Предварительное расследование контрабанды. Первоначальный этап расследования контрабанды. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

Ст. 226.1 УК РФ

Контробанда, т.е перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоктивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с не декларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

3.Деяние предусмотренные частями первой или второй настоящей

статьи, совершенные:

а)неоднократно

б)должностным лицом с использованием своего служебного положения

в)с применением насилия к лицу,осуществляющему таможенный

контроль,наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет

с конфискацией имущества или без таковой.

4.Деяние, предусмотренные частями первой, второй или третьей

настоящей статьи, совершенные организованной группой,наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

ПРИМЕЧАНИЕ. Деяние предусмотренное частью первой, признается совершенным в крупном размере, если стоимость товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда.

Методика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде

Уголовные дела о контрабанде при наличии достаточных данных о совершенном преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с исходными материалами. Это обеспечивает принятие всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Если же исходной информации недостаточно, проводится проверка первичных материалов с целью установления законных оснований для возбуждения уголовного дела.

Следователь должен уметь обнаруживать, анализировать и фиксировать признаки, свойства и состояние предметов контрабанды при следственном осмотре. По делам о контрабанде это может быть осмотр места происшествия, местности или помещений (не являющихся местом происшествия), предметов, документов и освидетельствование. К участию в следственном осмотре нужно привлекать специалистов соответствующего профиля с учетом предмета и способа сокрытия контрабанды: криминалистов, товароведов, искусствоведов, экономистов, ювелиров, сотрудников таможенных органов, банковских работников, инженеров. При осмотре места происшествия уясняется его общий характер, принимаются меры к обнаружению орудий, документов, средств, с помощью которых совершена контрабанда. Основные объекты поиска при осмотре материальные следы-отображения контрабандиста: следы рук, ног, зубов, а также его выделений: слюна, пот, одорологические следы.

Осмотр предметов контрабанды обычно связан с обследованием места их нахождения. Чаще всего это одежда, обувь и тело физических лиц, ручная кладь и багаж, контейнеры, грузовые платформы, отсеки транспортных средств и т.д. Нередко осматриваются кабины, салоны, отсеки легковых и грузовых автомашин, служебные и пассажирские помещения железнодорожных вагонов, морских и речных судов, самолетов, вертолетов и других транспортных средств, международные почтовые отправления.

Для выявления предметов контрабанды при осмотре нужно использовать следующую досмотровую технику: рентгеновскую и рентгено-телевизионную аппаратуру, приборы эхолокации, металлодетек-торы, приборы-сигнализаторы, эндоскопы, щупы, устройства для определения объема стратегически важных сырьевых товаров, средства для вскрытия упаковки ящиков, контейнеров и другие специальные приспособления.

Успешное расследование контрабанды зависит и от умения следователя выделять и изучать ее предметы, особенно когда их наименование, происхождение, функциональное назначение участникам осмотра неизвестны. В таких случаях необходимо воспользоваться возможностью таможенных органов произвести экспресс-анализ этих объектов на месте их обнаружения. Впоследствии обычно проводятся экспертные исследования.

При осмотре различных предметов контрабанды следовательнеможет точно определить их природу. Это могут быть ядовитые, наркотические, психотропные, отравляющие, взрывчатые и тому подобные вещества, которые, как правило, декларируются не под своим наименованием либо вообще не указываются в декларации. Поэтому осматривать их необходимо только со специалистами из таможенных лабораторий, которые располагают приборами-сигнализаторами, датчиками, дозиметрами и другой специальной техникой. Одновременно следует изолировать подобные объекты, оградить опасные зоны и ограничить доступ людей.

Отбор проб неизвестных материалов и веществ для исследования производится только специалистом. В этом качестве могут выступить сотрудники таможенных лабораторий или досмотрово-поисковых групп, а также специалисты из других правоохранительных органов. При осмотре объектов контрабанды следователь обязан принять все необходимые меры предосторожности для обеспечения безопасности участвующих и присутствующих лиц.

Осмотр и следственное изучение документов проводятся с точки зрения законности и полноты зафиксированной в них операции, а также степени отражения действительных фактов. Осмотр документов осуществляется на месте их обнаружения. Только если для осмотра необходимы продолжительное время, специальные познания или стационарные технические средства, он производится по месту проведения следствия как самостоятельное следственное действие. Данный осмотр рекомендуется осуществлять с участием тех же понятых, в присутствии которых они были упакованы и изъяты.

При осмотре прежде всего проверяется наличие следующих реквизитов: название документа, дата и место его выписки; наименование участников сделки фирмы-экспортера или грузоотправителя и фирмы-импортера или получателя, их адреса, номера телефонов и факсов; номер контракта или заказа, дата его подписания, номер наряда, транса, отгрузочной спецификации; наименование и описание товара, его количество, вид упаковки и маркировки.

Осмотр документов позволяет ответить на ряд основных вопросов, решаемых при расследовании контрабанды. Например: соответствует ли обнаруженный товар данным, указанным в документах о его перемещении через таможенную границу; какие именно товары провезены контрабандным путем; каковы фактические условия перемещения товаров через таможенную границу; каков их маршрут; круг лиц, причастных к контрабанде, и свидетелей. Чтобы обнаружить характер подделки документов (полная, частичная), назначается и проводится их технико-криминалистическое исследование.

По делам о контрабанде зачастую необходима выемка документов. Перечень и характер изымаемых документов зависит от предмета контрабанды. Так, по делам о контрабанде, совершаемой пассажирами, изымаются и осматриваются их билеты. Это позволяет выяснить маршрут контрабанды, место ее приобретения и получения. Если через границу контрабандным путем доставлена иномарка, выемке подлежат: документ, подтверждающий право собственности на автомобиль (договор купли-продажи или дарения, именной товарный чек); транзитный технический паспорт машины с отметкой о снятии с учета в стране вывоза или аналогичная справка; таможенная декларация, подтверждающая пересечение границы.

Осмотр места происшествия, личный обыск и допрос подозреваемых нередко побуждает провести их освидетельствование. Изучение тела, а затем одежды и обуви освидетельствуемого начинается с их общего осмотра. Следует обратить внимание на повреждения, пятна, особые приметы на открытых участках тела, на соответствие одежды и обуви телосложению освидетельствуемого и времени года, на наличие дефектов на них. Затем последовательно снимают предметы одежды, которые осматривают и фиксируют повреждения, пятна и наложения посторонних частиц. С участков тела освидетельствуемого, которые могли соприкасаться с предметом контрабанды, а также с поясов, повязок и наклеек берут пробы. При подозрении на перевозку контрабанды в полостях тела проводится рентгенографическое или ультразвуковое обследование. Такое освидетельствование осуществляется с привлечением врача.

