Вопрос: Соотношение понятий «форма» и «источник» права. Материальные, идеальные и юридические источники права. Материальные и формальные источники права

Определение 1

Формальные источники права – это определенные и установленные способы выражения и закрепления государственных правовых норм. Иными словами, формальный источник права – это исходящие от государства официальные формы документов, в которых содержатся закрепленные выражения норм государственного права, в соответствии с юридическими значениями.

На сегодняшний день самыми известными источниками права принято называть:

  • Нормативно – правовой акт.
  • Правовой обычай. Это определенное и установленное правило поведение. Данное правило поведения устанавливается исключительно государственными структурами. Стоит отметить, что это правило поведение охраняется государством, и им же могут быть внесены определенные санкции.
  • Нормативный договор. Это определенное соглашение, которое составляется между субъектами. В результате этого нормативного договора могут быть образованы определенные нормы права. Данный источник государственного права позволяет не только регулировать, но и устанавливать, регулировать и запрещать имеющиеся правовые структуры.
  • Юридический (правовой) прецедент. Это установленное решение суда или иного юрисдикционного государственного органа, которые наступают в результате юридического дела. Здесь определяются два вида прецедента: судебный и административный прецедент.

Общими принципами права сегодня принято называть исходные то есть отрывные начала определенной правовой системы, которая установлена на территории Российской Федерации и может подвергаться соответствующим изменениям на основании официальных документов.

Признаки формальных источников права

Современные формальные источники права имеют качественные признаки, которые определяются нормативными и правовыми актами:

  • формальная определенность. Данная определенность представлена в виде нормативно – правого акта со строгой, конкретной и четкой формой своего непосредственного выражения.
  • нормативность. Под этим понятием подразумеваются нормы права, которые могут быть установлены, изменены, прекращены и так далее.
  • социальность. Именно при помощи социальности можно говорить об установленных нормативно – правовых актах, которые применяются исключительно для регулирования возникших общественных отношений.
  • официальность. Она позволяет издавать соответствующие нормативно – правовые акты на официальном уровне. В результате этого им подчиняются все граждане страны.
  • властный и волевой характер.
  • определенная юридическая сила. Данная сила устанавливается в виде степени и способности принятого акта выступать в качестве регулятора общественных отношений.
  • порядок принятия нормативно – правового акта на определенной особой степени.

Иные источники права

Помимо источников формального права существуют и иные материальные источники права. Материальные источники права – это установленные источники права, которые основаны на материальных ценностях.

Для государственного нормативно – правового акта определены следующие разновидности признаков:

  • Акты появляются исключительно при помощи государственных органов.
  • Акты существуют в соответствии с принятым порядком своего становления.
  • Акты могут быть использованы только в письменной форме.
  • Акты имеют определенную иерархию своей подчиненности.

Замечание 1

Кроме того, примечательно отметить, что нормативные и правовые акты определяются подзаконными актами и законами Российской Федерации.

Источник права в материальном смысле – это причины, обусловив­шие содержание права, материальные условия жизни общества. Сюда мож­но отнести экономические, политические, социальные, юридические и иные условия.

Источник права в идеальном смысле – нематериальные факторы осоз­нания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских источ­никах (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной иде­ологии и о правосознании личности.

Источник права в формально-юридическом смысле – это 1) форма зак­репления и выражения правовых норм, приданияим общеобязательного официального характера; 2) воплощенное в определенной внешней форме и наделенное юридической силой государственно-властное предписание, посредством которого регулируются и охраняются общественные отношения.

Правовой обычай – 1) общеобязательное правило поведения, соблюдае­мое в установленных случаях субъектами права в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственного при­нуждения; 2) правило поведения возникшее в процессе социально-политического развития, в результате многократного повторения явления признаваемого общественно полезным и, в силу этого воспринятого государством в качестве правового регулятора. Правовой обычай является исторически первым источником права.

Правовой прецедент – (от лат. praecedens, род.падеж praecedentis – предшествую­щий) решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел этим же, либо нижестоящим органом. Видами П.п. являются судебные и административные прецеденты. В неко­торых странах (в Великобритании, в боль­шинстве штатов США, в Канаде, Австра­лии) П.п. лежит в основе всей правовой системы.

