Какими путями естественное право из теории. Каким путем естественное право становится источником действующего в стране права. Что такое источник права

Обществознание 11 класс

Тема: Экономика и ее роль в жизни современного общества. Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие.

1. Что такое экономика?

Что изучает экономическая наука?

2. Экономическая деятельность, ее измерители, понятие ВВП

3. Понятие экономического роста, его факторы. Экстенсивный и интенсивный экономический рост

4. Экономическое развитие

5. Экономический цикл,

1 вопрос: Что такое экономика? Что изучает экономическая наука?

Экономика – это способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых для удовлетворения своих потребностей

Экономика – это наука, которая исследует способы ведения хозяйства и управления им, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания общественных процессов.

Экономическая наука появилась в период становления рыночных отношений

Основные вопросы экономики: что, как, для кого производить .

Экономика изучает деятельность субъектов экономики по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ.

Субъекты экономики семья (домохозяйства), фирма, государство.

Основные задачи экономики :

Поиск путей эффективного ведения хозяйства;

Поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничных потребностей.

Уровни экономики

1. 2 вопрос : Экономическая деятельность, ее измерители, понятие ВВП

Экономическая деятельность – это производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Основные понятия экономики

«Желаний никогда своих не умеряем, имея что – нибудь мы лучшего желаем »

М.И.Херасков

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Экономическая наука разделяет все блага на 2 группы:

1) свободные (даровые, дарованные природой):

2) экономические блага (товары и услуги, созданные человеком)

Потребляемые блага

- Материальные (в форме полезного предмета).

Это вещи (товары), которые можно увидеть, потрогать.

- Нематериальны е (в форме полезной деятельности): работы, услуги

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг называют факторами производства .

Важнейшими из них являются труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность , информация.

Труд - это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в условиях создания экономических благ. Труд характеризуется интенсивностью (степень расходования рабочей силы в единицу времени) и производительностью (результативность труда, количество продукции, произведенной в единицу времени)

Материальное вознаграждение за труд – это заработная плата.

Земля – это все виды природных ресурсов. Сумма, выплачиваемая за пользование землей,называется рентой.

Капитал – это произведенные человеком средства производства. Капитал бывает основной (здания, станки, оборудование) и оборотный (сырье, материалы, ресурсы)

Доход на капитал называется процентом .

Предпринимательская деятельность . Вознаграждение предпринимателю есть прибыль.

Информация это все знания и сведения, необходимые для квалифицированной экономической деятельности. Доход от информации – прибыль.

В экономике большую роль играют такие факторы как информация, общая культура, наука, социальный фактор.

Ключевыми понятиями производства являются понятия товар, услуга.

Товар – это продукт труда, произведенный для продажи и обмена.

Услуга – это результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлетворение потребностей.

Измерители экономической деятельности

Основные измерители экономической деятельности содержатся в системе национальных счетов это совокупность статистических экономических показателей, характеризующих величины совокупного продукта и совокупного дохода и позволяющих оценить состояние экономики страны .

I Валовой национальный продукт (ВНП) – это суммарная рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах, за определенный период времени. Измеряется в денежном выражении, учитывается только конечная продукция. Считается измерителем экономики как целого. На основе ВНП рассчитывается: ВВП, чистый национальный продукт, национальный доход.



II. Валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны в течение года, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

ВВП отличается от ВНП на величину чистых факторных доходов из-за рубежа. Они равны разности между доходами, полученными за рубежом и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны. Различается реальный ВВП , когда его объем выражается с поправкой на инфляцию в неизменных ценах произведенных продуктов, и номинальный ВВП, когда его объем измеряется в текущих ценах.

III Чистый национальный продукт – это рыночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определенный период. Его получают путем вычитания из стоимости ВНП стоимость потребленного капитала (амортизация)

IV Объем ВВП на душу населения – это ВВП: количество граждан. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран.

3 вопрос: Понятие экономического роста, его факторы

2.11 Понятие ВВП. Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели).
13.1 . Макроэкономические показатели – сводные, обобщающие, усреднённые по экономике в целом показатели объёмов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста, инфляции.
Система национальных счетов – это совокупность статистических экономических показателей, характеризующих величины совокупного продукта и совокупного дохода и позволяющих оценить состояние экономики страны.
Макроэкономические показатели позволяют :

1) измерять объём производства в каждый конкретный момент времени;

2) определять факторы, непосредственно влияющие на функционирование;

3) путём сравнения факторов в течение нескольких лет прослеживать динамику и делать прогнозы дальнейшего развития экономики;

4) разрабатывать государственную экономическую политику .
Виды экономических величин и показателей: объёмные (количество продукта) и качественные (отношение двух величин).
В большинстве стран объём годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (с 1988 г. и в России).
13.2 . Валовой национальный продукт (ВНП ) – это сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом .
Не все товары, произведённые в данном году, окажутся проданными: часть из них может пополнить запасы, но, поскольку они произведены в этом году, они учитываются в ВНП.
ВНП измеряется в денежном выражении, так как вся продукция разнородна.
В ВНП включаются продажи !!! только конечных продуктов, исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта. Это позволяет исключить двойной счёт и завышенную оценку ВНП.
Конечная продукция – это товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи.
ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведённых в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитывается ещё несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход .
13.3 . Чистый национальный продукт (ЧНП ) – это рыночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определённый период.
ЧНП = ВНП – стоимость потреблённого капитала (амортизация ).
13.4 . Валовой внутренний продукт (ВВП ) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.
Различают два показателя: реальный ВВП, тогда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.
При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.
Методы подсчёта ВВП :
1) по расходам : суммирование всех произведённых в обществе расходов, включающих потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны);

2) по доходам : суммирование всех доходов в обществе: косвенные налоги , заработная плата (кроме зарплат государственных служащих, так как они выплачиваются из государственного бюджета), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи;

3) по добавленной стоимости : по стоимости, складывающейся в процессе производства на данном предприятии и характеризующей его реальный вклад в создание конечного продукта; включающей зарплату и прибыль; суммирование добавочных стоимостей по всем отраслям и видам производства в экономике.
!!! Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения .
13.5 . Чистый внутренний продукт (ЧВП ) – отражает производственный потенциал экономики и включает только чистые инвестиции и не включает стоимость потреблённого капитала (амортизацию).
ЧВП = ВВП амортизация .
13.6 . Национальный доход – это исчисленная в денежном выражении стоимость созданного в стране в течение года совокупного продута.
Национальный доход = ВНП – (амортизационные исчисления + косвенные налоги).
Национальный доход = ЧНП – косвенные налоги.
Национальный доход = все факторные доходы = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.
13.7 . Личный доход (ЛД) – это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).
13.8 . Располагаемый личный доход (РЛД) – это доход используемый, т. е. находящийся в распоряжении домохозяйств.
РЛД = ЛД – индивидуальные подоходные налоги (ИПН).

