санкции нормы, предусматривающей административную ответственность.

Под обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, следует понимать предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях либо признаваемые в качестве таковых судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, существенные обстоятельства, характеризующие объектные и субъектные признаки административного правонарушения и обусловливающие возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, менее строгих мер административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, позволяют индивидуализировать административное наказание, поскольку характеризуют субъект административного правонарушения либо его отношение к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям.

2. По смыслу комментируемой статьи смягчающими могут быть лишь те обстоятельства, которые не относятся к квалифицирующим признакам состава административного правонарушения.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание этим лицом недопустимости своего поведения, результатом которого стало совершение противоправного деяния (как действия, так и бездействия). Факт раскаяния лица должен подтверждаться не только заявлениями лица о несовершении им новых правонарушений, но и объяснением обстоятельств, причин и мотивов совершения данного административного правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении. Данного обстоятельства не было в первоначальной редакции КоАП РФ, оно было включено в комментируемую статью в 2004 году. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении может рассматриваться как реальное подтверждение раскаяния лица, совершившего административное правонарушение, но лишь в том случае, когда лицо сообщает о факте совершения им административного правонарушения, о котором не было известно органам и должностным лицам, уполномоченным на выявление и пресечение такого административного правонарушения.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Данное обстоятельство свидетельствует об осознании виновным в совершении административного правонарушения противоправности своего деяния (действия либо бездействия) и выражается в реальных действиях, направленных на предотвращение еще не наступивших вредных последствий совершенного им административного правонарушения, либо в добровольном, а не принудительном возмещении причиненного ущерба или устранении причиненного вреда. При этом предотвращение вредных последствий, как правило, должно иметь место непосредственно после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда предполагает, что виновный по собственной инициативе выплачивает потерпевшему стоимость поврежденного имущества, передает в его распоряжение равноценное имущество. Возмещение ущерба или устранение причиненного вреда может быть полным либо частичным, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

Порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением, определен ст. 4.7 КоАП РФ.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. В состоянии сильного душевного волнения (аффекта) человек не всегда может адекватно воспринимать окружающую действительность и оценивать свои действия либо бездействие, и его волевые установки и поведение могут существенно отличаться от тех, которые свойственны данному лицу в обычном состоянии.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) может рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства только в отношении вменяемых лиц. Если же сильное душевное волнение связано с хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, вследствие чего лицо находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то данное обстоятельство исключает административную ответственность (см. комментарий к ст. ст. 2.8 и ).

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами принято понимать неблагоприятные факторы, которые оказывают негативное воздействие на психическое состояние человека. Такими обстоятельствами могут стать отсутствие стабильной работы, недостаток средств существования, плохие жилищные условия, тяжелая болезнь кого-либо из близких и проч.

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Наряду с этим для лиц, совершивших административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, законодатель предусмотрел особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также возможность освобождения несовершеннолетних от административной ответственности с применением к ним меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3 КоАП РФ).

В связи с этим отнесение факта совершения административного правонарушения несовершеннолетним к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, служит дополнительным подтверждением проведения политики гуманного отношения к лицам, не достигшим возраста 18 лет. Такой подход обусловлен тем, что несовершеннолетние, как принято традиционно считать, не способны объективно соизмерять свои возможности, легко поддаются чужому влиянию, не обладают достаточным жизненным опытом для правильной правовой оценки сложившейся ситуации.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Данное обстоятельство отнесено к числу смягчающих административную ответственность ввиду того, что поведение беременной женщины может сопровождаться повышенной чувствительностью, раздражительностью, вспыльчивостью. Вместе с тем закон учитывает не только интересы здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка, но и интересы женщины, имеющей малолетнего ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ малолетним ребенком признается несовершеннолетний, не достигший 14 лет.

9. К юридическим лицам применимы два из закрепленных в комментируемой статье обстоятельств:

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

10. Закрепленный в комментируемой статье перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Таковыми могут быть признаны, например, случаи совершения административного правонарушения сиротой; женщиной, в одиночку воспитывающей ребенка; пенсионером; лицом, имеющим на иждивении престарелых родителей.

11. В административном праве отсутствует понятие совокупности обстоятельств, смягчающих административную ответственность. При наличии нескольких таких обстоятельств каждое из них учитывается в отдельности.

12. Наличие одновременно обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не приводит к их взаимному поглощению и не отменяет требования учитывать при назначении административного наказания каждое из таких обстоятельств.

13. Законодатель не связывает наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, с процедурой назначения дополнительного административного наказания.

Указанные обстоятельства не влияют на необходимость назначения в обязательном порядке дополнительного наказания наряду с основным административным наказанием, если на такое требование прямо указано в санкции нормы, предусматривающей административную ответственность (например, в соответствии со ст. 5.19 КоАП РФ использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума влечет наложение административного штрафа с конфискацией предмета административного наказания).

