Распределение прав собственности. Принципы эффективного распределения права собственности. Смотреть что такое «собственность» в других словарях

В мировой практике для открытых акционерных обществ типичны две базовые модели распределения акций.

  • 1. Модель, в которой 20–30% акций иммобильны, надолго оседают в нескольких руках и фактически формируют контрольный пакет акций, а 70–80% акций распылены по мелким инвесторам, подвижны, часто выносятся на рынок и легко переходят от одного владельца к другому. В этой модели титул собственника как бы размыт, он присущ фактически владельцам крупных пакетов, так как они способны определять решения по основным вопросам деятельности общества или, во всяком случае, блокировать принятие неугодных им решений по важнейшим вопросам. Распространению такой модели в российской экономике содействовала политика приватизации, поощряющая приобретение крупных пакетов акций руководителями приватизируемых предприятий.
  • 2. Модель, в которой постоянным владельцам принадлежат 70–80% акций, а остальные 20–30% принадлежат мелким инвесторам, продаются в розницу и рассматриваются покупателями как способ вложения свободных средств. В этой модели титул собственника вполне определен – это постоянные владельцы крупных пакетов акций. В российской экономике реализации такой модели содействовала ориентация программы "денежной" приватизации на стратегических, в том числе иностранных, инвесторов.

Для России типична также модель, в которой 51% акций принадлежит трудовому коллективу, владеющему, таким образом, контрольным пакетом акций. Остальные 49% размещены свободно и в большинстве случаев принадлежат внешним акционерам. Эта модель распределения акций сложилась в период чековой приватизации. Однако она не предотвращает глубокого имущественного расслоения участников коммерческих организаций. Крупные пакеты акций оказались на многих предприятиях в руках администрации, которая и является фактическим собственником.

Модель распределения собственности народного предприятия коренным образом отличается от перечисленных моделей. Эти отличия состоят в следующем.

  • 1. Работникам предприятия принадлежит более 75% акций, внешним акционерам (физическим и юридическим лицам) – менее 25%. Максимальная доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и (или) юридические лица, определяется уставом. Преимущество такого соотношения состоит в том, что работники предприятия играют в этом случае решающую роль в управлении предприятием, в том числе в распределении прибыли. Внешние акционеры при этом не имеют возможности блокировать, вопреки интересам трудового коллектива, принятие общим собранием акционеров решений но важнейшим вопросам деятельности предприятия. Недостатком такой модели является сужение возможностей самофинансирования за счет выпуска дополнительных акций, так как размещение акций среди работников предприятия всегда ограничено их доходами. Это приводит, как уже было сказано выше, к ограничению области распространения данной модели распределения акций производствами, не требующими крупных инвестиций для своего развития.
  • 2. Обеспечивается социальная справедливость распределения акций среди работников предприятия. Это достигается благодаря установлению в Федеральном законе ряда норм:
    • ограничение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия. Эта доля определяется уставом из условия, что номинальная стоимость доли не может превышать 5% уставного капитала (уставом максимальная доля может быть уменьшена). Следовательно, ни один из работников предприятия при принятии решений общим собранием акционеров голосованием по принципу "одна акция один голос" не будет иметь более 5% голосов, а также получать более 5% от общей суммы выплачиваемых дивидендов;
    • доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть в момент его создания работник преобразуемой коммерческой организации, должна быть равна доле оплаты его труда в общей сумме оплаты труда работников за предшествующие созданию народного предприятия 12 месяцев. Договором о создании народного предприятия может быть предусмотрен иной порядок определения этой доли. По такому же принципу распределяются среди работников предприятия дополнительные акции, выпущенные народным предприятием, и акции, выкупленные у его акционеров. При этом порядок определения сумм оплаты труда работников, а также порядок наделения их акциями народного предприятия утверждаются общим собранием акционеров. Решение принимается по принципу "один акционер один голос ";
    • число работников, которые не являются акционерами народного предприятия (работники-неакционеры), за отчетный финансовый год не должно превышать 10% численности работников предприятия, в противном случае народное предприятие подлежит преобразованию в коммерческую организацию иной формы либо ликвидации. Вновь принятые работники, проработавшие в народном предприятии более трех месяцев (уставом НИ этот период может быть увеличен, но не более чем до 24 месяцев), приобретают право наделения их акциями наряду с работниками-акционерами, что создает дополнительные стимулы для поступления на работу в народное предприятие. Предприятие в этом случае получает возможность отбора желающих поступить на работу;
    • уволившийся работник-акционер обязан продать по договорной цене свои акции работникам предприятия либо предприятию, а последнее – обязано выкупить эти акции. Эта норма наряду с защитой прав увольняющегося работника призвана стабилизировать распределение акций и содействовать усилению трудовой мотивации, а также снижению текучести кадров;
    • работник-акционер имеет право продать по договорной цене часть своих акций (до 20%), а акционер, не являющийся работником предприятия, – принадлежащие ему акции акционерам народного предприятия или самому предприятию, а в случае их отказа – работникам народного предприятия, не являющимся его акционерами. Только само народное предприятие имеет право продавать акции физическим лицам, не являющимся его работниками, или юридическим лицам из числа акций, находящихся на его балансе. Эти нормы призваны стабилизировать состав акционеров народного предприятия;
    • не допускается продажа акций народного предприятия, находящихся на его балансе, генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии. Уставом может быть определен дополнительный

Рис. 4.15.

УК – уставный капитал, УН 11 – устав народного предприятия, ОС – общее собрание акционеров

перечень лиц, которым не допускается продажа акций народного предприятия. Эта норма призвана предотвратить возможность создания преимуществ в распределении акций в пользу администрации и тем самым не допустить приобретения администрацией статуса фактического собственника или статуса блокирующего меньшинства.

Модель распределения акционерной собственности ПП иллюстрируется рис. 4.15.

Понятие «собственность» имеет сложный характер. Оно выражается по

Коузу в «пучке» прав, даже если речь идёт о несложных материальных

Простым примером, иллюстрирующим права и ограничения на

собственность, является собственность на автомобиль. Собственник имеет

целый ряд прав и обязанностей: водить свой автомобиль, его ремонтировать,

давать доверенность на право вождения или на право продажи

автомобиля и т.п. В то же время владелец ограничен в правах в том смысле,

что должен иметь водительские права, соблюдать правила дорожного

движения, проходить техосмотр и пр.

Не столь просто определить права собственности на сложные активы,

находящиеся в распоряжении фирмы. В экономической теории принято

использовать два следующих момента для анализа собственности:

1. Право принятия окончательного решения;

2. Право распределять окончательный доход.

Право принятия окончательного решения означает, что собственник может

принимать любые решения об использовании того или иного актива, если это

не противоречит законам и если в соответствии с контрактом актив не

находится в компетенции других лиц.

Право распределять окончательный доход (право на остаточный доход)

означает, что собственник имеет право на весь чистый доход, остающийся

после расчётов со всеми сторонами.

В акционерном обществе акционер имеет право собственности в зависимости

от имеющегося у него количества акций. При этом все основные

управленческие решения принимаются и реализуются через Совет

директоров - орган, который избирается всеми акционерами, - и менеджеров,

непосредственно управляющих организацией.

Таким образом, процесс принятия и выполнения решений в акционерном

обществе изначально предполагает расщепление прав собственности между

различными группами людей.

В современных условиях на процесс принятия решений, следовательно, и на

управление собственностью, претендует также и общество, выдвигая

акционерному обществу требования социальной ответственности.

Старая прагматическая концепция акционерного капитала, согласно которой

главная цель руководства акционерным предприятием - стабильное

повышение стоимости акционерного капитала, высокие дивиденды по

акциям - подвергается критике.

В противовес ей выдвинута концепция групп, заинтересованных в успехе

предприятий. Основу ей составляет идея о том, что результаты

деятельности предприятия зависят от участия в ресурсах целого ряда групп

со своими интересами. И управление предприятием рассматривается как

переговорный процесс с наиболее значимыми группами.

В России, как известно, к крупным предприятиям предъявляется масса

требований социального характера. Многие руководители помогают местной

администрации в обустройстве территории, ремонтируют школы, покупают

учебники, занимаются широкой благотворительностью. Окружающие часто

считают, что они обязаны это делать, и даже выдвигают им открытые

требования.

