Как выбирается мера пресечения. Понятие и виды мер пресечения в уголовном процессе. сроки заключения под стражу

Акты ревизии и документальных проверок

Ревизия и документальная проверка оформляется постановлением соответствующих контрольных органов, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Акты ревизии или документальная проверка приобщается к делу в качестве документа доказательства. Он должен содержать

1.Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения.

2.Основания и порядок применения мер пресечения.

3.Виды мер пресечения.

1. Меры процессуального принуждения применяются в качестве способов воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц.

Основные признаки:

1. Это всегда меры государственного принуждения.

2. Принуждение всегда осуществляется в рамках возбуждённого уголовного дела.

3. Оно применяется только субъектами уголовного процесса входящими в первую группу.

4. Применяется в отношении лиц, которые могут создать препятствие для нормального хода уголовного судопроизводства.

5. Цели мер процессуального принуждение вытекает из общих задач уголовного процесса.

6. Меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в порядке предусмотренных законом.

7. Имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в той или иной степени прав и свобод граждан.

Меры процессуального принуждения делятся на две большие группы:

1. Меры пресечения.

2. Иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения чётко сформулированы в р.4 УПКРФ, основы применения мер пресечения даны в КРФ (ст.22,25).

Признаки мер пресечения:

1. Носит превентивный характер.

2. Применяется только к обвиняемому или подозреваемому.

3. Носит длящийся характер.

4. Ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность.

5. Дают возможность производство предварительного следствия или судебного разбирательства в нормальном порядке без воздействия со стороны неуполномоченных лиц.

Мера пресечения – это установленные законом меры государственного принуждения, с помощью которых, путём ограничения личных прав и свобод обвиняемого и подозреваемого получение имущественных гарантий, личного или общественного поручительства, а так же наблюдение со стороны ответственных лиц, устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или временного нахождения пресекается, нейтрализуется и устраняется неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по делу, а так же создаётся возможность исполнения приговора.

Вопрос о виновности, при применении меры пресечения, не решается. Эти меры носят предварительный характер. Система мер пресечения включает и более жёсткие и менее строгие меры что даёт возможность применять их индивидуально.



2. При выборе меры пресечения учитываются следующие обстоятельства:

1. Тяжесть совершённого преступления.

2. Юридическая квалификация обвинения.

3. Род занятий обвиняемого.

4. Возраст обвиняемого.

5. Состояния здоровья обвиняемого.

6. Семейное положение обвиняемого.

7. Другие обстоятельства, имеющие отношения к преступлению и к лицу, привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих отягчающих обстоятельств).

Основания применения мер пресечения, предусмотрены статьями УПКРФ – это достаточные доказательства, подтверждающие вывод о том, что:

1. Имело место преступление, за которое может быть назначено наказание, предусмотренное УКРФ.

2. Установлено лицо, в отношении которого выдвинуто обвинение в совершении данного преступления.

3. Обвиняемый или подозреваемый может скрыться от следствия или суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, может угрожать свидетелю и иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательство, либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу.

4. Применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.

Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органом дознания, следователя или суда, о применении меры пресечения выноситься мотивированное постановление. При определении меры пресечения судом, выноситься определение. В случае отпадения необходимости применение меры пресечения, она может быть изменена или отменена.

Виды мер пресечения:

1.Подписка о не выезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ) , отобрание у обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства не отлучатся с места жительства или временного пребывания без разрешения дознания, следователя или суда в назначенный срок являться по вызовам, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Оформляется мотивированным постановлением, копия вручается лицу, в отношение которого оно вынесено. Письменным обязательством в двух экземплярах. Подписка содержит указания на возможность избрания более строгой меры пресечения при нарушении данных обязательств.

2.Личное поручительство ст. 103 УПК РФ , состоит в письменном обязательстве заслуженного доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательству назначенный срок являться к следователю, и не препятствовать производству по уголовному делу. Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица в отношении, которого дается поручительство.

3.Наблюдение командованием воинской части за подозреваемым или обвиняемым являющемся военнослужащим или гражданином проходящим военные сборы(ст. 104 УПК РФ), состоит в принятии мер предусмотренных уставами вооруженных сил РФ для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств не скрываться от следствия и суда, являться по вызовам, не затягивать следствие и судебный процесс. Избрание данной меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого.

4.Присмотр за несовершеннолетним, подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ), является специфической мерой пресечения так как применяется только к подозреваемым и обвиняемыми являющиеся несовершеннолетними. Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекуна, попечителя или администрации закрытого детского учреждения состоит в принятии кем-либо из этих лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к дознавателю, следователю или в суд, а также его надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о характере преступления, в котором обвиняется несовершеннолетний, и об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности и возможности применения меры взыскания в качестве штрафа.

5.Залог (ст. 106 УПК РФ) , залог состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа избравшего данную меру пресечения денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю или в суд обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяется органом или лицом, избравшим данную меру пресечения с учетом характера совершенного преступления, данных о личности, имущественного положения. Залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. В случае невыполнения или нарушения обязательства залог обращается в доход государства по судебному решению.

6.Домашний арест (ст. 107 УПК РФ) , заключается в ограничениях связанных со свободой передвижения подозреваемого или обвиняемого, а также в запрете:

· Общаться с определенными лицами

· Получать и отправлять корреспонденцию

· Вести переговоры с использованием любых средств связи.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда при наличии оснований и в порядке установленном УПК РФ, с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения, чистосердечного раскаянья, особых заслуг перед государством, ходатайства заслуживающих доверия лиц. Мера пресечения оформляется постановлением. В постановлении об избрание домашнего ареста указывается конкретные ограничения, которым подвергается обвиняемый, а также указывается орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений. Данная мера пресечения применяется только судом, срок исчисляется так же, как и при заключении под стражу органом осуществляющим надзор за исполнением постановления по решению суда может быть служба УФСН, так и судебные приставы. Жилище лица в отношении, которого избрана данная мера пресечения, подлежит охране.

7.Заключение под стражу (ст.148 УПК РФ). Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет, при невозможности применения иной меры, более мягкой меры пресечения.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении обвиняемого, подозреваемого в совершении преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 2 лет при наличии следующих обстоятельств:

1.Подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ.

2.Его личность не установлена

3.Им нарушена ранее избранная мера пресечения

4.Он скрылся от органов предварительного расследования или от суда

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений средней тяжести.

При необходимости избрании в качестве меры пресечении заключение под стражу, следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство. В постановление о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу невозможность избрания иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы подтверждающие обоснованность ходатайства.

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке установленном ст.ст.91,92 УПК РФ. то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (подозреваемый задерживается на 48 часов).

Постановление о возбуждении ходатайства, об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, защитника, прокурора, следователя или дознавателя.

Ходатайство рассматривается судом по месту производства предварительного расследования, либо по месту задержания подозреваемого в течении 8 часов с момента поступления материалов в суд.