Судебный прецедент –– это решение по конкретному делу, являю­щееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при ре­шении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толко­вания закона (прецедент толкования).

Административный прецедент – решение органа управления или должностно­го лица по конкретному административному делу, которому придана нормативная сила.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержа­щий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуж­дения.

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного орга­на, обладающий высшей юридической силой и направленный на регули­рование наиболее важных общественных отношений.

Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъ­ектами права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон, и содержащее норму права.


Тема 12. Норма права

Учебные вопросы:

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Виды правовых норм.

3. Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Понятие и признаки нормы права

Правовая норма – это установленное или санкционируемое государ­ством и обеспечиваемое его принудительной силой общеобязательное, формально-определённое правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы и ответственности, регулирующее типовые общественные от­ношения.

Поскольку норма права является одной из социальных норм, ей присущи общие признаки социальных норм:

правило, регулирующее поведение людей в обществе

регулирует отношения между людьми

носят сознательно-волевой характер (продукт сознательно-волевой деятельности людей)

имеют общий характер (адресовано всем)

нормативность (являются образцом, эталоном, правилом поведения)

Специфические признаки правовой нормы.

Непосредственная связь с государством. Устанавливается или санк­ционируется государством, охраняется от нарушений и обеспечивается мерами государственного воздействия (в том числе, принудительного ха­рактера).

Общеобязательность. Норма права - это государственно-властное предписание (требование), закрепляющее правило поведения обязатель­ное для всех субъектов вне зависимости от особенностей их статуса (соци­ального и материального положения, возраста, пола и т.д.).

Предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъектов, с другой стороны норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц. Т.е. норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.

Регулятор типовых общественных отношений. Регулирует определенный вид обще­ственных отношений; представляет собой общий, типовой вариант поведения людей; действует постоянно; направляет свое воздействие на неперсо­нифицированный круг субъектов.

Формально-юридическое закрепление. Норма права излагается в ста­тье нормативно-правового акта, который разрабатывается и принимается компетентным государственным органом в порядке, установленной зако­ном процедуры.

Микросистемность или структурная определенность. Выступает в виде специфической микросисте­мы, состоящей из взаимообусловленных элементов - гипотезы, диспози­ции, санкции.

Виды правовых норм

По функциональной роли в механизме правового регулирования об­щественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила (поведенческие нормы) и специализированные (институциональные) нормы.

1). Специализированные (институциональные) нормы определяют основные понятия и прин­ципы правового регулирования; формулируют его цели и задачи; обозна­чают возможные перспективы развития юридических институтов. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала; нормы-принципы; нормы-цели, нормы-дефиниции, коллизионные нормы.

Виды институциональных норм:

Нормы-начала – это предписания, конституционно закрепляющие основы социально-экономической, политической и государственной жизни, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан. Нор­мы-начала в своем большинстве сосредоточены в Основном законе госу­дарства.

Нормы-принципы – закрепляют основные направляющие начала юри­дической деятельности (например, в Конституции РФ закрепляется норма-принцип, в которой говорится о том, что в основу формирования государ­ственной власти в России положен принцип разделения властей).

Иногда нормы начала относя к нормам принципам.

Нормы-цели – определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития. В частности, своеобразной нормой-целью является преамбула Конституции США, гласящая: «Мы, народ Со­единенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, ут­верждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организа­ции совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспе­чения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Нормы-дефиниции – содержат определения конкретных юридических понятий. К примеру, ст. 209 УК РФ устанавливает, что «под бандой следует понимать устойчивую вооруженную группу двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации».

Коллизионные нормы – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, когда две (или более) нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю. Коллизионная норма предписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае. Например, п.5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Иногда выделяют:

Декларативные нормы – обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Закрепительные нормы – нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Например, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавливающие единые признаки преступления, наказания, условий освобождения от наказания.

2). Нормы-правила (поведенческие нормы) содержат характеристику вариантов возможного, должного и недопустимого поведения.

