Участники оценочной деятельности. О публичном статусе оценщика. Целями оценки облигаций могут быть

Процесс оценки бизнеса подразумевает наличие оцениваемого объекта, а также субъектов оценки. Субъектами оценки бизнеса выступают физические и юридические лица, а также органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т. е. все те, кто заказывает оценку, осуществляет ее, координирует и контролирует, а также выступает потребителем оценочных услуг.

В процедуре оценки стоимости бизнеса субъект оценки является важнейшим действующим лицом на рынке готового бизнеса. Информация о классификации субъектов оценки позволяет определить состав возможных целей, которые они могут ставить в своей деятельности. Знание же целей деятельности субъекта оценки даёт возможность выбрать комплекс методов, при помощи которых рационально осуществлять оценку стоимости бизнеса.

Субъекты оценки бизнеса могут быть разнообразными. Состав субъектов оценочной деятельности установлен Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В ст. 4 указанного закона указано: «Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики)».

В качестве основного субъекта оценки надо рассматривать не просто человека или организацию, осуществляющих работы по проведению оценки стоимости бизнеса, а именно то лицо, во исполнение интересов которого проводится данная оценка. Исходя из этого, субъекта оценки можно определить как юридическое или физическое лицо, интересы которого отражаются в определяемой мере ценности бизнеса.

Преследуемые интересы, как правило, полностью отвечают главным целям, к достижению которых стремится это лицо. Так, к примеру, владелец, которому принадлежит бизнес, стремится к приобретению предельно возможной экономической выгоды; банки? к поддержанию своего финансового оборота на эффективном уровне посредством максимально полного следования условиям кредитных договоров; собственно предприятие? к определению режима экономической безопасности, процветанию, осуществлению возможности стабильного присутствия на целевом рынке.

В рамках классификации важнейших субъектов оценки бизнеса выделяют:

  • 1. ·Предприятие (организацию), являющуюся юридическим лицом.
  • 2. Собственников (владельцев) бизнеса, которые делятся на:
    • а) владельцев, располагающих безусловным правом собственности (включая имущественную составляющую) и соответственно абсолютной (неограниченной) ответственностью по долговым обязательствам;
    • б) корпоративных владельцев, обладающих лишь обязательственными правами по отношению к бизнесу и, следовательно, имеющих ответственность только по тем его долгам, которые ограничены их взносом в уставный капитал (к примеру, в виде пакета купленных акций).
  • 3. Всевозможных юридических и физических лиц из внешней среды предприятия, к которым можно причислить:
    • а) индивидуальных кредиторов и финансово-кредитные организации;
    • б) страховые организации либо агентства;
    • в) возможных инвесторов;
    • г) фондовые биржи;
    • д) арендаторов.
  • 4. Государство в лице различных государственных органов, включая:
    • а) Министерство экономики и развития;
    • б) Министерство управления государственным имуществом;
    • в) антимонопольный комитет;
    • г) налоговую службу;
    • д) арбитражные суды.
  • 5. Региональные образования в виде:
    • а) комитетов по управлению муниципальным имуществом;
    • б) комитетов по занятости населения.
  • 6. ·Иностранные юридические и физические лица, международные организации, в том числе:
    • а) зарубежные инвесторы;
    • б) международные кредитные фонды.

По итогам стоимостной оценки бизнеса каждый из субъектов применяет приобретенную аналитическую информацию для решения конкретной задачи.

Действующим на сегодняшний день законом об оценочной деятельности устанавливаются отношения лишь между непосредственными субъектами оценочной процедуры - тем, кто производит оценку и тем, кто её заказывает.

Осуществлять оценку объектов бизнеса могут физические лица - оценщики, которые представлены или индивидуальными предпринимателями, или сотрудниками оценочных организаций. В последнем случае именно оценочная организация заключает договор на оценку объекта бизнеса с заказчиком.

Следовательно, оценщики и заказчики - это субъекты оценки «первого уровня». Всех остальных участников оценочной процедуры можно отнести к субъектам «второго уровня» оценки.

