Субъекты конституционного права российской федерации. Конституционно-правовые отношения и субъекты конституционного права

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.
К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.
Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.
В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Как правило, само государство не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, составляющих содержание указанного предписания. Иногда государство выступает в качестве участника определенного общественного отношения, то есть находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношений (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.
Органы государства как субъекты конституционного права наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. д.). Они выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.
Территориальные общности реализуют свои права либо через свои органы, либо непосредственно путем референдума.
Политические партии стали сравнительно недавно наделяться правосубъектностью (институционализироваться). В некоторых послевоенных конституциях определены основные положения их правового статуса, например: «Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии» (ст. 4 Конституции Франции). В ряде стран (Германия, Болгария и др.) приняты законы о политических партиях, в других (например, в Мексике) статус партий во многом урегулирован в избирательных законах.
Правосубъектность профсоюзов определяется конституциями (ст. 39 Конституции Италии, ст. 28 Конституции Японии) и/или обычными законами.
В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь. Так, в Великобритании главой англиканской и шотландской пресвитерианской церквей является глава государства (монарх), в Палате лордов заседают назначаемые им духовные лорды, церковь обладает правом законодательной инициативы по вопросам, касающимся ее деятельности.

Еще по теме 5. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА:

  1. 8. ДОГОВОРЫ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ
  2. ГЛАВА 7. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Субъект конституционного права – лицо, организация или другое образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Следует сделать акцент на том, что только закон может устанавливать и признавать то особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом правоотношения. Это качество, или свойство, называется правосубъектностью. Для того чтобы лицо имело право быть участником правоотношения, оно обязательно должно владеть кроме правоспособности еще и дееспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать право и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за осуществимые правонарушения (т.е. обладать деликтоспособностью).

Субъекты конституционного права делятся на две группы (схема 1.4):

  • а) физические лица;
  • б) общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии и Словении, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Физические лица различаются по своему статусу. Объем прав, предоставленных национальным конституционным правом, бывает разным и зависит от того, находится данное физическое лицо в гражданстве этого государства или явля-

Схема 1.4.

ется иностранцем либо лицом без гражданства. Соответственно, национальное конституционное право каждой отдельной страны содержит определенную совокупность правовых норм, которые регулируют порядок приобретения и потери гражданства, его статус, правовой режим иностранцев, правовой статус лиц без гражданства. Данные нормы определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Если политические права, как правило, принадлежат гражданам (хотя и этот постулат конституционного права сегодня подвергается пересмотру в странах Европейского Союза), то личные права и свободы закрепляются за всеми лицами независимо от различий в их правовом статусе.

Кроме этой группы субъектов особый характер имеет конституционная правосубъектность депутатов, прежде всего депутатов парламента. Их правосубъектность, конечно, связана с компетенцией органа народного представительства. Депутаты не являются должностными лицами, они представляют нацию и в качестве ее представителей являются органической частью представительного органа. Отдельные конституции наделяют членов парламента специальной правосубъектностью. Так, согласно ст. 69 Конституции Греции доклады в парламент "подаются через соответствующего депутата или передаются главе государства". Статья 70 Конституции Италии наделяет законодательной инициативой любого члена палаты. Из ч. 1 ст. 77 Конституции Испании вытекает, что петиции от демонстраций граждан принимаются через депутатов.

Ко второй группе субъектов конституционного права относят население государства в целом, органы государства (парламент, глава государства, правительство и др.), иногда их отдельные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), отдельные социальные сообщества (территориальные коллективы самоуправления и их органы), общественные объединения (профсоюзы, объединения лиц свободных профессий), политические партии, в некоторых государствах – церковь.

