Постановка снятие учета месту жительства. Что входит в правила регистрации. Сроки снятия с прописки

Место жительства - это жилье, в котором человек проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору найма специализированного жилого помещения или на каких-либо других основаниях постоянно (преимущественно). Место пребывания - это, соответственно, жилье, которое человек занимает на тех же основаниях, но временно.

О смене места жительства нужно сообщать в орган ГУВМ МВД в течение семи дней. Регистрацию по месту пребывания необходимо оформлять только в том случае, если вы планируете жить на новом месте более 90 дней.

Регистрация, как по месту жительства, так и по месту пребывания, производится в срок от трех до восьми дней в зависимости от способа подачи документов.

2. Нужно ли согласие других жильцов, чтобы зарегистрироваться по месту жительства?

Если речь идет о жилье, которое находится в частной собственности, и вы - его собственник (или собственник доли в нем), вам не нужно получать ничье согласие. Если вам не принадлежит даже доля в помещении, вы можете зарегистрироваться в нем по месту жительства только с согласия всех собственников. Согласие собственников выражается на личном приеме в регистрирующих органах письменно. Если у собственника нет возможности присутствовать лично, он может оформить нотариально заверенное согласие.

Если вы наниматель жилья, которое находится в государственной или муниципальной собственности, по договору найма, социального найма или безвозмездного пользования, вам также не нужно получать согласие других нанимателей. Если же вы не указаны в договоре найма, социального найма или безвозмездного пользования, зарегистрироваться в жилом помещении по месту жительства вы можете только в В обоих случаях регистрация по месту жительства влечет за собой изменение договора найма, социального найма или безвозмездного пользования. Нанимателю параллельно с оформлением вашей регистрации по месту жительства необходимо будет заключить дополнительное соглашение к договору.

">случаях :
  • если вы супруг (супруга), ребенок или родитель нанимателя помещения и остальные совершеннолетние члены семьи нанимателя не возражают против вашей регистрации;
  • если вы являетесь другим членом семьи нанимателя и против вашей регистрации не возражают все участники договора найма, социального найма или безвозмездного пользования и Департамент вправе запретить ваше вселение в жилое помещение, в случае если после этого общая площадь на одного человека будет менее учетной нормы (для квартир она составляет 10 квадратных метров, для коммунальных квартир - 18 квадратных метров).">наймодатель (в лице Департамента городского имущества Москвы).

Согласие членов семьи нанимателя предоставляемого вам жилья (достигших 14 лет) выражается на личном приеме письменно. Если нет возможности присутствовать лично, согласие можно заверить нотариально.

3. Какие нужны документы?

Чтобы зарегистрироваться по месту жительства, вам понадобятся:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении - для не достигших 14-летнего возраста;
  • загранпаспорт - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
">документ , удостоверяющий личность;
  • заявление о регистрации по месту жительства (по форме № 6, заполняется на личном приеме или онлайн на портале государственных услуг Российской Федерации);
  • При регистрации по месту жительства или месту пребывания граждане имеют право не предъявлять договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, ограничившись лишь указанием их реквизитов в заявлении. В этом случае регистрационный орган самостоятельно запрашивает сведения о них в государственных и муниципальных органах. Однако это может увеличить срок предоставления государственной услуги до восьми дней.">документ , являющийся основанием для проживания по указанному адресу (свидетельство о праве собственности на жилплощадь, в случае если вы являетесь ее владельцем (совладельцем); заявление человека, предоставляющего жилье; договор найма, социального найма; решение суда о признании права пользования жилым помещением).
  • Если собственников несколько, пакет документов должен представить каждый из них.

    ">Владельцу жилья или Пакет документов также должны представить все совершеннолетние члены его семьи.">нанимателю (если вы не владелец или не указаны в договоре найма) в свою очередь понадобятся:
    • документ, удостоверяющий личность;
    • документ, подтверждающий право на владение этим жильем.

    4. Куда подавать заявление?

    Подать документы для регистрации по месту жительства можно:

    • онлайн, через портал государственных услуг Российской Федерации ;
    • в «Мои документы» того района, где находится жилье;
    • в вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

    Для жителей Услуга доступна жителям многоквартирных домов, расположенных на территории Новомосковского административного округа, в отношении которых отсутствует заключенное соглашение между МФЦ и управляющими компаниями по ведению регистрационного учета.

    ">Новомосковского административного округа на доступна предварительная запись в центр госуслуг поселения Московский и центр госуслуг по работе с крупными застройщиками и госструктурами по вопросам регистрации.

    Если вы подаете документы лично, вам придется приходить дважды: сначала подать документы, потом получить. В первый визит, для подачи документов, придется прийти и вам, и тем, кто предоставляет жилье (если вы не собственник). Второй раз, для получения свидетельства о регистрации, можете прийти только вы.

    Если вы подадите заявление онлайн, вам в течение трех дней придет приглашение на проставление печати о регистрации по месту жительства в паспорте. Прийти придется как вам, так и тем, кто предоставляет вам жилплощадь. При себе нужно будет иметь:

    • документы, удостоверяющие личность;
    • документ, подтверждающий право на владение этим жильем;
    • документ, являющийся основанием для вашего проживания по указанному адресу.

