Какие виды прав существуют. Основные виды прав и свобод человека. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Профессия юриста имеет многовековую историю. Она возникла в связи с потребностью в государственном принуждении. Впоследствии суды стали не только выносить наказания, но и рассматривать различные споры между гражданами или организациями. Еще позже юристы были вовлечены в политическую и социальную сферы. Чем же они занимаются сегодня? Какие бывают юристы в современном обществе?

Кто такой юрист?

Юрист – это человек, имеющий специальные правовые знания и умеющий применять их в практической деятельности. Сфера современной юридической деятельности многогранна. Это связано с необходимостью решения юридических задач в самых разнообразных областях жизни.

Какие бывают типы юристов?

  1. Юристы-правоохранители: следователи, эксперты, дознаватели, адвокаты, прокуроры, судьи, судебные приставы, инспектора по делам несовершеннолетних. Эта самая многочисленная группа юристов занимается применением санкций (административных или уголовных) и рассмотрением споров (имущественных, трудовых, семейных, жилищных и других).
  2. Юристы – политические консультанты. Это работники юридических отделов при органах государственного управления – как законодательных, так и исполнительных. Они участвуют в подготовке проектов правовых документов. Сами же решения принимаются политиками: президентом, депутатами, министрами и другими государственными деятелями.
  3. Юристы-экономисты. Правовые консультанты по экономическим делам – неотъемлемая часть персонала всех солидных корпорациях. Главный участок работы этих специалистов – составление договоров, контроль над их исполнением и оспаривание в суде договорных условий. Спектр вопросов, решаемых экономическими юрисконсультами, достаточно широк. Им приходится сталкиваться с проблемами, связанными с трудовым, финансовым, земельным, гражданским правом, а также разбираться в вопросах процессуального права – как гражданского, так и арбитражного.
  4. Юристы-правозащитники. Эта каста юристов играет огромную роль в социальной сфере развитого демократического общества. Их основным поприщем являются органы социальной зашиты, призванные поддерживать пенсиями, пособиями и различными льготами социально неблагополучных граждан. Юристы трудятся также в службе занятости, помогая на профессиональном уровне решать проблему борьбы с безработицей. Доскональное знание соответствующих нормативных документов и грамотное их применение необходимы при поддержке людей, потерявших работу, – при их учете, переквалификации, выплате пособий.
Диапазон направлений юридической деятельности чрезвычайно велик, потому что в правовом обществе все аспекты жизни должны регулироваться правом. В наши дни юристов относят к элите общества, так как они являются надежными гарантами правовых решений всех спорных вопросов.


Наша цивилизация с каждым днём всё больше развивается, тем самым пытаясь достичь совершенства не только в технологических процессах, но и в отношениях между людьми. С начала...


Не всегда судьба приносит хорошие подарки. Порой для защиты своих законных прав и интересов приходится обращаться к квалифицированным юристам и адвокатам. Хорошо, если бы был...


Вопросы юристу по квартирному вопросу можно назвать одной из самых объемных категорий дел, с которыми сталкивается в своей практике большинство адвокатов. Право на жилье являетс123


При необходимости защиты собственных прав в судах любой инстанции крайне важно заручиться поддержкой специалиста. Знание норм текущего законодательства поможет доказать...

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Чтобы составить общее пред­ставление, рассмотрим право в основных его проявлениях, т. е. основные его определения.

1. Право - это совокупность общеобязательных правил поведе­ния, установленных или санкционированных государством. За их на­рушение применяются различные меры государственного воздей­ствия. Таким образом, особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем:

Они устанавливаются или санкционируются государством;

Защищаются от нарушения государством;

Должны выражать интересы большинства населения, неза­висимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.;

Они обязательны для всех.

Именно эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев.

2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных норматив­ных правовых актов (таких, как закон, указ, постановление и т.д.).

Нормативный правовой акт - документ органа власти или уп­ равления, содержащий нормы права или общеобязательные правила поведения. Он направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоян­ ного или временного характера, рассчитанное на многократное при­ менение.

По юридической силе, т. е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:

а) федеральные нормативные правовые акты:

- законы. Они регулируют наиболее важные вопросы государ­ственной жизни. Существуют следующие виды законов:

Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законо­дательства;

Закон о поправках к конституции;

Федеральный конституционный закон;

Федеральный закон;

- указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов;

- постановления Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ;

- приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства России;

Постановление - нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности.

Приказ - это нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации. Инструкция - норматив­ный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо дея­тельность.

б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции:

- Конституция - основной закон республики, определяю­щий ее статус;

- уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

- закон субъекта РФ - региональный закон;

- постановления представительного органа субъекта РФ;

- указы Президента Республики. Издаются на основе и во ис­полнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;

- постановления Правительства субъекта РФ;

- постановления главы администрации края, области, автоном­ной области, автономного округа, города федерального значения; " - приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ ния: постановления, распоряжения, приказы;

г) нормативные правовые акты организаций. Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоря­жения в соответствии со своей компетенцией.

Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, включающий следую­щие разделы:

Конституционный строй

Основы государственного управления

Гражданское право

Труд и занятость населения

Социальное обеспечение и социальное страхование

Финансы

Хозяйственная деятельность

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

Информация и информатизация

Образование. Наука. Культура

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

Оборона

Безопасность и охрана правопорядка

Уголовное право. Исполнение наказаний

Правосудие

Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

Международные отношения. Международное право

Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почет­ных и иных званий

3. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определен­ную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Современная наука права имеет 39 специальностей, которые составляют 13 групп:

I 1. Теория права и государства. VII 19. Уголовное право и крими-

2. История права и государства. нология.

3. История политических и 20. Уголовно-исполнительское

правовых учений. право.

II 4. Конституционное право. VIII 21. (Исключена ВАК РФ.)

5. Государственное IX 22. Уголовный процесс,

управление. 23. Криминалистика.

6. Административное право. 24. Теория оперативно-

7. Муниципальное право. розыскной деятельности.

III 8. Гражданское право. X 25. Международное право.

9. Семейное право. XI 26. Судопроизводство.

IV 10. Предпринимательское 27. Прокуратура,

право. 28. Адвокатура.

11. Арбитражный процесс. 29. Нотариат.

12. Гражданский процесс. XII 30. Финансовое право.

13. Международное частное 31. Бюджетное право,

право. 32. Налоговое право.

V 14. Трудовое право. 33. Банковское право.

15. Право социального обеспе- 34. Валютно-правовое

чения. регулирование.

16. Природоресурсное право 35. Правовое регулирование

17. Аграрное право. выпуска и обращения

18. Экологическое право. ценных бумаг.

36. Правовые основы аудиторской

Деятельности.

XIII 37. Управление в социальных

и экономических системах

(юридические аспекты).

38. Правовая информатика.

39. Применение математиче-

ских методов и вычисли-

тельной техники в юриди-

ческой деятельности.

Право изменяется, возникают новые специальности, напри­мер, образовательное право, международное образовательное пра­во, педагогическое право.

4. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что сто­роны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанно­стями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право ре­гулирует не все общественные отношения, а только самые суще­ственные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений яв­ляются физические и юридические лица. Физические лица - это граждане как участники правоотношений. Их положение в право­отношении характеризуется двумя свойствами, которые называ­ются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т. д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отно­шениях и нести самостоятельно ответственность по своим обяза­тельствам.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

Правомерное поведение, при котором человек не превыша­ет своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение - неисполнение обязанности, установлен­ной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб друго­му человеку.

Правоспособность человека - способность иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мереза всеми гражданами.

Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь иму­щество на правах собственности; наследовать и завещать имуще­ство; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юри­дическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литера­туры и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имуществен­ные и личные неимущественные права.

Дееспособность - это способность гражданина своими действи­ ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имуще­ственных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по дости­жении 18 лет.

Возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний связано с определенной причиной, которой являются юри­дические факты. В зависимости от правовых последствий они де­лятся на:

Правообразующие, которые влекут возникновение правоот­ношений;

Правоизменяющие, например приказ о переводе на другую работу;

Правопрекращающие, которые прекращают правоотноше­ния, например приказ об увольнении.

5. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это и представления каждого человека о праве, о его реализации. Индивидуальное правосознание делится на научное и обыденное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием дру­гих людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Научное правосознание - бо­лее точное представление о праве в отличие от обыденного пра­восознания.

Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является свобо­да личности. Право является формой выражения свободы челове­ка. Люди свободны тогда, когда они признаются равными.

Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т. е. ограни­чивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве - как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работор­говли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого че­ловека, что никто не должен содержаться в рабстве или подне­вольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, от­мечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидиро­ваны еще не во всем мире, не во всех частях света.

6. Право как справедливость. Право нередко понимают как спра­ведливость. По определению Аристотеля, справедливость есть ра­венство для равных людей. Справедливым считается и пропорци­ональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо.

Справедливость нередко разделяют на природную и установ­ленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый, несправедливый. На этом основано различие права и закона. Пра­во - это справедливый закон. Закон в этом отношении отличает­ся от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон ока­зывается формой произвола какой-то группы населения и стано­вится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нару­шает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор.

7. Право как свобода. Свобода неотделима от равенства. Право­вое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отли­чается от уравнительности. Равенство - установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязаннос­тями, невзирая на естественные различия.

Право признает людей формально равными, поэтому они име­ют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доход, приобретать жилье и т. д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т.д.), они по-разному используют свои права, достигают разных резуль­татов и, следовательно, живут по-разному.

Социальное государство предполагает обеспечение каждого че­ловека минимальным набором благ, позволяющим человеку вес­ти достойную жизнь независимо от его особенностей: способнос­тей, возраста, состояния здоровья и т. д.