Однако в тех случаях, когда возможность назначения или неназначения дополнительного наказания зависит от усмотрения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, указанные лица при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, могут не применять дополнительное наказание. Например, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, в соответствии с которой незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

За нарушение установленных на законодательном уровне санитарных норм и правил, юридические и физические лица привлекаются к различным видам ответственности. Самые строгие наказания подразумевают собой правонарушения, относящиеся к категории уголовных. Тема привлечения нарушителей к соответствующему виду ответственности регламентируется УК РФ, в частности — 236 статьей нормативной документации.

Законом предусмотрены и другие за нарушение санитарного законодательства, которые являются менее серьезными.

Под уголовной ответственностью принято понимать одну из разновидностей форм юридической ответственности. Она предусмотрена законом, привлечение к ней осуществляется в результате совершения лицом преступных действий.

Главное отличие уголовной ответственности от остальных видов ответственности — строгость. Осуждение в данном случае может исходить исключительно со стороны государства

В случае с нарушением санитарного законодательства уголовная ответственность может наступать за совершение соответствующего вида правонарушений, повлекших за собой гибель или отравление граждан, массовое распространение болезней и эпидемий и т.п.

В свою очередь санитарный режим представляет собой совокупность определенных правил и мероприятий (к примеру, карантин), соблюдение которых позволяет предотвратить развитие заболеваний, таких как оспа, чума, холера и др.

Тема уголовной ответственности за нарушения санитарного правопорядка отражена в различных нормативных актах. Одним из таковых является ФЗ №7 , который имеет название — “Об охране окружающей среды”. В июле текущего года был принят закон РФ, согласно которому в ФЗ №7 были внесены изменения. Не менее значимую важность имеет ФЗ №52 , который имеет характерное для изучаемого вопроса название — “О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения”.

С какого возраста можно привлечь граждан

Видеоматериал

Как работает Роспотребнадзор: в каком случае назначается проверка, какие существуют проверки, как защитить компанию от нежелательной проверки, как она проходит и какие санкции могут быть наложены в случае выявленных нарушений:

Когда наступает за санитарно-эпидемиологическое правонарушение

Важно учесть — для наступления уголовной ответственности должны соблюдаться определенные правила. Главным среди них по праву можно считать наличие причинно-следственной связи между деянием нарушителя (или его бездействием) и отравлением, заболеванием или гибелью граждан.

Для того чтобы привлечь лицо, нарушившее нормы санитарного законодательства к ответственности, необходимо доказать его вину. С этой целью проводится соответствующее расследование. В данном случае в нем должны принимать участие представители различных структур, в том числе специалисты, имеющие профессиональные знания по теме вирусологии, эпидемиологии, санитарии и медицины.

Преступные действия считаются совершенными только в том случае, если также соблюдены такие условия, при которых наступает уголовная ответственность:

  • несоблюдение норм санитарии и гигиены;
  • многочисленное распространение болезни;
  • наличие доказанной взаимосвязи между вышеперечисленными пунктами.

Обстоятельства смягчающие ответственность

Практически, как и при всех других формах ответственности, уголовная может быть смягчена при наличии соответствующих обстоятельств. к обстоятельствам смягчающим за санитарные правонарушения при уголовной ответственности относится:

  • несовершеннолетний возраст преступника;
  • беременность;
  • наличие малолетних детей;
  • раскаяние/сострадание, признание вины в содеянном;
  • непростые жизненные обстоятельства;
  • за совершение деяния в результате оказания психологического или физического воздействия.

Каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. При вынесении решения судебными органами учитываются все характеристики нарушителя и особенности санитарного правонарушения.

Административные правонарушения – распространенное явление в нашей жизни. К ним относится основная масса нарушений закона в любой сфере, которые не представляют серьезной общественной опасности. Это, например, нарушения в потребительской, налоговой сферах, несоблюдение ПДД и многое другое. А правонарушителя ждут конкретные меры воздействия на основании Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Однако далеко не все при этом знают, что в законе определены и смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Что минимизирует уровень общественной опасности

Детальный перечень смягчающих обстоятельств при административном правонарушении можно найти в ст. 4.2 КоАП РФ. Это позволяет реализовать один из важнейших принципов любой юридической ответственности, то есть индивидуализацию наказания при нарушении закона. Его мера выбирается на основании исследования всех выявленных данных.

Правоприменитель (которым выступает по таким делам не только суд) получает возможность наиболее четко квалифицировать уровень общественной опасности исследуемых действий/бездействия и мер воздействия с учетом индивидуального подхода к провинившемуся. Более либо менее жесткая ответственность за совершенный проступок при этом выбирается в пределах обозначенных санкций конкретной статьи, которая имеется в КоАП РФ.

Смягчающими закон признает следующие обстоятельства.