Вопросы

1. Кто в акционерном обществе имеет право окончательного решения в рассматриваемой ситуации?

2. Какие группы людей участвуют в распределении остаточного дохода?

3. Как вы оцениваете концепцию групп, заинтересованных в успехе предприятия? Согласны ли вы с этой концепцией?

4. В чём разница между юридической и экономической трактовкой права собственности в акционерном обществе?

5. Вспомните, что является правом собственности с точки зрения экономики и с точки зрения права?

6. Какие формы собственности существуют? В чём их отличия?

7. Какое законодательство регулирует отношения собственности? Какие положения этого законодательства вы считаете основополагающими?


Собственность может быть зарегистрирована на одного человека, который имеет право пользоваться и распоряжаться ей. Но нередко она имеет несколько владельцев. Поэтому есть такие понятия, как общая и долевая собственность. Права и обязанности собственников зафиксированы в законе.

Как свидетельствует ст. 244 ГК РФ, общей собственностью считается имущество, которым владеет 2 и более лиц. Часто это касается недвижимости. Существует общая долевая собственность и совместная. В первом случае предполагается разделение имущества в определенных долях. Во второй ситуации объект будет неразделенный.

Часто общая долевая и совместная собственность устанавливается на основе норм закона. К примеру, имущество супругов или лиц крестьянского хозяйства считается совместным. Но владельцы имеют право договориться о разделе и закрепить это решение законным способом.

Часто к недвижимости относится такое понятие, как долевая собственность. Права и обязанности собственников одинаковые. Этот вид имущества подразумевает распределение прав на владение в установленных долях, а также возможность получения дохода от него. Участники несут ответственность по содержанию активов.

У владельцев имущество может быть в дробях и процентах. В ст. 245 ГК РФ указано, что пропорция равна, если другое не предусматривает закон, договор или практика взаимоотношений между владельцами. Размеры долей изменяются из-за появления новых лиц, модернизации имущества. Права пользования долевой собственности реализуются каждым владельцем на основе согласия остальных.

Если между хозяевами нет согласия, то споры решаются в суде. Часто этот орган помогает устранить противоречия по поводу распоряжения. Продажа имущества имеет некоторые особенности. К примеру, если один из хозяев желает продать свою часть, то другие могут приобрести ее. Причем им предоставляется преимущественное право, что указано в ст. 250 ГК РФ. Но только если это не касается продажи с помощью публичных торгов. При нарушении этой нормы остальные хозяева могут обжаловать сделку через суд.

Права дольщика на долевую собственность указаны в законе. По ст. 209 ГК РФ каждый владелец может:

  1. Владеть имуществом.
  2. Эксплуатировать его.
  3. Распоряжаться им – менять, сдавать в аренду, продавать.

А поскольку имущество имеет несколько хозяев, поэтому учитываются права и обязанности участников долевой собственности. Все сделки можно выполнять при наличии разрешения всех хозяев.

Например, земля находится во владении у 4 людей. На территории есть плодовые насаждения. Три человека не желают выполнять обработку сада, а хотят сдать участок в аренду. А один хочет работать на нем. В этом случае мнение большинства не работает. Нужно искать компромисс. Если прийти к единому решению не получается, то нужно обращаться в суд. Причем это право есть у всех лиц.

Суд не может принять решение, обязывающее человека согласиться на что-то другое, что противоречит его желанию. Это связано с принципом свободы соглашения. Поэтому распоряжаться имуществом можно по согласованию.

Необходимо учитывать и другие нюансы, у кого есть долевая собственность. Права и обязанности собственников земельных участков или другого имущества утверждены для правомерности сделок. Участники долей могут менять размеры своей части. К примеру, выполнен ремонт и приобретена техника, она становится собственностью того, кто это реализовал. Но это запрещено, если в договоре обозначено другое.

Хозяева долей должны платить налоги, коммунальные платежи. Если хоть один из них уклоняется от этого, то это считается нарушение закона. В обязанности входит обязательно оповещение владельцев о своем намерении распорядиться имуществом. Права владения у всех хозяев одинаковые.

По ст. 248 ГК РФ владелец имеет право на пропорциональное распределение доходов от имущества, которое зарегистрировано в совместной собственности. Исключением могут быть случаи, прописанные в соглашении между лицами. Если человек получает доход, то он должен платить налог, нести издержки, относящиеся к содержанию. Права и обязанности собственников при долевой собственности одинаковые для всех.

Долевая собственность прекращается при разделе и выделе. Эти процедуры имеют свои особенности. Если выполняется раздел, то собственность прекращается для всех его хозяев. Выдел из общего имущества предполагает разные основания для выполнения обеих процедур. К примеру, раздел или выдел осуществляются по согласию всех хозяев. Но это выполняется по судебному решению.

Выдел выполняется по требованию кредиторов. В ст. 252 ГК РФ указано: раздел и выдел производится в натуральном выражении, если это соответствует нормам закона. Но при невозможности выполнить это владелец, который желает получить свою часть по разделу или выделу, имеет право на получение компенсации. Часто это происходит с помощью решения суда. Долевая собственность прекращается после получения компенсации.

В законе есть понятие совместного владения. Его особенностью считается то, что хозяева управляют имуществом, в нем отсутствуют доли. Владельцы могут договариваться по поводу пользования. Распоряжение возможно только при согласовании сделки друг с другом.

Но заключать сделки по поводу распоряжения активами может каждый собственник. Если же такие действия не будут согласованы, то процедура будет признана судом недействительной. При разделе и выделе необходимо определить доли каждого.

Имущество людей, которые состоят в браке, имеет свои особенности. В ст. 256 ГК ТФ указано, что совместным будет имущество, приобретенное после регистрации брака, если другие условия не обозначены в брачном соглашении.

Права и обязанности собственников долевой собственности зафиксированы законом. Хозяева имущества могут распоряжаться им. Часто проводятся сделки по продаже жилья. Чтобы продать всю квартиру, нужно разрешение всех хозяев. Это касается и случаев, если человек хочет передать жилье в залог. Причем согласие должны дать все – если кто-то не предоставляет разрешение, сделка не проводится.

Права по долевой собственности предполагают, что человек может распоряжаться своей частью по своему усмотрению. Но в этом случае могут появиться проблемы с определением фактической доли. Если есть часть в однокомнатной квартире, то тогда выделить ее будет сложно. Но если общая собственность оформлена на дом, где несколько квартир, то такая процедура будет реальной.

Получается, что для реализации объект должен быть делимым. Часто для процедуры выдела привлекают специалистов, которые помогут правильно выполнить это. Другим решением считается обращение в суд. Собственнику выдается то количество метров, которые необходимы для комфортного проживания. Например, суд может передать человеку комнату, а на ванную, кухню, прихожую предоставляется право пользования.

Если один из хозяев решил продать свою часть, то он должен оповестить об этом остальных владельцев в письменной форме. Месяц предоставляется на их решение. Стоимость должна быть такой же, которая озвучена при предоставлении документа. Если продать долю другим лицам без уведомления остальных хозяев, то такая сделка может быть оспорена. Тогда собственник возвращает деньги и получает свое имущество.

Права долевой собственности предполагают возможность сдать свою часть в аренду. Процедура выполняется с разрешения остальных хозяев. Но часто сделки проводятся с человеком, нашедшим арендатора. Но это считается неправомерным. Если человек все-таки сдал свою часть в аренду, остальные собственники могут выселить жильца.

Но для временного проживания никто не может запрещать вселять людей. Хоть недовольные хозяева могут обратиться в суд, но если дело будет выиграно, то решение действует в отношении определенных лиц, которые вселились по договору.

У граждан может быть долевая собственность на землю. Здесь действуют те же нормы закона, что и при другом имуществе. По ст. 244 ГК РФ общее владение появляется при неделимости объекта. Если участок в доле, то его можно распределить в натуральном виде.

По ст. 257 ГК РФ общее имущество фермеров является собственностью всех участников объединения. Но они могут договориться о распределении земли по соглашению. Долевая собственность на землю позволяет пользоваться ей так, как и другим имуществом.

Таким образом, владение долей имущества предполагает наличие прав и обязанностей. Все процедуры с собственностью следует выполнять на основе норм закона. Тогда сделки считаются официальными, поэтому не могут быть отменены.