Не явка без уважительных причин сторон своевременно извещенных о времени судебного заседания не является препятствием для рассмотрения ходатайства за исключением не явки подозреваемого или обвиняемого. Принятие судебного решения об избрании меры пресечения виде заключения под стражу в отношении обвиняемого допускается только в случае объявлении обвиняемого в международный розыск.

Рассмотрев ходатайство судья выносит одно из следующих постановлений:

1.Об избрании в отношении подозреваемого или подозреваемого меры пресечения виде заключения под стражу

2.Об отказе в удовлетворении ходатайства

3.Об отложении принятия решения по ходатайству стороны не более 72 часов для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания

Постановление судьи об избрании меры пресечения – заключение под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в течении 3 суток со дня его вынесения.

Суд апелляционной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления.

Срок содержания под стражей ст.109 УПК РФ:

2.В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей до 6 месяцев

Дальнейшее продление срока содержание под стражей обвиняемого в совершении тяжких или особо тяжких преступлений только в случае особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения до 12 месяцев

4.Дальнейшее продление срока не допускается, обвиняемый по истечению данного срока подлежит немедленному освобождению.

5.Материалы оконченного уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому содержащемуся под стражей и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей

6.В случае если окончание уголовного дела начато своевременно, но для ознакомления с материалами обвиняемому и его защитнику время не хватило следователь не позднее 5 суток до окончания предельного срока возбуждает ходатайство о продлении срока содержания под стражей

7.Судья не позднее 5 суток с момента получения ходатайства принимает решение:

1.О продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления

2.Об отказе в удовлетворении ходатайства и освобождение обвиняемого из под стражи

3. Иные меры процессуального принуждения. В целях обеспечения установленного УПК порядка, УПК судопроизводства, надлежащего исполнения договора дознаватель, следователь или суд вправе применить подозреваемому, обвиняемому следующие меры процессуального принуждения:

1.Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ) , при необходимости у подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего или свидетеля может быть взято обязательство о явке, которое состоит в письменном обязательстве лица, своевременно явиться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщить об этом. Лицу разъясняется последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве.

2.Привод (ст.113 УПК РФ) , в случае не явки по вызову без уважительной причины подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель может быть подвергнут приводу, который состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд. При наличии причин препятствующих явки по вызову в назначенный срок, лица немедленно уведомляют о не возможности своевременной явки. Постановление о приводе перед его исполнением объявляется лицу и удостоверяется его подписью. Привод не может производится в ночное время, не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, больные, которые по состоянию своего здоровья не могут оставлять места своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом. Привод производится органами полиции или судебных приставов на основании постановления дознавателя, следователя, а также по поручению суда.

3.Временное отстранение от должности (ст.114 УПК РФ) , в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности дознаватель, следователь возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, в течении 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление направляется по месту работы временно отстраненного. Временное отстранение отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость. Временно отстраненный от должности обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие в размере не более 5 минимальных оплат труда.

К мерам процессуального принуждения относятся:

1.Наложение ареста на имущество

2.Наложение ареста на ценные бумаги

3.Женежное взыскание

Очевидным следствием нарушения уголовного закона являются ограничения преступников в их правах. Дознаватели и иные уполномоченные лица имеют в своём арсенале набор мер пресечения, предусмотренные Уголовным кодексом. Для установления определённых запретов по отношению к нарушителю привлекается судебная инстанция.

Глава 13 УПК РФ посвящена нюансам выбора ограничительных инструментов для тех, кто признан нарушившим уголовный закон.

Оградить человека от общества необходимо, опираясь на некоторые причины, они же служат основаниями:

  1. Возможность уничтожения улик, которые способствовали бы раскрытию преступления.
  2. Продолжение криминальной деятельности во время следствия.
  3. Запугивание очевидцев и свидетелей или иные попытки искажения информации о событии противоправного действия.

Однако п. 2 ст. 97 УПК РФ говорит о требованиях в исполнении приговора или при особых обстоятельствах – необходимости выдачи нарушителя иным органам правосудия в качестве основ применения положений о мерах пресечения.

В литературе часто можно встретить ответ на вопрос «Что такое меры пресечения в уголовном процессе?» Учёные-практики дают этому термину следующее определение: «Это процедура по пресечению попыток воспрепятствованию расследования и вынесения справедливого приговора в отношении виновного».

Выбор вида мер пресечения в уголовном процессе зависит от определённых обстоятельств.

Лицо, ходатайствующее об изоляции нарушителя, должно учитывать:

  • квалифицирующие признаки, а именно тяжесть совершённого противоправного деяния;
  • наличие судимости ранее, склонность к рецидивам, и в целом сведения о личности нарушителя;
  • возрастной критерий;
  • наличие или отсутствие заболеваний;
  • положение в семье (наличие иждивенцев);
  • трудовую деятельность (работу).

Перечень обстоятельств не является закрытым, допускается его дополнять особыми характеристиками личности преступника по усмотрению лица, осуществляющего расследование.

Общая характеристика видов мер пресечений

Статья 98 Уголовно-процессуального кодекса называет 7 разновидностей ограничений для личности, находящейся под следствием. Они разнонаправленны и в целом служат общим основаниям.

Чаще остальных в рамках обычного судопроизводства применяется подписка о невыезде. Её назначают сразу после присвоения статуса причастного к совершению нарушения лица. Однако существует расхождение между наименованием меры, данной в общем перечне, и статьёй 102, где расшифровывается реализация ограничения.

Помимо подписки о невыезде, здесь ставится вопрос о принуждении к надлежащему поведению, а именно:

  1. Явке к соответствующему сотруднику правоохранительных органов (полиции).
  2. Отсутствие преград со стороны нарушителя в плане ведения следствия.

Когда уполномоченный сотрудник органов, проводящий расследование, даёт согласие на покидание места жительства, то мера не считается приостановленной, поскольку такое одобрение надлежит получать при каждой необходимости уехать.

Личное поручительство

Личное поручительство отсылает к нормам предыдущей статьи. Доверенное лицо обязуется следить за поведением нарушителя. Не расшифровывается степень участия поручителя, но в отношениях со следствием он должен обеспечивать явку своего подопечного и следить за тем, чтобы тот не препятствовал следствию. За неисполнение возложенных на него обязательств доверителю грозят штрафные санкции.

Наблюдение командования воинской части

Наблюдение командования воинской части – специфическая мера пресечения УПК РФ. Для её назначения требуется одобрение нарушителя. Решение об избрании такого ограничения направляется к начальнику в/ч и должно им соблюдаться. Нарушители закона должны находиться в этот момент на сборах или проходить службу в рамках призывной кампании. Здесь отсутствует взаимосвязь с преступлениями в области военной службы, поскольку предполагается, что начальство части должно следить за явкой нарушителя к расследующему преступления лицу.

