Фз о банкротстве юридических лиц действующая редакция. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" простыми словами. Как и почему физическое лицо становится банкротом

Официальный текст :

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ

Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой.

Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Часть седьмая утратила силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 22.12.2014 N 443-ФЗ.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок), один раз в пять лет проводится аттестация. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами образовательных организаций высшего образования.

В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С проректорами образовательной организации высшего образования заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Комментарий юриста :

Предусматривает возникновение трудового отношения в результате акта избрания по конкурсу, на основании которого заключается трудовой договор, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу и порядок конкурсного избрания на эти должности. Статья 332 является наиболее наглядным примером этого основания возникновения трудовых отношений, поскольку она устанавливает, что трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении заключаются с лицами, предварительно избранными по конкурсу на соответствующие должности.

В ней указано, что Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава проводится в соответствии с Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 26.11.2002 № 41141. Указанное Положение обязательно для всех вузов РФ независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

Статья 332 закрепляет порядок замещения должностей профессорско-преподавательского состава в вузах, который включает процедуру проведения конкурса на соответствующую должность, избрание по конкурсу ученым советом и заключение трудового договора с лицом, избранным на эту должность. Представляется необходимым отметить, что при объявлении конкурса высшим профессиональным учебным заведением на замещение должностей профессорско-преподавательского состава с лицами, подавшими заявление для участия в конкурсе, в случае приема их документов и включения в состав претендентов, возникает конкурсное правоотношение. Это правоотношение носит вспомогательный характер и заканчивается актом избрания по конкурсу либо не избранием претендента на должность. В случае избрания по конкурсу и утверждения результатов голосования в установленном порядке ректор вуза может заключить трудовой договор с избранным лицом.

В Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71, в соответствии со статьей 332 предусмотрено, что трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (пункт 86). Избрание по конкурсу должно также проводиться при переводе научно-педагогического работника на другую должность на той же или иной кафедре.

Указанное Типовое положение в целях сохранения непрерывности учебного процесса предусматривает возможность заключения трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в вузе без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые вузы до начала работы ученого совета высшего учебного заведения - на срок, не превышающий одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу (пункт 86).

К должностям научно-педагогических работников в вузах, на которые проводится избрание по конкурсу, относятся должности профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента. Конкурс является наиболее оптимальным способом выявления у его участников максимальных (наиболее высоких) трудовых и творческих достижений, умений и навыков в рамках требуемой специальности и квалификации путем сравнения их деловых качеств и принятия тайным голосованием решения ученого совета вуза (факультета) об избрании лучшего из них.

В этих целях в соответствии с указанным Положением конкурс объявляется в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Объявление адресуется неограниченному кругу лиц и является, по существу, приглашением для участия в своеобразном состязании на замещение соответствующих должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников (профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей, ассистентов, руководителей научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника, младшего научного сотрудника и т.п.).

Срок подачи заявления для участия в конкурсе - один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. В приеме заявления может быть отказано должностным лицом вуза, ответственным за организацию проведения конкурса, если претендент не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения соответствующей должности либо если им пропущен срок для подачи заявления. Что касается соответствия квалификационным требованиям, то оно определяется на основании нормативных актов и представленных документов. Обладания общей трудовой правосубъектностью недостаточно для вступления в трудовое правоотношение с вузом в качестве научно-педагогического работника, к которому предъявляются специальные высокие требования в части высшего профессионального образования, наличия ученой степени и другие требования, вытекающие из особой социальной роли вузов, повышенной ответственности преподавателей и др. Следовательно, претендент должен обладать специальной трудовой правосубъектностью, которая, в отличие от общей, обусловливается различными факторами (условиями и характером труда) и высоким уровнем подготовки для реализации трудовой функции по замещаемой должности.

Обсуждение кандидатур на замещение должностей научно-педагогических работников проводится на соответствующих кафедрах или в научных подразделениях, а их рекомендации по каждой кандидатуре передаются в ученый совет вуза (факультета, филиала). На ученом совете проводится обсуждение претендентов, после чего тайным голосованием принимается решение о замещении соответствующих должностей. Успешно прошедшим конкурс считается претендент, получивший наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс 1 голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава ученого совета. При получении претендентами равного количества голосов проводится повторное голосование. По результатам конкурса ректор издает приказ об утверждении решения ученого совета и на основании акта избрания заключает с избранным лицом трудовой договор как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (например, на пять лет).

В соответствии с трудовым договором издается приказ о приеме избранного научно-педагогического работника на занятую им по конкурсу должность. Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, которые подписываются ректором (проректором) и работником. В нормативных правовых актах обязательства сторон сформулированы в самом общем виде, поэтому необходимо их конкретизировать в индивидуальных трудовых договорах. Так, например, рекомендуется определять срок договора так, чтобы он совпадал с окончанием учебного года. По окончании каждого учебного года ректор объявляет фамилии и должности преподавателей, у которых истекает срок договора в следующем учебном году. Данное сообщение вывешивается на доске объявлений вуза (факультета, филиала). По указанным должностям ректор объявляет конкурс не позднее чем за два месяца до окончания срока трудового договора.

Истечение срока трудового договора с преподавателем является основанием прекращения трудовых отношений в случаях, если: не было подано заявление об участии в конкурсе для избрания на занимаемую должность на новый срок, или если преподаватель, принявший участие в конкурсе, не был избран ученым советом вуза на новый срок. В случае если научно-педагогический работник, занимающий соответствующую должность по срочному трудовому договору или трудовому договору, заключенному на неопределенный срок (в этом случае, как указывалось выше, конкурс проводится на занимаемую должность один раз в пять лет), подал заявление на замещение соответствующей должности, но не был избран ученым советом, трудовой договор прекращается в связи с его не избранием на должность.

Перевод преподавателя на другую постоянную работу, должность (например, на другую кафедру) может осуществляться с учетом статьи 72.1 Трудового кодекса , которая предусматривает, что перевод на другую работу - это изменение трудовой функции работника или структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре). Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника. При этом необходимо помнить об обязательном соблюдении требования о предшествующем проведении конкурса до замещения должности И в случае перевода. Следует учесть, что при переводе научно-педагогического работника в результате избрания но конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

Вуз не вправе проводить конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами, а также женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет и занимающими эти должности по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. Статья 332 предусматривает возможность до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока трудового договора проводить проверку соответствия работника занимаемой им должности путем проведения аттестации. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждено приказом Минобрнауки России от 06.08.2009 № 2841 В соответствии с указанным Положением аттестация может проводиться по решению ректора вуза в целях оценки профессиональной деятельности работника, его соответствия занимаемой им должности научно-педагогического работника.