По делам о контрабанде производится следственный эксперимент для проверки показаний подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, способов хранения, возможности и способов незаконного перемещения через таможенную границу предметов контрабанды. Например, для установления возможности использования тайников, пустот, либо других хранилищ, затрудняющих обнаружение товаров, придания одним товарам вида других, выяснения способа изготовления поддельных документов или средств таможенной идентификации, выяснения наличия определенных навыков у подозреваемого (обвиняемого) для изготовления документов, средств идентификации и тайников.

Экспертиза по уголовным делам о контрабанде представляется совершенно необходимой. Она позволит установить, какие именно объекты перемещались через таможенную границу России, каковы их качественные и количественные характеристики. По делам о контрабанде возможны криминалистические, товароведческие, экономические, бухгалтерские, металловедческие, химические, сертификационные, технологические, экологические, искусствоведческие, физические, гемологические (экспертиза драгметаллов), судебно-медицинские, судебно-психиатрические и другие виды экспертиз.

Взятие образцов и проб, необходимых для производства экспертиз, следует поручать специалисту. Объекты исследования вместе с пробами и образцами направляются на экспертизу, а сомнительные документы сопровождаются образцами подлинных бланков, печатей, штампов. Направляются и результаты предварительной проверки объектов, в том числе по существующим учетам.

Лицам, приобретавшим у контрабандистов товар, предлагают рассказать, известны ли им другие покупатели (продавцы), способ ввоза и каналы сбыта подозреваемым контрабандных товаров. Брокеры и другие декларанты могут дать сведения об обстоятельствах, связанных с таможенным оформлением грузов.

При обнаружении «бесхозной» контрабанды допрашиваются ответственные за отправку и оформление груза, водители автомобильного транспорта, члены экипажей морских и речных судов загранплавания, обслуживающий персонал международных поездов. У них выясняются обстоятельства обнаружения предметов контрабанды, вероятное время их укрытия, лица, имеющие доступ к данному месту, и т.п. Свидетелями могут быть родственники контрабандистов, их сослуживцы, должностные и иные лица, производящие и реализующие товары.

Свидетелям преступной деятельности после их допроса, как правило, предъявляется подозреваемый для опознания, а при невозможности этого опознание производится по фотографии.

При расследовании дел о контрабанде возникает необходимость розыска имущества обвиняемого, добытого преступным путем, с целью наложения ареста, предметов контрабанды, вещественных доказательств. Методика поиска определяется способом, размерами, объемами, специфическими особенностями предметов контрабанды. Розыск контрабандного товара осуществляется и посредством производства обыска.

По делам о контрабанде в числе объектов розыска могут быть также потерпевшие и без вести пропавшие, а в числе функциональных задач следователя имеется и задача по оказанию помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.

78.Административные правонарушения в области таможенного дела. Состав административного правонарушения. Правовая квалификация административных правонарушений. Ответственность за административные правонарушения, субъекты ответственности.

До принятия ныне действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие «нарушение таможенных правил» было законодательно определенным понятием и содержалось в ст. 230 ТК РФ, согласно которой нарушением таможенных правил признавалось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена ответственность.

В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 1 июля 2002 г. (т. е. с момента вступления в силу КоАП РФ) утратили силу все нормы Таможенного кодекса РФ, касающиеся нарушений таможенных правил, ответственности за эти нарушения и производства по делам о таких нарушениях, в том числе и ст. 230, содержавшая само понятие нарушения таможенных правил.

В настоящее время, анализируя нормы главы 16 КоАП РФ и опираясь на положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на предусмотренный Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (включая процедуры применения таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для понимания сущности нарушения таможенных правил как разновидности административных правонарушений недостаточно наличия одних юридических признаков, сформулированных в самом определении, - необходимо определить и его юридический состав, т. е. установить совокупность обязательных элементов нарушения таможенных правил.

Состав нарушения таможенных правил, как и любого другого вида правонарушений, традиционен и включает в себя следующие элементы объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.

Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:

1) имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);

2) неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:

Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

Порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;

Порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;

Порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных правил - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а также наступившие при этом вредные последствия. Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.

Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое, российское или иностранное и т. д.), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, ответственности за него не понесет.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения, физическое или юридическое лицо.

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит несколько иначе. Вина юридического лица определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП, для того чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении нарушения таможенных правил, необходимо доказать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. В этих целях (в целях доказывания упомянутых обстоятельств) должностные лица таможенных органов, ведущие производство по делу о нарушении таможенных правил, могут назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов.

Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее расследование, требуют объединения усилий органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Таможенные органы, в соответствии с действующим УПК, значатся органом дознания по делам о контрабанде. Возбудив уголовное дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю.

Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач борьбы с контрабандой, независимы друг от друга и решают их своими специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы закон возлагает производство необходимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом и федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», для пресечения и обнаружения контрабанды, а также выявления лиц, ее совершивших. Оперативно-розыскные меры не единственная форма деятельности таможенных органов. Важное место здесь занимает реализация административной функции, так как ст. 231 и 288 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за таможенные правонарушения для юридических лиц, предприятий, учреждений и организаций при одновременной административной и уголовной ответственности их должностных лиц и иных работников. Уголовная ответственность для физических лиц установлена за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) Здесь законодатель применил подход, когда за одно таможенное правонарушение наступает ответственность сразу двух субъектов должностных лиц и иных работников юридического лица и самого юридического лица.

Вследствие этого по одному и тому же таможенному правонарушению ведется два дела: одно уголовное, второе административное.

Уголовное дело расследуют вначале работники отдела дознания таможни или регионального таможенного управления, а затем передают его следователю территориальной или транспортной прокуратуры. Административное дело о нарушении таможенных правил ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге одни и те же обстоятельства подлежат доказыванию как по уголовному делу о контрабанде, так и по делу о нарушении таможенных правил.

Вместе с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет за собой обязательного прекращения и административного дела в отношении юридического лица.

Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов, с другой стороны и лицом, осуществляющим административное расследование с третьей.

Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самое тесное. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период проведения дознания по уголовному делу.

По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется.

Опыт показывает, что, чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и взаимодействуют между собой. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.

Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить следственную практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и в противном случае обязать таможенный орган информировать о ходе расследования и знакомить с новыми материалами и документами.

Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы таких товаров.