Присмотр за несовершеннолетним

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым схож с личным поручительством. Отличие заключается в специальном субъекте, которому доверяется следить за исполнением обязательств нарушителя. Поскольку под обвинение подпадает лицо, которому не исполнилось восемнадцати, то следить за ним должны официальные представители (родители, опекуны, усыновители). Важный критерий отбора существует в отношении избрания доверителя – лицо должно заслуживать доверия, то есть для преступников из неблагополучных семей в качестве поручителей выбираются должностные лица. Если у ребёнка нет семьи, то выбираются сотрудники учреждения, где нарушитель воспитывается.

Запрет определённых действий – норма, введённая 18.04.2018 года. Ей посвящена статья 105.1 УПК РФ.

Суд с ходатайства следственного органа может наложить один или несколько запретов из общего перечня:

  • покидать жилище в определённые временные интервалы;
  • дистанцироваться от определённых мест, воздерживаться от их посещения, равно как и не участвовать в некоторых мероприятиях;
  • ограничивать общение с конкретными людьми;
  • не использовать почтовые отделения связи для отправки и с целью получения корреспонденции;
  • не брать в руки телефоны и прочие гаджеты, равно как и не выходить в глобальную сеть Интернет. Это ограничение не распространяется на необходимость вызова аварийных или неотложных служб;
  • садиться в роли водителя в автомобиль. Эта мера доступна для тех случаев, когда было совершено посягательство на ПДД.

Решение судебной инстанции должно содержать не только определение конкретного ограничения, но и предполагать способы её реализации. Запрет определённых действий, по сути, применяется в случае, если иные ограничения не могут быть назначены, то есть не предусмотрено конкретного временного интервала для вынесения подобного ограничения. Связать это ограничение с иными мерами недопустимо.

В апреле 2018 года был введён новый вид – запрет определённых действий. Законодатель учёл пробел в отношении должностных преступлений и мошеннических операций.

Залог представляет собой обеспечение и назначается как на этапе первоначальных следственных действий (возбуждения дела), так и в период судебного следствия. Внести денежные средства, размер которых устанавливается решением суда, может как сам нарушитель, так и иное лицо (в том числе юридическое).

Когда ведётся судебное следствие, можно привлекать в качестве обеспечения явки любое имущество, принадлежащее преступнику.

На величину суммы обеспечения влияет не только степень преступного посягательства, но и финансовое положение третьего лица, которое вносит обеспечительную сумму. Устанавливаются минимальные пороги: для мелких и средних преступлений – 50 000 р. и более, тогда как тяжкие и особо тяжкие должны быть обеспечены суммой, превышающей 500 000 р. В отношении имущества нарушителя имеются также ограничения. Так, если на долю в праве собственности может претендовать иждивенец или это является единственным жильём, то недопустимо использовать в отношении него залог.

Назначение этой меры может сочетаться с запретом определённых действий.

Возврат денежных средств или имущества возможен тогда, когда не произошло нарушений предписаний следователя или нарушителя.

Домашний арест

Домашний арест – исключительное ограничение, так как имеет свой срок действия. В течение 2 месяцев лицо, к которому предъявляются обвинения, должно находиться дома. Если состояние здоровья предполагает постоянный медицинский контроль, то местом пребывания определяется лечебное учреждение. Однако в отношении срока существует оговорка, так как арест применяют только на первоначальной стадии. Окончанием этого действия служит отмена ареста и выбор другого ограничения. Совместно с ходатайством о пролонгации срока поиска доказательственной базы необходимо поставить перед судом вопрос о выдаче властного дозволения на продолжение содержания преступного элемента в жилище.

Равно как и залог, рассматриваемая мера может сопровождаться применением статьи 105.1, когда речь идёт о деянии правонарушителя. Перемещения допускаются только на спецтранспорте, предоставляемом уполномоченным для доставки преступника органом.

Заключение под стражу – самая жёсткая мера ограничения. Она должна назначаться для всех преступников, наказание по нарушениям уголовного законодательства которых более 3 лет.

Однако существует возможность применить это ограничение для прочих подозреваемых, если:

  1. Нарушитель не обладает пропиской в границах страны.
  2. Дознаватели не могут быть уверены в личности преступника.
  3. Лицо, которое проходит по делу как субъект посягательства, пренебрегло обязательствами по иным ограничениям.
  4. Есть информация о том, что нарушитель скрывается от преследования.

Несовершеннолетним гражданам также может назначаться это ограничительное действие, но только в том случае, когда совершённые ими деяния квалифицированы как тяжкие или особо тяжкие.

Следует обратить внимание, что эта мера назначается в течение рабочего дня после поступления соответствующего прошения в суд (8 часов). Тогда как суду на согласие на удержание виновного лица предоставляется 3 суток (72 часа).

Заочно это ограничение может быть назначено для нарушителя, объявленного в международный розыск.

Ходатайствовать о повторном назначении подобного ограничения можно только после выявления ранее неизвестных обстоятельств.

  • период удержания в специальном месте в статусе подозреваемого;
  • сутки за двое в случае назначения системы мер запрета определённых действий;
  • время нахождения в жилище без права покидать его стен;
  • присутствие в медицинском учреждении после соответствующего судебного акта;
  • нахождение в местах лишения свободы в зарубежном государстве.

Повторное назначение этого ограничения предусматривается не более чем на 30 дней.

Порядок изменения и отмены меры пресечения УПК РФ обозначены в ст. 110. Классификация предусмотренных оснований для того, чтобы изменить ограничения, весьма лаконична. Здесь говорится, что в мере пресечения должна отпасть необходимость в принуждении или противодействию. Однако меняться одно ограничение на другое также должно через процедуру отмены.

Субъекты, которые могут применить свои полномочия в отношении меры пресечения, те же, которые назначали её. Если заполняет ходатайство другое лицо, то существует правило, согласно которому изменить или отменить меру можно только после согласия лица, которым она была назначена.

Сущность этого правила заключается в том, что необходимо составить схему лиц, участвующих в процессе, которые бы дополняли друг друга, а не исключали совместную деятельность в вопросе следствия.

Обособлено предусматривают процедуру отмены или изменения содержания под стражей. Перемещение лица в иное место возможно только после обнаружения у него тяжёлого заболевания, которое не совместимо с пребыванием в местах лишения свободы. В комментарии к ст.110 УПК РФ можно встретить список таких болезней, который утверждается и корректируется Правительством РФ.

Если у задержанного или его защитника появляются основания для обжалования решения об избрании меры пресечения, то они имеют право написать соответствующее недовольство.

Здесь имеет первоочередное значение затрагивание:

  1. Прав и личных интересов человека, в отношении которого ведётся следствие.
  2. Свобод личности и ущемления достоинства.

