Государственная и муниципальная собственность. Муниципальная собственность

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 217

1. Приватизация представляет собой процесс перехода имущества, находившегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
Учитывая, что прежний хозяйственный уклад был основан на преобладании государственной собственности, приватизация приобрела черты чрезвычайно масштабного явления, охватившего все сферы хозяйства и определившего многие черты экономики.
Сама по себе норма ст. 217 ГК лишь указывает на возможность приватизации и отсылает к законам о приватизации.
2. Из ст. 217 ГК следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в частную собственность. Очевидно, что законодатель, исходя из того понимания права собственности, которое дано в ст. 209 ГК, определяет приватизацию как право собственника распорядиться имуществом. Однако законами и иными правовыми актами о приватизации было установлено право тех лиц, которые выступали как покупатели приватизируемого имущества, требовать приватизации. Таким образом, наряду с правом собственника передать имущество из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность возникло также право частного лица, отвечающего установленным законом условиям, требовать приватизации имущества.
Первоначально приватизация сочетала как инициативу государства, так и инициативу частных лиц.
3. Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности, поэтому законы и иные нормативные акты о приватизации действуют в изъятие из общих норм ГК о возникновении и прекращении права собственности. И лишь постольку, поскольку законами и иными нормативными актами о приватизации не урегулированы конкретные отношения, применяются соответствующие нормы ГК.
Кроме того, органы государственной власти, действующие от имени государства, органы местного самоуправления в процессе приватизации, как это присуще публичным органам, подчиняются специальным правилам и процедурам, определяющим их деятельность. Поскольку эти правила охватывают совершение сделок приватизации, они являются обязательными и для покупателей (приобретателей) государственного (муниципального) имущества, а нарушение установленных правил влечет за собой недействительность сделок приватизации.
4. В ст. 217 ГК указано, что приобретателями государственного (муниципального) имущества являются граждане и юридические лица. Законодателем здесь использовано определение из п. 1 ст. 213 ГК. Очевидно, что имеются в виду граждане и юридические лица - частные собственники. Но, если по общему правилу любое юридическое лицо является частным собственником, поскольку оно не относится к числу предприятий и учреждений, указанных в п. 4 ст. 214 ГК, для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25%).
5. Приватизация государственного или муниципального имущества осуществляется возмездно. Цена приватизируемого имущества определяется в соответствии с Правилами определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 369.
Приватизация имущества без указания его стоимости недопустима.
Применение иных средств платежа, кроме валюты РФ (например, акций, векселей и т.д.), для приобретения имущества в порядке приватизации не допускается. Если такие условия предусмотрены сделкой о приватизации, то такая сделка является незаконной (ничтожной).
6. Приватизация земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, природных ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва, государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, безвозмездная передача в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, передача государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, передача государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, продажа государственного и муниципального имущества на основании судебного решения, приватизация акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом регулируется не законом о приватизации государственного и муниципального имущества, а иными законами и нормативными актами.
В частности, Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1 сохраняет принцип безвозмездной передачи жилых помещений из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан.
7. Одним из наиболее сложных вопросов является вопрос о сфере действия нормы ст. 217 ГК. Преобладает мнение, что любая сделка, в результате которой прекращается право государственной или муниципальной собственности на конкретный объект и возникает право частной собственности на этот объект, является незаконной, если при этом нарушен порядок, установленный законодательством о приватизации. В частности, как правило, признаются ничтожными договоры мены, по которым частный собственник, получив тот или иной объект в собственность, взамен передает равнозначные объекты в государственную или муниципальную собственность.
Не находят поддержки в судах и такие договоры, в результате которых возникает общая собственность на объект, который до того находился в исключительной государственной (муниципальной) собственности. Например, если заключен договор о перестройке (реконструкции, пристройке) здания, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, в результате которого новый объект большей площади и реконструированный оказывается в общей собственности, причем долю в собственности имеет гражданин или частное юридическое лицо, то суды нередко признают такие договоры не соответствующими законодательству о приватизации и ничтожными.
Между тем в данном случае есть основания полагать, что если договор в целом не преследует цели перехода имущества в частную собственность, а имеет иные цели - инвестиции в городское хозяйство и т.п., то такой договор может быть квалифицирован как договор, не являющийся договором о приватизации.
Необходимо отметить, что норма ст. 217 ГК не исключает иных способов распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, если отношения сторон не охватываются целями приватизации. Из нормы ст. 217 ГК трудно сделать вывод, что такие договоры, как, например, договор мены или договор простого товарищества, т.е. возмездные договоры, не являющиеся договорами приватизации, в принципе запрещены для публичных собственников.
Конечно, если возник спор, суд обязан проверить, не совершена ли конкретная сделка в обход законодательства о приватизации. Если такое заявление подтвердится, то такой договор будет ничтожным в силу п. 2 ст. 170 ГК как притворная сделка.
8. Законодательство о приватизации состоит из Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных актов. Нормы о приватизации, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Закону о приватизации.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (п. 3 ст. 4 Закона о приватизации).
9. На практике возникают вопросы, связанные с определенными коллизиями между федеральным законодательством и местными актами о приватизации.
Конституционным Судом РФ в Определении от 15 июня 1999 г. N 64-О "По делу о проверке конституционности пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" подтверждено право органов местного самоуправления устанавливать условия и порядок определения цены приватизируемого муниципального имущества.
ВАС РФ также исходит из того, что при продаже приватизируемых объектов муниципальной собственности органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять выкупную стоимость нежилых помещений и в том случае, если федеральным законодательством установлен иной порядок определения выкупной цены (п. 16 информационного письма от 21 февраля 2001 г. N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации").
Иные вопросы приватизации муниципального имущества, в частности круг объектов, подлежащих приватизации, также относится к компетенции органов местного самоуправления.
Если органами местного самоуправления не приняты акты, определяющие порядок приватизации, а также в части, не урегулированной нормативными актами органов местного самоуправления, действуют соответствующие федеральные нормативные акты.
10. Ранее принятые федеральные нормативные правовые акты, регулирующие отношения приватизации, действуют в части, не противоречащей Закону о приватизации до принятия соответствующих федеральных законов или нормативных правовых актов.
В частности, эти нормативные акты действуют в части установления условий и порядка приватизации, поскольку это не исключается Законом о приватизации. В то же время установление объектов, подлежащих приватизации, относится к компетенции Российской Федерации, субъектов федерации, органов местного самоуправления.
Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Других субъектов:

1) в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте;

2) способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов);

Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен.

Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам , краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан , юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с нормами ГК РФ.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности . В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.

Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией , часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление , именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Оно подлежит регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.

Муниципальная собственность - имущество, которым владеют административные органы власти муниципальных образований (регионов, городов, сел и прочих местных формирований). Муниципальная собственность находится под контролем, а также в полном ведении административных и других структур муниципального самоуправления. В составе такого имущества - внебюджетные фонды, наличность местного бюджета, учреждения культуры и образования, компании, работающие в сфере обслуживания и промышленности, помещения жилого (нежилого) фонда и так далее.

Муниципальная собственность - мощный имущественный комплекс, который находится под управлением муниципальной власти. В группу такого имущества входят объекты, которые имеют ключевое значение для жизни города и удовлетворения потребностей населения. Как правило, к собственности города относятся городские парки, памятники, ландшафты, различные (в том числе инженерные) сооружения. В свою очередь, муниципальная собственность - это поликлиники, библиотеки, школы, детские сады, дома для престарелых людей и прочие объекты.

Сущность муниципальной собственности

Муниципальная собственность находится под полной защитой государства не меньше чем другие формы собственности. Такое имущество - одна из форм публичной собственности, которая стоит в одном ряду с имуществом страны в целом.

Муниципальная (местная) собственность имеет целевой характер , поэтому к данной категории можно отнести имущество, необходимое:

Для быстрого решения вопросов, возникающих на уровне региона (города, поселка);
- для выполнения местными (муниципальными) органами власти своих функций и задач, возложенных государством;
- для полного обеспечения функционирования органов власти на местах. Сюда, как правило, относят должностных лиц муниципальных администраций, работников сферы местного самоуправления, служащих муниципалитета, работников местных учреждений и компаний.

