Если земля в бессрочном пользовании. Вся информация о постоянном бессрочном пользовании земельным участком. Правила переоформления договора бессрочного пользования земельным участком

Право постоянного (бессрочного) пользования на землю является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа.

Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Другие юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Кроме того, религиозные организации вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования.

При продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, такое право подлежит переоформлению на право аренды или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями ЗК РФ по выбору покупателя зданий, строений, сооружений.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Граждане или юридические лица, которым земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка.

Указанные лица вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение недвижимого имущества. Недвижимое имущество, созданное лицом для себя, является его собственностью. Такие лица также вправе передавать этот земельный участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 53 ЗК рФ, либо в силу принудительного изъятия.

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком возникло с февраля 1990 года, а с принятием ЗК были сформулированы основные положения его реализации. Согласно редакции 91-го года данные полномочия предоставлялись только юридическим лицам. Лица, заключившие договор бессрочного пользования, и получившие соответствующие земли в советское время, согласно реформе 93-го года, должны были переоформить данные надели в частную собственность путем выкупа или перейти на арендные отношения. Впоследствии понятие бессрочного пользования земельным участком получило закрепление в Гражданском Кодексе и остается действительным на текущий момент. Касательно организаций требование переоформления на другие отношения был сохранен.

Понятие права бессрочного пользования

Юридически постоянное (бессрочное) пользование землей представляет собой один из видов реализации вещных прав лиц, и предполагает выделение некоторых территорий из госфонда или от муниципального образования, а также из состава владений казенных учреждений.

Согласно положениям ФЗ-137 2001 года, организации обязываются переоформить данное право двумя способами:

  1. Путем перевода в частное владение;
  2. Взяв землю в аренду, заключив соответствующее соглашение.

Кто предоставляет

К числу органов, наделенных полномочиями выделения земель, относятся следующие организации:

  • компетентными госорганами;
  • муниципалитетами, другими представителями местных властей;
  • казенными предприятиям;
  • госучреждениями.

Касательно физлиц процесс выделения наделов с правом бессрочного пользования больше не производится. Тем не менее, гражданские лица, получившиенаделы домомента утверждения ЗК РФ, данное полномочие сохранено.

  • Граждане, участки земли которым были выделены до вступления нового законодательства;
  • Государственные образования;
  • Муниципальные учреждения;
  • Областные организации.

Так как в отношении гражданских лиц выделение подобных участков прекращено, пользоваться землей по праву постоянного пользования можно при получении его от хозяйствующего субъекта, наделенного такими полномочиями соответственно от государства.

Читайте также Зачем нужна, как происходит и сколько стоит приватизация государственного земельного участка в 2019 году

Полномочия

Статьей 269 ГК определяется круг полномочий лица, владеющего наделом в праве постоянного бессрочного пользования земельным участком:

  • Самостоятельное использование в рамках целевого назначения выделенного надела;
  • Возводить на нем постройки, сооружения, объекты недвижимости;

Особенностью такого владения является закрепление за лицом, построившим объекты недвижимости на участке, частной собственности на возведенные постройки.

Недвижимость, построенная силами владельца участка, подлежит законной регистрации в качестве частной собственности на строительной объект при сохранении ограничений в области распоряжения самой землей.

Ограничения

Право бессрочного пользования земельным участком предполагает наличие ограничений, не позволяющих свободно распоряжаться недвижимостью:

  • Невозможность распоряжаться по личному усмотрению;
  • Запрет на передачу в аренду или безвозмездное владение;
  • Недопустимость оформления залоговым обеспечением, внесением в уставный капитал организаций, созданных на коммерческой основе.

Владельцы подобных участков могут переоформить правовые отношения путем перехода на аренду земли.