В связи с тем, что такая аттестация может проводиться при необходимости оценки профессиональной деятельности работника по определенным основаниям, она носит индивидуальный характер и не имеет какую-либо заранее заданную периодичность. Для проведения аттестации научно-педагогических работников формируется аттестационная комиссия. В ее состав в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации. Аттестация работников проводится по представлению кафедры (другого структурного подразделения), которое должно содержать мотивированную оценку профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого, а также результатов его профессиональной деятельности. Работник, в отношении которого проводится аттестация, в течение двух недель до дня проведения аттестации имеет право представить в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность, а также заявление с соответствующим обоснованием о своем несогласии с представлением кафедры (другого структурного подразделения).

По результатам аттестации работника аттестационной комиссией принимается решение о его соответствии либо несоответствии занимаемой должности. В случае несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса . Увольнение работника по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Согласно части 2 статьи 82 Трудового кодекса работодатель обязан учесть мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации по поводу предстоящего увольнения работников, являющихся членами профсоюза, по указанному основанию в порядке, установленном статьей 373 Трудового кодекса. Высшее учебное заведение не вправе расторгать трудовой договор с научно-педагогическим работником по названному основанию, если в отношении него аттестация не проводилась и если аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности.

Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 31 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2, в силу пункта 3 части 1 и части 2 статьи 81 Трудового кодекса увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса, допустимо лишь при условии, что несоответствие работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Поэтому нарушение порядка проведения аттестации является основанием для признания увольнения работника незаконным.

Утвержденный на федеральном уровне порядок проведения аттестации не исключает регулирование отдельных его вопросов и на локальном уровне, т.е. на уровне вуза, что является предпосылкой принятия в каждом вузе своего положения о порядке проведения аттестации научно-педагогических работников. В отличие от проведения конкурсов на должности научно-педагогических работников часть 11 статьи 332 Трудового кодекса предусматривает, что должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Декан, возглавляющий факультет высшего учебного заведения, избирается в порядке, который определиется уставом вуза. При проведении выборов возможно выдвижение кандидатов на соответствующие должности как научно-педагогическими коллективами, так и путем самовыдвижения. Выборы так же, как и при проведении конкурса, проводятся путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников, имеющих ученые степени и ученые звания. Решение ученого совета об избрании (акт избрания) декана утверждается приказом ректора вуза. По результатам выборов на должность декана с избранным лицом заключается трудовой договор, его зачисление на соответствующую должность проводится приказом ректора.

Заведующий кафедрой возглавляет важное структурное подразделение вуза, обеспечивающее организацию преподавания одной или нескольких дисциплин силами профессорско-преподавательского состава кафедры, поэтому при проведении выборов заведующего кафедрой очень велика роль кафедрального коллектива. От кафедры требуется либо рекомендация на должность заведующего кафедрой нового кандидата, либо оценка деятельности прежнего заведующего кафедрой. Порядок выборов заведующего кафедрой аналогичен порядку выборов декана факультета и определяется уставом высшего учебного заведения. В связи с этим выборы заведующего кафедрой также проводятся ученым советом вуза на основе тайного голосования, а по их результатам заключаются трудовые договоры с избранными лицами. Их утверждение в должности заведующего кафедрой, как правило, производится приказом ректора. Статья 332 не содержит ограничения для заключения трудового договора при замещении должностей декана факультета и заведующего кафедрой на неопределенный срок, так же как и в отношении всех других научно-педагогических работников вуза.

Некоторые особенности присущи заключению трудового договора с ректорами и проректорами вузов. В статье 332 говорится о том, что на должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) в государственных и муниципальных высших учебных заведениях могут претендовать лица в возрасте не старше 65 лет. Однако по представлению ученого совета вуза учредитель или орган, выполняющий функцию учредителя, вправе продлить для работающих срок пребывания в должности ректора до достижения возраста 70 лет. А ректор имеет право, соответственно, продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала также до достижения ими возраста 70 лет. Следует иметь в виду, что в соответствии с частью 14 статьи 332 ректору предоставлено право заключения срочного трудового договора с проректорами на срок своих полномочий. Ранее под такое возрастное ограничение подпадали не только ректоры, проректоры, деканы и руководители филиалов государственных и муниципальных вузов, но и заведующие кафедрами. Однако после признания Конституционным Судом РФ не соответствующей Конституции РФ нормы, предусматривающей возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами, в указанный Федеральный закон были внесены соответствующие изменения (постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П По делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Прямого указания в статье 332 на то, что с ректорами государственных и муниципальных вузов заключается срочный трудовой договор, нет. Вместе с тем срок трудового договора, заключаемого по должности ректора, определен Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71. Федеральным законом от 18.07.2006 О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" внесены изменения в ранее действовавший порядок избрания ректора, закрепленный в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В соответствии с пунктом 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования ректор в порядке, установленном уставом вуза, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий пяти лет, по результатам обсуждения программ претендентов (претендента).

Положения об аттестационных комиссиях и их состав утверждаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов.

В состав такой аттестационной комиссии включаются:

1) при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, - представители федеральных органов государственной власти (50%), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования и представители органов государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположены вузы (50%);

2) при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении субъекта РФ, - представители органов государственной власти субъекта РФ (50%), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50%);

3) при выборах ректоров муниципальных высших учебных заведений - представители органов местного самоуправления городских округов (50%), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50%).

Если орган управления, в ведении которого находится высшее учебное заведение, отказывается утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственного или муниципального вуза, проводятся новые выборы. Повторные выборы ректора также проводятся в случае нарушения установленной законом и (или) уставом вуза процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными. Если при проведении повторных выборов кандидат на должность ректора получит не менее 2/3 голосов участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления, в ведении которого находится вуз, в обязательном порядке. В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном высшем учебном заведении с ректором заключается трудовой договор на один год.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 10.02.2009 № 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" (в ред. от 08.11.2010) статья 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" дополнена пунктом 5.1, в соответствии с которым ректор федерального университета назначается Правительством РФ на срок до пяти лет. Федеральный университет - это новый вид высшего учебного заведения, который создается по решению Президента РФ в форме автономного учреждения, в том числе на базе государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и др. Учредителем федерального университета является Правительство РФ, к компетенции которого отнесено право назначать ректора и прекращать его полномочия, а также заключать и прекращать с ним трудовой договор.