Органы государственной власти принимают участие в установлении порядка и формулировании требований и условий для реализации оценочной деятельности путем разработки и принятия нормативно-правовых актов и их исполнения исполнительными органами власти, производящими также и контроль за деятельностью оценщиков.

В целях упрощения регулирования оценочной деятельности и более адекватного воссоздания реальной экономической жизни в нормативно-правовых актах признается целесообразным активное участие самих оценщиков в процессе нормотворчества.

Потребителем оценки может быть не только заказчик, но также и любой субъект оценочной деятельности, включая органы власти (к примеру, выступающие в качестве собственника государственного или муниципального имущества при приватизации). В данном случае интересы заказчика оценки и потребителя итогов оценки могут не совпадать.

К примеру, если независимым оценщиком осуществляется оценка объекта бизнеса для установления его стоимости для целей налогообложения, то в этом случае потребителем услуг будут выступать налоговые органы, применяющие информацию, заключающуюся в отчете оценщика для контроля за правильностью расчета налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений на данный вид имущества. А заказчиком оценки будет являться налогоплательщик. Следует подчеркнуть, что интересы этих двух сторон в данном случае будут противоположны.

Ответственность за правильность полученных при процедуре оценки результатов (стоимости) полностью ложится на оценщика. Однако надо заметить, что на заказчике также лежит ответственность - за достоверность и полноту предоставленной оценщику информации об объекте оценки, а если это возможно, то и непосредственный доступ оценщика к объекту оценки.

Для обеспечения защиты интересов потребителей услуг оценщиков Минимущество России утвердило Распоряжение № 3062-р «О совете потребителей оценочных услуг». Исходя из указанного распоряжения, Минимуществом России проводится деятельность по формированию Совета потребителей оценочных услуг, в который включаются члены ведущих организаций, пользующихся подобными услугами.

Если оценка проводится на основании договора об оценке, то взаимоотношения сторон такого договора в полной мере регулируются требованиями гражданского законодательства в целом и указанного Закона, в частности.

Исходя из требований законодательства, заказчиком, также как и оценщиком могут выступать как физические, так и юридические лица. При этом заказчиком, в отличие от оценщика, может выступать физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя. Взаимоотношения между данными сторонами фиксируются в договоре об оценке определенного объекта оценки, нескольких объектов оценки или договоре на долговременное обслуживание клиента по его требованию.

Необходимо подчеркнуть, что термин «оценщик» применяется в двух смыслах. В первую очередь, «оценщик» - это оценочная организация либо индивидуальный предприниматель, производящий оценочную деятельность. Во-вторых, «оценщиком» может быть физическое лицо, которое имеет право профессионально осуществлять оценочную деятельность.

Профессия «оценщик» закреплена в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 37.

Таким образом, реализовывать оценочную деятельность имеют право индивидуальные предприниматели, юридические лица, имеющие общую правоспособность, а также юридические лица, имеющие специальную правоспособность, при условии, что эта деятельность соответствует их уставным целям и приобретения лицензии на реализацию оценочной деятельности с учетом соблюдения условий ее осуществления.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и субъекта оценки. Субъектами оценочной деятельности являются физические и юридические лица, а также органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регулирует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг.

К субъектам оценочной деятельности можно отнести:

  • органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • оценщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами;
  • профессиональные объединения оценщиков;
  • заказчиков оценщиков - юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта;
  • потребителей оценочных услуг - юридических или физических лиц, а так же органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценке.

Вместе с тем, действующим сегодня законом об оценочной деятельности регулируются взаимоотношения только между непосредственными участниками процесса оценки - тем, кто оценивает, и тем, кто заказывает оценку.

Оценивать объекты могут физические лица - оценщики, которые являются либо индивидуальными предпринимателями, либо работниками оценочных компаний. В последнем случае именно оценочная компания заключает с заказчиком договор на оценку объекта оценки.