Распределение прав собственности это

MEB + MPB = MSB = MSC ,

где MPB — предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольникаCDFB .

Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений. Но это уже сопряжено с возможными провалами государства, которым посвящена лекция 50.

Теорема Коуза гласит: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности».

Таким образом, выдвигается парадоксальное положение: при отсутствии издержек по осуществлению сделок структура производства остается той же самой независимо от того, кто каким ресурсом владеет. Теорема доказывалась Коузом на ряде примеров, частично условных, частично взятых из реальной жизни.

Представим себе, что по соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо, причем коровы ранчера могут заходить на поля фермера, нанося ущерб посевам. Если ранчер не несет за это ответственности, его частные издержки будут меньше социальных. Казалось бы, есть все основания для вмешательства государства. Однако Коуз доказывает обратное: если закон разрешает фермеру и скотоводу вступать в добровольные соглашения по поводу потравы, тогда вмешательства государства не потребуется; все разрешится само собой.

Допустим, оптимальные условия производства, при которых оба участника достигают максимума благосостояния, заключаются в следующем: фермер собирает со своего участка урожай в 10 центнеров зерна, а хозяин ранчо откармливает 10 коров. Но вот ранчер решает завести еще одну, одиннадцатую корову. Чистый доход от нее составит 50 долларов. Одновременно это приведет к превышению оптимальной нагрузки на пастбище и неизбежно возникнет угроза потравы для фермера. Из-за этой дополнительной коровы будет потерян урожай в размере одного центнера зерна, что дало бы фермеру 60 долларов чистого дохода.

Рассмотрим первый случай: правом не допускать потраву обладает фермер. Тогда он потребует от скотовода компенсацию, не меньшую, чем 60 долларов. А прибыль от одиннадцатой коровы - только 50 долларов. Вывод: ранчер откажется от увеличения стада и структура производства останется прежней (а значит, и эффективной) - 10 центнеров зерна и 10 голов скота.

Во втором случае права распределены так, что хозяин ранчо не несет ответственности за потраву. Однако у фермера остается право предложить ранчеру компенсацию за отказ от выращивания дополнительной коровы. Размер «выкупа», по Коузу, будет лежать в пределах от 50 долларов (прибыль ранчера от одиннадцатой коровы) до 60 долларов (прибыль фермера от десятого центнера зерна). При такой компенсации оба участника окажутся в выигрыше, и ранчер опять-таки откажется от выращивания «неоптимальной» единицы скота. Структура производства не изменится.

Конечный вывод Коуза таков: и в том случае, когда фермер имеет право потребовать компенсацию с ранчера, и в том случае, когда право потравы остается за ранчером (т. е. при любом распределении прав собственности), исход оказывается одним: права все равно переходят к той стороне, которая ценит их выше (в данном случае - к фермеру), а структура производства остается неизменной и эффективной. Сам Коуз по этому поводу пишет следующее: «Если бы все права были ясно определены и предписаны, если бы трансакционные издержки были равны нулю, если бы люди соглашались твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких экстерналий не было бы». «Провалов рынка» в этих условиях не происходило бы, и у государства не оставалось бы никаких оснований для вмешательства с целью корректировки рыночного механизма.

Из «теоремы Коуза» следует несколько важных теоретических и практических выводов.

Во-первых, она раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу, экстерналии (т. е. расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Когда права определены четко, тогда все экстерналии «интернализируются» (внешние издержки становятся внутренними). Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало.

Во-вторых, теорема Коуза отводит обвинения рынка в «провалах». Путь к преодолению экстерналий лежит через создание новых прав собственности в тех областях, где они были нечетко определены. Поэтому внешние эффекты и их отрицательные последствия порождаются дефектным законодательством; если кто здесь и «проваливается», так это государство. Теорема Коуза по существу снимает стандартные обвинения в разрушении окружающей среды, выдвигаемые против рынка и частной собственности. Из нее следует обратное заключение: к деградации внешней среды ведет не избыточное, а недостаточное развитие частной собственности.

В-третьих, теорема Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства.

В-четвертых, теорема Коуза показывает, что ссылки на внешние эффекты - недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне, в случае высоких - далеко не всегда экономически оправданно. Ведь действия государства сами сопряжены с положительными трансакционными издержками, так что лечение вполне может быть хуже самой болезни.

Эффективное распределение прав собственности

Как регулируется распределение прав собственности? Всегда эффективно распределяется и используется собственность?

Подавляющее большинство акционерных обществ (ОАО) в 1993-1995 гг. (не менее 75%) образованы в процессе приватизации по схеме: трудовой коллектив имел право приобрести 51% обыкновенных акций по закрытой подписке по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Этому соответствует следующее распределение прав собственности (таблица).

Проблемы в эффективном использовании и распределении прав собственности:

· структура собственности де-юре и де-факто не совпадают . Юридическое закрепление титула собственности не гарантирует для экономического агента возможности реализовать его на практике; Все чаще для описания сложившихся на этих предприятиях отношений собственности используется термин «рекомбинированная собственность». Под рекомбинированной собственностью понимается несовпадение легально закрепленных прав собственности и реальных, размытость механизмов контроля и организационных границ предприятия;

· неполная информация (неопределенность как отсутствие надежной информации о результатах контракта, транзакции в будущем). Пусть контракт обусловливает совершение действия х, но, зная развитие событий после его заключения, стороны решают, что им следовало бы выполнить действие у. Однако переход от х к у может оказаться нелегким. Порядок распределения полученных доходов неизбежно становится предметом интенсивных торгов и, следовательно, стимулирует оппортунизм сторон. Если бы при заключении сделки стороны обладали полной информацией о поведении контрагента и о возможном исходе сделки, оппортунистическое поведение в ходе ее реализации было бы исключено;

· транзакционные издержки могут быть выше доходов от собственности . Размеры свободной территории, где собственности не существует, постоянно меняются - она сужается и расширяется в зависимости от целого ряда обстоятельств. Например, от того, какие существуют моральные ограничения, - можно ли пользоваться нелицензированными программами или нельзя. Или от того, насколько развиты те или иные технологии - вроде качественных средств копирования. Ведь еще 30-40 лет назад проблемы нелегального копирования программных продуктов, аудио- и видеопроизведений попросту не существовало - слишком сложной и профессиональной была сама техника копирования;

· на современном уровне развития общества режим свободного доступа чаще всего неэффективен . Идет сверхиспользование объекта свободного доступа, потому что никто не думает о том, как будут возобновляться запасы. Так сейчас происходит с землей; очень точно выразил журналист, литературовед и экономист Кирилл Рогов, когда описывал различия между двумя последними десятилетиями российской истории. В 1990-е была дана команда «нести мешки из амбара». Все несут мешки и немножко отсыпают по дороге. В 2000-е годы была дана другая команда - «нести мешки в амбар». Все несут мешки в амбар и немножко отсыпают по дороге. И вопрос не в том, куда все несут мешки, а в том, сколько отсыпают по дороге. Как идея создания частной собственности в 1990-е годы, так и идея усиления госсобственности в 2000-е годы на самом деле не приводили к формированию эффективного частного или эффективного государственного режима. Просто элементы режима свободного доступа позволяли перераспределить активы. Потому что для того, чтобы возникла эффективная частная собственность, нужны многие дополнительные условия - например, работающая судебная система. А для того чтобы возникла реальная и эффективная государственная собственность, нужны другие условия - например, работающая обратная связь, система бюджетного контроля. Надпись «государственная собственность» может свидетельствовать о том, что на самом деле это собственность правителя или его агентов, чиновников, как это было в позднесоветское время. А может быть, это просто режим свободного доступа: «тащи с завода каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость».

· в ситуации, когда нужно выживать наиболее эффективен коммунальный режим собственности . Если происходит какая-то крупная катастрофа (пусть даже экономического характера), конкурентоспособными сразу оказываются предприятия, которые работают в коммунальном режиме. Ведь там не надо платить собственникам, там люди готовы работать ради выживания. И потому коммунальный режим будет жить в экономике до тех пор, пока будут сохраняться риски каких-либо катастроф, в том числе экономических кризисов. Это не только прошлое человечества, но и его будущее.

