Предметом договора лизинга не. Примеры договоров лизинга. Подводные камни лизинга оборудования

В результате изучения материалов главы б обучающийся должен:

знать

  • понятие и основные принципы социального партнерства;
  • перечень сторон социального партнерства и их особенности;
  • формы социального партнерства;
  • правила ведения коллективных переговоров;
  • понятие коллективного договора и его содержание;
  • понятие и виды соглашений, порядок их разработки и заключения;

уметь

Решать правовые коллизии при выявлении противоречий между положениями нормативных правовых актов и статьями коллективного договора, соглашения;

владеть

  • навыками составления проектов коллективных договоров и соглашений;
  • способностью применять положения коллективных договоров и соглашений для решения конкретных практических задач в сфере трудового права.

Понятие и основные принципы социального партнерства. Его стороны и система. Общая характеристика форм социального партнерства

Социальное партнерство – это новый институт российского трудового права, появившийся в ТК РФ с момента его принятия в 2002 г. Ему отведена целая часть – часть вторая Кодекса, содержащая раздел II "Социальное партнерство в сфере труда". Данный раздел состоит из семи глав, с третьей по девятую, ст. 23–55.

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

До введения в ТК РФ легального определения данного понятия специалисты трактовали его по-разному. Так, А. Силин определял социальное партнерство как "систему регулирования трудовых отношений" ; Г. Ю. Семигин – как "способ регулирования... социально-трудовых отношений" ; И. Я. Киселев отмечал, что социальное сотрудничество – это взаимодействие партнеров в ходе создания и применения трудовых норм, как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров . В. Л. Михеев, использующий междисциплинарный подход, рассматривал социальное партнерство как цивилизованную систему общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящуюся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления . По мнению А. Ф. Нуртдиновой, социальное партнерство является сложным социологическим феноменом. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой – идеологию такого сотрудничества .

Ряд авторов указывает на "условность" данного понятия, поскольку "истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов у работников и работодателей наличествует и общность интересов: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой – необходимость заключения соглашения о “социальном мире”, выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя)" .

Несомненно, что социальное партнерство – это сложное социальное, правовое, скорее всего, философское и мировоззренческое явление. Более того, оно является новым для российской истории, поскольку в дореволюционный период оно еще просто не успело сформироваться, а в советский период – не существовало в связи с его ненужностью для этого государственного строя. И мы только начинаем привыкать к нему: постепенно и медленно; стороны трудовых отношений применяют принципы социального партнерства к общественным отношениям, складывающимся между ними.

Основные принципы социального партнерства изложены в ст. 24 ТК РФ. Их 12:

  • – равноправие сторон;
  • – уважение и учет интересов сторон;
  • – заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • – содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • – соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – полномочность представителей сторон;
  • – свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • – добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • – реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • – обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • – контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • – ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Рассмотрим наиболее важные из данных принципов подробнее.

Равноправие сторон является первым из них. Это связано с тем, что только стороны переговоров, обладающие равными правами и одинаковым юридическим инструментарием, способны обеспечить реальное согласование взаимоприемлемых условий сотрудничества. Обеим сторонам трудового договора и социального партнерства ТК РФ гарантирует равные права по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и иных органов социального партнерства.

В трудовом праве в целом и в рассматриваемом институте в частности реализация, законодательное воплощение данного принципа имеет свою специфику, которая выражается в том, что законодатель предусмотрел для работников и их представителей дополнительные гарантии и возможности. То есть обеспечение равенства прав достигается в трудовом праве путем их "выравнивания" с помощью либо предоставления бо́льших прав работникам, либо возложения бо́льших обязанностей на работодателей.

В рассматриваемой области установлены, в частности, обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК РФ), запрещение уклоняться от ведения коллективных переговоров, обязанность предоставлять необходимую информацию, дополнительные гарантии для работников, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39 ТК РФ).

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе в качестве принципа социального партнерства является необходимым условием его развития, поскольку, как указывалось выше, достижение взаимоустраивающих договоренностей между сторонами, имеющими подчас противоположные интересы, весьма сложный процесс. Государственные органы в связи с этим призваны помогать сторонам начать такой диалог, выступить в нем в роли посредников и своего рода медиаторов. В некоторых случаях государство устанавливает ответственность за нарушения, допущенные сторонами в сфере социального партнерства. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в качестве третьей, равноправной стороны при заключении соглашений, являющихся, наряду с законодательными актами, важными регуляторами социально-трудовых отношений.