В Федеральном законе от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ст. 4 субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

Таким образом, оценщики и заказчики - это субъекты оценки «первого уровня», всех остальных можно отнести к субъектам «второго уровня».

Органы власти участвуют в формировании порядка и определении требований и условий для осуществления оценочной деятельности посредством разработки, принятия нормативных правовых актов и их реализации исполнительными органами власти, осуществляющими также и контроль за деятельностью оценщиков.



Во избежание зарегулированности оценочной деятельности и в целях более точного отражения существующих реалий экономической жизни в нормативных правовых актах органов власти предполагается целесообразным активное участие в процессе нормотворчества самих оценщиков.

Что касается потребителей оценки, то ими необязательно являются заказчики.

Потребителем оценки может быть любой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выступающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего).

Интересы заказчика оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не совпадать.

Так, например, если независимым оценщиком проводится оценка объекта для определения стоимости для целей налогообложения, то в данном случае потребителем услуг независимого оценщика будут являться налоговые органы, использующие информацию, содержащуюся в отчете об оценке объекта оценки для контроля правильности исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений на этот вид имущества, заказчиком будет выступать налогоплательщик, и интересы этих двух сторон будут противоположны.

Ответственность за точность полученных в процессе оценки результатов (стоимости) полностью лежит на оценщике. Однако отметим, что на заказчике должна лежать ответственность за достоверность и полноту предоставляемых оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно, то и прямой доступ оценщика к объекту.

В соответствии с законом в договоре об оценке заказчиком, равно как оценщиком, могут являться как физические лица, так и юридические, причем заказчиком в отличие от оценщика может быть физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя. Отношения между этими двумя сторонами оформляются в договоре об оценке конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям (Ст. 9 Федерального закона от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Следует отметить, что термин «оценщик» употребляется в двух смыслах. Во-первых, «оценщик» - оценочная фирма или индивидуальный предприниматель, осуществляющий оценочную деятельность. Во-вторых, «оценщик» - физическое лицо, профессионально осуществляющее оценочную деятельность.

Таким образом, осуществлять оценочную деятельность могут индивидуальные предприниматели, юридические лица, обладающие общей правоспособностью, и юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, при условии соответствия этой деятельности их уставным целям и получения лицензии на осуществление оценочной деятельности с учетом соблюдения условий осуществления оценочной деятельности.

Объекты оценки

В соответствии с Законом к объектам оценки относятся:

  • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в т.ч. предприятия);
  • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  • права требования, обязательства (долги);
  • работа, услуги, информация;
  • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В зависимости от объекта оценки, учитывая особенности методики и технологии, можно выделить несколько направлений специализации или видов оценочных работ, например, оценка станков, машин, оборудования, транспортных средств; оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности; оценка недвижимости и земли, оценка предприятия (бизнеса).

Выводы

Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.

Предприятие, организация является объектом гражданских прав (ст. 132 ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.

В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для реализации его целей, осуществления хозяйственной деятельности, получения прибыли. В том числе: недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменное наименование, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки.

Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельные части имущественного комплекса (активы и обязательства).

Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах.

Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяются несколько дочерних компаний, отделений, филиалов.

Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объекты общенационального значения.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под оценочной деятельностью?

2. Какие основные черты присущи процессу оценки стоимости бизнеса?

3. Чем отличается от всех прочих рыночная оценка, или оценка стоимости?

4. Перечислите субъекты оценочной деятельности.

5. Перечислите объекты оценки.

Литература

1. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - С. 464.

2. Оценка стоимости предприятия: Курс лекций / сост. Д.В. Петухов - М.: МИЭМП, 2008. - С. 320.

3. Оценочная деятельность в экономике: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов–на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. - С. 304.