Наследование

За лицами, сохранившими право пользования землей на бессрочных условиях, сохранена возможностьпередавать его по наследству. Несмотря на факт запрета на любые действия по переоформлению участка на другое лицо, владелец земельного надела может оформить его в наследство своим преемникам. Это полномочие сохранено только за физическими лицами, так как все организации обязаны переоформить землю путем перехода на аренду. Помимо участка, физическое лицо, являющееся завещателем, может передать свои полномочия на использование всего, что находится на данной территории, включая водные ресурсы, произрастающие растения, кустарники, деревья, животные.

Право постоянного пользования земельным участком


Введение

1. Общие положения о праве собственности на землю

1.1 Земельный участок как объект права собственности

2. Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком

2.1 Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

2.2 Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

2.3 Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии со ст. 216 ГК РФ отнесено к вещным правам.

В соответствии со ст. 268 право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется как гражданам, так и юридическим лицам. Однако в ЗК РФ закреплено, что гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются.

Данная тема является актуальной, так как право постоянного пользования земельным участком занимает не маловажное место в отношениях права собственности и других вещных правах на землю и возникают вопросы по предоставлению и по переоформлению права постоянного пользования земельным участком.

Целью данной работы мы поставили изучение общих положений о праве собственности, основания приобретения, владения и пользования землей на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а так же переоформление этого права.

Объектом курсовой работы выступает ограниченное вещное право, в частности право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

При написании курсовой работы необходимо использовать кодексы РФ, законы РФ, постановления Правительства, иные нормативно-правовые акты, а также специальной юридической литературы и труды различных авторов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Общие положения о праве собственности на землю

Земельный кодекс, принятый 25 апреля 1991 г., в своей большей части утративший силу, не может регулировать земельные отношения согласно нормам ГК, поскольку не отвечает его принципам. Чтобы исключить противоречие между этими актами, Вводный закон приостановил действие гл. 17 ГК о земле.

ГК РФ включил землю в число объектов гражданских прав (ст. ст. 129, 130, 164 ГК РФ). Приостановление действия гл. 17 ГК РФ не прекращает гражданский оборот земли, поскольку земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ее оборот допускается законами о земле (п. 3 ст. 129 ГК РФ). Гражданский оборот земли урегулирован второй частью ГК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ .

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. При этом они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это предопределяет особый правовой режим земли и других природных ресурсов как объектов права частной собственности. Помимо ГК, который регулирует частноправовые имущественные отношения по поводу данных объектов, правовой режим земли и других природных ресурсов устанавливается в отраслевом законодательстве, содержащем нормы публичного права (о территориальном зонировании, кадастровом учете земли и других природных ресурсов, их охране, целевом назначении, о порядке предоставления и изъятия этих объектов у собственников).

Объектами права частной собственности являются обособленные участки природных ресурсов, определенные на местности и имеющие четко обозначенные и удостоверенные соответствующими органами границы (земельные участки, в том числе участки лесного фонда, обособленные водные объекты). В отношении всех объектов недвижимости ведется государственный кадастровый учет. Кадастровый учет земельных участков ведется в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости . Указанное Агентство должно также создать и вести единый государственный кадастр всех объектов недвижимости. Наряду с этим, кадастровый учет водных объектов ведется Федеральным агентством водных ресурсов .

Особенности правового режима собственности на земельные участки регулируются гл. 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю», Земельным кодексом, а также некоторыми другими актами земельного законодательства и законодательства об иных природных ресурсах .

Все земли в Российской Федерации делятся на определенные категории. По целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2. земли населенных пунктов;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. земли лесного фонда;

6. земли водного фонда и земли запаса .

Для каждой из указанных категорий устанавливается особое целевое назначение, в соответствии с которым такие земли должны использоваться. В этой связи правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Собственники обязаны использовать земельные участки по целевому назначению. Пользование земельным участком допустимо лишь в пределах, определяемых его назначением (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (ст. 260 Гражданского кодекса РФ) .

