Прокурорский надзор расследованием уголовных дел. Бакаев Д.М.:Надзор прокурора района за расследованием уголовных дел

В случае удовлетворения судом жалобы на процессуальное решение нижестоящего прокурора при отсутствии оснований для оспаривания решения суда отменять незаконный акт в течение 10 дней с момента поступления необходимых материалов.

1.23. Каждое полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования.

Использовать полномочия, предоставленные пунктом 2 статьи 4 , пунктом 3 статьи 22 и статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", по внесению представлений и информированию руководителей следственного органа о состоянии законности и выявляемых нарушениях, если они носят систематический характер и их устранение требует принятия организационных мер, а также рассмотрения вопросов дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей.

1.23.1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ , обсуждать в рамках координационной деятельности и выносить на рассмотрение коллегий, оперативных совещаний, научно-консультативного совета.

1.23.2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур о результатах анализа надзорной деятельности на указанном направлении информировать подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 20 января и 20 июля соответственно.

В докладных записках отражать:

Анализ состояния законности при производстве предварительного следствия и влияния на нее прокурорского надзора, отдельно выделяя соблюдение требований закона при проведении процессуальных проверок по сообщениям о преступлениях и при расследовании уголовных дел;

Законность при применении мер процессуального принуждения и пресечения, производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан;

Эффективность работы следственных органов по возмещению ущерба, причиненного преступлением;

Руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, сообщили два источника РБК в ведомстве. В формате самостоятельного главка подразделение процессуального контроля перестает существовать, подтвердили еще один источник РБК в правоохранительных органах и собеседник, близкий к СКР. На сайте комитета ГУПК по-прежнему назван в числе семи главков центрального аппарата СКР.

РБК направил запрос в пресс-службу СКР.

Управления процессуального контроля также есть в региональных главках СКР. Там тоже происходит их сокращение. Это подтверждает письмо, которое 4 июня этого года и.о. руководителя управления кадров комитета Анатолий Яковлев направил и.о. начальника Главного следственного управления СКР по Москве Андрею Стрижову (предшественники обоих, и , недавно ушли в отставку). Подлинность документа подтвердил РБК источник, близкий к Следственному комитету.

«Принято решение о существенном сокращении числа сотрудников управления процессуального контроля» ГСУ по Москве, «особенно руководящего звена», сказано в письме. «Высвобождающиеся единицы» предписано направить «на усиление следственного аппарата» ГСУ. До 8 июня руководитель московского главка должен был направить в кадровое управление ходатайство о внесении изменений в штат ГСУ по Москве. В письме указывается, что изменения происходят «по результатам рассмотрения докладной записки» ГУПК от 29 мая.

Ликвидация управления процессуального контроля связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, сказал один из источников РБК в комитете. ГУПК создавался Пискаревым. Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал недружественной себе структурой, сказал собеседник РБК. Связаться с Пискаревым РБК не удалось.

Тройная проверка

Функции по контролю и надзору за следствием, по сути, есть у трех инстанций, поясняет Титаев: «Есть руководитель следственного органа, есть процконтроль, и есть прокуратура». У этих органов «есть дисциплинирующее влияние, их действительно боятся на низовом уровне», отметил он. «Но есть подозрение, что этого дисциплинирующего влияния уже слишком много. Кроме того, вся их деятельность на протяжении последних лет отражала тенденцию к дальнейшей формализации и так очень формализованного российского уголовного процесса. Поэтому их упразднение и привлечение этих кадров к какой-то более полезной деятельности — скорее благо. Точно не зло», — считает Титаев.

«В 2007 году (когда прокурорское следствие было выделено в Следственный комитет при прокуратуре. — РБК ) сначала были выбиты штаты и деньги, а потом для них начали придумывать работу. Так родился процконтроль», — сказал РБК руководитель юридического департамента фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров, назвав ГУПК «ненужной структурой». При этом весь штат, который занимался надзором за следствием в прокуратуре, остался в прокуратуре; в итоге две контролирующие структуры с похожими функциями работают параллельно, отметил он. По мнению Федярова, передача надзорных функций СКР «изначально была нелогичной»: «И следствие, и процконтроль подчиняются одному руководителю, заточены на одни и те же показатели».

«Контролировать расследование уголовных дел должен независимый орган, — заявил РБК адвокат Александр Карабанов. — Сейчас, когда расследованием занимается тот же орган, что и проверяет независимость принятых решений, эффективного контроля нет». При этом он отметил, что уже несколько лет подряд «идет межклановая война между Следственным комитетом и прокуратурой» и одним из ее предметов являются как раз полномочия по контролю над производством по делам.