  1. Несовершеннолетний возраст правонарушителя.
  2. Беременность либо воспитание женщиной маленького ребенка.
  3. Состояние аффекта (чрезмерного душевного волнения) при совершении противоправных действий или сопутствующие тяжелые условия частной жизни; для установления соответствующего душевного состояния при рассмотрении дела необходима экспертная оценка.
  4. Проявление раскаяния.
  5. Добровольное информирование гражданином соответствующих органов о том, что им совершено административное правонарушение.
  6. Содействие правонарушителя в проведении расследования и установлении всех фактов.
  7. Выполненный на добровольных началах отказ от любых действий, которые противоречат требованиям закона.
  8. Стремление правонарушителя предотвратить наступление возможных негативных последствий совершенного деяния.
  9. Возмещение в добровольном порядке последовавшего ущерба.
  10. Самостоятельное устранение допущенного нарушения, не дожидаясь вынесения официального постановления по делу в соответствующих органах.

Кроме того, правоприменитель, который рассматривает дело об административном правонарушении и должен определить меру наказания для виновного, вправе исследовать и иные обстоятельства.

Он имеет право признать их смягчающими, даже если они не входят в перечень, определенный кодексом либо региональными нормативными актами. Перечень норм ст. 4.2 КоАП РФ не является закрытым. Например, при административных правонарушениях в налоговой сфере смягчение ответственности часто применяется при доказательстве факта угроз либо принуждения к нарушению закона в силу служебной зависимости.

Какие обстоятельства относятся к отягчающим

Однако в КоАП РФ имеется также и другой перечень. Он содержится в ст. 4.3 данного кодекса. Речь идет об отягчающих обстоятельствах административного правонарушения. Это те условия, которые в рамках санкций конкретной статьи дают возможность меру административной ответственности сделать более жесткой.

Но, в отличие от статьи с перечнем смягчающих ответственность обстоятельств, здесь неприменимо расширенное толкование. Список оснований является закрытым и исчерпывающим. По сравнению с ранее применявшимся КоАП РСФСР от 1984 года, в него внесены некоторые существенные поправки. Так, отягчающим обстоятельством теперь не признается совершенное ранее гражданином преступление.

К отягчающим действующий закон относит следующие условия:

  • если повторно совершается правонарушение аналогичного характера;
  • правонарушитель вовлекает в свое деяние несовершеннолетнего;
  • нарушение закона осуществляет группой лиц;
  • правонарушитель совершает свои незаконные деяния при чрезвычайных обстоятельствах (например, в условиях различных стихийных бедствий);
  • правонарушитель продолжает свое незаконное деяние, несмотря на требования соответствующих органов и должностных лиц о прекращении таких действий;
  • правонарушитель находится в момент совершения противоправного деяния в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения; отягчающим считается также отказ пройти медицинское освидетельствование.

Однако указанные в данной статье условия не могут быть отнесены к отягчающим, если они сами по себе являются квалифицирующими признаками соответствующего административного правонарушения.

Например, таким нарушением является управление автомобилем в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Кроме того, правоприменитель обязан тщательно рассмотреть все обстоятельства совершенного нарушения закона и по итогам такого расследования вправе принять решение о непризнании их отягчающими.

Что позволит исключить ответственность

Далеко не всегда предполагаемые правонарушители привлекаются к юридической ответственности. Действующим российским законодательством предусмотрены условия, которые вообще исключают возможность привлечения к ответственности. Это может быть связано как с состоянием гражданина в момент совершения правонарушения, так и с определенными условиями этого деяния. Перечень таких исключающих обстоятельств сосредоточен в основном в ст. 24.5 КоАП РФ. В их числе:

  • не имеется как такового события правонарушения;
  • нет состава правонарушения, определенного законом;
  • возраст нарушителя не достиг уровня привлечения к ответственности;
  • невменяемое состояние гражданина либо состояние аффекта на момент совершения правонарушения (этот факт устанавливается психиатрической экспертизой);
  • совершение противоправного деяния в условиях крайней необходимости (таковыми считаются, например, угроза жизни, здоровью, прочим законным интересам правонарушителя или третьих лиц);
  • истечение сроков давности, которые могут составлять в соответствии с положениями КоАП РФ от двух месяцев до шести лет;
  • кончина виновного гражданина либо ликвидация юрлица, в отношении которого возбуждено административное дело;
  • возбуждение уголовного дела в отношении того же деяния;
  • объявленная амнистия, под которую попадают соответствующие статьи КоАП РФ;
  • объявление утратившим силу того положения закона, на основании которого возбуждено административное дело.

Правоприменитель вправе рассмотреть и иные обстоятельства, заявленные в ходе рассмотрения административного дела. Однако такое дело может быть вообще не открыто, если предварительно установлено хотя бы одно из положений ст. 24.5 КоАП РФ. Если информация о соответствующих исключающих обстоятельствах была получена уже в процессе расследования, то процесс должен быть немедленно прекращен.



Просмотров