Современная правовая система складывается из структурных составляющих, каждая из них — отдельный вид права. Каждый вид права охватывает какую-либо сторону общественных отношений посредством внедрения законов и правовых норм. Несмотря уникальность каждого вида по значению, взаимосвязь элементов права несомненна. В процессе неуклонного развития общества появляется необходимость в создании новых видов и подвидов права, так как регулярно происходящие социально-политические изменения ведут к появлению новых граней во взаимодействии членов общества, для которых в действительных законах не предусмотрено правовых норм.

На сегодня все виды права, составляющие правовую систему государства, принято делить на подгруппы: право материальное и право процессуальное. Подвиды материального права регламентируют правоотношения, обязанности субъектов, обозначают их права. В них входят нижеперечисленные виды права:

  • трудовое;
  • конституционное;
  • финансовое;
  • гражданское;
  • уголовное;
  • предпринимательское;
  • экологическое;
  • семейное.

К процессуальному праву принадлежат виды, которые регламентируют реализацию установленных для субъектов прав и обязанностей. Также виды процессуального права определяют отношения в ходе расследований, судебного производства разной направленности, устанавливают определенные сроки завершения процессуальных мероприятий. К их числу принадлежат такие виды права:

  • гражданское процессуальное;
  • уголовно-процессуальное;
  • арбитражное процессуальное.

Конституционное право. Оно необходимо для регламентирования отношений государства и граждан при закреплении в стране конституционного строя. В статьях конституционного права устанавливаются правила создания необходимых государственных органов и прописываются права и обязанности граждан. Конституционное право оговаривает правовой статус личности в государстве и прочие меры, необходимые для регулировки отношений в этом аспекте.

Метод конституционного права: учредительно-закрепительный.

Где прописано: Конституция государства, Федеральные Конституционные и основные законы.

Административное право. Этот вид права регламентирует отношения граждан и исполнительной власти. Он определяет рамки деятельности исполнительных органов разного уровня и должностных лиц.

Методы: императивный, власти и подчинения.

Где прописано: Кодекс об административных правонарушениях, государственные законы «Об оружии», «О полиции».

Уголовное право. Регламентирует отношения, возникающие при совершении гражданами преступлении, устанавливает ответственность за правонарушения преступного характера.

Метод уголовного права: императивный.

Источник: Уголовный кодекс.

Финансовое право. Производит регулирование денежных отношений, в том числе в банковской сфере и в сфере налогообложения.

Метод: императивный.

Где прописано: Налоговый кодекс и соответствующие государственные законы — закон «О бюджете» и «О банках и банковской деятельности».

Гражданское право. Оно определяет отношения в обществе, связанные с имуществом и собственностью. Существует несколько подвидов гражданского права, отличаемых в соответствии с типом правонарушения и способом его разрешения.

Метод: диспозитивный.

Где прописано: Гражданский кодекс.

Краткое описание еще нескольких видов права:

  • семейное — регламентирует взаимосвязанные родственные и имущественные отношения;
  • трудовое — регулирует отношения на рынке труда;
  • гражданско-процессуальное — регламентирует гражданское судопроизводство;
  • уголовно-процессуальное — регулирует уголовное судопроизводство.

Почему именно мы?

Понятие права и его признаки

Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Регулирование и охрана общественных отношений осуществляются с по­мощью социальных норм. В системе таких норм право зани­мает ведущее место. В юридической литературе право рас­сматривается как общесоциальное явление и как волеизъяв­ление государства (юридическое право).

Как общесоциальное явление право характеризуется опре­деленной свободой и обоснованностью поведения людей, то есть соответствующими возможностями субъектов общест­венной жизни, которые объективно обусловлены развитием общества, должны быть общими и равными для всех одно­именных субъектов. Исходя из этого, право подразделяют на: права человека; права объединений, групп, слоев; права на­ции, народа; права человечества.

Юридическое право - это свобода и обоснованность поведе­ ния людей, задекларированная государством в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и другими ис­ точниками права.

Утверждение о том, что право оторвано от государства, привело к возникновению различных концепций правопонимания: естественного права, положительного права, права реалистического, психологического и т.п.

Юридическое (положительное) право в свою очередь под­разделяют на объективное и субъективное.

Юридическим объективным правом называют систему всехправовых предписаний, установленных (санкционирован­ных), охраняющихся и находящихся под защитой государ­ства, имеющих общеобязательный характер, являющихся критерием правомерного или неправомерного поведения и существующих независимо от индивидуального сознания субъекта права. Юридическое субъективное право - это определенные воз­можности, мера свободы, принадлежащая субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет. К основным признакам права в его положительном (нор­мативном) понимании в качестве волеизъявления государства можно отнести следующие:

а) право - это система правовых норм;

б) это правила поведения общего характера;

в) эти правила имеют общеобязательный характер;

г) они тесно связаны между собой, действуют в единстве, объединяются в правовые институты, правовые отрасли и другие части системы права;

д) формально определены и закреплены в нормативно- правовых актах и других источниках права;

е) устанавливаются, санкционируются, гарантируются (обеспечиваются) государством и его органами;

ё) в своей совокупности регулируют социальные отношения между людьми; ж) правила поведения должны устанавливаться государ­ством с учетом принципов правды, справедливости, гуманиз­ма и милосердия.