Следующий принцип – принцип законности – является традиционным и входит в перечень принципов практически любого правового института. Его содержание в рамках социального партнерства заключается в том, что стороны обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов при реализации всех форм социального партнерства.

Достаточно нетипичным в этом ряду выглядит принцип полномочности представителей сторон . Несомненно, что необходимые полномочия у лиц, принимающих те или иные решения или акты, должны иметься, однако в качестве принципа данное обстоятельство, как правило, не выделяется. В институте же социального партнерства данный вопрос имеет принципиальное значение в связи с возможной множественностью представителей сторон, особенно в части представителей работников. Трудовой кодекс РФ подробно регламентирует виды представителей сторон, порядок их избрания и наделения полномочиями (гл. 4).

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений , в общем виде закрепляющий возможность наступления санкций за невыполнение коллективного договора или соглашения, конкретизирован в законодательстве весьма специфически. За данные действия (бездействие) установлена административная ответственность, однако в диспозициях ст. 5.28–5.34 КоАП РФ в качестве субъектов ответственности предусмотрены только работодатели и лица, их представляющие.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Подробнее о представителях сторон см. параграф 6.2.

Специфической стороной являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Несмотря на то, что в ТК РФ не конкретизирована ветвь власти, уполномоченная быть представителем государства или муниципального образования, на практике таковыми выступают органы исполнительной власти. Они участвуют в социальном партнерстве в двух качествах: 1) как работодатели; 2) как третья сторона.

Если органы государственной власти и органы местного самоуправления являются в социальном партнерстве работодателями, то на них в полной мере распространяются все права, обязанности и ответственность представителей работодателей, установленные гл. 4. Если же им отводится роль третьей стороны социального партнерства, то здесь статус данных органов особый, не похожий на статус иных сторон. Часто эту роль называют "второстепенной", отводя органам государственной власти и местного самоуправления место "содействующей" стороны в поиске взаимоприемлемых решений, представляющей и защищающей интересы общества в целом. Между тем в современных условиях без вмешательства (участия) государства взаимодействие социальных партнеров трудно назвать партнерством, пока именно государственные органы обеспечивают начало и продвижение переговорного процесса между работодателями и работниками.

Тем не менее органы государственной власти и местного самоуправления принимают участие далеко не во всех формах социального партнерства, установленных ст. 27 ТК РФ. Так, их "сфера присутствия" – это участие в коллективных переговорах по подготовке проектов соглашений и заключению соглашений, а также проведение взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В настоящее время участие государства наиболее заметно на федеральном, региональном и отраслевом (межотраслевом) уровнях. Для регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов в сфере трудового права на федеральном уровне создана РТК , в состав которой входит координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначаемый им же. К полномочиям РТК относится в том числе заключение Генерального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Практически во всех субъектах Федерации приняты региональные законы, учредившие трехсторонние комиссии на уровне соответствующего субъекта. Например, на территории Нижегородской области Нижегородская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений образована Законом Нижегородской области от 27.04.1999 № 40-3 "О социальном партнерстве".

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ТК РФ была введена ст. 35.1 "Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда", установившая обязанность органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере труда, а также обязательность направления проектов таких актов на рассмотрение в соответствующие комиссии и обязательность рассмотрения принятых ими решений.

Указанным Законом также была отредактирована ст. 48 ТК РФ в части придания практически обязательной силы для работодателей заключенным на федеральном уровне отраслевым соглашениям. В результате чего на данный момент заключено и действует более полусотни таких соглашений в самых различных отраслях народного хозяйства, начиная от организаций текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности и заканчивая организациями, учреждениями, подразделениями и органами внутренних дел РФ.

Система социального партнерства представляет собой совокупность различных уровней социального партнерства, на которых возможны различные виды взаимодействия партнеров. Структура уровней состоит из двух обособленных ветвей (рис. 6.1).

Рис. 6.1.

На каждом из данных уровней социального партнерства оно возможно в различных формах и форматах. Исключение составляют только некоторые их них, в частности на федеральном уровне возможен только трехсторонний диалог, а на локальном, напротив, – только двусторонний.

Формы социального партнерства перечислены в ст. 27 ТК РФ, это те правовые и фактические виды взаимодействия сторон, в которых возможно согласование их интересов. Несмотря на то что в данной статье дан их исчерпывающий перечень и формулировка статьи не позволяет считать его открытым, с учетом принципов социального партнерства можно предположить, что возможны и иные способы и варианты партнерства. Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы .

Основной правовой формой социального партнерства является ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений. Ее значимость связана с тем, что именно по результатам коллективных переговоров принимаются обязательные для исполнения документы: коллективные договоры и соглашения. Проведение таких переговоров возможно на всех уровнях социального партнерства и с участием всех его сторон. Их итогом является подписание коллективного договора или соглашения – правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения у конкретного работодателя либо в пределах территории или отрасли соответственно. Подписанные сторонами коллективные договоры, соглашения содержат трудоправовые нормы и являются источниками права, однако их положения не могут противоречить нормативным правовым актам.

Взаимные консультации (переговоры) по различным вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений также достаточно подробно прописаны в действующем законодательстве. Как уже указывалось выше, с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ поле этих переговоров было расширено. Кроме того, консультации проводятся и на уровне конкретного работодателя, например, при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ) или расторжении трудового договора по ряду оснований по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ).

Здесь следует отметить, что учет мнения представительного органа работника в случаях, предусмотренных ст. 372 и 373, отнесен ст. 53 ТК РФ к участию работников в управлении организацией, а это следующая форма социального партнерства. Очевидна непоследовательность и противоречивость норм ТК РФ в данном вопросе. Тем не менее сама суть данных процедур от этого не страдает.

Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.

Понятие социального партнерства

Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:

Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления. Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон. В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.

Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.

Формы социального партнерства

Проявляется социальное партнерство в разных формах. К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.

Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:

  • Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
  • Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
  • Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
  • Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.

Основные принципы социального партнерства

Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:

  • Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
  • Документированная полномочность сторон;
  • Взаимоуважение интересов сторон;
  • Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
  • Заинтересованность всех сторон;
  • Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
  • Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
  • Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
  • Контролирование выполнения условий колдоговоров;
  • Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
  • Ответственность за их неисполнение.

Уровни социального партнерства

Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:

  • Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
  • Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
  • Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
  • Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
  • Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.

Органы социального партнерства

Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.

Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей. На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. В ее составе - представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.

Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.

Договор лизинга (финансовой аренды) – один из самых сложных гражданско-правовых договоров.

Обусловлено это прежде всего несовершенством законодательства в сфере регулирования отношений сторон договора.

ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)” N 164-ФЗ был принят еще в 29.10.1998 (в настоящее время действует редакция от 31.12.2014). Даже беглого взгляда на этот весьма “немолодой” закон достаточно, чтобы понять, как много его первоначальных норм исключено, а вот новых, регулирующих изменившиеся отношения, оказалось недостаточно.

Сегодня лизинг набирает обороты. Российские предприятия особенно в условиях кризиса стоят перед необходимостью удешевления инвестиционной деятельности. А лизинг- это именно инвестиционная деятельность.

Для многих из них это уже не проблема развития, а вопрос выживания, ведь в нынешней ситуации новые капиталовложения зачастую не компенсируют естественного выбытия основных фондов. В качестве одной из форм решения этой задачи можно рассматривать лизинг.

В современной экономике долгосрочная аренда (лизинг) оборудования и других основных активов является весьма крупным источником капитала, особенно для мелких и средних компаний. Малые фирмы неохотно идут на крупные капитальные затраты или вовсе не могут себе этого позволить. и лизинг рассматривается ими как более дешевый способ формирования основных фондов по сравнению с покупкой оборудования.

Лизингом называют финансовую операцию по передаче права пользования на длительный (свыше года) срок недвижимого и движимого имущества, остающегося собственностью лизингодателя на весь срок действия договора лизинга.

В ФЗ № 164-ФЗ “О лизинге” определено, что лизинговая сделка –это совокупность договоров , необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

И здесь в правоотношения вступает третья и очень важная сторона – продавец предмета лизинга, за поступки и решения которого нередко приходится брать на себя ответственность лизингополучателю. Поэтому лизинг- это еще и многостороннее соглашение, что безусловно усложняет его характер.

В договоре вы можете увидеть условие о том, что в случае досрочного прекращения договора по вине продавца, лизингополучатель получит свой аванс и иные затраты только после того, как продавец вернет ВСЕ лизингодателю. Совершенно очевидно, что этот момент может не произойти никогда.

Поэтому если по договору лизинга право выбора продавца предоставлено лизингополучателю, не спешите радоваться и поищите далее условие о том, что лизингодатель в связи с этим снимает с себя всю ответственность за действия продавца по передаче предмета лизинга, за его качество и пр. Ведь риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга (статья 22 №164-ФЗ).

Закон исключает из возможного перечня предметов лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, запрещенное для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Существенной особенностью лизинга является разделение функций собственности: отделение использования имущества от владения. При заключении лизинг-контракта лизингодатель сохраняет право собственности на имущество, в то время как лизингополучатель получает и использует его в течение определенного периода, за что платит согласованные отчисления.