С момента принятия уголовного дела к производству только следователь инициатор и организатор взаимодействия с иными подразделениями и органами в интересах наиболее полного выявления всех обстоятельств расследуемого дела о контрабанде. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий. Все субъекты взаимодействия обязаны оказывать следователю необходимое содействие в расследовании контрабанды.

Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о совершенной или готовящейся контрабанде. При поступлении сведений в прокуратуру или инспекцию о готовящейся контрабанде они в конечном итоге поступают в таможенные органы и КПП пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и еe пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные органы и пограничные КПП.

Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на средствах транспорта межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими случаями контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались или через которые осуществлялось их транзитное перемещение.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права

РЕФЕРАТ

По предмету; Расследование преступлений в сфере экономики

На тему; Методика р асследование контрабанды

Иркутск, 2011
Содержание

    Введение
    Криминалистическая характеристика контрабанды
    Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования.
    Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде
    Методы проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде
    Заключение
    Список литературы

Введение
Происшедшие в российском обществе изменения, в первую очередь либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю, обусловили значительные изменения в характере и масштабах контрабанды. В последние годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений. Контрабанда стратегического сырья, наркотиков, оружия, культурных ценностей, валюты в настоящее время представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасности России. Контрабанда является центральным звеном экономической преступности. Она является питательной средой для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами, посягательства на национально-культурное достояние народов, а также совершения ряда других преступлений.
Отдельные виды контрабанды наносят непоправимый вред экономике страны. Это контрабанда стратегического сырья, нехватку которого испытывает отечественная промышленность, особенно тех его видов, запасы которых в России уже практически исчерпаны; контрабанда морепродуктов, которая приводит к исчезновению ряда ценных пород рыбы; контрабанда культурных ценностей. Из России контрабандным путем вывозится все самое ценное, а ввозятся наркотики, оружие, ядовитые вещества, ядерные отходы.
Контрабанда неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, "разлагает" их.
Цель данной работы – выяснить какие меры принимаются правоохранительными органами для борьбы с данным негативным явлением, в чем заключаются сложности выявления и методика расследования контрабанды, какие меры необходимо предпринимать для успешного расследования дел о контрабанде а так же какие меры необходимы для предотвращения и устранения тех негативных последствий, которые наносит контрабанда экономической безопасности Российской Федерации.