    При регистрации в жилье, которое находится в государственной или муниципальной собственности, если вы не являетесь нанимателем, также потребуется заключить . Если вы - супруг (супруга), ребенок или родитель нанимателя, дополнительное соглашение можно заключить после того, как в вашем паспорте поставят отметку о регистрации. Если же вы не относитесь к перечисленным членам семьи, регистрацию не оформят до тех пор, пока Департамент городского имущества Москвы не начнет процедуру оформления дополнительного соглашения и не проставит на заявлении о регистрации по месту жительства (формы № 6) печать, разрешающую постоянную регистрацию по указанному адресу. Заявление с печатью нужно будет донести в тот регистрационный орган, куда вы подавали остальные документы.

    5. Как оформить регистрацию для ребенка?

    Местом жительства или пребывания несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства или пребывания их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

    Для регистрации детей, не достигших 14 лет, и недееспособных граждан по месту проживания законных представителей - родителей (одного из родителей), усыновителей или опекунов согласие собственников жилья не требуется. Соответственно, их присутствие во время подачи документов не нужно. Регистрация осуществляется по заявлению законного представителя. Регистрация детей старше 14 лет производится на общих основаниях.

    Отметка о регистрации детям до 14 лет в документ, удостоверяющий личность, не ставится. Вместо этого выдается свидетельство о регистрации по месту жительства или пребывания.

    6. Как оформить регистрацию студенту и военнослужащему?

    Военнослужащие регистрируются:

    Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей.

    Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное и высшее образование и проживающие в общежитиях, для регистрации по месту пребывания должны обращаться к уполномоченному должностному лицу учебного заведения. Сделать это нужно в течение трех дней со дня предоставления места в общежитии.">ряде центров госуслуг «Мои документы» можно одним пакетом оформить документы и получить услуги, необходимые при смене места жительства, например:

    • регистрацию (временную или постоянную);
    • внесение изменений в документы воинского учета (для военнообязанных);
    • предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (для тех, кто относится к соответствующей категории льготников);
    • расчет или перерасчет платежей за ЖКУ;
    • прием заявлений о запросе выплатного (пенсионного) дела (для получателей пенсии);
    • прием заявлений о доставке пенсии (для получателей пенсии);
    • прием заявлений на предоставление , земельному и транспортному налогам от физических лиц (для тех, кто относится к соответствующей категории льготников).

    Граждане, собирающиеся переезжать, должны помнить о том, что необходимо выписаться с прежнего места проживания и оформить новую прописку.

    Расскажем, какие варианты выписки существуют, какой способ выгоднее, как долго оформляют выписку, и определим, что должно входить в документационный пакет.

    Все способы выписки с прежнего места жительства – какой выбрать?

    Имеется два способа, чтобы оформить процедуру снятия с регучета.

    Перечислим их, а после определим, какой вариант лучше:

    1. После прибытия на новое место проживания, или еще такой способ называется «снятие с регучета по запросу». Гражданин также имеет полное право убыть без оформления данной процедуры. Но, по прибытию на новое место жительства, он должен обязательство обратиться в службу. Гражданин может не только выписаться, но также оформить новую прописку. Россиянин должен обязательно явиться в миграционный отдел с документами и письменным заявлением, в некоторых организациях оно может быть написано в любой форме, а где-то есть устоявшийся образец.
    2. Обращение в ФМС до убытия. Прежде чем отправиться жить в другой город, гражданин может обратиться в соответствующие органы и попросить должностных лиц выписать его из прежнего жилья. Для этого понадобится личное присутствие и обязательное письменное заявление от обращающегося россиянина. Таким образом, выписку оформят до его уезда. Как правило, в паспорт проставляют штамп, а затем заявитель получает адресный листок убытия.

    Чтобы вы имели представление, как проходит оформление, рассмотрим более подробно эту процедуру.

    Снятие с регистрационного учёта «по запросу»

    Бесспорно, первый вариант снятия с регучета после убытия, он же – «по запросу», лучше.

    Этот способ имеет ряд преимуществ:

    1. Вы обращаетесь единожды в ФМС. Вам не придется возвращаться за постановкой на учет снова. Это можно сделать сразу же.
    2. Вы можете подать сразу несколько заявлений.
    3. Оформление документов проходит быстрее. Отметка о снятии с учета и новой регистрации будет поставлена в тот же день. Обычно это занимается всего лишь 3 дня.
    4. Вам не придется ехать в подразделение ФМС по месту старой прописки, чтобы оформить процедуру снятия с регучета. За вас это сделает специалист службы. Он отправит письмо в нужный отдел ФМС по почте или факсу.

    Помните, что если вы переезжаете в город/район, находящийся под ведомством одного отделения миграционной службы, то оформление может происходить не в разных учреждениях. Запрос при таком обращении не делается.

    Важно знать, что такой способ снятия с регучета требует личного участия и обязательного написания заявления.

    Как правило, при таком обращении оформляется и новая прописка.