Наиболее часто встречающееся разделение лизинга на операционный и финансовый.

Под операционным лизингом обычно понимают переуступку имущества на срок, составляющий часть полного срока его жизни. Лизингополучатель распоряжается имуществом определенный срок, или один производственный цикл, обычно 2-5 лет, при этом возможно получение наряду с финансовыми и других услуг, таких, как техническое обслуживание, ремонт, страхование, налоговые платежи и пр.

Наиболее распространенными видами имущества, выступающими объектами операционного лизинга, являются: автомобили, компьютеры, копировально-множительная техника, т.е. такое оборудование, которое обновляется наиболее быстро.

К финансовому лизингу, как правило, относят долгосрочные (5-10 лет и дольше) контракты, предусматривающие выплату в течение твердо установленного срока арендных отчислений, сумма которых достаточна для полного возмещения капиталовложений лизингодателя.

Соглашение сторон заключается, как правило, на весь срок службы оборудования, так что общая сумма платежей сопоставима со стоимостью объекта лизинга. Лизинг-контракт не может быть расторгнут досрочно. Лизингополучатель сам обеспечивает техническое обслуживание, страхование и выплату соответствующих налогов.

Главным критерием в определении того, какое имущество может быть объектом лизинга, является следующий признак: предмет лизинга должен быть пригодным по окончании срока действия лизинг-контракта либо для продажи его арендодателем, либо для дальнейшей сдачи в аренду безотносительно к тому, идет ли речь о партнере по данному контракту или о третьем лице.

Сегодня уже много различных статей посвящено этой теме, наверное, даже научных трудов. Мы со своей стороны, изучив не всегда положительный опыт общения наших клиентов с контрагентами по договорам лизинга и со страховыми компаниями, полагаем, что если придерживаться некоторых достаточно простых правил, можно избежать многих проблем с лизингом.

Правило №1.

Если вы все таки решились на лизинг (вас не устраивает кредитование, например), заручитесь договорами у нескольких фирм-лизингодателей. Лучше, чтобы их было хотя бы 3-4.

Правило №2.

Покажите договор специалисту. Это может быть юрист вашей компании или другой специалист, оказывающий услуги (консультирование) по договору. И вот когда вы предоставите специалисту не один, а несколько проформ договора лизинга, он сможет «на пальцах» продемонстрировать достоинства и недостатки каждого из них, а не рассуждать, как было бы хорошо, если бы в этом договоре было бы условие…и т.д. и т.п. А вы со своей стороны сможете наглядно убедиться в компетенции специалиста. Помогут вам в этом и следующие Правила.

Правило №3.

Внимательно оцените и просчитайте не только выгоду по уплате лизинговых и прочих платежей по договору, но и возможные негативные последствия. Здесь желательно работать совместно с бухгалтером. Лучше конечно, если это бухгалтер вашей компании. Некоторые юридические консультации включают в том числе расчет возможных убытков как Лизингодателя, так и Лизингополучателя.

Вот, например, какое условие содержалось в договоре лизинга одного из наших клиентов:

«В случае предоставления Лизингодателю официального письма от страховой компании,

в которой застрахован Предмет лизинга, согласно которому состояние Предмета лизинга квалифицированно как «полная гибель», а также при условии предоставления подтверждающих документов, с месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены документы, Лизингодатель приостанавливает начисление лизинговых платежей.

В случае с нашим клиентом произошло ДТП и страховая компания в течение 5 месяцев (!) не могла вынести окончательное решение о страховом случае.

В результате Лизингополучатель за весь этот период добросовестно уплачивал лизинговые платежи и только через полгода его обязанность по уплате отпала по условиям договора. Хотя уже с момента ДТП он фактически был лишен возможности использовать предмет лизинга по назначению, получив при этом еще и упущенную выгоду.

Понятно, что судебный процесс со страховой компанией в подобных случаях является действенным способом возместить свои убытки, но это ведь время и деньги (не стоит забывать об уплате государственной пошлины по данной категории дел).

Хотя подобной ситуации можно было избежать, обратив внимание на данный пункт на стадии заключения договора и отказаться от него или от всего договора в целом. В результате договор лизинга стал убыточным.

Очень часто в договор лизинга включается следующее условие: «Обязанность по уплате авансовых платежей возникает у Лизингополучателя с момента заключения договора».

Заметьте: НЕ с момента фактической передачи предмета лизинга и подписания акта приема-передачи. В результате Лизингополучатель берет на себя обязательство отвечать за действия Продавца.