1. Криминалистическая характеристика контрабанды
Методика расследования контрабанды - это система научных положений, технических приемов, методических правил и рекомендаций, применяемых при раскрытии и расследовании этого преступления. Контрабанда сырья, в том числе и стратегического, наркотиков, культурных ценностей, валюты, оружия, боеприпасов и т.п. представляет угрозу как экономической, так и общественной безопасности Российской Федерации.
Криминалистическая характеристика контрабанды представляет собой систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных признаках способа, механизма, обстановки противоправных действий и их последствий, объектах, взаимодействующих в процессе совершения контрабанды, особенностях личности виновного, времени и месте, типичных материальных и идеальных следах, а также других сторонах этого преступления, сведения о которых имеют практическое значение для решения задач борьбы с контрабандой. В основе элементов криминалистической характеристики контрабанды лежат объективные процессы совершения и сокрытия данного преступления, определяющие закономерности отражения признаков содеянного в реальной действительности.
Способ незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации - это один из элементов криминалистической характеристики контрабанды. К наиболее типичным способам совершения контрабанды Таможенный кодекс Российской Федерации (далее v ТК РФ) относит:
1. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ), т.е. вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления;
2. Сокрытие товаров от таможенного контроля (ст. 277 ТК РФ) с использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или придание одним товарам вида других.
Практике известны следующие способы сокрытия предметов контрабанды: заполнение ими пустот и полостей транспортных средств, емкостей багажа; закладка за внутреннюю обшивку вагонов, самолетов, вертолетов; закладка в шинах колес и между колесами автомобилей; в тюки шерсти и хлопка, в пустоты, созданные при складировании лесоматериалов, металлопроката и контейнеров; в естественные полости человека и др.
3. Обманное использование документов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ) - т.е. представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного или относящегося к другим товарам и транспортным средствам средства идентификации.
4. Недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ (ст. 279 ТК РФ), - это незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, транспортных средствах и их таможенном режиме.
Следующий элемент криминалистической характеристики контрабанды v предмет преступного посягательства. Им могут быть любые товары, т.е. вещи, ценности, перемещаемые в крупном размере через таможенную границу РФ, а также те объекты, которые по действующим нормативно-правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. При всем многообразии товаров уголовная ответственность установлена и за перемещение через таможенную границу РФ любого количества предметов, предусмотренных специальным перечнем. В этот перечень входят:
1) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании такого оружия;
2) стратегически важные сырьевые товары;
3) культурные ценности.
Сведения о типичных личностных особенностях преступников также относятся к основным элементам криминалистической характеристики контрабанды. Ее субъектом может быть как должностное, так и частное лицо, гражданин России, лицо без гражданства, иностранец.
Следственной практикой выявлено два основных типа контрабандистов: ситуативные и злостные.
Ситуативный контрабандист характеризуется временными отклонениями в общей положительной установке личности. Он совершает преступление вследствие создавшейся ситуации, под действием соблазна получить материальные блага или желания оказать кому-то услугу.
Злостный контрабандист представляет значительную общественную опасность, поскольку отличается ярко выраженной противоправной ориентацией корыстного характера. Он действует только с прямым умыслом, по тщательно разработанному плану, глубоко анализирует и учитывает объективные и субъективные факторы и условия на границе, преследуя цель получить от контрабанды максимальную прибыль. Анализ следственной практики показывает, что более 75% злостных контрабандистов совершали преступления в составе организованных групп и на протяжении довольно значительного времени. Эти контрабандисты участвуют в коррупции органов власти и управления, правоохранительных органов. На пути к обогащению и достижению желаемых результатов они не останавливаются ни перед какими препятствиями.
В содержание криминалистической характеристики входят сведения:
1) о каналах незаконного перемещения товаров или иных предметов через границу РФ;
2) о типичной обстановке обнаружения преступления;
3) о возможных связях контрабандиста или контрабанды с другими преступлениями (например, злоупотреблением своими служебными полномочиями должностного лица государства, откуда контрабандный товар импортировался или куда он экспортировался).
Эти элементы криминалистической характеристики обычно имеют непосредственное отношение к задачам, решаемым в ходе расследования любого уголовного дела о контрабанде.
Устанавливая конкретный факт контрабанды, работник отдела дознания или следователь изучает и оценивает следы и собранную по делу информацию. Анализируя полученные данные, он соотносит их с совокупностью элементов криминалистической характеристики контрабанды и оценивает полноту и значимость собранных доказательств. Так, сведения, характеризующие некоторые типы контрабандистов, следы, оставленные ими в конкретных криминальных ситуациях, позволяют на первоначальном этапе расследования определить круг лиц, среди которых необходимо искать преступника, а если контрабандист обнаружен, правильно выбрать тактику производства следственных действий, решить другие задачи расследования контрабанды.
2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования
Задачи, подлежащие разрешению при расследовании дел о контрабанде, совокупность следственных действий и других мер, которые необходимо для этого провести на первоначальном и последующих этапах расследования, а также другие вопросы зависят от следственной ситуации. В качестве исходных обычно выступают следующие ситуации:
1. Есть аргументированные данные об уже совершенной контрабанде (если признаки контрабанды установлены при прохождении конкретным лицом таможенного или пограничного контроля либо в ходе административного производства по делу о нарушении таможенных правил);
2. Имеются сведения о деянии, содержащем признаки контрабанды, и виновном лице, однако местонахождение этого субъекта неизвестно либо оно находится за границей;
3. Есть данные, содержащие признаки контрабанды, однако информация о виновном либо отсутствует либо ее недостаточно для его отождествления v так называемая бесхозная контрабанда.
В каждой следственной ситуации (главным образом на первоначальном этапе расследования) имеется ряд особенностей, обусловленных объектом и характером исходных данных.
Первоочередные задачи расследования в первой типичной следственной ситуации таковы:
v установление неизвестной следствию стадии подготовки контрабанды;
v изучение, анализ и фиксация всех следов;
v выяснение мотивов и целей преступления;
v доказывание вины подозреваемого (обвиняемого);
v определение меры пресечения.
Частные версии вытекают из перечисленных задач и касаются мотивов, целей, возможных участников контрабанды и т.д.
Для решения названных задач при планировании первоначального этапа расследования определяется:
1. Кто из подозреваемых подлежит задержанию или аресту, в какой последовательности, где, когда и при каких обстоятельствах.
2. У кого из подозреваемых или их близких нужно произвести обыск, что и где искать.
3. Производство следственного осмотра предметов и документов, изъятых при обысках.
4. Производство следственного осмотра средств и приспособлений для перемещения и хранения контрабанды.
5. Производство выемки по месту жительства и работы подозреваемого и у других лиц, у которых могут находиться предметы контрабанды и необходимые для нее документы.
6. Следственный осмотр документов, использованных для прикрытия контрабанды.
7. Кто должен быть допрошен в качестве свидетелей, когда и в какой очередности, какие факты и обстоятельства подлежат выяснению при допросе каждого из них.
8. Какие обстоятельства и в какой последовательности должны выясняться в ходе первых допросов подозреваемых.
9. Наложение ареста на имущество, денежные вклады и иные ценности, подлежащие конфискации.
10. Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка.
11. Предъявление свидетелям, в том числе очевидцам, предметов контрабанды, а при необходимости и подозреваемых.
12. Проведение очных ставок между ними и подозреваемыми.
13. Производство следственных экспериментов, розыскных действий (либо оперативных мероприятий) .
14. Назначение экспертиз, ревизий и документальных проверок. По этой ситуации возможны случаи, когда некоторые соучастники контрабанды остаются на свободе. Тогда следователю нужно поддерживать тесный контакт с работниками органа дознания, продолжающими розыскную работу, чтобы своевременно использовать в процессе расследования те данные, которые они получат.
Основные задачи при расследовании во второй типичной ситуации (когда имеются сведения о деянии, содержащем признаки контрабанды, и виновном лице, местонахождение которого неизвестно либо оно находится за границей) предусматривают:
v сбор необходимых сведений о контрабандисте, его родственных и иных близких связях, возможных соучастниках, установление его точного местонахождения;
v изучение стадии подготовки к контрабанде, мест хранения ее объектов;
v выявление свидетелей преступления;
v осмотр объектов контрабанды, закрепление ее следов как доказательств преступной деятельности скрывающегося контрабандиста;
v сбор других доказательств вины подозреваемого, выяснение мотивов и целей совершения преступления, характера и размера причиненного ущерба;
v установление обстоятельств, которые способствовали отъезду подозреваемого с постоянного места жительства за границу, причин и условий, облегчивших совершение контрабанды и возможность скрыться от следствия.
В этой ситуации следователю требуется самое активное использование оперативно- розыскных возможностей органа дознания, а также налаженное взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами. Ему предстоит грамотно провести все возможные без участия виновного лица следственные и иные действия:
а) осмотр места происшествия и объектов контрабанды, иных объектов, могущих стать вещественными доказательствами;
б) допрос свидетелей и соучастников;
в) обыски по месту постоянного места жительства контрабандиста, его родственников и близких ему людей (там могут находиться как доказательства контрабанды, так и сам разыскиваемый), выемка документов;
г) назначение криминалистических и иных экспертиз;
д) предъявление для опознания предметов и средств контрабанды, фотографий виновного;
е) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию ее выемка.
Третья следственная ситуация, когда контрабандист неизвестен, наиболее сложна для следствия. Особенность расследования данной категории уголовных дел состоит в том, что на первоначальном этапе не всегда ясно, является ли исследуемое событие результатом преступных действий и содержит ли оно состав контрабанды. Главный же вопрос v кто совершил эти действия.
При обнаружении бесхозной контрабанды выдвигаются версии о круге причастных к ней лиц, месте их нахождения, мотивах и целях, источниках приобретения предметов контрабанды, способах маскировки и перемещения, местах хранения, местах сбыта, наличии соучастников, связи события контрабанды с другими деликтами.
Проверка версий идет по пути выяснения следующих основных вопросов:
1. Что послужило непосредственной причиной, вызвавшей расследуемое событие?
2. Как связана бесхозная контрабанда с действиями или бездействием определенных лиц?
3. Кто они? Имеется ли в их действиях состав преступления?
4. Каковы обстоятельства обнаружения контрабанды?
5. Какие события предшествовали этому?
6. Что случилось после обнаружения контрабанды?
7. Где искать материальные следы преступления?
8. Какие субъекты располагают криминалистический значимой информацией о событии контрабанды?
По делам о контрабанде, по которым с самого начала ясно, что ее причина состоит в умышленных действиях какого-то лица, основные усилия направляются на его установление. В данной ситуации в качестве первоначальных проводятся, как правило, следующие следственные действия: осмотр места происшествия; осмотр предметов контрабанды; допрос свидетелей (включая должностных лиц таможни и военнослужащих пограничных войск); выемка соответствующих документов; назначение судебных экспертиз.
3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде
Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее расследование, требуют объединения усилий органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом.
Таможенные органы, в соответствии с действующим УПК, значатся органом дознания по делам о контрабанде. Возбудив уголовное дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю.
Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач борьбы с контрабандой, независимы друг от друга и решают их своими специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы закон возлагает производство необходимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом и федеральным законом Об оперативно-розыскной деятельности, для пресечения и обнаружения контрабанды, а также выявления лиц, ее совершивших. Оперативно-розыскные меры не единственная форма деятельности таможенных органов. Важное место здесь занимает реализация административной функции, так как ст. 231 и 288 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за таможенные правонарушения для юридических лиц, предприятий, учреждений и организаций при одновременной административной и уголовной ответственности их должностных лиц и иных работников. Уголовная ответственность для физических лиц установлена за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела. Здесь законодатель применил подход, когда за одно таможенное правонарушение наступает ответственность сразу двух субъектов v должностных лиц и иных работников юридического лица и самого юридического лица.
Вследствие этого по одному и тому же таможенному правонарушению ведется два дела: одно v уголовное, второе v административное.
Уголовное дело расследуют вначале работники отдела дознания таможни или регионального таможенного управления, а затем передают его следователю территориальной или транспортной прокуратуры.
Административное дело v о нарушении таможенных правил v ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге одни и те же обстоятельства подлежат доказыванию как по уголовному делу о контрабанде, так и по делу о нарушении таможенных правил.
Вместе с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет за собой обязательного прекращения и административного дела в отношении юридического лица.
Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов, с другой стороны и лицом, осуществляющим административное расследование v с третьей.
Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самое тесное. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно- познавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп v сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны.. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период проведения дознания по уголовному делу.
По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-познавательная группа упраздняется.
Опыт показывает, что, чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и взаимодействуют между собой. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.
Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить следственную практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и в противном случае обязать таможенный орган информировать о ходе расследования и знакомить с новыми материалами и документами.
Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия v создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы таких товаров.
План расследования должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом необходимо отметить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения v агентурно-оперативные и иные мероприятия.
С момента принятия уголовного дела к производству только следователь v инициатор и организатор взаимодействия с иными подразделениями и органами в интересах наиболее полного выявления всех обстоятельств расследуемого дела о контрабанде. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий. Все субъекты взаимодействия обязаны оказывать следователю необходимое содействие в расследовании контрабанды.
Анализ практики взаимодействия следователей территориальных и транспортных прокуратур с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными пунктами показывает, что преобладают следующие формы взаимодействия: взаимная информация о фактах контрабанды, примененных преступниками новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, проведение совместных действий по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.
Взаимодействие с иностранными правоохранительными органами требуется тогда, когда по уголовному делу нужно проверить факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими хозяйствующими субъектами соответствующих внешнеторговых контрактов, а также при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В подобных случаях взаимодействие с правоохранительными органами Lдальнего¦ и Lближнего¦ зарубежья осуществляется в установленном порядке: через Генеральную прокуратуру Российской Федерации путем направления отдельных следственных поручений об оказании соответствующей помощи по уголовному делу, или через Государственный таможенный комитет Российской Федерации v запрос направляется в зарубежную таможенную службу.
Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о совершенной или готовящейся контрабанде. Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на средствах транспорта межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими случаями контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались или через которые осуществлялось их транзитное перемещение.
и т.д.................