Каждое право как элемент правовой системы состоит из множества правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную норму, необходимо знать, что они объединяются не по случайным признакам, между ними имеются конкретное сходство и различия. Благодаря этой объективной обуслов­ленности и характерным признакам сходства иразличия между правовыми нормами все право можно представить как определенную систему.

Оно является системой правил общего характера. Это означает, что право имеет социальное назначение по регули­рованию поведения не только конкретного лица, но и кого-либо, кто вступает в отношения, которые им регулируются.

Право имеет общеобязательный характер . Его положения, содержащиеся в системе правовых норм, должны восприни­маться как безусловное руководство к действию, которое ис­ходит от государственных структур и не подвергается обсуж­дению или оценке с точки зрения их целесообразности, ра­циональности, желания или нежелания осуществлять.

Право характеризуется внутренней формой, то есть объ­ единением правовых норм в институты , подотрасли отрасли права и отдельные правовые комплексы.

Формальная определенность права характеризуется тем, что поведение субъектов в виде нормативной модели закреп­ляется в нормах права как права и обязанности участников общественных отношений, а также как вид и мера реакции государства (санкции), применяемые в случае Нарушения ве­лений, содержащихся в нормативных предписаниях. Эти предписания должны исполняться именно в таком объеме и в тех случаях, в которых они нашли свое формальное закреп­ление в тексте правовой нормы.

Право становится обязательным лишь тогда, когда оно представляется или санкционируется уполномоченным на то субъектом, в пределах его компетенции и в порядке, пред­усмотренном устанавливаемой процедурой, то есть с соблю­дением необходимых требований, поступающих в разработку, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение и отме­ну действия правовых предписаний.

Установление права означает подготовку и принятие орга­нами государства правовых норм. Санкционирование права - это утверждение, регистрация, предоставление разрешения на общеобязательность уже существующих социальных норм.

Осуществление права обеспечивается государством. Это проявляется в том, что государство создает, с одной стороны, реальные условия и способы, оказывающие содействие бес­препятственному добровольному осуществлению соответ­ствующими субъектами сформулированных в правовых нор­мах образцов поведения, а с другой - соответствующие меры поощрения, убеждения и принуждения к осуществлению же­лательного поведения, а также применяет эффективные санкции в случае невыполнения требований правовых норм.

Следовательно, право как волеизъявление государства - это система общеобязательных, формально определенных, уста­новленных или санкционированных государством, гарантиро­ванных и обеспеченных им правил поведения, тесно связанных между собой и регулирующих общественные отношения между людьми в интересах определенной части (большей или меньшей) населения в социально, неоднородном обществе.

Право имеет определенные направления влияния и стро­ится на конкретных правовых и демократических началах.

Функции права - это основные направления его влияния на общественные отношения. Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его влияния на общест­венные отношения между людьми.

Функции права подразделяют на общесоциальные и спе­циальные юридические.

К общесоциальным относятся функции: 1) гуманистическая - право охраняет и защищает права
человечества, народа, человека; 2) организаторско-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем; 3) информационная (коммуникативная) - право инфор­мирует людей о свободе законодателя; 4) оценочно-ориентировочная - поведение людей оцени­вается с учетом законов государства, определяет бесконф­ликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного по­
ведения; 5) идеологическо-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает в нем образцы правомерного поведения; 6) гносеологическая (познавательная) - право выступает источником знаний.

К специальным юридическим функциям права относят­ся регулятивная (статическая и динамическая) и охрани­тельная.

Регулятивная функция направлена на урегулирование об­щественных отношений посредством закрепления желатель­ного поведения в тех или иных отраслях и институтах права. Регулятивно-статическая функция - это влияние права на общественные отношения, что укрепляет и регулирует об­щественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - обеспечивает динамичное развитие гражданского общества; правовое воз­действие осуществляется таким образом, что, например, Вер­ховная Рада Украины исключительно законами регулирует права коренных народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права). Или путем приня­тия Государственного бюджета Украины создаются предпо­сылки для каких-либо расходов государства на общественные потребности (регулятивная динамика).

Охранительная функция направлена на охрану соответ­ствующей системы общественных отношений, на обеспече­ние их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшение или устране­ние их из повседневной жизни.

Издание служебным лицом нормативно-правовых или распорядительных актов, изменяющих доходы или расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, если предметом таких действий были бюджетные средства в круп­ных размерах, наказывается лишением свободы до четырех лет (ст. 211 УК Украины). Это охранительная функция права.

Принципы права - это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, обозначенные в нем закономерности общественной жизни.

В современной юридической литературе признаются принципы: демократизма, законности, гуманизма, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и лица и т. п. Различают также общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы и принципы институтов права.