При этом они в свою очередь под­разделяются:

1. По функциям, выполняемым в правовом регулировании: на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов, направлены на урегулирование правомерного поведения, формулируют положительные предписания в праве.

Охранительные нормы предусматривают отрицательную реакцию го­сударства на неправомерное поведение, предусматривают применение к нарушителю негативных мер в форме государственного принуждения.

2. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, адми­нистративного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и др. отраслей права.

В свою очередь отраслевые нормы делятся на нормы материального и процессуального права.

Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирова­ния и т.д. (нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права).

Процессуальные правовые нормы регулируют организационные от­ношения и носят сугубо организационный, процедурный, управленческий характер, регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права; регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъек­тов, а только участников процесса (истца, ответчика, судьи, адвоката, про­курора, подсудимого, потерпевшего и т.д.).

3. По методу правового регулирования нормы права делятся на импе­ративные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Императивные нормы – категорические властные предписания, в мак­симально конкретной форме излагающие правила поведения при реализа­ции которых не допускается какой бы то ни было свободы правоприменителя. (обязывание, запрет).

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств уре­гулировать отношения по своему усмотрению. (дозволение).

Поощрительные нормы – это предписания о мерах поощрения за одоб­ряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающихся в добросовестном выполнении своих юриди­ческих и общественных обязанностей, либо в достижении результатов, пре­восходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций прово­дят соответствующие их компетенции мероприятия с учётом своих мест­ных условий, возможностей и резервов.

4. По характеру содержащихся предписаний нормы делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы права определяют правила возможного поведения субъектов.

Предписывающие нормы права устанавливают правила должного по­ведения субъектов.

Запрещающие нормы обязывают субъектов воздерживаться от со­вершения определённых деяний, признанных законодателем противоправ­ными.

5. По действию норм права во времени различаются постоянные и вре­менные нормы.

Постоянные - не ограничены в своем действии временным промежут­ком, действуют до отмены.

Временные действуют в течение формально определенного проме­жутка времени. При этом промежуток времени может определяться ка­лендарным сроком (нормы, закрепленные в национальном бюджете, дей­ствуют в течение календарного года), а также фактической ситуацией (нор­мы, закрепленные чрезвычайным законодательством, будут иметь юриди­ческую силу в условиях объявленного чрезвычайного положения).

6. В зависимости от действия по кругу лиц, нормы права разделяются на общие – касающиеся всех субъектов права (нормы, закрепляющие пра­во на квалифицированную юридическую помощь); специальные – распро­страняющие своё действие на определённый круг субъектов (нормы, регу­лирующие правовое положение иностранцев).

7. По субъекту правотворчества и юридической силе, то есть в зави­симости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы, получающие закрепление в законах (основным из которых является Конституция), обладающие высшей юридической си­лой и нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издавае­мых на основании и во исполнение законов.

8. По действию в пространстве, различаются нормы общего действия и нормы ограниченного действия (локальные).

Нормы общего действия действуют на всей юрисдикционной терри­тории государства (нормы, закрепленные в Конституции РФ).

Локальные нормы – правила поведения, действующие в пределах обо­собленного территориального образования (правила поведения, закреп­ленные в нормативных актах, принимаемых и действующих на территориях субъектов РФ).

Структура нормы права. Соотношение нормы права
и статьи нормативно-правового акта

Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нор­мы, деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.

Структура правовой нормы состоит из трёх взаимосвязанных элемен­тов: гипотеза; диспозиция; санкция.

Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипоте­зы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если – то – значит».

«Если» – это условие действия правила закрепленного в норме права, «то» – само правило поведения, «значит» – последствия реализации правила.

Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на условия, при на­личии (или отсутствии) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или из­меняются предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

1. В зависимости от структуры гипотезы бывают простые; слож­ные; альтернативные.

Простая – в гипотезе указано единственное условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы.

Сложная – гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия (отсутствия) одновременно двух и более условий.

Альтернативная – гипотеза, ставящая действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных условий.

2. По наличию и отсутствию юридических фактов (обстоятельств) гипо­тезы делятся на: положительные; отрицательные.