Экономический цикл, рост и развитие.

14.1 . Экономический рост .

14.1.1. Что такое экономический рост ?

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.

1) Надо иметь в виду только реальный ВВП, потому что номинальный ВВП может расти, но инфляция, а значит, и цены могут расти ещё быстрее, и в результате реальный ВВП может даже уменьшаться.

2) Подсчитывать ВВП нужно не только в абсолютных значениях, но и на душу населения, так как население может вырасти, и тогда на душу каждого жителя даже при росте абсолютных размеров ВВП будет приходиться меньше.

3) Только долгосрочное увеличение ВВП можно считать экономическим ростом.

14.1.2. Факторы экономического роста :

1) земля (природные ресурсы);

3) капитал.

14.1.3. Типы экономического роста :

1) интенсивный (увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности);

2) экстенсивный (увеличение ВВП за счёт количественного увеличения использования ресурсов; в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но ещё неиспользованные ресурсы).

14.1.4. Факторы интенсивного экономического роста :

1) научно-технический прогресс (НТП);

2) повышение капиталовооружённости труда;

3) повышение квалификации и образовательного уровня работников (человеческий капитал);

4) рациональное распределение ограниченных ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные);

5) проявление эффекта масштаба производства (укрупнение производства повышает его эффективность).

Человеческий капитал – оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

Эффект масштаба – снижение удельных затрат на выпуск продукции при укрупнении производства, определяет нелинейность зависимости затрат от объёма выпуска; характерен для обрабатывающей промышленности.

14.2 . Экономичесое развитие .

Для описания ситуации в бедных странах применяется понятие экономическое развитие. Причина, по которой экономическая наука ввела для обозначения процессов в менее богатых странах мира термин «развитие », состоит в том, что эти страны вынуждены решать в период роста несколько иные задачи, чем богатейшие страны мира :

1) создание промышленности (индустриализация);

2) развитие городов и переселение в них значительной части сельского населения (урбанизация);

3) повышение культурного и образовательного уровня населения;

4) создание экономической инфраструктуры;

5) развитие хозяйственных механизмов страны;

6) формирование среднего класса;

7) создание системы правовой защиты бизнеса.

«Порочный круг бедности » - проблема, характерная для развивающихся стран, состоящая в том, что низкий доход не позволяет осуществлять сбережения, а следовательно, инвестиции в масштабах, необходимых для развития производства, увеличения доходов. В итоге бедность порождает бедность.

!!! Экономический рост ≠ экономическое развитие. Экономический рост является лишь одной из составляющих процесса экономического развития. В процессе экономического развития экономика проходит не только фазы роста, но и фазы спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объёмов производства.

Экономическое развитие = экономический рост + спад.

14.3 . Экономические циклы .

14.3.1. Циклы – регулярно повторяющиеся периоды в развитии природы и общества. Различают природные, производственные, научно-технические, экономические, экологические циклы. Экономические циклы – помимо циклов экономической активности – включают циклы демографические, инновационные, структурные, управленческие. Экологические циклы являются результатом взаимодействия природных и экономических циклов.

Экономический цикл – это попеременное чередование подъёмов и спадов в движении реального ВВП. Период развития от одного кризиса до другого.

14.3.2. Фазы экономического цикла :

1) подъём, 2) кризис, спад, или рецессия, 3) депрессия, 4) оживление.

1) Экономический подъём : почти полная занятость активного населения; постоянное расширение производства всех товаров и услуг. В какой-то момент совокупное предложение начинает превышать совокупный спрос.

2) Экономический спад , или рецессия: сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение ВВП.

Рецессия – спад производства или замедление темпов его роста.

Экономический кризис – нарушение в ходе развития экономики; проявляется в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы , нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах и др.

3) Депрессия : экономика, достигнув дна, топчется на месте, потому что нужно время, чтобы она стала понемногу набирать обороты.

Депрессия – застой в экономике, характеризуемый отсутствием подъёма производства и деловой активности , низким спросом на товары и услуги, безработицей; обычно возникает после и в результате экономического кризиса; депрессия после кризиса свидетельствует, что экономический кризис перешёл в завершающую фазу и следует ожидать оживления, а затем и подъёма экономики.

4) Оживление : растёт спрос; промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу; торговля заказывает всё больше товаров; растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Стагнация – застой в экономике, производстве, торговле, предшествующий спаду, сопровождающий спад.

14.4 . Причины экономических кризисов .

14.4.1. Внешние (экзогенные) причины :

1) войны, из-за которых экономика перестраивается на производство военной продукции, привлекаются дополнительные ресурсы и рабочая сила, а по окончании войны наступает спад;

2) воздействие других внешних факторов, например т. н. нефтяных шоков, когда нефтедобывающие страны объединились в один картель – ОПЕК – и резко подняли цены на нефть, чем вызвали самый большой за послевоенное время мировой кризис гг.;

3) крупные нововведения (железные дороги, автомобили, электроника), оказывающие большое влияние на инвестиции, производство, потребление, уровень цен;

4) пятна на солнце, которые влияют на урожайность сельскохозяйственных культур, а неурожаи могут привести к кризису всей экономики.

14.4.2. Внутренние (эндогенные) причины :

1) монетарная (денежная) политика правительства (большое количество денег порождает инфляционный бум, а недостаточное их количество сокращает инвестиции и ведёт к спаду производства);

2) изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса (появляются кардинально новые товары, а производителям старых товаров приходится закрывать производство и перебрасывать ресурсы в другие отрасли);

3) сокращение производства, вызванное накоплением больших запасов из-за низкого спроса или высоких цен = совокупное предложение превышает совокупный спрос.

14.5 . Виды кризисов (в зависимости от причины ):

2) структурный кризис (связан с рождением новых отраслей и технологий и отмиранием старых);

3) конъюнктурный кризис (связан с цикличностью колебания спроса и предложения на рынке);

4) сезонный кризис (порождён технологической спецификой некоторых отраслей производства).

Экономические кризисы XIX в. (кризисы перепроизводства) возникали, когда предложение превышало платёжеспособный спрос и начиналось перенакопление капитальных ресурсов.