Принципы права, как руководящие юридические требова­ния, отражают особенности и специфику юридического пра­ва, носят нормативный, регулятивный характер, определяют и направляют правомерное поведение людей. В теории права существуют разные классификации принципов права. На­пример, их подразделяют на общечеловеческие, типологи­ческие, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права.

Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, идеалы или основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощающие лучшие, прогрессивные достижения правовой истории человечества, признанные международными норма­ми права.

Такими принципами являются: 1) закрепление в праве меры свободы человека и обеспе­чение его основных прав; 2) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях; 3) верховенство закона как акта нормативного волеизъяв­ления высшего представительного органа государства; 4) взаимосвязь юридических прав и обязанностей; 5) регулирование поведения людей и их объединений по общепринятым типам правового регулирования: "разрешено все, что прямо не запрещено законом"; 6) деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу: "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом"; 7) четкое закрепление правовыми нормами процедурно - процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей; 8) правосудие осуществляется только судами и должно быть самой эффективной гарантией прав человека; 9) юридическую ответственность человек несет за свое ви­новное противоправное поведение; 10) в обществе должен действовать принцип презумпции невиновности лица.

Типологические принципы определяются как руководящие основы, идеи, свойственные всем правовым системам опре­деленного исторического типа, отражающие его социальную сущность.

Например, рабовладельческому типу права присущи такие принципы: тесное переплетение норм права с родоплеменными обычаями; влияние религии на формирование права; непризнание рабов субъектами права; ярко выраженный классовый характер действующего права; охрана частной собственности и тяжелое наказание за покушение на рабо­владельческую собственность; отсутствие четкой формули­ровки составов преступлений и широкий произвол судьи.

Феодальный тип права базировался на таких принципах: право привилегии, имевшее сословный характер; открытое право применения силы (кулачное право); партикуляризм, то есть раздробленность права; наличие канонического (церков­ного) права, обладавшего юридической силой; жестокость и широкая возможность судебной расправы.

Особенности современных переходных типов правовых систем состоят в постепенном воплощении общечеловече­ских ценностей, что нашло отражение в общечеловеческих принципах права.

Конкретно-исторические принципы права определяют осно­вы,отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях. К ним относятся: принцип демократизма; принцип законности; принцип гуманизма; принцип равенства всех перед законом; принцип взаимной ответственности государства и лица.

Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуютсятем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности, относятся принцип гласности судопроизводства и принцип полной ма­териальной ответственности.

Принципы институтов права - это основные идеи, лежа­щие в основе построения определенного института права: скажем, принцип неприятия двойного гражданства или принцип охраны и защиты всех форм собственности.

Социальная ценность и назначение права могут быть оха­рактеризованы как способность служить способом и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливо­сти, прогрессивных интересов граждан и общества в целом.

Социальная ценность и социальное назначение права харак­теризуются следующими его проявлениями:

1. Право определяется как мера свободы и неприкосно­венности человека, очерчивает пределы свободы, направляет­ся на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония.

2. Оно объединяет общую свободу участников социальных отношений, влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.

3. Ценность и назначение права состоит в том, что оно яв­ляется выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ,
утверждает равенство и правовой статус человека в обществе.

4. Право представляет собой источник обновления об­щества, выступает в демократическом гражданском обществе как фактор прогрессивного социального развития.

5. В качестве явления культуры и цивилизации оно имеет планетарный характер и обеспечивает решение проблем меж­ национального и международного значения.

Следовательно, право как социальный регулятор обществен­ных отношений обеспечивает регулирование наиболее важ­ных потребностей и интересов между людьми, как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового сообщества.

Общая характеристика основных отраслей права Украины

Государственное (конституционное) право - ведущая от­расльправа и законодательства, включающая систему право­вых норм, институтов и нормативно-правовых актов, кото­рые закрепляют и регулируют отношения народовластия, ос­новы конституционного строя в Украине, правового статуса человека и гражданина, территориального устройства, систе­мы государственных органов и организаций местного само­управления в Украине.

Административное право - система административно-правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют общественные отношения в сфере государственного управле­ния, то есть подзаконной исполнительной и распорядитель­ной деятельности органов государства, направленной на практическое исполнение законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социаль­но-культурным и административно-политическим строитель­ством.

Финансовое право - система правовых норм, регулирую­щих и охраняющих общественные отношения в сфере сбора и использования государственных средств и средств местного самоуправления.

Трудовое право - система правовых норм, регулирующих трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, без которого не может существовать ни одно общество.

Гражданское право - совокупность правовых норм, регу­лирующих имущественные, товарно-денежные и некоторые другие отношения, связанные или не связанные с имущест­венными, а также личные неимущественные отношения, основанные на равенстве участников этих отношений.

Брачно-семейное право - система правовых норм, регули­рующих правоотношения брака, семьи, усыновления, опеки и заботы, регистрации актов гражданского состояния.

Жилищное право в Украине регулирует специфический вид общественных отношений, возникающих в сфере удовлетво­рения человеком и гражданином естественной потребности в жилище.

