Виды тезисов по способу изложения. Способы изложения текста. Типичные нарушения правил определения понятий

Тема 3. Текст как основной реквизит документа. Способы изложения материала в тексте документа. Автобиография.

План

1. Определение понятия «текст», структура текста.

2. Способы изложения материала в тесте документа.

Главным реквизитом любого документа является текст . Именно в нем заключается основная информация деловой бумаги. Поэтому оформление и составление текста, последовательность расположения его составных частей – одна из самых важных операций при создании документа. Композиционная завершенность деловых бумаг во многом зависит от характера и объема передаваемой информации.

Служебный документ желательно посвящать рассмотрению одного вопроса. Независимо от сложности и объема документа он не должен вмещать разнородные, тематически не связанные между собой сведения. Составитель должен стремиться максимально уплотнить информацию текста, представить ее в краткой и компактной форме.

В делопроизводстве наиболее рациональной является структура текста, состоящая из трех частей: вступления, доказательства (основной части) и заключения.

При этом следует отметить, что не во всех документах тексты состоят из трех указанных частей. Так, в сопроводительном письме всего две части: в первой содержится сообщение об отправляемом материале, а во второй – уточняющая информация. Например: «Направляем подробное описание автоматических систем управления. Просим подтвердить его получение».

Рассмотрим детально структуру каждой части документа.

Во вступлении указывается повод к составлению документа, излагается история вопроса и т.д.

В основной части (доказательстве) составитель раскрывает суть вопроса, приводит аргументы, примеры, дает объяснения, которые могут сопровождаться расчетами, схемами, ссылками на законодательные акты, постановления. При этом нужно стремиться не перегружать документ большим количеством цифр и расчетов.

В заключении формулируют цель составления документа. Заключение может быть активным и пассивным.

Активное заключение требует от адресата выполнения какого-либо действия. Например: … Прошу Вашего распоряжения соответствующим службам по поводу проведения ремонтных работ в помещении библиотеки.

Подчеркиваем необходимость неукоснительного соблюдения требований, изложенных в главном разделе инструкций (из письма).

Цель пассивного окончания – проинформировать адресата о каком-то факте, обстоятельстве. Например: … Направляем каталог изделий нашей фирмы (из письма).

…Госпожа Марьяненко Галина Викторовна рекомендуется на должность главного бухгалтера (из аттестационной характеристики).


Текст документа может состоять из одного заключения. Такой текст называется простым. Например: … Сообщаем о нашем согласии на перенесение срока окончания работы над проектом МК-10 (из письма- ответа).

Логические элементы (или составные части) документа могут располагаться по-разному, исходя из его содержания. Различают прямой или обратный порядок размещения составных частей текста. Прямой порядок размещения логических элементов предполагает, что после вступления следует доказательство, а потом заключение.

Если же сначала формулируется заключение, а потом излагается доказательство, то это обратный порядок представления информации. Вступление в таких документах отсутствует.

Примером может служить текст заявления .

Прошу перенести срок сдачи весенней сессии с июня на июль 2016 года в связи с болезнью.

Основание: справка из горбольницы №3 г. Донецка.

Как видим, в этом документе сначала формулируется цель его составления (т.е. дается заключение), а потом приводится доказательство.

Существуют следующие требования к тексту документа :

1. Он должен быть достоверным и объективным.

2. Информация, изложенная в тексте, должна быть полной, краткой и убедительной.

3. В документах следует использовать языковые средства, понятные широким слоям населения.

4. Употребляя активные и пассивные конструкции, нужно помнить, что активную форму высказывания употребляют тогда, когда необходимо указать на конкретного исполнителя. Например: Зав. лабораторией Петрова Н.И. своевременно не подготовила отчет. А пассивная форма смягчает тон высказывания. Например: «Отчет не был своевременно подготовлен зав. лабораторией Петровой Н.И.».

5. Изложение предстоит вести по четко продуманному плану.

6. Ни в общей системе изложения, ни в отдельных формулировках нельзя нарушать законы логики.

Способы изложения материала в документе

По способам изложения информации, содержащейся в документах, принято выделять: описание, повествование, рассуждение.

Рассмотрим каждый из этих способов изложения информации отдельно.