Содержание права собственности на землю характеризуется традиционной триадой правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, хотя в данной статье законодатель счел необходимым указать лишь на некоторые права собственника по распоряжению земельным участком, тогда как ст. 40 ЗК РФ дает примерный перечень прав на использование земельного участка: право использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, пруды, обводненные карьеры; возводить недвижимость; проводить мелиоративные работы, строить водные объекты и др.

Пределы осуществления собственником земельного участка своих правомочий определяются не только установленными для всех собственников общими требованиями (ст. ст. 209, 129 ГК РФ и др.), но также целевым назначением земель, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями земельного законодательства.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса РФ).

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (ст. 83 Земельного кодекса РФ).

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 87 Земельного кодекса РФ)

Вопрос о владении каким-либо имуществом в целом весьма актуален практически для любого гражданина, ведь у всех есть материальные блага, которыми можно обладать и пользоваться. Аналогичный вопрос, касающийся земельных участков, еще более острый и требует тщательного изучения, чтобы знать права и как пользователя и как собственника земли.

Кроме того, существуют и такие права в отношении земельных наделов, которые ограничены только . В этом случае необходимо разобраться, в чем это ограничение состоит и как это соотносится с правом собственности. В этой статье мы ответим на эти и другие актуальные вопросы, касающиеся владения, пользования и распоряжения землей.

Что такое право пользования землей?

Законодательное регулирование того, что означают правомочия владеть, распоряжаться и пользоваться имеющимся участком, содержится в Гражданском и Земельном кодексах. Анализируя имеющиеся в них сведения, можно выявить, что право пользования участком земли:

  • это правомочие, отличное от права ;
  • возникает из некоторых видов договоров;
  • означает, что пользователь участка земли может пользоваться им по своему усмотрению (но согласно ), извлекать выгоду из такого пользования, плоды и т.п.

Чем отличается право пользования от права собственности?

Право собственности включает в себя три уже перечисленных выше правомочия, которые предоставлены собственникам Конституцией РФ и регулируются уже названными законами.

Это:

  • владение – то есть фактическое обладание земельным участком, что подтверждается свидетельством о праве собственности, полученном в официальном порядке;
  • пользование – это, как уже ранее было отмечено, способность пользоваться земельным участком согласно своим целям;
  • распоряжение – это возможность определять дальнейшее будущее земельного надела.

Иными словами, собственник имеет право любым способом произвести его отчуждение: , завещать наследникам и т.п.

Поэтому, нетрудно догадаться, что при исключительно пользовании землей лицо лишено и права владения (то есть у него отсутствуют доказывающие этот факт документы) и права распоряжаться им.

Все, что имеет пользователь земельным участком – это документ, на основании которого он пользоваться такой возможностью ( , субаренды и т.п.) и саму возможность реализовать свои потребности через использование предоставленной ему земли, но в строгом соответствии и с и с положениями вышеупомянутых законов.

Из этого следует вывод, что право пользования от права собственности отличается только тем, что является составляющей второго.

Виды права пользования землей

Закон регулирует следующие виды:

  • – сейчас это право уже не возникает, однако продолжает действовать у тех, у кого оно появилось до принятия ЗК РФ.
  • – это ограниченное пользование чужой землей, возникающее из или закона при наличии особых условий для этого.
  • – это право, как и постоянное (бессрочное) пользование, уже не предоставляется, однако имеет место быть у тех, кто его приобрел ранее.
  • Аренда или – предполагает право пользования участком земли в течение определенного времени и на возмездной основе.
  • – означает, что граждане или юрлица могут передавать свою землю в пользование на определенное время и не требовать за это оплату. Об этом сторонами заключается соответствующий договор.

Что такое право распоряжения землей?

Как уже было сказано, распоряжаться своим земельным наделом может только собственник. Он имеет документ, подтверждающий принадлежность ему участка – это свидетельство о праве собственности, а значит, все дальнейшие действия на участке он может совершать без чьего-либо разрешения, но в пределах закона и не нарушая, при этом прав других собственников и, в целом, иных лиц.