Виды перенакопления :

1) товарное перенакопление (образуются излишки нереализованной продукции, товарной массы);

2) перенакопление капитала (избыток производственных мощностей); 3) денежное перенакопление.

Важнейшей особенностью кризиса гг. было совпадение кризиса перепроизводства, вызванного массовым производством , со структурным кризисом.

14.5.2. Современные кризисы .

Особенность современных кризисов – с ростом открытости национальных экономик и процессами глобализации мирового хозяйства национальные кризисы перерастают в мировые (кризисы гг., гг., гг., гг., гг., начала 90-х гг. XX в., 2008-??? гг.).

14.6. В XIX в. европейские экономисты подметили волнообразные колебания экономической активности с периодом в 7-11 лет («торгово-промышленные циклы» Жуглара). Карл Маркс (1818 – 1883) в «Капитале» раскрыл природу этих колебаний, связав их с особенностями капиталистической экономики, периодически приводящим к кризисам перепроизводства.

Николай Кондратьев () раскрыл более продолжительные циклические процессы в экономике – волны длительностью в 48-55 лет («длинные волны» Кондратьева).

Примерные границы больших циклов («длинных волн») .

В юридической литературе выражение «источник права» используется в двух различных значениях - в значении «материального источника права» (источника права в материальном смысле) и в значении «формального источника права» (источника права в формальном смысле).

Под «материальным источником права» при этом имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что, согласно

400Раздел V

соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, - те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д.

Под «формальным источником права» имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права.

В данной главе речь идет о «формальных источниках права», которые в литературе обозначаются также термином «форма права».

Источники (формы) права - это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.

Официально-властная (государственная) определенность тех форм, в которых содержание действующего права находит свое внешнее выражение, объективацию и существование, придает источникам права и праву в целом институциональную определенность и упорядоченность. Это означает, что нормы действующего права (его нормативное содержание) содержатся лишь в определенных (официально признанных) источниках права, которые представляют собой официально определенные (институционализированные) формы закрепления и существования норм права.

Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права.

В целом (применительно к разным системам права) известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина (так называемое «право юристов»), религиозный памятник («священные книги» различных религий), нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право.

Правовой обычай (обычное право) - это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права.

Государственное санкционирование обычая и превращение его в правовой обычай, т.е. в источник позитивного права, может осуществляться различными способами. Возможно, на-

Глава 3 Источники права401

пример, фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные органы (суд, администрация, представительный орган) в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Государственное санкционирование обычаев зачастую осуществляется в официальной письменно-документальной форме - путем признания в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.

Но возможно и иное соотношение между действующим правом и обычаем, когда в нормативно-правовых актах прямо формулируются конкретные правовые положения, которые непосредственно воспроизводят содержание тех или иных сложившихся обычаев. В этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника права (в виде обычного права), а с нормой нормативно-правового акта как источника права другого вида. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда в системе прецедентного права обычай кладется в основу судебного решения и тем самым приобретает официальное значение судебного прецедента как источника прецедентного права.

Судебный прецедент - это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Право принимать решения, имеющие значение прецедента, имеют лишь высшие судебные инстанции (в соответствии с установленными правилами прецедента). Судебный прецедент является основным источником права в национальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного) права.

Юридическая доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов». Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до XIX в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права.

402Раздел V

Религиозный памятник в качестве источника права - это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и сунна (изречения пророка Мухаммеда) являются двумя главными источниками мусульманского права.

При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) - это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право - с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам.

Нормативно-правовой договор как источник права - это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права.

Нормативно-правовой акт - это письменный правоуста-новительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права. Своим правоустановительным характером (установлением новых норм права) нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обращений и т.д.) неправового характера.

Нормативно-правовые акты являются основным источником права в системах права романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России.

Существует множество видов нормативно-правовых актов. Но в своей совокупности они как отдельный источник права в рамках той или иной национальной системы права образуют определенную иерархическую систему актов различной юридической силы.

По своей юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Во главе иерархической системы нормативно-правовых актов стоит закон - прежде всего Конституция как основной, высший закон, а после Конституции (и ниже ее) стоят остальные законы.

Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает Конституция. Она принимается особым путем - посредством референдума (всенародного голосова-

Глава 3. Источники права403

ния), Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным органом (парламентом) в специальном (усложненном) порядке.

Законы принимаются, как правило, парламентом (высшим представительным и законодательным органом страны). Некоторые, наиболее важные законы принимаются путем референдума.

В странах романо-германской правовой семьи закон выступает в качестве основного и главного нормативно-правового регулятора общественных отношений. Объектами законодательной регуляции здесь являются наиболее важные и существенные общественные отношения, имеющие основополагающее значение для жизни общества и устанавливаемого в нем правопорядка.

Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означает, что они должны приниматься на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего - конституции страны.

Соотношение различных подзаконных нормативных актов также строится по принципу иерархии - с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов. При этом юридическая сила и сфера действия подзаконных нормативно-правовых актов определяется законодательно установленным местом и властно-функциональным значением соответствующего государственного органа (или должностного лица) в общей системе исполнительной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-правовые акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать нормативно-правовым актам вышестоящих органов государственной власти.

Естественное право как источник позитивного права - это официально признанные государством и закрепленные в его конституции и законах естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека и права народа.

Уже римские юристы считали естественное право (наряду с правом народов и цивильным правом) составной частью действующего права и олицетворением его справедливости. Говоря о различных смыслах слова «право», юрист Павел (Д.1.1.11) писал: «Во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, - каково естественное право» . Подобная трактовка правового смысла и значения естественного

404Раздел V . Доктрина и догма позитивного права

права была существенным компонентом римской юридической доктрины («права юристов»), которая в свою очередь являлась одним из основных источников римского позитивного права.

Во многом так же обстояло дело и в последующей истории западноевропейского позитивного права (в средние века и в Новое время), одним из основных источников которого всегда была юридическая доктрина, в той или иной форме включавшая в себя (помимо чисто легистских концепций) идеи и принципы естественного права.

Существенные изменения и в этом плане происходят в период буржуазных преобразований и формирования новых национально-государственных систем права. В этих новых социально-исторических условиях естественные права человека и права народа получают прямое закрепление в законах (в декларациях, иных учредительных актах, конституциях и т.д.), приобретают официальную общеобязательную юридическую силу и становятся самостоятельным источником национально-государственной системы действующего позитивного права.