Трудовой договор является основным документом, определяющим отношения педагогического работника с его работодателем – образовательной организацией. Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, подписывается обеими сторонами. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя.

Специфическим условием трудового договора, заключаемого с педагогическими работниками образовательного учреждения, является учебная нагрузка, зафиксированная в тарификационной ведомости.

Если при приёме на работу объём учебной нагрузки не оговорён, считается, что трудовой договор заключён исходя из количества педагогической (преподавательской) работы, соответствующего ставке занимаемой должности 1 .

Поскольку деятельность педагога связана не только с обучением, но и с воспитанием, законодатель предъявляет специальные требования к его личности: он должен соответствовать определенным моральным стандартам и не нарушать общепризнанных правил поведения. В этой связи законом установлены, с одной стороны, ограничения для занятия педагогической деятельностью для лиц, имеющих судимость за определенные преступления, а с другой – дополнительные основания увольнения педагогических работников за аморальные поступки.

В п. 8 ст. 81 ТК РФ указано, что увольнение за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением работы, относится к работникам, выполняющим воспитательные функции.

Согласно п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” 2 (далее Постановление от 17 марта 2004г.)по данному основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту.

Судебная практика однозначна: лица, хотя и работающие в учреждениях, где основным содержанием работы является воспитание и обучение (высшие и средние специальные учебные заведения, школы, интернаты и т. д.), но выполняющие лишь технические обязанности (уборщица, кладовщик), уволены по п. 8 ст. 81 ТК РФ быть не могут.

В законодательстве и Постановлении от 17.03.2004 понятие аморального проступка отсутствует.

В судебной практике выработалось определение аморального проступка. Так, в апелляционном определении Омского областного суда от 3 сентября 2008 г. N 33-3296/2008 1 указано: «Под аморальным следует понимать проступок, нарушающий принятые в обществе нормы морали, совершенный работником на работе или в быту и не соответствующий морально-этическим требованиям, предъявляемым к выполняемой им работе или занимаемой должности».

Это же определение аморального проступка содержится в Определении судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11.03.2014 по делу N 33-693/2014 2 , которое дополнено следующим положением: «Аморальный проступок может выразиться в сквернословии, в появлении в нетрезвом состоянии среди учащихся, хотя и вне образовательного учреждения. При этом, например, не является аморальным проступком сообщение сведений, не соответствующих действительности».

Считаем необходимым определение аморального проступка, выработанное судебной практикой, закрепить на законодательном уровне, внеся соответствующие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Для противодействия коррупции в сфере образования, незаконному предпринимательству в законодательство об образовании Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" 1 введено понятие «конфликт интересов педагогического работника» (п. 33 ст. 2) и «защита прав учащихся и их родителей (законных представителей)» (ст. 45). Педагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги учащимся в данном образовательном учреждении, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (п. 2 ст. 48) 2 .

Правила поведения, которым обязательно подчиняются дисциплинированные работники, включают в себя и трудовой распорядок. Официального определения трудового распорядка в Кодексе не приводится, поэтому толкование его смысла производится по грамматическому и логическому принципам. Распорядок – это сложившиеся или установленные кем-либо правила, относящиеся к образу жизни, труду, последовательности действий; режим, т.е. точно установленный, строго предписанный кем-либо порядок 3 .

Согласно ст. 189 Трудового Кодекса РФ правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами:

Порядок приема и увольнения работников;

Основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;

Режим работы;

Время отдыха;

Применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;

Иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

Разновидность нормативов численности - типовые штаты. Штатным расписанием называется внутренний акт организации, в котором зафиксирована её структура, штатный состав и штатная численность. Штатное расписание – стратегически важный документ, отражающий структуру и численность работников организации. Штатное расписание позволяет планировать потребность в персонале, оптимизировать количество и состав штатных единиц, регулировать фонд заработной платы. Пересмотр штатного расписания подчас влечет за собой увольнение сотрудников, прием новых, переводы работников организации 1 .

Ст. 179 Трудового кодекса РФ установлено, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Трудовым законодательством не установлено норм, запрещающих увольнять в связи с сокращением штата или численности работников одновременно двух членов семьи. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников каждый из супругов может иметь только при наличии оснований, предусмотренных ст. 179 ТК РФ и коллективным договором.

Коллективным договором ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» на 2014-2016 годы 1 предусмотрен запрет на увольнение двух работников из одной семьи:«При сокращении численности или штата не допускать увольнения двух работников из одной семьи одновременно» (п. 4.1.5).

Судебная практика по делам, связанным с трудовой деятельностью педагогических работников, достаточно единообразна, в ходе изучения судебных решений существенных противоречий между решениями судов в разных субъектах РФ по данной категории дел не выявлено. В ст. 336 ТК РФ названо третье специальное основание увольнения педагогических работников. Оно касается руководящих работников вузов и их филиалов и будет проанализировано в следующей теме. При увольнении педагогов по инициативе работодателя по другим основаниям, которые не связаны с виновным поведением работника, (к примеру, в связи с сокращением штата, вызванным уменьшением нагрузки или числа обучающихся) применяется правило, согласно которому увольнение осуществляется по окончании учебного года. Такие нормы закреплены в некоторых Типовых положениях об образовательных учреждениях (начального профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования специалистов).

Ниже сформулированы основные выводы судов по трудовым спорам с участием педагогических работников:

Суды, как правило, признают правомерным увольнение педагогических работников по ст. 336 Трудового кодекса РФ (за повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность и за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника);

Суды признают правомерным увольнение работников не только образовательных организаций, но и социальных учреждений (дом-интернат), осуществляющих обучение, по п. 2 ст. 336 ТК РФ за применение методов воспитания, связанных с психическим насилием над обучающимся;

Образовательный ценз лиц, претендующих на осуществление педагогической деятельности, имеет значение не только при принятии решения о заключении трудового договора, но и при лицензировании образовательной организации;

Должности "инструктор по вождению" и "мастер производственного обучения" не тождественны, инструктор по вождению не является педагогическим работником, на него не распространяются гарантии и льготы, предусмотренные для лиц данной категории;

Стимулирующие выплаты за качество выполняемой работы не являются обязательной составляющей заработной платы, а осуществляются в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, поэтому их отмена приказом директора школы при отсутствии денежных средств на указанные цели в фонде оплаты труда, не является нарушением трудовых прав;

Ненадлежащее выполнение процедуры аттестации может стать причиной признания решения аттестационной комиссии незаконным.