Важнейшей специфической особенностью национального конституционного права является то, что носителем прав и обязанностей может выступить население государства в целом, т.е. народ в форме публичной организации в лице государства, а также народ непосредственно как население страны, что решает многие вопросы ее государственно-правового развития. Конституционное право подавляющего большинства государств признает источником власти только народ в целом, при этом конституции нередко подчеркивают, что никакое лицо, никакая часть народа не могут осуществлять государственную власть. Свое полновластие народ реализует с помощью определенных юридических процедур: общего избирательного права, референдума, т.е. народной инициативы, и др. Государство в целом как субъект конституционного права является участником правоотношения, которое непосредственно выражает его суверенитет. Так, государство в целом выступает участником конституционно-правовых отношений в сфере судопроизводства. С этим связаны, в частности, процессуальные гарантии прав и свобод личности, реализация которых обеспечивается авторитетом государства. В таких правоотношениях государственные органы и должностные лица выступают как представители государства в целом. Примером, когда государство является субъектом конституционного права, служат правоотношения, связанные с гражданством (его обретением и прекращением). В данном случае соответствующие государственные органы и должностные лица, осуществляя свои полномочия, выступают не как самостоятельные участники правоотношения, а как представители государства в целом. Государство находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношения, и тогда, когда идет речь об отношениях федеративного государства с субъектами федерации. Оно действует или через государственные органы, или с помощью референдума.

Субъектами конституционного права являются государственные органы. Как субъекты правоотношения они наделяются определенной компетенцией согласно возложенным на них задачам (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т.п.).

Нередко конституционной правосубъектностью наделяются группы депутатов. Например, ст. 183 Конституции Португалии закрепляет за парламентскими группами права: а) принимать участие в работе комиссий Ассамблеи; б) высказываться при составлении повестки дня и обращаться к пленарному заседанию для просмотра подготовленной повестки дня; в) требовать от Постоянной комиссии содействия в созыве Ассамблеи; г) требовать создания парламентских комиссий; д) осуществлять законодательную инициативу; е) вносить резолюцию об отклонении программы Правительства; ж) вносить резолюцию недоверия Правительству; з) регулярно получать информацию непосредственно от Правительства о прохождении принципиальных вопросов, которые представляют общественный интерес.

В некоторых странах субъектами конституционного права выступают группы избирателей, которые наделены правом народной законодательной инициативы.

В конституционно-правовой сфере действуют субъекты права, которые присущи именно этой области правоотношения. Так, почти во всех современных государствах существуют территориальные самоуправляющиеся коллективы, которые имеют в своем распоряжении собственные выборные представительные органы. Эти территориальные самоуправляющиеся коллективы владеют довольно широким кругом полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Они реализуют свои права через собственные органы или непосредственно с помощью референдума.

К субъектам конституционного права относят также политические партии, которые играют исключительно важную роль в формировании и практическом функционировании некоторых государств (например, ст. 4 Конституции Франции). В конституциях государств (ст. 39 Конституции Италии, ст. 28 Конституции Японии) определяется правосубъектность профсоюзов. В некоторых государствах субъектом конституционного права является и церковь (Великобритания, Швеция).

Характерной особенностью конкретных конституционноправовых отношений является то, что их субъекты – стороны неравноправные. В этих отношениях действует принцип властвования и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть подчиненной стороной. Так, внесение депутатом Бундестага в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а прибытие избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между ним и участковой избирательной комиссией.

Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе.

Выводы

Предмет науки конституционного права зарубежных странобщие закономерности конституционного развития зарубежных стран и особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных общественных отношений в зарубежных странах.

Методы конституционно-правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Наука конституционного права зарубежных стран подробно изучает отрасль конституционного права зарубежных стран, анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, многие иные вопросы конституционного права.

Учебная дисциплина – понятие более узкое, чем наука. Отличие учебной дисциплины "Конституционное право" от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины – доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, т.е. не изучение отрасли, а ознакомление с ней.

Конституционное право зарубежных стран образует определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Основной элемент системы конституционного права зарубежных стран – правовой институт – группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Основы теории конституционного права зарубежных стран включают в себя следующие основные институты:

  • – основные права и свободы человека и гражданина;
  • – формы правления;
  • – формы государственного устройства;
  • – основы избирательного права;
  • – институт главы государства;
  • законодательную власть и т.д.

Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм – выраженных в конституции, законах, иных источниках общеобязательных правил должного или возможного поведения, защищенных принудительной силой государства.

Существенные отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права состоят в том, что конституционно- правовые нормы характеризуются: основополагающим, базовым характером, а также повышенной стабильностью.

Субъектами (т.е. участниками) конституционно-правовых отношений являются: человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства); группы людей – партии, общественные организации, собрания избирателей и т.д.; народ в целом; государственные органы; органы местного самоуправления; составные части государства – субъекты федерации, административно-территориальные образования; государство; иные субъекты.

Вопрос конституционно-правовых взаимоотношений представляет особый интерес в юридической науке. Участники этих взаимодействий обладают определенными возможностями и обязанностями. Особенностью конституционных правовых отношений выступает многочисленность их субъектов. Далее рассмотрим эту категорию более подробно.

Субъекты и объекты конституционного права

За последние годы в государстве произошли существенные изменения. Они коснулись всех сфер жизни общества: экономической, социальной, политической и так далее. Тем не менее признаки конституционно-правовых взаимодействий не потеряли свою значимость. Однако ввиду реформ они были существенно дополнены. В качестве объектов конституционных правовых отношений выступают социальные политические и экономические ценности, основные юридические возможности, свободы и интересы людей, национальные отношения и прочее. Указанные взаимодействия обладают фундаментальным, первичным характером. Они являются базой для формирования отраслевых взаимодействий, предшествуют их появлению, а в некоторых случаях и предопределяют возможность их возникновения. Такая особенность позволяет оценить значимость роли конституционного права в государственном строе. Специфика взаимодействий заключается в том, что большая часть из них не детализирует участников. Индивидуализация связей, которые устанавливают между собой субъекты конституционного права выражена в определенной всеобщности обязанностей и возможностей.

Оно выражено в поведении участников отношений, круг которых весьма широк и специфичен. Субъектами конституционного права России являются все вероятные стороны общественных взаимодействий, которые наделены соответствующими возможностями и компетенцией. Это является обоснованием реализации ими положений Главного закона государства.

Субъекты и источники конституционного права

Юридические отношения между участниками регулируются соответствующими нормами. Источники конституционного права субъектов РФ – это:

  • Международные договора.
  • Уставы субъектов РФ.
  • Общепризнанные мировые нормы и принципы.
  • Конституция.

Для реализации государственных гарантий, обеспечивающих защиту свобод и интересов участников рассматриваемых взаимодействий, принимаются соответствующие законы и прочие нормативные акты. Субъектами конституционного права являются:

Народ

Особенности субъектов конституционного права РФ состоят в их многогранности и разнообразии. Так, народ в целом представляет собой общность граждан. Он выступает в качестве субъекта конституционного права при проведении выборов депутатов Госдумы, Главы государства, референдума. Велика роль народа и при реализации демократических форм на общероссийском уровне. Аналогичной общностью, но в пределах определенной территории страны, выступает народ региона (края, АО, республики, области и так далее).

Он имеет возможность реализовывать публичную власть в пределах юрисдикции конкретного государственно- либо национально-территориального образования. Конституционное право субъектов Российской Федерации воплощается в участии в референдумах, выборах в исполнительные и представительские органы, а также избрании главы определенного региона. Еще одной общностью являются малочисленные коренные народы. Они также выступают как субъекты конституционного права РФ.

Исключительность народного статуса

Она обеспечивается прежде всего за счет того, что данный субъект конституционного права выступает в качестве носителя суверенитета и исключительного источника власти в государстве. Народ обладает возможностью формировать представительные государственные органы, участвовать в избрании Президента, выражать волю посредством референдума. Этнические общности, нации могут вступать в конституционно-правовые взаимодействия друг с другом, с институтами власти для решения вопросов национальной государственности и прочих проблем, касающихся их.

Государство

Это особый субъект, статус которого определяется Конституцией. В ней закреплены свойства государственного суверенитета, внутренняя структура и международная позиция. Регионы также являются участниками рассматриваемых отношений. Их статус устанавливает конституционное уставное право субъектов РФ. Государство выступает как регулятор общественных взаимодействий. Оно является прежде всего носителем нормотворческой власти.