Впервые такое прямое официальное признание и законодательное закрепление естественных прав человека и прав народа нашли свое выражение в «Декларации независимости США» (от 4 июля 1776 г.), в которой, в частности, содержатся следующие положения: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство...» .

Процесс такой законодательной позитивации (официального признания и закрепления) естественных прав получил свое дальнейшее развитие во французской «Декларации прав человека и гражданина» (от 20 августа 1789 г.), в которой закреплены следующие естественные права человека: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах... Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» .

Глава 3. Источники права405

В этом русле развивалось и последующее (особенно в XX в.) конституционное признание и закрепление естественных прав человека и прав народа в качестве основополагающего источника действующего национального права.

Так, ст. 1 «Основного закона ФРГ» (от 23 мая 1949 г.) гласит: «Человеческое достоинство ненарушимо. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти. Немецкий народ в силу этого признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого общества, мира и справедливости в мире. Нижеследующие основные права обязывают законодательство, исполнительную власть и правосудие как непосредственно действующее право» .

Естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека в качестве непосредственно действующих, имеющих приоритетное значение во всей системе позитивного права и обязательных для государства в целом (всех ветвей и органов власти), нашли свое официальное признание и закрепление и в Конституции Российской Федерации 1993 г. (см. ст. 2, 17, 18 и сл.).

Естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека, официально признанные и закрепленные в конституции и иных правоустанавливающих государственных актах, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права данного государства и обладают высшей юридической силой. В случае коллизий они обладают приоритетом по отношению ко всем остальным нормам всех других источников позитивного права, которые должны соответствовать (как минимум - не противоречить и не нарушать) официально признанным естественным правам и свободам человека. Также и нормы конституции государства не должны противоречить признанным и закрепленным в ней естественным (прирожденным и неотчуждаемым) правам и свободам человека.

Естественное право (естественные права и свободы человека), приобретая посредством конституционного признания позитивно-правовую силу, продолжает одновременно оставаться естественным правом, которое, по логике его соотношения с позитивным правом и по юридическому смыслу соответствующих конституционных положений, имеет исходное и приоритетное правовое значение.

406Раздел V . Доктрина и догма позитивного права

Каждая национальная (национально-государственная) система права, наряду с другими особенностями, отличается и своеобразием источников действующего (позитивного) права. Вместе с тем различные национальные системы права, входящие в ту или иную правовую семью, имеют и некоторые общие черты, которые присущи и соответствующим источникам права. В российской системе права, как и в других системах права, относящихся к романо-германской правовой семье, в современных условиях основным источником права являются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты).

Определенную роль в качестве источников российского права играют также нормативно-правовой договор и обычное право (санкционированные государством обычаи).

Приоритетное значение в системе источников современного российского права имеют официально признанные и закрепленные в Конституции РФ естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека.

Хотя в самой Конституции РФ не используется понятие «естественное право», однако закрепленные в ней основные права и свободы человека являются именно естественными правами и придают конституционному правопониманию естественноправовой характер. Об этом свидетельствуют, в частности, положения ст. 2 Конституции о человеке, правах и свободах человека как «высшей ценности» и ч. 2 ст. 17 о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Позитивно-правовое значение и приоритетный характер основных прав и свобод человека закреплены в целом ряде статей Конституции РФ (ст. 2, гл. 2). Так, ст. 18 Конституции гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести,

Глава 3. Источники права407

свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др.

Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Это означает конституционное признание позитивно-правового значения всех общепризнанных в современном международном праве и международных пактах естественных прав и свобод человека.

В целом присущее Конституции РФ новое (естественно-правовое) правопонимание подразумевает и означает, что признанные и гарантированные в ней основные права и свободы человека имеют исходное, определяющее и приоритетное значение по отношению ко всем остальным источникам (и нормам) действующего в РФ позитивного права, включая и правоположения самой Конституции РФ. Согласно Конституции РФ (см. ст. 2, 17, 18, 55), все действующее в РФ позитивное право, вся правоустановительная, правозащитная и правопримени-тельная деятельность государства должны определяться требованиями признания и соблюдения прав и свобод человека, соответствовать этим требованиям, не противоречить им.

В этом и состоит основной правовой смысл закрепленной в Конституции РФ своеобразной естественноправовой концепции правового закона в условиях правового государства.

Соотношение между естественными правами человека как источником действующего права и Конституцией РФ как основным и главным нормативно-правовым актом РФ определяется следующим образом. С одной стороны, конституционное признание и гарантирование естественных прав и свобод человека придает им позитивно-правовое значение в рамках системы действующего в РФ позитивного права, причем именно исходное, приоритетное и определяющее правовое значение (в соотношении прав человека с другими источниками и нормами позитивного права). С другой стороны, эти конституционно признанные и гарантированные естественные права и свободы человека (в силу конституционного признания их исходного приоритетного и определяющего правового значения) приобретают высшую юридическую силу в системе источни-

408Раздел V . Доктрина и догма позитивного права

ков и норм всего действующего в РФ позитивного права, в которую входят и положения самой Конституции РФ. В позитивно-правовом плане это, согласно самой Конституции РФ, означает, что общепризнанные естественные права и свободы человека обладают приоритетом (т.е. более высокой юридической силой) в случае их коллизий с другими положениями Конституции РФ и нормами всех других источников действующего в РФ позитивного права.

Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и вместе с тем является главным право-устанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права.

В Конституции РФ установлены основы конституционного строя и федеративного устройства страны, сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправления, предусмотрен порядок внесения поправок в действующую Конституцию и принятия новой Конституции. В Конституции (во II разделе «Заключительные и переходные положения») урегулированы также некоторые другие важные вопросы, связанные с вступлением в силу Конституции 1993 г. и прекращением действия прежней Конституции.

Все нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) должны соответствовать Конституции РФ. Важную роль в плане обеспечения этого требования играет Конституционный Суд РФ. Согласно Конституции (ч. 6 ст. 125), правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

В системе нормативно-правовых актов после Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы.

Законодательная власть в РФ (право издавать общефедеральные законы) принадлежит Федеральному Собранию (парламенту) РФ - высшему представительному и законодательному органу РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Общефедеральные законы делятся на два вида - федеральные законы и федеральные конституционные законы.

