Договор субподряда по выполнению строительно монтажных работ. Составление договора строительного субподряда. Прием и передача рабочей документации

Сегодня одной из самых животрепещущих тем является применение санкций к Российской Федерации со стороны Евросоюза и США. Справедливость таких действий по отношению к нашей стране вызывает множество вопросов и споров, как и события, их породившие. Но в данный момент важно другое: какую цель преследуют те, кто наложил подобные политические и экономические ограничения на Россию? И каковы последствия этих санкций? Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо рассмотреть как теоретические, так и практические аспекты проблемы.

Понятие

В широком смысле слова санкция - это мера воздействия, направленная на ограничение какого-либо вида деятельности. Санкции выражаются в запрете на реализацию различных торговых и экономических договоренностей, мерах препятствия политической деятельности определенной компании или государства в целом. Подобного рода ограничения могут быть частичными или полными. Например, если рассматривать санкции в сфере торговли, запрет может распространяться на импорт или экспорт отдельного товара. Полноценная санкция же подразумевает запрет на все экономические отношения компании или страны с другими субъектами рыночной экономики.

У подобных мер воздействия есть и обратная сторона. Порой субъект торговой или политической сферы, применяющий санкции по отношению к другому субъекту, страдает больше, чем тот, которому данные запреты были адресованы. Ведь государство, определенная деятельность которого попала под запрет, может установить ответные ограничения. Именно поэтому не стоит забывать, что санкция - это явление неоднозначное, появление которого может привести к непредсказуемым последствиям.

Виды запретов

В контексте современной политической ситуации необходимо рассматривать штрафные санкции в международном праве. Их ни в коем случае нельзя путать с ответственностью. Так, ответственность за свой проступок несет страна-нарушитель договоренностей. Санкции, в свою очередь, может применить государство, права которого были нарушены. Нарушитель международных договоров обязан нести ответственность за свои противозаконные действия, а потерпевшая сторона имеет право на применение санкций.

Существует два вида запретов: коллективные и индивидуальные. Коллективными называются такие ограничения, которые следуют в ответ на нарушения норм международного права и подразумевают приостановление членства в союзе с другими государствами, а также коллективное вооруженное столкновение с правонарушителем.

Индивидуальные санкции чаще всего связаны с какими-либо правовыми ограничениями на деятельность того или иного государства, разрывом торговых и иных договоренностей, непризнанием позиции правонарушителя, усиленной самообороной на случай вооруженных столкновений.

Цели ограничений

Штрафные санкции обычно преследуют несколько целей. Во-первых, подобные ограничения направлены на изменение политического строя государства-нарушителя. Политические запреты также могут распространяться на какую-либо отдельную область деятельности. Смена режима правления, кстати, скорее всего, будет толчком к смене политической направленности, так что санкция - это достаточно действенный способ добиться изменений в собственных интересах в данной сфере.

Во-вторых, санкции направлены на снижение количества единиц вооружения у конкретного государства. Такие действия позволяют уменьшить риск вооруженных противостояний и военных действий в масштабах страны.

В-третьих, санкции могут запретить въезд каких-либо физических лиц на территорию определенного государства или, напротив, заставить некоторых людей покинуть территорию какой-то страны.

Санкции против РФ

Главные политические лидеры западных держав пришли к решению, что Российская Федерация осуществляет многие военные и политические операции незаконно. В связи с этим наша страна подверглась ряду ограничений, которые в значительной степени повлияли и на жизнь первых лиц государства, и на простых жителей.

Россияне столкнулись с двумя видами санкций: экономическими и политическими. Первые уже отразились в росте цен на импортные товары, повышении курсов доллара и евро.

Экономические санкции против России

Санкции против РФ - это меры, от которых наша страна страдает в течение последнего года. Или не страдает? В любом случае ограничения за «нарушения» международного права были наложены на Россию. Какие же экономические санкции установили Евросоюз и США в отношении Российской Федерации? Прежде всего, это искусственный рост евро и доллара, ничем не подкрепленный. Впервые за всю историю международных взаимоотношений курс западных валют был столь велик по отношению к рублю. Сегодня ситуация немного стабилизировалась, но курс все еще продолжает оставаться предельно высоким. Все это грозило и продолжает грозить финансовым кризисом и даже обвалом и обесцениванием российской валюты.