При рассмотрении обжалуемых действий судья слушает, каким именно способом применялась мера и в каком ключе было притеснение.

Проверка конституционности некоторых положений главы 13

В 2005 году Пленум Конституционного суда вынес постановление, в котором сделал вывод о надлежащем уровне правовой квалификации мер пресечения.

Так, в виде таблицы можно представить изученные статьи УПК РФ:

В 2016 и 2018 годах Верховный Суд РФ делал обзоры применения судами главы 13 УПК РФ, в рамках которых было выявлено:

  • чёткое соблюдение правил и постулатов процессуального законодательства;
  • разграничение между правоприменителями полномочий в отношении мер пресечения;
  • соблюдение сроков вынесения постановлений и решений.

Таким образом, назначение, изменение, отмена и обжалование мер пресечения возможны только при соблюдении процессуального законодательства с учётом степени и характера совершаемых противоправных деяний при условии изучения личности нарушителя. Дан ответа на вопрос: что такое меры пресечения в уголовном процессе и какое место она занимает в ходе следственных мероприятий?

Понятие мер пресечения в уголовном процессе. Основания и условия применения мер пресечения

Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает случаи, когда к гражданину, вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства (подозреваемому, обвиняемому) могут быть применены меры уголовно-процессуального принуждения. Из них самыми строгими являются меры пресечения, в особенности - заключение под стражу, которое уголовно-процессуальное законодательство определяет как меру исключительную.

Меры уголовно-процессуального пресечения (гл. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ, далее УПК РФ) являются основной составной частью института мер уголовно-процессуального принуждения и представляют собой способ обеспечения деятельности правосудия в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а в исключительных случаях, в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. Меры пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных и сферу уголовно-процессуальной деятельности.

Целью применения мер пресечения является обеспечение успешного расследования и судебного разбирательства уголовного дела. В отличие от мер уголовного наказания, меры пресечения не имеют карательного и воспитательного воздействия и действуют до вступления приговора в законную силу. Меры пресечения нельзя рассматривать как меры процессуальной ответственности, так как они применяются не за совершение преступления и не за совершение процессуального нарушения, а для предотвращения совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуальных нарушений и новых преступлений.

Меры пресечения обладают свойством принудительности. Практически любая из форм уголовно-процессуального принуждения всегда влечет за собой то или иное ограничение личной свободы граждан (свободы воли, передвижения, неприкосновенности и т.д.)

Меры пресечения могут быть избраны на досудебных стадиях уголовного процесса дознавателем, следователем, прокурором; на судебных стадиях мера пресечения избирается судом. Прокурор вправе избрать меру пресечения по любому уголовному делу, за которым он осуществляет процессуальный надзор, однако для применения заключения под стражу прокурор должен обратиться с ходатайством в суд. Судья единолично избирает меру пресечения по уголовному делу, принятому судом к производству.

Избрание меры пресечения - принятие дознавателем, следователем, прокурором, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого (п.13 ст.5 УПК).

Применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п.29 ст.5 УПК). Избрание меры пресечения является правом, а не обязанностью компетентных должностных лиц. Если основания для применения меры пресечения отсутствуют, то мера пресечения не применяется.

Общими основаниями для применения меры пресечения являются:

Возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления, за которое лицо подвергается мере пресечения;

Предъявление обвинения данному лицу в совершении преступления.

3) в исключительных случаях наличие обоснованных подозрений в отношении данного лица в совершении преступления.

Специальными основаниями применения меры пресечения являются обоснованные предположения, что обвиняемый (подозреваемый) может воспрепятствовать успешному судопроизводству по уголовному делу. Предположения должны быть основаны на фактических данных, полученных при расследовании или судебном разбирательстве уголовного дела. Это могут быть прямые доказательства намерений обвиняемого: скрыться (приобретение билетов, оформление загранпаспорта и т.д.); продолжить преступную деятельность (показания соучастников); воспрепятствовать производству по уголовному делу (показания потерпевших об угрозах со стороны обвиняемого и т.д.).

Чаще встречаются косвенные доказательства неблаговидных намерений обвиняемого, к которым может относиться его предшествующее поведение, наличие судимостей, систематическое совершение преступлений, отсутствие постоянного места жительства и т.д. Указанные фактические данные должны быть отражены в материалах уголовного дела.

На судебных стадиях мера пресечения может также избираться судом для обеспечения исполнения приговора. Это основание избрания меры пресечения следует считать особенно актуальным в случае вынесения обвинительного приговора о назначении наказания, связанного с лишением свободы, в отношении подсудимого, которому не избиралась мера пресечения, или мера пресечения которого не связана с изоляцией от общества (ст. 97 УПК).

"Какой бы высокой ни была степень вероятности того или иного факта, его нельзя абсолютизировать. Даже самая высокая степень вероятности не может исключать возможность ошибок. К моменту принятия решения об избрании меры пресечения должна быть установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем поведении в процессе расследования (а также на начальной стадии уголовного судопроизводства, т.е. еще до момента возбуждения уголовного дела, и в процессе рассмотрения дела судом). Если в основу решения об избрании меры пресечения будут положены достоверные фактические данные ненадлежащего поведения обвиняемого, а не субъективное мнение о его вероятном поведении, то и само решение будет достоверным“.

Ст. 98 УПК РФ предусматривают следующие меры уголовно-процессуального пресечения: подписка о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу.

Перечень мер пресечения исчерпывающий. Дознаватель, следователь, прокурор, суд не вправе избрать какую-либо меру пресечения, кроме перечисленных в ст.98. В системе мер пресечения последние располагаются от наиболее легких к наиболее строгим. Меры пресечения взаимосвязаны между собой. Несоблюдение избранной меры пресечения влечет применение более строгой меры пресечения.

Подписка о невыезде, личное поручительство, залог, домашний арест, заключение под стражу могут быть применены ко всем обвиняемым (при соблюдении оснований и условий применения указанных мер, предусмотренных главой 13 УПК).

Наблюдение командования воинской части применяется только к лицам, находящимся на действительной военной службе. Присмотр за несовершеннолетним применяется только к лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет.

Применение двух мер пресечения одновременно недопустимо. Если избранная мера пресечения не обеспечивает в должной мере расследование или судебное рассмотрение уголовного дела, она, при наличии оснований, заменяется другой, более строгой.

Мера пресечения должна применяться к обвиняемому, реже - подозреваемому лишь при наличии специально оговоренных в законе оснований, указанных выше, а также с учетом таких обстоятельств, как тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности: возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст.99 УПК РФ). При отсутствии необходимости применения меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого отбирается обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ).

Тяжесть предъявленного обвинения определяется квалификацией преступления. Квалификация преступления позволяет установить его категорию в соответствии со ст.15 УК РФ. В понятие тяжести предъявленного обвинения входит количество преступных эпизодов, в совершении которых обвиняется данное лицо. Если мера пресечения применяется к подозреваемому, то следует учитывать тяжесть и количество преступлений, в совершении которых подозревается лицо.