Положительная – связывает реализацию правового предписания с наличием определенных условий (так, ст. 15 Кодекса о браке и семье РФ содержит перечень условий, необходимых для заключения брака).

Отрицательная – предполагает, что применение нормы права осу­ществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий (не ока­зание помощи больному рассматривается в качестве отрицательной гипо­тезы нормы, устанавливающей меру юридической ответственности в от­ношении медицинского работника, который мог и должен был такую по­мощь оказать).

3. По форме выражения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.

Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцен­тирует внимание на их общих, родовых признаках.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нор­мы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней пра­воотношений, с отдельными, строго определёнными частными, специаль­ными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция – часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.

1. В зависимости от способа выражения диспозиции бывают про­стыми, описательными, ссылочными, бланкетными.

Простая – диспозиция, называет вариант поведения - дозволение либо запрет, но не раскрывает его подробно.

Описательная – диспозиция, описывает все основные признаки пра­вила поведения. В уголовном праве она включает в себя не только наименование преступного деяния (например, кража), но и перечень его основ­ных признаков (тайное похищение чужого имущества).

Ссылочная – диспозиция, не содержит полного описания правила по­ведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой статье данного зако­на, в которой даётся описание соответствующего вида деяния.

Бланкетная – диспозиция, для ознакомления отсылает к иным норма­тивно-правовым актам, находящимся либо в данной, либо в иных отраслях права - к инструкциям, правилам, техническим нормам; не определяет при­знаков деяния, а предоставляет установление их специально указанным органам.

2. В зависимости от формы выражения диспозиции делятся на управомочивающие; предписывающие; запрещающие.

Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения.

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность со­вершения определённых положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения.

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совер­шения определённых противоправных действий (или бездействий).

Санкция – часть правовой нормы, в которой определяются, мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не вы­полняющему предписаний диспозиции.

1. По степени определённости (т.е. по объёму и размерам неблагопри­ятных для нарушителя последствий) санкции делятся на абсолютно опре­делённые; относительно определённые; альтернативные; кумулятивные.

Абсолютно определённые (увольнение с работы, штраф, лишение сво­боды на срок 3 года) - санкции, где точно указан размер и вид неблагопри­ятных последствий (наказания), наступивших в результате нарушения норм права.

Относительно определённые (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет, лишение свободы на срок до 15 лет) – санкции, устанавливающие мини­мальную и максимальную (или только максимальную) границы возмож­ного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судеб­ного (административного) усмотрения.

Альтернативные (штраф или увольнение с работы, лишение свободы или исправительные работы, лишение прав управлять автомобилем или штраф) – санкции, где названы и перечислены через соединительно-разде­лительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных послед­ствий, из которых правопрнменитель выбирает только одно – наиболее це­лесообразное для рассматриваемого случая.

Кумулятивные (смешанные) – санкции, содержащие дополнительные указания на неблагоприятные последствия.

2. По отраслевому критерию различаются санкции, закрепленные в уголовно-правовых, административно-правовых нормах, нормах трудо­вого права и т.д.

Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государствен­ного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния – преступления.

Административно-правовые санкции могут применяться админист­ративными органами и судом к лицам виновным в совершении админист­ративных проступков.

Дисциплинарно-правовые санкции (предусмотренные нормами тру­дового права) применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины.

Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выго­вор, взыскание материального ущерба и др.) – активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.

Предупредительные санкции (предупреждение, привод, арест иму­щества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступле­ния, отмена акта государственной власти или административного акта, при­нудительное лечение и др.) – направлены на недопущение противоправно­го поведения, либо связаны с организационным обеспечением правоохра­нительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

Правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабо­чих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.) – связаны с восстановлением нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Соотношение норм права и статей нормативных актов

Норма права – относится к содержанию права, это правило поведения, содержащее гипотезу, диспозицию, санкцию.

Статья законодательного акта – внешняя форма выражения права, средство воплощения нормы права.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта пред­полагает, что:

все три элемента логической структуры нормы права могут быть вклю­чены в одну статью нормативного акта;

в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм;

элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нор­мативных актов.