Как следствие, подорожали многие товары, которые импортируются из европейских стран. Мировые торговые марки увеличили сумму, которую российские компании должны платить за выпуск продукции на своей территории.

Именно такими стали экономические санкции. РФ, по прогнозам экспертов, не сможет выйти из финансового кризиса раньше, чем через два года.

Политические санкции против РФ

Санкция - это не только экономическое, но и политическое ограничение. Страны Евросоюза и США в качестве «наказания» за противоправные, по их мнению, действия РФ в отношении Украины запретили группе российских чиновников и олигархов въезд на свою территорию, а также заморозили их счета в иностранных банках.

Барак Обама, кстати, так и не приехал поддержать американских спортсменов на зимнюю Олимпиаду в Сочи в прошлом году. Все это - выражение неприязни к российской политике, неуважение к мировым традициям.

Привели ли к чему-либо такие действия в отношении России? Политические санкции особых результатов не дали. Безусловно, гражданам нашей страны стало намного сложнее получить визу в Штаты и в европейское государства, это теперь стоит дороже, но в целом санкции не повлияли на внешнюю политику Российской Федерации в отношении Украины.

Методы противостояния

В отношении нашей страны было введено множество экономических и политических запретов. Но Запад уже сам понимает всю невыгодность прерывания отношений с РФ, так как многие страны Еврозоны почувствовали на себе ответные санкции России. В нашей стране находятся филиалы более 20 немецких компаний, которые в связи с экономическими ограничениями теряют деньги, так как покупательная способность россиян резко снизилась за последний год. К тому же примерно 300 тысяч работников в Германии зависят от торговых отношений с РФ, поэтому санкции Евросоюза ударяют не только по нашей стране, но и по своим ключевым членам.

Многие европейские страны, кстати, выступают против санкций в отношении Российской Федерации. Такие государства, как Италия, Греция, Венгрия, Австрия, Испания, не хотят продолжения карательных мер, так как им невыгодно портить торговые и политические отношения с такой сильной державой.

Возможные последствия санкций

Одним из основных последствий для нашего государства может стать невозможность проведения финансовых операций через некоторые страны Евросоюза. То есть Правительству РФ и Минфину придется искать пути решения этой проблемы через территории других государств.

Какие еще трудности повлекут за собой западные санкции? России не удастся, например, добиться значительного экономического роста (не более 2-2,5%). По оценкам экспертов, ВВП может увеличиться лишь на 1%. Сохраняется риск уменьшения инвестиций со стороны как иностранных, так и отечественных предприятий в случае накала внешнеполитической обстановки.

ДОГОВОР СУБПОДРЯДА И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ДОГОВОРОМ ПОДРЯДА

Структура договорных связей в подрядных отношениях является на сегодняшний момент сложной и многогранной. Наряду с непосредственными обязательствами между заказчиком и подрядчиком на практике нередко встречаются случаи возникновения новых обязательственных отношений, направленных на обеспечение исполнения основных. Возможность заключения подрядчиком субдоговора предусмотрена ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Таким образом, складывается многоуровневая договорная структура, направленная на обеспечение выполнения работ по основному договору подряда, которая включает в себя договоры субподряда.

Включение ст. 706 ГК РФ в параграф, посвященный общим положениям о подряде, позволяет говорить, что ее положения распространяются на все разновидности договора подряда и могут быть применимы в случае отсутствия противоречий со специальными нормами. Данное положение, на наш взгляд, является оправданным, поскольку позволяет подрядчикам выполнять принятые на себя обязательства не лично, а с привлечением третьих лиц — субподрядчиков. При этом субподряд будет являться частным, законодательно закрепленным случаем возложения исполнения обязанностей на третьих лиц, как это позволяет ст. 313 ГК РФ. Более того, привлечение третьих лиц к исполнению обязательства будет облечено в соответствующую договорную форму — договор субподряда. Безусловно, субподрядные отношения будут реже встречаться в договоре бытового субподряда и чаще в строительном подряде и подряде на выполнение проектных и изыскательных работ.