    Список документов на выписку

    В документационный пакет, с которым требуется прийти в отделение службы ФМС, должны входить ксерокопии таких документов:

    1. Паспорта РФ. Если требуется выписать несовершеннолетнего, то родитель или законный представитель также должен подать копию своего документа, удостоверяющего личность.
    2. Свидетельства о рождении , когда требуется выписать ребенка/несовершеннолетнего гражданина, возраст которого менее 14 лет.
    3. Заявление . Обычно копия такого документа не требуется. После его подачи вам выдают расписку, в которой пишут дату принятия вашего письменного обращения. В документе указывается вся информация о заявителе, старом и новом местах проживания. От имени ребенка обращается, как правило, родитель или представитель.
    4. Выписка из домовой книги.
    5. Доверенность . Ее оформление проходит у нотариуса.
    6. Согласие со стороны органов опеки , если переезжает, выписывается не только взрослый, но и ребенок/дети.
    7. Адресный листок убытия.
    8. Лист статического учета выбытия. Эта бумага оформляется, если вы переезжаете за границу.

    Два последних документа заполняются должностными лицами, ответственными за регистрацию процедуры, или же на владельца жилья, где будет проживать в дальнейшем гражданин.

    Оплачивать госпошлину при обращении в службу не надо , поэтому никаких квитанций не потребуют от вас.

    Отказаться в принятии вашего заявления и документов должностное лицо/представитель миграционной службы не может. На то нет таких прав у специалистов. Они обязаны принять и зафиксировать письменное заявление от гражданина.

    Сроки оформления снятия с регистрационного учёта по прежнему месту жительства

    Как только вы предоставите документационный пакет в отдел миграционной службы, отсчитывайте 3 дня . Именно за такой период должны оформить выписку.

    Когда обращение происходит не через миграционную службу, а, например, через МФЦ, то время оформления растягивается еще на 3 дня .

    Помните, что лицо должно быть ответственным за регистрацию. По закону, именно за эти 3 дня оно должно подать в ФМС все документы.

    Так, время оформления процедуры будет 3-6 рабочих дней .

    Как выписаться без личного участия?

    Оформить выписку можно и без личного пребывания в учреждении - но только лишь желания для этого будет недостаточно. Должны быть весомые основания, чтобы процедура прошла без заявителя и его письменного обращения.

    К ним относят такие обстоятельства:

    1. Призыв в армию. Обязательно должно быть предоставлено сообщение с военкомата о том, что гражданин не может оформить выписку сам, так как будет отправлен на службу или уже служит в армии.
    2. Лишение свободы. Человека, находящегося в тюрьме, могут выписать другие лица. Следует предоставить в ФМС решение суда.
    3. Если гражданин без вести пропал . Здесь также требуется приговор судебной инстанции о том, что гражданин признается отсутствующим без вести.
    4. Смерть. Для оформление выписки требуется соответствующее свидетельство.
    5. Утрата права пользования жильем, которое занимает гражданин. Достаточно по суду доказать, что гражданин не имеет прав на данную жилую площадь, что он его не приобретал, чтобы выписать его без участия. Требуется также решение судебной инстанции.
    6. Незаконная регистрация. Доказать этот факт необходимо ложными документами, сведениями о неправомерных действиях представителей ФМС. Конечно же, решается вопрос с привлечением прокуратуры и суда. Все спорные ситуации при временной регистрации и пути решения проблем
    7. Проживание за границей. Лицо, проживающее в другой стране, может обратиться в службу письменно и отправить заявление со всеми документами по почте. Заметьте, заявление должно быть заверено Консульством, на нем должен стоять апостиль . Необходимо также приложить копию загранпаспорта или бумагу, подтверждающую проживание лица в другой стране.
    8. Другие условия выписки через суд. При любых других обстоятельствах собственник жилого помещения может выписать гражданина, но если судья признает это условие важным и весомым. Например, если этот гражданин не следит за помещением, не уплачивает коммунальные платежи, не обслуживает его, хотя по закону должен.

    "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

    В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

    Нормативная база и основные понятия

    Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

    • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
    • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
    • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

    Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

    Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

    Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

    Ответственные за регистрацию лица

    Приведем этот Перечень.

    1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
    2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
    3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
    4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

    Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

    Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

    Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

    При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

    Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

    Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

    Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

    • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
    • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
    • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

    При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

    Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

    Регистрация граждан по месту пребывания

    Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

    • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
    • документ, удостоверяющий личность;
    • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

    В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

    Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

    Регистрация граждан по месту жительства

    В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

    Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

    По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

    Снятие граждан с регистрационного учета

    В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

    Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

    Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

    Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

    Учиться никогда не поздно!

    Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

    Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

    • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
    • текст Регламента регистрации с приложениями;
    • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
    • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
    • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
    • порядок получения консультаций.

    Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

    К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

    Передача документов регистрационного учета

    Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

    При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

    Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

    А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

    * * *

    В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

    Г.Ю.Шарикова

    Юрисконсульт

    НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

    Как сняться, снять с регистрационного учета по месту жительства, выписать из квартиры, дома

    Правила снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
    1. Прежде всего, отметим особенности снятия с регистрационного учета по месту пребывания. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении срока пребывания, а в гостиницах, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытию.
    Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме N 7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.
    При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной письменной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление по почте или в форме электронного документа через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию этого гражданина по месту пребывания.
    Необходимо отметить, что в некоторых случаях при отсутствии заявления гражданина органы ФМС могут отказать иным обратившимся заинтересованным лицам в снятии с регистрационного учета данного гражданина.
    Заявителю ФГУП "Механический завод" принадлежало на праве хозяйственного ведения (собственность РФ) недвижимое имущество "База отдыха". В состав базы отдыха входит рубленый дом. Заявителю стало известно, что в указанном доме временно зарегистрирован по месту пребывания В., что было связано с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовые отношения с В. были прекращены. Кроме того, В. имеет постоянное место жительства и регистрации. Рубленый дом изначально являлся нежилым помещением и не предназначался для проживания граждан. На базе отдыха жилых помещений не имеется, а в рубленом доме (дом сторожа) отсутствуют условия для постоянного или временного проживания.
    При этом В. был зарегистрирован в этом помещении без согласия собственника. Начальник отдела, подписавший письмо с просьбой о регистрации В., также не обладал полномочиями на предоставление недвижимого имущества в пользование работникам предприятия.
    Представитель ФМС пояснила, что отказ территориального отдела ФМС в снятии с регистрационного учета В. по месту пребывания является законным, т.к. для такой регистрации отсутствуют правовые основания. Решением ФМС заявителю ФГУП "МЗ" было отказано в снятии В. с регистрационного учета по месту временного пребывания в связи с отсутствием личного заявления В., а срок регистрации не истек.
    На момент судебного разбирательства В. проживает по месту временной регистрации, досрочно с указанного адреса не выбыл, срок его временной регистрации не истек, оснований для снятия с регистрационного учета не имеется. Кроме того, решение об аннулировании регистрации по месту временного пребывания в связи с отсутствием заявления собственника о согласии на временное проживание в принадлежащее ему помещение органом ФМС не принималось.
    Суд признал, что отказ ФМС в снятии с регистрационного учета основан на законе.

    Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной письменной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания. Заявление подается в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина. Копия заявления и документов, послуживших основанием для его проживания, одновременно направляются в органы МВД для проведения соответствующей проверки. При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7, производит запись в верхнем правом углу "Аннулировано" и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа.
    Следует отметить, что регистрация может быть признана незаконной и аннулирована в судебном порядке. Аннулирование регистрации производится в различных случаях, а не только в ситуации, указанной выше.
    Б. как бывшая воспитанница детского дома была направлена для дальнейшего обучения в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище", которое предоставило ей место в общежитии, где она была зарегистрирована. После окончания ПТУ регистрация по месту пребывания была аннулирована без ее заявления и согласия, и после смены паспорта регистрацию не восстановили. Другого жилья у Б. не было. Как указывала суду Б., вина в отсутствии у нее жилья и регистрации по месту пребывания или по месту жительства лежит исключительно на органах государственной власти, которые не обеспечили ее жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
    Между тем судом было установлено, что места в общежитии предоставляются обучающимся только на период их обучения. При этом следует учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ снятие с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Однако в связи с достижением Б. на момент снятия ее с регистрационного учета возраста 18 лет согласования органов опеки и попечительства училищу не требовалось. Таким образом, законных оснований для дальнейшей регистрации Б. в общежитии училища не имелось.

