Конституционный строй. Политические основы конституционного строя российской федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

  • человек, его права и свободы как высшая ценность;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство — это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

  • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
  • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем . В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (например, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.

Исключительные признаки конституционного строя

Необходимыми признаками конституционного строя являются:

  • народный суверенитет - исключительное право народа как основного носителя власти;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;
  • нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека - права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституционный строй" в других словарях:

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ, система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и конституционно правовыми актами государства (см. ГОСУДАРСТВО). Конституционный строй не следует отождествлять с… … Энциклопедический словарь

    Юридический словарь

    Конституционный строй - (англ. constitutional system) в конституционном праве форма организации государства, включающая систему базовых политических, экономических и социальных отношений, закрепленных в его конституции, охраняемых конституцией и др … Энциклопедия права

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного закона и другими конституционно правовыми актами система основополагающих общественных отношений. К.с. это единый государственно… … Юридическая энциклопедия

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это народовластие (народный суверенитет); наличие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Конституционный строй - это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами конституции, возникающих по поводу организации центральных (федеральных) органов государственной власти и… … Большой юридический словарь

    конституционный строй - система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно правовыми актами определенного государства. К.с. не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от… … Большой юридический словарь

    Представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона и другими конституционно правовыми актами система основополагающих общественных отношений. К. с. это единый государственно… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно правовыми актами государства. В отличие от государственного строя, К.с. всегда предполагает наличие в государстве… … Энциклопедия юриста

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - (constitutional order/system) государственное устройство, отвечающее установлениям Конституции … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Книги

  • , . В издание включены Конституция и законодательные акты Аргентинской Республики - одной из крупнейших стран Южной Америки. Предлагаемые документы ознакомят читателя с основами конституционного…
  • Аргентинская Республика. Конституционный строй. Права человека. Выборы , Миронов Н.М.. В издание включены Конституция и законодательные акты Аргентинской Республики - одной из крупнейших стран Южной Америки. Предлагаемые документы ознакомят читателя с основами конституционного…

Конституционный строй: понятие и основные элементы

Понятие конституционного строя и его основ:

Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.

Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

Принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.

Элементы конституционного строя РФ:

1. республиканская форма правления;

2. суверенитет РФ;

3. права и свободы личности;

4. источник власти - многонациональный народ России;

5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6. федеративное государственное устройство;

7. гражданство РФ;

8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9. организация местного самоуправления.

В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:

» верховенство права;

» широкие права и свободы человека, их гарантированность;

» участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

» разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

Особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции - Основы конституционного строя;

Неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.

Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя, систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

9) разделение властей;

10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.

Конституционные гарантии, определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:

Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

Признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и их защита равным образом;

Отношение к земле и другим природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и возможность их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

Запрет на установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности;

Право граждан создавать общественные объединения и свобода их деятельности.

Характеристика основ конституционного строя:

Основы конституционного строя РФ условно можно разделить на следующие группы:

♦ государственного устройства - государственные основы;

♦ политической системы - политические основы;

♦ экономической системы - экономические основы;

♦ социальной системы - социальные основы;

♦ правовой системы - правовые основы;

♦ правового статуса личности.

Основы государственного устройства конституционного строя РФ, это:

» по форме правления РФ - республика;

» по форме территориально-государственного устройства РФ - федерация;

» по форме государственного режима РФ - демократическое государство;

» в РФ гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти;

» Российская Федерация - суверенное государство;

» территория РФ целостна и неприкосновенна;

Основой конституционного строя России является народовластие.

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ:

› коллективный субъект - граждане РФ;

› объект - власть.

Формы народовластия:

1) непосредственная (прямая) демократия;

2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

1) референдум;

2) выборы;

3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Формы косвенного народовластия:

1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;

2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;

3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;

4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

-: Государственной Думой;

-: Советом Федерации.

I : {{97}} k = a

S : Термин «муниципалитет» появился:

+: в Древнем Риме;

-: в Древней Греции;

-: в Средневековой Франции;

-: в Австро-Венгрии.

I : {{98}} k = a

S: К правовым источникам избирательного права в РФ относятся:

-: Конституция РФ;

+: Федеральные законы;

-: Указы Президента РФ;

-: нормативные акты Центральной избирательной комиссии;

I : {{99}} k = a

S: Принципы избирательного права:

-: прямое избирательное право;

-: равное избирательное право;

-: обязательное избирательное право;

+: всеобщее избирательное право.