Особенности тактики первоначальных следственных действий

Задержание. При расследовании контрабанды задержанию может быть под­вергнуто вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от граждан­ства. Могут задерживаться также должностные лица, совершающие контрабанду с использованием своего служебного положения. К ним относятся должностные лица таможенных органов, контрольно-пропускных пунктов пограничной службы; должностные лица, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров, транспортных средств, иных предметов через таможенную границу (капи­таны морских судов, начальники поездов, командиры экипажей самолетов, дирек­тора международных выставок и т. д.); иные должностные лица.

На подготовительном этапе задержания необходимо тщательно спланировать проведение следственного действия с учетом места, личности задерживаемого, количества лиц, подлежащих задержанию, их вооруженности. Так, если осуществ-ляется задержание гражданина иного государства, не владеющего или плохо вла­деющего русским языком, в следственно-оперативную группу нужно включить переводчика, при задержании вооруженных контрабандистов- вооруженных со­трудников, владеющих приемами самбо, каратэ и т. д., обеспечив их специальными средствами. Особое внимание следует уделить средствам фиксации процесса задер­жания, в частности видеозаписи, поскольку задержанные впоследствии могут зая­вить об ущемлении их прав и свобод, нарушении морально-этических норм и т. д.

Применение тактических приемов при задержании зависит от конкретной си­туации. В любом случае необходимо действовать внезапно, быстро и решительно. Действия задерживающих должны упреждать действия задерживаемых.

Допрос подозреваемого. Допрос подозреваемого надо проводить сразу после его задержания и личного обыска. Тактика допроса контрабандистов зависит от обстоятельств преступления и свойств личности подозреваемых (совершение преступле­ния в одиночку или в составе организованного преступного сообщества; если в составе сообщества - то выполняемая функциональная роль; должностное положе­ние; наличие судимости; национальная принадлежность; знание русского языка и т. д.); занимаемой позиции (дает правдивые показания, правдивые показания пере­мешивает с ложными, дает ложные показания, не дает никаких показаний); имею­щихся доказательств и наличия ориентирующей информации. Все указанные об­стоятельства должны быть учтены при подготовке к допросу.

В любом случае у подозреваемого необходимо выяснить весь круг обстоя­тельств, связанных с контрабандной деятельностью. Показания подозреваемого следует максимально детализировать. При этом желательно, чтобы он в подкрепле­ние своих объяснений ссылался на различные документы и факты, конкретных лиц, с тем чтобы в последующем можно было проверить его показания. Это особенно важно при расследовании контрабанды сырьевых товаров, когда нередко по под­ложным документам товары получают одни фирмы, а их доставка через таможен­ную границу осуществляется другими.



Осмотр предметов контрабанды. На подготовительной стадии данного след­ственного действия следует решить вопросы: о привлечении соответствующих специалистов, поскольку круг рассматриваемых предметов достаточно широк; о создании надлежащих условий осмотра, что, например, важно при осмотре драго­ценных камней; о подготовке необходимых технических и технико-криминалисти­ческих средств. Особое значение имеет подготовка технических средств: многооб­разие предметов контрабанды обусловливает применение различной техники. Что касается технико-криминалистических средств, то в настоящее время таможенные органы оснащены тремя видами чемоданов: универсальным чемоданом следовате­ля, универсальным чемоданом криминалиста, универсальным чемоданом для ос­мотра места происшествия.