Эффективен тот режим собственности, доходы от которого выше издержек не только на спецификацию прав, но и на поддержание общей и коммунальной собственности (производство общественных благ) . Именно на принципе частных взаимных услуг, доступных только членам некоего общественного объединения были созданы большие фермерские ассоциации. Каждый фермер, платящий взносы, получил для себя несомненную частную выгоду - возможность уйти в отпуск от коровы. А все вместе они получили выгоды в виде создания общественных благ: взносы позволили фермерским ассоциациям создавать законы и крайне успешно лоббировать свои интересы в Конгрессе США.

Выбор собственности в условиях России:

· неполнота информации о будущем позволяет лишь утверждать? что сохранится комбинирование, набор видов собственности;

· выбор режима собственности зависит от того, какой тип транзакционных издержек удастся понизить:

— низкие транзакционные издержки по заключению контрактов (договороспособность) позволят пользоваться как коммунальным, так и частным режимом;

— при высоких транзакционных издержках по заключению контрактов придется пользоваться государственным режимом, потому что государство редко интересуется тем, насколько вы согласны с его действиями.

— в сложной институциональной среде выше вероятность, что будет использован государственный и частный режим;

— в примитивной институционной среде проще использовать коммунальный режим. Если население неоднородное, трудно использовать коммунальный режим, потому что люди отягощены разными неформальными институтами и им трудно договориться, принимая решения. И так далее.

· В процессе прогнозирования набора видов собственности или выбора вида собственности необходимо понимать, что собственность — способ снижения тех или иных издержек и достижения определенных результатов. Все равно выживут все типы собственнности, только в разных пропорциях.

· очень живуч режим частной собственности. Вы можете перейти мирным путем от государственного режима собственности к частному, но в истории нет случаев мирного перехода от частного режима к государственному. Люди будут сопротивляться, они будут защищать свое.

Теория прав собственности (The economics of property rights ) – это одна из наиболее известных теорий неоинституционализма в экономической теории.

У истоков этой теории стояли известные американские экономисты – Рональд Коуз и Армен Алчиан. В последующем развитии и использовании данной теории принимали участие такие экономисты неоинституциональной теории как Г. Демсец, Й. Барцель, Д. Норт, Р. Познер и др.

Особенностью подхода авторов данной теории в трактовке собственности, а также ее использование в качестве общетеоретической и методологической основы анализа в экономике является то, что в своих исследованиях они используют не привычное для всех нас понятие «собственность», а термин «право собственности» . Т.е. ресурс сам по себе не является собственностью, а, напротив, «набор или доля прав на использование ресурса» — то, что составляет собственность.

Полный набор прав, названный в честь английского юриста А. Оноре, который предложил его в 1961 г. «перечнем Оноре» , состоит из 11 пунктов:

  1. Право владения , т.е. право абсолютного физического контроля над определенными благами;
  2. Право использования , т.е. право применения имеющихся полезных свойств благ для себя;
  3. Право управления , т.е. право всегда решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
  4. Право на доход , т.е. право обладать полученными результатами от использования благ;
  5. Право суверена , т.е. право потребление, изменение, отчуждение или уничтожение блага;
  6. Право на безопасность , т.е право на защиту от экспроприации благ, а также от вреда со стороны внешней среды;
  7. Право на передачу благ в наследство ;
  8. Право на бессрочность обладания благом ;
  9. Запрет вредного использования , т.е. запрет использования блага таким способом, который наносит вред имуществу других экономических агентов;
  10. Право на ответственность в виде взыскания , т.е. существование возможности на взыскание блага в счет уплаты долга;
  11. Право на остаточный характер , т.е. право на наличие институтов и процедур, которые обеспечивают восстановление нарушенных полномочий.

Все права собственности воспринимаются как санкционированные обществом (государственными законами, административными распоряжениями, обычаями, традициями и т.д.) поведенческие отношения между людьми , возникающие из-за наличия благ, и всегда касаются их использования. Данные отношения представляют собой нормы поведения касаемо благ, которые каждое лицо должно неукоснительно соблюдать в своих взаимоотношениях с другими людьми или же нести определенные издержки из-за их несоблюдения. Другими словами, права собственности – это есть определенные «правила игры» , которые приняты в обществе. Как говорится в труде «Экономических образ мышления» американского экономиста Пола Хейне, «права собственности – это права контроля на использование ресурсов и распределение возникающих при этом затрат и выгод. Именно права собственности – или то, что, по мнению людей, являются соответствующими правилами игры, – определяют, как именно будут осуществляться процессы спроса и предложения в обществе» .

Второй особенностью теории прав собственности является то, что феномен собственности рассматривается в ней вне проблемы ограниченности ресурсов, или относительной редкости. Правда данный подход не является открытием поздних авторов теории. Впервые он был сформулирован в 1871 году Карлом Менгером в труде «Основания политической экономии». Как писал Менгер: «Собственность своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых намного меньше по сравнению с потребностями в них. Отсюда, институт собственности является единственно возможным способом решения проблем несоответствия между надобностью и доступностью определенным количеством благ» . Подобная несоразмерность ведет к тому, что главным моментом отношений собственности неминуемо становится их исключающий характер .

Можно сказать, что отношения собственности – это некая система исключений из доступа к ресурсам. Другими словами, обеспечение прав собственности всегда предусматривает исключение определенных лиц из числа обладателей ограниченных ресурсов. Как отмечает известный исландский экономист Трайн Эггертсон: «Само обеспечение права собственности сопряжено с издержками и в некоторых случаях они могут быть довольно высокими. Существует известный факт, что хозяева домов в районах с высоким уровнем преступности отказываются от них, когда издержки обеспечения прав собственности сводят ценность этой собственности к нулю» .

Свободный доступ к ресурсам означает, что они – ничьи (отсутствуют исключения из доступа к ресурсам), они не принадлежат никому, или же принадлежат всем (общая собственность). Данные ресурсы не являются объектом собственности и при их использовании между людьми не возникают рыночные, экономические отношения.

Согласно утверждению авторов теории прав собственности, исключение отдельного субъекта из свободного доступа к определенным ресурсам является спецификацией его прав собственности. Спецификация прав собственности – это закрепление некоторых полномочий за одним либо несколькими экономическими субъектами. К примеру, 11 правомочий из «перечня Оноре», перечисленных выше, могут быть закреплены не только за одним экономическим субъектом. Особа важная роль в спецификации прав собственности принадлежит государству. Данные спецификации принимают вид формальных законов, которые прописаны в разных законодательных актах, в том числе в Конституции.

Весь смысл спецификации заключается в том, чтобы обеспечить необходимые условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, а также кто в состоянии извлечь из них максимальную пользу. Как пишет Р. Коуз: «Если права на совершение каких-либо действий могут быть проданы или куплены, то их в конечном счете приобретают те лица, которые выше ценят приносящие ими возможности производства. В данном процессе приобретенные права будут куплены, скомбинированы и подразделены таким образом, чтобы осуществляемая ими деятельность приносила такой доход, который имеет максимальную рыночную ценность» . Таким образом, главная цель спецификации прав собственности заключается в регулировании поведения экономических субъектов так, чтобы они принимали максимально эффективные решения. Ведь только собственник в конечном счете отвечает за все положительные и отрицательные результаты его деятельности. Отсюда и его заинтересованность в наиболее полном их учете при принятии каких-либо решений.

Приведем такой пример, который позволяет лучше понять существующую проблему спецификации прав собственности. Довольно часто встречаются так называемые «бесхозные» земли в черте города. В основном, это незаконные сооружения на самостоятельно захваченной земле, стихийные свалки мусора, огороды на окраине города и т.д. Конфликтная ситуация здесь заключается в том, что каждый из участников считает себя вправе выращивать овощи или сваливать мусор, в то время как другие полагают, что имеют полное право на цивилизованный городской вид и чистый воздух. Вся проблема здесь заключается в том, что права собственности никак не специфицированы и правомочия ни за кем не закреплены.

Чем яснее права собственности, тем больше стимул у экономического агента учитывать все выгоды и весь ущерб, которые могут последовать при принятии им решений. И только поэтому в результате обмена права собственности на какие-либо блага будут переданы тому хозяйствующему субъекту, для кого они несут максимальную ценность. Таким методом обеспечивается наиболее эффективное распределение ресурсов, т.к. в процессе обмена они перемещаются к более производительному использованию, а также к лицам наиболее ценящим их. В экономической науке данная проблема анализируется в теореме Коуза, которая гласит: «Внешние эффекты могут быть интернализированы при условии ясной спецификации прав собственности на ресурсы, а также свободном обмене этими правами» .