Если у муниципального формирования появляется право владения имуществом, не подходящим под описанные выше цели, то такие объекты можно перепрофилировать, то есть изменить целевое назначение или организовать отчуждение. Алгоритм (порядок и сроки) отчуждения тех или иных объектов устанавливаются законами РФ.

Муниципальная собственность по ГК РФ представляет собой имущество, которым владеют и управляют муниципальные формирования (местные исполнительные органы) и их должностные лица. Обычным гражданам право собственности на муниципальное имущество не дается.

Объекты, которые находятся в собственности муниципальных формирований, может быть закреплено за разными компаниями, организациям и учреждениями в двух вариантах:

По принципу хозяйственного ведения (то право, которые реализуют предприятия);
- по принципу оперативного управления (для муниципальных объектов).


Остальная часть собственности, которая не фиксируется ни за какими компаниям или предприятиями может передаваться в управление специальных органов - муниципальную казну. Сюда, как правило, включается имущество и бюджет, находящиеся в распоряжении органов муниципалитета - здание администрации города, муниципальные земельные участки и так далее.

Муниципальная казна формируется из нескольких элементов - незакрепленных местных (муниципальных) объектов, а также денег местного бюджета.

Задача муниципального образования - контроль и полная ответственность за капитал, находящийся в упомянутой выше казне. При этом оно не отвечает по долгам местных унитарных компаний. Аналогичным образом муниципальные компании также не несут ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований.

Что касается бюджета и его включения в муниципальную собственность, то в законах РФ есть определенные противоречия. Если верить гражданскому праву, то бюджет относится к муниципальной собственности, а с позиции Федерального Закона - нет.

Муниципальная собственность: структура, функции и управление

По структуре муниципальная собственность - одна из разновидностей публичного имущества. Часто ее сравнивают с государственной собственностью, что не всегда корректно. Собственность муниципалитета можно отличить по следующим критериям:

- по объектам . Так, роль государственной собственности может исполнять любое имущество, а муниципальной только то, которое разрешено по закону;

- по субъектам. Государственные объекты находятся во владении государственных органов власти, а муниципальные - местных образований;

- по особенностям покупки и ограничения прав собственности в отношении государственных объектов полномочий больше. К примеру, их всегда можно националиризировать. С муниципальной собственностью поступить так не получится;

- по составу правомочий владельца. По законам РФ государственные структуры имеют право ограничивать полномочия муниципальных структур как владельцев. К примеру, может быть введен запрет на приватизацию или же дан приказ на использование имущества в интересах государства.

Функции муниципальных земель. можно представить с трех позиций - обеспечения достаточности в отношении экономики, воспроизводственных нужд, а также удовлетворения последний. При этом все основные функции рассмотрены в таблице ниже:


По ГК РФ собственник объектов имущества может совершать в его отношении различные действия, которые не имеют противоречий с законами РФ или другими государственными актами. Кроме этого, упомянутые выше действия не должны нарушать интересы и права других людей. Владелец по закону имеет право передавать собственность другим лицам с целью владения или распоряжения ею, самому пользоваться имуществом, отдавать его в залог или осуществлять обременение. Также законом не запрещен факт передачи тех или иных объектов 3-им лицам для доверительного управления.

В отношении муниципальной собственности действуют те же правила ГК РФ , которые упомянуты выше. При этом в сфере взаимоотношений такого имущества местные граждане - это первичные собственники, а органы исполнительной власти муниципалитета - публичные владельцы. Таким образом, муниципальная власть принимает все решения от имени первичных владельцев, выражая таким способом его интересы и волю.

Полученная в пользование муниципальная собственность находится в полном управлении органов власти на местах. От имени муниципалитета они могут распоряжаться имуществом с соблюдением Конституции, ФЗ и нормативных актов. Как правило, местным органам власти разрешается - передавать имущество муниципалитета предприятиям и частным лицам во временное, постоянное (при определенных условиях) пользование, отчуждать и реализовывать другие сделки с соблюдением действующих законов.