Способы изложения нормы права:

1) прямой способ – структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме;

2) отсылочный способ – изложение в статье нормативного акта части нормы при конкретной отсылке к тексту, в котором содержится недостаю­щая часть;

3) бланкетный способ – когда в статье нормативного акта указывается на наличие правила поведения и обозначается ответственность за его нару­шение (санкция), при этом непосредственно в статье не содержится ин­формации о сущности и о выходных данных документа, эти правила содер­жащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать данной информацией в силу собственной профессиональной компетенции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте понятие нормы права.

2. Перечислите признаки правовой нормы.

4. Назовите и сформулируйте определения структурных элементов правовой нормы.

5. Какие Вам известны виды гипотез? Охарактеризуйте их.

6. Какие Вам известны виды диспозиций? Охарактеризуйте их.

7. Какие Вам известны виды санкций? Охарактеризуйте их.

8. Какие существуют способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

9. Назовите разновидности правовых норм на основании различных критериев.

Дополнительная литература

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х. Т.2. – М., 1982. – Гл. 23, 24, 25.

Архипов С.И. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Правоведение. 1987. - № 1.

Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. – Саратов: СГАП, 2000. – Гл. 7.

Бессонов А. А. Виды процессуальных норм // Вестник СГАП. 2002. № 1. С. 104–108.

Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. – Иркутск, 1994.

Гайворонская Я.В. К вопросу о правопонимании правовых и юридических норм // Правоведение. 2001. - № 3.

Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб.: Знание, 1996. – Очерк 10.

Лапшин И.С. Диспозитивные нормы российского права: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. – Нижний Новгород, 1999.

Лейст О.Э. Нормы права // Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 1999. – Гл. 19.

Лысаковский Г. К вопросу о коллизиях норм права // Юрист. 2002. С. 32–33.

Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. – 1996. – № 6. – С. 12-19.

Пугинский Б. И. О норме права // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1999. № 5. С. 23–33.

Сильченко Н. В., Толочко О. Н. Теоретические проблемы учения о нормах международного частного права // Государство и право. 2000. № 1. С. 35–39.

Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. – М., 2000. – Гл. 1, § 5.

Чернобель Г. Т. Структура норм права и механизм их действия (логические аспекты) // Правоведение. 1983. № 6.

Нормативно-правовые акты как источники права, их виды и отличия от иных нормативных актов.

Нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права и является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе.

Нормативно-правовой акт специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права.

По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ. Достоинства нормативно-правового акта как источника права:

1. Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность;

2. Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства;

Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.



3. Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости;

В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.

Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему «писаного права».

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства. На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в РФ. Необходимо лишь четко определить соотношение законов и иных источников.

Высшая юридическая сила закона определяет и его характеристики как источника права, а это в свою очередь означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться в следующих случаях:

1. Если данное отношение не урегулировано законом;

2. Иные источники права не противоречат закону;

При наличии всех перечисленных условий для разрешения конкретного юридического дела привлекаются нормы права, содержащиеся в иных официальных источниках.

Соотношение закона и иных источников права выражается в том, что использование любых источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь юридического значения.

Источники права в формально-юридическом и материальном смыслах

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм.

Источниками права традиционно считают правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт), религиозную норму.

Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативно-правового акта.

Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять:

а) источник права в материальном смысле;

б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологическом

в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико- хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. - Право частной собственности является

основой всех прав человека.

Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм.

Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы

выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

Виды источников права

Форма (источники) права – совокупность определенных способов закрепления и внешнего выражения правовых норм.