Интерес прокуратуры

Процессуальный контроль следствия не справляется со своими функциями, неоднократно утверждал генпрокурор Юрий Чайка. 30 марта, выступая на совещании в Екатеринбурге, он , что «баланс полномочий между следствием и прокурорским надзором сегодня нарушен» и что часть полномочий по надзору за следствием «должна быть возвращена прокуратуре для более полноценного, квалифицированного расследования уголовных дел».

О «недостаточном ведомственном контроле» со стороны СКР 30 мая начальник Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры Валерий Максименко, рассуждая о большом количестве нарушений и волоките в делах о невыплатах зарплат.

Президент Владимир Путин, выступая в феврале на коллегии Генпрокуратуры, усилить контроль над следователями на всех уровнях. Идею вернуть прокуратуре контроль над следствием поддерживала также спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В апреле она заявила, что сенаторы об изъятии у СКР части функций по надзору за следствием.

Сделать однозначный вывод о связи изменений в СКР со стремлением Генпрокуратуры вернуть себе контроль над следствием нельзя, считает профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров. Однако вариант возвращения СКР в ситуацию 2007 года (когда комитет работал при прокуратуре) вполне возможен, отметил политолог: «В этом смысле какие-то переустройства сегодня вполне могут быть предзнаменованием тех изменений, которые произойдут в скором времени».

Передача надзора за следствием прокуратуре не решит проблем, считает Федяров: «Прокуратура тоже заточена на следственные показатели. Для нее тоже прекращение дела — отрицательный показатель. Сейчас, если дело расследовано плохо, прокуратура может не утвердить обвинительное заключение, отказаться поддерживать гособвинение в суде. Но она почти никогда этого не делает».

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Саратовская государственная юридическая академия

Кафедра прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности

Курсовая работа

Сущность прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Выполнила: студентка

курса 509 группы

Института Прокуратуры

Шиханова Елена

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Никитин А. А.

Саратов 2013г.

Введение

Предмет и объекты прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Заключение


Введение

По данным Федеральной службы государственной статистики за период с января по август 2013 года, число выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, составило 37,5 тысяч человек, что в 2 раза меньше числа подростков за этот же период в 2012 году. По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, количество предварительно расследованных особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, всего по Российской Федерации, составило:

·За 2011 год - 1965

·За январь - август 2012 года - 1138

·За январь - август 2013 года - 1188

Таким образом, прирост составил 4, 39 %.

В связи с вышеперечисленным, органы прокуратуры, как реальный гарант соблюдения прав и свобод несовершеннолетних, обеспечивают и должны обеспечивать исполнение законодательства об охране прав и интересов несовершеннолетних, а также пресечение и предупреждение преступности среди подростков. Что так же предписывает Генеральный прокурор Российской Федерации в своем приказе от 26.11.2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», необходимо особо сконцентрировать внимание на надзорной деятельности за исполнением законов, направленных на решение проблемы молодежи, а также на надзоре за расследованием преступлений несовершеннолетних в органах прокуратуры Российской Федерации.

1. Предмет и объекты прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

В теории и практике прокурорского надзора существуют большое количество понятий и терминов, которые используются в различных видах деятельности, будь то научная, учебная или практическая деятельность. Не все понятия понимаются и используются учеными и практическими работниками однозначно, поэтому это в некоторой мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора, в том числе за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Прокурорский надзор характеризует основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности. Прокуратура является федеральным органом государства, осуществляющим ряд функций, важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В теории и на практике понятие «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок, касаемо исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ, а также любого из них в каждом конкретном случае.

«Первой буквой», коренным для множества остальных является термин «прокурор». Прокурор (прокурорский работник) - это физическое лицо, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, необходимый возраст, определенные способности к работе, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные названным законом и приказами вышестоящего прокурора.

Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Также глава 2 Конституции Российской Федерации предусматривает перечень гарантий охраны прав личности, в том числе на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а гарантия каждому на судебную защиту его прав и свобод зафиксирована в статье 46 Основного Закона страны.

Статья 1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в частности, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Выделение данного направления деятельности обусловлено осуществлением прокуратурой правозащитной функции, поскольку при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания и предварительного следствия затрагиваются, а возможно, в ряде случаев, и ограничиваются, законные права и интересы граждан, в том числе несовершеннолетних, гарантированные им Конституцией РФ и другими законами.