Из предыдущего вопроса проистекает, что назначение оценки заключается в расчете рыночной или иной стоимости недвижимости с целью эффективного управления и распоряжения ею. Оценка предполагает наличие оцениваемых объектов и субъектов оценки.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе необходимо ответить на следующих три вопроса:

1) Кто принимает участие в процессе оценке? Статус участников оценки (юридические или физические лица, государство и т.д.)?

2) Что именно подлежит оценке? Какой вид актива оценивается?

3) Для чего или с какой целью проводится оценка?

Рассмотрим последовательно каждый из вопросов.

Всю совокупность субъектов оценочной деятельности можно разделить на две больших группы.

К первой группе следует отнести потребителей оценочных услуг – заказчиков, по инициа­тиве которых на основании заключенного между ними и оценщиком в пись­менной форме договора проводится оценка того или иного объекта.

В свою очередь, состав этой группы правомерно разделить на следующие подгруппы:

    юридические лица независимо от формы собственности;

    физические лица;

    органы исполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъектов Федерации, муниципальных образований.

Ко второй группе относятся оценщики, то есть исполнители, проводящие оценку каких-либо объектов по заказу потребителей оценочных услуг.

Состав этой группы можно также разделить на следующие подгруппы:

    индивидуальные специалисты оценщики, имеющие соответствующую подготовку и соответственно имеющие аттестаты, сертификаты, если это определено Законом - лицензию или являющиеся членами профессионального объединения оценщиков;

    юридические лица, имеющие право заниматься оценочной деятельностью.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что потребителями результатов оценки необязательно являются заказчики. Потребителем результатов оценки может быть лю­бой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выступающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего). Интересы заказчи­ка оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не совпадать.

Так, если независимым оценщиком проводится оценка объекта для определения стоимости недвижимости для целей налогообложения, то в данном случае потребителем услуг независимого оценщика будут являться налоговые органы, использую­щие информацию, содержащуюся в отчете об оценке объекта недвижимости, для контро­ля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений на этот вид недвижимости. Заказчиком будет выступать налого­плательщик. Интересы этих двух сторон будут противоположны. Ответственность за точность полученных в процессе оценки результатов (стоимости) полностью лежит на оценщике. Однако заказчик должен нести ответственность за достоверность и полноту предоставляемых оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно, то и за прямой доступ оцен­щика к объекту.

Отношения между субъектами оценочной деятельности должны быть оформлены надлежащим образом. Это предполагает наличие как минимум четырех документов, а именно:

    техническое задание на проведение оценки;

    информация об оцениваемом имуществе

    договор на оказание услуг по оценке;

    отчет оценщика.

В первых двух документах излагаются характеристики оцениваемого объекта, цель оценки и иная информация, необходимая для проведения оценки. Ответственность за полноту и достоверность информации об объекте оценке в полном объеме лежит на заказчике услуг по оценке.

По результатам своей работы оценщик представляет заказчику отчет об оценке объекта. В этом случае ответственность за результаты оценки лежит на оценщике.

Говоря иными словами, в перечисленных документах излагается описание объекта оценки, результаты его оценки, а также отношения между заказчиком и исполнителем.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об оценочной деятельности» к объектам оценки относятся:

    отдельные материальные объекты (вещи);

    совокупность вещей, составляющих имущество заказчика, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое и т.д.);

    право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

    права, требования, обязательства (долги);

    работа, услуги, информация;

    иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

После того, как определены субъекты и объекты процесса оценки неотъемлемым элементом их взаимоотношений является определение целей оценки.

Оценка стоимости имеет большое значение для потенци­ального покупателя и/или продавца при определении обосно­ванной цены сделки, для кредитора - при принятии решения о предоставлении ипотечного кредита, для страховой компа­нии - при возмещении ущерба в преддверии потерь, для ин­весторов - при определении исходной и будущей стоимости проекта развития бизнеса. Если правительство отчуждает соб­ственность, собственнику недвижимости может потребоваться ее оценка, чтобы оспорить предложение органов исполнительной власти о «справедливой компенсации» при переуступке долговых обязательств, свя­занных с объектами оценки, принадлежащими государству.