Оценка соответствия педагогического работника предъявляемым квалификационным требованиям осуществляется не только при приеме на работу, но и в процессе трудовой деятельности. Организационно-правовой формой такой проверки является аттестация. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждено приказом Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. Оно распространяется на работников государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов (кроме вузов). Педагогические работники негосударственных образовательных учреждений могут пройти аттестацию на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттестационная комиссия, и этим учреждением или самим работником.

Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Аттестация должна обеспечить целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности работников и повышение оплаты их труда в соответствии с ростом квалификации. Она проводится с соблюдением принципов открытости, коллегиальности, обеспечивающих объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.

Аттестация руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность и на первую квалификационную категорию, является обязательной. Основанием для ее проведения является представление в соответствующую аттестационную комиссию руководителей органов управления образованием (на руководителей образовательных учреждений и лиц, претендующих на должности руководителей образовательных учреждений) или руководителей образовательных учреждений (на их заместителей, а также на руководителей филиалов и других руководителей структурных подразделений, старших мастеров). Представление должно содержать всестороннюю оценку профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; его возможностей управления данным образовательным учреждением или структурным подразделением; опыта работы, знаний основ управленческой деятельности. Работник должен быть ознакомлен с указанным представлением не позднее чем за две недели до аттестации. Срок ее проведения определяется соответствующим органом управления образованием.

Аттестация на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников проводится на добровольной основе.

Итак, заключение и расторжение трудового договора с педагогическими работниками производится как по общим правилам, так и обязательным для всех категорий работников, так и по специальным, присущим только трудовым отношениям с участием педагогов.

Неспособность должника оплачивать свои долги перед кредиторами в установленный срок, невозможность оплачивать бюджетные требования и вносить платежи во внебюджетные фонды определяется сегодня понятием банкротства или несостоятельностью.

Предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность или юридическое лицо, могут быть признаны банкротами постановлением арбитражного суда, после получения заявления от организации или кредитора. Не могут быть признанными банкротами казённые организации, пенсионный или благотворительный фонд.

Причины долгого принятия

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В 2012 году законодательным собранием был разработан закон, который позволял устанавливать факт банкротства в отношении физических лиц. В силу закон вступил только в 2019 году, и до сих пор происходят изменения в его содержании.

Но почему от принятия закона до вступления в силу прошло столько времени? Госдумой было произведено несколько исследований и опросов, на основании которых удалось установить, что более 90% российских граждан не готовы к возможному признанию себя банкротами.

Люди боялись потерять своё имущество от сотрудничества с заимодателями, которые сначала привлекают клиентов своими кредитными продуктами, а после желают принять закон, обременяющий их положение.

Неудобства, после принятия этого закона, возникли и у банков. Снижение спроса на кредиты среди населения вынуждали банки давать займы и тем, чья платёжеспособность была на низком уровне, а именно студентам, безработным и пенсионерам.

Перенесение принятия закона было положительно оценено юристами.

Они выделяют предположительные последствия, вытекающие после принятия данного закона:

  • Ухудшение розничных и ипотечных портфелей банков.
  • Намеренное признание себя физическими лицами несостоятельными, с целью уклонения от выплаты долга. Большее количество кредитов, выданных населению банками, являются необеспеченными или малообеспеченными. Заёмщик практически ничего не теряет, становясь банкротом.
  • Невозможность получения кредита лица, получившего статус банкрота. Срок устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Неприятное положение в этом случае обретает сам банкрот. Жизненные обстоятельства, порой возникают непредвиденные, а большую сумму денег занять может только банк.
  • Развитие теневых кредитных организаций, выдающих займы даже лицам, которые были признаны несостоятельными. Условия, чаще всего, в таких случаях более жёсткие, а проценты повышенные.

Основные положения

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предполагает ряд основных положений в своём содержании:

  • Обращение в арбитражный суд может поступить как от заёмщика, так и от займодателя.
  • Банкротом может быть признан заёмщик, чья задолженность перед банком составляет более 50 тысяч рублей , а внесение очередного платежа не производилось более трёх месяцев.
  • Заёмщик, имеющий постоянный доход может получить рассрочку платежа на срок до 5 лет . Заём, вовремя выплаченный не даёт право должнику получить статус несостоятельного.
  • Невозможность погашения кредита в установленный договором период даёт право суду признать должника несостоятельным и изъять имущество общей стоимостью равной долгу, с целью его погашения. Ни суд, ни кредитор не имеют права изымать единственную жилую площадь должника.

Доходы, полученные заёмщиком на протяжение последующего за получением несостоятельности года, будут списываться в счёт погашения долга

Признание или несостоятельным несёт за собой множество , которые должник и кредитные организации должны знать.

  • Лицо, получившее статус банкротства при обращении в кредитную организацию, должно сообщать о своём положении. Чаще всего такое заявление является поводом для отказа в выдаче займа или увеличения процентной ставки и обеспечения.
  • Физическое лицо, признанное несостоятельным, при желании стать предпринимателем и зарегистрировать свою деятельность в налоговых органах получит отказ. Запрет распространяется сроком на один год.
  • Уже имеющиеся лицензии на осуществление предпринимательской деятельности будут отозваны.
  • Получение статуса несостоятельности может быть осуществлено не чаще одного раза в пять лет.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127 облегчил не только положение банков, не вынуждая их ожидать долгий срок, а после обращаться к коллекторам, но и положение заёмщиков.

Сегодня, деятельность коллекторов только начинает ограничиваться законодательством, а до недавнего времени они не контролировались никем и были способны угрожать, оказывать психологическое давление, осуществлять звонки в ночное время, распространять информацию о должнике публично, и предоставлять множество других неудобств человеку.

относительно юридических лиц и коммерческих организаций законно устанавливает право судебными приставами изымать их имущество, после установления факта несостоятельности, в счёт погашения задолженности. Ни банк, выдававший заём, ни коллекторские агентства такого права не имеют.

Кризисное состояние наблюдается не только в отношении государственного финансового положения, но и в отношении физических и юридических лиц. Многие из них усугубляют своё положение, получая новые кредиты для погашения старых. Такое положение стало поводом для вступления закона в силу.

Нововведения

В отношении уже действующего закона постоянно вводятся поправки и изменения, с целью увеличения эффективности. До 2019 года закон действовал только в отношении предприятий или юридических лиц.