Стороны формы права:

  1. Внутренняя – структура и система норм права в виде институтов и отраслей права;
  2. Внешняя – совокупность юридических источников, которые внешне формально закрепляют правовые явления;

Признаки форм права:

  1. Фиксирование и закрепление права;
  2. Источник правовой информации;
  3. Организация содержания права;
  4. Наличие официальных реквизитов;

Основные виды источников права:

  1. Правовой обычай – санкционированное государством обычное правило поведения, которое сложилось исторически ранее и вошло в привычку в результате длительного использования и повторения определенных действий;
  2. Правовой прецедент – это решение уполномоченного государственного (судебного) органа по определенному юридическому делу, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных дел;
  3. Нормативный договор – добровольно заключенный договор, который выражает общность интересов сторон, имеет нормативное содержание и влечет взаимную ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора;
  4. Правовая доктрина – принципы и нормы поведения, которые изложены в научных трудах наиболее авторитетных ученых и практиков и являются признанными государством в качестве общеобязательных;
  5. Нормативный правовой акт – официальный, властно–волевой акт–документ компетентного государственного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит нормы права;

Виды актов:

В зависимости от субъектов правотворческой деятельности:

  1. Акты, принятые на референдуме;
  2. Акты государственных органов;
  3. Акты иных социальных организаций;
  4. Совместные нормативно – правовые акты;

По срокам действия:

  1. Акты неопределенно – длительного воздействия;
  2. Временные акты;

В зависимости от сферы действия:

  1. Общефедеральные;
  2. Нормативные акты административно – территориальных единиц;
  3. Акты органов местного самоуправления;
  4. Локальные акты;

По юридической силе:

  1. Законы;
  2. Подзаконные акты;

Источники права – внешняя форма выражения правовых норм.

Виды правовых источников.

Понятие источников (форм) права

Форма права в материальном и формальном смыслах

В соответствии с «узким», «нормативным» подходом к пониманию права нормы права содержатся в нормативных актах. Однако юридическая история общества дает и иные примеры способов объективации правовых норм. Последние могут содержаться в договорах, вырабатываться в процессе судебной практики, складываться исторически, а не устанавливаться государством. Договор, судебный прецедент, правовой обычай будут в данном случае выступать в качестве источников права.

Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.

Наряду с понятием «источник права» в теоретической науке как равнозначное используется и понятие «форма права», под которой имеются в виду способ выражения, внешнего оформления правовых норм, формы их существования.

Термин «источник» в юридической науке употребляется в разных значениях. Как об источнике права в материальном смысле говорят о социальной жизни, об общественных отношениях вообще: ведь именно развитие последних и порождает потребность в их правовом регулировании, в издании правовых норм. С социологических позиций источник права - «культура, которая в процессе селективной эволюции вбирает в себя социальный опыт и выражается в общеобязательных правилах поведения». В идеологическом смысле под источником права понимают юридические концепции, идеи, т.е. правосознание, которое также выступает в качестве весьма значимого фактора правообразования.

«Нормы права не возникают самопроизвольно, они вырабатываются, формулируются в результате сознательно-волевой деятельности людей на основе существующего в данном обществе уровня юридического сознания». Анализируя крупный и значимый для своего времени нормативный акт (например, Русскую правду), в науке истории государства и права иногда говорят о его источниках, т.е. о том, откуда появились, каким образом были выработаны составляющие данный документ нормы права. В этом плане среди источников (нормативного акта, а не права) обычно указываются предшествующие нормативные акты, судебная практика, обычаи и т.д. Источником права именовалось и основание обязательности правовой нормы - государственная воля. Но чаще всего в формально-юридическом значении под источником права понимают внешнюю форму существования правовых норм.

Это далеко не единственные варианты понимания категории «источник права». Она применяется в юридической науке достаточно давно, еще Тит Ливии в своей Римской истории назвал Законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права» в том смысле, что эти законы представляли собой основу, на базе которой сложилось и развилось современное ему римское право.

Как в зарубежной, так и в отечественной юриспруденции известны различные варианты трактовок источников права. Иногда отмечается, что принятое здесь усложнение проблемы не всегда оправдано. В свое время по этому поводу известный ученый-юрист начала XX века Л.И. Петражицкий писал: «Если бы зоологи стали называть собак, кошек и т.д. «источниками животных» и спорить по этому поводу, что такое источники животных, в каком отношении они находятся к животным, представляют ли они формы создания животных, или основания их существования, или признаки их животной природы и т.д., то это представляло бы явления мысли, совершенно однородные с теми, которые имеются в теперешнем правоведении в области учения о так называемых источниках права.».

Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.