Выполняя действия, направленные на борьбу с преступностью, прокурор обязан принимать все необходимые меры для того, чтобы виновное вино было привлечено к ответственности, установленной законом. Происходит реализация неотвратимости наказания. Президент В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию в 2005 году говорит, что каждый законопослушный гражданин имеет право на государственную защиту и соблюдение в отношении себя правовых гарантий. При этом, гражданин, преступивший закон, должен знать, что наказание неотвратимо. Сама по себе суровость наказания не способна в полной мере остановить преступника, лучший способ предупредить преступность - есть реализация данного принципа.

Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает в деятельности прокуратуры ведущее место, являясь важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.

Законодательство Российской Федерации, в частности, уголовно-процессуальное, регламентирует деятельность этих органов, в том числе, принимаемые ими процессуальные решения, а также является правовой базой их деятельности. Однако на практике со стороны вышеназванных лиц имеют место нарушения закона.

В теории под предметом прокурорского надзора понимается определенная сфера общественных отношений, которую регулирует прокурор посредством осуществления своей деятельности.

Согласно статьи 29 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Представляется, что применительно к осуществлению прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, предметом будут являться вышеперечисленные элементы предмета надзора, но уже касаемо лиц, не достигших возраста 18 лет.

Так, прокурор контролирует и обеспечивает законность выполнения следующих мероприятий:

.Возбуждение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или отказ в его возбуждении;

.Задержание и арест подозреваемого и обвиняемого несовершеннолетнего;

.Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетнего;

.Соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего как непосредственного участника уголовного процесса;

.Обеспечение достаточности доказательств для принятия процессуальных решений;

.Разрешение дела по существу.

В предмете прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних необходимо выделить важные элементы надзорной деятельности. Для того, чтобы их определить, нужно учесть всю важность законных прав и интересов несовершеннолетнего лица, которые находятся под охраной. Отсюда надзорная деятельность прокурора в первую очередь должна быть направлена на охрану конституционных прав граждан (несовершеннолетнее лицо, прежде всего, является гражданином Российской Федерации), на обеспечение неприкосновенности личности. Законные интересы несовершеннолетнего как участника процесса затрагиваются в большей степени тогда, когда решаются вопросы о возбуждении уголовного дела, задержании, о привлечении к уголовной ответственности, разрешения дела по существу.

На законодательном уровне установлены также пределы прокурорского надзора. Согласно статьи 5 пункта 31 УПК РФ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Представляется, что помощники прокурора имеют право принимать участие (по поручению надзирающего прокурора) в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно части 6 статьи 37 УПК РФ полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Прокурор осуществляет надзорную деятельность только в рамках УПК РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ» и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права. Указания прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

В юридической литературе довольно часто встречаются случаи, когда происходит неправильное применение объекта и субъекта, когда объект называют субъектом, и - наоборот. Эти понятия тесно связаны между собой, и поэтому следует определиться, что они означают.

Субъект прокурорского надзора - это участники прокурорско-надзорных отношений, которыми являются прокурор и физические (должностные) лица, исполнение закона которыми проверяется прокурором.

Объект прокурорского надзора - это предприятия, учреждения, организации, а также другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки на предмет соблюдения и исполнения законов.

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

Статья 150 УПК РФ часть 1 предусматривает, что предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания.

Предварительное следствие производится следователями и дознавателями.

А именно, предварительное следствие производится:

.

.следователями органов федеральной службы безопасности;

.следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

.следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознание производится:

.дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;

.дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;

.дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

.следователями Следственного комитета Российской Федерации;

.дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

.дознавателями таможенных органов Российской Федерации.

Другими объектами, на деятельность которых распространяются надзорные полномочия прокурора, являются следующие: следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по уголовному делу осуществляет следователь, являющийся должностным лицом и наделенный рядом полномочий в пределах предоставленной ему компетенции. Так следователь уполномочен:

.возбуждать уголовное дело;

.принимать дело к своему производству;

.осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководителем следственного органа является должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Статья 39 УПК РФ называет лиц, наделяющиеся полномочиями руководителя следственного органа: председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1.органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Органы Федеральной службы судебных приставов;

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В соответствии с частью 1 статьи 41 УПК РФ полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Дознаватель в пределах своей компетенции уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

дознание розыскной следствие прокурорский

2. Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Цели прокурорского надзора - это результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры, в частности, прокурорский надзор. Они во многом определены местом и ролью прокуратуры в государстве, а также ее статусом, и закреплены в Конституции Российской Федерации, ФЗ «О прокуратуре РФ», а также иных законах, регламентирующих деятельность органов прокуратуры.