    При выписке из медицинских организаций граждан, зарегистрированных в них по месту пребывания, уполномоченное должностное лицо данного учреждения в 3-дневный срок со дня выписки граждан заполняет на них адресные листки убытия по форме N 7 в двух экземплярах и в установленном порядке направляет первый экземпляр адресного листка в подразделение адресно-справочной работы территориального органа, а второй экземпляр передает в соответствующий орган регистрационного учета.
    2. Снятие с регистрационного учета по месту жительства также имеет ряд особенностей.
    Когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Заявление оформляется в произвольной форме от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.
    При снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.
    Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок. Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.
    Таким образом, для снятия с регистрационного учета гражданин представляет следующие документы:
    1) заявление;
    2) документы, удостоверяющие их личность.
    Заявление гражданина является добровольным волеизъявлением лица, выражающее его желание сняться с регистрационного учета. При отсутствии заявления органы ФМС могут снять гражданина с регистрационного учета только по решению суда. Данное требование основано на том, что если у гражданина были законные основания для регистрации по месту жительства, то снятие с регистрационного учета без его заявления (т.е. личного желания) должно основываться также на законных основаниях. Законность оснований для регистрации по месту жительства гражданин подтверждал необходимыми документами (договор найма, аренды, ордер, свидетельство о браке, согласие иных собственников и т.п.). Законность оснований для снятия с регистрационного учета без участия гражданина должен установить суд.
    При этом следует учитывать, что суд принимает решение, исходя из конкретных обстоятельств дела, и если в одном случае суд решит снять гражданина с регистрационного учета, то в другом случае может и отказать. Истцу необходимо понимать, что исковые требования по таким делам должны быть правильно сформулированы, от этого зависит конечный результат и исход дела. Прежде всего необходимо доказать, что лицо утратило законные права на пользование и проживание в данном жилом помещении и вследствие этого должен быть снят с регистрационного учета. Если лицо имеет все законные основания пользоваться и проживать в жилом помещении, то снять его принудительно с регистрационного учета нельзя. Кроме этого, законным основанием для снятия с регистрационного учета является непригодность жилого помещения для проживания (нежилое помещение), фиктивная регистрация, длительное отсутствие по месту проживания и т.д. Насколько весомы данные обстоятельства, определяет суд. Истцами по таким делам могут быть заинтересованные физические лица, юридические лица, органы ФМС, прокурор.
    Основания возникновения жилищных прав предусмотрены ст. 10 ЖК РФ. Согласно указанной статье жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
    1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
    2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
    3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
    4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
    5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
    6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
    установлен ряд случаев, когда органы ФМС снимают гражданина с регистрационного учета без его заявления. Так, снятие с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина производится в случае:
    1) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
    2) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
    3) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
    4) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке;
    5) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
    6) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
    7) поступления заявления гражданина, находящегося за пределами РФ, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания).
    Кроме того, если установлен факт фиктивной регистрации, снятие гражданина с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном ФМС России.
    Если отсутствует заявление гражданина либо в случаях, указанных выше (снятие с учета без непосредственного участия гражданина), решение о снятии с регистрационного учета принимается судом.
    Например, без свидетельства о смерти невозможно в досудебном порядке снять гражданина с регистрационного учета.
    Г. обратилась в суд с иском к паспортному столу г. Москвы о снятии с регистрационного учета М. В обоснование исковых требований Г. указала, что заключила договор безвозмездного пользования квартирой, но ввиду смерти М. на территории Республики Беларусь истец просила снять последнего с регистрационного учета.
    В силу договора квартира была передана М. в бессрочное пользование для проживания и постоянной регистрации в квартире. Указанную квартиру запрещалось использовать по другому назначению. Следовательно, Г. в силу договора взяла на себя обязательство предоставить квартиру в бессрочное пользование М. для проживания и регистрации, а М. - использовать квартиру только для целей личного проживания, регистрации, а также осуществлять эксплуатацию и ремонт квартиры.
    В соответствии со ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без его личного участия либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. При таких обстоятельствах обязательства, взятые на себя Г. по договору, прекратились в связи со смертью М.
    Факт смерти М. был установлен судом исходя из сообщения прокурора. В связи с тем что М. скончался на территории другого государства (Республики Беларусь), сведений о месте нахождения родственников М. у истца не имеется, несмотря на попытки суда истребовать указанный документ не представилось возможным, а факт смерти М. доподлинно установлен судом, требования истца о снятии М. с регистрационного учета были удовлетворены.

    3. Снятие с регистрационного учета в судебном порядке применяется и по другим основаниям. Напомним, что п. 4 ст. 31 ЖК РФ установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется, если иное не установлено дополнительным соглашением.
    Если у бывшего члена семьи собственника отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.
    При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
    Пунктом 15 Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного Кодекса Российской Федерации" определено, что при рассмотрении иска собственника жилого помещения к бывшему члену семьи о прекращении права пользования жилым помещением и выселении, суду в случае возражения ответчика против удовлетворения иска в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения надлежит, исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, решить вопрос о возможности сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом.
    Принятие судом решения о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи на определенный срок допускается ч. 4 ст. 31 ЖК РФ при установлении следующих обстоятельств:
    1) отсутствие у бывшего члена семьи собственника оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением (то есть у бывшего члена семьи собственника не имеется другого жилья в собственности, отсутствует право пользования другим жилым помещением по договору найма; бывший член семьи не является участником договора долевого участия в строительстве жилого дома, квартиры или иного гражданского правового договора на приобретение жилья и др.);
    2) отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья, наличие нетрудоспособных иждивенцев, потеря работы, учеба и т.п.).
    При определении продолжительности срока, на который за бывшим членом семьи собственника сохраняется право пользования жилым помещением, суду следует исходить из принципа разумности и справедливости и конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая материальное положение бывшего члена семьи, возможность совместного проживания сторон в одном жилом помещении и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
    Необходимо отметить, что бывшими членами семьи собственника не могут быть его дети, братья и сестры, родители и т.д. Пунктом 4 ст. 31 ЖК РФ установлено, что право пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения.
    По смыслу ч. ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.
    Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу, а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
    Следовательно, бывшим членом семьи может быть супруг (супруга), но не несовершеннолетние братья и сестры.
    В. обратился в суд с иском к отделу опеки и попечительства о признании прекратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета А.
    Исковые требования мотивированы тем, что В. является собственником комнаты площадью 22 кв. м в коммунальной квартире, в которой зарегистрированы он и его брат, регистрация брата в данном помещении ограничивает его права собственника, т.к. он не может ею распорядиться по своему усмотрению. Младший брат со дня рождения был направлен в детский дом и в комнате не проживал.
    Между тем комната была предоставлена их матери под временное проживание, В. и А. были вселены в данную комнату в качестве ее несовершеннолетних детей. В дальнейшем мать была лишена родительских прав в отношении сыновей и дети проживали в детских домах. После смерти матери В. приватизировал данное жилое помещение с согласия Департамента социальной защиты и отдела опеки и попечительства без включения в договор передачи несовершеннолетнего А.
    В. стало известно, что брат усыновлен иностранными гражданами (гражданами Канады) и выехал за пределы РФ. На просьбу дать разрешение на снятие его с регистрационного учета отдел опеки и попечительства ответил отказом.