Экологическое право - система правовых норм, регулирую­щих общественные отношения между людьми в сфере ис­пользования и охраны окружающей природной среды.

Предпринимательское право - система правовых норм, ре­гулирующих общественные отношения в сфере предприни­мательства, то есть самостоятельной, инициативной, систе­матической, на собственный страх и риск деятельности по производству продукции, выполнению работ, предоставле­нию услуг и торговле с целью получения прибыли.

Уголовное право - система уголовных норм, установлен­ных законодательным органом, определяющих основы и принципы уголовной ответственности, устанавливающих, ка­кие общественно опасные деяния являются преступлениями, какой вид и мера наказания могут применяться к лицу, со­вершившему преступление.

Земельное право - система правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере владения, распоряжения и пользо­вания землей, определяют земли сельскохозяйственного на­значения, населенных пунктов, промышленности, транспор­та, связи, обороны, земли природоохранного, рекреационно­го и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, земли запаса.

Следовательно, отрасли украинского права следует рас­сматривать согласно различным основаниям классификации. В зависимости от места и роли в правовой системе общест­ва выделяют такие основные отрасли, как традиционные, специальные и процессуальные.

Юридический процесс - система взаимосвязанных право­вых форм деятельности уполномоченных государственных органов, должностных лиц, а также определение других субъ­ектов, что выражается в осуществлении операций по реше­нию юридических дел, которые обусловливают соответствую­щие юридические последствия (документы или решения) и регулируются процедурно-процессуальными нормами.

Конституционно-процессуальное право - система правовых норм, регулирующих порядок реализации конституцион­ных материальных норм, проведение конституционного про­цесса, принятие и исполнение решений и выводов Конститу­ционного Суда Украины.

Административное процессуальное право - система административных процессуальных норм,

регулирующих порядок реализации норм административного права.

Уголовно-процессуальное право - система уголовно-процес­суальных норм, регулирующих порядок возбуждения уголов­ных дел, ведения относительно них дознания и предваритель­ного следствия, судебного разбирательства, вынесения при­говоров и других судебных решений, организация их исполнения.

Гражданско-процессуальное право – система гражданско- процессуальных норм, регулирующих порядок судебного раз­бирательства и вынесения решений в гражданских, трудовых, брачно-семейных, жилищных, земельных и некоторых других делах и организация исполнения принятых решений.

Хозяйственное процессуальное право – система арбитражно-процессуальных норм, регулирующих порядок примене­ния норм хозяйственного права и признания субъектов хо­зяйственной деятельности банкротами.

Характеристика источников права как внешней формы его проявления

Помимо внутренней, различают также внешнюю форму права, или источники права. Это способы юридического проявления права, его организация в надлежащую юридическую оболочку.

Право всегда должно иметь определенную форму, то есть быть формализованным, а форма должна быть содержатель­ной, то есть содержать определенный текст, выраженный юридическим языком, и нести очевидную смысловую нагруз­ку. Если норме не придана определенная форма, то она оста­ется нормой поведения, но не является нормой права.

К внешней форме (источникам) права относятся: право­вой обычай; судебный или административный прецедент; нормативный договор, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай - санкционированное государством об­щепринятое правило поведения общего характера.

Правовой (судебный или административный) прецедент - решение компетентного органа государства, которому предо­ставляется формальная обязательность во время решения всех последующих аналогичных судебных или администра­тивных дел.

Нормативный договор - объективно формально-обяза­тельные правила поведения общего характера, установленные по договоренности и с согласия двух или более субъектов и обеспечивающиеся государством (например, договор об об­разовании федерации, коллективный договор).

Нормативно-правовой акт - решение компетентных субъ­ектов, которое выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального докумен­та в письменной форме, обеспечивается государством и по­рождает юридические последствия.

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Законы - нормативно-правовые акты, утверждаемые законодательными органами, имеющие высшую юридическую силу и регулирующие наиболее важные общественные от­ношения в стране. Кроме конституции страны, существуют еще такие виды законов: конституционные, органичные, обычные.

Все законы имеют высшую юридическую силу, которая проявляется в том, что:

1) никто, кроме органов законодательной власти, парла­мента и народа в процессе законодательного референдума, не может принимать законы, изменять или отменять их;

2) Конституционный Суд Украины может признать закон Украины или его отдельное положение неконституционным;

3) все другие нормативно-правовые акты должны быть подготовлены в соответствии с законом;

4) в случае коллизий между нормами закона и подзакон­ного нормативно-правового акта действуют нормы закона;

5) только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятие закона в случае возвращения его Президентом по причине наложения вето. Подзаконные нормативно-правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства (их должностных лиц), уполномоченных на то госу­дарством общественных объединений по установлению, вступлению в силу, изменению и отмене нормативных письменных документов, развивающих или детализирующих отдельные положения законов.