Сложнее дело обстоит с такой разновидностью подряда, как подрядные работы для государственных и муниципальных нужд. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд заключается на основе заказа на выполнение подрядных работ, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Одним из важных условий любого государственного контракта является возможность подрядчика по государственному контракту привлекать для исполнения своих обязательств субподрядчиков. Работы, заказываемые государством, носят сложный и комплексный характер, что требует от исполнителя в целях надлежащего и своевременного выполнения своих обязательств привлечения третьих лиц. В соответствии с действующим законодательством при подаче заявки на участие в торгах на заключение государственного и муниципального контракта подрядчиком обязательно должны быть указаны конкретные субподрядные организации, с которыми может быть заключен соответствующий субподрядный договор. Но не всегда участник размещения заказа может знать точные число и наименования третьих лиц, которых надо будет привлечь. Особенно это касается сложных, многоэтапных работ, но формулировки государственного контракта ограничивают права исполнителя по привлечению третьих лиц, требуя личного исполнения своих обязательств. Данная ситуация на практике может потребовать внесения изменений в приложения к государственному контракту на выполнение работ в случае, если у подрядчика возникнет необходимость привлечь к исполнению обязательств иных субподрядчиков. Тем не менее возможность существования сложных договорных отношений в государственных контрактах на выполнение работ предусмотрена.

Договорные связи в субподрядных отношениях предполагают существование двух вариантов обязательственных связей. Во-первых, это является наиболее распространенным вариантом: генподрядчик — субподрядчики. Во-вторых, генподрядчик — субподрядчики — подсубподрядчики. Существование первого варианта прямо предусмотрено законодательством, а наличие второго обусловливается возможностью в определенных случаях субподрядчику привлекать для выполнения договора субподряда подсубподрядчиков. Такая сложная договорная конструкция характерна в целом для договора строительного субподряда, который может предусматривать выполнение субподрядчиком технически сложных строительных действий, требующих специальных познаний в различных отраслях строительства.

Субподрядный договор заключается на основе и во исполнение основного подрядного договора . Поэтому подсубдоговор, заключенный субподрядчиком на основании субподрядного договора, также будет направлен на частичное исполнение главного подрядного договора.

Участие в исполнении договора подряда генерального подрядчика и субподрядчика (ст. 706 ГК), когда имеет место множественность договоров подряда, следует отличать от множественности лиц в самом договоре подряда (ст. 707 ГК). При неделимости предмета обязательства подрядчики признаются по отношению к заказчику солидарными должниками и соответственно солидарными кредиторами (ст. 322 ГК РФ), а при его делимости — долевыми должниками и кредиторами (ст. 321 ГК РФ).

Применяемые к субподрядным отношениям гражданско-правовые нормы отличаются определенной сложностью, что требует их дополнительного изучения. Гражданско-правовые связи в договоре субподряда позволяют говорить не только о правовых элементах в данном договоре, но и в определенной степени об организационных. С точки зрения О.В. Макарова, по своей правовой природе договор субподряда является гражданско-правовым договором, но, поскольку он связан с генеральным договором подряда и создает некоторые предпосылки для исполнения последнего, стороны по договору субподряда обладают правами не только имущественного, но и неимущественного — организационного характера. Имущественные и организационные обязательства указывают на сложность правоотношений, возникающих в договоре субподряда. Наличие организационных связей, в сущности, указывает на опосредованный характер взаимоотношений между заказчиком и субподрядчиком. Интересом первого является надлежащее исполнение работ по главному договору подряда вне зависимости от того, будет ли эта работа выполнена непосредственно подрядчиком или с привлечением субподрядчика. Соответственно субподрядчик будет стремиться выполнить принятые на себя обязательства по договору субподряда, но результат работы в конечном итоге будет сдан заказчику по основному договору, как и оплачивать результат в целом будет заказчик. Поэтому в субподрядных отношениях хоть косвенная, но определенная взаимосвязь между заказчиком и субподрядчиком все же прослеживается, что позволяет говорить о существовании организационных опосредованных договорных связей между участниками как подрядных отношений в целом, так и субподрядных в частности.