Обстоятельствами, относящимися к личности обвиняемого, следует считать наличие судимостей, рецидива, антисоциальные установки личности, а также свойства характера обвиняемого (агрессивность, неуравновешенность и т.д.).

При избрании меры пресечения следует учитывать возраст обвиняемого: снисхождения требуют лица, совершившие преступление в возрасте до 18 лет, а также те, которые к моменту расследования и судебного рассмотрения уголовного дела достигли соответственно женщины 55 лет, мужчины - 60 лет. Мера пресечения - заключение под стражу избирается к несовершеннолетним в исключительных случаях.

При избрании меры пресечения следует принимать во внимание состояние здоровья обвиняемого: наличие инвалидности и хронических болезней, требующих постоянной медицинской помощи (обязывает дознавателя, следователя, прокурора, судью) прежде всего, рассмотреть вопрос об избрании меры пресечения, не связанной с заключением под стражу.

Вместе с тем хронический алкоголизм, наркомания, наличие венерических заболеваний, а также психических расстройств, не исключающих вменяемости, не препятствуют избранию самой строгой меры пресечения.

Должно быть принято во внимание семейное положение обвиняемого: женат ли он, проживает ли с семьей, есть ли в семье несовершеннолетние дети, престарелые родители, иные иждивенцы, каково материальное положение семьи. Если обвиняемый является единственным кормильцем в семье, заключение под стражу в качестве меры пресечения следует избирать в крайнем случае. Только в исключительных случаях следует избирать в качестве меры пресечения заключение под стражу в отношении беременной женщины, а также воспитывающей несовершеннолетних детей.

При избрании меры пресечения необходимо учитывать род занятий обвиняемого: имеет ли он постоянное место работы или иное постоянное занятие, не связано ли преступление с его работой. Отсутствие постоянного занятия может рассматриваться как основание полагать, что обвиняемый скроется от следствия или суда. Вместе с тем при избрании меры пресечения не должно отдаваться предпочтение одному роду занятий перед другим, что означало бы нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом.

УПК, т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

  1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в от­ношении подозреваемого, обвиняемого (п. 13 ст. 5 УПК).

Применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании ме­ры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК).

Замечание

Наличие оснований для избрания мер пресечения должны подтверждаться собранными по уголовному делу доказательст­вами (ч. 1 ст. 74 УПК). Конституционный Суд РФ указал, что нормы об избрании мер пресечения не предполагают возмож­ность принятия судом решения по указанному вопросу без ис­следования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие осно­ваний для применения данной меры пресечения (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений УПК, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пре­сечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизвод­ства, следующих за окончанием предварительного расследования и на­правлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан (ВКС РФ. 2005. № 3). Аналогичной позиции придерживается и Пле­нум Верховного Суда РФ, указывая, что к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть прило­жены «доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свиде­тельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения» (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1).

Поэтому участники уголовного судопроизводства не вправе делать вывод о наличии либо об отсутствии оснований для избрания мер пресечения на основании иных данных (оперативно-розыскной информации или сведений, полученных непроцессуальным пу­тем и т. п.), не являющихся доказательствами в смысле ч. 1 ст. 74 УПК.

Также следует учитывать, что в качестве оснований для из­брания меры пресечения в законе установлены категории веро­ятностного характера: «достаточно полагать», что обвиняемый «может» продолжать заниматься преступной деятельностью (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК), «может» угрожать участникам уголовного судопроизводства или иным путем воспрепятствовать произ­водству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК).

Условия применения мер пресечения:

  1. наличие возбужденного уголовного дела;
  2. определение в процессуаль­ном порядке лица, в отношении которого применяется мера пресечения, статусом обвиняемого или подозреваемого.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь вы­носят постановление, которое должно отвечать требованиям

  • за­конности,
  • обоснованности,
  • мотивированности (ч. 4 ст. 7 УПК).

В мотивировочной части должны быть приведены: данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК, а также основания, предусмотренные ст. 97 УПК; обстоятельства, обос­новывающие необходимость избрания конкретной меры пресе­чения.

В резолютивной части указывается: мера пресечения, кото­рая избирается обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах, удостоверяющих личность.

Факт объявления постановления об избрании меры пресече­ния обвиняемому (подозреваемому), а также разъяснения по­рядка обжалования удостоверяется его подписью и подписью его защитника. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуаль­ном документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт объявления ему постановления, порядка его об­жалования и получения копии он вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от этого не при­останавливает исполнение принятого решения.

В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями, которые определены в гл. 5 УПК.

Только суд в досудебном и судебном производстве правомо­чен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого), домаш­него ареста и залога. Суд правомочен решать вопрос и о про­длении срока содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК). В досудебном производстве суд принимает эти решения по хо­датайству дознавателя, следователя, заявленному соответствен­но с согласия прокурора, руководителя следственного органа. Судебное решение принимается судьей в форме постановле­ния, а судом - определения.

В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсу­димому любую из мер пресечения при наличии к тому основа­ний, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной инициативе.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, мо­жет быть отменена или изменена только судом.

Виды мер пресечения

Перечень мер пресечения содержится в ст. 98 УПК и является исчерпывающим. Систематизация мер пресечения идет от менее строгой к бо­лее строгой.

Мерами пресечения являются:

  1. общими:
    • подписка о невыезде (не может быть применена к военно­служащим срочной службы, находящимся на казарменном по­ложении; практически неприменима к заключенному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании, и т. п.);
    • личное поручительство ;
    • залог ;
    • домашний арест ;
    • заключение под стражу .
  2. специальными (применяемые только по отношению к определенным обвиняе­мым или подозреваемым):
    • наблюдение командования воинской части (применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских под­разделениях и находящимся на казарменном положении);
    • присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
    • запрет определенных действий.

Дознаватель, следователь, а также суд вправе (но не обязаны) избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого только одну из предусмотренных ст. 98 УПК мер пресечения.

При производстве предварительного расследования дознава­тель и следователь вправе самостоятельно избрать любую меру пресечения кроме

    1. залога,
    2. домашнего ареста и
    3. заключения под стражу.

Избрать эти меры пресечения вправе только суд в пре­делах предоставленных ему полномочий (п. 1 ч. 2 ст. 29, ст. 106-108 УПК). Мера пресечения может быть избрана и применена как в процессе досудебного, так и судебного произ­водства по уголовному делу.

Мера пресечения должна отвечать тем целям, которые доз­наватель, следователь, прокурор и суд определили при ее из­брании. Закон предоставил им возможность выбрать из пере­численных в УПК мер пресечения только ту, которая способна обеспечить предусмотренное ст. 6 УПК назначение уголовного судопроизводства.