Органы самоуправления на местах формируют порядок распоряжения и управления местным имуществом, а местные исполнительные органы обязуются действовать с учетом утвержденной программы. Информация по объектам, находящимся во владении муниципалитета, а также в управлении местных госструктур, должны найти отражение в списке-реестре муниципальной собственности.

Местные органы самоуправления на этапе формирования предприятий могут определять будущие задачи и цели образования. Кроме этого, они принимают решения по назначению руководителей и их снятие с должностей, ликвидации и реорганизации структуры, тарифов ни цен на товары. К задачам местных органов относится контроль использования и сохранности имеющегося в распоряжении предприятий имущества, заслушивание отчетов руководителей и так далее.

Муниципальные компании не имеют права реализовывать имеющиеся в распоряжении (на праве хозяйственного владения) объекты, сдавать их в залог, отдавать в аренду или вносить в роли вклада в уставной капитал без согласия со стороны уполномоченных структур местной исполнительной власти. Что касается остального имущества, то им предприятие может распоряжаться по своему усмотрению, без согласования с местными органами власти.

Все учреждения, имеющие прямое отношение к местному бюджету, а также являющиеся частью муниципальной собственности, имеют право использовать закрепленное за ними имущество в тех границах, которые определены на законодательном уровне. Одновременно с этим решения важно принимать с учетом целей деятельности, назначения объектов муниципальной собственности, а также зданий органов местной власти.

Местные структуры самоуправления на правах владельца могут забирать имущество, зафиксированное за учреждениями, в той ситуации, когда оно применяется (или не применяется) по своему назначению или отнесено излишним. В дальнейшее местные органы принимают самостоятельные решения по поводу распоряжения имуществом.

Органам местной власти разрешено сдавать муниципальную собственность в аренду, а с целью повышения его привлекательностью предоставлять льготы потенциальным арендаторам. Основная задача при этом - повысить эффективность собственности муниципалитета и привлечь в бюджет дополнительные средства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Понятие обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества

Для целей настоящего Федерального Закона под обращением в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации, понимается возмездное, принудительное отчуждение в государственную или муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о приватизации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обращении в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества

1. Законодательство Российской Федерации об обращении в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, настоящего федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

2. Отчуждение имущества юридических и физических лиц в собственность Российской Федерации, государственную собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность осуществляется на основании постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления

об отчуждении соответствующего имущества в собственность Российской Федерации, государственную собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Ограничения сферы действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на: Имущество, ранее не находившееся в государственной или муниципальной собственности и не проходившее процедуру приватизации; жилищный фонд, дачные, садовые участки; случаи выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам, заключенным Российской Федерацией; реквизицию; конфискацию; выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд по решению суда; обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника; отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка на котором оно находится.

Статья 4. Особенности обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы власти местного самоуправления вправе отчуждать из собственности юридических и физических лиц в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления имущество, в отношении которого соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления были приняты решения о приватизации.

2. Обращению в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества подлежат предприятия, как имущественные комплексы, земельные участки в составе имущественного комплекса, объекты недвижимого имущества (далее имущество).

Статья 5. Особенности распоряжения обращенным в государственную и муниципальную собственность имуществом

Обращенное в государственную и муниципальную собственность имущество поступает в состав казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и может быть закреплено за государственным или муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления . Указанное имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в течение 10 лет с момента установления права государства или муниципалитета на имущество.

ГЛАВА II. Порядок обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества

Статья 6. Основания для обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества

Обращение в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества проводится в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Статья 7. Инициатива обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества

1. Инициатива обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества юридических и физических лиц может исходить от субъектов права законодательной инициативы , законодательных, представительных и ис - полнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее – инициатор обращения).

2. Процедура обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества начинается на основании нормативно-правового акта, принятого органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 8. Порядок принятия решений об обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества

1. Инициатор обращения обращается в соответствующий орган исполнительной власти с письменным заявлением.