Субъекты РФ могут участвовать в конституционных правовых отношениях посредством госорганов, выступающих от их имени. В качестве примера следует привести Договор от 31 марта 1992 года. Его условиями были разграничены предметы полномочий и ведения между органами власти РФ федерального уровня и институтами госвласти субъектов. Рассматриваемые взаимодействия могут возникать между республиками, автономиями, автономными округами, краями, областями и так далее.

Нации

Они выступают как субъекты конституционного права зарубежных стран. Например, во Франции нация, по сути, является народом. В России проживают представители разных этнических групп. В годы СССР они рассматривались как общности, олицетворяющие титульные национальности союзных республик. Согласно доктрине того периода, эти субъекты конституционного права наделялись возможностью выхода из состава СССР. Однако современное государство строится не по конфедеративному типу. В связи с этим нации в этническом значении не могут рассматриваться как субъекты конституционного права РФ. Сегодня такие общности выступают больше как участники международных отношений.

Административно-территориальные единицы

Они представляют собой не только географические, но и политические образования. Их основу составляет население. Именно оно, создавая местные органы власти, придает административно-территориальным единицам признаки политических формирований. Избирательные округа также выступают как субъекты конституционного права России. За счет их деятельности реализуется юридическая возможность граждан представительствовать в структурах госвласти.

Органы государственного и местного управления

В РФ к ним относят:

  1. Правительство.
  2. Федеральное собрание.
  3. Городскую думу.
  4. Конституционный суд.
  5. Местную администрацию.
  6. Высшую арбитражную судебную инстанцию и так далее.

Посредством норм, зафиксированных в Главном законе, разграничиваются компетенция и сферы полномочий, которыми наделены эти субъекты конституционного права. Обладая юридической возможностью реализовывать государственную власть и осуществлять местное самоуправление, они выполняют определенные задачи. К ним, в частности, относят издание законов, надзор за функционирование прочих структур, исполнением законов и так далее. Указанные субъекты конституционного права выступают во взаимодействиях как обладатели властных полномочий или как подчиненные, а в ряде случаев и как равноправные участники.

Должностные лица

Они также выступают в качестве субъектов конституционного права. К ним следует относить:

  • Президента.
  • Председателей парламентских палат – Федерального Собрания.
  • Генерального Прокурора.
  • Председателя Конституционного суда.
  • Главу Правительства и прочих.

Президент страны обладает широкими управленческими, правотворческими, представительскими полномочиями. Глава государства вступает во взаимодействия с регионами, Правительством, Парламентом и прочими участниками. Отношения, которые базируются на конституционных нормах, приобретают соответствующий конституционно-правовой статус. В ряд взаимодействий с участием указанных сторон вступают и должностные лица, приведенные выше.

Избиратели и депутаты

Эти субъекты обладают специфической правоспособностью. Избиратели участвуют во взаимодействиях с целью выбора представителей в разные законодательные органы. Посредством их действий формируются Госдума, Законодательное Собрание, Совет Федераций, Городская дума и прочие структуры. Депутаты могут участвовать в функционировании тех институтов, в состав которых они включены (избраны), а также в решении проблем, которые ими рассматриваются, утверждении актов, которые принимаются ими.

Политические и прочие общественные формирования

Эти объединения в последнее время приобретают все большее значение и играют все более значимую роль в жизни государства. Политические партии и другие общественные формирования участвуют в избирательных кампаниях. В рамках этих процессов они выдвигают кандидатов в депутаты, планируют и проводят предвыборные мероприятия. Особую важность имеет их участие в проведении общероссийских референдумов, защите и сохранении конституционных свобод и прав граждан, местном самоуправлении.