Если одна компания стремится приобрести другую, то ей мо­жет потребоваться оценка текущей стоимости бизнеса, при­надлежащего последней. Оценка может проводиться в целях оптимизации налогообложения, вывода хозяйствующих субъектов из состояния банкротства, формирования и прове­дения антикризисной политики по предотвращению банкрот­ства. При этом процедура оценки позволяет сбалансировать структуру активов предприятия, навести порядок в начисле­ниях амортизации и оптимизировать структуру себестоимости продукции. В итоге проведение оценки стоимости предпри­ятия способствует оптимизации системы его управления и ус­пеху применения современных методов финансового менедж­мента для управления кризисными хозяйственными ситуаци­ями и при реструктуризации производства.

Оценку объектов собственности проводят и в других целях, а именно:

    реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагает проведение его рыночной оценки, т.к. необходимо определить цен покупки или выкупа акций, величину премии, выплачи­ваемой акционерам поглощаемой фирмы и т.п.;

    определения стоимости ценных бумаг в случае купли-про­дажи акций предприятия на фондовом рынке;

    повышения эффективности текущего управления предпри­ятием, фирмой;

    определения кредитоспособности предприятия и стоимос­ти залога при кредитовании. В данном случае оценка тре­буется в силу того, что величина стоимости активов по бух­галтерской отчетности может резко отличаться от их ры­ночной стоимости;

    принятия обоснованных управленческих решений.

Каждая группа субъектов процесса оценки со стороны Заказчика преследует свои цели. Наиболее характерными являются следующие варианты.

Для физических лиц определение рыночной стоимости недвижимости интерес представляет при:

    получении наследства (налогообложение);

    разделении имущества при разводах супругов;

    при аресте имущества физических лиц для погашения их долгов.

Для юридических лиц основными целями оценки является определение ее величины при:

    при продаже имущества;

    при страховании имущества;

    при передаче имущества в качестве залога;

    для целей налогообложения;

    при внесении имущества в качестве взноса в уставный капитал;

    при ликвидации бизнеса или какой-то ее части;

Для государственных органов основными целями оценки являются определение ее величины при:

    при приватизации государственной собственности;

    при банкротстве юридических лиц по инициативе государства;

    при изъятии какого-либо имущества, особенно земельных участков, если это изъятие затрагивает интересы текущего собственника или пользователя этим имуществом;

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Субъекты оценки
Рубрика (тематическая категория) Производство

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

Учитывая огромное значение независимой оценки для нормального функционирования и развития экономики, в 50-е годы в мировой практике появилась новая самостоятельная профессия - профессия оценщика .

Для России она является сравнительно новой. Потребность в профессии оценщика родилась и развивается параллельно с развитием рыночных отношений в экономике.

Пионером оценочной деятельности в России стало Российское общество оценщиков . В последние годы созданы также такие общественные организации, как Федеральный фонд оценки, Национальная коллеги оценщиков .

В 80-е годы процесс развития оценочной деятельности вышел с национального на международный уровень. В первую очередь это было связано расширением деятельности международных финансовых институтов интеграцией национальных рынков. Все это обусловило выработку едины Международных стандартов оценки.

В 1981 ᴦ. был образован Международный комитет по стандартам оценки имущества (МКСОИ). Основными задачами МКСОИ являются: формулировка, публикация стандартов и практических рекомендаций по процедуре оценки имущества для использования финансовой отчетности и осуществление деятельности по распространение этих материалов в мировом масштабе, способствование их принятию и соблюдению национальными организациями.

В своей деятельности МКСОИ поддерживает посто­янную связь с Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета. Международной федерацией бухгалтеров. Международным комите­том по аудиторской деятельности. В связи с этим в задачи МКСОИ входят консультативная деятельность по оценке активов в контексте бухгалтерско­го учета͵ координирование стандартов и рабочих программ смежных про­фессиональных дисциплин, тесное взаимодействие с вышеупомянутым и другими международными организациями при определœении, разработке и обнародовании новых стандартов. Взаимодействие осуществляется как на базе прямых контактов, так и посредством участия в других международ­ных организациях, таких, как Организация Объединœенных Наций. В мае 1985 ᴦ. МКСОИ был включен в реестр Экономического и социального Сове­та ООН.