Глава 3. Источники права409

Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. При этом закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации и несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Но в отношении федеральных законов Президент РФ обладает правом отлагательного вето, и он может отклонить принятый федеральный закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные законы делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы. Кодекс - это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права. В качестве примера можно сослаться на Гражданский кодекс РФ (часть первая - от 30 ноября 1994 г., часть вторая - от 26 января 1996 г.), Семейный кодекс РФ (от 29 декабря 1995 г.), Уголовный кодекс РФ (от 13 июня 1996 г., вступил в силу с 1 января 1997 г.), Воздушный кодекс РФ (от 19 марта 1997 г.) и др.

Основную массу федеральных законов составляют обычные (некодификационные) законы, регулирующие отдельные, наиболее важные общественные отношения (или определенную

410Раздел V Доктрина и догма позитивного права

взаимосвязанную совокупность таких отношений). К таким законам относятся, например, Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 14 апреля 1995 г.), Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (от 5 сентября 1997 г.) и др.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ. Всего Конституция предусматривает необходимость принятия четырнадцати таких законов. Часть из них уже принята (например федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), а некоторые другие (например федеральные конституционные законы о Конституционном собрании, об изменении статуса субъекта РФ и др.) еще предстоит принять.

Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные законы: федеральные законы, согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 76), не могут противоречить федеральным конституционным законам. Конституция РФ (ч. 2 ст. 108) устанавливает и более сложный (чем это предусмотрено для федеральных законов) порядок принятия федеральных конституционных законов. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Применительно к федеральному конституционному закону у Президента РФ нет права на отлагательное вето. Поэтому принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

К подзаконным нормативно-правовым актам РФ относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции и иные нормативные акты федеральных министерств и ведомств РФ.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов РФ наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента РФ. Такие нормативные указы Президента РФ (как и его ненормативные указы и распоряжения), согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 90), «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Нормативные указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов общественной и государственной жизни. Они, как и ненормативные указы и распоряжения Президента РФ, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Глава 3. Источники права411

Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть, издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. При этом распоряжения Правительства РФ издаются по оперативным вопросам и являются, как правило, актами индивидуального характера (не устанавливают норм права). Постановления Правительства РФ принимаются по основным направлениям осуществления федеральной исполнительной власти и носят нормативный характер. В качестве примера можно сослаться на Постановление Правительства РФ от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственого сектора экономики Российской Федерации». Постановления Правительства РФ (как и его ненормативные распоряжения) издаются, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 115), «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации». В случае их противоречия указанным актам постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Центральные органы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства) наделены правом в случаях и пределах, установленных актами вышестоящих органов, издавать различные нормативно-правовые акты - приказы, инструкции, положения, уставы и т.д. К числу таких актов относится, например, Приказ Министра юстиции РФ «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (от 25 января 1999 г. № 20, зарегистрирован в Минюсте РФ 19 февраля 1999 г., регистрационный номер 1712) 1 . Эти нормативно-правовые акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикации в установленном порядке, если они затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер. Правительство РФ может отменить акты (нормативные и ненормативные) центральных органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, законам РФ, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации составляют значительную часть действующих в стране

412Раздел V Доктрина и догма позитивного права

нормативных актов. Согласно Конституции РФ (ст. 76), субъекты РФ издают свои нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) как по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, так и по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ (см. ст. 72 Конституции РФ).

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ (см. ст. 71 Конституции РФ) и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (см. ст. 72 Конституции РФ). В этих случаях при противоречиях между федеральным законом и актами субъектов РФ действует федеральный закон.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В этих случаях при противоречиях между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

В республиках, входящих в состав РФ, принимаются такие нормативно-правовые акты, как конституции соответствующих республик, законы, акты главы исполнительной власти в республике, постановления республиканского правительства, акты республиканских министерств и ведомств.

В иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) принимаются следующие нормативно-правовые акты: уставы соответствующих субъектов РФ, законы, акты главы администрации и других органов исполнительной власти в этих субъектах РФ.

В круг нормативных актов как источников права входят и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, издаваемые ими в соответствии с действующим законодательством. Хотя органы местного самоуправления, согласно Конституции РФ (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, но они наделены законодательно (в порядке делегированного государством нормотворчества) отдельными государственными правомочиями, в том числе и правом на издание ряда нормативно-правовых актов по вопросам местного значения. Так, представительным органом местного самоуп-

Глава 3. Источники права413

равления или непосредственно населением принимается устав муниципального образования. В нем, в частности, определяются виды, порядок принятия и вступления в силу других нормативно-правовых актов органов местного самоуправления - актов представительного органа и должностных лиц местного самоуправления.

Закон РФ от 12 августа 1995 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8) предусматривает обязательную государственную регистрацию устава муниципального образования в порядке, установленном законом субъекта РФ. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его положений Конституции и законам РФ, законам соответствующего субъекта РФ. Отказ в государственной регистрации устава может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

В качестве одного из самостоятельных источников права в РФ выступает нормативный договор, т.е. договор, содержащий нормы права. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Заметную роль в качестве источника действующего права играют и внутригосударственные договоры. Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 11), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется как самой Конституцией РФ, так и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, согласно Конституции РФ (раздел II - «Заключительные и переходные положения»), действуют положения Конституции РФ.

К разновидностям нормативного договора как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права, а также нормативные договоры в области гражданского права.

Обычный договор в области гражданского права определяется в ст. 420 ГК РФ как «соглашение двух или нескольких лиц

414Раздел V . Доктрина и догма позитивного права

об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». Такой обычный договор - это акт реализации действующих норм права, имеющий индивидуальный характер и значимый лишь для конкретно определенных лиц, а не акт установления новых норм права. Подобные договоры являются актами индивидуального, а не нормативного (нормо-устанавливающего) характера, и поэтому они не являются источниками права.

Нормативно-правовое значение (в смысле договорного источника права) имеет так называемый публичный договор в области гражданского права, который определяется в ГК РФ (п. 1 ст. 426) как «договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.д.)». Положения такого публичного договора (его условия и т.д.) распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих положений (норм) соответствующего публичного договора.

По существу под публичным договором имеется в виду типовой или примерный договор, содержащий общие положения (нормы), обязательные для всех конкретных договоров в рамках данного типа договоров. Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ, «в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)». Примерные условия подобных нормативных договоров «могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия», и опубликованы в печати (ст. 427 ГК РФ).