Физические лица

Они все принимают участие в конституционно-правовых взаимодействиях. Граждане, иностранцы, лица, не имеющие гражданства, могут реализовывать свои юридические возможности, обязанности и свободы на территории государства. Рамки их прав установлены в Конституции. Граждане государства обладают, несомненно, большими возможностями. При этом следует сказать, что они наделены конституционными правами вне зависимости от расы, пола, языка, национальности, религиозных убеждений, социального статуса, служебного положения и прочих признаков. Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, могут стать участниками рассматриваемых взаимодействий в связи с приобретением ими гражданства, получением временного политического убежища и по иным причинам, установленным в законодательстве.

Обязанности участников

Они достаточно неоднородны. Обязанности субъектов конституционного права обладают всеобщим характером. Вместе с этим, их можно условно разделить на категории. Одни распространяются на всех участников в равной степени, другие – конкретно на группу, третьи – на определенного адресата.

Юридические факты

Они представляют собой определенные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают появление, изменение или завершение правоотношений. Конкретные взаимодействия требуют более точно зафиксированных юридических фактов. С учетом характера связи с личной волей индивидов, они разделяются на действия и события. Последние – факты, возникновение которых не зависит от воли участников взаимодействий.

К примеру, смерть депутата – это событие, которое влечет окончание конституционно-правовых отношений между ним и избирателями. Однако наиболее распространены среди юридических фактов действия. Они могут быть правомерными. Посредством их аккумулируется социальная активность сторон отношений. Правомерные действия отражают процесс целеустремленной деятельности. Они поддерживаются и стимулируются нормами Главного закона. Действия могут быть и неправомерными. Субъекты, осуществляющие их, нарушают предписания конституционного права. Большая часть взаимодействия возникает вследствие положительного поведения.

Выводы

Основной задачей конституционно-правовых норм выступает регулирование возникающих общественных отношений, которые составляют предмет рассматриваемой дисциплины. Под действием предписаний формируются определенные модели поведения участников взаимодействий. В этой связи следует выделить признаки конституционно-правовых отношений, отражающих их специфику:

  • Взаимодействия отличаются содержанием. Они формируются в особой области отношений, которые образуют конституционно-правовой предмет.
  • Отношениям свойственен специфический состав участников. Среди субъектов есть и такие, которые не могут выступать в качестве сторон иных видов юридических отношений.

В заключение

Конституционно-правовая сфера отличается наличием большего, нежели в других отраслях, числа разнообразных отношений, многослойным характером связей между участниками, устанавливающихся часто посредством формирования сложной цепи взаимодействий. Большинство из них возникает вследствие издания юридических актов. Конституционно-правовые отношения, таким образом, выступают в качестве общественных взаимодействий, регулируемых нормами конституционного права. Содержанием последних выступает юридическая связь между участниками в виде взаимных возможностей и обязанностей, предусмотренных в данном акте. Специфика предмета, многообразный характер конституционно-правовых норм обуславливает и различия видов формирующихся отношений.

Наиболее классическим вариантом взаимодействий считаются такие, которые возникают при реализации норм-правил. Посредством их формируются допустимые модели поведения субъектов. На базе этих норм образуются весьма определенные взаимоотношения, в рамках которых четко определены участники, их взаимные юридические возможности и обязанности. При реализации иных норм устанавливаются, соответственно другие отношения. Например, это могут быть нормы-декларации, -принципы, -цели. Через образующиеся на их базе правоотношения реализуются предписания, заложенные в этих актах. Эти взаимодействия носят общий характер. В них не конкретизирован субъектный состав, не установлен перечень обязанностей и прав. Высшую юридическую силу приобретают также результаты референдумов и выборов, оформленные в установленном законом порядке.

права любой страны, которая определяет и закрепляет основы конституционного строя государства и общества.

Чтобы правильно и точно дать характеристику любому государству, достаточно открыть и посмотреть его Конституцию - Основной закон. Во-первых, на ее основании можно легко выяснить, кому в данной стране принадлежит власть, в каких основных формах она осуществляется, определить каковы возможности власти, ее влияние на экономическую и социальную сферы. Все эти правовые аспекты характеристики государства составляют содержание понятия "конституционный строй" .