Профессиональные оценщики работают по заказам, поступающим от государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных и страхо­вых институтов, а также граждан.

В своей деятельности они руководствуются правовыми, профессиональ­ными и этическими нормами. Правовые нормы закреплены в законодатель­ных актах на федеральном и местном уровнях. Сегодня в РФ действует Закон ʼʼОб основах оценочной деятельности в Российской Федерацииʼʼ. Оценщик в своей деятельности руко­водствуется также нормами гражданского и хозяйственного права.

Профессиональные нормы оценки - это стандарты профессиональной практики оценки, разрабатываемые профессиональными организациями для контроля за деятельностью своих членов.

Этические нормы поведения оценщика зафиксированы в Кодексе этики, который принимается профессиональными организациями. При нарушении стандартов или Кодекса этики профессиональные организации применяют к своим членам-нарушителям санкции, вплоть до исключения из организа­ции и лишения сертификата.

К основным требованиям, предъявляемым к оценщику, относятся следу­ющие:

‣‣‣ Профессионализм. Оценщик должен иметь сертификат от профессио­нальной организации. В ряде стран существует государственное лицензиро­вание оценочной деятельности. Сегодня в ряде областей Россий­ской Федерации введено местное лицензирование. Согласно проекту Закона ʼʼОб основах оценочной деятельности в Российской Федерацииʼʼ вводится обязательное государственное лицензирование.

‣‣‣ Определœенный опыт работы. Обычно требуются два года практики для того, чтобы оценщик мог подписывать отчет об оценке.

‣‣‣ Личные качества, такие, как честность, объективность и назависимость в суждениях. При выполнении работы оценщик может подвергаться давле­нию со стороны заинтересованных лиц, в связи с этим очень важна независимость оценщика при выработке заключения о стоимости.

‣‣‣ Обязательность в выполнении условий заключенного с заказчиком до­говора.

С 1994 г в 39 странах мира вступили в силу четыре Международных стандарта оценки:

стандарт 1 ʼʼРыночная стоимость как база оценкиʼʼ;

стандарт 2 ʼʼБазы оценки, отличные от рыночной стоимостиʼʼ;

стандарт 3 ʼʼОценка в целях внесения изменений в финансовую отчет­ностьʼʼ;

стандарт 4 ʼʼОценка ссудного обеспечения, залога и обеспечения долго­вых обязательствʼʼ.

Вместе с тем, разработаны проекты еще семи стандартов:

стандарт 5 ʼʼСтоимость действующего предприятия как база оценкиʼʼ;

стандарт РМЕ ʼʼОценка производственных средств, машин и оборудова­нияʼʼ;

стандарт IA ʼʼОценка нематериальных активовʼʼ;

стандарт TXR ʼʼОценка минœеральных ресурсовʼʼ;

стандарт ТТ ʼʼОценка лесных ресурсов и лесных земельʼʼ;

стандарт Х ʼʼУчёт в процессе оценки факторов окружающей средыʼʼ;

стандарт IPP ʼʼОценка недвижимости, являющейся собственностью стра­ховых компаний и пенсионных фондовʼʼ.

Субъекты оценки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Субъекты оценки" 2017, 2018.

ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ"Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

Комментарий к статье 4

1. Оценочную деятельность вправе осуществлять лица, признанные в соответствии с комментируемым Федеральным законом субъектами оценочной деятельности. Понятия "субъект оценочной деятельности" и "оценщик" равнозначны.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями комментируемого Федерального закона.

Таким образом, Законом установлены следующие признаки субъекта оценочной деятельности:

Является физическим лицом;

Членство в саморегулируемой организаций оценщиков;

Ответственность данного лица застрахована в соответствии с требованиями ст. 24.7 комментируемого Федерального закона.