Подробнее о мерах пресечения

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК) - мера пресечения, заключающаяся в отобрании у обви­няемого (подозреваемого) письменного обязательства не поки­дать постоянное или временное место жительства без разреше­ния дознавателя, следователя или суда и обеспечить надлежа­щее поведение. Под надлежащим поведением понимается обязанность являться в назначенный срок по вызовам дознава­теля, следователя, прокурора и в суд, иным путем не препятст­вовать производству по уголовному делу.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении ограничива­ет право гражданина на свободу передвижения, выбор места жительства (пребывания). Указанная мера пресечения приме­няется к лицу, которое не вызывает особых опасений в том, что оно уклонится от предварительного расследования и суда, а также ненадлежащим поведением воспрепятствует расследова­нию и разбирательству дела в суде. Избирая данную меру пре­сечения, полномочные должностные лица должны быть макси­мально уверены в эффективности ее применения. Правильное решение вопроса об избрании подписки о невыезде основыва­ется на характере совершенного преступления (тяжести предъ­явленного обвинения), личности обвиняемого, роде его заня­тий, возрасте, состоянии здоровья, семейном положении и дру­гих обстоятельствах. С учетом перечисленных обстоятельств она может быть применена и к лицам, обвиняемым в соверше­нии тяжкого преступления.

Мотивированное постановление об избрании этой меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), защитнику, законному представителю с разъяснением ст. 102 и УПК и порядка его обжалования. В самой подписке, кроме данных о подозреваемом или обвиняемом, адресах их постоян­ного или временного проживания, средствах связи, указывают­ся обязательства:

    • не покидать их без разрешения до окончания предварительного расследования, судебного разбирательства уголовного дела;
    • являться по вызову в указанный срок, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному де­лу.
    • здесь же указано, что при нарушении этих обязательств может последовать применение более строгой меры пресече­ния.

Подписка о невыезде не может быть применена к военно­служащим срочной службы, находящимся на казарменном по­ложении. Они не имеют возможности оставить воинскую часть без разрешения командования, а стало быть, и самостоятельно явиться по вызову. Практически неприменима подписка о не­выезде к заключенному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании, и т. п.

В ряде случаев нецелесообразно применение этой меры пре­сечения к лицам, чья трудовая деятельность связана с длитель­ными разъездами (пилот воздушного корабля, шофер на меж­дугородных рейсах, проводник поезда дальнего следования, дипкурьер и т. п.).

Личное поручительство (ст. 103 УПК) заключается в приня­тии на себя заслуживающим доверия лицом письменного обя­зательства о том, что оно ручается за выполнение обвиняемым (подозреваемым) обязательств: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. В отличие от подписки о невыезде, при избрании данной меры пресече­ния право гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства (пребывания) не ограничивается. Данная мера пре­сечения избирается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которо­го дается поручительство. Число поручителей определяет пол­номочное должностное лицо, в производстве которого находит­ся дело.

Закон не содержит критерии определения «заслуживающего доверия лица». Представляется, что таковыми могут быть со­вершеннолетние граждане, пользующиеся уважением за свой труд и поведение по месту работы или жительства, которые реально могут обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову и его надлежащее поведение. В основе доверия поручи­теля могут быть личные отношения родства, товарищества, со­трудничества, взаимных материальных интересов и т. д.

При избрании меры пресечения должностное лицо должно убедиться в добропорядочности поручителя, доверять ему, а он в свою очередь - тому, за кого ручается. Поручители должны быть уверены, что смогут обеспечить его надлежащее поведе­ние и явку по вызовам. Поручителю сообщается о сущности де­ла, по которому избирается мера пресечения, разъясняются су­щество подозрения или обвинения, его обязанности и ответст­венность, связанные с выполнением личного поручительства. Каждый из поручителей предупреждается, что в случае невы­полнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание до 10 тыс. руб.

Решение об избрании меры пресечения в виде личного по­ручительства оформляется постановлением дознавателя, следо­вателя, определением суда.

Применение этой меры пресечения возможно при наличии письменного обязательства - личном поручительстве опреде­ленных лиц - поручителей. В нем приводятся данные о лично­сти поручителя, фиксируются: факт разъяснения ему сущности подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность за их невыполнение. Копия постановления (определения) и письменного обязательства вручается подозреваемому, обви­няемому, защитнику и поручителю. Тут же разъясняется поря­док обжалования решения об избрании меры пресечения.

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК) - мера пресечения, которая применяется только в отношении об­виняемого (подозреваемого) военнослужащего или лица, при­званного на военные сборы. Избрание этой меры пресечения допускается лишь с согласия обвиняемого (подозреваемого). Она состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Воо­руженных Сил, чтобы обеспечить его надлежащее поведение, явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и суда, а также исключить возможность иным путем препятст­вовать производству по уголовному делу. Наблюдение командо­вания воинской части применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских под­разделениях и находящимся на казарменном положении. В от­ношении других категорий военнослужащих эта мера пресечения не применяется, так как они не находятся на казарменном положении и связанные с ней ограничения не могут быть реа­лизованы.

На время действия меры пресечения они лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, лишаются увольнения в город­ской отпуск.

Постановление об избрании меры пресечения направляется для исполнения командованию воинской части, которое обяза­но письменно уведомить орган, избравший эту меру пресече­ния, об установлении наблюдения за обвиняемым (подозревае­мым).

Для избрания данной меры пресечения согласия командова­ния воинской части не требуется, но в упомянутом постановле­нии разъясняются существо подозрений или обвинения и обя­занности командования по исполнению меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения и рапорт об установлении наблюдения объявляются подозреваемому или обвиняемому. В случае нарушения обвиняемым (подозревае­мым) избранной меры пресечения командование воинской час­ти немедленно сообщает об этом дознавателю, следователю или в суд, которые избрали данную меру пресечения.

Данную меру пресечения вправе избрать сам командир во­инской части, если он выступает в качестве органа дознания.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняе­мым (ст. 105 УПК) - мера пресечения, заключающаяся в обес­печении надлежащего поведения несовершеннолетнего обви­няемого в соответствии с требованиями ст. 102 УПК. Анализ ч. 2 ст. 423 УПК свидетельствует о том, что законодатель отдает приоритет избранию именно этой меры пресечения в отноше­нии несовершеннолетнего. Иные меры пресечения могут быть применены к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняе­мому только при невозможности избрания данной меры пресе­чения.

Письменное обязательство обеспечить надлежащее поведе­ние несовершеннолетнего берут на себя родители, опекуны, попечители или иные лица, заслуживающие доверия, а также должностные лица специализированного детского учреждения, где находится несовершеннолетний. Они могут обратиться с ходатайством об избрании присмотра за подростком в качестве меры пресечения или дать согласие на присмотр, если инициа­тива исходит от дознавателя, следователя или судьи (суда). Ли­ца, полномочные избрать меру пресечения, должны распола­гать достоверными сведениями, что тот, кто берет на себя обя­зательство по присмотру, действует на добровольных началах и способен обеспечить условия, при которых цель меры пресече­ния будет достигнута.