Различают такие виды подзаконных нормативно-правовых актов в зависимости от субъектов, которые их издали:

· нормативные акты Президента Украины;

· акты Конституционного Суда Украины, Верховного Су­да Украины, высших судов Украины, Генерального прокуро­ра Украины, Верховного Суда Автономной Республики Крым;

· акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым;

Акты министерств, государственных комитетов, других органов центральной исполнительной власти со специаль­ным статусом;

Нормативные акты государственных администраций в регионах, городах Киеве и Севастополе, районах в этих городах;

Нормативные акты органов регионального и местного самоуправления;

Нормативные акты отделов и управлений соответствую­щих центральных органов на местах;

Нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;

Другие подзаконные нормативные акты. Нормативные акты действуют во времени, пространстве и

относительно круга лиц. Характеризуя действие нормативно-правовых актов во времени, следует различать: вступление в силу; прекращение действия; обратную силу действия.

В теории права рассматриваются следующие варианты вступления в силу нормативно-правовых актов: по истечении 10 дней с момента его опубликования; срок устанавливается в самом нормативном или в специально принятом акте; если нормативный акт не публикуется, то с момента его получе­ния исполнителем.

Нормативно-правовые акты утрачивают силу вследствие: окончания срока давности, на который издавался акт; пря­мой отмены конкретного акта; фактической отмены акта дру­гим актом, принятым по одному и тому же вопросу.

Обратное действие - это такое действие на правоотноше­ние, которое подразумевает, что новый нормативный акт су­ществовал в момент возникновения правоотношения. Общее правило таково: "норма права обратной силы не имеет". Но бывают исключения, скажем, в уголовном, административ­ном законодательстве. Если нормативный акт, принятый по­сле совершения правонарушения, смягчает или освобождает от юридической ответственности, то акт имеет обратную си­лу, а если устанавливает или отягчает, то такая норма (или акт) обратной силы не имеет.

Действие нормативных актов в пространстве характеризу­ется определенной территорией: государства в целом, соот­ветствующего региона, административно-территориальной единицы, отдельного предприятия, организации.

Относительно круга лиц нормативно-правовые акты рас­пространяются на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.

Исключением признаются отдельные иностранные граж­дане, имеющие иммунитет от юрисдикции государства пре­бывания. Это отдельные дипломатические и консульские ра­ботники, вопрос о юридической ответственности которых ре­шается на основании международных соглашений.

Систематизация нормативных актов - деятельность по приведению в порядок и совершенствованию нормативных ак­тов, приведение их к определенной внутренней согласованности с помощью создания новых нормативных актов или сборников.

Систематизация осуществляется государством, его органа­ми и должностными лицами и негосударственными органи­зациями и их служащими.

В систематизации различают инкорпорацию и кодифи­кацию.

Инкорпорация - вид систематизации нормативных актов, состоящий в сведении их в сборники в определенном поряд­ке без изменения содержания. Критерии систематизации: хронологический или алфавитный порядок, направление дея­тельности, сфера общественных отношений, тематика науч­ного исследования и т. п.

Виды инкорпорации: по юридическому значению (официальная, неофициальная); по объему (общая, отраслевая, международная, специальная); по критерию объединения (предметная, криологическая, субъективная).

Разновидностью инкорпорации является консолидация, вследствие которой создаются новые нормативные акты. Нормативные предписания размещаются в логическом по­рядке после редакционной обработки (или без таковой), из­менения не вносятся.

Кодификация - вид систематизации нормативных актов, имеющих общий предмет регулирования, состоящий в их со­держательной переработке (устранение разночтений и проти­воречий, отмена устаревших норм) и создании сводного нор­мативного акта.

Разновидностями кодификации являются кодекс, устав, положение.

Кодекс - кодификационный акт, который обеспечивает детальное правовое регулирование определенной сферы об­щественных отношений и структурно разделен на части, раз­делы, подразделы, статьи, в определенной мере отражающие содержание той или иной отрасли законодательства. В совре­менном законодательстве Украины имеются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс, Кодекс законов о труде и т. п.

Устав, положение - кодификационные акты, в которых определяется статус определенного вида государственных ор­ганизаций и органов. К ним не относятся положения об ин­дивидуально-определенных органах, не имеющие общего ха­рактера.

Правовые отношения

Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) пра­вовые отношения, которые постоянно возникают, изменяют­ся или прекращаются. Правоотношения - это урегулирован­ ные нормами права общественные отношения, участники кото­рых выступают как носители взаимных субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых государством.

Основные признаки правоотношений: а) возникают на ос­нове норм права; б) характеризуются наличием сторон, имеющих субъективные права и юридические обязанности; в) являются видом общественных отношений физических или юридических лиц, организаций и общностей; г) осущест­вление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспе­чивается государством.

Правоотношения имеют сложное строение иохватывают: субъекты; объекты; содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекраще­ния правоотношений являются юридические факты.

Субъектами правоотношений признаются те участники, ко­торые являются носителями субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. Субъекты правоотношений можно разде­лить на: физических и юридических лиц; государственные и общественные организации; различные общности (трудовой коллектив, нация, народ, население соответствующего регио­на и т. д.); гражданское общество.