Задача нашей науки заключается в том, чтобы построить систему церковного права. Говоря словами епископа Никодима (Милаша), следует "показать происхождение и развитие церковного права, указать, что составляет его неизменное основание, чтобы посредством юридической логики и законов истории установить критерий для суждений о том, насколько что-либо существующее в церковном устройстве может, смотря по местным обстоятельствам, измениться" [1 ].

Таким образом, задача науки церковного права включает в себя; во-первых, восстановление исторического процесса формирования действующего церковного права одновременно с историей развития церковных институтов; во-вторых, изложение нормы права, в основу которого должны быть положены не абстрактные схемы, рационалистически выводимые из априорных принципов, а та норма, та догма права, которая совпадает с положительным законодательством Древней Церкви - Правилами Апостолов, Соборов и Отцов; в-третьих, изложение действующего ныне положительного права отдельных поместных Церквей; и наконец, в-четвертых, критический анализ существующего церковного устройства, критерием для которого являются, с одной стороны, древние каноны, а с другой - реальные потребности современной жизни.

Что касается метода нашей науки, то, как справедливо отмечал профессор А.С. Павлов, "наилучшим должен быть признан метод историко-догматический… Мы должны восходить к неточным началам каждого церковно-юридического института и потом следить за всеми фазисами его исторического развития, постоянно и точно отличая те местные, национальные, политические влияния, под действием которых он достиг настоящего своего вида. В этом генетическом процессе право Церкви предстанет перед нами как живое, в своем жизненном росте, со своим собственным характером. Следя за этим процессом, мы обязаны постоянно иметь в виду связь церковного права с самым существом Церкви, с догматическими основаниями церковно-юридических институтов. Эти основания должны служить пробою для положительного права. С точки зрения этих оснований открывается, что составляет существенное зерно каждого церковно-юридического института и что есть только внешняя его оболочка, изменяющаяся со временем и не требующая постоянного и твердого вида. Такой метод ясно покажет нам, что следует признавать в праве Церкви существенным и неизменным и что случайным и несущественным, и как далеко можно идти в церковных преобразованиях, не касаясь существа Церкви и не колебля оснований ее права" [2 ].

Будучи наукой церковной, каноническое право органически связано с системой богословских дисциплин: с экзегетикой Священного Писания, с экклезиологией, с нравственным и пастырским богословием, с литургикой. В своих исторических и источниковедческих изысканиях канонисты опираются на патрологию и церковную историю. Как юридическая дисциплина церковное право входит в систему юридических наук, особенно тесно соприкасаясь с римским правом, с обычным правом славян, германцев и других христианских народов, с историей публичного и частного права, а также с ныне действующим правом тех государств, в которых есть поместные Православные Церкви, и, наконец, с теорией права. В изучении церковно-правовых источников нельзя обойтись без вспомогательных дисциплин: археологии, дипломатики, текстологии, палеографии.

Что касается системы церковного права, то в наше время безнадежно устарели как заимствованная из "Институций" св. Юстиниана слишком абстрактная схема, по которой право разделяется на три отдела: лица (personae), предметы (res) и действия (actiones), так и предложенная в XII веке Бернардом Павийским предметная рубрикация: judex (судья) - учение о носителях церковной власти, judicium (суд) - о судопроизводстве, clerus (клир) - о правах и обязанностях духовенства, sponsalia (брак) и crimen (преступление) - учение о церковных преступлениях и наказаниях. В такой рубрикации нет ни внутренней связи, ни настоящей системы.

Опираясь на системы церковного права, разработанные в новое время, мы предлагаем следующий план курса:

1. источники канонического права;

2. церковное устройство (клир и миряне, монашество);

3. органы церковного управления (во Вселенской и поместной Церквах, в епархии и на приходе);

4. виды церковной власти;

5. взаимоотношения Православной Церкви с инославными церквами и государствами.

1. Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 16. ^

2. Павлов А.С. Указ. соч. С. 31. ^

Божественное право

Принято различать материальные и формальные источники права. Под материальными источниками подразумеваются лица и институты, создающие правовые нормы. Формальные источники - это документы, памятники, в которых изложены эти нормы.