В ряде случаев в качестве источника права в РФ выступает обычное право, т.е. санкционированные государством обычаи. Так, по российским законам (Консульскому уставу, Кодексу торгового мореплавания) признается правовое значение некоторых международных обычаев, например, сложившихся портовых обычаев о порядке и продолжительности погрузки и разгрузки судов и т.д. В сфере гражданского права правовое значение обычаев делового оборота признано действующим ГК РФ. Так, п. 5 ст. 421 ГК РФ гласит: «Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой,

Глава 4. Правоустановление (правотворчество)415

соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон». При этом под «обычаем делового оборота», согласно ГК РФ (ст. 5), имеется в виду сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не имеют правового значения и не подлежат применению.

Гипермаркет знаний >>Обществознание >>Обществознание 10 класс >> Источники права

МЫСЛИ МУДРЫХ

« Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон - это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого».
В. Гюго (1802- 1885), французский писатель

26.ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Может ли ваш школьный учебник стать источником права? Может ли естественное право стать источником позитивного права? Почему нормативные акты имеют разную силу? Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

В правоведении понятие «источник права» - одно из «вечных»: оно существует сотни лет, eгo веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира. Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки: источник воды, нефти, света, жизни , мысли, слухов, а также источник всех бед или исторический источник. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, что дает начало чему-либо, откуда исходит что-либо.

Право также имеет свое начало. Давайте узнаем, где находится eгo источник.

ЧТО ТАКОЕ ИСТОЧНИК ПРАВА

Право берет свое начало в жизни человека и общества, eгo источником, говоря научно, служит объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля нapoда, воля государства.

Естественно, что право, когда оно становится юридической реальностью и начинает функционировать, должно иметь доступную форму выражения. Внешнюю форму выражения права, а точнее, eгo официального закрепления принято называть формой права. Форма дает нам возможность получить знания о содержании права.

В современном правоведении понятия источник права и форма права чаще вceгo отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться.

Итак, источники права - это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.

Разумеется, когда мы говорим о внешней форме права, следует помнить, что существует и внутреннее eгo cтpoение, согласно которому право распределяется по отpacлям, институтам, нормам, о чем вы уже хорошо знаете.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

долгую историю права было выработано множество различных форм eгo закрепления. Не удивительно поэтому, что правоведы определяют разное количество источников. Традиционно же в группу основных включают правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт. Следует также отметить, что крупнейшие coвpeмeнные правоведы (академик В. С. Нерсесянц, профессор С. С. Алексеев и др.) к числу основных источников относят естественное право.

Правовой обычай (или обычное право) по времени возникновения предшествует всем другим источникам. Нeкoторые правовые обычаи сохранили свое действие до наших дней.

Правовой обычай можно определить как вошедшее в привычку народа правило поведения, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует eгo соблюдение своей принудительной силой.

Понятно, что не каждый обычай становится нормой права. Вряд ли может стать источником права, скажем, обычай справлять именины или обычай кричать молодоженам: «Гopькo!» А тем более обычай кровной мести. Гocударство соглашается при знавать и защищать только то, что считает полезным для себя.

Признание обычая и превращение eгo в норму права осуществляется разными путями. Иногда государство caнкционирует обычай в официальной, документальной форме. Так, в гражданском кодексе РФ есть статья 5, в которой признается так называемый «обычай делового оборота», т. е. не предусмотренное законом правило поведения, кoтoрое складывается и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности (конечно, если это правило не нарушает никаких других законов).

Но может быть и другой путь: обычай нигде дoкумeнтально не закреплен, а государство фактически, хотя и нeофициально («молчаливо») санкционирует eгo. Так, суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет. В целом же следует отметить, что у нас в России этот источник права распространен очень мало.

Судебный nрецедент еще называют юридическим прецедентом, а также правом судей или судебным правом. Прецедент в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел.

Представьте себе ситуацию: судья рассматривает дело, но в законах страны нет необходимой именно для данного случая нормы права. Как быть? Вот в этом случае судья сам принимает решение, руководствуясь, конечно, общими принципами права, своим мировоззрением, моральными цeннocтями, опираясь на свой опыт и житейскую мудрость. Если принятое судьей решение окажется достаточно убедительным образцом при рассмотрении аналогичных дел, оно становится судебным прецедентом. Таким образом, получается, что суд не только применяет, но и сам создает правовые нормы.

Судебный прецедент служит одним из основных источников права в таких странах, как Англия, США, Канада, Австралия . В Советском Союзе судебный прецедент вообще не признавался в качестве источника права. И только в coвременной России он стал постепенно входить в практику.

Нормативно-правовой акт . Eгo полное название звучит так: нормативно-правовой акт государственных opгaнов. Для краткости обычно употребляют термин «нopмaтивный акт». Но в уме всегда следует держать мысль: все нормативные акты издаются или санкционируются только органами государства, наделенными соответствующей кoмпетенцией - правом устанавливать, а также изменять или отменять правовые акты.

Итак, нормативно-правовой акт - это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Внимательно вдумавшись в определение нормативногo акта, вы сумеете увидеть eгo безусловные преимущества перед другими источниками. Прежде вceгo, это дoкумент официальный, исходящий от государства. А это значит, что в каждом акте содержится и через нeгo выражается государственная воля. Отсюда, как вы понимаете, мнoгoe проистекает: и eгo общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нapушителей правовых норм, закрепленных в нормативном акте.

Есть и другие особенности. Правотворческие органы имеют возможность оперативно издать, изменить или отмeнить нормативно-правовой акт. К тому же, поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию. Это требование записано в Конституции РФ (ст. 15), оно обязательно, ибо только после публикации нормативного акта государство может требовать исполнения содержащихся в нем норм права. Наконец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы eгo формулировки не только были точны и понятны, но и толковались бы однозначно, без двуcмыcленности. (Подумайте почему.)

Естественное право как источник реально действующего в стране (позитивного) права - это при рожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в eгo конституции и других законах.

Роль eстecтвeннoгo права в качестве одного из источников действующего (позитивного) права была осознана еще римскими юристами. В последующей истории идеи и принципы eстecтвeннoгo права оказывали постоянное влияние на развитие действующего европейского права. В эпоху буржуазных революций и преобразований в Eвpoпе и Америке, о которых вы знаете из курса Новой истории, естественные права человека получают прямое закрепление в нормативных актах - декларациях, конституциях и иных документах. Впервые в истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление в знаменитой Декларации независимости США от 4 июля 1776 г., провозгласившей образование новoгo гoсударства. А в 1789 г. Учредительным собранием Франции была принята не менее знаменитая Декларация прав человека и гражданина, также официально закрепившая естественные и неотъемлемые права человека. Начался новый, поистине выдающийся с точки зрения идей гумaнизма, этап в развитии права: естественное право приобретает официальную общеобязательную юридическую силу и таким образом становится самостоятельным источником действующего (позитивного) права.