При избрании меры пресечения каждому, кто дал обязатель­ство по присмотру, полномочные должностные лица разъясня­ют существо подозрения или обвинения и ответственность за невыполнение ими принятого обязательства, которая определя­ется в судебном порядке в виде денежного взыскания - до 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 103, ст. 118 УПК).

Письменное обязательство о присмотре удостоверяется подпиской лица, взявшего на себя это обязательство. С этого момента мера пресечения считается избранной, о чем объявля­ется несовершеннолетнему, принятому под присмотр. При этом ему разъясняются требования надлежащего поведения.

Залог (ст. 106 УПК) составляют деньги или иные ценности (ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и пр.), вно­симые обвиняемым (подозреваемым), его родственниками, друзьями, другими лицами, в том числе и юридическими, на депозитный счет органа, избравшего эту меру пресечения. При избрании меры пресечения в виде залога обвиняемый (подозре­ваемый) может предложить внести в качестве залога произведе­ния искусства, коллекционные монеты и иные ценности. В этом случае целесообразно проверить их подлинность, опре­делить действительную стоимость. Это можно сделать при по­мощи специалиста или даже путем проведения экспертизы, что обеспечит должную эффективность меры пресечения и предот­вратит возможные конфликтные ситуации в будущем.

Цель залога - обеспечить явку обвиняемого (подозреваемо­го) к дознавателю, следователю либо в суд и предупредить со­вершение им новых преступлений. В связи с этим недопусти­мо за счет средств, являющихся предметом залога, осуществлять выплаты в счет возмещения причиненного преступлением вреда.

Как вид самого залога, так и его размер определяются судом (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК). Учитываются характер совершенного преступления, данные о личности обвиняемого (подозреваемо­го), имущественное положение залогодателя.

Учитывая, что залог как мера пресечения существенно огра­ничивает конституционное право собственности, законодатель предусмотрел судебную процедуру для его избрания. Залог в качестве меры пресечения избирается в отношении подозревае­мого или обвиняемого по решению суда в порядке, установлен­ном для принятия решения об избрании меры пресечения в ви­де заключения под стражей (ст. 108 УПК). Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пре­сечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый или обвиняемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда зало­га, который был определен судом, избравшим эту меру пресе­чения.

О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. При этом обвиняемому (подозреваемо­му) разъясняются последствия неисполнения или нарушения залоговых обязательств. Лицам, которые вносят залог за обви­няемого (подозреваемого), разъясняется существо обвинения, подозрения, в связи с чем избирается эта мера пресечения и связанные с ней обязательства, а также последствия их неис­полнения или нарушения: залог обращается в доход государст­ва по судебному решению, выносимому в соответствии со ст. 118 УПК.

Суд при вынесении приговора, определения, постановле­ния о прекращении дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. Если дело прекращается в стадии предваритель­ного расследования, залог возвращается залогодателю следова­телем, дознавателем, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела и протоколе, который подписывают должностное лицо, вынесшее постановление, и залогода­тель.

Домашний арест (ст. 107 УПК) в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении обвиняемого (подозреваемого) с учетом тяжести совершенного преступле­ния, состояния здоровья обвиняемого (подозреваемого) и дру­гих обстоятельств, предусмотренных ст. 99 УПК.

Обвиняемый (подозреваемый) не вправе покидать свое жи­лище, ставшее местом домашнего ареста, а также общаться с определенными судом лицами, например соучастниками по уголовному делу, свидетелями, потерпевшими, друзьями и т. п. Обвиняемому может быть запрещено отправлять и получать посылки, бандероли, делать обращения через средства массо­вой информации; пользоваться телефоном, факсом, иными ви­дами связи (ст. 107 УПК).

Решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста правомочен принять только суд (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК). В постановлении судьи или определении суда об избрании ме­ры пресечения в виде домашнего ареста в отношении обвиняе­мого (подозреваемого) указываются основания и мотивы при­менения именно этой меры пресечения. В этом постановлении указываются также конкретные ограничения, которым подвер­гается обвиняемый (подозреваемый), и орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблю­дением установленных ограничений.

Постановление направляется лицу, возбудившему перед су­дом соответствующее ходатайство, обвиняемому (подозреваемому), его защитнику.

В соответствии с законом время домашнего ареста засчитывается в срок содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей.

Меры пресечения – это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого (а в исключительных случаях подозреваемого), применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора.

Меры пресечения регламентируются главой 13 УПК и обладают следующими признаками:

  • Они применяются только к обвиняемому или подозреваемому;
  • Их содержание состоит в том, что они на довольно длительный период ограничивают личную свободу этих лиц;
  • Они применяются со строго определенными целями: пресечь возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого или подозреваемого: а) сокрытие от органов, ведущих производство; б) продолжение преступной деятельности; в) воспрепятствование установлению обстоятельств дела; а также обеспечить исполнение приговора (ст. 97 УПК).

Основания избрания мер пресечения – это уголовно-процессуальные доказательства о конкретных фактах, указывающих на возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого или подозреваемого (ст. 97 УПК). Это доказательства о том, что обвиняемый или подозреваемый может:

Скрыться от дознания, предварительного расследования или суда (покушался на побег, оказал сопротивление при задержании, не явился по вызову);

Продолжать заниматься преступной деятельностью. Пока продолжается преступление, разбирательство по нему невозможно, потому что уголовный процесс ведется по поводу прошлых событий;

Воспрепятствовать производству по делу, в том числе выяснению истины путем угроз свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожения или фальсификации доказательств.

Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Она продолжает действие при апелляционном и кассационном разбирательстве, когда уже вынесен обвинительный приговор с назначением наказания, но он еще не вступил в законную силу. Мера пресечения обеспечивает исполнение приговора, поэтому она не может быть тяжелее грозящего обвиняемому наказания.

Условия избрания и применения мер пресечения вытекают из возможности назначения и отбывания наказания. Если по делу невозможно назначить наказание (например, в связи с истечением срока давности), то исключается и избрание меры пресечения.

Специальным условием для избрания мер пресечения является наличие доказательств виновности лица в совершении преступления . Это условие соблюдается при обоснованном привлечении лица в качестве обвиняемого. При применении меры пресечения в отношении подозреваемого, это условие особенно значимо.

Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого допускается в исключительных случаях (ч. 1 ст. 100 УПК) при наличии веского подозрения в отношении данного лица (при наличии оснований для его задержания в качестве подозреваемого). Игнорирование этого условия может привести к неверному впечатлению, что к любому лицу (например, свидетелю) можно применить меру пресечения, и оно станет подозреваемым на основании п. 1 ч. 3 ст. 46.