При этом упускается из внимания, что лизинговые платежи- это плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом . А в результате лизингополучатель платит за «потенциальное», а не «фактическое» владение и пользование, которое вообще непонятно когда начнется.

В другом случае общество обратилось в арбитражный суд с иском к лизинговой компании о взыскании неосновательного обогащения в связи с неправомерным удержанием лизингодателем после расторжения договора лизинга авансового платежа, ранее уплаченного лизингополучателем.

Удовлетворяя требования общества, суды всех трех инстанций исходили из того, что с прекращением договора лизинга прекратились и основания для удержания суммы аванса, перечисленного лизингополучателем, следовательно, сумма аванса за вычетом денежных средств, зачтенных в рамках исполнения обязательств по договору лизинга, подлежит возврату лизингополучателю (дело N А56-57/2009).

…Материалами дела подтверждается, что общество в соответствии с условиями договора выплатило лизинговой компании аванс, сумма которого ежемесячно в течение всего срока действия договора засчитывается в счет текущего лизингового платежа.

Из графика платежей следует, что указанная сумма подлежит зачету равными долями при определении размера ежемесячных лизинговых платежей.

В период действия договора стороны осуществляли зачет авансового платежа при внесении лизинговых платежей. К моменту прекращения договора лизинга часть авансового платежа, приходящаяся на будущие периоды, не была зачтена в соответствии с условиями договора в счет лизинговых платежей и осталась в распоряжении лизингодателя. Данное обстоятельство имеет существенное значение для правильного разрешения спора о взыскании долга по лизинговым платежам, поскольку авансовый платеж согласно условиям договора является их частью (дело N А44-3499/2008).

В связи с этим подлежит исследованию вопрос о правомерности требований лизингодателя о взыскании с лизингополучателя платежей в счет выкупа имущества и дальнейшей судьбе ранее полученных лизингодателем в счет выкупа имущества денежных средств после досрочного расторжения договора (дело N А56-47480/2009)…

Правило №4.

Досрочное расторжение именно договора лизинга настолько важно, что ему мы посвящаем следующее правило.

Приходилось встречать договоры, в которых вообще отсутствовали положения о досрочном расторжении договора. С одной стороны в таких случаях действуют общие нормы гражданского законодательства, а с другой стороны, этих норм не так уж много и фразы типа «действия должны быть совершены в разумный срок» не всегда уместны и фактически ничего не регулируют. Суды же в настоящее время наоборот стараются “подтолкнуть” стороны к более детальной проработке своих договоров, дабы избежать споров и разгрузить суды хоть немного.

Не стоит забывать и о прекращении договора в результате хищения, гибели имущества. Здесь в договор лизинга вступает еще одно лицо- страховая компания .

Правило №5.

Обязательно получите условия страхования по договору и изучите их.

Здесь нужно обратить внимание сразу на несколько моментов: на порядок ваших действий при наступлении страхового случая, на сроки принятия решения по ним страховщиком, на то, кому передаются годные остатки предмета лизинга (если это может относится к вашему договору), исключение из страхового покрытия и т.д.

По некоторым договорам лизинга страховую компанию выбирает Лизингодатель и, конечно, это та компания, которая «устраивает» именно Лизингодателя (например, у ООО «РЕСО-лизинг» естественно страховая компания по договору «РЕСО-Гарантия»).

Ваше мнение при этом не учитывается! Вам остается только достать деньги и оплатить все расходы Лизингодателя по страхованию его драгоценной собственности. Срок страхования, как вы уже наверное догадались, тоже чаще всего определяет Лизингодатель.

Нечасто, но все таки можно найти договоры лизинга, в которых Лизингодатель определяет основные условия страхования (срок, страховая стоимость, максимальный размер франшизы и разновидность, если она будет использоваться), а Лизингополучатель имеет право выбора страховой компании.

Еще один важный момент. Некоторые страховые компании устанавливают так называемые «нормы уменьшения страховой суммы и страховой стоимости (пропорционально отношению прошедшего периода страхования).

