Отказ от иска в административном процессе. Отказ от административного искового заявления образец. Обжалование действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

1. Право на совершение таких распорядительных действий, как отказ административного истца от иска, признание административного иска ответчиком и заключение сторонами административного спора соглашения о примирении в суде апелляционной инстанции, непосредственно предусмотрено в ст. 46 КАС.

Так, ч. 2 ст. 46 КАС указывает, что административный истец вправе отказаться от административного иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции. Часть 3 данной статьи регламентирует, что административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции.

С учетом этого сразу же следует отметить, что хотя в комментируемой статье не оговаривается, в какой части административного иска могут быть осуществлены отказ от иска и признание иска, а также соглашение о примирении сторон, однако в силу общих правил они могут быть совершены как полностью, так и частично.

Комментируемая статья имеет целью регламентировать лишь особенности порядка совершения указанных распорядительных действий в суде апелляционной инстанции, порядка рассмотрения заявлений об их совершении и последствий их принятия (утверждения).

Однако анализ комментируемой статьи наряду со ст. ст. 46, 137 и 157 КАС, регулирующими совершение вышеуказанных распорядительных действий в суде первой инстанции, позволяет сделать вывод, что, по сути, особенность их совершения в суде апелляционной инстанции заключается лишь в последствии их принятия (утверждения), поскольку на этом этапе административного судопроизводства имеется постановленное судом первой инстанции решение суда, не вступившее в законную силу, судьба которого зависит от результата рассмотрения судом апелляционной инстанции вопроса о принятии отказа административного истца от иска, принятии признания административным ответчиком иска, а также об утверждении соглашения о примирении сторон.

В частности, не только в силу ч. 1 комментируемой статьи, но и в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС отказ от административного иска, признание административного иска, соглашение о примирении сторон могут быть осуществлены как до судебного заседания, так и непосредственно в судебном заседании. До судебного заседания они могут быть совершены только в письменной форме (в заявлении, адресованном соответствующему суду), поскольку иного варианта их процессуального отражения в материалах административного дела не имеется. В судебном заседании они совершаются либо в письменной, либо в устной форме, поскольку имеется вариант их процессуального отражения в материалах административного дела - занесение таких заявлений в протокол судебного заседания. Во всяком случае письменные заявления приобщаются к материалам административного дела.

Независимо от времени совершения данных распорядительных действий в суде апелляционной инстанции вопрос о рассмотрении заявлений об их принятии (утверждении) разрешается исключительно в судебном заседании суда апелляционной инстанции (см. комментарий к ч. 4 ст. 137 и ч. 2 ст. 157 КАС).

Критерии оценки допустимости указанных распорядительных действий по конкретному административному делу, влияющие на то, будут ли они приняты (утверждены) судом апелляционной инстанции, определяются в соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 46, ч. ч. 1 и 5 ст. 137, ч. 2 ст. 157 КАС (см. комментарий к указанным статьям).

2. В отношении порядка рассмотрения заявлений о распоряжении предметом административного спора хотелось бы отметить, что только ч. 4 ст. 137 КАС касательно соглашения о примирении сторон предусматривает последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, заключивших такое соглашение (неявка является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон). При этом данное правило, несмотря на расположение ст. 137 КАС в гл. 13 КАС, посвященной подготовке административного дела к судебному разбирательству, распространяется в силу прямого указания не только на предварительное, но и на основное судебное заседание. Иные нормы КАС, так или иначе касающиеся распорядительных действий сторон, последствия неявки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание специально не регулируют.

Однако представляется, что неявка в судебное заседание административного истца, подавшего до судебного заседания заявление об отказе от административного иска, административного ответчика, подавшего до судебного заседания заявление о признании административного иска, также должны являться препятствием к принятию отказа от административного иска или признания административного иска, поскольку в этом случае суд как первой, так и апелляционной инстанции лишен возможности соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 157 КАС, в частности по непосредственному разъяснению последствий совершения указанных распорядительных действий и выявлению действительной воли лица, участвующего в деле.

Кроме того, если до судебного заседания или в судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны заявят о намерении заключить соглашение о примирении, то с учетом положений ч. 2 ст. 137 КАС по ходатайству сторон, их представителей суд апелляционной инстанции приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон, до истечения этого срока (п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС).

Последствия принятия (утверждения) судом апелляционной инстанции анализируемых распорядительных действий различны.

Принятие судом апелляционной инстанции отказа административного истца от иска полностью или частично влечет отмену решения суда первой инстанции в соответствующей части с прекращением производства по административному делу в этой части на основании ч. 3 ст. 157, п. 3 ч. 1 ст. 194, п. 4 ст. 309 КАС.