Правомочие распоряжения включает в себя возможность выполнять такие действия:

  • Собственник может изменять фактическое состояние земли на участке, что ведет к изменению его юридического статуса. Например, через освоение земельного надела под огородничество и садоводство.
  • Распоряжение выражается и в смене лиц, вновь приобретающих статус собственника. Если это касается одного владельца земельного надела, то он вправе весь участок или его часть продать, подарить, сдать в аренду, завещать, обменять на другой и т.д. Закон предусматривает всего 10 способов по отчуждению земельного надела.
  • Если речь идет о праве долевой собственности, то каждый владелец может передать свою долю удобным для себя способом третьим лицам.

Помимо передачи, распоряжение землей может быть и не со стороны ее собственника, а, например, государство может само изъять земельный участок под свои нужды.

Напротив, у пользователя землей по тем основаниям, которые были описаны в предыдущем разделе статьи, отсутствует право распоряжения.

Кто вправе распоряжаться землей? Кому это запрещено?

Распоряжаться землей вправе только ее собственник, то есть субъект права собственности. Наряду с государством, собственниками являются физлица – это:

Помимо этих категорий граждан, могут распоряжаться и те лица, которые получили свои земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения , которое было актуально до введения в действие Земельного кодекса. Из названия этого права уже понятно, что единственным действием по распоряжению землей является передача ее по наследству. На таком праве передавались участки:

  • членам объединений садоводов, огородников, дачников (на основании специального федерального закона № 66);
  • гражданам для садоводства до 01.01.1991 года;
  • если в собственность приобреталось здание, строение или сооружение, то на землю, которая была под этими объектами, устанавливалось рассматриваемое право;
  • для ведения ;
  • для военнослужащих, которые служили от 10 до 15 лет.

Иных вариантов того, как можно распорядиться земельным объектом, без наличия права собственности, закон не предусматривает.

Запрещается распоряжаться участком земли тем лицам, которые не относятся к собственникам. В этот перечень входят:

  • арендаторы и субарендаторы;
  • пользователь землей на безвозмездной основе;
  • лицо, имеющее участок земли на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • лица, которые пользуются сервитутом в отношении участка в чужой собственности, который может быть как по договору между гражданами, так и возникать из распоряжения госоргана, если дело касается нужд населения;
  • собственники, владеющие участками с определенным правовым режимом.

В последнюю категорию законных владельцев включаются те, кто имеет такие участки:

В соответствии с названным законом, на гражданина или организацию, имеющих в собственности сельхозучасток, налагаются определенные ограничения в части распоряжения им.

При продаже такого участка, его собственник обязательно должен путем направления письменного извещения сообщить о своем намерении в высший исполнительный региональный орган или муниципальный орган власти, так как эти субъекты имеет право преимущественной покупки сельхоз земли за счет средств регионального или местного бюджета соответственно. Если в отношении собственника поступил отказ приобрести участок либо ответ на письмо не пришел в течение месяца, то законный владелец сможет продать участок любому другому лицу на свое усмотрение.

Собственник не вправе изменять правовой режим своей сельхозземли, то есть менять ее разрешенное использование и целевое назначение. Особенно это касается земель, на которых производится пашня или сенокос.

Есть зоны сельхозземель, где разрешение на такое изменение условно разрешенное, но и в этом случае, чтобы это сделать, собственнику придется понести значительные траты на проведение процедуры общественных слушаний, а также обращаться в администрацию.

Подводя итог, по вопросу возможности распоряжения земельными наделами необходимо выделить несколько ключевых моментов:

  • Распоряжаться могут только собственники участков – в этом главное отличие пользования от собственности.
  • Формы распоряжения могут быть разнообразными (сдавать в аренду и субаренду, продавать, завещать, передавать в качестве части уставного капитала юрлиц и др.).
  • Для некоторых категорий земель установлены ограничения по распоряжению. Например, для сельхозземель.