    Следует учитывать, что ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранным лицом сохраняет гражданство РФ. Государство сохраняет правовую связь между усыновленными детьми и в случае возникновения неблагоприятных обстоятельств несовершеннолетний А. мог вернуться и проживать в жилом помещении, в котором зарегистрирован. В случае снятия его с регистрационного учета, по возвращении в Россию, он мог остаться без жилья.
    Как показала в судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства, несовершеннолетний А. после усыновления его иностранными гражданами имеет двойное гражданство и остается гражданином РФ. На территории РФ нового места жительства несовершеннолетний А. не приобрел, в связи с чем не может быть снят с регистрационного учета по имеющемуся месту жительства.

    Кроме того, согласно ч. 2 ст. 143 СК РФ при отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также, если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
    Таким образом, в случае отмены усыновления жилищные права ребенка бывшими усыновителями не восстанавливаются, ребенок снова передается на попечение органа опеки и попечительства. Несовершеннолетний А. остается гражданином РФ, имеет право в соответствии с действующим законодательством иметь на территории России жилое помещение для проживания, которое за ним сохраняется в силу положений действующего законодательства РФ. В связи с этим суд отказал в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего А.

    4. Снятие гражданина с регистрационного учета вследствие незаконной регистрации. Регистрация является незаконной, если она была проведена с нарушением требований правил регистрации и действующих норм законодательства. Незаконность регистрации устанавливается судом по иску заинтересованных лиц (прокурора, органов ФМС, юридических и физических лиц). Регистрация может быть признана незаконной, если гражданин представил недействительные, подложные, не соответствующие действительности сведения или документы. Кроме того, регистрация признается незаконной в результате неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации. Указанные основания незаконности регистрации выясняются в ходе служебных проверок, проверок прокуратуры по соблюдению законности при исполнении должностными лицами требований
    Закона и др.
    Так, при проведении проверки прокурором был установлен факт нарушения порядка регистрации по месту жительства А. должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования района, которые дали согласие на регистрацию
    А. была зарегистрирована в нежилом помещении, которое представляло собой производственный животноводческий комплекс сельскохозяйственного предприятия, состоящий из производственных помещений (овчарни, тепляка для ягнят и дома для отдыха животноводов, предоставляемого в связи с исполнением трудовых обязанностей) и земельного участка (пастбища). Согласно данным ГУП "Техническая инвентаризация" указанное строение не является жилым помещением.
    Несмотря на то что у А. не было иного жилья, суд признал данную регистрацию незаконной.

    Однако следует также учитывать требования ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, согласно которой к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.
    Кроме того, ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления им других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
    Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, в которых разрешается регистрация. В то же время множество граждан не только РФ, но и СССР проживали в помещениях, которые в настоящее время признаются нежилыми помещениями. Поскольку регистрация граждан в тот период отвечала требованиям закона и была правомерна, то и в настоящее время она не может быть признана незаконной. Незаконной признается та регистрация, которая была совершена с нарушениями уже после введения ЖК РФ и других нормативных актов.
    Так, ст. 4 ЖК РСФСР определялось, что находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Таким образом, законодательством, действующим в тот период, допускалось нахождение жилых помещений в других строениях, не относящихся в целом к жилым. Следовательно, регистрация в таких помещениях была законной, и применять к "старым" правоотношениям требования "новых" правил недопустимо.
    Истец ОАО "РЖД" указывал, что регистрация по месту жительства Д. проводилась в нарушение норм жилищного законодательства в нежилое помещение и в нежилом объекте, с нарушением правил регистрационного учета. Однако суд в иске отказал и признал законной регистрацию по месту жительства.
    Безусловно, здание вокзала не является жилым помещением и в нем не предусмотрены помещения, предназначенные для постоянного проживания граждан. Между тем в здании вокзала находилось служебное вспомогательное помещение, в котором проживала мать Д. Матери жилое помещение было предоставлено в связи с трудовыми отношениями, т.к. она работала на ж/д станции. Кроме того, в семье было двое маленьких детей. Данное помещение было предоставлено его матери на всех членов семьи, вселились они в него не самовольно.
    Помещение, в котором проживала семья, по внешнему виду представляет собой квартиру: имеет отдельный вход с улицы, кухню, комнату, есть печка. О том, что Д. вселился в нежилое помещение не самовольно, свидетельствует и тот факт, что он, а также другие члены семьи, были зарегистрированы в указанном помещении.
    В соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 г. N 677, действовавшим в период регистрации семьи Д. в данном помещении, граждане подлежали прописке по месту жительства. Поэтому суд сделал вывод о том, что семья Д. была вселена в спорное помещение и зарегистрирована в нем в установленном законом порядке.
    Суд также пришел к выводу, что указанное помещение было предоставлено семье Д. как жилое, поэтому он не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
    Подводя итог, можно сделать вывод, что законность или незаконность оснований для проживания устанавливается только судом. Следовательно, законность регистрации гражданина по месту проживания определяется исходя из учета всех существенных обстоятельств дела.