Что представляет собой отказ от административного иска по КАС РФ

Кодекс административного судопроизводства РФ не дает определения отказа от административного иска, но из норм ч. 5 ст. 46, ст. 113, ч. 1 ст. 157 КАС РФ можно сделать вывод, что это воля истца, направленная на прекращение поддержания выдвинутых требований и выраженная:

  • устно (заносится в протокол заседания и подписывается истцом или его представителем);
  • письменно (подается заявление за подписью вышеуказанных лиц).

ВАЖНО! Представителю для отказа требуется четко выраженное в доверенности специальное полномочие на отказ от иска (ч. 2 ст. 56 КАС РФ).

Сам факт отказа от административного иска не гарантирует прекращения производства по делу. Обращение истца рассматривается судом, и отказ не может быть принят, если он:

  • противоречит нормам действующего законодательства;
  • нарушает права и законные интересы третьих лиц;
  • препятствует защите публичных интересов (п. 2 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, апелляционное определение Верховного суда РФ от 20.01.2016 № 49-АПГ15-66).

Если в качестве административного истца выступал прокурор, защищавший общественные интересы, его отказ от иска не прекращает производство по делу, если не связан с добровольным удовлетворением требований ответчиком (ч. 5 ст. 39 КАС РФ).

Если прокурор отказался от административного иска, поданного в интересах конкретного гражданина, суд оставляет заявление без рассмотрения, что дает гражданину возможность защитить свои права в рамках КАС РФ самостоятельно.

Основные элементы содержания заявления об отказе от административного иска

Ввиду отсутствия жесткого нормативного регулирования КАС РФ отказа от иска в плане составления документа отказ в письменной форме нужно составить, следуя правилам делового оборота и ГОСТ Р 6.30-2003.

При составлении заявления стоит указать:

  • Наименование суда, в который подается заявление.
  • Сведения об административном истце. Если иск подавало физическое лицо, достаточно указать Ф. И. О., адрес и дату рождения. Если обращение поступает от юридического лица, необходимо привести его регистрационные данные.
  • Наименование организации-ответчика. Если ответчик — должностное лицо, то указывается Ф. И. О., должность и место службы.
  • Сведения о представителе истца и наличии у него юридического образования. О перспективах введения требования о наличии юридического образования у представителя как общераспространенного правила можно прочесть здесь: .
  • Контактные данные участников судопроизводства: почтовые адреса, телефоны, адреса электронных почтовых ящиков.
  • Данные об административном производстве, по которому подается заявление: номер и участники.
  • Собственно однозначно выраженный отказ от иска полностью или в части (тогда необходимо указать, какого именно требования касается отказ).

Под заявлением ставится дата и подпись истца или представителя.

Имеют ли значение причины отказа

Закон не предусматривает обязательного указания в заявлении причин, побудивших истца отказаться от поддержания своих требований полностью или в части. Однако представляется правильным делать это по ряду причин:

  • С целью способствования разрешению вопроса о возможности ущемления законных прав и интересов третьих лиц.
  • Для решения вопроса о возможности дальнейшего возмещения судебных расходов. В соответствии с ч. 1 ст. 113 КАС РФ по общему правилу в случае отказа истца от иска понесенные им судебные расходы не возмещаются ответчиком, напротив, судебные расходы обеих сторон в этом случае ложатся на плечи истца. Если же истец отказался от требований по причине их исполнения ответчиком до принятия судебного решения, компенсация судебных расходов истца за счет ответчика возможна.

Резюмировать стоит так: несмотря на отсутствие в действующем законодательстве указаний относительно содержания заявления об отказе от административного иска, при составлении образца отказа от иска по КАС РФ нужно учитывать правила делового оборота, необходимость кратко и емко изложить обстоятельства дела и указать, от каких именно требований отказывается истец.

С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ , регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ "О введении в действие КАС РФ").

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие "административный иск", не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ , административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Образцы административных исковых заявлений в суд

Оспаривание нормативного правового акта

Оспаривание кадастровой стоимости

Оспаривание отказа в согласовании перепланировки, переустройства

Оспаривание отказа в госрегистрации права

Оспаривание заключения межведомственной комиссии

Административный надзор

Защита избирательных прав

альтернативной гражданской службой

Обжалование действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Оспаривание решения налогового органа

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Не так давно в юридической практике появилось понятие административного иска. Ранее, такие дела рассматривались в гражданском процессе. Рассмотрим, каковы особенности административного судопроизводства.

Суть процесса

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимость в выделении административного судопроизводства в отдельную отрасль в России, возникла уже довольно давно.

С 15. 09. 2015 года в силу вступил КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства. Это кодифицированный нормативный акт, которые регулирует порядок рассмотрения судами общей юрисдикции Верховным судом РФ, административных дел, которые возникают из публичных правоотношений.

Не нужно путать административные правонарушения, которые регулируются КоАП РФ, и административное судопроизводство, которое регулируется КАС РФ.