Бессрочное пользование представляет собой использование земельного участка по своему усмотрению гражданином, имеющим соответствующие полномочия. Данный вид пользования оформляется в установленном порядке, с обязательным прохождением всех этапов процедуры и созданием требуемых документов.

Право бессрочного пользования обладает рядом специфических признаков, например, в этом случае гражданин не является законным собственником данного объекта недвижимости. Он не сможет продать его или осуществить иные сделки в его отношении. В понятие бессрочного пользования входит исключительное использование земельных ресурсов по их прямому назначению. При этом продолжительность данного использования не должна ограничиваться по времени.

Иными важными признаками и характеристиками бессрочного права можно назвать:

  • безвозмездность использования земельной территории, то есть гражданин пользуется землей на абсолютно бесплатной основе, без какой-либо арендной платы или иных взносов. Отсутствие платы распространяется даже в отношении земельного налога, который также не взымается с гражданина при бессрочном пользовании землей
  • отсутствие четко ограниченных сроков использования (договор о бессрочном пользовании не должен обладать каким-либо периодом действия)
  • отсутствие возможности передать такую землю по наследству (даже если умерший гражданин пользовался землей всю жизнь, она все равно не может быть включена в общую наследственную массу)

Кто может претендовать на оформление участка в данный вид пользования?

На основании всех последних изменений, произошедших в земельном законодательстве, можно сделать выводы о том, что сейчас законные пользователи земли могут быть разделены на две основные категории:

  • граждане, которые оформили право бессрочного пользования участком еще до 2001 года, когда был принят Земельный кодекс. При этом тот факт, на каком именно основании ранее был оформлен данный вид пользования, здесь не будет иметь никакого значения
  • лица, которые произвели оформление бессрочного пользования земли уже после 2001 года, когда новый Земельный кодекс уже был принят в официальном порядке

Сам вид земельного участка, оформленного в бессрочное пользование, может быть абсолютно разным. Чаще всего это садовые участки, огороды, а также территории возле возведенных построек, зданий, сооружений и т.д.

Кроме физических лиц, в роли пользователей земельного участка могут выступать и различные организации, включая местные органы власти, государственные учреждения и т.д. Все вышеуказанные юридические лица также могут бессрочно пользоваться земельным участком, без оформления права собственности на него.

Решение о выделении определенного участка в бессрочное пользование принимается только специализированными организациями, имеющими соответствующие полномочия на данные действия. Чаще всего такими организациями являются местные органы самоуправления – администрации и т.д.

Порядок и этапы оформления бессрочного пользования

Полномочия по выделению земельного участка для его последующего бессрочного использования имеются у местных органов власти. Именно туда следует обратиться гражданину, который желает получить земельную территорию.

Обращение происходит вместе с составлением письменного заявления, в котором указывается желание обратившегося лица. После его сдачи в соответствующий отдел специалист принимает документ, проводит его регистрацию и выдает гражданину письменное подтверждение совершенного обращения.

Помимо заявления, обратившемуся лицу заранее следует позаботиться и о сборе всех необходимых документов. Как правило, в них входит полная информация о земельном участке, а также о лице, которое претендует на его получение. Точный список требуемых бумаг лучше уточнять по месту обращения, так как он может меняться в зависимости от действующих в данном регионе правил.

После того, как заявление и все необходимые документы были приняты у обратившегося лица, уполномоченный специалист начинает их проверку. В ходе этой проверки особое внимание уделяется представленным сведениям о гражданине, а также иной информации. По окончании проверки специалист должен вынести одно из двух решений: о предоставлении гражданину в бессрочное пользование указанного в документах земельного участка либо об отказе в данном требовании с обязательным указанием конкретных причин.