В первоначальной и действовавшей до 11.08.2006 редакции ст. 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" субъектами оценочной деятельности признавались, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется данным Законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики). С принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" текст комментируемой статьи был изложен в новой редакции, действующей до настоящего времени.

Таким образом, произошло, с одной стороны, разделение понятий "субъект оценочной деятельности" и "субъект договора о проведении оценки", а с другой - был сужен круг субъектов, которые могут проводить оценку. Из числа субъектов оценочной деятельности были выведены юридические лица. Кроме того, действовавшая ранее система лицензирования оценочной деятельности была заменена обязательным членством специалистов-оценщиков в саморегулируемых организациях.

Субъектами гражданского права являются, как известно, физические, юридические лица и публично-правовые образования - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, участвующие в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи оценщиком может являться только физическое лицо. Как физическое лицо оценщик должен обладать полной дееспособностью. В соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Следующее требование к субъекту оценочной деятельности связано с его обязательным членством в саморегулируемой организации оценщиков. Кроме того, оценщик должен застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями ст. 24.7 комментируемого Федерального закона.

Согласно ст. 24.6 комментируемого Федерального закона в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившим договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности

Заключение предусмотренного договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем 300000 рублей;

Формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в который каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем 30000 рублей.

Объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба

В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.

Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Статьей 22 комментируемого Федерального закона саморегулируемая организация оценщиков определяется как некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Для получения членства в одной из саморегулируемых организаций оценщик обязан иметь документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности. Следует отметить, что оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков.

2. Федеральным законом не предусмотрено объединение в саморегулируемые организации оценщиков субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с российским законодательством об оценочной деятельности, как это было отмечено выше, оценщик является субъектом профессиональной деятельности. При этом физическое лицо, занимающееся профессиональной оценочной деятельностью, может одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность в статусе индивидуального предпринимателя.

Исключение из субъектов оценочной деятельности юридических лиц и перенос ответственности на специалистов-оценщиков, по мнению разработчиков комментируемого Закона, предполагали повышение личной ответственности оценщика и, как следствие, улучшение общего качества отчетов по оценке объектов оценки. Однако существует (и гораздо более распространена) противоположная точка зрения на данный вопрос. В частности, председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин в интервью журналу "Экономические стратегии" отметил: "С сожалением констатирую, что Закон об оценочной деятельности с поправками, принятыми летом 2006 г., концептуально не создает должной правовой базы. Думается, что установление субъектом оценочной деятельности частных оценщиков - физических лиц вместо оценочных организаций не отвечает задачам создания адекватного интересам страны, конкурентоспособного российского института оценки. Необходимо установить субъектом деятельности оценочные организации и усовершенствовать ее регулирование в целях реализации национальной стратегии ускоренного развития России на основе фундаментального роста стоимости активов" <5>.

По мнению оппонентов существующей формулировки, проведение оценки сложных и особо крупных объектов силами одного специалиста-оценщика не реально. В этом случае договор на проведение оценки заключается с юридическим лицом (это разрешено статьей 9 комментируемого Федерального закона), которое, в свою очередь, заключает трудовые договора со специалистами-оценщиками. Другими словами, де-факто в качестве субъекта оценочной деятельности выступает юридическое лицо (как исполнитель по договору оказания услуг).