Осмотр предметов контрабанды производится по разработанным в криминали­стике правилам с указанием их общих и частых признаков. При этом особое внима­ние уделяется фиксированию признаков, индивидуализирующих осматриваемый предмет (номерных знаков и т. д.). В процессе осмотра предметов контрабанды необходимо принять меры к обнаружению следов: рук, трасс на запирающих уст­ройствах и пломбах, а также волос, пота, запаха с целью решения вопроса о при­надлежности предметов контрабанды конкретным лицам и т. д. Необходимо также принять меры к обнаружению и изъятию микрообъектов.

Осмотр транспортных средств. Значение осмотра транспортных средств при расследовании очень велико, поскольку в них преступники устраивают различного рода тайники, а нередко само транспортное средство является предметом контра­банды. Объектами осмотра являются морские и воздушные суда, грузовой и легко­вой автотранспорт, пассажирские и грузовые поезда. Тайники для перемещения предметов контрабанды устраиваются в конструктивных элементах транспортных средств, пассажирских салонах и купе самолетов, судов, железнодорожных вагонов, автомашин, а также в грузовых вагонах, бункерах и платформах, заполненных нава­лочными или наливными грузами. Так, в легковых автомобилях тайники устраиваются в дверцах, под передним и задним сидениями, за приборной доской, в обивке дверей, в бачках для воды, тосола, в запасном колесе, среди набора инструментов, в аптечке, в зеркалах переднего вида и боковых и т. д.; в грузовых - в холодильных агрегатах и вентиляционных шахтах со стороны грузовой платформы, в фильтрах для очистки воздуха и вентиляционных шахтах в моторном отделении, в полом пространстве за фарами, в полуприцепах - под полом и в поворотной стойке и т. д.

При осмотре транспортных средств следует обращать внимание на признаки пе­ребивки номерных знаков соответствующих агрегатов.

Осмотр документов. При расследовании контрабанды осмотру подлежат доку­менты: удостоверяющие личность предъявителя (общегражданские и заграничные паспорта, воинские удостоверения, водительские права и др.); транспортные (на­кладные, коносаменты, дорожные ведомости, вагонные листы, багажные квитанции и др.); торговые (контракты, инвайсы, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ведомости и др.); собственно таможенные (таможенные декларации, документы контроля доставки, свидетельства о допуске транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенным обеспечением, лицензии, квалификацион­ные аттестаты и др.); учредительные (документы, дающие право российским юри­дическим и физическим лицам осуществлять внешнеторговую деятельность); иные (сертификаты качества и соответствия, карантинные сертификаты, различные раз­решительные документы государственных органов, воинские пропуска и др.).

Цель осмотра документов - выявление среди них недействительных, а также со­держащих признаки материального подлога (полного или частичного). Осмотр документов производится по разработанным в криминалистике правилам.

Назначение судебных экспертиз. Круг экспертиз, назначаемых при расследова­нии контрабанды, достаточно широк: товароведческие, технологические, материа-ловедческие, химические, сертификационные, экологические, искусствоведческие, геммологические, криминалистические и др. Большинство из указанных экспертиз проводятся в системе таможенных лабораторий ГТК России. Что касается кримина­листических экспертиз, то наиболее часто назначаются почерковедческие, технико-криминалистические экспертизы документов, трасологические и др. Их производ­ство, как правило, осуществляется в экспертно-криминалистических подразделени­ях МВД и экспертных учреждениях Минюста России. В настоящее время в тамо­женных управлениях создаются свои экспертно-криминалистические подразделе­ния, одна из задач которых - производство криминалистических экспертиз.

Выемка образцов предметов контрабанды. В случае задержания значительного количества предметов контрабанды (продовольственных, промышленных, сырье­вых товаров) осуществляется выемка образцов указанных товаров для производства соответствующих экспертиз.

Возможности использования криминалистических учетов. Лица, совершившие контрабанду, должны быть проверены по пофамильной оперативно-справочной картотеке, дактилоскопической картотеке, автоматизированной информационной системе «ВР-оповещение», содержащей сведения о лицах, объявленных в феде­ральный розыск. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат проверке по автоматизированной информационной системе «ОВИР - криминал» информационных центров МВД России. Автотранспортные средства проверяются по инфор­мационно-поисковой системе «Автопоиск»; огнестрельное нарезное оружие- по автоматизированной информационно-поисковой системе «Оружие»; предметы антиквариата- по автоматизированной информационно-поисковой системе «Анти­квариат» .

При расследовании контрабанды следует учитывать и возможности Интерпола, в частности, такие учеты, как алфавитную и дактилоскопическую картотеки между­народных преступников, а также картотеку на них по методу словесного портрета, картотеки и сведения о похищенных в различных странах автомобилях, произведе­ниях искусства и других ценностях и др. Особый интерес представляет картотека документов и названий, включающая два раздела. В первом учитываются по номе­рам, сериям и другим реквизитам паспорта, удостоверения личности, удостоверения на право владения самолетом, автомобилем, огнестрельным оружием, кинокамерой и т. д., которыми пользуются международные преступники; во втором - содержатся карточки с названиями морских судов, летательных аппаратов, автомашин, на которых перевозились наркотики, драгоценности и т. п., а также названия фирм и организаций, замешанных в международных преступлениях.