Основания для отказа в предоставлении участка

Как уже говорилось выше, специалист, принимающий решение о предоставлении участка в бессрочное пользование, вполне правомерно может отказать обратившемуся к нему лицу. Естественно, отказ будет признан законным только при наличии неоспоримых оснований. Чаще всего в роли таких оснований выступают следующие обстоятельства:

  • гражданин представил неполный пакет документов, которые требовались специалисту для регистрации права бессрочного пользования
  • в бумагах содержатся явные расхождения с реальным положением вещей либо имеются определенные ошибки, неточности
  • указанный в документах земельный участок, который заявитель желает оформить в бессрочное пользование, имеет определенное обременение, которое не позволяет провести законную регистрацию
  • в главном земельном документекадастровом паспорте неверно указан номер участка и т.д.

В том случае, если в пакете собранных документов не хватает определенных бумаг, уполномоченное лицо может приостановить процедуру регистрации и дать заявителю время для предоставления отсутствующей информации. Сюда же можно отнести и случаи наличия в бумагах каких-либо ошибок – в такой ситуации гражданину необходимо будет посетить орган, который ранее выдал данный документ, для исправления представленной в нем информации.

В ситуациях, когда в отведенное время гражданин так и не представил исправленные либо недостающие сведения, специалист имеет право закрыть дело. Также следует отметить, что в случае вынесения неправомерного отказа, по мнению заявителя, он всегда сможет оспорить его в судебном порядке.

Дополнительные правила при оформлении и порядок

Длительность процедуры оформления во многом будет зависеть от того факта, присутствует ли данная земельная территория в существующем кадастровом реестре. Если участок туда входи, процесс установления права бессрочного пользования пройдет значительно быстрее.

Если же сведений о конкретном участке в реестре не содержится, его обязательно придется ставить на учет, иначе дальнейшее оформление станет невозможным. Процесс оформления может быть остановлен не только отсутствием сведений в кадастровом учете, но и отсутствием сведений о ранее проведенной процедуре межевания. В таком случае предварительно необходимо определить точные границы земли, а также провести иные требуемые мероприятия. Этот процесс также может занять достаточное количество времени. Все схемы участка должны быть предварительно согласованы со специалистом из администрации. Если он будет находить определенные неточности, внесение исправлений будет осуществлять только с помощью составления нового документа.

К процедуре межевания должна быть привлечена специализированная организация, имеющая соответствующие документы на занятие данным видом деятельности. Именно она должна верно очертить границы участка и поставить его на кадастровый учет.

Только после предварительных мероприятий можно будет повторно обращаться в местные органы самоуправления с целью повторного предоставления туда всех необходимых документов.

Документы для установления законной возможности бессрочного использования территории

Заявитель при оформлении бессрочного пользования землей должен предоставить полный пакет требующихся документов. В него входят следующие бумаги:

  1. Письменное заявление от заинтересованного лица, написанное в свободной форме. Данный документ пишется на имя главы администрации либо иного лица, имеющего соответствующие полномочия
  2. Документальные основания, которые способны подтвердить правомерность требований заявителя
  3. Выписки о земельном участке из существующего реестра. Как правило, в ней должна быть представлена вся основная информация о данном объекте недвижимости: его место нахождения, точный размер, сведения о наличии четких границ, кадастровый номер и т.д.
  4. Кадастровый паспорт, который является главным документом любого земельного объекта
  5. Выписка из ЕГРЮЛ

При необходимости уполномоченное лицо может потребовать предоставления дополнительных документов, например, в цели проверки или уточнения определенных сведений.

Подача собранного пакета бумаг может осуществляться как напрямую, так и через организации-посредников, например, МФЦ. Специалист после принятия документов должен уточнить длительность периода их проверки и назначить дату следующего визита, для получения информации по данному делу.

В зависимости от различных дополнительных обстоятельств длительность периода оформления может составлять от одного до нескольких календарных месяцев. В том случае, если гражданин считает, что уполномоченный орган проявляет бездействие в отношении его дела, он имеет полное право на обращение с жалобой в вышестоящую инстанцию.



Просмотров