Дата издания, внесения изменений, основные положения Внесённые поправки
1992 год Первое издание закона. Защита должника и займодателя от неправомерных действий в отношении друг друга.
1998 год Предоставление льготных условий (оздоровление бизнеса, возмещение требований кредитора); разделение хоз. деятельности юридического лица с применением обособленных мер; установление размера задолженности на уровне 500 МРОТ. Установление арбитражного суда, в качестве выносящего приговор. Физические лица могут быть признаны неплатёжеспособными.
2002, 2019 год Действие этого издания 127-ФЗ актуально до сих пор. В отношении юридических лиц устанавливается величина МРОТ, равная 100 рублей . Создаются мероприятия, направленные на предотвращение несостоятельности юрлиц.
2016 год Рассмотрение юрлиц на присвоение статуса банкрота, только при наличии задолженности более 300 тысяч рублей . Кредиторы приобретают дополнительные права по возбуждению дела. Установлены размеры компенсационного фонда и размера взноса вносимого в СРО.

Неудобства для физлиц

Физические лица, в качестве заёмщиков, с присвоением статуса банкрота получают не только освобождение или временную отсрочку от выплаты долгов, но и ряд неудобств.

Во-первых, инициатором присвоения статуса может быть не только должник, но и кредитор или налоговый орган. Имущество несостоятельного заёмщика продаётся на аукционах.

Если его стоимость не превышает 300 тысяч рублей , то решение о продаже остается за кредитором. В том случае, если сумма больше, то оно может быть продано только на открытые торги, в определённых кругах учреждений, находящихся в списке Российского фонда федерального имущества.

Изъятию не подлежат единственное жильё должника и его семьи или участок земли, личные вещи и бытовые приборы, стоимость которых определена на уровне меньше 30 тысяч рублей.

Предметы роскоши, к примеру, второе жильё или вторая машина будут оценены арбитражными управляющими и отправлены на торги.

Во-вторых. Замена судебных приставов, на арбитражных управляющих – специалистов, более точно ориентированных на проведение процедуры банкротства. Их работу должен оплатить должник, конечно, это неудобно – размер долга только увеличивается.

Но есть у этой процедуры и весомое преимущество для должника. После того, как заёмщик был признан несостоятельным, всё его имущество изъято, и долги перед кредиторами оплачены – он свободен от долгов перед займодателями.

Этапы процедуры

Процесс принятия к должнику определения банкрот не является длительным. Все действия в отношении процесса ложатся на плечи арбитражных управляющих.

от лица заёмщика или кредитора Инициатором могут быть обе стороны. После того, как суд установил факт несостоятельности физического или юридического лица применяются меры по возмещению суммы долга кредитору.
С учётом возможностей должника устанавливается новый график выплаты долга, но только в том случае, если он имеет постоянный доход и не имеет судимости по статье, относящейся к разделу экономических. Текст статьи от 1 октября 2019, где официально была установлена процедура банкротства физлиц, говорит о том, что срок рассрочки платежа может быть увеличен до трёх лет. Сумма платежей устанавливается на собрании кредиторов.
Орест имущества Должник, не имеющий постоянных доходов, лишается имущества, которое имеет действительную ценность. Но, в таком случае есть риск потерять большую сумму на торгах, ведь реальная стоимость часто отличается от оценки. Средства, которые удалось выручить с торгов, переводятся на счёт займодателя.
Заключение соглашения Достижение договорённости в отношении уплаты долгов между кредитором и заёмщиком позволяют им придти к заключению мирового соглашения. В процедуре подписания будет принимать участие и финансовый управляющий. Если факт его присутствия не установлен, то сделка считается недействительной.

Нюансы действия закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Должники по алиментам или бывшие руководители организаций, по чьей вине был нанесён урон имуществу, не смогут полностью рассчитаться с долгом после признания их несостоятельными.

Признание банкротом физического лица отличается от аналогичной процедуры, касающейся юридических лиц. Для организаций процесс будет длиться намного дольше.

Для начала проводится анализ финансового положения заёмщика, после чего начинается процесс обеспечения сохранности имущества организации, который может продлиться до 1 года. Далее последует ещё более длительная процедура – , которая может продлиться и 2 года.

Относительно физических лиц этот процесс займёт не более 6-9 месяцев. Гражданин, признанный несостоятельным не имеет права занимать руководящие должности на протяжении трёх лет после установления ему такого статуса.

Фиктивные банкроты, желающие получить выгоду от этой процедуры, несут уголовную ответственность с заключением до 6-ти лет

Оформление заявления

Правильно составленное заявление обеспечивает для истца возбуждение дела в максимально короткие сроки.

Но для предотвращения отказа в возбуждении стоит подробнее рассмотреть, кто же может быть инициатором присвоения банкротства и на каких условиях:

  • Физлицо, предоставившее в суд документы, подтверждающие использование им всех возможных способов получения отсрочки, реструктуризации долга. Также должник должен был осведомлять кредитора о своём положении, что также должно быть документально подтверждено и предоставлено в суд.
  • Индивидуальный предприниматель, рассматривающийся как физлицо.
  • Организации, выступающие в качестве кредитора. В этом случае они также должны предоставить весь пакет документов, что и заемщик для рассмотрения в арбитраже.

Важные замечания

Факт установления банкротства в отношении физических лиц может быть установлен не более одного раза в пять лет. Принятие статуса банкрота в отношении физических лиц — крайняя мера. Только тот человек, который действительно нуждается в исправлении своей жизненной ситуации, должен обращаться в суд за получением такого статуса.

Если постоянного дохода больше нет, а расходы постоянно увеличиваются, если потеряно жильё в результате пожара или развода, если нет больше физической возможности работать и зарабатывать – тогда целесообразно принять такой статус. Банкротство ограничивает права – выезд за рубеж становится невозможным.

Также кредитная история банкрота навсегда будет запятнана и ни один из банков, скорее всего, не одобрит заём, даже на небольшую сумму.

Сравнение изменений

Изменения для закона рассматриваются и по сей день, но какие из уже действующих стали более весомыми и в чём отличие новой редакции от предыдущих?

Мера Последствия
Если ранее сумма долга для подачи заявления в суд веса не имела, то сегодня общая задолженность не должна быть ниже 500 тыс. рублей. Эта мера позволит снизить количество обратившихся, а также количество потенциальных мошенников.
Полное рассмотрение и возбуждение дел силами арбитражного суда. Увеличение уровня рассмотрения дела, снижение количества обращений, территориальная привязанность. Установление действительной необходимости внесения лица в реестр должников
Не обязательность процедуры реструктуризации. Уменьшение срока установления банкротства.
Передача арбитражному управляющему банковских карт, подлежащих далее блокировке. Возможно неисполнение этого обязательства в большинстве случаев, но процедура не обременительна. Должнику достаточно отправить ценным письмом карты арбитражному управляющему, по адресу, указанному в постановлении суда.