В связи с исключительным характером избрания меры пресечения в отношении подозреваемого закон ограничивает срок ее действия - 10 суток. Этот срок исчисляется с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был сначала задержан и затем заключен под стражу - то с момента задержания (ст. 100). Не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения подозреваемому должно быть предъявлено обвинение, иначе мера пресечения отменяется.

Однако ч. 2 ст. 100 УПК (в редакции от 22.04.04 г.) допускает 30 суточный срок действия меры пресечения в отношении подозреваемого в совершении хотя бы одного из 10 тяжких и особо тяжких преступлений (например, терроризма - ст. 205 УК РФ, – бандитизма – ст. 209 УК, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля – ст. 277 УК и др.).

Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения , иначе называют мотивами их применения. Статья 99 УПК среди них называет тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий. Судебная практика дополняет этот перечень наличием обстоятельств, смягчающих или отягча­ющих наказание, постоянного места жительства, иждивенцев, отрицательного поведения в быту, фактов привлечения к административной ответственности, ограниченной дееспособности и т. д.

Указанные обстоятельства, во-первых, косвенно указывают на общие основания для избрания мер пресечения (тяжесть преступления может подтвердить возможность сокрытия обвиняемого). Во-вторых, эти факты определяют выбор той или иной меры пресечения.

Действие меры пресечения складывается из ее избрания и применения.

Избрание - принятие решения о мере пресечения (п. 13 ст. 5) в общем виде регулируется ст. 101. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом - определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения.

Существуют две принципиально противоположных процедуры избрания мер пресечения: состязательная и розыскная. В состязательном порядке принимается решение о заключении под стражу и домашнем аресте, когда одна обвинитель ходатайствует о применении меры пресечения перед судом, а другая сторона защиты вправе возражать и оспаривать обоснованность этой меры. Розыскной порядок состоит в том, что мера пресечения избирается ведущим процесс органом по своей инициативе. Так происходит в российском уголовном процессе при применении всех остальных мер пресечения следователем, дознавателем, органом дознания, прокурором в стадии предварительного расследования.

Решение об избрании меры пресечения вступает в силу с момента вынесения, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора. Например, санкция прокурора необходима для избрания залога следователем.

Применение меры пресечения - это процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 28 ст. 5). Совокупность процессуальных действий по выполнению принятого решения об избрании конкретной меры пресечения регулируется ст. 102–109 и зависит от ее вида. Применение меры пресечения может состоять в помещении под стражу, принятии залога, взятии подписки.

Отмена или изменение меры пресечения регламентируется ст. 110 УПК. Мера пресечения отменяется при:

1) Признании незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения;

2) Отпадении необходимости в ее применении;

3) Отпадении общих условий для применения меры пресечения (например, когда прекращается уголовное дело или уголовное преследование);

4) Отпадении специальных условий для применения конкретных мер пресечения (например, когда истекает 10 суточный срок применения меры пресечения в отношении подозреваемого);.

Мера пресечения может быть изменена на более строгую или более мягкую при наличии соответствующих оснований.

Мера пресечения, избранная прокурором или по его указанию, отменяется или изменяется следователем или дознавателем с согласия прокурора. Однако эти правила не распространяются на отмену меры пресечения в связи отпадением условий ее применения.

Обжалование решения об избрании меры пресечения является важной гарантией соблюдения прав граждан. Право подачи жалобы принадлежит лицам, чьи интересы нарушены избранной мерой пресечения. В том числе, подать жалобу может лицо, в отношении которого мера пресечения избрана, но еще не исполнена (Постановление Конституционного Суда от 03.05.95 г. № 4-П по делу Аветяна).

Постановления следователя и дознавателя могут быть обжалованы прокурору, а постановления прокурора - вышестоящему прокурору (ст. 123). Заинтересованные лица вправе подать жалобу и непосредственно в суд (ст. 125). Решения суда первой инстанции об избрании или изменении меры пресечения могут быть обжалованы в течение 3 суток в кассационном порядке (если это домашний арест и заключение под стражу - ч. 11 ст. 108) или 10 суток в апелляционном или кассационном порядке (все остальные меры пресечения). Подача жалобы не приостанавливает применение меры пресечения.

Система мер пресечения . Действующий закон предусматривает семь мер пресечения, располагая их по степени интенсивности принуждения: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения – заключение под стражу (ст. 108) и домашний арест (ст. 107) – физически ограничивают личную свободу обвиняемого, изолируя его от общества. Они избираются и применяются непосредственно к обвиняемому без согласия заинтересованных лиц. Прямое ограничение личной неприкосновенности требует состязательной процедуры избрания таких мер пресечения. С тяжестью данных мер пресечения связано и специальное ограничение срока их применения (ст. 109).

Остальные меры пресечения относятся к психологически-принудительным . Они ограничивают личную свободу обвиняемого психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, избираются и применяются при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве), без специально установленного срока. «Добровольный» характер исполнения данных мер позволяет избирать их и без судебного решения. Суть психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого возлагается моральное обязательство надлежащего поведения.

Психолого-принудительные меры пресечения делятся еще на три группы по способу их обеспечения.

1) Меры пресечения, основанные на личном обещании самого обвиняемого. Это подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК). Подписка считается самой легкой мерой пресечения, поскольку ее содержание состоит в моральном обязательстве самого обвиняемого и не касается других граждан.

2) Меры пресечения, основанные на имущественной ответственности – залог (ст. 106 УПК). Когда залог вносится самим обвиняемым, тогда его надлежащее поведение обеспечивается угрозой утраты имущества. Залог ограничивает права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, поэтому считается самой строгой из всех психолого-принудительных мер пресечения и применяется с санкции прокурора.

3) Меры пресечения, основанные на действиях третьих лиц. К этой группе относятся личное поручительство (ст. 103), наблюдение командования воинской части (ст. 104), присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105) и залог, вносимый третьим лицом (ч. 3 ст. 106).

По характеристике правового статуса обвиняемого меры пресечения последней группы делятся на общие и специальные. Специальные меры пресечения применяются при особых признаках обвиняемого: несовершеннолетие (присмотр за ним) и прохождение действительной военной службы (наблюдение командования).

Третья группа психолого-принудительных мер пресечения состоит в непроцессуальных действиях иных лиц, обеспечивающих надлежащее поведение обвиняемого. Поэтому эти лица должны быть действительно способны влиять на обвиняемого. К ним при невыполнении возложенных обязанностей могут быть применены карательные меры: денежное взыскание с поручителей и лиц, присматривающих за несовершеннолетним; обращение в доход государства залога.

Система различных мер пресечения позволяет избрать именно ту меру, которая в каждом конкретном случае обеспечивала бы надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) и при этом минимально ограничивала бы его права и свободы.


См.: Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятыми резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.90 г. № 45/110.2.



Просмотров