Экономическая теория изучает различные виды прав собственности:

  • частная собственность (private ownership) . В данном случае исключительные права принадлежат отдельным индивидам.
  • государственная собственность (state ownership) . Исключительными правами владеет государство, или точнее, те, кто его контролирует.
  • коммунальная собственность (communal ownership) . В данном случае исключительными правами владеет некое сообщество людей, контролирующих доступ ресурсу.
  • общая собственность (common ownership) или свободный доступ .

Эти основные виды прав собственности могут сосуществовать в различных сочетаниях и в разных странах.

Рассмотрим подробнее те последствия, которые вытекают из вышеуказанных режимов прав собственности.

Частная собственность означает, что какой-либо экономический агент обладает всем пучком прав собственности или же лишь несколькими из 11 правомочий «перечня Оноре». Например, лицо может обладать только несколькими из перечисленных прав, но не обладать другими. Некоторые права существуют только в определенной комбинации и, по отдельности не имеют абсолютно никакой ценности (правомочие первое без правомочия седьмого и т.д.). Подобные комбинации прав при условии, что ими владеют разные экономические агенты, могут быть разнообразными. Именно поэтому существуют разнообразные формы собственности.

Государственная собственность означает, что всем сводом прав либо различными его компонентами владеет исключительно государство. Нужно отметить, что чем большим количеством из 11 правомочий обладает государство, тем ближе данная ситуация относится к иерархии.

Общая собственность или свободный доступ порождает такую проблему, как «трагедия общин» . В экономической науке данным термином обозначается существующая тенденция к хищническому использованию общей собственности. Как это происходит? Представим себе реку или озеро, где водится неплохая рыба и при этом право на улов является свободным. Нигде законодательно не прописаны исключительные права на хозяйственную деятельность на данном водоеме. В этом случае хозяйствующие субъекты воспользуются отсутствием закона, ограничивающего здесь их деятельность и воспользуются возможностью эксплуатировать запасы рыбы до полного истощения. Каждый из агентов руководствуется лишь своими возможностями к максимизации выгоды, что приводит к ситуации с истощением ресурса. Подобная угроза может привести к изменению открытого доступа к частной, коммунальной или государственной собственности.

Современная хозяйственная система многих западных стран является «смешанной экономикой» . Но несмотря на это они все же являются капиталистическими. Во-первых, главным способом передачи информации в них является механизм ценовых сигналов, или спонтанный порядок. Во-вторых, в частной собственности находится большая часть редких ресурсов, в частности капитала. Поэтому термин «смешанная экономика» означает лишь то обстоятельство, что в чистом виде не существуют ни спонтанный порядок ни иерархия.

www.economicportal.ru

СОБСТВЕННОСТЬ - принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности. В соответствии с Конституцией 1993 г. в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы С. Право С. на вещь, имущество означает наличие у гражданина (или юридического лица) правомочий по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом - это только юридические (т.е. предоставленные законом) возможности. Поэтому их необходимо отличать от владения - фактического нахождения вещи у лица, пользования - реальной эксплуатации вещи, извлечения ее полезных свойств, распоряжения - конкретных действий по определению юридической судьбы вещи. Право владения чаще всего осуществляется самим собственником. Однако фактически обладать имуществом может и несобственник. Владение несобственником может быть законным и незаконным. Законным владением признается владение, опирающееся на правовое основание (титул). Без наличия правового основания владелец не признается законным, у него не возникает правомочий владения и, следовательно, права на восстановление нарушенного владения (например, собственник велосипеда одолжил его на несколько дней приятелю. Значит, на это время у последнего возникло право владения и пользования велосипедом. В этой ситуации несобственник владеет и пользуется велосипедом, но делает это с согласия собственника, т.е. по его воле законно). К числу законных владельцев, помимо собственника вещи, относятся лица, получившие от собственника владельческое правомочие по договору - наниматели, доверительные управляющие и др. Если же несобственник вещи фактически обладает ею без наличия права на владение, основанного на договоре или законе, то такое владение является незаконным. Незаконное владение, в свою очередь, может быть добросовестным и недобросовестным. Для оценки незаконного владения как добросовестного и недобросовестного существуют строгие юридические правила. Во многом это связано с характером приобретения имущества во владение. Добросовестными приобретателями признают лиц, приобретших вещи во владение при обстоятельствах, когда они не зияли и не могли знать о том, что приобретают их от неуправомоченного на то лица. Те же, кто знал или должен был знать о приобретении имущества от неуправомоченного на то лица, признаются недобросовестными приобретателями. Право пользования можно определить как опирающуюся на дозволение закона возможность извлечения из вещи ее полезных свойств и доходов. Как и в случаях с владением, различают пользование законное и незаконное в зависимости от того, основано оно на правовом титуле или нет. Право распоряжения. В ходе осуществления своего права собственности лицо может отчуждать принадлежащее ему имущество, производить в нем различные изменения, обременять его залогом, сдавать в наем и т.д. Совершение подобных действий составляет содержание важнейшего из полномочий собственника - права распоряжения, осуществляя которое собственник может принимать решения о постоянном (продажа) или временном (сдача в наем) выбытии вещи из состава своего имущества либо изменять юридический статус вещи без изъятия ее из хозяйственного использования (залог, ипотека). Распорядительные правомочия проявляются, таким образом, в совершении собственником различных сделок, посредством которых осуществляется передача имущества во владение, в собственность, в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление другого лица. Передача своего имущества в доверительное управление другому лицу в свое содержание включает все элементы права С. - права владения, пользования и распоряжения. Однако акт передачи доверительному управляющему права доверительного управления не ведет к лишению собственника принадлежащего ему титула С.

Юридическая энциклопедия. 2015 .

Смотреть что такое «СОБСТВЕННОСТЬ» в других словарях:

собственность - Собственность … Словарь синонимов русского языка

СОБСТВЕННОСТЬ - исторически определённый обществ. способ присвоения людьми предметов производительного и непроизводительного потребления. С. всегда связана с вещью (объектом присвоения), но она не сама вещь, а отношение между людьми по поводу вещи.… … Философская энциклопедия

Собственность - (property) 1. Правовое отношение между тем или иным лицом и вещью. 2. Объект правового отношения с неким лицом, физическим или юридическим. Собственность может быть частной, коллективной или государственной (общественной). Вещь может быть вполне … Политология. Словарь.

СОБСТВЕННОСТЬ - СОБСТВЕННОСТЬ, собственности, мн. нет, жен. 1. Имущество, находящееся во владении, в полном распоряжении кого чего нибудь, принадлежащее кому чему нибудь. Иметь собственность (преим. о недвижимом имуществе). Пожизненная собственность.… … Толковый словарь Ушакова

СОБСТВЕННОСТЬ - вот дух законов. Симон Никола Ленге Собственность это кража. Пьер Жозеф Прудон Мое лучше, чем наше. Бенджамин Франклин Больше всего дорожат собственностью бандиты. Разве они не рискуют ради нее свободой и даже жизнью? Жорж Элгози Каждый кузнец… … Сводная энциклопедия афоризмов

СОБСТВЕННОСТЬ - исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоение) вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидуумами, социальными группами, государством).… … Большой Энциклопедический словарь

Собственность - имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу. Различают государственную, личную, акционерную, индивидуальную, паевую, совместную, общую, трудовую, коллективную, коммунальную, кооперативную и частную… … Финансовый словарь

собственность - См. имущество. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. собственность добро, имущество; достояние, состояние, капитал, накопления, средства; инвентарь, владение, лизгольд, аллод … Словарь синонимов

собственность - Принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам индивидам или коллективам в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на… … Справочник технического переводчика

Собственность - (property) экономическая категория, не имеющая, по видимому, как и многие подобные категории высокого уровня абстракции, единого определения. К тому же ее трактовка, как и трактовка многих подобных категорий, зависит от политической… … Экономико-математический словарь

Собственность - (лат. proprietas, dominium; англ. ownership, property) 1) в широком смысле система исторически изменяющихся объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств… … Энциклопедия права

yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru

Правовые нормы, закрепляющие, регламентирующие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам составляют право собственности в объективном смысле, как единый, комплексный институт права. Право собственности в субъективном смысле – мера возможного поведения собственника. Согласно п.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе своим имуществом, как уже говорилось:

· владеть, т.е. реально обладать им;

· пользоваться, т.е. извлекать из него пользу, выгоду;

· распоряжаться, т.е. определять юридическую судьбу имущества.