I : {{231}} k = a

S : Формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения:

+: местный референдум;

-: выборы губернатора области;

-: установление местных налогов и сборов;

-: правотворческая инициатива граждан.

I : {{100}} k = a

S : Полномочиями в области местного самоуправления обладают:

-: органы государственной власти РФ;

-: органы государственной власти субъектов РФ;

+: органы местного самоуправления;

-: должностные лица местного самоуправления.

I : {{101}} k = a

S : Имеет ли каждое муниципальное образование свой бюджет?

-: имеет, если для этого имеются собственные источники поступления бюджетных средств;

-: нет; бюджет муниципального образования формируется из средств, выделяемых субъектами РФ.

I : {{102}} k = a

S : Первый декрет «О Государственной прокуратуре» после Октябрьской революции был опубликован в:

I : {{103}} k = b

S : Наименование прокурор означает:

-: Генеральный прокурор РФ;

-: советники и помощники Генерального прокурора РФ;

-: помощники Главного военного прокурора;

+: все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники;

I : {{104}} k = a

S : Принцип независимости прокуратуры заключается в:

-: осуществлении деятельности только на основе закона;

+: недопустимости вмешательства в ее деятельность и оказания какого-либо воздействия органов власти;

-: наличии специальных мер защиты прокуроров и следователей;

-: отсутствии обязанности информировать кого-либо о своей деятельности.

I : {{105}} k = a

S : Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту:

+: прав, свобод и законных интересов граждан;

-: неопределенного круга лиц или интересов;

-: интересов Российской Федерации;

-: любого гражданина РФ.

I : {{106}} k = a

S : Прокуратура осуществляет надзор:

+: за исполнением законов на территории России и субъектов РФ;

-: за исполнением Конституции РФ;

-: за исполнением Постановлений Пленума Верховного Суда РФ;

-: за исполнением решений Конституционного Суда РФ.

I : {{107}} k = a

S : Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений закона:

-: право опротестования правовых актов;

+: возбуждение уголовного дела;

-: возбуждение дела об административном правонарушении;

-: право отмены правовых актов.

I : {{109}} k = a

S : Лицом, участвующими в деле, является:

-: свидетель;

+: прокурор;

-: представитель.

I : {{110}} k = a

S : Последней из перечисленных стадией судебного разбирательства являются:

+: судебные прения;

-: исследование доказательств;

-: разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле;

-: проверка явки участников процесса.

I : {{111}} k = b

S : Исправление недостатков судебного решения возможно посредством:

-: принятия нового решения;

+: обжалования решения;

-: принятия дополнительного решения;

-: принятия разъясняющего постановления.

I : {{112}} k = a

S : В порядке особого производства суд рассматривает дела:

-: об установлении факта нахождения на иждивении;

- : об установлении трудового стажа;

+: об установлении факта рождения;

-: об установлении факта распоряжения имуществом.

I : {{113}} k = a

S : Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является:

-: Правительство Российской Федерации;

+: Федеральное Собрание Российской Федерации;

-: Конституционный Суд Российской Федерации;

-: Президент Российской Федерации.

I : {{114}} k = a

S : Кто является Верховным Главнокомандующим вооруженных сил РФ?

-: министр обороны;

-: начальник Генерального штаба;

+: Президент РФ;

-: Председатель Государственной Думы Российской Федерации.

I : {{115}} k = a

S : Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации:

-: уставом республики;

+: конституцией республики;

-: федеральным законом;

-: нет правильного ответа.

I : {{116}} k = a

S : Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности

-: с 21 года;

-: с 14 лет;

+: с 18 лет;

-: нет правильного ответа.

I : {{117}} k = a

S : Слово «Конституция» образовано от латинского constitution , что означает:

-: согласие;

-: система взглядов;

+: установление;

-: правила.

I : {{118}} k = a

S : В систему органов правосудия Российской Федерации входят:

-: Конституционный Суд РФ;

-: Верховный Суд РФ;

-: военные суды РФ;

+: все ответы верны.

I : {{119}} k = a

S : Высший орган федеральной исполнительной власти, то есть коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране – это:

+: Правительство РФ;

-: Федеральное Собрание РФ;

-: Президент РФ.

-: все ответы верны;

I : {{120}} k = a

S : Конституционное право РФ связано с:

-: политикой;

+: государственным строем;

-: политической системой;

-: правами и свободами человека и гражданина.

I : {{121}} k = a

S : Конституционное право в тоталитарном государстве:

-: реально регулирует конституционно-правовые отношения;

-: защищает права и свободы человека и гражданина;

+: формально существует.