Наиболее четко цели прокуратуры определены в ФЗ «О прокуратуре РФ», статья 1 которого определяет, что ее целями являются:

.обеспечение верховенства закона;

.обеспечение единства и укрепления законности;

.обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

.обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора тесно связаны с его предметом.

Задача - это более конкретная и частная, многочисленная категория по сравнению с целью.

Прокурор должен следить за законностью соблюдения норм, касающихся оперативно-розыскной деятельности, производства дознания и предварительного следствия, а в случае их нарушения - принимать меры к устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав и предупреждению совершения новых правонарушений.

Статья 1 часть 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Досудебные стадии уголовного судопроизводства характеризуются двумя взаимосвязанными направлениями прокурорской деятельности.

Во-первых, статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статья 37 УПК РФ устанавливают, что задачей прокурорского надзора является своевременное принятие предусмотренных мер к устранению нарушений закона.

Во-вторых, отдельные положения УПК РФ содержат требования к процессуальному доказыванию, к постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, к окончанию предварительного следствия с обвинительным заключением, к обоснованности приговора. Поэтому принятие важных процессуальных решений должно основываться на всестороннем и полном исследовании обстоятельств преступления. Здесь речь идет о двух аспектах: об устранении имевших место и о выявленных прокурором нарушений и их предупреждении.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования, прокурор обязан:

.Обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;

.Незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);

.В полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

.Обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;

.Принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;

.Осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;

.Установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

Заключение

Закон о прокуратуре предусмотрел, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры. Выделение надзора за исполнением законов указанными органами в одно из основных направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры обусловлено прежде всего тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью. При проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания и предварительного следствия затрагиваются, а иногда существенно ограничиваются права и законные интересы несовершеннолетних граждан, гарантированные им Конституцией РФ и другими законами. Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством и др.

Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно виновное лицо не избежало установленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за совершенное преступление. Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, никем не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов. Борьба с преступлениями будет эффективной лишь при обеспечении быстрого и полного их раскрытия и недопущения нарушений прав и свобод граждан, привлечения к ответственности невиновных.

Список использованной литературы

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2.Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"//СПС «КонсультантПлюс»

."Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.11.2013, с изм. от 19.11.2013)//СПС «КонсультантПлюс».

.Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»//СПС «КонсультантПлюс»

.Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. М., 2010

.Герасимов С.И. Настольная книга прокурора. М., 2003

7.Дудин Н.П. научно-практическое издание «Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних». М., 2009


Глава I. Сущность и задачи прокурорского надзора за предварительным
расследованием уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
§ 1. Сущность прокурорского надзора за предварительным расследованием
уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§ 2. Задачи прокурорского надзора за предварительным расследованием уголовных
дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава II. Формы и методы прокурорского надзора за предварительным расследованием
уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
§ 1. Формы и методы выявления (обнаружения) прокурором нарушений закона при
расследовании преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
§ 2. Деятельность прокурора по предупреждению нарушений законов при
расследовании преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава III. Прокурорский надзор за законностью арестов обвиняемых
(подозреваемых) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
§ 1. Деятельность прокурора по санкционированию арестов. . . . . . . . . . . .44
§ 2. Прокурорский надзор за исполнением требований закона, связанных с арестом
обвиняемого (подозреваемого) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
§ 3. Меры реагирования прокуроров по устранению нарушений закона об арестах
граждан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Глава IV. Прокурорский надзор за законностью окончания дознания и
предварительного следствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
§ 1. Надзор за окончанием дознания, завершаемого составлением постановления
о направлении дела следователю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
§ 2. Надзор за окончанием предварительного расследования, завершаемого
составлением обвинительного заключения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
§ 3. Надзор за законностью прекращения уголовных дел. . . . . . . . . . . . . 77
Глава V. Организация работы районной (городской) прокуратуры по надзору
за предварительным расследованием уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . .81
§ 1. Организация работы по надзору за предварительным следствием в прокуратуре 81
§ 2. Организация работы по надзору за расследованием преступлений органами МВД 83
§ 3. Распределение обязанностей между прокурором и его помощниками. . . . . . 86
§ 4. Координация деятельности прокуратуры и органов внутренних дел по раскрытию
и расследованию преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
§ 5. Оперативные и междуведомственные совещания. . . . . . . . . . . . . . . .93
§ 6. Обобщение практики прокурорского надзора. . . . . . . . . . . . . . . . .95
§ 7. Планирование работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
§ 8. Учет и отчетность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
§ 9. Повышение квалификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103



Просмотров