В повествовании речь идет о событиях, явлениях, фактах реальной действительности в их хронологической последовательности. Повествование как тип текста широко используется в таких служебных документах, как автобиография, отчет, протокол, информационное сообщение, инструкция. В повествовании важно выделить главные события, наиболее существенные факты. При этом следует заметить, что продолжительность событий во времени и степень важности их не всегда напрямую связаны между собой. Например, выступление на собрании может быть многословным, но не содержательным и наоборот лаконичным и емким по содержанию.

Как известно, последовательность изложения в повествовании подчиняется зачастую хронологическому принципу. Нарушение этого принципа приводит к таким ошибкам, как: "Я, Коваленко Петр Иванович, родился 20 августа 1972 года в с. Бобрава Белгородской области. Не женат. Имею родителей: Коваленко Ивана Александровича и Коваленко Марию Петровну. В 1979 году пошел в первый класс средней школы....

Для повествования как способа изложения информации характерна широкая применяемость глаголов совершенного вида прошедшего времени, числительных.

Описание характеризует явление (предмет, лицо, событие) путем передачи его признаков, особенностей, свойств. Конечно, описание включает общую характеристику явления, которая конкретизируется элементами описания. Описание как способ изложения информации употребляется в отчетах, актах, приказах, постановлениях, аттестационных характеристиках . Следует помнить, что в тексте-описании элементы описания должны раскрывать действительно важные признаки предмета. Поэтому элементы описания необходимо располагать в такой последовательности, которая указывала бы на степень важности перечисляемых признаков. Например, в аттестационной характеристике следует сначала перечислить особенности профессиональной деятельности человека, его отношение к служебным обязанностям. А такие признаки, как личные способности, увлечения, необходимо рассматривать в последнюю очередь или оставить без внимания. Расположение сведений в порядке их важности даст возможность сформировать общее впечатление об объекте или субъекте описания. В тексте-описании чаще всего употребляются прилагательные, наречия (например, Коваленко И. П. - чуткий товарищ, к выполнению служебных обязанностей относится ответственно).

В тексте-рассуждении логически последовательный ряд определений, суждений и выводов раскрывает внутреннюю связь явлений и доказывает определенное положение. В рассуждении приводятся факты и обоснования. Рассуждение как способ изложения материала используется в письмах, записках. Для этого способа характерно употребление причинно-следственных предложений, вводных слов. Конечно, большинство документов имеет смешанный способ изложения, где все способы сочетаются, взаимодействуют, дополняя друг друга

Автобиография

Автобиография – это документ, который автор самостоятельно составляет о себе. Форма изложения повествовательная, от первого лица единственного числа. Вся информация предоставляется в хронологической последовательности. Автобиография составляется в произвольной форме. Этот документ может быть написан от руки.

Способ изложения материала – методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли.

Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности. Например:

Первый свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы.

Дружина Александра вместе с новгородским ополчением совершила стремительный переход к устью Невы. По пути к ним присоединился отряд из Ладоги.

15 июля 1240 года русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Шведы в панике бросились бежать.

Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 года они захватили русскую пограничную крепость Изборск, а затем овладели Псковом.

Зимой 1241-42 г.г. Александр Невский со своей дружиной и новгородским ополчением освободил Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся дальше на запад против главных вражеских сил.

Ступенчатый способ (стадиальный) – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, а логике движения мысли. Например:

До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг. В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей. Третья книга «Риторики» посвящена самой речи.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам). Это способ поиска подтверждений высказанному ранее обобщению.Например:

Кто художество наше любит, а мастера презирает, тот лжет. Кто действительно мастерство народное любит, любит и художника. А кто спесивится перед нашим братом, не любит искусства нашего, кто оскорбляет художника – искусство его оскорбляет.

Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания. Например:

В одном конце залы – широкая лестница... и по обеим ее сторонам высокие двери с прибитыми над ними оленьими головами – они ведут в бильярдную, библиотеку, большую желтую залу и в гостиные. На втором этаже, по меньшей мере, двадцать спален. ... Наша классная помещается на втором этаже, и из нее одна дверь ведет в мою спальню, а другая в спальню девиц. Затем идут апартаменты мистера Питта – мистера Кроули, как его здесь называют, – старшего сына, и покои мистера Родона Кроули. Словом, недостатка в помещении тут нет, могу тебя уверить! Мне кажется, что в этом доме можно было бы разместить все население Рассел-сквер, да и то осталось бы место»

Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, новыми фактами, мнениями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её. Например:

Я не принимаю эстетизма. Неделя борьбы с эстетизмом! Эстетизм – это красивость, а не красота, любование, а не любовь, сердитость, а не гнев, – в эстетизме холодная кровь. Он – статичен. Он – созерцает, а не сопереживает. Он говорит: вот – я, вот – мир, который я созерцаю. Но он никогда не скажет: я – весь в этом мире, я – это мир. Эстетическое искусство – развлечение. В нем всегда встает роковой вопрос: есть ли в искусстве смысл? Эстетизм не дает ответа.

Аналогический способ (метод аналогии) – изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов), то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.Например:

Открытие Галилеем четырех больших планетоподобных спутников у Юпитера позволило подкрепить гипотезу Коперника о центральном положении Солнца и движении вокруг него других планет. Он сравнил систему спутников Юпитера с Солнечной системой. В обеих системах имеется ряд общих для них признаков.

Необходимые (логические) правила

для сильной аргументации:

· Тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

· Тезис должен быть тождественным в течение всего рассуждения.

· Необходимо исключить из тезиса неявные условия, положения и следствия.

· Дать определение всем понятиям и точно указать отношения между ними.

· Сформулировать цель аргументации.

· Аргументы должны быть истинными и непротиворечивыми.

· Аргументы должны быть достаточными.

· Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана независимо от тезиса.

· Источники аргументации должны быть всем известные и достоверные.

Необходимые (психологические) правила

для сильной аргументации:

· Будьте эмоциональны.

· Не злоупотребляйте логическим давлением.

· Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам.

· Персонифицируйте свои идеи (превращайте обсуждение идеи в обсуждение людей).

· Отвлекайтесь в изложении.

· Используйте парадоксальные аргументы.

· Будьте лаконичны.

· Используйте наглядные пособия, приводите статистические данные.

Уловки – определенные тактические приёмы, использование которых приведет к максимальному достижению эффективности речевого воздействия.

Логические ошибки – нарушения требований, предъявляемых логикой к различным элементам доказательного рассуждения.

Софизмы – преднамеренные логические отступления.

Разновидности логических ошибок:

· «Ложность оснований» – использование недостоверных фактов.

· «Предвосхищение основания» – попытка обосновать тезис суждением, которое само нуждается в доказательстве.

· «Недостаточность аргументов» – аргумент, значимый для вполне конкретных обстоятельств, выдается за аргумент, значимый во всех иных обстоятельствах.

· «Круг в доказательстве» – в качестве основания для выдвинутого тезиса принимается довод, достоверность которого зависит от истинности доказываемого тезиса.

· «Мнимое следование» – неумение вывести доказываемую мысль из приведенных в тексте аргументов, неспособность установить внутреннюю логическую связь этих аргументов и тезисного суждения.

· «Прыжок в доказательстве» – искажение логической последовательности в приведении аргументов.

· «Нарушение правил умозаключения» – использование слов, значение которых неоднозначно понимается в тезисах и аргументах, что приводит к смешению смыслового содержания понятий.

Разновидности уловок:

· Вопрос, в котором используют неопределенности ситуативных слов.

· Вопрос, предполагающий в ответ «да» или «нет».

· Вопрос, предполагающий нежелательный (выгодный для вопрошающего) ответ.

· Вопросы, для которых не найдено общепринятого решения (Логические парадоксы).

Для более глубокого и разностороннего понимания структуры нормы права, равно как и ее составных частей, важное значение имеет рассмотре-ние способов изложения норм права. В правовой теории и практике доволь-но часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов, и в частности, как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Анализ показывает, что возможны и в действи-тельности существуют различные варианты.

Формы изложения элементов правовой нормы

в статьях нормативно-правовых актов

Полная

Отсылочная

Бланкетная

в статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) без отсылок к другим статьям

в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушение, но сами правила поведения содержатся в других нормативных актах

Прямой (полный) способ предполагает изложение всех трех элементов правовой нормы в статье нормативно-правового акта. Все составные части правовой нормы - гипотеза, диспози-ция и санкция - полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативно-правового акта.