-: все ответы верны;

I : {{122}} k = a

S : Конституционное право в демократическом государстве:

+: юридическая основа демократии;

-: основополагающая отрасль права;

-: ограничивает права и свободы человека в интересах общества на основе права;

-: свод традиций народовластия.

I : {{123}} k = a

S : Предметом конституционного права является:

-: конституционный строй государства;

-: отношения человека с обществом;

-: основы гражданского общества;

+: все ответы верны.

I : {{125}} k = a

S : К признакам конституционной нормы относится:

-: нормативность;

-: формальная определенность;

+: гарантии государства;

-: гарантии общества.

I : {{126}} k = a

S : К источникам конституционного права РФ относятся:

+: конституции;

-: декларации;

-: подзаконные нормативные акты;

-: акты органов местного самоуправления.

I : {{127}} k = a

S : Субъекты конституционно-правовых отношений:

+: государство;

-: физические лица;

-: органы местного самоуправления;

-: юридические лица.

I : {{128}} k = a

S : Первый в истории России акт о гражданских свободах:

-: Манифест от 1861 г.;

-: нет правильного ответа;

I : {{129}} k = a

S : Действующая Конституция РФ принята:

+: путем Референдума;

-: после распада СССР;

-: Верховным Советом России;

-: Федеральным Собранием РФ.

I : {{130}} k = a

S : Конституция РФ - это:

-: результат соотношения сил в классовой борьбе;

+: основной юридический документ;

-: социальный компромисс;

-: выражает интересы экономически господствующего класса.

I : {{131}} k = a

S : Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:

-: государство;

-: Парламент.

I : {{132}} k = a

S : К признакам конституционного строя относится:

-: государственный контроль за общественной жизнью:

-: государство действует в соответствии с Конституцией;

+: реально соблюдаются права и свободы человека и гражданина;

-: конституционная регламентация экономики.

I : {{133}} k = a

S : Гуманистическая сущность Конституции РФ включает в себя следующее:

-: государство решает основные вопросы жизнеобеспечения человека;

-: индивидуальный выбор образа жизни и действий;

-: коллективизм;

+: приоритет человека над государством.

I : {{134}} k = a

S : К основным обязанностям государства в сфере прав и свобод человека и гражданина относятся:

-: признание прав и свобод;

-: предоставление прав и свобод;

-: соблюдение прав и свобод;

+: защита прав и свобод.

I : {{135}} k = a

S : Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает:

-: государство не вправе ограничивать действия людей;

-: человек не имеет обязанностей перед государством;

+: осуществление прав одними не должно нарушать прав других;

-: государство имеет только обязанности перед гражданином.

I : {{136}} k = a

S : Народ может осуществлять свою власть:

-: через органы государственной власти;

-: через органы местного самоуправления;

-: через Референдум;

+: все ответы верны.

I : {{137}} k = a

S : Верховенство в РФ имеют:

+: Конституция РФ;

-: конституции субъектов Федерации на соответствующей территории;

-: Федеральные законы;

-: акты органов местного самоуправления на соответствующей территории.

I : {{138}} k = a

S : Государственное устройство России:

-: унитарное;

+: федеративное;

-: республика;

-: конфедерация.

I : {{139}} k = a

S : Количество субъектов РФ:

I : {{140}} k = a

S : Федеративное устройство РФ основано на:

+: государственной целостности;

-: принципе разделения властей;

-: единстве системы государственной власти;

-: самоопределении народов.

I : {{141}} k = a

S : Гражданство РФ приобретается и прекращается:

+: в соответствии с Федеральным законом;

-: в соответствии с Указом Президента РФ;

-: в соответствии с Инструкцией МВД РФ;

-: в соответствии с международным правом.

I : {{142}} k = a

S : Демократическое государство предполагает:

-: наличие гражданского общества;

-: безусловное право на публичные мероприятия;

-: осуществление представительной демократии;

+: обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

I : {{143}} k = a

S : К характеристике России как социального государства можно отнести:

-: установление государственных пенсий, пособий;

-: обеспечение всех граждан рабочими местами;

+: охрана труда и здоровья людей;

-: установление гарантированного МРОТ.

I : {{145}} k = a

S : Природные ресурсы в РФ могут находиться в:

-: частной собственности;

+: государственной собственности;

-: муниципальной собственности;

-: иных формах собственности.

I : {{146}} k = a

S : Разделение властей в РФ это:

+: разделение на законодательную, исполнительную, судебную власти;

-: разделение власти на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации;

-: порядок, согласно которому парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос функционирования государства;

-: система, которая предполагает, что представительные органы не имеют верховенства по отношению к другим ветвям власти.