В этой части уже складывается судебная практика (Решение от 25 марта 2014 г. по делу № А33-468/2014), согласно которой, в силу пункта 5 статьи 10 Закона РФ “Об организации страхового дела в РФ”, в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

«…Принимая во внимание, что пункт 11.1.8.2 Правил добровольного страхования транспортных средств, утвержденных генеральным директором ООО «Страховая компания «Согласие» 21.09.2012г. в части указания, что страховщик осуществляет выплату страхового возмещения в размере страховой суммы, действующей на дату наступления страхового случая в соответствии с пунктом 4.10 настоящих Правил (те самые нормы уменьшения) противоречит положениям пункта 5 статьи 10 Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации” поскольку фактически предусматривает выплату страхового возмещения с учетом уменьшения страховой суммы и страховой стоимости (пропорционально отношению прошедшего периода страхования (в календарных днях)…

… Поскольку право страхователя на получение страховой выплаты в размере полной страховой суммы предусмотрено законом и положения Правил добровольного страхования, предусматривающие выплату страхового возмещения в размере стоимости застрахованного имущества на день страхового случая, не могут ограничивать предусмотренные законом права, а также с учетом того, что истец отказался от своих прав на застрахованное имущество, суд приходит к выводу о том, что страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения в размере полной страховой суммы…»

Итак: Правила страхования предмета лизинга – это очень важный документ для вас на весь срок действия договора. С ними нужно очень внимательно ознакомиться и еще раз ответить себе на вопрос: так ли нужен именно этот договор ? Это ваша «настольная книга», а не Лизингодателя. Особенно, если в договоре лизинга вам отводится активная роль во взаимоотношениях со страховой компанией:

«…Все необходимые расходы и действия, связанные с наступлением страхового события и (или) получением страхового возмещения, осуществляются за счет и силами Лизингополучателя…»

Этот пункт для вас с одной стороны хорош: вы сами более активно будете общаться со страховой, т.к. вам это право уже предоставлено Лизингодателем и не нужно оформлять переуступку вам права требования, а с другой стороны: если страховая начнет тянуть с вынесением решения (а именно так обычно и бывает), то вам придется доказывать Лизингодателю, что вы предприняли все возможные действия.

Вы должны будете: самостоятельно и своевременно подавать необходимые заявления, предоставлять необходимые документы Страховщику, совершать иные необходимые действия, которые требует Страховщик от Лизингополучателя и (или) Выгодоприобретателя.

Совершенно очевидно, что эти 5 Правил – только начало погружения в такую многогранную и непростую сферу, как ЛИЗИНГ. Но с чего-то надо начинать.

Судебная практика также многообразна, как и сама сфера взаимоотношений сторон договора. Очень важные разъяснения были даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №17 от 14 марта 2014 г. «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга». И не стоит забывать, что чаще всего договор лизинга – это договор присоединения. Он разрабатывается лизингодателем исходя из его коммерческих интересов, а лизингополучателю остается только принять эти условия и заключить договор, либо полностью от него отказаться, даже если некоторые условия (лизинговые платежи, общая сумма предмета лизинга) его вполне устраивают. Поэтому не лишним будет упомянуть также Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №16 от 14 марта 2014 г. «О свободе договора и ее пределах», применимого к данным правоотношениям.

Ну и, безусловно, Постановление Пленума ВАС РФ №35 от 06 июня 2014 г. “О последствиях расторжения договора” вам тоже может пригодиться.

Если же вы не достаточно хорошо ориентируетесь в нормах гражданского законодательства РФ, нелишним будет обратиться к специалисту за разъяснениями и понять, настолько ли договор лизинга выгоден для вас или стоит поискать другого Лизингодателя.

А если дело все таки дошло до суда, то это уже другая история…

Отношения, получившие название «лизинг » (от англ. to lease - сдавать и брать в аренду), известны давно, хотя нет единого мнения, где и когда они возникли впервые: в Римской империи, средневековой Англии или в прошлом веке в США. Но современный лизинг получил распространение в континентальной Европе в 60-х годах ХХ в. Причиной явилась необыкновенная гибкость этой формы отношений: она могла использоваться для решения самостоятельных задач, достижения несходных целей партнеров и в самых разных экономических условиях.

Общую схему лизинга можно представить в следующем виде:

  1. лизингополучатель указывает лизингодателю продавца и предмет договора лизинга;
  2. лизингодатель покупает предмет договора лизинга у продавца;
  3. лизингодатель передает приобретенное имущество в пользование лизингополучателю;
  4. лизингополучатель выплачивает лизинговые платежи.

Лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров. Цели и порядок инспектирования оговариваются в договоре лизинга и других сопутствующих договорах между их участниками (ст. 37 Закона о лизинге).

Лизингодатель имеет также право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга. Цель и порядок финансового контроля предусматриваются договором лизинга. Лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы (ст. 38 Закона о лизинге).

При невыполнении лизингополучателем указанной обязанности лизингодатель вправе:

  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных расторжением договора).