    Особенности регистрации по месту жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой или полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает.
    Если указанный гражданин меняет маршрут кочевий и выходит за границы муниципального района, в котором он зарегистрирован, он должен подать соответствующее заявление и документ, подтверждающий ведение кочевого и полукочевого образа жизни.
    В том случае, если гражданин прекращает кочевой или полукочевой образ жизни, он встает на регистрационный учет по месту своего постоянного проживания.

    _________________________________________________________

    П. 31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713
    (ред. от 24.12.2014)
    "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации":

    Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
    а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
    б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
    в) осуждения к лишению свободы или принудительным работам - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
    г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
    д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
    з) изменения гражданином маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;
    и) прекращения гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;
    к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

    КАК ОФОРМИТЬ СНЯТИЕ С РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА?

    Сняться с регистрационного учета по месту жительства можно двумя способами.

    Примечание. Основания для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства предусмотрены ст. 7 Закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Одним из них является изменение места жительства.

    Способ 1
    1. Лично обратитесь к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов (например, при ЖЭУ, ТСЖ или ЖСК), по месту прежнего проживания и представьте:
    - паспорт;
    - заявление о снятии с регистрационного учета <*>. Заявление заполняет в произвольной форме лицо, достигшее 14-летнего возраста. От имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель (п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713; п. 135 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288).
    2. Получите и заполните адресный листок убытия.
    3. Дождитесь возврата паспорта с отметкой о снятии с регистрационного учета.
    В течение трех дней заявление, паспорт и листок убытия должны быть переданы в подразделение ФМС, которое, в свою очередь, также в трехдневный срок должно произвести снятие с регистрационного учета. После этого второй экземпляр листка убытия и паспорт с отметкой о снятии с учета будут возвращены вам обратно (п. 33 Правил N 713; п. п. 138 - 140 Административного регламента).
    4. Встаньте на регистрационный учет по новому месту жительства в течение семи дней. Нарушение данного срока может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере 2000 - 3000 руб. (ст. 6 Закона N 5242-1; ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).
    Способ 2
    1. Лично обратитесь к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, по новому месту жительства и представьте:
    - паспорт;
    - заявление о регистрации по месту жительства, отрывным талоном к которому является заявление о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства (форма N 6);
    - документ, подтверждающий право на проживание в жилом помещении (например, договор найма, аренды, свидетельство о праве собственности или заявление собственника, свидетельство о браке, свидетельство о рождении). Данный документ представлять не обязательно, если содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. Орган регистрационного учета самостоятельно запросит данный документ или выписку из соответствующего реестра;
    - свидетельство о рождении несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (п. п. 16, 28 Правил N 713).
    2. Получите и заполните адресный листок прибытия.
    3. Дождитесь возврата паспорта с отметкой о регистрации по новому месту жительства и отметкой о снятии с регистрационного учета.
    Лицо, ответственное за прием и передачу документов, в течение трех дней должно передать документы в подразделение ФМС, которое, в свою очередь, в течение трех дней произведет регистрацию по новому месту жительства.
    Если сведения о документе, являющемся основанием для вселения в жилое помещение, запрашивались подразделением ФМС самостоятельно, то регистрация производится не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления и документа, удостоверяющего личность.
    Отметку в паспорте о регистрации по новому месту жительства и одновременно о снятии с регистрационного учета ФМС производит в день поступления паспорта и документа, являющегося основанием для вселения в жилое п

    Регистрация на территории Российской Федерация является обязательным мероприятием, которое направлено на информирование государства о месте проживания или временного нахождения граждан. Если говорить проще, то это прописка, которая осуществляется согласно правилам, прописанным в действующем законодательстве. Каким образом происходит снятие с регистрационного учета по месту жительства? Предусмотрены ли ограничения касательно этого вопроса?

    Выдачей прописок занимается Главное управление по вопросам миграции. В некоторых случаях человеку требуется отменить свою прописку и реализовать он это может также в ГУВМ Российской Федерации. В первую очередь нужно написать заявление и указать необходимую информацию, включая страну, в которую планируется переезд. Более того, необходимо получить заверку подписи на заявлении в консульстве, что подтвердит действительность намерений гражданина. Отметим, что Министерство иностранных дел или консульства РФ за рубежом не уполномочены снимать с прописки людей, которые проживают в других странах.

    Способы регистрации

    Чтобы сниматься с учета, предусмотрено несколько способов:

    • до выезда на новый адрес проживания;
    • после прибытия на новый адрес.