Принятие в отношении физического лица статуса банкрота – это дело серьезное, его отпечаток пройдёт через всю жизнь. Прежде чем должнику обратиться в арбитражный суд стоит учесть, а действительно ли были приняты все меры, по выплате долга и налаживанию отношений с кредитором.

Юридические или физические лица спешат подать иск в суд для признания банкротства, чтобы им официальным путем были списаны долги. Существуют нюансы и ситуации, когда банк или суд может отказать в погашении кредита гражданину. Чтобы выяснить, когда и как лучше поступить, рекомендуется ознакомиться с Федеральным законом 127.

Общие положения закона

Закон 127 ФЗ о несостоятельности был принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года, а одобрен Советом Федерации 16 октября того же года. Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года. В 12 глав и 233 статьи. Однако он корректируется до сих пор, и существуют некоторые поправки, которые еще не вступили в силу. Этот закон регулирует процесс и способы признания лица несостоятельным, помогает гражданам определить меры по предупреждению банкротства и правоотношения между должником, который не может оплатить кредит, и кредиторами.

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены термины и определения, то, какими могут быть признаки банкротства, какими полномочиями в данной сфере обладают органы исполнительной власти. Как происходит рассмотрение дела в суде, кто имеет право на подачу заявления в суд и как должно выглядеть это заявление, какими правами и обязанностями обладают кредиторы и должники. Как проходит процедура при деле о несостоятельности и т. д.;
  • Вторая глава описывает меры предупреждения несостоятельности и порядок санации;
  • В третьей г. подробно описаны процессы дел в арбитражных судебных органах в сфере банкротства. Порядок, участники, заявления от каждой стороны, прилагаемые обязательно документы, как происходит принятие и причины отказа в деле, распределение расходов, приостановление, сроки и меры по обеспечению выполнения условий и требований. Третья глава имеет подпункты, в которых описаны способы оспаривания сделок и ответственность руководителя должника;
  • В четвертой описано наблюдение. Кто такой временный управляющий и его полномочия в деле о банкротстве. Временный управляющий по решению суда ведет наблюдение за должником и финансовым состоянием организации, проводит анализ, а затем делает вывод и принимает решение об отстранении или штрафе;
  • В г. пять описана информация о финансовом оздоровлении, порядке его введения, способах проведения и причинах его окончания;
  • Как и в пятой главе, в шестой описана процедура, но уже внешнего управления. Также порядки введения, причины, способы, окончание и т. д.;
  • В седьмой оформлено конкурсное производство. Конкурсный управляющий занимается исполнением постановления арбитражного суда после принятия решения о банкротстве лица;
  • В восьмой главе описаны общие положения мирового соглашения и его особенности в разных ситуациях. Разные типы, кто может участвовать, условия, последствия, обжалование и отказ;
  • В девятой г. описано банкротство только конкретного вида лиц. Эта глава поделена на 8 параграфов и описывает особенности несостоятельности разных категорий юридических лиц;
  • Как и в девятой, в десятой главе описана определенная категория лиц, простые граждане. Система банкротства, процедуры, способы принятия решения для каждого типа и вида граждан, делящихся по системе распределения сферы деятельности;
  • В 11 три параграфа и они описывают, какими способами органы и Гос. Дума упростили процедуру принятия решений и процесса банкротства;
  • 12 глава регулирует все дополнительные положения и условия.

Многие статьи описываемого закона утратили силу и были изменены, редакция ФЗ 127 проходит до сих пор.

Особенности банкротства физических лиц

Часто физические лица обращаются в банк для того, чтобы им списали все долги. Но каждый гражданин должен знать, что существуют ситуации, когда финансовые организации не могут списать долг. Все эти ситуации описаны в Федеральном законе о несостоятельности и о банкротстве, в главе 10.

Банк не может списать задолженность, если:

  • Судебный орган оформил постановление, в котором написана информация о произошедших случаях нанесения физического или психологического вреда;
  • Выплачивается компенсация по случаю нанесения вреда в рамках субсидиарной ответственности;
  • Физическое лицо выплачивает алименты;
  • В случаях неполной выплаты или отсутствия оплаты вознаграждения, зарплаты или выходного пособия, что часто случается у ИП. Тогда суд признает гражданина несостоятельным.

Банкротство физических лиц происходит, если:

  • Гражданин имеет официальную задолженность перед кредиторами в размере денежной суммы от 500000 рублей;
  • Гражданин уверен, что неплатежеспособен перед кредиторами;
  • Лицо не выплачивает коммунальные счета периодически. Банкротство оформляется в случаях, когда не оплачивается в срок от трех месяцев и выше.

Процедура банкротства физического лица имеет минусы, но присутствуют и плюсы совершения подобного поступка. Последствие такого положения — если гражданин, признанный несостоятельным в суде, обращается в ближайшие пять лет в банк, то обязательно сообщает финансовой организации о своей неплатежеспособности. Минусом считается, что в течение трех лет после признания физического лица банкротом, оно не может занять место руководителя ни в одной организации или фирме. Но повторно признать банкротом гражданина могут только через пять лет после первого случая.

При прохождении судебного дела физическое лицо обязано оплатить государственную пошлину в размере 300 рублей. Гражданин также оплачивает все почтовые расходы и услуги финансового управляющего.

Несостоятельность юридических лиц

При банкротстве юридических лиц иск в судебный орган может быть направлен как самостоятельно должником, так и представителем организации, выдавшей кредит или сотрудником специальных органов.

Для юридических лиц основания для признания несостоятельным отличаются:

  • В отличие от физических лиц, в этом случае задолженность должна быть от 100000 рублей для признания банкротства;
  • Сходство с физ. лицами только в том, что для признания банкротства юр. лица, оно не оплачивает коммунальные счета от трех месяцев и больше.

Процедура такова:

  • Первым делом, при постановлении арбитражного суда, проводится наблюдение, в ходе которого анализируется финансовое положение организации;
  • Далее назначается специальный сотрудник – арбитражный управляющий. Этот человек проводит контроль процессов и процедур;
  • Проводится мероприятие с попытками спасения фирмы или организации, которое называется оздоровление. Проходит анализ, ищутся способы спасения компании;
  • При отсутствии других возможностей, суд назначает специального человека, который, по мнению судей, может спасти организацию, это называется внешнее управление;
  • Если компания не была спасена, то проходит последняя процедура, именуемая конкурсным производством. Для погашения долгов продается все имеющееся имущество компании.