Комплексность в субподрядных отношениях приводит к созданию многоуровневой системы договорных связей в подрядных отношениях. Наряду с опосредованными связями между заказчиком и субподрядчиком, законодатель не исключил возможность существования между данными субъектами и прямой связи. Это касается ответственности, которая может возникнуть у субподрядчика перед заказчиком, и соответственно наоборот. В качестве общего правила в ч. 3 ст. 706 ГК РФ законодатель не закрепляет возможность возникновения ответственности между заказчиком и субподрядчиком, но предусматривает, что по закону или договору возможна такая ответственность. Положение ч. 3 ст. 706 ГК РФ направлено на стабилизацию и укрепление системы субподрядных отношений. В этой связи нельзя согласиться с позицией С.Н. Мокрова, по мнению которого если допустить требования и претензии, связанные с исполнением генерального договора подряда между заказчиком и субподрядчиком, то это может привести к размыванию самой системы, неустойчивости структуры сложившихся договорных связей и понижению роли генерального подрядчика.

Положение ч. 4 ст. 706 ГК РФ о возможности заказчика с согласия генерального подрядчика заключать договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами еще в большей степени может осложнить договорные связи по основному договору подряда. Наряду с главным договором подряда, договорами субподряда могут также появиться и дополнительные подрядные договоры, возникающие по желанию заказчика, но с разрешения субподрядчика. Данная ситуация может быть обусловлена сложностью предмета договора подряда и возникает, как правило, в строительстве. При этом новые подрядчики будут нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком. Законодатель, по нашему мнению, закрепляя указанную норму, попытался предоставить возможность сторонам основного договора подряда скорректировать или сузить предмет договора. Однако неясна позиция законодателя относительно выбранного места закрепления данного положения. В данном случае договорные связи в субподрядных отношениях существованием дополнительных договоров затронуты не будут. Разрешение генерального подрядчика, на наш взгляд, может быть дано на выполнение работ, которые не являются предметом соответствующих субдоговоров. В противном случае нужно также будет получать генеральному подрядчику согласие от субподрядчика на исключение из предмета договора субподряда отдельных работ. Поэтому включение ч. 4 в статью, посвященную отношениям генерального подрядчика и субподрядчика, не вполне соответствует логике договорных связей в субподрядных отношениях. Было бы правильнее включить данную норму в общие положения о подряде.

По своей природе заключаемый заказчиком договор будет являться простым договором подряда, осложненным согласием генерального подрядчика. Оно, безусловно, необходимо, так как если предоставить заказчику ничем не обусловленное право на заключение прямых договоров, минуя генерального подрядчика, то это неизбежно приведет к расшатыванию системы генерального подряда.

В целом нельзя с уверенностью утверждать, что договорные связи между заказчиком и субподрядчиком отсутствуют. В действительности существуют два отдельных договора — подряда и субподряда. Однако наличие взаимосвязи между основным договором и субдоговором позволяет проследить тонкие нити, связывающие всех участников субдоговорных отношений. Гражданско-правовые механизмы регулирования данных отношений распространяются на все без исключения разновидности договоров подрядного типа.

Договор субподряда на выполнение строительных работ – это соглашение, заключаемое между генеральным подрядчиком и субподрядчиком.

 

После возведения здания или иного сооружения генеральный подрядчик должен проверить, были ли соблюдены нормативы строительства, соответствует ли качество предоставленной услуги условиям договора и т.д.

В чем суть?

Чтобы разобраться в сути, достаточно знать, какую информацию обязательно должно отражать соглашение субподряда:

  • Стоимость, виды и сроки строительства. Это является самым главным пунктом, т.к. от него зависит итог судебных разбирательств при возникновении конфликтных ситуаций.
  • Обязанности субподрядчика: когда он должен приступить к возведению здания, а также другие немаловажные детали. Например, обязательство по качественному предоставлению услуги, своевременному исполнению условий, исправлению выявленных недостатков перед сдачей объекта при условии согласования между сторонами.
  • Права фактического исполнителя. Здесь необходимо отразить, что он имеет право на взыскание задолженности по оплате, если генподрядчик нарушил данное обязательство, а также то, чьи материалы будут использоваться.
  • Обязанности генподрядчика: данная графа должна содержать обязательство по предоставлению информации о возводимом объекте, своевременной оплате и сроках проверки работ.
  • Права генподрядчика: он может проверять ход строительства, качество предоставляемой исполнителем услуги.