Собственник, кроме того, в праве совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не протеворечащие законам и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц. Он вправе использовать имущество в предпринимательских целях, отчуждать имущество в собственность другим лицам, передавать им права владения, пользования и распоряжения имуществом (оставаясь собственником), отдавать имущество в залог и др.

Правомочия собственника не безграничны. Он несет бремя содержания принадлежащего имущества, их случайной гибели или случайного повреждения имущества. Собственник обязан соблюдать установленные законом пределы осуществления его прав, а в некоторых случаях даже допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами (см. ст.274 ГК РФ).

В России признаются, частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом (см. ст.8 Конституции РФ). Однако государственная и муниципальная форма собственности являются публичными, поэтому законом могут устанавливаться определенные ограничения права частной собственности по отношению к публичной (отдельные виды имущества не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам; могут устанавливаться особенности владения, пользования и распоряжения имуществом).



Основания возникновения права собственности:

1. Создание лицом новой вещи для себя.

2. Приобретение имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества.

3. Получение имущества в порядке наследования.

4. Реорганизация юридического лица.

5. Приобретение в определенном порядке права собственности на имущество, не имеющие собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он право собственности утратил.

6. Внесение полностью паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом.

Кроме того, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного муниципального имущества.

Прекращается право собственности при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества, при утрате права собственности в иных случаях, предусмотренных законом (например, в случае приобретения имущества другим лицом по давности владения).

Вместе с тем допускается принудительное изъятие имущества у собственника в случаях:

1. Обращения взыскания на имущество по обязательствам;

2. Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

3. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участника;

4. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;

5. Реквизиция;

6. Конфискация;

7. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности; утрата собственником недвижимости права пользования земельным участком; изъятие земельного участка, используемого с грубым нарушением правил рационального использования земли; прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение.

На основании закона допускается обращение в государственную собственность имущества граждан и юридических лиц, т.е. национализация (см. ст. 235 ГК РФ).

Любые субъекты права собственности могут иметь имущество на праве общей собственности (совместной или долевой).


Формы собственности и организационно-правовые формы

Предприятий

Правовые основы, регулирующие органы собственности в российской экономике были заложены еще в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1994г. Эти основы собственности сохранены и в новой Конституции Российской Федерации (РФ). В ст.8 п.2 Конституции сказано, что «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Собственник имеет право использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом.

Субъектами права собственности являются:

1) граждане, объединения людей, семьи, народ, население, социальная группа, в том числе иностранные граждане;

2) юридические лица – это различного рода организации, в том числе и иностранные, т.е. определенным образом организованное объединение лиц, которое:

Имеет обособленное имущество;

Отвечает этим имуществом по своим обязательствам;

Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

Нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

Иметь самостоятельный баланс или смету;

3) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти, городов, республик, краев, областей, округов;

4) муниципальные образования в лице органов местного самоуправления административных районов, городов, сельских населенных пунктов.

В действующем законодательстве выделяются следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и собственность общественных организаций. В качестве подвидов выделяются смешанная форма (государственно-частная) и коллективная (совместная и долевая).

К частной собственности относятся: домашние хозяйства, производящие продукты и услуги для собственного потребления, (индивидуальная трудовая деятельность) частные производственные фирмы, производящие товары и услуги для рынка, имущество, используемое гражданами для получения дохода (ценные бумаги, деньги, вкладываемые в банки. недвижимость).

Государственная собственность подразделяется на федеральную и региональную (субъектов Федерации).

Муниципальная собственность – объекты государственной и районной собственности.

Под «общественными организациями» понимаются политические партии, профсоюзы, различные фонды и общества, которые могут являться собственниками предприятий, земельных участков, средств массовой информации.

Организационно-правовые формы предприятий. В странах с рыночной экономикой, исходя из вида собственности и характера управления, выделяют 3 формы организации предпринимательства:

1. Простое частное предпринимательство, которое базируется на мелкой частной собственности, полной материальной ответственности.

2. Товарищество или партнерство, объединяющее нескольких участников. Для этого вида фирм так же характерна собственность и полная материальная ответственность, но в больших масштабах.

3. Акционерное общество (корпорация) основная форма организации фирм, где собственность и управление разделены. Член акционерного общества, владея каким-то числом акций, несет ограниченную ответственность за результаты хозяйственной деятельности.

В России в соответствии с первой частью Гражданского Кодекса предусмотрены следующие организационно- правовые формы:

Государственное предприятие;

Муниципальное предприятие;

Индивидуальное (семейное) частное;

Полное товарищество;

Смешанное товарищество (товарищество на вере);

Общество с ограниченной ответственностью (ООО);

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

Акционерное общество (корпорация);

Объединение предприятий;

Филиалы и представительства предприятий;

Предприятия, созданные на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом.

Каждая из названных видов организаций предпринимательства имеет определенные преимущества и недостатки и имеет право на существование.

С точки зрения организационно-правовых форм все предприятия могут быть подразделены на две группы: унитарные и корпоративные предприятия.

Унитарные – значит единые, неразделимые на части. Имущество, которым наделяются унитарные предприятия, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления».

Возглавляет унитарное предприятие руководитель, назначаемый собственником, либо уполномоченным им органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имуществом.

Корпоративными являются предприятия, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, капитал которых подразделяется на доли участия. Хозяйственные товарищества образуются в форме полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных товариществ). Хозяйственные общества создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ (открытого и закрытого типа).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Это коммерческие организации не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по частям, в том числе и между работниками предприятия. Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

На праве хозяйственного ведения – это право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, устанавливаемых законом или иными правовыми актами.

На праве оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности.

Различие этих прав состоит в содержании и «объеме» правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления. Первое имеет большую самостоятельность в управлении. Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства по вине учредителей. При несостоятельности казенных предприятий РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества как учредителя.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый учредителем. Уставный фонд унитарного предприятия должен составлять не менее 5 тысяч МРОТ для государственных предприятий и не менее 1 тысячи МРОТ для муниципальных предприятий. В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации. Уставный фонд может быть увеличен или уменьшен по решению собственника.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение доли прибыли, которая перечисляется в соответствующий бюджет ежегодно в порядке, установленном Правительством. Доходы казенного предприятия распределяются учредителем.

За результаты своей деятельности унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия только в том случае, если несостоятельность вызвана собственником имущества, а также если речь идет о долгах казенного предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается имуществом самостоятельно, но со следующими ограничениями:

1. Предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в хозяйственные товарищества или общества.

2. Имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность в уставных целях.

3. Предприятие не имеет права совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, заключать договоры простого товарищества без согласия собственника.

«Казенными» называют предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие «казне», т.е. государству. Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства, политики цен, финансов, материального стимулирования персонала.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия учредителя. Оно также должно осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Казенное предприятие самостоятельно реализует продукцию (работы, услуги), если законом не установлено иное.

В области управления унитарным предприятием закон закрепляет за собственником такие права:

1. Принимать решение о создании предприятия;

2. Определять предмет и цели деятельности, ее виды;

3. Определять порядок установления показателей планов (программы) деятельности;

4. Утверждать устав;

5. Принимать решение о ликвидации или реорганизации предприятия;

6. Формировать уставный фонд;

7. Назначать руководителя;

8. Согласовывать прием на работу главного бухгалтера;

9. Утверждать отчеты предприятия;

10. Давать согласие на распоряжение имуществом и совершение сделок (см. выше);

11. Осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имуществам;

12. Утверждать показатели эффективности деятельности предприятия и контролировать их выполнение;

13. Давать согласие на создание филиалов и представительств;

14. Давать согласие на участие предприятия в иных юридических лицах;

15. Давать согласие на совершение крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность и др. Крупной считается сделка по приобретению, отчуждению имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда или на сумму более 50 тыс. МРОТ.

16. Принимать решение об аудиторских проверках и т. д.