При отсылочном способе изложения в статьях нор-мативных актов содержатся не все структурные элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта. Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распро-странен способ изложения правового материала, при котором одни состав-ные части нормы права формулируются в полном объеме, другие же - лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье а содер-жат отсылку к другой или к другим, родственным статьям.

Бланкетный (открытый) способ изложения предпо-лагает, что в статье может содержаться лишь один из элементов структуры нормы права, а другой или другие могут только подразумеваться. Для уяснения содержания гипотезы или дис-позиции и санкциинеобходимо обращение не к конкретной статье данного нормативно-правового акта, а предусмат-ривается отсылка в самом общем виде к другому норма- тивно-правовому акту в целом или к его части, или к не-скольким нормативным актам.

Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Соотношение нормы права и статьи закона

Структура нормы права - это законодательно-логическая категория, и вполне может не совпадать со словесной формулировкой нормативно-правового акта. Законода-тельная техника, требования простоты, компактности, логической стройности изложения, правовые традиции отрасли права выработали различные способы располо-жения элементов правовой нормы внутри нормативного акта либо нескольких, актов.

Поэтому необходимо различать норму права и статью закона. Часто бывает, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некото-рые акты, например уголовно-правовые, специализиру-ются на выражении санкций, обслужи-вающих нормы иных отраслей права.

Правовые нормы излагаются в нормативных актах в их отдельных статьях. Но статья закона не обязательно содержит в себе все элементы правовой нормы. Способы выражения правовой нормы в статьях нормативных актов могут быть различных вариантов:

1. Норма права и статья нормативного акта совпадают между собой - это наиболее типичный случай. Тогда в одной статье сосредоточиваются все структурные части нормы права - гипотеза, диспозиция, санкция. Но дело обстоит таким образом не всегда.

2. Нормы права и статья нормативного акта не совпадают между собой, так как в статье содержатся отдельные элементы нормы, а другие ее элементы помещаются в иных статьях данного нормативного акта (отсылочные нормы) или в иных нормативных актах (бланкетные нормы), этой отрасли права или в других отраслях права, например, ст. 170 КзоТ РФ и ст. 145 УК РФ. Такой вариант как самый удобный имеет наибольшее распространение.

3. Одной статьей нормативного акта удается охватить несколько правовых норм (ст. 88 Конституции РФ, инструкции министра и т.д.). Такой вариант встречается сравнительно редко.

4. одна норма права размещается в нескольких статьях;

5. одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм;

6. одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций;

7. гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция - в другой.

Данное расположение правовых норм опреде-ляется следующими обстоятельствами:

~ цели и задачи нормативно-правового акта;

~ логика нормативно-правового акта;

~ соотношение конкретных правовых норм с логикой нор-мативно-правового акта;

~ экономность и доступность расположения правового материала;

~ удобство того или иного способа размещения норм;

~ субъективная воля законодателя;

~ иные факторы.

Общая характеристика официально-делового стиля

Официально-деловой стиль называют по-разному – деловой стиль, административный, законодательный, канцелярский, деловая словесность.

Функции стиля:

· Информативная: сообщение конкретной информации;

· Долженствования: предписание;

· Инструктивная.

Особенности стиля:

· Замкнутость и стандартизованность: ограничение круга тем;

· Повторяемость тем;

· Повторяемость языковых средств (обычно используются определённые языковые формулы).

М.Н. Кожина отмечает низкий уровень речевой культуры тех, кто имеет дело с этим стилем, и большое количество разговорных элементов в речи.

Способ изложения информации

1. Акцентированная информация;

2. Констатирующая информация;

3. Утверждающая информация.

Официально-деловой стиль – один из наиболее консервативных стилей. И, казалось бы, со времён Петра никаких изменений не произошло. На самом деле этот стиль также изменяется. В современном официально-деловом стиле наблюдаются следующие изменения:

1. Появление новых жанров: резюме, договор о найме, рекламная информация, деловое письмо, устав компании, кодекс корпоративной чести…

2. Возросло влияние международного делопроизводства:

a. Документы пишутся обычно на двух языках;

b. Меняется пунктуация;

3. Электронная форма деловых бумаг и общения – здесь вырабатывается особый язык;

4. Изменяется форма деловых бумаг – наблюдается некая шаблонность, табличные и анкетированные формы бумаг;

Современный официально-деловой стиль имеет четыре основных подстиля:

1. Административно-канцелярский;

2. Юридический, или законодательный;

3. Дипломатический;

4. Коммерческий.