В случае если все-таки юридическое лицо было признано банкротом, случаются определенные последствия. Из организации обязательно увольняются абсолютно все сотрудники. Со счетов списываются все денежные суммы, которые уходят кредитным организациям и на другие расходы. По постановлению суда отстраняется начальство организации. Согласно ФЗ 127, на все задолженности юридического лица при решении о банкротстве снимаются пени и проценты.

Какие были внесены изменения?

Согласно последней редакции закона о банкротстве, утратил силу 34 абзац второй статьи, статья десять, второй и третий пункты статьи 184.13, пункты шесть и десять статьи 189.23. Основным изменением, внесенным при последней поправке, проведенной 29 июля 2017 года, в ФЗ номер 266, считается то, что теперь специальные государственные органы или кредиторы имеют право взыскать с должника его собственность, имущество. О взыскании имущества в суд может направить заявление или управляющий компании, или сотрудник обанкротившейся организации, или работник специального уполномоченного органа.

При последних поправках была полностью изменена глава 3.2, в которой говорится об ответственности, которую несет руководитель лица, имеющего непогашенный долг. Произошли изменения и в первой главе, в общих положениях о работе и системе работы арбитражных судебных органов. Информация для лиц, уже читавших этот закон – произошли изменения в названиях и порядке пунктов статей, рекомендуется ознакомиться с ФЗ 127 заново.

Скачать действующую редакцию ФЗ 127

ФЗ 127 продолжает претерпевать множество изменений. Он был создан для упорядочивания системы банкротства юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей. Каждый случай банкротства имеет свои нюансы, в этом же законе описаны подробно все ситуации. Процесс признания несостоятельности трудный и очень затратный, рекомендуется для начала изучить всю законодательную часть, чтобы избежать поспешных действий и ошибок.

Скачать Федеральный закон 127 «О несостоятельности (банкротстве)» Российской Федерации можно

127-ФЗ от 26.10.2002 определяет порядок и условия признания банкротства (несостоятельности) должника, регламентирует правила реализации мер по предотвращению утраты платежеспособности, проведения процедур, связанных с банкротством, а также иные отношения, касающиеся неспособности субъекта погасить обязательства перед кредиторами в полном объеме.

Действие нормативного акта распространяется на все организации, предприятия (в том числе унитарные), кроме казенных предприятий, политических и религиозных объединений. Отношения, возникающие при неспособности граждан, в том числе ИП погасить обязательства перед кредиторами, также регламентируются 127-ФЗ "О несостоятельности ". Нормы о банкротстве физлиц могут присутствовать и в иных правовых актах. Однако они могут применяться только при внесении дополнений/изменений в 127-ФЗ. С комментариями и содержанием некоторых его положений познакомимся далее.

Структура нормативного акта

В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" содержится 12 глав, в которых присутствует 233 статьи. Нормативный акт включает в себя:

  • Общие положения. В этой главе раскрываются основные понятия, используемые в тексте, предмет регулирования, обязанности и права обязательственных отношений и пр.
  • Предупреждение банкротства . В этой главе закреплены профилактические мероприятия в отношении должника.
  • Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде . В главе присутствуют нормы, регулирующие процессуальный порядок подготовки и проведения заседаний, субъектный состав.
  • Оспаривание сделок должника . В этой главе закреплены правила подачи требований о признании договоров недействительными, последствия процедуры.
  • Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве . В этой главе раскрываются особенности субсидиарной ответственности, дается определение контролирующего лица, закрепляется порядок подачи и рассмотрения заявления на привлечение к ответственности, взыскания убытков.
  • Наблюдение. В нормах главы установлен порядок его введения, ограничения и обязанности для должника, права управляющего, правила определения размеров требований кредиторов, компетенция собрания кредиторов и пр.
  • Оздоровление. В главе закреплены права участников судебного процесса, порядок, график погашения задолженности.
  • Внешнее управление. В этой главе устанавливаются правила его введения, последствия, обязанности и права внешнего управляющего, порядок формирования плана по погашению задолженности.
  • Конкурсное производство. Нормами этой главы определены правила выбора конкурсного управляющего, установлена очередность погашения требований, порядок формирования отчетности, процедура отстранения управляющего от производства.
  • Мировое соглашение. В главе установлен порядок оформления документа, условия признания, оспаривания, расторжения, а также последствия отмены.

Отдельные главы 127-ФЗ "О несостоятельности " посвящены банкротству:

  • Застройщиков.
  • Кредитных структур.
  • Естественных монополий.
  • Стратегических организаций и предприятий.
  • Финансовых структур.
  • Сельскохозяйственных предприятий.
  • Градообразующих организаций.
  • Клиринговых компаний.

О банкротстве граждан говорится в главе 10.

Последние изменения в нормативном акте

В конце 2016 г. в Закон "О несостоятельности (банкротстве )" были внесены поправки, коснувшиеся, в первую очередь, порядка привлечения к ответственности руководства предприятия-должника. Принятые изменения вступили в действие в 2017 г.

Кроме того, в положениях нормативного акта было закреплено право кредитных структур и госучреждений взыскивать имущество с заемщика-банкрота.

Признаки несостоятельности

Они раскрываются в 3 статье 127 -ФЗ. О несостоятельности физлица свидетельствует его неспособность погасить требования по денежным обязательствам или погасить задолженность по отчислению налоговых и прочих обязательных сумм в течение 3-х мес. с даты, когда их необходимо было исполнить (выплатить суммы). При этом размер задолженности должен превышать общую стоимость имущества физлица.

Организация признается банкротом при неспособности погасить предъявленные денежные требования или уплатить обязательные платежи в течение 3-х мес. с даты, когда соответствующие требования необходимо было удовлетворить.

Разбирательство дел

Как устанавливается в 6 статье 127-ФЗ, рассмотрение дел о банкротстве осуществляет исключительно арбитражный суд.

Если другое не устанавливается в рассматриваемом нормативном акте, производство может быть открыто, если общие требования к должнику-предприятию составляют не меньше 100 тыс. р., а к гражданину - не меньше 10 тыс. р. При этом у ответчиков должны присутствовать признаки банкротства, закрепленные в 3 статье 127-ФЗ "О несостоятельности".

При возбуждении производства по заявлениям конкурсного кредитора, уполномоченного органа во внимание принимаются требования, подтвержденные решением суда (арбитражного, третейского в том числе). При этом оно должно быть вступившим в силу.

Требования уполномоченных структур о выплате обязательных платежей могут приниматься во внимание при открытии судопроизводства, если их подтверждает решение налогового или таможенного органа о взыскании долга за счет имущества обязанного лица.