I : {{147}} k = a

S : Федеральную государственную власть в РФ осуществляют:

+: Президент РФ;

-: Генеральный прокурор РФ;

-: Председатель Конституционного Суда РФ;

-: Правительство РФ.

I : {{148}} k = a

S : Местное самоуправление в РФ:

-: формируется по усмотрению населения;

-: одна из форм осуществления народом своей власти;

-: признается и гарантируется Конституцией РФ;

+: это один из уровней государственной власти РФ.

I : {{150}} k = a

S : Идеологический и политический плюрализм предполагает:

-: запрещение устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной;

+: равенство всех общественных объединений перед законом;

-: возможность из множества партий выдвигать правящую партию, если это соответствует интересам народа;

-: запрещение общественных объединений, выступающих против существующего режима.

I : {{151}} k = a

S : В России как светском государстве:

-: религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

-: некоторые конфессии имеют привилегированное положение;

+: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

-: религиозные объединения не участвуют в политической жизни страны.

I : {{152}} k = a

S : Права человека в РФ:

-: происходят из позитивного права;

+: имеют фундаментальный характер;

-: могут быть ограничены государством.

I : {{153}} k = a

S : Права гражданина в РФ:

+: происходят из позитивного права;

-: происходят из естественного права;

-: происходят из обычаев;

-: являются ограничителем равенства между людьми.

I : {{154}} k = a

S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены в целях:

+: обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-: развития экономики и повышения уровня жизни;

-: защиты нравственности;

-: идеологической борьбы.

I : {{155}} k = a

S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены:

-: Федеральным законом;

+: Указом Президента РФ;

-: Законом субъекта Федерации;

-: Резолюцией Совета безопасности ООН.

I : {{156}} k = a

S : Конституция РФ устанавливает, что смертная казнь:

+: регламентируется только Федеральным законом;

-: может быть назначена только судом присяжных заседателей;

-: в военное время может быть назначена в упрощенном порядке;

-: может быть осуществлена по приговору Международного суда.

I : {{157}} k = a

S : Смертная казнь в РФ применяется:

-: в исключительных случаях;

+: не применяется;

-: не применяется только при помиловании;

-: при военном положении.

I : {{160}} k = a

S : Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется:

-: Президентом РФ;

-: государством;

-: профсоюзами.

I : {{161}} k = a

S : Содержание под стражей допускается в РФ:

-: по постановлению следователя;

+: по решению суда;

-: по Указу Президента.

I : {{162}} k = a

S : Право на неприкосновенность частной жизни включает:

-: личную и семейную тайну;

-: защиту чести и доброго имени;

+: личную неприкосновенность.

I : {{163}} k = a

S : К гарантиям права на неприкосновенность частной жизни относится:

+: неприкосновенность жилища;

-: запрет на распространение информации о частной жизни лица без его согласия;

-: обязанность компетентных органов обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

-: свобода передвижения.

I : {{164}} k = a

S : Неприкосновенность жилища может быть нарушена:

-: на основе Федерального закона;

+: на основе Судебного решения;

-: по постановлению прокурора;

-: по постановлению следователя.

I : {{165}} k = a

S : В соответствии с Конституцией РФ:

-: человек обязан указывать свою национальность;

-: человек вправе указывать свою национальность;

+: никто не может быть принужден к указанию своей национальности;

-: человек обязан указывать свою национальность при поступлении на работу или учебу.

I : {{166}} k = a

S : Согласно Конституции РФ:

-: каждый может свободно выезжать за пределы РФ;

-: каждый может беспрепятственно возвращаться в РФ;

+: каждый имеет право свободно передвигаться;

-: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место пребывания и жительства.

I : {{168}} k = a

S : Свобода совести и свобода вероисповедания:

-: понятия тождественные;

+: понятия самостоятельные;

-: понятия противоположные;

-: понятия взаимодополняющие.

I : {{169}} k = a

S : Свобода вероисповедания предполагает:

+: право исповедовать любую религию;

-: право не исповедовать какую-либо религию;

-: иметь и распространять религиозные убеждения;

-: распространять атеистические убеждения.

I : {{170}} k = a

S : В соответствии с Конституцией РФ запрещено:

+: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

-: пропаганда идеологического превосходства;

-: принуждение к выражению своих мнений;

-: создание партий, выступающих против конституционного строя РФ.