В ст. 1 КАС РФ указано, какие административные дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Это дела:

Основные понятия

Административный иск — это документ, в котором содержатся требования к суду общей юрисдикции.

Или к иному, в чьи полномочия входит рассмотрение такого спора, об обжаловании действий или бездействий органов госвласти, а также должностных лиц, которые эту власть представляют на местах.

Такие иски также составляются, если необходимо:

Главная особенность таких исков в том, что одной стороной спора, а в последствие и судебного заседания, является государство, в лице органов местной власти и должностных лиц.

Законодательные акты

Документ, которые регулирует порядок административного судопроизводства, является кодифицированный закон – Кодекс административного судопроизводства в РФ.
Этот Кодекс является федеральным законом от 08. 03. 2015 года № 21-ФЗ.

Видео: административное судопроизводство. Принципы и особенности процесса

Отказ от административного иска КАС РФ

В ст. 157 КАС РФ предусмотрена возможность административного истца заявить отказ от своих исковых требований к оппоненту спора.

Такое право возлагается не только на заявителя по делу, но и на его представителя, при условии, что последний имеет на руках доверенность, дающую ему соответствующие полномочия.

Отказ от требований к административному ответчику оформляется в письменном виде, и подаётся в тот же суд, который рассматривает дело. Судья рассмотрит ходатайство, и вынесет определение о его удовлетворении или неудовлетворении.

Если определение будет в пользу заявителя, то есть, о признании отказа, то суд производство по делу прекращает полностью или в той части, в которой отозваны требования.

Истец может подать отказ на любой стадии административного судопроизводства, вплоть до того момента, пока суд не примет и не вынесет соответствующее решение по делу. Отказ может быть только добровольным.

Если суд заподозрит, что заявитель отказывается от своих требований под давлением или это противоречит его интересам, суд отклонит ходатайство.

Чтобы не возникло сомнений в изъявлении доброй воли заявителя относительно отказа от своих требований, он должен изложить в заявлении причины такого решения.

Административный иск должен быть составлен правильно. Если будут нарушены нормы, то суд вынесет отказ в принятии административного иска по КАС РФ.

В каких случаях подается

К таким причинам можно отнести:

  1. Стороны примирились и достигли соглашения относительно возникшего между ними публичного спора.
  2. Административный ответчик добровольно удовлетворил требования административного истца.
  3. Иные причины, которые выражают добрую волю заявителя.

На основании поданного заявления, суд будет выносить определение о принятии ходатайства или об отказе в удовлетворении.

Ответчика или истца может не устроить определение суда. Он имеет право подать в вышестоящую инстанцию на выданное определение.

Образец заявления в гражданском процессе

Отказ оформляется только письменно. Устно он может быть заявлен во время судебного заседания, но он будет просто вписан в протокол, в котором нужно будет расписаться.

Ходатайство об отказе от своих требований, подаётся в тот же суд, который и рассматривает дело в первоначальной инстанции. Образец отказа от административного иска можно скачать .

В заявлении должна быть отражена следующая информация:

Наименование суда который принял к рассмотрению первоначальный иск
Данные сторон дела если одна из сторон не сможет принять участие, то она имеет право прислать своего представителя, который имеет те же полномочия, но на основании нотариальной доверенности. Реквизиты этой доверенности, точно так же, как и сведения о самом представителе, должны быть отражены в «шапке» заявления
Реквизиты первоначального дела в котором изложены требования, от которых оформляется отказ
Название документа
В «теле» ходатайства необходимо указать:
  • реквизиты первоначального дела;
  • название и подсудность суда;
  • данные сторон;
  • предмет возникшего спора;
  • ссылки на нормативные акты, дающие право на отказ от своих требований;
  • причина отказа;
  • просьба принять ходатайство к рассмотрению и удовлетворению;
  • приложение, то есть, список документов, которые заявитель прикладывает к ходатайству в подтверждение своих слов;
  • дата составление документа;
  • подпись заявителя или его представителя, а также расшифровка подписи

Отказ в административном судопроизводстве подаётся точно так же, как и заявление об отказе от иска по АПК РФ.

Решение судебной инстанции

Подать отказ можно до того момента, пока суд не вынесет решение. После этого, заявлять о том, что истец отказывается от своих претензий к оппоненту спора, уже нельзя.

Есть другой выход! Можно подать апелляцию на решение суда низшей инстанции. На это у ответчика есть 10 дней!

Во время рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, истец имеет право, на основании ст. 304 КАС РФ, заявить своё право отказаться от предъявляемых требований.

По результатам рассмотрения ходатайства об отказе, суд вынесет соответствующее определение. Если оно не устраивает истца (как правило, это отказ в удовлетворении ходатайства), он подаёт частную жалобу в апелляционную инстанцию.