Во-вторых, устройство государства и общества раскрывается в характеристике взаимоотношений государства и личности. Прежде всего, важно понять, какой принцип лежит в основе этих взаимоотношений, насколько человек значим для государства, каким образом гражданин может влиять на власть, а власть защитить его. Все названные стороны рассматриваемых взаимоотношений закреплены нормами конституционного права , которые складываются в правовой институт "конституционный статус человека и гражданина" .

В-третьих, невозможно дать правовую характеристику государству, если не выяснены территориальные пределы его власти (территориальная юрисдикция), не изучены организация его территории, распределение власти между отдельными территориальными частями государства, статус отдельных регионов, территориальных единиц и т. д. Здесь мы имеем дело с институтом "государственное устройство и административно-территориальное деление" . Для России как федеративного государства названный институт конкретизируется в наименовании: федеративное устройство.

В-четвертых, во всяком государстве власть осуществляется через систему государственных органов, каждый имеет свои функции, полномочия, структуру, специфические формы деятельности, но вместе с тем действует во взаимосвязи с другими органами. Такая система государственных органов, а также их правовое положение закрепляются нормами конституционного права , которые образуют такой институт, как "система органов государства" .

Исходя из сказанного, можно смело утверждать, что конституционное право Российской Федерации - это отрасль права , состоящая из совокупности конституционно-правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя в РФ, конституционный статус личности в России, федеративное устройство РФ и административно-территориальное деление ее субъектов, систему органов Российского государства и их конституционно-правовой статус.

Предметом регулирования конституционного права являются общественные отношения по поводу принадлежности организации и осуществления власти в Российской Федерации и взаимоотношений Российского государства с личностью. Эти отношения называют конституционно-правовыми, а нормы, их регулирующие, являются конституционно-правовыми нормами. Они входят в различные нормативные акты, принимаемые государственными органами. Такие акты относятся к источникам конституционного права .

Метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех отношений, которые регулируются конституционным правом. Значительную часть из них составляют властеотношения. Однако в демократических государствах значительная часть конституционно-правовых норм устанавливает содержание и гарантии прав человека.

Основным источником конституционного права является Конституция Российской Федерации. Все ее нормы обладают высшей юридической силой и регулируют важнейшие общественные отношения. К источникам конституционного права , безусловно, относятся федеральные конституционные законы, законы о поправках к Конституции. В них обязательно содержатся конституционно-правовые нормы. А вот федеральные законы только тогда являются источником конституционного права , когда состоят или включают в себя нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Так, например, законы "О гражданстве Российской Федерации", "Об общественных объединениях", "О национально-культурной автономии в Российской Федерации", о выборах и др.

Указами Президента РФ также могут регулироваться конституционно-правовые отношения. В основном они связаны с организацией и определением структуры исполнительной власти. Правда, часто Президент РФ регулирует своими указами отношения, касающиеся прав и свобод граждан. Однако это должно быть редким явлением, поскольку права и свободы - сфера законодательного регулирования, а указы являются актами подзаконными. Но отсутствие определенного закона вынуждает Президента РФ принимать указ в данной области общественных отношений.

В качестве источников конституционного права иногда могут рассматриваться решения Конституционного Суда РФ. К другим видам источников конституционного права относятся регламенты и некоторые иные акты Федерального Собрания РФ, в редких случаях постановления Правительства РФ, акты субъектов Федерации - конституции, уставы, ряд законов.

Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права . Во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права , выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в Основном Законе содержатся базовые нормы всех отраслей системы права . Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права . В-третьих, и это особенно важно, конституционно-правовыми нормами определен сам порядок "рождения" любого законодательного акта. Именно поэтому правоведы считают, что конституционное право составляет ядро всей правовой системы национального права .

Большинство норм конституционного права носят обобщенный характер и излагаются на уровне принципов. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права . Они являются нормами прямого действия, т. е. должны применяться непосредственно, без подтверждения нормами специальных отраслей права . Исключение составляют нормы международного права , которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права . Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т. е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права , либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права , состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Субъектами конституционного права могут быть как граждане, так и лица без гражданства, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, а также Российская Федерация, субъекты РФ, нации, народности.