Первоисточником церковного права является Божественная воля Основателя Церкви. Она действовала в Церкви при ее создании - ей Церковь будет подчиняться "Во все дни до скончания века " (Мф. 28:20).

Божественное откровение содержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственные заповеди - главное в Откровении. Но оно включает в себя также и учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Эта сторона в учении Христа носит правовой характер.

Правовые заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами (о епископах и диаконах - 1 Тим. 3:1-13, об отношении к государственной власти - Рим. 13:1-7), содержащиеся в Священном Писании, а также те заповеди, которые, хотя и не вошли в Писание, но хранились в Церкви изначально, как Откровенная истина, как Священное Предание, составляют, по общепринятой у канонистов терминологии. Божественное право (jus divinum).

Таким образом, область Божественного права не ограничивается правовыми нормами, содержащимися в Священных книгах. Правила, которые Церковь получила от апостолов, даже если они переданы ей не в письмени, а устно, хотя впоследствии и они тоже могли быть зафиксированы письменно (в творениях Мужей апостольских, Отцов Церкви, в постановлениях Соборов), являясь частью Священного Предания, также составляют Божественное право.

Некоторые канонисты ограничивают сферу Божественного права теми нормами, которые имеют абсолютно неизменный характер. При такой точке зрения не все правовые заповеди, включенные в Писание, наделяются авторитетом Божественного права. А.С. Павлов отмечал: "Какой же критерий должно принять для безошибочного суждения о том, что из правил церковно-общественной жизни, содержащихся в Св. Писании, принадлежит к jus divinum и что не принадлежит? Таким критерием может служить только ясно выраженное сознание Вселенской Церкви, что известное правило или установление имеет свой источник в Божественной воле, а не есть только предписание, вызванное исключительно обстоятельствами Церкви первенствующей" [1 ].

В качестве примера он приводит правило апостола Павла: "Епископ должен быть непорочен, одной жены муж ". (1 Тим. 3:2), - и сопоставляет его с обязательным по действующему церковному праву безбрачием епископа. На том основании, что эта заповедь апостола не осталась действующей нормой во все века церковной истории и происхождением своим обязана обстоятельствам "Церкви первенствующей", она выводится А.С. Павловым за рамки Божественного права.

Однако, как представляется, не включать в Божественное право те заповеди, которые, хотя и имеют свой источник в Божественной воле, но не носят абсолютно неизменного характера, а вызваны преходящими обстоятельствами времени, было бы насилием над логикой. Вопрос об изменяемости правовых норм следует отделить от вопроса об их источнике.

Неизменность нормы нельзя считать непременными критерием ее принадлежности к Божественному праву. С одной стороны, воля Божия выражается и в попечении о наших временных нуждах, а с другой - изменяемость правил апостольского а значит, Божественного происхождения (поскольку "писания апостолов имеют для нас авторитет совершенно надежной, аутентичной сокровищницы Божественных заповедей) нетождественна, их отменяемости.

Вдумаемся в смысл приведенного профессором Павловым правила о единобрачии епископов. Каково намерение законодателя, устанавливающего эту норму? Оно, безусловно, заключается не в требовании, чтобы епископ был непременно женат, а в запрещении ему второбрачия. Поэтому установившееся в Церкви впоследствии безбрачие епископата никоим образом не нарушает, а лишь восполняет апостольскую заповедь, вводит новое, более жесткое условие, которому должен отвечать кандидат в епископа, оставляя неприкосновенным идущий от Апостольского Писания запрет второбрачия епископам.

Включение совершенной неизменяемости правовых норм в число критериев, выделяющих Божественное право из всей совокупности действующего в церкви права, - это дань несостоятельной теории естественного права (Божественное право иногда называют естественным церковным правом в противоположность положительному праву Церкви), а корни этой теории носят совсем не христианский характер, хотя она и оказала в свое время влияние на канонистов.

Нормы Божественного права не составляют в своей совокупности законодательного кодекса, который бы определял весь строй и порядок церковной жизни. Они служат первооснованием, высшим началом и критерием законодательства самой Церкви.

1. Там же. С. 38. ^


Похожая информация.




Просмотров