В отношении казенного предприятия собственник, кроме названных прав, имеет также право: изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до предприятия обязательные для исполнения заказы, для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника, в том числе может быть преобразовано в учреждение. Преобразование в организацию другой организационно-правовой формы может быть при приватизации (в соответствии с законодательством о приватизации). Ликвидируется унитарное предприятие по решению собственника или в судебном порядке.

Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

При индивидуальной форме предпринимательства владельцем является одно лицо или одна семья, получающие весь доход и несущие полную ответственность по всем обязательствам фирмы и весь риск от своего дела. Индивидуальная форма имеет ряд преимуществ, присущих малым фирмам:

Чрезвычайно легко начать дело;

Простая процедура учреждения фирмы;

Несложен процесс и ликвидация фирмы

Сосредоточение всей прибыли в одних руках;

Оперативность управления и принятия решений;

Уплата государству только подоходного налога.

Недостатки этой формы:

Полная финансовая ответственность;

Ограниченность финансовых средств;

Владельцу индивидуальной фирмы сложно быть специалистом во всех вопросах производства, маркетинга, финансов и т.п.

Товарищество или общество – это форма организации предпринимательства при котором 2 или более лиц договариваются о владении предприятием или его управлении. Они объединяют свои ресурсы и умения вести дела, распределяют между собой доходы и убытки.

Обязательное условие партнерства- соглашение (устное или письменное) между участниками.

Хозяйственные товарищества могут быть полными и коммандитными.

Полное товарищество создается для ведения его участниками (полными товариществами) предпринимательской деятельности на совместной основе в соответствии с заключенным между ними договором. Участники полного товарищества вправе передать свою долю в складочном капитале другому участнику. С передачей участником доли вклада прекращается его участие в товариществе. Управленческие полномочия полного товарищества осуществляются всеми участниками При выполнении этих функций одним или несколькими участниками необходимо письменное согласие остальных участников общества. Прибыль и убытки между участниками распределяются пропорционально принадлежащим им вкладам.

В товариществе на вере (коммандитное товарищество) наряду с полным товариществами, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, входит один или более участников-вкладчиков, именуемых коммандитистами. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества. Товарищество на вере действует на основании учредительного договора. Статус и ответственность полных товарищей аналогичны положению участников полного товарищества. Управление деятельностью товарищества осуществляется только участниками с полной ответственностью. Коммандитисты не вправе участвовать в управлении, ведении дел и выступать от имени товарищества. Полученная прибыль распределяется между участниками, в том числе и коммандитистами, в соответствии с их внесенными вкладами в капитал товарищества.

По характеру экономических отношения общества бывают с ограниченной и дополнительной ответственностью.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО) – это форма объединения граждан и юридических лиц для совместной деятельности, при которой ее участники несут ответственность только по своим обязательствам и в пределах своего вклада (пая). Текущее руководство деятельностью общества осуществляется исполнительным органом, созданным на коллегиальной или единоначальной основе. Исполнительный орган подотчетен общему собранию участников общества.

В обществе с дополнительной ответственностью (ОДО) уставной фонд поделен на доли между участниками с указанием размеров в учредительном договоре. Его участники солидарно несут имущественную ответственность по его долгам в кратном размере к сумме своих вкладов. При банкротстве одного из участников его собственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Руководство и управление обществом с дополнительной ответственностью осуществляется на тех же условиях, что и обществом с ограниченной ответственностью.

Корпоративное предприятие (лат corporatio – объединение) – хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Оно имеет уставной фонд, поделенный на определенное количество акций. Учредители АО(акционеры) несут ответственность по обязательствам только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Они заключают между собой договор, определяющий обязательственные права по ведению совместной деятельности. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями. Устав должен содержать: основные положения об акционерном обществе, условия о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и порядке размещения, размеры основного капитала, права акционеров, вопросы управления деятельностью общества. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В обществе с числом более 50 акционеров формируется совет директоров. Исполнительный орган, обеспечивающий текущее руководство, может быть коллегиальным (дирекция, правление), или единоличным (генеральный директор, директор). Он подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров. Акционерное общество может быть открытым и зарытым.

Открытое акционерное общество (ОАО) – это фирма, участники которой могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, при этом свободно продавать акции на условиях, устанавливаемых законом. ОАО должно регулярно публиковать сведения о годовом отчете и бухгалтерском балансе.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) - фирма, капитал которой разделен на части и рассредоточен среди собственников. Акции ЗАО распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Оно не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо иным образом предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц.

Открытые и закрытые АО наиболее распространенная форма предпринимательства в нашей стране. Часть таких обществ создана с участием иностранного капитала.

Преимущества и недостатки партнерских и корпоративных организаций представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Преимущества и недостатки организационных форм

деятельности предприятий

Партнерские Корпоративные
Преимущества
- солидарная ответственность учредителей по обязательствам предприятия; - финансовая предрасположенность к достижению относительно высоких темпов развития предприятия; - возрастание реагирования на спрос потребителей. - специализация партнеров по направлениям деятельности. - расширение возможностей в осуществлении стратегии развития предприятия; - неограниченность в формировании финансовых средств за счет эмиссии акций и облигаций; - снижение издержек и удешевление товаров путем закупок больших партий; - ограниченная ответственность акционеров по обязательствам. Имущество корпорации обособлено от имущества отдельных акционеров.
Недостатки
- меньшая оперативность при изменяющейся ситуации на потребительском рынке; - трудности определения доли каждого в доходе или убытке фирмы; - наличие предпосылок для возникновения конфликтов среди учредителей по вопросам деятельности фирмы. - большая величина уставного фонда; - благоприятные условия для экономических злоупотреблений (выпуск акций не имеющих стоимости); - двойное налогообложение. Прибыль облагается налогом; дивиденды полученные акционером с прибыли, также облагаются налогом.

Производственный кооператив, в соответствии с Федеральным законом «О производственных кооперативах», принятым 10 апреля 1998 года, - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Число членов кооператива не может быть менее пяти человек. Учредительным документом данной организации является устав, который, кроме общих положений, должен содержать положения о порядке трудового и иного участия, ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому участию; о размере и условии субсидиарной ответственности членов кооператива за результаты его деятельности; о порядке вступления в кооператив и выхода из него, а также об основаниях и порядке исключения из членов кооператива.

Число членов кооператива, не участвующих личным трудом, может быть не более 25% от общего числа членов кооператива.

Член кооператива имеет право:

§ Участвовать в деятельности кооператива, в работе общего собрания (с правом одного голоса);

§ Избирать и быть избранным в органы кооператива;

§ Вносить предложения об улучшении деятельности;

§ Получать долю прибыли и иные выплаты;

§ Запрашивать информацию по любым вопросам деятельности кооператива;

§ Выйти из кооператива и получить выплаты;

§ Обращаться за судебной защитой своих прав.

Член кооператива обязан:

§ Внести паевой взнос:

§ Участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного взноса;

§ Соблюдать (при участии личным трудом) правила внутреннего трудового распорядка;

§ Нести субсидиарную ответственность по долгам кооператива.

Имущество кооператива образуется за счет паевых взносов, прибыли, кредитов и т. д. Член кооператива вправе передать свой пай другому члену кооператива. Передача пая гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива.

К моменту государственной регистрации член кооператива должен внести не менее 10% паевого взноса. Полностью паевой фонд формируется в течение первого года деятельности кооператива.

Определенная часть имущества кооператива может составлять неделимый фонд, используемый в соответствии с уставными целями. Это имущество не включается в паи членов кооператива.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участием и размером паевого взноса. По труду (или иному личному участию) должно распределяться не менее половины прибыли.

Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. Общее собрание рассматривает вопросы о принятии и изменении устава, о приеме и исключении членов кооператива, о размере паевого взноса, об избрании исполнительных органов и ревизионной комиссии, утверждении отчетов и распределении прибыли; о реорганизации, ликвидации, участии в других организациях и ассоциациях.

В кооперативе с числом более 50 создается наблюдательный совет для контроля за исполнительным органом. Исполнительным органом является правление во главе с председателем кооператива. Правление руководит деятельностью кооператива между общими собраниями.

Трудовые отношения наемных работников в кооперативе регулируются законодательством о труде. Численность наемных работников не должна превышать 30% от численности членов кооператива.