Наличие четырёх подстилей определяет большое количество жанров:

· Автобиография;

· Резюме;

· Визитная карточка;

· Доверенность;

· Договор;

· Объяснительная записка;

· Оферты;

· Предложения;

· Жалобы…

Многожанровость определяет невозможность обобщения языковых особенностей каждого жанра.

Жанры дипломатического подстиля:

Нота – официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому.

Меморандум – дипломатический документ, в котором изложены взгляды правительств (чаще всего двух-трёх) на какой-либо вопрос.

Коммюнике – официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения.

Жанры канцелярского подстиля:

Е.А. Лопатникова («Делопроизводство: образцы документов с комментариями») так определяет письмо международного образца:

1. Чёткая структура;

2. Строгое расположение реквизитов:

a. Сведения об отправителе обязательны;

b. Сведения печатают в верхней части листа в левом углу или в центре;

c. Наряду с названием организации указывают вид или характер деятельности;

e. Дата – её указывают в верхнем правом углу буквенно-цифровым способом. Возможны два варианта – английский и американский;

f. Адрес получателя без запятых и точек;

g. Вступительное обращение;

h. Заголовок (элемент необязательный);

i. Текст письма;

j. Заключительная формула вежливости – завершающую письмо фразу выбираем, исходя из формы приветствия и звания и положения получателя;

k. Подпись;

l. Кроме того, обязательно должны быть приложения, затем сведения о наличии копии.

3. Пунктуация может варьироваться.

Особенности научного стиля

Научный стиль характеризуется подчёркнутой логичностью, обобщённостью в подаче материала, объективностью изложения и безобразностью.

1. Речь предварительно обдуманная;

2. Обычно это монолог;

3. Компрессия информации;

4. Строгий отбор языковых средств.

1. Информативная;

2. Познавательная;

Подстили:

1. Собственно научный;

2. Научно-популярный;

3. Научно-учебный.

Существует в устной и письменной форме. Сфера распространения:

· Научное общение;

· Учебная аудитория;

· Те формы, где требуется определённая популяризация научного знания (газета, журнал и т.д.).

Цель научной речи – сообщение нового знания о действительности и доказательство истинности этого сообщения.

Актуальные проблемы современного научного стиля:

1. Уточнение понятий жанр текста и тип текста;

2. Расширение взаимодействия языка науки и языка других областей знания;

3. Композиционная организация научного текста, особенно академического;

4. Представленность в научном тексте субъекта речи (в связи с авторизацией текста).

Все жанры – исторически сложившиеся типы текстов – делятся на две группы:

· Крупные жанры:

o Монография;

o Диссертация;

o Энциклопедия;

o Словарь;

o Справочник;

o Учебник;

o Учебное пособие и т.д.

· Малые жанры:

o Реферат;

o Аннотация;

o Хроника;

o Рецензия;

Кроме того, жанры делятся по степени первичности:

· Первичные (монография);

· Вторичные (реферат, конспект).

По цели создания:

· Собственно научные (доклад на конференции);

· Научно-популярные (лекция);

· Научно-информативные (аннотации, тезисы, патенты);

· Научно-справочные (словари, каталоги).

Монография – научный труд, посвящённый многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы. Композиция бывает гибкой.

Тезисы - краткая запись содержания научного произведения в виде основных сжато сформулированных положений. Тезисы бывают первичные (авторские) и вторичные. Основная композиция для тезисов:

· Преамбула (ввод в проблему);

· Основные положения – 3-6 тезисов;

· Заключительный тезис.

Тип изложения в тезисах может быть либо глагольный, либо именной.

Аннотация (от лат. «замечание») – краткая характеристика статьи или книги с точки зрения назначения содержания и формы. Цель – дать общее представление. В отличие от реферата, главная цель которого – сократить, для аннотации главное – обобщить содержание. Функция справочная, адресная, информативная. Аннотации бывают:

· Справочные – указывают на тип книги, её назначение, задачи и (коротко) структуру;

o Описательная;

o Аналитическая;

o Сводная аналитическая (на несколько текстов);

Структура аннотации:

· Объём – не более 5-6 предложений;

· Простота и логичность изложения;

Разные виды изданий предполагают разные аннотации.