Слово "конституция" имеет двоякий смысл. В первом случае конституция понимается как строение, конструкция, фигура, устройство. Это есть фактическая конституция, которая появляется вместе с возникновением самого общества. Во втором случае под конституцией понимается установление и закрепление в письменном виде характера и специфики существующих общественных отношений в данной стране. В отличие от фактической конституции это юридическая конституция. Таким образом, юридическая конституция есть отражение и закрепление в нормах права фактической конституции общества .

Если существование фактической конституции исчисляется многими тысячелетиями, то возраст юридической конституции гораздо меньше - насчитывается всего лишь примерно 200 лет. Первые цельные юридические конституции связаны с возникновением буржуазного общества и государства. Первыми юридическими конституциями являются Конституция США (1787 г.) и Конституция Франции (1791 г.).

По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным законом государства.

Место Конституции в правовой системе РФ определяется ее верховенством, высшей юридической силой и соотношением с законами и другими правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации. Верховенство как юридическое свойство Конституции означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм является Основным законом, составляет вершину правовой системы и действует на всей территории России.

Высшая юридическая сила конституции определяется степенью ее обязательности. Особое значение это свойство конституции приобретает в условиях федеративного государства, в состав которого входят субъекты, имеющие собственные конституции. Соблюдать Конституцию РФ должны все органы государственной власти, как федеральные, так и региональные, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. Особая обязательность Конституции состоит в том, что все законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.

Для законов, иных правовых актов Конституция является юридической базой. Она устанавливает, во-первых, виды правовых актов, принимаемых государственными органами, соотношение (иерархию) таких актов; во-вторых, определяет сферу и объекты законодательного регулирования; в-третьих, прямо называет законы, которые должны быть приняты.

Непосредственно примыкают к Конституции по их правовым качествам федеральные конституционные законы. Конституционные законы в силу их особой значимости принимаются в отличие от обычных законов в усложненном порядке.

Характеристика конституции как правового документа позволяет определить ее понятие. Конституция - это Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов государственной власти, управления, суда, основные

До этого исторического события наша страна прошла несколько этапов конституционного развития. До революции 1917 г. в Российском государстве не было конституции как единого правового акта, обладающего высшей юридической силой. Конституционной истории советской России известны четыре основных закона:

  • Конституция РСФСР 1918 г. - первая социалистическая конституция, которая провозгласила государство диктатуры пролетариата, республику Советов;
  • Конституция РСФСР 1925 г. - первая конституция России как учредителя и члена Союза ССР;
  • Конституция РСФСР 1937 г., объявившая Россию социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которой составили Советы депутатов трудящихся;
  • Конституция РСФСР 1978 г., провозгласившая построение "общенародного государства" и "развитого социализма".

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением является принятие предусмотренных Конституцией новых законов, приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также развитие конституционных норм в законах и подзаконных нормативных актах субъектов России.

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.

Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Как правило, само государство не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, составляющих содержание указанного предписания. Иногда государство выступает в качестве участника определенного общественного отношения, то есть находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношений (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.

Органы государства как субъекты конституционного права наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. д.). Они выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

Территориальные общности реализуют свои права либо через свои органы, либо непосредственно путем референдума.

Политические партии стали сравнительно недавно наделяться правосубъектностью (институционализироваться). В некоторых послевоенных конституциях определены основные положения их правового статуса, например: «Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии» (ст. 4 Конституции Франции). В ряде стран (Германия, Болгария и др.) приняты законы о политических партиях, в других (например, в Мексике) статус партий во многом урегулирован в избирательных законах.

Правосубъектность профсоюзов определяется конституциями (ст. 39 Конституции Италии, ст. 28 Конституции Японии) и/или обычными законами.

В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь. Так, в Великобритании главой англиканской и шотландской пресвитерианской церквей является глава государства (монарх), в Палате лордов заседают назначаемые им духовные лорды, церковь обладает правом законодательной инициативы по вопросам, касающимся ее деятельности.



Просмотров