7. При прекращении договора вернуть лизингодателю предмет лизинга в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга.

Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе:

  • требовать возврата имущества;
  • требовать внесения лизинговых платежей за время просрочки;

Утрата предмета лизинга или утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от обязательств по договору лизинга, если договором не установлено иное (ст. 26 Закона о лизинге).

8. Не передавать без согласия лизингодателя свои права и обязанности, вытекающие из договора лизинга, третьим лицам.

Вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам во владение и в пользование за плату имущество, составляющее предмет лизинга, определяется как сублизинг (п. 1 ст. 8 Закона о лизинге). При сублизинге третьи лица, которым лизингополучателем по договору лизинга передан предмет лизинга, становятся лизингополучателями по договору сублизинга.

При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме. Если имущество передано в сублизинг без согласия лизингодателя либо такое согласие получено в устной форме, то этот договор является ничтожным, а лизингодатель имеет право:

  • требовать расторжения договора лизинга;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков).

Когда компании нужен лизинг, одной из первых задач, которая возникает перед руководством лизингополучателя, является определение существенных условий договора лизинга . Термин "существенные условия договора" имеет юридическое значение и обозначает те условия, без чёткого определения которых договор не считается заключённым.

Однако, в отношении лизинговой сделки существенные условия договора лизинга приобретают важное экономическое значение, т.к. влияют на расчёт лизинговых платежей, оценку реальной цены лизинга и эффективности лизинговой сделки для лизинговой компании. Юридический и "экономический" перечни существенных условий договора лизинга могут значительно отличаться, причём "экономический" список будет значительно больше. Здесь и далее мы будем ориентироваться именно на те условия договора лизинга, которые являются значимыми с экономической и организационной точек зрения и именно эти условия лизинговой сделки будем называть существенными.

Невыполнение обозначенных условий договора лизинга оборачивается для клиента штрафом и может даже привести к досрочному расторжению договора.

Перечень существенных условий договора лизинга

Для начала определимся, какие же условия договора являются существенными для лизинговой сделки и лизингополучателя.


На балансодержателе лежат все обязательства, связанные с учётом имущества, начислением, амортизации, формированием бухгалтерских документов по имуществу. Также балансодержатель обязан начислять и оплачивать налог на имущество по объекту лизинга. Налог на имущество не начисляется и не оплачивается в случае, если балансодержатель предмета лизинга использует упрощенную систему налогообложения.

Порядок регистрации предмета лизинга в ГИБДД и Гостехнадзоре

При приобретении по лизингу автотранспортных средств или спецтехники объект лизинга необходимо зарегистрировать в органах ГИБДД либо Гостехнадзоре. У ряда лизинговых компаний нет автохозяйства, поэтому регистрация в ГИБДД осуществляется только на лизингополучателя. Если лизингополучатель имеет собственное автохозяйство, на которое можно зарегистрировать приобретаемый по лизингу автотранспорт, наличие автохозяйства у лизинговой компании не обязательно. Однако, если автохозяйства у клиента нет, при согласовании условий лизинга необходимо выяснить, можно ли зарегистрировать приобретаемый автотранспорт на лизингодателя.

Сторона, на которую зарегистрировано лизинговое имущество в ГИБДД или Гостехнадзоре является плательщиком транспортного налога. Также указанная сторона обеспечивает прохождение техосмотра. Затраты на постановку предмета лизинга на учёт, прохождение техосмотра и транспортный налог, в случае, если имущество регистрируется на лизингодателя, включаются в график лизинговых платежей либо возмещаются лизингополучателем на основании выставляемых лизинговой компанией счетов. При оценке стоимости лизинга необходимо учитывать, включены ли указанные затраты в график платежей.

Порядок содержания и проведения ремонта предмета лизинга

Затраты, связанные с эксплуатацией объекта лизинга, лежат на лизингополучателе. Лизингополучатель также в подавляющем большинстве случаев оплачивает проведение текущего ремонта лизингового имущества. Однако, например, по договорам оперативного лизинга автомобилей в сумму лизинговых платежей может быть включены некоторые эксплуатационные расходы по лизинговому имуществу, в том числе стоимость текущего ремонта.

Гарантийный ремонт производится за счёт производителя или продавца имущества. В договоре купли-продажи предмета лизинга должно быть предусмотрено, что лизингополучатель имеет право самостоятельного обращения в соответствующую организацию для проведения гарантийного и текущего ремонта. В противном случае все вопросы по лизинговому имуществу придётся решать через собственника – лизинговую компанию.