Член кооператива вправе выйти из него, предупредив за две недели. Исключение из членов кооператива допускается при неоплате паевого взноса, ненадлежащем выполнении обязанностей. Решение об исключении может быть обжаловано в суд. Выплата стоимости пая вышедшему (исключенному) производится по окончании финансового года.

Кооператив может быть ликвидирован по решению общего собрания либо суда. Имущество после расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом или соглашением между членами кооператива.

Коммерческими являются также некоторые предпринимательские объединения, а именно: финансово-промышленные группы, холдинги, объединения предпринимателей в форме простого товарищества.

Правовой основой создания и деятельности финансово-промышленных групп является, прежде всего, Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 года. Ст.2 Закона устанавливает, что финансово-промышленная группа – это форма организационного объединения юридических лиц в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Участники финансово-промышленной группы не утрачивают своей юридической самостоятельности.

Разновидности финансово-промышленных групп:

1) совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество.

Дочерние и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если основное хозяйственное общество или товарищество преобладает в его уставном капитале, или заключает договор о возможности определять его решения. Основное общество (товарищество) в этом случае отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний основного общества. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества), последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Хозяйственное общество признается зависимым, если основное общество имеет более 20% голосующих акций АО, или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

2) совокупность юридических лиц, объединивших полностью или частично свои активы посредством договора о создании ФПГ. В соответствии с договором учреждается центральная компания, которая регистрируется в установленном законом порядке.

Центральная компания может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации (союза). Независимо от формы центральной компании одним из важнейших документов при создании финансово-промышленной группы является организационный проект, в котором отражаются цели и задачи ФПГ, перечень участников, способы их кооперации, основные виды выпускаемой продукции, доли участия и т.д.

На создание ФПГ требуется согласие федерального антимонопольного органа. Решение о государственной регистрации финансово-промышленной группы принимается специально уполномоченным государственным органом (Министерством промышленности, науки и технологий). В России ведется единый Государственный реестр финансово-промышленных групп.

Высшим органом ФПГ является совет управляющих, постоянно действующим органом – центральная компания. Центральная компания действует от имени финансово-промышленной группы как единого хозяйствующего субъекта и в то же время вправе заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью по отдельным договорам с каждым участником группы. Участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате участия в деятельности группы.

Отчет о деятельности ФПГ ежегодно представляется в Министерство промышленности, которое может назначить проверку.

Ликвидация финансово-промышленной группы может быть: по совместному решению участников; в случае истечения срока договора о создании ФПГ; по решению Правительства в связи с несоответствием деятельности группы условиям договора; по решению суда о признании недействительности договора о создании ФПГ.

Финансово-промышленным группам предусмотрена поддержка со стороны государства: зачет обязательств участников группы перед бюджетом, передача в доверительное управление пакетов акций, государственные гарантии при получении инвестиций, возможность льгот для банков-участников группы и т. д.

В мировой практике для открытых акционерных обществ типичны две базовые модели распределения акций:

  1. Модель, в которой 20-30% акций иммобильны, надолго оседают в нескольких руках и фактически формируют контрольный пакет акций, а 70-80% акций распылены по мелким инвесторам, подвижны, часто выносятся на рынок и легко переходят от одного владельца к другому. В этой модели титул собственника как бы размыт, он присущ фактически владельцам крупных пакетов, так как они способны определять решения по основным вопросам деятельности общества или во всяком случае блокировать принятие неугодных им решений по важнейшим вопросам. Распространению такой модели в российской экономике содействовала политика приватизации, поощряющая приобретение крупных пакетов акций руководителями приватизируемых предприятий.
  2. Модель, в которой постоянным владельцам принадлежат 70-80% акций, а остальные 20-30% принадлежат мелким инвесторам, продаются в розницу и рассматриваются покупателями как способ вложения свободных средств. В этой модели титул собственника вполне определен - это постоянные владельцы крупных пакетов акций. В российской экономике реализации такой модели содействовала ориентация программы "денежной" приватизации на стратегических, в том числе иностранных, инвесторов.

Для России типична также модель, в которой 51% акций принадлежит трудовому коллективу, владеющему, таким образом, контрольным пакетом акций. Остальные 49% размещены свободно и в большинстве случаев принадлежат внешним акционерам. Эта модель распределения акций сложилась в период чековой приватизации. Однако она не предотвращает глубокого имущественного расслоения участников коммерческих организаций. Крупные пакеты акций оказались на многих предприятиях в руках администрации, которая и является фактическим собственником.

Модель распределения собственности народного предприятия коренным образом отличается от перечисленных моделей. Эти отличия состоят в следующем:

  1. Работникам предприятия принадлежит более 75% акций, внешним акционерам (физическим и юридическим лицам) - менее 25%. Максимальная доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и/или юридические лица, определяется уставом. Преимущество такого соотношения состоит в том, что работники предприятия играют в этом случае решающую роль в управлении предприятием, в том числе в распределении прибыли. Внешние акционеры при этом не имеют возможности блокировать, вопреки интересам трудового коллектива, принятие общим собранием акционеров решений по важнейшим вопросам деятельности предприятия. Недостатком такой модели является сужение возможностей самофинансирования за счет выпуска дополнительных акций, так как размещение акций среди работников предприятия всегда ограничено их доходами. Это приводит, как уже было сказано выше, к ограничению области распространения данной модели распределения акций производствами, не требующими крупных инвестиций для своего развития.
  2. Обеспечивается социальная справедливость распределения акций среди работников предприятия. Это достигается благодаря установлению в Федеральном законе ряда норм:
  • ограничение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия. Эта доля определяется уставом из условия, что номинальная стоимость доли не может превышать 5 процентов уставного капитала (уставом максимальная доля может быть уменьшена). Следовательно, ни один из работников предприятия при принятии решений общим собранием акционеров голосованием по принципу "одна акция - один голос" не будет иметь более 5% голосов, а также получать более 5% от общей суммы выплачиваемых дивидендов;
  • доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть в момент его создания работник преобразуемой коммерческой организации, должна быть равна доле оплаты его труда в общей сумме оплаты труда работников за предшествующие созданию народного предприятия 12 месяцев. Договором о создании народного предприятия может быть предусмотрен иной порядок определения этой доли. По такому же принципу распределяются среди работников предприятия дополнительные акции, выпущенные народным предприятием, и акции, выкупленные у его акционеров. При этом порядок определения сумм оплаты труда работников, а также порядок наделения их акциями народного предприятия утверждаются общим собранием акционеров. Решение принимается по принципу подин акционер - один голос*;
  • число работников, которые не являются акционерами народного предприятия (работники-неакционеры), за отчетный финансовый год не должно превышать 10 процентов численности работников предприятия, в противном случае народное предприятие подлежит преобразованию в коммерческую организацию иной формы либо ликвидации. Вновь принятые работники, проработавшие в народном предприятии более 3-х месяцев (уставом НП этот период может быть увеличен, но не более чем до 24 месяцев), приобретают право наделения их акциями наряду с работниками-акционерами, что создает дополнительные стимулы для поступления на работу в народное предприятие. Предприятие в этом случае получает возможность отбора желающих поступить на работу;
  • уволившийся работник-акционер обязан продать по договорной цене свои акции работникам предприятия либо предприятию, а последнее - обязано выкупить эти акции. Эта норма, наряду с защитой прав увольняющегося работника, призвана стабилизировать распределение акций и содействовать усилению трудовой мотивации, а также снижению текучести кадров;
  • работник-акционер имеет право продать по договорной цене часть своих акций (до 20%), а акционер, не являющийся работником предприятия, - принадлежащие ему акции акционерам народного предприятия или самому предприятию, а в случае их отказа - работникам народного предприятия, не являющимся его акционерами. Только само народное предприятие имеет право продавать акции физическим лицам, не являющимся его работниками, или юридическим лицам из числа акций, находящихся на его балансе. Эти нормы призваны стабилизировать состав акционеров народного предприятия;
  • не допускается продажа акций народного предприятия, находящихся на его балансе, генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии. Уставом может быть определен дополнительный перечень лиц, которым не допускается продажа акций народного предприятия. Эта норма призвана предотвратить возможность создания преимуществ в распределении акций в пользу администрации и тем самым не допустить приобретения администрацией статуса фактического собственника или статуса блокирующего меньшинства.


Просмотров