Аннотация – ответ на вопросы «о чём?», «как?», «для кого?» и «из каких частей?».

Реферат – самостоятельно!

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Информацию по любому учебному элементу преподаватель может изложить различными способами: догматическим, объяснительным, частично-поисковым и проблемным.

Догматический способ изложения информации состоит в том, что преподаватель рассматривает предмет, процесс, явление только с фактической стороны, сообщает готовые, не требующие глубокой интеллектуальной переработки учащимся сведения без объяснений и доказательств, т. е. использует ступень абстракции – описательную.

Широкое распространение этого способа объясняется малыми затратами аудиторного времени и легкостью подготовки преподавателя к занятиям.

Однако этот способ имеет и существенные недостатки. Деятельность учащегося сводится лишь к запоминанию, иногда бессознательному заучиванию, к буквальному воспроизведению. Этот способ не способствует развитию мышления, не стимулирует развития творческих способностей учащегося. Внимание учащихся на занятиях при этом способе не активизируется, а вследствие этого их дисциплина на занятиях низка.

Объяснительный способ характерен изложением информации о предметах, процессах, явлениях с обязательным объяснением их причин, свойств, с обоснованием целесообразности принятого устройства, строгой логической систематизацией и последовательностью, обеспечивающими глубокое понимание изучаемых учебных элементов. Этот способ основан на качественной и количественной ступенях абстракции. Усвоение становится осознанным и может привести учащихся к реконструктивному воспроизведению.

Для современных требований этот способ все-таки недостаточно активизирует мыслительную деятельность учащихся. Он не обеспечивает нужной подготовки к творческой деятельности. Внимание и активность учащихся на занятиях, а следовательно, и учебная дисциплина, конечно, выше, чем при догматическом способе. Однако от преподавателя и учащихся требуются постоянные волевые усилия, чтобы поддерживать внимание.

Догматический и объяснительный способы относятся к так называемому сообщающему обучению.

Проблемный способ предусматривает последовательное применение следующих этапов изложения информации:

1. Постановка проблемы.

2. Раскрытие внутренних противоречий, возникающих при ее решении.

3. Формулирование сомнительных, но правдоподобных предположений (гипотез), их обсуждение, изложение теоретических соображений и приведение результатов экспериментов, обосновывающих их несправедливость или несостоятельность.

4. Формулировка правильной (соответствующей нынешнему взгляду науки на данный вопрос) гипотезы, показ ее достоверности с помощью теоретических обоснований и экспериментов.

Все указанные этапы осуществляет преподаватель. Учащийся следит за диалектикой и последовательностью поиска, становится и определенной степени его соучастником. Благодаря этому знания оказываются глубоко осознанными, они прочно усваиваются. Их легко преобразовать в убеждения. Эмоциональность изложения, обычно сопутствующая этому способу, повышает интерес к занятиям, поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, без всяких дополнительных воздействий. Такое изложение способствует развитию мышления, творческих наклонностей, исследовательских побуждений.

Существенными недостатками этого способа следует считать большую затрату времени и значительные трудности, возникающие у преподавателя при поиске необходимых информационных материалов.

Частично-поисковый (эвристический) способ изложения информации предполагает руководимую преподавателем деятельность учащихся, направленную на самостоятельное добывание знаний, на открытие субъективно новой для них информации, объективно известной преподавателю и детально им отработанной.

Здесь можно указать следующие этапы:

1. Постановка проблемы и введение: преподаватель сообщает начальную информацию, необходимую для организации умственного поиска, и знакомит с проблемной ситуацией, которую предстоит решать.

2. Далее следуют логические ходы, каждый из которых начинается вопросом преподавателя, предусматривает ответы учащихся и заканчивается совместной – совершаемой учащимися и преподавателем – корректировкой правильности ответов. При необходимости вопрос предваряется или сопровождается пояснением, частным введением. Если учащиеся затрудняются ответить на какой-то вопрос и наводящие вопросы преподавателя тоже не приближают их к решению, преподаватель вынужден сам давать ответ.



Просмотров