I : {{171}} k = a

S : Каким образом определяется перечень сведений, относящихся к государственной тайне:

-: содержится в Конституции;

+: содержится в Федеральном законе;

-: содержится в Указе Президента РФ;

-: содержится в ведомственных нормативных актах.

I : {{172}} k = a

S : Право на объединении включает в себя:

+: право создавать общественные объединения;

-: право вступать в общественные объединения;

-: право ликвидировать общественные объединения;

-: право на долю в имуществе общественных объединений.

I : {{173}} k = a

S : Право на объединение в РФ:

I : {{174}} k = a

S : Право на мирные собрания и публичные манифестации принадлежит:

+: принадлежит каждому человеку;

-: принадлежит только гражданам РФ;

-: принадлежит всем гражданам;

-: принадлежит гражданам, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

I : {{175}} k = a

S : Право участвовать в управлении делами государства включает в себя:

+: право на участие в Референдуме;

-: право занимать любую государственную должность;

-: право на участие в отправлении правосудия;

-: право законодательной инициативы.

I : {{176}} k = a

S : Право на экономическую деятельность предусматривает:

+: свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

-: право на создание предприятий любой организационно-правовой формы;

-: запрещение государству любого вмешательства в экономическую деятельность;

-: ведение любой экономической деятельности по своему усмотрению.

I : {{177}} k = a

S : Субъектом права на экономическую деятельность является:

+: любое физическое лицо, не ограниченное в дееспособности;

-: предприниматели без образования юридического лица;

-: коммерческое предприятие;

-: некоммерческое предприятие.

I : {{178}} k = a

S : Право частной собственности относится:

-: к личным правам;

+: к экономическим правам;

-: к политическим правам;

-: к социальным правам.

I : {{179}} k = a

S : Имущество на праве частной собственности:

-: не может быть изъято ни при каких обстоятельствах;

+: может быть конфисковано по приговору суда;

-: может быть изъято для государственных и муниципальных нужд;

-: может быть изъято в иных случаях, предусмотренным федеральным законодательством.

I : {{180}} k = a

S : Право частной собственности на землю в РФ:

-: принадлежит каждому;

-: принадлежит гражданам РФ;

-: неотчуждаемо;

+: ограничивается федеральным законодательством.

I : {{181}} k = a

S : Согласно Конституции РФ:

+: каждый имеет право на труд;

-: каждый обязан трудиться;

-: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

-: признается право на забастовку.

I : {{182}} k = a

S : Конституция РФ:

-: обязывает заботиться о нетрудоспособных родителях;

-: обязывает родителей заботиться о детях;

-: защищает материнство и детство;

+: наделяет родителей правом заботиться о детях.

I : {{183}} k = a

S : Конституция РФ гарантирует каждому:

-: государственную пенсию;

-: социальные пособия;

+: социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом;

-: пособие по безработице.

I : {{184}}

S : Конституция РФ гарантирует:

+: бесплатное среднее образование;

-: бесплатное высшее образование;

-: различные формы образования;

-: право на получение высшего образования на платной основе.

I : {{185}} k = a

S : Права и свободы в РФ:

-: не могут быть ограничены;

+: могут быть ограничены только в условиях чрезвычайного положения;

-: могут быть ограничены в судебном порядке;

-: не подлежат ограничению права и свободы, если это прямо предусмотрено Конституцией РФ.

I : {{186}} k = a

S: Согласно Конституции РФ каждый обязан:

-: платить налоги;

-: защищать отечество;

+: бережно относиться к природным богатствам;

-: защищать отечество при наличии двойного гражданства.

I : {{187}} k = a

S: Статус субъекта РФ определяется:

-: Конституцией РФ;

+: Конституцией РФ и законодательством субъекта РФ;

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции Российской Федерации и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма или способ организации которого характеризуется строго определенными чертами, позволяющими считать его конституционным государством

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется, прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, является одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Поэтому для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.

Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.

К числу основ конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст.1), относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.

Среди основ конституционного строя, закрепленных Конституцией Российской Федерации, имеются также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Не являются многие конституционные государства и республиками (например, Англия, Дания, Швеция и многие другие). Включение федерализма, суверенитета и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации обеспечивается желанием законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что эти основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации они создают наиболее благоприятную среду для реализации всех других принципов российской государственности.

И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они в совокупности конституируют государство и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации (ст.16). При этом никакие другие положения действующей Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст.16).

Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция Российской Федерации регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт "Основы конституционного строя Российской Федерации", занимающий ведущее место в системе конституционного права России.



Просмотров