В заявлении должны быть указаны:

обоснование целесообразности обращения в государственную, муниципальную собственность приватизированного имущества; сведения о наименовании и юридическом адресе имущества; сведения о собственниках имущества.

2. В соответствии с заявлением инициатора обращения Правительство Российской Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в течение двух недель принимает решение о начале процедуры обращения в государственную собственность приватизированного имущества юридического или физического лица и назначает комиссию в составе специалистов для изучения имущества.

Решение об обращении в государственную собственность приватизированного имущества юридического или физического лица направляется в день принятия субъекту права инициативы, собственнику имущества, органу управления имуществом по его юридическому адресу.

Правительство Российской Федерации, исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязаны отказать инициатору обращения в рассмотрении заявления об обращении в государственную или муниципальную собственность имущества по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Последствия принятия решения об обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества

1. Принятие Правительством Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативно-правовых актов о начале процедуры обращения в государственную собственность приватизированного имущества не является основанием для ограничения прав отстранения собственника указанного имущества, за исключением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Собственник приватизированного имущества, в отношении которого началась процедура отчуждения имущества, уполномоченные им лица или органы могут совершать исключительно с согласия уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления сделки:

связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

связанные с распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения последнего балансового отчета , либо сделки (несколько взаимосвязанных сделок), стоимость которых более чем в 20 тысяч раз превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), влекущие за собой возможность отчуждения активов, за исключением сделок, совершаемых в интересах сохранения производственно-технологического цикла;

о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации имущественного комплекса;

о создании филиалов и представительств;

о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг ;

о выходе из состава участников имущества – юридического лица, приобретения у акционеров ранее выпущенных акций или долей.

3. Собственники приватизированного имущества, в отношении которого началась процедура отчуждения имущества, уполномоченные им лица или органы несут ответственность за обеспечение сохранности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Комиссия по изучению имущества

1. Комиссия назначается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о начале процедуры обращения в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества. Состав комиссии определяется органом, ее образовавшим.

2. Комиссия обязана затребовать, а руководитель имущественного комплекса или недвижимого имущества предоставить документы для изучения следующих показателей:

структура имущества с указанием доли иностранного капитала ;

структура задолженности по платежам;

сумма средств, вырученных от продажи имущества после приватизации;

сумма средств, вложенная в приобретение имущества после приватизации и состоящего на балансе на день принятия решения о возбуждении процедуры обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества;

план приватизации;

3. Комиссия в течение тридцати дней со дня образования производит расчет стоимости имущества, в соответствии с настоящим законом.

Представляет соответственно в Правительство Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации или исполнительные органы местного самоуправления финансово - экономическое заключение об обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества.

4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления на основании представленного заключения соответствующих комиссий, в недельный срок со дня получения заключения соответствующей комиссии, принимают решения об обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества.

5. Решение об обращении в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества должно содержать:

цели и основания обращении в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества;

наименование имущества, его юридический адрес;

порядок и размер выплаты возмещения собственнику имущества, а также лицам, обладающим правами на имущество;

средства платежа;

порядок использования имущества.

Статья 11. Возникновение права государственной собственности на приобретенное имущество

Право государственной собственности на имущество возникает с момента государственной регистрации имущества в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА III. Порядок возмещения стоимости имущества собственнику

Статья 12. Средства платежа при обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества

1. При обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества законным средством платежа признается денежная единица (валюта) Российской Федерации.

2. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, средством платежа при обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества юридических и физических лиц могут быть признаны государственные или муниципальные ценные бумаги.

Статья 13. Порядок оплаты имущества юридических и физических лиц, обращенного в государственную или муниципальную собственность

1. Оплата имущества юридических и физических лиц, обращенного в государственную или муниципальную собственность, производится единовременно.

2. При определении размера возмещения собственнику стоимости имущества, учитываются обременения, наложенные на указанное имущество по гражданско-правовым обязательствам его собственника.

Статья 14. Порядок определения размера возмещения стоимости имущества

1. Оценка имущества, в отношении которого применяется процедура обращения в государственную или муниципальную собственность, производится в соответствии с методикой оценки этого имущества на момент приватизации.