Стоит отметить, что генподрядчик имеет право заключать соглашение субподряда только после предварительного согласования с заказчиком, в противном случае сделка будет считаться незаконной. Кроме того, вся ответственность за качество строительных работ возлагается на генерального, а не на субподрядчика, т.к. именно он по закону отвечает перед заказчиком.


Законодательство говорит о том, что исполнитель может привлекать других лиц, если это помогает в исполнении обязательств по основному договору. Такие с третьими лицами и носят название субподряда. В Гражданском Кодексе РФ подробно описывается, как надо регламентировать отношения в данной сфере деятельности.

Сейчас практически не введены какие-либо ограничения, касающиеся именно договоров по субподряду. Возможность по заключению соглашений индивидуально обговаривается исполнителями и заказчиками. У заказчика есть право вообще ввести на то, чтобы обязанности передавались третьим лицам. Тогда договор требует внесения специального пункта, с включением одной из следующих формулировок:

  • Слова о невозможности привлекать субподрядчиков для выполнения работ в рамках настоящего соглашения.
  • Невозможность привлекать частных лиц, как к полному выполнению проекта, так и к частичному осуществлению работ.
  • Важно, чтобы услуги оказал лично исполнитель, выбранный данным заказчиком.

Если подобные ограничения в тексте отсутствуют, то для исполнителей допускается привлечение третьих лиц к определенным услугам. При этом необязательно даже сообщать об этом заказчику, если нет конкретного указания на это в самом договоре.

При неполном объеме выполненных обязательств со стороны заказчика подрядчики могут удерживать имущество частично и строительные материалы. Вопросы решаются и с соблюдением досудебного порядка.

Уничтожение имущества и ответственность

Строительные и монтажные, другие виды подобных работ предполагают задействование имущества в больших количествах. Оно часто принадлежит заказчикам либо берется ими . Это материалы, строительная техника, оборудование и так далее. Потому надо четко прописать, кто именно отвечает за имущество, прописанное в документе. Но есть масса нюансов, без которых соглашение не заключить.

Исполнитель несет полную ответственность за любые риски, если в договоре вообще отсутствуют четкие указания по данному поводу. Заказчика лишают права оплачивать выполненные работы, если произошла утрата имущества, либо его уничтожение, полное и частичное. Иногда после уничтожения у исполнителя возникает обязанность также вернуть предоплату, внесенную ранее.

Заказчики не вправе требовать каких-либо , если именно на них возлагалась ответственность по всем видам рисков. Они обязаны выплатить все средства, которые причитаются по договору, исполнителям.

Заказчик также отвечает за все имущество уже после того, как провел приемку объекта. В этом случае заказчик и распоряжается имуществом самостоятельно.

Как принимается работа?

Это один из завершающих, самых важных этапов при выполнении любых проектов. Сама приемка может содержать несколько этапов.

Сначала исполнители должны сообщить заказчику о том, что завершены работы полностью либо один из этапов. Затем при необходимости занимаются предварительными испытаниями. Одновременно организуют независимую экспертизу, совместно с выявлением недостатков, если они были обнаружены. составляется и описывается, если не обнаружено никаких серьезных нарушений.

На устранение недостатков отводится минимум времени после того, как проведена первая проверка. Когда проблемы устранены, переходят к подписанию и оформлению сопровождающих документов.

Договор ссылается на конкретный день, в который работа должна быть выполнена. Потому нарушения в этом пункте ведут не только к ответственности исполнителя, она возлагается и на заказчика. Последний лишается права ссылаться на выявленные недостатки, если осмотр проведен с нарушением требований либо вообще отсутствует.

Договор субподряда – обычная практика в работе компаний разного уровня и масштаба. Выполнение работ благодаря этому становится доступным даже для тех, кто только-только появился на рынке. Это особенно актуально, когда проводятся на выполнение крупных государственных заказов. Небольшим компаниям не стоит отказываться от возможности выполнить работу именно по договору субподряда.

Напишите свой вопрос в форму ниже



Просмотров