Субъекты правоотношений должны обладать право­субъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Правоспособность - способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Дееспособность - способность субъектов своими дей­ствиями приобретать и самостоятельно осуществлять субъек­тивные права и выполнять юридические обязанности. Ее раз­деляют на договоро- и деликтоспособность

Договороспособность - способность субъекта прав…

Право - это система общеобязательных формально определенных норм - правил поведения, регулирующих

общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от

нарушения с помощью мер государственного принуждения.

Признаки:

1. Нормативность - реализация правовых предписаний в форме социальных норм; наличие у права всех

признаков, свойственных социальным нормам - правила поведения, обеспеченные средствами

социального принуждения, рассчитанные на применение в типичных массовых ситуациях и обращенные

к неопределенному кругу субъектов.

2. Системность - право представляет собой упорядоченную стройную систему правил, содержащихся в

правовых актах и иных источниках. Каждое правовое предписание не находится в отрыве от других, но

имеет собственное место во всей системе, связано иерархическими связями с другими нормами права и

норами права. Все нормы права должны находится в отношениях логической согласованности друг с

другом и упорядоченности в рамках всей системы права.

3. Общеобязательность - все лица, которых касается действие норм права, обязаны неукоснительно

соблюдать и исполнять предписания норм. При этом незнание закона не освобождает субъектов от

ответственности за несоблюдение запрета или неисполнение обязанности.

4. Формальная определенность - два аспекта: а) внутренний - формулировка правового предписания

должна быть четкой, ясно выраженной, понятной всем субъектам права, на которых распространяется

действие нормы права. Веление должно быть сформулировано доступно, формально четким языком, не

допускающим разнообразных толкований, все специальные понятие должны., быть раскрыты в

Определениях - правовых дефинициях, все оценочные категории должны быть также определены в

законе, б) внешний - нормы права должны быть доступны для ознакомления, содержаться в письменных

источниках, из статуса которых понятны юридическая сила нормы и ее место в системе права, быть

открытыми, то есть каждое лицо должно иметь возможность ознакомится со своими правами и

обязанностями.

5. Связь с государством - два аспекта: а) нормы права исходят от государства - то есть принимаются и

вводятся в действие институтами государственной власти в строго определенных процедурах либо

институтами гражданского общества или местного самоуправления с санкции государственной власти

при посредстве процедур делегирования государственных полномочий; б) нормы права охраняются от

нарушения силой государственной власти при помощи мер государственного принуждения.

6. Регулятивность - право выступает средством регулирования общественных отношений по своему

социальному назначения и целью права является формирование общественного порядка.

Право занимает

специфическое место в системе иных нормативных социальных регуляторов, действующих в данном

обществе.

7. Предоставительно- обязывающий характер - право использует специфический, присущий только ему

метод нормативного регулирования - наделение одних субъектов правами, а других

корреспондирующими обязанностями. Эти субъекты оказываются соединены юридической связью,

правовым отношениям, в котором каждому праву противостоит обязанность соблюдать это право

другими лицами либо способствовать своими активными действиями реализации этих прав. В этом

состоит сущность юридического образа регулирования - высшего типа нормативного регулирования.

8. Интеллектуально-волевой характер. С одной стороны право имеет интеллектуальное содержание, так как

обусловлено предварительным познанием разумом человека закономерностей поведения людей и

выбором оптимальной модели ПР, реализуется посредством формулировки правил поведения. С другой

стороны право имеет волевое содержание, так как отражает волю общества на установление избранных

моделей поведения в качестве всеобщих, отражает желание достижения эффективных последствий

права, желание ввести его в действие.

9. В сущности своей содержание права оказывается обусловленной волей данного общества или волей

группы людей, осуществляющей управление данным обществом. В свою очередь содержание этой воли

основывается на культурном и материальном уровне развития данного общества, от конкретных

действующих в данном обществе факторов. В этом состоит его конкретно-исторический характер.

Таковы понятие и признаки права, разработанные в рамках так называемого нормативного подхода к праву

или нормативного правопонимания. В рамках других учений и концепций права ученые формулируют иные

определения права и систему его признаков.

68. Объективное и субъективное в праве.

Вместе с тем мы дали определение права в объективном смысле. Надо отличать право в объективном

смысле и субъективном.

В русском языке эти две разные вещи обозначаются одним термином, что ведет к смешению понятий.

Право в объективном смысле - это совокупность, система юридических норм, выраженных,

объективированных в соответствующих внешних актах государства (конституциях, законах, указах); это

объективное право, то что дано всем внешне, объективно, является общим для всех субъектов права.

Это право - веление.

Право в субъективном смысле - это система прав, свобод, обязанностей граждан, личности и иных

субъектов права, вытекающих из объективного права, от права внешнего, закрепленного в законах, которые

реализуются конкретными субъектами в конкретных правовых отношениях.

Это право - притязание.



Просмотров