Исходя из этого, многие потребители оценочных услуг нарушают (вольно или невольно) положения комментируемой статьи. Например, в апреле 2008 года, уже после вступления в силу действующей редакции комментируемого Федерального закона, на заседании рабочей группы Ассоциации российских банков рассматривался вопрос о "разработке требований к физическим и юридическим лицам, осуществляющим оценочную деятельность"

3. Существует еще один момент, связанный с фактическим нарушением положений комментируемой статьи. Данная статья не содержит каких-либо ограничений на вид и объем работ по оценке, которые может произвести специалист-оценщик, занимающийся частной практикой. Однако в письме Минфина России от 21.12.2007 N 03-05-06-03/97 по вопросу относительно категорий лиц, имеющих право оценивать недвижимое имущество и транспортные средства, за подписью заместителя министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова указано следующее: "Учитывая изложенные нормы Кодекса и Федерального закона, нотариусы при исчислении размера государственной пошлины за совершение нотариальных действий должны принимать оценочные документы в отношении транспортных средств и недвижимого имущества, подготовленные на основании договоров на проведение оценки, заключенных заказчиками с юридическими лицами, с которыми оценщики заключили трудовые договоры. Что касается оценки иного имущества, то в этом случае для исчисления размера государственной пошлины нотариусы могут принимать оценочные документы и от оценщиков, осуществляющих оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой". Иначе говоря, оценка недвижимого имущества и транспортных средств для исчисления государственной пошлины за нотариальные действия, произведенная частнопрактикующим оценщиком, нелегитимна.

Вышеуказанное письмо прямо нарушает положения ст. 4 комментируемого Федерального закона, однако на данный момент оно является руководством для всех нотариальных палат.

4. Часть 2 комментируемой статьи гласит, что оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.

В последнем случае оценщик выступает от имени юридического лица, с которым он состоит в трудовых отношениях. Причем юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, должно отвечать ряду требований, предусмотренных ст. 15.1 комментируемого Закона.

Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Перечень обязательных для включения в трудовой договор условий содержится в ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

Причем если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо из этих условий, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

В трудовом договоре с оценщиком обязательно должно быть указано, что работник принят на работу по должности оценщика. Формулируя трудовую функцию работника, необходимо определить требования к его квалификации, что может быть отражено как в трудовом договоре, так и в должностной инструкции. В этой связи работодатель может руководствоваться положениями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, которым предусмотрены должности оценщика и оценщика интеллектуальной собственности.

Применяя на практике положения Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, необходимо учитывать, что он разрабатывался с учетом законодательства, действовавшего на момент его принятия, и не корректировался с учетом изменившихся условий. Также следует принимать во внимание конкретные потребности работодателей и специфику оценочной деятельности.

Таким образом, исключив юридических лиц из числа субъектов оценочной деятельности, Закон оставил их в качестве субъектов договора на проведение оценки. Такое положение нельзя признать удовлетворительным, поскольку имеет место коллизия комментируемой статьи и ст. 307 ГК РФ, в соответствии с которой в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. А оценщиком является физическое лицо, которое несет ответственность за выполнение договора о проведении оценки, не являясь его стороной. Однако ст. 402 ГК РФ предусматривает иное положение. Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Закон прямо не запрещает оценщику осуществлять оценочную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Но, в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. А Департамент корпоративного развития Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в своем письме от 25.03.2008 N Д06-751 сообщает, что федеральным законом не предусмотрено объединение в саморегулируемые организации оценщиков субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с российским законодательством об оценочной деятельности оценщик является субъектом профессиональной деятельности. Другими словами, исходя из норм российского законодательства, индивидуальный предприниматель не может быть членом саморегулируемой организации оценщиков и, следовательно, не имеет права осуществлять оценочную деятельность

Формально закон разрешает оценщику заниматься частной практикой. Однако при попытке реализовать свое право на осуществление оценочной деятельности в качестве частнопрактикующего специалиста оценщик сталкивается с рядом проблем. Статья 85 НК РФ не предусматривает представление органами, учреждениями, организациями и должностными лицами сведений об оценщике, занимающемся частной практикой, а следовательно, не предусматривает и постановку на учет данной категории физических лиц. А поскольку частная практика оценщика подразумевает систематическое получение дохода, то к частнопрактикующему оценщику могут быть применены положения ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконное предпринимательство", в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что действующая редакция комментируемой статьи дискриминирует права оценщиков - индивидуальных предпринимателей.



Просмотров