В ХХ в., после ужасов Второй мировой войны, этот процесс пошел особенно активно. Почти во всех странах Европы, а затем и у нас в России (в 1993 г.) естественные права и свободы человека получили конституционное признание и закрепление в качестве основополагающего источника действующего национального права.

При этом важно помнить: во-первых, естественные права человека, будучи официально признанными и закрепленными в конституции, занимают самое высокое, ведущее место в иерархии источников действующего права данного государства (глава 2 нашей Конституции целиком посвящена неотчуждаемым правам человека; а в ч. 1 ст. 135 укaзано, что положения этой главы «не мoгут быть пересмотрены Федеральным Собранием» (как вы думаете, почему?). Вo-втopыx, естественное право, получив конституционное при знание и силу действующего права, тем не менее продолжает одновременно оставаться естественным правом, а значит, по самой своей сути, своему гуманистическому потенциалу продолжает играть роль императива по отношению ко всему остальному массиву действующего права.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Нормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы и 2) подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта.

А юридическая сила акта определяется тем, какой из гoсударственных opгaнoв eгo издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный opгaн занимает в общей системе правотворческих opгaнoв страны, или, как гoвoрят, eгo компетенцией, объемом полномочий. (В ходе дальнейших рассуждений вы это поймете.)

Законы. В зависимости от юридической силы уcтaнaвливается строгая система соподчинения - иерархия нормативных актов. Высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам обладают законы. Bepховенство законов объясняется тем, что их принимает только высший законодательный opгaн страны - Федеральное Собрание - парламент РФ. В исключительных случаях законы принимаются путем референдума - вceнaродного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации - Основной закон.

Итак, закон - это нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Законы призваны регулировать важнейшие стороны общественных отношений.

Все законы Российской Федерации по масштабам cвoей компетенции делятся на федеральные законы (их действие распространяется на всю территорию страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия понятен - только территория субъекта Федерации).

В стране действует множество законов. Но не следует думать, что внутри «армии законов», если говорить образно, царит анархия. Напротив, здесь соблюдается строжайшая дисциплина, или, как обычно говорят, субординация (соподчинение) .

По своей значимости, или, иначе говоря, по положению в иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы:

1) на самой вершине находится Конституция РФ - Основной закон: ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции, в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене;

2) на ступеньку ниже (т. е. обладают меньшей юридической силой) располагаются федеральные кoнcтитуциoнные законы, которые регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, или, как говорят, к предмету ведения Конституции РФ,- Закон «О чрезвычайном положении», Закон «О выборах Президента РФ», Закон «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «О Правительстве РФ» и др. Эти вопросы уже освещены в Конституции (например, гл. 4, 5), но в общих чертах; конституционные законы помогают сделать это глубже, детальнее.

Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции, иначе они не имеют юридической силы и подлежат отмене;

3) третья группа - текущие (или обычные) федеральные законы, которые регулируют всю массу остальных важнейших вопросов жизни общества. Это, например, гражданский кодекс РФ («кодекс») в буквальном смысле - «собрание законов», в современном пони мании это закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, относящиеся к одной отрасли права; в гражданском кодексе РФ, в частности, собраны все самые важные нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения), Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон «Об aкционерных обществах» и др. Текущие федеральные законы не должны противоречить двум предыдущим видам - Кoнституции РФ и конституционным федеральным законам.

Следует коротко сказать о соотношении федеральных законов и законов субъектов РФ.

Поскольку мы живем в федеративном государстве, у нас действуют как федеральные законы, так и законы субъектов РФ. Конституция РФ (чтобы устранить соперничество) в ст. 71 -76 Cтpoгo разграничивает порядок и пределы действия тех и других законов (как выражаются юристы, разграничивает компетенции).

Знакомясь с содержанием названных статей, вы вCтpeтите термин « предметы ведения ». Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли нaродного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти - федеральной или субъекта РФ. Конституция четко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что - в ведении ее субъектов. Для этого все предметы вeдения разделены на три вида:

1) есть предметы ведения РФ; понятно: к ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства, кoтoрые регулируются федеральной властью (см. ст. 71 Конституции РФ). По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не мoгут им противоречить;

2) есть пред.м.еты coвмecмнoгo ведения РФ и субоекта РФ. Сам смысл формулировки подсказывает, что есть вопросы, которые решаются совместно федеральной гocударственной властью и властями субъектов РФ (подробнее см. ст. 72 Конституции РФ). По предметам cовмecтнoгo вeдения издаются федеральные законы и законы субъектов РФ. Понятно, что законы субъектов РФ не мoгут противоречить федеральным законам, принятым по предметам coвмecтнoгo ведения;

3) наконец, вне пределов ведения РФ, а также coвмecтнoгo ведения субъекты РФ осуществляют свое собственное правовое регулирование - принимают свои законы (или подзаконные акты). И вот тут-тo в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ (ч. 6, ст. 76). Например, ecли субъект РФ в пределах своей собственной право вой компетенции издает нормативный право вой акт, скажем, об устройстве музея национального искусства , то федеральный закон не может отменить этот акт по вполне обоснованной (в правовом смысле) причине: этот вопрос не является предметом ведения РФ. Однако - обратите внимание - ни один закон (или подзаконный акт) субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ. Почему? Ответ на этот вопрос вы уже знаете.

Подзаконный акт - удивительно точное название. Оно ясно сообщает нам, что подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической силой, чем закон (нaxoдится под законом, ниже закона). И действительно, подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) исходят не от законодательной власти. Их принимают opгaны исполнительной власти, а также должностные лица - Президент, Правительство, министры и дp.- в пределах своей нормотворческой компетенции. Из этого положения вы легко сделаете вывод, что подзаконные акты должны приниматься только на основании и в точном соответствии с законом, и прежде вceгo Основным.

Нетрудно сделать еще один вывод: соотношения между различными подзаконными актами также строятся по принципу иерархии - с учетом их юридической силы. А юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государcтвeннoгo opгaнa (или должностного лица), издавшего акт, т. е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти. Поэтому здесь тоже должна соблюдаться строжайшая дисциплина: подзаконные акты нижестоящих государственных opгaнoв (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают, конечно, указы и распоряженuя Президента РФ. В них определяются основные направления внутренней и внешней политики страны. Почему они обязательны к исполнению на территории всей страны и почему они не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам, вы вполне аргументированно можете ответить сами.

Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администраций других ее субъектов принимают нормативные акты разных наименований указы, распоряжения, постановления и др.

Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлении, с помощью которых управляют хозяйственной и социально-культурной жизнью. Если же эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента РФ, то они подлежат... Закончить фразу предлагаем вам самим.

Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти cтpoгo в пределах своих полномочий издают инструкции и постановления, регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты мoгут быть отменены Правительством РФ.

Нормативные акты издаются также органами мecтнoгo самоуправления обычно в форме решении. Понятно, что они не должны противоречить нормативным актам вышестоящих opгaнoв. Заканчивая разговор об источниках права, еще раз подчеркнем положение Конституции - Ocнoвнoгo закона - в иерархии нормативных актов.

Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов прежде вceгo потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России. Свою силу наша Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путем вceнародного голосования - референдума (12 декабря 1993 г.).

Задачи, которые решает Конституция в качестве главнoгo источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституциoннoгo строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших opгaнoв власти.

Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Ocнoвным законом, они не мoгут ему противоречить. Наконец, Основной закон служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех opгaнoв государственной власти и должностных лиц.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Полученные знания дают вам возможность понять, где берет свое начало право, откуда eгo нормы получают свою юридическую силу и почему они обладают разной юридической силой. Стремитесь при менять эти знания. Получив, например, из рук государственного служащего какой-либо подзаконный акт, внимательно изучите eгo и постарайтесь определить, соответствует ли содержание акта положениям закона и Конституции. Если обнаружите между ними противоречие, вы не обязаны исполнять eгo требования и способны это доказать в суде, опираясь на статью закона.

2 Прислушивайтесь к тому, что происходит в гocудapcтвенной Думе, ибо это главный правотворческий opгaн страны. Вceгдa интересуйтесь, какие новые законопроекты предлагают депутаты. Обдумывайте критически их предложения, сопоставляйте с требованиями прежде вceгo Конституции РФ. В этом состоит одно из проявлений вашей гражданской позиции.

3 Вы знаете, что с принятием Конституции РФ ecтecтвенное право приобрело в нашей стране юридическую силу и стало источником действующего права. Это не только имеет oгpoмнoe общественное значение, но и кaсается вас лично: ведь за вами официально закреплены все современные права и свободы человека и гражданина. И конечно, обязанности (ибо нет прав без обязанностей). Учитесь пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности. В этом, пожалуй, главное проявление вашей гражданской позиции.

ДОКУМЕНТ

Фрагменты ряда документов, служащих источниками права.

Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди paвны по рождению, что они наделены творцом определенными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Статья 1 . Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.
Статья 2 . Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Преамбула. Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека... как они определены Декларацией 1789 г.

<...> Статья 2 . Республика признает и гарантирует нeотъемлемые права человека...

Статья 1 . Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без кaкoгo бы то ни было различия...

<...> (2) Немецкий народ... признает нерушимые и нeотчуждаемые права человека как основу всякого человечеcкoгo сообщества...

Конституция Королевства Испании (27 декабря 1978 г.) <...> Статья 10.
1. Достоинство личности, неотчуждаемость ее нeотъeмлемых прав... являются основой политического порядка и социального мира.
2. Нормы об основных правах и свободах, признаваемых Конституцией, должны рассматриваться в cooтвeтcтвии со Всеобщей декларацией прав человека...

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.)
<...>Статья 17.
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина coг ласно общепризнанным принципам и нормам...
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какая идея объединяет все названные документы?
2. Назовите источник права, служащий для них ocновой.
3. Какие из приведенных документов включают права, получившие силу действующих юридических норм? Почему?
4. Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующегo (позитивного) права. Объясните почему.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что в правоведении принято называть источником права? Дайте характеристику основных источников права. В чем coстоят преимущества нормативного акта?
2. Каким путем ecтественное право становится источником действующего в стране права?
3. На какие виды разделяются нормативные акты? Чем определяется юридическая сила нормативного aкта?
4. Охарактеризуйте иерархию законов РФ.
5. Разъясните смысл термина «предмет ведения». Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам cовмecтнoгo ведения?
6. Что такое подзаконный акт? Какова иерархия подзаконных актов РФ?
7. Охарактеризуйте положение Конституции РФ В иерархии нормативных актов.
8. Каковы ocнoвные задачи Конституции РФ как главного источника права?

ЗАДАНИЯ

1. Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в

В чём суть нормативного подхода к праву?

Нормативный подход к праву является трактовкой права как систему правил или норм (потому нормативный). Эти правила и нормы регулируют общественные отношения и исходят от государства (только у государства есть право законодательной инициативы).

Нормативный подход основан на теории позитивного права (где право – формальное закрепление законов). В рамках этого подхода, государство является единственным источником норм, а значит и права. Нормативный подход не признает естественное право, так как все права и свободы установлены по воле государства.

Охарактеризуйте основные особенности естественного права.

Естественные права человека не приобретаются, а являются априорными. Невозможно лишить человека естественных прав, потому что эти права неотчуждаемы (их никто не давал, чтобы забирать). Естественные права: право на жизнь, свободу слова, мысли, передвижения и так далее.

Естественное право рассматривает закон как проявление права. Кстати, источником или основанием для существования закона является естественное право.

Какими путями естественное право становится юридической реальностью?

Источники этого лежат еще в Античной философии, когда права поделили на природные и приобретенные. Затем в конце 18 века идея о естественных правах развивалась сильнее, до законотворчества. К примеру, мы все знаем Декларации (французская и американская) в конце 18 века. Много позже в 1948 году, после продолжительных войн и кризисов мир принял Всеобщую декларацию прав человека. Конституции государств планеты были подчинены декларации, приобрели специальные разделы о правах человека и гражданина в отдельной стране.

Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.

Потому что и естественное право, и позитивное право правы (с одной стороны) и весьма противоречивы – с другой. Естественное право подразумевает априорные права человека на свободу, а позитивное право регламентирует те права, которые человек приобрел в государстве (как известно, государство появилось не в тот же день, что и человек).

В чём гуманистический смысл естественного права?

В том, что естественное право слабо подвержено влиянию нормативного подход и, в большей степени, это отражает права на свободу, справедливость и гуманизм. Это отражение настоящей сущности права, ведь есть нормы «не выходят» из естественного права, то это уже не правовые нормы, а воля государства, которое не всегда для народа. В общем, естественное право не дает злоупотреблять нормами и позитивным правом.



Просмотров