  • Раздел второй. Криминалистическая техника Глава 4. Общетеоретические положения криминалистической техники § 1. Система и правила применения технико-криминалистических средств
  • § 2. Классификация технико-криминалистических средств
  • § 3. Технико-криминалистические средства, применяемые в ходе следственных действий
  • § 4. Технико-криминалистические средства, используемые для экспертного исследования криминалистических объектов
  • § 5. Применение технико-криминалистических средств для решения иных криминалистических задач
  • Глава 5. Компьютеры как средства криминалистической техники § 1. Значение информационно-компьютерного обеспечения криминалистической деятельности
  • § 2. Компьютеризация процесса расследования преступлений
  • § 3. Компьютеризация экспертных исследований
  • Глава 6. Криминалистическая фотография, видеозапись и голография § 1. Система и значение криминалистической фотографии
  • § 2. Криминалистическая оперативная фотография
  • § 3. Криминалистическая исследовательская фотография
  • § 4. Криминалистическая видеозапись
  • § 5. Голография в криминалистике
  • Глава 7. Отождествление человека по внешним и внутренним признакам § 1. Правила словесного описания внешнего облика человека
  • § 2. Анатомические (морфологические) признаки наружного строения человека
  • § 3. Функциональные признаки, особые и броские приметы внешнего облика
  • § 5. Использование методики "словесного портрета" в оперативно-розыскной и следственной практике
  • § 6. Фотопортретная экспертиза
  • § 7. Отождествление человека по генетическим признакам
  • Глава 8. Трасология § 1. Классификация следов, правила их обнаружения и изъятия
  • § 2. Следы рук
  • § 3. Следы ног
  • § 4. Следы орудий взлома и инструментов
  • § 5. Следы транспортных средств
  • Глава 9. Материалы, вещества, изделия как носители криминалистически значимой информации § 1. Общие положения и задачи криминалистического исследования материалов, веществ и изделий
  • § 2. Виды и возможности криминалистического исследования материалов, веществ и изделий
  • § 3. Криминалистическое исследование микрообъектов
  • Глава 10. Криминалистическая одорология § 1. Понятие и классификация одорологических объектов
  • § 2. Работа с запаховыми следами человека
  • Глава 11. Криминалистическая баллистика § 1. Общие положения криминалистической баллистики
  • § 2. Классификация и информационное содержание баллистических объектов
  • § 3. Классификация и характеристики ручного огнестрельного оружия
  • Механизм образования следов на гильзах в пистолетах, автоматах и карабинах
  • § 4. Обнаружение, осмотр, фиксация и изъятие огнестрельного оружия и следов выстрела
  • § 5. Криминалистический анализ оружия и следов его действия
  • Глава 12. Криминалистическая взрывотехника § 1. Общие положения криминалистической взрывотехники
  • § 2. Обнаружение, осмотр, фиксация, изъятие и исследование взрывотехнических объектов
  • Глава 13. Криминалистическое исследование документов § 1. Понятие, виды и задачи криминалистического исследования документов
  • § 2. Понятие и классификация изучаемых объектов
  • § 3. Отождествление средств и материалов, использованных для изготовления документов
  • § 4. Установление наличия и способа подделки документов
  • § 5. Восстановление нечитаемых записей, разорванных и сожженных документов, прочтение шифровальной переписки
  • § 6. Исследование материалов документов
  • Глава 14. Криминалистическое исследование письма и письменной речи § 1. Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи
  • § 2. Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка
  • Глава 15. Криминалистическая фоноскопия § 1. Научные основы криминалистической фоноскопия
  • § 2. Определение личных качеств человека по признакам устной речи
  • § 3. Автоматизированные методы анализа устной речи
  • Глава 16. Криминалистическая регистрация § 1. Общие положения криминалистической регистрации
  • § 2. Оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты
  • § 3. Экспертно-криминалистические учеты
  • § 4. Справочно-вспомогательные учеты
  • § 5. Криминалистические информационные массивы международных организаций
  • Раздел третий. Криминалистическая тактика Глава 17. Общие положения криминалистической тактики § 1. Понятие, сущность и категории криминалистической тактики
  • § 2. Криминалистическая тактика и следственная практика
  • § 3. Тактика следственного действия
  • Глава 18. Криминалистические версии и планирование расследования § 1. Особенности версионного процесса в криминалистике
  • § 2. Планирование расследования преступлений
  • § 3. Планирование отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 19. Следственный осмотр и освидетельствование § 1. Понятие и общие тактические положения следственного осмотра
  • § 2. Тактика осмотра места происшествия
  • § 3. Виды следственного осмотра
  • § 4. Освидетельствование
  • Глава 20. Следственный эксперимент § 1. Общие положения производства следственного эксперимента
  • § 2. Подготовка к производству следственного эксперимента
  • § 3. Тактика производства следственного эксперимента
  • Глава 21. Обыск и выемка § 1. Понятие обыска и его общие тактические положения
  • § 2. Особенности тактики выемки
  • Глава 22. Допрос и очная ставка § 1. Общие положения тактики допроса
  • § 2. Тактика допроса свидетелей и потерпевших
  • § 3. Тактика допроса подозреваемых и обвиняемых
  • § 4. Особенности тактики допроса отдельных категорий лиц
  • § 5. Тактика производства очной ставки
  • § 6. Фиксация хода и результатов допроса и очной ставки
  • Глава 23. Предъявление для опознания § 1. Понятие, условия и задачи предъявления для опознания
  • § 2. Подготовка и производство предъявления для опознания
  • § 3. Особенности предъявления для опознания отдельных видов объектов
  • Глава 24. Проверка показаний на месте § 1. Понятие и содержание проверки показаний на месте
  • § 2. Тактика производства проверки показаний на месте
  • § 3. Фиксация проверки показаний на месте
  • Глава 25. Применение специальных познаний при расследовании преступлений § 1. Характеристика специальных познаний и формы их использования в борьбе с преступностью
  • § 2. Применение специальных познаний посредством экспертизы
  • Раздел четвертый. Криминалистическая методика расследования Глава 26. Общие положения криминалистической методики расследования § 1. Понятие и содержание криминалистической методики расследования
  • § 2. Основания и принципы формирования криминалистических методик расследования
  • § 3. Структура и содержание криминалистических методик расследования
  • Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений § 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы
  • § 2. Основы тактики взаимодействия следственных, оперативных органов и криминалистических подразделений
  • § 3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений
  • § 4. Основы криминалистической профилактики
  • Глава 28. Методика расследования убийств § 1. Криминалистическая характеристика убийств
  • § 2. Первоначальный этап расследования убийства при наличии трупа
  • § 3. Последующий этап расследования убийства при наличии трупа
  • § 4. Особенности расследования убийств "без трупа"
  • Глава 29. Особенности расследования умышленных убийств, совершаемых наемниками § 1. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании умышленных убийств, совершенных по найму
  • § 2. Первоначальный этап расследования умышленных убийств, совершенных наемниками
  • § 3. Особенности производства первоначальных следственных действий
  • § 2. Выдвижение следственных версий и планирование начала расследования
  • § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
  • Глава 31. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений § 1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев
  • § 2. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по получении сообщения о преступлении
  • § 3. Некоторые особенности тактики следственных действий
  • Глава 32. Методика расследования контрабанды § 1. Криминалистическая характеристика контрабанды
  • § 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования
  • § 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде
  • § 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде
  • Глава 33. Методика расследования налоговых преступлений § 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию
  • § 2. Выявление налоговых преступлений
  • § 3. Методика расследования уклонений от уплаты налогов с организаций
  • § 4. Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами
  • Глава 34. Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности § 1. Криминалистическая характеристика поджогов и нарушений правил пожарной безопасности
  • § 2. Тактика осмотра места происшествия по делам о пожарах
  • § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
  • Глава 35. Методика расследования преступного наркобизнеса § 1. Характерные особенности преступного наркобизнеса
  • § 2. Особенности следственных ситуаций, отработки версий и планирования расследования
  • § 3. Первоначальный этап расследования дел о преступном наркобизнесе
  • Глава 36. Методика расследования экологических преступлений § 1. Криминалистическая характеристика экологических правонарушений
  • § 2. Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования
  • Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта § 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений
  • § 3. Расследование нарушения правил эксплуатации эвм, их системы или сети
  • Глава 32. Методика расследования контрабанды § 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