    Снимающийся с учета гражданин может обратиться в ответственный орган еще до убытия на новый адрес и написать заявление. При этом обращаться нужно в тот орган, который обслуживает район проживания по старому адресу. Когда документы будут проверены, должное лицо обязано снять с регистрации по месту жительства. Доказательством этому будет служить соответственная пометка в удостоверении личности гражданина. Помимо этого, необходимо получить листок убытия. При этом крайне важно вовремя оформить подписку по новому адресу. За несоблюдение требования предусмотрено наказание в виде штрафа.

    Переехать на другой адрес можно также без предварительного снятия с регистрационного учета по месту жительства. Для этого нужно явиться в отделение ГУВМ по новому адресу и подать заявление о получении прописки. При этом одновременно будет произведено снятие с регистрационного учета по старому месту жительства. Часто для обозначения такого способа используется понятие снятия с регистрации «по запросу». Снявшийся с учета человек также обязан получить прописку на новом месте.

    Справедливости ради отметим, что второй вариант гораздо выгоднее. Для снятия с регистрационного учета по запросу не нужно несколько раз ходить на прием, поскольку требуемую информацию они смогут получить самостоятельно. Постановка на учет и отмена предыдущей прописки осуществляется быстрее и проще.

    Более того, подобный вариант должен быть выполнен в тот же срок, что и обычная прописка. Регистрационным органам дается 3 дня на оформление всех документов и регистрацию гражданина. Как правило, должностные лица скрывают возможность такой регистрации, поскольку она добавляет им работы и усложняет процесс. Гораздо проще если граждане все сделают самостоятельно.

    Перечень документов

    Снятие с регистрации осуществляется по определенной процедуре, которая предусматривает оформление бумаг и подачу их в регистрирующий орган. Порядок, предусмотренный законодательством, требует подготовить следующие документы:

    • удостоверение личности;
    • заявление неустановленного образца;
    • домовая книга;
    • уведомление убытия;
    • выписка из статистического учета;
    • согласие от органов опеки или попечителей (если снявшийся с учета является человек до 18 лет без родителей).

    Читайте также Процедура регистрации по месту жительства для иностранных граждан с видом на жительство (ВНЖ) в России

    Снятие с регистрационного учета по месту пребывания осуществляется бесплатно. Если сравнивать этот процесс с другими услугами, то государственная пошлина отсутствует. Более того, при подаче заявления в органы регистрации, ответственные сотрудники не имеют права отказать, что предусмотрено соответственным регламентом.

    Как сняться с учета? Снятие с регистрации можно значительно упростить, если подать предварительную заявку онлайн на сайте госуслуг. Для этого нужно выбрать соответственный раздел и внести информацию в форму. На этом этапе нужно указать сведения о себе, о месте проживания и т. д. Далее заявление отправляется на обработку. Сотрудники ГУВМ выполнят необходимые проверки перед снятием гражданина с регистрации.

    Процедура рассмотрения заявки отображается в соответственном разделе, а поэтому всегда можно проверить ее статус. В течение 3 дней после отправки формы вам придёт ответ с приглашением посетить отделение ГУВМ и подать оригиналы бумаг. Когда все документы будут проверены, сотрудник управления снимет регистрацию и поставит в паспорте соответственный штамп. Если будут обнаружены какие-то проблемы, то на указанную почту придет соответственное сообщение.

    Можно ли это сделать без личного присутствия? Конечно же, да. К примеру, если человек находится за границей, то он не может самостоятельно явится в ГУВМ для оформления документов. В таком случае необходимо написать заявление и заверить его у нотариуса или в консульском учреждении России в других странах. После этого документ необходимо по почте отправить в управление на рассмотрение. При этом важно понимать, что такое право обеспечивается россиянину законом. Если оно нарушается, то он имеет полное право обратиться в суд и обжаловать отказ. Для составления иска нужно подготовить документы и подать их в судебные органы.

    Нюансы оформления документов

    Какие документы нужны для снятия с учета, мы выяснили. Однако необходимо прояснить некоторые важные моменты. Поскольку на территории России действует только одно удостоверение личности – паспорт гражданина РФ, то для всех лиц старше 14 лет нужно подавать именно этот документ.

    Если россиянин достиг 14 лет, то без паспорта сняться с учета не получится. Свидетельство о рождении подходит только для детей до 14 лет. Все остальные категории лиц должны иметь при себе действительный внутренний паспорт.

    Отметим, что в теории можно использовать также паспорт Советского Союза, но подходит только образец 1974 года, срок действия которого не истек. Однако на практике такие документы уже не используются, а поэтому практически никогда не встречаются.

    Для снятия с регистрационного учета также требуется заявление. Заполнять его необходимо в письменной форме в любом виде, поскольку отдельной формы для такого типа бумаги не предусмотрено. Главное требование к этому документу – наличие адреса, куда гражданин собирается переехать.

    Требования касательно заявления касаются всех лиц старше 14 лет. Несовершеннолетние граждане РФ до 14 лет не могут самостоятельно составлять заявление, а поэтому за них составлением занимаются родителя, представители или опекуны. В случае если вместе со снятием происходит одновременная , то это заявление будет представлять собой часть заявления на регистрацию, поскольку оно содержит нужную информацию.



    Просмотров