Договором лизинга, как правило, предусмотрено, что неотделимые улучшения предмета лизинга являются собственностью лизинговой компании. Лизингополучатель не сможет предъявить лизинговой компании требования по возмещению расходов на эти улучшения.

Порядок расчетов по договору лизинга (график лизинговых платежей)

График платежей по лизингу , как правило, вынесен в отдельный документ и является неотъемлемым приложением договора лизинга. График платежей устанавливает сроки и суммы выплат лизингополучателя за лизинг имущества.

В некоторых случаях к договору лизинга подписывается два графика: график расчётов (перечисления денежных средств) и график платежей по лизингу. График расчётов устанавливает, какие денежные суммы и в какие сроки лизингополучатель должен перечислять лизинговой компании. График лизинговых платежей является основанием для отражения платежей по договору лизинга в бухгалтерском учёте, лизинговая компания выписывает счета-фактуры именно на основании графика платежей за лизинг (если к договору подписано два графика). Например, уплаченный при заключении договора авансовый платёж в графике платежей может быть распределён на несколько периодов и в этом случае сразу отнести его на затраты не получится.

В график платежей по лизингу могут включаться дополнительные расходы по договору и объекту лизинга: комиссии за заключение договора лизинга , налог на имущество, транспортный налог, страхование предмета лизинга, постановка лизингового имущества на учёт в ГИБДД и техосмотр и т.п. При оценки стоимости лизинга необходимо учитывать, какие затраты вошли в график, а какие нет.

Предоставление дополнительного обеспечения по лизинговой сделке

Условиями лизинговой сделки может быть предусмотрено предоставление дополнительного обеспечения: залога, поручительства и т.п. В случае, если лизингополучатель не исполняет обязательства по договору лизинга, лизинговая компания, как залогодержатель, имеет право обратить взыскание на предмет обеспечения.

В договоре лизинга указывается, что является обеспечением исполнения обязательств и указываются реквизиты договоров обеспечения.

Порядок, в соответствии с которым лизинговая компания может реализовать залог или обратиться к поручителю прописывается в дополнительно заключаемых договорах залога и поручительства.

Порядок страхования предмета лизинга

Все лизинговые компании требуют, чтобы лизинговое имущество было застраховано на протяжении всего срока действия договора лизинга . И для лизингодателя, и для клиента страхование объекта лизинга это залог того, что в случае, полной гибели имущества задолженность лизингополучателя по договору лизинга будет погашена за счёт полученной страховой премии. В случае ущерба, нанесенного предмету лизинга, страховая компания оплатит затраты на его восстановление.

Сторона, ответственная за страхование предмета лизинга , определяется по соглашению между лизингодателем и лизингополучателем и указывается в договоре лизинга. Некоторые лизинговые компании всегда осуществляют страхование объекта лизинга самостоятельно, так проще контролировать факт страхование лизингового имущества.

У всех лизинговых компаний есть перечень аккредитованных страховщиков. Предмет лизинга должен быть застрахован в страховой компании из указанного перечня, при этом лизингополучатель может сам выбрать конкретную страховую компанию.

Выгодоприобретателем по рискам ущерба может быть и лизингодатель, и клиент, по риску полной гибели – лизингодатель. Порядок расчётов по договору лизинга и взаимодействия сторон лизинговой сделки при наступлении страхового случая прописывается в договоре лизинга.

Перечень дополнительных услуг, которые могут быть предоставлены по договору лизинга

По договору лизинга лизинговая компания может предоставлять клиенту дополнительные услуги. Это бывает, как правило, при заключении договора оперативного лизинга автомобилей.

Дополнительные услуги по договору лизинга могут быть следующими:

  • Приобретение зимней резины и необходимого дополнительного оборудования
  • Регистрация автомобиля в ГИБДД
  • Страхование
  • Помощь на дороге 24 часа в сутки
  • Хранение резины и сезонный шиномонтаж
  • Регламентное техническое обслуживание и непредвиденный ремонт автомобиля
  • Подменный автомобиль
  • Персональный менеджер
  • Сопровождение технического обслуживания и ремонта. Сотрудник лизинговой компании забирает автомобиль у клиента в день ремонта и предоставляет подменный автомобиль, а по окончании ремонта возвращает автомобиль клиенту
  • Помощь при страховом случае - сотрудник лизинговой компании берёт на себя функции аварийного комиссара и собирает документы по страховому случаю

В ряде случаев лизинговые компании обязывают клиента оплатить дополнительные услуги в виде консультационной поддержки, при этом оплата данных услуг является обязательным условием заключения



Просмотров