    Методика расследования контрабанды это система научных положений, технических приемов, методических правил и рекомендаций, применяемых при раскрытии и расследовании данного преступления. Контрабанда сырья, в том числе стратегического, наркотиков, культурных ценностей, валюты, оружия, боеприпасов и т.п., является угрозой как экономической, так и общественной безопасности Российской Федерации.

    Криминалистическая характеристика контрабанды представляет собой систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных признаках способа, механизма, обстановки противоправных деяний и их последствий, объектах, взаимодействующих в процессе совершения контрабанды, особенностях личности виновного, времени и месте, типичных материальных и идеальных следах, а также других сторонах этого преступления, сведения о которых играют практическую роль в решении задач борьбы с контрабандой. В основе элементов криминалистической характеристики контрабанды лежат объективные процессы совершения и сокрытия данного посягательства, определяющие закономерности отражения признаков содеянного в реальной действительности.

    Способ незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации один из основных элементов криминалистической характеристики контрабанды. К наиболее типичным способам совершения контрабанды Таможенный кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) относит:

    1. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 69, 119 ТК РФ), то есть вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.

    2. Сокрытие товаров от таможенного контроля, в том числе с использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или придание одним товарам вида других.

    Практике известны следующие способы сокрытия предметов контрабанды: заполнение ими пустот и полостей транспортных средств, емкостей багажа; закладка за внутреннюю обшивку вагонов, самолетов, вертолетов; закладка в шинах колес и между колесами автомобилей; в тюки шерсти и хлопка, в пустоты, созданные при складировании лесоматериалов, металлопроката, контейнеров; заполнение естественных полостей человека и др.

    3. Обманное использование документов или средств идентификации то есть представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельных или относящихся к другим товарам и транспортным средствам средств идентификации.

    4. Недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (ст. 124 ТК РФ), незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, транспортных средствах и их таможенном режиме.

    При этом следует учитывать, что таможенному досмотру не подлежат: личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов семьи; личный багаж депутатов российского парламента и членов Правительства РФ, если они пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей; иностранные военные корабли, боевые и военно-транспортные воздушные суда, а также военная техника, следующие своим ходом. Кроме того, председатель ГТК России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных субъектов, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам государства.

    Таким образом, квалификация действий по ст. 188 УК РФ зависит от характера примененного способа перемещения (противоправный он или нет), а не от наличия у лица, перемещающего товары, права на освобождение от определенных форм таможенного контроля.

    Следующий элемент криминалистической характеристики контрабанды - предмет преступного посягательства. Им могут быть любые товары, то есть вещи, ценности, перемещаемые в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации, а также те объекты, которые по действующим нормативным правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. При всем многообразии контрабандных товаров уголовная ответственность установлена и за перемещение через таможенную границу Российской Федерации любого количества предметов, которые предусмотрены специальным перечнем. В этот перечень входят:

    1) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании такого оружия;

    2) стратегически важные сырьевые товары;

    3) культурные ценности.

    Сведения о типичных личностных особенностях преступников также относятся к основным элементам криминалистической характеристики контрабанды. Ее субъектом может быть и должностное, и частное лицо, гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства, иностранец.

    Следственной практикой выявлено два основных типа контрабандистов: "ситуативные" и "злостные".

    "Ситуативный" контрабандист характеризуется временными отклонениями в общей положительной установке личности. Он совершает преступление вследствие создавшейся ситуации, под действием соблазна получить материальные блага или желания оказать кому-то услугу.

    "Злостный" контрабандист представляет значительную общественную опасность, поскольку отличается ярко выраженной противоправной ориентацией корыстного характера. Он действует только с прямым умыслом, по тщательно разработанному плану, глубоко анализирует и учитывает объективные и субъективные факторы и условия на границе, преследуя цель получить от контрабанды максимальную прибыль. Анализ следственной практики показывает, что более 75% злостных контрабандистов совершали преступления в составе организованных групп, причем на протяжении довольно значительного времени. Эти контрабандисты участвуют в коррупции органов власти и управления, а также правоохранительных органов. На пути к обогащению и достижению желаемых результатов они не останавливаются ни перед какими препятствиями.

    Контрабанда, как правило, складывается из ее подготовки (выбора предмета посягательства, способа преступления, канала перемещения товаров и т.д.) и сокрытия товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. На всех ее стадиях остаются типичные следы, прежде всего материальные, на товаре, транспортном средстве, документах, оборудовании и т.п. Возникают и идеальные следы в сознании очевидцев в связи с восприятием ими обстоятельств совершения контрабанды.

    1) о каналах незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации;

    2) о типичных обстоятельствах обнаружения преступления;

    3) о возможных связях контрабандиста или контрабанды с другими преступлениями (например, злоупотреблением своими служебными полномочиями должностным лицом государства, откуда контрабандный товар импортировался или куда он экспортировался).

    Эти элементы криминалистической характеристики обычно имеют непосредственное отношение к задачам, решаемым в ходе расследования любого уголовного дела о контрабанде.

    Устанавливая конкретный факт контрабанды, работник отдела дознания или следователь изучает и оценивает следы и собранную по делу информацию. Анализируя полученные данные, он соотносит их с совокупностью элементов криминалистической характеристики контрабанды, оценивает полноту и значимость собранных доказательств. Так, сведения, характеризующие некоторые типы контрабандистов, следы, оставленные ими в конкретных криминальных ситуациях, позволяют уже на первоначальном этапе расследования определить круг лиц, среди которых целесообразно искать преступника, а если контрабандист обнаружен, правильно выбрать тактику производства следственных действий, решить другие задачи расследования контрабанды.



    Просмотров