Какие могут быть последствия

Отказаться от иска имеет право только истец по спору. Для него это может обернуться следующими последствиями:

По этим причинам, истец должен хорошо подумать, прежде чем подавать письменное или устное ходатайство об отказе всех требований или только их части.

Альтернативой отказа является мировое соглашение о примирении, которое составляется в письменном виде и подписывается обеими сторонами.

Его можно предъявить суду вместе с ходатайством, а в заявлении, в качестве причины, указать именно заключение такого соглашения.

Если документ не будет противоречить требованиям законам, и не будет ущемлять права сторон по делу, то суд примет его, и вынесет соответствующее решение. Теперь пункты соглашения будут обязательны для исполнения обеими сторонами.

Возврат госпошлины

Когда подаётся требование в суд, заявитель обязан заплатить . Её размер зависит от того, какой характер носит исковое заявление:

Если истец отказывается от своего заявления, то есть несколько нюансов по возврату обязательного платежа:

Что представляет собой отказ от административного иска по КАС РФ

Кодекс административного судопроизводства РФ не дает определения отказа от административного иска, но из норм ч. 5 ст. 46, ст. 113, ч. 1 ст. 157 КАС РФ можно сделать вывод, что это воля истца, направленная на прекращение поддержания выдвинутых требований и выраженная:

  • устно (заносится в протокол заседания и подписывается истцом или его представителем);
  • письменно (подается заявление за подписью вышеуказанных лиц).

ВАЖНО! Представителю для отказа требуется четко выраженное в доверенности специальное полномочие на отказ от иска (ч. 2 ст. 56 КАС РФ).

Сам факт отказа от административного иска не гарантирует прекращения производства по делу. Обращение истца рассматривается судом, и отказ не может быть принят, если он:

  • противоречит нормам действующего законодательства;
  • нарушает права и законные интересы третьих лиц;
  • препятствует защите публичных интересов (п. 2 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, апелляционное определение Верховного суда РФ от 20.01.2016 № 49-АПГ15-66).

Если в качестве административного истца выступал прокурор, защищавший общественные интересы, его отказ от иска не прекращает производство по делу, если не связан с добровольным удовлетворением требований ответчиком (ч. 5 ст. 39 КАС РФ).

Если прокурор отказался от административного иска, поданного в интересах конкретного гражданина, суд оставляет заявление без рассмотрения, что дает гражданину возможность защитить свои права в рамках КАС РФ самостоятельно.

Основные элементы содержания заявления об отказе от административного иска

Ввиду отсутствия жесткого нормативного регулирования КАС РФ отказа от иска в плане составления документа отказ в письменной форме нужно составить, следуя правилам делового оборота и ГОСТ Р 6.30-2003.

При составлении заявления стоит указать:

  • Наименование суда, в который подается заявление.
  • Сведения об административном истце. Если иск подавало физическое лицо, достаточно указать Ф. И. О., адрес и дату рождения. Если обращение поступает от юридического лица, необходимо привести его регистрационные данные.
  • Наименование организации-ответчика. Если ответчик — должностное лицо, то указывается Ф. И. О., должность и место службы.
  • Сведения о представителе истца и наличии у него юридического образования. О перспективах введения требования о наличии юридического образования у представителя как общераспространенного правила можно прочесть здесь: .
  • Контактные данные участников судопроизводства: почтовые адреса, телефоны, адреса электронных почтовых ящиков.
  • Данные об административном производстве, по которому подается заявление: номер и участники.
  • Собственно однозначно выраженный отказ от иска полностью или в части (тогда необходимо указать, какого именно требования касается отказ).

Под заявлением ставится дата и подпись истца или представителя.

Имеют ли значение причины отказа

Закон не предусматривает обязательного указания в заявлении причин, побудивших истца отказаться от поддержания своих требований полностью или в части. Однако представляется правильным делать это по ряду причин:

  • С целью способствования разрешению вопроса о возможности ущемления законных прав и интересов третьих лиц.
  • Для решения вопроса о возможности дальнейшего возмещения судебных расходов. В соответствии с ч. 1 ст. 113 КАС РФ по общему правилу в случае отказа истца от иска понесенные им судебные расходы не возмещаются ответчиком, напротив, судебные расходы обеих сторон в этом случае ложатся на плечи истца. Если же истец отказался от требований по причине их исполнения ответчиком до принятия судебного решения, компенсация судебных расходов истца за счет ответчика возможна.

Резюмировать стоит так: несмотря на отсутствие в действующем законодательстве указаний относительно содержания заявления об отказе от административного иска, при составлении образца отказа от иска по КАС РФ нужно учитывать правила делового оборота, необходимость кратко и емко изложить обстоятельства дела и указать, от каких именно требований отказывается истец.



Просмотров