Особенности обращения в суд

Согласно 7 статье, правом на обращение в арбитражный суд наделяются:

  • Конкурсный кредитор.
  • Должник.
  • Уполномоченные органы.

У последних право возникает по истечении 30 дн. со дня принятия решения, о котором говорится в абз. 2 п. 3 ст. 6 127-ФЗ "О несостоятельности ".

Не является препятствием для принятия судом заявления частичное погашение требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если величина непогашенной задолженности составляет не меньше размера, определенного в п. 2 ст. 6.

Права кредиторов и уполномоченных органов: статья 11

Реализация прав уполномоченных органов, конкурсных кредиторов, работников должника (бывших в том числе) осуществляется в порядке, определенном Правительством.

Исполнительные структуры власти, организации, в компетенцию которых входит взыскание задолженности по обязательным отчислениям, могут участвовать в рассмотрении обоснованности требований и оснований их включения в реестр требований.

Обжалование договоров, заключенных должником

Общий порядок оспаривания сделок должника закреплен в ст. 61.1. В норме, в частности, говорится, что договоры, заключенные банкротом или иными лицами от его имени, могут признаваться недействительными по правилам, установленным в ГК.

Для обеспечения реализации положений ФЗ № 127, сделкой, совершаемой под условием, считается соглашение, заключенное при наступлении соответствующих условий.

Правила главы 3.2 могут применяться при обжаловании действий, связанных с исполнением обязательств, вытекающих из семейных, трудовых, гражданских, налоговых, таможенных, процессуальных и иных отношений. Оспариваться могут в том числе и соглашения, приказы о повышении зарплаты, выплате премий или иных сумм в соответствии с ТК.

Данные о направлении в арбитражный суд заявлений о признании недействительности сделок по основаниям, предусмотренным в ФЗ № 127, вынесении акта в результате рассмотрения и пересмотра обращений должны включаться в реестр по правилам, установленным в 28 статье. Внесение информации осуществляется не позже 3-х дней со дня, когда арбитражный управляющий узнал либо должен был узнать о подаче заявления, вынесения соответствующего постановления. Если обращение направляет сам управляющий, то срок сокращается. Указанные выше сведения в таком случае должны быть включены в реестр не позже следующего дня (рабочего) после подачи заявления.

Банкротство граждан

Дело о несостоятельности физлица может быть открыто по его заявлению. В обращении в суд гражданин указывает:

  • Сумму и состав задолженности.
  • Сведения о том, что не является индивидуальным предпринимателем. Эту информацию необходимо подтвердить справкой, оформленной в ИФНС.
  • Сведения о том, что средства, взятые в кредит, не использовались для ведения предпринимательской деятельности.
  • Состав имеющегося имущества. Сведения должны подтверждаться правоустанавливающими документами.
  • Состав семьи, количество детей (при наличии).

В заявлении следует также привести данные о неизбежных затратах (на проживание, питание и пр.).

Последствия несостоятельности для физлица

Гражданин, подавший заявление о банкротстве, не может приобретать объекты в собственность. Речь, в частности, о недвижимости, автомобилях и пр. Вместе с тем, физлицо не сможет продать имеющуюся у него собственность.

Все счета, открытые на имя гражданина, будут заморожены, а открыть новый счет будет нельзя. Физлицо-банкрот не вправе выступать в качестве поручителя или гаранта, выезжать за границу.

Положительных последствий несостоятельности не так много. В первую очередь, во время проведения процедур банкротства на задолженность не будут начисляться проценты. Важной конституционной гарантией для должника является то, что у него останутся денежные средства, необходимые для проживания, и жилая недвижимость, если она является единственным местом жительства.

Стадии банкротства юрлиц

Процедура включает в себя следующие этапы:

  • Наблюдение. В ходе этой стадии осуществляется анализ финансового состояния предприятия.
  • Введение внешнего управления. Назначенный в установленном порядке управляющий осуществляет контроль проведения всех процедур, отвечает за сохранность имущества должника во время производства.
  • Оздоровление. На этом этапе исследуется возможность и целесообразность финансового спасения компании.
  • Конкурсное производство. Оно начинается, если оздоровление признано нецелесообразным. В ходе конкурсного производства осуществляется реализация имущества предприятия. За счет вырученных средств удовлетворяются требования кредиторов.

Особенности профилактических мероприятий

При возникновении признаков несостоятельности руководитель предприятия должен направить участникам (учредителям), а также собственнику имущества (если это унитарное предприятие) сведения об этом. Указанные лица обязаны оперативно предпринять меры по недопущению банкротства, направленные на восстановление платежеспособности компании. В реализации соответствующих мероприятий могут участвовать кредиторы или другие субъекты по соглашению с предприятием-должником.

При необходимости к осуществлению мер могут привлекаться федеральные, региональные или местные структуры власти.

Участники/учредители компании, а также в установленных случаях собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и прочие субъекты в рамках проведения профилактики банкротства вправе предоставить должнику финансовую помощь в сумме, достаточной для удовлетворения денежных требований и погашения задолженности по обязательным платежам. При этом должник или другие субъекты могут принять на себя обязательства в пользу лиц, оказавших такую помощь.

Мораторий на погашение требований

Он распространяется на денежные обязательства и задолженность по обязательным платежам, кроме текущих. Мораторий предполагает:

  • Приостановление исполнения документов по имущественным взысканиям, в том числе производимым в бесспорном порядке. Запрещено принудительная реализация требований, установленных в них. Исключением являются документы, выданные в соответствии с судебными решениями, вступившими в действие до введения на предприятии внешнего управления, о выплатах вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда, об истребовании материальных ценностей из незаконного владения, компенсации ущерба здоровью/жизни, выплатах, назначенных сверх них, взыскании долгов по текущим платежам.
  • Приостановление начисления финансовых санкций (пеней, штрафов, неустойки) за неисполнение/ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе по налоговым и иным аналогичным платежам, кроме текущих.

На сумму требований, предъявленных конкурсным кредитором, уполномоченным органом, на дату введения в организации внешнего управления начисляются проценты. Если задолженность выражена в нацвалюте РФ, начисление осуществляется в размере ставки ЦБ (ставки рефинансирования), установленной на день введения управления.

В соглашении внешнего управляющего и конкурсного кредитора может предусматриваться меньшая величина % или менее продолжительный период их начисления. Проценты начисляются на требования кредиторов из каждой очереди до даты вынесения судом определения о начале расчетов с ними, до момента удовлетворения требований или принятия постановления о признании предприятия банкротом и начале конкурсного производства.



Просмотров