2. В стоимость имущества юридического или физического лица, подлежащего отчуждению, включается стоимость имущества на момент приватизации за вычетом проданного и утерянного имущества, заложенного и не выкупленного имущества, других имущественных и финансовых изъятий, с включением в стоимости улучшений указанного имущества в течение периода между его приватизацией и моментом отчуждения в государственную или муниципальную собственность.

3. Размер возмещения стоимости отчуждаемого имущества, подлежащего выплате собственнику, определяется разницей между стоимостью имущества на момент обращения в государственную или муниципальную собственность и стоимостью имущества на момент приватизации.

4. Дебиторская задолженность юридического или физического лица учитывается в размере возмещения стоимости имущества в той мере, в какой она реально может быть возвращена юридическому или физическому лицу не зависимо от смены собственника.

Дебиторская задолженность по государственному заказу , заказу субъекта Российской Федерации, муниципальному заказу полностью включается в размер возмещения стоимости собственнику.

5. Кредиторская задолженность юридического или физического лица удерживается из размера возмещения стоимости имущества, подлежащей выплате собственнику.

Статья 15. Гарантии прав кредиторов

Обращение в государственную или муниципальную собственность имущества не влечет отмены прав кредиторов собственника отчуждаемого имущества.

ГЛАВА IV. Заключительные положения

Статья 16. Порядок вступления в силу настоящего Федерального Закона

Настоящий Федеральный закон за исключением главы III вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Россия обладает колоссальными земельными ресурсами. В нашей стране используются миллионы гектаров земли. Многие земли принадлежат государству. Большие площади земли находятся в ведении администраций многочисленных регионов.

В чём же заключается принципиальное различие между собственностью на землю, которой владеет государство и той, которой владеют муниципалитеты? Как можно получить земельный участок в личное ?

Что включает в себя понятие государственной и муниципальной собственности на землю?

Государственная собственность на землю

К госсобственности относятся те участки, которые не принадлежат муниципалитетам, юрлицам и гражданам. Субъекты, распоряжающиеся являются органами власти государства и субъектов (регионов) РФ. Госсобственность может принадлежать федерации и регионам. К регионам относятся республики, которые входят в состав РФ, края, области, автономные округа, города (Москва, Санкт-Петербург).

РФ является единственным владельцем некоторых видов земельных участков. Это связано с их целевым назначением или . Сюда можно отнести участки, используемые в соответствии с такими законами РФ, как Лесной кодекс, ФЗ «О государственной границе», ФЗ « Об обороне» и другими. Всего подобных законов около двадцати.

Собственность во владении органов муниципального управления

Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли бесплатно :

  • граждане уже пользуются землёй;
  • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
  • граждане, у которых есть право на или его ;
  • гражданин-владелец сооружений на участке;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
  • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
  • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
  • дети-сироты.

Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?

Для того чтобы определить критерии, по которым разграничивается муниципальная и государственная собственность, необходимо принимать во внимание перечень вопросов федерального значения и вопросов, которые решет местная власть.

Таблица: главные отличия между государственной и муниципальной собственностью

Критерии отличий Государственная собственность Муниципальная собственность
Субъект права Все граждане (народ) РФ, органы госвласти Граждане муниципального образования, органы местного самоуправления, не находящиеся в системе органов госвласти
Объекты Любой вид имущества Любой вид имущества, кроме того, что находится в собственности государства
Основания приобретения прав собственности

Отдельные основания для приобретения прав госсобственности не являются основаниями для приобретения прав на муниципальную собственность. Это, к примеру, относится к национализации или заключению международных договоров

Содержание прав Может распоряжаться собственностью по своему усмотрению в согласии с законами РФ Право на распоряжение имуществом муниципальной собственности ограничено органами госвласти

В государственной и муниципальной собственности находится большое количество земельных участков, которые граждане могут использовать для личных целей. Государство и муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы эти земли активно использовались. Если знать, как оформляется земля в , то можно быстрее получить её в личное владение.



Просмотров